автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.06
диссертация на тему:
В. В. Розанов и православные мыслители о браке и семье

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Курбатова, Алла Сергеевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Нижний Новгород
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.06
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'В. В. Розанов и православные мыслители о браке и семье'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Курбатова, Алла Сергеевна

Введение.з

Глава I. Проблема брака в творчестве В.В.Розанова.

§1. Брак и пол - единство и антиномии взаимоотношении.

§2. Влияние православного венчания и развода на брак.

Глава II. Тема семьи в сочинениях В.В.Розанова.

§1.Анализ сущности семьи.

§2.Семья как фактор воспитания.

ГлаваШ. В.В. Розанов и вопросы семейно-брачных отношений в православной мысли.

§ 1. Взгляды православных мыслителей

XIX-начала XX в. по вопросам брака и семьи.

§2. Подходы современных православных мыслителен к решению семейно-брачных проблем.

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по философии, Курбатова, Алла Сергеевна

Проблема укрепления семенно-брачных отношений для современного общества одна из важнейших. Рост числа разводов, низкий уровень рождаемости и пр. неблагоприятные факторы не могут не беспокоить. Исследователи отмечают и значительное возрастание негативного влияния многочисленных социальных, экономических, политических кризисов на семью, в которой сейчас происходит достаточно сложный процесс ценностных переориентации. Наблюдаются в семье и возрастание случаев проявления жестокости и насилия как взрослых над детьми и подростками, так и детей и подростков иад взрослыми. Между тем роль и значение семьи в воспитании ребенка в настоящее время переоценить трудно. Именно здесь ои формирует основы своей личности. А испытывающее в настоящее время мощное влияние массовой культуры общество, далеко не всегда и далеко не во всем способно оказать позитивное влияние.

Массовая же культура все активнее занимается популяризацией различного рода наслаждений н удовольствий. В этой связи взгляды на женщину, как иа жену и мать, а на мужчину, как на мужа и отца, затухают, сглаживаются, а сексуальность приобретает гипертрофированную значимость. Приходится говорить и об отсутствии культуры пола. Во многом утрачено и положительное значение брака. А неупорядоченность брачных отношений - одна из причин роста преступности. По мнению многих исследователей, очень давно в России так остро не вставала проблема выбора добра и зла в вопросах брака и семьи. И это неслучайно. По состоянию семенно-брачных отношений обычно судят о нравственном здоровье самого общества.

Данные отношения стали предметом самого широкого рассмотрения социологии, психологии, педагогики, но, к сожалению, не философии. У нас пока еще далеко не в полной мере сформулировано философское обоснование роли семьи в жизии человека и общества. В этом смысле идейное наследие В.В. Розанова - мыслителя, долгое время пребывавшего в забвении, представляет для современного исследователя несомненный интерес. И отнюдь не только потому, что именно он впервые в России вынес проблему брака и семьн на самое широкое обсуждение, приложив для ее решения немало стараний, используя весь свой талант публициста и полемиста. Взгляды и идеи этого самобытного отечественного философа проливают свет на многие актуальные именно для сегодняшнего дня проблемы. Розанов - одни из самых современных наших мыслителен.

Центральный пункт его философских взглядов - пол, как феномен, из которого берут свое начало: характер человека, различные виды творчества и вообще вся история человечества. Брак же, по Розанову, - прежде всего мистическое поклонение полу. Именно такой брак создает счастливых людей - многодетных супругов, которые, продолжая род человеческий, тем самым исполняют первейший завет Божий - «плодитесь и размножайтесь». В семье, «натуральной любовью сцепленной», ои видит подлинную святыню. По его мнению, семья - единственно чистое, безгрешное место на земле. В этой связи Розанов н критиковал историческое христианство как религию, оторвавшуюся от семьи, от «сосцов питающих».

Он постоянно утверждал: от того, как человек в молодости решит проблему брака и семьи во многом зависит его жизненный путь, счастье всей его жизни. Однако брак - источник радости - вполне может превратиться и в источник горя. Причину этого и Розанов, и православные мыслители часто обнаруживают в потере человеком «внутренней жизненной силы», в упадке брачного идеализма. Обществу необходим апофеоз брака и семьи. С его помощью и церковь, и Розанов стремятся показать идеальные семейно-брачные отношения. А Розанов хотел еще заинтересовать и насущными проблемами жизни. Однако главную ценность его философского наследия следует искать не в решении конкретных задач, а в постановке извечно актуальных для человека проблем.

В начале, равно как и в конце XX в., В.В. Розанов - широко известный, активно обсуждаемый мыслитель. Его взгляды рассматриваются в фундаментальных работах по русской философии и по православному богословию А.Ф. Замалеева, В.В. Зеньковского, Н.О. Лосского, В.В. Сербнненко, Г.В. Флоровского1 и др. Некоторые из них, выдержав ряд переизданий, стали уже классическими трудами по изучению нашего отечественного богословского и философского наследия.

Розанову посвящено и достаточно большое количество брошюр, книг, монографических работ, авторы которых рассматривают самые различные аспекты его жизни и творчества. При этом нельзя не отметить, что активность современных авторов уже значительно превосходит активность исследователей начала XX в.

И если в начале века книги и брошюры по творчеству Розанова написали: Э.Ф. Голлербах, Б.А. Грифцов, В. Дериов, В.Р. Ховин, В.Б. Шкловский 2 и некоторые др., то в конце века его взглядам посвятили монографии: В.В. Михайлов, А.Н. Николюкни, С.Н. Носов, C.B. Пишуи, В.Г. Сукач, В.А. Фатеев. 3 Думается, что в скором будущем этот перечень будет значительно расширен.

Интересовались В.В. Розановым и в русской творческой эмиграции, где также оказалось немало исследователей его творчества: М.О. Курдюмов, A.M. Ремизов, А.Д. Синявский, М.М. Спасовский.4 К сожалению, эмигрантские книги пока еще широко у нас не переиздаются. Хотя есть и исключения. Например, книга A.M. Ремизова была переиздана в 1990 г. в Москве, а работа М.М. Спасовского - в 1968 г. в Нью-Йорке, а затем (в сокращенном варианте) и в Москве5.

Однако в последнее десятилетие в России издано и переиздано немало философских и прочих работ, авторы которых творчеству В.В. Розанова уделяют весьма значительное внимание. Одни из них (М.Н. Громов, A.B. Гулыга, В.А. Кувакин, С.Б. Неволин, В.Ш. Сабиров, Д.П. Святополк-Мирский, В.В. Харчев) посвятили ему главы в различного рода исследованиях, другие (А. Белый, А.Н. Бенуа, З.Н. Гиппиус, С.Н. Дурылин,

A.B. Мень, М.М.Пришвин, Д.В. Философов, O.K. Шиманская) рассматривают его главным образом в контексте своих целей и задач, третьи (H.A. Бердяев, В. Германов, Ю.Н. Говоруха-Отрок, В.Д. Губин, В. Ерофеев,

B.Н. Ильин, Д.С. Мережковский, Н, Минский, Н.К. Михайловский, К.В. Мочульский, П.П. Перцов, В.П. Свенцицкий, B.C. Соловьев, H.H. Страхов, П.Б. Струве, М.М. Тареев, С.Н, Трубецкой, Г.П. Федотов, Г.В. Флоренский, J1. Шестов) написали статьи, раскрывающие различные этапы биографии Розанова, разнообразные аспекты его взглядов.

