автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему: Литовская советская лирика (жанровая система). Приложение
Заключение научной работыдиссертация на тему "Литовская советская лирика (жанровая система). Приложение"
- 606 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На лирику нового времени, в том числе и литовскую советскую лирику, намного сильнее, чем считалось до сих пор, воздействуют исторический опыт лирики и память жанровой традиции, значительно расширяющие семантику стихотворения и дающие определенное мотивационное основание единства текста. Лирика социалистической эпохи не изменила специфических черт лирики как литературного рода, однако она сформировала новые жанровые модификации или значительно трансформировала традиционные жанры. Соприкосновение лирических жанровых структур с другими родами литературы, а также с: языком музыки, изобразительного искусства, публицистики и науки и т.д. обогащает лирику. В литовской советской лирике актуализируются лучшие образцы различных исторических эпох и создается самобытная жанровая система, открытая проявлениям разнообразных стилей и творческих индивидуальностей, творческим поискам, зиждущимся на принципах социалистического реализма и подчиненным идеалам социалистического общества.
В различные исторические периоды в литовской советской лирике тон задавали разные типы лирики. В годы Великой Отечественной войны преобладал тип песенной Л1фики, связанный с особенностями лирики манифестационного и нарративного типов. В первое послевоенное десятилетие на первый план выдвигаются манифестационный и нарративный типы лирики. В последнее десятилетие особенно интенсивно происходит процесс синтеза различных типов и жанровых модификаций лирики, однако доминирующее место все уверенней занимает медитативная лирика. Медитации присущи черты, наблюдаемые и в лирике всех других типов. Различные типы лирики взаимно обогащают друг друга, не стирая при этом своих разграничительных рубежей. Некоторые поэты остаются верны одному типу, другие, как, нацример, Э. Меже-лайтис, создают стихотворения, представляющие собой многообразные жанровые модификации. В современной лирике под влиянием ярких творческих индивидуальностей, обогащающих лирику новыми жанровыми модификациями, происходит разносторонняя и глубокая жанровая трансформация, однако воздействие жанровой традиции не иссякает, оно лишь проявляется не столь отбыто и явно, как прежде. Для лирики характерна неравномерная пульсация движения: она то удаляется от классических традиций, то вновь возвращается к ним. Наибольшего идейно-эстетического эффекта достигают те поэты, которые приходят к синтезу классических традиций и новейших открытий.
Будучи органической составной частью всей советской лщш-ки, литовская советская лирика обладает и определенными специфическими чертами, обусловленными контекстом национальной культуры. На части этих самобытных черт сказалось литовское народное творчество - и не только песни, но и другие жанры: мифы, сказания, предания, сказки, плачи, пословицы и поговорки и т.д. Однако из песни и плача развились основные типы лирики. В первое десятилетие литовской советской литературы сильнее других давали знать о себе традиции лирики Просвещения и периода романтизма, в последние десятилетия - традиция лирики XX в. и наряду с нею традиции антики, ренессанса, барокко, экспрессионизма.
Литовские советские поэты опираются на опыт лгрики разных эпох и народов, однако наиболее зримы в ней творческие контакты с русской классической и советской лирикой.
Таким образом, анализируя развитие литовской советской лирики, мы можем утверждать, что мотивация художественного единства текста связана как с уникальными психологическими чертами, с аспектами мировоззрения и индивидуального стиля, так и с развитием социалистического реализма как метода и направления, так же, как и с трансформацией жанровой традиции. Сформировавшаяся система жанров отражает и определенную стабильность, очерченность границ, и живую динамику, изменчивость, мобильность жанров лирики.