автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.05
диссертация на тему:
Макс Фриш - путь к "Монтоку"

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Галина, Ирина Викторовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Ленинград
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.05
Автореферат по филологии на тему 'Макс Фриш - путь к "Монтоку"'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Макс Фриш - путь к "Монтоку""

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОРДЗНА ЛЕНИНА И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукоггасв • БЕК Ш5/4Шв/ Ф905

ГАЛИНА ИРИНА ВИКТОРОВНА

МАКС ФРИЕ - ПУТЬ К "МОНТОКГ / ПУЕШШСТИКА, ДНЕВНИКИ, РОМАНЫ'/

10.01.05 - Литература стран Западной Европы, Аыерякн и Австралии

АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ НА СОИСКАНИЕ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ КАНДИДАТА ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ НАУК

Ленинград 1990

Работа выполнена на кафедре истории зарубежных литератур Ленинградского Ордена Лгяяна и Ордена Трудового Крас кого Знамени государственного университета

!!аучный руководитель - доктор филологических наук,профессор Балахонов В.Е.

Официальные оппоненты - доктор филологических наук /ИРШ/ Данилевский Р.Б.

кандидат филологических наук,доцент

Щаинстж 41.$.

Ведущее учреждение - Ленинградский педагогический институт им. А.И.Герцена

Защита состоится ' ЮкТа^Л ШРс. ь //часо на заседании специализированного Сов«4а К063.57.42 по присужде нив ученой степени кандидата филологических наук Ленинградского государственного университета: 19903-1 Ленинград,Университет кал набережная, II/ ауд. ¿с

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке я». А.М.Горького: 199034 Ленинград, Университетская наб., д.7/9.

Автореферат разослан МОЛ 1990 г.

Ученый секретарь специализированного Совета кандидат филологических наук, доцент

А.И.Владимирова

Творчество Еакса Фргш /род» 1911/ ухе йз одно дгслта-летае является валпоЯ сосгавхшз&й сврт~е5е^ого Я-КЕраього лвтерагурпого процессоз.3а более сорокал-зтвиЗ псраод проазведения этого шгейцарского писатедг завоевала пргзааиаз как у широких читательски:: кругов,так я у .татературозедов мзогах с трап Западной Евроип, СССР, СЭА з Езоняп.

Еаибсшьпее число критических работ советских е зарубежных авторов посвящено рскавам и пьесаи Ц.Фрлша.Значзтеяьно менее всследовапн его пубяицзотичесаае статья ..два "Днзвнзка"; в основяоа обращение к этой составоткеЗ творчества йачзпа^г— ся в семидесятые годы.При этой лятерату'чзведа обэтто ограничиваются привлечении« небольшого по объему материала /У.Вайс-щтайн.Э.Пульвер.М.Юргенсен.М.Батлер/.но есть з работы,посвященные определения рола и значения ггубл^тлстико-даевниковоЭ Ллния в творчестве М.Фриша /Т.Леягбсрн,Р.Казер/.

Невелика /в сравярнии с романами и пьесами/ и исследован-ность повести "Монток" /1975/. Этому произведений посвящены по преимуществу отдельные статьи зарубе.таых /X.Майер,М.Ергея-сея,Р.Хартунг, В.Етауффахер,А.Креттла ,С.фон Хофе,М.Еатлер, К.:'трук,К.Пецольд,К.Гримм/ и советских /Н.С.Павлова.Д.В.Затонс-клй,Ю.И.Архип-в,В.Д.Седельник/ критиков, ;а также эссе писа- . т^лей Уве Яонсона.Кристы Вольф,Адольфа Мушга.

Для троизведенаЯ М.Фрита.будь то романы или повеста, характерна нравственно-этическая проблематика.По мнению писателя, необходимо разграничить задача художественного творчества и актуальной публицистики,которая призвана стать выраке-наем точки зрения художника на мир идей и события современности. В соответствии с этим Фриш практически исключает политику из сферы своих художественных интересов, выраЕая свои позицию по многим внутрвшвейцарским в ыировнм проблемам в ряде публицистических статей,первые из которых относятся к середине 30-х годов,в "Дневнике 1946-1949" я "Дневнике 1966-1971".

Публицистика а "Дневника" имеют и другуп ипостась:в них отражены взгляда писателя на искусство и литературу,на роль и задача художника в обществе.Они вобрали в себя также и размышления М.Фриша о выразительных средствах,сп, собах художественного воплощения действительности и форме произведений.Кроме того, "Дневника" вадолвявт еще и функцию "испытательных шго-

щадок", па которых опробуются замыслы будущих пьес.романов и повестей, что позволяет глубже понять истоки и пути движения замысла ныне широко известных романов "Штдллери/1954/, -Нолю $абер*'/1957/1 "Назову себя Гантенбайн"/1964/ и повести ^Монток".

Повесть являет собой начало нового и значительного эташ творчества писателя - этапа подведения предварительных итогов. Езлй в "Ноптоке" анализу и оценке подвергается жизнь и творческие принципы самою Макса Фриша.,то в последовавшей га наз повести "Человек появляется в эпоху голоцсна"/1981/ раздумья гзтора едут в лноа,"вселенском" направлении - он пробует ос-¿¿^з^гь перед ляцоа новых реальностей атомного века главные "нгогя существования человека ка земле.Предлагаемая работа начинает детальное исследование этого чрезвычайно значь гельного периода творческой эволюции писателя,что и определяет ее актуальность.