Отношение к идеям Розанова таких во многом разных исследователей его творчества определяется в первую очередь или их религиозными убеждениями, или различиями социально-политического характера. Понятно, что книга В.А. Кувакина, изданная в 1980 г., не может не отличаться от книги A.B. Гулыги, опубликованной в 1995 г.6 Неудивительно и то, что в советское время Розанов был известен в России преимущественно как литературный критик.

Среди авторов, пишущих о Розанове, можно встретить и противников, и популяризаторов его взглядов. И, конечно, суждения о ием оии высказывают самые различные. И если, например, Г.В. Флоровский - один из наиболее строгих его оппонентов, указывал на его религиозную слепоту, то В.В. Зеньковский, напротив, убеждал, что резко осуждающий историческое христианство Розанов, религиозный мыслитель. Любопытно и то, что В.А. Кувакин, для которого последнее означало отрицательную оценку, и A.B. Гулыга, сочувствующий религиозным поискам Розанова, -определяют его философские построения как религиозный натурализм7.

Большинство исследователей творчества Розанова не сомневаются в том, что он внес весомый вклад в осмысление семейно-брачных отношений. Но серьезных работ, специально посвященных данной проблеме его творчества, в нашей философской литературе пока еще нет. Не разработана еще сколько-нибудь основательно у нас н тема влияния взглядов Розанова на русскую православную мысль. Между тем многими православными мыслителями отмечается: критика Розановым христианства обусловлена прежде всего его неприятием христианских взглядов на брак и семью. Однако эти взгляды также недостаточно исследованы н в богословской, и религиоведческой литературе. Хотя, конечно, они не могли не рассматриваться в работах многих авторов.

Русская православная церковь также издавала литературу по проблемам брака и семьи. В различных изданиях можно прочитать, что «многодетная семья - одна из форм распространения христианства». Хотя и далеко не во всех, ибо значительная часть православных авторов все же отдает предпочтение не браку и семейной жизни, а безбрачию и девству. Амвросий Медиоланский, Амвросий Оптинский, митрополит Антоний (Сурожский), Т.В. Барсов, Блаженный Иероним, протоиерей В. Воробьев, И.М. Громогласов, архимандрит Евлогий, А. Жураковский, протоиерей Г. Каледа, A.JI. Катанский, протоиерей Г. Нефедов, С. Николаев, А. Переверзев, епископ Петр (Екатериновский), протоиерей В. Ригин, C.B. Троицкий, протоиерей И. Мейендорф, протоиерей В. Цыпин, протоиерей С. Четвериков, Г.И. Шиманский работали над разрешением этих проблем.

Полагаем, что среди этого обширного, но отнюдь ие законченного перечня авторов, наиболее фундированная, теоретически обоснованная работа, позволяющая понять современный богословский взгляд на семейно-брачные отношения, написана C.B. Троицким8. Она, пожалуй, активнее других разрушает сформировавшиеся еще в средневековье православные стереотипы на брак и семью. И тем самым в значительной мере приближает православие к изменяющейся жизни. Именно у него получают основательную поддержку и систематическое развитие многие идеи Розанова. Это, к сожалению, совсем не характерно для православных богословов, которые, как правило, обращались и обращаются к творчеству нашего мыслителя эпизодически и, как правило, лишь для обоснования, укрепления своих собственных позиций

В религиоведческой литературе, исследующей самые различные аспекты истории, теории русского православия, и вопросам творчества В.В. Розанова, и проблемам семейно-брачных отношений до настоящего времени специального внимания не уделялось. Однако это отнюдь не означает, что данные темы полностью выпали из сферы внимания наших ученых. В целом ряде работ Н.С. Гордиенко, Л.И. Емелях, Н.П. Красникова, П.К. Курочкина, Н.М. Никольского, М.П. Новикова, Л.Е. Шапошникова, O.K. Шиманскон, И.Н. Яблокова 9 они в той или иной мере рассматриваются.

Цель данной работы - содержательный анализ идей Розанова н православных мыслителей по проблеме семейно-брачных отношений, выяснение специфики позиции мыслителя по данным вопросам, влияние его творчества иа русскую православную мысль. Для достижения поставленной цели диссертант решает следующие задачи:

- изучает влияние биографии мыслителя, событий его личной жизни на формирование и развитие его творчества;

- анализирует эволюцию идей Розанова по проблеме семейно-брачных отношений;

- исследует взгляды отечественных православных мыслителей по вопросам брака и семьи;

- рассматривает полемику Розанова с православными богословами по проблеме семейно-брачных отношений;

- выявляет влияние идей Розанова на взгляды православных мыслителей (как церковных, так и нецерковных) по вопросам брака и семьи;

- уточняет некоторые понятия, использующиеся Розановым и православными мыслителями при решении различных аспектов семейно-брачных отношений;

- выясняет различия церковной позиции с позицией Розанова по вопросам значения православного венчания и развода;

- изучает взгляды Розанова на двойственную (мистическую и физиологическую) природу брака, связь брака с полом;

- анализирует идею Розанова о религиозных корнях семьи, ее «рациональной непостроимости»;

- рассматривает вопрос о соответствии мировоззренческих позиций Розанова христианскому вероучению.

В данном исследовании впервые проделан в достаточной мере целостный и всесторонний анализ проблемы семейно-брачных отношений в творчестве В.В. Розанова и отечественных православных мыслителей. Разработана система теоретических положений, рассматривающих особенности их взглядов и взаимоотношений. В результате диссертантом был обоснован ряд положений и выводов, характеризующихся научной новизной: уточнены некоторые исходные понятия взглядов Розанова и православных мыслителей по вопросам брака и семьи;

- проделан целостный анализ его творчества по проблеме семейно-брачных отношений;

- обобщены и конкретизированы идеи православных мыслителей по вопросу брака н семьи, выявлены основные параметры концепции; исследовано соотношение устойчивости и изменчивости православных взглядов в этой сфере, установлена их связь, как с незыблемостью святоотеческих традиций, так и с изменениями современного религиозного сознания;

- предпринят сравнительный анализ идей Розанова и православных мыслителей по проблемам брака и семьи;

- рассмотрено влияние его взглядов на позицию православной церкви при формировании семейно-брачных отношений;

Методологической и теоретической основой диссертации являются принципы: Диалектической цельности и органичности, формирующие русскую духовную традицию, необходимую для осмысления и строительства семейно-брачных отношений. Соотношения конкретно-исторического и логического, позволяющий, с одной стороны, изучить конкретные характеристики семейно-брачных отношений, их соответствие или несоответствие историческим реалиям, а, с другой, - проследить особенности эволюции взглядов на брак и семью. А также объективности, историзма, взаимодействия феноменов общественного сознания. Привлекался сравнительный (компаративный) анализ. Широко использовались и идеи отечественных философов, богословов, религиоведов. Обращение к ним позволило уточнить ряд понятий, нуждающихся в связи с их неоднозначностью, в некоторых разъяснениях.

Даже определение брака, во многом заимствованное христианством из римского законодательства, пришло к нам из Византии. Законность в нем обуславливалась согласием двух свободных сторон. Именно такое определение брака было введено в государственные законы большинства христианских государств. Однако христианство постоянно стремилось наполнить старую форму брака новым содержанием, изменить отношение к нему. Брак становится таинством. И если в брак вступали христиане, то брак сразу же (без каких-либо специальных процедур) становился христианским.

Но оставался вопрос: является ли брак таинством извечно, сам по себе, или только христианство сделало его таинством? Прн этом одни утверждали, что брак - таинство, так как человек в браке становится «два одной плотью», что, конечно, превышает категории нашего разума. Другие же, подразделяя брак на сакраментальный и несакраментальный, полагали, что брак может стать таинством только через вмешательство церкви, которая в обряде венчания передает брачующимся божественную благодать. Без церковного освящения брак, хотя и признанный законным (например, заключенный государственной органом), таинством не является.

