автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.08
диссертация на тему:
Культурологическая мысль Грузии на рубеже Востока и Запада

  • Год: 1995
  • Автор научной работы: Деметрадзе, Марине Резоевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.08
Автореферат по искусствоведению на тему 'Культурологическая мысль Грузии на рубеже Востока и Запада'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Культурологическая мысль Грузии на рубеже Востока и Запада"

На правах рукописи

ДЕМЕТРАДЗЕ Марине Резоевна

СУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ГРУЗИИ 5 НА РУБЕЖЕ ВОСТОКА И ЗАПАДА

17.00.08. - история й теория культуры

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Москва - 1995

Работа выполнена на кафедре . .теории культуры, этики и эстетики Ноокозокого Государственного Университета Культур«

Научный руководитель - кандидат, философе к их наук,

профессор Ибрагимов Р, И. Официальные оппоненты - доктор философских наук,

профессор Григорьян Э.Р.

Ведусая организация - Кафедра культурологии , . ИГКЗМ

Зав™ с'0,™тс" —' —<•

на заседании диссертационного совета К 092.07.03 по присувдени ученой степени кандидата наук.при Московском государственном университете культуры по адресу: 141400, Ч>сковскач область, Хиыки-6, ул.Библиотечная, 7.

С диссертацией моено ознакомиться в научной библиотеке университета.

Автореферат разослан " " 1995 г.

Ученый секретарь диссертационного совета кандидат философских наук,

профессор Р. И. Шраги.чоп

ОБЩ^Я ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

1. Актуальность тёш исследований

Важнейшая рдя культурологии проблема диалога культур, их вза-мовлияния и .взаимодействия, родилась в великих общественных и [деологических битвах. В практике Ьздей возник вопрос о том, су-(ествует ли историческое единство( ч1ловечества и сложилось пояима-ие значимости международных связей.| Мыслители, ученые; все. кому ороги судьбы человечества! стали Задумываться о мировом единстве о последствиях культурных влияний. В наи век. полный обществен-о-политических потрясений, вопрос о встрече национальных культур, х взаимодействии приобрел особую актуальность, он сегодня волну-г миллионы людей во всем мире..

Переход к новой, многосторонней картине всемирной истории и (временной культуры бйл подготовлен расширением человеческих зна-!й о прошлом и услехами этнографии, они позволили осознать, что [инство всемирно-исторического процесса создается, во-первых, од-порядковым'характером социологических законов, действующих в зличных обществах, и, во-вторых, мировыми культурными конгакта-, неуклонно возрастающими в ходе истории. Уже древнейший период тории человечества свидетельствует о наличии известного единства повзческой культуры. Это было не столько единообразие, .сколько изобразив - начатки культуры, которыми располагали предки совре-того человека, были крайне скудными и нерасчлеяенными. сиикрз-шнчи. Положение начинает меняться в верхне-палеолитичэскуу* эгш становится совершенно иным е неолите и в век металла. Вс^гст

ют первые локальные культуры, в отдельных случаях яркие культур! различия. И уже с самого момента возникновения локальных кулы начинается межплеменной обмен - первый шаг человечества на п; международных культурных связей.

Формы конкретно-исторического проявления этих связей ие! лись. Народы, вырвавшиеся вперед, не собирались поджидать отстг ших. Множественность человеческих обществ и культур выступила I отрицание первоначального единства. Единство мировой истории исчезло, но оно сохранялось как абстракция общности путей развит различных народов. Ее конкретизация осуществлялась по мере расп рения международного культурного ;общения и взаимовлияния, обусж ливавшего сложение сил различных культур; в этом процессе ас трактное единство истории обретало плоть и кровь. Развертывав этого процесса в наши дни обнаруживается со всей наглядностью, I казывая,'что человечество идет по пути становления мировой кулы ры. которая явится его общим достоянием. Но оно не будет однотс ным, оно сохранит многокрасочность, коренящуюся в особенностях и циональных культур. Сохранение этой многокрасочности разнообраз в условиях все более динамичного межнационального культурного с мена обеспечивается, не гладко, наталкивается на трудности, на пр тиводействие унифицирующих тенденций. Возникают противоречия, по час питающие острые межнациональные конфликты. Разрешение эт противоречий требует глубокого изучения исторического опыта разв тия межнационального культурного взаимодействия, исследования е закономерностей и требований, обращенных к социальной практике.

