автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Лирика Ибрагима Гусейнова

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Кельбехановна, Мадина Рагимхановна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Махачкала
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Диссертация по филологии на тему 'Лирика Ибрагима Гусейнова'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Кельбехановна, Мадина Рагимхановна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ОБРАЗ РОДИНЫ.

ГЛАВА II. ТЕМА ЛЮБВИ.

ГЛАВА III. ПОЭТ И ЕГО НАЗНАЧЕНИЕ.

ГЛАВА IV. САТИРА.

ГЛАВА V. ФИЛОСОФСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ.

ГЛАВА VI. КАНОНИЧЕСКИЕ ФОРМЫ СТРОФИЧЕСКОЙ

КОМПОЗИЦИИ.

 

Введение диссертации1999 год, автореферат по филологии, Кельбехановна, Мадина Рагимхановна

Ибрагим Гусейнов - известный лезгинский поэт. Почти сорок пять лет он занимается творческой деятельностью. Его стихи переведены на языки народов Дагестана и русский. Он значительно обогатил лезгинский литературный язык, внес в родную поэзию новые проблемы, новые жанры и формы строфической композиции. В лезгинской поэзии ему принадлежит одно из ведущих мест. У него богатая лирика, большое количество поэм и драматических произведений, написанных стихами. Однако до сих пор многогранное творчество поэта не подвергнуто серьезному исследованию. Творчество Ибрагима Гусейнова доказывает: «Общечеловеческое вырастает из национального, не перерезая его сердце, не разрушая его почву. Гуманистическая, национальная художественная ценность есть одновременно ценность общечеловеческая»1.

Родился Ибрагим Гусейнов в 1936 году в Алкадаре, одном из красивых сел Сулейман-Стальского района. Успешно завершив учебу в средней школе, он поступил на филологический факультет Дагестанского университета, который окончил в 1959 году. Один год Ибрагим Гусейнов в родном селении работал учителем русского и лезгинского языков. В 1960-1962 годах служил в рядах Советской Армии. После демобилизации его назначили редактором лезгинского выпуска альманаха «Дружба», затем он стал редактором литературных передач и старшим редактором лезгинского вещания Даградио-комитета. Член Союза писателей с 1960 года. Начал публиковаться в 1951 году. Издал более сорока поэтических сборников. Уже около двадцати лет живет только творческим трудом, т.е. профессиональный писатель. Место жительства - город Махачкала. О значении Иб

Ломидзе Г.И. В спорах и размышлениях // Способность к диалогу. 4.1. - М., 1993. - С. 33. рагима Гусейнова, о его вкладе в лезгинскую культуру и поэзию хорошо сказано в статье Касбубы Азизханова «Богатство поэта», опубликованной в «Лезгинской газете» за 14 февраля 1997 года. Автор статьи не дает характеристику каких-то моментов творчества поэта, останавливается прежде всего на его гражданской, общественной деятельности, которая тоже снискала ему признательность народа и благодаря которой он и сам рос, совершенствовал свой дар художника слова.

Первое богатство Ибрагима Гусейнова К. Азизханов видит в том, что поэт, еще будучи молодым, поощрял тех, кто начинал свой творческий путь. Ибрагим Гусейнов много разъезжал по селам, встречался с их общественностью, читал свои стихи и стихи других поэтов, рассказывал о достижениях родной поэзии.

Еще раз И. Гусейнов во главе группы поэтов приехал в район. Встречи в Хурюге, Ахты, Джабе и других селах помнятся читателям и сегодня. В своих выступлениях Ибрагим Гусейнов знакомил слушателей и с произведениями местных авторов. Такие встречи, без сомнения, повышали их ответственность, вдохновляли их на новые творческие достижения. Приехавшие в то время с Ибрагимом Мед-жид Гаджиев и Абдул Муталибов написали о жизни наших сел, о знатных людях очерки и стихи, которые были опубликованы в республиканских газетах и журналах». Знаменательный биографический факт!

А вот что К. Азизханов пишет о втором богатстве Ибрагима Гусейнова: «Голос поэта, его умение говорить имеет особое значение. Когда Ибрагим Гусейнов выходил на трибуну, в зале сразу становилось тихо. Не спеша, четко отделяя слово от слова, читал он свои стихи наизусть. Мозг слушателей впитывал его слова, как плов масло. Уметь писать - одно мастерство, устно доводить до глубин человеческого сердца свои слова - другое, не менее трудное».

Третье богатство поэта К. Азизханов видит в том, что Ибрагим Гусейнов много сил потратил на поиски и опубликование неизвестных произведений Етима Эмина и Сулеймана Стальского.

И, наконец, четвертое богатство поэта, как замечает автор статьи, это многогранность его творчества, наличие в нем самых разных жанров. Ибрагим Гусейнов любим народом. «Во многих его стихотворениях не случайно намек и дубина действуют вместе. Это не случайность. Поэтому его стихи знают в каждом доме, читают аксакал и молодой». В статье К. Азизханова сжато передано самое существенное в жизненной и творческой биографии поэта.

Одной из ранних заметок о творчестве Ибрагима Гусейнова явилось послесловие в книге его* стихов «Чувство этой земли» (1964), написанное Шах-Эмиром Мурадовым «Несколько слов о поэте и его произведениях» (на лезг.яз.)

Шах-Эмир Мурадов отмечает, что имя Ибрагима Гусейнова, хотя ему только 27 лет, прочно вошло не только в лезгинскую, но и в общедагестанскую литературу. Это, по мнению автора послесловия, свидетельство его одаренности, талантливости, которая проявилась еще в годы учебы в сельской школе. Вместе с тем Шах-Эмир Мурадов указывает, что путь Ибрагима Гусейнова в большую литературу был нелегким. «Он поставил перед собой цель, он постоянно трудился, мужественно прокладывая свой поэтический путь. Он столкнулся с трудностями. Были случаи, когда из ста написанных им стихотворений, газеты и журналы не печатали ни одно. Но Ибрагим Гусейнов не опустил голову, не пал духом. Он продолжал учиться, хорошо познакомился с русской литературой, с произведениями дагестанских авторов. Он советовался со старшими товарищами по перу, обдумывал сказанное ими»1. Шах-Эмир Мурадов дальше пишет, что первым крупным успехом Ибрагима Гусейнова явилась его книга «Пути-дороги», которая вышла в 1959 году. «Книга эта свидетельствовала о том, что успех ожидает поэта тогда, когда он начинает хорошо понимать жизнь, когда глубоко постигает нравы, обычаи, традиции, характер своего народа»2.