Розанов заявлял, что законность брака должна определяться исключительно согласием сторон, а не сложившейся в эпоху раннего средневековья церковной формой его заключения. Его возмущало, что браком называли только венчанные церковью союзы, а все остальные -«блудом», «сожительством» или «незаконным браком».

В настоящее время в нашем обществе под браком понимают союз мужчины и женщины, имеющий целью создание семьи. Брак - это семейные отношения между супругами. В православной же церкви о браке обычно говорится как о взаимном согласии жениха и невесты10, хотя согласие вовсе и не стоит на первом месте, а в ряду других факторов, определяющих действительность брака (возраст, вступающих в брак, состояние их психического здоровья, вероисповедание н пр.). Таким образом, в обществе все же значительно более придерживаются позиции Розанова, чем в церкви.

Понятие же «девство» в христианстве выражает безбрачие, добровольное уклонение от брака «во имя Христа». С точки зрения православной церкви, это отнюдь не естественное, а приобретенное «подвигом и борьбой духа» состояние человека.

Понятие «православная мысль» - одно из базовых понятий отечественного религиоведения, также нуждается в уточнении. В диссертации используется определение, сформулированное Л.Е. Шапошниковым, который, указав на его объемность, очертил его границы. С одной стороны, к этому феномену можно отнести и Розанова, как и некоторых других отечественных философов, «которые не являются выразителями церковных взглядов, но в то же время само их творчество укоренено в православную духовную традицию». С другой стороны, понятие «православная мысль» можно рассматривать и «как взгляды, вписывающиеся в контекст догматики, церковной доктрины, т. е. являющиеся собственно православными»11. В проделанном исследовании данное понятие используется как в первом, так и во втором значении.

Источниковую базу диссертации составили работы В.В. Розанова. Массовое издание его трудов с конца 80-х гг. XX в., собрания сочинений - с 1994 г. позволяет знакомиться с ними непосредственно и лично. К работе над диссертацией были привлечены и его труды, не вошедшие в собрание сочинений, и исследования (от конца XIX до начала XX в.), в той или иной мере посвященные решению Розановым проблемы брака и семьи. Значительную помощь оказали и сочинения православных богословов, так или иначе рассматривающих проблемы семейно-брачных отношений. Широко привлекались и различного рода периодические издания (журналы): «Богословский вестник», «Христианская мысль», «Христианское чтение», а также - «Журнал Московской патриархии». Особо следует отметить «Новый путь», опубликовавший представляющие несомненную важность для темы диссертации «Записки религиозно-философских собраний в С.-Петербурге».

Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в качестве теоретико-методологической основы для научной разработки различных аспектов проблем семейно-брачных отношений в отечественной философии и православном богословие. Материалы диссертации могут быть использованы при подготовке вузовских лекционных курсов и спецкурсов по философии, социологии, религиоведению, педагогике, а также в работе методических семинаров, при разработке семинарских занятий, в реферативной практике.

Примечания

1 См.: Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. - СПб., 1999; Зеньковский В.В. История русской философии. - Л.,1991. - Т.1.Ч.2; Лосский Н.О. История русской философия. - М.,1991; Сербиненко В.В. Русская религиозная метафизика (XX век): Курс лекций. - М.,1996; Флоровский Г.В. Пути русского богословия. - Киев, 1991.

2 См.: Голлербах Э.Ф. В.В. Розанов. Жизнь и творчество. - Пг., 1922; Он же. В.В. Розанов. Личность и творчество. - М., 1918; Грифцов Б.А. Три мыслителя. - М.,1911; Дернов В. Брак или разврат?: По поводу статей г. Розанова о незаконнорожденных детях. - СПб., 1900; Ховин В.Р. На одну тему.-Пб., 1921; Шкловский В.Б. Розанов.-Пг., 1921.

3 См.: Михайлов В.В. Сущность социальной философии В.В. Розанова.

- М., 1986; Николюкин А.Н. Василий Васильевич Розанов: (Писатель нетрадиционного мышления). - М,, 1990; Он же. Голгофа Василия Розанова.

- М.,1998; Носов С.Н. В.В. Розанов: Эстетика свободы. - СПб., 1993; Пишун C.B. Социальная философия В.В. Розанова. - Владивосток, 1993; Он же. «Религия жизни» В.В. Розанова. - Владивосток, 1994; Сукач В.Г. Жизнь В.В. Розанова «как она есть». - Москва. - 1991. - № 10-11; 1992. - № 1-4; 7-8; Фатеев В.А. В.В. Розанов. Жизнь. Творчество. Личность. - Л., 1991.

4 См.: Курдюмов М.О. О Розанове. - Париж, 1929; Ремизов A.M. Кукха: Розановы письма. - Нью-Йорк, 1982; Синявский А.Д. «Опавшие листья» В.В. Розанова. - Париж, 1982; Спаеовский М.М. В.В. Розанов в последние годы своей жизни: Среди неопубликованных писем и рукописей.

- Берлин, 1939.

5 См.: В.В. Розанов: pro et contra. - СПб., 1995. - Кн. IL - С.431-443.

6 См.: Гулыга A.B. Русская идея и ее творцы. - М., 1995; Кувакин В.А. Религиозная философия в России: Начало XX века. - М., 1980. И причина, по-виднмому, не может быть объяснена исключительно датами выхода в свет этнх книг. В опубликованной в 1989 г. обширной статье, посвященной Розанову, В.А. Кувакин по-прежнему называет его не только «консерватором», но н «реакционером», «охранителем», хотя и добавляя при этом - «ярким» и «талантливым». Однако, оставаясь в целом верным своим ранее высказанным оценкам, он в новых условиях все же корректирует их. И выступая, например, за «многомерное» понимание истории России, пишет: «Идейное наследие Розанова, каким бы экзотическим оно не представлялось современному сознанию, должно быть осмысленно глубоко и объективно». - Кувакин В.А. Василий Васильевич Розанов: «Моя душа сплетена из грязи, нежности и грусти» // Вестник МГУ. Сер. философия. - 1989. - № 3. - С.54. ч

См.: Зеньковский В.В. История русской философии. - С. 103; Флоровский Г.В. Пути русского богословия. - С.459; Гулыга A.B. Русская идея и ее творцы. - С.137; Кувакин В.А. Религиозная философия в России: Начало века. - С.64. о

Его книга «Христианская философия брака», впервые изданная в 1932 г. в Париже, у иас длительное время ие переиздавалась. Однако совсем недавно она дважды выходит в свет. В Москве (вместе с работами B.C. Соловьева и И. Мейендорфа) и в Киеве (под несколько иным названием). См.: Соловьев B.C. Смысл любви; Троицкий C.B. Христианская философия брака; Мейендорф И. Брак в Православии. - М.,1995; Троицкий C.B. Философия христианского брака. - Киев, 1996.

9 См.: Гордиеико Н.С. Православные святые: кто онн? - Л., 1979; Ои же. Современное русское православие. - Л., 1987; Емелях Л.И. Происхождение христианского культа. - Л., 1971; Красников Н.П. Православная этнка: прошлое и настоящее. - М., 1981; Он же. Социальноэтические воззрения русского православия в XX веке. - Киев, 1988; Курочкин П.К. Эволюция современного русского православия. - М., 1971; Никольский Н.М. История русской церкви. - М.,1983; Новиков М.П. Православие и современность. - М., 1965; Шапошников J1.E. Консерватизм, новаторство и модернизм в русской православной мысли XIX - XX веков. -Н. Новгород, 1999; Ои же. Философия соборности: Очерки русского самосознания. - СПб., 1996; Шиманская O.K. Проблема семьи и брака в Петербургских религиозно-философских собраниях 1901-1903 годов // Духовность: современность и ретроспектива. - Н. Новгород, 1995; Яблоков И.Н. Социология религии. -М., 1979.

