автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему:
Материальная культура западной зоны Азербайджана в XIX - начале XX вв. (по материалам Казахского, Таузского и Шамхорского районов)

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Велиев, Фазаил Имран оглы
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Ленинград
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.07
Автореферат по истории на тему 'Материальная культура западной зоны Азербайджана в XIX - начале XX вв. (по материалам Казахского, Таузского и Шамхорского районов)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Материальная культура западной зоны Азербайджана в XIX - начале XX вв. (по материалам Казахского, Таузского и Шамхорского районов)"

АКАДЕМИЯ НАУК СССР ОРДЕНА ДРУЖБЫ ПАРОДОВ ИНСТИТУТ ЭТНОГРАФИИ ИМЕНИ Н. И. МИКЛУХО-МАКЛАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ ЧАСТЬ

На правах рукописи

ВЕЛИЕВ ФАЗАИЛ ИМРАН оглы

МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЗОНЫ АЗЕРБАЙДЖАНА В XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ.

(по материалам Казахского, Таузского и Шамхорского

районов)

Специальность 07.00.07 — Этнография

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Ленинград —

1990

Работа выполнена в Институте истории АН Азербайджанской ССР.

Научный руководитель:

— член-корреспондент АН Азербайджанской ССР,

доктор исторических наук, профессор Т. А. Еунятов.

Официальные оппоненты:

— доктор исторических наук, профессор А. В. Гадло,

— кандидат исторических наук В. А. Дмитриев.

Ведущая организация — Чечено-Ингушский ордена «Знак Почета» научно-исследовательский институт истории, социологии и филологии при Совете Министров Чечено-Ингушской АССР (г. Грозный).

Защита состоится « » 1990 г. в « » час.

на заседании специализированного совета К 002.76.02 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата исторических наук при Ленинградской части Института этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая АН СССР (199034, Ленинград, Университетская наб., 3).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Ленинградской части Института этнографии им. Н- Н. Миклухо-Маклая АН СССР.

Автореферат разослан « » 1990 г.

Ученый секретарь специализированного совета, кандидат исторических наук

А. М. РЕШЕТОВ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИЙ

Актуальность исследования. Одна из ванных задач советской агиографической науки - глубокое и всестороннее исследование культурного наследия, в том число материальной культуры народов нашай многонациональной страны. Ь'аашость исследования нотариальной культура, обусловлена теа, что она тесно связана о различными сферам материального производства л считается первостепенный фактором в шзна-деятельности кандого народа. Как отнечал ф.Энгельс, "...люди в порву» очередь долины есть, пить, иметь жилище и одеваться, прзхдв чей быть в состоянии заниматься политикой, наукой, искусством, религией и т.д." *

Другим фактором, обуславливающий актуальность изучения ыаго-раальной культуры, является все убыстряющиеся изменения жизни и Cuta народе, исчезновение превде acero ряда традиционных важных элеиен-тов материально*: культуры. Ьто гыдвигазт необходимость научной фиксации элементов материальной культуры как важного аспекта всесторонней реконструкции исторической эволюции в число первоочередных . задач этнографической науки. На случайно, что в последнее время "КПСС придает большое значение более полному » глубокому освоению грудящимися массами богатств духовной и материальной культуры.«}^

В отечественной этнографии принцип зонального (регионального) исследования ыатериальной культуры получил широкое распространенна я с научной точки зрения считается общепризнанным, "3 полевой этнографической работе,- отиечал Г.С.Читая,- глубина этнографического наблюдения гораздо вакнее, чей его ширина j, важнее углубленное изучение тесного района, чем разъездное- изучение широкой территорий, как, например, округов, областей".^

Следует отметить, что в Азербайджанской ССР всестороннее этнографическое исследование материальной культуры по зональному принципу еще недостаточно развито. Собранный полевой этнографический на-териал, его научная интерпретация, сопоставление с аналогами из других этнографических зон и данныии, почерпнутыми из литературы, позволил придти к ви:оду, что объект нашего исследования - западная зона Азербайджанской ССР как самостоятельный исюрико-географичес-кий и исгорико-эгиографический регион по специфике и многообразию

I. Энгельс Ф, Похороны Карлв Маркса.-К.Маркс,Ф.Энгельс.Сочинеамя,

аэд,2~ое,т,19,с.350.

Z, Програмаа Коммунистической партии Советского Союза.Новая редак-

ция* -Ы« ,1986,0,58,

5. Читая Г.С. Принципа и методы нолевой этнографической рабогы.» "Советская зтногрбфия",1Й?,НА,с.,-:?,

злеиенхов материальной культуры занимает особое место в республике. Здесь,на (>азе переплетения местных социально-экономических, кулмур-но-исторических и природно-климатических факторов,получили развитие локальные варианты общеазербайдканской культуры, в той или иной сте-пвни отличные от аналогов в других историко-этнографичесвих зонах республики, и их формирование происходило за счет внутренних причин. Выявление указанной локальной специфики явилось основной целью исто-рмко-этнографического изучения материальной культуры западной зоны Азербайджанской ССР и обусловило выбор зтой теш и ее актуальность.

Хронологические рамки исследования охватываю? XIX и начало XX вв. Но если полевой этнографическая магериал и соответствует указанному периоду, го использованная источниковедческая база, в т.ч. археологический материал, выходит далеко за указанные временные пределы, что позволяет проследить развитие основных компонентов материальной культуры на основе принципов историзма, с одновременный учётом -влияния социально-экономического и политического факгоров XIX - начала XX вв. на образ жизни, о'кт и культуру населения исследуемой зоны.

Степень разработанности темы. Западная зона Азербайджана еще не являлась объектом специального «сторико-зтногра&ического исследования. Лишь отдельные вопросы материальной культуры и хозяйственного . быта местного населения в Х1Х-начале XX вв. поставлены, или частично освещена в некоторых публикациях, В изложении и интерпретации исто-рико-этнографических фактов зоны исследователи нередко оставляли в тени локально-специфические черты материальной культуры, обнаруживая поверхностный, а порой субъективный подход и даже явное пренебрежение к этому аспекту проблемы. Вместе с теи результаты этих исследований являются незаменимым источником для реконструкции отдельных элементов местной материальной культура, что обусловило их аирокое критическое использование,

. Наиболее важные сведения о иатериальной культуре населения западной зоны Азербайджана встречаются в работах Д.Зубарева, И.А.Сереб-рякива,'Н.Ф.Дубровина, А.Д.Ерицова, Н.А.Абелова«5 Сведения о иатериальной и духовной культуре,хозяйстве и социальной составе насело-

5, Зубарев ДДазахская дйстанция.-0РБЗК,часть2,СПб„1836{Его из, ' Еашиадальокая дистанция.-там «9{ Серебряков И.¿.Сельское хозяйство в Елиааввгпольсксм уезда.-Тифлис,1862; Дубоовии Н.ф. История войны к владычества русских на Кавказе,Ч,1,кн,2«иП<5.Д8715 Ерицов А.Д.Эко-вомичвскай бит государственных крестьян Казахского уезда Елизавет подьокоа гу бе рииа,-МИЭБГКЗК,т *2,вып.5,Тифдис,1886} Абелов Н.А.Эког

§ омический бит государственных крестьян Елиаавелподьского уезда

Лйзавэгпольокой губернии.-МИЗБГЕЗК,т.УН,1ифлио,18й?.

