автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Личностное самоуправление: социально-философский аспект

  • Год: 2006
  • Автор научной работы: Тарасова, Оксана Валериевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Тюмень
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Диссертация по философии на тему 'Личностное самоуправление: социально-философский аспект'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Личностное самоуправление: социально-философский аспект"

На правах рукописи

ТАРАСОВА ОКСАНА ВАЛЕРИЕВНА

ЛИЧНОСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ (НА МАТЕРИАЛЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

Специальность 09.00.11. - Социальная философия

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Челябинск - 2006

Работа выполнена на кафедре философии Тюменского государственного нефтегазового университета.

Научный руководитель: Шабатура Любовь Николаевна

доктор философских наук, профессор

Официальные оппоненты: Ветошкин Анатолий Петрович

доктор философских наук, профессор

Рыбин Владимир Александрович кандидат философских наук, доцент

Ведущая организация: Челябинская государственная академия

культуры и искусств

Защита состоится « » г. в час, на

заседании диссертационного совета К.2 Й.296.04 по присуждению ученой степени кандидата философских наук при Челябинском государственном университете.

Адрес: 454021, г. Челябинск, ул. Бр. Кашириных, 129. Зал заседаний Ученого совета.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Челябинского государственного университета.

и

Автореферат разослан

2006г.

Ученый секретарь диссертационного совета кандидат философских наук, доцент

ШЬА /¿¿С

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Личностное самоуправление в настоящее время становится центральным вопросом во всей многогранной проблематике самоуправления и требует социально-философского и социокультурного осмысления условий и факторов его развития. Автор выбирает сферу предпринимательства в качестве конкретного сегмента социального пространства, в котором разворачивается процесс личностного самоуправления, исходя из того, что феномен предпринимательства до сих пор является слабоизученным явлением социальной реальности.

Актуальность исследования автор связывает со следующими ключевыми с его точки зрения моментами.

Во-первых, личностное самоуправление выступает фундаментальной основой социального творчества личности, избавляя человека от многих ошибок и просчетов его жизнедеятельности. Оно является важнейшим фактором общественного прогресса, позволяющим более органично и целенаправленно формировать приоритеты - социального развития и реализовывать возможности их наполнения творчеством.

Во-вторых, в основе любого самоуправления находится личность, ее интересы и потребности. Личностное самоуправление - это такая социокультурная сфера человеческого бытия, которая представляет собой определенную культуру самоопределения, идентификации, адаптации, самодеятельности и самореализации человека. С этими фазами генезиса личностного самоуправления неразрывно связаны конкретные акты социокультурного и социально-психического характера: самоконтроль, самодисциплина, самостоятельность, самоуважение, самосохранение и т.д. Органический синтез этих компонентов в общих конструктах процесса личностного самоуправления создает некий органон - определенный способ жизни человека, его наиболее полноценного и полнокровного бытия.

В третьих, в основе деятельности человека лежат определенные цели, осмысление и оценку которых эффективно может осуществлять в качестве конкретных актов личностного самоуправления только сам человек. Любые попытки определять за человека его цели, предписывать ему образ действий и последовательность поступков, приводят к социальному манипулированию личности и к тирании.

В четвертых, личностное самоуправление направлено гармонизацию человеческого бытия, на создание социально-эффективной системы ценностных ориентации индивида, в том числе - в сфере предпринимательской деятельности. Личностное самоуправление предпринимателя опосредует саму диалектику предпринимательской деятельности, которая характеризуется глубинной внутренней дихотомией: с одной стороны, она нацелена на успех, прибыль, выгоду, доход, а с другой стороны - на комфорт, на уважение окружающих, на социальное взаимодействие, на самореализацию посредством творчества, на имидж, репутацию, славу и т.п. Для реализации первых целей нужны знания и умения, для приближения к другому полю необходимы духовность и нравственность.

В пятых, в настоящее время необходима новая философия экономики хозяйствования в которой общая научная картина мира была бы выстроена в гармоничной социальной системе координат в бытии человека, а именно -делание добра, а не увеличение наживы; развитие личности, а не ее уничтожение ради обогащения отдельных олигархов; сохранение экологии, а не ее разрушение. В этом новом синтезе идеалов личностное самоуправление предпринимателя, а в более широком плане - всякого субъекта экономических отношений, может быть процессуальным основанием, деятельным конструктором, тем, что философы называют переходом от интенции к актуальности. Актуализация личностного самоуправления может успешно дополнить современную теорию и практику управления, сориентировать ее в сторону большей социальной гибкости, гуманистической направленности, человеческой солидарности.

Состояние изученности проблемы. Проблема личностного самоуправления на материале предпринимательской деятельности имеет достаточно долгую историю. Уместно вспомнить о том, что еще в XIX в. М. Вебер, В. Зомбарт, Г. Зиммель, Б. Франклин рассматривали разные аспекты предпринимательского самоуправления. В первой половине XX в. данная проблематика нашла свое отражение в трудах Т. Веблена, Д. Кларка, Д. Кейнса, А. Маршалла. Очередным этапом в развитии представлений о сущности и содержании предпринимательского самоуправления стали неолиберальные концепции, получившие свое распространение в Западной Европе во второй половине XX в. в трудах Г. Мюрдаля, А. Мизеса, Р. Нурске, В. Ойкена и Ф. Хайека и др. Самоуправление трактовалось как конкретное социальное свойство человека, максимизирующего свой доход и минимизирующего затраты. Такое упрощение сущности личностного самоуправления преобладало до конца XX в. Вместе с тем, в исследованиях последних десятилетий стали появляться "расширительные" интерпретации личностного самоуправления предпринимателя, связанные с более взвешенным анализом социальной структуры современного общества, нарастания проблем отчуждения, социального дискомфорта, одиночества, а также ростом негативных социальных явлений (пьянство, наркомания, суициды, терроризм и т.д.). В исследованиях ряда зарубежных авторов (Д. Карнеги, Дж. Лафта, К. Менар, Т. Питере, О. Уильямсон, Р. Уотерман и др.) личностное самоуправление постепенно предстает не просто как общее социально-онтологическое основание в процессе формирования целостной личности, но как важное условие ее самореализации.

Существенный вклад в разработку проблематики личностного самоуправления внесли и российские исследователи. Начиная с работ С.Н. Булгакова, И.А. Ильина, М.И. Туган-Барановского, С.Л. Франка, данная проблематика постепенно получила свое самостоятельное место в науке. Но в силу конкретно-исторических условий развития страны (19175

1991 г.г.) и неразвитости российского предпринимательства, данная тематика естественным образом сошла со страниц научных публикаций. Лишь в середине 80-х-90-е гг. XX в. начинается возвращение к ней. В работах B.C. Автономова, B.C. Барулина, Д.В. Валового, А.П. Ветошкина, Т.Н. Заславской, B.C. Ельмеева, Б.Г. Дилигенского, В.И. Ксенофонтова, Н.П. Пермякова, В.Д. Попова, В.В. Радаева, А.И. Субетто, К.П. Стожко, Р.И. Трипольского, JI.A. Шумихиной и ряда других авторов ставятся и разрабатываются проблемы предпринимательского сознания, предпринимательской культуры, ценностных оснований предпринимательской деятельности. В рамках данных проблем, где непосредственно, а где и в косвенной форме, рассматриваются вопросы, связанные с развитием самоуправления личности. Наиболее предметно данный круг вопросов освещается в исследованиях П. Абовина-Егидеса, П. Анохина, В. Белоцер-ковецкого, А. Зотова, Г. Латфуллина, В. Бутакова и др.

Глубокого анализа личностного самоуправления на примере предпринимательской деятельности, которое в полной мере охватывало бы аксиологическое, социокультурное поля данной деятельности, автор не обнаружил. В связи с этим отсутствует комплексная научная концепция личностного самоуправления в российском предпринимательстве, которая выявляла бы его особенности, специфику, ориентировала бы на конкретное развитие данной формы деятельности по основным направления. В данной диссертационной работе предпринята попытка рассмотреть личностное самоуправление не просто в качестве важного фактора предпринимательской деятельности, но и в качестве основания всего процесса социального творчества человека. Выделяя общий и частный уровни проблемы, мы отталкиваемся от марксистского положения о том, что "человек есть существо родовое, не только в том смысле, что практически и теоретически он делает своим предметом род -как свой собственный, так и прочих вещей, но и в том смысле - и это есть лишь другое выражение того же самого, - что он относится к самому себе

как к наличному живому роду, относится к самому себе как существу универсальному и потому свободному". Развивая концепцию человека как универсального существа, К. Маркс связывал ее с понятием целостного человека. На наш взгляд, целостный человек - это не только человек управляемый, осознающий свою свободу как необходимость, но и самоуправляемый, т.е. являющийся субъектом социального творчества.

