автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.06
диссертация на тему:
Диалектика взаимосвязи психологического и идейного воздействия на верующих в период перестройки

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Алтыбаев, Мурадулла
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Ташкент
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.06
Автореферат по философии на тему 'Диалектика взаимосвязи психологического и идейного воздействия на верующих в период перестройки'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Диалектика взаимосвязи психологического и идейного воздействия на верующих в период перестройки"

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЗБЕКСКОЙ ССР

"ТАШКЕНТСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В. И. ЛЕНИНА.

На правах рукописи

УДК 211. 297. 37. 942. 962

АЛТЫБАЕВ МУРАДУЛЛА

диалектика взаимосвязи психологического и идейного воздействия на верующих в период перестройки (На материалах УзССР)

Специальность — 09.00.06 — научный атеизм, религия (история и современность)

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Ташкент — 1990

Работа выполнена на кафедре истории и теории религии и атеизма Ташкентского ордена Дружбы народов политехнического института имени Абу Ранхана Беруин

Научный руководитель —, доктор философских наук, профес-

Официальные оппоненты — доктор философских наук, профессор БАЗАРОВ А. Б.

— кандидат философских наук, доцент УТАНОВ С. У.

Ведущее учреждение — Ташкентский институт народного

час. на заседании специализированного совета К 067.02.02 по присуждению учёной степени кандидата философских наук в Ташкентском ордена Трудового Красного Знамени государственном университета им. В. И. Ленина (700000, ул. Энгельса, 60а, ауд. 308)

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ТашГУ им. В. И. Ленина.

Отзывы на автореферат, заверенные печатью, просим направлять учёному секретарю (700095 Ташкент, Вузгородок. ТашГУ)

Автореферат разослан «¿^» И/-0/У_1990 г-

Ученый секретарь специализированного Совета кандидат философских на]

сор. заслуженный деятель на-

уки, УзССР АРТЫКОВ А. А.

хозяйства' кафедра философии УФС

Защита диссертации

доцент

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ

Актуальность темы диссертации. В период перестройки, демократизации, гласности и формирования нового мышления одной из главных задач идеологической работы является воспитание гармонически развитой личности, формирование научно-материалистического, следовательно, атеистического мировоззрения в сознании каждого' члена общества. "Партия, - отмечено в Программе КПСС, - использует средства идейного воздействия для широкого распространения научно-материалистического мировоззрения, для преодоления религиозных предрассудков, не допуская оскорбления чувств верующих"*.

Актуальность темы диссертации вытекает из настоятельной необходимости реализации задач, относящихся к нинеганеку эталу перестройки, этапу обостренной борьбы'нового со старым, прогрессивного с консервативным, активного с пассивным, научного с антинаучным, этапа диалога атеизма с религией. Научно-материалистические идеи попрежнему вступают в бой с негативными явлениями, притормаживающими великое дело перестройки. К ним относятся, наряду с другими рецидивами, религиозные предрассудки в психологии людей.

Ввиду того, что верующий человек есть особый социальный тип личности, психология его тоже выделяется как самостоятельный отрасль социальной психологии. Поскольку основные элементы социальной психологии, касающиеся религии и атеизма, исследованы и освещены до нас, мы из большого комплекса проблем взяли э качестве темы исследования только проблему диалектики взаимосвязи и взаимообусловленности психологического и идейного воздействия на верующих в определенном периоде - в периоде перестройки, гласности, демократизации, причем в регионах традиционного распространения ислама, в частности в современном Советском Узбекистане. Именно данная проблема здесь оставалась в течение длительного времени не исследованной и не освещенной.

Между тем психология атеистического воздействия должна занимать в теории и практике марксистского атеизма одно из решающих мест, поскольку оно имеет свой идейный, психологический антипод -

I Программа КПСС. И. Политиздат. 1986, - С. 54.

- открыто, небезуспешно, повсеместно поддерживаемая и используемая религиозная психология. С этой точки зрения выбор данной проблемы нами п качестве объекта научного исследования целиком и полностью оправдывается, вполне можно считать актуальной. Она особенно актуальна, необходима в таких регионах, как Юго-Западные области УэССР, где удельный вес сельского населения выше городского, а у сельского населения психологические элементы религии доминируют над гносеологическими, религиозные чувства, эмоции сильнее чем религиозное сознание.

Степень разработанности проблемы. Научное исследование проблем психологии атеистического воспитания учеиыми страны, особенно нашей республики, фактически начато недавно и получает практическое применение в воспитательной работе. А диалектика взаимной связи психологического и идейного воздействия на верующих е современных условиях остается даже не затронутой.

Правда, пока затрачиваются-лишь некоторые-аспекты воспитательной работы, связенные с перестройкой некоторых сторон психологического мира мусульман, получившего определенную дозу религиозного облучения. А психологические приемы и методы внушения на умы и сердца людей почти не разработаны, недостаточно исследована, в разрезе критики ислама в нашей республике. Здесь в незначительной мере разрабатываются проблемы повышения эффективности воздействия на эмоциональный мир верующих мужчин и женщин; в атеистической литературе стал делаться упор на использование эмоциональных средств.

