автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Литературно-критическое наследие А. П. Чехова

  • Год: 1997
  • Автор научной работы: Плужнова, Лариса Петровна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Саратов
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Литературно-критическое наследие А. П. Чехова'

Текст диссертации на тему "Литературно-критическое наследие А. П. Чехова"



САРАТО ВО« ГОСУДАРСТВЕННЫ!! УНИВЕРСИТЕТ ИЛЕНИ Н. Г . ЧЕРНШЕВС КО ГО

ГЛУМОВА Лариса Петровна

ЛИТЕРАТУРНО-КРИТИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ А.ГГ. ЧЕХОВА

Специальность Ю.С1,01.~ русская литература

Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук

На правах рукописи

Научные руководители: доктор филологических наук профессор В.В.Прозоров, кандидат филологических наук доцент И.А.Книгин

САРАТОВ 1997

— ? -

ОГЛАВЛЕНИЕ

страница

йЪ S.ZI SPÍ Т/Т © алоо«» ев »о в с о в в в о*« ^

Глава 1,.Форма и содержание литературно,-критических суждений А

Глава II.Пафос литературно-критических суждений

а гт Чехове 77

i 1 »'..i. 6 i v'/vujJ a ee»oo«e©eeoec. eo»o®»4eat»<*oo* | |

Заключение...........................................132

Приложение I.Писатели-современники А.П.Чехова , чье творчество находилось в сфере его литературно-критических интере сов .........................................141

Приложение 2.Список использованной литературы . 154

— ^

ВВЕДЕНИЕ

Русский реализм последней трети; XIX века представляет собой новое звено в историческом развитии отечественной словесности, В это время завершается эпоха классического, реализма и начинается пора интенсивных литературных поисков и находок, которые явили собой эстетику новой литературы XX века. А.П.Чехов стал не толь-'ко великим завершителем русской классической литературы XIX века, но и первооткрывателем*-прозревшим эстетику будущего. Хотя этому периоду и конкретно творчеству Чехова посвящено много по-настоящему значительных литературоведческих работ» статей и монографий,, по-прежчему продолжает оставаться лишь эпизодически и разрозненно освоенным заметный пласт ценнейшего материала - литературно-критические суждения Чехова, которые содержатся в его письмах , записных книжках, в воспоминаниях современников писателя и в других источниках.В то же время сегодня является бесспорной мысль о том, что Чехов оставил яркий след в литературно-критическом сознании современников, в литературно-критической атмосфере эпохи.. Его высказывания, касающиеся литературы, представляют собой це -лостную эстетическую систему, нашедшую последовательное выраже -ние в той позиции, которую в русской литературе конца XIX - начала XX века занимал Чехов - писатель, критик, читатель.

Попытки более или менее обстоятельного и енятного определения мироотношения /в том числе и эстетического, литературно-критического,/ писателя делались не раз, но предметом нашего

Бялый Г.А.Чехов и русский реализм.-М.,1981; Громов М.П.Шига о Чехове. ~М,Д989; Лакшин В.Я.О. "символе веры"Чехова//Чехоадна.-М., 1990*-С*7-13 и др.

исследования будет осмысление общих нравственно-поэтических принципов чеховских эстетических автопризнаний,.характеристика его по видимости разрозненных и довольно лаконичных,, а по при -роде своей целостных, глубоко концептуально выстраданных лите рзтурн о-критических суждений и оценок* то есть то, что можно-назвать пафосом литературной критики Чехова*

Сложность подхода к избранной теме диссертации обусловлена тем, что Чехов был единственным из известных русских писателей, в наследии которого нет ни одной крупной критической статьи, И » при этом именно Чехову принадлежит весьма значительную роль в развитии литературного процесса в Россш конца XIX - начала XX века. Объяснение этому следует искать не только, в гениальности его художественных произведений, но и в глубине, оригинальности и большом творческом потенциале его этико-эстетических взглядов.

Уже ряд современников- увидели в Чехове оригинального мыслителя г во взглядах и идеях которого было новое видение русской жизни» новое понимание задач русской литературы и критики. "Если хочешь стать оптимистом и понять жизнь, то перестань верить тому, что говорят ш пишут, а наблюдай сам и вникай",- эти слова из "Записных книжек" Чехова можно считать его жизненным кредо» Чехову, вслед за Пушкиным, удалось выявить те ноЕые эстетические принципы, которые должны были стать основой только еще складывавшейся литературной жизни, В таком подходе к литературно-критическим

взглядам Чехова, в восприятии их как новой оригинальной эстети-р

Альбов В.Два момента в развитии творчества Антона Павловича Чехов а//Мир бошй..-19СЗ.-11» 84-П5;Булгаков С.Н.Чехов как мыс-литель//Булгаков С. Н. Из бранные статьи:В 2 т. 1993. -Т. 2. -С. ' 131-161.

