автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.10
диссертация на тему:
В.Ф. Одоевский - издатель, редактор и журналист

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Гусев, Никита Владимирович
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.10
Диссертация по филологии на тему 'В.Ф. Одоевский - издатель, редактор и журналист'

Полный текст автореферата диссертации по теме "В.Ф. Одоевский - издатель, редактор и журналист"

На правах рукописи

005052174

Гусев Никита Владимирович

В. Ф. ОДОЕВСКИЙ — ИЗДАТЕЛЬ, РЕДАКТОР И ЖУРНАЛИСТ (1820- 1848 гг.)

Специальность 10.01.10- журналистика

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

18 ДПР 2013

Москва-2013

005052174

Диссертация выполнена на кафедре истории русской литературы и журналистики факультета журналистики Московского государственного университета имени М. В.Ломоносова

Научный руководитель: кандидат филологических наук, доцент ка-

федры истории русской литературы и журналистики факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова Прохорова Ирина Евгеньевна

Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор кафедры истории русской литературы филологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова Зыкова Галина Владимировна

кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики Международного университета природы, общества и человека «Дубна», филиал «Угреша» Павельева Юлия Евгеньевна

Ведущая организация - Институт высших гуманитарных исследований им. Е. М. Мелетинского Российского государственного гуманитарного университета

Защита состоится « Ж

» ¿2./ 2013 г. в

на заседании диссертационного совета Д 501.001.07 по журналистике в Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова по адресу: Москва, 125009, ул. Моховая, 9, ауд. 103.

С диссертацией можно ознакомиться в Фундаментальной библиотеке МГУ по адресу: Москва, 119192, Ломоносовский проспект, 27

Автореферат разослан « 2013 года.

Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат филологических наук, доцент

тавкин

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Деятельность князя Владимира Федоровича Одоевского (1804 - 1869), выходца из аристократической, но обедневшей семьи, многогранна. Писатель, литературный критик, журналист, издатель, музыкальный деятель, педагог, философ, ученый и популяризатор науки, цензор, сотрудник различных государственных ведомств, он сумел оставить значительный след в истории русской культуры, в развитии русского общества. Этому во многом способствовала установка Одоевского на энциклопедизм и многообразие деятельности, что, в свою очередь, было обусловлено его тяготением с юных лет к просветительской философской традиции и одновременно к начавшей тогда проникать в Россию романтической философии, к романтическому идеалу неординарной цельной человеческой личности. Уже современников поражала широта интересов, разносторонность познаний и вместе с тем систематичность и своеобразие мышления Одоевского. В 1844 году известный литературный критик и издатель, филолог, академик Петербургской академии наук и ректор Петербургского университета П. А. Плетнев, много лет знавший Одоевского и близко с ним общавшийся, отмечал: «Князь В. Ф. Одоевский в наше время есть самый многосторонний и самый разнообразный писатель в России. <...> Создавши множество своеобразных форм изложения истин, он обнаружил в себе писателя независимого и оригинального»1.

Культурно-просветительские установки Одоевского обусловили его внимание к журналистике. На протяжении почти полувека (с 1820 по 1869 годы) он участвовал в ведущих периодических изданиях, откликаясь на актуальные проблемы социокультурного развития России и стремясь своим словом воздействовать на умы и души современников. Одоевский выступал в различных печатных изданиях: по типу (газеты, журналы, альманахи, сборники), по форме собственности (университетские, ведомственные, частные, издаваемые в «складчину»), по позиции (издания круга любомудров и «литературной аристократии», демократическая качественная

1 Плетнев П. А. Сочинения и переписка. СПб., 1885. Т. 2. С. 461 -462.

периодика и органы «торгового» направления), по целевой аудитории (для детей, для крестьян) и, конечно, по уровню влиятельности.

Творчество В. Ф. Одоевского вызывало постоянный интерес аудитории. Многие его художественные и публицистические сочинения, издательские проекты, выход собрания сочинений в 1844 году получили отклики читателей, в том числе в периодике тех лет. Например, выдающийся критик и публицист В. Г. Белинский на протяжении всей своей деятельности касался творчества Одоевского, так или иначе, более чем в 40 разных по объему статьях и рецензиях, а также в 13 письмах разных лет. Литератор и юрист А. Ф. Кони считал, что «труды и личность этого человека заслуживают и пристального внимания, и глубокого, благодарного уважения»1. И сегодня, когда мир все больше осознает взаимосвязанность разнообразных сфер жизни природы, человека и общества, как и различных областей знания, богатое наследие Одоевского оказывается очень актуально и для читателей вообще, и для исследователей.

Особый интерес представляет публицистическая и журнально-издательская деятельность Одоевского. Прежде всего ценен его опыт создания качественных интеллектуальных изданий для образованного читателя, которых явно недостает современной печати. Не менее важны его опыты в сфере периодических изданий для малоподготовленной аудитории — для детей и простонародья. И при этом деятельность Одоевского - журналиста, редактора и издателя не становилась предметом специального исследования, до сих пор не получила достаточно полного, глубокого и, что особенно важно, целостного рассмотрения в ее внутреннем развитии и в непосредственных и опосредованных связях с общественно-историческим, литературно-журнальным движением 1820 - 1840-х годов. Ведь сложность изучения его творчества во многом объясняется как раз тем, что он был энциклопедически образованным человеком с многообразными интересами, ярко проявил себя в различных сферах — художественной литературе и литературной критике, философии, музыковедении и музыкальной критике,

1 Кони А. Ф. Очерки и воспоминания. СПб., 1906. С. 51.

педагогике и т.д. И все это в большой мере нашло отражение в его разносторонней журнально-издательской, журналистской деятельности.

Степень научной разработанности темы. Анализ творчества Одоевского - журналиста, редактора и издателя начался еще при его жизни в работах таких критиков, как В. Г. Белинский. В год смерти Одоевского вышел сборник «В память о князе В. Ф. Одоевском», включивший выступления известных деятелей русской культуры, хороших знакомых Одоевского,

A. И. Кошелева, Н. В. Путяты, М. П. Погодина, В. А. Соллогуба, на заседании Общества любителей российской словесности 13 апреля 1869 года'. Попытка осмыслить его творческий путь в целом была предпринята в 1880 году — А. П. Пятковским на основе личных воспоминаний2.

В конце XIX - начале XX века после периода некоторого затишья в сфере интереса к фигуре Одоевского стали появляться исследовательские работы обзорного характера о жизни и литературно-журнальной деятельности Одоевского, среди которых наиболее ценными представляются очерки Н. Ф. Сумцова и Д. Д. Языкова3.

Из дореволюционных исследований творчества Одоевского необходимо особо выделить фундаментальную по объему привлеченного материала, в том числе ранее не публиковавшегося, и уровню его осмысления монографию П. Н. Сакулина «Из истории русского идеализма. Князь

B. Ф. Одоевский. Мыслитель — писатель»4, которую отличает введение в научный оборот большого количества архивных материалов. Сакулин рассматривает главным образом произведения Одоевского — философа и писателя, хотя определенное внимание уделяется и деятельности Одоевского как издателя, редактора и журналиста. Из публикаций начала XX века так-

1 В память о князе В. Ф. Одоевском. Заседание Общества любителей российской словесности, 13 апреля 1869 года. М., 1869.

2 Пятковский А. П. Князь В. Ф. Одоевский. Литературно-биографический очерк в связи с личными воспоминаниями. СПб., 1880.

3 Сумцов Н. Ф. Князь В. Ф. Одоевский. Харьков, 1884; Языков Д. Князь В. Ф. Одоевский (Его жизнь и деятельность). Историко-литературный очерк с приложением подробного библиографического указателя. М., 1903.

4 Сакулин П. Н. Из истории русского идеализма. Князь В. Ф. Одоевский. Мыслитель — писатель. М., 1913. Т. 1. Ч. 1 -2.

же стоит упомянуть статью В. В. Розанова «Чаадаев и кн. Одоевский», опубликованную в 1913 году в популярной газете «Новое время»1.

В советскую эпоху изучение творческого наследия Одоевского велось более дифференцированно. Появлялись исследования по разным видам деятельности Одоевского: педагогической2, музыкальной3, библиотечной4. В поле зрения исследователей постоянно находились те или иные аспекты литературно-художественного и философского наследия В. Ф. Одоевского. Ю. В. Манн впервые показал значение Одоевского и его книги «Русские ночи» в развитии русской философской эстетики 1820 - 1840-х годов5.

В 1986 году в Лондоне вышла монография Нейла Корнуэлла «The life, times and milieu of V. F. Odoyevsky»6, в которой английский исследователь подводил итоги определенного этапа изучения вопроса, суммируя уже известные факты и материалы. Основное внимание, естественно при таком подходе, уделено деятельности Одоевского писателя, мыслителя, музыканта и педагога. Вопросы, связанные со вкладом Одоевского в развитие русской журналистики, в исследовании практически не затрагиваются.

Гораздо дальше в этом отношении продвинулась М. А. Турьян в содержательной и увлекательно написанной книге «Странная моя судьба...»7, опирающейся на новые архивные разыскания. Вместе с тем исследовательница, стремясь заполнить лакуны в биографии Одоевского 1804 - 1840-х годов, разумеется, не ставила перед собой цель исчерпывающе охарактеризовать его журнально-издательскую деятельность.

1 Розанов В. В. Чаадаев и кн. Одоевский // Новое время. 1913. 10 апр. № 13319.

2 Струминский В. Я. В. Ф. Одоевский и его педагогические идеи // Одоевский В. Ф. Избранные педагогические сочинения. М., 1955. С. 5 - 58; Тарасов Д. Ф. Народные и учебные книги В. Ф. Одоевского // Уч. зап. Коломенского педаг. инст-та. T. V. Коломна, 1961. С. 75-114.

