автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.09
диссертация на тему: Образ женщины-богатырки в якутском олонхо
Полный текст автореферата диссертации по теме "Образ женщины-богатырки в якутском олонхо"
На правах рукописи
ДАНИЛОВА Анна Николаевна
ОБРАЗ ЖЕНЩИНЫ-БОГАТЫРКИ В ЯКУТСКОМ ОЛОНХО
Специальность 10 01 09 - фольклористика
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
КЭНДНТТОТП --- и /I/
ООЗ1В4461
Улан-Удэ 2008
003164461
Работа выполнена в центре олонхо Института гуманитарных исследований Академии наук Республики Саха (Якутия)
Научный руководитель: доктор
филологических наук, профессор
Илларионов Василий Васильевич
Официальные оппоненты:
доктор филологических наук Кузьмина Евгения Николаевна кандидат филологических наук Бурчина Дарима Афанасьевна
Ведущая организация: Бурятский государственный
университет
Защита состоится «» 2008 г в ^ часов
на заседании диссертационного совета Д 003 027 02 при Институте монголоведения, буддологии, тибетологии СО РАН по адресу 670047, Республика Бурятия, г Улан-Удэ, ул М Сахьяновой, 6
С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке Бурятского научного центра СО РАН (670047, Республика Бурятия, г Улан-Удэ, ул М Сахьяновой, 6)
//»{¿¿¿¿саил
Автореферат разослан « ' » 2008 г
Ученый секретарь диссертационного совета ЦыбиковаБ-ХБ
Общая характеристика работы
Актуальность исследования. В последнее время в отечественной фольклористике широко ставится вопрос о комплексном исследовании текстологического материала богатейшего наследия устного народного поэтического творчества В частности большой интерес представляет изучение эпических сказаний народов Крайнего Севера в сравнительно-сопоставительном плане с эпосами тюрко-монгольских народов, для выявления сходств и различий не только на уровне общих типологических признаков, но и структуры, семантики сюжетных линий и системы персонажей в эпосе
Эпические сказания тюрко-монгольских народов в большинстве случаев повествуют о героических подвигах богатырей Наряду с ними бытуют и эпосы о воинственных девах-богатырках, защитницах племени и народа от иноземных завоевателей и от чудовищ У якутов, хакасов, бурят, алтайцев существуют сказания, в которых дева-воительница занимает особое положение и выступает как вполне самостоятельный персонаж
Известный отечественный исследователь В М Жирмунский писал, что «образ богатырской девы распространен в мировом эпосе он нашел свое поэтическое отражение в «удалых поленицах» русских былин, в греческих «амазонках», в девах-воительницах древнескандинавских и кельтских эпических сказаний, в «Шахнаме» Фирдоуси и др »'
Таким образом, в эпических текстах многих народов широко распространен образ девы-воительницы и требует специального исследования в области семантики и структурно-типологических особенностей сюжетов в сопоставлении с аналогичными сказаниями о воинственных девах в эпосе тюрко-монгольских народов В данной работе впервые рассматривается образ женщины-богатырки якутского олонхо в сопоставлении, сравнении с образами дев-воительниц эпических сказаний бурят, башкир, хакасов и алтайцев
' Жирмунский В М Тюркский героический эпос - Л Наука Ленингр отд-ние, 1974 - с 39
Все изложенное обуславливает актуальность выбранной темы
Степень изученности темы Тема женщин-богатырок в якутском эпическом сказании занимает центральное место наряду с другими женскими образами: богинями-покровительницами рожениц и плодородия Айыысыт и Иэйиэхсит, родоначальницами трех космогонических миров, удаганками Верхнего мира, старухой-сплетницей Симэхсин и шаманками Нижнего мира.
Якутские фольклористы Г У Эргис, И В. Пухов и Н.В Емельянов определили ключевые функции женских персонажей олонхо Ими выявлены основные их типы, дана подробная характеристика, установлены сюжетные линии олонхо о женщинах-богатырках.
В статьях якутских исследователей П.Н. Дмитриева и А Г Новикова, имеющих непосредственное отношение к исследуемой теме, дана характеристика трех основных мифологических женских персонажей - божеств Айыысыт и Иэйиэхсит и богини Земли Аан Алахчын хотун, выявлены историко-генетические истоки образа богатырки Кыыс Дэбилийэ
В сравнительном плане интерес представляют работы исследователей бурятского эпоса Е Н. Кузьминой «Женские образы в бурятском эпосе» и Н Н. Николаевой «Образы чудовищ-мангадхаек и женщин-богатырш в героическом эпосе бурят функции, семантика и поэтика» (автореферат) Работы раскрывают особенности изображения женских образов в бурятских улигерах, выявляют их типологическую близость с образом якутской богатырки. Ж К Лебедевой в монографии «Эпические сказания народов Крайнего Севера» исследованы сюжеты о девах-воительницах
Таким образом, к проблеме образа женщин-богатырок хоть и обращались отдельные исследователи, но цельное монографическое исследование в якутской фольклористике отсутствует
Объектом диссертационного исследования
выступают образы женщин-богатырок в якутских олонхо «Кыыс Дьуурайа», «Дьырыбына Дьырылыатта» и «Кыыс
Дэбилийэ», эпических сказаниях бурят «Аламжи Мэргэн», алтайцев «Очи-Бала», хакасов «Ай Хуучин»
Предметом исследования является формульная характеристика образа женщины-богатырки в текстах олонхо (именные формулы, статус девы-воительницы в эпическом социуме, взаимодействия главной героини с другими персонажами, функции)
Целью исследования является выявление специфики образа женщины-богатырки в якутских олонхо
Исходя из конкретной цели, в работе ставятся следующие задачи
1) выявить особенности формульной характеристики женщины-богатырки в эпических сказаниях вышеназванных народов и определить ее место в эпическом социуме,
2) проанализировать взаимодействие женщины-богатырки и других персонажей в олонхо с целью определения основной функции героини,
3) на основе сравнительно-сопоставительного анализа функций рассматриваемых персонажей выявить основные типы олонхо о женщинах-богатырках,
4) провести структурно-семантический анализ сюжетных мотивов олонхо и эпических сказаний бурят, алтайцев, хакасов и башкир о женщинах-богатырках Теоретико-методологическая основа работы. Основополагающим принципом работы является
комплексное исследование материала Данный принцип позволил провести системный анализ именных формул, статуса девы-воительницы в эпическом социуме, взаимодействия персонажей и функции женщин-богатырок, семантики образа В исследовании применен метод структурно-семантического анализа, введенного Б Кербелите в исследовании прозаического жанра фольклора - сказки, и типологический анализ, эффективно примененный Н В Емельяновым для изучения сюжетики олонхо
Для осуществления поставленной цели и задач исследования использованы описательный, структурно-типологический, сопоставительный и лексико-семантический методы Наряду с ними применены и лингвистические методы
исследования, в частности, элементы словообразовательного и морфемного анализа
Теоретико-методологической базой исследования послужили труды известных исследователей В М Жирмунского, Е М Мелетинского, Б Н. Путилова, С Ю Неклюдова, Э В Померанцевой, Е Н Кузьминой, 3 С Казагачевой, В Е Майногашевой, Д А Бурчиной, И В Пухова, Н В Емельянова, В В Илларионова, А Е Захаровой, В М Никифорова, Н И Филипповой и др, и работы эпосоведов Крайнего Севера П Е Ефремова, Ж К Лебедевой, Г И Варламовой и др
Источниковая база. В диссертации использованы тексты якутских олонхо 16 неопубликованных текстов, хранящихся в Архиве Якутского научного центра СО РАН и Института гуманитарных исследований Академии наук РС (Я), а также опубликованные тексты олонхо о женщинах-богатырках «Удагаттар Уолумар, Айгыр икки» (1906), «Дьырыбына Дьырылыатта» (1981), «Кыыс Дэбилийэ» (2004) В качестве сопоставительного материала использованы тексты эпических сказаний бурят «Аламжи Мэргэн», алтайцев «Алтын Туудьи», «Очи-Бала», хакасов «Алтын Арыг», «Ай Хуучин», «Ай-Арыг», «Алтын-Сабах», «Ах-Чибек-Арыг», башкир «Урал-Батыр», долган «Аталами богатырь»
Научная новизна диссертационной работы заключена в самом объекте исследования - дать полную системную характеристику образа женщины-богатырки в якутском олонхо В представленной работе дан анализ именной формулы, статуса в эпическом социуме, взаимодействия главной героини с другими персонажами и функции в сопоставлении с эпическими сказаниями о девах-воительницах тюрко-монгольских народов, что до этого не предпринималось в других исследованиях На защиту выносятся следующие положения:
1 В якутском фольклоре олонхо о женщинах-богатырках выделены как отдельные сказания, повествующие о богатырских подвигах воинственной девы во имя спасения людей своего рода
2 Сюжеты олонхо о женщинах-богатырках — это отображение событий времен былого могущества женщины-воина, свободной и самостоятельной,
выбиравшей и искавшей себе идеального жениха и мужа
3 Функции женщин-богатырок в эпических сказаниях якутов, бурят, алтайцев и хакасов показывают эволюцию образа женщины как родоначальницы небесного происхождения, воительницы, не желающей выходить замуж, и жены Из них наиболее архаичным является образ женщины-богатырки как родоначальницы небесного происхождения
4 Аналогичные сюжеты сказаний о героических подвигах женщин-богатырок во имя спасения своего племени от эпических чудовищ встречаются у других тюрко-монгольских народов и являются отражением эпохи матриархата
Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что результаты проведенного исследования могут быть применены при сравнительно-типологическом изучении эпических сказаний народов алтайской культурной общности Также материалы диссертации могут быть использованы в качестве лекционных и факультативных курсов по «Устному народному поэтическому творчеству» и «Фольклору народов Сибири» в высших и средне-специальных учебных заведениях
Апробация работы Основные выводы
диссертационного исследования были обсуждены на заседаниях центра олонхо Института гуманитарных исследований АН РС (Я) (Якутск), отдела фольклористики и литературоведения Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН (Улан-Удэ) По отдельным положениям работы сделаны доклады на международной научной конференции «Олонхо в контексте эпического наследия народов мира» (Якутск, 2000), научно-практической конференции молодых научных сотрудников и аспирантов (Якутск, 2003), общероссийской научной конференции «Башкирский эпос «Урал-Батыр» и мифология» (Уфа, 2003) Материалы диссертации изложены в девяти публикациях общим объемом около 2,5 п л , в том числе 2 статьи в реферируемом журнале «Наука и образование»
