автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Лирическая проза А.И. Левитова и И.А. Бунина

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Зарникова, Надежда Борисовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Липецк
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Диссертация по филологии на тему 'Лирическая проза А.И. Левитова и И.А. Бунина'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Зарникова, Надежда Борисовна

Введение.

Глава I. Лирическая проза А.И. Левитова (преемственность литературного развития, традиции и новаторство).

Глава II. Лирическая и философско-психологическая проза. И.А. Бунина (преемственность литературного развития, традиции и новаторство).

Глава III. Некоторые историко-литературные и теоретические аспекты изучения лирической прозы.

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по филологии, Зарникова, Надежда Борисовна

Существует целый пласт, целый материк прозы, внутреннюю суть которой составляет художническая исповедь. Литературоведы обозначили это уникальное явление термином «лирическая проза».

В чем своеобразие лирической прозы? Какие родники питают ее? В чем ее жанровые и стилевые особенности? Какое место она занимает в художественном познании мира и человека? Ответить на эти вопросы в XIX веке пытались В.Г.Белинский, П.В.Засодимский, Н.Н.Златовратский, Ф.Д.Нефедов, А.М.Скабичевский, А.А.Измайлов, Е.А.Соловьев (Андреевич) и другие писатели-народники, критики, искусствоведы. В XX веке их стремление раскрыть художественную специфику лирической прозы, перспективу развития «пограничного» жанра продолжили М.Б.Храпченко, А.П.Эльяшевич, Э.А.Полоцкая, Б.О.Корман, ЛЯ.Гинзбург, С.И.Кормилов, Н.М.Гершман, В.М.Жирмунский, Ю.Б.Орлицкий, О.И.Федотов и др. Общими усилиями исследователей выявлено, что истоки лиризма русской литературы — в устном народном творчестве, в преданиях, сказках, песнях, генетической связи с историей России, народной судьбой. Именно эти черты и определяют особенности лирической прозы как жанра, в котором личностное, субъективное начало становится главным мерилом художественного воплощения действительности, вызвав к жизни целую систему словесной живописи, психологически мотивированную ритмику зачинов и финалов, монологов и диалогов, музыкальность, от фольклора идущий поэтический слог и синтаксис, ономастику и топонимику, богатейшую гамму олицетворений, метафор, уподоблений.

Явленная в древнерусской литературе, укорененная в недрах критического реализма лирическая проза обогатила эстетическое освоение действительности новыми художественными возможностями. Творчество писателей-земляков А. И. Левитова и И. А. Бунина в их диалектической преемственности представляет собой богатейший материал для выявления специфики жанра.

Богатейший материал для выявления специфики жанра представляет творчество писателей-земляков А.И.Левитова и И.А.Бунина в их взаимосвязи, диалектической преемственности, что и дало возможность вычленить, сформулировать тему диссертации как одну из существеннейших в современном литературоведении.

Взаимодействие поэзии и прозы, «лиризация» литературы рубежа XIX-XX веков, усиление поэтического звучания эпических жанров стали объектом исследования Е.А.Маймина, Э.В.Слинина, В.А.Келдыша, К.Д.Муратовой, И.В.Вантенкова, Э.А.Полоцкой, В.Я.Гречнева.

Среди ведущих левитоведов следует отметить Н.В.Успенского,

A.М.Скабичевского, П.В.Засодимского, Ю.А.Айхенвальда, Н.Н.Златовратского, Ф.Д.Нефедова, П.Н.Ткачева, П.Д.Боборыкина. Анализ бунинского творчества базировался на исследованиях О.Н.Михайлова, Н.М.Кучеровского, Л.В.Никулина, А.К.Бабореко, Ю.В.Мальцева,

B.А.Афанасьева, В.В.Нефедова, ученых-филологов Елецкого государственного университета имени И.А.Бунина, ставшего общепризнанным мировым центром буниноведения: Г.П.Климовой,

C.В.Красновой, Н.Н.Комлик, Л.И.Зверевой, Н.В.Борисовой.

В диссертационном исследовании нашли отражение идеи крупных ученых в области истории литературы, поэтики, культурологии А.Н.Афанасьева, М.М.Бахтина, М.Б.Храпченко, A.C. Бушмина, H.A. Бердяева, Л. К.Долгополова, Б.В. Томашевского, а также исследования по эстетике и психологии творчества В.Г.Белинского, Л.И.Выготского, Д.С.Лихачева. В совокупности своей работы предшественников, авторитетных ученых и определили теоретико-методологическую основу диссертации.

