автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.05
диссертация на тему: Литературная биография в современной английской прозе (писатели о писателях)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Литературная биография в современной английской прозе (писатели о писателях)"
МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ имени В. И. ЛЕНИНА
Специализированный совет Д 113.08.08
На правах рукописи
ЛОПАТИНА Вера Дмитриевна
УДК 820«19»—1/—9:92
ЛИТЕРАТУРНАЯ БИОГРАФИЯ В СОВРЕМЕННОЙ АНГЛИЙСКОЙ ПРОЗЕ (ПИСАТЕЛИ О ПИСАТЕЛЯХ)
Специальность 10.01.05—литература стран Западной Европы, Америки и Австралии
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Москва 1989
Работа выполнена в Московском ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени государственном педагогическом институте имени В. И. Ленина.
доктор филологических паук, профессор Н. 11. МИХАЛЬСКАЯ
доктор филологических наук, профессор Г. Э. ИОНКИС, кандидат филологических наук, старшин научным сотрудник
Ведущая организация: Горьковский государственный университет имени II. И. Лобачевского.
Защита состоится 21 февраля 1989 года в 14 часов на заседании специализированного совета Д 113.08.08 по присуждению ученой степени доктора наук при Московском ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени государственном педагогическом институте пменн В. И. Ленина по адресу: Малая Пироговская, 1, а уд. . Ж... .
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МГПИ имени В. И. Ленина (Адрес института: Москва, 119435, Малая Пироговская, 1, МГПИ имени В. И. Ленина).
Н а у ч н ы й руководитель:
Официальные о и и о н е н т ы:
Е. 10. ГЕНИЕВА
Автореферат разослан
1989 г.
Ученый секретарь специализированного совета, ¿? ¿К/ ^доцент Е. В. НИКОЛАЕВА
В наше время заметно возрос: интерес к жизни и личности мастеров литературы и искусства. "Я - поэт. Этим и интересен", -сказал В.Маяковский. Действительно, люди, занимающиеся литературой, настолько различны, насколько это позволяют границы человеческой личности.
Биографии нужны были во все века и веем народам. Создавались, правда, они в зависимости от уровня развития и потребностей общества. Вполне естественно, что историческая судьба этого жанра отражает историю личности на разных этапах ее развития.
Форма жизнеописания помогает воспроизвести художественную систему литературного наследия писателя, сводит в единый фокус эстетическое восприятие создателя литературной биографии с документальными свидетельствами, помогает по-новому понять личность писателя. Кроме того, биографические изыскания дают материал и для изучения психологии художника и особенностей тзорческого процесса.
Изучение личности писателя ватао и потому, что в судьбе его находит отражение социальная, духовная кизнь эпохи, общественные и литературные события определенного времени. То есть в биографии» и через биографию реализуется наши представления о литературе как конкретной художественной к человеческой деятельности.
Нельзя сказать, что биографическая проза не привлекала внимания исследователей. Напротив, существует критическая литерату-, ра, возникают дискуссии. Однако следует признать: вопросы теории и истории жанра биографии находятся лишь в начальной стадии изучения, по сравнению с многочисленными исследованиями, посвящен--ными другим жанрам.
В советском литературоведении большое внимание уделено таким вехам в истории зарубежной биографической литературы, как "Сравнительные жизнеописания" Плутарха, "Литературные портреты" Сент-Бева, биографии, созданные А.Моруа, И.Стоуном. И тем не ыо-нее отдельные области мировой биографической традиции остается недостаточно исследованными. В частности, такое положение стало уделом английской литературной биографии. В Англии, как и в других англоязычных странах, биографическая проза очень популярна и имеет богатую историю, В кашей стране английская литературная биография не была предметом специального исследования. Зсе это убеждает в необходимости и научной актуальности ее изучения, за-
яснении места и значения данного жанра в литературном процессе Великобритании.
Предметом исследования является документально-художественная биография, хотя термин "литературная биография" включает все виды художественно-биографической прозы. Акцент делается на вопросе: как претворяется в форме литературной биографии писательская личность, каким образом писатель постигает и изображает внутренний мяр и историю жизни другого писателя.
Новизна работы состоит в том, что настоящая диссертация является первым в советском литературоведении исследованием жанра литературной биографии в английской прозе )Хвека. В диссертации предпринята попытка выявить специфические черты английской литературно!! биографии, особенности литературной биографии, посвященной писателя, проследить ее развитие в тесной связи с эволюцией жанра, а также продемонстрировать на конкретном материале модификации литературных биографий.