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложений
Основное содержание работы Во введении обосновывается актуальность работы, определяются цели и задачи, научная новизна, теоретическая и методологическая основа, практическая значимость, указываются объект и предмет исследования Представлены также сведения об апробации и структуре работы
В первой главе «Женщина-богатырка в системе персонажей олонхо» рассматривается специфика формульной характеристики эпических персонажей якутского, хакасского, бурятского и алтайского народов Формулы имен эпических персонажей сопоставляются как типологически наиболее близкие по структуре и семантике онимы, что позволило выявить особенности в изображении образа женщины-богатырки в эпосе
В первом параграфе «Роль формульной характеристики в раскрытии образа женщины-богатырки» рассмотрены именные формулы всех персонажей якутского олонхо о женщинах-богатырках в сопоставлении с именными формулами персонажей бурятского эпоса «Аламжи Мэргэн», алтайского «Очи-Бала» и хакасского «Ай Хуучин» Именная формула представляет собой особый устойчивый тип в изображении эпических персонажей Для более конкретного изучения структуры именной формулы мы ввели специальное обозначение «определительный ряд» (в дальнейшем ОР), который включает характеристику эпического персонажа 1) локальная принадлежность, 2) родовое происхождение, 3) маркировка персонажа, 4) собственное имя персонажа, 5) показатель его статуса (социального, профессионального) Они четко дифференцированы по своим внешним и внутренним формам
Изучение именных формул персонажей олонхо о женщинах-богатырках в текстах «Дьырыбына Дьырылыатта»
П П Ядрихинского2, «Кыыс Дэбилийэ» Н П Бурнашева3, «Кыыс Дьуурайа» Г В Дуякова4, «Строптивый Кулун Куллустуур» И Г Тимофеева-Теплоухова5, показало, что в них только главные героини и образы эпических богатырей имеют полное наличие формульных сочетаний определительных рядов Остальные персонажи в основном не имеют локального и родословного принадлежностей ОР
Например, в якутском олонхо именная формула женщины-богатырки Дьырыбына Дьырылыатта передается как букв «живущая с середине Среднего мира, имеющая отца Арылы Тойона, сгибающая колени, кивающая головой, яростная шалунья, Дьырыбына Дьырылыатта девушка-богатырка» Здесь присутствуют все 5 ОР В олонхо «Кыыс Дэбилийэ» именная формула женщины айыы Хаанчылаан Куо обозначается как букв «имеющая отца Адьына Баай Тойона, красавица, у которой сквозь одежду тело просвечивается, сквозь кожу белые кости белеют, Хаанчылаан Куо девушка» (смысл означает, что она излучает сияние) Здесь присутствует 4 ОР
В сравнительном плане отметим, что в бурятском улигере «Аламжи Мэргэн» и алтайском сказании «Очи-Бала» фиксируется наличие всех ОР, которые характеризуют и указывают на место жительства эпических персонажей В хакасском эпосе «Ай Хуучин» структура именной формулы состоит из четырех ОР, показывающих собственное имя, маркировку персонажа, его сословный статус, а также — родственные отношения с другими персонажами Например, «конями рожденная, большая богатырка, которая ездит на девятисаженном Треухо-Пего-саврасовом коне, Ай Хуучин» В
2 Ядрихинский П П Дьырыбына Дьырылыатта Кыыс Бухатыыр Якутское олонхо /Запись, послесл икоммент П НДмитриева -Якутск Якут кн изд-во, 1981 -200 с
3 Кыыс Дэбилийэ Якутский героический эпос - Новосибирск ВО «Наука» Сибирская издат фирма, 1993 - 330 с - (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока)
4 Кыыс Дьуурайа (Рукопись) /Запись Н В Емельянова, Г В Федорова со слов Г В Дуякова из Хору пинского наслега Нюрбинского района, 1960 г // Архив ЯНЦ СО РАН, ф 5, оп 7, ед хр 408 -322 л
5 Тимофеев-Теплоухов И Г Кулун Куллустуур Якутское олонхо -М Наука, 1985 - 608 с
нем отсутствует локальная принадлежность персонажа А полное имя старшей сестры богатырки Ай Хуучин характеризуется как «страшноликая старшая сестра, Великая богатырка Хыс Хан»
В формуле имен персонажей фиксируется наличие терминов родства В эпосе «Ай Хуучин» представлены следующие термины родства шурин (старший/младший), сноха, невестка, зять, мать, отец, сын, дочь, брат (старший/младший), сестра (старшая/младшая), супруг/супруга Полагаем, что данное обстоятельство подтверждается наличием в эпосе около 40 персонажей, состоящих между собой в родственных отношениях Герой имеет три жены и живет в полигамном браке Родственные термины дядя, племянник, тесть, сестра, жена, отец присутствуют и в бурятских улигерах В большинстве случаев они используются в обращении или диалоге персонажей
В улигере «Аламжи Мэргэн» имя главной героини состоит из двух ОР «Агуй Гохон, сестрица», определяющих имя персонажа и родственное отношение
В алтайском эпосе «Очи-Бала» именная формула главной героини передается как «Очи-Бала, гордая-прегордая, младшая сестра, где пастбищ много табуны свои пустила, дева-богатырка»
Выявлено, что определительные ряды именных формул эпических персонажей в хакасском, бурятском, алтайском эпосе не имеют четкой упорядоченности, как в якутском олонхо В последнем именные словосочетания четко следуют друг за другом
Но во всех указанных эпических сказаниях определительный ряд завершается показателями сословного статуса, которые, присоединяясь к собственному имени, обозначают его титул, звание и передают в основном значение почтительности, уважения Термин «хан/хаан/кан», сохраняя свое лексическое значение «правитель», «господин», употребляется как в мужских, так и женских именах в эпосе разных народов бурятском «Далай Баян Хан», хакасском «Хыс Хан», якутском «Дьылга Хаан», алтайском «Кан Таадъи Бий» Также наблюдается употребление терминов «миргэн» у хакасов, «мэргэн» у бурят, «бэргэн» у якутов в значении «меткий
стрелок», «силач», «богатырь», передающих богатырский статус положительных и отрицательных персонажей в хакасском сказании «Хан Миргэн», бурятском улигере «Аламжи Мэргэн», якутском олонхо «Эриэдэл Бэргэн», «Хаадыат Бэргэн»
Как показал анализ именных формул персонажей эпических сказаний, структура женских имен особо не отличается от других персонажей Определительные ряды имен персонажей хакасского, бурятского и алтайского эпосов в структурном отношении идентичны с якутскими, но имеют некоторые отличительные признаки в семантике именных словосочетаний
Второй параграф «Женщина-богатырка как субъект межличностных отношений» посвящен анализу взаимодействий второстепенных персонажей по отношению к главной героине женщине-богатырке Здесь на основе активной и пассивной роли героев выявляется степень воздействия одного персонажа на другого Активная роль, соответственно, наиболее действующая, а пассивная - нейтральная
В наименовании женщин-богатырок в олонхо постоянным эпитетом служит термин «кыыс» {Кыыс Дьуурайа, Кыыс Дэбилийэ, Кыыс Ньургун), переводимое как «девушка» Такое явление характерно также в именах дев-воительниц хакасского эпоса (Хыс Хан, Алып-Хыс-Хан) В алтайских и бурятских эпических произведениях этот термин не употребляется
Среди второстепенных женских персонажей олонхо отрицательную функцию выполняют женщины абаасы, которые противопоставляются положительным женщинам-богатыркам из племени айыы Внешне они уродливы, имеют неженские формы тела (букв «имеющая грудь, с острыми гранями, тощие бедра»), что указывает, как мы полагаем, на их бесплодие
Кроме того, в олонхо «Кыыс Дэбилийэ» индивидуальные качества женщины-абаасы Сарахана Куукэнньик передают облик хищной птицы, «обладающей когтистыми, изогнутыми грязными ногтями» В имени другой женщины-йгбаасы Кулахай подчеркивается ее букв «бродячая, бесцельная жизнь, грубая манера ходьбы, стуча ногой»,
которая противопоставляется плавным движениям женщин айыы Интересно, что в якутском олонхо все персонажи абаасы, играют наиболее действенную, активную роль Они крадут детей людей-амыы, вступают в борьбу с богатырками, стремятся выйти замуж за богатырей и т д
Другие женские персонажи - богини плодородия Айыыкыт и Иэйиэхсит, дух-хозяйка Земли Аан Алахчын Хотун наделены только положительными качествами и своими действиями «морально» помогают женщинам-богатыркам Будучи почтенными женщинами, они указывают местонахождение богатырских снаряжений, дают ценные советы
Образы удаганок айыы и шаманок абаасы четко отличаются от предыдущих персонажей активностью Они совершают магические действия по отношению к женщине-богатырке Когда женщина-богатырка, находясь на поле брани, призывает их на помощь, то они сразу спускаются с неба в образе птиц удаганка айыы - в образе белого стерха, шаманка абаасы - в образе черного ворона Это обстоятельство говорит о том, что они находятся в услужении у женщин-богатырок
В олонхо «Дьырыбына Дьырылыатта» мужские персонажи, противостоящие женщине-богатырке, представлены как в «пассивной», так и в «активной» роли Например, столкновение богатыря-амыы с богатырем-абаасы происходит из-за соперничества в сватовстве Женщина-богатырка вступает в борьбу с богатырем-абаасы Тимир Чохчордоон из-за смерти его сестры шаманки-абаасы Более пассивную роль по отношению к женщине-богатырке имеет ее отец Арылы Тойон старик С ним героиня контактируется только при получении благословения и получении сведений о местонахождении богагырского коня и доспехов
Таким образом, основные персонажи находятся в с ножных взаимоотношениях между собой При этом выявлены такие ключевые функции второстепенных персонажей по отношению к главной героине как оказание магической помощи (удаганки айыы помогают богатырке во время боя с богатырем-абаасы), получение важной информации (нейтральные персонажи указывают богатырке о местонахождении искомого
объекта) и требование жертвы (нейтральный персонаж требует у богатырки жертву)
Героиня-богатырка олонхо целиком и полностью зависит от своей сюжетной роли, раскрывается в действии. Например, богатырка Дьырыбына Дьырылыатта — основная участница всех событий описываемых в олонхо, в сюжетную канву вовлекаются еще 34 персонажа
Действия женщины-богатырки Дьырыбына
Дьырылыатта по отношению к второстепенным персонажам можно рассмотреть в следующей таблице.
