автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Культурологический анализ любви в свете работ В. С. Соловьева и Н. А. Бердяева

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Беликова, Марина Васильевна
  • Ученая cтепень: кандидата культурол. наук
  • Место защиты диссертации: Челябинск
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
Диссертация по культурологии на тему 'Культурологический анализ любви в свете работ В. С. Соловьева и Н. А. Бердяева'

Текст диссертации на тему "Культурологический анализ любви в свете работ В. С. Соловьева и Н. А. Бердяева"

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ

На правах рукописи

БЕЛИКОВА МАРИНА ВАСИЛЬЕВНА

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛЮБВИ В СВЕТЕ РАБОТ B.C. СОЛОВЬЕВА И H.A. БЕРДЯЕВА

Специальность 24.00.01 - теория культуры.,

ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание ученой степени кандидата культурологии

Научный руководитель: действительный член МАИ, доктор философских наук, профессор, заслуженный работник культуры РФ B.C. ЦУКЕРМАН

Челябинск -1998

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................3-14

ГЛАВА 1. ЛЮБОВЬ В СИСТЕМЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ВЕДУЩИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ РУССКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ B.C. СОЛОВЬЕВА И Н.А. БЕРДЯЕВА

1.1. Любовь, ее смысл и значение в философии и теории Вечной Женственности B.C. Соловьева........................................15-43

1.2. Содержание категории любви-эроса у Н. А. Бердяева..... 44-71

ГЛАВА! ЛЮБОВЬ КАК ОБЪЕКТ

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

2.1. Природа и сущность любви. Содержательный анализ

категории любви..........................................................72-88

2.2. Любовь в системе категории культурологии......... 89-127

ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................128-132

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

133 -148

ВВЕДЕНИЕ

Выбор темы исследования обусловлен особой актуализацией проблемы понимания любви, и половой любви в частности, на современном этапе развития мировой и отечественной культуры, необходимостью продолжить рассмотрение данного понятия с позиций культурологии. Многие отечественные и западные мыслители говорят о том, что современная культура, разорвав многие традиционные связи, характеризуется изменением отношения к традиционным гуманистическим идеалам и ценностям, забвением того значения и роли, которая должна отводиться любви, культуре интимных отношений.

Проблема осмысления духовной стороны любви актуальна не только сегодня, в условиях катастрофической социокультурной ситуации, она была важной всегда, и человечество не переставало задумываться над ней. Эта проблема - классическая, но ее классика означает не инерцию традиционного понимания, а непреходящую тягу к ее разрешению. Каждая культура, каждая культурная эпоха, каждое поколение понимали и трактовали любовь, ее место и роль в жизни человека и общества по-своему. В каждом типе культуры определенным образом объективировались творческие порывы, вызванные субъективными переживаниями любви. Категория любви является сквозной, стержневой категорией, пронизывающей все виды культуры - и материальной (сексуальная, физическая культура), и духовной (философско-мировоззренческая, эстетическая, нравственная, правовая). Поэтому и раскрытие сущности любви, ее духовного начала нам представляется возможным с помощью культурологического

анализа. И хотя существует огромный опыт человечества в этой области, однако, обобщающих работ по выстраиванию культурологической концепции любви, на наш взгляд, крайне мало. Любовь рассматривалась либо как общефилософская категория, либо под специфическим для разных наук углом зрения (психология, сексология). Мы предполагаем сделать попытку раскрытия ее как явления духовной культуры и как одной из важнейших категорий культурологии.

Тем более насущной проблема понимания любви эротической становится сегодня, когда массовая культура сделала в отношении любви свое "злое" дело: современный человек давно уже смотрит на это чувство более прагматично, нежели древние греки или немецкие романтики 18 века. Любовь сейчас - не столько средство для духовного самосовершенствования, сколько способ достижения удовольствия (гедонизм). В обыденном сознании любовь зачастую сводится лишь к сексуальным отношениям , не выявляется ее связь с многообразными формами духовной жизни человека. И это тем более обидно, потому что духовная культура России включает в себя много великих мыслителей, веривших в возможность спасти человеческую личность, саму Россию через новое толкование любви. Это - Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, Н.Г. Чернышевский и, конечно, такие представители русской культуры, как H.A. Бердяев, С.Н. Булгаков, Б.П. Вышеславцев, Й.А. Ильин, Л.П. Карсавин, А.Ф. Лосев, Н.Л. Лосский, В.В. Розанов, B.C. Соловьев, П.А. Флоренский и другие.

