автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: Малые жанры в русской юмористике 1880 - 1886-х годов и Чехов - пародист
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Шаталова, Н. С.
1. Введение . 3 стр.
2. Глава I. Творчество раннего Чехова в зеркале критики.16 стр.
3. Глава II. Освоение Чеховым традиционного юмористического жанра пародии. Особенности чеховской пародии. Пародирование как стилевая черта юмористики Чехова. 43 стр.
4. Глава III. Обновление жанра пародии.
Чеховские романы как синкретичный юмористический жанр. 107 стр.
Введение диссертации1994 год, автореферат по филологии, Шаталова, Н. С.
Бурное развитие литературы в России второй половины XIX века - факт общепризнанный в мировой науке, но недостаточно изученный во всех ее проявлениях.
В настоящее время историка литературы интересуют причины стремительного развития художественных жанров, в которых проявилось реальное содержание литературы этого времени. Восхождение литературы к высокой художественности, приобретение ею огромного, поистине всемирного отклика происходило вместе с освоением новых словесно-речевых, жанровых, собственно образных форм, в которых и неразрывно с которыми выражалось содержание.
Открытие практически любой новой грани отражения жизни русского общества отзывалось существенными сдвигами в поэтике, в системе словесно-речевых, структурно-жанровых, характерологических средств образного преломления быта, общественного уклада, лиц, событий или общественных и личных отношений между людьми. Отражая существовавшие типы поведения, характеры, типические ситуации и конфликты, литератор выражал свое субъективное мнение по поводу изображаемого. Литературный процесс в России второй половины XIX века отличался, как известно, большой сложностью. Обострение социальных отношений наложило отпечаток на развитие общественной и литературной жизни, вызвало развитие различных литературных л - Ч: направлений как сосуществовавших друг с другом, так и яростно оспаривающих свое право на иное видение мира, его отражение в литературном произведении.
Историки литературы отмечают странное сочетание новаторских начинаний с изживающими традициями, трезвый, обличающий социальный анализ существующего строя и тенденций примирения с ними, вершинные проявления критического реализма и утопизма просветительства, подчас переходящего в проповедничество. Это и ряд других взаимоисключающих тенденций пронизывают творчество отдельных писателей, накладывают отпечаток на целые направления и течения. Современные возможности накопления научных данных позволяют найти новые определения тех направлений в литературном движении второй половины XIX века, которые ранее вошли в историю с односторонней оценкой. Одним из них оказалось так называемое "развлекательное направление", отождествляемое усилиями критики с деятельностью группы "безыдейно-развлекательных" юмористических журналов и журналов с юмористическими разделами: "Стрекоза", "Будильник"., "Осколки", "Иллюстрированный бес", "Зритель", "Свет и тени", "Мирской толк", "Москва", "Развлечение", "Русский сатирический листок", "Колокольчик", "Маляр", "Шут", "Фаланга", "Гусли", "Маяк", "Пчелка", "Добряк", "Эхо", "Ребус", "Нувеллист", "Нива", "Нева", "Иллюстрированный мир", "Огонек", "Природа и охота", "Россия", "Кругозор", "Детский отдых", "Родник" и др.
Н.К.Михайловский, Н.В.Шелгунов, Г.З.Елисеев, а также безымянные рецензенты подчеркивали безыдейность читающей эти журналы публики, помноженную на собственную безыдейность автора-юмориста, как доминирующую черту развивающейся русской юмористики 80-90-х годов, отступившей от лучших традиций сатиры демократов-шестидесятников. Однако нельзя отрицать, что в активной деятельности авторов русских юмористических журналов (а их насчитывается более 200 человек, составивших "сатирико-юмористический цех", сотрудничавших с Н.А.Лейки-ным, И.Ф.Василевским-Буквой, А.Д.Курениным и другими издателями и редакторами) отразилось неповторимое индивидуальное восприятие русской действительности, в той или иной мере воспроизводящее господствующие в данную эпоху идеи, мнения, оценки, чувства, способы познания и осмысления действительности. более того, сам тип литературного повествования (юмористический, комический), формы жанрового выражения жизненного материала, собственно даже словоупотребление и отношение к нормам языка - все это определено господствующими стилями, нормами поэтики, устойчивыми запросами читателей.
У юмористических журналов России второй половины XIX века был свой читатель: в основном городские низы и демократически, оппозиционно настроенная интеллигенция, которая искала в литературе возможность для выражения неприятия существующего строя, но не имела четкой программы социальных преобразований. В этой либерально-обличительной прессе 30-90-х годов молодой Чехов прошел школу художественного мастерства, для этих юмористических журналов создал шедевры русской юмористики.
Каждый юмористический журнал имел свое лицо, но лучшим, по признанию современников, был журнал "Осколки", в котором сотрудничали Н.А.Лесков, Л.Н.Трефолев, Л.И.Пальмин, П.П.Гнедич, В.В.Еилибин, А.Лазарев-Грузинский, Н.М.Ежов, В.Л.Гиляровский, П.Монтеверде. Для А.П.Чехова это был фактически единственный журнал, где он печатался постоянно с 1882 года.
В данной работе преимущественно внимание будет сосредоточено на творчестве раннего А.П.Чехова в период его активного сотрудничества с русскими юмористическими журналами в 1880- 1886 годах, период становления чеховского таланта, первые шаги формирования и развития чеховского стиля, поиски писателем выразительных жанровых средств, среди которых пародия занимает ведущее место. В данной работе анализируется поэтика чеховской пародии, эволюция этого жанра в русской юмористике 1880-1886 гг.
Развлекательно-обличительное направление журнала "Осколки" предопределило жанровое многообразие каждого из его номеров. На примере этого журнала особенно отчетливо представляются сильные и слабые стороны развития жанров юмористики, особенности творческой манеры А.П.Чехова как одного из талантливейших сотрудников. В "Осколках", пожалуй, в наиболее концентрированном виде выразилась та общая устремленность юмористических изданий, которая составляет общий признак данного направления: осмеяние существующего строя с общедемократических позиций. Вместе с тем "Осколки" как типичный русский юмористический журнал не был свободен от проявлений натурализма, его обличительная тенденция часто притуплялась, на первый план выдвигалось чистое развлекательство, в отдельные моменты угар шовинизма заволакивал страницы журнала, а нередко журнал сползал к пошлости.
Причины, на основе которых можно было характеризовать
Г-1 I содержание журнала то как безыдейное, антидемократическое, то как передовое, социально-злободневное, были очень разные. Первая из них - запросы читателей юмористического журнала "Осколки", вторая - концепция его издателя Н.А.Лейкина (см. далее стр. 19-22 нашей работы). Социальный портрет читателя юмористических журналов разнолик. На этого читателя ориентировались издатель и редакторы, его интересами определялся социальный объект осмеяния, а также- программа и концепция журнала (см. письма Н.А.Лейкина А.П.Чехову и другим литераторам) .