№ Женщина-богатырка Второстепенные персонажи
1 Чудесное рождение А Наречение именем старухой-повитухой Нуоралдьын Хотун Б Участие в детских играх с братом Тойон Джеллюют
2 Становление богатырки А Получение благословления родителей на счастливый исход боевых подвигов Б Отец указывает место хранения богатырских доспехов В Получение богатырского коня по совету Аан Алахчын Хотун
3 Борьба с врагами А Поединок с девятью воинами абаасы Б Жертвоприношение животному Елюю Могой В Поединок с шаманкой-абаасы Обот Хобочой Г Поединок с богатырем-абаасы Тимир Чохчордоон
4 Освобождение своих близких от абаасы А Освобождение брата и девушки айыы
5 Избавление от неподходящих женихов (изгнание и победа) А Жених из Верхнего мира, небесный богатырь Б Жених абаасы из Нижнего
мира
6 Поиск идеального жениха А Получение важной информации от старцев
7 Устройство семейной жизни богатырки А Встреча с женихом богатырем айыы из Среднего мира Б Устройство свадьбы богатырки и богатыря
Таким образом, в олонхо с главной героиней с момента ее рождения до замужества контактируют все персонажи В результате взаимодействий выявляются главнейшие функции женщины-богатырки воительницы и жены.
В развитии основного сюжета выявлены действующие и фоновые (бездействующие, безымянные) персонажи, выполняющие различные функции В основе такого деления лежит принцип «участия» или «неучастия» персонажа Фоновые персонажи представлены в роли близких героини и антиподов, противостоящих героине Фоновые, иначе называемые нейтральные, персонажи не принимают активного участия в жизни главного персонажа Они свидетельствуют о социальном статусе действующего персонажа
Во второй главе «Структура и семантика сюжетов олонхо о женщинах-богатырках» проведен сравнительно-сопоставительный анализ сюжетных мотивов якутских олонхо о женщинах-богатырках и девах-воительницах в эпосе хакасского, бурятского и алтайского народов Детально рассмотрена структура и семантика двух текстов олонхо «Дьырыбына Дьырылыатта» и «Кыыс Дэбилийэ»
В первом параграфе «Сюжетные типы олонхо о женщинах-богатырках» на основе функциональной характеристики образов женщин-богатырок выявлены три основных типа
Основные типы образов женщин-богатырок в олонхо
Женщина-родоначальница Женщина-воительница Женщина-жена
1 Кыыс Туйгун 2 Кыйдааннаах 1 Кылааннаах Кыыс Бухатыыр 2 Кылааннаах 1 Кыыс Дьуурайа Бухатыыр 2 Кулун
Кыыс Бухатыыр
3 Кыыс Дэбилийэ
4 Кылааннаах Кыыс Ньургустай Куо
Усуктаах Кыыс Ньургун
3 Кыыдааннаах Кыыс Бухатыыр
4 Кыыс Бухатыыр, дочь Ньуру Ньургустая
5 Кыыдааннаах тыллаах, Кыскыл Улаан аттаах Кыыс Бухатыыр
6 Кыыс Ньургун Бухатыыр
7 Кыыдааннаах Менгеннээх Кыыс Бюлгюйдээн_
Куллустуур
3 Шаманки Уолумар и Айгыр
4 Кыыс Ньургун
5 Дьырыбына Дьырылыатта
При этом один образ женщины-богатырки может быть представлен в двух типах, т к богатырка несет двойственную функцию Например, дева-воительница Кыыс Дэбилийэ выступает как родоначальница и как воительница, а. Дьырыбына Дьырылыатта как женщина-воительница и как жена богатыря айыы
Из таблицы видно, что большинство текстов о женщинах-богатырках относятся к типу олонхо о женщинах-воительницах, восходящих к наиболее ранним сюжетам Подобные образы наблюдаются в бурятском улигере «Аламжи Мэргэн», хакасском алыптых нымахе «Ай Хуучин» и алтайском сказании «Очи-Бала» Нами дан сравнительный анализ сюжетных линий якутского олонхо «Дьырыбына Дьырылыатта» и бурятского улигера «Аламжи Мэргэн» В эпическом сказании бурят дева-воительница Агуй Гохон выступает как вспомогательный персонаж, она в качестве старшего брата, главного героя улигера, добывает для него деву-воскресительницу Схожий сюжет встречается и в якутском олонхо, где главная героиня Дьырыбына Дьырылыатта спасает своего старшего брата и устраивает его семейную жизнь
В алтайском эпосе «Очи-Бала», как и в хакасском эпосе «Ай Хуучин», главная героиня, освобождает свой народ от иноземных завоевателей и устраивает мирную жизнь людей. Но она отличается от образов женщин-богатырок олонхо тем, что не стремится создать собственную семью и стать прародительницей народа Очи-Бала живет со старшей сестрой и является защитницей своего народа А в хакасском эпосе «Ай Хуучин» повествуется о борьбе главной героини с эпическими чудовищами и о других ее героических подвигах Основные функции данного персонажа смешиваются - воительница-спасительница и родоначальница, устроительница новой семейной пары
Образы женщин-родоначальниц встречаются в наиболее древних вариантах олонхо и тождественны с образом богатырки Хыс Хан из хакасского сказания «Ай Хуучин» Но в отличие от якутской, хакасская женщина-богатырка не имеет божественного происхождения
Таким образом, сказания о женщинах-богатырках объединяет такая общая черта, как изображение девушек, обладающих неимоверной силой, защищающих не только себя, но и своих близких людей от эпических чудовищ Образ женщины-богатырки - отражение времени о всемогуществе женщины-воина
Эволюция образа женщин-богатырок происходит в силу изменения основных функций героини, представленной в начале повествования как родоначальница, имеющая небесное происхождение и высокий статус. За ней следует функция женщины-воительницы, выступающей из племени людей айыы, но ведущей самостоятельный образ жизни и независимой ни от кого У третьего типа образа женщин-богатырок главная функция защитницы отодвигается на второй план Женщина-богатырка становится послушной женой
Во втором параграфе «Структурно—семантический анализ сюжетных типов олонхо» рассматриваются тексты двух олонхо о женщинах-богатырках в сравнении с эпическими сказаниями бурят, хакасов и алтайцев Анализ сюжетных мотивов сделан на основе деления текста сказаний на макросюжеты и микро-сюжеты (по Б Кербелите) Сюжет олонхо состоит из макро-сюжетов, включающих различные микро-
сюжеты, которые начинаются с исходной ситуации, с изображения эпической коллизии - неожиданного вторжения в мир людей враждебных темных сил При этом один микросюжет включает в себя различные сюжетные мотивы мотив-признак, мотив-ситуацию и мотив-действие Таким образом, несколько групп микро-сюжетов образуют один макро-сюжет, который состоит из нескольких частей, и в свою очередь представляет один большой сюжет (сюжетный мотив —» сюжетная ситуация —► микро-сюжет —► макро-сюжет —> сюжет) Макро-сюжет раскрывает основной ход событий, микро-сюжет представляет сюжетные линии тех персонажей, которые принимают участие в данном действии Их количество не ограничено, но должно быть больше двух Сюжетные ситуации - это встречающиеся противоречия в действии персонажа
Олонхо «Дьырыбына Дьырылыатта» состоит из двух частей, включающих семь макро-сюжетов и тридцать два микросюжета. В первой части функция женщины-богатырки определяется стремлением к освобождению своих близких, а во второй части - поиском идеального жениха Исходной ситуацией является потеря героиней своих близких Так, первый макро-сюжет состоит из пяти микро-сюжетов, где дается описание заселения Среднего мира родителями богатырки, изображается место жительства, жилище, и дается описание Среднего мира, страны, заселенной людьми Главным микросюжетом является рождение главной героини олонхо С приходом мальчика-посыльного начинается второй макросюжет, включающий три микро-сюжета Вначале главным героем выступает эпический богатырь, брат главной героини В конце герой-богатырь из-за своей ошибки похищается антиподом, в итоге не достигается его главная цель - освободить своего близкого от антипода В результате потери бдительности в опасной ситуации герой сам становится доступным антиподу
Богатырские подвиги главной героини начинаются с третьего макро-сюжета Связующим звеном первого макросюжета с последующим макро-сюжетом является возвращение коня без героя на свою территорию Внешний вид коня и приход без хозяина становятся причиной включения в действие нового героя - члена рода первого героя, сестры-богатырки Данная ситуация является связующим макро-сюжетом с