На наш взгляд, для сохранения стабильности существования человека необходимым является возвращение к осознанию важности гуманистических идеалов и целей, в том числе и выделение огромной роли любви и ее духовного начала. Очень ярко специфика, оригинальность подхода русской религиозной философии по проблеме

любви проявилась в творчестве Б.П. Вышеславцева, И.А. Ильина, П. Флоренского, С. Франка, но автору ближе оказались взгляды B.C. Соловьева и H.A. Бердяева. Во-первых, потому, что их творчество можно назвать некоторым итогом развития мировой философии любви, основанной на идеалистических позициях Платона о роли духовного начала любви в достижении человеком "цельной жизни духа". Во-вторых, теории B.C. Соловьева и H.A. Бердяева тесно связаны со спецификой мировоззрения, мироощущения русского народа, что объясняет все более возрастающий интерес мировой общественной и научной мысли к трудам этих философов.

Подробному анализу их теорий посвящена первая глава нашей диссертации. Они видели в любви не просто субъективное переживание, половая любовь для них является одним из важнейших условий достижения полноты жизни, гармонии не только для личности, но и для общества. Это находит выражение в творческой энергии, которая аккумулируется в любви и становится основой для познания бытия, самоопределения личности в контексте культуры, создания культурных ценностей и развития культуры. Главное назначение любви, по их мнению, - в придании особого состояния цельности сознанию, при котором интегрируются в культуре различные формы и образования духа ( наука, философия, искусство и т.п.). Таким образом, для религиозных философов любовь носит преимущественно духовный характер, и через духовное, нравственное, религиозное преображение жизни личность получает возможность существовать и развиваться, а сама культура способна преодолевать кризис, связанный с вытеснением культуры цивилизацией. Бог - это любовь, принцип любви - один из основных принципов дальнейшего развития культуры. Иными словами, B.C. Соловьев и H.A. Бердяев в единстве с другими русскими философами выдвинули и защищали новую систему

ценностей, в центре которой стояла любовь. Половая любовь между земными людьми - это проекция любви Божественной.

B.C. Соловьев и H.A. Бердяев рассматривают любовь не только как явление культуры, но и проводят категориальный анализ этого понятия, ставя его в один ряд с такими категориями, как смысл бытия, смерть, свобода, творчество, пол, род, брак, семья.

Мы отнюдь не настаиваем на признании их взглядов как единственно правильных и объективных. Но, несмотря на определенную утопичность их теорий и несогласие с ними по некоторым позициям, мы все же хотели бы признать ту глубину, оригинальность их подхода в толковании любви, к раскрытию ее смысла. Их идеи получили дальнейшее развитие, различную интерпретацию, образовав целые школы и направления в русской и современной российской философии.

Осмысление проблемы любви в русской философской традиции, объединившей любовь-эрос и любовь-агапе, отличалось стремлением синтезировать философский, религиозный, психологический и эстетический аспекты любви. Философско-платоническое направление в развитии русской теории любви было представлено B.C. Соловьевым. Позже по этому пути пошли Н. Бердяев, Б. Вышеславцев, 3. Гиппиус, Л. Карсавин. Другое направление - ортодоксально-богословское - связано с именами С. Булгакова, И. Ильина, Н. Лосского, П. Флоренского.

В поисках путей формирования нового общества и новой культуры теоретическая мысль неизбежно обращается к роли любви в духовной культуре личности, ее духовному содержанию, так как от того, какие ценности станут смысложизненными для современного человека и общества, какие процессы будут происходить далее в духовной культуре, зависит не только ближайшее будущее социума, но и его дальнейшие перспективы.

Проблемой исследования является для автора противоречие между насущной необходимостью раскрытия смысла феномена любви, определения места данной категории в системе категорий культурологии и недостаточной их исследованностью, неполной изученностью огромной роли, прежде всего, ее духовного начала в создании новых культурных ценностей и нового типа культуры, в том числе и с позиций B.C. Соловьева и H.A. Бердяева.