10 По определению православной церкви, «брак есть таинство, в котором жених и невеста пред священником и Церковью дают свободное обещание во взаимной их супружеской верности, и союз их благословляется, во образ Христа с Церковию, и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению н христианскому воспитанию детей». - Полный православный богословский энциклопедический словарь. - М., 1992. - С.395-396. п Шапошников JI.E. Консерватизм, новаторство и модернизм в русской православной мысли XIX - XX веков. - С.4.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "В. В. Розанов и православные мыслители о браке и семье"

Заключение

Проблемы брака и семьи привлекали внимание В.В. Розанова, действительно по праву называемого одним из самых «интимнийших» отечественных мыслителей. Он весьма активно занимался их решением, написав, легко и свободно, очень хорошим языком множество самых различных работ. С большой любовью к предмету исследования и очень разносторонне. Для этого ему пришлось изучать брачную обрядовую практику, отношение к семье не только в христианстве, но и в религиях древности. И нельзя не отметить, что они своими решениями различных аспектов семейно-брачных отношений привлекали его не меньше, а порой даже и больше, чем христианство.

Исследуя древние (или, как часто называл Розанов, «молодые») религии мира, он постоянно находил в иих преклонение перед браком и семьей. Так, например, религии Древнего Востока, многократно отмечал он, буквально пестрят сюжетами вскармливания младенца и воспевают материнство. На стенах же православных храмов он ие обнаружил ни одной сколько-нибудь запоминающейся иллюстрации семейных сцен. К сожалению, констатировал мыслитель, в христианстве воззрения на брак и семью очевидно затухают. И приобретают характер чего-то явно второстепенного.

Вместе с тем ои утверждал, что новая (т.е. христианская) реальность подразумевала совершенно иное отношение к браку. Поскольку в крещении и евхаристии христиане получали «новый опыт жизни», обрядовая сторона при заключении брака для них уже не имела определяющего значения. Следует отметить, что и в настоящее время некоторые православные богословы считают древнехристианскую обрядовую норму значительно более правильной н совершенной, однако вернуться к ней полагают все же делом не только чрезвычайно сложным, но и совершенно невозможным. Ибо это потребовало бы слишком серьезного пересмотра сложившегося в церкви чина.

Вызывало у Розанова недовольство н весьма неопределенное отношение православной церкви к проблеме брака. С одной стороны, она благословляла брак. С другой же - превозносила девство над браком. На это противоречие и указывал мыслитель, убежденный, что нельзя поклоняться безбрачию и одновременно благословлять брак. Хотя, следует сказать, что полной ясности в данном вопросе не было не только у него, но н у большинства православных мыслителей (н не только нецерковных, но и церковных).

Критикуя христианство, Розанов, по-видимому, серьезно сомневался и переживал, желал быть опровергнутым. Однако многих православных мыслителей также не могло не беспокоить, что церковь утратила свое влияние на семью, а пастырская задача улучшения нравов путем церковного брака не была достигнута. Поэтому не только у Розанова, ио и в церковной среде усиливались реформаторские тенденции, стремления приблизить православие к жизни общества. Даже Синод пошел на принятие некоторых поправок в законодательстве о браке.

Нашего мыслителя совершенно не устраивало и то, что Русская православная церковь, чтя традиции и оставаясь в целом весьма ортодоксальной, так и не предоставила право выбора формы брака самим вступающим в брак. Она по-прежнему признавала исключительно церковный брак, доставшейся ей от Византии. В результате, Розанов отмечал, что церковь была часто вынуждена благословлять даже те браки, которые сама не очень одобряла.

Но при этом было бы ошибкой полагать, что для себя ои добивался гражданского брака. Напротив, в браке на первое место Розанов всегда ставил религиозные основы. И был убежден, что брак - это прежде всего религиозный акт, и единственно правильная для христиан форма его заключения - в церкви. Для него «брак абсолютная святыня и истина во всех его моментах».

Сравнивая брак и венчание, он постоянно указывал на чрезмерно завышенную значимость венчания церковью. Ему было непонятно почему распавшиеся семейные союзы, ранее скрепленные венчанием, церковь считала действующими, а вполне благополучные многодетные семьи без венчания - не признавала. При этом Розанов убеждал, что, запрещая расторжение брака (развод), православная церковь ни коем образом не сохраняет ни браки, нн семьн.

Он явно сожалел, что называющее себя «христианским» российское общество в основу законодательства о браке положило не Библию, римскую юриспруденцию. Вместе с тем, ставя Ветхий Завет значительно выше Нового, Розанов полагал неверным проблему расторжения брака обосновывать евангельскими аргументами. Ведь о невозможности развода в христианстве, утверждал он, нет ни проповедей, нн притч.

Свою цель мыслитель видел в поэтизации брака. Однако, к его огорчению, это нередко воспринималось как попытка восстановить язычество, а поэтому и не встречала поддержки у многих православных мыслителей. Но именно брак, по его глубокому убеждению, - один из важнейших источников человеческой радости. И человек не должен стесняться быть счастливым. Ведь в брачной любви нет ничего стыдного. Она, как и любовь к Богу, имеет свои высокие задачи. При этом Розанов настаивал на том, что православная церковь должна делом доказать, что цель ее устремлений - не один только загробный идеал.

Он был согласен с тем, что любовь к Богу н любовь к ближнему - две важнейшие заповеди Христа. Российская интеллигенция восприняла главным образом вторую заповедь, которую в значительной мере разделял и Розанов. Именно любовь к людям и побудила его взяться за реабилитацию брака и семьи. Церковь же, напротив, приняла первую заповедь. И, «не вместив второй», стала отрицать ее, доведя свою любовь к Богу, свое служение ему до презрения к земному миру. Поэтому нашего мыслителя и не могло радовать русское православие, сосредоточившее, по его словам, свое внимание преимущественно на аскетической стороне христианского учения.

Его возмущали различного рода попытки некоторых православных богословов определить половую любовь как религиозно-нравственное падение, как что-то морально недопустимое, (Да и сегодня все еще в церкви можно встретить высказывания о том, что отношение полов - либо грех, либо извинительная, допустимая слабость.) Хотя христианство, утверждал он, усматривало в плоти и потенцию грядущего воскресения. Ведь Сын Божий воплотился. Неудивительно, что Розанов так активно критиковал историческое христианство в лице Русской православной церкви за пренебрежение к плотской стороне человеческой природы. Почувствовав в христианстве теплоту, он вместе с тем столкнулся с ледяной суровостью брачных законов церкви.

У него же брак - это в первую очередь выявление внутренней двуполой природы супругов. Ибо пол, утверждал он, не столько физиология, сколько «второе духовное начало», нередко воспринимающееся как «сцепление духа и плоти». Неудивительно, что в браке, по его убеждению, рождается «полу-женщина», заканчивающаяся мужчиной, и «полу-мужчина», заканчивающийся женщиной.

В диссертации раскрываются понятия «пол» и «брак» в теоретических построениях нашего мыслителя, изучаются основные характеристики данных явлений. Вместе с тем, философия пола Розанова исследуется лишь преимущественно в рамках избранной темы, что, конечно, не позволяет в полной мере раскрыть все нюансы его взглядов на пол, но обеспечивает содержательный анализ его понимания брака.