ния содержагся в статьях Б.Вениаыинова.® Несмотря на то, что работа П.С.Варавина, й.Л.Бахтадзе, Х.А.Вершшева, В.Н.Геевского, А.А.Глаа-ко и А.А.Калантара ^ посвящены в основном анализу различных аспектов скотоводческого хозяйства, ш и здесь находим интересные данные, касающиеся различных компонентов материальной культуры земледельцев. Значительный источником фактологического материала является периодическая печать, в частности, газета "Кавказ", сборники "Кавказскоэ сельское хозяйство" и "Кавказский кзлендарь".

Систематическое и всестороннее изучение в этнографическом аспек-гв материальной культуры Азербайджана было нача?о после установления Советской власти в республике. Уже в 20-е годы Кёсеоглн, А*К.Алекперов, В.У.Кулиева, К.Т.Квракашлы опубликовали ряд статей по отдельный вопросам материальной культуры и хозяйства населения исоледуеной зоны.8 3 1934-1935 гг. ценные агиографические'материалы по »илвдзм, хозяйственным постройкам и устройствам индивидуальных дворов в западной зоне собрал Д.йарифок.^ Однако,ввиду того,'что часть перечисленных работ была пссвяцена материальной культуре и хозяйству только отдельной этнографической группы населения, именуемой айру-цами, они не отрзжали всего многообразия и специфики всей западной зоны.

В 1964- г. издана ионографиа К.Т.Каракашлы о материальной культу' ре айрумов.^ Эта работа представляет для нас интерес о точки зрения

6. Вениаминов Б. Селение Салахду и татарские сказки, .записанные в нём,- СаО;,;ПХ,зып.З, отд.2, Ти4лис,1883.

7. Варзвин П.С. летние и зиыниа пастбища Закавказского края. -СМИЭБГКЗК, г.У,чЛ,Тифлис, 1888; Бахтадзе И.Л. Кочевники Закавказского крзя. - там же, т.III,ч.2, Тифлис,1888; Верыишев Х.А. Дяей-раячёльские казенные зимние пастбища Елиэаветпольского и Казахского уездов Елизэвегпольекой губернии.-{ШЛЗЛИСК, т.2, 4.1, Тифлис, 1890; Геевский В.Н. Нижне-Караязские казенные зимьие пастбища Казах» ского уезда Елизавегпольской губернии.-- там же, г.3,"ч,1, Тифлис, 1895; Гласно A.A. Казенные летние пастбища Тарсчайского и Акста-финского районов Казахского уезда Елизаветпольской губернии. - таи не: Калантар A.A. Состояние скотоводства на Кавказе.- там же, г.2,. ч.2, Тифлис,1890.

8. кёсаоглы. Кочевой быт Казахского уезда, - Экономический вестник Азербайджана, № 10-11 (71-72), 1925; Алекперов А.К. У айруыов.-Изв.ООИА, 1927, )«5; Кулиева В.М. Кибитка на эйлагах полукочевых гю-^ок^Казахского уезда. - тан ае; Каракашлы К.Т. Об айруыах.- гам же,

'9. Шарифов Д. Крестьянские.килища Казахского района. -НАШ АН Азерб.ССР,ф.1,оп.1, дело 12 (рукопись).

10. Каракашш к.Т. Материальная культура ¿¡зербайдканцев. Баку, 1964 .

сравнения,.сопоставления и выявления специфики исследуемого объекта. Объекта нашего исследования попутно касались историки А.С.Сумбэг- . зада, М.А.Исыайлов, этнографа И.А.Гадаиезв и А.А.Измайлова.

Цель и задачи исследования. Главной целью является логорико-эг-йографическое изучение материальной культуры населения западной зоны Азербайджана в Х1Х-начало XX вв. В соответствии с этим-намечено ре-, шить следующие задачи:

- выявить основные типы и форш поселений, планировку и устрой-втзо сельской усадьбы, проследить основные эгапы формирования и ис-гории и« развития;

- систематизировать и классифицировать основные типы народного аилища я хозяйственных построек; охарактеризовать строительные кон-

сарукции, технические приёмы и строительные материалы; осветить врадяциокнке обычаи и верования, связанные с постройкой жилища;

- выявить локальные специфические черты одеадк и украшений иаео-аэаия, осветить значение социально-экономических и природно-геогра-. ^аческих факторов в их формировании;

- изучить культуру питания, выявить ее специфические локальные вдрлы» показать исторический процесс развития пищи и напитков на

шшговекового эмпирического опыта;

- описать и систематизировать народные средства передвижения, определить их цссто среди других сфер материальной культуры и показать кх роль в быту населения на протяжения векову.

- раскрыть значение горгсвйх путей и влияния экономических связан на развитие- культуры местного населения?

- выявить изменения, которые произошли. 2 материальной кульгуре населения за годы Советской власти и проследигь их культурные связи в этой области с соседними странами.

Методологическую основу работц составляет произведения классиков коркоизма-леыиниама по истории общества и его культуры» При изучении

II. Суибатзаде A.C. Сельское хозяйство Азербайджана- в ИХ в, Баку, 1958; его se. Прокышленность Азербайджана в XII в.. Баку,. 1964; Ксмайлсв H.A. Сельское хозяйство Азербайджане на исходе XIX - нача-аа XX вв. Баку, 1964} Гадкиев И.А. Социалистические преобразования аэзяйсгва, быта и культуры сельского населения Азербайджана. -Канд. ЙИСС.НАШ Азерб.ССР* инв.К» 5965; Измайлова-A.A. Материала этнографической экспедиция по народной одежде в Казахский и Таузский районы.-Догеологические ж агиографические изыскания в Азербайдаанв в IS73 г,» Хаку, 197%.'

отдельных элементов материальной культуры автор стремился строго придерживаться ленинского указания о необходимости "скотрсть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это налете проходило, и о точки зрения этого его развития смотреть, чем донная вещь стала теперь.,."12

В-диссертации с позиций историзмаавтор постарался проанализировать и раскрыть основные элементы материальной культуры, реконструировать главные этапы ее развития, которые тесно связаны с историческим, экономическим и культурным развитием- Азербайджана.

Объект исследования. ' Западная зона Азербайджана географически занимает территории от северных склонов Малого Кавказа в районе истоков реки Индаа-оу до правобереаья Куры, в месте впадения в неё р.Гошкар-чай, и равнинное левобережье Куры от ¡.¡ингечаурского водохранилища до юго-восточных районов Иорского плоскогорья включительно. Согласно современному административному делению Азербайджанской ССР, в изучаемую зону входят Казахским, Таузский,'Иаихорский и час-, гично Ханларский районы.