Книгу «Чувство этой земли» Шах-Эмир Мурадов считает крупной победой молодого поэта, так как в ней, помимо других достоинств, определилась его отличительная поэтическая манера. Свою заметку о поэте Шах-Эмир Мурадов завершил словами: «Ибрагим Гусейнов поэт, который нашел в поэзии свой путь и уверенно идет по нему вперед. Он осмысливает все стороны нашей действительности, день ото дня совершенствуя свое поэтическое мастерство.В будущем от Ибрагима Гусейнова мы ожидаем еще более прекрасных стихотворений, действенных и значительных по содержанию поэм»3. Шах-Эмир Мурадов оказался прав в своем прогнозе.

В Баку живет лезгинский поэт Келентар Келентарли. Он близко знаком с Ибрагимом Гусейновым и его поэзией. В 1968 году Келентар Келентарли написал своему другу открытое письмо «На крыльях твоих стихов».(Вторично опубликовано в «Лезгинской газете» за 28 марта 1996 года). После заметки Шах-Эмира Мурадова это письмо еще одна попытка в существенных моментах осмыслить поэзию Ибрагима Гусейнова, определить его место в родной литературе.Келентар Келентарли ставит Ибрагима Гусейнова в один ряд с поэтами, которые продолжают традиции Етима Эмина и Сулеймана Стальского, обогащают, обновляют родную поэзию как в содержа

1 Мурадов Ш.-Э. Несколько слов о поэте и его произведениях //Гусейнов И. Чувство этой земли (на лезг. яз.). - Махачкала, 1964. - С. 148-149.

2 Там же. - С. 149.

3 Там же.-С. 152. тельном плане, так и в жанровом, формальном и языковом отношениях. «Етим Эмин и Сулейман Стальский известили многие края о том, что в мире есть лезгинский народ. Они настоящим языком поэзии, языком народа с большим искусством говорили о бедах, горе, мужественности, жизни и обычаях своего народа. Есть такие поэты, как ты, которые продолжают их путь, привносят в родную поэзию новые и смелые мысли и чувства, новые образы и новые формы. По твоим стихам вижу, что в сердце твоем днем и ночью горит беспокойный огонь поэзии, в противном случае писать хорошие стихи невозможно».

Келентар Келентарли в своем письме подчеркивает,что из произведений Ибрагима Гусейнова перед ним как бы оживает прошлое и возникает настоящее: «Когда я на крыльях твоей песни преодолел тысячелетия, увидел героя Шарвили, его светящееся, как солнце, сердце, его крепкие, как сталь, руки. А затем я увидел появившегося в начале нашего века Кири Буба, девушку Тават, в которую он был влюблен; любимого лезгинами Етима Эмина, кокетничавшую с ним, игравшую с ним, как с ребенком, Тюкезбан; покоряющих космос земных богов - моих современников увидел».

Об Ибрагиме Гусейнове высказывались многие писатели и критики. В их числе и Расул Гамзатов: «В современной дагестанской литературе всегда можно найти примеры, которые ярко иллюстрируют мысль о том, что подлинность интернационального пафоса прямо связана с обостренным глубоким сознанием национального. Какое б чудо в жизни не встретил, Едва успею преклонить колени -Как вновь, вобрав все лучшее на свете, Родное предо мной встает селенье.

Прав автор этих слов Ибрагим Гусейнов. Действительно, тот богат и душевно щедр, кто несет своему народу лучшее, что принадлежит духовному миру других народов, и дарит другим народам лучшее, что присуще духовному, нравственному богатству родного народа»1.

В 1981 году во втором номере лезгинского выпуска альманаха «Дружба» была опубликована статья P.M. Кельбеханова «Одержимый поэзией». Эта статья об Ибрагиме Гусейнове отличалась обстоятельностью, глубиной проникновения в его поэзию. P.M. Кель-беханов прослеживает путь поэта, завершая разговор об эволюции его творчества сборником «Один мир». Критик называет ряд особенностей, которые в совокупности дают представление о самобытности поэта, его ярко выраженном индивидуальном стиле. Правильно было отмечено Н.С. Гумилевым: «В стиле Бог показывается из своего творения, поэт дает самого себя, но тайного, неизвестного ему самому, позволяет догадаться о цвете своих глаз, о форме своих рук».2

Выделим несколько мыслей P.M. Кельбеханова. Первая имеет отношение к общей особенности творчества поэта: «Сначала, судя по внешним признакам, Ибрагим Гусейнов кажется поэтом нетрудным для понимания. На самом деле его стихотворения требуют внимательного прочтения, обдумывания их содержания. Во многих случаях их смысл скрыт, как разноцветные драгоценные камни под тонким слоем земли».3 Правильно P.M. Кельбеханов отмечает, что «крылья далеко и высоко летать поэту дает родная земля, что здесь кладезь его мыслей чувств, кладезь образов».4 Критик указывает, что

Гамзатов Р.Г. Из всех родников//В семье народов-братьев. - Махачкала, 1981. - С. 204-205.

2Гумилев Н.С. Письма о русской поэзии. -М.,1990. -С. 48.

3Кельбеханов P.M. Одержимый поэзией//Дружба (на лезг.яз.) - Махачкала, 1981. - № 2.- С. 92.

4 Там же. С. 92 с годами происходят серьезные изменения в поэтическом мировоззрении Ибрагима Гусейнова: «Раньше, в молодые годы, внимание поэта привлекали дальние дороги и дальние края. Мысль уносила его от родного порога. Отчая земля казалась ему тесной. Теперь, повидавший жизнь и мудрый, он зоркими глазами видит ее.

Сколько здесь простора! «Я скучаю по дорогам, которые приводят к тебе, а не уводят от тебя», - говорит поэт».1

Еще одна отличительная черта поэтической натуры Ибрагима Гусейнова: «Даже незначительный факт окружающего мира под его пером становится значительным, интересным».2

И последнее: если Расул Гамзатов ввел в аварскую литературу сонет, то Ибрагим Гусейнов в лезгинскую поэзию внес венок сонетов и показал жизненность и большие возможности этой формы3.

Ибрагим Гусейнов - поборник красоты в жизни и поэзии. Он на своем опыте знает: «Искусство не может вопреки всему - вопреки творческой вере или неверию - порвать со стремлением воздействовать на людей, заставлять их принять правду жизни. Это и есть «благая судьба» искусства.

Катарсис совершается, конечно, не в произведении искусства, а в восприятии его. Но то, что воздействует на человека, то, что может вызвать очищение, безусловно, содержится именно в самом произведении искусства».

В 1982 году в Москве на специализированном Совете по истории и теории многонациональной советской литературы МГУ им. М.В. Ломоносова Мифталиевым М.М. была защищена диссертация на тему: «Современная лезгинская поэзия (проблемы, тенденции

1 Кельбеханов P.M. Одержимый поэзией. - С.93.

