автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.14
диссертация на тему:
Любовь, семья и брак в обыденном сознании современных православных верующих

  • Год: 2012
  • Автор научной работы: Дементьев, Дмитрий Владимирович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.14
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Любовь, семья и брак в обыденном сознании современных православных верующих'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Любовь, семья и брак в обыденном сознании современных православных верующих"

На правах рукописи

ДЕМЕНТЬЕВ Дмитрий Владимирович

ЛЮБОВЬ, СЕМЬЯ И БРАК В ОБЫДЕННОМ СОЗНАНИИ СОВРЕМЕННЫХ ПРАВОСЛАВНЫХ ВЕРУЮЩИХ (ФИЛОСОФСКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ)

Специальность09.00.14-философия религии и религиоведение

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Москва-2012

005020355

Работа выполнена на кафедре государственно-конфессиональных отношений Международного института государственной службы и управления Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор

Пинкевич Василий Константинович,

Официальные оппоненты: Сторчак Владимир Михайлович,

доктор философских наук, доцент, доцент кафедры истории Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана

Якуба Оксана Витальевна,

кандидат философских наук, зам. начальника отдела Департамента межнациональных отношений Министерства регионального развития РФ

Ведущая организация: Московский государственный

университет им. М.В.Ломоносова

Защита состоится «26» апреля 2012 г. в час. на заседании

диссертационного совета Д-504.001.11 при Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации по адресу: 119606 Москва, пр. Вернадского, д. 84, 2 учебный корпус, ауд. 3027.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке РАНХиГС.

Автореферат диссертации разослан «26» марта 2012 г.

Ученый секретарь ^ о

диссертационного совета Семедов С.А.

І. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования и современное состояние проблемы.

Семья является первой в жизни человека ячейкой, социальной группой, благодаря которой он приобщается к ценностям культуры, традициям, обычаям, осваивает первые социальные роли, приобретает опыт общественного поведения. Удовлетворенность членов семьи взаимоотношениями в ней является основной составляющей ее социально-психологического климата. Естественно, что только в браке, основанном на взаимной любви, возможно передающееся из поколения в поколение полноценное воспитание личности. Семья, таким образом, является первичной малой группой, особым типом межличностных отношений, основанных на взаимном чувстве любви.

По мнению отечественных исследователей, главным мотивом вступления в брак в современной России является любовь, и, по различным данным социологических опросов, от 72 до 86% людей вступают в брак по любви. В социальном аспекте любви придают важное значение прогрессивной жизни общества, любовь воспринимается как залог общественного благоденствия и рассматривается также как «противоядие» от опасностей национализма.

Важность исследования проблемы любви обусловлена необходимостью изучения основных смыслов в ее понимании у семей, отличающихся друг от друга мировоззренческими противоречиями, особенностями, что особенно актуально в наше время - время кризиса российской семьи. Россия претерпевает демографический кризис,

последствия которого будут сказываться еще ближайшие 15 лет, что представляет серьезную угрозу всей нации'. Многие люди не могут правильно выстроить супружеские взаимоотношения, чувствуют себя в браке неудовлетворенными. В этой связи существует потребность изучить представление о любви в современных российских семьях и определить влияние этих смыслов на удовлетворенность браком. Ведь именно любовь является одной из важных детерминант создания большинства семей.

Закономерен интерес к исследованию феномена любви и в философско-культурологическом дискурсе. Любовь и брак были и остаются актуальными предметами исследования для представителей разных областей гуманитарного знания: философов, социологов, психологов, религиоведов, лингвистов и др. В связи с важностью темы любви как в прошлом, так и актуализацией ее в настоящее время представляется необходимым рассмотреть феномен любви с эпохи античности и до наших дней, включая христианско-религиозное ее понимание.

Актуальность проблемы смысла любви определяется и другим социокультурным явлением. Главным достижением половой морали признается брак по любви. Однако, по мнению некоторых исследователей, именно браки по любви оказываются наименее продолжительными и более всего пополняют список разводов по сравнению с браками, заключенными по другим мотивам. По этой причине с неизбежностью встает вопрос о совместимости любви и брака.

' См.: Послание Президента Федеральному Собранию// URL:http,•//www.kremlш.ru/lгanscr¡pts/Уб37 (дата обращения: 30.11.2010).

Президент РФ Д.А. Медведев, говоря об утверждении ценностей брака, семьи и материнства, повышении родительской ответственности, отмечал непреходящие духовные ценности Православия и других традиционных конфессий, которые служат морально-нравственному обновлению современного российского общества1.

Представляется крайне важным рассмотреть фактор любви как один из признаков здоровой семьи, влияющий на удовлетворенность браком. Исследование данных вопросов позволит философски осмыслить влияние воцерковленности на отношение к любви, выявить новые смыслы любви и определить взаимосвязь с удовлетворенностью браком; обозначить тенденции в изменении семейных отношений по степени воцерковленности супругов.

Таким образом, кризис семьи, о котором в настоящее время говорят многие исследователи, с одной стороны, и недостаточность научного знания о взаимосвязи любви с удовлетворенностью браком - с другой, обусловили выбор темы исследования.

Цель исследования - на основе сравнительного исследования православных семей священнослужителей, воцерковленных и невоцерковленных верующих выявить особенности их представления о любви и оценить степень их удовлетворенности браком.

В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:

1 См.: Обращение Президента России Д.А. Медведева к участникам и гостям VII церковно-общественной выставки-форума «Православная Русь»// l)RL:hIlp://www.patriarchia.ru/üb/text/486728.hlml (дата обращения: 8.11.2008).

1. Выяснить, может ли влиять воцерковленность супругов на представление о любви.

2. Определить уровень удовлетворенности браком в семьях православных священнослужителей, в семьях православных воцерковленных, в семьях православных невоцерковленных и в семьях, в которых воцерковлен только один из супругов.

3. Произвести модификацию методики представления о любви -с учетом религиозности.

4. На основе данных психодиагностического обследования выявить особенности отношения к любви и удовлетворенности браком семей православных священнослужителей, семей православных воцерковленных и семей православных невоцерковленных.

Объект исследования: семьи православных священнослужителей, семьи православные воцерковленные, семьи православные невоцерковленные.

Предмет исследования: различие в представлении о любви и удовлетворенности браком семей православных священнослужителей, православных семей воцерковленных и православных семей невоцерковленных.

Гипотезы исследования:

1. Представление о любви влияет на удовлетворенность браком.

2. Религиозность супругов влияет на представление о любви.

3. Религиозность семьи влияет на удовлетворенность браком.

Степень научной разработанности проблемы. Теоретическую

основу работы составляют труды отечественных и зарубежных

исследователей в области философии, социологии, психологии, теологии и богословия поскольку изучаемая проблематика носит междисциплинарный характер.

