автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.02
диссертация на тему:
Механизм преемственности поколений: исторический опыт и современность

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Пучков, Александр Яковлевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Екатеринбург
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.02
Автореферат по философии на тему 'Механизм преемственности поколений: исторический опыт и современность'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Механизм преемственности поколений: исторический опыт и современность"



ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНИТЕТ ПО ШСШЕМУ ОБРЛЭОРАНКЮ 1ХХ4JИА<MU'ifl

федерации •

УРАЛЬСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОЮГО КРАС '.ОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДМ'СШНШЛ УНИВЕРСИТЕТ им. A. U. ГОРЬКОГО

ИБХАННЗЫ ПРЬ'ЕШТ НЕШЮСТИ ПОКГ ПЕКИН-ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ И СОВРЕМЕННОСТЬ

09.00.02 - Теория м история социадаана

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени 1сш1Д11лата философских наук

На правах рукописи

ПУЧКОВ Александр Яковлевич

Екатеринбург. 1993

Гм'чяп ГШ10ЛЛН1И n Уральиюм государственном техническом yiiv.if>[v:uoto - УГШ на кафодра социологии и политологии.

i

Н'лучнкЯ руководитель док-гор í'.iíopoJcíoís наук, профессор

Гита*. „скпЯ Ю. Р.

(ЧнилзлыЧ'Ч оппоненты: доетор ^млосо^оихк наук, дошпгт ; ■ ГЬрцсл A. a

i кандидат соцнологичесюи наук,

'. доцент Ги^шизва Л Е.

Году гаю учреллопне - Пср\«кий государственны!?

те?.иич8сга!й ушгг.орентет

3.iícira сжюлгся _ЮОЗг. и__часов на заседании сиоцпьдг.анросашюго сопета I10G3.70.05 по присуждению ученой ктспсшн кандидата <¿¡ir.a;:o4c¡ü¡x наук а Уральском ордена Трудосого Кроеного Рчагюш: государственной ункьзреитоте ки, А. 11 ГЬрького (КОСО3, Екатеринбург, П-03, проспокт Ленина, 51., коипата 240).

С диссертацией юи;о оокакоютьс» и ОкОлкотеюз Уральского университета.

Автореферат разослан "_"_"ЮОЗг.

* i ■

Ученый секретарь споциалиоиропаниого совета, 1сандвдат философти наук,

доцент —^ОЯЧИНШПЮЕЛ Э. П

ОЕЩЯ ХАГ'ЛК'ГLTHOTIíM РЛГйГУ

^дуальность. Прео»^5ТП0ИИость поколений отиосптои к чя*ту ¿«if, когорш никогда но yernpcannr и активно дьбиткруил?« на проуяздмга всоЯ мстсрнп чолосочиства. lia ne puta план опюь-ши поколэниД выхолят в крипе-чпл периоды рази!ПШ1 обретен. î) иппяй стршю п условиях лом ci! ссцт&ышк сьавсй, ислабязикя . традиций ная«"о кризис и отиосэтш иэяду поколетшиа, который оцукютса во ticos сфэраи жми oûevîctbu il на йяшя уровня ;i социальиоЗ организации. Стадоюалсь с совр^ионгиг;:! "ткмаДддороим", .íívísi старого возраста чувствуй равлнчно цзшгсспш оршнтшДО & попадании рпвншг поколений В ефер-З OltOMOSí'ÜCl!, IWXlíTÜiüí, в биту " т.д. Шпрпгапнссть о отноиэниах псколапнд приводит к пснислопташц rpaü!'"'«, что "подпивао? я огонь" социальна! папрямпассуа.

Соняплыш рсотярпииг.сть, ошкагкп hici.ou сб^стеа, присутствует п Г'-з b8?i:K.oorm:.?:'un- "гтцо? и дом Л". Ссцкдлш:."; опьт, lîûTopiBt сбяадштг старгае, становится з совракзкиой ситуа-ц;ш Сеспо.геоинм я.:л больс-зЛ части -аде Л.

