автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.10
диссертация на тему: "Литературная газета" в общественно-литературной жизни России 1840 - 1845 годов
Полный текст автореферата диссертации по теме ""Литературная газета" в общественно-литературной жизни России 1840 - 1845 годов"
Санкт-Петербургский государственный университет
:'г6 ОА
На правах рукописи
О Яд ¿е&О
ТАЛАНТОВ Григорий Петрович
"Литературная газета" в общественно-литературной жизни России 1840-1845 годов
Специальность 10.01.10-Журналистика
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Санкт-Петербург 2000
Работа выполнена на кафедре истории журналистики факульте' журналистики Санкт-Петербургского государственного университета.
Научный руководитель:
доктор филологических наук Б.В.Мельгунов
Официальные оппоненты: доктор филологических наук Т.С.Царькова доктор филологических наук Ю.К.Руденко
Ведущая организация: Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
2000 г. в
Защита состоится часов на заседании диссертационного совета Д 063.57.54 по защит диссертаций на соискание ученой степени доктора наук в Санкт Петербургском государственном университете по адресу: 19903^ Санкт-Петербург, В.О., 1 линия, дом 26, ауд 303.
С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке иь М.Горького Санкт-Петербургского государственного университета.
Я5> ишл
Автореферат разослан «_ 2000 г.
Ученый секретарь диссертационного совета кандида филологических наук Т.В.Васильева
Общая характеристика работы
Впервые имя "Литературной газеты" появилось в журналыю-■азетном мире России в 1830 году. Ее идейным вдохновителем и орга-дазатором по праву считается А.С.Пушкин. Одной из главных своих ¡адач пушкинская "Литературная газета" ставила борьбу с Фаддеем ¿улгариным, но продержалась газета недолго и в июне 1831 года пре~ сратила свое существование.
История и идейно-художественная позиция пушкинской 'Литературной газеты" достаточно изучены.
Имя "Литературной газеты" возродилось в 1840 году, когда А. Краевский преобразовал свои «Литературные прибавления к ''Русскому инвалиду"». "Литературная газета" Краевского выходила "7од разным редакторством на протяжении вссх 1340-х годов.
Актуальность исследования "Литературной газеты" 1840-1845 годов во многом определяется существенным перекосом, образовавшимся в недалеком прошлом в изучении общественно-литературной жизни страны XIX века, когда явное предпочтение отдавалось так называемым революционно-демократическим изданиям: некрасовским "Современнику" и "Отечественным запискам", писаревскому "Русскому слову" или заграничным изданиям А.И.Герцена. При этом упускалось из виду то, что журнально-газетный мир России был многообразным, в нем существовало немало различных литературных партий и направлений, которые концентрировались вокруг соответствующих печатных ор-ганоз, например, проправительственных "Северной пчелы" Ф.Булгарина, "Русского вестника" М.Каткова или либеральных "Отечественных записок", "Литературной газеты" и ''Голоса" а.краевского.
Цель диссертации - восполнить хотя бы небольшой пробел в изучении общественно-литературной жизни России первой половины 1840-х годов, связанный- с одним из изданий Краевского "Литературной газетой": дать общую, достаточно подробную, характеристику "Литературной газеты" 1840-1845 годов, очертить основной круг ее сотрудников, уточнить ее литературно-общественную позицию в острой полемической борьбе того времени и выяснить ее отношение к двум гениям русской литературы - Пушкину и Гоголю.
Хронологические рамки исследования ограничены 1840-1845 годами. Это первый, наиболее яркий период издания "Литературной газеты" Краевского, когда в ней активно сотрудничали Белинский, Некрасов, Ф.Кони, когда вокруг нее, как и вокруг "Отечественных записок", сплачивались писатели "натуральной школы". В 184 6 году под редакторством Н.А.Полевого вышло всего семь номеров "Литературной газеты" с 1 января по 16 февраля. В дальнейшем, в 1847-1849 годах, издание под фактическим руководством В.Р.Зотова постепенно хирелс и утратило интерес читателей.
"Литературная газета" 1840-1845 годов относится к числу наименее изученных периодических изданий XIX века. Литература о ней крайне скудна. Даже в фундаментальном библиографическом указателе К.Д.Муратовой "История русской литературы XIX - начала XX века" (СПб., 1993) ей не посвящено пи одного помора. Единственной монографией, посвященной изучению "Литературной газеты" указанного периода, до настоящего времени является исследование Б.В.Мельгунова «Некрасов и Белинский в "Литературной газете"» (СПб., 1995).
A.И.Станько в своем авторитетном исследовании "Русские газеты первой половины XIX в." (Ростов-на-Дону, 1969) ограничился только пространным обзором этого издания. В уникальной "Лермонтовской энциклопедии" "Литературной газете" посвящена небольшая статья
B.Б.Сандомирской1, но она грешит досадными ошибками, особенно недопустимыми для справочного научного издания такого уровня.
Эмпирическая база диссертации. Диссертационная работа написана на основе досконального просмотра и изучения текстоЕ "Литературной газеты" 1840-1845 годов с привлечением сопутствовавших ей изданий того времени.. При работе над диссертацией были источники, находящиеся в отделе рукописей Российской национальной библиотеки, Института русской литературы (Пушкинский Дом) Российской Академии наук/Российского государственного исторического архива.
1 Сандомирская В.Б. "Литературная газета" // Лермонтовская энциклопедия. М., 1981. С.264.
Составлена роспись "Литературной газеты" за изучаемый период.
Научная новизна. В диссертационном исследовании дана достаточно подробная общая характеристика "Литературной газеты" 18401845 годов, выявлена структура издания, его программа и круг сотрудников и авторов. Особенно подробно проанализирована позиция газеты в острой журнальной полемике первой половины 1840-х годов с "Северной пчелой" Булгарина, "Библиотекой для чтения" Сенковского и "Сыном отечества" Н.Полевого. Изучение полемики "Литературной газеты" с "Сыном отечества", связанной, в частности, с публикацией в газете стихотворения Лермонтова "И скучно, и грустно", позволило выявить неизвестную ранее статью Белинского "Петербуржская хроника" в № 15 газеты от 21 февраля 184 0 года.
Научная новизна работы заключается также в том, что впервые были четко определены идейно-эстетические позиции ее двух основных сотрудников Белинского и Ф.Кони.
Зпервые в исследовании рассмотрена тема "Украинские писатели и Украина на страницах "Литературной газеты" 1840-1845 годов". Установлен круг ее украинских корреспондентов и доброжелательная оценка газетой шедевров украинской литературы: первых стихотворных произведений Тараса Шевченко, "Энеиды" И.П.Котляревского, драматических сочинений Г.О.Квитки-Основьяненко.
Новизна работы состоит и в том, что удалось выявить ранее неизвестные переводы пушкинских стихотворений на французский язык поэтессой Е.Д.Улыбышевой и пристрастные суждения о Пушкине немецкого автора Треймунда Вельпа.
Научно-практическая значимость работы. Материалы диссертации могут использоваться при чтении курсои истории русской питррат\/оы и истории русской журналистики соответствующего периода, а также для комментариев отдельных произведений Пушкина, Гоголя и Лермонтова.
Апробация работы. Результаты исследований докладывались на научных конференциях в Волгограде, Ярославле, в Институте русской литературы (Пушкинский Дом) Российской Академии наук, на факультете журналистики Санкт-Петербургского государственного университета. По теме диссертации вышло шесть научных публикаций.
Работа обсуждена на заседании кафедры истории журналистики Санкт-Петербургского государственного университета.
Структура диссертации обусловлена предметом и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и списка литературы.
Основное содержание работы
Во введении обоснована актуальность темы, рассмотрена степень ее изученности, сформулированы цель и задачи исследования, определены хронологические рамки.
В первой главе "Общая характеристика "Литературной газеты" 1840-1845 годов" рассматривается структура и программа издания.
Структура "Литературной газеты" в 1В'1и-1В42 годах мало чем отличалась от структуры подобных ей изданий того времени. В 1843 году Кони произвел в газете некоторые изменения. Вместо отдела "Смесь" он ввел "Фельетон", который обычно занимал "подвал" издания. Отдел критики и библиографии получил лаконичное название "Русская литература".
Коренному преобразованию "Литературная газета" подверглась в 184 4 году, когда ее официальным редактором вновь стал Краевский, а "редактором негласным" - Некрасов.
Главны;.! сюрпризом, подготовленным редакцией для свомх подписчиков в 1844 году, были "Записки для хозяев", приложение к газете, имевшее свою пагинацию и посвященное в основном вопросам домоводства, сельскохозяйственным новинкам и "наблюдениям по промышленности". Редактировать "записки" был приглашен А.П.Заблоцкий.
Литературно-общественная позиция исследуемого издания в 1840-1845 годах во многом определялась программой, анонимно изложенной Белинским в рецензии "Утренняя заря, альманах на 1840 год, изданный В.Владиславлевым" в первом номере газеты за 1840 год.
Максималистская программа Белинского не могла быть выполнена полностью. Очень скоро, уже в программе на 1841 год, редакция вынуждена была объявить, что "в будущем 1841 году "Литературная газета", не изменяясь в своей цели и направлении, будет действовать самостоятельно, совершенно независимо от "Отечественных записок",
6
ак в своих литературных мнениях, так и в выборе статей и сотруд-иков"2. В связи с этим новый редактор издания Кони получал боль-ую независимость и мог не особенно 9глядываться на программные
аявления неистового Виссариона.