Научная новизна диссертации обусловлена тем,что предпринимается монографическое исследование повести "Монток",а тад -же обозначается ее место и соотношение с другими,как художественными,так и публицистическими,работами писателя,двумя его "Дневниками". До сих пор многие важные аспекта публицистически-дневниковой линии творчества уходили из поля зрения лигературоведов,поэтому представляется настоятельно необходимым четко обозначить взаимосвязь .которая существует ::езду этой линией и художественными произведениями - в частности,, тремя романами я повестыз "Монтох".

Цель данной работы заклгчается в определении места и значения помести,ставшей закономерным результатом воей предшест-вушей творческой эволвдии Ы.Фршаа.

Задачи.вытекающие из названной цели,состоят в уточнении эволюции взглядов Фриша по проблемам искусства и литературы; в исследовании истоков свойственного писатели разделения сфер' худоявственного и публицистического творчества; в выявлении преемственности в проблематике,внразатеяьннг средствах и отдельных приемах изображения .которую можно проследить,сопоставляя три романа и повесть "Монток". Необходимо отметить влияние,которое оказал Макс Фриш на последующие поколения швейцарских писателей /ведь в повести "Монток" речь идет об итогах пройденного пути,а это - один из их ряда/,а также значение,

:;»гсрое хлм »гъч-есгЕо сзс«тс-да дыг о^-; ^йкел "^аггэ" взейдарсхой .штературн среди других литератур,поскольку именно М.Фрип /наряду с Ф.Дюррекматтоу/ вывел литературу Гельвеции из тупика регионализма,воостановив в правах традиции И.Пгтхельфа.К.Ф.Майера,Г.Келлера.

Практическая деяность диссертации заключается в том,что она может быть привлечена как для дальнейшего исследования литературы Швейцарии послевоенного-периода,так и в работах, рассматривающих общеевропейские закономерности развития литературного процесса,а также в качестве материала для подготовки общих и специальных курсов истории зарубежных литератур.

Теоретико-методологической основой данного исследования являются марксистско-ленинские принципы партийности критики, историзм,системный и сравнительно-исторический методы советская школы литературоведения.

Апробация работы. Доклады по материалам диссертации были сделаны на аспирантском семинаре при кафедре истории зарубежных литератур ЛГУ /1987/ и на научной конференции преподавателей Волгоградского политехнического института /Т38Й/. По теме диссертации опубликованы две статьи.

Структура работы выбрана в соответствии с ее целями"я задачами .Диссертационное сочинение состоит из введения,трех, г-лв, заклпчениг.сптска литературы а примечаний.

Введение. В этом разделе работы определяется причины выбора данной темы исследования,говорится о степени ее изученности как в советском,так и в зарубежном литературоведении, указывается ее актуальность,называются цели и задачи,характеризуется рассматриваемый материал,формулируется новизна предлагаемого исследования.делается обзор критической литературы.

Первая глава отводится изучении проблемы родины и Швейцарии, тлевшей решающее влияние на всю творческую судьбу Макса Фрита. Первые подходы к осмыслению этой трудной и чрезвычайно важной для всякого художника проблемы очерчены в статьях,относящихся ко второй половине тридцатых годов. Главной побудительной причиной стала для него,безусловно,события, последовавиие в Германии после 1933 года. Эта страна была для Фриша и многих из его соотечественников "духовной роди-

г

ной",давшей "первые серьезные газнеобразупзие впечатления" (14,84)*, и поэтому из ощущения нелрерываемости культурной связи с Германией гсльветы черпала силы для собственного развития,из этой связи выростала их духовная самостоятельность. И вот теперь эти связующие нити рвалгеь одна за одной,заставляя Н.Фриша обеспокоиться судьбой Швейцарии. Именно поэтому вопрос - что же произойдет с Геяьведяeii.eeли Германия окажется иной? - стал в те годы главным для молодого писателя.

Однако в размышлениях М.Фриша рубежа тридцатых а сороковых годов обеспокоенность соединена с валевдой на то,что . ывейдаран - народ. ямещпЯ достаточно с ял для выполнения своих исторических задач,народ,способный духовка выстоять несмотря на свою малость. Но ухе вторая половгаа сороковых стала началом перелома во взглядах писателя на настоящее и будущее своей страны.

В первые месяцы, мара М.фраш едет в Польшу .Чехословакию, Германию,едет,как и раньве.не только за тем,чтобы увидеть эти страны,но,преяде всего,за тем,чтобы получить новый ракурс дня взгляда на Пвейцарию. Результатом поездок становятся серьезная переоценка прошлых надежд,связанных с Гельвецией,что нашло свое отражение в статьях.а такте в "¿невязке IS46-I949T Теперь с беспощадной ясноетьв писатель вядат.что его родина не выдержала испытания вэ^ваЯ в капитулировала задолго до "боя". Как никогда ранее он ощутил малость Гельвецза,ее зависимость от более сильных "соседок",в которо? 5рло еще не различил прямое следствие швейцарской духовной несамостоятельности .

Однако уже "Дневная. 1946-1949" .вшаедЕзЗ в cavoa начале пятидесятых годов,отразил новые стороны позиции его автора в этом вопросе .Так,именно в этом произведении писатель впервые раэдедая ранее еягную проблему родины п Швейцарии соответственно на две части и ухе более никогда не рассматривал их как связанные,но самостоятельные вопросы.

^ Здесь в далее цитаты с указанием номера тома о страницы даются ПО издана» -Frisch М. G-asaonelte Werke iE soitlichei Folge I93I-I985. -In 7 Band. /Hrsg. von H.lIayer.-Pr./as lisias Suhrkasp Verlag , 1976-1986.