Понятно что, многие решения духовенства и епископата Русской православной церкви в сфере семейно-брачных отношений никак не могли удовлетворить Розанова. Значительно ближе ему были признающие силу гражданского брака древнехристианские мыслители, которые полагали, что специфическое христианское содержание браку придает евхаристия. В конечном итоге, он пришел к убеждению, что брак имеет цель преимущественно в самом себе и не нуждается ни в каком особом оправдании.

Все чаще в православной литературе н пастырских проповедях можно слышать о кризисе современной семьи, во многом, по их мнению, порожденном освобождением сознания человека от понятия греха, отсутствием покаяния. Никогда, с точки зрения богословов, чувство греха не было так глубоко утрачено. Вместе с тем им самим, как правило, всегда была чужда мысль Розанова о необходимости, важности «безгрешного греха» для укрепления брака и семьи.

В свою очередь он солидаризировался с мыслью, что брачный союз мужа и жены не может быть чем-то греховным, потому, что сотворен Богом в раю до грехопадения и вне расчета на грехопадение, которое было актом свободной воли человека. И если православная церковь определяет таинство, как священнодействие, освящающее что-то греховное, то она, по словам мыслителя, возлагая на себя задачу формального заключения таинства, тем самым это таинство, несомненно, разрушает. Розанов же, напротив, пытался его восстановить.

Однако неясность во взглядах православных мыслителей на брак как таинство так и ие была разрешена. Напротив, по-видимому, она даже усилилась. В результате, некоторые из обсуждающих эту проблему богословов пришли к убеждению, что христианство не полно в этом отношении. Розанов же и вовсе заявил, что «таинство брака в христианстве никоем образом не содержится».

В ответ на данное утверждение ему указывали, что таинство христианского брака является недосягаемым идеалом. Вне этого таинства любовь ведет к семенному эгоизму. Нельзя сказать, что данные аргументы не смущали Розанова. Однако он так и не осознал, каким образом таинство брака может обеспечить любви супругов выход из столь, по его мнению, непривлекательной самозамкнутости, самодостаточности. Возможно, что последнее в известной мере объясняется некоторым эгоцентризмом нашего мыслителя, который он и сам за собой признавал.

Розанов создал неисчерпаемый по своей мистической глубине и сверхъестественной природе культ семьи. Это его «святая земля», «духовное отечество». Она представляет собой «целый клубок таинственностей», «проведенциальный узел», регулирующий представления человека. Этими убеждениями пронизаны все его работы, так нли иначе касающиеся семейно-брачных отношений. Говоря о семье, он подчеркивал, что она трансцендентна, мистична, «рационально непостроима». Для возникновения семьи необходимо вмешательство Божие. Мыслитель утверждал, что семья - это прежде всего религиозная структура.

Тем не менее, многие задавались, да и в настоящее время задаются вопросом о мировоззренческих пристрастиях и приоритетах В.В. Розанова. И действительно, как его идеи согласуются с христианским мировоззрением? Каково его отношение к православию? Думается, что сколько-нибудь однозначно на эти вопросы ответить сложно. Пожалуй, совершенно ясно только то, что христианство принесло откровение о конце света, а Розанов активно обсуждал проблему продолжения земной жизни рода человеческого. Страдания, смерть, борьба с мировым злом в себе и вне себя были ему не очень интересны.

В конечном итоге, как бы ни были различны взгляды на брак и семью у Розанова и у православных мыслителей все они так или иначе стремятся к укреплению семейно-брачных отношений. Только Розанов путь к этому обнаруживает в поклонение полу, а церковь в — обожении плоти. По словам самих же богословов, мысли и идеи Розанова не должны пройти мимо православной церкви. Они должны быть ей услышаны.

Очевидно что, мыслитель стремился доказать, что брак н пол могут быть темой философских исследований, а не только художественных произведений. Но, утверждая, что семья будущего века «имеет тенденцию скорее воскреснуть, чем окончательно погибнуть», о и не создал ни одного сколько-нибудь фундаментального труда по проблеме семейно-брачных отношений.

Его книги - это сборники статей и афоризмов, часто включающие и полемические материалы, - «письма другов и недругов». Поэтому исследователи жизни и творчества Розанова нередко называют его «принципиальным асистематиком». И действительно, его работы, как правило, лишены системного или даже последовательного характера, но в иих часто «обнаруживаются искры гения».

 

Список научной литературыКурбатова, Алла Сергеевна, диссертация по теме "Философия религии"

1.Амвросий Медиоланский. О девстве и браке. - М.: Изд-во им. свт. Игиатия Ставропольского, 1997. -303 с.

2. Амвросий Оптииский. Супругам и родителям. Советы старца. -Саратов: «Благовестиик», 1998. 128 с.

3. Антоиий (Сурожский), митрополит. Таинство любви. Беседа о христианском браке. СПб.: Сатисъ, 1999. - 55 с.

4. Барабанов Е.В. В.В. Розанов // Розанов В.В. Сочинения в 2 томах. -М.: Изд-во «Правда», 1990. Т.1. Религия и культура. - С.3-16.

5. Барсов Т. К вопросу о сущности христианского брака // Христианское чтение. 1903. - Т.П. - С.327-347.

6. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового завета. М.: Российское библейское общество, 1994. - 1346 с.

7. Блаженный Иероним. О сохранении девственности. СПб.: РХГИД997. - 106 с.

8. Брак // Настольная книга для священно-церковнослужителя . М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1993. - С. 1161-1273.

9. В.В. Розанов: pro et contra. СПб.: РХГИ, 1995. - Кн. I. - 512 е.; Кн. II. - 576 с.

10. Ю.Вениамин (Федченков), митрополит. На рубеже двух эпох // Журнал Московской патриархии. 1993. - № 10. - С.60-86.

11. П.Владимир (Богоявленский), митрополит. Где истинное счастье: в вере или неверии? М.: Изд-во им свт. Игиатия Ставропольского, 1998.103 с.

12. Владимиров А. Уроки целомудрия как основа нравственного воспитания И Журнал Московской патриархии. 1997. - № 4. - С.69-74.

13. Воробьев В., протоиерей. Православное учение о браке // Вестник пастырского семинара. 1996. -№ 2. - С.2-14.

14. Воспитание детей. М.: Сестричество во имя преподобномученицы великой княгини Елизаветы, 1997. - 95 с.

15. Выбор пути христианина. Брак, монастырь, монастырь в мнру? -М.: ООО «Арина Лтд», 1997. -112 с.

16. Документы заключительного православно-старокатолического диалога // Журнал Московской патриархии. 1988. - № 8. - С.66-69.

17. Галактионов A.A., Никаидров П.Ф. Русская философия IX-XIX вв. Л.: Изд-во Ленинград, ун-та, 1989. 743 с.

18. Гармаев А. Психопатический круг в семье. Решма: Макариев-Решемская обитель, 1999. - 269 с.

19. Германов В. Религия быта (Розанов. Уединенное. Опавшие листья, т. I. и II.) // Христианская мысль. 1916. - № 10. - С.24-38.

20. Голлербах Э.Ф. В.В. Розанов. Жизнь и творчество. Петербург: Полярная звезда, 1922. - 110 с.

21. Голод С.И. Будущая семья: какова она?: (Социально-нравственный аспект). М.: Знание, 1990. - 64 с.