Для достижения обозначенной цели были поставлены следующие задачи:
I/ сопоставить литературную биографию с близкими явлениями документальной и художественной литературы для■выявления основных жанровых особенностей исследуемого жанра;
2/ проанализировать идейно-художественные, жанровые и структурные особенности литературной биографии на примере произведении Р.Олдннгтока "Стивенсон: Портрет бунтаря"/1957/, Ч.П.Сноу '"Гроллоп" /1975/, Э.Уилсона "и!ир Чарльза Диккенса" /1970/ в контексте развития английской литературы;
3/ раскрывая художественное своеобразие биогра^ли, принадлежащих перу Р.Олдингтона, Э.Уилсона, Ч.П.Сноу, и сопоставляя их с биографиями других писателей, наметить черты типологической общности, основные перспективные линии развития жанра литературной биографии, вскрыть традиции, которым следукт современные английские ромшпсты-биографы.
Методологической и теоретической базой исследования являются труды основоположников марксизма-ленинизма, их положения о соотношении общего и особенного, субъективного и объективного, факта и вымысла в художественном творчестве; труды советских к . зарубежных литературоведов по проблемам биографической прозы, а • также по истории русской и зарубежных литератур. В основе мето-
дики исследования лежит комплексный подход к творчеству писателей, сочетающий в себе элементы историко-литературного,-пстори-ко-теоретического, сопоставительного и типологического анализа.
Научно-практическая ценность исследования заключается з тон, что наблюдения и выводы, полученные в ходе работы, :.;огут быть использованы как в курсе зарубежной литературы XX века, читаемо;.-! на факультетах русского языка и литературы, так и на факультетах иностранных языков в курсе литература Англии л СИ'А, при разработке учебных пособий и спецкурсов.
Апробация работы. По теме диссертации делались сообщения на кафедре зарубежной литературы .'-ЭТИ и:,¡.В.И.Ленина /1^84,1986, 1988/. О результатах исследования сообщалось на научной конференции в Уссурийском государственном педагогическом институте /1585, 1987,1988/. Основные положения работы олробироваш з 2 публикациях.
Объем и структура диссертации определяется характером и проблематикой рассматриваемых вопросов. Основная часть диссертации изложена на страницах машинописного текста, включающего введение, £ главы, заключение. Список литературы насчитывает 35? наименования советских и зарубежных авторов.
Содержание работы.
Во введении дается обоснование теш диссертации, ее актуальность, выявлена степень изученности проблемы, ее научная новизна, формулируются задачи исследования, освещаются некоторые теоретические аспекты предмета исследования.
В первой главе "Становление жанра литературной биографии" •рассматривается история и теория лсанра, что позволяет говорить, что современная литературная биография явилась результатом интересных художественных исканий, так как впитала, синтезировала все лучшее, что было выработано в процессе развития биографической прозы. Научная и научно-популярная биография в работе не затрагивалась. Эволюция жанра прослеживается лишь в пределах художественных произведений. Основной акцент делается на тех аспектах, которые имеют отношение к современной литературной биографии.
Обращение к этому материалу обусловлено такле и чем, ч^о в английском литературоведении сложилась уже определенная тс-^ка зрения на развитие жанра в этой стране. Исследователи Гд.Гарра-
■гя /"Природа биографии", 1957/, Р.Д.Олтик /"История литературной биографии в Англии и Берике"., 1965/, Р.Гкттингс/'ЧТрирода биографии", 1978/ и другие считают, что основные принципы, на которых развилась английская литературная биография, были унаследованы еы от Евангелия, Плутарха, С.Джонсона, Дж.Босуэлла и Л.Стрэчи. Без представления о прошлом ш шогое упускаем в понимании жанра. Ведь даяе тахсой признанный мастер литературной биографии, как А.Ыоруа, опирается зо шогом на опыт английской биографии.
Поэтому теоретическая сторона вопроса /взгляды Плутарха, С.Джонсона, Дк.Восуэяла, Л.Стрэчи/ рассматривается также с акцентом на развитие этого жанра.
Таким образом, данная глава представляет собой попытку анализа и обобщения развития биографической прозы в историко-теоретического плане. Изучение, относящихся к теме исследования исторических и теоретических материалов позволяет выявить не столько истоки жанра, сколько исторически складывающееся изменение его.
