автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему:
Литературная биография как жанр в творчестве П. Акройда

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Ушакова, Елена Вячеславовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.03
Диссертация по филологии на тему 'Литературная биография как жанр в творчестве П. Акройда'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Ушакова, Елена Вячеславовна

Введение

Глава 1. Эволюция жанра биографии.

1.1 История биографии в Англии.

1.2 Проблемы теории биографического жанра.

Глава 2. Жанр биографии в творчестве П. Акройда.

2.1 "Эзра Паунд и его мир", "Т. С. Элиот", "Блейк",

Жизнь Томаса Мора" - биографии-исследования.

2.2 Обновление формы. Биография П. Акройда

Диккенс"

2.3 Романизированная биография П. Акройда

Последнее завещание Оскара Уайльда".

2.4 Синтез романа и биографии в "Чаттертоне".

2.5 "Милтон в Америке" альтернативная биография".

 

Введение диссертации2001 год, автореферат по филологии, Ушакова, Елена Вячеславовна

Одним из наиболее популярных литературных жанров двадцатого века стал жанр биографии, переживший за последние сто лет существенную эволюцию. Интерес к жизнеописаниям возрос и со стороны чи-тателей^и со стороны исследователей. -Показательно, что если раньше "гибридность", "промежуточность" жанра, соединяющего в себе противоположности (строгую документальность и художественность), вызывала сомнения, то теперь именно эта особенность признается как его достоинство. Таким образом, оставаясь долгое время на периферии литературного процесса, биография сейчас занимает центральное место в читательских предпочтениях, что отмечается многими литературоведами: "двадцатый век ознаменовался мощным взлетом интереса к биографии"1; "одним из самых стабильных читательских увлечений двадцатого века стала, биогпяфичес.кяя проза"2; "биография, судя по всему, является сегодня самым читаемым жанром"3.

Чем же обусловлено такое внимание к биографии? Одной из причин активизации интереса к жанру биографии является тот факт, что человек двадцатого века, переживший различные катаклизмы и резкие изменения в духовном климате, чувствует себя лишенным опоры, которую ищет в опыте великих людей прошлого. Л.В.Ковальчук отмечает: ".ощущение тотальной нивелировки, как тенденции современной цивилизации, вызвало повышенный интерес к личности"4.

Особое место среди жизнеописаний занимают литературные (писательские) биографии, которые являются наиболее привлекательными как для широкого круга читателей, так для ученых, изучающих специфику жанра5.

Писатель - это не просто интересная личность: в нем наиболее ярко воплощается тип человека в контексте определенных исторических условий. Художник слова является своего рода персонажем эпохи, социальная и духовная жизнь которой отражается в его судьбе. Следовательно, написав его биографию, автор приближается к культуре того или иного периода: "биографии позволяют явственно ощущать атмосферу эпохи - не только общую ментальность, но и социальный быт во всей его конкретности . эпоха и жизнь писателей в их взаимоотношениях становятся для нас яснее"6. Надо сказать, что такое стремление через посредство биографии воссоздать эпоху, историческую среду, все сильнее сказывается в последние десятилетия.

Пережив "структуралистский" период, когда автор отошел на задний план и, казалось, совсем исчез (вспомним теорию Р.Барта о "смерти автора"), биография теперь испытывает новый подъем, происходит "возвращение автора". Ж.Неф отмечает: "Мы вновь открыли тот факт, что писать - это значит находиться в определенном пространстве и времени, в определенных условиях."7. Даже такие "гонители авторского "я", как Ф. Соллерс и Ален Роб-Грийе, пишут биографии и автобиографии, так что этот жанр, можно сказать, обречен на бессмертие: "Автор умер. Да здравствует автор!". Одной из причин возросшего внимания к жанру, думается, является мироощущение человека на рубеже веков, когда возникает потребность заново решить многие вопросы, в частности, связанные с проблемами личности. Биография получает новый импульс развития, обретая даже некоторую философскую окраску, обусловленную ее задачей - переосмыслить с позиции современности, исторические эпохи и литературные периоды. По мнению С.Зенкина, к которому мы присоединяемся, "биография - это способ приблизить писателя к нашей эпохе,"вести его в нашу современную литературную ситуацию, установить с ним более или менее прямой диалог. Диалог с ним и с эпохой, в которой он жил."8

Для современного английского писателя Питера Акройда, автора значительного числа романов и жизнеописаний, биография - это тоже возможность проникнуть в ушедшие исторические эпохи, которые, как он считает, имплицитно присутствуют и в нашем времени. Познать себя мы можем только через познание прошлого - таково его кредо. Поэтому неудивительно, что в центре внимания автора оказываются великие исторические личности, как правило, писатели, поэты, художники. Необходимо отметить, что для Акройда характерно использование широкого спектра жанровых моделей, в большинстве случаев представляющих собой сочетание биографии и романа. Именно в творчестве этого писателя, органично сочетающего в себе качества романиста, биографа и литературоведа, ярко отразились особенности современного состояния жанра биографии.

