автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Социокультурные проблемы преемственности поколений в отечественном строительстве
Полный текст автореферата диссертации по теме "Социокультурные проблемы преемственности поколений в отечественном строительстве"
МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Диссертационный совет Д. 113.11.03
На правах рукописи
Кандидат философских наук, доцент ТОРГАШЕВ ГЕННАДИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ПОКОЛЕНИЙ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ВОЕННОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ
Специальность - 09.00.11 - Социальная философия
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук
Москва - 1994
Работа выполнена на кафедре общественных наук Военной академии
Официальные оппоненты: доктор философских наук,
профессор Воробьев К. А. доктор философских наук, профессор Каверин Б. И. доктор исторических наук, профессор Сейранян Ф. Г.
Ведущая организация: Управление воспитательной работы Министерства обороны Российской Федерации
, л / - j гь'
Защита состоится 1995 г. в часов на
заседании диссертационного совета по философским наукам Д. 113. 11. 03 в Московском педагогическом университете (107005, Москва, ул. Радио, 10а )
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке университета
Автореферат разослан " 7 " ^ С /О1994 г
/
Ученый секретарь диссертационного совета кандидат философских наук,
доцент Семаева И. И.
I. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И СТРУКТУРА ИССВДОВАНИЯ
В период глубоких общественных изменений с особой настоятельностью возникает потребность в освоении опыта прошлых поколений. Проникновение в духовные сокровища народа, бережное и соответствующее современным задачам общества обращение о социокультурным наследием предшествущих поколений дает возможность постичь смысл исторической преемственности, позволяет выявить живые, развивао-диеся ценности, входящие в день сегодняшний и устремленные в завтра.
В современной России и ее Вооруженных Силах, отмеченная потребность, обусловлена целым рядом обстоятельств, составляющих в своей совокупности актуальность темы диссертационного исследования Важнейшими из них являются следующие.
Во-первых, обусловленная изменившимися социально-политическими и экономическими условиями необходимость проведения военной реформы и строительства качественно новых Вооруженных Сил Российской Федерации. Успех этого сложного процесса во многом зависит от того, насколько полно в нем будет учтен и реализован системно-организованный опыт боевой практики, воинских традиций, духовной жизни предшествующих поколений защитников Отечества. Многое из этого опыта в последние годы стало известно. Однако для воссоздания исторической картины военного прошлого, как показывает практика, сегодня требуется научно обоснованная методологическая база обобщения и систематизации фактов отечественного военного строительства. Такая задача под силу целостной теории социокультурного наследия поколений в отечественном военном строительстве, которая позволит полнее использовать вновь открываемые пласты исторических материалов в интересах современного этапа военного строительства и тем самым обеспечить преемственность поколений по "исторической вертикали".
Во-вторнх. обострение вше обычного внутренних противоречий отечественного военного строительства как сложного комплекса экономических, социально-политических, духовных и собственно военных мероприятий по обеспечению надежной военной безопасности России. Вооруженные Силы Российской Федерации, как и российское общество в целом, сегодня подвержены ряду дестабилизирующих факторов: экономических, политических, национальных, территориальных, социальных, культурных и т.д. Различные государственные органы и общественные организации, участвующие в военной реформе, создают много-
численные программы развития и совершенствования военно-социальной сферы, которые часто оказываются недееспособными и порождают порой последствия, прямо противоположные их замыслу. В этой связи со всей остротой становится актуальной для научно-теоретического ! осмысления и практического действия проблема преемственности и ко- | одцинации в рамках одного исторического отрезка времени, т.е. "по | горизонтали" - в едином пространстве современного военного строительства.
В-третьих, коренные качественные изменения в участнике отечественного военного строительства, произошедшие в последние годы. В настоящее время на стыке молодого и старшего поколений наблюдается заметная потеря социально значимых для общества и Вооруженных Сил качеств. Под воздействием кардинальных изменений в формах собственности, в политической и социальной жизни происходит перелом в общественном сознании, видоизменяется характер преемственности поколений, что может привести к разрушению экономических, социально-политических, собственно военных мер, предпринимаемых государством в интересах национальной безопасности. В этих условиях для теоретиков и практиков актуализируются проблемы преемственности в сфере патриотического воспитания защитников Отечества, связи общественного сознания и мировоззрения людей, которые возникли на основе осмысления наиболее важных и острых проблем отечественного военного строительства на всей его глубине.