Кроме того данный материал дает возможность утверждать, что центральной проблемой жанра является концепция личности, так как каждая эпоха открывает новые способы видения человека, а значит и его изображения.
Так в античности герой в основных-своих чертах неизменен, он обладает устойчивыми социальными и психологическими характеристиками, поэтому античных биографов не интересовало ни детство,- ни юность человека - важные этапы жизни, на которые будут обращать особое внимание биографы в дальнейшем.
Известно, что идеологии Ренессанса был свойственен антропоцентризм, то есть представление о человеке как о центре мироздания. Согласно этому представлению нет ничего прекраснее и возвышеннее, чем свободное самовыражение сильной, артистической личности. Высшим достижением этого этапа можно считать "духовную" биографию великого флорентийца Данте 9 принадлежащую Дж»Бокаччо .
I
Дальнейшему развитию жанра способствовало развитие жанра романа, так называемого романа "частной жизни" /ибо в нем изобра- ' жалась именно сфера частной жизни, той, что раньше считалась недостойной для изображения, которая если и находила свое воплощение, то в системе "низких" жанров: комедии, фарса, фабльо, плу- • товского романа и т.п. Европейский роман ХУШ века поднял "част-
ную жизнь" на уровень главной проблематики литературы. Не случайно, что ХУШ век в Англии - это и период развития и расцвета биографической литературы.
Важная роль в развитии жанра литературной биографии в этот период принадлежит писателю и критику ХУШ века С.Джонсону, которого считают создателем теории жанра. Именно Джонсон перенес в биографию из просветительского романа внимание к "частной жизни" людей, понимание роли деталей и мелочей быта как средств характеристики, помогающих подробно и правдиво воссоздать облик человека. Джонсон утверждал фактическую достоверность биографии и рассматривал ее как отрасль истории.
И хотя сам Джонсон в написанных биографиях не сумел полностью реализовать выдвинутых требований, это сделали его преемники, в частности, Дж.Босуэлл, в наследии которого важны не теоретические высказывания, а то, что он, проникнувшись воззрениями своего времени, сумел воплотить положения биографов-теоретиков на практике. А книга Дж.Босуэлла "Жизнь Сэмюэла Джонсона"/Г791/ сыграла для биографической литературы Англии ■ракук же роль, как и "Сравнительные жизнеописания" Плутарха для европейской биографий». Она до сих пор считается непревзойденным образцом литературной биографии.
Секрет успеха этого произведения объясняется во многом той формой, которую избрал для своей книги Еосуэлл. Это биография в сочетании с мемуарами /Боауэлл знал Джонсона в течение 21 года/, объективное, документально обоснованное жизнеописание - с личными наблюдениями и комментариями автора. Сохранив историографическую канву биографии, Босуэлл углубился в "частную жизнь" героя, что внесло в повествование занимательность, эмоциональность, этические оценки. И как остроумно заметил английский исследователь Сидней Ли, даже на необитаемом острове жизнь была бы терпимой, окажись там эта книга.
Впоследствии английские биографы не раз обращались н такой форме: Т.Мур биография о Байроне, Дж.Локхард - о В.Скотте, Э.Гас-келл - о И.Бронте.
Биографиям романтиков свойственно постоянное стремление видеть взаимодействие личности и общественного ее окружения. По мнению Т.Карлейля, биография должна представлять жизнь хмк битву героя о окружением, а не быть "описью" отдельных человеческих
- б -
добродетелей л пороков. Потому-то Томас Мур трактует жизнь Байрона как вечный конфликт гения и общества.
Реалистическая концепция человека, которую выдвинула вторая половина XIX века, предъявила к биографии новые требования. Пс-прежнему сохранялось требование изображения личности во взаимоотношениях с обществом, но обязательным стало'изображение характера в развитии, в конкретгых социальных обстоятельствах. Эти требования отчетливо выражены в письме Ч.Диккенса к Джону Форстеру, автору биографии О.Голдсшта, а потом и самого Диккенса.
Несмотря на отдельные удачи, в XIX веке в Англии появилось множество панегирических, дистиллированных биографий, сознательно искаженных и "приукрашенных" по тем или иным причинам. Эти биографии получили в литературоведении название "викторианских1.1
Литтон Стрэчи был первым, кто нарушил традицию викториансК кой биографии в своих "Знаменитых викторианцах" /1918/. В Предисловии к "Знаменитым викторианцам", которое, по существу, явля ется манифестом новой биографии, Стрэчи определяет метод, согласно которому для биографа очень важно, как можно больше знать о своих "объектах". Цель биографа не просто обобщить собранный материал, но при помощи скрупулезного отбора и безжалостного отвержения маловыразительных фактов "пролить свет на еще неизвестные тайны" /Л.Стрэчи/.