Однако, как нам удалось установить, психология атеистического воспитания не сводится к использованию эмоциональных средств в различных мероприятиях. В наиболее совершенном виде она включает в себя совокупность всех средств психологического воздействия на верующих, освобождая психическую деятельность от религиозных влияний и прививая устойчивый атеистический иммунитет.

В УэССР научно-критический анализ психологии совремейных верующих на базе конкретно-социологических исследований почти еще не проводился, если не считать кандидатскую диссертация . А.Сайдалиева. Отдельные вопросы религиозной психологии данной проблемы в определенной мэре затрагивались в трудах А.М.Абду-еамедова, А.А.Артыкова, М.А.УсмаЯова, Ж.Базарбаева, И.М.Джабба-рова, Т.Изимбетова, Т.Двавлиева, в кандидатских диссертациях

А.Набиева, Т.Абдурасулевой, М.Д^аббаровой И'других ученых республики.

Однако, в них специально не освещен вопрзс о диалектической взаимообусловленности психологического и идейного воздействия на верующих, особенно в период перестройки и формирования нового мышления.

Проблемам религиозной психологии сравнительно больше внимания уделялось в 70-80 годы, когда был опубликован ряд оригинальных научных трудов, К ним прежде всего следует отнести рад монографий, книг Д.М.Угриновича, книги К.Платонова, М.Попова, В.Но-совйча, В.Павлюка, статей М.Письманика и др. публикации.

Богатым теоретическим источником для нашей диссертации явилась крупная, содержательная монография известного специалиста в области теории, истоки, практики научного атеизма, марксистско-ленинского религиоведения и психологии религии Д.М.Угринови-ча "Психология религии" . В ней всесторонне, широко и глубоко изложены ключевые научно-теоретические проблемы психологии религии. Используя богатый, типичный фактический материал, автор с марксистско-ленинских позиций подвергнул анализу болословские и идеалкческих концепции, аргументированно, убедительно противопоставил Им научное, материалистическое, диалектическое и атеистическое понимание, исследуемых и излагаемых проблем. Монография практически ценна тем, что в ней даны рекомендации, направленные на совершенствование атеистического воспитания. На многие аспекты затрагиваемых нами вопросов проливает свет I, 1У-ЭТ1 гл. данной книги.

В работе над диссертацией мы использовали в качестве исходных идей, положений, концепций, выводов и рекомендаций монографии видного украинского философа В.В,Павлюка "Психология современных верующих и атеистическое воспитание"^. В ней всесторонне раскрыт сложный, противоречивый внутренний мир современных верующих. На богатой базе конкретно-социологических исследований, проведенных не только в Украинской ССР, В.В.Павлюк показал, как под влиянием огромных социально-экономических и культурных прэ-

1 Угринович Д.М. Психология религии. М. Политиздат. 1986.

2 Павлюк В.В. Психология современных верующих и атеистическое воспитание. Львов. "Бзша школа". 1576.

образований совершился процесс, неизменного угасания религиозной психологии и утвергедения атеизма, С нашей диссертацией были особенно созвучными и поучительными для нас примеры, приведенные автором данной монографии, методы, пути, формы и средства атеистической работы, направленные на преодоление религиозной психологии, применительно к периоду перестройки.

Сравнительно близким по постановке и решению вопросов, по региону исследования и освещения к теме нашей диссертации, является кандидатская диссертация А.Сайдалиева "Некоторые особенности религиозной психологии современных верующих и пути ее преодоления" (на материалах УзССР), запущенной 18 лет назад - в 1971 г. В ней Подробно, специально рассмотрены такие узловые вопросы темы диссертации, как религиозная психология и ее некоторые особенности, причины устойчивости религиозной психологии, факторы, которые питают, поддер:ивают их, и выявлены их особенности, раскрыты пути преодоления религиозной психологии. Хотя с тех пор прошло, много лет, однако, особенности проявления, форм, пути, средства, выявленные и охарактеризованные А.Сайаалиевым, сохранили в общих и ведущих аспектах свое место и значение, ценность и актуальность.

Ценные научные идеи, интересные мысли, полезные рекомендации изложены в трудах К.Платснова "Психология верующих" (М., 1957), Ц.Попова "О психологии религии" (М., 1972), В.Г.Вукина "Психология верующих и атеистическое воспитание" (М., 1969), В.И.Носовича "Научный атеизм о религиозной психологии" Ш., 1976), М.Писманика "Методика социально-психологических исследований религиозности" (В кн.: Вопросы научного атеизма. Вып. II.-C.205-218) и др.

Цель и задачи исследования. Цель исследования состоит в том, чтобы выявить диалектику взаимосвязи, особенности психологического и идейного воздействия ислама и мусульманского духовенства на верующих в современных условиях; выяснить причины и следствия возрастания роли психологического и^адейного воздействия на верующих в процессе атеистического воспитания в условиях перестройки.

Для реализации данной цели ставились, в известной мере решались следующие задачи:

/-раскрыть специфические особенности психологического воздай-

ствия современного ислама и мусульманского духовенства на верующих, колеблющихся и индифферентных; .