В рамках теологического подхода феномен любви в настоящей работе, на фоне сравнения языческой и христианской традиций, рассматривается на основе трудов величайших философов античности -Платона, Плутарха, Плотина и др., и христианских авторов: Оригена, свт. Григория Нисского, сщмч. Дионисия Ареопагита, прп. Симеона Нового Богослова, прп. Максима Исповедника, свт. Иоанна Златоуста, Августина Блаженного, а также богословов XX-XXI вв. (П.А. Флоренского, проф., прот. Максима Козлова, А. Нигрена, А. Милано, Д. де Ружемона).

В зарубежной философии любовь была объектом внимания таких философов, как П. Абеляр, Дж. Бруно, Ф. Бэкон. М. Мальбрани, Б. Спиноза, Г. Лейбниц, С. Кьеркегор, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, Т. Гоббс, Р. Декарт, Дж. Локк, Б. Паскаль, Г. Гегель, И. Кант, Л. Фейербах, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Ж.-П. Сартр, Э. Фромм, П.А. Сорокин и др.

Значительный вклад в разработку философии любви и брака внесли представители русской философии: B.C. Соловьев, H.A. Бердяев, В.В. Розанов, П.А. Флоренский, C.B. Троицкий, И.Ф. Мейендорф, Г.В. Фроловский, И.А. Ильин, С.Н. Булгаков, Б.П. Вышеславцев и др., развивающие в понимании природы любви гуманистические традиции и связывающие энергию любви человека с религией, поиском нравственных ценностей, с художественным творчеством.

В рамках социологии и психологии любовь исследовалась в работах П.А. Сорокина, Ю.Б. Рюрикова, И.С. Кона, В.М. Розина, С.И. Голода, М.В.

Базаровой, T.B. Андреевой, Е.П. Ильина, O.P. Прохоровой, C.B. Несытиной, В.А Сысенко, Н.Г. Юркевича, М.В. Целуйко, Л.Б. Шнейдера, ДЛ. Райгородского, C.B. Ковалева, И.Е. Лукьянова, Т.А. Флоренской, P.P. Калининой, A.A. Мироновой, Т.А. Гурко, А. Афанасьева, A.C. Сказко, К.Э. Изарда, X. Шельского, Р. Мэя, 3. Фрейда, В. Райх, Э. Фромма, Г. Маркузе, Т. Кемпера, Д. Майерса, М. Джеймса, Дж. А. Ли и мн. др.

Проблему удовлетворенности браком его устойчивости, стабильности и уровня совместимости супругов рассматривали также психологи и социологи Л.Б. Шнейдер, О.А Добрынина, А.Н. Евсеева, О.С. Сермягина, А.Н Волкова, Н.В. Смирнова, В.А. Сысенко, А.Н. Баранов, Н.В. Смирнов, О.Г. Прохорова, Т.А. Гурко, C.B. Ковалев, X. Шельский, В.В. Кришталь, H.H. Обозов и А.Н. Обозова М.С. Мацковский, и др.

Вопросами мотивации вступления в брак занимались Н.В. Малярова, В.И. Слепкова, И.В. Дубровина, Ю.Н. Олейник, Т.В. Андреева, A.B. Толстова, Л.А. Коростылева, М.А. Абалакина, Т.А. Гурко, В.Е. Каган, В.Г. Сенько, А.Н. Сизанов, Н.Г. Юркевич, Н.Л. Москвичева и др.

В области исследований воцерковленных в Православии семей в данной диссертации были привлечены работы И.А. Кузнецовой, В.Ф. Чесноковой, Г.С. Широкаловой, В.В. Лебедева, Л.Г. Лысюк.

К анализу активно привлекалась методика изучения представления о любви P.P. Калининой, A.A. Мироновой1. Модификация данной методики, произведенная автором диссертации на основе исследования исключительно воцерковленных в Православии мирян, выявила новый показатель, определяемый как религиозность. При дальнейшем

1 См.: Калинина P.P. Миронова A.A. Изучение представления о любви. // Калинина P.P. Введение в психологию семейных отношений. СПб., 2008. - С. 201-204.

исследовании, уже модифицированная методика с учетом ее религиозной составляющей, дала возможность провести сравнительный анализ личностных смыслов понятия «любовь» православных семей священнослужителей, семей воцерковленных и невоцерковленных верующих, что соответствовало цели и задачам исследования.

Совместно с модифицированной методикой изучения представления о любви в диссертационном исследовании был применен «Опросник удовлетворенности браком».

«Тест-опросник удовлетворенности браком», разработанный В.В. Столиным, Т.Л. Романовой, Г.П. Бутенко', выбранный для исследования, предназначен для экспресс-диагностики степени удовлетворенности-неудовлетворенности браком, а также степени согласования-рассогласования удовлетворенности браком у той или иной социальной группы. Данная методика была выбрана, так как она соответствует цели и задачам настоящей работы и дает возможность определить степень удовлетворенности браком в четырех группах супружеских пар. Опросник, имея самое широкое распространение и используясь в многочисленных исследованиях удовлетворенности браком, состоит из 24 утверждений, относящихся к различным сферам: восприятия себя и партнера, мнения, оценки, установки и т.д.

Математико-статистическая обработка данных проводилась с использованием статистических методов выявления различий в уровне исследуемого признака для нескольких независимых выборок с помощью одномерного дисперсионного анализа (АГЧОУА Фишера), а последующее

' См.: Тест-опросник удовлетворенности браком, ОУБ // Психологические тесты/ Под ред. А.А.Карелина: В 2 т. Т. 2. М., 2007. -С.173-179.

попарное сравнение групп - с помощью непараметрических критериев (Н-критерий Крускала-Уоллиса) и <р*-критерия (угловое преобразование Фишера).

Достоверность полученных результатов исследования обеспечена методологической, теоретической и экспериментальной обоснованностью положений исследования; использованием комплекса апробированных надежных и валидных методик, адекватных предмету, задачам и логике работы; репрезентативностью выборки; статистической значимостью экспериментальных данных.

Теоретико-методологическую база исследования составляют концепции и теории отечественных и зарубежных философов, социологов, психологов, религиоведов, богословов по исследуемой в работе теме любви, семьи и брака.

В соответствии с целями и задачами диссертационной работы автором за основу избран междисциплинарный анализ объекта и предмета, изучение которых осуществляется на научно-теоретическом, философско-культурологическом и эмпирическом уровнях; используются методы научного обобщения, теоретического моделирования. Метод ассоциативного эксперимента позволил выявить особенности представления о любви в разных группах респондентов, а метод тестирования дал возможность установить их степень удовлетворенности браком.

Научная новизна исследования:

1. Произведена модификация методики изучения представлений о любви с учетом религиозности. Предложенная методика дает

возможность проводить исследования представлений о любви воцерковленных людей.

2. Получены экспериментальные данные об особенностях представления о любви и удовлетворенности браком семей православных священнослужителей, православных семей воцерковленных и невоцерковленных верующих. Установлено, что в представлении о любви и в удовлетворенности браком в исследуемых категориях православных семей имеются различия.

3. Удовлетворенность браком рассмотрена с учетом воцерковленности супругов. Показано, что воцерковленность супругов является важным фактором, оказывающим положительное влияние на удовлетворенность браком.