2 Там же. - С.96.

3 Там же. - С.97. развития)». Состоит диссертация из двух глав(без введения и заключения). Первая глава называется «Эволюция лезгинской советской поэзии» и подразделяется на параграфы: «У истоков лезгинской поэзии», «От риторики к подлинному реализму».

В этих двух параграфах Мифталиев М.М. рассматривает творчество Сулеймана Стальского, Тагира Хурюгского, Алибека Фатахо-ва и раннего Шах-Эмира Мурадова. «Особенность этой главы, - читаем в автореферате диссертации, - заключается в том, что в ней автор стремится не упускать из виду преемственной связи при переходе от творчества первых лезгинских поэтов советской эпохи к современным, подчеркивает динамизм, поступательность развития поэзии».1

Не оспаривая правильность этого тезиса, отметим однако, что ко времени написания Мифталиевым М.М. своей диссертации о Су-леймане Стальском, Тагире Хурюгском и Алибеке Фатахове написано было уже достаточно (статей,монографий, диссертаций). Что-то нового об этих поэтах, судя по автореферату, автору диссертации сказать не удалось, но заняли они в ней много места. Целую главу! Это, с одной стороны. С другой, если оценивать творчество названных поэтов с высоты сегодняшнего дня, то многое в суждениях Мифталиева М.М. окажется устаревшим, не соответствующим истине, точнее, притянутым к советским меркам. Но при этом не подлежит сомнению мысль о том, что лезгинские поэты 50,60,70-х годов продолжали, развивали традиции предшественников и вносили немало нового в жанровом и тематическом планах и тем самым выступали как новаторы.

1 Мифталиев М.М. Современная лезгинская поэзия (проблемы, тенденции развития): Автореф. дис.канд. филол.наук. - М., 1982. - С.6.

А теперь обратим внимание на то, что Мифталиев М.М. говорит об Ибрагиме Гусейнове, который ввел в лезгинскую поэзию сначала балладу, затем газель и рубай и, наконец, сонет. «Газель, рубай послужили прологом к сонетам И. Гусейнова. В книгу «Медиатор» (1974) вошли восемьдесят четыре сонета, в «Один мир» (1980) - три венка сонетов. Сонеты «Медиатора» - это раздумья о времени, радостях и муках любви, переживаемых современником. По форме они напоминают вращающийся калейдоскоп, где сверкает гранями сонет-назидание, сонет -любовная исповедь, сонет-этюд, сонет-картинка. Венок сонетов «Ты мне встретилась в прекрасную пору» - продолжение сонетов «Медиатора», в остальных же - «Картине», «Горе» -превалируют гражданские мотивы, ощущается философско- психологическое и синтезирующее начало. Изменился и угол зрения к изображаемому объекту. Так, картина неизвестного художника, символизирующая современную действительность, служит поэту стартовой площадкой, откуда разлетаются раздумья о времени, человечестве, планете. Именно в этом жанре в современной лезгинской поэзии И. Гусейнову удалось показать богатство красок и оттенков, черт характера в обрисовке портрета современника».1

Приведенная большая цитата, во-первых, абстрактна. Это образец обобщенного суждения, которое ничего не говорит о специфике сонета у И. Гусейнова. Так можно говорить о сонетах и других поэтов. Во-вторых, сонет, равно как газель и рубай, не жанр, а каноническая форма строфической композиции и может выражать разное жанровое содержание.

В целом диссертация Мифталиева М.М., несмотря на указанные недостатки, была шагом вперед в исследовании лезгинской поэзии.

В 1988 году в Махачкале вышла книга Г.Б. Темирхановой «Со

1 Мифталиев М.М. Современная лезгинская поэзия. - С. 16. временная лезгинская поэзия». Объем - 128 страниц. В этой книге речь идет о поэзии Ш.-Э. Мурадова, А. Саидова, Д. Абдуллаева, А. Алема, А. Мехмана, И. Гусейнова, К. Мусаева, Б. Салимова, В. Мех-тиева. Г.Б. Темирханова исследует поэзию этих авторов в жанровом плане. Однако, говоря о жанрах в творчестве каждого из названных авторов, она, естественно, обращает внимание и на проблематику их поэзии.

Ибрагиму Гусейнову исследовательница уделила незначительное внимание (в главах «Миниатюры», «Сонет», «Газель»),

В целом книга Г.Б. Темирхановой является вкладом в лезгинское литературоведение, но мы не можем согласиться с отдельными ее утверждениями. Один пример: сонет и газель она называет жанрами. На самом деле это не жанры, а формы строфической композиции.

В декабре 1996 года Ибрагиму Гусейнову исполнилось шестьдесят лет, но он свой юбилей не афишировал, а правительство республики не придало этому событию должного значения. На лезгинском языке юбилею поэта был посвящен целый ряд статей. Авторы их давали общую оценку его творчества, отмечали вклад, который он внес в родную литературу.

Из этих статей хочется указать прежде всего статью Исламуди-на Гусейнова «Гордись сыном своим, Лезгистан», которая появилась в «Лезгинской газете» за 28 марта 1997 года. Приводим некоторые важные мысли автора статьи в переводе с лезгинского: «Сколько бы я не выбрал хороших поэтов, среди них обязательно будет Ибрагим Гусейнов. Если надо будет назвать имена известных и одаренных лезгинских поэтов нашего времени, среди них, вне всяких сомнений, главным окажется Ибрагим Гусейнов. Во-первых, Ибрагим Гусейнов - разносторонне образованный человек, особенно в области лезгинской истории и культуры, опытный мастер поэзии, выпустивший более сорока книг. Во-вторых, как большой поэт, Ибрагим Гусейнов всегда с джамаатом, делит его радости и печали, противостоит любым невзгодам, которые выпадают на долю его народа».

Далее автор замечает, что иногда можно услышать: стихи Ибрагима Гусейнова трудны для понимания. «Но ведь не всегда, - правильно продолжает он свою мысль, - больших поэтов понимали сразу, с первого чтения. Примеры тому - Пушкин, Маяковский». Тут надо сделать уточнение: многие произведения Ибрагима Гусейнова требуют вдумчивого чтения, осмысления прочитанного. Но об этом уже было сказано P.M. Кельбехановым. И еще одна мысль из рассматриваемой статьи: «Ибрагим Гусейнов все еще не доволен собой, все еще находится в поисках». А какой большой поэт был доволен достигнутым?

