автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.13
диссертация на тему:
Эволюция концепта любви в философской антропологии: от восточной патристики к русской религиозной философии

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Павенков, Олег Владимирович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.13
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Эволюция концепта любви в философской антропологии: от восточной патристики к русской религиозной философии'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Эволюция концепта любви в философской антропологии: от восточной патристики к русской религиозной философии"

Павенков Олег Владимирович

Эволюция концепта любви в философской антропологии: от восточной патристики к русской религиозной философии

Специальность 09.00.13 Философская антропология, философия культуры

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

I 4 ОКТ 2013

Санкт-Петербург - 2013

005535907

Работа выполнена на кафедре философии Автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ленинградский государственный университет имени A.C. Пушкина»

доктор искусствоведения, доцент Ирина-Франциска Викторовна Фуртай-Проскурина

АОУ ВПО «Ленинградский государственный университет имени A.C. Пушкина, профессор кафедры философии доктор философских наук, доцент Орлова Надежда Хаджимерзановна ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет», профессор кафедры культурологии

кандидат философских наук, доцент Преображенская Кира Владиславовна ФГБОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», доцент кафедры философской антропологии и истории философии

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский го-

сударственный институт культуры и искусств»

Защита состоится «13» ноября 2013 г. в часов на заседании диссертационного совета Д.800.009.01 при Автономном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Ленинградский государственный университет имени A.C. Пушкина» по адресу: 196605, Санкт-Петербург, Петербургское шоссе, д. 10, конференц-зал.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Ленинградского государственного университета имени А.С.Пушкина.

Автореферат разослан « ' » октября 2013 г.

Научный руководитель:

Официальные оппоненты:

Ученый секретарь диссертационного совета

И.Н.Мочалова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Вхождение в историю мировой цивилизации машины приводит к возникновению острой потребности в философско-антропологическом подходе в изучении человеческого. В таком контексте усиливается теоретическая и практическая необходимость философско-антропологического анализа места любви в морфологии личности. Научный поиск человеческого начала сопряжен с проблемами духовного образа бытия, с феноменом универсальной, всеобъемлющей любви. Ослабление чувств, безразличие, примитивизация любви, либерализация половой морали укоренились в бытии современного человека. Происходит нарастание проблемы «безлюбого» бытия (М. М. Бахтин), для которого характерны апатия и безразличие ко всему окружающему миру. Подобные тенденции - это путь к катастрофе полного отчуждения и бессмысленности бытия.

В то же время особенность философской рефлексии современного общества такова, что с особой настоятельностью актуализируется необходимость синтеза различных исследовательских подходов к изучению человека, значимость которого уже в 1927 г. в работе «Положение человека в космосе» отмечал М. Шелер. Специфика философско-антропологической мысли в ее отечественном варианте состоит в том, что осуществление подобного синтеза невозможно без обращения к восточно-патристическому подходу, поскольку в нем осуществился синтез философских, теологических и естественнонаучных взглядов на человека. Данный синтез, который стал одним из оснований философской антропологии XX века, был творчески развит в трудах русских религиозных философов на протяжении XIX -первой половины XX вв.

В таком социокультурном контексте естественно необходим научный анализ трудов византийских и русских религиозных философов, который сопряжен с поиском оптимального для современного общества и человека решения данной проблемы.

Различные варианты решения проблемы любви как фундаментального основания человеческой личности предлагались восточной патристикой и русской религиозной философией в разные периоды своего развития. Для анализа был выбран «золотой век» восточной патристики - IV-V вв., поскольку, как пишет В. Лурье в книге «История византийской философии», в IV-V вв. антропологическая проблематика оказалась в центре интеллектуальных дискуссий византийских философов. Именно этот период восточной патристики оказал существенное влияние на развитие русской философии конца XIX - начала XX вв. В русской религиозной философии выбран период с 1890-х до 1940-е гг., поскольку именно в этот период антропологическая проблематика находилась в центре внимания русских философов. Выбор источников определялся хронологическими рамками работы, а также концепцией ревальвации концепта любви. Сама цель работы задавала определенные ракурсы внимания к тем или иным текстам.

Исследования тех или иных философских и теологических вопросов в восточной патристике и русской религиозной философии до сих пор носят, в большей степени, обобщающий историко-философский характер. Специальные философ-ско-антропологические компаративистские исследования эволюции концепта любви в византийской и русской религиозной мысли как целостного религиозного и социокультурного явления практически отсутствуют.

Степень научной разработанности проблемы. Одним из первых философских произведений о любви является диалог Платона «Пир». Идеи Платона нашли отражение и получили свое развитие в восточной патристике в работах Мефодия Олимпийского, Макария Египетского, Григория Нисского, Василия Великого, Григория Назианзина, Иоанна Златоуста. Основополагающими трудами, имеющими важное методологические значение для заявленной темы, являются труды Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Назианзина и Григория Нисского. В середине XX века после выхода в свет работы Б. Татакиса «La Philosophie Byz-

апйпе»1 было заявлено о существовании особого хронологически устоявшегося историко-философского направления - «византийская философия». В отечественной философии знаковой работой по византийской философии является работа В. Лурье «История византийской философии»2. Исследования по византийской философии осуществлялись рядом западных ученых таких, как: А. Армстронг («Природа человека у Григория Нисского»3), А. Грильмаер («Христос в христианской традиции» 4), Г. Престиж («Бог в патристическом мышлении» 5), К. Иеродиакону («Византийская философия» 6) и др.

Антропологическим аспектам восточной патристики посвящены работы К. Керна, И. Мейендорфа, В. Лосского, С. Хоружего. С точки зрения развития философско-антропологической проблематики особенный интерес представляет работа К. Керна «Антропология свт. Григория Паламы»7.

Учение о любви как основе бытия человека получило творческое развитие в трудах представителей русской религиозной философии: В. Соловьева («Смысл любви»), Н. Бердяева («Эрос и личность: философия пола и любви»), П. Флоренского («Столп и утверждение истины»), Н. Лосского («Условия абсолютного добра»), Б. Вышеславцева («Этика преображенного Эроса»), С. Франка («С нами Бог. Три размышления»). Уделяли этой теме внимание и русские космисты - Н. Федоров и В. Вернадский.

Различные аспекты философии любви рассматриваются в работах отечественных исследователей. В частности, целостная концепция любви представлена в

1 Tatakis В. La Philosophic Byzantine. - Paris, 1949 - 324 p.

2 Лурье B.M. История византийской философии. Формативный период. - СПб., 2006 - 553 с.

3 Armstrong А.Н. The Nature of Man in St. Gregory ofNyssa // Eastern Churches Quarterly. 1949. - 8. - P. 2-9

4 Grillmeier A. Christ in Christian tradition. Vol. 1 (translated by J.S. Bowden) - London 1965 - 528 p.; Grillmeier A. Christ in Christian Tradition: From the Council of Chalcedon (451) to Gregory the Great (590-604). Vol. 2. London. 1996 - 437 p.