В соответствии с проблемой сформулирована цель исследования: осмысление культурологического подхода, позволяющего использовать достижения русской культурфилософской традиции применительно к теоретическому обоснованию любви, и половой любви в частности, как явления культуры и как одной из смысложизненных категорий философии и культурологии.

Степень научной разработанности проблемы. Исследование любви как феномена и как категории требует изучения большого объема литературы философской, культурологической, конкретно-научной направленности (исторической, социологической, психологической и т.д.).

Логика исследования обосновала обращение к проблеме личности в целом. Сложность состояла в том, что в гуманитарном знании нет устоявшегося понятия личности. С одной стороны, под личностью понималась совокупность характеристик человека, сформировавшихся и изменяющихся под воздействием социального окружения. Этот подход сформировался в западной философии к середине 19 века ( Г. Гегель, К. Маркс ) и долгое время являлся общеметодологическим для всех наук о человеке. Другой подход трактовал личность, связывая ее с понятиями "индивид", "индивидуальность", характеризующими единичность, уникальность, своеобразие человека. Теоретической базой этого подхода стали труды представителей экзистенциализма,

персонализма, интуитивизма, герменевтики. На принципы данного подхода опираются такие представители отечественной науки, как B.C. Библер, А. Я. Гуревич, П.С. Гуревич, Ю.Н. Давыдов, Е.С. Ляхович, в западной науке - А. Инкельс, X. Ортега-и-Гассет, Т. Хеллер, Д. Уэлбери.

Исследуя феномен любви, мы установили, что этой проблеме в истории мировой философской и общественной мысли посвящено большое количество работ, самыми значительными из которых можно назвать труды Платона, Августина, Я. Беме, Р. Декарта, Б. Спинозы, И. Канта, Г. Гегеля, Л. Фейербаха, А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора, 3. Фрейда, Вл. Соловьева, H.A. Бердяева, Г. Маркузе, Э. Фромма, Ж.-П. Сартра. Их идеи в трактовке любви были определенными поворотными пунктами и отражали идеалы любви различных культурных эпох.

Попытка представить любовь как качество личностноформирующее и культурформирующее привела автора к более детальному изучению позиций представителей экзистенциальной традиции - А. Камю, С. Кьеркегора, Ж-П. Сартра, М. Хайдеггера, К. Ясперса.

Существенную помощь в раскрытии содержания категории любви оказали работы П.С. Гуревича, Б.С. Ерасова, Ю.Б. Рюрикова, A.A. Ивина, В.В. Бычкова, Т.А. Кузьминой, Л.Н. Когана, Ю.Р. Вишневского, В.Т. Шапко.

Несомненный интерес для нашего исследования представляли работы представителей постмодернистского направления С.Н. Артамоновой, Л.Г. Ионина, В.М. Межуева, Л.Н. Немченко, Э.О. Орловой, в которых говорится о необходимости восстановления целостности личности как пути формирования новой культуры.

Объектом настоящего исследования стала любовь как культурный феномен и как категория культурологии. Характеристика

половой любви как социокультурного феномена является только первым шагом в исследовании любви. В своей работе мы предприняли попытку проведения культурологического анализа понятия половой любви с его основными сущностными характеристиками. Любовь как феномен культуры оказывает влияние на качественные изменения в развитии общества, на зарождение нового типа культуры, половая любовь также является непременным условием формирования культуры личности.

В предметную область исследования входит выявление оснований для представления категории любви в качестве одной из смысложизненных категорий русской культурфилософской традиции с использованием некоторых методологических положений деятельностного, аксиологического подходов, структурно-функционального анализа и философии экзистенциализма. Теоретическому анализу подвергается, прежде всего, понятие любви эротической, половой, связь данной категории с другими стержневыми общефилософскими и культурологическими категориями. Данная категория стоит в центре теорий B.C. Соловьева и H.A. Бердяева, сопоставлявших ее с другими важнейшими категориями философии и культурологии.