последующими В них женщина-богатырка вступает в борьбу с чудовищами-абаасы Пятый макро-сюжет отмечает победу женщины-богатырки, характеризует стремление главной героини к полнокровности рода Он является началом второй части олонхо, которая делится на пять макро-сюжетов и включает две темы - неудачного и удачного брака Здесь эпической коллизией выступает угроза главной героине стать женой нежелательного жениха Соединяющим макро-сюжетом является появление помощницы-удаганки, помогающей избежать героине неудачного брака Здесь следует указать и то, что в олонхо может присутствовать и повторяющийся макросюжет - неудачный брак Тогда следующим макро-сюжетом выступает уже удачный брак героини с искомым идеальным женихом
Олонхо «Кыыс Дэбилийэ» состоит из семи макросюжетов, которые подразделяются на двадцать семь микросюжетов В структурном плане главным отличием данного олонхо от «Дьырыбына Дьырылыатта» является присутствие в нем макро-сюжета с сюжетной ситуацией угрозы жизни главного героя Появление в макро-сюжете сильной помощницы-богатырки из Верхнего мира Кыыс Дэбилийэ усложняет мотивы-действия эпических персонажей
В последнем макро-сюжете женщина-богатырка Кыыс Дэбилийэ, как и Дьырыбына Дьырылыатта, соединяет судьбы детей Среднего мира и основывает новую семью Но, в отличие от нее, у Кыыс Дэбилийэ функция защитницы племени не меняется, т е она не связана с узами брака
Одним из больших олонхо о женщинах-богатырках является «Кыыс Дьуурайа», которое включает пятьдесят макросюжетов
Хакасский героический эпос «Ай Хуучин» состоит из трех частей, включающих тридцать семь макро-сюжетов Первая часть состоит из одиннадцати макро-сюжетов, вторая и третья части - из тринадцати макро-сюжетов В первом макросюжете речь идет о деве-богатырке Хыс Хан, проживающей с младшим братом Хан Миргеном на берегу великой реки Ах-Талай Во второй части рассказывается о дальнейших деяниях богатырки и ее брата, который после смерти старшей сестры становится ханом В третьей части повествуется о том, что после
смерти своих родных главная героиня решает совершить поездку по всей земле, с ней едет дочь Хан Миргена от первой жены Алтын Арыг
Вступительная часть в алтайском сказании «Очи-Бала» очень своеобразна Если во многих героических сказаниях макро-сюжеты - чудесное рождение героя, его богатырский рост, наречение имени, добывание коня, богатырских доспехов составляют основную канву повествования, то главная героиня Очи-Бала предстает перед нами уже как сформировавшаяся богатырка Она стремится только к свободе, живет самостоятельно, занимаясь охотой, относится к типу образов женщин-воительниц Алтайский героический эпос «Очи-Бала» состоит из пятидесяти микро-сюжетов, которые образуют двадцать макро-сюжетов
Главным отличием структуры бурятского сказания «Аламжи Мэргэн» является то, что оно имеет пятьдесят два макро-сюжета, которые разделяются только на сорок микросюжетов Здесь следует указать то, что некоторые макросюжеты не могут разделиться на микро-сюжеты, т к сюжетные мотивы персонажа женщины-богатырки исчезают с появлением в сюжетной линии главного персонажа - воскресшего старшего брата В основном в них отсутствует мотив-признак Хотя сюжетная ситуация представляется как процесс мщения
Структурно-семантический анализ сюжетных мотивов, ситуаций, микро- и макро-сюжетов эпических сказаний способствует обнаружению логических связей функций главной героини и взаимодействий эпических персонажей, которые развивают ход основного сюжета Заключение
1 Именные формулы, состоящие из пяти определительных рядов, могут раскрыть и охарактеризовать образы женщин-богатырок
2 Взаимодействие женщины-богатырки и других персонажей олонхо происходит на основе межличностных отношений и определяет ее основную функцию как защитницы своего племени
3 Сопоставительный анализ всех функций женщин-богатырок олонхо позволил выявить три основных типа
образов женщин-богатырок женщина-
родоначальница, женщина-воительница, женщина-жена
4 Структурно-семантический анализ сюжетов олонхо и эпических сказаний бурят, хакасов и алтайцев позволил выявить схожие сюжетные ситуации, микро- и макросюжете
В приложении приведены пятнадцать таблиц, составленных автором, представляющих схожие и отличительные особенности именных формул, сюжетных ситуаций, микро- и макро-сюжетов, степени активного или пассивного взаимодействия персонажей
По теме диссертации опубликованы следующие работы:
1 Данилова, А Н Цветовая символика в якутских народных песнях /АН Данилова // Хотугу Сулус («Полярная звезда») - Якутск Бичик, 2001 - № 5 -С 75-79 (0,3 п л )
2 Данилова, А Н Именные формулы в олонхо «Кулун Куллустуур» /АН Данилова // Молодые ученые и гуманитарная наука - Якутск. ИГИ АН РС (Я), 2002 -С 54-72 (0,2 п л )
3 Данилова, А Н Попытка творения школьником якутского олонхо /АН Данилова // Эпос и дети Материалы региональной научно-практической конференции «Эпос и дети», Якутск, 26-30 марта 2003 г - Якутск Изд-во РНМЦ, 2003 - С 39-41 (0,3 п л )
4 Данилова, А Н Из истории собирания фольклора в зоне заречных улусов /АН Данилова // Якутский архив -Якутск Изд-во ЯНЦ, 2004 - № 1 - С. 41-48 (0,6 п л )
5 Данилова, А Н Структура и семантика олонхо о женщинах-богатырках / АН. Данилова П Молодые ученые и гуманитарная наука - Якутск ИГИ АН РС (Я), 2004 - С 140-149 (0,7 п.л )
6 Данилова, А Н Изображение девушек-айыы в якутском олонхо / АН Данилова // «Далбар Хотун» («Якутяночка») - Якутск Бичик, 2006 - № 3 - С 3638 (0,2 пл)
7. Данилова, А Н. Роль коня в именной формуле персонажей олонхо / АН Данилова // Проблемы устойчивого развития табунного коневодства - Якутск. ИГИ АН РС (Я), 2006. - С. 89-91 (0,2 п.л.)
Статьи, опубликованные в реферируемых журналах:
1 Данилова, AHO проведении всероссийской научной конференции «Эпос тюрко-монгольских народов» / А.Н Данилова // Наука и образование. - Якутск. Изд-во АН PC (Я), 2004 -№ 3 -С 98-99 (0,6 пл.)
2 Данилова, АН Эпосы о женщинах-богатырках / А.Н Данилова // Наука и образование. - Якутск. Изд-во АН PC (Я), 2006.-№ 4 -С. 149-151 (0,2 п.л )
Подписано в печать 20 12 2007 г Формат 60x84 1/16 Бумага офсетная Объем 1 4 печ л Тираж 100 Заказ №76
Отпечатано в типографии Изд-ва БНЦ СО РАН 670047 г Улан-Удэ, ул Сахьяновой 6
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Данилова, Анна Николаевна
Введение
Глава I Женщина-богатырка в системе персонажей олонхо
§1.1. Роль формульной характеристики в раскрытии образа женщины-богатырки
§ 1.2. Женщина-богатырка как субъект межличностных отношений
Глава II Структура и семантика сюжетов олонхо о женщинах-богатырках
§2.1. Сюжетные типы олонхо о женщинах-богатырках
§ 2.2. Структурно-семантический анализ сюжетных типов олонхо
Введение диссертации2008 год, автореферат по филологии, Данилова, Анна Николаевна
Актуальность темы исследования. В последнее время в отечественной фольклористике широко ставится вопрос о комплексном исследовании текстологического материала богатейшего наследия устного народного I поэтического творчества. В частности большой интерес представляет изучение эпических сказаний народов Крайнего Севера в сравнительно-сопоставительном плане с эпосами тюрко-монгольских народов, для выявления сходств и различий не только общих типологических признаков, но и структуры, семантики сюжетных линий и системы персонажей в эпосе.
Эпические сказания тюрко-монгольских народов в большинстве случаев повествуют о героических подвигах богатырей. Наряду с ними бытуют и эпосы о воинственных девах-богатырках, защитницах племени и народа от иноземных завоевателей и от чудовищ. У якутов, хакасов и алтайцев существуют сказания, в которых дева-воительница занимает особое положение и выступает как вполне самостоятельный персонаж.
Известный отечественный исследователь В.М. Жирмунский писал, что «образ богатырской девы распространен в мировом эпосе: он нашел свое поэтическое отражение в «удалых поленицах» русских былин, в греческих «амазонках», в девах-воительницах древнескандинавских и кельтских эпических сказаний, в «Шахнаме» Фирдоуси и др.»1.
Таким образом, в эпических текстах многих народов образ девы-воительницы широко распространен и требует специального исследования в области семантики и структурно-типологических особенностей сюжетов в сопоставлении с аналогичными сказаниями о воинственных девах. В данной работе впервые рассматривается образ женщины-богатырки якутского олонхо в Жирмунский В.М. Тюркский героический эпос. -Л.:Наука. Ленингр. отд-ние, 1974. - с.39. сопоставлении с образами дев-воительниц эпических сказаний бурят, башкир, хакасов и алтайцев.