5 Prestige G.L. God in Patristic Thought. - London 1952. - 318 p.

6 Ierodiakonou K., Byzantine Philosophy// MacMillan Encyclopedia of Philosophy - NY, 2005. - p. 356-387

7 Киприан (Керн), архим. Антропология св. Григория Паламы. М., 1996 - 320 с.

5

монографии Рюрикова Ю.Б. «Три влечения: любовь, ее вчера, сегодня и завтра»8. Большую роль в осмыслении феномена любви сыграл изданный в 1990 г. двухтомник «Философия любви», в котором представлены как историко-философские исследования этого феномена, например, статьи А.Н.Чанышева9, В.В. Бычкова10 и др., так и проведенный в статьях Г.Я. Стрельцовой", Ю.Б. Рюрикова12 и др. анализ любви в контексте современной философии.

Постсоветский период характеризуется повышенным интересом к восточной патристике и, в частности, к теме любви в византийской философии. Особенно интенсивно работа в этой области проводилась в конце 90-х годов XX - начале XXI в. В это время не только переиздавались произведения представителей восточной патристики, но появлялись новые историко-философские, богословские, культурологические работы, посвященные различным аспектам любви. К ним относятся труды С.С. Аверинцева, A.A. Королькова, Т.А. Кузьминой, В.И. Красикова, П. Ю. Малькова, К.В. Преображенской, Р.В. Светлова и др. Специальное исследование феномена любви в христианской традиции в контексте проблематики пола и брака принадлежит Н.Х. Орловой13.

Философско-антропологический анализ феномена любви проводится в ряде диссертаций, из которых наиболее близкими к нашей теме являются следующие. Отечественная философия любви и пола обстоятельно рассматривается в докторской диссертации A.M. Страхова «Философская антропология эволюции образов

8 Рюриков Ю.Б. Три влечения: любовь, ее вчера, сегодня и завтра / Ю.Б. Рюриков. - Кемерово, 1984-256 с.

9 Чанышев А.Н. Любовь в античной Греции / Философия любви. В 2-х ч. 4.1 / Под общ. ред. Д. П. Горского. - М.,1990. - С. 36-68

10 Бычков В.В. Идеал любви христиано-византийского мира / Философия любви. В 2-х ч. Ч. 1 / Под общ. ред. Д. П. Горского. - М.,1990. - С. 68-110

" Стрельцова ГЛ. Судьба любви сегодня (нравственно-психологический очерк) / Философия любви. В 2-х ч. Ч. 1 / Под общ. ред. Д. П. Горского. - М.,1990. - С. 331-380

12 Рюриков Ю.Б Любовь: ее настоящее и будущее / Философия любви. В 2-х ч. Ч. 1 / Под общ. ред. Д. П. Горского. - М.,1990. - С. 268-331

13 Орлова Н.Х. Антропология пола и брака в христианстве. -СПб.: Издательский дом «М1РЪ», 2006-305 с.

пола и любви в отечественной культуре последних столетий» (2006), однако тема византийских «корней» русской религиозной философии любви практически в диссертации не затрагивается. Единственное на сегодняшний день философское исследование любви-агапэ выполнено в кандидатской диссертации Н.В. Громовой «Любовь-агапэ: социально-философский анализ» (2002). Анализирует феномен любви, используя диалогическую методологию М. Бубера, C.B. Омарбекова. В своей кандидатской диссертации «Любовь как экзистенциал человеческого бытия» (2009г.) она делает акцент на идее динамичности экзистенциала любви, при этом, однако, автор не обращается ни к русской, ни к византийской философии любви.

Таким образом, специального исследования, непосредственно посвященного раскрытию эволюции концепта любви от восточной патристики IV —V вв. к традиции русской религиозной философии конца XIX - середины XX вв, до сих пор не проводилось.

Вышеизложенное логично определяет объект исследования: философская антропология в восточно-христианской традиции.

Предмет исследования: концепт любви в восточной патристике и русской религиозной философии.

Цель работы - раскрыть эволюцию концепта любви в исторической перспективе от восточной патристики до учения о человеке в русской религиозной философии.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- рассмотреть концепт любви и его формы в классической древнегреческой философии;

- осуществить философско-антропологический анализ ветхозаветных и новозаветных текстов с целью осмысления концепта любви;

- проанализировать и определить особенности русской религиозной философии любви;

- показать ревальвацию концепта любви в русской религиозной философии;

- рассмотреть эволюцию и определить иерархию таких форм концепта любви, как эрос (Ерах;), филия (фй!а), сторге (аторуп) и агапэ (ауатгп), являющихся содержанием концепта любви;

Теоретико-методологическая и источниковедческая основа исследования.

Теоретическим основанием данного исследования выступила теория концепта Ж. Делеза и Ф. Гваттари, которая использовалась в ходе осмысления и раскрытия концепта любви как некой целостности, имеющей несколько составляющих, названных в работе формами концепта. Кроме того, в ходе анализа таких форм концепта любви, как эрос, филия, сторге и агапэ был использован разработанный М. Бубером терминологический аппарат, в частности, понятия «Я», «Ты», «Мы» и др.

В диссертационном исследовании используется диалектический метод, позволяющий осознать противоречивость любви как феномена бытия человека, показать взаимодействие содержания и форм концепта любви как источника его развития в формате ревальвации. Метод компаративистики позволяет провести сравнительный анализ содержания форм концепта любви в восточной патристике и русской религиозной философии. Применение герменевтического и аксиологического методов способствует осмыслению культурно-исторического контекста, в котором развивались представления о любви, выявить в произведениях авторов той или иной эпохи новые смыслы в формах концепта любви. Дескриптивный метод используется в связи с тем, что авторской задачей является раскрытие исторического нарратива, на основе которого показывается эволюция концепта любви. Достоверность полученных результатов исследования, проведенного на основании данных методологических практик, обеспечивается анализом оригинальных византийских и русских религиозно-философских произведений.

Источниковедческую базу диссертации составили произведения Платона и

Аристотеля; труды представителей восточной патристики, относящиеся к периоду IV - V вв.; фундаментальные западные философско-антропологические исследования Э. Фромма, К. Льюиса, Д. Лукача, М. Бубера, Г. Марселя, М. Хайдегтера, К. Ясперса, М. Шелера, А. Гелена и др.; сочинения русских религиозных философов, в которых содержится учение о любви, а также о сопряженных с ним понятиях.

Новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

• раскрыта эволюция четырех форм концепта любви (агапэ, эрос, филия, сторге) от восточной патристики IV — V веков к русской религиозной философии второй половины XIX - начала XX в.;

• введено понятие «трансипостасная любовь», характеризующее духовную любовь, объемлющую и любовь между человеческими ипостасями, и Любовь между Ипостасями Божества;

• уточнено понятие «единая любовь» через раскрытие ее существенных качеств - личностной онтологичности и трансипостасности;

• обоснована необходимость использования понятия «ревальвация» для раскрытия эволюции концепта любви и предложена авторская концепция его ревальвации.

