автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Логико-гносеологический анализ космологического содержания Олонхо

  • Год: 1996
  • Автор научной работы: Попова, Акулина Серафимовна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Якутск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
Автореферат по философии на тему 'Логико-гносеологический анализ космологического содержания Олонхо'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Логико-гносеологический анализ космологического содержания Олонхо"

Р Г Б ОД

1 3 МАЙ 1396

на правах рукописи

ПОПОВА Акулина Серафимовна

ЛОГИКО-ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОСМОГ ИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ ОЛОНХО

_ у

Специальность 09.00.01-онтология и теория познания

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Якутск 1936

Работа выполнена на кафедре философии' Якутского государственного университета им. М. К. йммосова.

Научные руководители:

- доктор философских наук, профессор

- кандидат философских наук, доцент

Новиков fi.f. Михайлов В.Д.

Официальные оппоненты:

- ноктор философских наук, профессор Борисов H.H.

- доктор филологических наук, профессор Бурцев fi.fi.

Ведущая организация; Институт гуманитарных исследований Академии наук Республики Саха (Якутия!

на заседании диссертационного совета Д 004.57.01 в

Академии наук Республики Саха (Якутия)

(577000 г.Якутск, пр. Ленина, 33, зал заседаний )

С диссертацией можно ознакомиться в Республиканской межву-зоеской библиотеке Якутского государственного университета им. М.К.Аммосова.

Автореферат разослан "&0" Оа^зцл^^ 1996 г. Ученый секретарь

диссертационного совета: Михайлова Т.Н.

Защита состоится

мая

1996 г. в 9 часов

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМИ ИССЛЕДОВАНИЯ. 'За время существования всего человечества уходящий XX век отмечен невиданно быстрыми темпами развития, касающихся всех областей социальной жизни общества. Бурное развитие науки и техники, создавая высокочувствительные прибора и мощную технологию, расширило познавательную способность человека, которая, в свою очередь, привела к открытию многих законов и явлений природа. Таким образом, круто изменились существовавшие дотоле разные представления и понятия. Наука, двигаясь вглубь тайн природы, вплотную подходит к порогу сверхъестественного, к процессу стыковки рационального и иррационального форм познания человечества.

Во все времена одной из' основных проблем познания человечества были представления о происхождении мира, о составе и состоянии Вселенной, а также о возникновении человека. Только правильно решив эти глобальные проблемы, можно строить правильные отношения с окружающей природой, со всей Вселенной, сохранить свое существование и найти пути дальнейшего развития.

В течении многих веков духовная культура человеческого общества была выражена в мифах, легендах, сказаниях и т.д., которые создаваясь и передаваясь из. поколения в поколение, обогащались новыми представлениями и понятиями, стали подлинным кладом познания всего человечества.

В наше время, когда наука подходит к синтезу рационального и иррационального форм познания, новый, с научной точки зрения взаимопроницаемый подход к представлениям и понятиям мифа, могло ба дать много новых идей и открытий. Вот поэтому и возник вопрос изучения и анализа представлений и понятий мифопозтического творчества.

Мощным пластом духовной культуры человечества является олонхо - это древнейшее устное произведение- народа саха.Его, казалось бы неиссякаемая фантазия, неудержимая гиперболизация и специфическая мифологизированное^ представлений и понятий, с которыми наш рациональный ум никак не может согласиться, понять и принять, предполагают в нем.на^'чие не

только уникальной рациональной, но и иррациональной установки и ориентации.-

. Анализ представлений олонхо с точки зрения достижений современной науки и философии позволило бы выйти за порог раз и навсегда установившихся рациональных форм познания, определить место, адекватность и сущность иррационального. А также явилось бы передачей знания предков, накопленных в течении многих веков, нынешнему поколении, т.е. не обрывалась бы духовная . связь поколений, а развитие этих представлений в области разных наук, как стыковка иррационального и рационального познания, обогатило и подняло бы на более' высокий уровень знание всего человечества.

СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ. При обзоре работ, посвященных представлениям о происхождении мира, о составе и состоянии Вселенной, о возникновении жизни на Земле, мы видим, что эти-представления развивались, в два этапа. Во первых, они составляют основу мифов всех народов мира, во вторых, развивались в разных интерпретациях и теоретических мировоззрениях философов, а такке в открытиях и обоснованиях разных наук. В данной работе эти представления показаны-по восходящему этапу развития и обзор литературы дан в этом порядке.

Среди мифов всех народов мира' всегда существовали и мифы о происхождении мира - космогонические мифы и мифы о состоянии и структуре Вселенной - космологические мифы. Основными представлениями мифопоэтического мировосприятия являются понятия о разделении Вселенной на три мира, мировом древе, происхождении Земли и возниковении человека на Земле. Во многих работах, таких как, например,' "Древнеиндийская цивилизация. Философия, наука, религия" Г. М. Бонгарда-Левина, "Тюрский героический-эпос" В.М, Жирмунского, "Происхождение -•героического эпоса" Е.Н.Мелетинского, "Восточные мотивы в' средневековом европейском эпосе" Г.Н. Потанина, "Исторические корни волшебной сказки" В.9. Пропп,"Якутское олонхо и эпос алтайцев","Якутский героический эпос олонхо","От фольклора к литературе" И.В.Пухова, "Очерки по якутскому фольклору" Г.У. Зргис, указывается связь и взаимопроникаемость разных представлений и понятий'мифа всех народов мира.

Основой развития философии явились разные интерпретации представлений и понятий мифа как теоретически сформулирован-

цое мировоззрение человечества. Начиная с работ первых философов до наших дней,.философы развили представления о происхождении мира, о состоянии и составе Вселенной, о возникновении жизни на Земле. Это развитие шло от геоцентрической системы мира к гелиоцентрической системе и дальше к системе Галактик.

С наблюдения Евдокса ( 1У в.д.э.) за объектами Космоса начинается развитие'научной космологии, которая основывается на показаниях и выводах астрофизики и звездной астрономии. А ее теоретической основой являются основные законы физики, общая теория относительности, физика элементарных частиц и электродинамика. В работе кратко описывается происхождение мира по системе Галактик, указываются существование теорий "Горячей Вселенной", "Расширяющейся Вселенной"', закрытая и открытая модели Вселенной, а .такие две основные теории о возникновении жизни на Земле: теория панспермии и теория эволюции.

Если представления мифа о происхождении мира, о мироздании, о жизни как теоретическое мировоззрение развивались в философии, то Как литературное произведение они развивались в легендах, героических эпосах, сказках, былинах и т.д. Автор, опираясь на работу В.Я.Пропп "Исторические корни волшебных сказок", разделяя мнение о том,что. олонхо относится к жанру героического эпоса (Г.У.Зргис "Очерки по якутскому фольклору", И.В. Пухов "От фольклора к литературе", Н.В. Емельянов "Сюжеты ранних типов якутских олонхо" ) и считая, что специфической особенностью олонхо является то, что олонхо по содержанию посвящён жизни и борьбе великих якутских шаманов, что представления и понятия олонхо - это видение, познание шаманов, вносит свою версию, что олонхо своей уникальностью по содержании и исполнении может считаться отдельным жанром литературы.

При сравнении представлений и понятий олонхо с данными науки использованы основные представления олонхо К.Г.Ороси-на и П.А.Ойунского "Дьулуруйар Ньургун Боотур", И.Г.Теплоу-хова-Тимофеева "Куруубай хааннаах Кулун Куллустуур"-, П.Н.Яд-рихинского "Дьырыбына Дьырылыатта Кыыс бухатыыр", Э.Зрилика "Буура Дохсун", Д. М. Говорова "БудчР7йбэт Мулдьу Безе", К.Урастырова "Тойон Дьазарима", При • этом выявлено, что все основные представления этих олонхо одинаковы. А при сравне-