Объектом осмеяния фактически оказывается вся русская действительность, основные социально-политические устои общества, в первую очередь купец: "Чаще и более всего "Осколки" смешат за счет купцов. Ни одна, кажется, черточка этого социального типа, ни одна сторона купеческого быта, ни одна грань сословного мировосприятия не осталась не осмеянной. Во всем обнаружена корысть, злобно-капризный "нрав", тупое невежество и утомительное, злобно-подозрительное отношение к "нигилистам", "чистоплюям" и прочим "антилигентам". Не менее последовательно обличаются пережитки крепостничества - в форме разнообразных насилий и надругательств над личностью подданных Российской империи: подавление свободы мысли, свободы поведения, свободы выбора жизненного пути"1.
1 Н.И.Белоцерковская. Журнал "Осколки" и его место в развлекательно-обличительной беллетристике первой половины 1880-х годов. - В кн.: Вопросы характерологии и истории литературы. - Горький: ГГПИ, 1973, с.86.
Для журнала была характерна общая тенденция насмешки над властями, над главной опорой российского правопорядка - чиновником. И все же для "Осколков" характерно терпимое отношение к объектам своего осмеяния. Издатель и цензура позволяют авторам-юмористам смеяться над человеческими пороками, но ни в коем случае не возмущаться, не клокотать ненавистью, не пылать гневом, не бурно протестовать против социальных пороков общества.
К 1881-82 гг. развлекательно-обличительная юмористика уже вполне сложилась в особую "отрасль" русской литературы XIX века. У нее были свои жанры: рассказ, сценка, афоризмы, разнообразные пародии и т.п. Она, собственно, выступала преимущественно в обличии пародии: она осмеивала путем передразнивания .
Чехова в "Осколках" отличала большая отшлифованность, более высокая художественность, большая социальная насыщенность и больший психологизм. Надо понять правильно: ничего такого, что отличалось бы от уже сложившегося и открытого, что давало бы принципиальное новое, ранее неизвестное, - Чехов в "Осколки" не принес. Он был лишь более талантливый, нежели другие сотрудники - и в этом отличие его от них.
И вместе с тем Чехов уже с первых шагов стремится внести нечто такое в свои юмористические рассказы и сцены, что придало им несколько отличный от произведений "осколочных" сотрудников характер. Он стремился к достижению большей отчетливости характеров, причем, добивался одновременно двух целей: обнаружить и показать социальную природу, социальную насыщенность характера (именно как отпечатка социальных обстоятельств его бытия, включая сюда и специфические особенности миропонимания и чувствования вполне определенного типа) - это с одной стороны. А с другой - он добивался индивидуально-личностной ясности, чтобы социальный тип предстал именно лицом, вполне конкретным человеком со своей душой и неповторимой манерой поведения, чувствования, речевого изъяснения .
Если подходить с точки зрения развития литературы в целом, то и в этом стремлении Чехова фактически нет ничего принципиально нового: после типов-характеров натуральной школы (дворник, денщик, водовоз, казак, цыганка и т.п.) каждый новый крупный образ (Базаров, Рудин, Обломов, Анна Каренина и т.п.) - это и тип и характер, неповторимая личность и многократно встречавшийся "знакомый незнакомец".
Но так было в большой литературе, в психологическом и социологическом реализме И.С.Тургенева, А.Н.Островского, H.A. Некрасова, М.Е.Салтыкова-Щедрина, Л.Н.Толстого.
В юмористике же этот процесс едва-едва начинался. Саше задачи ее и сложившиеся формы (пародия, коротенькая сцена, бессюжетные афоризмы и объявления и т.д.), исключительно малый объем юморески - все это, казалось бы, противодействовало созданию образа-характера, в котором определенный тип общественного поведения раскрывался бы в оболочке индивидуаль-ноличного поведения и чувствования.
Принцип создания юморески вначале был чисто количественным: сокращалось число строк, отводимых на сюжетное (как в рассказе или малой повести) раскрытие характера. Соответственно сокращался и материал для построения образа: опускались многие предметы внешнего вида, портрет сводился к "паспортным" примерам, усекались и отбрасывались многие детали обстановки, элементы сюжета, - самая плоть образа "истончалась, усыхала". В результате такого "прореживания" даже определения и глаголы сильно сокращались, появляются назьш-ные предложения в "началах". Авторские характеристики перерождаются в ремарки. Речь персонажа становится едва ли не главным средством раскрытия его как определенного характера.
Сюжет приобретает пунктирный вид, а образ превращается в силуэт или дает контурное представление о персонаже.
Это были неизбежные издержки художественности на первом этапе оформления и развития русской юмористики. От "Искры" до "Осколков" 1880-1886-х годов - это период, в сущности, экстенсивного, вширь (за счет социально-характерологической и психологической глубины) развития с исканием и опробывани-ем новых средств и форм отображения человека извне и изнутри в юмористике.
На этом пути произошло вполне отчетливое размежевание двух основных направлений в русской юмористике: одно - собственно фельетонного типа, когда создание индивидуальной личности перестает быть главной целью творческого процесса. Основным объектом усилий юмориста становится разоблачение и осмеяние тех или иных институтов общественной системы. Осмеиваются вообще хищничество, хапуги, казнокрады, хамство, деспотизм, а не конкретные хищники, хамы, деспоты. Осмеиваются нравы и господствующие взгляды, а не носители их. В лучшем случае создаются персонификации этих нравов и взглядов - слабо очеловеченные, снабженные немногими внешними приметами воплощения этих нравов и взглядов.
Разновидностью подобного типа фельетонной юмористики было обличение вполне конкретных лиц - с указанием фамилий, подлинных обстоятельств дела и т.п. В сущности, подобная персонификация случая или действительного происшествия должна рассматриваться как оборотная сторона той же медали.
Второе направление, вытесняемое вначале в сценки - и в сценках сохранившее некоторые возможности создания обра-за-характера, имело принципиальное отличие от фельетонного: оно стремится сохранить образ-персонаж как главный объект творческих усилий юмориста. Сторонники этого принципа отображения действительности пытались дать представление о личности - хотя бы контурное; наметить характер - хотя бы в немногих его существенных проявлениях; указать на историю души - хотя бы пунктирно.
Именно на этом пути юмористика первоначально понесла наибольшие потери, она казалась все более скудеющей и мельчающей, так как активно развивался процесс редуцирования : "ослабления", "сокращения", "измельчания" изобразительно-выразительных средств. Поверхностным в юмористических произведениях был анализ внутренней жизни человека, понижался их общий художественный уровень, что было наиболее заметно на фоне большой литературы с ее новыми художественными открытиями и все возрастающим общественным резонансом. Талант А.П.Чехова активно проявился в освоении юмористических жанров второго направления.