22. Горбуиов В.В. Идея соборности в русской религиозной философии (пять избранных портретов). М.: Изд-во «Феникс», 1994. - С.27-44.

23. Гордиенко Н.С. Православные святые: кто они? Л.: Леииздат, 1979.-270 с.

24. Гордиенко Н.С. Современное русское православие. Л.: Леииздат, 1987.-304 с.

25. Грнфцов Б.А. Три мыслителя. В. Розанов. Д. Мережковский. Л. Шестов. М.: Издание В.М. Саблииа, 1911. - 189 с.

26. Громов М.Н. Василий Розанов // История философии: Запад -Россия Восток (книга третья: Философия XIX - XX в.). - М.: «Греко-латинский кабинет» Ю.А. Шичалина, 1999. - С.372-375.

27. Громогласов И. Канонические определения брака н значение их при исследовании вопроса о форме христианского бракозаключения // Богословский вестннк. 1907. - Т.1. - С.60-92; 275-301.

28. Губин В.Д. В.В. Розанов и его учение о человеке // Вече. Альманах русской философии и культуры. СПб., 1996. - Вып. 5. - С.З8-52.

29. Гулыга A.B. Русская идея и ее творцы. М.: Соратник, 1995. -С.137-156.

30. Дебольский Г.С., протоиерей. Православная церковь в ее таинствах, послушаниях, обрядах и требах. М.: Изд-во Отчий дом, 1994. -527 с.

31. Домострой. СПб.: Лениздат,1992. - 141 с.

32. Дорно И.В. Современный брак: проблемы н гармония. М.: Педагогика, 1990. - 270 с.

33. Дубакин Д. Влияние христианства на семейный быт русского общества в период до времени появления «Домостроя» // Христианское чтение. 1880. - Ч. 1. - С.З 11-361.

34. Дурылин С.Н. В своем углу: Из старых тетрадей. М.: Моск. рабочий, 1991. - 336 с.

35. Евлогий, архимандрит. Основы православного монашества // Журнал Московской патриархии. 1987. - № 9. - С.74-75.

36. Емельянов Б. В., Новиков А.И. Русская философия серебряного века: Курс лекций. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1995. - 284 с.

37. Емелях Л.И. Происхождение христианского культа. Л.: Лениздат, 1971. -С.142-157.

38. Ерофеев В.В. Разноцветная мозаика розановской мысли // Розанов В.В. Несовместимые контрасты жития. М.: Искусство, 1990. - С.6-36.

39. Жураковский А. Тайна любви и таинство брака // Христианская мысль.-1917,- № 1. -С.61-75; № 3-4. С.34-54; № 5-6. - С.41-51; № 7-8. -С. 15-29.40.3амалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1999. - 312 с.

40. Республика, 1997.-С.102-113.

41. Из переписки священника И. Филевского // Новый путь. 1903. -№4.-С.116-134.

42. Иоанн (Снычев), митрополит. Одоление смуты. Слово к русскому народу. СПб.: Изд-во «Царское Дело», 1995. - 348 с.

43. Иоанн (Снычев), митрополит. Русская симфония. Очерки русской историософии. СПб.: Изд-во «Царское Дело», 1998. - 494 с.

44. Иустин (Поповнч), архимандрит. О первородном грехе. Пермь: Пермское епархиальное управление. Православное общество «Панагия», 1999.-80 с.

45. Каледа Г., протоиерей. Домашняя церковь. Очерки духовно-нравственных основ созидания и построения семьи в современных условиях. М.: Изд-во Зачатьевский монастырь, 1998. - 281 с.

46. Катанский А.Л. К исторнн литургической стороны таинства брака // Христианское чтение. 1880. -4.1. - С.98-127.

47. Кентених И. К проблеме отцовского авторитета // Путь православия. Пастырский, богословский, церковно-общественный журнал. -1995. № 4. - С.48-58.

48. Кнприан (Керн), архимандрит. Ангелы, иночество, человечество. К вопросу об ученом монашестве // Церковь и время. Научно-богословский и церковно-общественный журнал. 1998. - № 1 (4). - С.135-153.

49. Кирьянова О. «В защиту жизни и семьи» // Журнал Московской патриархии. 1997. - № 6. - С.33-35.

50. Кронштадский И. Христианское воспитание детей // Школа духовности, 1999. -№ 2. - С.6-12.

51. Кувакин В.А. Василий Васильевич Розанов: «Моя душа сплетена из грязи, нежности и грусти» // Вестник МГУ. Сер. философия. 1989. - №3. -С.43-57.

52. Кувакин В.А. Религиозная философия в России: Начало XX века.1. М: Мысль, 1980. С.55-74.

53. Красников Н.П. Социально-этические воззрения русского православия в XX веке. Киев: Выща школа, 1988. - 179 с.

54. Красииков Н.П. Православная этика: прошлое и настоящее. М.: Политиздат, 1981. - 96 с.

55. Курочкин П.К. Эволюция современного русского православия. -М.: Мысль, 1971.-270 с.

56. Леонтьев К.Н. Письма к В.В. Розанову // Русский вестник. 1903. -№ 4. - С.633-652; № 5. - С.152-182; № 6. - С.409-438.

57. Л.И. О христианском браке // Богословский вестник. 1900. - Т.2. -С.299-348.

58. Личность и факторы ее социализации: семья, коллектив, образование, культура. Н. Новгород: Изд-во Hl НУ, 1995. -С.43-81.

59. Лосский Н.О. История русской философии. М.: Советский писатель, 1991. - 480 с.

60. Любимова А.Б. Концептуальный плюрализм факторов эволюции семьи семейного статуса // Культура и цивилизация: вопросы теории и истории. Н. Новгород: НКИ, 1998. - С.78-92.

61. Любимова А.Б. Статус семьи: проблемы эволюции. Социально-философский аспект. Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 1998. - 251 с.

62. Мацковскнй М.С. Российская семья в изменяющемся мире // Семья в России. 1995.-№ 3-4. ~ С.25-35.

63. Мацковский М.С. Социология семьи: Проблемы теории, методологии и методики. М.: Наука, 1989. - 116 с.

64. Мень A.B., протоиерей. Мировая духовная культура, христианство, церковь. Лекции и беседы. М.: Фонд им. А. Меня, 1997. - С.462-477.

65. Мннухииа Т. Исполняющий волю Божию пребывает вовек (О женской святости на Руси) // Журнал Московской патриархии. 1994. - № 9-10. -С.62-64.

66. Михаил (Семенов), архимандрит. Свобода и христианство. Т. 1. «Христос в век машин». СПб.: Типография Моитвида, 1907. - 48 с.

67. Михаил (Трухаиов), священник. Мысли христианина о браке. -М., 1997.-78 с.

68. Муретов М.Д. Есть ли указания на духовные браки. // Богословский вестник. 1903. -Т.2. - С.376-392, 633-655.

69. Налепин А.Л. «Книга это быть вместе» // Розанов В.В. Сочинения. - М.: Сов. Россия, 1990. - С.3-24.

70. Начала. 1992. - № 3. - 96 с.

71. Нефедов Г., протоиерей. Таинство Брака // Журнал Московской патриархии. 1989. - № 1. - С.75-76; № 8. - С.75-76; № 9. - С.76-77; № 10. -С.75-76; № 11. - С.75-76; № 12. - С. 75-76; 1990. - № 1. - С.74-75; №5. -С.76-77; № 6. - С.75-76; №7. - С.76-77.

72. Николаев С. К женихам и невестам. М.: Даниловский благовестник, 1998. - 47 с.

73. Николаев С. Развод. Одиночество. М.: Даниловский благовестник, 1997.-31 с.