Слоп'.опсяся ситуация определила ешсод из порпш. план - г: в í:cn¡¡;:, и на прп!ггн:то - nrc3s:»::i прод-стзеиности noi-K3-«:tiî.\. Нспытьяаа влпиио политический и с!«1югг.14!эс:щ.: про&мм, про-огзтзенкость поколений cam по сеСа стыювктсп ЕагкейгзЯ соад-огьпоа пр'.'бхт'пй. СЗсостйо пак стплзаяг^псл история (Mpîaiwimto суглствует сэгглу npo;n.r:!.>! н будущий, сзнаь 1м:/ду гатсрИ-.'Л a 'сэ-нсчису счета ccnosana m п р о :г ï : с г г ; ; : ; ¡ с с т ; í nciaraiisW. Upa ото« поколанчесгля срггишиауш исс^сдовам-л г. tmcToar.í»¡y ы-

Ейнту ее» недостаточно.

Анализ upessÄTBeitiiocTii noimcUKit выводит иесдвдопатвп на глг.отр-зпоаугл'.е npo0z9!i.¡ соврег-эиного обцзства. Сссбуй ш«уш&-иость пров1:ст?.зшюсть по!35доний r.p::o6pöTR0T в условиях !?\3Ch2d!.>-глгося научно-технического прогросоа н ôt'CTPo усж:нл*гзПс1? oô-г^-стп-эшюЛ структуры. Orpoisios« влкиш» un преекотьзшюсть uokq-o-най в развития странах окаоизаот ifonoiöu "нолодакшЛ культури". В преоиствошюсти поколения участвуют iícri'? обг^ств-эшшо обра23-сшшя.такке iteut иаль» группы и иофортшшо сбгодииеиип ш£одв-гм. Никогда иэ устарэваедш н обсуддаенъгД на протшяшш всой истории человечества интгрео к этой прОл(!»,я резко возрастает.

&сгуашгость проблемы преемственности поколения определяется еие и личностным, заинтересованный отношением каядого к данному процессу. В прееизтвеыости поколений особенно видна воаимоспявь личного и общественно вначимого. Оптимизация пре-

* I

вмственности поколений долина стать одной из важнейших целевых установок государственной голоделшой политики.

Состояний разработки проОлек i Проблема преемственности поколений изучается в философии в наиболее обпзрм плане. В вависИ-кгюти оч понимания диалектического отрицания существует два различных подхода!»: преемственности поколений. Один делает акцент на сохранений положительного содерлания в процессе синтеза, что приводит к обоснованию бесконфликтной преемственности поколений. Другой - подчеркивает момент отрицания, чт определяет анализ преемственности поколений как конфликта поколений.

Первое толкование представлено в философии К. Варкса. И хотя он не уделял специального внимания преемственности поколений, их положительная1 преемственность является необходимым (в плане построения справедливого обазства) следствием его философского анализа. Уарксивм стал теоретической базой для дальнейшей конкретной разработки проблемы преемственности поколений,

Идеологом теории "конфликта поколений" по праву считается Г. Шркузе. Позицию Шркузе называют фрейдомарксивмом, хотя понимание диалектики им и Шрксом различно. Изркузе рассматривает гегелевское "снятие" как "распад". Согласно Г.18аркузе, конфликт поколений является естественным законом, коренится в антропологической структуре человеческих потребностей и оказывает рево-люцнонизиругаее действие на общество. Позиция Шркузе во многом определила специфику изучен»« преемственности поколений как конфликта индк'луч и истэблишмента' . ' 1

Центральное место в проблематике преемственности поколений занимает понятно "традиция". Традиция вырагзет, во-первых, сам факт преемственности, во-вторых, в ней изложено содержание преемственности и, в-третьих, традиция подразумевает момент субъективной оценки ее содернания. Сам факт преемствезшости не вызывает сомнений, в рамках направления "положительной" преемственности акцент делается на содержании традиции. В^теории "кофлик-та поколений" разрабатывается механизм преодоления сопротивления индивида в процессе субъективной оценки им содержания традиции. Теория преемственности поколений приобретает актуальность г

- б -

социологической виде как теория социализации индивидов. I) соции логин изучается поколенческая структура общества, где. по сути, выделятся два образования: "долодекь" и "старшее поколение". Преенственность поколений понимается как механизм соци.глиаацни имднвида, трактуемый в зависимости от приверженности автора тону или другому толкованию преемственности. Здесь существуют два подхода.

1. Разработка процесса соци&тизации на теоретической баге "положительной" преемственности ведет в результате к воспитательному подходу, где Субъект-воспитатель полностью подчиняет 0б7>екта-Еоспнтуеиого, "научая" его ■,бязатблы;ыи и обвдетпе нормам, обладающий непрэрекаеь«ос1ью шрали. Зти нормы объявляют традиционными, т.о. впитавшими в себя весь положительный от/г прошлого. Такой подход был воспринят марксистской педагогикой (А. С. Ишшренко и др.)