3 Бернандт Г. Б. В. Ф. Одоевский - музыкант // Одоевский В. Ф. Музыкально-литературное наследие. М., 1956. С. 5 - 75.

4 Голубева О. Д., ГолъдбергА. Л. В. И. Соболыциков. В. Ф. Одоевский. М., 1983.

5 Манн Ю. В. Русская философская эстетика. М., 1969. С. 104 - 113.

6 Cornwell N. The life, times and milieu of V. F. Odoyevsky. London, 1986. (Корнуэлл H. Жизнь, эпоха и окружение В. Ф. Одоевского. Лондон, 1986. - перевод названия книги наш. —Н. Г.)

1 Турьян М. А. «Странная моя судьба...»: О жизни Владимира Федоровича Одоевского. М, 1991.

Только в начале XXI века предметом особого внимания исследователей стала цензорская деятельность Одоевского, что нашло достаточно подробное отражение в кандидатской диссертации Н. А. Паршуковой1. В этой связи в нашем исследовании данные вопросы практически не поднимаются, как и вопросы книгоиздательской деятельности Одоевского и его творчества как писателя. В названной работе также дана краткая обзорная характеристика теоретических взглядов Одоевского на журналистику, а его практическая деятельность в этой области рассмотрена на примере только двух изданий — «Детские книжки для воскресных дней» (1834 - 1835 гг.) и «Сельское чтение» (1843 - 1848 гг.). Поставленная Паршуковой задача изначально исключала из поля исследования творчество Одоевского как журналиста, издателя и редактора в 1820-е годы, как и более подробный анализ его пути в журналистике в целом.

Несмотря на достаточно активное и постоянное участие Одоевского в периодике 1820 - 1840-х годов, его вклад в развитие отечественной журналистики этого периода изучен на сегодняшний день лишь частично. В основном внимание уделялось его участию в таких изданиях, как «Мнемози-на»2 и «Современник»3. Была предпринята попытка определить степень участия Одоевского в организации «Отечественных записок», а также его вклад в «Детские книжки для воскресных дней» и «Сельское чтение»4. Хотя и здесь остаются существенные лакуны в историко-журналистском знании

1 Паршукова Н. А. В. Ф. Одоевский — теоретик и практик печати и цензуры 1830 - 1840-х гг. Дис. ... канд. филол. наук. СПб., 2004.

2 Дрыжакова Е. Я Из полемики «Мнемозины» // Русская литература. 1975. № 4; Глассе

A. Критический журнал «Комета» В. К. Кюхельбекера и В. Ф. Одоевского // Литературное наследие декабристов. Л., 1975. С. 280-285.

3 Измайлов Н. К вопросу об участии В. Ф. Одоевского в посмертном «Современнике» // Памяти П. Н. Сакулина. М., 1931. С. 83 - 89; Заборова Р. В. Неизданные статьи

B. Ф. Одоевского о Пушкине // Пушкин: Исследования и материалы. Т. I. М.-Л., 1956. С. 313 - 342; Березина В. Г. Из истории «Современника» Пушкина // Пушкин: Исследования и материалы. Т. I. М.-Л., 1956. С. 278 - 312; Туръян М. А. Из истории взаимоотношений Пушкина и В. Ф. Одоевского // Пушкин: Исследования и материалы. Л., 1983. Т. XI.

C. 174-191.

4 Могилянский А. П. А. С. Пушкин и В. Ф. Одоевский как создатели обновленных «Отечественных записок» // Известия АН СССР. Сер. истории и философии. Т. 6. № 3. 1949. С. 206 - 226; Кулешов В. И. «Отечественные записки» и литература 40-х годов XIX века. М., 1958; Паршукова Н. А. В. Ф. Одоевский — теоретик и практик печати и цензуры 1830 - 1840-х годов. Автореф. дис. ... канд. филол. наук. СПб., 2004.

об этих сторонах творческой биографии Одоевского. Явно недостаточно изученным остается вклад Одоевского-журналиста в «Московский телеграф», «Московский вестник», «Московский наблюдатель», «Литературные прибавления к "Русскому инвалиду"». И в целом роль Одоевского в истории русской журналистки 1820 - 1840-х годов еще не вполне четко определена, как и место литературно-журнальной деятельности в его собственной творческой биографии, что, представляется, приводит к их недооценке. Это связано и с отсутствием в современной научной литературе монографического исследования жизни и творчества Одоевского, и с недостаточным вниманием к его фигуре в научной и учебной литературе по истории русской журналистики.

Научная новизна работы заключается в том, что в диссертации впервые комплексно проанализирована деятельность В. Ф. Одоевского как издателя, редактора, журналиста с 1820-го по 1848-й год, что позволяет уточнить уровень и характер влияния Одоевского на развитие отечественной периодической печати и значимость журнально-издательского творчества в жизни самого Одоевского. Подробное последовательно-хронологическое освещение многообразного участия Одоевского в периодике 1820 - 1840-х годов проливает свет и на некоторые до сих пор недостаточно изученные явления в истории русской журналистики.

Объектом исследования является журналистская, редакторская и издательская деятельность В. Ф. Одоевского в наиболее активный для него период — с 1820 по 1848 годы. Предмет исследования — это публикации Одоевского в периодике, его высказывания как редактора, а также реализованные и неосуществленные издательские проекты 1820 - 1840-х годов.

Рамки исследования. При многообразии изданий, в которых участвовал Одоевский, и, главное, интенсивности его журнально-издательской практики представляется целесообразным в данной работе, нацеленной на целостный, по возможности подробный и систематический ее анализ, ограничить исследование периодом с 1820-го, когда состоялся его дебют, до 1848 года, когда вышла последняя книжка «Сельского чтения». Выделение

1848 года обусловлено тем, что позднее Одоевский уже не выступал в периодике в качестве издателя — редактора, хотя как «вкладчик» он, конечно, продолжал, пусть и гораздо реже, участвовать в периодической печати вплоть до своей смерти в 1869 году.

В 1820 - 1840-х годах Одоевский печатал художественные, литературно- и музыкально-критические, публицистические произведения в журналах «Каллиопа» (1820), «Благонамеренный» (1820), «Вестник Европы» (1821-1825), «Московский телеграф» (1825), «Московский вестник» (18271829), «Журнал общеполезных сведений» (1833), «Библиотека для чтения» (1834-1836), «Московский наблюдатель» (1835-1836), «Современник» (1836-1837), «Отечественные записки» (1839-1842); в газетах «Литературная газета» (1830), «Северная пчела» (1833-1836), «Литературные прибавления к "Русскому инвалиду"» (1837-1838), «Записки для хозяев» (приложение к «Литературной газете») (1844-1845); альманахах «Мнемозина» (1824-1825), «Урания» (1826), «Северная лира» (1827), «Северные цветы» (1831, 1832), «Альциона» (1833), «Комета Белы» (1833), «Новоселье»

(1833), «Детские книжки для воскресных дней» (1834, 1835), «Денница»

(1834), «Сельское чтение» (1843-1848).

В данной диссертационной работе поставлена цель монографически рассмотреть и, соответственно, охарактеризовать путь В. Ф. Одоевского — издателя, редактора и журналиста в 1820 — 1848 годах, выявить его стратегии как автора, а также редактора и издателя, инициатора различного рода изданий в связи с особенностями их типологии и идейной направленности.

Задачи исследования:

— уточнить цели и формы участия В. Ф. Одоевского в различных органах печати на протяжении изучаемого периода в связи с развитием его представлений о назначении журналистики, ее функциях и принципах;

— всесторонне проанализировать тематику и проблематику его выступлений в периодической печати;

— охарактеризовать жанрово-стилистический репертуар Одоевского — участника журнального процесса;

— выявить характер редакторской деятельности Одоевского, уточнить круг его обязанностей в составе различных «редакционных групп»;

— определить вклад Одоевского в становление и развитие различных типов периодических изданий;

— показать особенности издательских проектов Одоевского в контексте развития разных журнально-издательских моделей в 1820 - 1840-х годах;

— установить общее и различное в литературно-критической, жур-нально-издательской, публицистической практике Одоевского и крупнейших деятелей журналистики времени — М. Т. Каченовского,

B. К. Кюхельбекера, Н. А. Полевого, М. П. Погодина, Ф. В. Булгарина, О. И. Сенковского, А. С. Пушкина, А. А. Краевского, В. Г. Белинского, А. С. Хомякова и др.

Для выполнения поставленных задач привлекаются разные виды источников. Во-первых, это периодика 1820 - 1840-х годов. В ходе работы проанализированы годовые комплекты и отдельные номера более 20 изданий. Второй важнейшей группой источников, привлеченных для диссертационного исследования, стали архивные материалы, хранящиеся в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге (ф. 539, архив В. Ф. Одоевского). В диссертации используются рукописные документы, касающиеся издательских проектов Одоевского, а также личная переписка, договоры об организации периодических изданий. Анализируются также письма и документы из других фондов ОР РНБ —

C. П. Шевырева (ф. 850), А. А. Краевского (ф. 391), В. А. Бильбасова и А. А. Краевского (ф. 73), М. Н. Загоскина (ф. 291). Исследование потребовало обращения и к архивным материалам из фондов Российского государственного исторического архива (РГИА): ф. 777 (Главный цензурный комитет), ф. 940 (фонд А. П. Заблоцкого-Десятовского), и к документам, хранящимся в Научно-исследовательском отделе рукописей Российской государственной библиотеки (НИОР РГБ) и Российском государственном архиве

литературы и искусства (РГАЛИ). Многие материалы вводятся в научный оборот впервые.