- выявить специфику идейного воздействия ислама и мусульманского духовенства на психологию верующих и неверующих;

- выяснить значение, роль психологического воздействия на верующих, колеблющихся, индифферентных средствами социально-экономического и духовного воздействия на верующих в условиях перестройки;

- определить пути и средства перестройки психологического

и идейного воздействия на современных верующих в процессе атеистического воспитания;

- расширить и уточнить аспекты психологии атеистического воспитания, облегчающих преподавателю, лектору, пропагандисту доступ в любые сферы пг-хологического мира верующих;

- разработать практические рекомендации, каправленныз на повышение эффективности атеистического влияния на чувства и разум верующих и предотвращения религиозного влияния на них;

- процессы психологического, эмоционального и идейного, интеллектуального воздействия на сознание, психику, людей взято в единстве, диалектической взаимосвязи и взаимообусловленности в виду Того, что без религиозных идей, взглядов, представлений не может быть и религиозных чувств, эмоций.

Методологической основой, теоретическими источниками диссертации явились труды основоположников научного атзгпма; в них были разработаны основополагающие методологические принципы изучения религии, в том числе ее психологических корней. Программа КПСС, материалы съездов, конференций ношей партии, пленумов ЦК КПСС и ЦК КП Уз., Платформа КПСС к ХХ.УШ съезду партии, доклады, речи, статьи руководителей Коммунистической партии й Сиветс^ого государства; работы советских философ-атеистов, а также далкые ачкетного опроса и многочисленные интервьюирования.

Основными методами данного исследования явились: анонимный анкетный опрос взрослых колхозников, рабочих совхозов, служащих различных учреждений с охватом 2300 чел., из которых 1600 зтп? непосредственно относитесь к вопросам религиозной психологии и психологии атеистического воспитания, проведение интервьюирования в форме бесед, диалога с последующим внесением в "Тетради записей конкретно-социалогиче-'жих исследований".

Научная новизна диссертации состоит в следующем:

- выявлены причины и следствия психологического воздействия современного ислама, нынешнего мусульманского духовенства на верующих, используя тание Форш эмоционального воздействия на и* чувства путем внушения, утешения, •устрашения, призыва и терпеливости, любви к Аллаху, Мухаммеду» раскак'ия перед ними посредством риторического чтения Корана специально подготовленными лицами (кори) при проведении мавлюда, таравих намаза, при погребении усопшего, на поминках и т.п.

- выяснены субъективные причины и отрицательные следствия идейного воздействия всех трех элементов ислама (ииан, ислам, эхеан), которые невозможны без эмоционального отношения к сверхъестественным силам, созданным человеческим воображением и "больной" фантазией, пророчеством и провидениями;

- раскрыты причины и следствия возрастания роли, значения психологического воздействия на верующих в условиях перестройки;

- определены пути, реальные и эффективные средстве перестройки психологического и идейного воздействия на верующих в процессе атеистического воспитания с учетом характера, степени, типа религиозности, поло-возрастных, профессиональных особенностей, социальной среды и региона.

Практическая значимость исследования идей, положений, выводов, рекомендаций, выдвинутых в диссертации, показатели анкетных опросов могут служить эффективным средство»! дальнейшего совершенствования организации атеистической работы, л вправленной на преодоление религиозны:: заблуждений и психологических трави* Поэтому очевидна связь марксистско-ленинской психологии религии с практикой атеистического воспитания.

Апробация диссертации. Результаты и выводы исследования докладывались на республиканских-, областдах, городских научно-срак-тических конференциях, семинарах в течение последних 8-10 лет отражались в публикациях |штораи Диссертация дважды обсуждалась на кафедре истории религии и георт атеизма ТашЕЮ и на заседание кафедры "Истории и теории религии научного атеизма" Таа1Т* .

По материалам диссерУв1#и ее автор выступи* несколько раз с научными докладами, сообщениями на различите научно-георегичес-ких республиканских, обыютнкх, городских, вузовских коифереади-ях; опубликованы свыше 60 статей в районных, обжестах газетах, более 30 раз выступал по областному и республиканскому радио*

Структура диссертации включает в себя: Введение, две главы, состоящие из 4-х параграфов, Заключение и Список использованной литературы.

ОСНОВНОЕ ССДЕШНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы, характеризуется степень разработанности проблемы, дается краткий обзор смежным научным трудам, сформулированы цель и задачи исследования, отмечены его методологические основы, теоретические источники, социологическая база, выявлены научная новизна, практическая значимость диссертации,

В I главе - "Психплогичсскпе и идеРние "воздействия ислама и мусульманского духоренства из верующих и современных. условиях" -рассматривается вопрос о том, как в системе религиозного воспитания, так и атеистичеек то, имеются 2 элемента - эмоциональное.и рациональное (интеллектуальное), а идейное воздействии а свою очередь выступает как составной элемент того ле рационального (интеллектуального).