В большинстве олонхо о воинственных девах женщина занимает высшее положение в эпическом обществе: чаще она выступает родоначальницей племени айыы. Об этом писал Н.В. Емельянов: «образы женщин-богатырок-прародительниц якутов в какой-то степени перекликаются с образами героинь исторических преданий. Эти фигуры воительниц, надо полагать, имеют более архаические черты, чем образы мужчин-богатырей, и восходят к «бытовым отношениям эпохи материнского рода». Сюжеты олонхо о женщинах-богатырках базируются, по-видимому, на древнейших общественных отношениях предков якутов. Но эти сюжеты не оставались неизменными, они о развивались, обогащаясь новыми идеями и мотивами» . Все это является отражением активной роли женщины в жизни данного народа - в период матрилокальной структуры общества.
В данное время представляются особенно актуальными такие исследования по структуре текста, в которых ставится вопрос исследования сюжетов и взаимодействия персонажей в эпическом тексте. Отсюда вытекает вопрос о необходимости более широкого и глубокого изучения, олонхо о женщинах-богатырках. Большой интерес для науки представляют вопросы всестороннего сопоставления образов женщин-богатырок с образами мужчин-богатырей, а также с образами воинственных дев в эпосах тюрко-монгольских народов, и народов Крайнего Севера для выявления сходств и различий в построении сюжетных линий и структуры системы персонажей в эпосе.
Все изложенное обусловливает актуальность нашей темы, определенной как «Образ женщины-богатырки в якутском олонхо».
Степень изученности темы. В устном поэтическом творчестве якутского народа эпос-олонхо занимает центральное место. Олонхо повествует о
2 Емельянов Н.В. Сюжеты ранних типов якутских олонхо. - М.: Наука, 1983. - С.93. подвигах богатырей айыы как главных персонажей. В большинстве сюжетов олонхо главным героем является мужчина-богатырь, однако наряду с ними существуют и сюжеты о героических подвигах богатырских дев.
Как отмечают многие исследователи, наличие сказаний, в центре которых женщина-богатырка, свидетельствует об активной роли женских образов в эпосе данного народа. И многих тюрко-монгольских народов существуют сказания о женщинах-богатырках. Тема женщин-богатырок, которые выступают главными героинями, защитницами родного народа и земли наиболее распространена в хакасском героическом эпосе. Такие сказания о девах-богатырках как, «Алтын Арыг», «Ай Хуучин», «Ай-Арыг», «Алтын-Сабах», «Ах-Чибек-Арыг» свидетельствуют о высокой общественной роли женщины в период родового общественного уклада хакасов. У алтайцев тоже есть сказания, где главным героем выступает женщина: «Алтын Туудьи», «Очи-Бала», героини которых ведут борьбу против злого хана-завоевателя.
В якутской фольклористике об этих сюжетах с главной героиней девушкой-богатыркой или богатыркой-шаманкой писали
Г.У. Эргис , И.В.
Пухов4, выдвинувшие гипотезу о том, что образы воинственных дев в эпосе восходят к матриархату. Интерес для нашей работы представляет работа известного якутского фольклориста Г.У.Эргиса «Очерки по якутскому фольклору», где отдельно отмечены женские образы олонхо. Здесь дана их общая характеристика, определены функции образов богатырок и шаманок. Также большое значение для темы данной диссертационной работы имеет исследование И.В.Пухова, где подмечено/«образы героинь олонхо сложнее и / разнообразнее образов героев олонхо. 'Некоторые героини только эпические красавицы, из-за которых происходит борьба богатырей. Другие, наоборот, Эргис Г. У. Очерки по якутскому фольклору. - Москва, 1974. - С. 181.
4 Пухов И.В., Эргис Г. У. Якутские олонхо // Строптивый Кулун Куллустуур: якутское олонхо. - М.: «Наука» - С. 544578. сами эпические богатырки, подчас превосходящие силой мужчин-богатырей»5. На основе их социального статуса в эпическом обществе автор выявил два типа женских персонажей: активные и пассивные. Из них к активным относятся образы богатырок и шаманок, а к пассивным - образы эпических красавиц. Первый тип женщин в олонхо представлен в образе богатырки, обладающей неимоверной силой, не уступающей любому сильнейшему герою. Второй тип героини предназначен быть женой богатыря, эти женщины не наделены физической силой, но очень умны и хитры. Они помогают богатырю победить абаасы. Но при этом он включил образ старухи-сплетницы Симэхсин к типу общих образов-рабов. И.В.Пухов заметил что, в обрисовке героинь в олонхо замечаются какие-то элементы индивидуализации их образов, чего совершенно нет в образах героев в олонхо.
Ценный материал по теме нашего исследования представляет работа Н.В. Емельянова6, который детально рассмотрел сюжеты олонхо о женщинах богатырках. На основе анализа девяти полных текстов и шести записей сюжетов I автор разделил олонхо о . воинственных девах на два типа: 1) Женщины-богатырки - первые жители Среднего мира, 2) Женщины-богатырки и защита племени айыы аймага. Он пришел к выводу, что сюжеты данных олонхо разворачиваются вокруг двух тем: «Взаимоотношения героини с богатырем-рабом» и «Потеря и поиск героиней ее коня (ребенка, сестры)». Однако, следует отметить, что тексты олонхо с героиней женщиной-богатырках еще не были объектом специального исследования.
Большой интерес для нашего исследования представляют работы исследователей бурятского эпоса Е.Н.Кузьминой «Женские образы в бурятском эпосе»7 и Н.Н.Николаевой «Образы чудовищ-мангадхаек и женщин-богатырш Пухов И. В. Якутский героический эпос олонхо. Основные образы. - М. :Изд-во АН СССР, 1962. - С. 126.
6 Емельянов Н.В. Сюжеты ранних типов якутских олонхо. - Москва, 1983. - 248 с.
I Кузьмина E.H. Женские образы в героическом эпосе бурятского народа. - Новосибирск: Наука, Сиб. Отд-ние, 1980. ~ 160с. в героическом эпосе бурят: функции, семантика и поэтика»8. В указанных работах раскрываются особенности изображения в бурятских улигерах л. женских образов, которые типологически близки с образом якутской . богатырки. Исследователь эпосов народов Крайнего Севера Ж.К.Лебедева в работе «Эпические сказания народов Крайнего Севера»9 исследовала сюжеты о девах-воительницах, не желающих выходить замуж. Этот тип сюжета имеет аналогию с хакасским и алтайским эпосами.
Таким образом, обзор литературы показывает малоизученность данной темы, отсутствие исследования монографического характера в якутской фольклористике.
Объектом исследования выступают образы женщин-богатырок якутских олонхо «Дьырыбына Дьырылыатта», «Кыыс Дэбэлийэ» и «Кыыс Дьуурайа» в сопоставлении с образами женщин-богатырок эпических сказаний хакасского «Ай Хуучин», бурятского «Аламжи Мэргэн», алтайского «Очи-Бала» народов.
Предметом исследования является изучение формульной характеристики образа женщины-богатырки на основе текстов олонхо (именные формулы, статус девы-воительницы в эпическом социуме, взаимодействие с другими персонажами, функции).
Целью исследования является выявление специфики образа женщины-богатырки в якутских олонхо, для достижения которой ставятся следующие задачи:
• Выявить особенности формульной характеристики женщины-богатырки 4 эпических сказаний'вышеназванных народов и определить место женщиныбогатырки в эпическом социуме; :
• Проанализировать взаимодействия женщины-богатырки с другими персонажами олонхо с целью определения основной функции героини;
• Николаева H.H. Образы чудовищ-мапгадхаек и женщин-богатырш в героическом эпосе бурят: функции, семантика и поэтика: Лвтореф. дис. канд. фипол. наук. - Улан-Удэ, 2005. - 26 с.
9 Лебедева Ж.К. Эпические памятники народов Крайнего Севера. - Новоискбирск: Изд-во Наука, 1982. -112 с.
• На основе сравнительно-сопоставительного анализа функций рассматриваемых персонажей выявить основные сюжетные типы олонхо о женщинах-богатырках;
• Провести структурно-семантический анализ образа и сюжетных типов олонхо,-эпических сказаний бурят, алтайцев, хакасов и башкир о женщинах-богатырках.
Теоретико-методологическая основа работы. В работе основополагающее значение придавалось принципу комплексного исследования. Данный принцип дает необходимый методологический подход к анализу именных формул, статуса девы-воительницы в эпическом социуме, взаимодействия персонажей и функции женщин-богатырок, структуры и семантики образа. Большое значение уделено методу структурно-семантического анализа, примененному Б. Кербелите в исследовании малого жанра фольклора - сказки и типологическому анализу, использованному Н.В. Емельяновым для изучения сюжетики олонхо.
Для осуществления поставленной цели и задач исследования также были использованы описательный, структурно-типологический, сопоставительный и лексико-семантический методы. Наряду с ними применены и лингвистические методы исследования, в частности, элементы словообразовательного и морфемного анализа.
Теоретико-методологической базой исследования послужили труды известных исследователей В.М.Жирмунского, Е.М.Мелетинского, Б.Н.Путилова, С.Ю.Неклюдова, Э.В.Померанцевой, Е.Н.Кузьминой, З.С.Казагачевой, В.Е.Майногашевой, Д.А.Бурчиной, Н.В.Емельянова, В.В.Илларионова, А.Е.Захаровой, Н.И.Филипповой и др., и работы эпосоведов Крайнего Севера П.Е.Ефремова, Ж.К.Лебедевой, Г.И.Варламовой и др.