ческой системы и заключается ис тори ко - ли те' р.а -т у р н а я новизна и значимость заявленной темы»

В теоретическом, аспекте настоящая тема является важнейшей составляющей большого вопроса о соотношении писательской и чи -тательской критики, о различных подходах к оценке тех или иных литературных явлений, о тех сложных пограничных ситуациях» когда эти оценки сталкиваются. Чеховское творческое наследие дает для этого уникальный материал. Сделав очень много для русс кода • литературы и критики, он свои новые эстетические принципы ни -когда не декларировал, не выступал с программными литературно-* -критическими статьями и манифестами'. Его статьи-фельетоны так и остались эпизодами» а разговоры о создании собственного жур -нала - мечтой. Отказ от, ситуаций, в которых Чехов вынужден был бы стать поэтическим судьей и вершителем литературных судеб,не случаен,, а внутренне глубоко естественен для него как человека ш художника и. вполне укладывается в те этические нормы, которые он.строго и точно определил для себя и для других. *

Вопрос об определении нравственно-поэтических оснований че -ховского миропонимания является исходной точкой характеристики этико-эстетичеекой системы писателя. Обращение к этим проблемам, творческого наследия Чехова представляется нам весьма актуаль -ным, идущим и от потребностей нашей современной жизни, и от степени развития чеховедения.

А.П.Велик в статье "О своеобразии нравственно-эстетической позиции А.П.Чехова" отмечает, что именно нравственно-эстетическая позиция писателя является "одним из важнейших источников веч-

о

ной ценности и актуальности творчества А.П.Чехова"»- к которому б настоящее время наблюдается все возрастающий интерес в силу своеобразия современной эпохи, ее запросов и тревог.

Эти рассуждения исследователя как нельзя лучше подтверждают актуальность избранной темы диссер -тации, Бережное, внимательное осмысление эстетических взглядов Чехова, которые не отделимы от определения нравственной позиции писателя, нужны сегодня не только литературе, критике или лите -ратуроведению. Они необходимы каждому русскому человеку, поскольку, как справедливо замечает А.П.Бели к,. "когда действительно » „

больше жить так невозможно" ... а жить все-таки необходимо,тогда человеку приходится самостоятельно, вырабатывать действия, опре ~

Ч тж

делять свою позицию в этой трудной борьбе". И здесь этико-эсте-тический потенциал, содержащийся не только в художественных произведениях Чехова, но и в его эпистолярном наследии,, в записных книжках, в мемуарах о нем» может оказаться важной жизнeyeтроительной силой в нынешней, исполненной глубокого драматизма социальной и литературной ситуации»

Обращение к избранной нами диссертационной теме подготовлено и ' развитием современного чеховедения, располагающего на сегодняшний день 30-титомным академическим Полным собранием сочинений писателя, куда вошли все известные нам художественные произведерия^боль-

5

шая часть чеховской переписки и его записные книжки. Опубликова- ,

"Белшс A.TLÖ своеобразии нравственно-эстетической позиции А.П.Че-хова//Вопросы философии.-I98I.-№ 12.-СЛ27.

4Там же. С.127.

5Чехов Л.П.Полн.собр.соч.и писем: В 30 т.-М., 197М98Л.

,но немало ценных воспоминаний о Чехове.6 За последние десятилетия появилось значительное число интересных и глубоких литературоведческих работ* рассматривающих на широком историческом и литературном фоне проблемы художественного мира писателя. В отличие от литературоведческих работ. .30-50-х годов /В .В.Громова, Г.П.Берд -никова, К.В.Соболева/, они менее социологизированы и в значительно большей степени ориентированы на принципиальное и беспристрастное изучение чеховского литературного наследия. А потому мы полностью согласны с точкой зрения В..Б. Катаева,, считавшего, что сегодня "главным предметом анализа должно стать чеховское "пред -ставление мира"/М.Горький/» его угол зрения на действительность

... Чехов должен быть понят как представитель особого типа худо-

„ В......

жественного мышления"."

Несмотря на то, что к анализу нравственно-эстетической позиции писателя обращаются в большей или меньшей степени многие исследователи, этот аспект творчества Чехова остается наименее освещен -ным. В настоящее время сделаны лишь отдельные подступы к изучению обозначенной темы, главным образом на примере художественных текстов А.П.Чехова. Интересными работами в этом направлении являются статьи А.П.Бежка "О своеобразии нравственно-эстетической позиции

с

А.П.Чехов в, воспоминаниях современников.-М.., 1986.

