автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
М. Горький и развитие социально-психологической драмы 30-х годов

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Ким, Олег Алексеевич
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Автореферат по филологии на тему 'М. Горький и развитие социально-психологической драмы 30-х годов'

Полный текст автореферата диссертации по теме "М. Горький и развитие социально-психологической драмы 30-х годов"

московский ордена ленина, ордена октябрьской революции и ордена трудового красного знамени государственный университет имени м. в. ломоносова

филологический факультет

На правах рукописи

КИМ Олег Алексеевич

М. ГОРЬКИЙ И РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДРАМЫ 30-Х ГОДОВ

Специальность 10.01.02 — Литература народов СССР (советского периода)

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

(

Москва 1991

Диссертация выполнена на кафедре нсторнн советской литературы филологического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.

Научный руководитель

доктор филологических наук Б. С. Бугров.

Официальные оппоненты:

доктор филологических наук, профессор А. С. Карпов, кандидат филологических наук И. А. Ревякина.

Ведущая организация — Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени государственный педагогический университет имени В. И. Ленина.

Защита состоится « ^^ » О/Г/р^Ь^ . . 1991 г.

в 16 час. на заседании специализированного совета Д-053.05.12 в Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова по адресу: Москва, 119899, ГСП, В-234, Ленинские горы, МГУ, 1 корпус гуманитарных факультетов, филологический факультет.

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале филологического факультета МГУ.

Автореферат разослан « /»

Ученый секретарь специализированного совета доктор филологических наук

Б. С. Бугров

В настоящей работе исследуется эволюция социально-психологической драмы в 30-е года на основе анализа драматургии М. Горького тех лет в соотнесении с наиболее значительными явлениями данного драматургического жанра - пьесами 30-х годов Л. Леонова, А, .Афиногенова, А. Арбузова.

Исследование художественного состояния драматургии немыслимо без обращения к проблеме жанров, канрово-стиле'вого многообразия1. Это - одна из наиболее сложных теоретических проблем, возникающих при анализе состояния драматургии на. определенном временном этапе'.

Определяя специфику и содержанка понятия "кайр", да опираемся на исследования в этой области Л,Тимофеева,, Г.Поспелова^ В.Хализе-ва, А.Эсалнек. На этой основе складывается данное в диссертации представление о признаках (свойствах) драмы, которые могли бы выступить в качестве жанрообразующих.

Каядый драматический жанр чрезвычайно объемен» он вбирает в себя множество уникальных авторских стилей; В лучших образцах драматургического творчества жанр и стиль находятся в диалектическом единстве, взаимно обогащают друг друга. Более того, выдержанная до конца- вёрность жанру "организует" стиль, сообщает ему театральность, укрупняет его эмоциональный потенциал, не лишая его при этом оригинальности, своеобразия. Как подчеркивает В,Фролов, "жанры являются типологическими структурами, в каждой конкретной пьесе со* храняют индивидуальность, неповторимость стиля писателя, создавшего ту или иную комедию, собственно драму или трагедию ,

■ Конечно, драматические жанры со временем видоизменяются и обогащаются. Шея сравнительно устойчивую основу, Армировавшуюся на протяжении длительного времени, сохраняя - каядай в отдельности -верность "корневым™ типологическим признакам (смысловым, эхитекто" ническим и другим), они вместе с тем обладают способностью интенсивно взаимодействовать друг с другом, испытывать влияние других ро дов литературы или смежных искусств, образовывать множество больших и малых структур, "Шанр всегда тот и не тот, всегда стар и нов одновременно, - пишет М.Бахтин. - }Канр живет настоящим, но всегда пом--> нит свое прошлое. Жанр - представитель творческой памяти в процессе

^ ПТоии'Ж^вета1^а*Ма'ГЙ?1711 ^нализ ДРаматическ11Х жанров

литературного развития-; Ииенно поэтому яанр и способен обеспечить единство и непрерывность этого развития"*.

В драматургии XX века процесс жанрового взаимодействия протекает очень активное На иесто олова "пьеса", безразличного к содержанию и к трактовке драматургического материала, приходят различного рода свободные жанровые дефиниции типа "сцены" (М«ГЪрький)у "драматическая хроника", "повесть для театра", "диалоги" (А.Арбузов) и т.д. Такого рода текучесть жанровых форм объяснима: действительность, человеческие отношения усложняются, дошашнизир^Ьотся, и восприятие юс средствами искусства тоже меняется, усложняется, движется. Художник как бы "приспосабливает" жанр к своим творческим задачам, к своей позиции, своему видению мира, я оценке взятого }.г.гериала» Тем не менее самый фундамент, самые устои традиционно сложившейся системы жанров в драматургии остается прежними.-На это справедливо указывает М,Каган: "При всей гибкости перегородок ме.гду жанрами, при всей их проницаемости для взаимных проникновений, при всем непостоянстве этих границ в историческом процессе взаимодействия жанров непреложной остается объективная качественная определенность жанра как структурной модификации веда, разновидности и рода искусства"^.

Изучение социально-психологической драмы 30-х годов в творчестве М. Горького. ^.Леонова,' А;Афиногенова, А.Арбузова под углом обозначенных вше проблем определяет актуальность исследования-» Однако дело не только в канрово-стилевой специфике. Обращение к непреходящим ценностям русской классики XX века с особой остротой ставит вопрос о реальном воздействии лучших художественных традиций на литературный процесс назих дней в его определяющих, решающих чертах и свойствах. Следует признать, что исследования общего характера, охватывающие в целом развитие советской драматургии (скажем, капитальный трехтонный труд А'.Еогуолавокого и В.Диева "Русская советская драматургия;. Основные проблемы развития") чуждаются в новом прочтении. Назрела необходимость осмысления - о позиций нынешнего дня - пути, пройденного русской драматургией в 30-е годы, т.е. в период, полный трагизма, тяжелейший для судеб

1 Бахтин М. Проблемы поотики Достоевского.' М.-1979. - С. 121-122.

Каган м. Морфология искусства. X - 1972. -0.423. .