Основные положения, выносимые на защиту.

• Исторические этапы эволюции концепта любви (античность, восточная патристика, русская религиозная философия) связывает трехсторонний семантический, методологический и смысловой континуитет. Семантический континуитет означает использование единого понятийно-категориального аппарата. В качестве ключевых понятий утверждаются понятия «агапэ», «эрос», «филия», «сторге», «филтрон». Методологический континуитет выражается в использовании как восточной патристикой, так и русской религиозной философией мистико-экзистенциалыюго метода, что не исключает применения ими аристотелевской методологии рационального познания. Смысловой континуитет состоит в том, что как для восточной патристики, так и для русской религиозной философии харак-

терно общее понимание любви как духовной связи, установленной между человеческими личностями.

• Структура и характер восточной патристики IV - V в. характеризуется сходством практических установок аскетики и философии как образа жизни, которые привели к формированию представления о возможности достижения знания о любви и ее антропологической сущности. Определение концепта любви-агапэ позволяет охарактеризовать межличностную онтологическую связь как имеющую альтруистическое содержание.

• Учение о любви в русской религиозной философии, сформировавшееся под влиянием восточной патристики, представляет собой осмысление единой любви. Единая любовь понимается как имеющая трансцендентное происхождение трансипостасная, экзистенциальная, онтологическая, гносеологическая и аксиологическая духовная связь, устанавливаемая между людьми, между «Я» и «Ты», формируя единство со-бытия «Мы», и выступающая результатом совершенствования воли, чувства и ума человека.

• Континуитет учений о любви в восточной патристике и русской религиозной философии выражается в понятии «трансипостасная любовь», под которой понимается духовная любовь, объемлющая как любовь между человеческими ипостасями, так и Любовь между Ипостасями Божества.

• Сохранение русской религиозной философией ключевых смыслов, выявленных в платонизме и развиваемых в восточной патристике, можно назвать ревальвацией концепта любви. В процессе его ревальвации происходит повышение ранга ценности и обновление идейного смысла любви.

Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что полученные в ходе исследования результаты позволяют глубже понять эволюцию концепта любви в христианской традиции, что, в свою очередь, будет способствовать решению одной из ключевых проблем современной философской антропологии - раскрытию человеческого в человеке. Кроме того, выводы диссертации могут быть

использованы для целостного исследования философско-антропологической проблематики восточной патристики и находящейся и сегодня под ее влиянием русской религиозной философии.

Практическая значимость исследования обусловлена тем, что результаты и выводы, содержащийся в диссертационном исследовании, могут быть использованы при разработке и чтении общих курсов по философской антропологии, истории русской философии, философии культуры, этике, а также ряда спецкурсов, в частности, по философии любви, антропологии любви, русской религиозной философии любви и др. Материал диссертации может найти применение в работе над учебно-методическими пособиями и учебниками по ряду философско-антропологических дисциплин.

Апробация работы. Основные положения диссертации отражены в двенадцати публикациях, среди которых четыре статьи опубликованы в рецензируемых научных журналах, включенных в Перечень ВАК РФ. Результаты исследования также были представлены и обсуждены в ходе различных научных и научно-практических конференций, среди которых межвузовская научная конференция «Бог. Человек. Мир» (СПб.: РХГА, 23-24 декабря 2010); всероссийская научная конференция «Русский космизм как философско-антропологический проект» (СПб.: СПБГУ, 19-21 ноября 2010); всероссийская научно-практическая конференция «Научные чтения студентов и аспирантов» (Казань: Институт экономики, управления и права, 24 декабря 2010); всероссийская научно-практическая конференция «Ковалевские чтения» (СПб.: СПБГУ, 12-13 ноября 2010); международная научная конференция XVI Царскосельские чтения «Человек - гражданин — гражданское общество - правовое государство» (СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 24-25 апреля 2012); международная научная конференция «Правовые и социальные аспекты существования и исследования профессий в России и Франции» (Париж: Университет Версаля, 12 декабря 2012); международная научная конференция XVII Царскосельские чтения «Российская государственность и духовная культура

народа» (СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкин, 23-24 апреля 2013) и др.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, содержащих девять параграфов, заключения, списка использованных источников, литературы и двух приложений. Список литературы насчитывает 216 наименований, из них 87 - на иностранных языках.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во Введении обосновывается актуальность темы, определяется степень её разработанности, формулируются объект, предмет, цель, задачи исследования, определяется методологическая база, формулируется научная новизна и возможность практического применения результатов исследования.

В первой главе «Концепт любви в античной и библейской традициях» выявляются основные античные и библейские учения о любви, позволившие представителям восточной патристики использовать и творчески истолковывать формы концепта любви - эрос (ёрсо^), филия (срйла), сторге (сторуг|) и агапэ (ауштр)

В первом параграфе «Теоретические основания исследования эволюции форм концепта любви» были даны определения «концепта», «концепта любви», «форм концепта» на основе теории концепта Ж. Делеза и Ф. Гватгари. Здесь рассматриваются разные подходы к исследованию концепта любви, в этой связи возникла необходимость использовать многоплановый спектр понятий, отражающих смысл данного концепта.

Логика диссертационного исследования разворачивается по следующей понятийной цепочке: понятие концепта — концепт любви — концептуализация любви как диалогического отношения — качества любви — формы концепта любви — эволюция концепта в трех основных формах — параметры ревальвации в смысловой структуре концептов любви.

В этом же параграфе раскрывается суть авторской концепции ревальвации

концепта любви. Были выявлены три основные формы эволюции концепта любви. Первой формой эволюции является ревальвация концепта любви в истории философии, означающая повышение ранга ценности любви. Посредством анализа философско-антропологических представлений было показано поступательное повышение ранга ценности любви во всех ее четырех аспектах путем включения сначала в христианскую догматику (восточная патристика), а затем путем «гуманизации» христианского вероучения в русской религиозной философии.

В этом же параграфе рассматривается эволюция форм, являющихся элементами концепта любви. Само содержание концепта любви раскрывается через его составляющие, то есть через эрос, филию, сторге и агапэ. По эволюции составляющих концепта любви можно сделать вывод об эволюции содержания концепта любви. Далее рассматривается ревальвация данных форм внутри концепта любви. Сама структура концепта предполагает изменение иерархического положения того или иного его элемента. Так, например, если в античной философии любовь-эрос находится на первом месте, то в восточной патристике первое место занимает лю-бовь-агапэ.

Во втором параграфе первой главы «Концепт любви в философии Платона и Аристотеля» автор обосновывает единство исходных оснований философской антропологии любви в античной философии и восточно-патристической традиции.

Эрос для Платона — это фундаментальное, страстное стремление души, которая ищет и отыскивает истину в созерцании высшей красоты. Стремление к созерцанию красоты - это экзистенциальное состояние, продолжающееся для всех и вовлекающее любого. Платоновский эрос ревальвировался в восточной патристике в идею эроса как единства человека с Богом.