Оно было им организовано, перевоссоздано и поднялось до уровня высокой художественности. Как гениальный художник с прирожденной (а затем и еще более развитой) склонностью к преимущественному отображению социально-общественной жизни через внутреннюю жизнь человека, Чехов уже с первых своих шагов в юмористике пытался психологически обогатить комические ситуации, настойчиво стремился психологически углубить персонажи.
В этом - новаторство Чехова как художника-юмориста. В этом - принципиально новое: ему удалось в принципе решить задачу, которую не смогли удовлетворительно решить Лейкин, Еилибин, Пальмин и др.
В русле развлекательнообличительного юмористического направления складываются основные жанры русской юмористики. Это различные художественные формы комических сценок, микроочерки, подборки афоризмов и анекдотов, юморески памфлетного и фельетонного характера, юмористического обозрения-обличения, короткие (в 100-200 строк) юмористические рассказы. На первый план выдвигаются самостоятельные пародии как жанр и вставные пародии как элемент юмористических жанров, как отражение процесса синкретичности жанров. Круг пародий необычайно расширяется. Пародируются не только художественные прозаические и поэтические произведения, но и официальные документы, циркуляры, сонники, календари, вывески, объявления, реклама, проспекты и т.д. Поэтому особенности пародии как развивающегося жанра, его взаимодействие с другими юмористическими жанрами привлекают внимание современных исследователей.
Актуальность исследования заключается в том, что в современном литературоведении наметилась тенденция углубленного изучения проблем, получивших в настоящее время в силу разных обстоятельств неполное или одностороннее освещение. Всестороннее исследование русской юмористики на рубеже 1889-1890 гг., отношение к русской юмористике революционных демократов, народников и официальной литературной критики позволит решить ряд вопросов, связанных с оценкой юмористики А.П.Чехова, освоением им традиций, обновления традиционных жанров, а также овладения возможностями новых жанров в связи со сменой литературных направлений и стилей в русском критическом реализме второй половины XIX века.
Опираясь на открытия чехсведения, данные исследований творческого пути молодого Чехова на современном этапе, их критический анализ, мы поставили целью своей работы:
1. Показать отношение русской прессы к творчеству А.П. Чехова на рубеже 80-90-х годов.
2. Проследить преемственность в освоении и обновлении традиционных жанров, таких, как пародия, в творчестве раннего Чехова.
3. Описать словесно-речевые, структурно-жанровые, характерологические особенности чеховской пародии, ее новаторский характер.
В соответствии с целью исследования в диссертационной работе ставятся следующие задачи:
1. Выявить тенденции развития юмористических жанров в творчестве А.П.Чехова (1880-1886 гг.)
2. Исследовать поэтику чеховской пародии, используя системный жанровый анализ.
3. Установить основные закономерности развития и жанровое своеобразие чеховской пародии в русской юмористике 1880-1386 гг.
Методологической основой исследования являются принципы современного литературоведения - конкретно-историческое системное изучение явлений в их всеобщей связи, движении и развитии, в иерархии. Обращено внимание на системное исследование пародийного жанра, его своеобразие у А.П.Чехова.
Выбор творчества А.П.Чехова в качестве объекта исследования соотнесен с периодом 1880-1886 гг. как важным этапом в освоении юмористических жанров русскими писателями-юмористами, активной деятельности А.П.Чехова в этом плане. Анализ творчества молодого А.П.Чехова (Антоши Чехонте) проводится с учетом существенных сдвигов в поэтике юмористической беллетристики между периодами расцвета сатиры революционных демократов и сатирической печатью 1902-1907 гг., образного преломления оппозиционных настроений русского общества, что содействовало разрушению "незыблемых авторитетов".
Творческая значимость исследования заключается в том, что описаны особенности жанрообразования чеховской пародии, эволюция его индивидуальной творческой манеры в период 1880-1886 годов.
Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что полученные в ходе исследования конкретные результаты и введенные в научный оборот новые факты могут быть использованы при разработке и коррекции содержания общего и специальных курсов по истории русской литературы второй половины XIX в., соответствующего периода (1880-1886-х годов), а также спецкурса "Чеховская юмористика 1880-1886 гг.".
Апробация работы. Основные положения работы докладывались на заседаниях кафедры русской литературы МГПУ. По теме диссертации опубликованы:
1. Н.А.Лейкин - издатель юмористического журнала "Осколки". Его творческие связи с А.П.Чеховым в кн.: Н.Лейкин. Избранное. (Вступительная статья, составление, комментарий).- М.Издательство "Россия", 1992 г. (20 п.л.).
2. Поэтика чеховской пародии. Депонирование. - М., 1993 (1 п.л.).
3. Обновление жанра пародии - чеховский пародийный роман. Депонирование. - М., 1993 (1 п.л.).
Дели и задачи исследования, конкретный материал исследования определили структуру диссертационной работы, которая состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка использованной литературы.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Малые жанры в русской юмористике 1880 - 1886-х годов и Чехов - пародист"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение поэтики чеховской пародии 1880-1886 гг. позволяет понять отношение А.П.Чехова к традиционной пародии как юмористическому жанру и определить вклад писателя в становление и обновление этого жанра в юмористике конца XIX века.
Пародия в юмористических журналах этого периода, периода развития таланта Антоши Чехонте многоликое явление, широко используемое писателями-юмористами, но А.П.Чехов создал свою пародию, отличную от пародий Билибина (И.Грека), Грузинского, Монтеверде, Алоэ, Бертрама, Пальмина и др. Он расширил рамки пародии за счет особого отношения к' источнику пародирования, выработал свой способ типизации жизненного материала, настолько резко трансформировал пародируемый материал, что фактически создавал оригинальные художественные произведения, отдаленно и скрыто напоминающе об источнике пародирования (сравним, например, чеховские "дачные романы") .
Чеховская ирония, чеховское остроумие и чеховское художественное кредо отразились в выборе тем пародии. Чеховская пародия была зеркалом оценки бурных страстей, горечи, гнева, глубокой философской мысли, общего взгляда передового человека конца XIX века на общественный и государственный порядок в России. Однако осмеяние всего вредного, устаревшего в обществе не вмещалось в традиционные рамки пародии. А.П.Чехов ломает их, используя жанры "большой литературы" такие как роман и создает свой "юмористический роман".
А.П.Чехов эволюционирует в использовании романной формы. Его юмористический роман проходит разные стадии развития от романа-пародии и романа фельетона, собственно юмористическому роману, в котором присутствуют реалистические элементы, но большинство вещей, деталей, предметов в сопоставлении обнаруживают комизм изображаемого. Кажется, что А.П.Чехов объективно, беспристрастно описывает происходящее. Но факты, детали подобраны таким образом, "повернуты таким боком", что присущий им комизм выявляется как бы "сам собой", достигается это всем отбором компонентов обрезной ткани, в первую очередь неожиданным сопоставлением "чужого" в пародии жизненного материала, обнажающим комический смысл происходящего.