общества, культуры - в той числе и для драматургии,-когда пробивались ростки "теории бесконфликтности", а на сценах театров страны преобладали явно конъюнктурные пьесы,, далекие от реальных жизненных конфликтов'. Трагические противоречия опохи сглажены и во втором томе "Очерков по истории русской советской драматургии", где анализируются по большей части слабые в художественном отношении пьесы и не уделяется должного вникания драма1.: значительным, имевшим трудную творческую судьбу (в частности, таким пьесам, как "Ложь" А.Афиногенова, "Метель" Л.Леонова)'« В трудах по истории советской драматургии, создававшихся*в 60-70-е годы, развитие советской' драматургии ЗО-х годов характеризуется односторонне, без достаточного учета той общественно-политической и культурной ситуации,; которая сложилась в обстановке жесточайшего идеологического налгала на искусство и массовых репрессии

Разумеется,- наивно искать у Горького или у его младших современников - Л.Леонова, Л«Афиногенова, Л.Арбузова - ответы на все вопросы сегодняшнего литературного процесса'. И все же в основе своей их художественное наследие, создававшееся в нелегкую социально-политическую пору* продолжает быть актуальным, созвучным духу нашх дней;

В диссертации драма рассматривается как самостоятельный род литературы (хотя в необходимых случаях, требующих более наглядного понимания идейно-остетического содержания произведения, делаются "выходы" в театральное искусство)'. Этим определяются цели и задачи исследования: показать, как з драматургии 30-х годов отразилось многообразие жизненных явлений,. социально-психологическое содержание врем е н и ; на материале творчества М.Горького, Л;Леонова, А.Афиногенова, А.Арбузбва раскрыть поиски путе.. развития советской драматургии, способы художественного решения пробле-■ мы герой, взятого в его историческом движении ; выявить специфи:' конфликта социально-психологической драмы, связанного с осмыслением перемен в характере общественных противоречий ; выявить раз- ■ А

личные тенденции жанрово-стилевых поисков, средств обновления композиционной структуры пьес, активизации авторской позиции.

Научная новизна определяется обращением к материалу, не подвергавшемуся в литературоведении детальному анализу или трактовыз-шемуся предвзято, односторонне. Диссертация представляет собой попытку взглянуть на социально-психологическую драму М.Горького,

Л.Леонова, А',Афиногенова, А.Арбузова 30-х годов.о учетом нынешних перемен в общественной психологии в совокупности с важнейшими' идейно-эстетическими тенденциями, характеризующими движение социально-психологической драмы на протяжении длительного общественно-исторического периода, оценить наиболее значительные достижения реалистической драматургии в изображении действительности через углубленное психологическое раскрытие человеческих характеров1.'

Практическая значимость диссертации состоит в том, что ее выводы могут быть использованы в дальнейших исследованиях как по истории русской литература XX века, так и других литератур. Содержащийся в диссертации историко-литературный и теоретический материал может найти применение при подготовке общих лекционных курсов и спецкурсов по истории литературы,' Работа может быть полезна при разработке таких актуальных тем, как "Проблема героя в советской драматургии", "йанрово-стилевые искания советской драматуриш", "Горький и русская литература XX веха" и туе,

Материалы диссертации могут быть применены в публичных лекциях для массовой аудитории по актуальным проблемам развития' русской советской драматургии;

Апробация работы. Основные положения диссертации были положены в основу докладов, прочитанных на конференциях в ТаюГПИ "Литературный процесс в его жанровом и стилевом своеобразии" (1987), в Уда им.Патриса Дуыуыбы (1990)', Латвийском университете "Методология и методика историко-литературного исследования" (1990)'. Материалы исследования обсувдеш на заседании аспирантского объединения кафедра истории советской литературы филологического факультета МГУ им",- М. В. Ломоносова?;1

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, приложений (помещенных в конце диссертации) и библиография.

Основное содержание -работы

Во введении определяются актуальность теш, цели я задачи ио следования, его проблематика, уточняются основные теоретические по сылни, обосновывается научная новизна я практическая значимость ра боты, характеризуется ее структура*.

Первая глава представляет собой попытку дать "предысторию* социально-психологической драмы 30-х годов, проследить в общей

историко-литературном плане процесс формирования этого гсанра в русской драматургии, начиная с пьес Чехова, коротко охарактеризовать основные художественные тенденции развития драматургии 30-х годов э прямом взаимодействии с социально-историческими обстоятельствами времени1.

Формирование социально-психологической д_,амы как жанра связано в русской драматургии с именем А»Чехова» Именно он в своих "еретически гениальных", по впражению Горького,, пьесах сделал ратаний шаг в изображении человека как определенной целостности -в социальном, нравственном, эстетическом смысле'. Эту особенность чеховской драматургии чутко уловил ЛвА1Щреевг объявивший его создателей дрош исключительно психологической ("пашсихкческой")е Однако в таком восприятии Чехов представал односторонне лишь как драматург-психолог, а общественная сторона его пьес как будто игнорировалась, Меяду тем иотикное художественное открытие Чехова в драматургии - создание новой социально-психологической драмыг в которой равно важны оба компонента, составляющих ее жанровое определение. Это понял Горький, осмысливший и продолживший традиции Чехова-драматурга в, своем творчестве,

Преемственная связь с принципами чеховской драматургии сказывается в пьесах Горького преяде всего в стремлении охватить повседневное течение жизни в его полноте и естественной многообразии, Riecre с тем в драматургии ГЪрького изменились и концепция личности, и подход к изображении характерных процессов, происходящих в жизни. Острые социальные конфликты, составляющие основу развития действия, Горький показывает через юс -преломление в сфере самосознания героев. Это позволило ГЪрькому, при всей конкретности и ' исторической достоверности изображения самых различных сл..лз общества, расширять охват действительности, насыщать развитие действия в пьесе многосгакетными и многоконфликтныш линиями и в то вр-^мя Связывать их вместе, заключать в единую раму и подчинять своей ве-' дущей мысли.