Существенной особенностью понимания любви у Аристотеля оказывается уточнение специфики любви филия. Аристотель наряду с Платоном разработал ту понятийную систему, которая активно применялась византийскими философами, в

том числе, в учении о любви как высшей христианской добродетели. Аристотелевская идея умеренности ревальвировалась в византийской философии в учение о рассудительности, как одной из важнейших христианских добродетелей.

Влияние Платона и Аристотеля на учение о любви византийских философов носило методологический и семантический, а не содержательно-смысловой и мировоззренческий характер. Византийские философы унаследовали деление концепта любви на четыре формы, которое потом с трудом преодолевалось.

В третьем параграфе «Концепт любви в библейской традиции» был проведен философско-антропологический анализ тех текстов Библии, которые служат основой учения о любви в восточной патристике.

Одним из произведений, служащих опорой византийской антропологии любви, является первое послание апостола Павла к Коринфянам, где впервые в Библии изложены сущностные признаки любви: долготерпение, милосердие, отсутствие гордыни, бесчинства, зависти, раздражения. Любовь имеет большее значение, чем вера и надежда. Апостол Иоанн Богослов говорит о Любви как имяза-менителе Бога.

Делается вывод, что любовь-агапэ понимается в Библии в трех основных взаимосвязанных смыслах: 1) как дар Бога людям; 2) как Заповедь; 3) как ответный дар человека к Богу (дар милосердия и самопожертвования).

Анализ библейских текстов показал, что любовь в библейском контексте есть высший добродетельный плод христианской жизни. Библейское понимание человека и любви как аспекта человеческого бытия выступило мировоззренческим и содержательно-смысловым основанием учения о любви в восточной патристике.

Во второй главе диссертации «Формы концепта любви в восточной патристике IV — V вв. в свете антропологических представлений» рассматривается морфология смыслов таких форм концепта любви, как эрос, филия, сторге и агапэ в учении о человеке в восточной патристике IV - V вв., дается историко-культурный фон, в котором разрабатывалось учение о любви. Отмечается, что те-

ма любви как элемента личностного отношения раскрывается представителями восточной патристики в связи с богословской полемикой с арианами и неориана-ми.

В первом параграфе второй главы «Платонический и христианский эрос в антропологической концепции восточной патристики IV — V веков» осуществляется анализ соотношения платонических и христианских взглядов на природу эроса и прослеживается степень влияния платонизма на византийскую философию любви. Заимствование понятия Платона «эрос» в описании любви как христианской добродетели осуществлялось как Мефодием Олимпийским, так и кап-падокийцами с целью обновления идейного содержания данного концепта, посредством наполнения его христианским смыслом. Часть представителей восточной патристики (Мефодий Олимпийский, Иоанн Златоуст) противопоставляет платоновский эрос христианскому девству. Однако друг ая часть византийцев видит позитивное значение эроса в том, что он позволяет достичь единства с Богом средствами аскезы (Макарий Египетский, каппадокийцы). Противоречивость семантического поля понятия «любовь-эрос» в византийской философии состоит в том, что она характеризуется в четырёх разнонаправленных аспектах. 1) Софий-ный и логосный аспект. Любовь-эрос может иметь направленность на мудрость и слово, которые неотделимы друг от друга. В византийской философии можно говорить не просто о философии, а об «эросо»-софии (Макарий Египетский), то есть о страстном, сильном стремлению к познанию истины в отличие от более спокойного и рационального постижения истины в «фило»-софии. 2) Созерцательный аспект связан с платоновской идеей восхождения эроса от естественной красоты к созерцанию идеи Красоты самой по себе. Эта идея трансформируется в византийской философии в стремление перейти от любви к естественной красоте, к любви как к высшей красоте, под которой понимается абсолютная ценность. 3) Аспект тождественности с агапэ, который рассматривает такую ступень духовного совершенствования человека, когда любовь-эрос и любовь-агапэ интегрируются в

неразрывное единство. 4) Половой аспект, в котором эрос предстаёт как «тирания похоти» (т1>ра\ча5а осоОеут]), которую необходимо преодолеть каждому стремящемуся к мудрости (Иоанн Златоуст).

Второй параграф «Учение о любви-филии и любви-сторге в византийской мысли 1У-У веков» посвящен проблематике соотношения семантических полей любви-филии и любви-сторге. В связи с изначально поставленным акцентом в византийской философии любви на тео- и агапэ- центричность византийцы уделили данной проблематике меньше всего внимания. Тем не менее, активно использовалась античная постановка проблемы и понятийно-категориальный аппарат для выработки учения о дружбе. В византийской философии сформировался семантический континуитет античной терминологии в определении любви-филтрон (ср&троу), которое дал Григорий Нисский. С его точки зрения, любовь-филтрон -это духовная связь с тем, что приятно, производимая радостью и пристрастием.

Значение любви-филии в восточной патристике состояло в том, что она способствует свободному раскрытию личности в общении с тем «другим», который стал «ты» для любящего. Если в любви-эросе нет диалога, то дружба диалогична. В любви-филии первоначально единый логос разделяется и становится двойственным, чтобы в этой двойственности, в отделении «Я» от «друга» человеческий разум мог познавать себя как часть единства «мы». Однако «мы» может приобретать оттенок единства семейного, которое раскрывается византийским авторами через концепт любви-сторге.

В отличие от вышерассмотренных форм, любовь-сторге - это не дар Божий, а некая данность, это естественно присущая человеку любовь, которую он имеет от природы. Любовь-сторге может употребляться византийскими философами для обозначения любви Небесного Отца к своим чадам-людям. Понятие любви-филии употребляется в контексте как Бого-человеческих, так и меж-человеческих отношений.

В третьем параграфе «Учение о любви-агат в восточной патристике IV— V веков» анализируется морфология смыслов любви-агапэ, которая проходит через все учение о любви византийцев.

Вопрос о любви-агапэ как исключительном свойстве Абсолютного трансцендентного бытия или как и о человеческом духовном свойстве, поставленный Иоанном Златоустом, разрешается каппадокийцами. Они утверждали, что рождение любви в человеке - это не самозарождение, это не случайный процесс, а результат синергийного, личностного соприкосновения в любви-агапэ человека с Абсолютной полнотой бытия. Василий Великий подчеркивает две важнейшие идеи: иерархичность любви-агапэ и ее трансцендентное происхождение в человеке. Следуя апофатической традиции в гносеологии любви, Василий Великий говорит о невозможности познания любви путем внешнего научения, подобно тому, как познается какой-либо объект внешнего мира. Любовь раскрывается из внутреннего вложенного в каждого человека врожденного логоса. В этом логосе существует внутреннее стремление, мотивация к достижению любви.