Ниспровергнув викторианскую биографию, Стрэчи начертал силуэт новой. Его произведения не только самобытны, но и высокохудожественны, ему "удалось превратить биографию в искусство" /А.Уард/. Заслуга Стрэчи в развитии жанра литературной биографии несомненна. У него появилось много последователей в других странах: А.Моруа во Франции, Э.Людвиг - в Германии, Г.Брэдфорд - в США.
Б XX веке происходит дальнейшее дополнение и углубление жанра литературной биографик.
Таким образом, исследование процесса становления биографии от античности до современности приводит к мысли, что главная тенденция этого процесса состоит в качественном накоплении признаков жанра литературной биографии, представляющей различные ее форлы /роман-биография, биографическая повесть, очерк, литературный портрет и т.д./ А изменение в разные исторические пе- •. риоды отношения к личности предопределило и изменение признаков
жанра и способствовало появлению и выделению в каждую эпоху при нципов и закономерностей , определяющих типологию жанра:
Б начале XX века немало писалось о "стремлении каждого искусства вырваться из собственных границ" /Д.Голсуорси/ как о характерной особенности современного искусства. В новую эпоху с усложнением связей человека с миром происходят серьезные сдвиги в жанрах. Именно в Англии, пережившей, по словам А.Коруа, интеллектуальный переворот раньше, чем в других странах, наблюдается интенсивное развитие биографии, создается книги, получившие название "романизированная биография", "биографический роман"г "исторнко-биографкческий роман" и другие.
Если исходить из того обстоятельства, что биографическая проза язлеется частью огромного пласта, который называют документально-художественная литература, то отсюда следует,, что осно ва такого произведения - документы, факты. Такая соотносимость ййографии с документами позволяет выделить следующие жанровооб-разующие признаки: документ и его роль в структуре текста; характер и границы вымысла; автор и его роль з-произведении. Названные критерии дают возможность подходить к анализу любого биографического произведения, выявляя их принципиальные различия.
Задача художника-биографа - создать образ правдивый с точки зрения факта и правдивый с точки зрения- литературы, художественности. Поэтому сопоставляя, монтируя' факты, биограф не толь ко и не столько фиксирует, ' .., -передает информацию, сколько обнаруживает образность, художественность, эстетическую -ценность, заложенную в природе факта'.' Организующую роль при этом.играет авторская концепция, Поскольку биографу, подобно любому писателю, приходится выстраивать материал в соответствии-с замыслом, целями повествования. Тем' самым' биограф приобщается к эстетической деятельности,-
Следовательно, современная литературная биография - это не просто жизнеописание, строящееся йа документальной основе /это традиционно/, это биография,- стремящаяся к синтезу науки и искусства.
Во второй главе "Еанровоб Своеобразие биографий писателей" анализируются литературный биографий Р.Олдянгтона "Стивенсон: Портрет бунтаря", Ч.П.СНоу "Троллоп", Э.Уилсона "йгр Чарльза Диккенса". На примере эМх й дру^йх произведений рассматривает-
ся: в какой мере биографии писателей могут быть использованы его произведения, какова взаимосвязь биографии и художественного творчества писателя; выясняется концепция творческой личности, особое внимание уделяется тому, как претворяется в форме литературной биографии писательская личность, каково оптимальное, наиболее гармоническое соотношение между Повествованием об отдельной личности и общим историческим фоном, каковы способы проникновения биографа в духовный мир своего героя; что нового вносит английская литературная биография в литературный процесс XX века.
Выбор для анализа именно этих литературных биографий обусловлен целью нашего исследования: показать модификации литературной биографии, а также и тем, что Олдингтон, Сноу, Уилсон не рассматривались как биографы.
Современна я биография чрезвычайно разнообразна по форме. Неповторимость жизни каждого человека в известной мере обусловливает и неповторимость формы жизде списания. Необходимо учитывать и влияние, которое оказывают на развитие жанра литературной биографии другие жанры: исторический роман, психологический; литературоведческие исследования.
Интересный подход к личности писателя предложил Г.К.Честертон в эссе "Роберт Луис Стивенсон" /1953/.