Становление советской драматургии в 20-30-е годы характеризуй-J ется поисками монументальных художественных форм, раскрывающих процессы социальной ломки действительности на богатом и разнообразном жизненном материале. Эта "жажда монументальности" в разных форм^с была воплощена в творчестве К,Тренева, Н.Погодина, Вс.Вишневского, Б.Лавренева, В.Еилль-Белоцерковского, Вс.Иванова, сделавших опре-

- б -

деленный шаг вперед в преодолении свойственного ранней советской драматургии агитационно-плакатного способа мышления, в раскрытии внутреннего мира героя, индивидуальных особенностей его характера; Однако героя пьес названных драматургов выступали все ке в первую очередь как носители определенных класаово-вдвологичеоккх ориентиров, • а потому "личностное" качало цеткои поглощалось схематичной поляризацией двух социальных лагерей с очев$зднш конечным итогом конфликта* Тем нз менее тенденция к "монументальности", масштабности з эпическому размаху действия, едущая от пьес 20-х годов, обогащалась попытка!«® раскрыть не только социальную, но я индивидуальную психологию персонажей, показать революцию "через душу человека" (^.Станиславский). В атда смксле, скажем, пьеоа К.Тренева, Б.Лавренева отчасти предвосхищал» развитие обновленной социально-психологической драз&з 30-х годов, оказывались в русло творческих исканий ГЪрького-драг.щтурга;

Шесте с чей социально-психолопкеская драш! советского риода все зле начинала сбоя истории не с горьковского "Егора' Буланова" - при всей непреходящей художественной значимости этого произведения. Стихия еоцкаяьно-яскхологкческой драш. оказалась подвластной таланту ¡¡„Булгакова,, сумевшего обновить и обогатить гу-дояественндаи откратаяии "чеховский" тип этого кайра.

В "йшх зурбшшх® действовали на социальное маски классово: врагов/как чад;е всею происходило в пьесах 20-х годов о революции и гражданской войне, г обычные зашае лгщи® захваченные_ лавиной социаяько-ксторическет схваток к катаклизмов1«. В ссом плане важно отметить обсрсогь Булгакова с Горькиу в главное - в расггрдг-ш крута©I планом трагизм человека, человеческих судеб на ^руда: разломах истории

Появление в сгхох начале 30-х годов "Е^ора Бушчода" Горького совпало по вреыеш с началом дискуссии о новаторской и традиционном в драматурги:*, а перспективах ее худокественного развития* Нз проводя ыезду этики событиями пряную связь, все ш заметки, что горьковскиз пьеса оказали значительное влияние на проблематику в направление дискуссии.

Сегодня нельзя представить общей картины движения драда, умолчав о той нравственно-психологической атмосфере, какая сложилась в 30-е годи. Еде как-то возможное до того разнообразие стилей и методов в начала десятилетия было полностью перекрыто постановлением

Щ ВКП(б) от 23 апреля 1932 года " О перестройке лжгературно-ху-доггаственшх организаций", Литература - драма в той числе - приобретала отчетливо выраженную воспитательную функцию: утверждается отношение к ней исключительно как к средству "идеологического воспитания" нового человека»

И поте?,г/, при всей несомненной зкачикост. споров о путях развития драматургии, в дискуссиях этих речь шла 'только о "дозволенных" вопросах - гтретде всего о гЬрие драш. Что яе касается содер-то ут с начала ЗО-х годов было дано однозначное предписание - прославление нового человека, героики созидания и т„д„ Но как раз социально-психологическая драма давала тут "сбои" - ибо сана спецнфтса йанра предполагала борьбу а человеке разных духовных тачал, наличие противоречий в процессе нравственного самоопределения героев. А противоречия эти далеко не всегда укладывались в прокрустово ложе "разрешенных" стереотипов поведения человека в конфликтных ситуациях, В таких случаях система жестоко расправлялась с "оступившимися": были запрещены пьесы М.Булгакова, А".Афиногенова ("Ложь", "Портрет"), "Метель" Л.Леонова и другие? где были сделаны попытки отразить объективную реальность советской действительности того времени, вскрыть глубинные противоречия общественной жизни»

Можно'сказать, что социально-психологическал драма продолжала развиваться вопреки жесточайшему идеологическому давлению, выродившемуся во второй половине 30-х годов в прямой террор; Пальма первенства в социально-поихологической драче 30-х годов безусловно принадлежит Горькому - и вовсе не по праву непререкаемого литературного авторитета, не априорно (коль скоро Горький - классик советской литературы, то все им написанное являет собой художественное совершенство и не может быть ни в чем осмыслено кг гически). Настоящий талант - а именно так и должно говорить об авторе "Егора Булычева" - самим своим существованием, своими произведениями помогает обществу объективно оценить художественное творчество современников, предлагает самую высокую планку, преодолеть которую - задача наитруднейшая. Поэтому вторая глава посвящена драматургии Горьког ->, постижению его художественных открытий, оказавших благотворное влияние на развитие социально-психологической драматургия 30-х годов.

О Горьком сегодня пишут на удивление мало. Подчас создает! впечатление,, что нынешние бурные изменения в литературной ситуации словно бы отодвинули в сторону необходимость планомерного изучения

опыта советской классики и ее влияния на литературу. Такая точка зрения, на наш взгляд, несостоятельна. Напротив, сегодня динамичное движение литературы, сопровождающееся - в числе Других факторов - и многочисленными публикациями из творческого наследия многих наших писателей^ с особой остротой ставит вопрос о реальном воздействии лучших художественных традиций, накопленных отечественной литературой XX века} на литературный "процесс наших дней.

В диссертации анализируются только пьесы Горького "Егор Б/лы-чов и другие" и "Basca Келезнова" (1935) - и вот почему. Нам представляется, что найденная т в 30-е годы синтетическая форма драматургии (в названных пьесах - прежде всего), слонная и емкая по структуре, включившая в себя самые ценные качества семейно-бытовой драмы (в первую очередь - глубину психологизма в раскрытии человеческих характеров) и монументального стиля (эпический размах, социально-историческую и философскую перспективу), явилась наиболее адегазат- • ной содержанию новой эпохи, "Егор Буллчов и другие", вторая редакция "Вассы Еелезновой% развивая жанр социально-психологической драмы, .углубляли и обогащали представление о художественном потенциале драматического искусства.

Что касается аДостигаева и других", то в работе над этой пьесой Горький опирался ка художественный опыт "Врагов" - открыто тенденциозной, политической драш периода первой русской революции. И поскольку по основным канрообразуицим признакам "Достигаев и другие" -социально-политическая драма, она в работе не анализируется.