4. Выявлена специфика и взаимосвязь представления о любви и удовлетворенности браком в контексте религиозности супругов.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что проведен анализ изучения проблемы любви и удовлетворенности браком. Выявив роль религиозных, основанных на Православии, представлений о любви, исследование расширило теоретические представления о феномене любви. Кроме того, установлен конкретный характер взаимосвязи между представлениями о любви супругов и их удовлетворенностью браком.

Практическая значимость исследования.

1. Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы для популяризации в обществе духовно-нравственных ценностей православной семьи.

2. Материал анализа и его итоговые характеристики должны помочь психологам-консультантам, работающим с воцерковленными людьми, более полно учитывать специфику их представлений о любви при проведении консультативной работы.

3. Модифицированная автором методика изучения представлений о любви расширяет возможности ее использования практическими психологами для работы с воцерковленными людьми и может быть использована в исследованиях их представлений о любви.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Религиозность в православных семьях священнослужителей и воцерковленных мирян определяет их особенности представления о любви. Такие семьи характеризуются высокой степенью удовлетворенности браком.

2. Представления о любви имеют выраженные различия у супругов православных семей священнослужителей и воцерковленных мирян по сравнению с супругами православных семей невоцерковленных.

3. Уровень удовлетворенности браком в православных семьях священнослужителей и воцерковленных мирян выше, чем в православных семьях невоцерковленных.

4. На уровень удовлетворенности браком влияют особенности представления о любви.

Достоверность и надежность полученных результатов подтверждается тем, что диссертация основана на методологии современной науки, в том числе психологии, теоретические положения отражают процессы, происходящие в современном обществе и научно-

психологической теории и практике, а также логической последовательностью и обоснованностью построения исследования. Надежность и достоверность эмпирических измерений достигается использованием системы объективных методов психологического исследования, которые соответствуют природе поставленным в работе проблемы, цели, объекту, предмету и задачам; обширной и репрезентативной выборкой, благодаря которой стало возможным доказать статическую значимость полученных результатов и сделать содержательный сравнительный анализ фактов и связей.

Апробация результатов исследования. Наиболее важные положения исследования легли в основу авторских лекций по дисциплине «Психология», читаемых в Сретенской духовной семинарии в 2010-2012 учебных годах.

Модифицированная автором диссертации методика представления о любви была одобрена, а полученные с помощью нее результаты исследования высоко оценены автором оригинальной методики -кандидатом психологических наук, доцентом кафедры общей и социальной психологии Псковского государственного педагогического университета им. С.М. Кирова, председателем Псковского регионального отделения Российского психологического общества P.P. Калининой.

Основные положения диссертационного исследования изложены соискателем в научных публикациях общим объемом 1,77 п.л.

Диссертация обсуждена на заседании кафедры государственно-конфессиональных отношений Международного института государственной службы и управления Федерального государственного

бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» и рекомендована к защите.

Структура работы: диссертация состоит из введения, двух глав, включающих в себя семь параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.

И. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Во Введении обоснованы актуальность избранной для диссертационного исследования темы, определены объект, предмет, цель и основные задачи, теоретическая, методологическая и источниковедческая база, сформулированы основные положения, обладающие элементами научной новизны и выносимые на защиту, обоснована их теоретическая и практическая значимость, отмечены результаты апробации проведенной работы.

В первой главе - «Теоретико-методологические основания представлений о любви и удовлетворенности браком» - феномен любви рассматривается в рамках философско-культурологического подхода, а взаимосвязь представления о любви с удовлетворенностью браком анализируется в рамках религиозно-социологического подхода.

В первом параграфе - «Эволюция представлений о любви в истории общественной мысли» - анализируется эволюция представления

о любви в философско-историческом дискурсе, основные концепции любви и ее виды разных областей гуманитарного знания: философии, социологии, психологии, религиоведении, богословии представляющие наиболее значительные этапы в истории ее развития, начиная со времен античности и до наших дней, включая христианско-религиозное ее понимание.

Из проведенного философско-культурологического рассмотрения феномена любви делается следующий вывод: в ходе исторического развития представление о любви усложняется. На низшем уровне культурности любви, когда моральные и нравственные принципы еще формируются, любовь проявляется в связи с жизненно важными потребностями, когда любят потому, что от предмета получают удовольствие, наслаждение, ощутимую пользу. На следующем уровне любовь доходит до глубокой возвышенной страсти. Здесь процесс довлеет над результатом, более важно любить, чем быть любимым. И высшим уровнем любви является действительная любовь, одухотворенная. Преимущественной ценностью здесь становится не сама любовь, а во всех ее видах - другой человек.

Автор придерживается того мнения, что в отношении любви в эпоху Нового времени в Европе сложились два направления: одно основанное на христианской традиции - религиозное, и другое светское -философское. Христианское отношение к любви было сформулировано и закреплено в рамках нравственного и канонического учения Церкви в эпоху христианской античности и раннего средневековья. В светской же традиции прослеживается эволюция дефиниции любви, происходящая в

результате накопления понимания ее смыслов. Но любовь при этом во многом оставалась и остается в парадигме христианского сознания.

Во втором параграфе первой главы — «Современное представление о любви и взаимосвязь с удовлетворенностью браком» - на основе социологических исследований и психологических теорий, наряду с другими факторами, влияющими на представление о любви и удовлетворенность браком, рассматривается и фактор воцерковленности семьи.

В связи с тем, что данная диссертация посвящена изучению феномена любви на материале выборки православных воцерковленных семей современной России, в основу ее теоретико-методологической базы легли главным образом мировоззренческие идеи представителей религиозной философии, а также социологические и психологические исследования о любви и браке - преимущественно российских ученых.

Временные рамки настоящего исследования охватывают период с 1988 г. - празднования 1000-летия Крещения Руси, что дало импульс для появления большого количества социологических исследований, направленных на изучение религии в обществе, и по настоящее время. Причем к анализу привлечены и более ранние исследования, которые глубиной своих психологических и социологических выводов, положений являются значимыми и для наших дней.

В указанном параграфе рассматриваются такие категории, связанные с категорией удовлетворенности браком, как совместимость, устойчивость, стабильность супружеских отношений, социально-психологический климат семьи, являющиеся для нее базовыми.

Любовь также исследуется в качестве мотивации вступления в брак, что сказывается на его удовлетворенности и успешности. Отсюда становится понятным, почему наиболее удовлетворены браком заключившие его при сочетании двух мотивов - любви и духовного единства, схожести взглядов на мир и семейную жизнь. Разобщенность же критериев часто становится причиной кризиса в семье.

В первой главе рассмотрено и православное отношение к вопросу семьи с привлечением данных социологических исследований, показавшее, что в православной модели брака жизненные ориентиры супругов, их единомыслие в представлении о нравственности, обязанностях мужа и жены способствуют предотвращению супружеских конфликтов и позитивно влияют на удовлетворенность браком.