Объект исследования. Социально-философский аспект личностного самоуправления.

Предмет исследования Личностное самоуправление на материале предпринимательской деятельности; основные этапы, детерминанты и результаты генезиса данного явления; его роль в формировании целостной личности человека.

Цель и задачи исследования. Цель диссертационного исследования состоит в выработке целостного социально-философского подхода к анализу личностного самоуправления (на материале предпринимательской деятельности). Автор выявляет место и роль социальных предикатов в развитии личностного самоуправления (семья, коллектив, социальный статус, социальное положение и др.), а также природу ценностных ориентации личности, место и роль конкретных ценностей в генезисе личностного самоуправления (свобода, традиция, любовь, выгода и др.).

В связи с необходимостью выработки такого целостного социально-философского подхода к изучению проблемы личностного самоуправления автор решает следующие задачи:

определить сущность и содержание процесса личностного самоуправления, а также выявить специфику личностного самоуправления на материале деятельности в системе индивидуального и коллективного предпринимательства;

- выявить взаимосвязь между самоуправлением личности и такими компонентами генезиса личности, как самоопределение,

самоидентификация, адаптация и самореализация на материале деятельности предпринимателя;

показать связь личностного самоуправления с другими основными признаками (характеристиками) деятельности (инициативностью, самостоятельностью, прагматичностью, организованностью и т.д.) на материале предпринимательской деятельности;

рассмотреть способность к эффективному личностному самоуправлению как определенную культуру социальных взаимосвязей (социокультурную коммуникацию);

- выявить механизм самоуправления личностным потенциалом (творческим, трудовым, организационным и др.), а также субъективные факторы в системе самоуправления, конкретные способы, методы и критерии повышения эффективности данного процесса;

определить перспективы развития личностного самоуправления в системе коллективного предпринимательства, как наиболее отвечающего особенностям российской традиции и потребностям современного российского общества на материале предпринимательской деятельности.

Методологическая и теоретическая основа исследования. В качестве методологической основы диссертационной работы выступают принципы системного анализа, принцип историзма, диалектический принцип единства и борьбы противоположностей, принципы соотнесения целого (всеобщего) и частного (конкретного). В работе использованы методы анализа и синтеза, принцип восхождения от абстрактного к конкретному.

Важным общетеоретическим основанием исследования предмета и объекта данной работы выступает накопленный практический опыт организации и осуществления предпринимательской практики в нашей стране, а также научные результаты, полученные исследователями разных лет в области изучения структуры личности предпринимателя, специфики предпринимательской деятельности, ее социокультурного развития.

Научно-практическая и теоретическая значимость исследования. Значение полученных результатов состоит в возможности их использования в системе воспитания будущих предпринимателей, развития у них правильных аксиологических ориентиров, руководствуясь которыми, они могли бы полнее реализовать себя и вместе с тем внести значительный вклад в решение разных общезначимых социальных проблем (занятости, социального обеспечения, социальной защиты и др.). Предложенная в диссертации общая схема личностного самоуправления позволяет путем тренинговых занятий осуществлять самовоспитание и формировать необходимые свойства и качества самостоятельно.

Предложенные автором рекомендации позволяют более успешно осуществлять не только индивидуальную, но и коллективную предпринимательскую деятельность, существенно улучшить морально-психологический климат в коллективе (группе), наладить эффективную социокультурную коммуникацию в ней.

Полученные результаты могут быть использованы в процессе преподавания ряда гуманитарных дисциплин: социальной философии, философии экономики, теории и культуры предпринимательства, профессиональной психологии, социологии труда.

Идеи, высказанные в диссертационной работе, могут найти свое отражение в разработке муниципальных программ развития предпринимательской деятельности на территории с учетом расширения местного самоуправления, идея которого заложена в Федеральном законе №131 от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст.15 гл. I, ст.14 гл. 3).

Апробация результатов диссертационного исследования. Основные положения диссертационной работы отражены в монографии «Социальная диалектика предпринимательства: Личность. Самоуправление. Культура. Творчество» (в соавторстве), опубликованной в издательстве Уральского государственного университета им. A.M. Горького (объемом 18,1 п.л.,

авторских 7,5 п.л.), а также в выступлениях диссертанта на трех Всероссийских, трех Межрегиональных и двух межвузовских научно-практических конференциях (Екатеринбург, Тюмень, Когалым, Советский, Первоуральск).

Содержание и основные выводы диссертационной работы обсуждались и получили одобрение на заседаниях кафедры философии Тюменского государственного нефтегазового университета, кафедры экономики и права ИППК при Уральском государственном университете, кафедре философии Российского государственного профессионально-педагогического университета. По теме диссертации опубликовано 9 работ.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих в себя по 3 параграфа в каждой, заключения и списка использованной литературы. Список литературы включает 167 наименований. Объем диссертационной работы 162 страницы.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы диссертационного исследования, сформулированы цель и задачи диссертационной работы, отражены научная новизна и практическая значимость результатов, обозначены выносимые на защиту основные положения, определена структура работы.

В первой главе «Личностное самоуправление как социально-философский феномен (на материале индивидуальной предпринимательской деятельности)» раскрываются социально-онтологические основы личностного самоуправления как важнейшего предиката предпринимательской деятельности людей, показан генезис личностного самоуправления в контексте формирования полноценной личности, раскрыта структура и целостность личностного самоуправления, ее аксиологические характеристики и праксиологические параметры.

В первом параграфе «Сущностно-содержательная характеристика личностного самоуправления» дается развернутое определение феномена личностного самоуправления в целом, а в предпринимательской деятельности - в частности. Рассматривая данный феномен как специфическую функцию личности, мы сопоставляем его с такими характеристиками личности, как ее самодеятельность, самоопределение, субъектность. Рассматривая самоуправление как результат последовательного развития всех предыдущих свойств личности, мы выделяем специфические свойства самоуправления личности (на примере предпринимателя) в конкретно-исторических условиях развития современной трансформационной российской экономики. В параграфе раскрывается сложная диалектическая взаимосвязь самоуправления личности и его субъективных свойств. Вводится понятие самодеятельности (как самоуправляемой деятельности) индивида, которая в

качестве самонаправленного социального процесса нацелена на творческое изменение схем деятельности, данных личности изначально (в воспитании, образовании) и на развитие свободного ее самоопределения посредством выработки в ней способности к сознательному восприятию и отражению окружающей действительности, к диалектическому мышлению в категориях социально-экономической реальности.

Во втором параграфе «Личностная культура как основа самоуправления» феномен личностного самоуправления взят и рассмотрен в неразрывной взаимосвязи с объектом исследования. Обосновывается тезис о том, что личностное самоуправление выступает как особая форма культуры личности, то есть система ценностных ее ориентаций, которыми она руководствуется в сфере сугубо предпринимательской практики. В этой связи в параграфе обосновывается мысль о том, что общая культура личности, детерминируемая конкретной хозяйственной практикой, трансформируется в экономическую культуру, а последняя в сфере предпринимательской деятельности - в предпринимательскую культуру, основой которой как раз и выступает способность личности к самоуправлению в параметрах самоопределения, самоидентификации, самоадаптации и самореализации.

Осуществляя свой ценностный выбор, личность самоопределяется по отношению к базовым, исходным ценностям, которые уже сформировались и существовали до нее. Формулируя свой выбор в качестве личности предпринимателя, индивид отбирает для себя те ценностные ориентации, которые наибольшим образом подходят для данной сферы его деятельности. В параграфе обосновывается идея о том, что такой общественный выбор осуществляется не самопроизвольно, не спонтанно, а в контексте общей культуры личности и под воздействием социальных институтов. Вместе с тем, суть культуры личности предпринимателя состоит в достижении такой социальной ситуации, когда предпринимательская деятельность наилучшим образом встраивается в

систему социальных взаимосвязей и обеспечивает самому предпринимателю полноценность его бытия, его самореализацию. Тем самым, предпринимательская деятельность, основанная на личностном самоуправлении, на взвешенном и объективном осуществлении субъектом такой деятельности собственного ценностного выбора, обретает характеристики общественной полезности.