' Горьковская драматургия 30-х годов - ото драматургия ira переломе, вбирающая в себя не только традиции русской реалистической драматуриш XIX - начала'XX века, но и формирующая трйдкцлд новые, складывающий-д в условиях коренным образом изменившейся исторической . действительности. В пьесах 30-х годов ГЪрышй, погружаясь во внутренний мир отдельной личности {как, .впрочем, и многие другие до него в русской литература) a рисует характера проницаемыми вглубь. Шесте с тем он создает эпические картины неввданной ранее широты-и масштабности: человек с его сложным и богатым внутренним миром дается крупно, эпично, в системе чрезвычайно многосторонних, разветвленных связей, которые соединяют его о широким кругом явлений, далеко отстоящих от обстоятельств его частной жизни.

О той, что драматургия додана брать оаше острые конфликты и что она должна быть поэтому всегда "актуальна, сшетна0 насыщена" действием» "строго и насквозь действенна"9 - Горький особенно много говорил и писал в 30-е годы, В его дракгяургии конфликт не совсем то, что ш привыкли обычно вкладывать в это понятие; Больше место у него занимает "незавершенный" конфликтр то есть борьба мех-ду группами дёйствущих лиц, нэ приводящая к окончательному однозначному результату. Представляется возможным ввделить в драка Горького 30-х годов три уровня конфликта. Первый уровень., первый тип конфликта шгно назвать социально-бытовым. В "Егоре Булычеве" - это борьба за наследство. Мотив этот, однако, не развернут сколько-нибудь обстоятельно з сияете пьесы. Это своего рода "мнимый" конфликт, имещпй второстепенное значение, но из него вытекает и на него влияет конфликт более сложный - в сфере интеллектуальной и духовной жизни людей. Ведь именно остротой и трагическим характером проблем, поставленных в пьесах Горького^ определяются столкновения героев в мире ыыолей, человеческих уотреюгений» И, наконец^ есть третий уровень -это к он кратно -исторический, в котором реализуется непосредственно политическая тематика: революция и деспотизм, распад традиционных систем общественных отношений и т.д. В зтом существенного качества художественного мышления Горького следует искать ключ и к пониманию, выявлению черт жанрово-композкцион-ной структуры его пьес. Острый интеллектуальный конфликт в его пьесах нередко является кульминацией и В композиции характеров» На-примзр„ социальное и психологическое в облике горьковской Вассы йэ-лезновой (во втором варианте) не просто Находятся в соответствии, но и взаимодействуют по принципу единства противоположности, усиливают художественную значимость характера героини, драматизм ее судьбы; В отличив от Егора Вулычова, Васса ЗКелезнова (во втором варианте пьесы) не поставлена "боко^'к своему классу, она плоть от плоти его, но этот факт еще больше усиливает и углубляет социальную Типичность образа герошог, • ^

Такая трактовка образов ¡Егора Цулычова и Вассы Жзлезновой дает основание сделать вывод о том, что театр Горького - новый этап в развитии интеллектуальной драмы, где в необычном художественном ракурсе совмещаются полнота в отражении бытовой стороны жизни и глу-

бина ее соцкальяо-фиясссфсяок) осмысления. Это - драматургия мысли, суть которой созааялнез? еггоота и резкость почти катастрофического для героя столзаоашш «здей» Именно вгаманш к процессу нравственного сазаэопродевши герогз* переоценки духовных ценностей на крутой яерешаз кез?ор;и предопределило, на наш взглед", обращение Горького к Ейлру садретьуо-вмшзлогической драмя, В атом отношении пьеса "''Егор и д^дае" са*дая, если так иошо вы-

разиться, "горшнзсаая" из взех доршквеких пьес, в которой конфликт раскрывается последовательно, дароко и динамично, имея четко обозначенное начало м чеетй фшая. О стройности и целостности композиции "Егора Булычоза1' иогяо судить и по одной примечательной особенности: окончания грах актов пьесы раезерывает в сущсстк ступени кризиса героя. Порзая фаза кризиса - заключительная сцена первого акта,, когда Егор впервые прозревает, глядя на свое отражение в зеркале ("Плохо «хвое дело4 Егор».».") | но это еще не конец, героя лишь смутно начинает волновать шель о "жизни не на той улице", Вторая фаза — финал второго акта ("Гяуии, Паврило! Светопрс, •» ставление! Конец миру Труби - и!.,'."). Это уке открытый бунт протш 'Зфугих", которые гхз «сгу?'понять Булычева, осознавшего бессмысленность прожитого % чго еще губительнее, безысходность своего положения» Геройс мучительно идущий истинный ответ на главные вопросы, вдруг делает для себя узяасшощее ставшие; ш - "другие" -эта котика не нужна!' Третья фаза - финал пьесы, когда щи демонстрации как бы оттеняет трагическое одиночество прозревшего Е^лычова, осознающего неотвратимость тторздегкого зозмездая.

Образная система драмы шзет услогкенцузэ* ко строго продукан-ную архитектонику, Навдай из персонажей восодот на сцену со своей самостоятельной темой, которая ке сразу и из целиком выносится во внешний рисунок роли. Автор показцвае-т их 1фупным планом тогда, когда они раздумывает над жизнью и принимают какое-то важное для себя решение» Пока жа обстоятельства не побуждают персонажа к активному познанию действительности или ее переосмыслению, 1Ьрький держит его на втором плане» Такой виделся диалектика взаимоотношений "первого плана" и "фона" в пьесах Горького,

Во второй редакции "Вассы йзяезновой" внешнего действия мало, мотив борьбы за наследство практически отсутствует. В центре - борьба в душе Вассы. Нетрудно заметить, что Горький относится к героине с известной симпатией. Причем - что важно подчеркнуть - ©то нз от- -