Во второй главе диссертации - «Эмпирическое изучение представлений о любви и удовлетворенности браком в православных семьях священнослужителей, семьях воцерковленных и невоцерковленных верующих» - на основе проведенного психодиагностического исследования анализируются особенности отношения к любви и удовлетворенности браком указанных категорий православных семей.

В первом параграфе второй главы - «Модификация методики изучения представления о любви (методика P.P. Калининой, A.A. Мироновой)» - описана модификация избранной для исследования методики.

Цель исследования - выявить специфические проявления личностного смысла понятия «любовь» у людей воцерковленных в

Православной вере. Под личностным смыслом понимается личностная значимость феномена «любовь», его отношение к интересам, потребностям и жизненному контексту в целом. Под воцерковленностью понимается приобщенность человека к христианской традиции и церковной жизни1, главными критериями которой выступают регулярное посещение богослужений и регулярное приобщение к Таинствам Исповеди, Святого Причастия.

Методы исследования - проективный; ассоциативный эксперимент - основаны на выявлении значения понятия «любовь». При этом слово приобретает смысл не только в силу его объективного содержания, сколько в связи с личностным значением, придаваемым ему индивидом. Предпочтение было отдано этому методу, поскольку, ассоциативная техника отражает не только когнитивные структуры, которые стоят за языковым значением, но и индивидуальные особенности респондентов, их личностные смыслы.

Инструкция испытуемому такова: «Напишите, пожалуйста, 10 слов, словосочетаний, с которыми у вас ассоциируется слово "любовь"». При заполнении опросника респонденты указывали возраст, пол и степень своей воцерковленности в православной вере:

- священнослужитель; - регулярно хожу в храм, исповедуюсь, причащаюсь; - не воцерковлен(а);

Из общего количества полученных опросников для данного исследования были отобраны только те, в которых было отмечено «священнослужитель» и «регулярно хожу в храм, исповедуюсь,

1 См.: Ткаченко A.A. Воцерковление // Православная энциклопедия. Т. IX. - М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2005. - С. 495-496.

причащаюсь». Опросники, которые содержали «не воцерковлен(а)», изымались из картотеки и далее не анализировались.

При обработке результатов используется контент-анализ - метод, позволяющий выявить специфические для текста характеристики, выделяя определенные смысловые единицы его содержания. Он дает возможность выявить скрытую тенденцию в ответах и сделать вывод о его личностной направленности.

При анализе учитывается частота использования в ассоциациях тех или иных категорий.

Категории контент-анализа следующие:

• Эмоции, чувства (например: счастье, страсть, нежность, радость, восхищение, ревность);

• Понятия, отражающие межличностные отношения (например: взаимопонимание, уважение, компромисс, дружба);

• Сексуальные потребности (например: секс, желание);

• Деятельность, действия, поведение, (например: забота, поддержка, ухаживание, взаимовыручка);

• Личностные качества (например: искренность, ответственность, честность, терпеливость, уступчивость);

• Семья, т.е. понятия, связанные с семейной жизнью (например: дети, совместная жизнь, брак);

• Религиозность (примеры ассоциаций приведены в выводах параграфа).

В процессе модификации была получена новая категория методики, определяемая как религиозность, установлены наиболее часто

встречающиеся ассоциации, связанные с понятия «любовь» у людей воцерковленных в православной вере.

К категории религиозность относятся такие наиболее часто встречающиеся ассоциации, как Бог, Господь, Бог есть любовь, Иисус Христос, Создатель, любовь Христова, Богородица, Пресвятая Троица, Евангелие, Церковь, жертва, самопожертвование, жертвенность, вечность. Царство Небесное, Небесный рай, вера в Бога, дар Божий, Божия воля, Промысл Божий, сила Божия, Божия благодать, милость Божия, уподобление Христу, храм, христианство, Ангелы, Ангел Хранитель, св. Иоанн Богослов, апостол Павел, святые, Таинство, крест, вера, бессмертие, Пасха, покаяние, молитва, заповедь, путь ко спасению, способ спасения души, спасительность, святая любовь.

Предложенная модифицированная методика дает возможность проводить исследования представлений о любви у людей религиозных.

Во втором параграфе второй главы - «Исследование представления о любви супругов в православных семьях священнослужителей, воцерковленных и невоцерковленных верующих» - приведены данные проведенного автором диссертации исследования, целью которого было выявить специфические проявления личностного смысла понятия «любовь» у православных семей названных групп. Рассмотрение проводилось с помощью модифицированной автором методики представления о любви.

Так, качественный анализ представления о любви показал следующие результаты.

Наиболее часто встречающиеся ассоциации категории - «Эмоции, чувства». При детализации у всех трех групп респондентов общими и частотными оказались радость, счастье, нежность. При этом у женщин ассоциации «радость» и «счастье» употребляются в два раза чаще мужчин.

Кроме указанных, примерно в одинаковом соотношении также встречаются: спокойствие/душевный мир, жизнь, тепло, свет, сила, а так же:

У семей священнослужителей и воцерковленных наиболее репрезентативны чистота, надежда, красота, сердце. У мужчин частотны энергия, Божия благодать, благоговение, постоянство и определенность в жизни, уверенность, величие, слава, свобода, а также ассоциации, эмоционально связанные с природой - солнце, небо, рассвет, ручей, животные. У женщин употребительны ощущение Бога в сердце, вдохновение, умиление, духовная близость.

Для семей невоцерковленных важны наслаждение, ласка, страсть. Причем для мужчин на ведущих местах стоят удовольствие, восторг, благополучие и деньги, спонтанность, наваждение, а также отвага, воля, а для женщин - уверенность и стабильность, весна, мечты, звезды.

Женщин всех трех групп объединяют следующие ассоциации: улыбка, цветы, романтика, полет души.

Негативные ассоциации в семьях священнослужителей встречались в трех случаях - боль, страдание, у супругов воцерковленных в семи -боль, страдание, ревность, беспокойство, переживание, супругов невоцерковленных в восьми - боль, страдание, ревность, грусть, разочарование, разлука, страх.

Наиболее часто встречающиеся ассоциации категории «Межличностные отношения» оказались - взаимопонимание, доверие, дружба и уважение.

Примерно в одинаковом соотношении также встречаются: единодушие, доброжелательность, согласие.

Кроме того, для семей священнослужителей и воцерковленных важны общение, совместная молитва, братство, принятие; а для супругов невоцерковленных- компромисс, привязанность.

У женщин всех трех групп ведущими оказываются единство, опора

и тыл.

Что касается ассоциаций категории «Сексуальная потребность», то для семей священнослужителей и воцерковленных, они прежде всего малочисленны. Если взять людей невоцерковленных - как показавших наибольшую с ними разницу, то у мужчин данные ассоциации встречаются в два раза чаще, чем у женщин: эротика, постель, за деньги.

Чрезвычайно активно у семей священнослужителей и воцерковленных встречаются ассоциации категории «Деятельность» -чаще и интенсивнее, чем в семьях невоцерковленных.

У семей священнослужителей и воцерковленных наибольшее количество ассоциаций занимает прощение, а у супругов невоцерковленных - забота.