7

'Громов М.П. Книга о Чехове.-М.,1989; Лин ков В. Я. Художественный мир прозы А. ГГ. Чехов а. -М.Д982; Катаев В.Б.Проза Чехова:проблемы интерпретации.-М.,1979; его же: Литературные связи Чехова.-М.» 1989; Полоцкая Э.А. А,П.Чехов..Движение художественной мысли.-М», ■1979Чудаков А.П.Поэтика Чехова.-М. Д971; его же: Мир Чехова: становление и утверждение.-М..,1986 и др.

Катаев В.Б.Проза Чехова:проблемы интерпретации.-М. Д979.-С.9.

А.П.'Чехова",9 В.Я.Лакшина "О "символе веры" Чехова", 10ЗЛ..Поло;ц-

тт

кой "О назначении искусства /Пушкин и Чехов/1'

Размышляя об отправных точках миропонимания Чехова, авторы названных работ практически сходятся в том, что главными, доминирующими, всепоглощающими ценностями для него были правда,. свобода ' и человеческое достоинство. В этом плане, считает 3.А.Полоцкая , Чехов продолжил в русской литературе линию Пушкина: "Общей для них была точка зрения художника, вместо конкретных "рецептов"переустройства общества обладавшего лишь абстрактным, но зато менее

Т Р

уязвимым идеалом. Позиция, с которой яснее видна-.даль".

В то же время по отношению к современной жизни и литературе

1860-1900-х годов стремление Чехова к "абсолютной свободе", по

мнению В.Я.Лакшина, "казалось иллюзией и выглядело вызовом общест-

н 13

венно-моральнои определенности века . '

Эти суждения о чеховском мироотношении представляются нам весьма интересными и перспективными. Они найдут развитие в нашем диссертационном сочинении.

Вместе с тем подобный подход к осознанию нравственно-поэтических оснований мироощущения писателя вызывает потребность в ревизии распространенных исследовательских оценок /Г.П.Бердникова,В»В*Ер~ милова, Ю.В.Соболева, М.Е.Елизаровой и других/ таких вопросов,как проблемы политической ориентации Чехова, его представлений о ста-

9

Еелик А.П. О своеобразии нравственно-эстетической позиции А.П..Чехова.-С. 127-137.

тп

х Лакшин В.Я. О "символе веры" Чехова.-С.7 -13.

II

А Полоцкая З.А. О назначении искусств а/Пушкин и Чехов //Чеховиана.

Статьи,публикации,эссе.-М.,1990.-С.40-53.

12Там же. С.42.

"^Лакшин В.Я. О "символе веры" Чехова.-G.il.

рой и новой литературе» определение его места в истории русской словесности. Более объективного подхода, нежели тот,, который мы встречаем в работах вышеназванных исследователей, требует вопрос о взаимоотношениях Чехова с рядом своих современников и прежде всего с издателем газеты "Новое время" А.С.Сувориным- Многолетний напряженный творческий диалог Чехова и Суворина является во многом определяющим да характеристики взглядов обоих его участников.

Считая практически бесспорной точку зрения М.П.Громова о том, ь что "все самое главное о старой и новой литературе и философии | Чехов сказал в творчестве",^ мы полагаем тем не менее,, что начинать изучение эстетики писателя надо с его эпистолярных призма- I лий, где собственно формировались, определялись и оттачивались мировоззренческие и литературно-критические взгляды писателя в спорах и беседах с адресатами,, среди которых были известные беллетристы, издатели, журналисты, критики. Тем более, что практи -чески все исследователи подчеркивают и духовную, и стилистичес -кую близость писем Чехова к его художественному творчеству. В некоторых случаях е них можно встретить комментарии писателя к своим произведениям, как то было с драмой "Иванов". Письма Чехова как важнейшая составляющая его творческого наследия, позволяющая судить о восприятий художником как классической русской словесности, так ш современной ему литературы и критики, а также той роли,, которую играл писатель в литературном процессе рубежа Х1Х-ХХ ве- « ков, будут находиться в центре внимания нашего диссертационного сочинения. Их. анализ, в свою очередь, позволит сделать выводы о роли и своеобразии писательской критики на кризисных для лите-

»Громов М.ГТ.Чнига о Чехове.-С.И9.

ратурного процесса этапах.