Имепяо на стргавдах этого чДке«каяаи ¿ворше формугз-руется один аз основополаганянх Фрииевских тезисов:"Родина-это человек,чье существо мы слышим и понимаем"/П ¡, ,697/.Такое толкование сущности понятая "родша" не делает писателя космополитом,не лишает его родной страиы.Помимо нее в это понятие входит еще и человечество - такова "формула" М.Фриша. Таким образом бил. сделан решающий поворот в понимании "родины",в результате которого выросла в окрепла главная мысль всего творчества этого автора - идея человека, за которого и во тля которого стоит бороться со злом,вне зависимости от того,кто он по национальности.социальному происховдечив и т.п.

3 пятидесятые годы направление мыслей писателя остается неизменным,его взгляды по проблемам родины в Швейцарии уточняются, угяуб-тотся в деталях.!.!.Фрии много путешествует и в это деся-тьлетие,бывая в Европе и Америке,а эти новые возможности сравнения окончательно убеждают его в правильности своих выводов относительно основополагающих черт сегодняшней Гельвеции. ..

Бее более остро им ощущается ограниченность,провинциализм швейцарцев,сочетающиеся с "общепринятом самодовольством"/Й { , 241/. Страх перед новым - отличительная и наиболее губительная для нации черта гельветав.ведь он обрекает страну на застой, лишает ее исторического настоящего,а значат и будущего.

Крит":"Д ПвеЗцарии пятидесятых остра в резка,но у нее есть значительное и важное дополнение: М.Фрит выдвигает свои предложения,направленные на преодоление сложивЕейея ситуации, на возрождение "идеи Швейцарии",то есть идеи истинно демократического и гуманного устройства общества,которая только и могла вдохновлять отцов республики и которая,по его мнению, была забыта следующими поколениями.

Суть его первого большого предложения сводится к идее строительства нового швейцарского города,могущего стать делом,вокруг которого объединятся все заинтересованные в позитивных изменениях гельветы.Город,по мысли автора,долкен стать первым иагоы по преодолению неуверенности Гельвеции в собственных духовных созидательных силах.

Однако проект не был реализована этот неуспех отчаста можно считать-"заложенным в самой, его суги.Такие идея,как известно,возникали у Ле Корбюзье,а Оскар Ниыейер даже вопло-

тил их в своем бразильском варианте - но как разоплись в жизни замысел в результат! Сходная судьба,думается,ожидала в фрвшевское творение,даже если бы ему удалось собрать достаточно средств и единомышленников.

Проект датирован 1954,а спустя еще четыре года выходит программная статья писателя под примечательным заголовком -"Эмигранты". В этой работе он пытается развить и углубить свои дневниковые размышления о сущюсти понятия "родины". М.Фриш осознает, что ему как художнику необходимо "разобраться с национальным","не отрицая его в не делая своеК целыэ", поскольку невозможно,не впадая в идеализм,отрицать всякую • зависимость человека от его происхоэденал /1У, ,241/. Поэтому он ощущает потребность в еще одном разделении - понятий "родина" и "отчизна" / Ке1паь-'^ег1-\п1 /. Родина необходима, но она не связана с географически определенным местом ."родина - в человеке",а потому писателей,по мысли М.Фри-ша,связывает именно "утверждение единичного",изображение отдельного человека и "продуктивно-молчаливый отказ от отчизны вообще" /1У, ,241/. В соответствии с этим,по мнению автора статьи,ого внутреннее обязательство как художника не относится к родной стране - это "индивидуальное обязательство по отношению к правдивости".попытка создавать искусство,которое не будет ни национальным,ни интернациональным и подотхетсь над "идеологией и ее враздушимз фронтами" /П < ,242/. Неслучайно единственный его рома;: "Штиллер", в котором были рассмотрены швейцарские проблемы,вышел четырьмя годами ранее статьи "Мигранты" ,а последовавшая затем "Ного ']абер"/1957/ строится уже на иных основаниях.

Мысли,высказанные в названной статье,явились продуманным решением,результатом нелегких,длившихся немалый срок размышления писателя о родине и своем писательском долге перед нею. Поэтому сказанное в "Эмигрантах" уже приняло для писателя силу "закона",которому он подчиняется до сих пор.

Однако,что касается публицистики,то "швейцарская" проблематика сохранила в ней важное место. Дане более того - в шестидесятые годы выходпт рекордное по сравнении с предыдущим и последующим периодами количество статей,откликающихся

э

п te кля злые сторон:: яззня Гельвеции. В тх тюелехь р&л-аншюе* над ?еа, чхч кв в первую очередь ыедаег худсжаглн его страны вздеть в не** тему дая своих произведений,а тленно эту тенденцию все отчетливее гыяа*яют сочинения более молодых его коллег. Им.как и ему самому,метае* "внеисторячность нашего существования"/1У / ,?58/,которую М.Фриш впервые осознал в конце сороковых годов. По этой тричине швейцарская литература утрачивает свое национальное своеобразие,а новое послевоенное поколение писателей не интересуется даже недавним прошлым Гельвеция. Страна возникает в их произведениях лишь в виде "сельской или городской декорации",в результате обрекая себя на малопочтенное место "okoj.o литературы"Д ., , 372/. Свой вопрос - неужели Гельвецзя навсегда перестала быть темой для своих художников? - М.Фрии обращает в первую очередь к молодым,которые смогла бы изменять ответ на него,ответ пока положитечьный:"Литература - это волшебный прутик,где он гз приходит в.движение,там нет источника" /Ух ,373/.

