автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.01
диссертация на тему: Лингво-когнитивный анализ искусствоведческого дискурса
Текст диссертации на тему "Лингво-когнитивный анализ искусствоведческого дискурса"
/* у - -А У / Л? ?
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М.В. ЛОМОНОСОВА ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
На правах рукописи
БУЛАТОВА АЛЕКСАНДРА ПЕТРОВНА
ЛИНГВО-КОГНИТИВНЫЙ АНАЛИЗ ИСКУССТВОВЕДЧЕСКОГО ДИСКУРСА (ТЕМАТИЧЕСКИЕ РАЗНОВИДНОСТИ-МУЗЫКА, АРХИТЕКТУРА)
Специальность: 10.02.01 - Русский язык
Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Научный руководитель: доктор филологических наук, доцент РЕВЗИНА ОЛЬГА ГРИГОРЬЕВНА
МОСКВА - 1999
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
Введение............................................................................................6
ГЛАВА 1. Понятие дискурса, методы и цели его изучения...... 19
1. О дискурсе и лингвистике дискурса........................................................19
2. Когнитивистика дискурса.....................................................................23
3. Прагматика дискурса...........................................................................34
4. Интертекстуальность дискурса...............................................................37
5. Понятие искусствоведческого дискурса............................................ ......44
6. Выводы..........................................................................................47
ГЛАВА 11. Концептуализация знания в искусствоведческом дискурсе........................................................................................50
1.Общие языковые особенности искусствоведческого дискурса..................... 50
1.1. Денотативное пространство искусствоведческого дискурса........................50
1.2. Своеобразие номинативных единиц дискурса..........................................51
1.3. Заимствования.................................................................................52
1.4. Книжная лексика..............................................................................53
1.5. Преобладание именных форм..............................................................53
1.6. Метафоричность дискурса..................................................................54
1.7. Типы высказываний, представленные в дискурсе.....................................54
1.8. Цельность дискурса..........................................................................55
1.9. Устойчивость к внеязыковым изменениям..........................................56
1.10. Обязательное моделирование ситуации восприятия..............................56
1.11. Другие особенности.......................................................................56
2.Термин ы........................................................................................... 57
2.1. Общие особенности искусствоведческих терминов.................................57
2.2. Музыкальная терминология...............................................................59
2.3. Архитектурная терминология............................................................61
3.Квазитермин ы................................................................................... 63
4.Признаковые слова и глагольные формы............................................... 68
4.1. Признаковые слова..........................................................................68
4.2. Глагольные формы архитектурного дискурса.........................................70
4.3. Глагольные формы музыкального дискурса...........................................78
5.Концепт ы.......................................................................................... 84
5.1. Понятие концепта............................................................................84
5.2. Средства концептуализации искусствоведческого дискурса.......................87
5.3. Основные концептуальные узлы.........................................................89
5.4. Концептуальная область человек.........................................................92
5.5. Концептуальная область артефакты................................................ 98
5.6. Концептуальная область бытие.........................................................103
5.7. Концептуальная область эстетика.....................................................110
5.8. Концептуальная область природа........................................................109
5.9. Концептуальные ограничения искусствоведческого дискурса....................109
5.10. Оппозиции мышления, представленные в дискурсе...............................113
6. Выводы..............................................................................................114
ГЛАВА 111. Стратегии искусствоведческого дискурса.........117
1. Основные стратегии...........................................................................117
1.1. Стратегия авторитета......................................................................118
1.2. Стратегия оценочности....................................................................118
1.3. Стратегия деконструкции целого........................................................118