Объективное изложение в чеховской пародии, изложение позитивное, восторженное по форме и издевательское, ироничное по существу, отражающее негативную оценку А.П.Чехова, явную - в оценках происходящего и скрытую, ощущаемую читающими как призыв бичевать, изобличать, отвергать то, к чему писатель относится иронично. Поэтому пародия А.П.Чехова требует проявления активности ума творящего и ума воспринимающего.
В чеховской пародии присутствуют черты жанра, существование которого целиком и полностью базируется на принципе преувеличения, намеренном преувеличении реальных черт, свойств, качеств пародируемого объекта с целью обнаружения его внутреннего комизма. А.П.Чехов достигает этого присущими только ему комбинациями использования художественных средств. Он не создает эти художественные средства, они хорошо известны в юмористических жанрах, но их набор, их комбинации, их роль в создании художественного целого различна и индивидуальна.
В поэтике чеховской пародии присутствуют гипербола, гротеск, алогизм, внимание автора устремлено на вскрытие комизма весьма устойчивых закономерностей социальной психологии. В пародии для А.П.Чехова важны не индивидуальные психологические портреты, он избегает психологического анализа в буквальном смысле этого слова, т.е. детального описания внутреней жизни героя, внутренних движений его психики, гораздо чаще А.П.Чеховым показывается это проявление извне.
Комическое начало в пародии А.П.Чехова перерастает и соединяется с реалистическим, соотношением между комическим и реалистическим настолько глубоко взаимопроникает в друг друга, что порою реалистическое становится эстетической доминантой произведения, элементы пародии отступают на второй план, истончаются, уступая место такому описанию жизненных коллизий отрицательным, социально-вредным, социально-комическим, в которых уже нет нарушения жизненных пропорций и реального облика явлений, это отрицание всегда конкретно. От элементарно-комического (отклонения от нормы, от обычного) до социально-комического (отрицания устойчивых, длительных противоречий, обусловленных не внешними причинами, а природой явления - политической, этической, эстетической). Чеховские приемы выражения иронии, остроумия, насмешки, карикатуры, сарказма, присутствует в пародии его и преувеличение, искривление, гротеск, травести, реминисценции, контрасты, параллели весьма индивидуальны, они отражение объективного сознания художника по отношению к социальной действительности.
А.П.Чехов чутко улавливает существующий комизм реальной действительности, в художественном сознании А.П.Чехова присутствует субъективно-личное проявление объективного комизма, он (комизм) закреплен в художественных формах и средствах, которыми владеет А.П.Чехов, в первую очередь в пародии и пародировании.
В развитии чеховской пародии отражены: злободневность тем для пародирования; расширение рамок пародий за счет внутренних возможностей жанра, обновление используемых пародийных средств; циклизация пародий по темам и форме: создание А.П.Чеховым сюжетных пародий, расширение ассоциативных связей за счет диффузности источника пародирования, широкой опоры на реминисценции, сохранение глубинных связей в пародийном цикле.
Список научной литературыШаталова, Н. С., диссертация по теме "Русская литература"
1. Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. М.: Наука, 1974-1983.
2. Письма А.П.Чехова. Полное собр. соч. и писем. М.-Л.:ГИХЛ, 1948.
3. Письма Л.А.Лейкина А.П.Чехову. Рукописный отдел Гос. библиотеки им. В.И.Ленина. Фонд 331, картон 50, ед.хр. 1 а-к.
4. Письма А.П.Чехову его брата Александра Чехова. Гос. библиотека им. В.И.Ленина, Гос. соц.-экономическое изд-во. М., 1939.
5. Письма В.В.Билибина А.П.Чехову. - Рукописный отдел Гос. библиотеки им. В.И.ленина. Фонд 331, картон 50, ед.хр. 8; Фонд 371, картон 70, ед.хр. 11.
6. Архив А.П.Чехова. Аннотированное описание писем к А.П.Чехову. Выпуск 1 Гос. биб-ка им. В.И.Ленина. М.: Гос. социально-экономическое изд-во, 1939.
7. Записки одела рукописей Гос. библиотеки им. В.И.Ленина. Вып. 25. М., 1962.
8. Чехов А.П. Библиография. М.: Изд-во писателей "Никитские субботники", 1930.
9. Фридкес A.M. Описание мемуаров о Чехове. М.-Л.: "AKade-Mia", 1930.
10. Чехов А.П. Библиография. М.: Изд-во писателей "Никитские
11. Амфитеатров В. Славные мертвецы. Собр. соч., т.XIV, СПб., 1912.
12. Арсеньев К.К. Беллетристы последнего времени. Северный вестник, 1887, № 12.
13. Арсеньев К. Молодые русские беллетристы. Вестник Европы, 1884, № 4.
14. Арсеньев К.К. "А.П.Чехов". В кн.: Критические этюды порусской литературе, т. II, 1888.
15. Введенский А. Лейкин H.A. исторический вестник, 1880, № 8.
16. Владимиров А. Наши юмористические журналы. "Колосья", 1886, № 1.
17. Измайлов A.A. первые шаги Антоши Чехонте. В кн.: А.П. Чехов. Полн. собр. соч., т. 22, СПб., 1911.
18. Измайлов А.Чехов. М., 1916.
19. Каллаш B.B. Литературные дебюты Чехова. Русская мысль., 1905, кн. 3, 6, 7.
20. Короленко В.Г. "Отошедшие", изд. III, II г., 1918.
21. Мережковский Д. Старый вопрос по поводу нового таланта. "В сумерках" Ан.Чехова, СПб., 1887. "Рассказы" Ан. Чехова, СПб., 1888. Северный вестник, ноябрь 1888.
22. Михайловский Н.К. Журнальные заметки. X; Фальсификация художественности. - XXIV; Об отцах и детях и г.Чехове. Соч. - СПб., 1897, т. VI.
23. Плеханов Г.В. Народники-беллетристы. Сочинения, т. X, Гос. и.д. М.-П., 1923-1927.
24. Победоносцев К.П. Печать. В кн.: Московский сборник. - М., 1896.
25. Покровский В. А.П.Чехов. Сборник истории»-литературных статей. - М., 1907.
26. Скабичевский А. "Пестрые рассказы" А.Чехонте. "Северный вестник", 1886, № 6.
27. Скабичевский А. Есть ли у Чехова идеалы? Соч. в 2-х томах, т. 11, СПб., 1903.
28. Скабичевский A.M. Социальные воззрения Чехова. Сб. А.П. Чехов в значении русского писателя-художника. Из критич. лит-ры о Чехове. Сост. Н.Покровский. - М., 1906.
29. Слово. Сборник второй к десятилетию смерти А.П.Чехова. М., 1914.
30. Фомин А. Чехов в русской критике. СПб., 1907.
31. Шелгунов Н. Очерки русской жизни. Русская мысль, 1889, № 1, 2, 3.
