автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему:
Литовская советская лирика (жанровая система)

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Арешка, Витас Йонович
  • Ученая cтепень: доктора филологических наук
  • Место защиты диссертации: Вильнюс
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.03
Диссертация по филологии на тему 'Литовская советская лирика (жанровая система)'

Оглавление научной работы автор диссертации — доктора филологических наук Арешка, Витас Йонович

Глава I. ПОНЯТИЕ ЖАНРА И ОБОСНОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ КЛАССИФИКАЦИИ ЛИРИКИ

1. Род и жанр.

2. Творческая индивидуальность и жанр

3. Жанр - мотивированное единство

4. Дробление и синтез жанров.

5. Жанр и речь.

6. Классификация жанров лирики.III

Глава П. ЛИРИКА МАНИФЕСТАЦИОННОГО ТИПА

1. Лирика революционных преобразований

2. Традиция гимна и оды.

3. Риторическая патетика и инвектива

4. Узаконившие восславляющего стиха

5. Обновление и синтез жанров.

6. Тестаментальное стихотворение.

7. Риторика и медитация

8. Лирика фамильярного контакта.

Глава Ш. ЛИРИКА ПЕСЕННОГО ТИПА

1. Черты песенной лирики.

2. Элегическая и балладная песня.

3. Манифестадионные песни.

4. Походная песня и романс.

Глава 1У .ЛИРИКА НАРРАТИВНОГО ТИПА

1. Наррация в лирике.

2. Пейзажное стихотворение

3. Репортажное и новеллистическое стихотворение

4. В русле романтической и реалистической

- 3 идиллии.

5. На грани медитации.

6. Сказовый стих.

7. Гротескная баллада.

8. Традиция новеллы.

У. Иронический подтекст и драматизм повседневности

10. Ассоциативное лирическое повествование

Глава У. ЛИРИКА МЕДИТАТИВНОГО ТИПА

1. Теоретические аспекты самовыражения

2. Медитация в русле классических традиций

3. На стыке философской оды и элегии

4. Идиллия, рецитация, пророчества

5. Элегическая импровизационная медитация

6. Актуализация классической элегии

7. Медитативный монолог.

8. Лирический фрагмент.

9. Интеллектуальная медитация.

10. Развитие медитации в элегии и балладе

11. Поиски молодых.

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по филологии, Арешка, Витас Йонович

Советская литовская литература - качественно новый этап литовской культуры, требующий постоянного и всестороннего изучения. Задача данного труда - исследование литовской советской лирики с точки зрения ее родовой и жанровой специфики. Разумеется, во многих случаях приходится затрагивать и другие вопросы, например, такие, как соотношение метода и лирики, поэтического темперамента, мировоззрения поэта и жанра. Методологически автор стремится сочетать исторический анализ с концептуальным. Автора интересует не только родовая и жанровая типология поэтического творчества, но и значение отдельной творческой индивидуальности в современном литературном процессе, ибо тип лирики все более обусловливается творцом, ищущим оптимального сочетания особенностей своего таланта и формы высказывания.

Далее следует несколько страниц пояснительного текста, не вошедшего в книгу.)

Изучение развития литовской советской лирики и конкретный анализ творчества отдельных поэтов позволили сформулировать теоретические предпосылки, найти единое основание классификации лирики, органически увязывающее распределение по типам и историческую жанровую память, т.е. динамику взаимоотношений субъекта и объекта, обусловливающую выбор жанровой модификации и мотивацию идейно-художественного единства текста. Разнообразие речевых ситуаций и способов поэтического высказывания делает возможным подразделение литовской советской лирики на определенные типы, которые можно называть жанровыми типами, поскольку непрерывность традиций лирики реализуется в процессе исторической трансформации жан

- О ров, в динамике традиции и трансгрессии.

Лирика, как исторически сложившаяся единая система жанров, исследуется в различных планах: теоретическом и историческом, морфологическом и функциональном, описательно-систематическом и оценочно-эстетическом.

Актуальность темы. Современная литовская советская лирика переживает период бурного развития. Не утихают дискуссии критиков и читателей по поводу оценки ситуации современной лирики, ее содержания и художественной выразительности. Строятся различные предположения о будущем лирики. Все это требует фундаментальных, обобщающих исследований, связывающих развитие современной лирики с ее истоками, с традициями национальной культуры и с художественным опытом братских народов нашей страны. До сих пор в поле зрения литовских литературоведов оказывались лишь некоторые частные цроблемы (напр., метрика) или же творчество отдельных поэтов. Если литовская лирика досоветского периода удостоилась крупных обобщающих монографий, то литовская советская лирика еще не стала объектом такого рода исследований.

Прежде чем приступить к анализу творчества советских поэтов, автору было важно рассмотреть лирику с точки зрения ее специфических особенностей как рода литературы, т.е. в соответствии с ее жанровым развитием и системой жанровых модификаций, и, таким образом, определить исходный элемент анализа, который связывается с позицией лирического субъекта, ситуацией высказывания и индивидуальным способом поэтической речи. Именно это и позволяет обобщить как идейные позиции литовской советской лирики, так и своеобразие ее комплекса выразительных средств, что весьма актуально и существенно в свете ведущихся комплексных исследований, затрагивающих структурные изменения, происходящие в социалистическом обществе, в том числе и в общекультурной сфере. Особенно актуальным представляется изучение соотношения индивидуального и общего, выяснение значения творческой индивидуальности - именно те вопросы, которые сегодня находятся в центре внимания критики, литературной науки и читателей. В литовской литературной критике порою разграничивают и даже противопоставляют друг другу современный этап, начавшийся после XX съезда КПСС, и первое десятилетие развития литовской советской литературы. Поэтому крайне важным моментом диссертации является акцентирование необходимости изучения литовской советской литературы как единого процесса, у которого есть свои истоки, начало, этапы роста и дальнейшего развития.