2. Понимание иэханиэт социализации через конфликт псколз-и;!Л дает Солов тонкую аартину озашгадейстикя Су багета и Объекта социализации, предполагпгсуп сбрзтнуп связь и изменение Субъекта. Нлркузе призывал к рааругсенив традиций.

В Еопросе сб определении поколения шюгие авторы следуют тек назнв1?1Я!*у соцкэд>1Ю-де1Ягрзфическо!1у критерш . Пэколвнкя выделяется в с(5с»стпэ на основе хара1стеристик: возраста, социальных осс-б^сстей леюграфичэской группа Одним из суззетвон-шя критериев считается тот, ■ что данная группа объединена реп:о-нием опред-»пентй исторических задач (Д. К. Афанасьева, В. И. Ьоло-ВИК, Г. Л. СКИрНОВ, Л. А. ¡йПрОНОГОПГ. И др.) Ясно, ЧТО уЮЗЕННи'Э ЙП-торы понш'_г'гт прост,стпеннссть поколений ¡сак пололггельну« пр-о-вмзтв'зкность по'.солений. 1'логне Льтори делает екцент на воспроизводстве поколений и в денографичоскон, и п социально-культурцоц плане (ЕС. Павлов, Б. П. Урланис.)

Сторонники теории "¡сонфдштга поколений" склонны придавать определяйте значение возрастной характеристике поколения. Здесь возраст человека определяет псе восприятие ли действительности., Психологический подход к конфликту поколяичй представлен в районах Л. Сойера и С. 11 Лйзонетпдто. Технократические копни конфликта поколений шляется вскрыть 3. Бжзинстай. О психотехнократическлй природе конфлшгга пихэт К. Клнистон. Следуя Э. Фрейду, указанию ввтори определяют конфликт поколений как самое глубокое об^эст-пвнкоо противоречие, кореияпк&сь п биологической, эмоциональной

природе человека. Многие авторы вскрывают социальную природу конфликта поколений (Э.Я.Баталов, И.С.Кйн, М.Г.Ыяло и др.)

Проблеме преемственности поколений посвящено большое количество социологических исследований различных социальных групп с т. в. их принадлежности к поколении учащихся, студенчества, ветеранов и др. 1 Проводятся широкие дебаты и круглые столы с привлечением социологов и философов, д такжэ представителен конкретных наук, таких как психология, педагогика

Проблематика преемственности поколений широко поднимается в культурологическом ключо как передача культурного наследия (Л Н. Коган, ' Э. А. Валлер); как конфликт культур (Е Е Большаков, Т. Роэвак и др.)

Отдельно^ следует указать на демографичес.адй подход К изучению преемственности поколений, в рамках которого решаются такие Проблемы, как наличие трудовых ресурсов, профессиональная ориентация, кадры, образование и т.д. (Саар Э. А., Титма И. X., И др.)

Ваднейший материал, касающийся сущности поколения и преемственности поколений представляет антропология. Дж. Дж. фрааер и Э. ЕТайлор описывают различные обычаи и обряды диких народов, выражающие отношения между поколениями. Ы. Мид анализирует различия в социальном положении поколений у племен, стоящих на ниавэй ступени развития. Е Тернер пишет о социализации как усвоения той или иной системы символов.

В плане разработки проблемы преемственности т..юлений вахэн и материал истории литературы, череа которую красной нитью проходит вопрос об отношениях "отцов" и "дотей", об ощущении поколения.

Все вышеперечисленные работы в совокупности дают возмоа-лость комплексного схватывания механизма преемственности поколений как социокультурного явления и описания его существенные черт в различные конкретно-исторические эпохи.

Цель и основные задачи исследования. Целью исследования является изучение характерных черт механизма преемственности поколений в различные исторические эпохи и в современности. В вадач! диссертации входит:

- исследовать механизм преемственности поколений как процесс воспроизводства поколенческой организации общества и ег< роль в социализации личности;

- определить природу поколения и вычленить основную социальна» функцию поколения;

- определить мсханиам преемственности поколений как способ воспроизводства ато^,'функции,

: > - провести теоретический анализ путей и способов формирования механизма преемственности поколений в обществе и определить его роль в процессе социализации;

- дать социо-культурний анализ типов механизма преемственности поколений в истории и современности.