Вместе с тем следует признать, что список исследователей лирической прозы далеко не исчерпан перечисленными выше именами. Отдавая должное их наблюдательности, глубине и широте взглядов, эстетической выверенности формулировок и выводов, нельзя не отметить, что в большинстве своем их работы носят локальный характер, а выводы, при всей глубине наблюдений, не раскрывают целостную картину развития, обогащения жанра, «вещественности», многомерности его художественных средств, идущих от народного творчества и одновременно с этим глубоко личностных.

Взаимосвязь человека с объектами, явлениями малого, большого Космоса, нравственное, духовное самоопределение на рубеже веков и тысячелетий неизбежно ведет к возрастанию исповедального начала в творчестве и поэтов, и прозаиков. Лирическая проза в связи с этим все отчетливей обретает черты, статус жанра особой востребованности, требующего повышенного внимания литературоведов, глубокого, всестороннего исследования.

Актуальность темы обусловлена тем, что в работе исследуются закономерности, лежащие в основе ведущих тенденций эволюции лирической прозы второй половины XIX - первой половины XX веков как художественно-эстетического явления, сближающие художественные системы двух самобытных мастеров слова - А.И.Левитова (1835-1877) и И. А. Бунина (18701953).

Талант Левитова был замечен Н.А.Некрасовым, И.С.Тургеневым, А.М.Горьким. И.А.Бунин отводил ему «место в первых рядах русской литературы», которое тот занимал «не случайно, а с полным основанием» [7, IX, 272].

Художественно-стилевой, нравственно-духовный опыт Левитова, Бунина, других мастеров «ритмизованной», «музыкальной», лирической прозы позволяет раскрыть своеобразие этого оригинального явления в русской литературе, современном литературном процессе.

Цель работы - дать обобщенное представление об историческом пути лирической прозы в нашей литературе, выявить типологические особенности этого жанра на примере разностороннего анализа и сопоставления художественных систем А.И.Левитова и И.А.Бунина (содержательные, художественно-стилистические, эстетические).

Цель работы определяет задачи исследования:

1) дать теоретическое осмысление понятия лирической прозы, раскрыть особенности «ритмизованного» повествования, глубокий психологизм, исповедальность, стилистическую и синтаксическую специфику «поэтических импровизаций» в эпосе;

2) выявить индивидуальные черты лирической прозы в произведениях А.И.Левитова: тематические, композиционные, языковые, стилистические особенности, песенность, фольклорные мотивы, повествование от первого лица, единство художественного пространства и времени;

3) проследить художественно-стилистическую эволюцию лирической прозы в творчестве Нобелевского лауреата И.А. Бунина;

4) обозначить как родственные черты стилистики и поэтики А.И.Левитова и И.А. Бунина, восходящие к общим категориям лирической прозы, так и индивидуальные особенности творчества каждого из этих самобытных авторов, подчеркнув то новое, что привнесли они в развитие жанра;

5) на примере аналитического осмысления произведений отечественной -словесности подчеркнуть лиризм, исповедальность, одухотворенность как родовые черты, присущие русской литературе с древности до наших дней, их возрастающую роль в литературном процессе.

Учитывая художественную значимость лирической прозы, недостаточную изученность, не окончательное определение ее места в контексте литературоведения, в качестве основного предмета исследования и избрана лирическая проза как один из ведущих жанров, обладающих неисчерпаемыми изобразительно-выразительными возможностями, мощным нравственным, духовным потенциалом.

Объектом анализа стали сочинения классиков «лирической прозы» девятнадцатого и двадцатого столетий - А. И. Левитова и И.А. Бунина. В диссертации определены особенности преемственных связей, традиций и новаторства выдающихся лириков в прозе. Для исследования привлекались тексты других мастеров слова, но центром «лирического» анализа оставалось творческое наследие самобытных писателей-земляков.

Поставленные задачи, цель обусловили обращение к системно-целостному и структурно-семантическому методам исследования. В диссертации также находят применение историко-генетический, сравнительно-типологический методы, предполагающие анализ художественных систем А.И.Левитова и И.А.Бунина в контексте литературного процесса. Принципы историко-функционального, структурно-семантического, мотивационного анализа позволяют полнее и глубже проанализировать левитовскую и бунинскую лирическую прозу, вычленить наиболее существенные «реалии». При характеристике стиля писателей делается акцент на жанрово-стилевом способе раскрытия содержательной формы.