1.4. Стратегия приоритетного восприятия..................................................119
1.5. Стратегия ассоциативно-расширенного восприятия................................120
1.6. Стратегия высокого стиля................................................................120
1.7. Стратегия моделирования воспринимающего........................................120
1.8. Конкретно-объективирующая стратегия..............................................121
2. Пользователи искусствоведческого дискурса и ситуация восприятия.........121
2.1. Ситуация непосредственного и смоделированного восприятия..................121
2.2. Структурные особенности ситуации восприятия в искусствоведческом дискурсе.......................................................................................122
2.3. Ситуация восприятия архитектуры и ситуация восприятия музыки.............135
3. Макростратегии искусствоведческого дискурса.......................................144
3.1. Научный тип моделирования восприятия.............................................145
3.2. «Обыденный» тип моделирования восприятия.......................................147
3.3. «Эгоцентричный» тип восприятия.......................................................152
4. Стратегии искусствоведческого дискурса в исторической перспективе........155
5. Выводы.............................................................................................163
Заключение....................................................................................166
Библиография...............................................................................т
1. Список использованной литературы по лингвистике .........................171
2. Список использованной литературы по искусствоведению, философии, эстетике, семиотике ..................................................................... 187
3. Список использованных словарей и справочников...............................190
4. Список источников........................................................................ 191
А) архитектура.............................................................................. 191
Б) музыка...................................................................................... 200
Приложения............................................................................... 207
Приложение 1. Концептуальный словник архитектурного дискурса......... 207
1. Человек....................................................................................... 207
2. Артефакты а) непредметные............................................................. 216
б) конкретно-предметные...................................................223
3. Бытийные категории..........................................................................227
4. Эстетические категории......................................................................232
5. Природа........................................................................................240
Приложение 2. Концептуальный словник музыкального дискурса............245
1. Человек....................................................................................... 245
3. Артефакты а) непредметные....................................................... 252
б) конкретно-предметные................................................. 261
3. Бытийные категории.........................................................................263
4. Эстетические категории.....................................................................267
5. Природа..........................................................................................272
ВВЕДЕНИЕ
Данная работа посвящена исследованию архитектурного и музыкального дискурсов в лингво-когнитивном аспекте. Ее проблематика связана с двумя существенными областями современной лингвистики: дискурсивными исследованиями и изучением специальных областей знания.
Дискурсивные исследования в лингвистике проводятся на протяжении нескольких десятилетий, но и в настоящее время общепринятое понимание дискурса отсутствует. Многие исследователи отождествляют понятия дискурса и текста, дискурса и речевого акта, дискурса и функционального стиля, дискурса и речевого жанра (Гайнуллина НИ. \1995\, Гуляр Т.Б. \1993\; Кубрякова Е.С., Александрова О.В. \1997\; Купина H.A., Битенская Г.В. \1994\; Лассан Э.Р. \1995\; Миронова H.H. \1995\; Одинцова КВ. \1996\; Падучева Е.В. \1996\; Рябова М.Ю. \1995\; Сигал К.Я. \1996\; Сухих С.А. \1988\; Тюпа В.И. \1996\; Burton D. \1980\; CookG. \1989\ Kreckel М. \1981\ и др.). Одновременно в рамках разных областей лингвистики (стилистики, лингвистики текста, исследованиях разговорной речи), а также в когнитивистике (Балаян А.Р. \1996\, Бирвиш М. \1988\; Ван Дейк Т.А., Кинч В. \1988\; Ван Дейк Т.А. \1989\; Виноград Т. \1978\; Герасименко H.A. \1998\; Денисов П.Н. \1997\; Демъянков В.З. \1994\; Кибрик А.Е.\1987\; Кобозева ИМ. \1995\; Люхъенбрурс Дж. \1995\; Петров В.В., Герасимов В.И. \1988\; Степанов Ю.С. \1995\; Сусов ИП. \1988\; Chafe W. \ 1994\; Labov W., Waletzky J. \1967\ и др.) появляются дискурсивные исследования, принципиально отграничивающие дискурс от других явлений языка.