32. Александров В.И. О жанрах чеховской прозы 80-х годов. Горький: Ученые записки Горьковского пед. ин-та, вып. 37, 1961.
33. Александров В.И. А.П.Чехов. Семинарий. Пособие для студентов. Изд. 2-е доп. и перераб. М.-Л.: Просвещение, 1964.
34. Ариновский В.И. Развитие традиций сюжетно-композиционного лаконизиа русской классической прозы в рассказах А.Чехова. Ужгород: Ужгородский гос. ун-т, 1989.
35. Ариновский В.И. Расчет на использование литературного опыта читателя в рассказах Чехова. Ужгород: Ужгородский гос. ун-т, 1988.
36. Бабушкина T.B. Динамика средств комического в фельетоне. В кн.: Литературный текст: проблемы и методы исследования. - Калинин: КГУ, 1987.
37. Балуев В.И. Политическая реакция 80-х годов XIX века и русская журналистика. М.: Изд. МГУ, 1971.
38. Еалукатый Б.Д. Ранний Чехов, В кн.: А.П.Чехов. Сборник статей и материалов. - Ростов-на-Дону.
39. Белкин A.A. Чехов и идейная борьба 80-90-х годов. Научные труды Московского заочного полиграф, ин-та, 1955, вып. 3. - М. : МЗПИ, 1955.
40. Белкин A.A. Читая Достоевского и Чехова. Статьи и разборы. -М.: Просвещение, 1973.
41. Бердников Г.П. Заметки о раннем творчестве Чехова //Русская литература, 1959, № 4.
42. Бердников Г.П. А.П.Чехов. Идейные и творческие искания. -Л.: просвещение, 1970.
43. Белькинд И.С. Чехов и Гаршин. Ученые записки Великолуцкого пед. ин-та, вып. II. - Великие Луки: Великолукское изд-во, 1960.
44. Бицилли П. Творчество Чехова. Опыт стилистического анализа. София, 1942.
45. Блюм A.B. От Кантемира до наших дней. Книжные страсти: сатирические произведения русских и советских писателей о книгах и книжках. М. : Книга, 1987.
46. Богословский Н. Ранний Чехов. // "октябрь", 1960, № 1.
47. Еалухатый С.Д. Ранний Чехов. Сб. статей и материалов. Лит. музей А.П.Чехова. Ростов: 1959.
48. Большаков Л.Н. Отыскал я книгу славную. Поиски и исследования. Челябинск: Челябинское изд-во, 1971.
49. Борев Ю. Комическое. М.: Наука, 1970.
50. Борев Ю. система и метод эстетики. // Вопросы литературы, 1961, № 2.
51. Борев Ю. Сатира. В кн.: Теория литературы, т. 2. - М.: Наука, 1964.
52. Букчин C.B. Дорогой Антон Павлович. Очерки о корреспондентах А.П.Чехова. Минск: Наука и техника, 1973.
53. Булгаков С.Н. Чехов как мыслитель. М.: 1910.
54. Еурдина Й.Ю. Особенности жанровой динамики прозы 80-90-х годов: на примере произведений толстого и Чехова. В кн.: А.П.Чехов. Проблемы жанра и стиля. - Ростов-на-Дону: Ростовское изд-во, "1986.
55. Вялый Г.А. Русский реализм конца XIX века. Л.: Изд. ЛГУ, 1973.
56. Вялый Г.А. Юмористические рассказы А.П.Чехова. // Известия АН СССР, отд. языка и литературы, т.XIII, вып. 4, 1954.
57. Бялый Г.А. Заметки о художественной манере А.П.Чехова. Уч. записки ЛГУ, вып. 72. Л.: ЛГУ, 1968.
58. Вакуров В.Н. Каламбур как средство комического в сатирической публицистике. / Вестник МГУ, сер. 10, Журналистика, 1990, № 2.
59. Варшавская К.О. Малые жанры в литературе 80-90-х годов и проза А.П.Чехова. Автореф. дисс. . канд. филол. наук. - Томск: Изд. Томского ун-та, 1969.
60. Варшавская К.О. Проблемы личности и жанровое новаторство А.П.Чехова. Уч. зап. Томского ун-та, 1969, № 77. -Томск: ТГУ, 1969.
61. Введенский А. Современные литературные деятели. Н.А.Лейкин. / Исторический вестник, 1890, т. 406 № 5.
62. Великанова H.П. А.П.Чехов и наследие 60-х годов. Автореф. дисо. . канд. филол. наук. М.: МГУ, 1988.
63. Веллер М. Технология рассказа. // Радуга, "19876 № 2.
64. Бидуэцкая И.П. Место Чехова в истории русской литературы 2-ой пол. XIX века. // Известия АН СССР, отд. литературы и языка, 1966, № "1.
65. Водовозов Н.В. Антон Павлович Чехов. М.: Просвещение, 1954.
66. Вуколов Л.И. Чехов и газетный роман. (Драма на охоте). В кн.: В творческой лаборатории Чехова. - М.: Наука,1974.
67. Гейдеко В. Магия краткости и простоты. (Заметки о мастерстве Чехова-рассказчика).// Вопросы литературы, 1973, № 7.
68. Гершензон М.О. Безобидный юморист. В кн.: Н.А.Лейкин в его воспоминаниях и переписке. СПб., 1907.
69. Гиляровский Вл. Москва газетная. Сочинения в 4-х томах. -М.: Правда, 1968.
70. Глушков C.B. Чехов и провинциальная Россия. В кн.: Художественное восприятие: проблемы теории и истории. - Калинин: КГУ, 1988.
71. М.Горький и А.Чехов. Сборник материалов. Переписка, статьи, высказывания. М.: ГИХЛ, 1951.
72. Громов Л.П. реализм А.П.Чехова второй половины 80-х годов. -Ростов-на-Дону: Ростовское изд., 1958.
73. Громов Л.П. В творческой лаборатории Чехова. Учебное пособие для студентов-фолологов. - Ростов-на-Дону: Изд-во Рост, ун-та, 1963.
74. Громов М. Антон Чехов: первая публицистика, первая книга. // Прометей, № 2, 1967.
75. Громов М. Чехов как литературный критик. А.П.Чехов. Сб. статей и материалов, авп. 2. - Ростов-на-Дону Изд-во Рост, ун-та, 1960.
76. Гурвич Г. Проза Чехова. (Человек и действительность). М.: Художественная литература, 1970.
77. Гущин М. Творчество А.П.Чехова в общественно-политической борьбе 80-90-х годов XIX века. М.: ГИХЛ, 1951.
78. Гущин М.И. Творчество А.П.Чехова. Очерки. Харьков: Изд. Харьк. ун-та, 1954.
79. Дерман А.Б. Творческий портрет Чехова. М. .* Мир, 1929.
80. Дерман А. Раннее творчество Чехова. В кн.: Чеховский сборник. - М.: Мир, 1929.