нии с • данными науки, существующими теориями и гипотезами видны совпадения их с некоторыми основными представлениями .олонхо.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧА ИССЛЕДОВАНИЯ. Основной целью данной работы является анализ представлений олонхо, как продукта социокультурного творчества народа саха, специфического, относящегося к вненаучной форме познания общества, объем и функции которого хотя и существенно различны от истин'научного мировоззрения, но результат его адекватен с ним, а также, исходя из вышесказанного, констатировать возможность взаимопроницаемости ..научного и вненаучного (рационального и иррационального) форм и моментов процесса познания.. Во вторых, обосновать основное направление классификации и систематизации мировоззрений олонхо и пути их дальнейшего развития. Для достижения цели поставлены решения следующих задач:

- сравнительный анализ представлений олонхо_ с представлениями мифа разных народов мира и с основными теориями естественных наук о мироздании,

- определить исполнение олонхо как способность отдельно взятого индивида, возникавшая при медитации,

. - классификация и систематизация, основных-представлений олонхо как мировоззрение народа саха и обосновать направлений их дальнейшего исследования,

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ. Тео- . ретической основой работы являются, основные положения материализма-, классические философские произведения и труды современных философов. При исследовании использованы методы: обзорный анализ исследуемого материала, компаративный анализ отдельно взятых основных представлений олонхо, а так-ше синтез, экстраполяция и герменевтика,

НАУЧНАЯ НОВИЗНА И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ.Научной новизной работы можно считать:

- сравнительный анализ представлений олонхо с данными естественных наук как основа слияния рационального и иррационального познания человечества,

- выявление взаимосвязи представлений и понятий олонхо и шаманизма,как продукт иррационального и рационального познания и действия великих якутских шаманов, определяя исполнение олонхо (олонхолооЬун) как специальную (познавательную) способность человека, связанную с его психофизиологическим

- ? -

состоянием.

Практическим значением данной работы можно считать то. что работу можно использовать:

- как основу при классификации и систематизации мировоззрения олонхо,

- при составлении новых естественнонаучных гипотез и теорий,а также для- создания новых методик исследования и методов измерения,

- при объяснении религиозных понятий и представлений в свете природных явлений и законов,

СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ. Структура диссертации обусловлена поставленной целью и задачами ее решения . Работа состоит из введения,трех глав.заключения и списка использованной литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

ВО ВВЕДЕНИИ дается обоснование актуальности исследуемой темы, степень разработанности данной проблемы, ставится основная цель работы и задачи для решения этой цели, подчеркивается научная новизна и практическое значение данной работы, описывается структура диссертации.

В ПЕРВОЙ ГЛАВЕ "Представления человечества о происхождении мира, состоянии и составе Вселенной"- дается анализ развития этих представлений в течении жизни всего человеческого общества, подчеркивается их влияние на развитие сознания человека, социальной структуры общества, уклада его жизни и на существовании всего человечества. Выделяются два этапа развития этих представлений.

ПЕРВНИ ПАРАГРАФ "Представления древних мифов, разных народов мира" посвящен основным представлениям космогонических и космологических мифов разных народов мира. Общий обзор этих мифов показывает, что основные представления о происхождении мира, о состоянии и структуре Вселенной и о возникновении Земли тождественны; человек состоит из тех элементов, из которых образовалась Вселенная или, наоборот, Вселенная происходит из тела первочеловека, то есть подчеркивается взаимосвязь человека (.микрокосм ) и Вселенной ( макрокосм ), следовательно, человек является одним из элементов Космоса.

В мифах разных народов мира происхождение Вселенной объясняется как чье-либо творение или возникновение, вследс-твии рождения, превращения и.т.д.

При образовании Вселенной отделяются стихии - Воды, Воздуха, Огня, Земли, иногда Эфира, происходит разделение на . Небо и Земля с последующим образованием пространства, а также разделение Вселенной на три мира: верхней, средней, нижней, возникновение мирового древа, мировой горы, первой земной тверди или первого океана. Образовавшееся пространство наполняется разными объектами, сферами, животными и людьми. Таким образом, Вселенная отличается от первичного состояния т.е. от Хаоса.

Видно, что во всех мифах разных народов мира происхождение мира имеет одну общую схему: образование Вселенной —»■ возникновение Земли —> происхождение жизни на Земле, а основными представлениями являются : три мира Вселенной,миро -вое дреЕО или гора, боги, демоны, люди.