* * *
Вторая глава "Обзор содержания "Литературной газеты" 1840845 гг." состоит из трех частей:
1. Сотрудники редакции и авторы.
2. Украинские писатели и Украина в "Литературной газете" 840-1845 гг.
3. Иностранные авторы на страницах "Литературной газеты" 840-1845 гг.
Круг авторов и сотрудников "Литературной газеты" в 1840-1845 одах практически совпадал с кругом авторов и сотрудников Отечественных записок" Краевского.
Из писателей старшего поколения на страницах "Литературной азеты" исследуемого периода появлялись произведения князя .А.Шаховского, А.Ф.Вельтмана, И.И.Лажечникова, В.И.Даля.
Деятельность в "Литературной газете" И.И.Панаева связана в сновном с публикацией в ней его знаменитой "Портретной галереи", звестный фольклорист и этнограф И.П.Сахаров отдал в газету свою казку "О Ерше Ершове сыне Щетинине" (1841. № б, 14 янв.).
Д.В.Григорович дебютировал в "Литературной газете" в 1844 оду рассказом "Театральная карета" (1844. № 45, 16 нояб.).
Граф В.А.Соллогуб печатался в "Литературной газете" только в 84 5 году.
Доброжелательно встречали в редакции "Литературной газеты" роизведенил лптереаторон-женщпн. Так, в 1841 году на страницах оявилась повесть М.С.Жуковой "Сердце женщины" (1841. № 27, 6 мара) .
Е.А.Ган в "Литературной газете" не печаталась, но последний тап ее творчества был тесно связан с "Отечественными записками"
2 Литературная газета. 1840. № 90, 9 нояб. Стлб.2064. В альнейшем ссылки на это издание даются в тексте с указанием года, омера, даты и страницы.
Краепского. Ган прожила недолгую и полную лишений жизнь, которая оборвалась в 28 лет, и писательница не увидела первого собрания своих сочинений, вышедшего в 1843 году после смерти автора под ее литературным именем Зенеида Р-ва. "Литературная газета" откликнулась на выход этого собрания сочинений развернутой и теплой рецензией (1843. № 43, 31 окт.).
Некрасов в "Литературной газете" стихов почти не печатал. Не его деятельность, как одного из основных сотрудников издания, была разнообразной. Поэт'в это время много работает в прозе, пишет V публикует, в основном под псевдонимом Перепельский, рассказь "Двадцать пять рублей", "Ростовщик", "Капитан Кук" и др. В 18 4^ году он ведет в газете "Петербургскую хронику", т.е. выступает ка* публицист, пробует свои силы в критике.
Печатались в "Литературной газете" указанного периода и произведения менее известных писателей: М.И.Воскресенского ^ Н.Сементковского, Д.Бруннера и А.И.Пальма, М.М.Меркли !• Ф.К.Дершау...
Несмотря на желание Белинского резко ограничить количестве публикуемых стихотворений, страницы исследуемого издания заполнялись произведениями авторов самого разного поэтического дарования. Только однажды выступил в "Литературной газете" Лермонтов со свое! миниатюрой-шедевром "И скучно, и грустно..." (1840. № 6, 20 янв Стлб.133). В начале 1841 года газета напечатала три стихотворени! Кольцова. Эпизодически печатали в "Литературной газете" свои переводы из Гейне Н.П.Огарев и А.Н.Плещеев.
Наиболее часто в "Литературной газете" исследуемого период; печатались стихи Н.П.Грекова, Д.П.Сушкова, Ф.А.Кони, А.И.Пальма.
ие^атсишсь ииЭ'ги^сгсг^ив произьедепия Л.Якубовича М. И. Меркли, В.И.Красова, Ф .-Н. Менцоьа, князя Д.А.Кропоткина Н.Н.Третьякова...
* * *
Тесные связи существовали у редакции "Литературной газеты" I Украиной. Ключевой фигурой здесь был украинский поэт, драматург ] прозаик Г.Ф.Квитка, писавший под псевдонимом Грыцко Основьяненко Его произведения -появлялись в "Литературной газете" регулярно вплоть до самой смерти писателя в 1843 г.
Другим активным автором "Литературной газеты" украинского .роисхождения был прозаик, поэт и переводчик Е.П.Гребенка. Газета [ироко печатала его самые различные произведения.
Заметила "Литературная газета" и молодого Тараса Шевченко. В 840 г. в Петербурге вышел на украинском языке его первый поэтиче-:кий сборник "Кобзарь", о котором анонимный критик с восхищением [исал: "Мы прочли это собрание с величайшим удовольствием... В сти-:ах г.Шевченка много огня, много чувства глубокого; везде дышит в [их горячая любовь к родине" (1840. К' 36, 4 мая. С.839).
Не оставляла без внимания "Литературная газета" и других ук->аинских авторов.
+ * *
Художественный отдел "Литературной газеты" заполнялся не ■олько рассказами и новостями отечественных писателей, но и произведениями зарубежных авторов. Часто это были анонимные сочинения с 'казанием чаще всего "с французского" или произведения ныне полу-¡абытых авторов. Но встречались и имена классиков мировой литера-'уры: Виктора Гюго (стихотворение "Une danseuse". 1841. № 105, 18 :ент. С.417), Жорж Занд (рассказ "Муни Рпбен". 1841. № 81, 22 ию-1я, Н' 82, 24 июля и № 83, 26 июля), Бальзака ("Монография капита-тиста". 1840. К' 45, 5 июня и повесть "Тобий Гарнериус". 1840. № .00, 14 дек. и К' 101, 18 дек.), Диккенса (повести "Черное покрываю". 1840. № 98, 7 дек., "Домашний театр". 1841. № 58, 29 мая и ip.) •
-к -к *
Третья глава «"Литературная газета" о Пушкина и Гоголе» по-
:вящена двум гениям русской литературы.
"Литературная газета" внимательно следила за bcci-î, что п£чо ■ ^алось о Пушкине ь пределах Российской империи и Европы.
Не оставались незамеченными редакцией "Литературной газеты" 1ереводы пушкинских произведений на другие языки. В 1841 году в 1етербурге вышел в свет альманах «"Ластовка". Сочинения на мало->оссийском языке в стихах и прозе, собранные Е.Гребенкой». Неиз-!естный рецензент "Литературной газеты", возможно Кони, особенно )ыделил в "Ластовке" перевод пушкинского "Зимнего вечера", выпол-[енный Боровиковским.
В августе 1840 года обозреватель "Литературной газеты" обратил внимание на французский журнал "Revu Britannique", в котором был помещен рассказ Пушкина "Выстрел". Французские журналисты при этом пользовались не первоисточником, а переводом рассказа на английский язык, помещенном в английском журнале "The Extractor". Таким образом, получился двойной перевод. Многострадальный рассказ получил и новое название "Julio ou le coup reservé". Возмущенный петербургский обозреватель констатировал: "...в этом французском переводе, похожем на что-то вроде десятой воды на киселе, вы никак не отыщете Пушкина..." (1840. № 66, 17 авг. Стлб.1492).
Не ускользали от внимания редакции "Литературной газеты" антипушкинские выпады, сокрытые даже среди иностранных многостраничных изданий. Она узнавала о них из обзоров зарубежной прессы.
Книга Вельпа "Очерки петербургской жизни" вышла в трех частях в Лейпциге в 1842 году3. В третьей ее части есть глава "Литература и литераторы", в которой среди прочих инсинуаций о Пушкине, в частности, писалось следующее: "Пушкин получил от Смир-дина огромные суммы денег... Часто издатель оказывался в страшном безденежье, но Пушкин даже пальцем не пошевелил, чтобы помочь своему компаньону. Правда, деньгами он никогда не мог помочь, потому что у неряхи ничего не было, кроме долгов, которые оплачивал император..." (с.69-70).
Кони, свободно владевший немецким языком, дал такую отповедь знатоку петербургской жизни: "Книга Треймунда Вельпа иногда клевещет на людей, которых имена почтенны в истории нашей словесности... Он возводит ужасные небылицы на Пушкина, упрекает его в разорении Смирдина (!?!!?), в непостоянстве мнений, в легкости создания" 11H4J. № 14, 14 апр. С.284).
Стараниями министра финансов Е.Ф.Канкрина в 1841 году в Берлине стал выходить на немецком языке журнал "Архив ученых сведений о России". В № 1 журнала была помещена статья - обозрение Карла Августа фон Энзе, давнишнего друга России, сражавшегося еще в составе русско-немецкого легиона против Наполеона, "Новейшая русская
3 Welp Treumund. Peterburger stizzen. Teile 1-3. Leipzig,
1842.
итература". Статья была переведена на русский язык и напечатана в ом же № 88 газеты. Значительное внимание в статье было уделено ушкину. Немецкий ученый писал о русском гении: "Такой поэт, как ушкин, - редкое явление: это метеор, который не возвращается еже-1невно, подобно солнцу" (1841. К" 88, 7 авг. С.352). Фон Энзе срав-[ивает явление Пушкина в России с явлением Гете в Германии и Бай-юна в Англии и полагает, что "народ еще обладает этими гениями и ю смерти их, обладает потому именно, что имел их, и называет их [менами целое столетие" (Там же).