По инициативе М.Фриша весной и летом 1966 года в швейцарской прессе проводилась дискуссия,участники которой пытались определить причины, приведшие к исчезновению национальной проблематики в литературе страны.Дискуссия и:.ела широкий общественный резонанс - в ней принимали учасгче как литературо- • веды, так и писатели самых разных направлений и возрастов.'

В статьях шестидесятых годов М.Фриш вновь упоминает о резиньяции,владеющей им, но добавляет к ней эпитет "борющаяся" ,"несдающаяся" ( eine kombattante fiesigaation - 1У>,242). Он не самоустраняется от "домашних" дел и вопросов и еще не оставляет как безнадежную мысль о возможных изменениях.Именно в этот период писатель ввдвигаег свое второе крупное предложение /после идеи о строительстве нового швейцарского город/, направленное на изменение самосознания его соотечественников.

Он выступает с двумя статьями под общим заголовком "Иностранное засилие",в которых размышляет о проблеме иностранцев в стране. Официальная пресса,прилежно муссирующая этот вопрос,указывает кок на большую опасность на увеличение чис- . ла приезжающих в страну на временное или постоянное жительство,поскольку это якобы реально угрожает национальному своеобразию Гельвеции .Писатель резко критически кс.-.-.гентярует эти высказывания,напоминая,что в Швейцарии все больше людей,которые,являясь швейцарцами по рождению и подданству,живя в стра-

не,не интересуются ею самой,и это куда более опасная тенденция для будущего республики. Кроме того,полагает М.Фриш,не следует ^забывать,что именно эмигранты определяли в предвоенные и военные годы духовную атмосферу Цюрихского театра и сумели многое сделать для "нашего понимания самих себя" / Уi , 889/. Автор призываем соотечественников выйти з?. порог своего "дот", без предубеждения и узости, навязываемо? Четырьмя "стенами".посмотреть на окружающий мир и на сам "дом" - иначе не удастся преодолеть "духовную стагнацию",которая ухе многие годы губит все новое и прогрессивное,парализуя силы, которые были бы нужны нашей стране для ее возрождения" /У. ,392/. Национальное своеобразие, духовную самостоятельность можно дохранить,уверен М.Фриа, только одним способом - творчески изменяя облик страны, изменяя в соответствии с требованют-з времени.

Особое г ее то в эволюции взглядов Фриша имеет второй и пока последний "Дневник 1966-1971".Пожалуй,именно это произведение позволяет концентрированно увадеть те изменения,которые произошли с точка»зрения писателя. "Дневник 1966-1971",и это общее качество обопх литературных дневников,становится для автора итогом предшествующего периода и одновременно - попыткой очертить контуры проблематики будущих работ.

"Швейцарская" проблема занимает' в нем значительно более скромное место по сравнению с "Дневником.1946-1949",и первое, что обращает на себя внимание - это изменение общего "настроения", когда надежда сменяется нежеланием продолжать сьл! разм: ления.Это нежелание наилучшим образом свидетельствует о глубине разочарования писателя в результативности своих усилий, а невозможность навсегда отказаться от обращения к "швейцарс-' кой" проблеме еще раз подчеркивает нерасторжимость его внутренней евчзи со своей страной,связи,полной настоящего драматизма.

В этом "Дневнике" Фриш вспоминает о периоде второй мировой войны,о первых послевоенных годах, о некоторых че&лиях сегодняшнего дня Гельвеции. В содержании этгт неболышх замечаний немного нового по сравнению со статьями,но здесь меняется манера размыпленйй - автор подчеркнуто субъективно говорит о Швейцарии. Он акдентрирует личное отнонение к стране, утрату своих надежд на возможность изменения стереотипов, определяющих швейцарское самосознание.Однако гарантией обье

.гз:»о2 ценности выводов М.'Зрипл слух::? га ^дательностъ.с ко- 1 торой он изучал недавнюэ истории альпийской республики - период второй мировой всЧны /о чем очевидным образом свадетельст- ; вует "Солдатская книжка"/1973/,а та :же то,что его мнение разделяет подавляюцее большинство швейцарских^ писателей .Среди них Я.Епксель,Э.Педретти,А.Мушг.О.Штайгер.П.Ницон.В.М.Дяггельман„ Г.Ппэт,П.Фукс,У.Видмср,П.К.Верли,В.Фогт,Л.Вююс,Э.Ма? -.ан и др.

Нить дневниковых размышлений подхватывается в "Солдатской книжке".Это уникальное по своему заделу произведение, поскольку в нем "оспаривается и ревизуется другое"/Н.С.Павлова/ - "Листки из вещевого мепжа"/1940/. Спустя три десятилетия, разделяющих обе эти работы,многое яе просто видится писателя иначе - он вынужден переосмыслить прошлое,исходя из открывшихся фактов и документальных свидетельств,не оставляющих места иллюзиям и домыслам. Анализ Фактического материала приводит ею к выводу о том,что война стала пробным камнем,о который разбились последние осколки "швейцарского мифа", Швейцария жила в параличе страха,а страх нередко ведет к предательству - например,к возвращению в рс 1х бежавших ев; зе:. .которым т^.1 грозила неминуемая гибель. В тексте приводится немало фактов подобного рода,они преобладают над свидетельствами си;:н духа и стойкости швейцарцев,я это,по мнении автора,необходило осмкслить.Гельветы д&ляа задуматься наконец о своем реальном,вовсе не "безоблачном" прошлом и в соответствии с этим строить свое настоящее,определять свое место в мире и свое отношение к событиям,происходящим в нем."Непреодоленное швейцарское пропиое" отзывается и будет отзываться на поступках страна,которая сегодня,в начале семидесятых,отказывает в политическом убежище чилийцам-противникам пиночетовско-го путча,исходя.как и тридцать лет назад,"из в зшах интересов страны и' полного нейтралитета" /У1/ ,590/.