ВТОРОЙ ПАРАГРАФ " От умозаключений философов Древней Греции до теорий современной науки" раскрывает этапы становления астрофизики и звездной астрономии.

Так как основой возникновения философии в Древней Греции явились разные интерпретации представлений мифопоэтического мировосприятия, то древние философы никак не могли обойти вопросы о происхождении мира, о состоянии и составе Вселенной, о возникновении человека. Из первых философов большой Еклад в становлении космологии внесли Платон, Аристотель, Птоломей, Пифагор и т.д. Представления космологии изменились от геоцентрической системы мира к гелиоцентрической и от нее к системам Галактик. Геоцентрический взгляд Аристотеля,представлявший Землю центром мира, и разделявший мир на подлунный и надлунный, держался до появления работ Н.Коперника, Д. Брун'-1 .Г.Галилея. А геоцентрическая система Птоломея не встретила большого сопротивления в течении 14 зеков, хотя уже 280 лет назад до нашей эры была высказана Аристархом Самосским гелиоцентрическая концепция. Это можно объяснить не только влиянием религии, но и особенностью развития познания человека. которое с.'условлено своим земным происхождением.

Начиная с Евдокса развивается наблюдение за космическими объектами и проведение экспериментов. Работы Т.Враге. И.Кеплер в корне изменили аристотелевскую геоцентрическую систему

мира. Систематическое наблюдение и проведение экспериментов в космологию внес Г.Галилей, который имеет большую заслугу в поддержке и защите гелиоцентрической системы.

Открытие в Космосе туманностей У.Гершелем дало начало внегалактической астрономии, т.е. развирается концепция системы Галактик.

В XX веке ь* России развиваются идеи космизма. Идеи научного космизма были поддержаны и развиты Н.Умовым. К,Циолковским, В.Вернадским. В данной работе приводятся версии К.Э.Циолковского о возможном существовании разных планетных систем в Космосе, а также о состоянии и структуре Вселенной по его работе "Эфирный остров".

Обоснованная $./!еметром и А.Фридманом теория "Большого взрыва" объясняет расширение Вселенной. В работе приводятся существующие модели мира, ("открытая" и"закрытая" ), а также факты существования космического магнитного поля, радиационного излучения.

Таким образом, существующей в наше время концепцией научной космологии является концепция системы Галактик. Мы видим, что научная космология прошла очень длинный и интересный путь. Также видно, что по мере■расширения познавательной способности человека с помощью техники и приборов, она продвигается вглубь Космоса,

ПАРАГРАФ ТРЕТИЙ "Образование Солнечной системы планет. Земли и возникновение жизни на Земле" освещает теории образования Солнечной системы планет таких как теория турбулентности, основанная Р.Декарт, приливной теории Г.Л.де Буфонл современная версия - Дж. Джине, Г.Джефрис, а также теория туманностей, которая развилась из небулярной теории И.Канта, П. Лапласа и из современной теории аккумуляции, связанной с именами О.ЮД'мидта и В.С.Софронова. Кратко описывается картина происхождения Солнечной систем» планет по современной теории, образование Земли и ее коры, связанная с дифференциацией жидкого ядра Земли.

Подчеркивается, что любая система спутников является Солнечной системой в миниатюре и их вращение происходит в одном и том же направлении.

О возникновении жизни на Земле существуют разные гипотезы. Одной из них является теория эволюции. По этой теории, в процессе образования и формирования Земли простые углеродные

соединения превращаются в боле? сложные соединения. Энергией для этих химических превращений явилось ультрафиолетовое излучение Солнца, т.к. первичная атмосфера не.содержала озона. Органические реакции протекали в атмосфере, а образовавшиеся сложные соединения попадали е первичное море, в котором происходила эволюция на уровне молекулы.