В третьем параграфе «Структура и целостность личностной культуры самоуправления» обосновывается тезис о том, что именно способность личности предпринимателя к эффективному

самоуправлению является основной характеристикой предпринимательства как социальной практики. Все предыдущие свойства предпринимательской практики, формулировавшиеся ранее, выступают важными, но отнюдь не ключевыми, не генеральными ее атрибутами. В самом деле, умение рисковать или интеллектуальные способности, склонность к инновациям или организаторские способности личности только тогда получают свое продуктивное применение, когда они детерминированы способностью человека к эффективному самоуправлению. В сфере предпринимательской практики данная характеристика раскрывается в умении личности адекватно реальности ставить социально-значимые цели, обеспечивать успешное и своевременное решение поставленных задач, грамотно регулировать собственное поведение, постоянно развивать в себе свой собственный личностный потенциал.

В параграфе отмечено, что личностное самоуправление предпринимателя имеет два уровня развития: систему «Я-Я» и систему «Я-Мы». В то время как система управления (менеджмент) нацелено на других, а в его структуре наличествуют субъект и объект взаимодействия, самоуправление как социальное действие нацелено на самое себя и в нем субъект и объект взаимодействия представлены в одном лице (совпадают). У личностного самоуправления совершенно иная мотивация, которая

отличает его от системы управления. Если самоуправление рассматривать как эффективное саморегулирование общественной деятельности человека (в нашем случае в сфере предпринимательской деятельности), то следует признать, что оно мотивировано совершенно особой типологией мотивов, стимулов, темпераментов, типов сознания и мышления, конструктов социальной психологии личности. Суть вопроса состоит в том, что в предпринимательской деятельности личность постоянно комбинирует и апробирует самые различные методы и способы, свойства и приемы с тем, чтобы выбрать наиболее продуктивный. Если в обыденной практике личность под воздействием внешних обстоятельств может быть либо интровертной, либо экстравертной, либо флегматичной, сангвинистичной, либо холеричной или меланхоличной, либо скрытной, либо открытой, то в сфере предпринимательства она становится такой, какой ее обязывает быть осуществленный ею самою же ценностный выбор. В противном случае личность предпринимателя не самореализуется, а цели предпринимательской деятельности не достигаются. Главный вывод данного параграфа состоит в том, что посредством реализации личностного самоуправления человек в сфере предпринимательской деятельности самоопределяется и самоосуществляется, сознательно строит себя как совершенно особое, нацеленное на достижение конкретных задач предпринимательской деятельности социальное существо.

Во второй главе «Личностное самоуправление в системе коллективной деятельности (на материале коллективного предпринимательства)» раскрывается социальная, коллективистская природа личностного самоуправления. Хотя предпринимательство и существует в двух основных формах - индивидуального и коллективного - личностное самоуправление всегда остается общественным феноменом, требующим своего социально-философского осмысления. В координатах индивидуального предпринимательства личностное самоуправление

выступает как общественный выбор конкретной хозяйствующей личности, связанный с применением ею в своей предпринимательской практике совершенно конкретных, определенных общественно-детерминированных норм и правил (институтов). В контексте же коллективного предпринимательства данный выбор осуществляет коллективизированная (социализированная) личность, встроенная в определенный социум (трудовой коллектив, производственный коллектив). В связи с этим личностное самоуправление в условиях коллективного предпринимательства осуществляется в более конкретной системе социального взаимодействия, в более эффективной системе социальных детерминант. На наш взгляд коллектив выступает наиболее эффективной социальной средой, оказывающей максимально положительное влияние на формирование и развитие способности личности к эффективному самоуправлению. Будучи своеобразным социальным адаптером, регулятором, коллектив позволяет личности успешнее формировать ключевые свойства самоуправления и продвигаться к формированию данной способности в структуре личностного потенциала.

В первом параграфе «Механизм самоуправления личностным потенциалом» предложена конкретная схема генезиса личностного самоуправления в контексте идеальной и предметной практики человека, осуществляемой в системах «Я-Я» и «Я-Мы». Выделяемые пять основных фаз генезиса процесса личностного самоуправления выступают обязательным условием формирования эффективного самоуправления человека, а посредством этого и эффективного, то есть общественно-полезного предпринимательства. Притом, что каждый предприниматель может формировать свою собственную специфическую структуру и иерархию ценностных ориентации, в генезисе способности к личностному самоуправлению часть таких ценностей генерализируется, то есть посредством коллективного взаимодействия и координирования обретает статус приоритетов в качестве общественно значимых.

Во втором параграфе «Субъективные факторы в системе самоуправления» особое внимание обращено на проблему субъектных характеристик личности и воздействия субъективных факторов на реализацию личностного потенциала. Раскрывается взаимосвязь социальных и психологических детерминант в развитии процесса личностного самоуправления. Выявляется то, как сам социальный контекст, то есть коллективное предпринимательство, воздействует на ценностный выбор личности предпринимателя и способствует формированию в ней способности к самоуправлению.

В третьем параграфе «Самоуправление в контексте коллективной деятельности» рассматривается роль коллектива, как социального образования, в генезисе самоуправления личности. Делается вывод о возможности логически связывать воздействие коллективистского контекста на генезис личностного самоуправления с такими проявлениями коллективистской социальности как коллективистская самоорганизация и человеческая солидарность. Тогда как принудительные, утилитаристские, символические и иные формы организации оказывают свое воздействие только на характер системы управления, коллективистская самоорганизация непосредственно связана с самоуправлением личности. Выделяемые современной социологией бюрократические, патерналистские и иные формы организации не имманентны коллективизму, поскольку исходят из реальности факта отчужденности субъекта управления от объекта управления. Ни патернализм, ни фратернализм, ни партнерская организация не преодолевают факт отчужденности управляемого от управляющего в силу различного мировоззрения, миропонимания и мироотношения участников таких систем. Отсюда становится ясным, что в системе коллективистской самоорганизации личность реально, а не формально получает возможность к развитию личностного самоуправления. Ни автономность работников корпорации, ни формальная самостоятельность надомников,

обслуживающих крупные компании не идут ни в какое сравнение с социальной и экономической эффективностью действительного личностного самоуправления, которое может формироваться в условиях подлинного коллективизма, подлинно товарищеских отношений между людьми. Однако потенциальная возможность формирования такого самоуправления предполагает и развитие совершенно определенной культуры. Самоуправление предпринимателя должно развиваться по всем направлениям хозяйственной деятельности коллектива: необходимо сформировать административную культуру, культуру труда, культуру потребления, культуру делового общения, культуру производства, инвестиционную культуру, организационную культуру.

Взятое в контексте коллективного предпринимательства, самоуправление личности принципиально отличается от управления в системе корпоративного бизнеса. Сотрудничество и товарищество, самоуправление и управление, коллективизм и партнерство представляют собой, на наш взгляд, различные характеристики двух основных типов хозяйствования: креативного и репродуктивного.

В заключение диссертационной работы обобщены основные результаты исследования.

Основные положения, содержащие элементы новизны и выносимые на защиту

1. Культура предпринимательского самоуправления личности представляет собой основу успешной социализации личности, формирования ее целостного характера. Проходимым в рамках общего генезиса личности фазам самоидентификации, самоопределения, адаптации и самореап изации сопутствуют специфические формы личностного самоуправления, вырабатываемые в процессе духовной и предметно-вещественной практики человека: самооценка, саморегуляция, самоконтроль и самодеятельность. Диалектическая взаимосвязь этих конкретных форм проявления личностного

самоуправления с определенными фазами генезиса личности предпринимателя неразрывно связана и с выработкой человеком прикладных, частных, практических способов самоуправления в сфере предпринимательства: планирования, программирования, координирования и кооперация своей деятельности с действиями других социальных сил.

2. Основой предпринимательского самоуправления выступает культура личности, взятая в ее целостности и диалектической взаимозависимости от уровня материальной и духовной культуры, от культуры прошлого (традиции, обычаи, ритуалы, процедуры) и настоящего. В связи с тем, что предпринимательская деятельность осуществляется в трех различных формах (индивидуальное предпринимательство, коллективное предпринимательство и корпоративное предпринимательство), то необходимо выявление культуры самоуправления личности, ее места и роли в процессе развития и совершенств всех трех указанных форм предпринимательства. Культура личностного самоуправления в контексте заявленной темы диссертации актуализируется только в условиях индивидуального и коллективного предпринимательства. В условиях корпоративного предпринимательства личностное самоуправление уступает место классической практике корпоративного менеджмента, представляющего собой процесс отчуждения функции управления от субъекта и объекта управления и ее монополизацию в руках отдельного социального слоя - менеджеров, управленцев, осуществляющих ее в условиях нового общественного разделения труда. Отрыв функции управления от самости человека, от непосредственно конкретной личности ведет к тому, что существенно меняется алгоритм и содержание фаз самоидентификации, адаптации, самоопределения и самореализации управляемых работников (персонала, кадров), которые становятся в этой ситуации объектами направляемых действий, манипулирования.