"Мама, я нарлсовач человека. Душу тоже рисовать?"* Приведенную в начале произведения фразу маленького Стивенсона можно считать эпиграфом, так как именно эта фраза определяет подход Честертона к биографии. Сразу становится ясно, что для него важны не сами поступки, не внешняя сторона, а то, что "свя зано с духом и сутью человеческой жизни".
Все эссе о Стивенсоне представляет собой как бы постоянный спор с устоявшимся в критике мнением о нем, постоянное опровержение этого мнения /это объяснение парадоксов - в личности, поведении Стивенсона с точки зрения.критики - при помоги парадоксальных опровержений/. Так отрицается определение Стивенсона как гедониста, потому что такое название мало и недос-
I. Честертон Г.К. Роберт Луис Стивенсон //Честертон Г,К. Писатель в газете. М., 1984. С.267.
тойно писателя: считать Стивенсона, для которого "радость была труднейшим подвигом", человеком, утверждавшим наслаждение высшим благом и целью жизни, нелепо. / Если говорить о парадоксальных опровержениях Честертона:"радость - труднейший подвиг"; "сохранял радость, как сохраняют трезвость"; "открыл аскезу веселья"; "радость весома и вещественна, как скорбь" и т.д./.
Таким образом, Честертон стремится выявить самую глубок/л внутреннюю сущность натуры Стивенсона, при этом всякие зкеш-гие проявления этой натуры / занятия музыкой, резьбой по дереву, даже литературное творчество / играют подчиненную роль, Честертон стремится "снять" внешнюю оболочку. Этим объясняется, например, его протест против определения писателя "законченный мастер".
На первый взгляд, лишь первая часть произведена я посвящена личности Стивенсона, так как вторая - его творчеству. Ко Честертон не рассматривает процесс творчества, не дает анализа произведений, не сопоставляет героев с самим автором. Оказывается, и во второй • части путем опровержения мнения критика, довольствующей: я чисто внешней сторсной произведений Стивенсона, Честертон глубоко -про- ' никает в духовный мир писателя. Так наполняется смыслом метафора "краски повествования" / на примере произведения "Владетель Бал-лантре"/, сопоставляются - не подробно, без анализа, просто ставятся рядом - три разных произведения Стивенсона / одно из них -неудачное / и делается вывод не только о степени таланта писателя, но и о величине его личности.
Через такое свойство писательской манеры Стивенсона, как воинственность в его стиле, Честертон просматривает сущность натуры. "Его стиль под стать его духу: всю свою жизнь он не уставал повторять,что только сражаясь, можно обрести покой в этом мире".
Честертон не делает прямых параллелей, но нащупывает связь между натурой, говоря о которой,"приходится отбросить пустые вымыслы, гласящие, что нельзя одновременно быть и черным, и белым", и писателем, в творчестве которого проявились разнообразие, готовность испытать себя на самых рискованных экспериментах.
Авторская позиция довольно прямо и открыто выражается Честертоном.. Ощущается даже внутренняя близость этих двух писателей. Честертон, по крайней мере, постоянно стремится к разрушению стереотипа: "Мы так откровенно и прочно погрязли в болезненных и бесчеловечных .предубеждениях, мы так уважаем безумие, что здраво:.«-
-Мыслящий человек пугает нас, как помешанный; разум для нас неуловим, как фантазия; трезвость ума безумней, чем разгул".
Кроме того, мнение о Стивенсоне и позиция человека, не верящего внешней добропорядочности, форме, выработанной в угоду приличиям / стереотипу/, выражена в такой метафорической фразе:"0н скакал на дареном коне бытия и легко и ловко сидел в седле, в отличие от менее покладистых философов, которые вот-вот свалятся, стараясь заглянуть коню в- зубы".
К личности Р.Л.Стивенсона обратился в своем творчестве и Р.Ол-дингтон. /"Стивенсон: Портрет бунтаря"/. В отличие от традиционной "биографии жизненного пути" "Портрет бунтаря" - биография идей. Образ писателя представлен комплексом идей, составляющих суть его жизни, и развивающихся на протяжении биографии, причем "идея" здесь понимается в широком философском смысле / идея творчества, идея столкновения желаемого и возможного, идея любви к женщине и т.д./. Двуплановоеть сюжета / I - аналогично "событийному сюжету" и 2 -в плане интеллектуальной, духовной жизни героя /, а также четко выделенные планы автора и героя позволяют более объективно и полно осветить жизнь героя и ¡лир его идей.