У всех трех групп респондентов общими и наиболее часто встречающимися ассоциациями данной категории оказались забота, помощь, сострадание / сочувствие.

Кроме того, примерно в одинаковом соотношении встречаются поддержка, защита, труд, а также у мужчин священнослужителей и воцерковленных - доставить радость любимому человеку, носить тяготы друг друга, молиться за жену и детей, молитва о кающемся человеке, доброделание, а у женщин - милосердие, снисхождение, совершенствование, опека, жалость, соучастие, благодарение.

Для мужчин невоцерковленных здесь важны подвиг, любимое занятие и работа, а для женщин - опека, созидание, самоотдача.

У семей священнослужителей и воцерковленных ассоциации, связанные с категорией «Личностные качества» употребляются чаще и интенсивнее, чем в семьях невоцерковленных.

У семей священнослужителей и воцерковленных наибольшее количество ассоциаций занимает терпеливость / терпение, у супругов невоцерковленных - верность.

У всех трех групп респондентов общими и наиболее часто встречающимися ассоциациями данной категории оказались терпеливость / терпение, верность, ответственность.

Помимо этого, фиксируются доброта, искренность, внимательность, уступчивость, а также у семей священнослужителей и воцерковленных -смирение, милосердие, бескорыстие, надежность, преданность; у мужчин священнослужителей - уверенность, внимательность, скромность, благодарность, твердость, смелость, кротость, покорность, справедливость; у жен священнослужителей - постоянство, юмор и порядочность; у мужчин воцерковленных - снисходительность, мужество, самоуничижение, самоуважение, требовательность; у женщин -

внимательность, честность, чуткость, бескорыстие, благородство, щедрость, умение слушать, способность не раздражаться.

Что касается семей невоцерковленных, определяющими становятся отзывчивость, порядочность: у мужчин - бескорыстность, великодушие, открытость, общительность, преданность; у женщин - порядочность, надежность, благородство, деликатность, благодарность, самоотверженность.

У семей священнослужителей и воцерковленных ассоциации, связанные с категорией «Семья», возникают чаще и интенсивнее, чем в семьях невоцерковленных.

У всех трех групп респондентов общими и наиболее часто встречающимися ассоциациями данной категории оказались дети, семья, брак / союз / единство, жена / муж.

Также важны родители, родственники, мама, дом, внуки.

Для священнослужителей и воцерковленных много значит родительский дом; для невоцерковленных - обручальное кольцо, свадебное путешествие.

Разумеется, у семей священнослужителей и воцерковленных ассоциации, связанные с категорией «Религиозность», весьма значительны. Тогда как для невоцерковленных они чрезвычайно редки, рудиментарны.

У всех трех групп респондентов общими и наиболее часто встречающимися ассоциациями данной категории оказались жертвенность / самопожертвование / жертва, Бог / Господь / Иисус Христос.

У семей священнослужителей и воцерковленных примерно в одинаковом соотношении встречались и вечность, Дар Божий, вера,

спасение, церковь / храм, Крест Господень, молитва, Промысл Божий, Евангелие, Небесный Рай и Царствие небесное.

Кроме того, для священнослужителей существенны бессмертие, апостол Иоанн Богослов, апостол Павел, святые, Пресвятая Троица, заповедь, рвение к служению как в первый раз; а для супругов воцерковленных - Ангел Хранитель / Ангел, духовный отец, Богородица, воля Божия, покаяние, милость Божия, способ спасения души.

Количественный анализ представления о любви, безусловно, показал отличия среди исследуемых категорий православных семей.

Так, в семьях священнослужителей слово «любовь» в основном вызывает ассоциации, связанные с религией, и занимают ведущую позицию, затем идут ассоциации, направленные на эмоции, чувства и личностные качества, далее - на семью, межличностные отношения, деятельность и только потом - сексуальную потребность. У воцерковленных мирян, так же как и у семей священнослужителей, со словом «любовь» преобладающими являются ассоциации, несущие религиозный смысл, затем следуют ассоциации, сопряженные с эмоциями, чувствами, далее - с деятельностью, затем - с личными качествами, семьей, межличностными отношениями, на последнем месте оказываются ассоциации с сексуальной потребностью. У супругов невоцерковленных чаще всего «любовь» ассоциируется с эмоциями и чувствами, затем - с межличностными отношениями, после - личностными качествами, семьей, сексуальной потребностью, чуть меньше - с деятельностью. Замыкают ряд ассоциации, несущие религиозный смысл.

Из анализа личностного смысла любви и его поведенческих проявлений вытекает следующее:

1. Практически у всех семей священнослужителей и у супругов воцерковленных понятие «любовь» вызывает ассоциации, наполненные религиозным смыслом (Бог, жертва, молитва, Церковь). При этом религиозность личностного смысла любви у них занимает ведущую позицию по отношению ко всем другим категориям анализа. У супругов невоцерковленных личностный смысл религиозности понятия любви присутствует незначительно.

2. Личностный смысл эмоционального, чувственного переживания любви (радости, счастья, нежности, страсти), наиболее характерен для людей невоцерковленных и занимает у них ведущую позицию по отношению ко всем другим категориям анализа.

3. Смысл личностных качеств (терпеливость, верность, доброта, ответственность) отражает позитивное самовосприятие любящего, а также позитивное восприятие им своего любимого, который проявляет данные личностные качества в общении с ним. В большей степени это присуще священникам и семьям священнослужителей. Не последнюю позицию данная категория занимает у супругов воцерковленных и невоцерковленых, показывая практически равное соотношение.

4. Личностный смысл семьи подразумевает воспитание детей, жизнь в браке, установление родственных связей и т.п. Данная категория показывает большую ориентацию священнических и воцерковленных пар на созидание семьи. У людей же невоцерковленных понятие «любовь»

вызывает гораздо меньше ассоциаций, направленных на семью (дети, семья, брак, муж / жена).

5. Личностному смыслу межличностных отношений свойственно проявление уважения, доверия, взаимопонимания, при котором любящий готов к личностным изменениям для поддержания и улучшения взаимоотношений с человеком. Показатели данной категории в парах невоцерковленных выше, чем у супругов семей священнослужителей и воцерковленных.

6. Личностный смыл деятельности - активная форма проявления помощи, поддержки, заботы. Это действенная любовь, полная великодушия и помощи. Именно она занимает ведущую позицию в семьях священнослужителей и у супругов воцерковленнных. У людей невоцерковленных она стоит на последнем месте.

7. Личностный смысл сексуальной потребности (секс, интим, желание, уединение) ярко выражен у супругов невоцерковленных и разительно отличается от семей священнослужителей и воцерковленных мирян, у которых она занимает последнюю позицию.

Данный факт подтверждает гипотезу исследования, что на многозначное представление о любви может влиять религиозность супругов.

Это обретает еще большую доказательность при соотношении представления о любви с древнегреческой типологией «агаие», «сторге», «филия» и «эрос». Так, исследование показало, что супругам невоцерковленным в большей степени присуща любовь «эрос» и «филия», а супругам семей священнослужителей и воцерковленным - любовь

«сторге» и в наибольшей степени «агапе», наполненная религиозно-нравственным смыслом.