3. Наибольшего уровня культура личностного самоуправления достигает не на индивидуальном срезе предпринимательской деятельности, а в сфере коллективного предпринимательства, которое обусловливает наиболее

выгодные условия для подлинного социального творчества, в том числе и в области хозяйственной практики. Развивая в человеке чувство сопричастности общему делу, чувство человеческого достоинства, дух товарищества, взаимопомощи и братства, коллективизм поощряет личностное самоуправление не отчуждая его от личности, стимулирует его, не деформируя его содержания. Тем самым, личность остается автономной, самодостаточной, цельной, поскольку часть ее социальной природы в условиях стихийно развивающегося общественного разделения труда не усекается, не девальвируется, не уходит в другие социальные страты, а полностью сохраняется в той же социальной среде, в которой личность продолжает осуществлять и развивать данное самоуправление.

4. Процесс личностного самоуправления реализуется в нормотворчестве, хозяйственной практике человека, обретающей в связи с этим характеристики креативности, авторства, самостоятельности, личностной идентичности. Данные характеристики выступают свидетельством субъективности личности, являющейся базисом для развития ее целостности и гармоничности, ее способности к эффективной социокультурной коммуникации, формирования в ней социальной компетентности и социальной (гражданской) ответственности. Данные свойства представляют собой социально-культурный пласт личности, неопровержимое свидетельство ее мировоззренческой и деятельностной состоятельности. Данная состоятельность базируется на семи фундаментальных аксиологических конструктах культуры личностного самоуправления в сфере предпринимательства: духовности, самобытности, традиции, гуманности, коллективизма, патриотизма, творчества. Различные модификации и сочетания данных аксиологических предикатов могут способствовать формированию различных форм и моделей культуры личностного самоуправления в предпринимательстве. Но выпадение хотя бы одной из этих основ из культуры личностного самоуправления предпринимателя неизбежно ведет к разрушению этого самого личностного самоуправления предпринимателя и утрату им эффективной способности к социально полезной хозяйственной деятельности,

основанной на принципах самостоятельности, инициативности, риска, конкурентности, инновационности.

5. Иерархия конкретных параметров различных типов личностного самоуправления предпринимателя предполагает включение в ее структуру не только сугубо культурологических, но и социальных, психических, этических, исторических, географических и даже политических детерминант. Задача создания общей теории культуры предпринимательского самоуправления личности предполагает выявление места и роли конкретных детерминант с учетом места и времени деятельности человека. Очевидно, что подобная периодизация (типология, морфология) культуры личностного самоуправления предпринимателя еще далека от сколько-нибудь целостного формирования. Вместе с тем, можно обнаружить эндогенные и экзогенные факторы, определяющие общий архетип культуры личностного самоуправления предпринимателя, что в общем и целом вписывается в современные теории личности. Историческая мобильность таких факторов, изменение их значения в контексте исследуемой проблемы, предполагают постоянный мониторинг самой предпринимательской деятельности, меняющейся в целом вместе с изменением всей национальной экономики страны.

6. Личность предпринимателя, вовлеченная в новую научно-техническую революцию, в глобальные процессы интеграции, интернационализации и диверсификации хозяйства, не имеет более того лимита времени на принятие собственных управленческих решений, который у нее был прежде. Более того, хозяйствующая личность больше не может полагаться на государственную власть, которая могла бы защитить ее интересы, на корпорации, профсоюзы и иные социальные институты, которые в современных условиях не просто трансформируются, но часто просто «забывают» о человеке, о необходимости защищать личность. В этой ситуации личностное самоуправление становится не только фактором выживания человека, фактором социальной защиты людей в условиях растущей безработицы, но и условием формирования гражданского общества, правового государства и эффективной социальной экономики.

Основные публикации автора по теме диссертации

1. Социальная диалектика предпринимательства. Монография (в соавторстве). - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та, 2005. „ 238с • 0.3~1Ч$

2. Самоуправление в контексте современной российской экономики // Аксиология современной экономики. Докл. V Межрегион, науч.- пракг. конф. -Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та, 2005. С. 3-24.

3. Культура личности как основа предпринимательского самоуправления // Актуальные проблемы современной российской экономики. Докл. VI Межрегион, науч.-практ. конф. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та, 2005. С. 45-50.

4. Развитие творческих способностей личности в процессе предпринимательского самоуправления/ЯТроблемы креативной экономики. Сб. науч. тр. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та, 2005. С. 30-43.

5. Самоуправление в контексте общественного разделения труда // Актуальные проблемы современной российской экономики. Докл. VI Межрегион, науч.-практ. конф. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та, 2005. С. 25-30.

6. Роль личностного самоуправления в воспитании современной молодежи // Общее в судьбах и традициях народов Сибири. Материалы круглого стола. -Тюмень: Изд-во ТюмГНГУ, 2005. С. 221-224.

7. Синтез инновационных и традиционных факторов социального развития трудового коллектива // Проблемы креативной экономики. Докл. Межрегион, науч.-практ. конф. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та, 2005. С. 20-30.

8. Развитие творческих способностей в процессе личностного самоуправления// Вестник Тюменского государственного нефтегазового университета. - Тюмень: Изд-во ТюмГНГУ. 2005. С. 95-103.

9. Формирование личностного самоуправления в процессе труда // Общее в судьбах и традициях народов Сибири. Материалы круглого стола. - Тюмень: Изд-во ТюмГНГУ, 2005. С. 158-162.

Подписано в печать 30.01.06 Формат 60x84 '/|6. Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл. печ. л. 1,2. Уч.-изд. л. 1,1. Тираж 100 экз. Заказ № 27. Бесплатно

ГОУВПО «Челябинский государственный университет» 454021 г. Челябинск, ул. Братьев Кашириных, 129

Полиграфический участок Издательского центра ЧелГУ 454021 г. Челябинск, ул.Молодогвардейцев, 57-6

»

u

»

í

-26 12

i

«

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Тарасова, Оксана Валериевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ЛИЧНОСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ ФЕНОМЕН (НА МАТЕРИАЛЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

1.1. Сущностно-содержательная характеристика личностного самоуправления.

1.2. Личностная культура как основа самоуправления.

1.3. Структура и целостность личностной культуры самоуправления.

ГЛАВА II. ЛИЧНОСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В СИСТЕМЕ

КОЛЛЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА МАТЕРИАЛЕ КОЛЛЕКТИВНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА) 2.1. Механизм самоуправления личностным потенциалом.

2.2. Субъективные факторы в системе самоуправления.

2.3. Самоуправление в контексте коллективной деятельности.

 

Введение диссертации2006 год, автореферат по философии, Тарасова, Оксана Валериевна

Актуальность темы исследования. Личностное самоуправление в настоящее время становится центральным вопросом во всей многогранной проблематике самоуправления и требует социально-философского и социокультурного осмысления условий и факторов его развития. Автор выбирает сферу предпринимательства в качестве конкретного сегмента социального пространства, в котором разворачивается процесс личностного самоуправления, исходя из того, что феномен предпринимательства до сих пор является слабоизученным явлением социальной реальности.

Актуальность исследования автор связывает со следующими ключевыми с его точки зрения моментами.

Во-первых, личностное самоуправление выступает фундаментальной основой социального творчества личности, избавляя человека от многих ошибок и просчетов его жизнедеятельности. Оно является важнейшим фактором общественного прогресса, позволяющим более органично и целенаправленно формировать приоритеты социального развития и реализовывать возможности их наполнения творчеством.

Во-вторых, в основе любого самоуправления находится личность, ее интересы и потребности. Личностное самоуправление - это такая социокультурная сфера человеческого бытия, которая представляет собой определенную культуру самоопределения, идентификации, адаптации, самодеятельности и самореализации человека. С этими фазами генезиса личностного самоуправления неразрывно связаны конкретные акты социокультурного и социально-психического характера: самоконтроль, самодисциплина, самостоятельность, самоуважение, самосохранение и т.д. Органический синтез этих компонентов в общих конструктах процесса личностного самоуправления создает некий органон - определенный способ жизни человека, его наиболее полноценного и полнокровного бытия.

В - третьих, в основе деятельности человека лежат определенные цели, осмысление и оценку которых эффективно может осуществлять в качестве конкретных актов личностного самоуправления только сам человек. Любые попытки определять за человека его цели, предписывать ему образ действий и последовательность поступков, приводят к социальному манипулированию личности и к тирании.