В последнее время наследие Акройда все больше привлекает внимание исследователей, занимающихся проблемами современного английского романа. Ю.В.Дворко посвятила его творчеству первую главу своей диссертации "Основные тенденции британской прозы 80х годов"9, в которой рассматривает некоторые произведения Акройда (написанные им в 80е годы) в контексте английской постмодернистской прозы. Наиболее полным литературоведческим исследованием творчества писателя является диссертация В.В.Струкова "Художественные особенности творчества П.Акройда (К проблеме британского постмодернизма)"10 (1998), в которой исследователь дает более детальный анализ романов писателя, стремясь к созданию более целостного представления о его художественном мире. Однако В.В.Струков не рассматривает специфику жанра биографии в творчестве Акройда, изучая только особенности его романов в связи с постмодернистскими идеями. Вообще, и в отечественном, и в зарубежном литературоведении просматривается тенденция к акцентированию проблем постмодернистского романа в целом, тогда как биография оказывается вне поля зрения исследователей. Между тем, этот жанр занимает одно из ведущих мест в литературном процессе и, в частности, в творчестве П.Акройда.

Наряду с несколькими статьями английских критиков, посвященными анализу романов писателя, существует и множество рецензий, как на его романы11, так и на биографии.12 Тем не менее, в них, как правило, дается лишь пересказ содержания жизнеописания и не выявляются существенные черты, характерные для биографических произведений

Акройда. Поэтому нам представляется важным проследить эволюцию жанра в современном мире на примере творчества П.Акройда, чтобы понять тенденции его развития и установить истоки его формирования.

Параллельно со становлением и обогащением жанра биографии развивалась и наука о нем. Особенно бурно процесс протекал в 20 веке: в английском литературоведении сложилась целая традиция освещения проблем жизнеописания. Работы исследователей, в основном, подразделяются на две группы: первые занимаются изучением истории развития биографии, вторые - проблемами жанра в целом. Генезисом жизнеописания и его особенностями, проявляющимися в разные исторические эпохи, интересовались Д.Рид13, Д.А.Стауффер14, Р.Д.Алтик15. В их книгах дается подробное описание этапов становления жанра, его истоков, ступеней эволюции. Различные попытки обобщения, теоретического осмысления продемонстрировали Р.М.Кендалл16, Р.Гиттингс17, К.Д.Бауэн18, А.Шелстон19, Р.Эллман20, Д.Л.Клиффорд21. Этими исследователями ставятся основные вопросы, касающиеся биографии, которые будут волновать и следующие поколения ученых:

- соотношение факта и вымысла ("the inner life which is invented, can reveal a truth superior to the so-called truth of facts?")22;

- отношение автора и героя (the nature of the author: subject relationship however is a crucial factor in the study of the form: the choice and treatment of a subject can reveal as much about the biography as the biography may reveal of the subject itself.)23;

- классификация биографий.

Помимо вышеперечисленных, ставших уже классическими исследований (вышедших в свет в 60-70х годах), появляются новые работы, призванные осмыслить современное состояние биографии, выявить влияние на нее эстетики постмодернизма. Это, прежде всего, две книги, посвященные проблемам литературной биографии: "Искусство литературной биографии"24 (19 95) и "Литературная биография: проблемы и решения"25 (1996). Авторы статей, входящих в состав этих сборников, рассматривают как уже известные вопросы (автор и герой; неизбежность субъективизма биографа; аутентичность биографии и т.п.), так и новые аспекты (биография и постмодернизм; "смерть автора" и биография; возможна ли "новая биография", по аналогии с "новым романом"). В их обсуждении принимают участие не только литературоведы, но и сами биографы: Р.Холмс, П.Хоунан, М.Станнард, В.Глендиннинг. Наиболее глубокой и содержательной работой по вопросам теории постмодернистской биографии нам представляется статья К.Ламберт, опубликованная в журнале "Биография"26. Особенно важно то, что исследователь выделяет основные черты, присущие постмодернистской биографии: "the crumbling of events, of acts, of affects . for the subject; the contraditions of a life, between acts, between thoughts and actions etc.; the circumstantial, temporal, logical gaps; fragmentation; intermixing of the biographical and autobiographical; variations of narrative perspectives and points of view; parodies and pastiches"27.