В третьем параграфе второй главы - «Удовлетворенность браком в православных семьях священнослужителей, воцерковленных и невоцерковленных верующих» - приводятся данные проведенного исследования удовлетворенности браком в указанных категориях православных семей.

У православных семей священнослужителей и воцерковленных мирян удовлетворенность браком выше, чем у православных семей, в которых один из супругов не воцерковлен и в православных семьях полностью невоцерковленных. При этом заметна четкая градация уровня удовлетворенности в зависимости от степени воцерковленности супружеской пары: самыми удовлетворенным браками являются семьи священнослужителей, затем расположены семьи воцерковленные, за ними идут семьи, в которых один воцерковлен, а другой не воцерковлен, и наименее удовлетворенными считают свой брак семьи невоцерковленные. Таким образом, гипотеза данного исследования подтвердилась: религиозность семьи влияет на удовлетворенность браком.

В Заключении подводятся итоги диссертационного исследования, обобщаются его результаты.

По теме диссертации автором опубликованы следующие работы:

Статья, опубликованная в журнале из перечня ВАК:

1. Дементьев Д.В. Удовлетворенность браком в семьях священнослужителей и мирян // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом, 2011. №№3-4. - 0,35 п.л.

Работы, опубликованные в иных изданиях:

2. Дементьев Д.В. Современный кризис семьи: его природа и условия преодоления с точки зрения Русской Православной Церкви // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом, 2009. №2. - 0,45 п.л.

3. Дементьев Д.В. Модификация методики изучения представления о любви на примере православных воцерковленных людей // Сретенский сборник: Научные труды преподавателей СДС. Вып. 2. М.: Сретенский монастырь, 2010. - 0,22 п.л.

4. Дементьев Д.В. Воцерковленность супружеских пар и удовлетворенность браком // Сретенский сборник: Научные труды преподавателей СДС. Вып. 2. М.: Сретенский монастырь, 2010. - 0,35 п.л.

5. Дементьев Д.В. Загадка Русского духа // Русский Дом. 2004. № 12.-0,2 п.л.

6. Дементьев Д.В. Пост в семье // Дементьев Д.В. Православный пост. М.: Сретенский монастырь, 2010. - 0,2 п.л.

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

ЛЮБОВЬ, СЕМЬЯ И БРАК В ОБЫДЕННОМ СОЗНАНИИ СОВРЕМЕННЫХ ПРАВОСЛАВНЫХ ВЕРУЮЩИХ (ФИЛОСОФСКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ)

ДЕМЕНТЬЕВ Дмитрий Владимирович

Научный руководитель:

Пинкевич Василий Константинович,

доктор исторических наук, профессор

изготовление оригинал-макета Дементьев Д.В.

Подписано в печать % И-^к огр сх. 2012. Тираж экз. Усл. ^ п.л.

Отпечатано ОПМТ РАНХиГС. Заказ № 3 ? 119606 Москва, пр-т Вернадского, 84

 

Текст диссертации на тему "Любовь, семья и брак в обыденном сознании современных православных верующих"

61 12-9/467

Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего

профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте

Российской Федерации»

Международный институт государственной службы и

управления

Кафедра государственно-конфессиональных отношений

На правах рукописи

ДЕМЕНТЬЕВ Дмитрий Владимирович

ЛЮБОВЬ, СЕМЬЯ И БРАК В ОБЫДЕННОМ СОЗНАНИИ СОВРЕМЕННЫХ ПРАВОСЛАВНЫХ ВЕРУЮЩИХ (ФИЛОСОФСКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ)

Специальность 09.00.14 - Философия религии и религиоведение

Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук

Научный руководитель -доктор исторических наук, профессор Пинкевич В. К.

Москва-2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МОТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЛЮБВИ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ БРАКОМ.................................................................................................................14

1.1. ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЛЮБВИ В ИСТОРИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ............................................................................14

1.2. СОВРЕМЕННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЛЮБВИ И ЕГО ВЗАИМОСВЯЗЬ С УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬЮ БРАКОМ.........................54

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЛЮБВИ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ БРАКОМ В ПРАВОСЛАВНЫХ СЕМЬЯХ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ, ВОЦЕРКОВЛЕННЫХ И НЕВОЦЕРКОВЛЕННЫХ ВЕРУЮЩИХ............................................................72

2.1. МОДИФИКАЦИЯ МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЛЮБВИ (МЕТОДИКА P.P. КАЛИНИНОЙ, A.A. МИРОНОВОЙ)..............72

2.2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЛЮБВИ СУПРУГОВ В ПРАВОСЛАВНЫХ СЕМЬЯХ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ, ВОЦЕРКОВЛЕННЫХ И НЕВОЦЕРКОВЛЕННЫХ ВЕРУЮЩИХ.............81

2.2.1. КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЛЮБВИ.......81

2.2.2. КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЛЮБВИ..92

2.2.3. СООТНОШЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЛЮБВИ С ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ТИПОЛОГИЕЙ «АГАПЕ», «СТОРГЕ», «ФИЛИЯ» И «ЭРОС».........................................................................................................96

2.3. УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ БРАКОМ В ПРАВОСЛАВНЫХ СЕМЬЯХ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ, ВОЦЕРКОВЛЕННЫХ И НЕВОЦЕРКОВЛЕННЫХ ВЕРУЮЩИХ.......................................................104

ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................110

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ..........115

ПРИЛОЖЕНИЯ...................................................................................................129

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования и современное состояние проблемы.

ТЛ и и и О

В жизни человека семья является первой ячейкой, социальной группой, благодаря которой он приобщается к ценностям культуры, традициям, обычаям, осваивает первые социальные роли, приобретает опыт общественного поведения. Удовлетворенность членов семьи взаимоотношениями в ней является основной составляющей социально-психологического климата семьи. Естественно, что только в здоровой семье, основанной на взаимной любви, возможно передающееся из поколения в поколение полноценное воспитание личности. Семья, таким образом, является первичной малой группой, особым типом межличностных отношений, основанных на взаимном чувстве любви1.

По мнению отечественных исследователей, главным мотивом вступления в брак в современной России является любовь, и, по различным данным социологических опросов, от 72 до 86% людей вступают в брак по

о

любви . В социальном аспекте любви придают важное значение

о

прогрессивной жизни общества, любовь воспринимается как залог

1 См., например: Целуйко В.М. Психология современной семьи: кн. для педагогов и родителей. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006. - С. 6; Сермягина О.С. Социально-психологические предпосылки межличностной напряженности в семье. Дисс... канд. психол. наук. - Л., 1985. - С. 230; Ощепкова А.П. Социально-психологический аспект семейно-брачных отношений. Дисс... канд. философ, наук. - Томск, 1974.-С. 159-160.