В - четвертых, личностное самоуправление направлено гармонизацию человеческого бытия, на создание социально-эффективной системы ценностных ориентации индивида, в том числе - в сфере предпринимательской деятельности. Личностное самоуправление предпринимателя опосредует саму диалектику предпринимательской деятельности, которая характеризуется глубинной внутренней дихотомией: с одной стороны, она нацелена на успех, прибыль, выгоду, доход, а с другой стороны - на комфорт, на уважение окружающих, на социальное взаимодействие, на самореализацию посредством творчества, на имидж, репутацию, славу и т.п. Для реализации первых целей нужны знания и умения, для приближения к другому полю необходимы духовность и нравственность.

В - пятых, в настоящее время необходима новая философия экономики хозяйствования, в которой общая научная картина мира была бы выстроена в гармоничной социальной системе координат в бытии человека, а именно -делание добра, а не увеличение наживы; развитие личности, а не ее уничтожение ради обогащения отдельных олигархов; сохранение экологии, а не ее разрушение. В этом новом синтезе идеалов личностное самоуправление предпринимателя, а в более широком плане - всякого субъекта экономических отношений, может быть процессуальным основанием, деятельным конструктором, тем, что философы называют переходом от интенции к актуальности.

Актуализация личностного самоуправления может успешно дополнить современную теорию и практику управления, сориентировать ее в сторону большей социальной гибкости, гуманистической направленности, человеческой солидарности.

Состояние изученности проблемы. Проблема личностного самоуправления на материале предпринимательской деятельности имеет достаточно долгую историю. Уместно вспомнить о том, что еще в XIX в. М. Вебер, В. Зомбарт, Г. Зиммель, Б. Франклин рассматривали разные аспекты предпринимательского самоуправления. В первой половине XX в. данная проблематика нашла свое отражение в трудах Т. Веблена, Д. Кларка, Д. Кейнса, А. Маршалла. Очередным этапом в развитии представлений о сущности и содержании предпринимательского самоуправления стали неолиберальные концепции, получившие свое распространение в Западной Европе во второй половине XX в. в трудах Г. Мюрдаля, А. Мизеса, Р. Нурске, В. Ойкена и Ф. Хайека и др. Самоуправление трактовалось как конкретное социальное свойство человека, максимизирующего свой доход и минимизирующего затраты. Такое упрощение сущности личностного самоуправления преобладало до конца XX в. Вместе с тем, в исследованиях последних десятилетий стали появляться "расширительные" интерпретации личностного самоуправления предпринимателя, связанные с более взвешенным анализом социальной структуры современного общества, нарастания проблем отчуждения, социального дискомфорта, одиночества, а также ростом негативных социальных явлений (пьянство, наркомания, суициды, терроризм и т.д.). В исследованиях ряда зарубежных авторов (Д. Карнеги, Дж. Лафта, К. Менар, Т. Питере, О. Уильямсон, Р. Уотерман и др.) личностное самоуправление постепенно предстает не просто как общее социально-онтологическое основание в процессе формирования целостной личности, но как важное условие ее самореализации.

Существенный вклад в разработку проблематики личностного самоуправления внесли и российские исследователи. Начиная с работ С.Н.

Булгакова, И.А. Ильина, М.И. Туган-Барановского, C.JI. Франка, данная проблематика постепенно получила свое самостоятельное место в науке. Но в силу конкретно-исторических условий развития страны (1917-1991 г.г.) и неразвитости российского предпринимательства, данная тематика естественным образом сошла со страниц научных публикаций. Лишь в середине 80-х-90-е гг. XX в. начинается возвращение к ней. В работах B.C. Автономова, B.C. Барулина, Д.В. Валового, А.П. Ветошкина, Т.Н. Заславской, B.C. Ельмеева, Б.Г. Дилигенского, В.И. Ксенофонтова, Н.П. Пермякова, В.Д. Попова, В.В. Радаева, А.И. Субетто, К.П. Стожко, Р.И. Трипольского, Л.А. Шумихиной и ряда других авторов ставятся и разрабатываются проблемы предпринимательского сознания, предпринимательской культуры, ценностных оснований предпринимательской деятельности. В рамках данных проблем, где непосредственно, а где и в косвенной форме, рассматриваются вопросы, связанные с развитием самоуправления личности. Наиболее предметно данный круг вопросов освещается в исследованиях П. Абовина-Егидеса, П. Анохина, В. Белоцерковского, А. Зотова, Г. Латфуллина, В. Бутакова и др.

Глубокого анализа личностного самоуправления на примере предпринимательской деятельности, которое в полной мере охватывало бы аксиологическое, социокультурное поля данной деятельности, автор не обнаружил. В связи с этим отсутствует комплексная научная концепция личностного самоуправления в российском предпринимательстве, которая выявляла бы его особенности, специфику, ориентировала бы на конкретное развитие данной формы деятельности по основным направления. В данной диссертационной работе предпринята попытка рассмотреть личностное самоуправление не просто в качестве важного фактора предпринимательской деятельности, но и в качестве основания всего процесса социального творчества человека. Выделяя общий и частный уровни проблемы, мы отталкиваемся от марксистского положения о том, что "человек есть существо родовое, не только в том смысле, что практически и теоретически он делает своим предметом род - как свой собственный, так и прочих вещей, но и в том смысле - и это есть лишь другое выражение того же самого, - что он относится к самому себе как к наличному живому роду, относится к самому себе как существу универсальному и потому свободному". Развивая концепцию человека как универсального существа, К. Маркс связывал ее с понятием целостного человека. На наш взгляд, целостный человек - это не только человек управляемый, осознающий свою свободу как необходимость, но и самоуправляемый, т.е. являющийся субъектом социального творчества.

Объект исследования. Социально-философский аспект личностного самоуправления.

Предмет исследования. Личностное самоуправление на материале предпринимательской деятельности; основные этапы, детерминанты и результаты генезиса данного явления; его роль в формировании целостной личности человека.

Цель и задачи исследования. Цель диссертационного исследования состоит в выработке целостного социально-философского подхода к анализу личностного самоуправления (на материале предпринимательской деятельности). Автор выявляет место и роль социальных предикатов в развитии личностного самоуправления (семья, коллектив, социальный статус, социальное положение и др.), а также природу ценностных ориентаций личности, место и роль конкретных ценностей в генезисе личностного самоуправления (свобода, традиция, любовь, выгода и др.).

В связи с необходимостью выработки такого целостного социально-философского подхода к изучению проблемы личностного самоуправления автор решает следующие задачи:

- определить сущность и содержание процесса личностного самоуправления, а также выявить специфику личностного самоуправления на материале деятельности в системе индивидуального и коллективного предпринимательства;

- выявить взаимосвязь между самоуправлением личности и такими компонентами генезиса личности, как самоопределение, самоидентификация, адаптация и самореализация на материале деятельности предпринимателя; показать связь личностного самоуправления с другими основными признаками (характеристиками) деятельности (инициативностью, самостоятельностью, прагматичностью, организованностью и т.д.) на материале предпринимательской деятельности;

- рассмотреть способность к эффективному личностному самоуправлению как определенную культуру социальных взаимосвязей (социокультурную коммуникацию);

- выявить механизм самоуправления личностным потенциалом (творческим, трудовым, организационным и др.), а также субъективные факторы в системе самоуправления, конкретные способы, методы и критерии повышения эффективности данного процесса; определить перспективы развития личностного самоуправления в системе коллективного предпринимательства, как наиболее отвечающего особенностям российской традиции и потребностям современного российского общества на материале предпринимательской деятельности.

Методологическая и теоретическая основа исследования. В качестве методологической основы диссертационной работы выступают принципы системного анализа, принцип историзма, диалектический принцип единства и борьбы противоположностей, принципы соотнесения целого (всеобщего) и частного (конкретного). В работе использованы методы анализа и синтеза, принцип восхождения от абстрактного к конкретному.

Важным общетеоретическим основанием исследования предмета и объекта данной работы выступает накопленный практический опыт организации и осуществления предпринимательской практики в нашей стране, а также научные результаты, полученные исследователями разных лет в области изучения структуры личности предпринимателя, специфики предпринимательской деятельности, ее социокультурного развития.

Научная новизна диссертационного исследования определяется поставленной в работе целью и решаемыми задачами. Личностное самоуправление рассматривается как одна из важнейших форм проявления субъектности человека и важное условие социального творчества. Социально-философский аспект личностного самоуправления неразрывно связан с общественной практикой, что обусловило изучение данного явления на примере предпринимательской деятельности. В работе раскрывается генезис личностного самоуправления, его фазы, а также внешние и внутренние факторы, детерминирующие данный процесс. Обосновываются и раскрываются аксиологические основы социально-эффективного личностного самоуправления.