Таким образом, мы видим, что в зарубежном литературоведении наметился новый всплеск интереса к биографии, характеризующийся усилением внимания к теоретическим проблемам жанра в его современном состоянии.

Отечественные литературоведы также обращались к жанру биографии, стремясь осмыслить основные теоретические аспекты, касающиеся жизнеописания. Так, Г.О.Винокур в своей работе "Биография и культура", выявляет структуру биографии, ее основы. Он выделяет те стержневые моменты, которые являются существенными и неотъемлемыми для жанра, а именно: "контекст социальной действительности (внешняя форма биографии, ее материал), личность - центр, вокруг которого располагается этот материал и, наконец, переживание как внутренняя форма. "Исторический факт для того, чтобы стать фактом биографическим, должен в той или иной мере быт пережит данной личностью"28. Помимо этих компонентов, которые в особом сочетании образуют биографию, существует • еще один важный момент, без которого жизнеописание не может быть полным - биограф изучает не только события и поступки, но и особую манеру персонажа, его стиль, прозревая судьбу героя, "конечный смысл всего пережитого и содеянного"29. Г.О.Винокур касается и вопроса специфики литературной биографии, отмечая, что "для биографа, например, поэма является прежде всего формой поведения героя"30. По мнению ученого, слово - это не только выражение смысла, но и "социально психологический акт того, кто его произносит . оно подсказывает нам в формах экспрессивных, какова поза, манера, поведение того, кто совершает акт предикаци"31. Таким образом, автор жизнеописания, анализируя в своей книге творчество писателя, рассматривает его под иным углом, нежели литературовед, отыскивая в нем следы индивидуальности героя, его особой жизненной манеры. Итак, мы можем заключить, что Г.О.Винокур выделяет основные вопросы теории жанра, над которыми будут размышлять и другие исследователи: история и биография; структура биографии; личность героя как организующий фактор; значение биографии (познание конечного смысла жизни героя); особенности литературной биографии.

Большой вклад в разработку истории и теории жанра внесли М.М.Бахтин и С.С.Аверинцев, которые работали над изучением истоков биографии, ее развитием в период античности. М.М.Бахтин один из разделов своей работы "Формы времени и хронотопа в романе"32 посвящает анализу античной биографии и автобиографии. Исследователь дает свою классификацию античной биографии, выделяя два основных типа: энергетический (представитель - Плутарх) и аналитический (представитель - Светоний).

Другую классификацию предлагает С.С.Аверинцев в книге "Плутарх и античная биография". Он считает, что "Плутарх создал еще один тип биографии (кроме гипомнематического и риторического) - морально-психологический этюд, для композиции которого характерны ассоциативные переходы, а не логические рубрики, или же строгое следование хронологии"33. Исследователи стремятся выработать классификации, систематизировать знания о биографии, выявить ее особые приметы. С.С.Аверинцев подчеркивает, что "жизнеописание в отличие от поэтических жанров не имеет специфических языковых примет и ее конструирование происходит прежде всего в сферах композиции"34. М. М. Бахтин в работе "Автор и герой в эстетической деятельности" рассматривает еще один аспект, касающийся жанра биографии, - взаимодействие автора и героя в жизнеописании.35

Важнейшие проблемы теории жанра, в частности, проблема его "конституирования" и классификации продолжают волновать отечественных литературоведов. По существу, критикой еще не выработана особая методика анализа литературной биографии, а многие вопросы теории жанра еще требуют осмысления. Об этом свидетельствуют и выступления участников круглого стола "Жизнь и деятельность. Нерешенные проблемы биографического жанра", организованного журналом "Вопросы литературы"36, где обсуждались следующие вопросы: необходимы ли дисциплинированность фантазии биографа и запрет на сюжет-но-событийное развитие; чистота жанра - явление его упадка или свидетельство его здоровья; герой и эпоха ("каждая эпоха создает свой портрет героя и этот портрет также является автобиографией самой эпохи")37.

Дискуссия была подхвачена Я.Гординым, поставившим еще одну, по его мнению, "почти неразрешимую проблему жанра" - проблему субъективности, "проблему самовыражения автора".38