патии к владелице богатого волжского пароходства (так же, как и не симпатии к купцу Булычову), Энергия, навда ?рудас прямодушие, т.е. черты человека - вот что привлекает к себе симпатии автора. Крупным планом в пьесе показана и Рашель - героиня, которой не было в первом варианте» Однако следует признать, что образ Раше-ли Горькому не удался. В пьесе она заявлена wc сильная личность, как достойный противник Вассы, но в художественном отношении показала неубедительно, психологиченки обеднение, декларативно» S,ЕЬов-сккй, сравнивая оба варианта горьковской пьеш, находил, что "драматически Рашель - фигура побочная Раяюлъ образ довольно бледный в пьесе, он слишком резонерский ,

Возможно, одна из причин ноубедкгеяьносги образа Вашзли - в той поспешности, с которой била переделана пьооа, 22 декабря 1935 года Горький отправил телеграмму директору МХАТ I И.Езрсопову с просьбой приостановить работу над пьесой, Чзрез несколько дней I января . 1935 года - он выслал В»Немиров!1чу-Данчешсо новый текст« Конечно, 8-10 дней - срок малыйь недостаточный дажэ для художника такого масштаба, как Горький» Но Дзйо9 думается, вое-саяи на в сроках» Разумеется, идейно Васса и Рашэль » фигура^ определяющие идеологическую "архитектуру" пьесы как два окгагеино'гичеезеих начала. Однако Рашель в пьесе не противопоставлена Васоэ, как некое активно действующее начало. Рашель только навлвдае®8 конегатируот9 предупреждав®, оценивает и провозглашает. Борьба, которуэ гзде? Васса дак укрепления 'своего дела, -борьба не отоль:со с Рашелью, сколько в присутствии Г^шели»

Какоз же в таком случае основной «конфликт в пьеое, определяющий ее внутреннее развитие? Столкновение между Вассой и Сергеем Жэлезно-вым? Нет, этот конфликт исчерпывается в I акте смертью Сергея йэлез-нова; Васса и Лвдмила? Тоже нет. В пьесе Лщцмила - единственная э доме, кто любит Вассу, Васса и Рашель? Нет, несмотря на всю сое аз-нительность такой позиции. Ибо в противном случае центр тяжести конфликта должен был переместиться из сферы внутренней, психологически драмы, переживаемой героиней, в плоскость прямого открытого столкновения представителей двух непримиримых по отношению друг другу социальных сил, что, несомненно, спрямляло бы развитие конфликта, слишком упрощенно и однозначно выражало идею 1фаха дела Шелезновых. "

1 Йзовский ¿V "Васса ¡¡йлезнова" (Второй вариант) // Литературный критик. - 1937. - «РЭ. - С-. 10. . ' ^ ^

Противостояние Вассы и йаеля - это, на ваш взгляд, лишь верхний пласт, видимая часть айсберга;

Так кого же можно поставить радой о Васаой? Конечно Ев - Наталью. Именно в их взаимоотношениях «роется главный конфликт. Только исходя из этого, на наш взгляде мовно по достоинству оценить-второй вариант пьесы, определить одну из причин, побудивши Горького взяться за переработку вВассв Кэлезновой"; Драматурге:,; бша предпринята попытка показать* что угроза "делу", "порядку" Васси исходит не только со стороны йшюли .{"внешня" угроза - сам исторлчзсзпй процесс), но и как бы "изнутри"„ со оторош Натальи ^Енутренняя" угроза - дом, в котором "поредо»" достигается ценой преступлений). Твердый характер, ум, прямота Вассы взбунтовались в Наталье протиз нее; В каждом слове Натальи^ в катдом" вопросе - дух сомнения, отрицания,- Прямота Натальи •• в разоблачительном пафоса: выхеаанзая самую суть какого-либо фахтаг сетуации, она бьет в точку. О Вассе уг.о было сказано, что она "рабьп!я"3 Наталья ко - взбунтовавшаяся рабыня. Она может влиться в ряда Вэшели, ко может продолжззть "дело" т-тери. Пока же бунтарство в ней основано на отрицании, & этом этапа Васса приходит в ней к собственному отрицанию*

Говоря о Вассе и Наталье, хотелось бы обратить внимание на следующую параллель. Напомним^, что Васса и Наталья живут в эпоху после первой революции, Булычов и П|ура - накануне второй революции; 1&г.ет, то, что на уме у Натальи,- унз высказала Щура? "Я хочу быть кокоткой, как^Нана у Золя.;'. Ню - развращать хочется, ыездаь; За то, что я рыкая, за то, что отец болен За все! Вот когда начнется революция, я развернусь! 5 И ка перерастает ли смутное недовольство Взаои ("Какую силу истратила!1;)5 в бурный, осознанный протест прока "других" и в признание Е^лычовда бессмысленности всей прошлой еизни? Думается, эта "перекличка1* персонажей, связь ыззду ними существует.

Поставленные обстоятельствам!! в острые драматические ситуации горь'ковские герои шеста того$ чтобы действовать во тя достижения своих ближайших цедей8 включают в орбту своего внимания более юиро-кий круг явлений и приходят в конечном счете к необходимости осмыслить судьбу человека и-окружающего мира.

"Хочется мне говорить, - обращается Егор я дочери С1уре-, - Ню надо тебе рассказать; Понимаешь ;;; какой сличай -.V» не па той улице я 8 и в у! В чужие лвди яоиая, лет тридцать вое о чужими"/ 18,122/. Виделенная фраза Булычова о жизни "не на той улице"

принципиально валка для понимания не толы» образа героя, но и сложной драматической судьбы самого автора пьесу, В своз время Б.Вялик . резко критиковал зшигу американского ученого Д»Левина "Буревестник", автор которой пытался доказать, что эта фраза Ззулкчова имеет прямое отношение к Горькому. На« представляется, что на во всем "книга Дэна Левина - политическая фальшивка"кая ©з охарактеризовал фБялгаг. Думается, Горький шел основания в шредолешгй момент говорить и о своей жизни "не на той улице"',,