Имя Пушкина для редакции "Литературной газеты" было священ-
ю.
* * -к
К началу 1840-х годов Гоголь достиг пика своего творческого >азвития.
"Литературная газета" первой, еще до получения цензурного зазрешения, сообщила своим читателям об окончании нового произве-1ения Гоголя поэмы "Мертвые души" (1841. № 127, 8 нояб.). Она же 1ервой напечатала рецензию на поэму в июне 1842 года. Рецензия, по 5сей видимости, была написана Кони. Значительную часть ее занимали зыписки из поэмы и пересказ содержания, что оправдывалось явно рекламным характером публикации. Выписки касались наиболее колоритных, по мнению критика, образов поэмы: Чичикова, Ноздрева л 1люшкина. Причем следует отметить особо, что автор рецензии в 'Литературной газете" полностью перепечатал "Повесть о капитане <опейкине", воздержавшись от каких-либо комментариев ее по вполне юнятным причинам (1842 . К' 23, 14 июня) .
Главное, на наш взгляд, в статье Кони о "Мертвых душах" то, ггго он увидел и Чичикове героя своего Бремен;;.
Другим громким событием в литературной жизни России 1840-х годов стал выход в свет в начале 1843 года в Петербурге "Сочинений 1иколая Гоголя" в четырех томах. Они как бы подводили итог основного этапа творческой деятельности писателя.
"Литературная газета", по обыкновению, первой известила о лредстоящем выходе в свет собрания сочинений Гоголя (1842. № 38, 27 сент. С.786). Рецензия на него была напечатана в январе 1843 года и принадлежала, по нашему мнению. Кони, а не Некрасову, как
утверждают редакторы двенадцатого тома Полного собрания сочинений и писем поэта4. В пользу Кони, на наш взгляд, свидетельствует то, что рецензия была помещена именно в "Журнальной амальгаме", отделе, специально созданном Кони для освещения новостей культурной, музыкальной и литературной жизни, впоследствии, в 1844 году, замененным Некрасовым на свои "Падающие звезды". К тому же в ней упоминаются имена древнегреческих и древнеримского классиков Гомера, Аристофана, Теренция, а в классической литературе молодой Некрасов не был силен. Главное же, в рецензии давалась расстановка сил в журнальном мире и определялась позиция "Литературной газеты" в предстоящей полемике вокруг собрания гоголевских сочинений - вопрос более чем серьезный, чтобы редактор мог препоручить его кому-либо другому, пусть даже основному сотруднику издания.
Данная публикация интересна прежде всего тем, что в ней редактор "Литературной газеты" четко определил свою особую позицию в начинавшейся вокруг "Сочинений Николая Гоголя" журнальной полемике. Она заключалась в том, чтобы "не принимать участия в этой новой чернилопролитной Троянской войне, которую новый Гомер, верно, сам когда-нибудь спишет в шуточной "Илиаде", по, — закончил свою мысль Кони, - позволим себе высказать наше личное мнение о таланте и значении г.Гоголя в русской литературе" (Там же, с.83).
Свое обещание "высказать... личное мнение о таланте и значении г.Гоголя в русской литературе" Кони выполнил почти через два месяца в безымянной рецензии "Сочинения Николая Гоголя", помещенной в № 11 "Литературной газеты" от 14 марта 1843 года.
Если гоголевская проза триумфально шествовала по всей России с самого момента ее появления в печати, то драматические произведения писателя имели, как правило, нелегкую сценическую судьбу. Все его пьесы, поставленные при жизни, за исключением "Ревизора", проваливались в премьеру и в дальнейшем пользовались успехом неопределенным.
Так же, как о готовящихся к выходу в свет "Мертвых душах" и "Сочинениях Николая Гоголя", "Литературная газета" извещала зара-
4 См.: Некрасов H.A. Поли. собр. соч. и писем. Том XII. Кн.2. СПб., 1995. С.371-372.
lee о премьерах его драматических произведений. В обзоре 'Александринский театр" в № 47 газеты от 29 ноября 1842 года сообщалось : «В первых числах декабря будет бенефис даровитого, любимого публикой артиста И.И.Сосницкого, в котором публика увидит новую сомедию Гоголя "Женитьба"» (1842. № 47, 29 нояб. С.966). Но обо-¡реватель, скорее всего Кони, не ограничился только сухой информа-1ией о премьере. Он счет своим долгом выразить беспокойство каче-:твом постановки на сцене нового произведения Гоголя, отчего во шогом зависел его успех или неуспех.
Предчувствие не обмануло редактора "Литературной газеты". 1ремьера "Женитьбы" была провалена.
Еще одна комедия Гоголя, "Игроки", получила очень высокую щенку "Литературной газеты" "в марте 1842 года. "Игроки", - писал Сони, - одно из величайших драматических сочинений г.Гоголя: лей-:твие кипит жизнью живой и естественной, лица удивительно нату-)альны, положения интересны и остроумны поразительно" (1843. № 11,
.4 марта. С.223). На сцене "Игроки" успеха не имели.
* * *
В четвертой главе «11 Литературная газета" в журнальной полешке 1840-1845 гг.» в основном рассматривается борьба 'Литературной газеты" с булгаринской "Северной пчелой", 'Библиотекой для чтения" Сенковского и "Сыном отечества" I.Полевого.
"Литературная газета" с самого первого момента своего суще-:твования активно включилась в оживленную полемику с современными ?й периодическими изданиями. Наиболее острую полемику она вела с >улгаринской "Северной пчелой".
Видимо, уже в начале 1840 года у Кони созрел замысел коме-1ии-водевиля "Петербургские квартиры", направленной непссредствен-¡о против Булгарина. Известие о новом антибулгаринском сочинении >ыстро разнеслось по Петербургу. За несколько недель до бенефиса (ктера В.В.Самойлова, к которому Кони приурочил свое новое произ-¡едение, Булгарин поместил в своей газете целый ряд резких выска-¡ываний в адрес своего бывшего сотрудника.
В пьесе Кони воспроизвел беспринципные нравы Фаддея Булгари-на и раскрыл редакционную кухню "Северной пчелы", которую хорошо знал.
В театральном сезоне 1840-1841 гг. "Петербургские квартиры" Кони пользовались большим успехом.
После знаменитых пушкинских эпиграмм комедия-водевиль Кони "Петербургские квартиры" нанесла наиболее ощутимый удар по болезненному самолюбию Булгарина и его общественному престижу.
* * *
Булгарин не писал драматических произведений. Исключение составляет его исторический анекдот времени Петра Великого "Шкуна Нюкарлеби", которая построена на цепочке необыкновенных случайностей и имеет романтическую завязку.
Ура-патриотическая пьеса Булгарина имела любопытную сценическую судьбу. Если верить отчетам "Северной пчелы" и других пробул-гаринских изданий, премьера "Шкуны Нюкарлеби", состоявшаяся 1 сентября 1841 года, имела громкий успех. Успех первого представления Булгарин связывал с благодарностью публики за его 25-летнюю литературную деятельность, ''литературная газета" напечатала в апреле 1842 года анонимный "Обзор прошедшего театрального года и новости наступающего", где констатировала: «"Шкуна" имела какой-то сомнительный успех в первое представление; в последующих, которых было, кажется, только три, не имела никакого успеха. Ныли, однако, услужливые джентльмены, которые старались уверить публику, что "Шкуна" имела огромный успех, но публика им не поверила. "Шкуна" навсегда села на мель» (1842. № 16, 26 апр. С.331). Обзор принадлежал перу Некрасова.
Кони обстоятельно проанализировал единственное драматическое произведение Булгарина в своем "Обозрении новых пьес, представленных на Александринском театре" в газете от 25 сентября 1841 года, подчеркнув при этом его художественную несостоятельность. Первый драматический опыт Булгарина он метко определил как "мелочное произведение" (1841. № 108, 25 сент. С.431).
Острые полемические сражения между Булгариным и его литературными противниками в исследуемый период переходили из периодической печати на страницы художественных изданий. Так, резкими выпа-
ши против Краевского, Кони и возглавляемых ими "Отечественных элисок" и "Литературной газеты" насыщен вышедший в 1842 году зорник Булгарина "Комары".
Своего апогея полемика между редакторами "Литературной газе->1" и "Северной пчелы" достигла в мае 1843 года. Она была связана выходом в свет первой тетради исследования Кони "История Фридри-а Великого". В фельетоне первомайского номера "Северной пчелы" ллгарин обрушил на своего литературного противника целый ряд на-¿ешек и претензий. Главные нападки были направлены против Истории Фридриха Великого". Редактор "Литературной газеты" отзе-1Л через неделю. Давая общую характеристику творчеству Булгарина, эни откровенно заявил, что "творения этого великого сочинителя :егда оказывались без всякого творческого достоинства, без жизни, тупыми остротами, с избитою моралью, проникнутыми одною ясно вы-<азаннсю претензиею сбыть их поскорее почтеннейшей публике" 1843. № 18, 3 мая. С.359-360). Негативная оценка "Истории Фридри-а Великого" рассматривалась им как месть Булгарина за нелицепри-тную, но объективную критику его сочинений и за комедию-водевиль Летербургскис квартиры". Кони подчеркнул независимость и объек-лвность суждений "Литературной газеты". Оживленная полемика между
вумя изданиями велась в течение всего 1843 года.