Поставленная цель исследования определила необходимость решения следующих задач:

исследование проблемы соотношения культуры и половой любви как одного из способов свободного самоопределения личности в культуре;

исследование соотношения культуры и творческой интуиции, порожденной переживаниями любви, объективации творчества в различных культурных формах;

выявление сущности любви через этимологический, семантический и категориальный анализ; определение понятия и рассмотрение структуры, функций половой любви;

определение любви как категории культуры, с помощью которой могут быть выделены типы (традиции) последней;

определение взаимоотношений категории любви с другими важнейшими категориями философии и культурологии - жизнь, смерть, пол, личность, свобода, творчество, нормы, брак семья;

рассмотрение специфического подхода русских религиозных философов B.C. Соловьева и H.A. Бердяева к определению сущности половой любви и ее духовной стороны.

Теоретико-методологическая база исследования. В диссертационной работе автор опирается на труды отечественных и зарубежных авторов в области теории, социологии и истории культуры и философии. Методологической основой исследования является системный подход к категориям культурологии. Не отвергая все другие определения культуры, мы останавливаемся на понимании культуры как меры и способа реализации сущностных сил человека, способа его жизнедеятельности, способа самоопределения в социальном времени-пространстве. Этот подход представлен в трудах B.C. Библера, Л.Н. Когана, М.К. Мамардашвили и др. В рамках этого подхода личность рассматривается нами как субъект и творец культуры. В определении сущности личности как целостности, единства внутреннего содержания и деятельности мы опираемся на идеи, разработанные в трудах М.М. Бахтина, М. Бубера, Л.С. Выготского, Г. Гегеля, Э. Дюркгейма, И. Канта, А.Н. Леонтьева, X. Ортеги-и-Гассета, Л. Фейербаха, 3. Фрейда, Э. Фромма и др., а также у современных исследователей - П.С. Гуревича, Ю.Н. Давыдова, Е.С .Ляхович и других.

При разработке теоретической основы исследования были использованы идеи ученых, придерживающихся концепции культурно-исторической психологии, - JI.C. Выготского, А.К. Леонтьева; креативно-деятельностной концепции культуры - А. И. Арнольдова, Г. Батищева, Н. С. Злобина, Э.В. Ильенкова, В.М. Межуева, исследования структуры, динамики и основных функций культуры П.С. Гуревича, В. Давидовича, Б.С. Ерасова, Л.Г. Ионина, М.С. Кагана, Л.Н. Когана, Э.А. Орловой, В.Ф. Мамонова, С.П. Мамонтова, Э.С. Маркаряна, Д.Г Пазия, Э.В. Соколова, B.C. Цукермана и других.

При изучении явления любви и раскрытии содержания категории половой любви автор использовал идеи западноевропейской и русской экзистенциальной традиции и персонализма, а также школы психоанализа. В осмыслении любви как культурформирующего фактора помогли труды Э. Фромма, 3. Фрейда, И. Кона, 3. Льва-Старовича, В. Борева, Ю.Н. Давыдова, К.Г. Юнга, П.С. Гуревича и других.

Для характеристики современной социокультурной ситуации и современного содержания понятия любви мы использовали результаты отдельных социологических исследований, опубликованные в работах Ю.Р. Вишневского, В.Т. Шапко.

Для анализа понятия свободы, свободы в любви, творчестве и искусстве применялись методологические положения, разработанные М.М. Бахтиным, В.Д. Губиным, Г.В. Драчом, Л.Н. Коганом, А.Ф. Лосевым, П.А. Сорокиным и другими авторами.

При анализе отдельных характеристик понятий семьи, брака, сексуального поведения автор опирался на работы современных ученых: Ю.Р. Вишневского, А.Д. Гадасиной, С.И. Голода, И.С. Кона, Б.С. Павлова, Ю.П. Петрова, В.Т. Шапко.

Научная новизна исследования:

в анализе теоретических взглядов B.C. Соловьева и H.A. Бердяева по проблеме сущности половой с позиций культурологии, выявлении общих позиций и расхождений в раскрытии смысла категории любви и ее взаимосвязи с другими важнейшими категориями философии и культурологии;

в уточнении положения о том, что многие позиции современной культурологии относительно разработки категориального а