Впоху ЗО-х, характер ее культуры рисует йгЯчаз э резком контрасте черло-белых тонов» Следует признать ? -обо кргски верны г и езкосфора трагичности, и чзрзи редовотей колодазга, героизма неотделим от собирательного "портрета" бЯОЗйЗ, В ефм лротизоестествен-вш соединении полярных яэджв « 1фйЗ/ряП9»:£523е£си:оге зизпзутвер-гдегия я йолезнешо-подозри^ельного страха « г,ор?тсе г^откворечив гсей культура 30-х годов, о'бъяейеше многих фаготов ядасзсгвенно-Г'О процесса того врекели и- творческих судеб а^ушейшсс мастеров слова (М.Горького, М, Пятакова, А.Платонова? /^Афиногенова и многих других)» Что касается Горысого? то он ке мог из щцеть страшной социальной трагедии, которая разыгралась на его глазах в 30-е годы - хотя, возможно, не осознавал действительных со масштабов'. Оценивая причины и последствия ее, он с горечью ног признаться са-:.:о:г/ себе в том, что его современник, которому он г начале зека обещал счастье, обречен на трагедию-в условиях унификации, кивели-ровза» "упразднения" даюсийу И трагедзш этого человека стала трагедией Горького'. Бот рд9, кз кет ззгляд^ точка соприкосновения судеб автора и Егора ^Яйзга»

Сегодня особенно зет» шзт, что пробивается от

:кшссовой огреничевкоези я шчкунгзе» общечеловеческих "вечных" воп-рессв, к осознанию гад иотйн»■ одккгкоео еэешх для всех,, включая и лэдеЯ его круга'. Однако такой устрзшгеккости героя не понимает "другие"'. В етом нам видится трагедия Ц/лычова8 ззрнеэ - трагедия человека (нэ купца, не "хищника" и идущего правду и бессильного перед неотвратимостью хода истории-«'

Историзм художественного мышления - аакнейшая черта драматургии ГЬрького - проявился в том, что писатель, будучи весьма внима-

1 Еялик Б, Рудьба Максима Горького; K5.-IS86.-G.4I8.

У.

телен к частностям (р^яв базовым)» ¿еасогда не упускает из веду общей панорамы событий-»- 3?от историзм драматургии Горького (с годами все более глубокий и все более конкретный) заключается не в "локальной" пршфепленности я точным историческим датам, не в богатстве исторических реалий, а в пронизывающем конфликты, и образы пьесы глубинном понимании процессов исторического развития, роли и места героев в этом процессе'; .Драматические перевороты в душах Л5сн дей, вызванные не менее драматическими переворотами в котор;и, -вот что больше всего определяло содержание и форму его пьес 1930-х годове характер их действия, особенности стиля и языка-.

Таким образом 5 горьковское драматургическое творчество 30-х гс дов демонстр1фовало художественно убедительный пример углубления реализма,- роста интереса к масштабны.! коллизиям широкого исторического наполнения и вместе с тем - к внутренним драмам, разыгрывающимся в душевном миро человека. Обострешюе внимание к проблеме ответственности каждого перед историей, к той ответственности, осозш ние которой открывает для человека путь к подлинной свободе личности, - в атом направлении развивалась творческая мысль Горького-драматурга в 30~е годы;

Естественно, драматургия 30~х годов не могла не прислушаться к творческому слову Горького, к его художественным открытиям. Но было бы упрощением-ю духе широко бытовавших до недавнего времени критических представлений полагать, будто другие драматурги лишь варьировали в своем творчестве горьковскую концепцию личности, горьковские эстетические принципы. Самостоятельность молодых писателей была очевидной, хотя отнюдь не исключала восприятия позитивных элементоз Накопленного творческого опыта -. горьковского прежде всего. Но, стремясь к овладению чеховскими и горьковскими средствами психологического анализа, драматурги - более, чем деятели какой-либо шбй области литературного творчества, - испытывали на себе прямое и очень жесткое воздействие господствовавшего тогда политического курса на усиление репрессивных тевденций в государственной, социальной и культурной жизни, С учетом этих факторов в третьей главе дается объективная оценка наиболее значительных произведений социально-психологической драматургии, созданных в 30-е годы Л.Леоновым, Л. Афиногеновым, ЛДрбузовым..

Глава разделена на три части. В первой исследуется социально-психологическая" драма Леонова, главным образом, - наиболее значи-

тельное, на наш взгляд, драматическое произведение ЗО-х годов -пьеса "Метель". Что же касается "Половчекских садов" и "Золка", то ни одна из этих пьес не стала социально-психологической драмой в точном смыоло слова. В этих пьесах Л.Леонову не удалось в каэдом отдельно взятом явлении обнаружить и конкретно-исторический смысл, и общечеловеческое содержание;- Кз случайны поэтому как сценический успех "Волна", поставленного во шогих театрах в духе умело закрученной детективно й истории, так и поучительная неудача "Половчанских садов" во МХАТе в 1939 году: театр при всем своем желании не мог найти в пьесе того, что составляет сущность творческого дарования Л.Леонова, - его умения раскрывать драматизм чувств, строить психологически острые и напряженные коллизии.

11юо дело - "Метель", пьеса труднойг, драматической судьбы. Как известно, в конце 30-х *ч>дов вывод Л.Леонова об опасности лжи, ясно проза,учав,пай в пьесе, был категорически отвергнут. Пьеса была признана неудачей драматурга на том основании,, сто в ней недостаточно определенно заражена позиция автора по отношению к изображенным им плвдя« чуу.ой морали" (В.Ковалев)', Хотя эту неопределенность можно объяснить тем. что драматург обратился к довольно сложной и смелой для того времени семе'. ЬЪг ли Л.Леонов под1фэпить чем-нибудь свой протест против лет л сз последствий тогда, когда только для обращения я пьесе, яешвздзокя подобной "Имела", требовалось немалое гражданское мужество?

