автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.04
диссертация на тему: Массовые коммуникации в европейском процессе интеграции
Текст диссертации на тему "Массовые коммуникации в европейском процессе интеграции"
ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ АКАДЕМЙЯ МИД РОССИИ ИНСТИТУТ АКТУАЛЬНЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРОБЛЕМ ЦЕНТР ТРАНСАТЛАНТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
ЧХИКВАДЗЕ ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ
Массовые коммуникации в европейском процессе
интеграции
Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук по специальности 23.00.04 политические проблемы международных систем и глобального развития
научный руководитель -
доктор физико-математических наук
Черный В.В.
Москва 1999
Содержание
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
ГЛАВА 1. ЦИВИЛИЗАЦИОННО-КУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ ЕВРОПЕЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ...................................................................10
1.1 .Коммуникативная функция культуры в европейском пространстве. 10
1.2. Европейская интеграция и локальная коммуникация......................34
1.3. Политические коммуникации: культурно-цивилизационное измерение............................................................................................................55
ГЛАВА 2. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ИНТЕГРАЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ ЕВРОПЫ..........................................63
2.1. Место средств информации в европейском пространстве................63
2.2. Институты и механизмы информационного сотрудничества европейского сообщества..............................................................................70
2.3. Основные направления европейской информационной политики. 90
2.4. Место Центральной и Восточной Европы и СНГ в информационной политике ЕС.......................................................................................................98
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................112
ЛИТЕРАТУРА...................................................................................................118
ВВЕДЕНИЕ
В конце XX века на европейском континенте протекают процессы, которые могут быть свидетельством того, как сформулированная в историческом прошлом идея объединения различных народов во имя общих интересов и безопасности не только начала претворяться в жизнь, но уже имеет определенные результаты.
Строительство европейского общего дома началось с осознания общих интересов народов Европы перед лицом внешних и внутренних угроз. За длительный период проживания европейских народов и их общения с народами других регионов были опробованы многочисленные модели кооперации в виде союзов, соглашений и т.д. Не все они выдержали испытание временем, но в итоге привели к пониманию формулы национальной безопасности, в основе которой была идея объединения всех народов Европы под единой крышей. Так сформировалась определенная политическая культура интеграции как определенная система ценностной ориентации, в центре которой находится человек. Главными опорными точками этой системы являются концепции общественного договора и Соединенных Штатов Европы. Они рассматриваются европейцами как некая интегрирующая самодостаточная цивилизационная сверхценность, реализовав которую можно не только обезопасить себя от внешних и внутренних угроз, но и создать оптимальные условия для поступающего развития.
Формирование единого европейского пространства тесно связано с его цивилизационным фактором, который выступает базисом объединения разных национально-культурных единиц, то есть особой коммуникацией. Европейская социально-политическая система состоит из множества разнообразных по характеру подсистем, взаимодействие которых
обеспечивается сетью коммуникаций, в частности таких, как массовые коммуникации. Они предназначены обеспечивать связь во времени и пространстве, обратную связь по вертикали в структурах политических отношений и разнообразные неформальные горизонтальные связи между самыми различными элементами развивающегося европейского пространства на уровне больших (государства, регионы) и малых групп и человеческих индивидуумов.
Средства коммуникации являются важнейшей частью политической системы1. Посредством информационных процессов государства и другие субъекты системы международных отношений "осуществляют целесообразное взаимодействие, координируют собственное движение к
л
заранее намеченным целям." Уровень развития средств массовой коммуникации характеризует уровень политической культуры. Средства массовой информации являются одним из способов массовой коммуникации. В свою очередь, доминирующая политическая культура задает "информационно-куммуникативным процессам соответствующую систему ценностных ориентаций, правил, образцов функционирования".3
Все более возрастающая взаимозависимость мира при постоянно возрастающем его многообразии формирует европейскую систему ценностей. В значительной степени это является следствием развития информационных технологий и коммуникаций. С их помощью и формируются универсалистские ценности, которые вступают в сопряжение с национальными. Возникает потребность новых форм самоорганизации социально-политических образований и отношений между ними, которая на сегодняшний день оформлена в идее федерализма. Речь не об очередной
'Тимофеева Л.Н. "Возмущение" в системе политической коммуникаций: кому это выгодно? - Проблемы общественного развития, 1998, №3-4.
2 Тарасов A.C. Демократические преобразования в Российской Федерации и международное сотрудничество в области информации. М.,1994, С.18.
3 Ирхин Ю.В. Политология. М.,1996, С.276.
разработанной философами идеологии, а объективном процессе, вызванном, как считают специалисты, развитием, в том числе микрокомпьютерной техники, которая, умножая горизонтальные связи, изменяет структуру власти и "опрокидывает пирамиду".4 Интеграция рынков продвинутых технологий способствует наднациональным движениям, которые имеют тенденцию к ослаблению государственной власти. Влияние государственных структур на политических деятелей снижается, а процесс принятия решений выходит на мировой уровень.5 Так, начинает формироваться новая политическая культура. Изобретение персональных компьютеров нарушило монополию на информацию и коммуникацию, сосредоточенную в макро-ЭВМ и принадлежащих исключительно крупным фирмам и государству. Развитие микропроцессоров способствовало сокращению дистанции между Центром и Периферией. Последняя в лице регионов стала равнозначным субъектом политического процесса. То же самое можно сказать о личности.