81. Дерман А.Б. Антон Павлович Чехов. Критико-биографический очерк. М.: Гослитиздат, 1939.
82. Дземидок Б. 0 комическом. М.ГИХЛ, 1974.
83. Динерштейн Е.А. А.П.Чехов и А.С.Суворин. В кн.: Книга. -М.: Книга, 1987.
84. Друце Ион Улыбающийся Чехов. // Вопросы литературы, № 2, 1971.
85. Ежов И.С. Литературные взгляды Чехова. Чехов и его среда. -Л. : Акас1ем1а, 1930.
86. Елизарова М. Творчество Чехова и вопросы реализма конца 19 в. М.: Просвещение, 1959.
87. Ермилов В.В. А.П.Чехов. М.: Советский писатель, 1959.
88. Ершов Л.Ф. Советская сатирическая проза 20-х годов. М.-Л.: Изд. АН СССР, 1960.
89. Ершов Л. Русская стихотворная сатира 1830-1870-х годов. В кн.: Муза пламенной сатиры. - М.: Наука, 1988.
90. Есин Б.И. Чехов-журналист. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1960.
91. Ефимов А.И. Язык сатиры Салтыкова-Щедрина. М.: Просвещение, 1953.
92. Жанр и композиция лит. произведения. Межвуз. сб. Петрозаводск: Изд-во ун-та, "1988.
93. Жанр и стиль. Йошкар-Ола: Книжное изд-во, 1988.
94. Жанрово-стилевая эволюция реализма. Фрунзе: КГУ, "1988.
95. Залыгин С.П. Мой поэт. (0 творчестве А.П.Чехова). М.: Советская Россия, 1971.
96. Заречная С. Рувер, Чехонте и пр. // 30 дней, 1939, № 7.
97. Захаркин А.Ф. Антон Павлович Чехов. Очерки жизни и творчества. М.: Советская Россия, 1961.
98. Захаркин А.Ф. Творчество А.П.Чехова и русская литература конца XIX начала Ж века. - Автореф. дисс. . докт. филол. наук. - М.: МГПИ, 1969.
99. Иванов А.И. "Мелочи жизни" в прозе А.П.Чехова и беллетристов о. А. Тгтопава и М.Л.Щеглова (60-в годы XIX в. ) В кн.:творчество А.П.Чехова. Ростов-на-Дону: йзд-во Ростовского ун-та, 1986.
100. Из истории русской литературы конца XIX начале XX века. М.: Изд-во МГУ, 1988.
101. Калугина Л.М. Творчество Чехова в интерпретации зарубежных исследователей. В кн.: Теория и практика литературоведческих и лингвистических исследований. - М.: Наука, 1988.
102. Кантор В.К. Средь бурь гражданских и тревоги: Борьба идей в русской литературе 40-70-х годов XIX века. М.: Наука, 1988.
103. Катаев В.Б. Лейкинский вариант (из истории русской юмористики XIX века). // Вестник МГУ, № 1, 1981.
104. Катаев В.Б. В ссылке: спор о счастье и аскетизме. Чехов и Лев Толстой. М.: Книга, 1980.
105. Кирпотин В.Я. А.П.Чехов. М.: ГИХЛ, 1947.
106. Кобылина М.Н. Использование свойств языка в процессе литературного пародирования. В кн.: Семантика и прагматика единиц языка в тексте. - Л.: ЛГУ, 1988.
107. Коротаев A.B. Чехов и малая пресса 80-х годов. Ученые записки Ленинград, гос. пед. ин-та им. А.И.Герцена, 1939. - Л.: ЛГПИ, 1939.
108. Коротаев A.B. Чехов фельетонист. - Ученые записки Лениг-радокого гос. пед. ин-та им. М.Н.Покровского, т. IV. -Л.: ЛГПИ, 1940.
109. Кубасов A.B. Жанрообразующая функция ретроспекций в рассказе А.П.Чехова "Архиерей". В кн.: Содержание и форма в языке и литературе. - Свердловск: Изд-во ун-та, 1988.
110. Кременская И.К. Революционно-демократическая критика и публицистика 40-60-х годов XIX века. Уч. пособие по истории русской журналистики XIX века. М.: Изд. МГУ,1987.
111. Кононенко Е.И. Ирония как эстетический феномен. История и современность. Мин-во высшего и сред, образования РСФСР. ИНИОН АН СССР, № 37148 jn 14.03.89. - Воронеж,1988.
112. Кузнецова М.В. На пороге жизни. Нижний Тагил: Средне-Уральское книжное изд-во, 1959.•Кузнецова М.В. А.П.Чехов Вопросы мастерства, ч. 1. Свердловск: Средне-Уральское книжное изд-во, 1968.
113. Кузнецова И.Ф. Немного, но многое. (0 лаконизме прозы
114. A.П.Чехова). // Русская речь, 19726 № 3.
115. Кулешов Ф.И. Антон Павлович Чехов. Южно-Сахалинск: Сахалинское кн. изд., 1959.
116. Лакшин В.Я. Лев толстой и А.Чехов. М.: Советский писатель, 1963.
117. Н.А.Лейкин в его воспоминаниях и переписке. СПб.: 1907.
118. Литературное наследство. Чехов. Т. 68. М.: Изд. АН СССР, *
119. Львов-Рогачевский В. А.П.Чехов в воспоминаниях современников и его письмах. М.: ГИХЛ, 1923.
120. Максимов В.Н. Проблема изучения жанра рассказа. М.: Изд-во МГУ, 1987.
121. Мальцева Т.В. Из истории изучения литературной пародии (1920- 1980-е годы). Куйбышевский гос. пед. ин-т им.
122. B.В.Куйбышева. Куйбышев: КГПИ, 1988.
123. Малюгин Л. Чехов. Повесть-хроника. // Дон, №№ 1, 2, 3. 1969.
124. Манн Ю.В. Об одной из форм комического. В кн.: Литература и искусство в системе культуры. - М.: Наука, 1988.
125. Майнулов В.А. А.П.Чехов. Л.: 1945.
126. Масанов И.Ф. Библиография сочинений А.П.Чехова. М., 1906.
127. Масанов И.Ф. Русские сатиро-юмористические журналы. (Библ. опис.). Владимир, 1911.
128. Масанов И.Ф. Чеховиана. Систематический указатель литературы о Чехове и его творчестве. М.: Центр, книжн. палата, 1929.
129. Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей, т.т. I—IV. Всесоюзный книжной палаты. М., 1956-1960.
130. Михневич В. Петербург весь на ладони. СПб., 1874.
131. Михневич В. Наши знакомые. Фельетонный словарь современников. СПб., 1884.
132. Муратова К.Д. А.П.Чехов. 1904-1944. Библиография. Л.,1944.
133. Медведева А.И. Пародии А.П.Чехова. Ученые записки Калининград ск. ун-та, 1970, вып. 5. - Калиниград: КГУ, 1970.