В начале НХ в. западная зона Азербайджана, известная как Казахское. и Шамшадильское султанства, входила в состав Грузинского (Карт-ли-Кахетинского) царства и в 1801 г, вместе с Восточно!; Грузией вошла в состав Российской империи. В 1826 г., согласно проведенной в Закавказье административно-управленческой реформе, султанства были заменены дистанциями, а в результате' административно-территориальной реформы в Закавказье в 1840 и 1846 гг. обе дистанции вначале были включены в состав Грузинско-Кмеретияскол, а затем Тифлисской губернии, В 1868 г, за счет Бакинской, Тифлисской, и, частично, Зри-ванской губерний била создана Елизаветпольская губерния, в состав которой под названием Казахского'•уезда вошла территория исследуемой зоны; это административное деление сохранялось до 1929 г.*^

Источниковедческая база работы. Основным*источником для написания диссертации являются полевые этнографические материалы, собранные автором в 1983-1987 гг. во время экспедиций и поездок в Казахский, Таузский и Шамхорский районы. Обогащению нашего исследования способствовали материалы Научного архива Института истории АН Азербайджанской ССР, фонды Музея истории Азербайджана АН Азербайджанской ССР, Ценгрального Государствённого Исторического архива (ЦГИА) и дореволюционные сборники, обзоры, периодическая печать, специальная литература. Привлечены также сообщения современников и пугеше-

12»Ленин В.И. О государстве, -Полн.ооо'р»соч.,т,39,о.6?-68Ф 13. История Азербайджана,т.2. Ьзку,19б0,с.г,2СК21,88,91<-92.

- в -

сгвенников. Широ. о использованы резульхы-ы ирхеолог«ческих исследований,' ¡груды советских и азербайджанских этнографов по друг;«а зонам, которые привлекались в качестве сравнительного Ыи.чркала.

Научная новизна исследования заключается в то«, что ь ней впервые в азербайджанской агиографической науке предпринята попытка изучения материальной культура населения заяаднол зонм Азербайджана, ксгорак киесх ряд особенностей, езнаанных с соииедько-ококсми-ческшш и природно-геогра^йчоокиаи условиями, а хакяе харакг&рс,« хозяйственного быта. лок&лыше черты материально;: культу-

ры населения зоны, ьскригы ее об^ие и отличительные алименты, л на atoli основе показано мео«о исследуемого региона а обцокглказзкой а общеезербайд*акской материальной культуре , обоснован -ъиьрд о лагери-альной культуре западно1;: зоны как составной части махерйалыюь куль-«ура азербайджанцев в полом. Ь.зтоы аспекте дааиан длссертьция составляет час«ь .большой проблемы - истории формирования, разьагия я современного состояния материальной культуры азербайджанского народа.

Научно-практическое значение проведенного исследования состой* в то::, что его материалы и основные выводи могут бить использована при написании многогоино/. "йянографии Азербайджана", исторпко-зг-нографачеокои изучении материальной культуры других зон республики, чхекии спецкурсов в БУЗ-ах. Собранный материал по пище и калиткам, изученные способы приготовления о'люд национально., кухни могут оказаться полезными при написании обобщающих работ по кулинарки Азербайджана» Основные компонент материальной культуры, отрау.онные в диссертации, могут быть использованы при изучении истории материальной кулХ'Гуры, в прикладном искусстве, при составлении музейных экспозиций. Описание рациок&л'ьных элементов культуры может быть использовано для пропаганды «радиционной культуры и внедрении их в быт современного населения, возрокдения народной культуры.

Арробация исследования. Основные положения диссертации нашли • охранение в статьях, опубликованных автором в научных изданиях. По ряду вопросив им сделаны доклады на научных сессиях и конференциях в АН Азербайджанской ССР. Диссертация обсухдана и представлена к защите Отделом.исторической этнографии Сектора археологии и этнографии Института истории АН Азербайджанской ССР, на заседании группы Кавказа Ленинградской часги Института этнографии им.й.Н.Ммк-лухо-Иаклая АН СССР.

Структура диссертации. Работа состой! из введения, четырёх глав, заключения, библиографии, списка сокращений и альбома-приложения.

И. ОСНОВНОЕ ОРДЕР'1 ВЫВОДЫ ДЙОСЕРТАЦШ! Ро Ввй',ен;;и обоснована иктуэльчоогь'тсмм, методологические ооновг исследования, изложены степень еь изученности, цель и задачи рг;оты, охарактеризован объект изучения, источниковедческая база, показана научная новизна и практическая значимость работы.

Глаза I - ¡ЮСЕЛдН'ЛЯ И ЯНШЦА - состоят из пяти параграфов и посвящена типам и формам поселений, усадеб, кклиш, строительной технике и строительным мзтериалпм, внутреннему убранству жилищ, народным ' обычаям к обрядам, поьбрья'л, суизанным со строительством жилищ и хозяйетгенцпх сооружений«

На образование тг.пов поселений и характерных для исследуе-

мой зоны, оказывали влияние лриродно-гоогра£ические, исторические и социально-экономические факторы. Территория исследуемой зоны состоит кз горной, предгорной и низменной частей, что находит отражение в пркчц-ше размещения населенных пунктов. Наиболее ранние поселения человека в западной зоне относятся к эпоха палеолита.1**

Наиболее распространенной форцой поселения в западно« зоне является х«нд (село).-Как постоянное местопребывание „кенд характерен для Носзд'глая с оседлым образом жизни. Он характеризуется наличие» постоянных хилых домов, хозяйственных построек, приусадебных участков,' обш'.рпих посевных и пастбищных угодий, административных, общественных и религиозных центров, питьевой еодой, кладбища и исторически сложившегося единена жителей. Для подавляющего болмшегьа кендов характерной является полигеннзя системе, при которой их население включает несколько не состоящих з кровном родстве родов (пат-ронимйй). В результате последующего' общественного развития периода полигенные кенды претерпевают значительные изменения» и в итоге постепенного роста превращаются в населенные пункты со смешанным составом и с доминированием принципа соседства. В основе возникновения смешанных кендов лежат процессы, связанные о ростом и дробле-, нием патронимических групп, миграцией населения из других регионов, в частности, из Юеного Азербайджана.

Другим типом исторически слолившйХсн поселений в исследуемой зоне были места временного проживания, именуемые оба (отсёлок), ленник (благоустроенное, населенное, оживленное место), бинэ (стойби-ш,о), гыилаг (зкыовье), сш'ирхана (пастушеский стан). Все они связа--ны со скотоводческим хозяйством отгонного типа. Некоторые из них (оба, бичз, оыгырхиаа, гнагаяг) вгослествии превращались в место

И.Ь'амигкии С.;'. Fo.ii сдои по гя».; шно'.*,у ""зку в АзэрбаЛдчане осенью

постоянного киюль-'.тьа, являясь как бы первоначальной формсй возникающего кенда, Например, кенд Чайлы Казахского района некогда был зимовьем (гьгельг), пряиадлеаашши местному племени Гызетарли из кенда Гыраг Кссоман, а впоследствии, в связи с ого переходом к оседлому обрззу кжзни, превратившееся в сссостоятельный конд. Расположенные ка Зльдардко;; равнине кенды Сал&хлы, Кесаман, Пойлк, также в прои-лол были зимовьями одноименных кендов Казахского района. Свздегель-ctboi: того, что поселения типа гышлаг являлись переходной формой к постоянному поселенки типа- кенд, является сохранение этого термина в названиях многих современных кендов, таких, как Беюкгиплаг в Та-узском, Дюзгкилаг и Ке*1негышлаг в Казахском районах.

За годы Советской власти в исследуемой зоне возникли населенные пункты нового типа - поселки Зегеи, Доллер, Говлар, Ленки, Кура. Б отличие от поселений прошлого,'он/, заложены и получили ргзвитйе' по архитектурный проектам.