* * *
В "Литературной газете" было напечатано только одно стихо-ворение Лермонтова "И скучно, и грустно". Оно появилось в № 6 га-зты от 20 января 1840 г. Но история лермонтовского стихотворения газете на этом не кончается. Оно вызвало ожесточенную полемику эжду пробулгаринским журналом "Сын отечества", возглавляемым до ая 1840 года Н. Гл.Полевым, и "Литературной газетой", ведущим с о-зудником которой в это же время был Белинский.
"Сын отечества" пристально наблюдал не только за Этечественнкми записками" Краевского, но и за "Литературной газе-ой". Уже первые номера нового издания вызвали нападки Полевого, братившего внимание, в частности, даже на виньетку, украшавшую ервую полосу газеты и изображавшую, по мнению Полевого, "какого-о лысого толстяка, который сидит подле стола, в креслах, держит
перо и думает..."5. Эта невинная, на первый взгляд, тема эмблематики "Литературной газеты" была продолжена и неожиданно привела к ожесточенным спорам между газетой и "Сыном отечества" о современной русской поэзии и месте в ней Лермонтова. В третьей книжке журнала Полевой высказался против соперника в более грубой форме: "Что касается до лысого толстяка, "Литературная газета" объясняет, что он... не просто толстяк, а Франклин. Помилуйте, - восклицает далее с пафосом Полевой, - да Франклин был худенький старичок, а на "Литературной газете" сидит толстый брюхан! Да, притом, неужели каждый плешивый человек Франклин? А если и точно Франклин сидит в "Литературной газете", так он, верно, болен, бедняжка, водяною, или опился портером и напоминает русскую' пословицу: Федот, да не тот". Кончалась эта филиппика вызывающе пренебрежительно цитатой из Лермонтова: "Поверить словам вашим и скучно, и грустно, и некому, как говорит какой-то поэт у вас па стр.135"6.
Ответ "Литературной газеты" не заставил себя ждать. Уже 21 февраля в № 15 газеты в рубрике "Петербургская хроника" анонимный автор большую часть раздела посвятил полемике с "Сыном отечества", причем не удержался от личного выпада против Полевого. Заканчивалась же полемическая часть "Петербуржской хроники" страстным выступлением ее автора в защиту Лермонтова. "Наконец, - восклицал он, - "Сыну отечества, по-видимому, не нравятся прекрасные стихи М.Ю.Лермонтова, напечатанные на 135 стр. "Литературной газеты", стихи, положенные на музыку одним известным петербуржеким артистов и принятые с живым участием в лучшем петербуржеком обществе... V здесь мы спорить не станем, - продолжал критик, - у всякого свой вкус! Мы любим стихи Лермонтова, Жуковского, Пушкина и печатаем и> п нашем журнале; "Сын отечества" люоит стихи гг.Печенегова, Коров-кина, Сушкова, И.Д-ча, И.Д-ва... На здоровье!.." (1840. № 15, 21 февр. Стлб.356-357).
Кто же был автором статьи? Есть основания предположить, чте этим автором был Белинский. В письме критика к В.П.Боткину (запись 18 февраля 1840), в котором он определял Полевого как "ядовитух
5 Сын отечества. 1840. Т.1. Кн.2. Янв. С.492.
6 Там же. Кн.3. Февр. С.711.
■адину", Белинский далее сообщал своему корреспонденту, имея в ви-<у все того же Нолевого: "Стрелы мои доходят до него, и он бесит-:л. Во 2 № "Отечественных записок" я его опять отделал. В 'Литературной газете" тоже не даю ему покоя"7.
Комментаторы писем Белинского в одиннадцатом томе его акаде-шческого Полного собрания сочинений указали, что в данном случае 'Белинский имеет в виду свою статью "Репертуар русского театра, :здав. И. Песоцким... 1840, кн.1 и 2" (Отеч. записки, 1840, № 2; то <е в Литер, газете, 1840, № 17 от 28/1...), направленную против ста-'ьи Полевого "Мои воспоминания о русском театре"8. Такой же точки ¡рения придерживаются и комментаторы последнего девятитомного соб-)ания сочинений Белинского9. Действительно, когда Белинский писал датируемое нами письмо Боткину, № 2 "Отечественных записок" уже ibiiueji в свет (он имел цензурное разрешение от 14 февраля 1840) , >тсюда глагол прошедшего времени в письме критика: отделал. О сзо-:м выпаде против Полевого в "Литературной газете" он пишет в на-:тоящем времени (не даю ему покоя) , как о работе, которая именно ;ейчас, в настоящее время, уже печатается или проходит цензуру.
i 18 февраля, т.е. именно для № 15 "Литературной газеты", который !ь:шел в свет 21 февраля и имел цензурное разрешение от 20 февраля .840 года.
Исследуемая полемика имела в "Литературной газете" свое продолжение в статьях под названием "Журналистика", которые были на-течатаны без подписи в № 43 и № 54 за 1840 год. Первая из них введена в основной корпус академического Полного собрания сочинений Зелинского10. Принадлежность критику второй "весьма вероятна", поэтому она отнесена в- первую группу статей и рецензий "Dubia" о тринадцатом томе академического собрания11. В то же время обо эти :татьи составляют единый полемический цикл со статьей
7 Белинский В.Г. Полн. собр. соч. Т.XI. М. , 1956. С.451.
а Там же. С.681.
9 Белинский В.Г. Собр. соч.: В 9 т. Т.9. М., 1982. С.760.
10 Белинский В.Г. Полн. собр. соч. Т.IV. М., 1954. С.177-188.
11 Там же. Т.XIII. М., 1959. С.68-76.
"Петербургская хроника" в К! 15 "Литературной газеты" от 21 февраля 1840 года, что дает, по нашему мнению, дополнительное основание
утверждать, что она тоже принадлежит перу великого критика.
* * *
Елизавета Дмитриевна Улыбышева рано начала сочинять стихи. Ее первый поэтический сборник "Etincelles et cendres" ("Искры и пепел"), вышедший в Москве в 1842 году, состоял из произведений, написанных в 16-20-летнем возрасте на французском языке, кроме двух посланий к мопсу. Улыбышева также перевела на французский язык стихотворения Пушкина "Простишь ли мне ревнивые мечты...", "Ворон к ворону летит...", "Русалка", "Погасло дневное светило...", песню Земфиры из поэмы "Цыганы" ("Старый муж, грозный муж..."), стихотворение С.Е.Раича "Грусть на пиру", а также сочинила юмористический перепев знаменитой некрасовской "Тройки".
Рецензент "Библиотеки для чтения", скорее всего сам О.И.Сенковский, в "Литературной летописи" своего журнала едко высмеял поэтессу за то, что она в России в середине XIX века пишет не на языке Державина, Крылова, Пушкина и Жуковского. При этом он оскорбительно сравнил язык се стихотворений с языком барабу, на котором, якобы, говорили дикарки островов Тихого океана. Обратив внимание, что единственные написанные на русском языке два стихотворения Улыбышевой обращены к комнатному мопсу, критик едко констатировал: "На языке Державина, Крылова, Пушкина, Жуковского мад-мозель Элиза d' O-ff говорит только с собачками"12. Но и этого ему показалось мало. В довершение своего большого отзыва он осудил начинающую поэтессу устами некоего китайского мудреца Пин-пай-пи, который в схожей ситуации в своей стране вынес следующий приговор: "Стихи миi1 ут Оыть прекрасны; но чудесная жена, издавая их б спст, поступила против всех десяти тысяч приличий. Хуже этого: она согрешила перед великим законом об отцепочитании"13.
Совсем иначе отнеслись к первым шагам на литературном поприще юной поэтессы "Отечественные записки" Краевского. Они поместила
12 Библиотека для чтения. 1842. № 11. Литературная летопись.
С.9.
13 Там же.
эльшой анонимный отчет, написанный П.Н.Кудрявцевым, в котором, в астности, отмечалось, что "из всех стихотворений, напечатанных з tincelles et cendres, мы в особенности предпочитаем два или три, за них наша полная признательность автору! Это чистейшая, бес-римесная поэзия женской души, которая почерпает свои вдохновения э из книг, а прямо из источника - из сердца, полного любви и гра дания"14.
В 1843 году в Москве Улыбышева издает свой второй сборник гихов на французском языке "Pensées et soucis" ("Думы и заботы"), рачительная часть которого представляла собой антикритику: свое-Зразные ответы Сенковскому и Краевскому. Причем ответ редактору библиотеки для чтения" был дан также в форме небольшой поэмы "La Llphide-poète".
Сенковский от продолжения полемики уклонился, заявив в Титературной летописи" "Библиотеки для чтения", что он "вовсе не зикосновен к этой статье"15. Но с защитой Сенковского и новыми ападками на Улыбышеву выступил в "Северной пчеле" Н.Полевой, «рывшийся под криптонимом Z.Z. и сразу же заявивший с иронией в ;мсм начале своей филиппики, что во втором сборнике стихотворений чыбышевой "бездна ума, остроумия, прихотей, капризов, каламбуров, шграмм, остроты, да гораздо более - тут целый уголовный суд логический..."16. Полевой нанес самолюбивой "русской Коринне" еще 1ин болезненный укол, назвав ее поэтический язык "смесью языков эанцузского с нижегородским"17.