Вторая теория, называемая "теорией панспермии" поддерживает идею переноса зародышей жизни на Землю из Вселенной.Она имеет два направления: по одному из них перенос мелких организмов и спор из Космоса связана с падением метеоритов,космической пыли, космозоев, а по второму - мельчайшие зародыши организмов, переносятся вместе с мельчайшей космической пылью под влиянием сильного лучевого давления.

В работе Н.Э.Циолковского "В каких частях земной поверхности прежде всего началась жизнь?", высказана мнсль, что полюса Земли охладились раньше, чем другие части Земли и, следовательно, раньше стали доступными для возникновения жизни, 6 мелководья, защищенные со всех сторон возвышениями, холмами и т.д. были более удобными для возникновения жизни, чем моря и океаны. При этом, если ось Земли была перпендикулярна к плоскости эклиптики, то почти не было смены времен года. Р. о той большой роли, которую сыграло наступление ледникового периода в возникновении разума и распространении человеческого рода на Земле, говорится в работе В.И.Вернадского "Биосфера и ноосфера".

Земля является частью Космоса и у нее нет особых условий для возникновения жизни только на ней, но еще не доказано существование жизни на других планетах. Такая идея высказана только в виде теорий и гипотез. Так, К.З.Циолковский в своей-работе "Образование солнечных планет" предполагает, что разумные существа могут быть и на других планетах,пе;еселяться с одной планеты на другую. Эту же мысль поддерживают и теории панспермии и биохимического предопределения. Так, по теории панспермии перенос зародышей жизни с одной планеты на другую может быть обыденным явлением. А по теории биохимического предопределения имеется очень большое число планет, сходных по своим физическим свойствам с нашей планетой и на ^ этих планетах могут возникнуть биохимические системы.

Таким образом, возникновение жизни на Земле должен быть не единовременным актом и единичным фактом в Космосе. Также

большого внимания требует теория внетропнчесной прародины человечества.

ГЛАВА ВТОРАЯ "Олонхо как основа познания народа саха" раскрывает олонхо как народную мудрость, духовное богатство, собранное и сохраненное в течении многих- веков, а также указывает на уникальность представлений олонхо.

Как эпическое произведение олонхо имеет размер в средне» равный 10-15 тысяч стихотворным строкам.Подчеркивается большое влияние представлений и понятий олонхо в жизни народа саха,

ПЕРВЫЙ ПАРАГРАФ " Время возникновения олонхо " раскрывает существование двух версий о времени возникновения олонхо: по первой версии - олонхо могло возникнуть в У11-1Х в.в. (Пухов И.В."От фольклора к литературе"), вторая версия считает, что олонхо существует с незапамятных времен С Эргис Г.Н. "Очерки по якутскому фольклору".

В научную литературу жанр олонхо сперва был определен как сказка, затем был отнесен к жанру богатырских сказок, после к эпическим поэмам,к героическим эпосам. Но все исследователи обмечали специфическую особенность олонхо, которая выражалась в том, что содержание олонхо посвящено борьбе богатыря айыы и богатыря абааЬы, а не борьбе исторических личностей. Объяснялось это тем, что в олонхо историческая основа имела мифологическую надстройку и как жанр олонхо сохраняет черты синкретизма сказки и героического зпоса. Как считает автор, чтобы сделать предположение о времени возникновения какого-либо произведения, нужно уточнить его жанр и по представлениям и понятиям произведения определить его исторически^ исток.. Основываясь на работу В.Я.Пропп " Исторические корни волшебных сказок" автор приходит к выводу, что содержание олонхо - это становление, борьба, путешествия по трем мирам Вселенной и подвиги великих якутских шаманов, что представления и понятия олонхо - это их видение мира, иррациональное познание мироздания. А так как всякая религия должна иметь свою основу представлений и понятий, то для возникновения шаманизма такой основой могут быть только представления олонхо. Таким образом, время возникновения олонхо можно отнести к периоду жизни человечества до появления шаманизма, этой самой древнейшей религии мира,

ВТОРОЙ'ПАРАГРАФ "Влияние представлений олонхо в разви-

тии сознания человеческого общества". Основные представления олонхо такие, как понятие о Вселенной, состоящей из трех миров (Улускзннззх ус дойду), о мировом древе 1 Аал-Луук-мас > как представления шаманизма проникли и стали основными понятиями древнеиндийских Вед, например, эти понятия можно уеи-деть в "Ригведе" (Бонгард-Левин Г.М."Древнеиндийская цивилизация. Философия, наука, религия" ).