Теоретическая и методологическая основа диссертации. Для достижения поставленных цели и задач исследования использовались работы вкпеуказанных отечественных и зарубежных авторов. .Анализ социальной функции поколения осуществляется с учетом исследований преемственности поколений в философии; поколенческой структуры общества в социологии; поколения в демографии и этнографии.

Сусрственнш черты механизма преемственности поколения выделяются на основе разработки метода социологизиа.

Определение исторических типо» механизма преемственности -поколений производится путеы философско-культурологического анализа с привлечением материала широкого спектра наук об ой листве.

Каучнач новизна исследования:

1. В рабсто разграничивается реальное поколение (реальная процесс социачизации) и условное поколение (необходимость преемственности социальной структуры п процессе естестре||цо0 сдокн поколений. I

?.. Доказывается путей ксторико-ку.?]ьтуролоп<чес!сого анажаа. что социализация индивида во все |<стор;пес|снэ эпохи била таг: «Л! иначе подчинена необходи^ст»' преемственностЕ! обс^стпенноД структуры. Условное цо^олецне, таким образом, наиболее точно страдает содергд^е (юнтин "поколении".

3. 0[|ррд&лрется. что согласование процессов социализации индивида и преемственности поколений достигается через конкретный механизм преемственности поколений.

4. 1й осноье теоретнко-епциологичеекгго анализа понятия механизма делается вывод о наличии нраенственности коикрегно-нсто-рических типов механизма преемственности поколений: магический, христианский, акономический, политический, идеологический, нравсвенно-эстетический.

5. Дастся раэкернутое описание эт;;;; типов механизма прэ-

виствеиности поколений от первобытного ¡общества к современной! ни основе философско-культурологического анализа.

Научно-практическое значение диссертации. Выводы и материалы дис>'. ртации имеет методологическое значение в плане формирования продуманной и долгосрочной государственной семейной, образовательной, 'религиозной молодежной политики.учитывавшей все многообразие типов механизма преемственности поколений. (Материалы диссертации нашли отражение в лекционной и методической работе автора (проведении учебных семинаров и уроков в средней школе, в разработке образовательных ггюграмм для учащихся различного возраста)

Апробация.' Представленный в данной работе подход к комплексу проблем, I так или иначе связанных с преемственностью поколений, апробирован автором в ряде социологических исследований, тш-лх как: "Молодежь России и рынок", "Молодежь - Образование -Рынок". Основные полонения работы были изложены на ряде областных н региональных научно-практических конференций (Нижний Новгород 1991, 1992 гг., Новосибирск 1992 г., Екатеринбург 1992,- 1993 гг.) Материал диссертации лег в основу спецкурсов, прочитанных автором в Свердловском горном институте и Уральском государственном техническом университете.

Структура работа Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Основное содержание работы

Бо введении обосновывается шггуальность теки, определяется степень разработанности.проблемы преемственности поколений, формулируется цель работы и еадачи исследования, характеризуются методологические основы, логическая структура работы, раскрывается ее новизна

В 1 главе: "Преемственность поколений: ьатодологическ;;; анализ" обосновывается логика анализа существа -проблемы: философский анализ понятия преемственности и преемственности поколений; социологический анализ поколенческой структуры общества ) процесса социализации; выявление сущности механизма преемственности поколений.

В параграфе 1 "Анализ преемственности поколений в аспект« философского понятия преемственности" раскрывается философски!

аспект проблема. Философское понимание преемственности ara цитирует внимание на процессе передачи содержания традиции, погмима-ет проблему конфлнктно-безконфликтной передачи и изменения тол-дииин от поколения к поколению. lia основе анализа теорий '•(">?*-конфликтной" преемственности и "конфликта поколений" делается вывод о необходимости В* целях социально-философского рзсснотр?-ння преемственности поколений уделить более пристальное впитчи« процессу социаяиэации и понятно поколения, разрабатываемым социологией.