74. Николай (Ярушевич), митрополит. Слова и речи (1957-1960). -СПб.: Сатисъ, 1994. 269 с.

75. Никольский Н.М. История русской церкви. М.: Политиздат, 1983. - 448 с.

76. Ннколюкин А.Н. Василий Васильевич Розанов (Писатель нетрадиционного мышления). М.: Знание, 1990. - 64 с.

77. Николюкин А.Н. В.В. Розанов литературный критик // Розанов

78. В.В. Мысли о литературе. -М.: Современник, 1989. С.5-40.

79. Николюкин А.Н. Возвращенная книга // Розанов В.В. Собр. соч. В темных религиозных лучах. М.: Республика, 1994. - С.439-442.

80. Николюкнн А.Н. Голгофа Василия Розанова. М.: Русский путь, 1998.-503 с.

81. Николюкин А.Н. Живописец русской души // Розанов В.В. Собр. соч. Среди художников. М.: Республика, 1994. - С.5-16.

82. Николюкин А.Н. К вопросу о мифологеме национального в творчестве В.В. Розанова // Розанов В.В. Собр. соч. Сахарна. М.: Республика, 1998. - С.414-420.

83. Ничипоров Б.В. Введение в христианскую психологию: Размышление священника-психолога. -М.: Школа-Пресс, 1994. 192 с.

84. Носов С.Н. В.В. Розанов: Эстетика свободы. СПб., 1993. - 206 с.

85. Опыты. Литературно-философский ежегодник. М.: Советский писатель, 1990. -С.210-246; 348-350.1000 трех обетах монашества. М.: Изд-во им свт. Игнатия Ставропольского, Б.г. - 63 с.

86. Ю1.Переверзев А. Отношение Ветхого Завета к браку и девству // Христианское чтение. 1903. - Т.2. - С.587-598.

87. Пестов Н.Е. Современная практика православного благочестия. Опыт построения христианского миросозерцания. СПб.: Сатисъ, 1996. -Кн. IV. - 254 с.

88. ЮЗ.Петр (Екатериновский), епископ. О монашестве. М.: Изд-во им.свт. Игнатия Ставропольского,1998. 151 с.

89. Пимен (Извеков), патриарх. Актуальное интервью // Журнал Московской патриархии. 1990. № 7. - С.17-26.

90. Пишун C.B. Социальная философия В.В. Розанова. Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 1993. 152 с.

91. Юб.Полищук Е. Церковь и интеллигенция: к истории диалога // Журнал Московской патриархии. 1991. - № 4. - С.25-31.

92. Полный православный энциклопедический словарь. М.: Концерн «Возрождение», 1992. - T.I. - С. 9-1120; T. II. - С. 1129-2464.

93. Православное воспитание детей. М.: Даниловский благовестник, 1997.- 127 с.

94. Православное воспитание детей. М.: Православное братство святого апостола Иоанна Богослова, 1997. - 78 с.

95. Ю.Пришвин и Розанов // Контекст. Литературно-теоретические исследования. 1990.-М.: Наука, 1990. -С.161-218.

96. П.Пушкарева Н.Л. Частная жнзиь русской женщины: невеста, жена, любовница (X начало XIX в.). - М.: Ладомир, 1997. - 381 с.

97. Ригин В., протоиерей. Применение канонов о браке в современных условиях // Вестник пастырского семинара. 1996. - № 2. -С.15-24.

98. З.Розанов В.В. Добрый путь священника // Новый путь. 1903. - № 11. -С.194-203.

99. Розанов В.В. Закон и брак // Новый путь. 1903. - № 1. - С. 176189.

100. Розаиов В.В. Замечательная статья // Новый путь. 1903. - № 5. -С. 150-162.

101. Пб.Розанов В.В. Из истории журнальной полемики // Новый путь. 1903.-№ 10. -С.212-218.

102. Розанов В.В. Красота в природе и ее смысл. М.:

103. Университетская типография, 1895. 83 с.

104. РозановВ.В. Литературные изгнанники: Воспоминания. Письма. -М.: «Аграф», 2000. 361 с.

105. Розанов В.В. М.П. Соловьев и К.П. Победоносцев о бюрократии // Начала. 1991. - № 1. - С.44-53.

106. Розанов В.В. Мысли о литературе. М.: Современник, 1989. -9С.607.

107. Розанов В.В. Неизданные письма к К.Н. Леонтьеву // Литературная учеба. 1989. - № 6. - С. 127-140.

108. Розанов В.В. Несовместимые контрасты житня. М.: Искусство, 1990. -605 с.

109. Розанов В.В. Об отмене одного католического у нас обычая // Новый путь. 1903. -№ 3. -С.239-244.

110. Розанов В.В. Одна из замечательных идей Ф.М. Достоевского // Начала. 1991. -№ 1. - С.54-65.

111. Розанов В.В. О понимании. Опыт исследования природы, границ н внутреннего строения науки как цельного знания. СПб.: Наука, 1994. -539с.

112. Розанов В.В. О себе и жизни своей. М.: Моск. рабочий, 1990.876 с.

113. Розанов В.В. О соборном начале в церкви и о примирении церквей // Новый путь. 1903. - № 10. - С. 196-199.

114. Розанов В.В. Письма к М. Горькому // Вопросы литературы.1989. -№ 10. С.149-170.

115. Розанов В.В. Письма к Н.М. Михайловскому и П.Б. Струве // Вопросы философии. 1992. - № 9. - С.121-126.

116. Розанов В.В. Письма 1917-1919 годов // Литературная учеба.1990. -№ 1. С.70-88.

117. Розанов В.В. Природа и история. Сборник статей. СПб.: Тип. М.1. Меркушева, 1900. 272 с.

118. Розанов В.В. Психика и быт студенчества // Новый путь. 1904. -№ 1. С.209-225.

119. Розанов В.В. Семейный вопрос в России. СПб.: Типография М. Меркушева, 1903. - Т.1. - 312 е.; Т.2. - 516 с.

120. Розанов В.В. Серьезный критик // Новый путь. 1903. - № 4. -С.109-116.

121. Розанов В.В. Смертное. Письма к Б.А. Грифцову Н Наше наследие. 1989. - № 6. - С.43-61.

122. Розанов В.В. Собр. соч. В мире неясного и нерешенного. Из восточных мотивов. М.: Республика, 1995. - 462 с.

123. Розанов В.В. Собр. соч. Во дворе язычников. М.: Республика, 1999.-463 с.

124. Розанов В.В. Собр. соч. В темных религиозных лучах. М.: Республика, 1994. - 476 с.

125. Розанов В.В. Собр. соч. Когда начальство ушло. М.: Республика, 1997.-671 с.

126. Розанов В.В. Собр. соч. Легенда о Великом инквизиторе Ф.М. Достоевского. Лит. очерки. О писательстве и писателях. М.: Республика, 1996. - 702 с.

127. Розанов В.В. Собр. соч. Мимолетное. М.: Республика, 1994.541 с.

128. Розанов В.В. Собр. соч. Около церковных стен. М.: Республика, 1995.-558 с.

129. Розанов В.В. Собр. соч. О писательстве и писателях. М.: Республика, 1995.- 734 с.

130. Розанов В.В. Собр. соч. Сахарна. М.: Республика, 1998. - 462 с.

131. Розанов В.В. Собр. соч. Среди художников. М.: Республика, 1994. - 494 с.

132. Мб.Розанов В.В. Сочинения. М.: Сов. Россия, 1990. - 502 с.