действия и взаимного влияния локальных культур, как в н-чиионаг но«, так и в региональном аспектах этих процессах, привлекают вн

гае представителей разных отраслей гуманитарного знания - от фи-зофии до истории отдельных видов искусства. В многочисленных ра-гах по истории художественной литературы, театра, изобразительно искусства и архитектуры, музыки и т.д. Так Ran иначе затраги-;тся вопрос о взаимосвязи национально-особенного и общечелове-

¡кого, о различных формах обмена эстетическими ценностями1*. Не*

ю опубликовано работ, обобщенно характеризующих развитие между-юдных культурных связей - не только в области искусства, но и в гих сферах культуры2>.

Нас особенно интересовали труды, посвященные истории и состою культурных связей между странами Востока и Запада, поскольку позволяло подойти к. конкретному осмыслению роли Грузии в раз-

1) См., например: Всемирная история литературы. - М., 1989. --5: Всеобщая история искусств. - М.. 1966. - Т.1-2; Всеобщая >рия фхитектуры. - М.. 1963. - Т. 1-2; Веселовский А.Н. Истори-:ая поэтика. - Л., 1940; Журавлев В. В. Мир художественной куль-(. - М.. 1987; Каган М.С. Морфология искусства. Историко.-теоре-юкое исследование внутреннего строения мира искусства. - Л., ; • и др.

2) См.: Артановский С.Н. Историческое единство человечества и мное влияние культуры. - Л., 1967; Арутюнов С.А. Народы и гуры. - М.. 1983; ' Арнольдов А.И. Человек в мире культуры. -1993; Бромлей Ю. В. Мировая культура: традиции и современность.

1991; Гумилев Л. Н. Вмечеловечность или национальность куль- М.. 1990: и др.

I ' • ■

)

■ ' . * . . ■ йтш международного культурного взаимодействия1 . Вместе с тем

источниками для решения этой задачи явились материалы, прямо или

косвенно указывающие на эту роль, содержащиеся в произведениях

■ 1

грузинских авторов2 ?. 1

Цель и задачи исследования.

Анализ использованной литературы убедил нас в том, что значение Грузии как своеобразного моста,- соединяющего культуры Востока и Запада, если и отмечалась в опубликованной литературе, не стала Предметом специального рассмотрения. Стремление заполнить этот пробел определило цель нашего исследования. Она заключается в том, чтобы показать, каким образом на разных этапах истории грузинского народа его мыслители способствовали становлению и развитию взаимодействия между культурами Востока и Запада. Для достижения этой цели были вычленены следующие исследовательские задачи;

1) Выделить основные этапы исторического развития Грузии, соотнеся их с принятой в науке периодизацией мировой истории; охарактеризовать общие для Грузии и ряда восточных и европейских стран черты Средневековья, Ренессанса, Нового времени.

1) Восток-Запад: Исследования. ^Переводы. Публикации. - М.. 1989; Взаимодействие культур Востока и Запада.. - И.. 1987; Взаимодействие культур Востока и Запада. - М.. 1991; Конрад Н.И. Запад и Восток. - М.. 1972.

2) Проанализированы сочинения Л.Чавгавадзе. Г. Орбелиани, Г.Це ретели и других грузинских писателей, труды выдающегося философа Ш.И. Нуцубидзе, философов К. К. лпциаури, А. Г. Бакрадзе, Ш. Г.Какулия. историков В.И.Гонрекапи, Д.Керизишвили, культурологов О.И.Джиоева, 11.3. Чазчавадзе, Л.Л.Челидзе и других.