Дифференциальными особенностями дискурса в данной работе считаются следующие. Во-первых, дискурс, в отличие от текста или речи, включает понятие сознания. Во-вторых, дискурс - не линейная и завершенная последовательность, дискурс - это «все то, что высказано» ХРевзина: 1997а, 69-72\. Как пишет Т.А. ван Дейк, «дискурс не является лишь изолированной текстовой или диалогической структурой. Скорее это сложное коммуникативное явление, которое включает в себя и социальный контекст, дающий представление как об участниках коммуникации (и их характеристиках), так и о процессах производства и восприятия сообщения Дискурс в широком смысле слова является сложным единством языковой формы, значения и действия» \ван Дейк: 1989, 113; 121-122\.
В диссертации дискурс понимается как вербализованная совокупность соответствующих знаний и стратегий. Под искусствоведческим дискурсом понимается вербализованный опыт мышления относительно области объектов, бытующих как произведения искусства, организованный в рамках искусствоведческих стратегий, основной из которых является моделирование ситуации восприятия.
В работе рассматривается две разновидности искусствоведческого V дискурса: архитектурная и музыкальная. Выбор данных разновидностей объясняется, во-первых, тем, что в них представлены два основных способа восприятия искусства: зрительный и слуховой, и, соответственно, две разные позиции воспринимающего: позиция наблюдателя и позиция слушателя. Будучи существенными составляющими любого синтетического искусства, эти разновидности представительны для суждений об искусствоведческом
дискурсе в целом. Во-вторых, важно было сходство данных разновидностей, демонстрируемое не только семиотическими и искусствоведческими исследованиями, но и самим языком, языковой соположенностью музыки и архитектуры: архитектурный мотив, архитектура - музыка для глаз, звуковые объемы и под.
Материалом настоящего диссертационного исследования является текст, письменный и устный, как источник информации о дискурсе. (Сравн.: свойства текста «неотделимы от бесконечно текучей среды многонаправленных мыслительных языковых действий» ХГаспаров:1996, 10Х). Осуществлялась сплошная выборка 300 соответствующих русскоязычных текстов.
Искусствоведческий дискурс исследовался на основе самых разных текстов и жанров. Использовались журнальные, газетные, энциклопедические, научные статьи преимущественно 2-й половины XX века (из газет: «Аргументы и Факты», «Вечерняя Москва», «Градские вести», «Известия», «Культура», «Литературная Газета», «Метро», «Неделя», «Независимая газета», «Сегодня», «Турист клуб»; журналов: «Азия и Африка сегодня», «Весь мир», «Вокруг света», «Вояж», «Вопросы искусствознания», «Домовой», «Красивые дома», «Мир музея», «Московский музыкальный вестник», «Музыкальная академия», «Музыкальная жизнь», «Наше Наследие», «Органное искусство», «Проект Россия», «Скрипичный ключ», «Странник» и др.; энциклопедий: «Искусство стран и народов мира»; «Музыкальной энциклопедии», «Популярной художественной энциклопедии»), художественные прозаические тексты (Б.К.Зайцева, В.Г.Короленко, П.П.Муратова, В.Некрасова, К.Паустовского, Л.Н.Толстого, И.С.Тургенева),
справочники и путеводители и кроме того - интервью и устные рассказы журналистов, гидов и искусствоведов о музыке и об архитектуре.
Такое разнообразие текстов в функциональном и жанровом отношениях наглядно показывает, что исследование дискурса - это не исследование текста и закономерностей его построения. То, что может быть отнесено к искусствоведческому дискурсу, опознается именно по языку, по «дискурсивным ансамблям», в которых представлен один и тот же способ концептуализации знания.
Актуальность работы. В данной диссертации применительно к русскому искусствоведческому дискурсу исследуется деятельность языкового сознания и языковая концептуализация, что входит в круг важнейших теоретических проблем, выдвигаемых современным языкознанием.