"Дневник 1966-1971" и "Солдатская книжка",помимо общей проблематики,обладают еще одним, свойственным им обоим качеством - они представляют собой два этапа на пути создания повести "Ыонток". В 1971 году Н.Фришу исполнилось шестьдесят лет, и мысль об итогах прожитых десятилетий побуждает к воспоминаниям. Оба эти произведения стала первю'а попытками подведения предварительных итогов, расчета с просишь,и, в част-

яости,суммирования многолетних раздуляй о своей стране.

Заканчивая рассмотрение "швейцарской" проблемы, необходимо упомянуть еще об одном произведензи - статье "Швейцария как родина"/1974/.В ней М.Ориш.ухе в который раз пробуя очертить контура понятия "родина",пишет,что в него входит и природа,и место,где родился и рос,и язык,и еяе многое другое,но только не приспособление к условиям существования таи,где появился та свет и дивешь. Стремление слиться с так называемым "больганстаом",освобождающее от личной ответственности, ведет к распаду личности,» утрате сачоидентичнсетз,а' истинный патриотизм несовместим с этим. Поэтому художник „дв!-¡Зжей свои .всегда страшиться к тому .чтобы его

народ обрел язык,отличный от языка приспособления - в атом исполнение его долга перед родной страной.

Так в тугой узел завязываются сразу несколько проблем,нг ведших в творчестве У.Фриш своеобразное воплощение - ответе-, венности человека за себя и за мир,в котором он живет;самои-дентифакации;проблема родины и,наконец,"швейцарская" проблем* Именно так,в прочной взаимосвязи,думается,и следует их рассматривать.Только личность определяет "лицо" народа,поэтому проблемы отдельного человека в их мнимой локальности воспринимаются писателем как центральные,леяащие в основе всех других. Этим обьясняется предпочтение писателем в качестве главной в творчестве проблемы самоосудествления личности,Это пот гает также понять и трактовку проблемы выбора в его произведениях и отчасти его нежелание разрабатывать узко швейцарску] проблематику в художественном творчестве.

Как показывает анализ публицистика и "Дневников",Ы.&риш приложил немало сил для того,чтобы изменить самосознание швейцарцев,я его труд не был напрасным,хотя сам писатель склоняется именно к такой точке зрения.Его деятельность разрушила стену молчания, заставила многих задуматься над феноменом "швейцарского мифа"."Он первым обратил внимание писателей на недостаточность "присутствия" Швейцария...в латера-туре"/В.Д.Седельник/,обретя себе немало стороннаков.в первую очередь,среди своих коллег.

Во втотюй главе диссертации рассмотрена эволщия эстетических взглядов М.Фриша,определены доминанты его прозы,просл( жена преемственность в использовании художественных приемов

о изображения.

Обращение к проблемам культуры,искусства на прзмерэ родной страны.как отмечалось в первой главе,стало началом формирования личности писателя. Послевоеннкй этап размышлений М.Фряша характеризуется углублением проблематика.

Главным в те годы для него стал вопрос о причинах двенад-сатилетнего господства фашизма.Размышления приводят писателя к убеждению,что виной тощ "нереальность немецкого духа",разрыв между культуpol и жизнью,когда культура понимается как "благородный богок",ках эстетическая "гимнастика".Страшные последствия такого разрыва показала война - он пороадал не просто отдельных монстров,но,как пишет (Л.Фриш, превращая в нслтей с л та а тысяч.Этот вывод художественно воплощен писателем в пьесе "И снова она поют"/1945/,герой которой Герберт,становясь нацистш, убивает своего школьного учителя.проповедовавшего отвлеченные идеи добра и красоты.Герберт решается на преступление,чтобы раз и навсегда покончить с мучительным для него разрывом меа-ду тем,чему его учил старший учитель,и тем,что реально существует в действительности Германии тех лет.

Что же такое истинная культураТПисатель не претендует на всеобъемлющее определение,но,главное,по его мнению,монно сформулировать гак:кулыура - это наш гражданские достахеная.каша-коллективная позиция,а "не отдельные худокественные ила научные достижения отдельных творцоз"/П < ,342/.Так М.Фрзш вплотную подходит к необходимости разрешения ют себя одного из важнейших вопросов - вопроса о соотношения искусства и политика.Раз- • рыв между ними невозмоаен,полагает писатель,но пути соединения политической проблематики и художественной стихии в рамках одного произведения остаются для него не вполне ясными .В "Дневнике 19<1б-1949" он подробно размышляет о том,что ни "эстетическое",ни идеологически окрашенное искусство неприемлемы для него.Однако,не умея найти нечто промежуточное, Фриш решает заместить понятзе"илеологав" на другое - "критики".Примена-тельно к художественному произведению критическое начало призвано уравновесить эстетическое,а в нахождении "баланса" мекду ними он видит "постоянную и самую прямую задачу каждого художника" Ali ,702/.

В рассуждениях М.фриша обращает на себя внимание изначальная невозможность сосуществования эстетического и идеологичес-

кого в искусство. В отои - закояоаеряий итог его 'раздущ? о войне.Он не верят,что культура,искусство спосослш влиять на мировые события,а поэтому необходимо раз и навсегда отказаться от такого рода иллюзий,предпочтя прямое политическое высказывание или действие. Через образ архитектора Етиллера из одноименного романа писатель художественно вырагхт итога своих/и не только своих/размышлений о рола искусства в свете уроков ыинувпеЯ войны.