(

2) Выяснить, как менялось на этих этапах место Грузии в международных отношениях, как складывались ее связи с другими странами.;

3) Определить сущность курьтурн и ее роль в системе, международных связей.

! 4) Раскрыть диалектику национально-особенного и общечелове-геского в национальной культуре грузинского народа. .процессов сох-■анения этнических традиций и обновления, связанного с освоением енностей других национальных культур.

5) Выявить роль выдающихся мыслителей Грузии в сближении вос-очного и западного и западного миропонимания. ■ Методология исследования.

Методологической основой решения указанных задач явился комп-жсный подход, позволивший сочетать традиционный сравнительный -тет'ико-искусствоведческий'анализ с культуроведческим. т.е. более стемным по своему характеру. Академик Н.И.Конрад провозгласил зцс о "крушении старого востоковедения", ориентировав исследова-

I

лей на^^зучение не только культуры того или иного народа или ре-эна. но и ее взаимосвязей с культурами других народов и регио-з. При этом взаимодействующие культуры следует представлять в их гастности, не сводя к тем или иным отдельным их компонентам, «ем. только художественной литературе или только к философии и

Мы стремились следовать этим принципам, пытаясь показать вза-действие культур не только как объективный процесс, но и его ажение в индивидуальном сознании конкретных людей. :, Принципы комплексного подхода применены к анализу материалов :сичёских культур Востока и Запада с учетом преемственности по |щению к классическому философско-лигературкому и фольклорному

наследию грузинского народа.

; I

. Научная новизна исследования

Она заключается прежде всего в самом выборе в качестве предмета исследования роли Грузии в развертывании взаимодействия культур Востока и Запада. Предлагаемая диссертационная работа являете: по-существу первым опытом исследования этого взаимодействия на ма терйале культуры Грузии рассмотренной в ее внутренних и внешни связях. .'.'■'

- По-новому применяется сравнителыю-типолсгический метод, г сих пор апробированный в основном в литературоведении и языкозш нии. Развитие его как сравнительно-культуроведческого, потребовг ло: а) представить национальные культуры не по -отдельности, ..не к< локальные,' замкнутые в себе, а' в культурно-исторической перспект ве крупного многонационального региона: б) рассмотреть взаимодей .твувдие национальные культуры в контексте некоторых тенденций м рового культурного процесса; в) важную роль здесь играет, рассмс рение в диссертации различных национальных вариантов вырзяет универсальных (общечеловеческих) идей, образцов, тем. сюжетов, с туаций. сравнения друг с другом этих разнонациональных варианте!

- Принципы сравнительного кульгуроведения ллссергячг приме: ет впервые к материалу, отражающему органическую сЬязь искуссге философии в национальной культуре Грузии. Зто позволяэт са:нос ронне охарактеризоёать взаимодействие грузинской культуры с др^ мл нацирчальнннй культурами, ее вклад в мировой культурней' пр01

- В диссертанчи введенн в няуучнй оборот материалы не то. характерные для культурологически* р$бот. но и данные, постав.

- о -

I

i

мые такими смежными дисциплинами, как этнография, этнопсихология и этнопсихолингвистика.

Теоретическое ц практическое значение исследования

i

i

, Развиваемые в диссертации научные положения, полученные в результате анализа выводы могут быть использованы: а) для развития сравнительного культуроведения как особой научной, дисциплины: б) длй пропаганды достижений национальных культур Кавказа, в. особенности заметных в сравнении с развитием культуры Грузии; в) для дальнейшей разработки темы "национальное и общечеловеческое в культуре" при 'совершенствовании учебных программ и создании учебных пособий по культурологии;

1 Учет результатов представленного в диссертации исследования может содействовать повышению эффективности мероприятий, направленных на практическое развитие международных культурных связей.