Всякая религия, её служители, в т.ч. ислам и мусульманское духовенство, наряду с идейным воздействием очзнь тонко, хитроумно, повсеместно использует тшеие формы эмоционального воздействия как а) чувственное восприятие; б).внушение; в) утешение; г) устрашение (страх); д) религиозная любовь; е) Тавба (раскаяние) и т.п. В данной главе дается подробная-■/арактеристека каждого из этих форм и их влияния на верующих обследованного региона.

Значительное внимание уделено выявлению сути и Бреда религиозных установок для верующих.

В данной главе предпринята попытка подтверждать почти все идеи, положения, взпляпы фактами, примерами, собранными в "Тетрадях записей конкретно-социологических исследований", заведенных, заполненных диссертантом в года сбора эмпирического материала.

Далее, в главе выявлено негативное влияние на психологию верующих религиозной' литературы, особенно Корана. Наряду с ним на формирование религиозных чувств, установок, настроений и волевых процессов, происходящих в мозгу верующего негативно влияет также религиозная проповедь - хутба. Все 4 Духовные управления мусульман разрабатывают тематику и содержание хутб. Каддые джу-

ыа- и Хаит намазы имеют заранее предопределенное целевое назначение, а хутба, посвящаемая социально-этическим проблемам, занимает центральное место.

В диссертации показано как в ыедресе ив высшей школе много внимания уделяется подготовке проповедников, которых обучает риторическому чтению НЬрана и красноречию путем преподавания риторики; в них учитывается урэвено мастерства красноречивого чтений Нерана иаизусть, умение эмоционально и культурно говорить, мадеру их поведения в моменты проповеди. Из 16 предметов, изучаемых в медресе, два - Коран и правила его чтения, риторика, из 2Б дисциплин, Изучаемых в высшей школе - одна, т.е. риторика поевщена художественному, декламированному чтению Корана и ого красноречивому «толкованию . В эти учебные заведения принимают людей со звонким, громким голосом, держат их под Неслаб-шм наблюдением отоларингологов.

Определенное место занимает и диссертации характеристика религиозного терпения. Научный атеизм отвергает, отрицает религиозное Терпение, отличая его от веротерпимости. В диссертации предпринята попытка доказать тезис о том, что обладатели терпения, возвзденного богословием в религиозно-этический принял - приобретают внутренний Шр и направленность, вредно сказывающихся для нравственного совершенствования личности и тормозящих еофадпьшй йро грейс.

В данной главе уделено особое внимание раскрытию психологической сущности религиозной вера - имон в исламе, представляи-Яий центральный, определяющий компонент обыденного сознания. Аро-зюге-ш ислама объявляют веру в бога врожденным свойством мусульман, даром Аллаха. Исходя из ымериалистичеекого положения, оТ|»1-всяк^ -вровденнуа идею, дана характеристика степени религиозной веры Нш)Н бовремвнл« ^ региона. Подвергая анализу 3 ступени имона (внешняя, равнодушная к живая, горячая, страстная) делается вывод о том, что у верующих, обследованного региона, да й не «только у «их, вера непрочная, показная, переменчивая, а&вися® о*мёета, усдбвйй й времени,. Это/поло жение подтверждаете» данными интервьюирования с отдельными верую-

• В диссертации раскаивается анШ1?уманйстич£Скйя, антиобщест-I Тетради заггис ей конкр. -соц-ких исследований ,#2.-С.5-7.

венная, иллюзорная сущность религиозного утешения. Дня подтперж-дения выдвинутых- о диссертации идей об этом приведены данные интервьюирования с колхозниками Акрам ака Раниевим, Худойкулбобо, затем дан анализ посказателей таблицы № I, в качество показателей уровня веры в бега - имон, соблюдения религиозных обрядов, ритуалов в целях получения утешения, Согласно данным таблицу примерно 2/3 опрошенных отрицательно относятся к религиозным обрядам, обычая?.!, т.е. не считает их утешительными, приблизительно 1/5 часть не имеют однозначных ответов, лишь 1/4 часть респонден-- тов положительно относятся к ним, как средствам утешения. Значит силу ислла, его обрядов как средства утешения нельзя ни кедолцэ-• нивать, ни переоценивать.

В отличии от религии реалистическое искусство играло, игра-ёт несравненно большую роль. Почти все респонденты ча сопрос, что сыграло основную роль и Вашем отходе от религии, ответили - наука и: искусство. Отсюда видно, что все они стали понимать непреложную истину о том, что рас*ет роль науки, искусства в формировании их активной, безрелигиозной жизненной позиции. На говоря о науке, эта психологическая функция искусства свойственна в полной мере лучшим произведениям узбекской классической, просветительной и советской художественной культуры, таких её представителей как Навои, Бехэада, Фурката, Мукуми, Хампы, Айни, Кадыра, Айбака, Гу~ лдаа, Уйгуна и многих других. Они будят даже у верующих, не говоря о неверующих, сэдядс глубинные, самые светлые чувства, 3 глава приводятся в качество результатов интервьюирования й анкетного опроса примеры, подтверждающие выше Изложенные идеи о роли искусства.