Методология исследования. Методологической основой диссертации стал историко-культурный подход, предполагающий рассмотрение материала в широком контексте литературно-эстетического движения и развития русской журналистики первой половины XIX века. Автор опирался на исследования по теории журналистики, истории русской литературной критики и журналистики В. Г. Березиной, Е. Л. Вартановой,

Л. П. Громовой, Б. И. Есина, А. В. Западова, Я. Н. Засурского, Г. В. Зыковой, В. И. Кулешова, Г. В. Лазутиной, Е. П. Прохорова, А. И. Станько и др.; а также на работы, посвященные истории русской литературы и философии 1820 - 1840-х годов и собственно творчеству В.Ф.Одоевского, — В. Э. Вацуро, Е. Э. Вишневской, Б. Ф. Егорова, В. И. Егоровой, 3. А. Каменского, Н. Корнуэлла, Ю. В. Манна, М. И. Медового, Н. А. Паршуковой, А. П. Пятковского, П. Н. Сакулина, В. И. Сахарова, Н. Ф. Сумцова, М. А. Турьян, О. В. Цехновицера и др.

В качестве рабочей гипотезы исследования выступает положение о том, что, во-первых, вклад В. Ф. Одоевского в развитие отечественной журналистики 1820 - 1840-х годов все еще недооценен и, во-вторых, журналистика занимает более важное место в его творческой жизни, чем принято было считать до сих пор.

Основные положения, выносимые на защиту:

— деятельность В. Ф. Одоевского - журналиста, редактора и издателя в 1820 - 1848 годы занимает очень существенное место и в его собственной творческой биографии, и в истории русской журналистики в целом;

— В. Ф. Одоевский ценил журналистику, с одной стороны, как необходимое пространство для диалога и обсуждения актуальных явлений в жизни общества, литературы, искусства и науки, а с другой стороны, как эффективное средство образования и воспитания читателя, в том числе детей и простых селян;

— позиция Одоевского — издателя, редактора и журналиста 1820 -1840-х годов отражала весьма сложное переплетение традиционных просветительских и шеллингианских, славянофильских и западнических идей, ценностей и идеалов в его мировоззрении и миросозерцании;

— В. Ф. Одоевский в значительной мере способствовал формированию и развитию различных жанров литературной и музыкальной критики, публицистики, а также новостной журналистики;

— весьма существенное место в журналистской и издательской деятельности Одоевского занимает альманашный тип издания, разнообразные его трансформации («Мнемозина», «Детские книжки для воскресных дней», «Сельское чтение»), причем каждая из них во многом предопределялась целевой аудиторией (подготовленной или малоподготовленной, детской и простонародной);

— все собственные журнально-издательские проекты (реализованные и несостоявшиеся) Одоевский планировал и воплощал как совместные (с В. К. Кюхельбекером, Б. А. Врасским, А. С. Пушкиным, Н. В. Гоголем, А. А. Краевским, А. П. Заблоцким-Десятовским), что свидетельствует о его потребности в диалоговых коллегиальных формах и готовности к ним при руководстве периодическими изданиями;

— совместно с А. А. Краевским Одоевский стоял у истоков создания в России нового типа издания — «толстого» качественного энциклопедического журнала (неосуществленный проект «Русского сборника» и реформирования «Современника» А. С. Пушкина, создание журнала «Отечественные записки»);

— существенна роль Одоевского как своего рода консультанта редакторов и издателей русской периодики, осознававшего необходимость искать пути расширения аудитории издания и более эффективного, просветительского по своим целям, воздействия на нее.

Научно-практическая значимость работы состоит в том, что приведенные в исследовании факты и выводы восполняют некоторые достаточно значимые пробелы в изучении истории отечественной печати 1820 - 1840-х

годов. Углубление и расширение представлений о деятельности В. Ф. Одоевского в области литературно-художественной критики и публицистики, об особенностях реализации его издательских и редакторских планов, о творческих успехах и преградах на пути к их достижению, о его единомышленниках и оппонентах в журнальной борьбе 1820 - 1840-х годов принципиально важны для уточнения и дополнения знаний о развитии литературно-журнального процесса в России первой половины XIX века. Данные, полученные в результате исследования, могут использоваться в общих лекционных курсах по истории русской журналистики и литературы, а также в спецкурсах и спецсеминарах.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении обоснована актуальность темы диссертации, оценена степень ее научной разработанности, определены цели и задачи, отмечены объект и предмет, хронологические рамки исследования, сформулирована рабочая гипотеза, положения, выносимые на защиту, а также представлена структура работы.

В первой главе «В. Ф. Одоевский и журналистика 20-х годов XIX века» рассмотрен начальный период деятельности Одоевского — журналиста, редактора и издателя, который, так или иначе, связан с московской журналистикой. В 1820 году, учась в Московском благородном пансионе, он дебютировал в университетском издании «Каллиопа», но, даже переехав в Петербург в 1826 году, он продолжил сотрудничество в московском журнале «Московский вестник».

В параграфе 1.1. «Начало литературно-журнального творчества» анализируются первые публикации Одоевского в сборнике-альманахе «Каллиопа» и в журнале «Вестник Европы» М. Т. Каченовского, одном из наиболее известных журналов того времени.

Если в «Каллиопе» Одоевский выступил лишь как переводчик, то в «Вестнике Европы» Одоевский дебютировал как литературный и музыкальный критик в 1821 и 1822 годах соответственно. Своими публикациями он поддержал будущего классика русской литературы — А. С. Пушкина («Письмо к редактору» — в защиту поэмы «Руслан и Людмила» против обвинений ее в безнравственности) и первых романтиков в отечественной музыке — А. А. Алябьева и А. Н. Верстовского. Уже в ранних литературно- и музыкально-критических работах проявилось стремление к экспрессивности стиля, публицистичности, сочетанию серьезности профессионального подхода к разбираемому явлению с доходчивостью изложения. Известность Одоевскому принесла публикация цикла «Писем к Лужницкому старцу» (Каченовскому) (1821-1823), в которых выражен интерес к современному ему состоянию российского общества.

В работе подчеркнуто, что хотя во многих публикациях Одоевского этого периода еще явственно влияние Благородного пансиона (это отразилось, например, на выборе жанров дидактического разговора, сатирической речи), уже в них проявились и сильные стороны ищущего свой путь молодого журналиста: умение заметить и обратить внимание аудитории на новые явления в жизни и искусстве, выступить с эмоциональной критикой устаревших норм. Одоевский заявил о себе в журналистике и как наследник университетских традиций, и как автор, склонный к самостоятельной позиции.

Параграф 1.2. «В. Ф. Одоевский — соиздатель альманаха "Мнемози-на"» посвящен важнейшему и в жизни Одоевского, и в литературно-журнальном процессе середины 1820-х годов в целом опыту совместного с В. К. Кюхельбекером издания альманаха «Мнемозина». Соиздатели декларировали стремление «распространять несколько новых мыслей, блеснувших в Германии; обратить внимание читателей на них»1, подчеркивая насущность создания самобытной русской философии, которую Одоевский, как и другие любомудры, считал необходимой для развития просвещения в

1 См.: Мнемозина. М., 1825. № 4. С. 223 - 235.

России. Недаром Одоевским в этом издании был даже введен специальный отдел «Философия».

Как показал анализ, почти треть от общего числа публикаций в альманахе принадлежит перу Одоевского (20 произведений). Практически такую же часть составляют сочинения Кюхельбекера, что говорит о равной и высокой доле авторского участия соредакторов.

Вместе с тем именно благодаря Одоевскому, по справедливой оценке А. П. Пятковского, «Мнемозина» стала «первым русским альманахом, в котором серьезно трактовались различные философские и теоретические вопросы»1. Статьи Одоевского демонстрировали желание и умение привлекать внимание читателей к актуальным проблемам духовной жизни общества, говорить с ними о необходимости философских знаний (статья «Секта идеалистико-елеатическая», ч. 4). В альманахе проявились и музыкальные интересы Одоевского и его обоснованное желание разнообразить содержание альманаха (в приложении к ч. 3, например, публиковался музыкальный опус Одоевского на стихи А. С. Пушкина).

В параграфе проанализированы критические отзывы о «Мнемозине» в периодике того времени, а также полемика между Ф. В. Булгариным и соиздателями альманаха. Результатом осмысления Одоевским реакции на «Мнемозину» в современной ей журналистике стал его вывод о неудовлетворительности состояния журнальной критики и возможностях ее совершенствования. Так возникла идея создания специального критического прибавления к их с Кюхельбекером альманаху, которое предлагалось издавать под названием «Комета». Одоевский предложил по сути новую модель издания — своеобразный бюллетень, выходящий по мере поступления критических материалов в редакцию, что свидетельствует о понимании Одоевским специфики журналистской деятельности, его стремлении совершенствовать журнально-издательский процесс, расширяя типологические возможности печати. Но этот многообещающий проект, как и план преобразования «Мнемозины» в журнал, по ряду причин не состоялся.

1 Пятковский А. П. Князь В. Ф. Одоевский и Веневитинов. СПб., 1901. С. 31.

В реферируемой работе показано, что роль Одоевского в «Мнемози-не» была очень значительна не только как активного автора и идейного вдохновителя философской линии в издании, но и как организатора, руководителя собственно редакторской и издательской работы, что требует определенной корректировки традиционных для истории русской журналистики оценок вклада каждого из соиздателей этого альманаха.