Исследование знаковых произведений А.И.Левитова («Самовар Исая Фомича», «Беспечальный народ», «Дворянка» «Степная дорога ночью», «Степная дорога днем» «Насупротив!.», «Аховский посад», «Деревенские картинки», «Блаженненькая») позволило выявить генезис, этимологию его художественного метода. К ключевым особенностям левитовского творчестба можно отнести традицию, восходящую к летописям, фольклору. Народный «голос», вековая мудрость народных сказаний, легенд, песен, пословиц и поговорок определяют особую архитектонику, «склад» и ритм левитовских рассказов и очерков, «мелодику» их монологов и диалогов, зачинов и финалов, «нацеленность», а нередко и яркую метафоричность самих названий, заголовков («Сказка и Правда», «Сельские тревоги», «Горе сел, дорог и городов»), Левитовский лиризм был, безусловно, органически связан с традиционной для отечественной литературы позицией активного писательского заступничества за народ.

Поэтическая ономастика и топонимика - особая сфера в системе изобразительно-выразительных средств, стилевых приёмов, художнического «инструментария» в левитовском тексте. Вместе с автором автобиографические повествователи Иван Сизой, правдоискатель Теокритов, писатель-психолог и сердцевед Петр Петрович Беспокойный, сердобольная «бабушка Маслиха», бывалый ямщик Герасим Охватюхин создают художественный мир, где живут, действуют, колоритно проявляют свои индивидуальности левитовские герои. Лиризм, исповедальность, задушевность, метафоричность проявляются буквально во всём: в пейзаже, деталях портрета, особенностях речи, звукописи, «цветомузыке», именах, фамилиях, прозвищах, названиях населенных мест. Поселок Коровьи Слезки стал свидетелем драматических событий. Большие Гробищи, Черная Грязь ведают «степное горе». Богатое торговое село Дубовые Липы «шумит-кипит-полнится» многоголосой, многокрасочной, многозвучной ярмаркой.

Поэтический синтаксис в художественной «ткани» левитовских произведений играет не менее важную стилевую, психологическую, изобразительно-выразительную роль. В монологах, диалогах, разговорных «сценах», в лирических и философско-публицистических отступлениях звучат риторические вопросы. Не менее показательны риторические восклицания, «утверждения», обращения.

Во второй главе анализируется лирическая проза И. А. Бунина, творчески воспринявшего традицию, связанную с именами и наследием Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенева, Лескова, а также «младших богатырей русской литературы», включая А.И.Левитова.

Для бунинского творчества характерен сплав лирического и эпического, психологического и философского. В диссертации рассматриваются (в русле обозначенной концепции) лирические, лирико-музыкальные, психолого-философские произведения Бунина («Танька», «На край света», «Учитель», «Антоновские яблоки», «Новая дорога», «Сосны», «Мелитон», «Тишина», «Ночь», «Туман», «Костер», «На даче», «Поздней ночью», «Маленький роман», «Золотое дно», «Солнечный удар», «Жизнь Арсеньева»). Анализ базируется на эстетических воззрениях самого писателя, у которого сформировалась своя целостная система представлений о «сплаве» лирики и эпоса (как известно, И.А.Бунин неоднократно заявлял, что не разграничивает свои прозу и поэзию). Освоив художественный опыт мировой, в первую очередь, отечественной литературы, Бунин пришел к глубокому убеждению: «Поэтический элемент стихийно присущ произведениям изящной словесности одинаково как в стихотворной, так и в прозаической форме.» (Интервью газете «Московская весть» 12 сентября 1911г.)

Особая ритмическая организованность повествования, фольклорные, песенные мотивы, специфический поэтический синтаксис, «внутренние рифмы» и повторы придают бунинскому тексту «музыкальность», психологическую притягательность. Поэтический синтаксис: риторические вопросы, публицистически «нацеленные» обращения, анафоры-единоначатия, повторы-рефрены, «внутренние» рифмы, аллитерации, логические паузы, инверсии позволяют «высветить» в бунинских произведениях смысловую роль пейзажа, психологическое соотношение Человека и Природы, прояснить нравственно-эстетическую позицию автора-повествователя.

Левитовские уроки» легко прослеживаются в этих художественных достижениях Бунина. Вместе с тем не менее отчетливо просматривается преодоление Буниным философско-эстетической «заземленности» писателя из народа, идет ли речь об обращенности к «богатырскому» прошлому, обнаружении трагических картин настоящего, попыткам прозреть будущее. Лиризм Левитова то открывается во всей душевной распахнутости (песенность, метафоризм, вопрошающая риторика и т. д.), то приглушен, размыт, и тогда его произведения, особенно объемных жанров, тяготеют больше к эпосу. У Бунина лирические миниатюры напоминают скорее дневниковые сердечные откровения. Каждая фраза в них - высшего напряжения ума и души, мысли и чувства - поднимается до символа, метафоры не только земного — космического масштаба.