Прослеживается адекватность и параллелизм представлений шаманизма и христианства, совпадение смысла идей Христоса и шамана как спасителей и помощников людей. Отмечается тождественность "чудес" творимые Иисусом Назаретянином и великими якутскими шаманами. Так как образ Христоса является собирательным образом, а не образом одной исторической личности С Каутский К."Происхождения христианства"), то в основе евангельской легенды о Христосе лежит центрально - азиатская шаманийская легенда (КсенофонтоЕ Г.В. "Шаманизм").

При сравнении церковных обрядов и представлений христианства с представлениями и обрядами шаманизма.. мы находим много общего и по смыслу, и по исполнению.

Автор приходит к выводу, что параллелизм представлений олонхо, шаманизма и христианства, а также их смысловая тождественность показывают древнейшее происхождение олонхо и что ' его содержание и представления сыграли огромную роль в развитии сознания человечества.

ТРЕТИЙ ПАРАГРАФ " Мировоззрение олонхо ", Основным источником знания у якутов было мировоззрение олонхо. В. олонхо раскрываются такие понятия и представления как:

1."Кинкиниир киэн халлаан киэбэ-киэлитэ" - состояние и структура Вселенной.

- форма, состояние,состаЕ Вселенной в олонхо имеют очень сложное описание, свои названия,

- созидающая мощь Вселенной, которая способствовала возникновению космических объектов. Зто понятие дается в олонхо как"старик-старуха".Иногда это понятие разделена как"старик". и"старуха" (Урун Аар тойон и Р.дьыка Сиэр хотун).иногда дается как одно лицо ( БоЬо Чаадай тойон, Еодуо Чаадай хотун ).

- понятие олонхо о динамичности мира, жизни,

- возникновение трех миров Вселенной после "Уордаах Уот кыргыЬыы" дает понятие о необходимости равновесия двух противоположных сил для существования Вселенной.

2.Три мира олонхо

- разделение Вселенной на три мира: верхний,средний,нижний дает понятие двух противоборствующих сил.

- Верхний мир разделяется на мир -айны и абазЬы . Мир айны - "солнечный мир". Мир верхних абааЬн имеет обратное вращение и "отравленный" воздух,холодный,темный.

- Средний мир заселен людьми и иччи. является частью "солнечного мира", т.е. входит в Солнечную систему планет и представляет планету Земля,

- Нижний мир. Он тоже разделен на. две части и имеет обратное вращение, большую силу гравитации.

- все три мира связаны между собой и это понятие объединяет всю Вселенную в одну систему. Понятие "вращения" С в смысле цикличности), имеет в олонхо очень большое значение, так как является основой понятия возникновения противоположных сил и жизней, т.е.мира и антимира.

3.Виды жизни в олонхо.

- айыы или силы добра характерны тем.что они могут только созидать, творить, делать добро, помогать. Они не могут уничтожать,делать зло,убивать.

- абааЬы или силы зла. Они. наоборот,могут только убивать,уничтожать, сеять зло.

- люди - созданы из трех "пл'емен'Чверхних и нижних абааЬы и айыы),таким образом, могут созидать и уничтожать, делать и зло, и добро,

- иччи - выступают как созидающая сила и мощь разных сфер ( стихий ), а также как связующие звенья "высших сил" Вселенной с людьми.

4.Взаимодействие сил.

- основное содержание олонхо - это борьба двух противоположных сил: силы добра и силы зла. Так как айыы не могут убивать, уничтожать, человек выступает как помощник и защитник добрых сил.

- защитником добрых сил может быть только избранная личность,по своей физической и психической организации отличающаяся от других людей, более близко стоящий к высшим силам (туспа оноЬуулаах, анаан айдарнылаах), т.е. богатырь айыы.

5.Обряды в олонхо.