В параграфе 1.3. «Сотрудничество в журнале Н. А. Полевого "Московский телеграф "» представлен опыт работы Одоевского как музыкального и литературного критика в 1825 году в только что организованном тогда журнале Н. А. Полевого. По приглашению Полевого Одоевский возглавил отдел музыкального фельетона, который печатался в «Прибавлениях» к журналу. В диссертации выделено два вида публикаций Одоевского на музыкальные темы. Во-первых, это значительные по объему статьи, в которых автор, продолжая начатое в «Вестнике Европы», выступал в поддержку русских композиторов или зарубежных мастеров. Вторая группа — небольшие заметки репортажного типа о событиях текущей музыкальной жизни Москвы. К достоинствам музыкальной критики Одоевского в «Московском телеграфе» нужно отнести оперативный отклик на события и понимание того, что именно мнение публики, присутствовавшей при том или ином событии, во многом объект отражения и воздействия журналиста. Журнал Полевого Одоевский использовал и как трибуну для полемики (его статья в поддержку «Горя от ума» А. С. Грибоедова была умело включена в разгоревшуюся тогда в обществе дискуссию о комедии).

Сотрудничество в «Московском телеграфе» продолжалось всего чуть более полугода, что, представляется, во многом объясняется кардинальными переменами в жизни Одоевского в 1826 году — женитьба, переезд в Петербург и начало службы в Цензурном комитете Министерства внутренних дел, что предопределяло необходимость снизить журнальную активность.

В параграфе 1.4. «В. Ф. Одоевский и "Московский вестник"» освещено его сотрудничество в одном из первых в России органов «мыслящей»

журналистики, издание которого инициировалось бывшими участниками Общества любомудрия.

Если в непосредственной организации «Московского вестника» Одоевский не участвовал, то когда возникла необходимость образовать своего рода петербургское отделение редакции журнала «Московский вестник», Одоевский принял в этом весьма деятельное участие. Об этом свидетельствует его переписка с московскими коллегами, в том числе возглавившим журнал М. П. Погодиным. Одоевский выполнял немалую часть организационной работы, прилагал усилия для расширения круга сотрудников (привлечение А. А. Жандра, Н. Я. Бичурина).

Как показывает анализ переписки Одоевского, многие его советы редакции были довольно точны. Например, указывалось на излишне «ученый» характер «Московского вестника», что затрудняло его путь к читателю, неоднократно обращалось внимание редактора и на то, что «журнал непременно должен быть оружием определенного мнения»1.

Существен вклад Одоевского как автора: 3 рецензии и 5 апологов в духе шеллингианской философии. При этом одна из рецензий — на альманах «Памятник отечественных муз» (1827, № 5), в которой критик несколько вольно отозвался об устарелости творчества Г. Р. Державина и Н. М. Карамзина, вызвала неудовольствие А. С. Пушкина, после чего участие Одоевского в «Московском вестнике» стало менее активным.

Ключевым выступлением Одоевского как участника журнального процесса во второй половине 1820-х годов надо признать его отклик на книгу Ф. Милиции «Об искусстве смотреть на художества по правилам Зульцера и Менгса» (1827, № 16). В нем рецензент «Московского вестника» защищал право искусства на нарушение «закона» внешнего правдоподобия. Одоевский утверждал принципиально важную для эстетики и журнальной критики того времени идею, что основание изящного лежит «не в видимой

1 НИОР РГБ. Ф. 231/П. Карт. 46. № 42. Л. 74.

внешней природе», а «в законах человеческого духа», и для адекватной оценки произведения нужно «от впечатлений дойти до законов искусства»1.

Отход Одоевского от сотрудничества в «Московском вестнике» был связан и с охлаждением в его отношениях с Погодиным, и с его занятостью по службе. В этом журнале, как ранее в альманахе «Мнемозина», четко видна роль Одоевского в развитии русской философской и эстетической мысли. Его публикации привлекали внимание читателей к этим вопросам. Влияние Одоевского на направление данного периодического органа достаточно значимо.

Во второй главе «Литературно-журнальная деятельность В. Ф. Одоевского в 1830 - 1836 годы» ключевой задачей является рассмотрение журналистского, редакторского и издательского опыта Одоевского в первой половине 30-х годов XIX века, когда он начинает активное сотрудничество в петербургской печати, не пренебрегая тем, чтобы высказываться на страницах журнала «Московский наблюдатель», организованного его давнишними товарищами по Обществу любомудрия.

В параграфе 2.1. «Рядом с А. С. Пушкиным: реализованные и нереализованные журнально-издателъские замыслы» освещены удачи и неудачи в сотрудничестве Одоевского с Пушкиным с 1830 по 1836 годы.

В 1830 году Одоевского, как и некоторых других бывших любомудров, пригласили в «Литературную газету» через О. М. Сомова - главного помощника А. А. Дельвига и Пушкина в этом издании2. Судя по переписке Сомова, уже в феврале - марте 1830 года Одоевский не только писал сам (опубликовано 5 оригинальных произведений), но и консультировал статьи по музыке, философии, экономике, переводил, а также помогал в редакционных хлопотах3.

Именно в «Литературной газете» Одоевский впервые обратился к теме, которая позднее выдвинулась на один из первых планов в его творчестве — педагогической («О системе Жакото», №9). Одоевский публиковался

1 Московский вестник. М., 1827. № 16. С. 412.

2 Письмо О. М. Сомова // Русский архив. М., 1908. Кн. 3. С. 260.

3 Пушкин и его современники. СПб., 1910. Вып. 13. С. 175 - 176.

в газете всего только год. Причины прекращения участия в этом издании, к сожалению, прояснить окончательно не удалось. Тем более что сотрудничество с кругом Дельвига - Пушкина тогда же продолжилось в альманахе «Северные цветы» (на 1831 и 1832 годы), в котором были опубликованы во многом программные для Одоевского повести «Последний квартет Беетго-вена» [так в альманахе. — Н. Г.] и «Opere del cavaliere Giambattista Piranesi».

В 1833 - 1835 годах Одоевский вынашивал ряд литературно-журнальных проектов, большинство из которых он планировал реализовать совместно с А. С. Пушкиным. Первый такой замысел — альманах «Тройчатка» не состоялся из-за отказа Пушкина. В 1835 году Одоевский снова обратился к Пушкину с предложением о совместном издании — в данном случае журнала энциклопедического характера («Современный летописец политики, наук и литературы»)1. К сожалению, и этот проект не осуществился. Продолжением исканий Одоевского в журнально-издательской сфере стал его замысел журнала «Северный зритель» (1835 год) совместно с А. А. Краевским. Программа издания не сохранилась, и сам проект остался нереализованным.

В 1836 году родился «Современник» Пушкина, в котором Одоевский занимался многими административно-организационными вопросами. В частности, он вел переписку с директором типографии II отделения Собственной его императорского величества канцелярии И. И. Граффой по вопросам корректуры и печати второго тома «Современника». Для «Современника» Пушкина Одоевский подготовил две статьи («О вражде к просвещению, замечаемой в новейшей литературе» и «Как пишутся у нас романы», т. 2, 3), принципиально важные и для их автора, и для издания в целом. Одоевский, видимо, не вполне был удовлетворен своим участием в журнале Пушкина. Ведь и в период выхода «Современника» он не оставлял надежды на организацию собственного энциклопедического журнала (план «Русского сборника» — совместно с Краевским).

1 Письмо В. Ф. Одоевского А. С. Пушкину // Пушкин А. С. Поли. собр. соч.: В XVI тт. М.-Л., 1949. Т. XVI. С. 28.

В параграфе 2.2. «"Детские книжки для воскресных дней" — просветительский проект В. Ф. Одоевского и Б. А. Врасского» проанализированы особенности подхода Одоевского к периодике для детской аудитории, обратиться к которой он готовился к этому времени, видимо, уже несколько лет.

В 1833 году появилась первая «Детская книжка для воскресных дней», изданная совместно с Б. А. Врасским. Всего вышло два выпуска альманаха — на 1834 и 1835 год, которые, во многом благодаря именно редакционной политике Одоевского, стали заметным явлением в истории детской журналистики.

Альманах, выходивший к Новому году, отличался двойным адресатом. В основном, он обращался к дворянским детям младшего возраста (от начинающих читать семилеток до приблизительно 12-летних), но печатались в нем и материалы для их воспитательниц. Соиздатели прямо декларировали опору на идеи современных им классиков европейской педагогической мысли первой трети XIX века — швейцарца И. Г. Песталоцци и бельгийского ученого Ж. Жакото.

Альманах был подчинен высокой учебно-просветительской цели — привлечению внимания детей «к предметам знания [курсив издателей. — Н. Г.], к сему единственному, верному руководителю в жизни»1, то есть пропагандировал серьезное светское образование. Среди оригинальных публикаций основное место занимали тексты Одоевского в разных жанрах на самые разные темы. Главной задачей при создании и публикации того или иного произведения была задача «обращать внимание детей на предметы им неизвестные и, так сказать, раздражать их любопытство или, как теперь говорят, их любознательность»2.

Ободренные теплым приемом критиков издатели хотели превратить свой альманах в журнал, назвав его «Детский товарищ». Для этого

1 Детская книжка для воскресных дней на 1835 год. СПб., 1834. С. IV.

2 От издателей // Детская книжка для воскресных дней на 1834 год. СПб., 1833. С. 2 - 3.

Б. А. Врасский подал ходатайство в Петербургский цензурный комитет1, в котором просил позволить возобновление задуманного им еще в 1828 году «Детского драматического вестника» с некоторыми «переменами» в программе. Министр народного просвещения С. С. Уваров в постановлении от 14 ноября 1834 года «не нашел» «удобным умножать число периодических изданий»2.

Как показано в параграфе, «детские страницы» в журнально-издательской деятельности Одоевского по целому ряду причин занимали значительное место. Одоевский ценил возможность с помощью периодики расширять границы детского чтения, а соответственно, и готовить аудиторию будущего. Эти задачи органично связаны с общим представлением Одоевского о том, что достижение гармонии в обществе возможно только путем просвещения.