Очевидно, что такой совершенно беспардонный выпад "Северной шлы" против молодой поэтессы не мог остаться без ответа. В № 25 1итературной газеты" от 29 июня 1844 года появилась статья "Нечто Lïnxu:'Bup«Hn«x г-жи .УлыСышевой и о критиках, которые были цозбу-хеиы ими", помеченная 11 июня 1844 и подписанная криптонимом
14 Отечественные записки. 1842. № 9. Библиографическая хрони-I. С.25.
15 Библиотека для чтения. 184 4. № 4. Литературная летопись.
16 Северная пчела. 1844. № 111. 19 мая. С.442.
17 Там же. С.443.
X***. Статье была предпослана редакционная заметка, в которо кратко излагалась история вопроса и, в частности, говорилось: "..л получили от одного неизвестного нам иногороднего читателя наше газеты небольшую статью о рецензии "Северной пчелы" и об отношени ях, в которых должны остаться между собой Сильфида-поэт и Пин-пай пи" (1844. № 25, 29 июня. С.432). Автором этой заметки вполне мо быть Некрасов, а сама статья, скорее всего, принадлежала перу мое ковского критика "Отечественных записок" Кудрявцева.
Свой ответ иногородний читатель "Литературной газеты" пс строил в аллегорическом тоне, в форме воображаемого суда, которое подверглась Сильфида-поэт и ее гонители. В результате разбиратель ства китайский мудрец Пин-пай-пи должен был слететь с Парнаса ь свою родину, в Китай, где ему запрещалось принимать участие в из дании хоть какого-либо журнала и вообще "касаться пера гусино1 или стального в продолжение всей своей жизни" (Там же) . Получь-заслуженный выговор от президента суда и Н.Полевой, скрывшийся пс криптонимом Z.Z. Сильфиде же было объявлено, что она "свободна ос тавить залу совета и лететь куда ей угодно" (Там же. С.433).
Общая оценка второго сборника Улыбышевой иногородним читать лем была высокой. Он был расценен как "книга, заключающая в cet многие страницы логической и весьма правильной прозы и несколы пьес, которые, без всякой насмешки, можно поставить наравне с пр< наведениями лучших поэтов..." (Там же. С. 432).
В полемике о творчестве Улыбышевой приняли также участ: "Москвитянин", "Маяк" и "Revu étrangère".
В результате проведенного исследования можно констатироват: что "Литературная газета" в 1840-1843 годах по своей структуре м, ло чем отличалась от других подобных ей органов печати и только 1844-1845 годах, когда ее "негласным редактором" был Некрасо превратилась в "толстый еженедельник" с занимательными черн белыми рисунками, политипажами, и практическим приложением "Запис для хозяев", имевшим свою пагинацию.
На протяжении всех 184 0-х годов "Литературная газета" бы собственностью Краевского. Но ее программа, по сути, определяла двумя основными сотрудниками: Белинским и Кони. Жесткая програм
елинского была отвергнута Кони, который руководствовался одним ринципом: "не оставить без внимания ничего, что может обратить на ебя внимание просвещенной русской публики". Как показывает ана-из, эстетические взгляды Белинского и Кони тоже существенно отли-ались. В своих оценках "неистовый Виссарион" руководствовался асто идейными соображениями, и в художественных произведениях, по го мнению, должен преобладать "пафос действительности".
Однако при всей несхожести эстетических позиций основных со-рудников "Литературной газеты" и "Отечественных записок", главным деологом которых был в 1839-1845 годах Белинский, газета всегда ла в фарватере журнала.
Круг авторов и сотрудников "Литературной газеты" в 1840-1845 одах практически совпадал с кругом авторов и сотрудников Отечественных записок". Значительную часть журнальной работы бра— и на себя редакторы газеты, Кони и Некрасов, в то время как Кра-вский больше внимания уделял организационной деятельности, осо-енно в "Отечественных записках". "Литературная газета", как и Отечественные записки", сплотила вокруг себя в первую очередь пи-ателей и поэтов "натуральней школы".
Тесные связи были у "Литературной газеты" с Украиной. На ее траницах постоянно печатались произведения Грицко Основьяненко и ребенки. К творчеству своих украинских собратьев по перу Литературная газета" всегда была благосклонна и защищала их от ападок пробулгаринских изданий. С восхищением приветствовала га-ета дебют в литературе в 18 4 0 году певца Украины молодого Тараса евченко.
Широко представлены на страницах издания иностранные авторы, реди многочисленных имен зарубежных писателен, мьше ^дОктыд или олузабытых, нередко встречались имена классиков мировой литсрату-ы Бальзака и Диккенса, Дюма-отца и Гюго, Гейне и Жорж Занд.
С особой любовью относилась "Литературная газета" к Пушкину, азета продолжала борьбу с "журнальным триумвиратом" Сенковского, улгарина и Греча, внимательно следила за всем, что пишется о рус-ком гении в мире, и противостояла нападкам на него как отечест-енных, так и зарубежных недоброжелателей. Имя Пушкина для редак-ии газеты было священно.
"Литературная газета", будучи, как и "Отечественные запис ки", колыбелью натуральной школы, кумиром которой являлся Гоголь всячески пропагандировала его творчество. Вокруг гоголевских про изведений всегда возникала яростная полемика. Поэма "Мертвые ду ши", драматические произведения "Тяжба", "Женитьба", "Игроки" ста новились объектами ожесточенных журнальных баталий. Но в данно случае газета старалась не ввязываться в эту "чернилопролитну Троянскую войну", занимая позицию "золотой середины" и отдава здесь в основном пальму первенства тяжелой артиллери "Отечественных записок". Но редакция не оставила без благожела тельного внимания ни одного нового гоголевского издания и ни одно премьеры его драматических произведений, не стесняясь в то же вре мя высказывать свои критические замечания в адрес писателя и дра матурга.
Находясь в эпицентре общественно-литературной жизни России "Литературная газета" не могла оставаться вне журнальных сражени того времени. Она вела ожесточенную полемику с булгаринско "Северной пчелой", "Сыном отечества" Н.А.Полевого, "Библиотеке для чтения" О. И. Сенковского... В этих баталиях ее позиция почти все гда совпадала с позицией "Отечественных записок", во всяком случа никогда не противоречила ей.
"Литературная газета" последовательно защищала "новых рус ских классиков" Пушкина, Лермонтова, Гоголя от нападок пробулгг ринских изданий. Наиболее яростной была ее полемика с "Сыном оте чества", связанная с публикацией в газете лермонтовского стихотвс рения "И скучно, и грустно..." (1840). Статья без подпис "Петербуржская хроника" в .№ 15 за 1840 год "Литературной газеты" защиту поэта была написана, как установлено, Белинским.
Не боялась "Литературная газета" вступаться за молодые п ланты, даже если против них обрушивались несколько столичных жуц налов. Так бьшо в случае с Елизаветой Улыбышевой, писавшей преимз щественно на французском языке. Отметив лучшие черты творчест! юной поэтессы, газета защитила ее вместе с "Отечественными запис ками" от нападок "Библиотеки для чтения" и "Северной пчелы".
Таким образом, "Литературная газета" Краевского, Кони, Н( красова, являясь вместе с "Отечественными записками колыбелью н;
туральной школы, несомненно, принадлежала к лагерю прогрессивной русской журналистики, к лагерю "Отечественных записок", идейной позиции которых она последовательно придерживалась, сохраняя при этом свою творческую индивидуальность.
По теме диссертации опубликованы следующие работы:
1. М.С.Щепкин на страницах "Литературной газеты" 1844 года. II Проблемы изучения некрасовских журналов: Тезисы докладов. Волгоград: Волгоградский гос. ун-т, 1991. - С.6-8.
2. "Литературная газета" в журнальной полемике 1844 года. // 26-я Некрасовская конференция: Тезисы докладов. - Ярославль: ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН, Ярославский гос. ун-т. Советский фонд культуры, 1991. - С.25-26.
3. "Литературная газета" А.А.Краавского, Ф.А.Кони и Некрасова в литературной полемике 1840-1845 гг. // Карабиха: историко-литературный сборник. Вып. второй. - Ярославль, 1993. - С.200-224.
4. О полемике "Литературной газеты" с "Сыном Отечества" в 1840 году (Неизвестная статья В.Г.Белинского в поддержку М.Ю.Лермонтова). I/ Вестник СПб. ун-та, 1996. Серия 2. Вып.З. № 16. Июль. - С.81-88.
5. Некрасов в пародии Елизаветы Улыбышевой. // Карабиха: историко-литературный сборник. Вып. третий. - Ярославль, 1997.
С.158-163.
6. "Литературная г=?"=>°та" Ф.А.Кони (1840-1845) о Пушкине. // Средства массовой информации в современном мирг: Т°-=исы научно-практической конференции. СПб.: СПбГУ, факультет журналистики,
п _ с. 112-11
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Талашов, Григорий Петрович
ВВЕДЕНИЕ . 2
ГЛАВА I. Общая характеристика "Литературной газеты"
1840-1845 гг. 12
ГЛАВА II. Обзор содержания "Литературной газеты"
1840-1845 ГГ.