Со статьей Исламудина Гусейнова перекликается статья Романа Исаева «Ибрагиму Гусейнову 60 лет» («Лезгинская газета» за 29 ноября 1996 года). Из этой статьи приводим только один пример: «Ибрагима Гусейнова мы знаем не только как поэта, мы знаем его и как журналиста, публициста. В, настоящее время он публикует в лезгинской газете, в журнале «Самур» статьи о жизненно важных для народа проблемах, ставит серьезные вопросы. Он призывает лезгинский народ сплачиваться, быть твердым в отстаивании своих национальных интересов. Нам выпало несправедливое время. Люди уподобились волкам и овцам.Но поэт не падает духом. Он верит в хорошую жизнь». Такие суждения типичны для юбилейных статей.

Народный поэт Дагестана, лакец по национальности, Юсуп Хаппалаев также оказался в числе тех, кто откликнулся на шестидесятилетие Ибрагима Гусейнова. Вот что он говорил: «Ибрагим Гусейнов - поэт ищущий новые пути, имеющий в поэзии свое лицо, находится в ряду тех художников, каждый из которых только в ему свойственной манере выражает мысли и чувства своих современников. Его произведения читают не только в Дагестане, не только в России, но и в зарубежных странах».1

Конечно, в этих словах нет чего-то нового, но они еще раз напоминают о месте поэта в дагестанской литературе, о масштабе его творчества. Следующая мысль Юсупа Хаппалаева свежая. Он верно подметил существенную черту стихов не только Ибрагима Гусейнова, но и всей лезгинской поэзии: «Лезгинский язык очень мелодичный. Поэтому, когда читают стихи, кажется, что исполняют песню. Стихотворениям Ибрагима Гусейнова присуща особая напевность. Поэтому на его стихи часто пишут музыку, его песни разлетаются по родному краю. В них слышатся голоса гор, шум потоков, от них исходит пьянящий аромат лугов Лезгистана».2

Попыткой установить главенствующую линию творчества Ибрагима Гусейнова явилась статья Абдула Фатаха «Под светом Родины» (1997). В ней рассматриваются всего пять стихотворений поэта: «Моя Родина», «Лезгинская земля», «Новые села», «Баллада о лезгинском народе», «Мел3 в Лезгистане».

Абдул Фатах замечает, что главное в поэзии Ибрагима Гусейнова - образ страны-труженика, строителя, созидателя, творца. Автор статьи уделяет основное внимание сопоставлению названных стихотворений Ибрагима Гусейнова с произведениями Алибека Фа-тахова, устанавливая тем самым преемственность в воплощении темы Родины.

1 Хаппалаев Ю. Ибрагим Гусейнов//Женщина Дагестана (на лезг. яз.). - Махачкала, 1996.-№4.-С. 5.

2 Там же. - С.5.

Мел - помощь в строительстве дома или другого хозяйственного объекта всем селом. Завершение работы отмечается как праздник.

По мысли Абдула Фатаха, каждый большой поэт начинается со своей темы и образа. Он пишет: «С чего начинается поэт Ибрагим Гусейнов? Если скажем с Родины, не ошибемся. С какой Родины? -напрашивается вопрос. - Сначала - с малой, затем - с большой. Большая была СССР, малая - Лезгистан»1.

Это же можно было сказать и о Расуле Гамзатове, и о других дагестанских поэтах. Приведенная цитата раскрывает не столько индивидуальную особенность Ибрагима Гусейнова, сколько указывает на то, что роднит его с другими поэтами.

В статье Абдула Фатаха есть и противоречия. Один пример. С одной стороны, ее автор говорит, что Ибрагим Гусейнов приветствовал переселение горных сел на равнину, с другой, что он не хотел гибели горных сел. Следовало сказать: Ибрагим Гусейнов хорошо понимал, какой ценой достигается прогресс на его малой Родине. Статья Абдула Фатаха выдержана в традициях былых времен.

Последняя по времени появления статья об Ибрагиме Гусейнове «Поэтическое «я» поэта на правильном пути» опубликована на лезгинском языке в третьем номере журнала «Самур» за 1998 год и принадлежит Т. Ахмедханову.

В статье речь идет о лирическом герое поэм Ибрагима Гусейнова. Т. Ахмедханов рассматривает четыре поэмы: «Мое сердце», «Дороги сокращаются», «Шарвили», «Двадцать пять лет». Основное внимание в статье уделено поэмам «Мое сердце» и «Дороги сокращаются». О двух других поэмам в соответствующем плане сказано очень мало.

На этом мы завершаем обзор критической литературы о поэзии Ибрагима Гусейнова.

Чтобы стало понятно, как будем рассматривать лирику Ибраги

1 Абдул Фатах. Под светом Родины //Самур (на лезг. яз.). - 1997. - № 2. - С. 92. ма Гусейнова, на что будем обращать преимущественное внимание при анализе его произведений, приведем сначала методологически верное высказывание В.М. Жирмунского: «Всякое искусство пользуется каким-нибудь материалом, заимствованным из мира природы. Этот материал оно подвергает особой обработке с помощью приемов, свойственных данному искусству; в результате обработки природный факт (материал) возводится в достоинство эстетического факта, становится художественным произведением. Сравнивая сырой материал природы и обработанный материал искусства, мы устанавливаем приемы его художественной обработки. Задача изучения искусства заключается в описании художественных приемов данного произведения, поэта или целой эпохи в историческом плане или в порядке сравнительном и систематическом».1

Приемы художественной обработки» материала, выявление «художественных приемов» автора - для нас главное. И еще: мы рассматриваем поэзию Ибрагима Гусейнова «в порядке. систематическом».

Другая особенность нашей работы заключается в том, что мы выделяем и рассматриваем основные мотивы творчества поэта, которые, на наш взгляд, наиболее существенные, и вполне разделяем мысль исследователя: «Итак, лирическое содержание выступает в виде лирических мотивов, которые являются результатом расширенного художественно-творческого освоения характерных чувств и мыслей. И так же, как в эпическом произведении, все средства художественной избирательности подчинены раскрытию и развитию типических характеров и обстоятельств, в лирическом произведении все средства художественной выразительности подчинены раскры

1 Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. - Л., 1977. - С. 18. тию и развитию лирических мотивов».1

Актуальность темы. Творчество Ибрагима Гусейнова еще не стало предметом серьезного научного исследования. Отдельные статьи P.M. Кельбеханова, Т. Ахмедханова и др., диссертация М.М. Мифталиева, книга Г.Б. Темирхановой, о которых выше была речь, сути дела не меняют. Наша работа - первое монографическое рассмотрение его лирики. В ней впервые дается характеристика ее основных мотивов, выявляются их поэтические особенности.