Любовь-агапэ, по Григорию Нисскому, имеет два основных аспекта: любовь как внутренне состояние, предполагающее расположение к добру; и любовь как движение, через которое душа обретает истинное благо. Движение любви, согласно Григорию, никогда не заканчивается. Идея усиления преображающей и всеисцеляющей силы агапэ является ключом к пониманию учения об апокатастасисе. Апокатастасис — это учение о всеобщем спасении мертвых. Вопрос об апокатастасисе у Григория Нисского оборачивается вопросом антропологии о свободе воли человека.

В параграфе вводится понятие «трансипостасная любовь». Трансипостасная любовь - это духовная любовь, объемлющая как любовь между человеческими ипостасями, так и Любовь между Ипостасями Божества. Ипостась является высшим этапом формирования личности. Трансипостасная любовь едина по сущности, духовна по природе, но различна в зависимости от свойств Божественных и

человеческих ипостасей, то есть образов бытия. Содержанием этого понятия являются отношения любви между ипостасями Божества и человеческими ипостасями. Данное понятие вытекает из обсуждения каппадокийцами богословских проблем и включается в антропологическую проблематику. Введением понятия «трансипостасная любовь» автор раскрывает исторический контекст восточной патристики IV-V веков.

Третья глава «Ревальвация форм концепта любви в русской религиозной философии» направлена на выявление параметров ревальвации в смысловой структуре форм концепта любви эрос, филия, сторге и агапэ в русской религиозной философии. Автор предлагает ввести понятие «ревальвация», которое определяется как сохранение русской религиозной философией ключевых смыслов, заданных в античной философии и развиваемых в восточной патристике. Ревальвация отражает интерпретационные процессы, происходящие при взращивании византийской антропологии любви на русской «почве» и касается форм концепта любви.

В первом параграфе «Ревальвация любви-эроса в русской религиозной философии» осуществляетя анализ учений о любви представителей отечественной философской антропологии в контексте переосмысления ими платоновских и византийских взглядов на любовь-эрос.

Предлагается классификация учений о любви, имеющих место в отечественной философской антропологии. Выделяются три теоретических подхода:

1 .Богословско-онтологический подход (П. Флоренский, И. Ильин, В. Зень-ковский, Н. Лосский), выступающий против акцента на половую любовь и не соотносящий эрос с половыми отношениями;

2. Софийно-эросный подход (В. Соловьев, В. Эрн), представители которого считают, что половая любовь — это важное проявление жизни личности;

3. Персоналистский подход (Н. Бердяев, Б. Вышеславцев), который пытается примирить и соединить византинизм с античной трактовкой любви.

Несмотря на различные теоретические подходы в рассмотрении любви-эроса, все представители отечественной религиозной философии выявляют бытийные основания и смысл любви-эроса, прослеживают ее связь с жизнью человека.

Во втором параграфе «Ревальвация любви-филии и любви-сторге в русской религиозной философии» характеризуется процесс творческого переосмысления и последующей ревальвации таких форм концепта любви, как филия и сторге отечественными философами.

Учение о таких формах концепта любви, как филия и сторге, в отечественной философии было наименее развитым по сравнению с анализом оппозиции между любовью-эросом и любовью-агапэ. Проблематика любви-филии и любви-сторге не находилась в центре внимания русской философской антропологии. Такая ситуация была обусловлена стремлением к бинарным оппозициям в отечественной философской традиции и недостаточным интересом к изучению переходных состояний между жертвенной любовью и плотской страстью. Вместе тем, П.Флоренский и П. Карсавин уделили этим формам любви большое внимание. Любовь-филия понимается П. Флоренским как внутренняя привязанность к лицу, выросшая из душевного сродства или хотя бы близости.

В отличие от любви-филии, любовь-сторге дает возможность субъекту (отцу, сыну, брату) войти в своего родственника, как в самого себя и интуитивно увидеть его проблемы и его сущность. Этот потенциал понимания «другого» присущ каждому человеку, но только способный на самоотверженность, жертвующий собой человек может его актуализировать, реализовать в данной конкретной ситуации. Поэтому П. Флоренский и П. Карсавин считали, что как любовь-филия, так и любовь-сторге есть равнозначные этапы совершенствования человеческой любви в её стремлении к блаженной и небесной любви-агапэ.

В третьем параграфе третьей главы «Ревальвация любви-агапэ в русской религиозной философии» раскрывается процесс переосмысления и творческого преобразования учения о любви византийцев, а также идей Платона и Ари-

стотеля в этой области, что позволяет говорить о самобытном подходе к любви-агапэ в русской философии.

Показывается, что концепция любви-агапэ, изложенная в восточной патристике, обладала гуманистическим потенциалом, который дал толчок для обновления взгляда на природу человека, его предназначение и смысл жизни. Последствия такого переосмысления в полной мере проявились в конце XIX - начале XX веков в России, когда идеи византийцев оказались наиболее востребованы русской религиозной философией. Русская религиозная философия понимает человека как духовное существо, обладающее нравственным законом. В стремлении к агапэ человек обретает свою целостность. Представители русской религиозной философии видели в идее Бога центр человеческой экзистенции и источник агапэ. Любовь-агапэ объемлет смысл остальных форм концепта любви.

В ходе анализа традиции понимания любви в трудах каппадокийцев, а также русских мыслителей, уточняется понятие любви, под которой понимается духовная связь, имеющая трансцендентное происхождение и устанавливающая духовные отношения между людьми, между «Я» и «Ты», формирующие единство события «Мы».

В Заключении подводятся итоги диссертационного исследования и формулируются следующие основные выводы.

1. Философеко-антропологический анализ концепта любви позволяет утверждать, что в своем развитии он проходит три этапа: первый имеет место в рамках античной философии, второй - восточной патристики, третий - в русской религиозной философии. Эти этапы, каждый из которых имеет свою специфику, связаны между собой трехсторонним семантическим, методологическим и смысловым континуитетом. Представители и восточной патристики, и русской религиозной философии использовали единый понятийно-категориальный аппарат, мистико-экзистенциальный и рациональный методы познания и понимали любовь как духовную связь, установленную между человеческими личностями.

2. Концепт любви включает в себя четыре формы - эрос, филия, сторге и агапэ. Формы концепта любви были разработаны античной философией, развиты восточной патристикой и сохранены русской религиозной философией, которая обновила их идейное содержание. Это позволяет говорить о содержательном единстве процесса эволюции концепта любви.

3. Раскрыть континуитет учений о любви в восточной патристике и русской религиозной философии позволяют понятия «единая любовь» и «трансипо-стасная любовь». Единая любовь определяется как духовная связь, имеющая трансцендентное происхождение и устанавливающая духовные отношения между людьми, между «Я» и «Ты», формируя единство со-бытия «Мы». Трансипостас-ная любовь — это духовная любовь, объемлющая как любовь между человеческими ипостасями как высшими этапами развития личности, так и Любовь между Ипостасями Божества;

4. Концепция любви в византийской философии обладает большим гуманистическим потенциалом, который дает толчок для переосмысления взгляда на природу человека, его предназначение и смысл жизни в русской религиозной философии конца XIX - начала XX веков.