Вся сложность анализа и теоретического осмысления жанра связана с тем, что биография рождается на пересечении двух, казалось бы, несовместимых направлений: документального, делового и художественного, эстетического. JI. Я. Гинзбург в книге "О психологической прозе" стремится внести ясность в этот вопрос, определив специфику документальной литературы, ее внутреннюю организацию. Структурным принципом мемуарной литературы исследователь называет установку на подлинность, а другим ее основанием считает эстетическую организованность материала, которая включает не только и не столько вымысел, а "организацию - отбор и сочетание элементов, отраженных и преображенных словом"39. Мемуарист (и биограф), по мнению Л. Я. Гинзбург, "прокладывает дорогу от факта к его значению. <.> В факте тогда пробуждается эстетическая жизнь"40. Автором поднимается также вопрос о неизбежности домысла, необходимость которого обусловлена самим характером деятельности биографа, пробивающегося "через пласты подвергающихся внешнему наблюдению событий в область невидимых внутренних мотивов"41, стремящегося к "реконструкции скрытого от наблюдателя мира"42. Эти размышления перекликаются с выводами Г.О.Винокура о необходимости прозрения "конечного смысла содеянного героем". Такова важнейшая задача биографа, которая представляется, тем не менее, трудноисполнимой, даже драматичной, так как, по справедливому замечанию А.Л.Валевского, "автор должен дать ответы на такие вопросы, которые, находятся вне сферы компетенции "окончательного ответа" (например, вопрос, в чем смысл и ценность жизни исторического лица)"43. Здесь мы подходим вплотную к философии истории Н. А. Бердяева, который полагал, что постичь далекую эпоху и "тайный смысл" можно только осознавая противоположность познающего субъекта и исторического объекта, и одновременно их единство. Тогда становится возможным войти в "третье состояние духа, которое дает особую остроту сознания, особенно способность рефлексии, и, вместе с тем, в нем совершается особое обращение духа человеческого к тайнам исторического"44. Таким образом, перед биографом стоит цель - проникнуть в тайный смысл личной жизни героя, увидеть его в контексте всей эпохи, а не просто заниматься компиляцией известных фактов, дистанцировавшись от персонажа и его мира. По выражению Н.А. Бердяева, исследователь должен "переносить свою духовную судьбу во все великие эпохи - для того, чтобы постигнуть их - когда вы берете их только извне, они для вас мертвы"45. Как мы видим, проблема, касающаяся сложности проникновения в судьбу героя и определения смысла его жизни, тесно связана с другим вопросом - вопросом о соотношении духовного мира объекта биографии и автора, их взаимовлиянии и необходимости осознания этого сложнейшего переплетения.

Важным представляется и изучение истории жанра биографии, которым занимались многие отечественные исследователи (Д.А.Жуков46, Г.Е.Померанцева47, Н.Потницева48). В.П.Трыков отмечает, что "невозможно раскрыть специфику жанра, не обращаясь к ранним этапам его становления, не ответив на вопрос о его генезисе"49. Одной из наиболее обстоятельных в этом отношении работ, является диссертация Т.Н.Потницевой "Биография как жанр английской литературы 18-19 веков"50, в которой автор дает характеристику становления английской биографии, выделяет основные ее черты и тенденции развития. Анализу состояния английской биографии в двадцатом веке посвящена диссертация В.Д.Лопатиной "Литературная биография в современной английской прозе"51, где исследователь рассматривает своеобразие жанра в творчестве Р.Олдингтона, Ч.П.Сноу, Э.Уилсона. Показательно, что отечественные исследователи (Н. И. Кузнецов 52,0. Л. Гиль 53) уделяют внимание в основном истории жанра и ограничиваются изучением биографии 60-70 годов 20 века. И это касается не только английской биографии, но и французской, немецкой, американской: так, анализируется творчество С.Цвейга54, И.Стоуна55, А.Моруа56. Однако, в последние годы и в нашем литературоведении усиливается интерес к современному состоянию жанра, а также предпринимаются попытки его теоретического и даже философского осмысления. Об этом свидетельствует работа Л.В.Ковальчук "Жанровое своеобразие биографической прозы и некоторые тенденции ее развития в современной немецкой литературе" (1995)57, книга А.Л.Валевского "Основания биографики"(1993)58, а также то, что целый номер журнала "Иностранная литература" 59(2000, №4) был посвящен проблеме биографического жанра во французской литературе. Таким образом, мы можем говорить о своеобразном возрождении жанра биографии, усилении интереса к нему как со стороны отечественных, так и зарубежных исследователей.

Тем не менее, нам представляется недостаточным изучение проблем жанра биографии в современной английской литературе. Думается, что при рассмотрении этого вопроса должны учитываться следующие аспекты: существуют определенные жанровые традиции, которые влияют на процесс развития биографии на современном этапе; каждая историческая эпоха привносит свое понимание великой личности, в котором отражаются ее особенности; постмодернистские идеи безусловно повлияли на жанр биографии.