Переходя к вопросу od идейном Боадейстзии ислама, его духовенства на психологию верующих, в данной главе раскрывается смысл, суть и значение понятия "идея". Последняя характеризуется как высшая форма теоретического освоения мира, обеспечивающего наиболее адекватное совпадение содержания имели с реальностью, как; объективное конкретное, всестороннее знание действительности. Идеи быввят научные или антинаучные, атеистические ил?*религиозные, прогрессивные или реакционные. Антинаучные, религиозные, реакционные идеи искажают действительность, служат отживающим клас« сам; выступают тормозом-социального прогресса. То ке caj,:oe проис-

ходит с ними в области психологии и психологической деятельности людей. Далее дана диалектико-материалистическая характеристика позитивным идеям, делается выьод о тем, что система идей, взглядов состаеляет идеологию,

В диссертации показано, что одним из важных средств идейного воздействия ислама,, его духовенства на психологию верующих является утверждение вероучения и борьба за преодоление атеизма. Они видят свою задачу - предостеречь мусульман от якобы губительного влияния атеизма. На основе собранного фактологического материала доказывается неверность и антинаучность подобных утверждений,

В данной главе приводятся факты, полученные.в ходе интервьюирования жертва гадальщицы Садаки Умировой; выявляются значение деятельности лектора-атеиста из г.Бухары Г.Каюмовой; прослеживается печатная метаморфоза в биографии шейха Мазара "Исахана-та" Абдукурадова, быв. члена Туркестанского легиона, теперь занимающегося "отпущением.грехов". Тут же приведены цифровые данные, показывающие как он востократ покрывает свои мизерные расходы в угоду Аллаха.

В диссертации подчеркнуто положение о том, что главная идея ислама - все во имя Аллаха, для прославления его имени. Молиться, исполнять обряды, трудиться, учиться и даже любить и ненавидеть человек должен лишь во имя Аллаха. В отличие от научного атеизма, считающего человека высшей ценностью мира, ислам признает его ценность лишь постольку, поскольку от создан богом и служит ему. Эта антинаучная идея часто встречается в аятах Корана. Исходя из них смысл и цель человеческой жизни, ислам видит не во всестороннем и гармоническом развитии человека, не в развертывании его дарований и способностей во имя общественного прогресса, а в служении богу, в вымаливании у него милостей.

Подобные суждения прямо вытекают из установлений Корана, в котором от имени Аллаха говориться: "Я ведь создал джиннов и людей только, чтобы они мне поклонялись"*. Как реализуется духовенством вти положения подтверждаются соответствующими фактами, примерами из тетрадей социологических исследований, в которых отражены высказывания верукицих-колхозника• Курбатова, медсестры.

I Коран, сура 51, аят 56.

Зшанкуловой и др. В связи с этим в главе прослеживаются, расоСличаются махинации самозванки-гвдальацц?.! Джанили Дя&лаловоЧ. Подвергнуты научно-критическому анализу идеи "искателей" исламских ценностей, где их нет, которые отягощены, обольщены не реальными, мнимыми исламскими ценностями. Отмечено, что их поиски, находки созвучны с утопией, иллюзорны, беспочвенны, их утешение преходяще, мимолетно. В качестве иллюстрации к этим идея!.! приведены интервью с "искателями" исламских ценностей 23 летним пенсионером Х.Нарзуллаевым, 70 летним Еерующим А.Нуриевым, 25 летним экстремистом Р.Суяровым и др. По их обобщенному нами мнению ислам - это религия, в отличие от средневековой, обращается якобы к разуму, идгзным убеждениям, к мировосприятию мусульман, не призыцая, как это было раньше, к аскетизму, пессимизму, несспротчвленгю злу насилием, национальным раздорам, религиозной нетерпимости и т.п. Далее, приводятся высказывания имаы-хатиба собпрной мечети "Ку:с гумбаз" (г.Карпи) Исмаял кария.

Приведенные в конце главы данные интервьюирования, диалогов и личных наблюдений свидетельствуют о том, что процесс демократизации, перестройки, нового мышления и, в диалектической связи с ними, новые подходы к религии, церкви и верующим, намного повысили социальную, культовую (а не каноническую, эсхатологическую и т.п.) деятельность верующих, духовенства; вместе с тем и в сфере ислама привели к экстремистским действиям, выходкам, беззакониям и им подобным антиобщественным поступкам. Они говорят также с том, что современные.лидеры и богословы трезво учитывают дух времени, стараются идти в ногу с обновлением социализма и новым, : дают предпочтение не эмоциям, а разумуг не чувствам, а идеям, осуждают экстремизм в отношении к религии и к атеизму.

Во П главе - "Средства повышения роли и значения психологического и идейного воздействия на верующих в процессе атеистического воспитания в условиях перестройки" - выяснены пути, выявлены средства повышения роли, значения психологического воздействия на верующих в условиях перестройки, охарактеризованы обновление средства идейного воздействия на верующих в процессе атеистического воспитания. . - 1

В главе отмечено, что сравнительно новой областью атеистического воспитания является психология атеистического воспитания. Она может,быть разработана только с марксистско-ленинских пози-

- к -

ций. Её методологической основой служит диапектико-материалистическое мировоззрение как закономерный результат атеистического осмысления мира, психологического совершенствования личности, не дезориентирующее психические функции, а способствующее атеистической ориентации в реальной действительности, не уповая на Аллаха и Мухаммеда.