- исполнение обрядов в олонхо означает вступление в связь с другим уровнем жизни (связь с иными мирами осуществляется

через обряды). Таким образом, обряд отражает закон и руководство отношений между субъектами многоуровневой биосферы.

В.Понятие нравстенности,

- нравственность в олонхо показывает критерий отношений не только между людьми, но и между людьми и иччи,между людьми и эйыы,между людьми и абааЬы, а также между айыы и абааЬы. Следовательно, понятие нравственности имеет космопланетарный характер и определяет гармонию сосуществования во Вселенной.

7.2изнь Среднего мира.

- жизнь Среднего мира не уничтожается, не погибает только при помощи богатыря айыы. Тут ни айыы, ни абааЬы, ни иччи не имеют решающей роли. Шизнь продолжается благодаря знании, силе человека.

Из этой краткой попытки классификации представлений олонхо видно,что мировоззрение олонхо имеет свою философскую систему, свой язык изложения, а также специфическое различие как произведение иррационального мышления человека.Совпадение некоторых представлений и понятий олонхо с научными теориями показывает, что как продукт иррационального познания представления олонхо должны иметь огромное значение для развития науки..

ГЛАВА ТРЕТЬЯ " Три мира олонхо ". Как и во всех мифах народов мира е олонхо Вселенная 'разделяется на три мира: Верхний, Средний, Нижний, Содержание олонхо развивается вокруг персонажей этих миров. В работе указываются разные гипотезы о местонахождении трех миров олонхо. По одной из них мифологическое представление о трех мирах исновано на географических и исторических условиях. По этой гипотезе Верхний мир - это страна с горными вершинами, расположенная на юге. Нижний мир - это- тундра с топкими болотами и полярной ночью, А Средний мир - это местность где живет народ саха, Другая гипотеза, составленная под влиянием представлений Библии считает, что Верхний мир - небо, Средний мир - Земля, Нижний мир находится под землей.

Если эти гипотезы были составлены в соответствии с уровнем знаний тех времен, то уровень знаний современной науки позволяет сделать другие интерпретации и экстраполяции представлений олонхо,

ПЕРВЫЙ ПАРАГРАФ "Верхний, Средний, Цинний миры олонхо' дает обзорную характеристику трех миров олонхо. Описывается

т.е. люди смертны*

При заселении первых людей, Средний мир был теплый,не знал холода, зимы, снега. Алас, где рос богатырь айыы имеет множество озер, рек и речек, окружен разными возвышениями, лесами и т.д. Теплый климат Земли, вечное лето, и местность с мелководьями, защищенное со всех сторон соответствует версии К.З.Циолковского о прародине человечества.

3 олонхо, по истечении многих лет после заселения первых людей на Среднем мире,резко меняется климат Земли. Наступает ледниковый период, который дай в олонхо как нашествие богатыря абааЬы. Во время этого страшного катаклизма, люди Сред-: него мира почти все погибают и поэтому происходит второе заселение. Люди этого этапа отличаются высокоразвитой культурой - они умеют пользоваться'огнем, одеваться тепло, строить себе жилище,т.е. умеют защищаться от холода. Также они могут охотиться и добывать себе пищу, мастерить, воевать. Среди них находится и богатырь айыы - защитник и помощник людей,, имеющий особое строение организма, проходивший "обучение" у "трех племен Вселенной"

На Среднем мире вместе с людьми заселяются и "иччи" - ' созидающие силы разных стихий природы. Эти иччи огня, воды, дома, хотона, данной местности, а также "архивариус" Сээр-кээн СэИзн, Со стороны' айыы - Ийиэхсит, АйыыИыт, ДьеИегей, Кытай Бахсылааны и иччи могут входить в прямой контакт с людьми (помогать, защищать), а со стороны людей с айыы и абааИы общается только богатырь айыы, .

В образе Oso Тулаайах (в олонхо "Дьулуруййр Ньургун Боо-тур" П.А.Ойунского) мы видим переселение и распространение людей на Земле во время наступления ледникового периода.