Первые же публикации чеховских писем /в 1909 году H.H.Бочка- " ревым и в I9I2-I9I6 годах М.П.Чеховой/ имели сенсационный успех. "Каждый русский интеллигентный читатель считал своим долгом познакомиться с этим издани-ем» - писал В.Я Лакшин о шеститомнике писем Чехова, изданном сестрой писателя,-оно сильно расширило представление о Чехове и укрепило влияние его личности".^ Уже современники увидели в чеховских письмах "ценный литера-т у р н ы й п а м я т н и к", благодаря которому читатели лучше узнали не только Чехова-человека* Чехова-беллетриста, но ш Чехова-литературного критика, со своей вполне определенной от -ветственной позицией, прекрасно владевшего, литературной ситуа -цией последних десятилетий XIX века, Суворин ставил чеховские

письма рядом с письмами Пушкина: "Та же искренность, тот же ясный

17

слог, та же независимость мысли от какого-нибудь направления". .

Между тем внимание исследователей письма Чехова как ценный самостоятельный пласт наследия писателя привлекли в основном лишь в

тя

последние годы, и работ, им посвященным, немного. Главное вни -

151акшин В.Я. "Почтовая проза" Чехова//0ктябрь. -1986.-fcl.-C, 190. А0Айхенвальд Ю*Письма Чехова//Айхенвальд Ю.И.Силуэты русских писателей. ~М.,1994..-С.-350-359. 17Суворин A.G. 0 Чехове // Новый мир.-i960.- № I..-C.239.

то

103ахарова В.Е.Метафора в письмах Чехова//Русекая речь.-1976.-№3.-С.40-44; Лысенко В."Был внутренне свободен..."//дружба народов.-1985»-№2»-С.268-269;Ройзензон I.M.K изучению эпистолярного наследия Чехова.Фразеология чеховских писем//Тр.уды Узбекского университета. -i960*-№100.-С»51-64;Тимошечкин М.Перечитывая чеховские письма//Подъем.-1959.-№6»-0.122-126;111еблыкин И.Чехов в письмах// Дон. -i960 .-1Я.-СЛ48-158.

мание сосредоточено в большинстве из них на анализе языковой стороны, а также отдельных сторон чеховского эпистолярного стиля.

Наиболее серьезными и обстоятельными в этом ряду следует назвать

Т О РО РТ

работы В.ЕЛакшина, А. М.Малаховой,.Ю.В.Обуховой.

В статье "Почтовая проза" Чехова В.ЯЛакшин всесторонне оце -нивает Чеховекий эпистолярий, классифицирует его в жанровом плане, определяет причины, способствовавшие столь большой и устой -чивой привязанности Чехова к эпистолярной форме. Давая оценку . * форме чеховского письма в соответствии с современными жанровыми классификациями, исследователь замечает, что "это, по обстоятельствам, и письмй-спор* письмо-утешение, письмо-совет и письмо-исповедь. А иногда и крохотный рассказ Действительно, письма великого писателя - весьма разноликое явление» Правда, писем-исповедей у него крайне мало. Не случайно сам Лакшин оговаривается: "Даже перед самим собой Чехов не любил представать в домашнем халате, исповедничать над белой страницей ... дружеское письмо для него - вольная импровизация вслух, одновременно доверительная ,

тп

Лакшин В.Я."Почтовая проза" Чехова*-СЛ90-191. Малахова А.й.Поэтика эпистолярного жаяра.//8 творческой лаборатории Чехов а. -М*, 197 4. -С. 310-328.

рт

Обухова Ю.В.Эпистолярная форма литературной критики' А.П.Чехова: Автореф.дисс. ... канд.филолог.наук.-М.Д990.-24 с.;ее же:А.П.Чехов - мастер эпистолярной критики //Вестник Моск.ун-татСерия 10. Журналистка.-1987.-№1.-0.15-24; Взгляды А.П.Чехова на литера -турную критику//Из истории журналистики и литературы.-М., 1988.-

СЛ65-Г79. -Рукопись деи.в ШМОН АН СССР »35011 от 9*08.88. 99

—Лакшин В.Я."Почтовая проза"Чехова.-СЛ92.

ря

искренняя, но все же оставляющая адресата на дистанции". - В душу свою Чехов позволял заглянуть крайне редко; и очень немногим* Если же в письмах к самим близким для писателя людям эта душевная откровенность и прорывалась в каких-то строчках, то была мимолетной, и Чехов тут же пытался все обернуть в шутку. *

"Письма создают превосходный духовный автопортрет Чехова.."и-подытоживает свои наблюдения над эпистолярием писателя В.ЙЛак -шин.Это заключение представляется нам абсолютно справедливым,поскольку тот заочный диалог, который вел в своих письмах к раз -личным адресатам писатель* чувствуя себя при этом уверенно и свободно, действительно позволяет говорить об огромной осведомлен -ности Чехова в самых разнообразных вопросах и о весомости его нравственно-поэтических оценок, касавшихся ли