Легендам о Стивенсоне Олдпнгтон противопоставил строго аргументированный, насыщенный документами рассказ о жизни и творчестве писателя.
Биографическое произведение,считал Олдингтон,- это не просто факты, нанизанные на сухую нить хронологии, это книга, в которой должны-уживаться документальность и художественность. Поэтому для него биография - не только исследование особого типа, но и литературный жанр. -
Личность Стивенсона, его неповторимый духовный облик, обстоятельства жизни к уникальной судьбы привлекали внимание многих биографов. В самом начале века появилась биография, принадлежащая перу кузена писателя - Грэхэму Бэлфуру, считающаяся "официальной биографией. В 1921 году Сидней Колвин опубликовал "Письма" автора "Острова сокровищОднако, как справедливо заметил современный биограф Э.Райс, "Письма", изданные Колвином, были тщательно отредактированной версией, они воссоздают образ Стивенсона, "серафима в шоколаде". Спустя несколько лет возник "новый Стивенсон", взгляды которого представляют такую же крайность, как и отредактированная предшествующая биография. Судьба Стивенсона помогает понять механику создания официальных биографий и портретов, авторы которых преж-
де всего стремятся сгладить углы, "выпрямить" бунтарски упрямый характер, замалчивая конфликты между незаурядной личность» и буржуазным обществом. Олдингтон, который отличался "немодной любовью к правде", стремился разобраться в противоречиях лично- . сти своего героя, отделить истинное от ложного, оценить по воз-* можности объективно непростой жизненный путь Стивенсона.
Автор показывает, какую роль сыграла обстановка родительского дома в дальнейшей судьбе Стивенсона. Уже в юности будущий <, писатель испытал на себе духовный гнет отца, "фанатичного последователя Камерона", и терзался противоречием между кальвинистской веро'! и стихийным ее неприятием. Рассказывая о писателе, Олдингтон никогда не упускает из виду его личность, человека, который жил среди людей, работал не жалея себя, страстно влюблялся, искренне страдал и ненавидел.
Еще Г.0.Винокур выдвинул точку зрения на биографию как воплощение духовного опыта конкретной личности, в которой явственно заметен процесс превращения личной жизни в творчество. Биография Стивенсона - наглядный тому пример. Для его творчества и сама биография была творчеством. Творческая натура, нуждающаяся в эксперименте над собой, намерено испытывающая различные состояния, Стивенсон как бы играет в жизнь, примеривая на себя различные маски.
Почувствовав себя писателем, Стивенсон отправился в путь, навстречу приключениям, на поиски того, о чем*писать, Жизнь Стивенсона была практическим творчеством: он повторял жизнь своих персонажей, проверял в действии сюжеты своих будущих книг.
5два ли ,возможно в полной мере воссоздать жизнь писателя, не выдвинув на первое место значимость его творчества. Р.Олдингтон разрушает представление о Стивенсоне как об авторе преимущественно только одного романа - "Острова сокровищ"-. Стивенсон прозаик, поэт, публицист, многогранный и неповторимый в . своей индивидуальности художник.
Сочетание непосредственности рассказчика и углубленной вдумчивости исследователя помогает Одцингтону не просто изложить факты биографии, но й ввести в творческую лабораторию Стивенсона, показать его человеческие качества, особенности таланта, ума, характера, которые обусловили успех или-неудачи его работа.
- 12 -
Стивенсон - человек тяжело больной, страдающий от гнетущей атмосферу в родительском доме, в родном Эдинбурге, восстающий против всего привычного и респектабельного, и Стивенсон - писатель, рисующий благородных людей, готовых жертвовать жизнью ради правого дела, - таким предстает со страниц биографии Р.Л.Сти-, венеон.
Анализ отдельных биографий, принадлежащих перу Р.Олдингто-на, позволяет говорить о том, что Олдингтон-биограф превыше всего ставит правду жизни, правду человеческих поступков и, отстаивая ее, не останавливается даже перед опасностью вызвать "политические страсти" /что отличает его от многих биографов Запада/, как ото случилось с книгой о полковнике Лоуренсе.