В "Дневнике 1946-1949" автор подробно разъяснил свое пони мани-* критики. Это,по Фришу,превде всего отрицание зла в человеке,а не ca'.iOi о человека,и поэтому несостоятельны все упрека ¿р "нигилизме","разрушительстве",так часто звучащие в адрес Брехта,Уальдора,Сартра,Х&гера.^азве искусство должно зан;г»ать-ся лишь "красивым"? - задает вопрос писатель,добавлю,что гетевск«3 принцип звучит иначе - "искусство занимается трудным и добрым". Умение писать правдиво дается нелегко,но правда,даже горькая,всегда несет добро,полагает М.фряв,призывая не бояться критики,не бояться говорить о негативном.

Однако сильное критическое начало в творчестве писателя не имеет равного ему утверждающего,полокательного,и эта слабость будет проявляться с годами все отчетливее.Фриш шт^ет, что призван трудиться для некоего абстрактно мыслимого "общества будущего ".которое еде не доказало свои япзнеспособност! поэтому его позиция по большей часта сводится к отчашной caí« обороне",так и не перерастающей в нечто большее (11^,375).Это: горький итог найдет свое подтверждение ч~рез годы - в повести "Ыонток".

Такая позиция М.Фриша усугублена и одиночеством,на которое обречен всякий художник,одиночеством,по мнению писателя даже двогяым - в процессе творчества и в случае "художнической неудачи",когда не удается остаться правдами, шш не находишь должного понимания и отклика у окруааицах.

В публюгстических статьях и первом "Дневнике" автор нем; лое место отводит и размышлениям о назначена и задачах художника. По его мнении,лучшей формулой для этого могут служить слова Генрика Ибсена:"Я здесь,чтобы спрашивать,а не отве чать"(П1,467-468). Вообще,продолжает М.Фриш,требование ответа на все вопросы, относимое к литературе,не вполне искренне.

ведь лзобой ответ, претендующий на всеобщность, будет уязвим. Главное - верно определить и обрисовать насущные вопрос?! современности, а ответ на них каждый должен искать caí.). В этом случае мастерство художника далаяо преягаттьет в juetm« применять ' гетевский принцип показа противоречий, которые свойствены всем предметам и явления?.». Правдивость изображения, по шсли М.Фрп-ша, напрямую зависит от этого, умения. Претворяя свои принципы в художественной практике, писатель неизменно стремился избегать "одномерности" образов, окончательных "определений". "Не сотвори себе кумира," - эту заповедь Моисея он выбирает з качестве главного "девиза" своего творчества.

Продолжая свои размышления об избранной форме вопроса, М.Зриш пишет, что это не просто его личное художническое пристрастие. Наблюдая жизнь, встречаясь с людьми, он приходит к мысли о том, что поэвдзя большинства его соЕре:.;зяников может быть сравнима именно с вопросом. Что знак враменз, омгачлгел!чая особенность периода послевоенной переоценки ценностей Поэтому он а многие из его коллег тяготеют к эскизу, наброску, и это не слабость, а напротив - единственно возможное спасение л та него и его современников, которое не позволяет "замереть, застыть духовно" (ütI 450).

Понятия "ускизя", "Фрагмента" знакомь: по произведениям немецких романтиков, и Фрзп, как многие из его коллег, ощущают своп связь с ними. Романтики выдвигали требование формы, "отвечающей жизни в ее движении"*, а это требование становится главенствующим для писателя. Выбору верной форма он будет неиаченно уделять первостепенное внимание.

Размышляя об эскизе, Фриш видит немало возможностей для его применения. Так, в "Дневнике I94S-I94S" он подробно рассматривает под этим углом зрения дневниковую форму вырабатывал "каноны" нового литературного дневника.

Он говорит также о перспективах существования тех или иных литературных жанров, приходя к убеждению, что■эпическое освоение мира уже невозможно а жанр драмы наиболее пригоден для отраже-

1 Берковскай Н.Я. Романтизм в Германии. - Л.: Худ .лит. ,1973. -С. 81.

няя сегодняшних реальностей. Неслучайно на всю жизнь у писа»*-ля сохранится пристрастие к театральному действу, к. реяетицг-ям - этому празднеству эскизности, а многие из его пьес будут прётерпевать многократные переработки.

0 Закономершсл в этой связи видится и келзхяе М.Фриша применить принципы брехтовского театра, в частности, его "э'М-.;кт отчуждения" к недрачатической художественной прозе. Наиболее ярко писатель воплотил это желание в романе "Назову себя Гантенбайн"

Подводя итог рассмотренному периоду развития эстетических взглядов писателя, можно сказать, что к началу 50-х годов его пози .ття по основным вопросам культуры я искусства была определена и в -ьнейием подвергалась лить корректировке в деталях, дгглублялаоь по отдельным аспектам. Так, например, возвращаясь к уже решенному для себя вопросу об ответственности художнма перед лвдьми, М.Фриш размышляет о том, каким образом могут складываться взаимоотношения писателя и общества и как они могут влиять на его творчество.

В своих статьях, интервью ы.Фраш часто возвращался к мысля о вторичностн теории в его творчестве, подчеркивая свое решительное нежелание присоединяться к какой бы то ни было философ кой или эстетической группировке - "создать себе кумира". Он всегда предпочитал "искать" в одиночку, хотя ато и не исключало его интереса к философии (Х.Ортега-и-Гассет, французский экзистенциализм, Л.ПЬпенгауэр, О.Иценглер, М/Хайдеггер и др.) и его "накомство с современными литературными теориями."