5. В русской религиозной философии концепт любви предстаёт личностно онтологичным; понимается как путь к истинному бытию личности, к ее преображению. Ориентация человека только на любовь-эрос приводит к подчинению человеческого духа удовлетворению низменных половых влечений и уменьшает любовь, тогда как в стремлении к любви-агапэ человек обретает свою целостность.

6. Русская религиозная философия любви - это творческое переосмысление и развитие воззрений на любовь в византийской философии, которая сохранила методологию различения четырех форм концепта любви. Для изучения эволюции концепта любви в восточной патристике и отечественной философской традиции предложено понятие «ревальвация», которое означает сохранение отечественной

философией ключевых смыслов, выявленных в платонизме и развиваемых в восточной патристике.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях: Публикации в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях

1. Павенков, О.В. Концепт любви в философии Н.О. Лосского и культурологии П.А.Сорокина / О.В. Павенков // Вестник Костромского государственного университета. - Кострома: КГУ им. H.A. Некрасова, 2010. - №2. -Т.16-С. 54 - 60 (0, 6 пл.).

2. Павенков, О.В. Концепт любви в творчестве западных философов XX века: К. Льюиса, Б. Рассела, Д. Лукача, Э. Фромма, А. Камю / О.В. Павенков // Вестник Костромского государственного университета. - Кострома: КГУ им. H.A. Некрасова, 2012. - №1. - Т.18 - С. 181 - 184 (0,4 п.л.)

3. Павенков, О.В. Метафизика любви-агапэ в религиозной философии П.А.Флоренского/ О.В. Павенков // Вестник Русской Христианской Гуманитарной Академии: Научный журнал. - Вып. 4.- СПб.: Изд-во РХГА, 2012. - Т. 13.-С. 113-121 (0,5 п.л.)

4. Павенков, О.В. Человек и любовь-филин в трудах представителей каппа-докийской школы (Василий Великий, Григорий Нисский, Григорий Богослов) / О.В. Павенков // Вестник Костромского государственного университета. - Кострома: КГУ им. H.A. Некрасова, 2013. - №2. - Т.19. - С. 73-76 (0,4 пл.)

Научные статьи в других изданиях

5. Павенков, О.В. Семья как основной институт по производству альтруистической любви (по П.А. Сорокину) / О.В. Павенков // Сборник научных трудов. Материалы покровских педагогических чтений 10 - 14 декабря 2009 г. - СПб., 2009. -С. 117-123 (0,4 п.л.)

6. Павенков, О.В. Место духовно-нравственных (абсолютных) ценностей в интуитивизме Н.О.Лосского и их значение для преодоления аксиологического релятивизма/ О.В. Павенков // Духовные ценности в науке, культуре, образовании: сбор-

ник материалов научной конференции. - Ярославль: Издательство «Ещё не поздно!», 2009. - С. 19 - 23 (0,3 п.л.)

7. Павенков, О.В. Любовь как главная самоценность Царства духовности (Н.О.Лосский, И.А.Ильин, В.В.Зеньковский) / О.В. Павенков // Материалы международной научно-практической конференции «Духовность как онтологическое основание бытия человека». - Ставрополь: ГОУ ВПО «Северокавказский государственный технический университет», 2009. - С. 222 - 225 (0, 25 п.л.)

8. Павенков, О.В. Теоретические основы изучения ценностей в социогуманитар-ном знании / О.В. Павенков // Гуманитарное знание: сб.научных статей/Под общ.ред. В.Г.Егоркина. - Вып. 6. - СПб.: Астерион, 2007. - С. 79-86 (0, 5 п.л.)

9. Павенков, О.В. Проблемы изучения ценностей в философском знании (Аристотель, Виндельбанд, Г. Риккерт, М. Шелер, Н. О. Лосский)/ О.В. Павенков // Материалы 15-й международной конференции молодых ученых «Человек. Природа. Общество. Актуальные проблемы». - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2010. — С. 316-319(0,25 п.л.)

10. Павенков, О.В. Вклад философии Н.ОЛосского и С.Л.Франка в изучение роли духовно-нравственных ценностей в управленческой деятельности в условиях возрождения религии в полиментальном российском обществе / О.В. Павенков // Актуальные проблемы психологии, социологии и управления: Сборник научных статей/под. ред Г.С. Прыгина. - Набережные члены: Изд-во Института управления, 2009.-С. 221 -237(1,0 п.л.)

11. Павенков, О.В. Метафизика любви Н.О.Лосского / О.В. Павенков // Вече. Журнал русской философии и культуры. - Выпуск 22. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. Уни-та, 2011. - С. 111 -114 (0,2 п.л.)

12. Павенков, О.В. Византийская философия альтруистической любви IX-XV веков / О.В. Павенков // Перспективы развития научного знания: сборник научных трудов. - Чебоксары: Учебно-методический центр, 2012. - С. 143 - 146 (0,4 п.л.).

Подписано в печать 05.09.13 Формат 60x847,6 Цифровая Печ. л. 1.0 Тираж 100 Заказ 06/10_печать_

Отпечатано в типографии «Фалкон Принт» (197101, г. Санкт-Петербург, ул. Большая Пушкарская, д. 54, офис 2)

 

Текст диссертации на тему "Эволюция концепта любви в философской антропологии: от восточной патристики к русской религиозной философии"

Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ленинградский государственный университет

имени А. С. Пушкина»

04201364297 Ш ПртаХРУкописи

ПАВЕНКОВ ОЛЕГ ВЛАДИМИРОВИЧ

Эволюция концепта любви в философской антропологии: от восточной патристики к русской религиозной философии

Специальность 09.00.13 - философская антропология, философия культуры

ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание учёной степени кандидата философских наук

Научный руководитель: доктор искусствоведения И.-Ф.В.Фуртай-Проскурина

Санкт-Петербург - 2013

Оглавление

Введение....................................................................................................................3

Глава I. Концепт любви в античной и библейской традициях.............................13

1.1 .Теоретические основания исследования эволюции концепта любви.........13

1.2. Концепт любви в философии Платона и Аристотеля.................................33

1.3. Концепт любви в библейской традиции......................................................50

Глава II. Формы любви в восточной патристике IV-V вв. в свете антропологических представлений.......................................................................56

2.1. Платонический и христианский эрос в антропологической концепции византийской философии IV-V вв......................................................................56

2.2. Учение о любви-филии и любви-сторге в византийской мысли IV-V веков. ..............................................................................................................................77

2.3. Учение о любви-агапэ в восточной патристике IV-V вв..........................101

Глава III. Ревальвация форм концепта любви в русской религиозной философии ...............................................................................................................................126

3.1. Ревальвация любви-эроса в русской религиозной философии................126

3.2. Ревальвация любви-филии и любви-сторге в русской религиозной философии...:.....................................................................................................144

3.3. Ревальвация любви-агапэ в русской религиозной философии................153

Заключение...........................................................................................................173

Список источников и литературы........................................................................178

Приложение 1 ....................................................................................................... 194

Приложение 2.......................................................................................................195

Введение

Актуальность темы исследования. Вхождение в историю мировой цивилизации машины приводит к возникновению острой потребности в философско-антропологическом подходе в изучении человеческого. В таком контексте усиливается теоретическая и практическая необходимость философско-антропологического анализа места любви в морфологии личности. Научный поиск человеческого начала сопряжен с проблемами духовного образа бытия, с феноменом универсальной, всеобъемлющей любви. Ослабление чувств, безразличие, примитивизация любви, либерализация половой морали укоренились в бытии современного человека. Происходит нарастание проблемы «безлюбого» бытия (М. М. Бахтин), для которого характерны апатия и безразличие ко всему окружающему миру. Подобные тенденции - это путь к катастрофе полного отчуждения и бессмысленности бытия.