Основное содержание работы

Текст диссертации изложен на '188 страницах машинописи, библиография - 114 наименований. Диссертация состоит из введения, 2-х глав, заключения и библиографии.

■ Во введении мотивирован выбор темы, определены цели и задачи исследования, показана его новизна, актуальность, теоретическая и практическая значимость.

Глава I - "Проблема единства и множественности культуры" -посвящена определению вынесенных в eé загаловке понятий, раскрытию их содержания, отправным в системе этих понятий является понятие

"культуры".

В центре культурологии стоит, человек и его творения. Все созданные человеком материальные и духовные формы принадлежат к области культуры. Не отменяя биологические потребности и импульсы, культура очеловечила их их приучила человека жить в особой среде -социальной. Чтобы раскрыть понятие культуры, необходимо соотнести его с понятием общества. Общество - это люди и системы связей и взаимоотношений между ними. Культура - это созданная человеческими руками и человеческим разумом среда, в которой протекают социальные взаимоотношения.

Определить понятие культуры 'пытались многие философы, этнографы, социологи и .писатели. Предложенные ими формулировки отражают дух определенной эпохи и связаны с мировоззрением мыслителей, их предложивших. Можно объединить все имеющиеся толкования понятия культуры в три основные группы":

1) Первую группу можно назвать "философско-антропологичес-кой". Определения, входящие в нее, связаны наиболее тесно с древнейшим этимологическим значением латинского слова "сиНигга". которое ^ первоначально обозначало культивацию почвы. Позже оно приобрело более широкое значение "совершенствования души". В этом смысле употреблял его Цицерон. Мысль о культивации души затем приняла более глубокую форму идеи о культуре как сознательном и целенаправленном совершенствовании природных задатков человека способностей, коренящихся в его социальном бытии. Человек кои. субъект культуры выступает наиболее осязаемо именно в этеи подчоя* к кулмчов. что и дало нам основание обозначить его кпк И$ив?--тпр ,п- логический" .

2) Вторую гр'л; ;у можно назвять "фыкч'тегг-'г."!" р т>-

-1 10 -

ятие возникло в кемейкой идеалистической философии ХУШ-ХП вв. го гносеологической основой является представление о иировбм лухр его природной материализации я]румене я феномене). Культура, с гой точки зрения, это^объективированный дух, внутренняя сущносн гловеческих идей, сделанных челдвект вецей, привычек и навыков >ловека.

Духовные и материальные компонента культуры спаяны воедино.

шествует общественно-историческая, практика человека. Его культу

- воплощение этой практики в матёриалыю-духовных Формах. Сле-

зт также помнить, что 'материалов, из которого человек создает

7Ьтуру, является природа, Культура - это направленное человечес-

/

! усилие, в.процессе которого меняется не только окружающий че-¡ека природный мир, первоначальный объект этого усилия, но и сам овек. ■ Культура необходима обществу, ибо она позволяет ему забить свои достижения, воспитать молодое поколение регулировать синения между своими членами и создать условия для их труда и эчества.

3) Третья группа определений - "этносошологическая". Их вве->тнографн и-социологи. Классическим здесь является определение, рым открывается "Первобытная культура" Э.Б.Тайлора: "Культура, цивилизация, в широком этнографическим смысле слагается в оба елоч из знания, верований, искусства, нравственности, эчксчсв. эев и некоторых лругих слособностей и привычек, уеп'игвгоч • ;см к?к »ленои с>5я<?птпч''. В основе этносоипопопг'ггкогп »¡„гд-о культуре г ¡'иг1 р.-чл-чл на нее как гл ^•»окурчсгть ' г,т• > ■ В, ПрС1РГ!'^'ЧиР'-: Сг'-''\-г )!.ЧЧЯТ>К' УуИГГ/рЧ ГТМ'>"Н' !■■!'