134. Мейлах Б. Русские повести 70-90 годы XIX века. В кн.: Русские повести XIX века 70-90 гг., т. 1. - М.: Изд-во
135. АН СССР, 1957. Мелких З.С. А.П.Чехов. Минск: 1954.
136. Методология анализа литературного процесса. М.: Наука, 1989.
137. Метод, мировоззрение и стиль в русской литературе XIX века. Межвуз. сб. научных трудов. Московский заочный пед. ин-т. М.: МЭПИ, 1988.
138. Мировое значение русской литературы XIX века. М.: Наука, 1987.
139. Михайловский Н.К. Литературно-критические статьи. М.: ГИХЛ, 1957.
140. Михельсон В.А. А.П.Чехов. Краснодар: Краснодарское книжное издательство, 1960.
141. Муратова К. Юмор молодого Чехова, //"звезда", 1944, №№5-6.
142. Муратова К.Д. Горький и советская сатира. В кн.: Вопросы *советской литературы. Вып. У. АН СССР. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1957.
143. Мышковская Л.М. Чехов и юмористические журналы 80-х годов. -М.: ГИХЛ, 1929.
144. Мышковская Л.Н. Художественное мастерство Чехова-новвеллис-та. // Октябрь, 1953, № 2.
145. Невердинова В.Н. Юмористический рассказ А.П.Чехова "Толстый и тонкий", В кн.: Русская классическая литература. -Таллин: Изд-во ун-та, 1988.
146. Никипелова A.A. Проблема читателя в эстетике Чехова и Тургенева. Автореф. канд. дисс. М.: МГПИ, 1989.
147. Николаев Д.П. Смех оружие сатиры. - М.: Искусство, 1962.
148. Николаев П.А. Современное состояние и перспективы развития филологических исследований. // Вестник АН СССР, № 9, 1988.
149. Новиков В, А.П.ЧехоЕ Анализ творчества. Саранск: Мордовок, гос. изд., 1945.
150. Одинокое В.Г. Поэтика русских писателей XIX века и литературный процесс. Новосибирск: Наука, 1987.
151. Охтина Г.А. К вопросу об изучении рассказа А.П.Чехова раннего периода. Ученые записки Кировского гос. пед. ин-та им. В.И.Ленина, вып. 52, т. 1. - Киров: КГПИ, 1971.
152. Охтина Г, Литературные пародии А.П.Чехова. // Дон, № 11, 1959.
153. Павлович С.9. Становление мастерства. (Об особенностях рассказов Чехова. 1880-1885). Ученые записки Читинского пед. института, вып. 5, 1951. Чита; Изд-во ЧГПИ, 1951.
154. Паперный З.С. А.П.Чехов Очерк творчества. 2-е доп. изд. -М.: Гослитиздат, 1960.
155. Паперный 3. Смех Чехова. // Новый мир, 1964, № 7.
156. Паперный З.С. Записные книжки Чехова. М.: Наука, 1976.
157. Пенская Е. Исцеление смехом. // Литературная учеба, № 5, 1987.
158. Петрушков В., Шаталов С. А.П.Чехов. Материалы к 100-летию со дня рождения. Сталинабад: Изд. Таджикского ун-та, 1960.
159. Писатель и критика, Х1Хвек. Куйбышев: Куйбышевское книжное изд-во, 1987.
160. Плоткин Л. Сатирическое у Чехова. // Звезда, 1954, № 7.
161. Пирогов Г.П., Захаркин А.Ф. Реализм А.Н.Островского и А.П. Чехова. М., 1967.
162. Полоцкая Э. А. Антон Павлович Чехов. Рекоменд. указ. литературы. М.: Просвещение, "1955.
163. Поспелов Г.Н. Проблемы литературного стиля. М.: Изд-ео Моск. ун-та, 1970.
164. Проблемы малых жанровых форм в русской прозе начала XX века и творчество И.Бунина. Фрунзе: Кирг. книжное изд-во,1987.
165. Проблемы метода и жанра. Вып. 14. Томск: ТГУ, 1988.
166. Проблемы типологии литературного процесса. Пермь: Пермское книж. изд-во, 1989.
167. Пронн В.Я. Природа комического у Гоголя. В кн.: Русская литература. - Л.: ЛГУ, 1988.
168. Ревякина A.A. Современность русской литературной классики. Методологические аспекты изучения художественных традиций. (Обзор исследования). В кн.: Традиции и новаторство русской прозы XIX века. - Горький: Изд-во ГУ,1988.
169. Родионова В.М. А.П.Чехов и юмористическая журналистика восьмидесятых годов. Ученые записки Моск. пед. ин-та им. В.И.Ленина. Т. CXV, Вып. 7, 1957. - М.: МГПИ, 1957.
170. Родионова В.М. Художественная манера раннего Чехова на материале "Пестрых рассказов". Ученые записки пед. ин-та им. В.И.Ленина, № 163, 1960. - М.: 1960.
171. Роскин А.И. Не певец, а обвинитель прошлого. К 25-летию со дня смерти А.П.Чехова. // "Беднота", № 3359 от 13 июля 1929 г.
172. Роскин А.И. Антоша Чехонте. М.: Советский писатель, 1940.
173. Роскин А. Редактор Лейкин и сотрудник Антоша Чехонте. / Литературная газета, 1940, 16 января.
174. Роскин А.И. А.П.Чехов. Статьи и очерки. М.: Гослитиздат, 1959.
175. Россошанская Н.К. Вопросы сатиры в русской эстетике первой трети XIX века. В кн.: Проблемы метода и жанра. Вып. 15, 1989. - Томск: ТГУ, 1989.
176. Рубина С.Б. Функция иронии в различных художественных методах. В кн.: Содержательность форм в художественной литературе. - Куйбышев: КГПИ, 1988.
177. Русские каламбуры. М.: Современник, 1988.
178. Русская литература 1870-1890-х годов. Свердловск: Свердл.книжн. изд-во, 1987'.
179. Санинский Б.Я. О гоголевских традициях в раннем творчестве А.П.ЧЕХОВА. В кн.: А.П.Чехов: Проблемы жанра и стиля. - Ростов-на-Дону: Ростовское книжное издово, 1986.
180. Самойлов В.В. Литературные взгляды А.П.Чехов в первый периодего творчества. Ученые записки Краснодарского гос. пед. ин-та, т. 7. - Красноярск: КГПИ, 1957.
181. Семанова М.Л. Чехов и Гоголь. В кн.: А.П.Чехов. Сб. Статьи. Исследования. Публикации. - Ростов-на-Дону: Ростовское книжное изд-во, 1954.
182. Семанова М.Л. Чехов и Г.Успенский. (К вопросу о творчестве Чехова 1880-х гг.). Ученые записки Лениград. пед. ин-та, т. 215, 1959.
183. Семанова М.Л. Чехов и советская литература. 1917-1935. М. -Л.: Сов. писатель, Ленинградское отд., 1966.