«шр ссдаашго-пскхологкчзсхой драмы давал Л.-Леонову широкие вопиолзюсти дта углубленного художественного исследования нравственного состояния; общества через судьбу отдельного человека, одной семыг. Однако семейные узи, связквазощие леоновских героев, не замыкаются в самих себе: личные взаимоотношения лэдей обретают большой социальное звучание, определяя коренные социально-этические начала человеческой жизни. В сложном движении тщательно разработанных личных отношений в семье Сыроваровых, в психологическом анализе как бы разъятой на части человеческой душ, в контрастах внутреннего и внешнего, сущего и кажущегося выявлялся второй план, глубинный социальный и философский подтекст".' На внутренней духовной аре-¡1$ пьесы, где происходили главные бои, Л,Леонов.сталкивал героев "Метели" в острейших ссщяашй-нравственивс противоречиях времени (еобжш пьесы отнесены к 193? году}'. В "Йзтели" нет ни хроникального изображения исторических событий, ни эпических картин - и тем

не менее действительность во всей ее шогоцзеткости вмещается в пространство, отводимое сценой'»

Леоновскую социально-психологическую драму ЗО-х годов характеризуют два отличительных признака. Во-первых» метод психологического анализа не является чем-то неизменным у драматурга, он меняется в процессе творческого развития, приобретая новые черты -гибкость, подвижность, "динамический .разворот" (Л.Леонов)» Во-вто-" рых, драматурга интересует 'не динамика душевного преобразования персонажа ■■ он исследует психику человека в наиболее напряженных состояниях, в моменты наивысшего эмоционального накала, выхватывая из глубины человеческого поведения яркие, драматические ситуации и оставляя без внимания предшествующие ступени психологического развития характера',

Леоновская драма подразумевает обостренный, сжатый до предела историзм". В "Метели" главное не события, а их преломление в душах лвдей, отражение прошлого в настоящем - в нравственно-философском плане; Шесте с тем следует признать, что попытка органично, соединить философские раздумья об извечных нравственных категориях с конкретным историческим содержанием и одновременно поднять их на уровень общечеловеческих обобщений оказалась безуспешной к в "Половчансккх садах", и в "Волке", и - отчасти - в "Метели" (особенно натянутой* ввдится сюжетная линия, связанная с бегством Степана Сыроварова за границу). Но вместе р тем лишь в "Метели" обстоятельства личной жизни персонажей раскрываются в углубленном нравственно-философском ракурсе, что в конечном очете позволяет драматургу придти к емким социальным выводам» Именно сложностью и трудностью исследуемых Л. Леоновым человеческих отношений определяется жанровая доминанта его пьесы как социально-психологической драмы»

Пьесы А; Афиногенова также неотделимы от породившей их исторической эпохи и могут быть поняты во всей полноте лишь в соотнесении с противоречивыми, сложными тенденциями общественного развития 20-х и в особенности 30-х годов'»

Большинство наших современников (читателей, зрителей) знают А. Афиногенова главным образом как автора "Машеньки" (1940); Пьеры "Ложь" (1933), "Портрет" (1934) современники драматурга (в том числе и. ГЬрыадй), а также, исследователи его творчества единодушно оценивали как творческие неудачи» Сегодня очевидна неполнота ока-

эанного об А>. Афиногенове в «ритичеоких работах 60-70-х годов, в которых драматические страницы тозни и яворчеотва либо обходились молчанием,' либо упоминались доходом, оценивались в обтекаемых поверхностно-сглаженных формулировке«» -

Чтобы понять эстетические воззрения А» Афиногенова, стоззт обратиться к его статьям и выступлениям по проблемам драмы, По мысли драматурга, предметом подлинного иокусетеа является не обезли- ■ ченное "горе вообще" или "радость вообще"? а горз и радость к о н-кретного человека'. Но ."личная чет" - это не отказ от постановки политических и общеотзоизг-: проблем, а скорее возможность таких. худеяеетвездых резлезжй, когда через "малке" филы просматриваются большие явления и ¿троцессы-, Основное внимание в диссертации уделено рассмотрегшю пьесы "Лозхь" (впервые опубликованной в Р1 альманаха "Современная драматургия" за 1982 г,)г которая как бы соедипша два направления поисков- А„Афиногенова, С одней сторош, отчетливо выражен контраст?правда и лги (отекда название "Дэзхь"), с другой - мысль о возможности на примере одной семьи показать обвита связующие проблемы ( отевда название "Семья Ивановых"). В основе драматической зеолдизии - противостояние двух типов человеческого отношения к острейшим проблемам современности! поз:щз£я Рядового - "последовательного сторонника генеральной линии партии" - сталкивалась с точкой зрения "рлпозиционероз" во главе с Накато-выг.г.

Как известно, свои пьесу.А.Афиногенов (кроме Горького) послам и Сталину, который признал неудачными оба варианта,- Собственноручно проведенная ¡ш рздактура пьесы свидетельствует о том, что у него вызвала раздраяение поштзеа драматурга заострить сложность затронуты;: конфликтов'. Действительно, зо втором варианте перестроена структура некоторых образов (Кулика* Горчаковой, Нины» На-зсатова), "смягчена" философскО-зстетическая концепция пьесы. Но по-прежнезфг у А.Афиногенова на высокой ноте звучит тема леи, воспринимаемой героями (Назсатовнм, Ниной) как явление распространенное, и - что гораздо губительнее - устойчивое*. Таким образом, ез^е в начале 30-х годов А".Афиногенов, наделенный острым чувством времени, сумел уловить тенденцию разросшегося позднее приукрашивазшя действительности, когда большое распространение получили парадность, затушевывание недостатков, уход от объективного анализа противоречий жизюг;

Но не только это делает "Ложь" актуальной и сегодня". В пьесе прослеживается шсль о том, что даже cama благородная идеология, если она вознесена на пьедестал культа, превращается во зло, низводит человека до положения раба. Задолго до нынешних времен литература - драматургия в том числе - трагически складывающимися судьбами героев не раз предупреждала об опасности, разрушительности культа любой идеологии. В пьесе "Ложь" эта шсль - о необходимости сосуществования разных мнений, идей, не вытесняющих насильно друг друга, - проведена отчетливо и последовательно.

Резкая критика "Лжи" глубоко травмировала драматурга, повлияла на все его последующее творчество. Но все-таки А,Афиногенов не был склонен изменять своим уже выработанным художественным принципам-.- Верен себе он остался и в "1,'асеньке" (1940)-, ^мается, появись эта пьеса до "Чудака", "Лжи", "Далекого''^ горьковского "Егора Булычова", она, возможно, и не вызвала бы столь широкого общественного резонанса'. Необходим был опыт ранее найденного, чтобы ота пьеса стала открытием новых возможностей при всей узнаваемости ее отдельных жанрово-стилевых черт, стала открытием новых качеств в характерах, уже открытых. Ограничив сферу действия рамками семьи, дома» автор сумел раскрыть существенные стороны социально-исторической действительности 30-х годов, отразить новые жизненные конфликты.