Г- ■!, п .."'¡Р !'"Ч ' * <">!/' ',ТГ"?;1Г'<:! Г' ТЧ'Ч" : '' !"'.'"< :•'<

- !"?[-г. Г.. ;; - ■ г[ I • ■ I; >'т "

Культура как достижение человечества представляет собой, кг и само человечество - единство многообразного. .Человечество - Э1 система этросов. каждый из которых представляет собой "историчест слоящвиуюсц совокупность людей. обладающих общими, относителы стабильными особенностями культуры (в том числе языка) и психик! а также сознания своего единства и отличия от других таких же о' разоващЩ"1*. Нация - форма, этноса, более развитая, чем тают предшествовавшие ей, его формы как племя и народность, следов тельно, национальный характер - это стадиальная разновидность х рактера этнического, которому присущи относительно устойчивые ос бенности, сохранявшиеся на протяжении развития данного этноса ч рез все социально-экономические формации. Национальное своеобраэ обнаруживается не столько через сумму внешних факторов жизни и С та, сколько через Фактор внутренний, выражающийся в психичеол складе человека.

Однако национальный характер нельзя сводить к его уйтойчивс этническому ядру. В процессе становления нации на это ядро, в 1 тором коренится ее своеобразие, наслаиваются пласты, образован] в результате ее взаимоотношений с другими нациями, в,процессе э' взаимоотношений нации обмениваются достижениями культуры. Каж. из них добавляет и этническому ядру своей культуры новые ценное образованные благодаря творческому освоению достижений пру культур.

В искусстве зто проявляется наиболее наглядно,- каждый хул ник не только что-то воспроизводит, продолжал традицию, но й п наводит нечто новое, впитывая импулюн, илучч» от измрцеиий в я

1) Ероилей И.в Этнос и этнография. - М.. 1975. - С 37.

мыв такими смежными дисциплинами, как этнография, этнопсихология и-этнопсихолингвистика.

Теоретическое и практическое значение исследования

1

, • Развиваемые в диссертаций научные положения, полученные в результате анализа выводы могут быть использованы: а) для развития

*

сравнительного культуроведения как особой научной дисциплины: . б) длй пропаганды достижений национальных культур Кавказа, в особенности заметных в сравнении с развитием культуры Грузии; в) для дальнейшей разработки темы "национальное и общечеловеческое в культуре" при 'совершенствовании учебных программ и создании учебных пособий по культурологии:

' Учет результатов представленного в диссертации исследования может содействовать повышению эффективности мероприятий, направленных на практическое развитие международных культурных связей.

Основное содержание работы

Текст диссертации изложен на '188 страницах машинописи, библиография - 114 наименований. Диссертация состоит из введения. 2-х глав, заключения и библиографии.

; Во введении мотивирован выбор темы, определены цели и задачи исследования, показана его новизна, актуальность, теоретическая и практическая значимость.

Глава I - "Проблема единства и множественности культуры" -посвящена определению вынесенных в ее загаловке понятий, раскрытию их содержания. Отправным - в системе этих понятий является понятие

)

"культуры". .

В центре культурологии стоит, человек и его творения. Все созданные человеком материальные и духовные формы принадлежат к 'области культуры. Не отменяя биологические потребности и импульсы, культура очеловечила их их приучила человека жить в особой среде -социальной. Чтобы раскрыть понятие культуры, необходимо соотнести его с понятием общества. Общество - это люди и системы связей и взаимоотношений между ними. Культура - это созданная человеческими руками и человеческим разумом среда, в которой протекают социальные взаимоотношения.