В то же время особенность философской рефлексии современного общества такова, что с особой настоятельностью актуализируется необходимость синтеза различных исследовательских подходов к изучению человека, значимость которого уже в 1927 г. в работе «Положение человека в космосе» отмечал М. Шелер. Специфика философско-антропологической мысли в ее отечественном варианте состоит в том, что осуществление подобного синтеза невозможно без обращения к восточно-патристическому подходу, поскольку в нем осуществился синтез философских, теологических и естественнонаучных взглядов на человека. Данный синтез, который стал одним из оснований философской антропологии XX века, был творчески развит в трудах русских религиозных философов на протяжении XIX - первой половины XX вв.

В таком социокультурном контексте естественно необходим научный анализ трудов византийских и русских религиозных философов, который сопряжен с поиском оптимального для современного общества и человека

решения данной проблемы.

Различные варианты решения проблемы любви как фундаментального основания человеческой личности предлагались восточной патристикой и русской религиозной философией в разные периоды своего развития. Для анализа был выбран «золотой век» восточной патристики - IV-V вв., поскольку, как пишет В. Лурье в книге «История византийской философии», в IV-V вв. антропологическая проблематика оказалась в центре интеллектуальных дискуссий византийских философов. Именно этот период восточной патристики оказал существенное влияние на развитие русской философии конца XIX -начала XX вв. В русской религиозной философии выбран период с 1890-х до 1940-е гг., поскольку именно в этот период антропологическая проблематика находилась в центре внимания русских философов. Выбор источников определялся хронологическими рамками работы, а также концепцией ревальвации концепта любви. Сама цель работы задавала определенные ракурсы внимания к тем или иным текстам.

Исследования тех или иных философских и теологических вопросов в восточной патристике и русской религиозной философии до сих пор носят, в большей степени, обобщающий историко-философский характер. Специальные философско-антропологические компаративистские исследования эволюции концепта любви в византийской и русской религиозной мысли как целостного религиозного и социокультурного явления практически отсутствуют.

Степень научной разработанности проблемы. Одним из первых философских произведений о любви является диалог Платона «Пир». Идеи Платона нашли отражение и получили свое развитие в восточной патристике в работах Мефодия Олимпийского, Макария Египетского, Григория Нисского, Василия Великого, Григория Назианзина, Иоанна Златоуста. Основополагающими трудами, имеющими важное методологические значение для заявленной темы, являются труды Иоанна Златоуста, Василия Великого,

Григория Назианзина и Григория Нисского. В середине XX века после выхода в свет работы Б. Татакиса «La Philosophie Byzantine»1 было заявлено о существовании особого хронологически устоявшегося историко-философского направления - «византийская философия». В отечественной философии знаковой работой по византийской философии является работа В. Лурье «История византийской философии»2. Исследования по византийской философии осуществлялись рядом западных ученых таких, как: А. Армстронг («Природа человека у Григория Нисского» 3), А. Грильмаер («Христос в христианской традиции»4), Г. Престиж («Бог в патристическом мышлении»5), К. Иеродиакону («Византийская философия»6) и др.

Антропологическим аспектам восточной патристики посвящены работы К. Керна, И. Мейендорфа, В. Лосского, С. Хоружего. С точки зрения развития философско-антропологической проблематики особенный интерес представляет работа К. Керна «Антропология свт. Григория Паламы»7.

Учение о любви как основе бытия человека получило творческое развитие в трудах представителей русской религиозной философии: В. Соловьева («Смысл любви»), Н. Бердяева («Эрос и личность: философия пола и любви»), П. Флоренского («Столп и утверждение истины»), Н. Лосского («Условия абсолютного добра»), Б. Вышеславцева («Этика преображенного Эроса»), С. Франка («С нами Бог. Три размышления»). Уделяли этой теме внимание и русские космисты - Н. Федоров и В. Вернадский.

Различные аспекты философии любви рассматриваются в работах

1 Tatakis В. La Philosophie Byzantine. - Paris, 1949 - 324 p.

2 Лурье B.M. История византийской философии. Формативный период. - СПб., 2006 - 553 с.

3 Armstrong А.Н. The Nature of Man in St. Gregory of Nyssa // Eastern Churches Quarterly. 1949. -8. - P. 2-9

4 Grillmeier A. Christ in Christian tradition. Vol. 1 (translated by J.S. Bowden) - London 1965 - 528 p.; Grillmeier A. Christ in Christian Tradition: From the Council of Chalcedon (451) to Gregory the Great (590-604). Vol. 2. London. 1996 - 437 p.

5 Prestige G.L. God in Patristic Thought. - London 1952. - 318 p.

6 Ierodiakonou K., Byzantine Philosophy// MacMillan Encyclopedia of Philosophy - NY, 2005. - p. 356-387

Киприан (Керн), архим. Антропология св. Григория Паламы. М., 1996 - 320 с.

отечественных исследователей. В частности, целостная концепция любви представлена в монографии Рюрикова Ю.Б. «Три влечения: любовь, ее вчера, сегодня и завтра»8. Большую роль в осмыслении феномена любви сыграл изданный в 1990 г. двухтомник «Философия любви», в котором представлены как историко-философские исследования этого феномена, например, статьи А.Н.Чанышева9, В.В. Бычкова10 и др., так и проведенный в статьях Г.Я. Стрельцовой11, Ю.Б. Рюрикова12 и др. анализ любви в контексте современной философии.

Постсоветский период характеризуется повышенным интересом к восточной патристике и, в частности, к теме любви в византийской философии. Особенно интенсивно работа в этой области проводилась в конце 90-х годов XX - начале XXI в. В это время не только переиздавались произведения представителей восточной патристики, но появлялись новые историко-философские, богословские, культурологические работы, посвященные различным аспектам любви. К ним относятся труды С.С. Аверинцева, A.A. Королькова, Т.А. Кузьминой, В.И. Красикова, П. Ю. Малькова, К.В. Преображенской, Р.В. Светлова и др. Специальное исследование феномена любви в христианской традиции в контексте проблематики пола и брака принадлежит Н.Х. Орловой13.

Философско-антропологический анализ феномена любви проводится в

ряде диссертаций, из которых наиболее близкими к нашей теме являются

g

Рюриков Ю.Б. Три влечения: любовь, ее вчера, сегодня и завтра / Ю.Б. Рюриков. - Кемерово, 1984-256 с.