Особой заслугой Одоевского в истории детской журналистики было то, что он сумел усилить светский просветительский характер детского чтения, а также показать важность общеобразовательной роли журналистики для детей. Альманах по праву можно признать немаловажной частью развивавшейся системы отечественной периодики. При этом обе «Детские книжки для воскресных дней» явились в известном смысле и «педагогическими ежегодниками»3. А подготовленные с активным участием Одоевского предисловия к «Детским книжкам для воскресных дней» во многом способствовали развитию педагогической публицистики в России.

В параграфе 2.3. «В кругу "Московского наблюдателя"» рассмотрена попытка сотрудничества В. Ф. Одоевского в журнале, среди инициаторов которого так же, как и в «Московском вестнике», доминировали бывшие любомудры. Анализ архивных материалов показывает, что роль Одоевского в этом издании была значимой.

' РГИА. Ф.777. Оп. 1. Д. № 1240. Об отклонении ходатайства барона Б. А. Враского о дозволении ему возобновить издание журнала «Детский товарищ»... 25 сент. 1834 г. -27 ноября 1834 г. Л. 1.

2 Там же. Л. 14.

3 См. об этом: Тарасов Д. Ф. Народные и учебные книги В.Ф. Одоевского // Уч. зап. Коломенского педаг. инст-та. Т. V. М., 1961. С. 92.

Насколько Одоевский участвовал «в складчине» в финансовом отношении, сказать сегодня трудно, хотя, судя по одному из его писем, он готов был часть своих гонораров отдавать на нужды издания. Одоевский выступал не только как автор, но и как консультант «редакции». Так, Одоевский рекомендовал разнообразить тематику журнала, поддерживал стремление редакторов шире освещать развитие современной науки. Ради этого он присылал московским коллегам наиболее содержательные и интересные, с его точки зрения, книги из Петербурга, советуя знакомить с ними читателей (например, книгу известного французского археолога Жан-Жака Рифо).

Одоевский помогал и в решении некоторых организационных вопросов. Например, он предложил свои услуги для распространения билетов на московский журнал в Петербурге, чтобы увеличить количество подписчиков. Одоевский обоснованно (хотя и безуспешно) рекомендовал издателям объявить подписку с января 1836 года, а не с марта 1835 года: «Вы не можете представить, как Вас ругают за это безвременье; в марте месяце помещики еще хлеба не продали, где им взять денег на подписку»1. Одоевский, понимая необходимость для успеха журнала ориентироваться на более или менее широкую читательскую аудиторию, критиковал и сугубо «ученый» характер издания, который постепенно приобретал «Московский наблюдатель», как ранее «Московский вестник».

В «Московском наблюдателе» появились три большие публикации Одоевского (псевдоним «Безгласный»): «Петербургские письма» (1835, ч. 1, кн. 1), «Ночь первая» (1836, ч. 6, кн. 1), «Себастьян Бах» (1835, ч. 2, кн. 1).

Своего рода визитной карточкой Одоевского — публициста в только организованном журнале стали «Петербургские письма». Рассматривая оппозицию «Москва — Петербург», к которой часто обращалась тогда московская и петербургская публицистика («Путешествие из Москвы в Петербург» А. С. Пушкина, «[Москва и Петербург]» Н. В. Гоголя, «Москва и Петербург в литературных отношениях» В. П. Андросова и др.), Одоевский продолжил начатую им еще в ранних публикациях (в «Вестнике Европы», в

1 ОР РНБ. Ф. 850. Ед. хр. № 408. Л. 9.

«Мнемозине») критику московского дворянского общества от лица просвещенного, но романтически-мечтательного юноши. Москве — «мачехе» противопоставлялся Петербург как «европейский город», который «сотнею лет обогнал Москву». Но вместе с тем автор явно избегает идеализации Петербурга, а соответственно и западной цивилизации.

В «Петербургских письмах» заявлена принципиально важная мысль о необходимости создания «теории» русского просвещения, которая, опираясь на европейские, учтет национальные особенности России. Одним из возможных способов служения обществу Одоевский считал литературно-журнальную деятельность. Но в России, по справедливому замечанию автора, она сталкивается с серьезными трудностями и, прежде всего, холодностью большинства. Таким образом, «Петербургские письма» Одоевского, включенные в обсуждение насущных проблем духовной и социальной жизни России, всегда остро волновавших мыслящую часть общества, должны быть признаны одной из интересных публикаций в истории «Московского наблюдателя» и значимой в истории русской литературно-художественной публицистики в целом.

В конце 1836 года после отказа редакции «Московского наблюдателя» напечатать другую принципиально важную для Одоевского статью «О нападениях петербургских журналов на русского поэта Пушкина», в которой он выступал как рупор пушкинского круга писателей в их борьбе с «торговым направлением», Одоевский окончательно оставил попытки сотрудничества в «Московском наблюдателе».

В третьей главе «В. Ф. Одоевский — журналист, редактор и издатель в 1837 - 1848 годы» анализируется журналистская деятельность Одоевского во второй половине 1830-х— 1840-е годы.

В параграфе 3.1. «Опыт участия в газетной периодике 1830 — 40-х годов» рассматривается участие Одоевского в газетах «Северная пчела», «Литературные прибавления к "Русскому инвалиду"», «Санкт-Петербургские ведомости» и приложении к «Литературной газете».

Музыкальная тема постоянно присутствовала в литературно-журнальном творчестве Одоевского. После прекращения сотрудничества в «Московском телеграфе», в 1829 году Одоевский возобновил музыкально-критическую деятельность на страницах «Северной пчелы». Все 16 его публикаций в газете Булгарина 1829 - 1836 годов были напечатаны под различными псевдонимами. Очевидно, Одоевский, не желая видеть свое имя в газете «торгового направления», все же посчитал возможным использовать трибуну многотиражного издания, донося до широкого читателя необходимую информацию, хотя бы в отношении музыкальной жизни России. Одоевский привлекал внимание к благотворительным проектам, со знанием дела писал музыкальную хронику Петербурга. Наиболее значимым для развития жанра музыкальной рецензии в России 1830-х годов стал цикл «Писем к любителям музыки об опере г. Глинки: Иван Сусанин», опубликованный в «Северной пчеле» в 1836 году.

С декабря 1836 года В.Ф.Одоевский стал соредактором А. А. Краевского и В. А. Владиславлева в еженедельной газете «Литературные прибавления к "Русскому инвалиду"». Как показывает анализ переписки Одоевского, он прилагал усилия для расширения круга авторов, приглашая и именитых литераторов (например, П. А. Вяземского), и только начинавших тогда (В. А. Соллогуба, В. И. Даля). Способствовал он и введению новых отделов и рубрик. Одоевский опубликовал в газете получивший широкий резонанс некролог А. С. Пушкину, напечатанный в нетрадиционной для русской печати черной рамке1.

На страницах «Литературных прибавлений» в 1837 - 38 годах Одоевский продолжал свою музыкально-критическую деятельность (16 публикаций). Здесь напечатано обещанное еще в «Северной пчеле» продолжение цикла статей об опере Глинки «Иван Сусанин». Большинство же публикаций Одоевского в еженедельнике носили хроникально-летописный характер.

1 Литературные прибавления к «Русскому инвалиду». СПб., 1837. № 5. 30 янв.

С 1838 года вновь стали появляться его статьи и заметки на музыкальные темы в «Северной пчеле». Очевидно, Одоевский был приглашен Н. А. Полевым, который тогда помогал в редактировании газеты Булгарина. С 1839 года Одоевский достаточно регулярно помещал свои музыкальные заметки в газете «Санкт-Петербургские ведомости».

В середине 1840-х годов Одоевский обращается к жанру фельетона: в 1844 _ 1845 годах в «Записках для хозяев» — приложении к «Литературной газете» (которая стала продолжением «Литературных прибавлений к "Русскому инвалиду"») — появляются лекции о «кухонном искусстве» «доктора Пуфа». Благодаря маске Пуфа, Одоевский, выпустивший в 1844 году собрание своих сочинений с философскими «Русскими ночами», мог вновь выйти к максимально широкой аудитории. Всем своим литературно-журнальным творчеством Одоевский показывал, что он хочет и может говорить с различным читателем.

В параграфе 3.2. «В. Ф. Одоевский и начало реорганизации

A. А. Краевским журнала "Отечественные записки"» уточняется роль Одоевского в создании и начале издания первого в России «толстого» качественного энциклопедического ежемесячного журнала.

В первые годы издания (1839 - 1841 годы) Одоевский был одной из ключевой фигурой в «Отечественных записках». Влияние Одоевского обуславливалось в том числе и его финансовым участием в капитале выкупавшегося у П. П. Свиньина издания (хотя был и самым скромным из всех компаньонов Краевского - 2 тыс. руб.), и посредством при заеме новыми издателями денег (о чем свидетельствует, например, его переписка с

B. А. Жуковским). Анализ хранящихся в ОР РНБ писем и записок А. А. Краевского к Одоевскому1 подтверждает суждение В. И. Кулешова и Л. П. Громовой, что в указанные годы Одоевский играл в «Отечественных записках» по сути роль «второго редактора»2, непосредственно участвуя в

1 См.: ОР РНБ. Ф. 539. Оп. 2. Ед. хр. № 642, 643, 644.

2 См. об этом: Кулешов В. И. «Отечественные записки» и литература 40-х годов XIX в. М., 1958. С. 17 - 24; Громова Л. П. А. А. Краевский — редактор и издатель. СПб., 2001.

решении не только идейно-творческих, но и административно-

хозяйственных вопросов.