Научно-практическая и теоретическая значимость исследования. Значение полученных результатов состоит в возможности их использования в системе воспитания будущих предпринимателей, развития у них правильных аксиологических ориентиров, руководствуясь которыми, они могли бы полнее реализовать себя и вместе с тем внести значительный вклад в решение разных общезначимых социальных проблем (занятости, социального обеспечения, социальной защиты и др.). Предложенная в диссертации общая схема личностного самоуправления позволяет путем тренинговых занятий осуществлять самовоспитание и формировать необходимые свойства и качества самостоятельно.

Предложенные автором рекомендации позволяют более успешно осуществлять не только индивидуальную, но и коллективную предпринимательскую деятельность, существенно улучшить моральнопсихологический климат в коллективе (группе), наладить эффективную социокультурную коммуникацию в ней.

Полученные результаты могут быть использованы в процессе преподавания ряда гуманитарных дисциплин: социальной философии, философии экономики, теории и культуры предпринимательства, профессиональной психологии, социологии труда.

Идеи, высказанные в диссертационной работе, могут найти свое отражение в разработке муниципальных программ развития предпринимательской деятельности на территории с учетом расширения местного самоуправления, идея которого заложена в Федеральном законе № 131 от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 15 гл. I, ст. 14 гл. 3).

Апробация результатов диссертационного исследования. Основные положения диссертационной работы отражены в монографии «Социальная диалектика предпринимательства: Личность. Самоуправление. Культура. Творчество» (в соавторстве), опубликованной в издательстве Уральского государственного университета им. A.M. Горького (объемом 18,1 п.л., авторских 7,5 п.л.), а также в выступлениях диссертанта на трех Всероссийских, трех Межрегиональных и двух межвузовских научно-практических конференциях (Екатеринбург, Тюмень, Когалым, Советский, Первоуральск).

Содержание и основные выводы диссертационной работы обсуждались и получили одобрение на заседаниях кафедры философии Тюменского государственного нефтегазового университета, кафедры экономики и права И1111К при Уральском государственном университете, кафедре философии Российского государственного профессионально-педагогического университета. По теме диссертации опубликовано 9 работ.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих в себя по 3 параграфа в каждой, заключения и списка

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Личностное самоуправление: социально-философский аспект"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Культура предпринимательского самоуправления личности (личностного самоуправления предпринимателя) представляет собой основу успешной социализации личности, формирования ее целостного характера. Этому служат последовательно проходимые в рамках общего генезиса личности фазы самоидентификации, самоопределения, адаптации и самореализации, которым сопутствуют специфические формы личностного самоуправления, вырабатываемые в процессе духовной и предметно-вещественной практики человека: самооценка, саморегуляция, самоконтроль и самодеятельность. Диалектическая взаимосвязь этих конкретных форм проявления личностного самоуправления с определенными фазами генезиса личности предпринимателя неразрывно связана и с выработкой человеком прикладных, частных, практических способов самоуправления в сфере предпринимательства: планирования, программирования, координирования и кооперация своей деятельности с действиями других социальных сил.

2. Основой предпринимательского самоуправления выступает культура личности, взятая в ее целостности и диалектической взаимозависимости: как материальная культура человека, так и духовная культура; как культура прошлого (традиции, обычаи, ритуалы, процедуры), так и культура настоящего, формирующаяся в процессе накопления личного опыта бытия людей. В связи с тем, что предпринимательская деятельность осуществляется в трех различных формах (индивидуальное предпринимательство, коллективное предпринимательство и корпоративное предпринимательство), то необходимо выявление культуры самоуправления личности, ее места и роли в процессе развития и совершенства всех трех указанных форм предпринимательства. Проведенное нами исследование показывает, что культура личностного самоуправления актуализируется только в условиях индивидуального и коллективного предпринимательства. В условиях корпоративного предпринимательства личностное самоуправление уступает место классической практике корпоративного менеджмента, представляющего собой процесс отчуждения функции управления от субъекта и объекта управления и ее монополизацию в руках отдельного социального слоя - менеджеров, управленцев, осуществляющих ее в условиях нового общественного разделения труда (по Дж.К. Гэлбрейту - в условиях революции управляющих). Отрыв функции управления от самости человека, от непосредственно конкретной личности ведет к тому, что существенно меняется алгоритм и содержание фаз самоидентификации, адаптации, самоопределения и самореализации управляемых работников (персонала, кадров), которые становятся в этой ситуации объектами направляемых действий, манипулирования.

3. Наибольшего уровня культура личностного самоуправления достигает на индивидуальном срезе предпринимательской деятельности, а в сфере коллективного предпринимательства, которое обусловливает наиболее выгодные условия для подлинного социального творчества, в том числе и в области хозяйственной практики. Развивая в человеке чувство сопричастности общему делу, чувство человеческого достоинства, дух товарищества, взаимопомощи и братства, коллективизм поощряет личностное самоуправление не отчуждая, его от личности, стимулирует его, не деформируя его содержания. Тем самым, личность остается автономной, самодостаточной, цельной, поскольку часть ее социальной природы в условиях стихийно развивающегося общественного разделения труда не усекается, не девальвируется, не уходит в другие социальные страты, а полностью сохраняется в той же социальной среде, в которой личность продолжает осуществлять к развивать данное самоуправление.

4. Процесс личностного самоуправления реализуется в нормотворчестве, хозяйственной практике человека, обретающей в связи с этим характеристики креативности, авторства, самостоятельности, личностной идентичности. Данные характеристики выступают свидетельством субъективности личности, являющейся базисом для развития ее целостности и гармоничности, ее способности к эффективной социокультурной коммуникации, формирования в ней социальной компетентности и социальной (гражданской) ответственности. Данные свойства представляют собой социально-культурный пласт личности, неопровержимое свидетельство ее мировоззренческой и деятельностной состоятельности. Данная состоятельность базируется на семи фундаментальных аксиологических конструктах культуры личностного самоуправления в сфере предпринимательства: духовности, самобытности, традиции, гуманности, коллективизма, патриотизма, творчества. Различные модификации и сочетания данных аксиологических предикат могут способствовать формированию различных форм и моделей культуры личностного самоуправления в предпринимательстве. Но выпадение хотя бы одной из этих основ из культуры личностного самоуправления предпринимателя неизбежно ведет к разрушению этого самого личностного самоуправления предпринимателя и утрату им эффективной способности к социально полезной хозяйственной деятельности, основанной на принципах самостоятельности, инициативности, рисковости, конкурентности, инновационности.

5. Иерархия конкретных параметров различных типов личностного самоуправления предпринимателя предполагает включение в ее структуру не только сугубо культурологических, но и социальных, психических, этических, исторических, географических и даже политических детерминант. Задача создания общей теории культуры предпринимательского самоуправления личности предполагает выявление места и роли конкретных детерминант с учетом места и времени деятельности человека. Очевидно, что подобная периодизация (типология, морфология) культуры личностного самоуправления предпринимателя еще далека от сколько-нибудь целостного формирования. Вместе с тем, можно обнаружить эндогенные и экзогенные факторы, определяющие общий архетип культуры личностного самоуправления предпринимателя, что в общем и целом вписывается в современные теории личности. Историческая мобильность таких факторов, изменение их значения в контексте исследуемой проблемы, предполагают постоянный мониторинг самой предпринимательской деятельности, меняющейся в целом вместе с изменением всей национальной экономики страны.

Анализ личностного самоуправлений предпринимателя позволяет сделать вывод о существенном изменении внутренней духовной и социальной природы экономического человека (homo economicus). Все в большей мере данная научная дефиниция замещается новой - экономической личностью -persona economicus. Это связано с тем, что в условиях растущих рисков, нарастающих техногенных катастроф, ускорения социально-экономического развития в одних регионах мира и усугубления в отставании других территорий, роль и значение личности существенно возрастают. Личность предпринимателя, вовлеченная в новую научно-техническую революцию, в глобальные процессы интеграции, интернационализации и диверсификации хозяйства, не имеет более того лимита времени на принятие собственных управленческих решений, который у нее был прежде. Более того, хозяйствующая личность больше не может полагаться на государственную власть, которая могла бы защитить ее интересы, на корпорации, профсоюзы и иные социальные институты, которые в современных условиях не просто трансформируются, но часто просто «забывают» о человеке, о необходимости защищать личность. В этой ситуации личностное самоуправление становится не только фактором выживания человека, фактором социальной защиты людей в условиях растущей безработицы, но и условием формирования гражданского общества, правового государства и эффективной социальной экономики.

 

Список научной литературыТарасова, Оксана Валериевна, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Агацци Э. Человек как предмет философии // Феномен человека, М., 1991.

2. Абовин-Егидес П.М. Философия самоуправления. М., 1997.