. Важно?, чертой, характеризующей поселения toii или иной группы, . i является его привязка к рельефу местности. В атом аейекте населенные пункты исследуемой зоны можно разбить на три группы : равнинные (дюзонлик), расположенные на горных склонах (йамач) и речных долинах (вади).

Населенные пункты западной зоны отличаются друг от друга и по исторически слонивиимся формам поселений. Отсутствие единого плана разантия, рельеф местности, недостаток земли, стремление кровнород-огвенккх семей делиться'близко друг к другу, приводило к формированию различных по igopiie поселений. В диссерхации дан подробный анализ этих форм, отмечены их характерные черты, вскрыты исторически обусловленные причины появления различных форм населенных пунктов.

Основное место в формировании планировки кенда принадлежит хэйзт - приусадебному учас!ку. Несмотря на различие размеров и форы, ОН состоит из трёх (по функциональному назначению)" частей: I. Участок, где расположены- килые и хозяйственные постройки (иншаат бол-мэси); 2. Расположенный перед жилым помещением специально огороженный участок производственно-бытового назначения (иеишет-истехсал болмес.;); 3. Участок, используемый под сельскохозяйственные угодья (хоюл или пэрэкэр болмеси). В диссертации подробно описаны все три части, показан процесс их формирования, рассмотрены типы и виды ограждений, отделявших эти части друг от дртта, а такке окаймлявшие сам участок. Для ограждений характерно многообразие используемого

1953 г.-Труды Института истории АН Азербайджанской ССР,1958,т.ХШ, с«5-19; Гусейнов 13.М. Авейдагские палеолитические пещерные стоянки. Авуореф.дисе.канд.ист.наук,-Тбилиси,I96Q*

кагераела (хворое?, сириояк-л кирпич, кавень,ки:.а.и, <».{«:?шис, дерево) и способы кх возведения (казенная и сьр-озин кладка, пл-яеаь из гибких прутьев, деревянные забори), р;тс:.:огреиы вид» вхолнчх устройств (двери, ворота). В диссертации дана пилнал терминологии по усадьба« и огракденикм, рас::р!;то значение каждого термина.

В разделе, посвЯцвнкоа хина» таш-х домов и строительно.: технике, огиечони осковнкч влн«?з#к> на них уэкторы» приводе».*.! пздмдояоя в .31нограйичвоко;ч литература клзссй^иканш. типов килш . Яри определении ясгсричоски олояиви.;;хся ти;юз нилых домов в исслолуемоЛ зоне с учетом осгразй ¿изаи населения, ириродно-климатйческих условии, ис-пояьсо!<аниг трзд'-ьглонн^.х схрокзеяьнис материалов и иавьков, а также считая более прпьильным брагч. зо основу. исгорико-эволиинонны« и традацяокас.-иогоричейкие принципы** в диссертации предлогл::! следую-дая класои&шедии: I. Землянка (тэаа); 2. Ьллкча с деревянным сгупенчато-плрамлд;!льццм перекрытием (карадам); 3. Наземное тростниковое и хйгипччое жил:;цз (дурыа); Глинобитное к;:л;;ще (иёхре); 5. Срубное (керпш); б. •»•зксюлбовое яилищв (дирекирасы или

даыцгб); 7. П-тае^кое енлищо с двускатной кровлей (гоглу); 8. Еили-55® с яорандол (сейхкчнлы эв); 9. Заиок (и;;арет); 10. Ьрекеин* е или <5?зоиглп амкве постройки (алачуг, деСе, ыухру, магарде::еси). В раздела детально язлеега осяоища характерные черты перечисленных типов хилых лостроек, применявших строительных материалов. Впервые в ??нограф№5кой литературе исследованы специфические для западной зоны килю дома типа "дурио" и "гожлу эв".

Зо внутренней убран'сгве жилых домов зоны в ПХ.в, ярко проявляется характерная для восточной архитектуры простота. Интерьер сооз ^ггсгвшзй.ч типу, фор»в и планировка хилого .помещения. Следует огче*к?ь, что в землянках и полуаеклянках интерьер не отличался стабияъностью. 3 охлвчие от них, в ннлых домах нзремного типа существовала исторически олокявпаяся форма традиционного интерьера, включавшая о&чгэ гвкиа элементы, как ниша,, альков (тахча) для хранения предметов домашнего обихода, одежду и ценностей; полки под потолкакй (рзф, зэх) для хранения редко используемой посуды и бытовых предметов} шкаф (дула, долвб).для посуды еаедневного обихода, и чайных принэдлейшостчй; камин (бухары) для обогрева} нша для постельных принадлежностей имела специальную занавесь (оарандаз), украшенную вышивкой, а полка под потолком по всей её длине застилалась разноцветной ткань», сшитой в форме соединенных у основания треугольников (ээхгабагы). Стены украшались коврами. Ковровыми изделиями застлались и полы (хялча, палас, килим, гобе). Широко ис-

пользовались специально обработанные ¿коршц'.аии меховые подстилки. Как правиле, в число обнзательг/.'.х принадлежностей приданого невесты входили ковровые изделия, а так,-.к "сараядап" и "з^хгабага".

В разделе дан;. хькяе описание и гпхнпыа с/рокте-дьства наиболее характерных типов хознлСЯ.биних настрое,:; рассказано о народных обычаях, ио1.еилнх и обрядах, связанных со строительным процессом.

Глава II - ОДУЛА И ^^Рл:,?;:!!''- - состой? из четырех параграфов, посвященных цукскоь, аонокок, де»с;:оГ. одевде и украсенаям.

Изучение традиционном оаохды и украшеииЛ населен..,-; исследуемой зоны позволяя кроследкгь локальпу» спзцифйху и выявит» обую черты с другие; зона«» респуолика, так и соседнккк ¡предами. В XIX-ничале вв. населоп;*.е использовало в основном изготовленные месг-|!:.'ч*. ¡^стерами кустарным способом на горгзснахелькои скаико* станке (корёк) иорсупнце (гылычи пал), ризиоед&т'.е и разпеоо'рззние целковые (ипак), гонкие ысрегннке и хлоичагоСукамше ткани , а также фабричный '.чини и обриос-га^ме жури и -оку.