В параграфе 2 "Анализ (лэханизма преемственности поколений а плане социализации" в резуль'.дте анализа двух подходов к социализации делается вывод о том, что взаимосвязь социализации и поколения требует более тонкого учета диалектики супествовэштя поколения в обществе. lia основе анализа понятия поколения в современной научной литературе аятср выделяет четыре его значения.-.-реальное паюление - совокупность сверстников, образующих вег-ргстноЯ слсЯ населения; генеалогическое поколение - степень лро-исхоэдония от общего предал; хронологическое поколение как проявление реального и генеалогического поколения в истории; условное поколение, на уровне тоторого действует гкханизм преемственности поколений, являппийся объектом диссертации. Путем анализа' •шогозначшсти Теркина "псг^лзнио". вафьтаэтся базисная природа пожзленкл как бытийного феиом^йа, являющегося неотгеилемоА частью социального существования и гагавдзго свои корни в биологической природе человека. Диалектика реального и условного по-галения рассматривается клк процесс движения человеческого су-грствованил от естественного к социальному. . Условное поколение является первой социальной структурой, формирующейся прежде семьи, образования, идеологии и других социальных институтов, рассматривайша в качестве инстанций социализации. Условное поколение (или прсстг - поколение) само является первичной структурой социализации, в которой определенным образом распространяв ется социализирующее гчияние институтов обдества.

Поникание поколения как первичной структуры социализации дает возмояюсть рассмотреть социализацию как процесс воспроизводства феномена поколения в обществе, связать преемственность поколений и социализацич • Определив базисную функцию поколения • как поддержание обпвственного существования как такового, -Можно рассмотреть преемственность поколений в общэстве как*войпрои8- '

Бегство да»ш- л функции в различных конкретно-исторических ' условиях. иранизм воспроизводства и поддержания данной функции является механизмом преемственности поколений.

В параграфе а "Механизм преемственности поколений: структурно-функциональный анализ" в результате анализа понятия механизма, применяемого в различных Ьоластях социологического знания, делается заключение о наличии и специфике механизма преемственности поколений: 1) основное в механизме преемственности поколений - функциональный аспект - регулирование процесса преемственности поколений; 2) субъектами этого механизма выступают поколения; 3) механизм преемственности поколений имеет институциональный характер; 4) механизм преемственности поколений носит Системный характер, учитывая как внешние функциональные связи р, обдеством, так и внутренние связи между элементами, образующими данный механизм; 5) механизм преемственности поколений включает как материальные, так и духовные элементы, относящееся к общественному бытию и общественному сознанию.

Рассматривая преемственность поколений как социальный факт, автор обозначает узловые пункты механизма пре- мственности поколений, позволяющие перейти к его конкретному описанию: \

1. Иэхшшзм преемственности поколений» оказывает принудительное воздействие на индивида.

2. Шханизм преемственности поколений реализуется в определенном типе культуры с преобладанием тех или иных общественных отношений.

3. Каждый мехг нам преемственности поколений имеет свой "срок жизни", существуш его исторические типы, связанные отношением преемственности, рассматривающиеся й данной работе как отдельные механизмы.

«

4. Анализ механизма преемственности поколений следует начинать с исходного типа культуры - социокультурного фэномена первобытного общества, условия существования которого: мгц'ическо« мышление, культ предка, институт инициации, стюр^р; пдда легли, в основу механиама преемственности пощэдений.

' »Социализация представляется в работе как процесс становления,' индивида в качестве историчоского человека чорев приобщение е^о к поколению путем усвоения ценностей, лежащих в основе моха-' низма пгюомствеирости поколении. Индивид от рождения подвергается воздействию со стороны социальных институтов, через который

- и -

действуют все, существующие на данном конкретно-историческом этапе, типы механиэма > рееиственности поколений. Лоследовамл-ность или комбинация воздействия на индивида данных института!», а также связанных с ними форм принуждения,' зависят от воарастн инъ.тида. В начале этой "лестницы социализации" находятся тралн-, ционные институты семьи и церкви, основанные на аскриптивности я партикуляризме, ватем - экономические, политические и другие формы общественной деятельности.

Конфл! сг поколений в рамках |редлагаемого подхода предстает как переоценка ценностей в маспггаСах общества, неизбежная в периоды смены механизмов преемственности поколений. Именно в такие моменты истории общество может быть поделено более или менао корректно на два поколения как две системы ценностей (но отнщь Ир противоположных). Конфликт поколений как противоречие внутри механизма преемственности поколений усиливает переоценку адей -йостей индивидом на пути прохождения им "лестницы социализации'^, '¡то связано с общ№ эслаблением традиции в период становления нового в рамках ¡ целого. Такой конфликт поколений наиболее веретен в масштабах общества, в то время, как конфликт поколений, на выходящий за рамки устоявшегося механизма преемственности пско-. лений, больше способствует утверждению традиционных ценностей у проявляется на уровне отношений реальных отцов и детей и отражается обыденным сознанием как конфликт "отцов" и "детей".