Бесспорная и непреходящая художническая заслуга И.А.Бунина прежде всего в развитии им и доведении до высокого совершенства «чисто русского и получившего всемирное признание жанра рассказа или небольшой повести той свободной и необычайно емкой композиции», которая «избегает строгой оконтуренности сюжетом, возникает как бы непосредственно из наблюденного художником жизненного явления или характера и чаще всего не имеет «замкнутой» концовки [203, 195-196]. Возникнув из реальности, преображенной и обобщенной творческой мыслью художника, такие произведения в своих концовках стремятся сомкнуться с той же действительностью, откуда вышли, и раствориться в ней, оставляя читателю широкий простор для мысленного продолжения их, для «додумывания», «доследывания» затронутых в них человеческих судеб, идей и вопросов.

Ярким примером лирической прозы может по праву служить бунинский рассказ «Перевал» с его тревожной внутренней мелодикой, метафористикой, риторическими вопросами и восклицаниями, многозначностью ключевого слова «перевал», семантическая структура которого обращена к обозначению главного рубежа судьбы. Бунин по праву поставил этот рассказ, написанный в 1901г., эпиграфом ко всему своему творчеству, отдавая, видимо, дань лермонтовскому «Выхожу один я на дорогу», предчувствуя грядущие испытания: «Сколько уже было в моей жизни этих трудных и одиноких перевалов! Как ночь, надвигались на меня горести, страдания, болезни, измены любимых и горькие обиды дружбы - и наступал час разлуки со всем, с чем сроднился. И, скрепивши сердце, опять брал я в руки свой страннический посох. А подъемы к новому счастью были высоки и трудны, ночь, туман и буря встречали меня на высоте, жуткое одиночество охватывало на перевалах. Но идем, идем!» [7, II, 9].

От бунинской творческой лаборатории, от его замыслов и новаторских прозрений, поэтических философско-эстетических обретений тянутся «нити» к творениям других мастеров, чьи достижения в «лиризации» прозы не обойдены в диссертации вниманием, в том числе в третьей, заключительной главе «Некоторые историко-литературные и теоретические аспекты изучения лирической прозы».

На защиту выносятся следующие положения:

1) важной историко-литературной, теоретической и литературоведческой задачей является осмысление новых подходов в определении такого художественного явления, как лирическая, «ритмизованная», «метризованная», «музыкальная» проза. Проведенные исследования позволяют утверждать, что лирическая проза - содержательно, нравственно значимый жанр, обогативший новыми возможностями вершинные достижения отечественной литературы;

2) различные аспекты феномена русской лирической прозы, воплощающей ценность духовного начала, требуют дальнейшего комплексного изучения и уточнения обозначенных позиций;

3) наиболее существенного развития лирическая проза достигает в XIX столетии (в новаторских эстетических прозрениях и открытиях Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенева, Лескова, Чехова, раннего М. Горького);

4) особое место в развитии лирической прозы принадлежит А.И.Левитову («Типы и сцены сельской ярмарки», «Степная дорога днём», «Степная дорога ночью», «Лирические воспоминания Ивана Сизова», «Степные очерки», «Аховский посад», «Горе сёл, дорог и городов»);

5) величайшим мастером лирико-философской и лирико-психологической прозы был И.А. Бунин, обогативший лирическую прозу первоклассными сочинениями (новеллы «деревенского» цикла, «стихотворения в прозе», повести, роман «Жизнь Арсеньева»);

6) в творчестве А. И. Левитова лирическая проза прошла своеобразный этап жанрового формирования. И. А. Бунин раздвинул границы нового жанра, раскрыл глубинные его возможности, предвосхитив последующие стратегические художественные искания и открытия в отечественной литературе;

7) новаторские открытия Левитова и Бунина, классиков XIX века, были продолжены «лириками в прозе» XX века (Куприн, Паустовский, Пришвин); оригинальны жанрово-стилевые искания, связанные с лирическим, философско-психологическим эпосом в творчестве Шолохова, Леонова, Бондарева, Белова, Солоухина и других мастеров художественного слова.