Цель работы - отразить специфические особенности функционирования литовской советской лирики как единой художественной системы, являющейся органической частью художественной системы всей советской лирики; установить связь между общественной и литературной ситуацией; уточнить критерии оценки лирического текста в соответствии с мотивацией единства текста.

Задачи исследования; I) обобщить историческое развитие литовской советской лирики за четыре десятилетия (I940-I98I); 2) опираясь на марксистско-ленинскую методологию, принцип теоретического монизма, обосновать классификацию лирики, тесно связывая при этом тип лирики и жанровую традицию; выявить принципы внутренней мотивации лирического текста; определить характерные черты жанрового типа лирики в зависимости от ситуации высказывания, отношения лирического субъекта и индивидуального стиля; проследить синхронное и диахронное развитие литовской советской лирики; 3) дать оценку значения и своеобразия литовской советской лирики в общем контексте советской лирики.

Постановка исследования. Важной вехой в анализе литовской советской лирики, основывающемся на марксистско-ленинской методологии, является мысль В. И. Ленина о том, что отражение действительности - это не пассивный след внешнего мира в сознании человека, а ступенчатое взаимодействие субъекта и объекта. В "Конспекте книги "Наука логики" Гегеля В. И. Ленин писал: "Тут действительно, объективно три члена: I) природа; 2) познание человека, = мозг человека (как высший продукт той же природы) и 3) форма отражения црироды в познании человека, эта форма и есть понятия, законы, категории etc." /484, 164/. Следовательно, существует форма превращения субъективности в объективность; объектированная форма не случайна, не аморфна. Это - структура, организованная по определенным законам, правилам и принципам. Устанавливая теоретические и методологические предпосылки и избирая способ конкретного анализа, автор в первую очередь опирается на труды советских, в том числе и литовских ученых, исследующих историческое развитие литературы, жанры, типы, стили и метрику, на теоретические и аналитические исследования Д. Лихачева, В. Жирмунского, М. Бахтина, Г. Поспелова, М. Кагана, М. Полякова, Г. Га-чева и др., а также работы известных зарубежных ученых по вопросам теории и поэтики литературы.

Материалы исследования. Для анализа литовской советской лирики автором привлечены почти все лирические тексты, опубликованные отдельными сборниками. Во избежание нарушения принципа историчности, используются первые издания, всего более 400 книг лирики - около 20 ООО текстов, представляющих творчество ста тридцати шести поэтов. Кроме того, используются материалы автобиографического характера, высказывания, статьи, интервью, воспоминания, дневники, письма отдельных авторов и т.д. Словом, все, что помогает объективно установить своеобразие црироды таланта и особенности мироощущения того или иного поэта, имеющие отношение к ориентации на определенный тип лирики и жанровую традицию.

Научная новизна. I. Диссертация является первым обобщающим трудом, исследующим столь полно в теоретическом и аналитическом плане развитие литовской советской лирики с 1940 г. до наших дней. 2. Широко обобщается теоретический материал, относящийся к вопросам рода, типа и жанра лирики; формулируется основанная на цринципе теоретического монизма классификация современной лирики; развитие литовской советской лирики оценивается как целостная система, соотнесенная с едиными принципами внешней и внутренней мотивации текста. 3. Научная новизна диссертации состоит в том, что в ней объективно и убедительно обоснована и доказана связь между различными типами литовской советской лирики и исторической жанровой памятью, между новаторскими поисками и традициями (фольклорными и письменными). 4. Через динамику развития жанровых типов выявляются новые аспекты связей творческой индивидуальности (психология, мировоззрение, индивидуальный стиль) с общими закономерностями развития литовской советской лирики, соотносящимися с различными этапами развития советского общества; прослеживается связь современной лирики с формами словесной культуры и видами "бессловесных" искусств. 5. Согласованы типологические и исторические аспекты развития лирики, а также органически вводится совокупный анализ творчества отдельных поэтов; отражена неразрывная связь первого этапа литовской советской литературы с последующими периодами.

Практическое значение. Конкретный анализ и выводы диссертации могут быть использованы в дальнейшем научном исследовании (историческом, сравнительном и типологическомJ развития литовской и всей советской лщшки в целом; теоретико-методологические принципы диссертации могут быть полезны и при изучении жанровых систем других родов литературы и видов искусства. Анализ литовской советской лирики, осуществленный в настоящей диссертации, ее теоретические аспекты имеют определенное значение для литературно-критической и художественной практики. Отдельные понятия, термины, оценочные принципы и критерии, выработанные автором диссертации, уже вошли в обиход литовского литературоведения и критики. Обобщение опыта советской лирики с точки зрения развития жанров послужит и более плодотворным поэтическим поискам. Несомненно практическое значение диссертации в повышении уровня преподавания курса советской литературы в высшей и средней школе, при подготовке учебников и т.д. На материале исследований, положенных в основу данной диссертации, автор опубликовал отдельными книгами несколько учебных пособий, которые широко используются в повседневной практике высшей и средней школы. Публикация диссертации в полном объеме будет способствовать более глубокому пониманию широким читателем своеобразия, советской лирики, ее содержания и средств выразительности, а тем самым послужит делу идеологического и эстетического воспитания советского человека.

Диссертация состоит из введения и пяти глав. В первой главе - пять частей, в которых рассматриваются теоретические и методологические вопросы, обосновываются цринципы классификации лирики. Каждая из четырех следующих глав посвящена определенному типу лирики, а части каждой главы - соответствующей