Среди средств повышения роли и значения психологического воздействия на верующих одно .из ведущих мест занимает трудовой коллектив, микросреда, где трудится, живет верующий. В этом отношении в обследованных наш областях дело обстоит неблагополучно: имеют место почти полное безразличие, нейтрализм, попустительство, равнодушие, всепрощение. На типичном примере отвлечения детей от школы муллой Х.Алимовым показано попустительство одной из школ г.Карта. Приведены аналогичные примеры из Бухарской области. Раскрывая причины происхождения таких явлений, отмечено, что они происходят потому, что: а) имеется место воздействия старшего поколения, зараженного религиозной психологией; б) все религиозные обряды, обычьи соблюдались всеми членами семей, религиозные понятия,/представления воспринимались ими с иных лет, в) никем не принимались действенны.? меры атеистического воспитания; г) вокруг лектсров-атеистоз создается нетерпимая обстановка, Клевещут на нчх, шельмуют их, из-за чегоони не уогут заручиться лодде.ркки атеистического общественного мнения.

Другим средством эмоционального воздействия на психологию ворующих является искусство, культура речи и ораторские способности лекторов-атеистов и пропагандистов. Обобщая основные требования к ним, диссертант рекомендует: чтобы лекции, беседы, доклады, речи прошли оживленно,.влиятельно и эмоционально, гадо использовать изобразительные средства; с больпим умением, тактом выбрать красочные, привлекательные форма выражения мысли. Именно такие лектора -делают слово выразительным, .эмоциональным, нескуч'шу.

Наиболее м&сссеым, эффектигным средством психологического воздействия, как эте отмечено в диссертации, являится литература и искусство. В распоряжении философов-атеистов.имеются-»/ного жанров реалистического искусства. Они играли, играят совершенно противоположную религии роль в .воздействии на психику людей.

В диссертацич подчеркнуто положение о том, что р^чл^стг.'.'е-ское искусство не притупляет, психологии челогекя,, ч-е С1,:'"адт к»-

терес к зеь-ной, реальной гизни, порождает в нем стремление преобразовать И1р, перестроить общество, ускорить социальный прогресс, стимулирует новое пиление. Таксе искусство будит в людях истинно глубинные чувства, воспитывает готовность сделать вс?, чтобы защитить жизнь от людей грозяшей ей опасности. Далее в диссертации отмечено, что саь;ое примечательное состоит в чьи, что по мере утверждения материалисг'ичесхого пониганил, атеистического осмысления, по мере роста духовной зрелости чеховечестБа шедеари художественного творчества не только не блекнут, но воспринимаются даже глубоко верующим глубже, ярче и. впечатлительнее. В'этой состоят, по мнению диссертанта, социакыю-преобраоусщал роль искусства и литературы, как важнейших средств психологического воздействия на человека, в том числе па верующего, колеб-лящегося, индифферентного.

Как отмечено в диссертации, совершенно естественно то, что в условиях совершенствования социализма, перестройки духовной жизни постоянно растет-роль искусства в -формирования активной жизненной позиции личности, что крайне необходимо для атеизма, Неверующего. Как подчеркнуто в программе нашей партии, "КПСС придает, большое значение болен полному и глубокому освоению трудящимися массами богатств духовкой и материальной культуры, активному приобщению их к художественному творчеству"*.

В противоположность Исламу, обращающегося только к Аллаху и его посланнику, .литература к искусство,-обращающиеся к природе и к человеку, они воспевают кх, волнуя людей их возвышенностью, неисчислимыми оттенками красотьги величин. Возвьшая улыбку и взывая восхищение, наскешку над религиоЕнйм дурманоы и носителями, его, литература и-искусство помогав* преодолеть предрассудки в быту й сознании людей, непримиримой страстью сатиры и шора, пословиц и острословия (аскии) высмеивают все безобразие, антиобщественное, нейежёствешюз, :■ всташгеё на: пути прогресса, из. путях я прекрасному.

В.Ц.Ленин считал искусство одним из средств духовного раскрепощения личности,. ее* окончательного освобождения от религиозного дурмана. Он хорошо понимал к от- друтах требовал понимать,,

I Программа КПСС. - С. 58.

что мало гу.шить человека вер» в бога, что. наряду с этим, следует поднять е"0 культурный уровень, сделать духовно богатым, заполнить тот вакуум, которий появляется, когда исчезают религиозное чуьство, культурным содержанием. В реализации ленинского предначертания достигнута огромные успехи. В диссертации приведены показатели отношения опрошенных на психологическое воздействие литературы и искусства, из которых 8052 отзывались положительно. Эти показатели, дополнены результатами интервьюирования с проф. Н.Хашимовым, уборщицей одной школы Кизларой, рабочим совхоза Х.Даминовой, колхозниками А.Бабамурадовым, Паридой, Максудом, Матмусой идр.

В диссертации воздается должное и культурно-просветительным учреждениям, особенно музеям различного профиля. РДНА и его областным филиалам, как действенным средствам наглядно-эмоционального воздействия на чувства верующих.