Приступая к своим "биографическим расследованиям", Олдинг-тон строго следует за фактами, избегая приблизительности, стараясь по возможности мотивировать поступки своих героев воспитани-.ем, социальной средой, обстоятельствами. Он не любит мифов, предпочитая мифическим мессиям реальных людей, сложных, противоречивых, будь то Лоуренс Аравийский или Роберт Луис Стивенсон. При этом Олдингтон ставит целью полнее, многограннее представить читателю своего героя: Лоуренсе. - незаурядного человека и политического авантюриста, Стивенсона - талантливейшего художника и человека, чья жизнь была соткана из множества парадоксов.
В своих биографиях Олдингтон занимает активную позицию: это он, автор, исследует жизнь Стивенсона или Вольтера, комментирует их произведения, анализирует существующие точки зрения и мнения и делает самостоятельные выводы, свидетельствующие о прочности позиции Олдингтона-реалиста,
Анализу литературного портрета Ч.П.Сноу "Троллоп" посвящен четвертый параграф главы, В случае с Троллопом задача Сноу как биографа одновременно облегчалась и усложнялась тем, что писатель сам позаботился передать будущим поколениям собственный портрет - таким, каким хотел его видеть, - запечатленным в "Автобиографии", которую Сноу характеризовал, как "один из самых своеобразных документов в историч литературы. По-своему это прекрасное и трогательное произведете, смесь доходящего до крайности самоуничижения и скрытой гордости".^
"Автобиография", оказавшаяся мнимой проповедью,'восстанови-
I. Сноу Ч.П. Троллоп,- М. ,1981.- С.Б5- Г~
ла против него современников. Слишком много говорит в ней Трол-лоп о своих доходах, о том, с какой методичностью занимается делами почтового ведомства... Даже о своей манере писать Троллоп поведал, посмеиваясь над собой . Если Троллоп "искажает" Тролло-па же, то установить, зачем он это' делает, не менее важно, нежели исправить умышленно допускаемые им неточности.
Сноу пришлось провести огромную работу, чтобы правдиво нарисовать портрет далеко не простого человека и писателя, в кото-г; ром "несгибаемый характер сосуществовал с чрезвычайно тонкой натурой" /Ч.П.Сноу/. Обратившись к уже примелькавшимся фрагментам из "Автобиографии", Сноу увидел в них новое, сняв с личности Троллопа покров таинственности, раскрыв тончайшие пружины поведения и неизвестные черты в облике "старины Энтони". Идя от документальных свидетельств, которые сообщают убедительность рассуждениям автора, внушают доверие к достоверности излагаемых в биографии фактов, Сноу многосторонне раскрывает облик противоре- ■ чивого писателя.
Несмотря на то, что биография Троллопа основательно документирована, не менее важная роль в ней отведена интуиции, а также художественному воображению. Автора интересует прежде всего процесс формирования характера Троллопа, его обусловленность внешними и внутренними факторами. И в этом смысле биография близка жанру романа воспитания. Пытаясь понять и истолковать этого человека, Сноу обратился к истории его Семьи. Однако Сноу-биограф не просто констатирует факты трудной жизни Троллопа, как это делал бы автор научной биографии, но ищет психологические причины поведения своего героя, его знакомых и друзей. Документальный факт дал толчок и помог биографу воссоздать правду чувств, проникнуть в область, подвластную лишь художнику и недоступную ученому-историку, - во внутренний мир человека, в мир его чувств и помыслов. Опираясь на документ, тщательно его исследуя и оценивая, Сноу оживляет картину жизни героя, а психологически оправданные размышления помогают воскресить натуру Троллопа, "странно сочетавшего внутреннюю чувствительность и ранимость с внешней маской грубовато-прямодушной прямоты, упорства й порядочности"*..
1. Сноу Ч.П. Троллоп. С.21.
Сноу - биограф одновременно явился критиком, оценившим твор чество Э.Троллопа. Сноу создал принципиально новое представление о Троллопе-писателе, показал, за что он сам пенит Троллопа, ■ за что его пенил Л.Н.Толстой.
Согласившись с большинством английских критиков, видевших .Троллопа "точным и въедливым наблюдателем", Сноу выдвигает собственную концепцию. Для него Троллоп не просто нравописатель; изображение общественных нравов - лишь внешний слой его романов. Троллоп прежде всего психолог, тонкий знаток челозеческого сердца. ^йленно эта новаторская сторона творчества Троллопа - стремление проникнуть в сложный лабиринт психологии человека, в темные глубины его подсознания - импонировала Сноу. Биография, созданная Сноу, наглядно свидетельствует о том, как важно при анализе творчества художника принимать во внимание особый склад его личности, учитывать единство субъективных и объективных пред посылок рождения таланта.