133. Розанов В.В. Сочинения в 2 томах. М.: Изд-во «Правда», 1990. -Т.1. Религия и культура. - 654 е.; Т.2. Уединенное. - 711 с.

134. Розанов В.В. Сочинения: Иная земля, иное небо. Полное собрание путевых очерков, 1899-1913 гг. М.: Тананс, 1994.-741 с.

135. Розанов В.В. Сумерки просвещения. М.: Педагогика, 1990.624с.

136. Русская женщина и православие. Богословие. Философия. Культура. СПб.: ТО «Ступени», 1996. - 270 с.

137. Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М.: Наука, 1995.-624 с.

138. Русская философия: Словарь. М.: Республика, 1995. - 655 с.

139. Русские философы (конец XIX середина XX века): Антология. -М.: Изд-во «Кн. палата», 1994. - Вып. 2. - С.26-125.

140. Русскнй православный обряд венчания. М.: Букмэн, 1996.159с.

141. Русское православие: вехи истории. М.: Политиздат, 1989.719с.

142. Светлов П., протоиерей. Афоризмы и мысли верующего i i Журнал Московской патриархии. 1994. -№ 9-10.-С. 113-141.

143. Сабиров В.Ш. Русская идея спасения. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1995.-С. 122-127.

144. Савруцкая Е.П. Образ жизнн и исторические формы общения.-Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1989. 262 с.

145. Семенов Ю.И. Происхождение брака и семьи. М.: Мысль, 1974. - 309 с.

146. Семья. -М.: Политиздат, 1991. -346 с.161 .Свадьбина Т.В. Российская семья: Быть или не быть? (на материалах американских источников) // Мнр России. 1994. -T.III. - № 1. 1. С.188-209.

147. Свадьбина Т.В. Современная семья: теория, методология, практика, прогноз. Н. Новгород: НРИ АПК, 2000. - 36 с.

148. Свадьбина Т.В. Традиции и ценности российской семьи // Культура и цивилизация: вопросы теории и истории. Н. Новгород: НКИ, 1998. -С.92-99.

149. Свенцицкий В.П., протоиерей. Диалоги. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 1995. - 224 с.

150. Серафим (Соболев), архиепископ. Искажение православной истины в русской богословской мысли. М.: Изд-во Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1997. - 299 с.

151. Сербиненко В.В. Русская религиозная метафизика (XX век): Курс лекций. М.: Изд-во РОУ,1996. - 112 с.

152. Сергий (Страгородский), архиепископ. Православное учение о спасении. М.: Изд-во «Просветитель», 1991. - 267 с.

153. Серединский Т. О таинстве брака (Сравнительно-богословское исследование) // Христианское чтение, 1893. - Ч. 2. - С. 3-12.

154. Соловьев B.C. Смысл любви; Троицкий C.B. Христианская философия брака; Мейеидорф И. Брак в Православии. М.: Путь, 1995. -287 с.

155. Струженцов М. Иноки на службе ближним // Богословский вестник. 1902. - Т.З. - С.576-647.

156. Сукач В.Г. Жизнь В.В. Розанова «как она есть» // Москва. 1991. -№ 10. -С.135-176; № 11. - С.141-153; 1992. - № 1. - С.108-131; № 2-4. -С.120-128; №7-8.-С. 121-141.

157. Сукач В.Г. Загадки личности Розанова // Розанов В.В. О себе и жизни своей. М.: Моск. рабочий, 1990. - С.7-30.

158. Таинство брака. -М.: Русский Хронограф, 1996.-96 с.

159. Таинство брака. Почему надо венчаться. М.: «Центр Благо»,2000. 32 с.

160. Троицкий C.B. Философия христианского брака. Киев: ТОВ «Задруга», 1996. - 132 с.

161. Фатеев В.А. В.В. Розанов. Жизиь. Творчество. Личность. Л., 1991.-368 с.

162. Фатеев В.А. Публицист с душой метафизика и мистика // В.В. Розанов: pro et contra. СПб.: РХГИ, 1995. - Кн. I. - С.5-36.

163. Федякин С.Р. Жанр, открытый В.В. Розановым // Розанов В.В. Собр. соч. Когда начальство ушло. М.: Республика, 1997. - С.597-602.

164. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. Энциклопедия, 1983. - 840 с.

165. Флоровский Г.В., протоиерей. Пути русского богословия. Киев: Христианско-благотворительная ассоциация «Путь к истине», 1991. - 600 с.

166. Харчев В.В. Нижегородская Атлантида. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000. - С. 100-104.

167. Хотовицкий А. О молитве Иисусовой. Сказание о ней святых отцов Церкви и старческие советы подвижников Божиих // Журнал Московской патриархии. 1994. - № 7-8. - С.71-78.

168. Христианский брак. М.: Сестричество во имя преподобномученицы великой княгини Елизаветы, 1997. - 93 с.

169. Христианское воспитание детей. М.: Московская Синодальная Типография, 1905. - 70 с.

170. Христианство: Энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. - Т. 1. - 863 е.; 1995. - Т.2. - С.671 е.; Т.З. -783 с.

171. Цыпин В., протоиерей. Таинство Брака // Журнал Московской патриархии. 1989. - № 2. - С.75-76; № 3. - С.75-76; № 5. - С.75-76; № 6. -75-76; 1990. - № 9. - С76; № 10.-С.74-75.

172. Цыпин В., Нефедов Г. Таинство Брака // Журнал Московскойпатриархии. 1989. - № 4. - С.73-74; № 7. - С.75-76.

173. Четвериков С., протоиерей. О христианской семье // Русское возрождение. Независимый русский православный национальный журнал. -1997 (I). -№ 66. С.7-25.

174. Что надо знать вступающим в брак: Книга для родителей, женихов и невест, свидетелей. М.: Сретенский монастырь; «Новая книга»; «Ковчег», 1999. - 32 с.

175. Что необходимо знать каждой матери. М.: Даниловский благовестник, 2000. - 80 с.

176. Шапошников JI.E. B.C. Соловьев и православное богословие. -М.: Знание, 1990.-64 с.

177. Шапошников JI.E. Идеология славянофильства и современное православие. М.: Знание, 1985. - 64 с,

178. Шапошников JI.E. Консерватизм, новаторство и модернизм в русской православной мысли XIX-XX веков. Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 1999.-287 с.

179. Шапошников JI.E. Русская религиозная философия XIX-XX веков. Н. Новгород: Волго-Вятское кн. изд-во, 1992. - 222 с.

180. Шапошников JI.E. Философия соборности: Очерки русского самосознания. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1996. - 200 с.

181. Шиманская O.K. Православие и интеллигенция в России на рубеже XIX XX веков // Русское православие: Вехи истории. - Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1998. - С.229-236.

182. Шиманская O.K. Проблема семьи и брака в Петербургских религиозно-философских собраниях 1901-1903 годов // Духовность: современность и ретроспектива. Н. Новгород: НГПУ, 1995. - С.176-183.

183. Шиманский Г.И. Христианская добродетель целомудрия и чистоты по учению святых Отцов и подвижников Церкви. М.: Даниловский благовестник, 1997. - 478 с.

184. Шимин Н.Д. Семья как общественное явление. Опыт социально-философского анализа. Воронеж: Изд-во ВТУ, 1989. - 190 с.

185. Шимин Н.Д. Социально-философские проблемы семьи. -Воронеж: Изд-во ВТУ, 1996. 136 с.

186. Щербаков В.Н. Второе пришествие В.В. Розанова // Розанов В.В. Сумерки просвещения. -М.: Педагогика, 1990. С.595-621.