Особое место в данной главе занимает научно-критический анализ роли, значения советских безрелигиозных, гражданских обрядов, традиций и ритуалов, как наиболее действенных средств психологического воздействия на человека. Показателям отношения респондентов на психологическое воздействие обрядов, ритуалов посвящена 3-я таблица. Из её данных видно, что около 50£ опрошенных отрицательно относятся к воздействию религиозных обрядов, ритуалов, одна четвертая часть - безразлична, другая - фактически оправдывает их. сти показатели дополнены результатами собеседований с некоторыми жителями региона.

Значительное место и влияние уделено в данной главе раскрытию значения роли, средств перестройки процесса идейного воздействия на психологию верующих в атеистическом воспитании. Здесь отмечено, что идейность в последнем означает его единство с интеллекхуалькым, рациональным, духовным воздействием, предполагает кх органическое единство. Такое воздействие на разум, интеллект личности может и должно вызывать у нее определенную эмоциональную реакцию. Характеризуя значение духовного, следовательно, идейного потенциала общества, .М.С.Горбачев стмсмлл, что "перестройка, обновление социализма несмыслимы без всемерной ак-активизачии интеллектуального, духовного потенциала общества,

зшсличенного в науке, образование, вгей вудьтуре.».^. -Изгагсаа задачи в этой области, он далее говорил: "З&се в 'еьяшпе пвдеетйой-ки была выдвинута задача круто изменить пршзсп-гетас, падпнть. роль духовной сферы, преодолеть её недпсцршу» Шанитпта новая! айцгст1-венно-политическая атмосфера - открытости, стбада: тасрнес?шш1 и: дискуссий, объективного, непредвзятого исегцяпвзЕниз^ гцзтща! ш самокритики. Идет подлинная. реиалнщр® есгнашш. беш шгатвоШ нг~ возмонно созидание новой дазяи"^

Научный атеизм, как дар«рингам часта., рического материализма, служит делзг дзрепянш» рувщих от балласта переэситввв, агйзздшгниЖ; ет не только научный, социодогинапшяи пвасеолшатЕггкиЩ, нши; психологический анализ религии» НвдчыыШ жжигаг видитг сют. главнув задачу не в опроверсгншс ртгигии^ сщщзвши (йша^, ш ш формировании таких научных предетавлЕШЯ5,» дутншх: цеяноетеШ и: материалистических идей, которые стзспбнш сйспетяггь чезггшквЕ. культурныыя ценностями,. говыситеь еягт 1! ц„ш ушлацадх1 сазяктпгенатаз^-Таггиг задал никогда,, нигде не стгзззж псгопзлогия. Румашитическая суг^кгетз» для него "критика: религии заве|саегпж гчетшзг^, чта.чалзЕЕг--—ено>-сее существо для человека"^

Как отмечено в диссертации* пгдаггдайваь вяагвнхнугш ншсь общество, пробудила вазлишата ндаададЕагалтцо снюшздагш-

ческого настрой от социальной; апгзж ¿б :¡кия;тчЩгаI дтззааыай!? спячки, высвобождает от цриту1пгсиппяг ч^гтг- Те»' вх духовна богатыуя, шшяняет1 садс .

В конце главы на примере липний раз

допустимости адшшистр^ириван.ия«; ц^лидадешя?,, гзвгйзжужаввруу, оскорбления/ религиозных: чутетв ьащзздад^. Шваетаггсзд, кае органы*. фшзсо^-етЕиеск стгпяп Сгпгэтг: яа&шашшю узцгсыздетш»--езться зтшя: преднаяертадеяда,, & тата+п сзгездетзвда идшази;;, Еакутеыл от имени/нашей! партии •.

Ш ТП*!ь ЧТО" "

I Нате

г

а

____- Ш Бсесавзгой;

-а. .

Ъял же, 23.

Нарксг К. к: Энгельс Сач, Д.. —(Е. 423^

своего отношения к религиозному мировоззрению как нематериелисти-ческоуу, не научному.

Но ото н» основание для неуважительного отношения к духовному миру верующих людей и тем более - применения какого-то ни было административного давления для утверждения материалистических воззрений" . "Мы ясно видим, - говорил он далее, - всю глубину наших мировоззренческих различий, но вместе с тем реалистически учитываем .существующую ситуацию. Верующие - это советские люди, трудящиеся, патриоты ч они и:,;еют полное право достойно выражать свои убеждения"^. К тому же Селигиозная психология у них не прочна, а шатка, неустойчива. Ибо в психологии верующих не играет роль боязнь перед богом за свои грехи и вера в потусторонний мир.

В диссертации подробно изложены'насущные требования лекто-рам-атеистагл, журналистам, призванным быть идейным проводником линии КПСС и в Юго-Западных регионах республики. На типичном для этого региона примере опыта работы страстного, неутомимого журналиста-атеиста, врача-стоматолога М.Пирриева проллюстрированн возможности идейного воздействия на чувства, затем на психологию слушателей и читателей.