В-четвертых, разрушение ранее сложившегося и ставшего привычным для подавляющего числа населения страны представления о механизме социокультурной преемственности поколений. Наиболее остро это отражается на Вооруженных Силах, где процесс передачи опыта, традиций, преемственность играют важную роль в силу их социальной специфики. В настоящее время трудности о комплектованием армии и флота личным составом, более частая, чем прежде, сменяемость военнослужащих усугубляются кризисными явлениями в школе, оборонно-спортивных и молодежных организациях, семье, т.е. тех, которые призваны непосредственно готовить молодых лвдей к военной службе. Анализ гносеологического, социологического и психологического аспектов механизма социокультурной преемственности поколений в отечественном военном строительстве, проведенный с позиций системно-деятельностного подхода, позволит выделить, изучить, осмыслить и преодолеть возникшие противоречия на современном этапе военного строительства, повысит возможности использования опыта прошлых
поколений для его научно сбалансированного применения в практике.
Таким образом, развитие общественных процессов в стране и Вооруженных Силах остро поставило вопросы о оущности и генезисе социальных деформаций, об истоках глубинных противоречий между поколениями, об условиях, в которых развертываются процессы обновления. В контексте этого актуализировались проблемы преемственности в различных сферах общественной жизни, объективно выдвинулась на первый план потребность в исследовании теоретико-мотодалогических проблем реализации социокультурной преемственности поколений в отечественном военном строительстве.
Степень научной разработанности проблемы. Анализ научных работ по теме диссертационного исследования показал, что в них поставлены и в ряде аспектов решены актуальные в прошлом вопросы развития и смены поколений. Однако некоторые теоретические решения не выдержали испытания исторической практикой. В этой связи автор оценивает степень разработанности исследуемой им проблемы следующими основными моментами.
В первую очередь следует отметить, что во всем массиве исследований, относящихся к теме диссертации преобладают конкретно-демографические и исторические исследования, ограниченные относительно узкими временными и территориальными рамками. Такие труды, как правило, дают детальное представление о месте, времени, специфике преемственности поколений, но не подшмаются до обобщающих выводов на междисциплинарном уровне*.
I. См.: Бестужев-Лада И.В. Молодость и зрелость. - М., 1984; Взаимоотношение поколений в семье. - М., 1977; Возобновление поколений нашей страны. - М., 1978; Гордон Л.А., Комаровский Э.В. Динамика социально-профессионального состава поколений // Социологические исследования. - 1986. - JS 3; Демографическое положение России // Свободная мысль. - 1993. - № 2; Егоров В.К. История есть смена поколений. - М., 1986; Лукина В.И., Нехорошков С.Б. Динамика социальной структуры населения СССР.
- М., 1982; Никитенко В.В. Демографический анализ поколений.
- М., 1979; Основы теории народонаселения. - М., 1973; Суханов Н.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. - М.,1976; Улицкий Я.С. Демографическое понятие поколения // В кн.: Проблемы демографической статистики. - М., 1959; Урланис Б.Ц. История одного поколения. - М., 1968; Филиппов Ф.Р. От поколения
В содержании научно-теоретических работ, опубликованных в 70-80-е годы в нашей стране*, определяющей линией является "идеологический компонент" в смене поколений, в соответствии с которым разрабатывался соответствующий категориальный аппарат и формировались конечные выводы исследований. Тем не менее в эти годы были изданы труды, содержащие достаточно богатый научный и эмпирический материал, позволяющий сегодня оценить глубину и полноту разработанности социально-философских аспектов преемственности поколений, определить характерные особенности воздействия различных поколений на процесс военного строительства, выявить степень соответствия социальных качеств, превде всего молодежи, тем задачам, которые решали наше государство, общество и Вооруженные Силы в тот период2.
Исследуя проблемы преемственной связи между поколениями людей, ученые так или иначе обращаются к традициям. Многие вопросы
к поколению. - М., 1990; Шуман Г., Скотт Ж. Коллективная память поколений // Социс. - 1992. - № 2 и др.
1. См.: Афанасьева А.И. Исторический процесс и смена поколений
// В кн.: Преемственность поколений как социологическая проблема. - М., 1973; Болдырев В.А. Проблема поколений и демографические изменения в современную эпоху. - Там же; Воловик В.И. Преемственность поколений и традиции социалистического общества. - Там же; Воловик В.И. Преемственность поколений. - Л., 1973; Жизненный путь поколения: его выбор и утвервдение. -Таллин, 1985; Егоров В.К. Преемственность поколений в условиях социализма: проблемы теории и практики // Автореф.дис. ... д-ра филос.наук. - М., 1988; История в нашей жизни. - М.,1986; Ефимова А.И. Единство и преемственность социалистических поколений. - М., 1987; Коган Л.Н. Понятие "поколение" в теории научного коммунизма // Научный коммунизм. - 1974, - И 5; Кон И.С. Понятие поколения в современном обществоведении // В кн.: Актуальные проблемы этнографии и современная зарубежная наука. - Л., 1979; Мельникова Н.М. Поколение как общесоциологическая категория // Философские науки. - 1974. - № 3; Мусаев 0. Взаимоотношения поколений в условиях социализма. - Ашхабад, 1985 и др.