1. Сотрудники редакции и авторы . 4
2. Украинские писатели и Украина в "литературной газете" . 6
3. Иностранные авторы на страницах
Литературной газеты" . 57
ГЛАВА III. "Литературная газета" о Пушкине и Гоголе
1. О Пушкине . 65
2. О Гоголе . 87
ГЛАВА IV. "Литературная газета" в журнальной полемике
1840-1845 гг. 114
Введение диссертации2000 год, автореферат по филологии, Талашов, Григорий Петрович
Впервые имя "Литературной газеты" появилось в журнально-газетном мире России в 1830 году. И хотя ее официальными редакторами были поэт Антон Антонович Дельвиг (с января по ноябрь 1830 года), а затем писатель и критик Орест Михайлович Сомов (с декабря 1830 по июнь 1831 года), идейным вдохновителем и организатором издания по праву считается Александр Сергеевич Пушкин, не только фактически редактировавший первые номера "Литературной газеты" (№№ 1-13 за 1830 год), напечатавший на ееницах такие значительные свои произведения, как отрывок из восьмой главы "Евгения Онегина", "Стансы" ("Брожу ли я вдоль улиц шумных.") , отрывок из романа "Арап Петра Великого" и ряд критических статей, но и сплотивший вокруг нее большую группу своих друзей и единомышленников: П.А.Вяземского и П.А.Катенина, Д.В.Давыдова и В.Ф.Одоевского, Н.М.Языкова и Ф. Н . Глинку.
Литературная газета" 1830-1831 годов ставила своей задачей "знакомить образованную публику с новейшими произведениями литературы европейской, и в особенности российской"1, но в то же время она "была <.> необходима не столько для публики, сколько для некоторого числа писателей, не могших по разным отношениям являться под своим именем ни в одном из петербургских или московских журналов"2.
1 Объявление о выходе "Литературной газеты". Цит. по изд.: "Литературная газета" А.С.Пушкина и А.А.Дельвига 1830 года. (№ 113). // Послесл. и общая ред. Н.В.Касаткиной. Подгот. текста и коммент. Т.К.Батуровой. М., 1988.
2 Литературная газета. 1830, № 3, 11 января. С.24. Далее ссылки на "Литературную газету" даются в скобках после цитаты без указания названия издания: год, номер, дата, страница.
Одной из главных своих целей пушкинская "Литературная газета" ставила борьбу с Фаддеем Булгариным и с возглавлявшимся им "торговым направлением". Но продержалась она недолго, всего неполных два года, и в июне 1831 года прекратила свое существование.
История и идейно-художественная позиция пушкинской "Литературной газеты" достаточно изучены3.
3 См.: "Литературная газета" А.С.Пушкина и А.А.Дельвига. 1830 год. (№ 1-13). // Послесл. и общая ред. В.Н.Касаткиной. Подгот. текста и коммет. Т.К.Батуровой. М., 1988. 255 е.; Галин Г.А. К истории запрещения "Литературной газеты" А.А.Дельвига // Из истории русской и зарубежной литературы. Сб. ст. и исслед. Отв. ред. А.М.Куканов. Саранск: Уч. зап. Морд, ун-та, 1964. С.72-84; Галин Г.А. Поэты-декабристы на страницах "Литературной газеты" 1830-1831 годов // Русская и зарубежная литература (Исследова-ния, статьи, публицистика). Саранск: Уч. зап. Морд. Ун-та. Вып. 61, 1967. С. 114-134; Белкин Д.И. Славянский номер "Литературной газеты" А.С.Пушкина и его друзей. // Сов. славяноведение, 1974, № 3. С. 6772; Батурова Т.К. "Литературная газета" в борьбе за реалистическую критику // Традиции и новаторство в русской литературе. Сб. тр. Отв. ред. Н.В.Осьмаков. М., 1977. С.102-114; Батурова Т.К. Проблема лирических жанров в "Литературной газете" А.С.Пушкина и А.А.Дельвига // Русская поэзия XVIII - XIX вв. (Жанровые особенности. Мотивы. Образы. Язык), Отв. ред. М.С.Силина. Куйбышев, 1986. С.54-64; .Блинова Е.М. "Литературная газета" А.А.Дельвига и А.С.Пушкина. 1830-1831. Указ. содерж. Вступ. ст. М.П.Еремина. М., 1966. 208 е.; Вацуро В.Э., Гиллельсон М.И. Сквозь "умственные плотины". Из истории книги и прессы пушкинской поры. М., 1972. 320 е.; Станько А.И. В "Литературной газете" // Станько А.И.
Литературная газета" 1840-1845 годов - одно из наиболее ярких изданий середины девятнадцатого века. В это время ее возглавляли такие выдающиеся редакторы, как А.А.Краевский, Ф.А.Кони, Н.А.Некрасов. На ее страницах появлялись произведения Лермонтова и Кольцова, Белинского и В.Ф.Одоевского, И.И.Панаева и Д.В.Григоровича. Вокруг нее сплачивались поэты и писатели "натуральной школы".
В то же время "Литературная газета" 1840-1845 годов относится к числу наименее изученных периодических изданий девятнадцатого века. Литература о ней крайне скудна. В фундаментальном библиографическом указателе К.Д.Муратовой "История русской литературы XIX -начала XX века"4 ей не посвящено ни одного номера. В.Е.Евгеньев-Максимов в своем фундаментальном трехтомном труде "Жизнь и деятельность Н.А.Некрасова" (М.; Л., 1947-1952) целую главку посвятил личным взаимоотношениям молодого Некрасова с редактором "Пантеона" и "Литературной газеты" Ф.А.Кони, отметив благотворное влияние Кони на начинающего поэта. Но в основном эта часть его исследования посвящена конфликту между ними, разгоревшемуся в 1841 году5. Для более глубокого анализа деятельности Некрасова и Кони в "Литературной газете" ученому явно не хватило материала. А.И.Станько в своем авторитетном исследовании "Русские газеты пер
А.С.Пушкин-журналист, его размышления и разборы. Ростов-на-Дону, 1999. С.42-49.
4 Муратова К.Д. История русской литературы XIX - начала XX века. СПб., 1993.
5 См.: Евгеньев-Максимов В.Е. Жизнь и деятельность Н.А.Некрасова. Т.1. М.; Л., 1947. С.230-242. вой половины XIX в."6 посвятил "Литературной газете" Краевского 1840-184 9 годов пространный обзор. Прежде всего он проанализировал программу В.Г.Белинского, изложенную в № 1 газеты за 18 4 0 год в рецензии на альманах "Утреняя заря", верно отметив, что «осуществить эту программу в начале 4 0-х годов "Литературная газета" не могла, так как ее ведущим критиком был беспринципный журналист Межевич, а сам Белинский был весь захвачен работой в "Отечественных записках"»7. Но далее ученый ошибочно утверждает, что "с 1841 по 1843 год редакторские обязанности по договоренности с Краевским исполнял Кони"8. На самом деле Кони редактировал "Литературную газету" с августа 1840 по декабрь 1843 года и с мая по декабрь 18 45 года. Эстетические принципы двух видных критиков и журналистов 1840-х годов были разные, поэтому, по справедливому замечанию А.И.Станько, «в пору редакторства Ф.Кони Белинский почти не сотрудничал в "Литературной газете"»9. Объективно оценивается автором обзора участие в рассматриваемом издании Н.А.Некрасова, деятельность которого "отвечала тем высоким целям, которые поставил перед литературным органом Белинский"10.
Особое внимание ученый уделил "Запискам для хозяев", приложению к газете, возникшему в 1844-1845 годах в преобразованном Краевским издании, в котором давались различные советы по домоводству и землепользованию и в котором рубрику "Кухня" вел князь
6 Станько А.И. Русские газеты первой половины XIX в. Ростов-на-Дону, 1969.
7 Станько А.И. Русские газеты первой половины XIX в. Ростов-на-Дону, 1969. С.118.
8 Там же.
9 Там же.
10 Там же. С. 119.
В.Ф.Одоевский. Исследователь тонко разглядел за статьями о сельской промышленности и рецептами по приготовлению различных блюд стремление редактора "записок" А.П.Заблоцкого и. В.Ф.Одоевского привлечь внимание читателей "Литературной газеты" к острым социальным проблемам того времени, самыми больными из которых были крепостное право и нищета простых людей. Не ускользнуло от внимания А.И.Станько и то, что вокруг "Литературной газеты" сплачивались писатели "натуральной школы" И.Панаев и Е.Гребенка, А.В.Соллогуб и В.И.Даль.
Обращаясь к "Литературной газете" второй половины 1840-х годов, исследователь допускает неточность, полагая, что под редакторством Н.Полевого в 184 6 году вышли шесть номеров газеты, в то время как их вышло семь.
Касаясь отношения "Литературной газеты" к Лермонтову, А.И.Станько обоснованно заявляет, что «"Литературная газета" А.Краевского популяризировала произведения Лермонтова, защищала его от нападок реакционной журналистики», но утверждение, что "в ней была опубликована "Песня про купца Калашникова" (1838, № 18)"11, неверно. Все-таки не следует смешивать «Литературные прибавления к "Русскому инвалиду"», где была опубликована песня, с "Литературной газетой", в которой поэт напечатал только одно свое произведение - "И скучно, и грустно" (1840, № 6) .
Обзор А.И.Станько явился первой попыткой краткого научного рассмотрения "Литературной газеты" Краевского 1840-х годов.