3. Автономов B.C. Модель человека в буржуазной политической экономии от А.Смита до А.Маршалла // Истоки. Вопр. истор. нар. хоз-ва и экон. мышл. М.: Экономика, 1989. Вып.1.

4. Алътшуллер Г. С. Найти идею. Новосибирск: Наука, 1986.

5. Амнеева А., Громова Я.А. Поймите меня правильно. (Книга о том, как найти свой стиль мышления, эффективно использовать интеллектуальные ресурсы и обрести взаимопонимание с людьми). СПБ.: Экон. школа, 1994.

6. Андреев С. Причины и следствия//Разорванный круг/Ред. В.Н. Черных, Екатеринбург:Ср-Урал. Кн. Изд., 1988.

7. Андреев Ю.П. Содержание и структура общественных отношений. Саратов, 1985.

8. Анохин П. К. Избранные труды. Кибернетика функциональных систем. -М.: Медицина. 1998.

9. Анциферова Л.И. Системный подход к изучению функционирования личности // Проблемы психологии личности. М.: Наука, 1982.

10. Арон Р. Этапы развития социологической мысли: Пер. с фр. М., 1992.

11. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976.

12. Байбаков А. Глобальный резервист Америки // Деньги, 2003, №5.

13. Байбаков А. Семейное дело Ивана Боски // Деньги, 2003 ,№3.

14. Байхэм У.С., Смит О.Б. и др. Воспитай своего лидера: как находить, развивать и удерживать в организации талантливых людей.: Пер. с англ. М.: ИД Вильяме, 2002.

15. Белоцерковский В. Самоуправление. Будущее человечества или утопия? М., 1992.

16. Бем-Баверк Е. Теория ценности нравственных благ: Пер. с нем. М., 1949.

17. Берд П. Продай себя. Тактика совершенствования Вашего имиджа.: Пер. с англ. Минск: Алмафея, 1997.

18. Бердяев М.А. Самопознание: опыт философской автобиографии. М., 1991.

19. Бернацкий В.О. Человек, его ценностные ориентации // Становление человека как субъекта социального творчества: Монограф, исследование ( Материалы филос. сессии Всерос. науч.-практ. конф. «Общество. Экономика. Труд. Культура. Человек»). Омск, 1997.

20. Бессонов Б.Н. Актуальность марксизма. Перспективы социализма. М.: РГУК, 2004.

21. Борисова Т.В. Философский анализ предпринимательской деятельности. Самара, СНЦ РАН, 2003.

22. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. М.:Наука, 1990.

23. Бутаков А.В. Социальное самоуправление: сущность, основные черты // Становление человека как субъекта социального творчества. Матер. Всерос. научо-практ. конф. Омск, 1997.

24. Вебер М. Протестанская этика и дух капитализма / Вебер М. Избр. произведения: Пер. с нем. М., 1990.

25. Ветошкин А.П. Культурное возрождение // Проф. образование. 1998. №2.

26. Ветошкин А.П., Стожко К.П. Философия экономики. Екатеринбург: УрГУ, 2001.

27. Ветошкин А.П., Стожко К.П. Философия хозяйства. Екатеринбург: УрГУ, 2001.

28. Ветошкин А.П., Миняйло A.M. Духовная основа становления личности как субъекта хозяйства//Экономика и культура. Сб. науч. Тр. Екатеринбург:УрГУ, 2002.

29. Выгоцкий JT.C. Мышление и речь// Выгоцкий JI.C. Собр.соч. М., 1982.

30. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер: Пер. с англ. М.:Дело, 1991.

31. Гегель Г.В. Ф. Введение в философию. М., 1927.

32. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. В 3-х т. T.l. М., 1977.

33. Гончаров С.З. Воспитание инженеров педагогов как субъектов социального творчества // Формирование инженерно-педагогических кадров: воспитание творчеством. Свердловск, 1989.

34. Гилъдебранд Б. Политическая экономия настоящего и будущего: Пер. с англ. СПб., 1960.

35. Дельгадо X. Мозг и сознание: Пер. с фр. М., 1971.

36. Джеймс У. Личность//Психология личности. Тексты. М., 1982.

37. Дилигенский Б.Г. Конец истории или смена цивилизаций? // Вопр. философии. 1991. №7.

38. Дьюн Дж. Реконструкция в философии. Проблемы человека: Пер. с англ. М.: Республика, 2003.

39. Дэй Л. Практическая интуиция в бизнесе: Пер. с англ. М.: ACT, 2003.

40. Ермилов В. Техника камлания для топ-шаманов // Деньги. 2002. №46.

41. Зайцев Г.Г. Управление персоналом. СПб.: Северо-Запад, 1998.

42. Золотое А. Самоуправление непосредственных производителей: социально-экономические и организационные аспекты. Н.Новгород, 1996.

43. Зотов В.В. О роли концепции «экономического человека» в постановке проблемы мотивации // Мотивация экономической деятельности. Сб. тр. ВНИИСН. 1980. №11.

44. Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991.

45. Ильин И.А. О частной собственности // Русская философия собственности. XVIII-XX вв. СПб.: Ганза, 1993.

46. Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1998.

47. История менеджмента / Под ред. Д.В.Валового. М.: ИНФРА-М., 1997.

48. История России. В 2-х т. / Под ред. А.Н.Сахарова. М.:АСТ, 2005.

49. Кант И. Метафизика нравственности / Кант И. Сочинения. В 6 т. Т.З.М., 1964.

50. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М.: Эксмо, 2005.

51. КарнегиД. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей: Пер. с англ. Минск, 1990.

52. Карсавин Л.П. Философия истории. СПб.: Комплект, 1993.

53. Карлофф Б., Седеборг С. Вызов лидеров: Пер. с швед. М.: Дело, 1996.

54. Карлофф Б. Деловая стратегия: Пер. с швед. М.: Дело, 1992.

55. Крегер О., Тьюсон Дж. Типы людей и бизнес: Как шестнадцать типов личности определяют Ваши успехи в работе. М.: Персей, ACT, 1995.

56. Кузмичев А., Петров Р. Русские миллионщики. М.: Дело, 1993.

57. Курц П. Запретный плод: Этика гуманизма: Пер с англ. М.: Гнозис, 1993.

58. Лангер С. Философия в новом ключе: Пер. с англ. М.: Республика, 2000.

59. Латфуллин Г. Развитие самоуправления хозяйствующих организаций. Автореф. дисс. док. экон. наук. М., 1995.

60. Ленин В.И. Три источника и три составных части марксизма // Ленин В.И. Полн. собр. соч. Изд. 5-е. Т.23,29,35,37,38.

61. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

62. Лойфман И.Я. Мировоззренческие штудии. Екатеринбург: УрГУ, 2002.

63. Лойфман И.Я. Основополагающие определения сущего // Философская жизнь Урала. Проблемы общей и социальной онтологии. Альманах. Екатеринбург, 1999.

64. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Поздний эллинизм. М.,1980.

65. Лосев А.Ф. История этических учений//Лосев А.Ф. Форма -Стиль-Выражение.'М., 1995.

66. Лефевр В.А. Логика рефлексивных игр и рефлексивное управление // Принятие решения человеком. Тбилиси: Мецниереба, 1967.

67. Любутин К.Н., Пивоваров Д.В. Диалектика субъекта и объекта. Екатеринбург, 1993.

68. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956.

69. Маркс К. Капитал Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.23-25. М., 1959.

70. Маркс К. К критике политической экономии / Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.13. М., 1958

71. Маркс К. Экономико-философские рукописи 1844 года / Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т.42. М., 1961.

72. Маркузе Г. Одномерный человек. Исследование идеологии развитого индустриального общества: Пер. с фр. М., 1991.

73. Марцева JI.M. Проблема труда в утопическом, научном и реальном социализме. Красноярск, 1993.

74. Маршалл А. Принципы экономической науки. В 3 т.: Пер. с англ. М., 1993.

75. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики: Пер. с англ. СПб., 1997.

76. Матвиевский ВЛ. Творческая сущность труда//Социальное творчество основа культуры и производства. М., 1988.

77. Миль Дж. С. Основы политической экономии и некоторые аспекты ее применения к социальной философии: Пер. с англ. М., 1990.

78. Мишин А. Н. Культура управления персоналом. Екатеринбург:Уралвнешторгиздат, 2001.

79. МурДж. Природа моральной философии: Пер. с англ. М., 1999.

80. Нестерова Д.В. Экономический рост: Содержание и модели (Эволюция взглядов на проблематику в работах западных и отечественных ученых)// Экономия и культура. Сб. науч.тр. Екатеринбург:УрГУ, 2000.