Предметом исследования является политика европейского сообщества в отношении средств массовой информации.
В диссертационном исследовании ставятся следующие задачи:
- определить место и роль средств информации в кооперативной политике европейского сообщества после окончания холодной войны, в том числе с учетом развития продвинутых информационных технологий;
- исследовать процесс создания институтов сотрудничества стран европейского сообщества в сфере средств массовой информации;
- проанализировать основные направления информационной политики европейского сообщества, в том числе со странами Восточной Европы и СНГ;
- определить степень влияния политической культуры европейского сообщества на информационную политику.
4 Синджански Д. Федералистское будущее Европы. М.,1998, С.21.
Теоретической основой диссертации является метод системного анализа в его совокупности с другими подходами к научному анализу в политологической науке. Был использован метод сравнительного анализа с целью определения общего и особенного в интеграционных процессах стран европейского континента, а также комплексный поход в разработке отдельных положений диссертации, что позволило всесторонне проанализировать становление единого европейского информационного пространства.
В этой связи диссертант ознакомился с целым рядом научных публикаций, посвященных месту и роли информации и коммуникаций в социальных системах, таких авторов, как: Р.Ф.Авдеев, В.И. Аникин, Г.Л. Макаренко, Т.М. Дридзе, И.Земан, Н.Н. Моисеев, А.Н. Назаретян, Ю.М. Плотинский, В.А.Полушкин, Ю.А.Шерковин и др. Рассматривая европейский регион как оригинальную социокультурную систему, диссертант также опирался на фундаментальные работы Н.Я.Данилевского "Россия и Европа" (СПБД997) и П.А.Сорокина "Система социологии" (Пг.,1920).
Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что вопросы информационной политики европейского сообщества в период после окончания холодной войны еще не в полной мере нашли свое отражение в научных исследования, хотя во многих трудах признается важная роль средств информации и коммуникаций в европейском процессе.6 В диссертации впервые анализируются основные направления информационной политики ЕС, в том числе в отношении стран Восточной Европы и СНГ. При этом особое внимание уделяется роли новых информационных технологий в формировании новой культуры политических отношений.
5 Centre de developpment de I'OCDE, Programme de recherche 1990-1992, P.27.
Практическая значимость диссертации состоит в том, что сделанные в ней обобщения и выводы могут представлять интерес для тех подразделений органов управления, которые отвечают за разработку и проведение внешней политики России на европейском направлении, в том числе в части ее информационного обеспечения.
Основные положения, выносимые на защиту:
- информационная политика европейского сообщества является определяющим фактором в системе европейских информационных коммуникаций и осуществляется, прежде всего, в рамках институтов ЕС;
- целью информационной политики ЕС является: стимулирование интеграционных процессов в Европе вокруг ЕС; содействие инкорпорированию в европейское сообщество стран Восточной Европы и ряда стран СНГ,формирование и развитие наднациональной политической культуры;
- информационная политика ЕС в отношении стран Восточной Европы и СНГ еще не преодолела прежние стереотипы периода холодной войны, имеет четко выраженный европоцентрический акцент.
Степень научной разработки вопросов, касающихся информационной политики европейского сообщества, особенно в отношении средств массовой информации, неоднозначна. Если в период холодной войны, когда шла острая и непримиримая идеологическая борьба, переходящая в порой в психологический террор, публикации, посвященные работе средств массовой информации и информационной политике западных государств были не редки, то после окончания холодной войны, когда в политических кругах России сложилось впечатление, что идеологические барьеры рухнули вместе с "берлинской стеной", интерес к анализу роли средств массовой информации в международных отношениях несколько ослаб. Среди ряда
6 см.: например: Сиджански Д. Федералистское будущее Европы. М.,1998.
авторов, которые анализируют информационную политику европейских государств можно отметить работы А.С.Тарасова, в частности "Демократические преобразования в Российской Федерации и международное сотрудничество" (М.,1994), "Возрастание роли и места информационной деятельности государств в системе международных отношений" (М.,1993) и др. Весьма полезной для понимания существа информационной политики государства является работа В.В.Разуваева "Символические образы в международных отношениях" М.,Международная жизнь, 1994, № 3), а касательно именно политики европейского сообщества фундаментальные труды Д. Синджанского, в частности, "Федералистское будущее Европы" (М.,1998) и ряд других.