В Заключении диссертации наложены основные выводы и следующие практические рекомендации, направленные на раскрытие и возрастание роли, значения диалектической взаимосвязи, взаимообус-лсглсн.чости психологического и идейного воздействия на разум, чувства верующих в период перестройки:

I. Рекомендуем при составлении перспективных планов социального развития предприятий,Учреждений, колхозов и совхозов на ХШ пятилетку иметь в виду мероприятия по созданию здорового психологического климата в коллективах, призванного пот.сочь атеистическому воспитанию личности; реломендуе:/ предусматривать создание такого климата, который максимально содействовал бы преодолению религиозной психологии.

1 Горбачев U.C. Встреча с пптрирпхоу Московски-! и Been Fyna Пимсиэ« и членом Синода Русской православной церкчи. "¡¡рама Востока". I мая 1988 г. •

2 Tnv же.

2. Применяеглые специалистами научного атеизма, пропагандистами, лекторами, педагогами в атеистическом воспитании средства идейного влияния, должны быть психологически выдержанными. Рекомендуем им иметь всегда в виду положение с том, что без значения психологии верующих, без умения приподнести материал так. чтобы он принес максимальные психологические последствия,, нет

и психологии атеистического воспитания. Атеистам рекомендуем учитывать уровень психологического развития верующего как обязательный элемент психологии атеистического воспитания, помнить, что этот элемент составляет важный момент в искусстве Боепитания, значение которого трудно переоценить.

3. Рекомендуем педагогам и лекторам, агитаторам и пропагандистам изучать обратную связь со слушателями. А обязательным условием установления тесной обратной связи с ними является тщательное изучение того, насколько действует на их сознание и чувства, на эмоции и настроения, используемые для разъяснения определенные суммы знаний.

4. Рекомендуем всячески избегая приклеивания исламу и духовенству сложившихся ранее, стереотипных эпитетов "темная сила", "реакционная сущность", "невежество" и другого рода "идеологической брани", переходить к спокойной, уравновешенной, глубоко аргументированной, мировоззренческой дискуссии и диалогов.

5. Любые безнравственные и противозаконные действия и поступки, оскорбляющие чувства и самолюбие людей, умелявдие их место, роль, положение и авторитет, где бы они не происходили, должны быть беспощадно пресечены, подвергнуты широкой, гласности, созданы вокруг носителей психологических травы нетерпимое общественное мнение.

6. Иг.:ея в виду, что в Юго-Западных областях республики имеются, периодически подвизаются самозванные муллы, шейхи,; ишаны, отинбиби, биби-халфа, партихони, ромчи, полчи, кинначи и др. носители невежества, сеятели мракобесия, отрицательно действующие на психику легковеров, беспощадно разоблачать и критиковать их, выставлять на суд общественности, регистрировать и взять их под неослабный контроль атеистов и общественности. ,

7. На страницах средств массовой информации,, особенно в журнале "Муплум", "Кинохроника", ''Наагеар" и других систем этически публиковать, обнародовать кэ.ториаш, изобличавшие, г.ичующие зло«*»,.:

iJD -

вше иогятетьЯ режягказноЕ психологии, ке допуска« при этом оскорбления за чувств, достоинства и чести.

В. Репзгггльно прксехать случаи эмоционального нетерпения, «астрогиия благо ц^ния, податей подчеркивания национальной и му-сухъг£нс£оЯ шяигзчнтальноста,, раздражающей национальное самолюбие яр**«*, рещпяш надосшального чванства и зазнайства, амоции я «гветяЕ.

9. йкея а «яду зараженность части молодежи религиозной пси-хологп'-З s старей* класса* средни*, общеобразовательных, средних такагахьшпг üBXQjffiX« inen факультативные, а во всех вузах -т>Сязвтаи>жае курсы "йстория и эгзорил религий и атеизма", с при-зштке?! агзЕЕЕйоь кжя зачетов, л в педвузах - предмет социальной пошаво-гаи-

Стгноваэг соя?щяяде диссертации отпадвно в следующих публи-зйаушх сшеаатсля: .

JL ДЬбрае шзигтов Лккабага. В жур. Агитатор Узбекистана. г Ш, - 0,2 s.a.

2. Сваха отзовется а еерэдс. В жур. Партийная жизнь, # о-7. iSfiS. 0.3 sua*

3. Юрздщяетъ пагстзвюсаа>. В жур. Агитатор Узбекистана, V 7. 2УЕ7. ази*. - .

-4. Загвчя меясзагадсжого воспитания в условиях перестройки. Йв&жавдшнря. В ха*2 Янгддгасасие советы по перестройке атаиети-«дасжаго sannuicшя am еглфе'лешоу этапе. Каряш. 1УШ. 0,3 п.л. fe я&ужжл ж Ифйу. Зааф. Агитатор Узбекистана, # <¿3.

ises. ох :'■'■;"

Подписано к печатн 12.0$. 40? — ¡> Заказ № 386 60x8* 1/нГ 9НЗ,0бъсм п. л. Формат бумаги

Отпечатано на ротапринте в типографии ТамГУ им. В. И. Леиила. ' ■ '

Адрес! 700095,Ташкент, ГСП, Рулюродогс, Тан: ГУ..

ф

«