В "Лермонтовской энциклопедии" "Литературной газете" посвящена небольшая статья В.Б.Сандомирской12, но она грешит ошибками,
11 Там же. С. 133.
12 Сандомирская В.Б. "Литературная газета". // Лермонтовская энциклопедия. М., 1981. С.264. особенно досадными для справочного научного издания такого уровня. Так, неверно указаны В.Б.Сандомирской годы редакторства в "Литературной газете" известного критика, историка, писателя и драматурга Николая Алексеевича Полевого: 1844-184613. На самом деле Полевой успел выпустить под своим редакторством только семь номеров газеты, с 1 января по 16 февраля 1846 года. Преждевременная смерть 22 февраля 184 6 года прекратила его работу над изданием, а достойную замену видному журналисту и литератору Краевский в 18 4 6 году найти так и не сумел. Подписчики же были удовлетворены бесплатной раздачей недавно вышедшего из печати первого тома "Истории Петра Великого" Н.А.Полевого. Также ошибочно указано В . Б.Сандомирской, что Краевский редактировал "Литературную газету" в 1840, 1844 и 1847 годах14. На самом деле он был редактором этого издания с января по август 1840 года и с января 1844 по май 1845 года. Ошибка в указании времени редакторства Краевского повлекла за собой ошибку и в указании редакторства в "Литературной газете" Ф.А.Кони: 1841-184315. На самом деле Кони ее редактировал с августа 1840 по декабрь 1843 года и с мая по декабрь 1845 года. В 1847184 9 годы "Литературную газету" возглавлял критик, писатель и драматург Владимир Рафаилович Зотов. Грубые ошибки и поверхностно составленная библиография "ЛГ о Лермонтове" привели автора публикации к неточному выводу, что "в годы редакторства Н.А.Полевого (1844-1846) и В.Р.Зотова (1847-1849) количество отзывов о Л<ермонтове> сократилось"16. Действительно, интерес "Литературной
13 Там же.
14 Там же.
15 Там же.
16 Там же. газеты" к творчеству Лермонтова снизился, но только в 1846-1849 годах.
Существенные пропуски в библиографии В.Б.Сандомирской были значительно восполнены О.В.Миллер в составленном ею библиографическом указателе "Литература о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова. 1825-1916"17.
Единственной монографией, посвященной изучению "Литературной газеты" указанного периода до настоящего времени, является исследование Б.В.Мельгунова "Некрасов и Белинский в "Литературной газете" (Хроника, гипотезы, находки)"18, написанная автором еще к 170-й годовщине со дня рождения Н.А.Некрасова и к 180-й годовщине со дня рождения В.Г.Белинского. Своей главной задачей ученый определил ".установить характер и степень участия Некрасова и Белинского в "Литературной газете", дать хронику творческого и личного сближения двух деятелей литературы, под сильным воздействием которых развивалась вся русская литература XIX столетия после Пушкина и Гоголя"19. С присущей ему скрупулезностью Б.В.Мельгунов последовательно показывает, как из года в год росло мастерство Некрасова -журналиста, критика и редактора, пестуемого двумя талантливыми старшими товарищами и наставниками Андреем Александровичем Краев-ским и Федором Алексеевичем Кони при непосредственном и самом активном участии Виссариона Григорьевича Белинского. И если в 1841 году Некрасов, образно говоря, состоял "на службе у Федора Кони", а в 1842 - "у Краевского в ученье", то в 1844-1845 годах он стал,
17 Литература о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова. Библиографический указатель. 1825-1916. // Составила О.В.Миллер. Л., 1990.
18 Мельгунов Б.В. Некрасов и Белинский в "Литературной газете". СПб., 1995.
19 Указ . соч . , с . 8 . как убедительно, на наш взгляд, доказал автор монографии, негласным редактором "Литературной газеты"20. Сотрудничество в "Литературной газете" стало хорошей школой журналистского мастерства для будущего великого поэта и редактора "Современника" и "Отечественных записок".
Но главным достоинством труда Б.В.Мельгунова, по нашему мнению, является убедительная атрибуция Некрасову и Белинскому ряда статей, напечатанных в "Литературной газете" 1840-1845 годов анонимно .
В то же время в монографии Б.В.Мельгунова встречаются отдельные неточности и опечатки. Так, в частности, неправильно указаны инициалы члена "журнального триумвирата" Н.И.Греча: Н.А.Греч21, а также редактора журнала "Пантеон русского и всех европейских театров" (1840-1841) Ф.А.Кони: А.Ф.Кони22. Неверно утверждение автора, что "Литературная газета" просуществовала до 18 4 8 года23: "Литературная газета" А.А.Краевского выходила на протяжении всех 1840-х годов и прекратила свое существование в 1849 году. Не совсем точно суждение Б.В.Мельгунова о "Портретной галерее" И.И.Панаева. Во введении исследователь пишет: «Мне уже приходилось писать о причастности Белинского к замыслу и публикации в газете цикла сатирических очерков И.И.Панаева "Портретная галерея". После публикации двух последних очерков этого цикла в № 7 и 8 "Литературной газеты" Белинский не без гордости писал В.П.Боткину: "Портрет Панаева и все выходки в "Литературной газете" против Гре
20 Там же. С.25, 31, 49.
21 См.: Мельгунов Б.В. Некрасов и Белинский в "Литературной газете". Спб., 1995. С.47.
22 Там же. С. 72 .
23 Там же. С. 4 . ча производят сильный эффект - он рвет волосы и неистовствует"»24. Действительно, в № 7 "Литературной газеты" от 16 января 1841 года и в № 8 от 18 января 1841 года были напечатаны последние "Эскизы из Портретной галереи Ив.Панаева", но не их имел в виду Белинский в своем письме к Боткину, так как оно датировано 16-21 апреля 1840 года. Таким образом, слова критика относятся не ко всем, а только к первым четырем портретам Панаева, напечатанным в 18 4 0 году в "Литературной газете" (№ 5 от 17 янв. , № 12 от 10 февр., № 16 от 24 февр. и № 19 от 6 марта).
Посвятив свою строго аргументированную монографию в основном деятельности в "Литературной газете" только двух ее главных сотрудников, Б.В.Мельгунов тем не менее не считает, что "характер и степень участия Некрасова и Белинского в "Литературной газете" могут считаться теперь до конца проясненными"25, и справедливо замечает, что "интересной и важной работы впереди много"26.
К деятельности Некрасова в "Литературной газете" ученый также обращается в своей книге "Некрасов-журналист"27.
Изучение "Литературной газеты" сороковых годов девятнадцатого века, одного из интереснейших изданий своего времени, еще только начинается, так как в недалеком прошлом приоритет в изучении русской журналистики девятнадцатого века явно отдавался так называемым революционно-демократическим изданиям: некрасовским "Современнику" и "Отечественным запискам", писаревскому "Русскому слову" или заграничным изданиям А.И.Герцена. При этом не принима
24 Там же. С. 6-8
25 Там же. С.126.
26 Там же.
27 Мельгунов Б.В. Некрасов-журналист (Малоизученные аспекты проблемы). Л., 1989. лось во внимание, что журнально-газетный мир России был многообразным, в нем существовало немало различных литературных партий и направлений, которые концентрировались вокруг соответствующих печатных органов, например, проправительственных "Северной пчелы" Ф.Булгарина, "Русского вестника" М.Каткова или либеральных "Отечественных записок", "Литературной газеты" и "Голоса" А.Краевского.
Данная работа ставит своей целью восполнить хотя бы небольшой пробел в изучении общественно-литературной жизни Росии первой половины 1840-х годов, связанный с одним из изданий Краевского -"Литературной газеты": дать общую, достаточно подробную, характеристику "Литературной газеты" первой половины 1840-х годов, очертить основной круг ее сотрудников, уточнить ее литературно-общественную позицию в острой полемической борьбе того времени и выяснить ее отношение к двум гениям русской литературы - Пушкину и Гоголю.
Список научной литературыТалашов, Григорий Петрович, диссертация по теме "Журналистика"
1. Белинский. Указ. соч. Т.VI. С.398.
2. Библиотека для чтения. 1842. том 53.
3. Русский вестник. 1842. № 5-6. Отд.III.
4. Северная пчела. 1843. № 18.
5. Северная пчела. 1840. № 47. 29 февр. С.186-187.
6. Северная пчела. 1840. № 131. 13 июня. С.522.
7. Пантеон. 1840. Ч.З, № 7. С.109.
8. Высказывалось предположение, что за псевдонимом Ф.Майков скрывался Н.А.Некрасов. См.: Некрасов H.A. Полн. собр. соч. и писем в 15 томах. Т.Х. Кн.2. С.259; Мельгунов Б.В. "Всему начало здесь." Ярославль. 1997. С. 70.
9. Пантеон. 1840. 4.4, № 10. Отд.1. С.51.
10. Северная пчела. 1840. № 211. 19 сент. С.842.
11. См.: Репертуар. 1841. Т.1. № 4.
12. См.: Северная пчела. 1841. № 206. 17 сент. С.822.
13. Белинский. Указ. соч. Т.XI. М., АН СССР. 1956. С.451. Далее ссылки на это издание приводятся в тексте с указанием тома и страницы.
14. Сын отечества. 1840. Т.1. Кн.2. Янв. С.492.
15. РГИА. Ф.111. Оп.1. № 1561. Л.1.