184. Синенко B.C. О взаимодействии прозаических жанров в литературном процессе. В кн.: Поэтика русской современной прозы. - Уфа: Башкирское книжн. изд-во, 1987.
185. Слинина Э.В. Литературные дебюты А.П.Чехова. Автореф. дисс. . канд. филол. наук. - Л.: ЛГУ, 1966.
186. Смолкин М.Д. А.П. Чехов и его этическая подготовка к творчеству. Вильнюс: ВГУ, 1970.
187. Соболев Ю. Чехов. М.: ГИХЛ, 1934.
188. Соболев Ю. Чехов. -Журнально-газетное объединение. М.: ГИХЛ, 1934.
189. Соколникова Д.А. Из литературного окружения А.П.Чехова 80-х годов. (И.Щеглов). В сб.: Проблемы русского романтизма и реализма. - Кемерово: КГПИ, 1973.
190. Сорокин Ю.С. Развитие словарного состава русского литературного языка. 30-90 годы XIX века. Л.: Просвещение, 1965.
191. Статьи о Чехове. Под ред. Громова. Ростов-на-Дону гос. пед. ин-т. Ростов-на-Дону: Ростовское книжное изд-во, 1972.
192. Стригунов А.И. Ирония в структуре мировоззрения: постановка проблемы. В кн.: Лиалектика форм и уровней общественного сознания. - Барнаул: Барн. книжное изд-во, 1988.
193. Сухих И.Н. 0 системе жанров в раннем творчестве Чехова. // Вести Ленингр. ун-та, Серия 2. История, языкознание, литературоведение. Вып. № 4, 1987.
194. Тагер Е. Новый этап в развитии реализма. В кн.: Русская литература конца XIX - начала XX вв. - М.: ГИХЛ, 1968.
195. Творчество А.П.Чехова. Особенности художественного метода. -Межвуз. сб. научных трудов. Ростов-на-Дону гос. пед. ин-т. Ростов-на-Дону: Изд. Ростовского ун-та, 1986.
196. Тихомиров В.В. Концепция сатиры в русской демократической критике 1860-1870-х годов. В кн.: Проблемы типологии русской литературной критики. - Смоленск, СГПИ, 1987.
197. Типология литературного процесса. (На материале русской литературы XIX в. ). Межвуз. сб. научных трудов Пермского гос. ун-та. - Пермь: Изд-во Пермского ун-та, 1988.
198. Толтогузов П.Н. Сказка и сказочность в творчестве А.П.Чехова 1880-х годов. (На материале рождественских рассказов писателя). Автореф. дисс. . канд. филол. наук. -Л.: ЛГПИ, 1988.
199. Тюяа В.И. Художественность чеховского рассказа. М.: Высшая школа, 1989.
200. Тяпков С.Н. Комическое в литературной пародии. Ивановский гос. ун-т. Ивановой Иван, книжное изд-во, 1987.
201. Феоктистов Е.М. За кулисами политики и литературы. 1848- 1896. Л.: Иэд. Прибой, 1929.
202. Фортунатов Н.М. Архитектоника чеховской новеллы. Ученые записки Горьковского ун-та, 1972, вып. 132.
203. Фортунатов Н.М. искусство композиции. В кн.: Вопросы сюжета и композиции в русской литературе. - Горький: ГТУ, 1988.
204. ХворостьяновдЕ.В. Русская литературная пародия 80-90-х годов XIX века. Автореф. дисс. . канд. филол. наук. Л.Я ЛГУ, 1988.
205. Хилич В.В. Стилевые закономерности прозы Чехова 90-х годов. Автореф. дисс. . канд. филол. наук. - Минск, БГУ, 1970.
206. Шаталов С.Е. А.П.Чехов в борьбе за идейность юмористики. В кн.: Ученые записки Таджикского учит, ин-та. - Самарканд:. УзГУ, 1955.
207. Шаталов С.Е. Чехов и Салтыков-Щедрин. Труды Узбекского ун-та, вып. 72. - Самарканд: УзГУ, 1957.
208. Шаталов С.Е. Стиль Чехова-юмориста. Труды Узбекского ун-та, вып. 72. - Самарканд: УзГУ, 1957.
209. Шаталов С.Е., Петрушков В. Чехов и Лермонтов (о ненаписанномромане Чехова). Ученые записки Таджикского ун-та, 1959, т. XIX, вып. 3. - Душанбе: ТГУ, 1959.
210. Черная Т.К. Актуальные задачи изучения русской классики. В кн.: Социально-философские концепции русских писателей" классиков и литературный Процесс. -Ставрополь: Обл. книж. изд-во, 1989.
211. Чехов и его время. М.: Наука, 197?.
212. Чехов. История русской литературы, томIX, ч. II. М.-Л.: Изд. АН СССР, 1956.
213. Чехов М.П. Вокруг Чехова. Встреми и впечатления. М.-Л.: "Акас1ем1а", 1933.
214. А.П.Чехов" Сб. статей и материалов. Лит. музей А.П.Чехова. Ростов-на-Дону: Ростовское книжное изд-во, 1959.
215. А.П.Чехов". Сб. статей. Ред. коллегия: доц. 3.А.Барайцева (отв. ред.). Одесса: Изд-во ун-та, 1962.
216. А.П.Чехов" Сб. статей и материалов. Ростов-на-Дону: Ростовское книжное изд-во, 1959.
217. А.П.Чехов". (Проблемы жанра и стиля). Межвуз. сб. научных трудов. Ред. коллегия: Седогов В.Д. - Ростов-на-Дону: Изд-во РГПИ, 1986,
218. Чеховские чтения в Ялте: Чехов сегодня. Сб. научных трудов. - М.: Наука, 1987.
219. Чудаков А.П. Поэтика Чехова. М.: Наука, 1971.
220. Чудаков А.П. Толстовский эпизод в поэтике Чехова. В кн.: Чехов и Лев Толстой. - М.: Наука, 1980.
221. Чуковский К.И. О Чехове. М.: Художественная литература, 1967.
222. Чуковский К.И. О Чехове. М.: Изд. Детская литература, 1971.
223. Эвентов И. Сила сарказма. Л.: Советский писатель, 1973.
224. Эйхенбаум Б. О Чехове. В кн.: 0 прозе. - Л.: Советский писатель, 1969.
225. Языковое мастерство А.П.Чехова". Ростов-на-Дону, 1988.
226. Ямпольский И. Сатирическая журналистика 1860-х годов. М.: Художественная литература, 1964.
227. Ямпольский И.Г. Сатирические и юмористические журналы 1860-х годов. Л.: Изд. Лениградского ун-та, 1973.
228. Янина М.М. Опыт анализа повести А.П.Чехова "Рассказ неизвестного человека". ( К вопросу о тургеневской традиции в прозе Чехова). Тирасполь: Тираспольский гос. пед. ин-т, 1989.