Шесте с тем, этот "антитеоретический" настрой писателя н£ исключает наличие собственно фрвшевской ■. зорля, определяющей весь строй его художественно;: прозы. Так, романы этого автора можно отнести к разряду "центростремительных", поскольку в них четко прослеживается сосредоточенность на.индивидууме и его проблемах, а мар изображается, преломление через сознание человека, который есть не просто частица "того мира, а узел стяжения его противоречий. В этом очевидно влияние наследия романтизма, сказавьэеся на творчестве и многих других п..гателей

(Бёлля, Андерша, Ханлкс, Грасса, Бахман, Хермлина, Зегерс и Др.).

Проблема сакоидентяфнкацаи, выбора и перевыбора своей личности - главная во всех трех романах Макса фрзса: "Нельзя быть братом другим людям, если ты отрекся от самого себя". Писатель

17 -

■-знает, что побудить человека к борьбе за заменен а с качества своей личности непросто, дм этого необходимо вытолкнуть его из привычного круговорота вещей и событий, поставив в критическую ситуацию (сходного убеждения придзржававтся, например, та-' кяе разные писателя, как Ж.Сяменон а Ф.Дюрренматт). Герой ша ставится в результате перед необходимостью выбора,а точнее, перевыбора себя, причем выбор не есть предпочтение наиболее удобного на данный момент способа существования, это всегда трудный шаг, сопряженный с преодолениями и высокой степенью ответственности за него.

Все три предшествовавших "Монтоку" романа писателя написаны в íopwe дневника - и это тоже характерное качество его творчества. У всех них открытая концовка, далекая от того, чтобы разаязать все узлы я ответить ка все вопросы. Главная установка автора - на сомыслие читателя, который самостоятельно разреоает предложенную проблему.

Протагонисты романов М.Фряша - вовсе не герои-триумфаторы: их путь ведет в тупик резиньяции или обрывается смертью. Герой-¿»ужчкна неяаменно соотнесен с жянскима образами, призванными оттенить главные черты его личности (Штиллер - Шика - Сибилла -Аня - Флоренс; Фабер - Ханна - Сабет; Гантенбайн - многоликая Лиля - Каш:ла).

Достаточно стабилен круг проблем, рассматриваемый в произведениях писателя - проблема памяти, невиновности и вины, возраста и старения, эмансипации мужчины и женщины а др.

Особенности эстетики ГЛ.Фриша обнарукиш как в трех романах, так и в повести "Монток", ставшей закономерным итогом предаествук;ей творческой эволюции писателя и одновременно -началом нового этапа, имеющего свои специфические черты.

Третья глава посвящена идейно-художественному анализу повести "Монток".

Это пока единственное автобиографическое произведение писателя. Говорить о себе, "не прячась за ввдумкамя" (М, 142)1 -задача непростая во многих отнесениях, и это осознается писателем вполне, свидетельств чему немало в "Дневнике I966-I97I".

* Здесь и далее щтаты в указанием страниц даются по изданию -55>щв .м. Монт§й // Фркш %¡ Повести - М.: "Прогресс", 1982.

Сложпоста, воз.чикаквае при этом, носят достаточно обьезжакаЗ характер в общаются разними писателями, хотя способы их преодоления могут быть различны.

"Рассказывать" - это опасное занятие, в "рассказчике" все да таится бахвал...," - заметил Г.Бёлль в "Письме моим сыновья или Четыре велосипеда". Эти же опасения возникав и у его свей царского коллеги, который решает противопоставить ггйЬя опасности смешение двух способов повествования - от первого и от третьего лица, поскольку в разных ситуациях, по его мнению, правдивость достигается лишь при помощи одного из способов (пралм, знакомя по произведениям Н.Мейлера, Г.Миллера, В.Гаме ровича, У.Фолкнера).

Ф Сложность иного рода, возникающую при работе с автобиогра фическим материалом, отметила К.Вольф: "Книга, чтобы стат- "ре листичной", должна иметь несколько планов". Именно так с.троатс ее "Пример одного детства", "Вишни свободы" А...ндераа, "Юность В.Кёппена, "Вечерний свет" С.Хермлина и, наконец, "Монток" М.Фриша. Последний йтроит повесть в двух планах: в условном настоящем (поскольку это уже прошлое для автора, хотя г отделе ное лишь одним годом) и в прошлом. При этом обе составляющие структуры произведения не являют собой некой последовательное! выверенной хронологически - они распадаются на эпизоды, которы довольно прихотливо перемешаны и, кроме того, орнаментованы це лой россыпью второстепенных мини-эпизодов, лирических отступле ний, цитат, городских зарисовок и прочего. Это почти нарочитая "неупорядоченность" отражает саму стихию памяти, о законах кот рой Фриш начал задумываться еще в первом "Дневнике".

Третий род сложностей, гредполагаемых автобиографическим повествованием, относится к манере, тону авторского рассказа. Г.Бёлль в "Письме моим сыновьям" решительно отказывается от "литературности" и склоняется к манере бесстрастного "иаформир вания" читателя. М.Фриш также заявляет о своем намерении занят "позицию простодушного рассказчика", который не станет ничего "выдумывать". Более того, писатель пробует идти епг дальше по этому пути - он отказывается обслуживать свезыи историями "какую-то там общественность", решкв писать не для читателей, а для узкого круга друзей и знакомых. Это заявленное в эпиграфе из М.Ыонтеня и повторенное в тексте повести намерение звучит

как-бы визовом всему тону,что делалось писателем до этого. Он ставит перед собой "антицель",пытаясь проверить на крепость свои прежние принципы,ревизовать прошлое. Итог.проверки лишь еще раз подтверждает верность тех законов,которые определяла творчество й.фриша.