2 См.: Целуйко В.М. Психология современной семьи: кн. для педагогов и родителей. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006. - С. 101; Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. - М.: Апрель-Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2000. - С. 162; Лукьянова И.Е., Прохорова Э.М. Шиповская, Л.П. Семьеведение. - М.: ИНФРА-М, 2010. - С. 55; Калмыкова Е.С., Ващенко А.П., Дальбендер Р., Покорны Д. Интрапсихические модели межличностного взаимодействия: сравнение российских и немецких выборок // Психологический журнал, 1997. - Т. 18 - №3. - С. 70; Увыкина Л.А. Проблемы формирования представлений молодежи о семье // Семья в контексте педагогических, психологических и социологических исследований: материалы международной научно-практической конференции 5-6 октября 2010 года. -Пенза - Ереван - Прага: ООО Научно-издательский центр «Социосфера», 2010. - С. 27; Осадчая Г.И., Носкова A.B., Варламова С.Н. и др. Семья в России и в Москве в начале XXI века. - М.: Изд-во РГСУ, 2008. -С. 99.

3 См.: Лавров П.Л. Очерки вопросов практической философии // Мир и Эрос: Антология философских текстов о любви. - М.: Политиздат, 1991. - С. 244-247.

общественного благоденствия1 и рассматривается также как «противоядие» от опасностей национализма2.

Важность исследования проблемы любви обусловлена необходимостью изучения основных смыслов в ее понимании у семей, отличающихся друг от друга мировоззренческими противоречиями, особенностями, что особенно актуально в наше время - время кризиса российской семьи. Россия претерпевает демографический кризис, последствия которого будут сказываться еще ближайшие 15 лет, что представляет серьезную угрозу всей нации . Многие люди не могут правильно выстроить супружеские взаимоотношения и создать здоровую семью, чувствуют себя в браке неудовлетворенными. В этой связи существует потребность изучить представление о любви в современных российских семьях и определить влияние этих смыслов на удовлетворенность браком. Ведь именно любовь является одной из важных детерминант создания большинства семей.

Закономерен интерес к исследованию феномена любви и в философско-культурологическом дискурсе. Любовь и брак были и остаются актуальными предметами исследования для представителей разных областей гуманитарного знания: философов, социологов, психологов, религиоведов, лингвистов и др. В связи с важностью темы любви как в прошлом, так и актуализацией ее в настоящее время представляется необходимым рассмотреть феномен любви с эпохи античности и до наших дней, включая христианско-религиозное ее понимание.

Актуальность проблемы смысла любви определяется и другим социокультурным явлением. Главным достижением половой морали признается брак по любви. Однако, по мнению некоторых исследователей, именно браки по любви оказываются наименее продолжительными и более

1 См.: Спиркин А.Г. Философия. - М.: Гардарики, 2005. - С. 209.

2 См.: Несытина C.B. Романтическая любовь в ранней юности как психологическое явление. Дисс... канд. психол. наук. - Тамбов, 2004. - С. 14.

3 См.: Послание Президента Федеральному Собранию// URL:http://www.kremlin.ru/transcripts/9637 (дата обращения: 30.11.2010).

всего пополняют список разводов по сравнению с браками, заключенными по другим мотивам1. По этой причине с неизбежностью встает вопрос о совместимости любви и брака.

Президент РФ Д.А. Медведев, говоря об утверждении ценностей брака, семьи и материнства, повышении родительской ответственности, отмечал непреходящие духовные ценности Православия и других традиционных конфессий, которые служат морально-нравственному обновлению

-■у

современного российского общества .

Представляется крайне важным рассмотреть фактор любви как один из признаков здоровой семьи, влияющий на удовлетворенность браком. Исследование данных вопросов позволит философски осмыслить влияние воцерковленности на отношение к любви, выявить новые смыслы любви и определить взаимосвязь с удовлетворенностью браком; обозначить тенденции в изменении семейных отношений по степени воцерковленности супругов.

Таким образом, кризис семьи, о котором в настоящее время говорят многие исследователи, с одной стороны, и недостаточность научного знания

0 взаимосвязи любви с удовлетворенностью браком - с другой, обусловили выбор темы исследования.

Цель исследования - на основе сравнительного исследования православных семей священнослужителей, воцерковленных и невоцерковленных верующих выявить особенности их представления о любви и оценить степень их удовлетворенности браком.

В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:

1. Выяснить, может ли влиять воцерковленность супругов на представление о любви.

1 См.: Андреева T.B. Психология семьи. - СПб.: Речь, 2010. - С. 99; Кон И.С. Введение в сексологию. - М.: Медицина, 1989. - С. 174; Ковалев C.B. Психология современной семьи. - М.: Просвещение, 1988. - С. 107.

2 См.: Обращение Президента России Д.А. Медведева к участникам и гостям VII церковно-общественной выставки-форума «Православная Русь»// URL:http://www.patriarchia.ru/db/text/486728.html (дата обращения: 8.11.2008).

2. Определить уровень удовлетворенности браком в семьях православных священнослужителей, в семьях православных воцерковленных, в семьях православных невоцерковленных и в семьях, в которых воцерковлен только один из супругов.

3. Произвести модификацию методики представления о любви - с учетом религиозности.

4. На основе данных психодиагностического обследования выявить особенности отношения к любви и удовлетворенности браком семей православных священнослужителей, семей православных воцерковленных и семей православных невоцерковленных.

Объект исследования: семьи православных священнослужителей, семьи православные воцерковленные, семьи православные невоцерковленные.

Предмет исследования: различие в представлении о любви и удовлетворенности браком семей православных священнослужителей, православных семей воцерковленных и православных семей невоцерковленных.

Гипотезы исследования:

1. Представление о любви влияет на удовлетворенность браком.

2. Религиозность супругов влияет на представление о любви.

3. Религиозность семьи влияет на удовлетворенность браком.

Степень научной разработанности исследования. Теоретическую

основу работы составляют труды отечественных и зарубежных исследователей в области философии, социологии, психологии, теологии и богословия, поскольку изучаемая проблематика носит междисциплинарный характер.

В рамках теологического подхода феномен любви в настоящей работе,

на фоне сравнения языческой и христианской традиций, рассматривается на

основе трудов величайших философов античности - Платона, Плутарха,

Плотина и др., и христианских авторов: Оригена, свт. Григория Нисского,

6

сщмч. Дионисия Ареопагита, при. Симеона Нового Богослова, при. Максима Исповедника, свт. Иоанна Златоуста, блж. Августина, а также богословов XX-XII вв. (П. Флоренского, проф., прот. Максима Козлова, А. Нигрена, А. Милано, Д. де Ружемона).

В зарубежной философии любовь была объектом внимания таких философов, как П. Абеляр, Дж. Бруно, JI. Валл, М. Монтень, Ф. Бэкон, М. Мальбрани, Б. Спиноза, Г. Лейбниц, С. Кьеркегор, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, Т. Гоббс, Р. Декарт, Дж. Локк, Б. Паскаль, Г. Гегель, И. Кант, Л. Фейербах, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Ж.-П. Сартр, В. Райх, 3. Фрейд, Э. Фромм и др.