Таким образом, можно предположить, что в олонхо показана реальная картина возникновения, заселения и распространения людей на Земле, которая имеет совпадения с некоторыми научными версиями,

ТРЕТИЙ ПАРАГРАФ - "Исполнение олонхо как проявление, специальной познавательной способности человека". Существуют много гипотез о мифотворении, выдвинутые многими школами (натуралистическая, антропологическая, функциональная, социологическая ), этнологией второй половины XIX века, этнологией XX века, учеными психиатрами как Г.Юнг, З.Фрейд, Так как, представления олонхо являются основными представле-

ниями мифопоззии, а исполнение олонхо всегда предполагало-импровизацию - творение, то исполнение олонхо можно было отнести к процессу мифотворения. Исполнителя олонхо в народе отмечали как личность со специальной способностью. Таким образом, исполнение олонхо монно считать проявлением специальной (познавательной) способности человека, которая возникает во время медитации и связана с особым психофизиологическим состоянием человека. В связи с этим автор делает попытку анализа, познавательной способности- человека. Специальными познавательными способностями могут быть:

1. Рассуждение, толкование. При этой познавательной способности человек умеет связать признаки прошедшего -и настоящего, и на их основе может предсказать будущее, предвидеть, т.е. анализ прошедших и настоящих явлений и при их синтезе умеет делать правильные выводы. На этой познавательной деятельности основано исследование, она является результатом деятельности сознания,

2. Интуиция. В- этом виде познавательной способности играет роль не сознание, а в большинстве случаев, видимо, подсознание. Так. например, во время сновидения, признаки не подмеченные сознанием могут дать -совсем иной вывод, иные картины действительности.

3. Экстрасенсорная познавательная способность. Экстрасенсы имея более широкий диапазон восприятия внешнего мира, чем люди с обыкновенными познавательными способностями, могут услышать или .увидеть то, что недоступно другим.

4. Исполнение олонхо может быть одним из видов медитации, когда человек может приобрести дар импровизации и ясновидения, достигая иррациональное мышление и познание.

5. Высшим проявлением специальных способностей человека можно считать состояние шамана во время его камлания.

Две последние способности имеют связь с понятием якутов "кут-сур". Автор дает свою интерпретацию понятия "кут-с\'Р". Подчеркивает, что по якутским представлениям сказанное слово и направленная мысль имеют огромную физическую силу.

В ЗАКЛЮЧЕНИИ приводятся основные выводы проведенного исследования:

1.Обзорный анализ исследуемого материала показывает, что мировоззрение о.лонхо отличается от мировоззрения научной философии по восприятию, структуре,классификации и имеет слон-

ную,специфическую систематику. Но раскрывая суть одних и тех же природных- явлений, они оба дают одни и те же гипотезы и вызоды. Так, например, в олонхо можно увидеть такие теории, как теории "Большого Взрыва", "Горячей Вселенной","Расширяющейся Вселенной" и т.д. Ясно указываются космопланетарная эволюция жизни на Земле и ее космопланетарные связи.

2.Анализ и синтез оснозных представлений олонхо и шаманизма показывают их идентичность, а экстраполяция работ В.Я. Пропп и Г.В.Ксенофонтова позволяют сделать вывод, что представления и сюжет олонхо отражают действия и представления великих якутских шаманов - борцов за жизнь и счастье своего народа.

3.Реальность и адекватность представлений олонхо и шаманизма доказывает, что олонхоИут (исполнитель олонхо) I! шаман имеют одну и ту же специальную (в данном случае, познавательную) способность, основанную на понятии якутов "кут-сур".

В настоящее время, когда познание человечества подходит к порогу стыковки рационального и иррационального познания, изучение представлений олонхо монет иметь огромное значение.

Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях автора:

1. Попова А. С. Олокхозо ус дойду туЬунан ейдебул. (Представления олонхо о трех мирах) // Логос, культу-па и цивилизация. Тез. докл. на регион, науч.-практ, конф. Якутск. 1303. С 111-115.

2, Попова А, С. Олонхо киз;г кизлитигэрДНа просторах олонхо), Якутск. 1Э95. О,? п.л.