Научная новизна диссертации обусловлена исследованием малоизвестного и не известного ранее историко-литературного, критического, публицистического материала, новыми подходами к осмыслению лирической прозы в контексте сложного и противоречивого процесса нравственно-эстетических исканий Х1Х-ХХ вв. Сопоставление лирической прозы И.А.Бунина и А.И.Левитова позволяет прояснить как преемственные творческие связи между писателями, так и типологическое родство, выявленное в художественных особенностях жанра лирической прозы.

Теоретическое значение работы состоит в том, что осуществлено комплексное исследование жанровых особенностей «Степных очерков», «Горя сёл, дорог и городов», очерковых «лирических» циклов Левитова, бунинской «музыкальной» прозы; намечены линии преемственности традиций лирической прозы Х1Х-ХХ столетий. Проанализированы не только творческие контакты между Левитовым и Буниным, но и значение их лирической прозы в контексте всей русской литературы, начиная со «Слова о полку Игореве», кончая «Крохотками» А.Солженицына, «Мгновениями» Ю.Бондарева.

Материалы диссертации могут быть использованы в вузовских курсах по русской литературе Х1Х-ХХ вв., стилистике русского языка, а также в преподавании русского языка и литературы в общеобразовательной школе, лицеях, колледжах, профтехучилищах. Наблюдения над поэтикой лирической прозы А.И.Левитова и И.А. Бунина помогут преподавателю региональной культуры, культурологии, краеведу, могут быть использованы при постановке новых проблем в связи с изучением современного литературного процесса.

Основные положения диссертации изложены в 6 публикациях (на выходе седьмая), среди которых - пособия к литературным курсам и факультативам: «Лирическая проза А. И. Левитова»; «Жанрово-стилевые особенности лирической прозы». Опубликован также цикл энциклопедических справочных статей, тематически связанных с проблематикой, затронутой в диссертации, в трёхтомной «Липецкой энциклопедии», отмеченной премией имени И.А.Бунина.

Результаты исследования стали темой выступлений на научно-практических конференциях, семинарах (Бунинские чтения, Левитовские чтения, Бартеневские чтения), проводимых кафедрой русского языка и литературы Липецкого института усовершенствования учителей, научным центром «Липецкая энциклопедия», на заседаниях кафедры гуманитарных дисциплин Липецкого института усовершенствования учителей, кафедры литературы Липецкого государственного педагогического университета.

Поставленные задачи определили построение диссертации, которая состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

 

Список научной литературыЗарникова, Надежда Борисовна, диссертация по теме "Русская литература"

1. Белый А. Симфонии/ Андрей Белый. Вступ. ст. сост. А.В. Лаврова.-Л., 1991.

2. БЛ0К А. А. Собр. соч.: В 8 т. - М.- Л., 1962. З.Брюсов В.Я. Собр. соч.: В 7 т. - М., 1975.

3. Бунин И.А. Жизнь Арсеньева. - Париж, 1930.

4. Бунин И.А. Собр. соч. — Берлин, 1936. б.Бунин И.А. Рассказы, повести, воспоминания. - М., 1961.

5. Бунин И.А. Собр. соч.: В 9 т. - М., 1967. З.Бунин И.А. Стихотворения. Рассказы, Повести. Всемирная библиотека. -М., 1973.

6. Бунин И.А. Жизнь Арсеньева. Роман и рассказы. - М., 1982. •гг' Ю.Бунин И.А. Литературное наследство: В 2 кн. - М., 1973.

7. Гоголь И. В. Собр. соч.: В 8 т. - М., 1984.

8. Горький М. Собр. соч.: В 30 т. - М., 1949-1956. 13.3а землю русскую! Памятники литературы Древней Руси XI-XV вв. -М., 1981. И.Карамзин Н.М. Избр. соч. - М.-Л., 1964. ;- 15.Левитов А.И. Собр. соч.: В 2 т. - М., 1884.

9. Левитов А.И. Поли. собр. соч.: В 4 т. - М., 1905.

10. Левитов А.И. Собр. соч.: В 8 т. - СПб., 1911.

11. Левитов А.И. Рассказы. Очерки. - Воронеж, 1980.

12. Левитов А.И. Московские норы и трущобы: В 2 т. - СПб., 1866.

13. Левитов А.И. Соч.: В 2 т. - М.-Л., 1932-1933.

14. Левитов А.И. Избранное, - М., 1980. _ ^ 22.Лермонтов М.Ю, Соч.: В 4 т. - М., 1964-1965.

15. Луначарский А.В. Критика и критики. - М., 1938. к-V/