Цели и задачи исследования. Диссертация - объемное исследование поэзии Ибрагима Гусейнова. Мы стремимся выявить не только основные проблемы его творчества, но и своеобразие воплощения им каждой темы, даем представление о его индивидуальной поэтической манере, говорим о традициях и новаторстве его поэзии, отмечаем вклад его в родную поэзию, определяем его место в лезгинской и общедагестанской литературе.

Объект исследования Лирика Ибрагима Гусейноваа в оригинале ( на лезгинском языке).

Научная новизна исследования. В научный оборот вводится поэтическое творчество крупного лезгинского поэта, которое рассматривается с высоты достижений сегодняшней литературоведческой науки.

Методологическая основа работы. Объективность оценки произведений автора в контексте времени, их анализ в единстве формы и содержания - таковы исходные методологические принципы, которых мы придерживаемся при исследовании творчества поэта. Главным при анализе для нас является текст.

Методологической основой нашей работы являются труды из

1 Волков И.Ф. Литература как вид художественного творчества. - М., 1985. - С. 117.

18 вестных теоретиков и историков литературы: В.Г. Белинского, Л.Я. Гинзбург, Г.Г. Гамзатова, В.М. Жирмунского, Ю.М. Лотман, A.A. Потебни, Г.Н. Поспелова, Э.Я. Эльсберга и других.

Практическая ценность диссертации состоит в том, что ее материал может быть использован при составлении программы и курса лекций по лезгинской и общедагестанской литературе XX века и для чтения специального курса по творчеству поэта на филологических факультетах ДГУ и ДГПУ.

Структура диссертации определена материалом исследования и ее задачами. Она, помимо введения, состоит из шести небольших глав, каждая из которых - исследование определенной темы лирики поэта. Заключение работы является выводами из ее содержания.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Лирика Ибрагима Гусейнова"

Заключение.

Гегель об общих свойствах лирики писал: «К эпической поэзии приводит потребность в слышании тех вещей, которые сами по себе развертываются перед субъектом как объективно замкнутая внутри себя целостность. В лирике же удовлетворяется противоположная потребность - высказать себя и воспринять душу в этом ее самовыражении. Что касается излияния души, то важнейшие ее моменты составляют здесь.

Во-первых, содержание, в котором ощущает и представляет себя внутренний мир; во-вторых, форма, благодаря которой выражение этого содержания становится лирической поэзией; в-третьих, ступень сознания и развития, на которой лирический субъект возвещает

0 своих чувствах и представлениях»1.

Сказанное Гегелем более понятным языком передал В.Г. Белинский в статье «Разделение поэзии на роды и виды»: «Все, что занимает, волнует, печалит, услащает, мучает, успокаивает, тревожит, словом, все, что составляет содержание духовной жизни субъекта, все, что входит в него, возникает в нем, - все приемлется лирикою, как законное ее достижение»2. Предметные детали в лирике имеют обслуживающую роль. Они необходимы как средства уточняющие, усиливающие направление авторской мысли, как придающие ей большую конкретность и эмоциональность. Поэтому великий критик так продолжал свою мысль: «Предмет здесь не имеет цены сам по себе, но все зависит от того, какое значение дает ему субъект»3. Справедливость этих слов доказывает лирика многих поэтов. Ибрагим Гусейнов здесь - не исключение. В большинстве его рассмотрен

1 Гегель. Эстетика. В 4Т. - М., 1971. - Т.З. - С.494.

2 Белинский В.Г. Собр. соч. В 9 Т.- М., 1978. - Т.З. - С. 298-299.

3 Белинский В.Г. Собр соч. В 9 Т.- Т.З. - С. 299. ных стихотворениях налицо предметность, но она ему оказывается необходима для предельной концентрации мысли и чувства, для усиления оценочной направленности произведения. Предметность конкретизирует вектор мысли и чувства поэта, кристаллизирует оценку им того или иного явления. Это подтверждает как первая исследованная нами тема его лирики, так и все остальные.

Ибрагим Гусейнов пел и продолжает петь о своей Родине. Она возникает перед ним в самых разных обличиях и картинах. Но родина для Ибрагима Гусейнова - это не только дом и улица, село и город, родная земля, ее горы, ущелья, долины, реки, сады и поля. Родина для поэта - это и его родные и близкие, друзья и современники, это традиции и обычаи народа, его прошлое, настоящее и будущее. Широкое, емкое понятие Родины у Ибрагима Гусейнова. Напомним стихотворения, из которых вырисовывается многогранный образ Родины: «Пути-дороги», «Моя страна», «Кюра вспоминается мне», «Мир широк, дорог много», «Приехав на Кавказ, на вершины Шахда-га.», «Гора», «Удивление», «Новые села», «Не забываю я Кара бу-лах», «Родина», «Мне в прежнем СССР», «Придет пора», «Мой Шах-даг». Это только небольшой перечень. Человек наделен от природы чувством прекрасного, а само прекрасное - есть жизнь (Чернышевский) в ее многообразных проявлениях (имеем ввиду только положительное). Вершинным проявлением прекрасного является любовь. Ибрагим Гусейнов, можно сказать, вечный пленник любви. В его любовных стихотворениях в той или иной мере присутствует элемент автобиографичности. Подтверждают это стихотворения: «Когда ты в меня не была влюблена», «Девушка с родинкою на лбу», «Спроси», «С раннего детства я», «Ты роза, я твой соловей», «Одну девушку знаю.», «Весна идет», «Почему-то позабыла.», «Ты сказала, что ушел я», «Ты, поднявшись, куда убежала?», «На Шалбуздаге куропатками.», «Сейчас я крикну, милая.», «Сижу я на твоем пороге» и другие. Любовная лирика поэта позволяет выявить его философию любви. Для него любовь - это высший дар природы, основа всего сущего. Люди рождаются для того, чтобы наслаждаться этим великим даром. Ибрагим Гусейнов считает, что во всех своих помыслах, деяниях и поступках человек должен руководствоваться любовью. Жизнь людей, не знающих любви, лишена смысла. Лишь в том случае жизнь обретает высокий смысл, когда ты любим и когда сам горишь огнем любви. Тот, кто во власти любви, лишен эгоизма, он живет в согласии и дружбе с людьми.

Еще на одну особенность любви в лирике Ибрагима Гусейнова необходимо обратить внимание. Любовь - великая сила, она просветляет разум человека, помогает ему понять сущность явлений природы и общества.

В такой трактовке любви поэт и традиции продолжает, и выступает как новатор.