В 1-й главе делается вывод о том, что механизм щ умственности поколений есть необходимая категория, позволяемая наиболве адекватно отразить диалектику реального и условного поколения, индивидуального и обдественного в поколении,, описывающая сощм-лпзацию и преемственность поколений в рамках единого процесса реального функционирования и развития механизма преемственности поколений. Итогом анализа является одна из первых попыток дать, классификацию и . историко-культурологическуи типологию основных' механизмов преемственности поколений. . Их конкретному описанию и^ посвявдна глава 2.

Глава 2: "Механизм преемственности поколений: историка- культурологический анализ". Попытка выделить в историческом процессе преемственности поколений некоторые рубели, периоды и переломные моменты, связанные с функционированием и сменой типов механизма преемственности поколений, - дело рискованное, чреватое недоумениями и нареканиями. И все ле, считатет автор,' чертн

неповторимое:-' •! и самобытности наследующих друг другу механизмов преемственности поколений могут бить обнаружены, сообразуясь с ¿ошнирущлыи в культуре той или иной эпохи идеями. Здесь аначиню научение и обобо^ние религиозных верований, политико-правовых, социально-нравственных и Эстетических теорий, идеологических представлений. &ги типы и^ханизкив преемственности поколений не сосуществуют изолирований, а накладываются друг на друга. Слокность представляют и названия данных механизмов. В диссертации они названы в определенной степени условно, основной у .ор делается на содержании. Описанию и анализу каздого механизма преемственности поколений посвящен отдельный параграф этой главы.

С Описываются следующие типы механизма преемственности поколений:

Ыагнчу:к1 «¿армируется в традиционной культуре перво-битного обкэства. На стадии анимизма и языческих религий потребность поддержания неизменного мирового порядка, цше того to-гюбновяения событий в миро формировала особый механизм про-ометвенности поколений. Он реализовался через ;лзличнцз ритуалы, обряды, усвоение определенной символики, культ предка. Древниз люди видели ь преемственности поколений не преемственность со-' EV-iCTBuHHUX форм, но возобновление предустановленного мирового порядка, школе ние являлось связующим звеном иэаду глобальный миром и миром людей, сосуцзствукыих в мистическом »интшеге. Единство мистического мира выступало^арантоу работы данного шшама преемственно' ти поколений.

'¿¡_ Христианский, Характерен для средневековой, Европы. Особую роль в его формировании сыграло восприятие икра и истории о точки ьренил морали, Ыировой порядок понимался в средневековье как борьба добра со злом и юшечнал победа добра. Для данного механизма характерна трактовка преемственности поколений »tajc возобновление сакрального мирового порядка, осуществляемого череа лрейывавдю пеиамэнной вору в Иисуса Христа и всеобщэе оящанно Судного дня. Ка поколешь в поколение передается не' реальный оздт человечества или какие-либо конкретные навыки, а моральная библейская нотина.

Экономический, В Новое время необходимость передачи на поколе над ij поколение материальной культуры поднимает ценность светского йбр&зоданил. Возникающие отношон^-я "мастер - ученик".

здостряэт внимание общества на двух поколениях. Прогресс евачий представляет процесс < преемственности поколений как прогр*сс.ип-ный. Зарождающаяся идея прогресса, относящегося к згоноинчееной практике, приводит к тому, что в воспитании человека дольется акцент на освоении конкретного рода практической деятельности В этих культурных рамках поколение - это совокупность практически действующих индивидов, деятельность которых отталкивается от экономического базиса, созданного прошлыми поколениями.

Пс .итический. Его становление происходит в условиях роста ценностей гражданского общества, участия масс в политической гагани. История выступает как совокупность борцов за свободу, носителей идеалов патриотизма, гражданственности. Борьба определяет конфликт поколений, но конфликт диалектический.

Идеологический. Тоталитарная идеология объявляет сщзсг-вующий социальный порядок единственно верной основой и гарантом, будущего развития. Поколение выступает больоз как объект, испытывающий определений про^луток времэ.-л действ«е мировых- соци-'альных сил, определяющих развитие. Степень осоананпости идеалов.' коллективизм, жертвенности во, ткя порядка определяет поколения как субъект. Конфликт В преемственности поколений отрицается.