9 Чанышев А.Н. Любовь в античной Греции / Философия любви. В 2-х ч. 4.1 / Под общ. ред. Д. П. Горского. - М.,1990. - С. 36-68

10 Бычков В.В. Идеал любви христиано-византийского мира / Философия любви. В 2-х ч. Ч. 1 / Под общ. ред. Д. П. Горского. - М., 1990. - С. 68-110

11 Стрельцова Г.Я. Судьба любви сегодня (нравственно-психологический очерк) / Философия любви. В 2-х ч. Ч. 1 / Под общ. ред. Д. П. Горского. - М.,1990. - С. 331-380

12 Рюриков Ю.Б Любовь: ее настоящее и будущее / Философия любви. В 2-х ч. Ч. 1 / Под общ. ред. Д. П. Горского. - М.,1990. - С. 268-331

13 Орлова Н.Х. Антропология пола и брака в христианстве. -СПб.: Издательский дом «М1РЪ», 2006 - 305 с.

следующие. Отечественная философия любви и пола обстоятельно рассматривается в докторской диссертации A.M. Страхова «Философская антропология эволюции образов пола и любви в отечественной культуре последних столетий» (2006), однако тема византийских «корней» русской религиозной философии любви практически в диссертации не затрагивается. Единственное на сегодняшний день философское исследование любви-агапэ выполнено в кандидатской диссертации Н.В. Громовой «Любовь-агапэ: социально-философский анализ» (2002). Анализирует феномен любви, используя диалогическую методологию М. Бубера, C.B. Омарбекова. В своей кандидатской диссертации «Любовь как экзистенциал человеческого бытия» (2009г.) она делает акцент на идее динамичности экзистенциала любви, при этом, однако, автор не обращается ни к русской, ни к византийской философии любви.

Таким образом, специального исследования, непосредственно посвященного раскрытию эволюции концепта любви от восточной патристики IV -V вв. к традиции русской религиозной философии конца XIX - середины XX вв, до сих пор не проводилось.

Вышеизложенное логично определяет объект исследования: философская антропология в восточно-христианской традиции.

Предмет исследования: концепт любви в восточной патристике и русской религиозной философии.

Цель работы - раскрыть эволюцию концепта любви в исторической перспективе от восточной патристики до учения о человеке в русской религиозной философии.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- рассмотреть концепт любви и его формы в классической древнегреческой философии;

- осуществить философско-антропологический анализ ветхозаветных и

новозаветных текстов с целью осмысления концепта любви;

- проанализировать и определить особенности русской религиозной философии любви;

- показать ревальвацию концепта любви в русской религиозной философии;

- рассмотреть эволюцию и определить иерархию таких форм концепта любви, как эрос (ёрщ), филия (срШа), сторге (аторут)) и агапэ (аушгг|), являющихся содержанием концепта любви;

Теоретико-методологическая и источниковедческая основа исследования.

Теоретическим основанием данного исследования выступила теория концепта Ж. Делеза и Ф. Гваттари, которая использовалась в ходе осмысления и раскрытия концепта любви как некой целостности, имеющей несколько составляющих, названных в работе формами концепта. Кроме того, в ходе анализа таких форм концепта любви, как эрос, филия, сторге и агапэ был использован разработанный М. Бубером терминологический аппарат, в частности, понятия «Я», «Ты», «Мы» и др.

В диссертационном исследовании используется диалектический метод, позволяющий осознать противоречивость любви как феномена бытия человека, показать взаимодействие содержания и форм концепта любви как источника его развития в формате ревальвации. Метод компаративистики позволяет провести сравнительный анализ содержания форм концепта любви в восточной патристике и русской религиозной философии. Применение герменевтического и аксиологического методов способствует осмыслению культурно-исторического контекста, в котором развивались представления о любви, выявить в произведениях авторов той или иной эпохи новые смыслы в формах концепта любви. Дескриптивный метод используется в связи с тем, что авторской задачей является раскрытие исторического нарратива, на основе

которого показывается эволюция концепта любви. Достоверность полученных результатов исследования, проведенного на основании данных методологических практик, обеспечивается анализом оригинальных византийских и русских религиозно-философских произведений.

Источниковедческую базу диссертации составили произведения Платона и Аристотеля; труды представителей восточной патристики, относящиеся к периоду IV - V вв.; фундаментальные западные философско-антропологические исследования Э. Фромма, К. Льюиса, Д. Лукача, М. Бубера, Г. Марселя, М. Хайдеггера, К. Ясперса, М. Шелера, А. Гелена и др.; сочинения русских религиозных философов, в которых содержится учение о любви, а также о сопряженных с ним понятиях.

Новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

• раскрыта эволюция четырех форм концепта любви (агапэ, эрос, филия, сторге) от восточной патристики IV - V веков к русской религиозной философии второй половины XIX - начала XX в.;

• введено понятие «трансипостасная любовь», характеризующее духовную любовь, объемлющую и любовь между человеческими ипостасями, и Любовь между Ипостасями Божества;

• уточнено понятие «единая любовь» через раскрытие ее существенных качеств - личностной онтологичности и трансипостасности;

• обоснована необходимость использования понятия «ревальвация» для раскрытия эволюции концепта любви и предложена авторская концепция его ревальвации.

Основные положения, выносимые на защиту.

• Исторические этапы эволюции концепта любви (античность, восточная патристика, русская религиозная философия) связывает трехсторонний семантический, методологический и смысловой континуитет. Семантический континуитет означает использование единого понятийно-категориального

аппарата. В качестве ключевых понятий утверждаются понятия «агапэ», «эрос», «филия», «сторге», «филтрон». Методологический континуитет выражается в использовании как восточной патристикой, так и русской религиозной философией мистико-экзистенциального метода, что не исключает применения ими аристотелевской методологии рационального познания. Смысловой континуитет состоит в том, что как для восточной патристики, так и для русской религиозной философии характерно общее понимание любви как духовной связи, установленной между человеческими личностями.

• Структура и характер восточной патристики IV - V в. характеризуется сходством практических установок аскетики и философии как образа жизни, которые привели к формированию представления о возможности достижения знания о любви и ее антропологической сущности. Определение концепта любви-агапэ позволяет охарактеризовать межличностную онтологическую связь как имеющую альтруистическое содержание.

• Учение о любви в русской религиозной философии, сформировавшееся под влиянием восточной патристики, представляет собой осмысление единой любви. Единая любовь понимается как имеющая трансцендентное происхождение трансипостасная, экзистенциальная, онтологическая, гносеологическая и аксиологическая духовная связь, устанавливаемая между людьми, между «Я» и «Ты», формируя единство со-бытия «Мы», и выступающая результатом совершенствования воли, чувства и ума человека.

• Континуитет учений о любви в восточной патристике и русской религиозной философии выражается в понятии «трансипостасная любовь»,