Источниковая база. В исследовании широко использованы тексты якутских олонхо: 16 неопубликованных текстов, хранящиеся в Архиве
Якутского научного центра СО РАН и Института гуманитарных исследований АН РС/Я/: «Кыыс Дьуурайа» (ф. 5, оп. 6, ед. хр. 408), «Кыыс Ньургустай Куо» (ф. 5, оп. 7, ед. хр. 52), «Кыыс Ньургун Бухатыыр» (ф. 5, оп. 7, ед. хр. 55), «Кыыс Ньургун» (ф. 5, оп. 8, ед. хр. 22), « Кыыс Туйгун» (ф. 5, оп. 7, ед. хр. 54). «Кыыдааннаах Кыыс Бухатыыр» (ф. 5, оп. 8, ед. хр. 65), «Кыыс Бухатыыр» (ф. 5, оп. 6, ед. хр. 25), «Кыыс Бухатыыр» (ф. 5, оп. 7, ед. хр. 56), «Кыйдааннаах Кыыс Бухатыыр» (ф. 5, оп. 6, ед. хр. 341), «Кылааннаах Кыыс Ньургун» (ф. 5, оп. 8, ед. хр. 40). Изданные тексты олонхо о женщинах-богатырках «Удагаттар Уолумар, Айгыр икки» (1906) «Дьырыбына Дьырылыатта» (1981), «Кыыс Дэбилийэ» (2004). В качестве источников сопоставительного материала использованы тексты эпических сказаний бурят «Аламжи Мэргэн», алтайцев «Алтын Туудьи», «Очи-Бала», хакасов «Алтын Арыг», «Ай Хуучин», «Ай-Арыг», «Алтын-Сабах», «Ах-Чибек-Арыг», башкир «Урал-Батыр», долган «Аталами богатырь».
Научная новизна исследования определяется тем, что в представленной работе предпринята попытка комплексного подхода к изучению образа женщины-богатырки в якутском олонхо (именной формулы, статуса в эпическом социуме, взаимодействия с другими персонажами, функции) в сопоставлении с эпическими сказаниями о девах-воительницах тюрко-монгольских народов. Составлена классификация сюжетных типов олонхо о женщинах-богатырках.
На защиту выносятся следующие положения:
1. У якутов олонхо о женщинах-богатырках выделены как отдельные сказания, повествующие о богатырских подвигах воинственной женщины < во имя спасения людей своего рода.
2. Сюжеты олонхо о женщинах-богатырках - это отображение событий времен былого могущества женщины-воина, свободной и самостоятельной, выбиравшей и искавшей себе идеального жениха и мужа в результате богатырских деяний.
3. Функции женщин-богатырок в эпических сказаниях якутов, бурят, алтайцев и хакасов показывают эволюцию образа женщины как родоначальницы небесного происхождения, воительницы, не желающей выходить замуж, и жены. Из них наиболее архаичным является образ женщины-богатырки как родоначальницы небесного происхождения.
4. Аналогичные сюжеты сказаний о героических подвигах женщин-богатырок во имя спасения своего племени от эпических чудовищ встречаются у других тюрко-монгольских народов и являются отражением эпохи матриархата.
Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что результаты проведенного исследования могут быть применены при сравнительно-типологическом изучении эпических сказаний народов алтайской культурной общности. Также материалы диссертации могут быть использованы в качестве лекционных и факультативных курсов по «Устному народному поэтическому творчеству» и «Фольклору народов Сибири» в высших и средне-специальных учебных заведениях.
Апробация работы. Основные выводы диссертационного исследования были обсуждены на заседаниях центра олонхо ИГИ АН РС(Я) (Якутск), отдела фольклористики и литературоведения ИМБТ СО РАН (Улан-Удэ). По отдельным положениям работы сделаны доклады на международной научной конференции «Олонхо в контексте эпического наследия народов мира» (Якутск, 2000); научно-практической конференции молодых научных сотрудников и аспирантов (Якутск, 2003); международной научно-практической конференции «Тюрко-монгольские встречи: диалог культур» (Улан —Удэ, 2003), общероссийской научной конференции «Башкирский эпос «Урал-Батыр» и мифология» (Уфа, 2003). Материалы диссертации изложены в девяти публикациях общим объемом около 2,5 п.л.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложений.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Образ женщины-богатырки в якутском олонхо"
Заключение
В эпосе тюрко-монгольских народов образы дев-воительниц занимают особое положение, где основной функцией главной героини является защита своего племени от иноземных завоевателей. В якутском олонхо и в бурятском эпосе сестры-богатырки спасаютхвоих старших братьев от смерти. В алтайском эпосе «Очи-Бала» и в хакасском сказании девы-воительницы освобождают свой народ от рабства противостоящих ханов, защищают своих близких от эпических чудовищ, устанавливают мирную жизнь на родной земле. В данных эпических сказаниях общим является изображение образа женщины-воина как свободолюбивой, обладающей неимоверной силой, сильным непоколебимым характером, которые восходят к древним истокам в эпоху матриархата.
Исследование специфики образа женщины-богатырки в якутском олонхо, проведенное с применением комплексного подхода, позволило рассмотреть его как самостоятельный образ в системе персонажей олонхо. л
Сопоставительный анализ показал, что структурно-семантические модели именных формул якутского, алтайского, бурятского и хакасского эпосов схожи по своему строению. Они состоят из нескольких определительных рядов, указывающих на локальную, родословную и индивидуальную принадлежность персонажа. Определительные ряды, следуя друг за другом, стоят перед собственным именем - ядерным словом формулы. Формула завершается показателями, указывающими на сословный, профессиональный, половой и возрастной статусы персонажа. Формульные наименования персонажей служат для выявления фундаментальных семантических признаков, в которых отражается их «естественная» классификация, осуществляемая самим эпосом.
Однако, в структуре формул имен определительные ряды в алтайском, хакасском и бурятском эпосах располагаются неупорядоченно. То есть в них в отличие от якутского, отсутствует единая система построения именной формулы, что свидетельствует о более сложившемся стиле и разработанности образов последнего. Из них в структуре формул имен хакасского эпоса отсутствует один определительный ряд, указывающий на его место проживания.
Таким образом, они не идентичны с якутскими формулами имен по структуре,- но соответствуют по семантике имени.
В рассмотренных нами сюжетах олонхо эпические онимы на протяжении всего повествования остаются неизменными, являясь одной из наиболее устойчивых характеристик персонажей. С их помощью часто раскрывается идейный замысел всего эпического сказания и глубина его содержания. Формула имени эпического персонажа представляет собой особую структуру в передаче его образа.
Система эпических персонажей в олонхо представляет собой основу эпического социума. Они разделяются на диаметрально противоположные, по бинарной оппозиции добра и зла. Основные персонажи составляют пять групп: герои, близкие героя, антиподы, близкие антипода и нейтральные персонажи. Героиней выступает женщина, которая на протяжении всего повествования стремится к достижению той или иной поставленной цели. Антиподом является тот, кто противостоит ей в достижении этой цели. Между ними изображаются многочисленные родственники и сородичи обеих групп - близкие героя и антипода, вовлеченные в основной конфликт. В группу нейтральных персонажей входят те, которые, являясь чужаками для обеих сторон, но могут прийти на помощь любой стороне.
На основе взаимодействия женщины-богатырки с другими персонажами олонхо, женские эпические персонален можно классифицировать на следующие типы:
1) «женщина-айыы», образ женщины племени айыы, которая видит свое счастье в исполнении традиционной женской роли в виде матери, хозяйки очага, сестры;
2) «женщина-богатырка», самостоятельная и берет на себя обязанности выполнения мужской роли воина, удаганки-жрицы;
3) «женщина-абаасы» - в роли помощника главному отрицательному персонажу, в то же время они всегда хотят вступить в брак с богатырями айыы (их они либо заманивают в ловушку, либо берут в плен);
4) «женщины-удаганки» - в роли помощника главных героев, это удаганки (шаманки) двух миров и богини из Верхнего мира, женщины обладающие магическими способностями.
В олонхо с главной героиней соприкасаются множество персонажей - с момента ее рождения до замужества. В схеме взаимодействий персонажей представлены основные акты эпических персонажей по отношению к главной героине - богатырке. В результате детального рассмотрения взаимоотношений богатырки с другими персонажами выявляются главнейшие функции героини -богатырки.
В процессе развития сюжетных линий выявлены персонажи, выполняющие неодинаковые функции. Мы их распраделили на:
1) действующие персонажи;
2) фоновые персонажи.
В основе такого деления персонажей лежит принцип участия или неучастия персонажа в развитии сюжета. Действующие персонажи играют роли героя, антипода, близкого героя, близкого антипода. Фоновые персонажи отличаются от действующих только упоминанием в развитии сюжета; они нейтральны: не говорят, не переживают, не действуют, иногда они безымянны.
На основе сюжетной и функциональной характеристики изображенных образов женщин-богатырок в якутских олонхо нами выявлены три основных сюжетных типа: женщина-родоначальница, женщина-воительница, женщина-жена.
Эволюция образа женщин-богатырок происходит из изменения основных функций-героини, представленной в начале как родоначальница, которая имеет небесное происхождение и высокий статус. За ней следует функция женщины-воительницы, т.е. выступающей из племени людей айыы, но ведущей самостоятельный образ жизни, независимой ни от кого. В третьем сюжетном типе главная функция защитницы отодвигается на второй план, женщина-богатырка становится послушной женой.
В сюжетах олонхо главной целью героинь является поиск идеального жениха, в конце повествования они становятся женами сильных- богатырей-мужчин и хранительницами семейного очага. В хакасском и алтайском эпосе главные богатырки, в отличие от якутских, остаются защитницами родной земли и рода. В олонхо богатырка не только не забывает о своем настоящем предназначении продолжательницы рода, но она становится прародительницей нового рода и даже племени.
В якутском олонхо и бурятском сказании главная героиня сестра богатыря находит для брата его суженую, таким образом, обосновывая его дальнейшую жизнь. В отличие от якутской богатырки, бурятская дева-богатырка в дальнейшем своем действии не ставит цель поиска себе идеального жениха.