К большинству поэтических произведений Ибрагима Гусейнова применимы слова Н.С. Гумилева: «.прекрасные стихотворения, как живые существа, входят в круг нашей жизни; они то учат, то зовут, то благословляют; среди них есть ангелы-хранители, мудрые вожди, искусители-демоны и милые друзья. Под их влиянием люди любят, враждуют и умирают»1.

В стихотворении «Из дальних путешествий» Ибрагим Гусейнов так говорит о себе:

Смотрю на самого себя, Которого небо обняло: Да, поседел я незаметно

1 Гумилев Н.С. Письма о русской поэзии. - М., 1990. - С. 49.

В поэтическом труде.1

Много раз говорилось, что труд истинного поэта - это нелегкий труд. Для Ибрагима Гусейнова, может быть, нелегкий вдвойне, потому что задачу поэта он определил так: снимать с человеческого сердца печаль, возвращать в него радость («Мать, оставь открытыми окна»). Поэзия для Ибрагима Гусейнова - это общий дом, не подверженный разрушению («Етим Эмин»). Девиз поэта: жить, «не перо, а сердце выставив вперед». Не случайно он называет свое сердце «эпицентром человеческого горя и бед» («Эпицентр»). Поэт, утверждает Ибрагим Гусейнов, в ответе «за все дела земные». Так он перекликается с Маяковским («Поэт всегда должник вселенной»). Многократно Ибрагим Гусейнов говорит об отношении поэта к слову, о точном и бережном его использовании («Молодому поэту»). Этим он перекликается не только с В. Маяковским, но и с А. Твардовским («Слово о словах»). И, наконец, следует отметить, что для Ибрагима Гусейнова «поэт - это знамя народа». Так он опять-таки, но по-своему, перекликается с В. Маяковским («Во весь голос»).

Ибрагим Гусейнов всегда чуток к тому, что происходит в жизни. Он хорошо видит ее светлые и теневые стороны. Поэтому в его лирике любовь ко сему прекрасному, сочетается с ненавистью ко всякого рода уродствам социального и духовного порядка.

Сатира Ибрагима Гусейнова всегда была современна. Таковы стихотворения «Монолог редактора», «Угроза», «Старый факт, который вспоминается вновь», «Работающие ночью», «Верблюда видел? Не видел», «Один дурак и много дураков», «Бумаги», «Не может же в стране так продолжаться.», «По лотерее», «Ах, будь неладно ты, ГКЧП», «Партия дала работу, я был впереди» и многие другие.

Поэт обращает внимание не просто на порочность человека, он ищет причину его порочности в социальном строе. Ибрагим Гусейнов как великую боль пережил распад СССР и объяснение этого драматического явления находит в перерождении верхних слоев коммунистической партии. Он четко проводит линию между честным рядовым партийцем и перерожденцем, восседающим «в кресле, как на троне».

В ряде названных выше стихотворений Ибрагим Гусейнов продолжает традиции Сулеймана Стальского, в свое время зло обличавшего и лжекоммунистов, и взяточников, и тех, у кого непомерно была развита мания собственной значимости, и абдалов разных вариаций. Ибрагим Гусейнов не копировал традиции, он их развивал, двигал вперед, использовал с учетом веяний своего времени. Поэтому традиционное у поэта всегда составляет единый сплав с новаторским.

У Ибрагима Гусейнова есть немало стихотворений, которые следует отнести к философской лирике (понятие это условное). В них доминирующее место занимают размышления поэта о самых различных явлениях мира. («Новый год», «На Алкадар ложится снег», «В дагестанские села вхожу я», «Друзья», «Мир», «Ива», «Человек», «Лодка», «Богатство», «Единство» и другие. Эти стихотворения в том или ином плане связаны с разными темами лирики поэта, другими словами, между стихотворениями-размышлениями и остальной лирикой поэта нет непереходимых границ. Другое дело, его притчи. Они в полной мере относятся к поэзии философской. В них широко использована аллегория. Их смысл надо разгадывать. И он не всегда однолинеен. Напомним некоторые: «Ювелир и золото», «Закрыв окна и двери», «Приятель», «Осел захотел стать конем», «Цена тетерева», «Сын осла», «Слон и муравей», «Разумение мышей», «Монолог волка», «Шакал в капкане».

Ибрагим Гусейнов значительно обогатил литературный лезгинский язык. Его изобразительно-выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения и др.) связаны с природой родного края, прежде всего села, хотя в немалой степени он пользуется и языковыми средствами, характерными для урбаниста. Он, лучше чем кто-либо из ныне живущих лезгинских поэтов, подтверждает, что основой подлинной поэзии был и остается фольклор. Фольклорные приемы в прямом смысле слова прошивают его лирику. Он очень часто пользуется всевозможными повторами, блестяще применяет синтаксический и психологический параллелизм, использует прямое обращение к человеку или предмету, часто прибегает к гиперболе и аллегории (особенно в сатире).

В основной части диссертации мы показали мастерство Ибрагима Гусейнова в области строфической композиции, отметили, что он придает жизнь отвердевшим, каноническим формам (бейт, рубай, туйук, газель, гошма, терцина, триолет, сонет). Поэт в основном использует четверостишия с разными способами рифмовки, прибегает порой и к пятистишиям. Количество этих строф в стихотворении, как правило, не регламентировано. Есть у Ибрагима Гусейнова стихотворения, написанные верлибром и белым стихом. Поэт своей лирикой демонстрирует неограниченные возможности разных форм строфической композиции.

Исследователь говорит: «Пока содержание художественно-творческого процесса не закрепилось в соответствующей материальной форме, жизнь осваивается художником только в его собственном воображении. Когда же содержание творческого воображения закрепилось в устойчивых материальных средствах, тогда оно становится и достоянием всех других людей. И тогда художник - через посредство произведения - вступает в действительное конкретно-чувственное общение с миром в целом, с любым другим человеком любой эпохи, а эти любые представители любого времени могут вступить через произведения искусства в «непосредственное» общение с художником и его эпохой. И художник становится своим человеком для людей, «непосредственно» обменивается с ними своим творческим опытом освоения жизни, стремится убедить их в своей правоте, увлечь их за собой, придать их жизнедеятельности желаемое направление. И люди, знакомясь с художественным произведением, заражаются его творческой энергией, духовно обогащаются, подобно тому как обогащается человек в общении с одаренной, творческой личностью. Одни при этом соглашаются с художником, защищают его, отстаивают его правоту и тем самым продолжают самостоятельно тот процесс творческой жизнедеятельности, который начал художник. Другие спорят с художником, возражают ему и его защитникам, приводят свои доводы, противопоставляют свое отношение к миру и предлагают свой путь «его преодоления, подчинения и формирования»1.

Лирика Ибрагима Гусейнова в полной мере подтверждает правоту сказанного исследователем.