Изучение биографического творчества П.Акройда с учетом вышеизложенных моментов и является целью нашего исследования. Этот автор выбран нами неслучайно: он считается одним из самых талантливых писателей современной Англии и, при этом значительную часть его наследия составляют именно биографии. Наибольший интерес представляет тот факт, что у художника сложился свой собственный взгляд на жанр и, как следствие, его жизнеописания разнообразны по форме и весьма необычны. В его творчестве сконцентрировались многие тенденции развития биографии и своеобразно преломились традиции жанра. Таким образом, П.Акройд является репрезентативной фигурой: изучая его произведения, мы приближаемся к решению вопросов, связанных с эволюцией жанра биографии.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью рассмотрения биографий П.Акройда в контексте его творчества, а также в связи с современным состоянием жанра в целом. Изучение английской литературной биографии конца двадцатого века носит пока что фрагментарный характер. Что касается наследия П.Акройда, то литературоведы останавливают внимание только на анализе романов писателя. Нам же 1 представляется, что основополагающим началом творчества этого автора является именно биографический компонент. Научная новизна диссертации состоит в том, что в ней впервые предпринята попытка анализа биографий П.Акройда, являющихся важнейшей частью художественной системы автора.

В нашей работе мы ставим следующие задачи: проследить особенности развития жанра английской биографии и выделить основные его проблемы; определить специфические черты постмодернистской биографии; проанализировать разновидности жанра биографии в контексте художественных исканий П.Акройда; выявить отличительные свойства биографий П.Акройда и наметить тенденции развития жанра в целом.

Характер анализируемого материала и решаемых в ходе исследования задач определяет структуру диссертации. Она состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Во введении, наряду с обоснованием избранной темы, ее научной новизны и актуальности, формулируются цели и задачи исследования, определяется степень изученности проблемы, дается обзор критической литературы. Первая глава "Эволюция жанра биографии" посвящена описанию основных этапов развития жанра биографии в Англии, выявлению ее особенностей, а также постановке проблем жанра. В ней также освещаются теоретические аспекты предмета изучения. Во второй главе "Жанр биографии в творчестве П.Акройда" дается анализ биографий писателя и предлагается классификация его жизнеописаний. В заключении подводятся итоги исследования.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Литературная биография как жанр в творчестве П. Акройда"

Заключение

1. Биографии и контрбиографии. С Жаком Нефом беседует Сергей Зен-кин/ /Иностранная литература.-№4.-2000.-С.274-280.-С.274.

2. Биографии и контрбиографии. С Жаком Нефом беседует Сергей Зен-кин/ /Иностранная литература.-№4.-2000.-С.274-280.-С.279.

3. Bradbury М. No, not Bloomsbury.-L.,1987.-Р.311.

4. Соловьева Н.А. Вызов романтизму в постмодернистском британском романе//Вестник МГУ.-Сер.9.Филология.-№1.-2000ю-С.53-68.-С.64.

5. Зенкин С. Жития великих еретиков. Фигуры иного в литературной биографии// Иностранная литература.-№4.-2000.-С. 123-139.-С.139.

 

Список научной литературыУшакова, Елена Вячеславовна, диссертация по теме "Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)"

1. Ackroyd Р. Notes for a new culture/ An essay on modernism.-L.,1976.

2. Ackroyd Р. Ezra Pound and his world.-N.Y., 1980.

3. Ackroyd Р. T.S.Eliot: A life.-N.Y.,1984.

4. Ackroyd Р. The last testament of Oscar Wilde.-L.,1983.

5. Ackroyd Р. Chatterton .-L., 1987.

6. Ackroyd Р. Hawksmoor.-L., 1987.

7. Ackroyd Р. G.Meredith once described Oscar Wilde as mixture of

8. Apollo and monster.//NYTimes, 1987.-Nov.l -p.14.

9. Ackroyd P. Dickens.-L.,1991.

10. Ackroyd P. First light.-L.,1991.

11. Ackroyd P. Blake.-N.Y., 1997.

12. И. Ackroyd P. Milton in America.-N.Y., 1997.

13. Ackroyd P. The life of Thomas More.-L., 1999.1. Книги на русском языке

14. Аверинцев С.С. Плутарх и античная биография. К вопросу о месте классика жанра в истории жанра.-М.,1987.

15. Английская литература 1945-1980 .-М., 1987.

16. Аникин Г.В., Михальская Н.П. История английской литературы.-М.,1985.

17. Барахов B.C. Литературный портрет (истоки, поэтика, жанр)-Л., 1985.

18. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика.-М.,1994.

19. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики.-М., 1975.

20. Бахтин М.М. Работы 1920х годов.-Киев, 1994.

21. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчестваю-М., 1979.

22. Бердяев Н.А. Смысл истории.-М., 1990.22.23,24,25.26,27.28,29