Определить понятие культуры -пытались многие философы, этнографы, социологи и .писатели. Предложенные ими формулировки отражают дух определенной•эпохи и связаны с мировоззрением мыслителей, их предложивших. Можно объединить все имеющиеся толкования понятия культуры в три основные группы:

1) Первую группу можно назвать "философско-антропологичес-кой". Определения, входящие в нее. связаны наиболее тесно с древнейшим этимологическим значением латинского слова "сиПигга", которое первоначально обозначало культивацию почвы. Позже оно приобрело более широкое значение "совершенствования души". В этом смысле употреблял его Цицерон. Мысль о культивации души затеи приняла более глубокую форму идеи о культуре как сознательном и целенаправленном совершенствовании природных задатков человека и способностей. коренящихся в его социальном бытии. Человек тс суСьехт культуры выступает наиболее осязаемо именно в пен р?ачод- л гуи-пое. что и дало нам основание обозначить его кчк -.тпг- "* готический".

2) Вторую ГрУ1;.;у МОЖНО тЗВЯП, ГГСГ' :* ' ?«•> 'Г-

и своей 'нации и от\развивавщи^ся связей с другими нациями. Эти вязи позволяют художнику, представляющему искусство данной нации, ознакомиться с различили вариантами художественного выражения бщечеловеческих ценнос\,ей - таких как свобода любовь, дружба и .д. - появившимися в 'других национальных культурах. Знакомство с ими стимулирует поиск н^рвых граней данного национального "духа", редопределяя в чем-то е'^.о будущее развитие (А.Н.Илиади). То есть, озданный художником обрар. отражая человеческие типы эпохи, возв-' ащает их обратно, в жизш с "прибавлением", участвует в дальней-ем развитии человеческой личности, национального типа. Постепенно роявления национального .характера, воспитанные в себе творческой ичностью, в той или иной мере становятся достоянием основной мас-а членов данного этноса', входят в их повседневный быт. Так проис-эдит развитие национального характера, в частности, благодаря заимосвязи национальных культур, их взаимообогаценив.

Переплетение национально-особенного с обдам, характерным для азннх нащй, особенно ощутимо проявляется в культуре народов, ^прикасающихся друг с другом в рамках одного региона. Это подт-эрждается в §'.3 первой главы, который посвящен судьбам культуры задаций народов Кавказа.

Глава П - "Роль Грузии в развитии философской мысли" - посвч-;на выяснению принципов характеристики национального своеобразия эугинской культуры в его отношении я общечеловеческому солержа-ш. В этой глав? покчзане. что каждый нчрод лолж?н соупячя'ь не-юнчльрнз культурнее традиции, не отвергая культуру па гее" ее югообгя'ии. и«лсопв<,кое выражение эт^го тр°бо«ен!'я можно гыра-!ть, рвссматрцрпл отгоне"''? ячлиечлтучч к срорй этнической cpytme ж отношение единичного к особенному, а "ац-'и к человечеству -

Kaic особенного к общему. Особенное (национальное своеобразш

¡¡[сличает в себя и эмпирическую единственность данного и тёореп

1

чеокую необходимость закона. Это относится как р националы^ культуре в целом, так и к ее части - художественной культуре ш цию. Поскольку между искусством и жизнью имеется структурное сос ветствие, постольку и в структуре художественного образа мы впра! искать те хе три основных компонента: личностное - национальное общечеловеческое.

Далее предпринимается попытка проследить как разрабатывала! диалектика этих категорий применительно к ценностям культуры гр; зинскими философами. Каждая национальная культура относительна своих конкретных проявлениях (например, в отдельных "носителя) национального характера), но в то же время обладает и абсолютш общечеловеческим достоинством. Поэтому можно сказать, использ; удачную мысль Н.3. чавчавадзе, что национальная культура ценна пос тольку, поскольку как-то причастна к абсолютной ценности (общеч« ловеческой культуры) и "светится ее светом"-. Национальная культур обладает относительной ценностью в каждую данную конкретную истс рнческую эпоху ее существования, но в то же время содержит в сеС и момент вечного, вневремешшого, иначе говоря, она содержит в се бе нечто исторически ограниченное, преходящее, обусловленное эпс хой. но в то же время и безусловное, непреходящее, вечное.