1 Волков И.Ф. Литература как вид художественного творчества. - С. 57-58.

 

Список научной литературыКельбехановна, Мадина Рагимхановна, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"

1. Методология, история и теория литературы.1. Монографии

2. Анчел Е. Этос и его история. М.: Мысль, 1961.б . Барабаш Ю.Я. Вопросы эстетики и поэтики.- М.:Современник,1973.

3. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство,1979.8 . Бельчиков Н.Ф. Пути и навыки литературоведческого труда. -М.: Высшая школа, 1965.9 . Бушмин A.C. Наука о литературе. М.: Современник, 1980.

4. Бузник В.В. Лирика и время. Л.:Наука,1964.1.. Блок A.A. Сочинения. М.-Л.: Худож. литература, 1960-1969.- T.V.12 . Брагинский И.С. Возникновение газели в персидско-таджикской литературе//Из истории персидско-таджикской литературы. М.: 1972.

5. Вагидов A.M. Претворение заповеди. Махачкала: Дагкнигоиздат,1988.17 . Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М.: Высшая школа,1989.

6. Верли М. Общее литературоведение. М.: Изд-во иностранной литературы, 1957.

7. Выходцев П.С. Новаторство. Традиции. Мастерство. Л.: Сов. писатель,1973.

8. Выходцев П.С. В поисках нового слова. М.: Современник,1980.

9. Волков И.Ф. Литература как вид художественного творчества. -М.: Просвещение,1985.

10. Виноградов В.В. О теории художественной речи. М.: Наука,1971.2 3 . Винокуров Е. Поэзия и мысль. М.:Сов. писатель, 1966.

11. Гамзатов Г.Г. Преодоление. Обновление. Становление. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1986.2 5 . Гамзатов Г.Г. Дагестан: историко-литературный процесс. Вопросы истории, теории, методологии. Махачкала: Дагучпедгиз, 1990.

12. Гегель Г. Эстетика. В 4 Т. М.: Искусство, 1971. - Т.З.3 0 . Гинзбург Л.О. О лирике. Л.: Сов. писатель, 1974.

13. Гинзбург JI.О. О старом и новом. М.: Сов. писатель, 1982.

14. Гизатов К.Т. О развитии национальной формы литературы. -Казань: Татарское кн. изд-во,1968.

15. Гумилев Н.С. Письма о русской поэзии. М.: Современник,1990.3 4 . Гуковский Г.А. Изучение литературного произведения в школе (Методологические очерки о методике). М.-Л.: Просвещение,1966.

16. Думбадзе Э., Маргвелашвили Г. Искусство слова. Слово об искусстве. Тбилиси: Изд-во Мерани,1979.

17. Дюбо Ж.Б. Критические размышления о поэзии и живописи. -М.: Искусство, 1976.3 7 . Далгат У.Б. Литература и фольклор. М.: Наука, 1981.3 8 . Дорри Д. Персидская сатирическая поэзия. М.: Наука, 1965.

18. Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение: Восток и Запад. Л.: Наука,1979.

19. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. -Л.: Наука, 1977.

20. Кузьмичев И. Литературные перекрестки: Типология жанров, их историческая судьба. Горький: Изд-во Горьковского университета,1983.4 б. Лотман Ю.М. Анализ художественного текста. Л.:Просвещение,1972.

21. Лотман Ю.М. Структура художественного текста.1. M. ¡Просвещение, 1970.4 8 . Луговской В.А. Раздумье о поэзии. М.: Сов. писатель, 1960.

22. Ломинадзе C.B. О классиках и современниках. М.: Современник, 1989.5 0 . Марков М. Искусство как процесс. М.: Искусство,1970.

23. Маршак С.Я. Воспитание словом. М.: Детская литература,1961.52 . Михайлов А. Сила и тайна слова. М.: Современник, 1984.5 3 . Михайлов А. Поэты и поэзия: Портреты. Проблемы. Тенденции развития современной поэзии. М.: Просвещение,1978.

24. Мерзляков А.И. Статьи//Русские эстетические трактаты первой трети XIX века. М.: Искусство,1974. - Т.1.

25. Мифталиев М.М. Современная лезгинская поэзия. Дисс. на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 1982.

26. Непомнящий В. Поэзия и судьба. М.: Сов. писатель, 1983.

27. Неупокоева И.Г. История всемирной литературы. Проблемы системного и сравнительного анализа. М.: Наука, 1976.5 8 . Озеров Л. Работа поэта. М.: Сов. писатель, 1963.5 9 . Палиевский П.В. Литература и теория. М.: Сов. Россия,1979.

28. Парсаданов Н.О. О поступательном характере развития искусства. М.: Сов. художник,1964.

29. Полякова Л.В. Поэзия и современность. М.: Современник,1989.62 . Поспелов Г.Н. Лирика. М.: Изд-во ДГУ,1978.

30. Приходько В.А. Постижение лирики. М.: Детская литература,1988.6 4 . Потебня А.А. Эстетика и поэтика. М.: Искусство, 1976.

31. Рунин Б.В. В защиту лирической индивидуальности. М.: Сов.писатель,1956.6 6 . Рыленков Н. Традиции и новаторство. М.: Сов. Россия,1962.67 . Рыленков Н. Душа поэзии. М.: Сов. Россия,1969.

32. Руднева Е.Г. Пафос художественного произведения. М.: Изд-во МГУ, 1977.

33. Сидельников В.М. Писатель и народная поэзия. М.: Сов. Россия,1980.

34. Салтыков-Щедрин М.Е. О важности слова. Собр. соч. М., 1958. - Т. 18.

35. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука,1977.7 7 . Урбан А. В настоящем времени. Л.: Сов. писатель, 1984.7 8 . Ушаков Н. Мастерская. М.: Сов. писатель, 1983.

36. Хайбуллаев С.М. Наследие и открытия. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1983.

37. Хайбуллаев С.М. Поэзия высокого накала. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1990.

38. Хованская З.Н. Принципы анализа художественной речи и литературного произведения. Саратов: Изд-во Саратовского университета,1975.

39. Чупринин С. Крупным планом: Поэзия наших дней: Проблемыи характеристики. М.: Сов. писатель, 1983.

40. Чернец Л.В. Литературные жанры (проблемы типологии и поэтики). М.: Изд-во МГУ, 1982.8 4 . Шенгели Г. Техника стиха. М.: Гослитиздат, 1960.

41. Шопенгауэр А. Избранные произведения. М.: Просвещение,1992.8 б . Эккерман И.П. Разговоры с Гете в последние годы его жизни. -М.: Художественная литература, 1981.