1ра?,кдконкбя чукекаи одыеда делилась на повседневную (ив палтз-р„) к ьихедную (х&1.ир-язр аалгзры). З^ходку» выли ыз дорого»: гкони, от повседневной она отличалась многообразием элементов, новизной. Иуаокиг. рубаха (кё?лодс) гукйкос-бразного покроя шилась аз суровой белоЛ ткани и мадеползма (уыаси агы), из ситца, бязи .и сатина. Штаны были нигьиз (дизлик) и верхние (ыьлзар'), одинаковые по крою и технике поыква, перед бал Сез разреза, на талии оставляли широкий пояс (н :фэ) для вздержки шурка (гуаанбагы). ь;злоку.у«ив крестьяне шили пьлвары из домотканой ысрсгянси ткани или из покупной у лезгин (лезги цзлы)} оогазче хе из сукна, нанки, диагонали и одногон-коГ. ¡пелковой ткани. Б холодное вреы?. года поверх рубахи надевали безрукавную стеганку (ишдик). Она кроилась из цельной спинки и двух передних частей. Между лицевой и педкльдочно;'. «гяаньв прокладывался тонкий сдой иерсти; застегивалась с помощь» погель и пуговиц (илгек-дийме) или цепочкой (чалкочир). Один из элементов традиционной мужской одежд;; - бешмет (архалук).. Обычно архалук застегивался с помощью петель и пуговиц подпоясывался кусаном или ремнем (кэмзр), ив котором держался кинжал. Специфичен для зоны бил "сырыслы архалуг" (стеганый, проложенный шшиы слоем персти). Он имел наибольшее распространение в горной местности.. Его носюш обычно пояилне, чгоск уберечься от холода, ао иногда - и молодые, На архалук надевали 'длиннополую одакду (чуха) с газырями и без них. Будучи обще- • кавказской одеждой, :уха шилась из шерстяной хквни, сукна, обыч-

15.Мустафаев А.Н. Материальная культура Ширвана. Баку, 1977,с.76.

но на волке ьо;; или хлоичап^уии'/.нОи подкладке. ;.;олод_е носили более корочку», еввхлих тоноя чуху, а пЬ;..и:п,о - теаних цветов. Ьакной частьи верхно;. од&тдч являлась овчинная шуба (к«рк). 1! зоне отмечено больаое раопрэзхриноние длижшх, иакипуг-х нз «леча иуй (саллааа кюрк) и гр,;0'0 сайтах шуб из плохо дублзнол оьчкнн (чоб&и кюркю). Среди скстоьо^оь-отгонников Сельис-л популярностью пользовалась бурк.а (мапкндпы).

Служители кульга иосилм Длубба (типа ряс:;), аба, гао'а (верхняя одежда).

Трзднционн:..:' го';о;шиц убором бала евчи-шая папаха различной формы, бадлкг и платок (сарлг). Лапалл делались на хлопчатобумажной стеганой под.-;лад:;е» Ньрьду с нами оостоптольн^-' люда носили папахи из кзракулл (бухаря папах). Обуьь носили козвнуя (ча;<ь:г^, которую ШИЛИ ИЗ видзланно;; И сирОМИТНО»'. КОНИ» Простою изготовления, Д0ЕС-визка, удобство при выполнений сельскохозяйственна: работ сделали чирыхи повседневно!': обувнз знач/л-ельной. части населения. Чарыхи обычно надевали на носки („'..араб), ноговицы (бодлп) и обмотки (долог). Носили и кожаные сапоги, баюаки, чуоти, кисти (вида мягкой обуви).

Традиционная одежда азероа;.,к%«ок западной зеки отличалась гораздо большим разнообразием, чем иузскак и более.устойчиво сохраняла черты национально;; культуры. Нательная одежда включала рубаху (дкен кёлиели), акрокие шаровары (дкутбалаг илл *е»:ла туман) и узкие ктакы (дарбалаг). ^иугбалаг ¡¡л» т«„лл туман вили; г основной из ткани темных тонов. Каж.цу ытанпну аил и отдельно и соединяли в иэгэ прямоугольный клшюм (миянча). Учитывая .удобный крой, не стесняющий движений, предохраннвдил в неблагоприятную погоду в горных условиях, некоторые исследователи, полагают, что хапли туман впервые' появился среди тех, кто вел кочовой образ жизни.*® Под таЕли туман надезали дарбалаг, идентичные мужским нйннш атакам. Поверх нательной рубанки надевали верхнюю рубашку (уст кйинейи), ¡шли еэ тунико- . образной и отрезной с широкими рукавами, собранными к запястью в .. сборку, или расширяющимися (йелпазэли).;Верхнею кбку (уст туманы) шили з сборку (бвзиэли) ила в складку (гырчлнлы), без вставки в шаге. Юбка яенщинц средних лег, как правило, состояла из 10-12

16. Гаген-Торн Н.И.' К методика изучения одожды в этнографии. СЭ, 1934, №. 3-4,0.122; Каракашш к.Т. Материальная культура азербайджанцев. Баку, 1964, с.133.

клиньев. В параграфе также детально рассмотрена техника крон и шитья верхней женской оденды, такой как эызнн, лавада, черкезм, каты-вы или кюрдв, куладме, отпечены локальные специфические особенности, подчеркнуты общие черты и различия с традиционной кечской верхней одеждой других зон Азербайджана и соседних регионов. Одним из элементов вег зи «елокой одекды бил специфический для зоны "алджеклм архалук" --укороченный роспаыной архалук с боковыми разрезами в 20. 25 см. Рукава имели разрезы до локтя, нкне - до запястья - они зашнуровывались, заканчиваясь рукавнол лопасть» (элд,-/.ек, голчаг).

Головные уборы 8зерба:.д<шюк немо разделить на две группы: одни надевали, другими покрывала голову. К перьой относится капор (тэсэк), Который в ря.де сёл називаиг тюбетейкой (арагчын), ко второй - коконник (дингк), чалка, шал, косинка (лачок), вуаль (дауна), зелковые • платки (кеиагаи, чаргат, орпек), Б отличия от других «он Азербайджана, в исследуемой зоне головной убор дикгя состоял из остова" (чэнбер) из ивовых и виноградных прутьев, ойдезнного тканью, Ги- ; ловно:; убор чалма в отличие от дингя повязывался на тэсэк, причем различными способами.*'7

Как нветвувт из полевого этнографического материала, в XIX в* женщины западной зоны использовали также различные косынки: хына-бэкд, гаибэнд, чикклэ, игйиача» гыйгадк. Обувь (ойзггабы) также отличалась больпим разнообразием. Носили пестолы (чнркх), кожаные сапоги и полусапожки на каблуках (гуикечен), мягкие чуьяки (мяст, нэфджыл), туфли без задников (боимдг) и домаиники (кзлик).

В этом пзраг{ эфа диссертант приводит наименования различных видов тканей, бы в щ их в употреблении.' Указана .также качественгые изменения, происшедшие в этой сфере за годи Советской блйсти.

В главе описывается детская одекда, которая, отлкчакоь размерами, в ссновном сохранила "элементы мужской и кенской одежды. Вместе с тем отмочена ее некоторые особенности, характерные детские укра-'шения и их смысловые значения.

В состав женского традиционного костюма как обязательный элемент входили ювелипные украаекия. Они дают ценный материал для изучения этнической специфики, классовой принадлежности, производственной «изни народа. Украшения из драгоценных металлов по своему функциональному назначению делились на головные, уиные, шейныё,"поясные, наручные и на те, что надевали на пальцы. Кро»,о того, верхнюю женскую одекду украиали вышивкой по вороту, груди, рукавам, подолу и плечам. В параграфе подробно описаны тое эти украшения и отмечено,

1?, Богданов Л.Ф. Персия. иПб.ДЭОЗ, с.75.

что изучен/в их позволяет более полно поедставить социальное нера-венстви и в го же время обцественно-экономическое положение различных слоев'населения, особенности периода, уровня жизйи, самого быта.

Анализ национальной одежды населения западной зоны позволяет сделать вывод, что она была приспособлена к мастным природно-климатическим условиям, отражала экономическое и социальное положение ни-телей, содержала много общих элементов t одеждой других зон Азербайджана/и Кавказа, сохраняя в то же время локально-специфические особенности, традиционные черты.