Значительный вклад в разработку философии любви и брака внесли

представители русской философии: В. Соловьев, Н. Бердяев, В.В. Розанов, П.

Флоренский, C.B. Троицкий, свящ. И. Мейендорф, Г.В. Фроловский, И.А.

Ильин, С.Н. Булгаков, Б.П. Вышеславцев, С.Л. Франкл и др., развивающие в

понимании природы любви гуманистические традиции и связывающие

энергию любви человека с религией, поиском нравственных ценностей, с

художественным творчеством.

В рамках социологии и психологии любовь исследовалась в работах

Ю.Б. Рюрикова, И. Кона, В. Розина, С. Голода, М.В. Базаровой, Т.В.

Андреевой, Е.П. Ильина, О.Г. Прохоровой, C.B. Несытиной, В.А Сысенко,

Н.Г. Юркевича, М.В. Целуйко, В.П. Шестакова, Л.Б. Шнейдера, Д.Я.

Райгородского, C.B. Ковалева, И.Е. Лукьянова, Т.А. Флоренской, P.P.

Калининой, A.A. Мироновой, Т.А. Гурко, А. Афанасьева, A.C. Сказко, Э.А.

Миролюбовой, В.Т. Лисовского, И. Василенко, К.Э. Изарда, X. Шельского, Р.

Мэя, Э. Фромма, 3. Фрейда, Г. Маркузе, Т. Кемпера, Д. Майерса, М.

Джеймса, Дж. А. Ли и мн.др.

Проблему удовлетворенности браком рассматривали также психологи

и социологи Л.Б. Шнейдер, H.H. Обозов, Г. Навайтис, О.А Добрынина, А.Н.

Евсеева, О.С. Сермягина, А.Н Волкова, Н.В. Смирнова, В.А. Сысенко, А.Н.

Баранов, А.П. Ощепков, А.Г. Харчев, М.С. Мацковский, Н.В. Смирнов, О.Г.

7

Прохорова, Т.А. Гурко, В.А. Сысенко, Е.М. Черняк, C.B. Ковалев, X. Шельский, М. Джеймс, В.В. Кришталь, Г.П. Андрух.

Вопросами мотивации вступления в брак, в том числе и из уже перечисленных авторов, занимались Е.М. Черняк, С.И. Голод, Н.В. Малярова, В.И. Слепкова, Н.Г. Юркевич, И.С. Кон, И.В. Дубровина, C.B. Ковалев, Ю.Н. Олейник, Т.В. Андреева, A.B. Толстова, Л.А. Коростылева, М.А. Абалакина, Т.А. Гурко, А.Н. Обозова, С.Н. Бурова, В.Е. Каган, В.Г. Сенько, А.Н. Сизанов, H.JI. Москвичева и др.

Кроме того, социологические исследования уровня совместимости супругов, устойчивости и стабильности брака проводили А.П. Ощепкова, А.Г. Харчев, М.С. Мацковский, Н.Г. Юркевич А.И. Тащева, В.В. Бойко, Е.Г. Гукова, В.М. Кишинца, В.А. Сысенко, А.К. Дмитренко, А.Н. Баранов, H.H. Обозов и А.Н. Обозова, А.Н. Волкова, Д. Кутсар, А. Кемпински, Т.М. Трапезникова и др.

Вопросы социально-психологического климата семьи исследовали О.С. Сермягина, А.Н. Евсеева, O.A. Добрынина, Э.М. Тийт, А.П. Ощепкова и др.

Проблемам взаимоотношений в ходе совместной жизни супругов посвящены работы Т.Ф. Велента, Ю.Е. Алешиной и Л.Я. Гозмана, И.Ф. Дементьевой, Е.В. Антонюк, Е.С. Калмыковой, А.К. Дмитренко, Ю.Н. Карандашева, В.Е. Семенова, Т.И. Короткиной, Д.Я. Кутсара, Э.М. Тийт, Е.В. Трифоновой, Ю.В. Трофимовой, Л.С. Андреевой, А.Г. Вишневского, С.И. Голода, И.В. Мохиной, З.А. Янковой и др.

В качестве базовых в области современных воцерковленных в Православии семей в данной диссертации были привлечены работы М.П. Мчедлова, В.Ф. Чесноковой, Г.С. Широкаловой.

К анализу активно привлекалась методика изучения представления о любви (P.P. Калинина, A.A. Миронова) представленная в книге P.P. Калининой1, где автор исследует представления о любви трех возрастных

1 См.: Калинина P.P. Миронова A.A. Изучение представления о любви // Калинина P.P. Введение в психологию семейных отношений. - СПб.: Речь, 2008. - С. 201-204.

групп: 1) молодежь (17-19 лет), 2) люди среднего возраста (25-35 лет), 3) люди старшего возраста (40-65 лет).

Модификация вышеуказанной методики проведена автором диссертации на основе исследования тех же трех возрастных групп, что и в исследовании P.P. Калининой, A.A. Мироновой, но уже исключительно в среде воцерковленных в Православии мирян, был выявлен новый показатель, определяемый как религиозность. При дальнейшем исследовании, уже модифицированная методика с учетом ее религиозной составляющей, дала возможность провести сравнительный анализ личностных смыслов понятия «любовь» православных семей священнослужителей, семей воцерковленных и невоцерковленных верующих, что соответствовало цели и задачам исследования. Данная методика была выбрана также и потому, что она удобна в применении, не требует длительного времени и специального оборудования.

Совместно с модифицированной методикой изучения представления о любви в диссертационном исследовании был применен «Опросник удовлетворенности браком».

«Тест-опросник удовлетворенности браком», разработанный В.В. Сталиным, Т.Л. Романовой, Г.П. Бутенко1, выбранный для исследования, предназначен для экспресс-диагностики степени удовлетворенности-неудовлетворенности браком, а также степени согласования-рассогласования удовлетворенности браком у той или иной социальной группы. Данная методика была выбрана автором, так как она соответствует цели и задачам настоящей работы и дает возможность определить степень удовлетворенности браком в четырех группах супружеских пар. Опросник, имея самое широкое распространение и будучи использованным в многочисленных исследованиях удовлетворенности браком, состоит из 24

1 См.: Тест-опросник удовлетворенности браком, ОУБ // Психологические тесты/ Под ред. А.А.Карелина: В

2 т. Т. 2. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007. - С. 173-179.

утверждений, относящихся к различным сферам: восприятия себя и партнера, мнения, оценки, установки и т.д.

Результаты исследования представления о любви первоначально подвергались качественному анализу ассоциаций. Затем проводилась их количественная обработка. Аналогичным образом осуществлялся анализ материала удовлетворенности браком.

Математико-статистическая обработка данных проводилась с использованием статистических методов выявления различий в уровне исследуемого признака для нескольких независимых выборок с помощью одномерного дисперсионного анализа (АМОУА Фишера), а последующее попарное сравнение групп - с помощью непараметрических критериев (Н-критерий Крускала-Уоллиса) и ц*-критерия (угловое преобразование Фишера).

Достоверность полученных результатов исследования обеспечена методологической, теоретической и экспе