б^ Нравственно-эстетический. Начинает формироваться в рамках специфичесгазй социокультурной ситуации Запада после Нарвой мировой война лэрастериа ориентация на духовную культуру личности, на духовность как самостоятельную сферу деятельности, п которой наиболее близко выражается суцностнач связь личности и общества, индивида и погаленил, человека и мира. Передача опыта перелшония - основа социального единения ладей и механизма преемственности поколений.

В настоящее время в России назрела необходимость синтеза всех конкретно-исторических типов ькханизыа преемственности поколений на основр нравственно-эстетического механизма преемственности поколений. Полотание в этой области ослолшяется р; связи с безусловным преобладанием в недавнее время идеологического мехэлизт преемственности по№лений. существует так?© опасность наблюдаемого сдвига ценностных ориентация общества в сторону меркантилизма. В свою очередь абсолютизация нравстзеи-но-зстетического механизма преемственности поколений, называемого в работе тштеэ культурным механизмом, мотет привести к' индивидуализму.

- и -

В [кишмиш« доламгся основные выводы, касательно изхшшаш «дюймагвенности поколений: его сущности и гсэшсретшлс проявлений. Огцачается, что трансформация мэканизма прееиотьонпостк потола-'ннй в о6с?зствй происходит все более ускоренно, в связи с чем необходим дальнейший анализ возможных перспекпт протеканил процесса преемственности поколений в ¡будупузи.

(Гормнровиииа нового иэхашшиа прееиствзшюсти понодэинЛ происходит на наших глазах, и именно поэтому анализ этого процесса представляется долой чрезвычайно слоишь и тробутали серь-^ ¡¡ого научного труда. В диссертации выделяются основниэ чэрты дачного иехшшэма - ото, как у/.д оп;зчалось, синтез веек продн- I душх изхшжзиои преемственности по1®лений, главным условием ю-■горого является центральное полокзниа личности. Россия стоит на /Ю1ЮГО йорип|>овши*.п нового шшшзьл праииатшшсстц поколзинй. Ситуация папошгиьаг период шлодеиюй роводоцш: в странах Запада ВО-я годов нашего пета - становления культурного иохаиизю про-омлтвзшюсти поколений. Оттягивание формирования новою кзшщз-)■:: чревато уел пением конфаигаи поколений. Социализация согодпл гать но только осладэннэ наследием, но н, в больий изрз, нн/ц;-сидуаднаация. Нтй - нравственно-эстетически?» - кэхашши прз-«мотнемпости поколений станет фактором, способствуксш саыэроа-лизации личности.

Содершние ^аботн »шило, отраг&ниа п елвдугпих' нублш^иипу:

1. Шлодоа России и рынок (Информационно-оиавитичзегси"! оз-чет по итогам социологического обследования). Ркаторинбург, Чз-г-(';5Ш1ск: Чоляфшскос областное уяраол„-Ш1г статистики, 1001.

2. Шлодекь-Обрааовгшие-Ршок. Материалы а тезисы шзуч-но-практичоскоА!-конференции. Екатеринбург: 1092. -0.72-73.

8. Типология механизма преемственности поколений. /Обновлз--н;;е России: ООцзстЕО-ООрааошше-Шлодеяь-Кулътура (Цлтериали »яучл'-прогаичвекой , (Шферэнции. посвядошоп ао-датио кафэдри сецизлетии и Политологи! УГТУ-УПИ), Екатеринбург: 1093.-

А. Проблема "от/г э" и "детей": оОвдг хпрасгярдагика,, Система воспитания в Еысией школе. .(Теоксм дэшадон н^уччо -практической конференции). ГорыстЛ: 1000. выл. 1. -С. 35-30.

0. "Потеряпиоб поколение" и кризис идеологическою мехгшй-í'i npcef-cTEíEiiocx!! поколения. / Библиографический указатель Нлу< но'исслодовательского института висвгаго образования. "Депонировании? pyitc:¡nc¡! по проблеяли стерто образования". 1492, G, п. 31.

Подписано в печать е. 10. 93. Формат 60 X 04 1/16

Еуклга для множительных аппаратов. Печать сметная.

Уч.-изд. л. 0,71 Усл. печ. л. 0,03 Тирад 100 ока. Заказ N ббь

Тниолаборпторич УрГУ. Екатеринбург, пр. Ленина, 51.