Глава III— ПЩА ;И НАПИТКИ - включает четыре параграфа, посвященных пище, режиму питания, заготовке продуктов и наииткам. •

'Западная зона богата флорой, фауной, водными ресурсачи, что сыграло вакную роль в процессе многовекового -формирования традиционной кулинарии. На столь богатой базе местное население выработало и использовало эмпирические навыки в приготовлении разнообразной пищи. Как и в других зонах Азербайджана', пища населения западной зоны подразделяется на- повседневную и ритуальную (свадебная, поминальная, и праздничная), а такие на две группы: на пищу растительного происхождения и мясо-молочную.

а) Пища растительного происхождения. В рационе питания преобладали зерновые. Основное место ванимала пшеница, посевы которой на орошаемой Куринской низменности составляли 65%■пашни«*® Пшеницу употребляли в основном в виде муки. Наряду с этим, зерна использовались и целиком. Их обжаривали (говурга), проращивали (сэмэни), добавляли в качестве компонента в блюда аз зерновых и бобовых (хэ~ дик). Из пшеничной муки главным образом пекли хлеб: тендир чорэйи (сдобный, выпекался в тендире - вертикальной, круглой конусовидной печи), лаваш, юха (тонко раскатанное тесто), фэтир или'кэлэфэтир (лепешка), хамралы (выпекаемый но садке - тонком выпуклом железном диске), реже - ирын или кюлфз чорэйи (выпенаемый в фырыне или на кюлфе - печи закрытого ?ипа). Среди скотоводов-отгонников популярен был хлеб, вылеченный на садже; земледельцы предпочитали хлеб из, тендира или фырына. Специфическими для зоны были круглый хлеб диаметром 20-25 см, толщиной 2-2,5 см, выпекаемый на садяе (хамралы) и хлебец из ячменной и кукурузной ыукл (джад).

Интересно, что, несмотря на различные способы выпечки (в тендире^ на садже, в фырын-кюлф?), в исследуемой зоне все виды хлеба называют одинаково - эппек. Этот термин, скорее всего, представляет собой

18. Ерицов А.Д. Указ.раб.,стр.150.

- lit -

вадоизмви'лшук! ..орму общегьрнокого эпмек ( эхмак, эпсок) - хлеб, оюрц'.1 >.а произвслиое - этмекчи (пекарь, 'булочник).*'

GoifOb'Hh'M мучгц-блюдок был сулфуллу, для приготовления которого употребляли п^енич'ую муку и суженое мясо (гьх^ч). От большого кома' теста отделили куски длиной 30-35 см и сворачивали в трубочки, которые зато:, нпрезали на З-^-сангикохровые, и, прижав ко ад-: и пальцем, осгороепо рзстягивалк с двух концов.» опускали на Ь-10 минут в кипя- • иую ьеду. CiKKüjioe сваренное тесто подавали на подносе («едкус,*), полив бульоном с толченым чесноком, гранатовой. паатоЗ (аьрдб'за), ' добавки 2-3 куска.гажачя. Другим блкдом был хьа'ьл - кауа их шбрнкч-' ной муки, сваренная на ьоде. Подавали ее посыпав caxapnoii ny-ioii, ил полк» медок, масло«.

НаиСоль* распросхрапенныи у населения эйп&дйо.; ,зоны был "¿'„арпаг хаигял", когоркй бывает самых разнообразных ви/-ох: с цыпленкои (б а-чэли), с хармшк мнсоа (гоьурмалн), с выоуцена-.чь.и подсолекй;:яп тво-рожнш.:«! ааригаик (гурудлу), с жа{СН"м фаршем (доиыэ), с кропаткой ■ (кэклшс хингклн) и др. К мучным блюдам относится также жидкая лапша (ариихэ исхиси). йз лапши на Новруэ бапрамы (праздник шиьк - ' 22 марта) готовят и пхов (ариштз эши). На повседневном к праздич-ном столе обязательно был говуд - из ь'хеничной крупы, сваренный па сахарком сиропе или в молоке. Из пшбк/чний муки готовили также традиционные поы;едпевние и .ритуалкше сдобяыо изделия - слоеш-.е лепеа-ки из заквашенного теста, (фясали, пиши, гэгдаиа), гкачкк хлаб из пресного теста (кеибэ).

В рационе п'изания населения.важное место занимал рис. В зоне имели распространение различные види плова. Рис слудлл и kwjkchök-хом многих других блюд.

Значительное место в рационе питания принадлежало бяхчеьш, ово-вди и различным дикорастущим плод&н и травам. Употребляли ах ь свежем и сувеном виде, заготовляли впрок, делали разнообразие ворен*я, патоку,пасти. Широкое г рационально«.» использование,диких плодов и трав, столь богатых' витоминок "С" свидетельствует о высоко* кулинарной культур« населения. 8-лараграфе подробно списываются способы приготовления и употребления растительной пищи.

б) Мясо-молочная пища».До настоящего- времени гиге.гя исследуемой зонм широко -практикуют наиболее npe-jjiie приготовления мясных

Деьону Луготит- турн.Иидеко.ТаЕкойЧ:,I%7; Дреьнетюркокий словарь. Л.,1969.

20. ГроЬсгэйм A.A. Цикла смиобчнв (тге'шш Кавказа.Баку,1942,'с.

блад, таких. ¡:ак "кёздвме" и "горабасдирма", иго свидетельствует об исторических традициях, сложившихся здесь в результате преобладания orrow;i»ro скотоводства. Для мясных кумакий иоиользоььли ь пинанной

Сведут hí¡;¡,v - rofíjH УГй, ИЗ КСГОрО.. ГМЧйяМИ OilЗЛ«ЧiÍl-ü г.^ДпИО

и ьто;. . ол«;да: вареное а ьоде мясо (союгчд), г^льои с u.wtu, горохом. о.и-ии .sa и картофелем (пит»), мясо ягненка, озаренной сг* тонких кагродиенгов (кяланц-р), бульол с «ясоа (г^озбаа), инсо, нарексе иа (сад:;; говуриасц), холодец- (кялле-лзча, хаа), каре кое икса •

(гизар'сиа), ыноное рагу (бозаргма). (.коднчвн для зони ааэшж (ича-лат каоабы), nF«roíwwtcn«u-..i из барпныи внутренносте.;. 1'зл¡соленными блюдами ш>л.'.;:и:-ь долма, которая бывает нескольких апдса: ¿ui-мэ с мгиом и дал.,а баз мяса; существует аа;>.: долыа, так назиааемаа "ложная" (..алысчи доям«), начшиа йкла без цпса, только с рисом и зелены;, „олму о п^дороа'-пчом готоьили редко, об.ччно для rox, у кого больной желудей.