Своеобразие национального характера и его образа заключаете а том. что. с одной стороны, это есть нечто целое, а с другой -то же время раздваивающееся на противололоаиые моменты положитель «ого и отрицательного, . активного и пассивного, действенного и со зерцательного/ прогрессивного и консервативного.. Однако этот общи дастулат действенен при глубоком и всестороннем учете конкретны

ловий места и времени.' Это означает, что. например, активное, и■

!

ссивное начало мы можем обнаружить в каждой, национальной культу-но в силу определенных социально-исторических условий, в одном /чае доминирующим оказывается активное волевое начало, а & дру-< - превалирует пассивное. . |

': Проведенный во второй главе анализ развития отечественной ¿туры в. ее взаимодействии с греческой, римской, византийской. .

<* 4

янской и русской, культурами! показывает как реализовалась в ис-ии диалектика национального и общечеловеческого, как она прояв-ась в мифах,. сказаниях, фольклорных образах, в произведениях • зсиков' грузинской литературы. В трудах грузинских философов обвивается тенденция искать прежде всего сходство разных нацио->ннх культур, не абстрагируясь при этом от национальных разли-Это позволяло выявлять и общее и, в то же время, особенно, не ая в крайности национализма.

Национальные особенности видения мира у, разных народов преде-т при таком подходе как нечто проявляющееся не только- в дета-5ыта8% обычаев, но и специфике выражения таких общих для людей наций сторон мировоззрения как отношение к универсуму (бытию юм). к природе, лизни и смерти, отношение индивида к общест-: самому себе (в том,числе к своему внутреннему миру). Вариан-ражения таких- отношений не "придумываются",' они объективно югся" в ходе развития этноса/ • •

Национальная специфика заметна не только "изнутри" нации, но стороны" - поэтому художники иногда прибегают к. инонацио- ' -м темам, т.е. отображают другое видение мира (мироотноше-тем самым оказывая как бы двойную пользу.. Духовным опытом ,•" ■о народа они обогащают опыт своего родного, т.е. расширяют

его. делают его более универсальным, уводят его от национальной ограниченности к универсальной, общечеловеческой значимости.

В такое обогащение ошта своего народа большой ( вклад внесла грузинские философы. Осваивая и перерабатывая образцы восточного мышления, представленные, в частности, в буддизме Петр Ивер (Псевдо-Дионисий) , Иоаны Лаза. Иоанн Петрици много сделали для сближения принципов этого мышления с принципами западного мышления, наведшими выражение в античной философии, а затем в христианской теологии. помогло решении этой задачи то. обстоятельство, что эти философы владели как грузинским, так и греческим языками; что создавало возможности для переводов грузинской литературы и проникновения в Западную Европу и влияния на ее культуру идей', не только грузинских авторов, но и известных им восточных мыслителей.

В диссертации показано, что начало традиции содействия сближения культуры Востока и Запада п оложила уже грузинская мифология. Об этом свидетельствует сопоставление персонажей гёроически) легенд Древнего Востока (Гильгамеша), Древней Грузии (Амирани) I Древней Греции (Прометея). При сходстве этих персонажей отмечаете! и то, что у Амирани'появляются черты, отличающие его от восточной "собрата", но присущие и Прометее. Это - пример проявления так на зываемой эстетической интерференции, когда волны культурного взаи модействия разнонациональных, разновременных образов в чем-то га сят, а в чем-то усиливают взаимные колебания. Сохраняется основна конструкция сюжета и характеров из старого образа, но под давлени ем другого видения новый автор начинает изменять мотивы поступков Фабульные перипетии, характеры. Нечто подобное такой интерференш обнаруживается и в области философского творчества. Уже на ег ранних этапах это проявлялось в различии трактовок одного и тог

же "начала11 - воды - се восточной трактовки как некой идеальной субстанции до представления Фаледа о ней как материальном начало -представлении, появившемся уже в Древней Грузгои Единство своеобразия и шроты кругозору, в поле которого оказывались культуры народов и Востока, и Европы, оставалось характерной чертой грузине -кой философии, сохранившейся и в Йовое время.