Информационная война, развернутая США и НАТО в период косовского кризиса, заставила заново перечитать работы советских и зарубежных исследователей, подробно проанализировавших технологию информационной войны и психологического террора в международных отношениях. Можно отметить такие работы: Р.Беса "Ядерный шантаж и ядерный баланс" (Вашингтон, 1987), Р.Г. Богданов "США: информация и внешняя политика" (М.,1979), А.Г. Григорьянц "Психологическая война и современная культура" (М.,1985), Ю.Б. Кашлев "Идеологическая или психологическая война?"(М.,1986), Дж.Кролофа и С. Кохена "Новый международный информационный порядок" (Вашингтон, 1991) и др. А также статьи и разделы в работах по внешней политике авторов: Г.Н. Вачнадзе, В.А.Карташкин, Ф.И.Кожевников, Ю.М. Колосов, И.Н. Кравченко, В.Н. Матяш, Ю.М. Мельников, Д.В. Ольшанский, А.П. Суханов, Ю.А. Шерковин и др.
Источниковедческой базой диссертационного исследования явились документы и материалы ЕС, европейских государств и периодическая печать европейских государств и России. Анализируя роль новых технологий в
международных отношениях и кооперативной внешней политики Европы в свете событий вокруг конфликта в Косово и агрессии НАТО в Югославии автор обращался к сетевой системе Интернет. Это позволило ему определить степень роста новых информационных технологий в международной политике.
Глава 1. Цивилизационно-культурные аспекты европейской интеграции.
1.1.Коммуникативная функция культуры в европейском пространстве.
Одним из условий интеграции различных стран и народов является наличие между ними коммуникаций, то есть средств связей, по которым происходит обмен информацией в самом широком понимании этой категории - продуктов человеческой деятельности, представленных в материальном и интеллектуальном и культурологическом виде. С точки зрения одного из разработчиков теории информационного общества к развитию Д.Белла, информация есть основа культуры в ее вещественном и символическом выражении.7
Определенная общность культуры европейских народов, явившаяся результатом их длительного исторического совместного проживания в одном устойчивом геополитическом пространстве, выступает одним из основных условий интеграции различных культурно-национальных единиц. Иначе говоря, на современном этапе европейская цивилизационная культура есть базовая коммуникация между народами Европы, которая позволяет народам и индивидам жить в особом мире понятном всеми теми, кто
о
причисляет себя к европейской цивилизации.
В связи с этим следует остановиться на самом понятии "цивилизация". С.Хантингтон определяет его следующим образом: "Цивилизация представляет собой некую культурную сущность... Мы можем определить цивилизацию как культурную общность наивысшего ранга, как самый широкий уровень культурной идентичности людей... Цивилизации определяются наличием общих черт объективного порядка, таких как язык,
7 Bell D. The coming of post-industrial society. A venture in forecasting. N.Y.,1973.
8 Машенков B.B. Сущность культуры. Культура как традиция. - Введение в культурологию. М.,1995, С. 57.
история, религия, обычаи, институты, а также субъективной самоидентификацией людей. Есть различные уровни самоидентификации: так, житель Рима может характеризовать себя как римлянина, итальянца, католика, христианина, европейца, человека Западного мира. Цивилизация -это самый широкий уровень общности, с которой он себя соотносит".9
Это определение в значительной степени исходит из рассуждений А.Тойнби, полагавшего, что цивилизация - это определенные типы человеческих сообществ, вызывающие соответствующие ассоциации в области религии, архитектуры, живописи, нравов, обычаев, т.е. в области общего понятия культуры. У Хантингтона цивилизация - это культура, дошедшая до естественных границ своего распространения. Арнольд Тойнби понимает под цивилизацией "наименьший блок исторического материала, к которому обращается тот, кто пытается изучить историю собственной страны". Эти пределы во времени, пространстве, культуре дают интеллигибельную единицу цивилизации, например, "если вы идете от Греции, Сербии или России, пытаясь понять их историю, вы приходите к православному христианству или византийскому миру"10. Таким образом, как для Тойнби, так и для Хантингтона цивилизация - это достигшая пределов самоидентификации культура. Оба мыслителя-политолога полагают, что Запад в лице Европы стремится к объединению прежде всего перед лицом внешней опасности для ее культурной идентичности. Эту опасность они видят в "разломе цивилизаций".
Прежде всего опасения Запада всегда проявлялись в отношении России. Как отмечает А.Тойнби, "несмотря на их общие христианские корни, восточноправославье и западное христианство всегда были чужды друг другу, антипатичны и часто враждебны, что, к несчастью, мы и сегодня
9 Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? -"Полис" 1994, №1, с. 34.
10 Тойнби А.Дж. Цивилизация перед судом истории. Пер. с англ. - М. "Прогресс", 1996, с. 134.
наблюдаем в отношениях России и Запада"11. В глазах западных европейцев Россия всегда представлялась агрессором, хотя у России в ее тысячелетней истории было, по мнению Тойнби, гораздо больше оснований считать агрессивным Запад.
Другой великой силой, противостоящей Западу и влекущей его к объединению, является ислам. Дело в том, что европейская цивилизация обретала свою самостоятельность и идентичность в борьбе с Исламским миром. Кроме того, западная цивилизация постоянно ощущает угрозу и со стороны разных других цивилизаций, а также экспансии "переселенцев", противостояния латиноамериканс