81. Новые идеи в философии. Вып. 2 / Отв. ред. В.В.Орлов. Пермь, 1994.

82. Новое в законодательстве о коллективных договорах и соглашениях. М.:Институт законодательства при ВС РФ, 1993.

83. Образ будущего в российской социально-экономической мысли конца XIX начала XX века: Избр. произведения / Сост. Я.И.Кузьминов. М., 1994.

84. Ойкен В. Основные принципы экономической политики:Пер. с нем. М.:Универс, 1995.

85. Ортега-и-Гассет. Эстетика. Философия культуры: Пер. с нем. М., 1991.

86. Осипов Ю.М. Опыт философии хозяйства. М., 1990.

87. Осипов Ю.М. Теория хозяйства. В 3-х т. М., 1995.

88. Парсонс Г. Человек в современном мире: Пер. с англ. М., 1985.

89. Пеньков Е.М. Социальные нормы-регуляторы поведения личности. М., 1972.

90. Пеньков Е.М. Социальные отклонения. Введение в общую теорию. М.,1984.

91. ПеччеиА. Человеческие качества: Пер. с англ. М., 1985.

92. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М., 1986.

93. Погорадзе А.А. Культура производства: сущность и факторы развития. Новосибирск: Наука, СО. 1990.

94. Подолинский С. А. Труд человека и его отношение к распределению энергии. М., 1991.

95. Попов В.Д. Экономическое сознание: сущность, формирование и роль в социалистическом обществе. М., 1981.

96. Попов А.Н., Попова Е.А. От «человека экономического» к «личности экономической»//Известия УГЭУ, 2002. №5.

97. Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию. М., 2005.

98. Потемкин В.К., Балзиков М.Х. Социальное партнерство в экономической системе рыночного типа. Нальчик, 1993.

99. Преображенский А.А., Перхавко В.Б. Купечество Руси: IX XVII вв. Екатеринбург: Демидовский институт, 1997.

100. Проктор М. Экономика свободного предпринимательства: Пер. с англ. Екатеринбург, 1993.tS 101. Радаев В.В. Экономическая социологияю М.: ГУ ВШЭ,2005.

101. Рожко К.Г. Принцип деятельности. Томск, 1983.

102. Руткевич М.Н., Лойфман И.Я. Диалектика и теория познания. М., 1994.

103. Рыбаков Н.С. Самость и самоопределение человека//Материалы III Всерос. Научно-богосл. чтений, посвященных творчеству И.А. Ильина. Екатеринбург, 2005.

104. Рюттингер Р. Культура предпринимательства:Пер. с нем. М,:Эконом, 1992.

105. Сагатовский В.И. Деятельность как философская категория // Философ, науки. 1978. №2.

106. Сагатовский В.Н. Философия как теория всеобщего и ее роль в медицинском познания. Томск, 1968.

107. Смит А. Теория нравственных чувств: Пер. с англ. М., 1997.

108. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов: Пер. с англ. М., 1962.

109. Современная философия: Словарь и хрестоматия. Ростов н/Д., 1997.

110. Современная западная философия: Словарь. М., 1991.

111. Соловьев B.C. Оправдание добра // Русская философия собственности. XVIII-XX вв. Антология. СПб., 1993.

112. Соловьев B.C. Философские начала цельного знания // Русская философия. Конец XIX начало XX вв. Антология. СПб., 1993.

113. Соловьев B.C. Спор о справедливости. М., 1999.

114. Сото Э.де. Иной путь. Невидимая революция в третьем мире.1. Щ) М.: Catalaxy, 1995.

115. Солоневич И. Дух народа//Наш современник. 1990. №5.

116. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

117. Социальная философия. Учеб. пособие / В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова и др. М., 1995.

118. Спиркин А.Г. Философия. М., 2001.

119. Спивак В.А. Корпоративная культура: Теория и практика. СПб. Литер, 2001.

120. Спивак В.А. Преподавание управления персоналом и других поведенческих наук в вузе в контексте целей общего развития // Известия С-Петерб. ун-та экон. и финансов. 1998. №4.

121. Стожко К.П. Экономическая диалектика человека: История. Теория. Методология. Екатеринбург, 1994.

122. Стожко К.П. Экономический гуманизм в России. Екатеринбург, 1995.

123. Стожко К.П. Экономическое сознание. Екатеринбург, 2002.

124. Тейяр де Шарден. Феномен человека. Вселенская месса: Пер. с фр. М.:Айрис-Пресс, 2002.

125. Ткаченко И.Н. Эволюция внутрифирменных корпоративных отношений. Екатеринбург, 2001.

126. Торшина К.А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии//вопр. Психологии. 1998, №12.

127. Туган-Барановский М.И. К лучшему будущему. М., 1996.

128. Тугаринов В.П. Философия сознания, (современные вопросы).М., 1971.

129. Тулеев А., Сыровецкий Ю. Власть в руках человека и человек в руках власти. Новосибирск, 1993.

130. Уледов А.К. Структура общественного сознания. М., 1968.

131. Уотермен Р. Фактор обновления: Как сохраняют конкурентоспособность лучшие компании: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1988. С. 71-80.

132. Уткин Э.А. Управление фирмой. М,:Акалис, 1996.

133. Философский энциклопедический словарь / Л.Ф.Ильичев, П.Н.Федосеев и др. М., 1987.

134. Философия российской экономики/ Под редакцией Н.Н. Целищева. Екатеринбург:УрГУ, 2005.

135. Философия / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. М.: МГУ, 2004.

136. Фостер Р. Обновление производства: Атакующие выигрывают. Пер.с англ. М.:Прогресс, 1987.

137. Франк C.JI. Этика нигилизма // Вехи; Интеллигенция в России. Сб. ст. 1909-1910. М., 1991.

138. Франк С. Философские предпосылки деспотизма//Вопросы философии. 1992. №3.

139. Фролова А. «Бесчеловечный» филантроп//Деньги. 2001, №16.

140. Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию. М.: ACT, 2004.

141. Фурман Ф.М. «Индустрия» американской филантропии: ее настоящее и будущее//Известие Урал.гос.ун-та. 2004, №29. Вып. 15.

142. Хабермас Ю. Демократия, разум, нравственность: Пер. с англ. М., 1995.

143. Хайек Ф. Происхождение и действие нашей морали // ЭКО. 1991. №12.

144. Хайек Ф. Философия рынка: Пер. с англ. М., 1985.

145. Хойер В. Как делать бизнес в Европе: Пер. с нем. М., 1992.

146. Хайтун С Д. Фундаментальная сущность эволюции // Вопр. философии. 2001. №2.

147. Хевеше М.А. Политика и психология масс // Вопр. Философии. 1999. №12.

148. Хейне П. Экономический образ мышления: Пер. с англ. М.:Каталонсия, 1997.

149. Херцберг Ф., Майнер М. Побуждение к труду и производственная адаптация // Социс. 1990. №1.

150. Чагин Б.А. Структура и закономерности общественного сознания. Л., 1982.

151. Чаянов А.В. Избр.тр. М.:Финансы и статистика, 1991.

152. Черниговский М. Ранжир банкротчиков//Деньги. 2001. №41.

153. Черняк Н.А. Проблема человека в западноевропейской неклассической философии. Омск, 1995.

154. Шабатура JT.H. Социальная компетентность личности // Становление человека как субъекта социального творчества. Монограф, исследование. Материалы Всерос. науч.-практ. конф. Омск, 1997.

155. Шабатура Л.Н. Онтогенез традиции. Екатеринбург:УрГУ, 2002.

156. Шабатура Л.Н. Социогенез традиции. Екатеринбург:УрГУ, 2003.

157. Шадрина С.З., Шабатура Л.Н. Экономическая культура в структуре гуманитарного образования. Екатеринбург:УрГУ, 2002.

158. Шаповалов В.Ф. Основы философии современности. К итогам XX века. М., 1998.

159. Шелер М. Положение человека в космосе// Шелер М. Избр.тр., М., 1994.

160. Шибатулин Т. Социальная психология. М., 1969.

161. Шишкин А.Ф. Человеческая природа и нравственность. М., 1979.

162. Шумихина Л.А. Генезис русской духовности. Екатеринбург, 1998.

163. Шумпетер Й.А. Теория экономического развития:Пер. с нгл. М.:Прогресс, 1982.

164. Эрхард Л. Благосостояние для всех:Пер. с англ. М.:Начала-Пресс, 1991.

165. Allport Y.W., Vernon Р.Е., Lindzey Q.A. Study of values. Boston:Houghton Miflin, 1960.

166. Roscher N. Introduction to Value Theory. Englewood Clitfs. NS. Prentice-Hall. 1969. P.39.