Ьакиое моего в раш-.онз пнташм насиленил занимали молоко и модочкаи г.родук^ил: кислое молоко (гат^г), сливки (га&тг), Сыр (лендар), солсшМ творог (sop), масло (:.лг). Молоко л ведочнио про-дук?'.' лреоолэдэли глаып.а образом ь рацлонв питания малоимущих слоев населения. Из молозива (агыз сюди) готовили ряд Слюд: булама, сулух, голуг, махчрь, кэгаайо. Больимнсгьо аз них (кроме булама) специфична для зон.-., для приготовления мьхара в иолозиьо добавляли муку до подучинии смегаиообразнсй коиздегонция и пекли и а садке, обмазанном маслом, ¿л'о блкдо а азербайджанского племени кебирла называет ааниан.2* Из ¿сдочкьх продуктов готовили и горячие блвда; молочную капу (ездя») чэкмэ, iia'.'.v.a), из ньлеза и'рисовал муки (фирни), из кислого салока с рисом и зеленью (доьга), молочную лаллу (евдлю ариш-гз).

3 главе уделино определенное* внимание видам маслобойки, процесоу получении масла, га гига, сира и некоторым поьйрыш и ооичанм, связанном с мпси-иолочиои пище?..

Ритуальная пища. Ритуала включали праздник Урокая, Новруз, Хм-" дыр Наб.:, Гурбан бэдрамы, Сруджяуг байрамы; семепно-бытовме sop*ocr-ьв (рождение редечка, прорезывание первого зуба, прием гостей); свадьбу (ни.иан - обручение, суннэг - обрезание) и похоронно^поминаль-нке церемонии (üac ери). Б глазе дана характеристика всех обрядов, отмечены связанные с ними ритуальные блюда, их состав и способ приготовления. В главе такая подробно освещены способы заготовки и хра-

21.Сатарова д. Этнографические материалы.-НАНЙ АН Аззрб.ССР, ф.Зб32. д.18,л.1

нения продуктов, режим питания. '

Последний параграф главы посзящен традиционным напиткам. Они делятся на горячие (чай, молоко) и прохладительные (атлама, айран,дэ-лэмэ). Описаны способы их приготовления, а также различных сиропов и патоки. Особое внимание уделено целебным свойствам, которыми обладают многие традиционные напитки. До революции алкогольные напитки населением не употреблялись, что было связано с религиозным запретом.

Собр.нный материал по пище и напиткам показал, что они были тесно связаны с местными природко-географпчесюши условиями, направленностью хозяйственной деятельности, общественно-экономическим полове-нием, этнокультурными связями с другими народами, и в процессе ис- />■ юрического развития они значительно усовершенствовались. Наблюдается много общего в способах приготовления.ряда мясных и мучных блюд азербайджанцев и тюркских народов Кавказа, Сибири, Средней Азии и Казахстана, Вместе с том пиаде населения зоны обладает и локальной спецификой.

'Глава 1У - НАРОДНьЗ ТРАНСПОРТИРЕ СРЕДСТВА - состоит из четырех параграфов. Разнообразие природно-географичеоких условии исследуе- . мой зоны обусловило развитие здесь различных транспортных средств, которые можно разделить на три группы:

1. Простые вьючные средства. Это наиболее древний вид транспорта, для которого характерно перемедение различных-бытовых тяжестей с помощью человеческой мускульной энергии. Б древности продукты человек переносил в охапке на руках, .спиье, плечах, голове. Простейшей формой вьючного средства были носилки (хярак) с приложением силы двух людей. Нетяжелые вещи переносили вручную даае на дальние расстояния, связав в узле (баглама) из ткани. Распространенной формой переноски тякестек на спине была вязанка (иэлэ). Так переносили дрова, хворост для твндира и 1раву. Для переноски на дальние расстояния наиболее удобными были плетеные из прутьев или тростника разных размеров корзины (сэбзг), тканые шерстяные переметные сумы' (хэйбэ, хурдасун), появившиеся в результате эмпирического опыта. К простным вьючным средствам относятся ручные волокуши (эл суругмэси). Впоследствии их заменили упряжные.

2. Выочио-верховой транспорт, для поддержания связи иахду кенда-

ми, перевозки грузов к товаров на базары, сопровождения стада на

кочевья традиционно широко использовали выочно-верховой транспорт:

дошадей (а®), ослов (ашшак), мулов (гатыр), в ьезначительной смае-

ки верблюдов (дзвэ),а также крупный рогатый ско® - волов (окуз), буйволов (кэл).

Самым удобным и быстрым верховым транспортом в прошлом веко била лошадь. В исследуемом регионе для этих целей использовали казахскую (дильбоэ) породу. Эти лошади имели крепкие ноги, были одинаково удоб-» ны в упряжи, легкие и выносливые при верховой езде, незаменимы в уз-лоъиях горлого бездорожья. В овязи с выочно-верхнсвым транспортом в работе рассматриваются традиционные виды седла (мусурман йохари), вьючные сёдла (палаа, чул), попона (алыг), узкие паласы, набиваемые мягкой прокладкой.: соломой, шерстью, ватой (кзйванд или гом), специальная удлиненная подушечка, свитая из старого палзгч (лору), деревянная подставка (галтаг или кыхы).

3. Упряжный транспорт составлял больаую часть средств передвижения населения западной зоны. Б исследуемый период он представлен двумя группами: а) бесколесные - волокуиз (сурутма),-сана (хизэк)} б) колесные - арба и ее разновидности. . Использование тяглового скота (быка, буйвола) при перевозке волокуша?,!« было значительным шагом вперед. Усовершенствованным ее видом можно считать сопи (ха-зэк). В работе подробно описаны устройство волокуши и саней»

Для местных условий наиболее характерными были двух- и чотырох-колесная арбы нескольких видов: окюз арабасы (воловья арба), вt арабасы (конная), эшшэк арабасы (ослиная). Широкое распространенно имела двухколесная арба двух видов; с ярмом и дыплои (бовадуруглу-дивлэли) и с оглоблями и хомутом (голлу-хамутлу). Арба с яркой а . дышлом в западной зоне называлась "тайтзкэр" (пвркоколесная') алд "агаджох" (букв, "с деревянной осью"). Широко применялась и четырехколесная воловья арба. В этот яе период местное населенно под влиянием русских и немецких колонистов усовершенствовало традиционную воловьи арбу, в связи с чем к концу XIX - началу XX вв. уно широко использовало лошадь в качестве тягловой силы,- _а в упряяко появляется хомут«

В зоне фиксировано два гало повозок о конной упряжкой: двухколесная с одной лошадь» (ат дашгасы) и четырехколесная с двумя и более лошадьми (ат орабзеы). В отличив от воловьей-арбы малогабаритная, дешовая и удобная в эксплуатации, дашгы играла ваэиув роль в быту крестьянина* ,' <

В качестве колесного транспорта в зона пользовались токко тачкой и арбой, ззпрякенннии ослами. Двухколесную повозку называли даего, чатырехк-адеопуй - арба. В таких повозках, отличающихся от конной нрбы ёмкость» л дкакотрп" колёс, в ясследуоша период перевозили неболызиэ грузы но близкие расстояния»

В параграфе дана развернутая характеристика основных транспортных средств и их составных частей, описана техника их изготовления и используемый при этом материал и инструментарий, освещены все типы и виды используемой упряжки и её принадлежностей.