Одоевский занимался и редактированием материалов для отдела «Науки». На его страницах, а также в отделах «Современная библиографическая хроника» и «Смесь» печатались рецензии и статьи Одоевского. В 1840 году в журнале появился специальный отдел «Моды» (отд. VIII), за который до 1843 года тоже отвечал «второй редактор».

Самым значительным из опубликованных Одоевским в «Отечественных записках» публицистических материалов стал очерк-фельетон «Утро журналиста». В увлекательной повествовательной форме Одоевский сумел дать целую программу деятельности редакторов и авторов периодических изданий. Журналисты, по Одоевскому, должны служить истинным потребностям читателей, оберегая их от «литературного шарлатанства» и предоставляя страницы своих изданий только качественной художественной литературе и публицистике. При этом они должны поддерживать молодые таланты. «Утро журналиста» Одоевского — одно из наиболее содержательных произведений в русской журналистики, подробно анализирующих журналистский труд и ярко формулирующих настоящую миссию журналистики.

Через полтора года после выхода обновленных «Отечественных записок» заметно отдаление Одоевского от решений редакционных вопросов, что связано со многими обстоятельствами, в том числе служебными. В эти же годы у Одоевского возник замысел издания собственного Собрания сочинений, подготовка и выпуск которого требовал времени. Одоевский все меньше работал в «Отечественных записках», хотя полностью сотрудничества не прекратил. Немалую роль в отходе Одоевского от активной роли редактора и автора данного журнала, представляется, сыграли и его разногласия с В.Г.Белинским, который с ноября 1839 года по приглашению Краевского возглавил отдел критики и практически сразу включился в определение общей редакционной политики. Очевидно, основное значение в росте разногласий между Одоевским и Белинским имели напряженное от-

ношения в редакции в период «кризиса» 1841 года1, а также усиленное продвижение Белинским с 1842 года программы журнала «единого направления», с чем едва ли мог согласиться ориентированный на большую толерантность Одоевский.

В параграфе 3.3. «Издания "для народа": от "Ломоносова" к "Сельскому чтению"» освещены усилия Одоевского - издателя, редактора и журналиста по выпуску периодических изданий для неподготовленного читателя из народа.

В 1843 году Одоевский задумал учебную книгу для детей простых селян под названием «Ломоносов». Ломоносов, продвинувший «в каждой отрасли <...> далеко науку», был для Одоевского образцом того, как необходимо заниматься ею, и, более того, вообще идеальным «типом славянского всеобъемлющего духа». Одоевский был хорошо знаком с современной ему журналистикой для детей, ощущал потребности и интересы этой аудитории, осознавал необходимость особой компетентности издателей и авторов книги для подрастающего поколения. Издание должно было восполнить нехватку качественных изданий для возрастной группы - от 11 до 15 лет. И этим объяснялось приглашение к сотрудничеству А. О. Ишимовой, известной детской писательницы и издательницы. «Ломоносов» Одоевского по ряду причин не состоялся, но стал своего рода подготовительной ступенью к более крупному проекту с государственной поддержкой — альманаху «Сельское чтение» Одоевского и А. П. Заблоцкого-Десятовского.

Издание Одоевского и Заблоцкого сумело ответить на важнейший вызов времени - напрямую обратиться к народу, потенциально самому многочисленному, но и самому неподготовленному читателю. Правильным представляется выбор формата альманаха-сборника, хотя, как и всем зачинателям нового типа издания, издателям «Сельского чтения» не всегда просто было найти оптимальные редакционные и авторские стратегии, стилистику разговора с читателем. В целом выход альманаха «Сельское чтение» стал ярким событием в литературно-общественном процессе 1840-х годов.

1 См. об этом: ОР РЫБ. Ф. 539. Оп. 2. Ед. хр. № 642, 643, 644.

В заключении представлены основные выводы, сделанные в ходе работы. Анализ деятельности В. Ф. Одоевского как издателя, редактора и журналиста в 1820-е - 1840-е годы показал, что эта сфера творчества занимала очень значительное место как в его жизни, так и в русской журнали-

стики.

В библиографии приведен список изданий сочинений В. Ф. Одоевского, воспоминаний и мемуаров, монографий и статей, авторефератов и диссертаций, статей, библиографических указателей и справочников, архивных материалов, которые использовались во время работы над диссертацией.

Основные положения диссертационной работы были апробированы в докладах на заседаниях секции «Журналистика» Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» в МГУ имени М. В. Ломоносова в 2007, 2008, 2009, 2010, 2011 и 2012 годах; на международной научно-практической конференции «Предромантизм и романтизм в мировой культуре» в Самарском государственном педагогическом университете в 2008 году; на международных конференциях студентов и аспирантов «Средства массовой информации в современном мире: молодые исследователи» на факультете журналистики СПбГУ в 2010, 2011 и 2012 годах; на международных конференциях «Журналистика в 2009 году: Трансформация систем СМИ в современном мире» (2010), «Журналистика в 2010 году: СМИ в публичной сфере» (2011), «Журналистика в 2011 году: Ценности современного общества и средства массовой информации» (2012) и «Журналистика в 2012 году: Социальная миссия и профессия» (2013); на научной конференции «Литература и критика: к 200-летию со дня рождения В. Г. Белинского и 175-летию со дня рождения Н. А. Добролюбова» в Институте мировой литературы А. М. Горького в Москве в 2011 году; на научной конференции «В. Г. Белинский и русская литература» на филологическом факультете МГУ имени М. В. Ломоносова в 2011 году.

По теме диссертации были опубликованы следующие научные работы:

1. Гусев Н. Б. «Этот человек - мой идеал...»: М. В. Ломоносов в представлениях В. Ф. Одоевского - публициста и издателя // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. — М., 2011. — № 6. — С. 73 - 81. — 0,6 п. л.

2. Гусев Н. В. В. Ф. Одоевский — журналист, издатель и публицист в оценках В.Г.Белинского // Медиаскоп (электронный журнал): 1УЛУлу.те[На8соре. — Вып. № 4. — 2011. — http://www.mediascone.ru/node/929 - 0421100082. — 0,7 п. л.

3. Гусев Н. В. В. Ф. Одоевский и альманашный тип издания в России 1820 - 40-х годов («Мнемозина», «Детские книжки для воскресных дней», «Сельское чтение») // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. — М., 2012. — № 2. — С. 41 - 53. — 0,7 п. л.

4. Гусев Н. В. В. Ф. Одоевский в издании «Мнемозины» и журнальной полемике вокруг альманаха // Материалы секции «Журналистика» Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов 2007». — М„ 2007. — («Русская журналистика и литература».

— С. 2-4.).— 0,1 п. л.

5. Гусев Н. В. В. Ф. Одоевский и становление музыкальной критики в России // Материалы докладов XV Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». [Электр, ресурс] М., 2008. — (Секция «Журналистика». «Русская журналистика (до 1917 г.)

и литература». — С. 5 - 6.) — 0,1 п. л.

6. Гусев Н. В. В. Ф. Одоевский — журналист и издатель: нереализованные замыслы // Материалы докладов XVI Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». [Электр, ресурс] _м., 2009. — (Секция «Журналистика». «Русская журналистика и

литература»). — 0,1 п. л.

7. Гусев Н. В. «Трехэтажный альманах»: нереализованный проект В. Ф. Одоевского и Н. В. Гоголя // Журналист: Спец. выпуск учебной газеты. — М., 2009. — № 3 - 4: март - апрель. — С. 17. — 0,1 п. л.

8. Гусев Н. В. В. Ф. Одоевский и развитие жанра рецензии в истории русской журналистики 1820 - 1830-х гг. // Средства массовой информации в современном мире: молодые исследователи: матер. IX межвуз. науч,-практ. конф. студентов и аспирантов 3-5 марта 2010 г. — СПб., 2010. С. 7-8.-0,1 п. л.

9. Гусев Н. В. В. Ф. Одоевский и альманашный тип издания в России 1820-40-х гг. («Мнемозина», «Детские книжки для воскресных дней», «Сельское чтение») // Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2010». [Электр, ресурс] — М., 2010. — 0,1 п. л.

10. Гусев Н. В. Опыты В. Ф. Одоевского-романтика в литературной и музыкальной критике (первая половина 1820-х годов) // Я. А. Роткович: Материалы научно-практической конференции, посвященной столетию со дня рождения ученого. 1 - 3 февраля 2009 года. Ч. II: Филологические науки. — Самара: ПГСГА, 2010. — С. 36 - 39. — 0,4 п. л.

11. Гусев Н. В. В. Ф. Одоевский и периодические издания для детей // Журналистика в 2009 году: Трансформация систем СМИ в современном мире. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. — М., 2010. — С. 516 - 517. — 0,1 п. л.

12. Гусев Н. В. В. Ф. Одоевский-журналист в оценках В.Г.Белинского // Журналистика в 2010 году: СМИ в публичной сфере. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. — М., 2011. —С. 146-147.-0,1 п. л.

13. Гусев Н. В. В. Ф. Одоевский в московской периодике 1830-х годов (на примере его участия в «Московском наблюдателе») // Средства массовой информации в современном мире: молодые исследователи: матер. X международной конференции студентов и аспирантов (3-5 марта 2011 года). — СПб., 2011. — С. 7 - 9. — 0,1 п. л.

14. Гусев Н. В. «Тип славянского всеобъемлющего духа»: М. В. Ломоносов в творчестве В. Ф. Одоевского // Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2011». [Электр, ресурс]—М., 2011.-0,1 п. л.

15. Гусев Н. В. М.В.Ломоносов в оценках А.С.Пушкина и В. Ф. Одоевского 1830-х гг. // Journalistic cultures: facing social and technological changes: Abstracts / The 3d International Readings in Moscow «Mass Media and Communications 2011». — Moscow, 2011. —C. 191 - 193. — 0,2 n. л.