В книге о Диккенсе /"Мир Чарльза Диккенса"/ Э.Уилсон следует своему изшобленному методу сочетания биографии с литерату-, роведческим анализом. Уже в "Предисловии автора" Уилсон сформулировал свою задач;/: "послужить путеводителем по этому воображаемому миру, где отдельные романы, подобно планетам, вращаются, как части_удивительной и стройной системы, вокруг своего создателя..."-1. Отсюда та многозначность слова "мир", которое вынесено в название книги.
•"Мир Чарльза Диккенса" З.Уилсона выходит за рамки "чистой" биографии. Автор претендует на целостное истолкование практически всех аспектов жизни и творчества великого английского писателя. "Биография-исследование" - так можно определить тип данной биографии. Если это и биография, то в особом смысле: автор идет не от жизни к творчеству, а в обратном направлении, от художника к человеку. Цель Уилсона - интерпретировать искусство Диккенса - и придала его биографии ярко выраженное аналитическое начало.
Уилсон стремился понять творчество Диккенса через его личность, а лотнооть замечательного реалиста XIX века - через его книги. Это позволило проникнуть в духовный мир художника, раскрыть шогообрш^ие его связей о внешни¡/ миром, самобытность его
I, Улийон Э. Мир Чарльза Дикяенса.-М., 1075. С.24.
художественного восприятия. Кроме того, Уилсон смог показать процесс возникновения в творчестве Диккенса определенных тем, вскрыть индивидуально-психологическую основу его произведений. Как и в теоретических работах, так и в биографии Диккенса Уилсон уделяет много внимания "идее уместного для романиста "детского" видения жизни". В "Мире Чарльза Диккенса" он подчеркивает , что впечатления детских лет, люди, с которыми сталкивала Диккенса жизнь, их поступки - все глубоко запало в подсознание ; писателя и послужило импульсом чуть ли не всего творчества крупнейшего английского реалиста. При этом автор убедительно выявляет, как происходит преломление личного опыта в творчестве художника, подчеркивая, что процесс создания произведения - явление чрезвычайно сложное и прямого истолкования здесь не может быть.
В своей книге Уилсон не ограничивается детальным описанием биографии Диккенса, как это сделал бы историк. Авторские размышления и выводы явно преобладают над объективном изложением фактов жизни писателя.
Характером задач обусловлена композиция произведения Упл-сона, отличающаяся от "Троллопа" и "Портрета бунтаря" тем, что автор отдельные главы посвящает интерпретации романов. Литературоведческий аспект в "Мире Чарльза Диккенса" занимает существенное место по сравнению с биографиям Олдингтона, Сноу, который только две главы выделяет для собственной концепции творчества' Троллопа. '
Исследование своеобразия творческой манеры Уилсона дает возможность утверледать, что творчество и биография интересуют его не как две линии, которые развиваются в повествовании параллельно, перекрещиваясь иногда, а как нечто глубоко взаимосвязанное.
В "Заключении" подводятся основные итоги исследования. Исследование специфики жанра и модификаций литературной биографии в Англии Ж века позволяет утверждать следующее:
I/. Концепции автора принадлежит организующая роль в литературной биографии. .
2/. Документ служит гл'авным средством создания достоверности, но различны варианты его включения в биографическое повествование.
3/. Анализ соотношения з биографии факта, зшпсла и формы
позволяет говорить о том, что придает эстетическое начало произведению, ограниченному описанием событий реально жившего человека.
Рассмотренные в работе биографические произведения строго индивидуальны и своеобразны, представляют собой реализацию самых разных замыслов и целей: от точного соблюдения фактов жизни и де-.ятельности писателя с использованием документального материала до художественной интерпретации биографических фактов. Основное содержание диссертации отражено в статьях: I/. Maijp литературной биографии в современной английской прозе / Р.Олдингтон, Ч.П.Сноу, Э.Уилсон/ // Проблемы метода и жанра в зарубежной литературе: Межвузовский сборник научных трудов.-Вып.У.- M.s ШШ им.В.И.Ленина,1984,- C.II9-I33.
2/.Художественные особенности книги Ч.П.Сноу "Троллоп".-Рук. дел. в ИНИОН All СССР,- № 21946 от 6.08.85 // Указатель "Новая советская литература по общественным наукам: Литературоведение" 1985.- № Е- 25 с.