Художественная ткань повести,как и трех предыдущие романов,фрагментарна .раздроблена на эпизоды,среди которых нетрудно выдели!ь ключевые - воспоминания о матери,йнгеборг Бахман,друге детства и юности,скрытом под инициалом Б.,Марианне ,Терезе5 Кете, разыцаления о писательском труде,о смерти и старении, о ранга и славе. Говоря о себе,автор выбирает,и это очевидно,самое трудное,ок предельно искренен,а пидчас беспощаден к самому . себе. Перед читателей предстает колеблющийся,мучимый прошлыми ошибками а в::ной человек,его мысли и его терзания понятны 'другим людям побугдают их так же чэстнз г.одуиать и своей виака. 3 этом главный смысли лритягател1,ность повести.

Главный герой "Ыонтока" соотнесен с целой галереей аенс-ких образов,причем,с ними связан как пласт настоящего/Линя/,так л пласт воспоминаний Дать,первая :хона Гертруда,подруга юности Тереза,Марианна,стараая дочь,йнгеборг Бахман/. Взаимоотношения • с какдоЯ мз них проясняют отдельные черты личности протагонис-та^омогают понять его мысли о необходимости эмансипации как мужчины,так V. женщины,обнаруживают тот комплекс вины мужчины по отношению к женщине,который,как отмечают исследователи,во всевозможных ракурсах показан в романах и некоторых пьесах М.Фриша,

Преемственность наблюдается и в круге проблем,рассмотренных в повести. Однако,как это характерно для писателя,эти проблемы показаны с "точки зрения нового ог-ыта",на ином жизненном материале и при ином "освещении" временен. Так»например, значительно более глубоко и всесторонне осмыслены проблемы старения к смерти,уже знакомые по роману "Назову себя Гантенбайн" и "Дневнику 1966-1571". Если в романе писатель лиаь прикасается к этим всечеловеческим вопросам,то в "Дневнике" они исследованы более детально, В этом произведения есть целая цепочка но-взлл,рассуадеш:2,объединенных под общим заглавием "Ассоциация свободного выхода из зизя-:". Автор размышляет как об общечеловеческих аспектах этих проблем,так и о том,каким образом влия-

ет старение ка личность художника. Поэтому при анализе "Моатохз обращение к "Дневнику" помогает выявить истинную смыслов?» ьа-полнекность отдельных, нередко довольно лаконично сформулирова! ны5с мыслей в замечаний.

Вместе с тем, повесть "Монток" отличает от романов то, чт< в ней представлены политические реалия сегоднялего мяра. Пуст немного, но М.Фриш говорит в повести о гонке воору:..г&!.1, о Сое диненных Етатах а Советской Союзе, о Чили. Л эти отрывочные -а ыечаняя вновь возвращают к "Дневнику 1565-1971", мысли которог помогают пояснить, уточнить и дополнить сказанное в "!.!оятоке".

Влияние идей немецкого романтизма, характерное для творчества Ы.фриш, проявляется в повести в новом виде: в текст" •Зфиводятся пересказы снов, соотнесенных с размышлениями автора проясняющих их. Использование этого приема присоединяет повеет к общелитературной традиции творческого осмысления наследия ро кантиков, в русле которой находятся произведения Т.Манна, А.'-1« герс, С.Хермлина, Ф.Фшана и др.

Повесть "Монток", как пееазывает предприняты;: в работе анализ, является закономерным и органическим продолжением тв ор ческих.поисков писателя как в области проблематики, так и в об ласти формы, и одновременно - обнаруживает немало новых черт, открывая новый этап в творчества .'Л.Фриша. Кроме того, повесть стала ярчайшим и одним из первых примеров наметившейся в семидесяти е года в швейцарской литературе тенденции к созданию авт чиографическах книг, когда дневник превращается в "ь^едпочитар-мую всем другим структурную модель для романа я повести"(К.Пе-цольд), о чем свидетельствуют книги АЛуг-га, В.М.Диггельыана, ГЛейтенегер, К.Гайзера.

В заключении подводятся итога исследования, отмечается не обходимоеть комплексного изучения творчества писателя (публицистики, дневников и художественной прозы). "Монток", представ ляя собой итоговое произведение, побуждает обратиться к начал; творческого пути писателя. Исследование этого пути позволяет выявить опредгдяпцую для всего творчества проблему - проблему родины. С нее началось и ею определялось развитие .М.Фриша как художника.

Вместе с тем, это произведение является частью швейцарехо го ■ общеевропейского литературных процессов, отражая общие тенденции ах развития.

В повести подводятся предварительные итоги киеня и творчества М.Фрица, и, пожалуй, одним из главных в их числе будет то, что благодаря ему литература Гельвеции выи7"} из узких рамок регионализма, восстановив а правах трутня и Г.Келлера в К.Ф.Майера,

I ?.'лкс Фриш. Дневники (М.Фриш и Швейцария) // Сборник "Зару-бежгзя мемуарная и эпистолярная литература". - Ленинград: из-во ЛГУ. - 1987. - Вып. 3. - С. 91-99.

2. Автобиографическая проза М.Фриша ("Монток") // Проблемы референции в языке и литературе. • Тбилиси, 1987

■ 1

По теме диссертации опубликованы слэдуящяе работа:

г.