16. Гусев H. В. В. Г. Белинский - критик В. Ф. Одоевского // Личность и творчество В. Г. Белинского: взгляд из XXI века. К 200-летию «неистового Виссариона». Ежегодник. — М., 2011. — С. 120 - 132. 0,6 п. л.

17. Гусев Н. В. Просветительские и романтические ценности в литературно-журнальной деятельности В. Ф. Одоевского // Журналистика в 2011 году: Ценности современного общества и средства массовой информации. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. — М., 2012. — С. 90 - 91. — 0,1 п. л.

18. Гусев Н.В. В.Ф.Одоевский и пушкинский «Современник» (1836) // Средства массовой информации в современном мире: молодые исследователи: материалы XI международной конференции студентов и аспирантов (5 - 7 марта 2012 года). — СПб., 2012. — С. 43 - 45. — 0,1 п. л.

19. Гусев Н. В. «О нападениях петербургских журналов на русского поэта Пушкина» В. Ф. Одоевского как публицистическая статья // Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2012». [Электр, ресурс] — М., 2012. — 0,1 п. л.

20. Гусев Н. В. В. Ф. Одоевский у истоков нового типа издания («Отечественные записки» 1839 - 1841 гг.) // Журналистика в 2012 году: Социальная миссия и профессия. Сборник материалов международной научно-практической конференции.—М.,2013.—С. 118-119. 0,1 п. л.

Общий объем публикаций: 4,6 п. л.

 

Текст диссертации на тему "В.Ф. Одоевский - издатель, редактор и журналист"

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М. В. ЛОМОНОСОВА

ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ

Кафедра истории русской литературы и журналистики

04201356072 На правах рукописи

Гусев Никита Владимирович

В. Ф. ОДОЕВСКИЙ — ИЗДАТЕЛЬ, РЕДАКТОР И ЖУРНАЛИСТ (1820 -1848 гг.)

Специальность 10.01.10- журналистика

Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Научный руководитель: кандидат филологических наук, доцент И. Е. ПРОХОРОВА

Москва-2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение..................................................................... 3

Глава I. В. Ф. Одоевский и журналистика 20-х годов

XIX века............................................................................. 16

1.1. Начало литературно-журнального творчества........ 16

1.2. В. Ф. Одоевский — соиздатель альманаха «Мнемозина».............................................................. 28

1.3. Сотрудничество в журнале Н. А. Полевого «Московский телеграф»................................................... 45

1.4. В. Ф. Одоевский и «Московский вестник».......... 55

Глава II. Литературно-журнальная деятельность

В. Ф. Одоевского в 1830 - 1836 годы....................................... 67

2.1. Рядом с А. С. Пушкиным: реализованные и нереализованные журнально-издательские замыслы............................... 67

2.2. «Детские книжки для воскресных дней» — просветительский проект В. Ф. Одоевского и Б. А. Врасского.................. 89

2.3. В кругу «Московского наблюдателя».................... 101

Глава III. В. Ф. Одоевский — журналист, редактор и издатель в

1837-1848 годы.................................................................. 112

3.1. Опыт участия в газетной периодике 1830 —

1840-х годов................................................................ 112

3.2. В. Ф. Одоевский и начало реорганизации А. А. Краевским журнала «Отечественные записки».................................... 119

3.3. Издания «для народа»: от «Ломоносова» к «Сельскому

чтению»..................................................................... 136

Заключение................................................................ 149

Библиография............................................................. 156

ВВЕДЕНИЕ

Деятельность князя Владимира Федоровича Одоевского (1804 -1869), выходца из аристократической, но обедневшей семьи, многогранна. Писатель, литературный критик, журналист, издатель, музыкальный деятель, педагог, философ, ученый и популяризатор науки, цензор, сотрудник различных государственных ведомств, он сумел оставить значительный след в истории русской культуры, в развитии русского общества. Этому во многом способствовали установка Одоевского на энциклопедизм и многообразие деятельности, что, в свою очередь, было обусловлено его тяготением с юных лет к просветительской философской традиции и одновременно к начавшей тогда проникать в Россию романтической философии, к романтическому идеалу неординарной цельной человеческой личности. Уже современников поражала широта интересов, разносторонность познаний и вместе с тем систематичность и своеобразие мышления Одоевского. В 1844 году известный литературный критик и издатель, филолог, академик Петербургской академии наук и ректор Петербургского университета П. А. Плетнев, много лет знавший Одоевского и близко с ним общавшийся, отмечал: «Князь В. Ф. Одоевский в наше время есть самый многосторонний и самый разнообразный писатель в России. <...> Создавши множество своеобразных форм изложения истин, он обнаружил в себе писателя независимого и оригинального»1.

Культурно-просветительские установки Одоевского обусловили его внимание к журналистике. На протяжении почти полувека (с 1820 по 1869 годы) он участвовал в ведущих периодических изданиях, откликаясь на актуальные проблемы социокультурного развития России и стремясь своим словом воздействовать на умы и души современников. Одоевский высту-

1 Плетнев П. А. Сочинения и переписка. — СПб., 1885. — Т. 2. — С. 461 -462.

пал в различных печатных изданиях: по типу (газеты, журналы, альманахи, сборники), по форме собственности (университетские, ведомственные, частные, издаваемые в «складчину»), по позиции (издания круга любомудров и «литературной аристократии», демократическая качественная периодика и органы «торгового» направления), по целевой аудитории (для детей, для крестьян) и, конечно, по уровню влиятельности.

При многообразии изданий, в которых участвовал Одоевский, и, главное, интенсивности его журнально-издательской практики представляется целесообразным в данной работе, нацеленной на целостный, по возможности подробный и систематический ее анализ, ограничить исследование периодом с 1820-го, когда состоялся его дебют, до 1848 года, когда вышла последняя книжка «Сельского чтения». Выделение 1848 года обусловлено тем, что позднее Одоевский уже не выступал в периодике в качестве издателя - редактора, хотя как «вкладчик» он, конечно, продолжал, пусть и гораздо реже, участвовать в периодической печати вплоть до своей смерти в 1869 году.

В 1820 - 1840-х годах Одоевский печатал художественные, литературно- и музыкально-критические, публицистические произведения в журналах «Каллиопа» (1820), «Благонамеренный» (1820), «Вестник Европы» (1821-1825), «Московский телеграф» (1825), «Московский вестник» (18271829), «Журнал общеполезных сведений» (1833), «Библиотека для чтения» (1834-1836), «Московский наблюдатель» (1835-1836), «Современник» (1836-1837, 1843), «Отечественные записки» (1839-1842); в газетах «Литературная газета» (1830), «Северная пчела» (1833-1836), «Литературные прибавления к "Русскому инвалиду"» (1837-1838), «Записки для хозяев» (приложение к «Литературной газете») (1844-1845); альманахах «Мнемо-зина» (1824-1825), «Урания» (1826), «Северная лира» (1827), «Северные цветы» (1831, 1832), «Альциона» (1833), «Комета Белы» (1833), «Новосе-

лье» (1833), «Детские книжки для воскресных дней» (1834-1835), «Денница» (1834), «Сельское чтение» (1843-1848).

Творчество В. Ф. Одоевского вызывало постоянный интерес аудитории. Многие его художественные и публицистические сочинения, издательские проекты, выход собрания сочинений в 1844 году получили отклики читателей, в том числе в периодике тех лет. Так, например, младший современник Одоевского, выдающийся критик и публицист В. Г. Белинский на протяжении всей своей деятельности касался творчества Одоевского, так или иначе, более чем в 40 разных по объему статьях и рецензиях, а также в 13 письмах разных лет. Литератор и юрист А. Ф. Кони считал, что «труды и личность этого человека заслуживают и пристального внимания, и глубокого, благодарного уважения»1. И сегодня, когда мир все больше осознает взаимосвязанность разнообразных сфер жизни природы, человека и общества, как и различных областей знания, богатое наследие Одоевского оказывается очень актуально и для читателей вообще, и для исследователей.

Особый интерес представляет публицистическая и журнально-издательская деятельность Одоевского. Прежде всего, ценен его опыт создания качественных интеллектуальных изданий для образованного читателя, которых явно недостает современной печати. Не менее важны его опыты в сфере периодических изданий для малоподготовленной аудитории — для детей и простонародья. И при этом деятельность Одоевского - журналиста, редактора и издателя не становилась предметом специального исследования, до сих пор не получила достаточно полного, глубокого и, что особенно важно, целостного рассмотрения в ее внутреннем развитии и в непосредственных и опосредованных связях с общественно-историческим, литературно-журнальным движением 1820 - 1840-х годов. Ведь сложность изучения его творчества во многом объясняется как раз тем, что он был

1 Копи А. Ф. Очерки и воспоминания. — СПб., 1906. — С. 51.

энциклопедически образованным человеком с многообразными интересами, ярко проявил себя в различных сферах — художественной литературе и литературной критике, философии, музыковедении и музыкальной критике, педагогике и т. д. И все это в большой мере нашло отражение в его разносторонней журнально-издательской, журналистской деятельности.

Степень научной разработанности темы. Анализ творчества Одоевского - журналиста, редактора и издателя начался, разумеется, еще при его жизни в работах таких критиков, как В. Г. Белинский. В год смерти Одоевского вышел сборник «В память о князе В. Ф. Одоевском», включивший выступления известных деятелей русской культуры, хороших знакомых Одоевского: А. И. Кошелева, Н. В. Путяты, М. П. Погодина, В. А. Соллогуба - на заседании Общества любителей российской словесности 13 апреля 1869 года1. Попытка осмыслить его творческий путь в целом была предпринята в 1880 году — А. П. Пятковским на основе его личных воспоминаний2.