Сюжеты олонхо о женщинах-богатырках - это реликты воспоминаний о былом могуществе женщины-воина, свободной и самостоятельной, выбиравшей и искавшей себе идеального жениха и мужа в конце богатырских подвигов, изображенных в якутском олонхо наравне с героическим сватовством и женитьбой богатыря-мужчины.
Выявление и логико-семантический анализ макро- микро-сюжетов позволяет более четкому и точному построению структуры сюжетов каждого олонхо, способствующих выявлению функциональной взаимосвязи между персонажами антиподами на уровне действий персонажей, логически развивающих сюжетный ход олонхо.
Разделение сюжета олонхо на макро- и микро-сюжеты по методике Кербелите, позволила более четко и логически проанализировать структуры сюжета олонхо. Также способствовало выявлению функций и взаимосвязи действий персонажей олонхо, детальному рассмотрению действий второстепенных персонажей олонхо на логическом, символическом и прагматическом уровнях.
Таким образом, образ женщины-богатырки в якутском олонхо собрал все лучшие качества эпической женщины в гиперболизированном виде, которая выступает защитницей светлого племени и устроительницей мира в трех мифологических странах. Сюжеты олонхо о женщинах-богатырках являются отражением событий переходного периода от матриархата к патриархату.
Список научной литературыДанилова, Анна Николаевна, диссертация по теме "Фольклористика"
1. Ай Хуучин: Хакасский героический эпос. /Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока/.- Новосибирск: ВО «Наука», 1997. 479 с.
2. Аламжи Мэргэн: Бурятский героический эпос. /Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока/.- Новосибирск: ВО «Наука», 1991. -312 с.
3. Алтын Туудьи. Новосибирск, 1950. (Вступит, статья «О героической девушке-богатырке»).
4. Анишева H.A. О женских персонажах в калмыцком героическом эпосе «Джангар». //Эпическая поэзия монгольских народов. Элиста, 1982. - 156с.
5. Аталами-богатырь: Долганское олонхо // Ефремов П.Е. Долганское олонхо -Якутск: Якут. кн. изд-во, 1984. С. 80-92.
6. Аханянова H.A. Поэтический синтаксис олонхо и характер эпической эпитетации // Фольклор и современная культура. Якутск, 1991. - С.120-139.
7. Бурчина Д.А. Гэсэриада западных бурят. Новосибирск 1990.
8. Бурцев Д.Т. Якутский эпос олонхо как жанр. Новосибирск: Наука, 1998. -82 с.
9. Васильев Г.М. Живой родник. Якутск, 1973. - С.80-102. Ю.Виноградов В.В. Сюжет и стиль. Сравнительно-историческое исследование.- М. Изд. АН СССР, 1963. 192с.
10. П.Винокурова Л.И., Попова А.Г., Боякова С.И., Мярикянова Э.Т. Женщина Севера: Поиск новой социальной идентичности. Новосибирск: Наука, 2004.- 206 с.
11. Габышева JI.JI. Структура и семантика текстов олонхо. // Язык Миф -Культура народов Сибири. Сб. науч. статей. Вып 2. - Якутск, Изд-во ЯГУ 1991. - С.61-78.
12. Гацак В.М. Восточнороманский героический эпос. Исследования и тексты. -М.: Наука, 1967. 236 с.
13. Голубкова О.В. Женские образы в народных верованиях восточных славян Сибири: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. Новосибирск, 2001. (ЛАД -Летопись авторефератов диссертаций, 6/2002).
14. Горошко Е. Особенности мужского и женского стиля письма // Преображение. Научно-литературный альманах. 1998. №6. - С. 48-64.
15. Далгат У.Б. Героический эпос чеченцев и ингушей. Исследования и тексты. -М.: Наука, 1971.-242 с.
16. П.Дмитриев П.Н. Образы богинь в олонхо //Полярная звезда, Якутск, 1981, №3. С.114-117.
17. Дмитриев П.Н. Эпические формулы в олонхо //Эпическое творчество народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск, 1978. -С.118-120.
18. Егорова А.И. Внутриэтнические различия в полоролевых стереотипах супружеских пар народа саха: Авторефер. дис. канд. филол.наук. Иркутск, 1997.
19. Емельянов Н.В. Сюжеты ранних типов якутских олонхо. Москва, 1983. -248 с.
20. Емельянов Н.В. Сюжеты олонхо о защитниках племени. Новосибирск, 2000. - 192 с.
21. Емельянов Н.В. Сюжеты олонхо о родоначальниках племени. Москва, 1990.-207 с.
22. Емельянов Н.В. Сюжеты якутских олонхо. Москва, 1980. - 375 с.
23. Емельянов Н.В., Петров В.Т. Якутский героический эпос «Кыыс Дэбилийэ» // «Кыыс Дэбилийэ»: Якутский героический эпос. /Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока/. Новосибирск: ВО Наука, 1993. -С.22.
24. Еремеев В.П. Мифологические персонажи в якутских сказках. // Мифология народов Якутии. Якутск, ЯФ СО АН СССР, 1980. - С.53-59.
25. Ефремов П.Е. Долганское олонхо. Якутск: Як. кн. изд-во, 1984. - 132 с.
26. Жеребкина И.М. Политические технологии тела. История женского как история сексуальности // Преображение: Русский феминисткий журнал. 1996 №4. С.20-27.
27. Жирмунский В.М. Сказание об Алпамыше и богатырская сказка. М.: Изд-во восточной лит-ры, 1960. - с.
28. Жирмунский В.М. Сравнительное изучение героического эпоса народов Средней Азии // XXV Международный конгресс востоковедов. Доклады делегации СССР. М., 1960. - С.69-76.
29. Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение и проблема литературных влияний // Известия АН СССР. Отделение общественных наук.-1936. №3.- С.24-28.
30. Жирмунский В.М. Тюркский героический эпос. JL: Наука, 1974. - 725 с.
31. Жирмунский В.М. Эпос народов Сибири и его историческая типология // Вопросы языка и фольклора народностей Севера. Якутск, 1972. - С. 121140.
32. Захарова А.Е. Типы якутских женщин в фольклоре якутов // Республиканское совещание по женскому движению «Саха дьахтара алаас хотуна», Якутск, 1996, 6-7 марта. - С.24-26.
33. Зб.Захарова А.Е. Архаическая и ритуально-обрядовая символика народа саха (по материалам олонхо). Новосибирск: Наука, 2004. - 312 с.
34. Илларионов B.B. Искусство якутских олонхосутов. Якутск, 1982. - 128 с.
35. Илларионов В.В. Эпические формулы в олонхо // Эпическое творчество народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск, 1978. -С.118-120.
36. Кербелите Б. Историческое развитие структур и семантики сказок: На материале литовских волшебных сказок. Вильнюс, 1991. - 243 с.
37. Кириллина A.B. Тендер: Лингвистические аспекты. М.1999. - С.57-59.
38. Косвен М.О. Матриархат. История проблемы. М.: 1948. - 268 с.
39. Костюхин Е.А. Типы и формы животного эпоса. М. Наука, 1987. - 269с.
40. Крук И.И. Восточнославянские сказки о животных. Образы. Композиция. -Минск, 1989.-306 с.
41. Кудияров A.B. Художественно-стилевые традиции эпоса монголоязычных и тюркоязычных народов Сибири. М.: ИМЛИ, 2002. - 327 с.
42. Кузьмина E.H. Женские образы в героическом эпосе бурятского народа. -Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1980. 160 с.
43. Кулаковский А.Е. Научные труды. Якутск.: Як. кн. изд-во, 1979.- С.9-10.
44. Кыыс Дьуурайа: (Рукопись) /Запись Н.В. Емельянова, Г.В. Федорова со слов Г.В. Дуякова из Хорулинского наслега Нюрбинского района, 1960 г. // Архив ЯНЦ СО РАН, ф.5, оп.7, ед.хр. -322 л.
45. Кыыс Дэбилийэ: Якутский героический эпос Новосибирск: ВО «Наука», 1993. - 330 с. (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока).
46. Лебедева Ж.К. Женщина огонь - очаг - жилище в фольклоре народов Арктики // Женщина Севера: семья и общество. - Якутск, 1995. - С.12-15.
47. Лебедева Ж.К. Изображение персонажей в фольклоре и якутской прозе 2030-х гг. // Фольклор народов РСФСР. Уфа, 1977. - С.27-29.
48. Лебедева Ж.К. Обряд инициации в эпике тюрко-монгольских народов и народностей северо-востока Азии. // Джангар и проблемы эпического творчества тюрко-монгольских народов. Тезисы докладов и сообщений Всесоюзной научной конференции. Элиста, 1978. С.56-58.
49. Лебедева Ж.К. Реликтовые элементы женской культуры в фольклорной традиции субэтносов Арктики // Устный эпос: Проблемы истории, теории и сказительства. Материалы 111 Международной конференции памяти А.Б.Лорда. Якутск, 1994. - С.49.
50. Лебедева Ж.К. Эпические памятники народов Крайнего Севера. -Новосибирск: Изд-во Наука. Сиб. отд-ние, 1982. 112 с.
51. Липец P.C. «Завоеванная женщина» в тюрко-монгольском эпосе (в частности народов Сибири). // Фольклор и историческая этнография. М.: Наука, 1983. - С. 42-74.
52. Липец P.C. Образы батыра и его коня в тюрко-монгольском эпосе. М.: Наука, 1984.-287с.
53. Лутовинова Е.И. Сюжетный состав и принципы систематизации волшебных сказок с героиней-женщиной. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1998. - 128с.
54. Мелетинский Е.М. Происхождение героического эпоса: Ранние формы и архаические памятники. М.: Наука, 1963. - 460с.
55. Морозова М.Н. Антропонимия русских народных сказок // Фольклор. Поэтическая система. -М.1977. С.231-241.