В настоящее время лингвистика дискурса находится на пути становления и остро нуждается в конкретных детальных исследованиях и в дальнейшем развитии методов анализа. При большом количестве теоретических работ по дискурсу ощущается дефицит практических исследований. Существующие исследования (анализ дискурса новостей ван Дейка; политического дискурса - П.Серио) выполнены с использованием разных, порой взаимоисключающих, методик и не являются целостными и систематическими (сравн. замечание ван Дейка: «мы представили не столько теорию, сколько ее основание» \ван Дейк: 1988, 204Х). Между тем значимость нового направления в науке определяется претворением теории в анализ конкретного материала. Данная диссертация исследует дискурс практически,
способствуя уменьшению асимметрии между теоретическими и практическими исследованиями дискурса.
Специальные области знаний - давний объект лингвистического анализа. Однако искусствоведческий дискурс не был предметом специального изучения в функциональной стилистике, а имеющиеся описания терминологии и синтаксиса искусствоведческих текстов не объясняют феномен их производства, понимания и прагматики. Между тем, по справедливому замечанию Л.С.Выготского, «искусство - это общее социальное чувство, которое выведено вне нас. \Критика\ становится между этим эффектом искусства как такового и между теми поступками, в которых этот эффект должен разрешаться» \Выготский: 1962, 122\. Очевидно, что вербализация мышления об искусстве не сводится к терминологии. В диссертации дается целостное описание и объяснение искусствоведческих текстов, необходимое для их понимания, написания и редактирования. Ведется поиск универсальных как для специалистов, так и для неспециалистов в области искусства кодов восприятия.
Исследование искусствоведческого дискурса способствует разрешению актуальной в современной лингвистике проблемы построения русскоязычной картины мира и описания национальных особенностей мышления.
Цель и задачи исследования. Цель исследования состояла в детальном и разностороннем описании двух разновидностей русского искусствоведческого дискурса путем их лингво-когнитивного анализа. В диссертации были поставлены следующие задачи:
1. определить общие языковые особенности архитектурного и музыкального дискурсов, объем, значение и функции терминов и квазитерминов, признаковых слов и глагольных форм;
2. выявить средства языковой концептуализации искусствоведческого дискурса и основные концептуальные области в их внутренней системности; произвести типологическое сопоставление двух разновидностей по способу концептуализации;
3. рассмотреть основные стратегии и макростратегии искусствоведческого дискурса и специфику их реализации в архитектурном и музыкальном дискурсах; дать общую характеристику жанровых разновидностей искусствоведческого дискурса.
Метод исследования. В работе избран метод анализа, названный лингво-когнитивным. Будучи когнитивным, он предполагает изучение структуры знания и стратегий языковой деятельности. Его лингвистическая модификация заключается в применении выработанного в когнитивистике теоретического аппарата, дополненного приемами стилистики, прагматики, интертекстуального подхода, лингвистики текста к исследованию языка, конкретных языковых фактов.
Основные положения и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений.
Во Введении обосновывается выбор темы, дается определение дискурса и искусствоведческого дискурса, формулируется цель исследования, определяется научная и практическая значимость работы.
В первой, теоретической, главе применяемые в работе понятия обсуждаются в широком теоретическом контексте. Рассматриваются научные концепции дискурса, близкие используемым в данной работе: когнитивистика, прагматика, интертекстуальность дискурса, а также теория бессубъектного дискурса. Формулируется необходимость интегрального подхода. Описываются терминологические понятия, наиболее существенные для данного исследования: дискурс, концепт, стратегия, суперструктура, регистр, база знаний.
Выделяются два основных источника дискурс-анализа: лингвистика текста (включая стилистику) и исследования разговорной речи. Называются принципиальные особенности лингвистики дискурса, состоящие в нелинейном рассмотрении текста и в выявлении мыслительных категорий, стоящих за текстом.
Далее определяется и обосновывается понятие искусствоведческого дискурса, принятое в данной работе. Кратко перечисляются те аспекты филологических исследований, в которых уже изучались искусствоведческие тексты, и формулируются задачи, которые до сих пор в подобных исследованиях не ставились: выявление инвариантных особенностей искусствоведческих текстов, описание общей концептуальной структуры и основных стратегий искусствовед