В конце XIX - начале XX века после периода некоторого затишья в сфере интереса к фигуре Одоевского стали появляться исследовательские работы обзорного характера о жизни и литературно-журнальной деятельности Одоевского, среди которых наиболее ценными представляются очерки Н. Ф. Сумцова и Д. Д. Языкова3.

Из дореволюционных исследований творчества Одоевского необходимо особо выделить фундаментальную по объему привлеченного материала и уровню его осмысления монографию П. Н. Сакулина «Из истории

1 В память о князе В. Ф. Одоевском. Заседание Общества любителей российской словесности, 13 апреля 1869 года. — М., 1869.

2 Пятковский А. П. Князь В. Ф. Одоевский. Литературно-биографический очерк в связи с личными воспоминаниями. — СПб., 1880.

3 Сумцов II. Ф. Князь В.Ф.Одоевский. Харьков, 1884; Языков Д. Князь В. Ф. Одоевский (Его жизнь и деятельность). Историко-литературный очерк с приложением подробного библиографического указателя. — М., 1903.

русского идеализма. Князь В. Ф. Одоевский. Мыслитель — писатель»1, которую отличает введение в научный оборот большого корпуса архивных материалов. Сакулин рассматривает главным образом произведения Одоевского - философа и писателя, хотя определенное внимание уделяется и деятельности Одоевского как издателя, редактора и журналиста. Из публикаций начала XX века надо также стоит упомянуть статью В. В. Розанова «Чаадаев и кн. Одоевский», опубликованную в 1913 году в популярной газете «Новое время»2.

В советскую эпоху изучение творческого наследия Одоевского велось более дифференцированно. Появлялись исследования по разным видам деятельности Одоевского: педагогической3, музыкальной4, библиотечной5. В поле зрения исследователей постоянно находились те или иные аспекты литературно-художественного и философского наследия В. Ф. Одоевского. Ю. В. Манн впервые показал значение Одоевского и его книги «Русские ночи» в развитии русской философской эстетики 1820 -1840-х годов6.

В 1986 году в Лондоне вышла монография Нейла Корнуэлла «The life, times and milieu of V. F. Odoyevsky» , в которой английский исследователь подводил итоги определенного этапа изучения вопроса, суммируя уже известные факты и материалы. Основное внимание, естественно, при таком подходе, уделено деятельности Одоевского писателя, мыслителя, му-

1 Сакулин П. Н. Из истории русского идеализма. Князь В. Ф. Одоевский. Мыслитель — писатель. — М„ 1913. — Т. 1. — Ч. 1 - 2.

л

Розанов В. В. Чаадаев и кн. Одоевский // Новое время. — 1913. — 10 апр. — № 13319.

3 Струмипскш7 В. Я. В. Ф. Одоевский и его педагогические идеи // Одоевский В. Ф. Избранные педагогические сочинения. — М., 1955. — С. 5 - 58; Тарасов Д. Ф. Народные и учебные книги В. Ф. Одоевского // Ученые записки Коломенского педагогического института. T. V. — Коломна, 1961. — С. 75 - 114.

4 Бернандт Г. Б. В. Ф. Одоевский - музыкант // Одоевский В. Ф. Музыкально-литературное наследие. — М., 1956. — С. 5 - 75.

5 Голубева О. Д., ГольдбергА. JI. В. И. Соболыциков. В. Ф. Одоевский. — М„ 1983.

6 Манн Ю. В. Русская философская эстетика. — М., 1969. — С. 104-113.

7 Cormvell N. The life, times and milieu of V. F. Odoyevsky. — London, 1986. (Корнуэлл H. Жизнь, эпоха и окружение В. Ф. Одоевского. - Перевод названия книги наш. - Н. Г.)

зыканта и педагога. Вопросы, связанные со вкладом Одоевского в развитие русской журналистики, в исследовании практически не затрагиваются.

Гораздо дальше в этом отношении продвинулась М. А. Турьян в содержательной и увлекательно написанной книге «Странная моя судьба...»1, опирающейся на новые архивные разыскания. Вместе с тем исследовательница, стремясь заполнить лакуны в биографии Одоевского 1804 -1840-х годов, разумеется, не ставила перед собой цель исчерпывающе охарактеризовать его журнально-издательскую деятельность.

Только в начале XXI века предметом особого внимания исследователей стала цензорская деятельность Одоевского, что нашло яркое и достаточно подробное отражение в кандидатской диссертации Н. А. Паршуковой". В этой связи отметим, что в нашем исследовании данные вопросы практически не поднимаются, как и вопросы книгоиздательской деятельности Одоевского и его творчества как писателя. В названной работе также дана краткая обзорная характеристика теоретических взглядов Одоевского на журналистику, а его практическая деятельность в этой области рассмотрена на примере только двух изданий — «Детские книжки для воскресных дней» (1834 - 1835 гг.) и «Сельское чтение» (1843 - 1848 гг.). Поставленная Паршуковой задача изначально исключала из поля исследования творчество Одоевского как журналиста, издателя и редактора в 1820-е годы, как и более подробный анализ его пути в журналистике в целом.

Серьезный интерес к деятельности Одоевского отразился и в санкт-петербургском сборнике к 200-летию В. Ф. Одоевского .

1 Турьян М. А. «Странная моя судьба...»: О жизни Владимира Федоровича Одоевского. — М., 1991.

Паршукова Н. А. В. Ф. Одоевский — теоретик и практик печати и цензуры 1830 -1840-х гг. Дис. ... канд. филол. наук. — СПб., 2004.

3 «Передаю новому поколению...»: К 200-летшо В.Ф.Одоевского / Под ред. Г. В. Жиркова. — СПб., 2005.

Несмотря на достаточно активное и постоянное участие Одоевского в периодике 1820 - 1840-х годов, его вклад в развитие отечественной журналистики этого периода изучен на сегодняшний день лишь частично. В основном внимание уделялось его участию в таких изданиях, как «Мнемо-зина»1 и «Современник»2. Исследователи пытались определить вклад Одоевского в «Отечественные записки», а также в «Детские книжки для воскресных дней» и «Сельское чтение»3. Хотя и здесь остаются существенные пробелы в историко-журналистском знании об этих сторонах творческой биографии Одоевского. Явно недостаточно изученным остается вклад Одоевского-журналиста в «Московский телеграф», «Московский вестник», «Московский наблюдатель», «Литературные прибавления к "Русскому инвалиду"», «Литературной газете». И в целом роль Одоевского в истории русской журналистки 1820 - 1840-х годов еще не вполне четко определена, как и место литературно-журнальной деятельности в его собственной творческой биографии, что, представляется, приводит к их недооценке.

1 Глассе А. Критический журнал «Комета» В. К. Кюхельбекера и В. Ф. Одоевского // Литературное наследие декабристов. — Л., 1975. — С. 280 - 285; Дрыжакова Е. Н. Из полемики «Мнемозины» // Русская литература. — 1975. — № 4. — С. 96 - 99; Архипо-ва А. В. Литературное дело декабристов. — Л., 1987; Базанов В. Г. Очерки декабристской литературы. Публицистика, проза, критика. — М., 1953; Степанов Н. Л. «Мнемозина» // Очерки по истории русской журналистики и критики. Т. 1. — Л., 1950.

~ Измайлов Н. К вопросу об участии В. Ф. Одоевского в посмертном «Современнике» // Памяти П. II. Сакулина. — М., 1931. — С. 83 - 89; Оксман 10. Г. Неизданное письмо

A. А. Краевского и В. Ф. Одоевского Пушкину // Литературное наследство. Т. 58: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. — М., 1952. — С. 290 - 295; Заборова Р. В. Неизданные статьи

B. Ф. Одоевского о Пушкине // Пушкин: Исследования и материалы. Т. 1. — М.-Л., 1956. — С. 313 - 342; Березина В. Г. Из истории «Современника» Пушкина // Пушкин: Исследования и материалы. Т. 1. — М.-Л., 1956. — С. 278 - 312; Турьян М. А. Из истории взаимоотношений Пушкина и В. Ф. Одоевского // Пушкин: Исследования и материалы.—Л., 1983. —Т. XI, — С. 174-191.

Могилянский А. П. А. С. Пушкин и В. Ф. Одоевский как создатели обновленных «Отечественных записок» // Известия АН СССР. Сер. истории и философии. Т. 6. № 3. — 1949. — С. 206 - 226; Кулешов В. И. «Отечественные записки» и литература 40-х годов XIX века. — М., 1958; Тарасов Д. Ф. Народные и учебные книги В. Ф. Одоевского // Ученые записки Коломенского педагогического института. Т. V. — Коломна, 1961. —

C. 75 - 114; Паршукова II А. В. Ф. Одоевский — теоретик и практик печати и цензуры 1830 - 1840-х годов. Автореф. дис. ... канд. филол. наук. — СПб., 2004.

Это связано и с отсутствием в современной научной литературе монографического исследования жизни и творчества Одоевского, и с недостаточным вниманием к его фигуре в научной и учебной литературе по истории русской журналистики.

Научная новизна работы заключается в том, что в диссертации впервые комплексно проанализирована деятельность В. Ф. Одоевского как издателя, редактора, журналиста с 1820-го по 1848-й год, что позволяет уточнить уровень и характер влияния Одоевского на развитие отечественной периодической печати и значимость журнально-издательского творчества в жизни самого Одоевского. Подробное последовательно-хронологическое освещение многообразного участия Одоевского в периодике 1820 - 1840-х годов проливает свет и на некоторые до сих пор недостаточно изученные явления в истории русской журналистики.

Объектом исследова