16. В выходные данные указанного номера "Литературной газеты" вкралась ошибка: он вышел из печати не 28 января, а 2 8 февраля 184 0 г.
17. Улыбышева Е. Последняя песнь лебедя. М., 1864. С.42-43.
18. Библиотека для чтения. 18 42. № 11. Литературная летопись.С.9.4 Там же.
19. Плетнев П.А. Сочинения и переписка. Том второй. СПб., 1885. С.525.
20. Библиотека для чтения. 1844. № 4. Литературная летопись.С.49.
21. ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ И АЛЬМАНАХИ
22. Библиотека для чтения. 1842-1844 гг.
23. Литературная газета. 1831-1832, 1840-1849 гг.
24. Московский телеграф. 1827 г.
25. Отечественные записки. 1840-1845 гг.
26. Пантеон русского и всех европейских театров. 1840-1841 гг.
27. Репертуар русского театра. 18 41 г.
28. Репертуар и пантеон. 1842 г. 8 . Русский вестник. 1842 г.9.Русский инвалид. 1843 г.
29. Северная пчела. 1840-1846 гг.11.Современник. 1844 г.12.Сын отечества. 1840 г.
30. Утренняя заря. Альманах на 1841 год, изданный В. Владиславлевым. Спб., 1841.14 .Физиология Петербурга. // М., 1991. 283 с. Изд. подготовил В.И.Кулешов.1.. СОБРАНИЯ СОЧИНЕНИЙ
31. Белинский В.Г. Полн. собр. соч.: в 13 томах. М., 1953-1959. Тт. III-XII.
32. Белинский В.Г. Собр. соч.: В 9 томах. Т.9. М., 1982.
33. Гоголь Н.В. Собр. худ. пр-ний: В пяти томах. Издание второе. Т.5. М.: АН СССР, 1960.
34. Некрасов H.A. Полн. собр. соч. и писем: В 15 томах. Тт.XI-XIII. Л., 1981-1999.
35. Плетнев П. А. Сочинения и переписка: В 3 томах. Т.Н. Спб., 1885.
36. Сочинения Зенеиды Р-вой. Т.1-4. Спб., 1843.
37. I. ДНЕВНИКИ,ПИСЬМА И ВОСПОМИНАНИЯ СОВРЕМЕННИКОВ
38. Анненков П.В. Литературные воспоминания. М., I960. 684 с.
39. В.Г.Белинский в воспоминаниях современников. М., 1962. 757 с.
40. Гоголь в воспоминаниях современников. М., 1952. 715 с.
41. Григорович Д.В. Литературные воспоминания. М., 1987.
42. Некрасов в воспоминаниях современников. М., 1971.
43. Никитенко A.B. Дневник: В 3 тт. Т.1. М., 1955.
44. Панаев И. И. Литературные воспоминания. М., 198 8. 444 с.
45. Пушкин в воспоминаниях современников: В 2 тт. Изд. третье, доп. Спб., 1998.1.. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
46. Булгарин Ф.В. Комары. Спб., 1842.
47. Булгарин Ф.В. Очерки русских нравов. Спб., 18 43.
48. Булгарин Ф.В. Сочинения. // Авт. вступ. ст. и примеч. Н.Н.Львова. М., 1990. 704 с.
49. Сенковский О. И. Сочинения Барона Брамбеуса. // Сост., вступ. ст. и примеч. В.А.Кошелева и А.Е.Новикова. М., 1989. 496 с.
50. Улыбышева Е. Последняя песнь лебедя. М., 18 64.V. СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА
51. Боград В.Э. Журнал "Отечественные записки" 1839-1848. Указатель содержания. М., 1985. 2.Зарубежные писатели. Биобиблиографический словарь. В 2 частях.Под ред. Н.П.Михальской. М., 1997. 3.Лермонтовская энциклопедия. М., 1981.
52. Лисовский Н.М. Библиография русской периодической печати. 1703-1900. (Материалы для истории русской журналистики). В 2 томах. Репринт. М., 1995.
53. Литература о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова. Библиографический указатель 1825-1916. // Составила О.В.Миллер. Л., 1990.
54. Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. В 4 т. М., 1956-1960.
55. Муратова К.Д. История русской литературы XIX начала XX века. Библиографический указатель. Спб., 1993.
56. Русские писатели. 1800-1917. Биографический словарь. // Ред-кол.: П.А.Николаев и др. Том 1. М., 1989. Том 2. М., 1992. Том 3. М., 1994. Том 4. М., 1999.
57. Русские писатели. XIX век. Биобиблиографический словарь. В двух частях. М., 1996. Под ред. П.А.Николаева. 2-е изд., дора-бот.
58. Русский биографический словарь: В 25 томах. Спб., 18 96-1913.
59. Указатели содержания русских дореволюционных газет. Библиографический указатель. // Сост. С.А.Кузьмин, М.А.Тарасов, Г.Н.Яковлев. Л., 1986.
60. Энциклопедический словарь. Изд.: Ф.А.Брокгауз, И.А.Ефрон. Спб., 1893-1907.VI. НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА
61. Батурова Т.К. "Литературная газета" в борьбе за реалистическую критику // Традиции и новаторство в русской литературе. Сб. тр. Отв. ред. Н.В.Осьмаков. М., 1977. С.102-114.
62. Батурова Т.К. Проблема лирических жанров в "Литературной газете" А.С.Пушкина и А.А.Дельвига // Русская поэзия XVIII XIX вв. (Жанровые особенности. Мотивы. Образы. Язык), Отв. ред. М.С.Силина. Куйбышев, 1986. С.54-64.
63. Белкин Д.И. Славянский номер "Литературной газеты" А.С.Пушкина и его друзей. // Сов. славяноведение, 1974, № 3. С.67-72
64. Березина В. Г. Этюды о Белинском журналисте и критике. Спб. , 1991. 128 с.
65. Березина В.Г. В.Г.Белинский и вопросы истории русской журналистики. Л., 1973. 144 с.
66. Березина В. Г. Русская журналистика второй четверти XIX века (1840-е годы). Л., 1969. 111 с.
67. Блинова Е.М. "Литературная газета" А.А.Дельвига и А.С.Пушкина. 1830-1831. Указ. содерж. Вступ. ст. М.П.Еремина. М., 1966. 208 с.
68. Вацуро В.Э., Гиллельсон М.И. Сквозь "умственные плотины". Из истории книги и прессы пушкинской поры. М., 1972. 320 с.
69. Галин Г. А. Поэты-декабристы на страницах "Литературной газеты" 1830-1831 годов // Русская и зарубежная литература (Исследова-ния, статьи, публицистика). Саранск: Уч. зап. Морд. Ун-та. Вып. 61, 1967. С.114-134.
70. Громова Л.П. А.И.Герцен и русская журналистика его времени. Спб., 1994 . 156 с.
71. Дементьев А.Г. Очерки по истории русской журналистики 18401850 гг. М.; Л., 1951.
72. Евгеньев-Максимов В.Е., Березина В. Г. Николай Алексеевич Полевой. Очерк жизни и деятельности 1846-1946. Иркутск, 1947.
73. Евгеньев-Максимов Е. Жизнь и деятельность Н.А.Некрасова. В 3-х т. T.I. М.; Л., 1947. 416 с.
74. Калаш B.B. Pusckiniana. Вып.1. Киев, 1903.
75. Кулешов В.И. "Отечественные записки" и литература 40-х годов XIX века. М., 1959.
76. Кулешов В.И. Натуральная школа в русской литературе XIX века. М., 1965. 300 с.
77. Кулешов В.И. История русской критики. 2-е изд. М., 1978. 526 с.
78. Кулешов В.И. Литературные связи России и Западной Европы в XIX (первая половина). М., 1977. 461 с.
79. Лемке М. Очерки по истории русской цензуры и журналистики XIX столетия. Спб., 1904.
80. Литературное наследство. ТТ.49-50. М., 1949; тт.51-52. М., 1949; тт.53-54. М., 1949; т.55. М., 1948; т.56. М., 1950; т.57. М., 1951.
81. Мельгунов Б.В. Некрасов-журналист (Малоизученные аспекты проблемы) . Л., 1989. 280 с.
82. Мельгунов Б. В. Некрасов и Белинский в "Литературной газете". Спб., 1995. 127 с.
83. Мельгунов Б.В. "Всему начало здесь." (Некрасов и Ярославль) . Ярославль, 1997. 237 с.
84. Некрасовский сборник. XI-XII. Спб., 1998.
85. Станько А.И. Русские газеты первой половины XIX в. Ростов-на-Дону, 1969. 202 с.
86. Станько А.И. А.С.Пушкин-журналист, его размышления и разборы. Ростов-на-Дону, 1999. 134 с.
87. Станько А. Литературные газеты 30-40-х годов XIX века и цензура. // Вестник Лен. ун-та, № 2, серия ист., яз. и лит-ры, вып.1. ЛГУ, 1965.VII. ЛИТЕРАТУРА НА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКАХ
88. D'О.ffа Е. Etincelles et cendres. M., 1842.
89. D'Oulibicheffa E. Pensees et Soucis. M., 1843.
90. D'Oulibicheffa E. Epines et lauriers. M., 1845.
91. D'Oulibicheffa E. Journal d'une solitaire. M., 1853.
92. Welp Treumund. Petersburger stizzen. Leipzig, 1842.