56. Неклюдов С.Ю. Героический эпос монгольских народов: Уст. и литер, традиции. М.: Наука, 1984. - 253с.
57. Нестерова Л.Д. Главные герои сказок и олонхо. ////Эпическое творчество народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск, Изд-во ЯФ СО АН СССР, 1978. - С.159-162.
58. Новик Е.С. Система персонажей русской волшебной сказки //Типологические исследования по фольклору. М.: Наука, 1975. - С. 214246.
59. Петров В.Т. Изображение персонажей в олонхо. //Эпическое творчество народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск, Изд-во ЯФ СО АН СССР, 1978. -С.97-100.
60. Петров Г.А. Противопоставление персонажей в былинах // Вопросы жанров русского фольклора. М., 1972. - С.58-73.
61. Пол. Тендер. Культура. Немецкие и русские исследования. М.1999 . - 4.1.
62. Пол. Тендер. Культура. Немецкие и русские исследования. М.2000. - 4.2.
63. Потапов Л.П. Конь в верованиях и эпосе народов Саяно-Алтай // Фольклор и этнография. Связи фольклора с древними представлениями и обрядами. -Л.1977. С.106-110.
64. Пропп В.Я. Русский героический эпос (Собрание трудов В.Я.Проппа). М.: Лабиринт, 1999. - 640 с.
65. Пропп В.Я. Морфология сказки. М., 1969. - 220с.
66. Пропп В.Я. Поэтика фольклора: Сборник статей. М.: Лабиринт, 1998. - 351 с.
67. Путилов Б.Н. Методология сравнительно-исторического изучения фольклора. Л.; Наука, 1976. - 244 с.
68. Пухов И.В. Героический эпос тюрко-монгольских народов Сибири. Общность, сходства, различия. //Типология народного эпоса. М.: Наука, 1975.-С. 12-64.
69. Пухов И.В. Фольклорные связи народов Севера (Эпические жанры эвенков и якутов) // Типология и взаимосвязь народов СССР: Поэтика и стилистика. -Москва, 1980. С. 264-281.
70. Пухов И.В. Якутское героическое олонхо и эпос алтайцев // Полярная звезда. Якутск, 1970, № 3. - С.116-120.
71. Пухов И.В. Враги героя в олонхо и в «Алпамыше». Ташкент, 1959. - С. 203-215.
72. Пухов И.В. Героический эпос алтае-саянских народов и якутское олонхо. -Якутск Изд-во СО РАН ЯФ, 2004. 326 с.
73. Пухов И.В. К вопросу о генетической общности якутского героического эпоса олонхо с эпосом других сибирских народов //Национальное и интернациональное в литературе, фольклоре и языке. Кишинев, 1971. - С. 200-210.
74. Пухов И.В. Описание богатырского похода в эпосе тюрко-монгольских народов Сибири и калмыков // «Джангар» и проблемы эпического,творчества тюрко-монгольских народов. Элиста, 1978. - С. 88-96.
75. Пухов И.В. От фольклора к литературе. Якутск: Якут. кн. изд-во, 1980. -С.8.
76. Пухов И.В. Якутский героический эпос олонхо. Основные образы. М.: Изд-во АН СССР, 1962. - 256с.
77. Пухов И.В. Якутское олонхо и калмыцкий «Джангар» // Проблемы алтаистики и монголоведения. Элиста, 1974. - С. 61-68.
78. Пухов И.В., Эргис Г.У. Якутские олонхо // Строптивый Кулун Куллустуур: якутское олонхо. М.: «Наука» - С. 544-578.
79. Бб.Рютненек М. Тендер и'литература: Проблема «женского письма и женского чтения» // Филол. Науки. 2000. №3. - С.5-17.
80. Рябов О.В. Женщина и женственность в философии серебряного века.г
81. Иваново, 1997. с. 108-114.
82. Севортян Э.В. Этимологический словарь тюркских языков. М.: Наука, 1974.-767 с. '
83. Селиванов Ф.М. Изображение человека в былинах // Фольклор. Поэтическая система. М.: Наука, 1986. - С. 193-214.
84. Семейная обрядность народов Сибири: Опыт сравнительного изучения /И.С.Гурвич, К.Д.Босаева, В.П.Дьяконова/. М.1980.
85. Сиротина И.Д. Образ коня в русском, алтайском и якутском героическом эпосе // Сибирский фольклор. Межвуз.сб.науч.тр. Новосибирск, 1980. -С.124-128.
86. Словарь литературных терминов. М.: Наука, 1983. - 358с.
87. Сюжет и композиция литературного и фольклорного произведения. -Воронеж. Изд. Ворнежского университета, 1981. 148с.
88. Тимофеев-Теп л оухов И.Г. Кулун Куллустуур: Якутский героический эпос-Москва: «Наука», 1985. 606 с.
89. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика: Учеб. пособие М.:Аспект Пресс, 1996.-С. 199-200.
90. Уланов А.И. Бурятские улигеры: исполнение, композиция, изображение человека. Улан-Удэ: Бурятское кн. изд-во, 1968. - 75 с.
91. Урал-батыр: Башкирский героический эпос.- Новосибирск: ВО «Наука», 1997. 668 с. (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока).
92. Успенский Б.А. Поэтика композиции: Структура художественного текста и типология композиционной формы. М. Искусство, 1970. - 225с.
93. Уткин К.Д. Культ женщины в якутских традициях // Уткин К.Д. Культура народа саха. Якутск: Бичик, 1998. - С. 178-205.
94. Филиппова Н.И. Имена собственные в олонхо. Структура и семантика. -Автореф. дисс.канд.фил.наук. Якутск 2000. - 22с.
95. Филиппова Н.И. Об одном эпитете Юрюнг Айыы Тойона. // Мифология народов Якутии. Якутск, 1980. - С.71-75.
96. Филиппова Н.И. Собственные имена персонажей в олонхо // Эпическое творчество народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск, 1978. - С. 167171.;
97. Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. Л., 1936.- С.249.
98. Эпическое творчество народов Сибири и Дальнего Востока / Материалы Всесоюзной конференции фольклористов. Якутск: Изд. ЯФ СО АН СССР, 1978.-229 с.
99. Эргис Г.У. Очерки по якутскому фольклору. М.: Наука, 1974. - С. 201202.
100. Ядрихинский П.П. Дьырыбына Дьырылыатта Девушка-Богатырка: Якутское олонхо / Зап., послесл. и комм. П.Н.Дмитриева. Якутск: Якут.кн.изд-во, 1981. - 200 с.
101. Якутский героический эпос олонхо: Учеб. Пособие /Сост. Н.В. Емельянов, В.В.Илларионов. - Якутск, 1993. -45с.
102. Якутско-русский словарь. 25300 слов. /Под ред. П.А.Слепцова/. М.: «Сов. энциклопедия». - 1972. - 608 с.
103. Якутский эпос в контексте эпического наследия народов мира / Сборник научных статей. Якутск: Изд. ЯФ СО РАН, 2004. - 155с.1. Архивные источники:
104. Кыыс Дьуурайа: Рукопись/Запись Н.В.Емельянова и Г.В.Федорова со слов
105. Г.В.Дуякова из Хорулинского наслега Нюрбинского улуса, 1960 г. Архив ЯНЦ
106. СО АН, ф.5, оп.6, ед.хр.408.
107. Кылааннаах Кыыс Ньургустай Куо: Рукопись/Запись П.Г.Романова из 1-го
108. Хаптагайского наслега Мегино-Кангаласского улуса, 1944г. Архив ЯНЦ СО
109. РАН, ф. 5, оп. 7, ед. хр. 52.
110. Кыыс Ньургун Бухатыыр: Рукопись/ЗаписьА.Ф.Боярова со слов П.М.Оконешникова из Мугудайского наслега Чурапчинского улуса, 1935г., -Архив ЯНЦ СО РАН, ф. 5, оп. 7, ед. хр. 55.
111. Кыыс Ньургун: Рукопись/Запись Е.И.Говорова со слов П.М.Терютиной из Мугудайского наслега Чурапчинского улуса, 1939г. Архив ЯНЦ СО РАН, ф. 5, оп. 8, ед. хр. 22. ,
112. Кыыс Туйгун: Рукопись/Запись Семенова со слов И.С.Скрыбыкина из Соморсунского наслега Амгинского улуса, 1940г. Архив ЯНЦ СО РАН, ф. 5, оп. 7, ед. хр. 54.
113. Кыыдааннаах Кыыс Бухатыыр: Рукопись/Запись Н.А.Габышева со слов Н.Н.Рожина из Чокурдахского наслега Аллаиховского улуса, 1944г. Архив ЯНЦ СО РАН, ф. 5, оп. 8, ед. хр. 65.
114. Кыыс Бухатыыр: Рукопись/Запись краткого содержания олонхо, сделанная А.В.Поповым со слов А.И.Васильева, 1935г. Архив ЯНЦ СО РАН, ф. 5, оп. 6, ед. хр. 25.
115. Кыыс Бухатыыр: Рукопись/Запись Т.Т.Данилова со слов Е.Д.Винокурова из Средне-Колымского улуса, 1956г. Архив ЯНЦ СО РАН, ф. 5, оп. 7, ед. хр.
116. Кыйдааннаах Кыыс Бухатыыр: Рукопись/Запись Н.В.Емельянова со слов М.И.Еспека из Эвенкийского автономного округа, 1959г. Архив ЯНЦ СО РАН, ф. 5, оп. 6, ед. хр. 341.
117. Кылааннаах Кыыс Ньургун: Рукопись/Запись краткого содержания олонхо, сделанная Я.В.Стручковым со слов А.Д.Попова из Жохсогонского наслега Таттинского улуса 1940г. Архив ЯНЦ СО РАН, ф. 5, оп. 8, ед. хр. 40.56