Отсутствие условии для развития водного транспорта в западной зоне вело к тому, что связь между кендами поддерживали по сухопутным дорогам. Дороги по функциональному назначению и протяженности делились на местные (дахили йоллар) и магистральные (хариджи йол-лар). Местные служили для сообщения с различными областями Азербай-дкана, связывали кенды с уездными центрами. По ним поддерживали экономические и торговые связи жители горных кендов и низменности. В зоне фиксированы две формы дорог местного значения: мекду кендами, иззесмке в народе как "араба йолу" (дорога для арбы), "rapa йол" (большая дорога) или "эл иолу" (общая дорога) и дороги для. перекочевок (кеч йолу). В работе дано описание мосгных и магистральных дорог, указаны их направления, места речных переправ и мостовых сооружении. В главе такке описаны традиционные средства связи, существовавшие в прошлом веке : гонцы (чапар), отправление отличительных знаков (ниаана гендерыек), поручение (исмарыч етыэк), устное известие (дил етирмек).

В Зпклпчении подводятся главные итоги исследования. Изучение материальной культуры западной зоны Азербайджана XIX-начвла XX вв. показало, что она формировалась на протяжении многих столетий и отра-аает как социально-экономические и природно-климатические условия, гак и традиционно.сложившийся хозяйственный уклад и быт, образ жизни местного азербайджанского населения.

Основу хозяйства составляли земледелие и скотоводство, частично-доманние ремёсла. Именно эти традиционные занятия повлияли на формирование основных элементов материальной культуры, придав им локальные особенности.

Анализ комплекса использованных материалов позволяет сделать вывод, что местная материальная культура в основном формировалась и развивалась за счёт внутренних (локальных) процессов. Специфика материальной культуры населения западной зоны определялась изолированностью этих районов, от важных торгово-экономических и культурных центров Азербайджана, неудобством, ограниченность» средств связи, транспорта и дорог, господством замкнутого натурального хозяйства и,др.'Все эти вместе взятые факторы способствовали формированию здесь своеобразного локельного комплекса азерб&йдканской куль-яурц,

В дореволюционно« прошлом материальная культура населения западной зоны Азербайджана в своих основных особенностях не имела значительных отличий от материальной культуры других этнографических зон Азербайджана. Единство материальной культуры исследуемой зоны с общегзербайджанской проявляется практически во всех областях, затронутых исследованием. Проведенной исследование обогащает нэии представления и знания о материальной культуре азербайджанского народа а целом и его составной части - населения западной 'зоны.

Коренные изменьния в материальной культуре населения исследуемой зоны произошли 21. года Советской власти. Широкое использование в строительстве жилых домов таких материалов, как цемент, шифер, керамические плитки, листовое кровельное келизо, фабричные пиломатериалы и др. изменили облик поселений и хилых домов. Значительное место в интерьере заняла фабричная мебель, что привело к исчезновению традиционны". архитектурных элементов.

Серьезные изиенения претерпела традиционная муяская, кенская и детская одекда, в наши дни сохранившаяся лишь в памяти старшего поколения и ставшая музе.-:1шм экспонатом. Население зоны, как и всей ' республики, давно уже перешло на современную фабричную одежду. Однако, некоторые элементы мужской и женской одежды, например, посто- ' лы, бурка, овчинные папахи различных форм, стёганка, мужская и женская рубаха, зывын, различные косынки, шелковые платки до сих пор используются пожилой частью населения.

Ношение традиционных украшений у азербаЯдьсанок западной зоны почти вышло из употребления. В настоящее время такие украшения, как серебряные кенские пояса, нагрудники типа.лэйкал, хамайыл, гозалы, бовнбагы, медмие, йахагюлю, всевозможные подвески для кокошника -гэфэсэ, тзтир, гыраглыг, гармаг, гызыл санддаг, наручные украшения-голахчасы, ушные - лолу, куф'э, иинарэ сырга, айпара сырга, гиласи сырга, стали большой резкостью. Большая их чаегь была приобретена музеями Азербайджана, некоторые остались в бемейных сундуках. В настоящее время невесты и вообще девушки отдаст предпочтение различным элементам украшений, современным ювелирным изделиям.

Социалистические преобразования в хозяйства, общественно-экономической и культурной йиэни, в семейном быту пря всем консерватизме . пищи и напитков, составляющих один из важнейших элементов древней материальной культуры,'в определенной степени сказались и на «их,. Рост культуры и быта сельских жителей, появлениз в рациона питания продуктов фабричного производства (макароны, вермишель, лапша), нао-совпе культивирование овощой и бахчевых (помидоры, огурцы, баклаканы,

капуста, картофель,кинза, укроп, кресс-салат,редыса, лоои/, широкое производртво кухонной и столовой посуды, другие фаг.торы способствовали исчезновению многих особенностей сельской кухни Х1Х-начала XX I Однако,большинство традиционных блюд, специфических для зоны, таких как судфуллу, гоьуд, горабаодцрма, кяляпыр, мзйсене.махара, кетемоь чсчиль, гуланчар, тилхам, отдельные виды хангяла, чуреков - хамралЫ| дкад и др, связанные с хозяйственным бытом мйогйх поколений местного населения, о их вкусами, богатым многовековым эмпирическим опытом, сохраняют свое м^сго в кухне населения исследуемой зоны.

Ритуальная пища населения западной зоны Азербайджана в основном сохраняет своё назначение.

Появились и получили широкое распространение новые виды транспор-*а и средств связи, что позволило расширить контакт с другими районами Азербайджанской ССР и выйти далеко за ее пределы.

Основные .положения диссертации изложены в следующих публикациях автора:

I» .0 хозяйственных постройках в западной зоне Азербайджана в ПХ-начале XX века (по материалам Казахского,Тауэского и йамхорского районов),//Археологические и этнографические изыскания в Азербайджане (1985 г.). Тезисы докладов.Баку:3лм,1986,с.89-50,.

2» 0 некоторых народных обычаях, связанных с постройкой жилища в зоне Гянд»и.//Мэтериалы II научной конференции,посвященной материальной, культурной а общественной жизни Кировабада, Баку:3лм,1987, -С.'43-45 (на азерб.яа.),

3. О силе народного жилица "Дурма"./Доклады АН Азерб.ССР11987< 5?ЛЗ,№ 12,с,72-75 (на азерб.яз.),

О Ш'де азербайджанцев (по материалам Казахского и Таузского районов)«//Материалы II научной конференции молодых учаных,посвя-ЙШШОй 40-летию Победы советского народа в Великой Отечественной война,4.2.Баку:3ли,1937,с.2%-29Б (на азерб.яз,).

5. О некоторых элементах традиционной дети .сой одежды а украшзняй Азербайднака (по материалам западной зоны)«//Тезисы докладов конференции "Великий Октябрь и развитие археологической и этнографической науки в Азербайджане".Баку: Элм,1988,с.Ш~133<,

6» 0 кочевках и кочевых дорогах западной зоны Азербайдкана в XIX веке»// Известия АН Азерб.ССР (серия истории, философии и права), 1989, |£2,0.75-83.

7» 0 традиционных женских головных уборах Азербайджана в XIX-вачале XX века (по материалам западной зоны).//Материалы научной конференций,'посвященной 70-летию ВЛКСЫ. Баку:5дм, 1989,с,57-59.

1 Ж» Подписано к г.ечати^Я? Зак. 3-&3. Тир. С6>С> Печ. лист 4 р. . Типография АзДОНЕФТЕХИМ* им..М. Лзшбм^л. Бйку—ГСП, проспект Ленина, 20.