В Заключении дйссертации систематизируются высказанные в ней 1деи и формулируется ряд выводов.

1. Первый из них состоит в утверждении, что роль грузинской ультуры как посредника м|жду культурами Востока и Запада проявля-

I .

ась на разных этапах истории: уже до начала нашего тысячелетия -мифологии, в периоды средневековья и Ренессанса - в творчестве этра Ивера, Иоанна Лаза, Иоанна Петрици (идеи последнего отразись в поэзии Шота Руставели). Эта традиция нашла продолжение и е; Щ-Х1Х вв. в творчестве С.Орбелиани, А. Багратиони. И. Батонилзилн. Додашвили.

2. Исторический опыт духовного развития Грузии показывает, чт-зникновение идеи национального своеобразия как теоретической облемы для каждой конкретно-исторической культуры есть свиде пьство становления культурного самосознания данной нации, и оно «временно есть открытие собственной культурно-исторической роли ;удьбах других народов, своего места во всемирной культурной коми.

3. Существенные предпосылки диалектики национального и обяч-овеч^ского в культуре стихийно осознавались прогрессивными мне-елями у*е с др^енгй^нх времен и чем дальне, тем отчештее. Нт-мыю? своеобразие все более яшо воспринималось как национал Форма (способ) выражения общечеловеческого содержания.

4.. Важнейшими инструментами осознания диалектики националы .го и общечеловеческого являются философия и выражающая ее идеи ) дожественная литература. ■ Поскольку сознание человека 'не тол! "отражает мир. но и творит его", постольку в'культуре художеств« нре сознание и отражает характер данной нации, и творит его в; I честве действенного духовно-культурного фактора.

5. Интенсификации осознания единства общего и особенного национальной культуре способствует применение методов сравните, но-культуроведческого анализа. В качестве какового предлагав' сопоставление различных национальных форм видения одной и той общечеловеческой ситуации: отношений человека к универсуму (-бы1 в целом), природе, обществу, другому человеку, семье, к самому бе. Дифференциация данной культуры.по этим "основным каналам" ловечесКого отношения к миру даст возможность конкретно выявить действительно общечеловеческую сущность через анализ общих сто; и. в то же время, через выявление специфических особенностей выражения.

6. Развитие национальных культур существенным обрразом об ловливается их взаимодействием друг с другом. При этом каждая циональная культура обладает своими собственными специфическ корнями, обусловленными географической средой, социально-эконо ческим укладом, образом жизни, верования, бытом, традициями, о чаями. Сравнительно-культуроведческий подход, постоянно . обращав к этим историческим корням.

7. Культурологический и энтопсихологический планы исследо ния культуры должны быть дополнены эстетическим. Полнота эсте ческой картины мира для национального культурного сознания пред лагает основательную разработку принципов отражения в художеств

:х образах истории н^пии. ее важнейших событий, типов личн:.;/-'1.. рактерных для различных исторических периодов, родной пнр;п1 ' Д.

8. Культура Грузив и Кавказа воплощает в себе "Западно-1 с; чкый синтез" на конйрЦтно-исторйческом уровне. С одной оторопи 1 опирается на свой национальный, фольклор-, свси\ этнические три дай, с другой стороны на освоение опыта мировой духовной К7ль~ ш. культуры Запада и Востока. Поэтому изучение грузинский кут.ь ш дает большой материал для выявления оптимальных Форм ят -у ■ :и национального и общечеловеческого.

Основные положения диссертационного исследования изло-ены е ликациях:

1) "Тбилисоба это прошлого". - Журнал "советский Союз" а б 1), 1989. стр.5.

2) "Дарите друг другу дзеты". - Журнал "совгтский Со»?', !1 1; 3), 1989. стр.35.

3) философия в керамике. - Иурнач "Советский С'•»:!". '"I 9(486) ), ст. 53. ■