42. Эльсберг Я.Е. Вопросы теории сатиры. М.: Сов. писатель,1957.8 8 . Эйхенбаум Б. О поэзии. Л.: Сов. писатель, 1969.1. Сборники статей:

43. Лирическое стихотворение: Анализы и разборы. Л.: Наука,1976.7 . Поэтический строй русской лирики. Л.: Наука, 1973.8 . Писатель и время. М.: Сов. писатель, 1991.9 . Поэтика дагестанской советской литературы. Махачкала: Изд-во АН СССР,1986.

44. Гамзатов Р. О состоянии дагестанской литературы и ее задачи//Дуствал (Дружба). 1958. - № 4. 10 . Гасанов 3. Венок сонетов//Дуствал (Дружба). - 1972. - № 2.

45. Гашаров Г.Г. Любя эпоху//Коммунист. 1983. - 12 января.

46. Гусейнов Ис. Гордись сыном своим, Лезгистан//Лезги газет. -1997. 21 марта.

47. Жалилов М. Думы о трех книгах// Коммунист. 1978. - 3 декабря.14 . Исаев Р. Чувство этой земли // Коммунист. 1964. -3 апреля.

48. Исаев Р. Ибрагиму Гусейнову 60 лет//Лезги газет. 1996. 29 ноября.

49. Кафланов Ш. Воспитываем патриотов//Коммунист. 1979. - 4 апреля.17 . Казиев И. Прекрасный подарок//Коммунист. 1970. - 22 августа.18 . Казиев И. К новым вершинам творчества//Дуствал (Дружба). -1971. № 1.

50. Муслимов С. Цвет Шалбуз горы//Коммунист. 1968. - 6 августа.

51. Саидов А. Дагестанская поэзия последних лет и образ совре-менника//Дуствал(Дружба). 1962. - № 2.

52. Салимов Б. Чтобы держать высоко имя челове-ка//Дуствал(Дружба). 1972. - № 1.

53. Салимов Б. Если не было бы вопросов(открытое пись-мо)//Литературный Дагестан. Махачкала, 1986. - № 6.

54. Темирханова Г. Тема войны в лезгинской по-эзии//Дуствал(Дружба). 1975. - № 2.

55. Темирханова Г. Любимый образ горцев//Дуствал(Дружба). -Махачкала, 1976. № 3.36 . Ханкишиев Н. Да будут камни стандартные//Коммунист. 1959.- 26 декабря.3 7 . Шихнабиев Н. Дороги сокращаются//Коммунист. 1975. - 14 августа.

56. Эфендиев 3. Влюбленная в весну мать// Дуствал(Дружба). -1964. -№3.

57. Юсуф ов III. Саяд//Коммунист. 1975. - 28 апреля.

58. Яралиев Е. В жизни человека путей-дорог мно-го//Дуствал(Дружба). 1960. - № 1.1. На русском языке:

59. Адамов Б. Песня о свете//Даг. правда. 1962. - 14 октября.

60. Акимов А. Первый сборник молодого поэта//Комсомолец Дагестана. 1960.- 6 января.

61. Гамзатов Р. Из всех родников//В семье народов-братьев. Махачкала, 1981.

62. Коликов Ю. Поэзия и человек//Даг. правда. 1968. - 4 июля.

63. З.Кельбеханова М. Ранние поэмы Ибрагима Гусейнова//Наука и молодежь. Махачкала, 1997.

64. Кельбеханова М. Ибрагим Гусейнов. Индивидуальность поэта // Вестник Дагестанского государственного университета. Гуманитарные науки. Махачкала, 1997. - Вып. 6.

65. Рашидов Р. Ребятам больше умных книг//Даг. правда. 1980. - 29 мая.

66. Саидов А. Предисловие//Гусейнов И. Песня о свете. М., 1962.

67. Юсуфов Ш. Вдохновение, влюбленность в жизнь//Даг. правда. -1964. 2 декабря.

68. Ю.Юсуфов Ш. Счастье раздают // Даг. правда. 1967. - 6 августа. П.Юсуфов Ш. Дань труду//Даг. правда. - 1969. - 2 февраля.

69. Юсуфов Ш. Своей тропой//Даг. правда. 1974. - 21 июня.

70. Юсуфов Ш. Сияд // Комсомолец Дагестана. 1976. - 27 апреля.

71. I.Основные поэтические сборники И. Гусейнова На лезгинском языке:

72. Рекьер-хуьлер. Махачкала: Дагкнигоиздат,1959.

73. Бахтар пайзава. Махачкала: Дагучпедгиз,1962.

74. И чилин гьисс. Махачкала: Дагкнигоиздат,1964.

75. Коммунист. Махачкала: Дагучпедгиз,1966.

76. Шагь-дагъларин ранг. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1967.

77. Кьве гьил. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1968.

78. Декьикьаяр инсанрин. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1970.

79. Девлет. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1972.

80. Рекьер куьруь жезва. Махачкала: Дагучпедгиз,1974. Ю.Тезенаг. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1974. П.Ватан. - Махачкала: Дагучпедгиз,1976. 12.Муьгь. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1976.

81. Мирг.- Махачкала: Дагучпедгиз,1978.

82. Са дуьнья. Махачкала: Дагкнигоиздат,1980.

83. Гьетрен чиг. Махачкала: Дагучпедгиз,1981.

84. Ципиц1 ч1ере. Махачкала: Дагкнигозиздат,1982. 17.Чарх.- Махачкала: Дагучпедгиз,1983.

85. Гележег. Махачкала: Дагкнигоиздат,1985.

86. Дуьньядин ялвар. Махачкала: Дагучпедгиз,1986. 20.Зи шегьер. - Махачкала: Дагкнигоиздат,1988.

87. Етим Эмин. Махачкала: Дагучпедгиз,1988.

88. Уламдин къван. Махачкала: Дагучпедгиз,1989.

89. Умуд. Махачкала: Дагкнигоиздат,1992.

90. Таре. Махачкала: Дагучпедгиз,1993.

91. Дагъ. Махачкала: Дагкнигоиздат,1995. На русском языке:

92. Песня о свете. М.: Сов. писатель,1962.

93. Шарвили. М.: Сов. писатель,1963.

94. Счастье раздают. М.: Сов. писатель, 1967.

95. Алкадар. М.: Сов. писатель,1971.

96. Седьмые цветы. М.: Сов. писатель,1972.

97. Две радуги. М.: Сов. писатель, 1974.

98. Счастье раздают. М.: Сов. писатель, 1975

99. Письмо из моего селенья. М.: Сов. писатель, 1985

100. Медиатор. М.: Сов. писатель,1987.