Пьеса эта до сих пор значительна потому, что в конкретном, сегодняшнем'автор сумел обнаружить общезначимое, общечеловеческое. "Машенька" - это драма одинокой старости и одиночества девочки, только вступающей в жизнь-. Это пьеса о постепенном выявлении человеческого в человеке.

При всей оригинальности художественных решений путь автора "Лжи" и "Машеньки" не является уникальным в драматургии 30-х годов-. Вило бы неверным как возводить эти пьесы в некую норму, так и пренебрегать художественными достижениями, обретенными на том пути, на каком родилась "Ложь", а затем и."Машенька"; Поиски А; Афиногенова в жанре социально-психологической драмы ближе всего к творчеству А1. Арбузова, - этому посвящается последняя часть главы.

Начав свое драматургическое творчество в 30-е. годы, А.Арбузов не претендовал на создание крупных, масштабных, монументальных произведений - в этом смысле его нельзя назвать последователем автора "Егора Булычова". Однако его камерная драма не сохраняла приверженность к единству места, обладала длительной протяженностью

во времени1. И о ком бы ни шла речь, где бы ни происходило действие его пьес - драматург постоянно говорил о становлении личности', "Таня" - лучшее его драматическое произведение - здесь не исключение. Эта пьеса, в которой пересекаются проблемы времени и судьба отдельного человека. Ке случайно А;Арбузов убежден, .что задача художника ! - раскрыть эту связь. №lk правило, открытого конфликта, борьбы явно противоположных сил в его пьесе нет-. Вот что пикет сам драматург по этому поводу: "Но можно ли создать конфликт без отрицательного персонажа? Да, бесспорно. Мне какеуся, что в человеке сидит столь всякого, разного, » отрицательного и положительного, что самые интересные с хзгткя, которое ногу? быть в пьесе, «это схватки героя 0 о a ü и и с о б о й"1. '

Всоб^о з хора^зрогогия социально-психологической драмы ана-.туйфуегюго яориодз паблздя'ется любопытная закономерность'» И Горького з ;,Егоро Бул-пкгее", и ¿Леонова в "Мзтэли", и Афиногенова во "Лжи", к Арбузова в "Tsiw"-! интересует это спсйство психологии человека 30-х годов (впроче«, голые о ли 30-х?) - борьба о ornaos собой, Удивительно еозвучш swoty качеству, отмеченному названными драшэуртааи в своих героях, сеынеяия л раздумья другого их совре-кеннихаз

"íb кто я ой? Из какой арене Стякал оп познай спит свой? С ке?.! протекли его боренья? С сагли собой, с самим собой",

(Б.Пастернак. Художник, I)-. И разве кз это определяет трагизм судеб Егора ^улычова и Пор-фиркя Сцроварова, поиски социальной и нравственной истины Ниной Ивановой и Таней Рябининой?

В форме социально-психологической драмы А.Арбузов выражает то, что тленно его больше всего волнует, тревожит, о чем ему хочется сказать'. И поэто?.!у особенность социально-психологической драмы А.Арбузова видится нам не в приподнятости над жизнью, а в глубоком постижении психологии героев, в личностном к ним отношении, в тонком и проникновенном лиризме.' Шимание к внутреннему дару человека, отказ от громогласной патетики и нраэоучительства, богатый лирический подтекст - эти особенности пьес А.Арбузова с

I Арбузов А. Ремесло драматурга, М,; йзкусство. -I957.-C.I?.

полной определенностью проявились угсо в "Тане", предваряя последующее творчество драматурга, закладная фувдамент его будущего театра.

В заключении даются виводы по результатам исследования.

, Психологизм в обрисовке героев стал достоянием всей реалистической драматургии 30-х годов, прочно войдя в художественный арсенал советских драматургов - предшественников и современников Горького.

Социально-психологическая драма Горького 30-х годов - прежде всего "Егор Цулычов и другие" - явилась вершиной драматургии предвоенного десятилетия. Социальное звучание, философское постижение места человека и психологическая обоснованность характера его стра стей этой пьесы в известной мере меняли устоявшееся представление драматургическом методе познания человека и возможностях сценического искусства;

При всем различии в таланте, пристрастиях драматургическая манера каждого из. авторов наиболее значительных социально-психологических драм (Л.Леонова, А.Афиногенова, А.Арбузова) усвоила как . достижения чеховского театра (глубокий психологический подтекст, имеющий значение большее, чем прямые действия героев), так и горь-ковского (проникновение в мир отдельного человека, его семьи истории, ее катаклизмов, благодаря чему комнатный мир становится отражением 'мира внешнего).

Тем не менее можно ввделить жанровую доминанту в социально-психологической драме ЗО-х годов Л.Леонова'(философскую насыщенность), А.Афиногенова (остроту социальных коллизий), А.Арбузова (лирическую тональность).

Список работ, опубликованных по теме диссертации,

IV'Об особенностях сюкетно-композиционной структуры пьес М.Горького 30-х годов ("Егор Булычов и другие", "Достигаев и другие". // Литературный процесс в его жанровом и стилевом своеобразии; Сборник научных трудов1; - Ташкент'.- - 1987. - 0.94-99,

Историзм художественной мысли (о специфике образно-художественной структуры пьесы М.Горького "Егор Цулычов и другие")'. М.: МГУ'.' - 1988." Депон. в ИНИОН АН .СССР. Регистр1. № 35322 от 25.07.88. II с;

Э. Поиски социальной истины (об особенностях социально-психологической драмы ^.-Горького ЗО-х годов) // Сборник научных статей'.- - М.: 'Уде.1990. Депонт а ШЮН АН СССР.- Регистр; ® 23022 от 12"Лй?90. 8су

Об особенностях построения конфликта в драмах М. Горького 30-х годов ("Егор Булычов и другие") // Актуальные вопросы современной филологии. Сб'.научных статей'.- - Ташкент: £шг. - 1991'. -С-.' 127-132.

: ..'Подписано к печати 1.07.91 г. ' ' Тираж 100, зак. 712 Типография МО СССР