2. См.: Бестужев-Лада И.В. История твоих родителей. Разговор с молодым поколением. - М., 1988; Козлов A.A., Лисовский A.B. Молодой человек: становление образа жизни. - М., 1986; Кон И.С.
сущности и природы традиций, обычаев, обрядов, их функции, значение, проблемы передачи и использования в повседневной жизни народных и воинских, традиций, становление новых традиций, виды традиций и другие достаточно глубоко освещаются в научной литературе*. Вместе с тем, в ракурсе рассматриваемых в диссертации вопросов, ваяно отметить, что наиболее полно, хотя и с некоторыми издержками, связанными с абстрагированием от конкретных видов жизнедеятельности общества, рассмотрено и изучено учеными содержание понятия "поколение", которое выступает одной из основных категорий данного диссертационного исследования. Можно с уверенностью утверждать, что в последние три десятилетия понятие "поколение" привлекает вниманий философов, историков, социологов, обуславливая их активный научный поиск. Одним из первых шагов в этом направлении стала коллективная работа "Преемственность поколений как социологическая проблема"^. Ее авторы с разных сторон подошли к рассмотрению проблемы поколений, внесли весомый вклад в разработку понятийного аппарата, отражающего процесс преемственности поко лений.
Вопросы смены поколений специально исследуются в работе И. Кона "Социология личности"^, где автор выделяет четыре значения
Эстафета поколений. Заметки о воспитании молодежи // Коммунист. - 1987. - № 4; Коган Л.Н., Павлов B.C. Молодой рабочий: вчера, сегодня. - Свердловск, 1976; Матуленис A.A. Включение молодежи в социальную структуру. - Вильнюс, 1983; Наш молодой современник. - M., 1988; Павлов B.C. Социально-классовая преемственность и воспитание молодых рабочих. - M., 1984; Слово о молодежи. - М., 1990; Титма М.Х., Саар Э.А. Молодое поколение. - М., 1986; Чередниченко Г.А., Щубкия В.Н. Молодежь вступает в жизнь. - М., 1985 и др.
1. См.: Арендт X. Традиция и современная эпоха // Вестник Московского университета. - 1992. - Л 6; Кривицкий А. Традиции русского офицерства. - М., 1945; Плахов В.Д. Традиции и общество.
- М., 1982; Радугин М.А. Традиции доблести и славы. - М.,1985; Серых В.Д. Воинские ритуалы. - М.,1986; Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. - М. ,1976; Традиция в ис тории культуры. - М.,1978; Тэрнер В. Символ и ритуал, -fi.,198:
2. См.: Преемственность поколений как социологическая проблема.
- M., 1967.
3. См.: Кон И.С. Социология личности. - M., 1967.
понятия "поколение": I) современники, лвди, родившиеся приблизительно в одно и то же время; 2) ступень в происхождении от общего предка; 3) отрезок времени от рождения родителей до рождения их детей; 4) употребление понятия в символическом смысле, где подчеркивается не столько хронологическая общность современников, сколько общность их жизненного опыта, их переживаний*. Следует отметить, что ввделенное И.Коном четвертое значение понятия "поколение" довольно часто встречается'в научной литературе^. Однако, как нам представляется, отмеченный подход, вполне справедливо подчеркивая воздействие исторических событий на поколения людей, тем не менее несколько "принижает" значение демографо-хронологических факторов.
Содержательный философско-социологический анализ проблем преемственности поколений проведен В.Егоровым3. По его мнению, понятие "поколение" следует трактовать через призму содержательной интерпретации характера вклада каждого поколения в развитие истории. Отмечая плодотворность данного подхода, нельзя не заметить, что в нем содержатся и определенные упрощения, идеализация состояния отношений между поколениями нашего общества. В определенном автором понятии отсутствует необходимая совокупность сущностных и отличительных признаков явления, которые обязаны составлять достаточное основание истинного содержания названного понятия.
Результаты отмеченных и других, проанализированных в диссертации исследований позволяют сделать вывод о том, что сегодня, как и в прежние годы, разработка понятия "поколение" далека еще от завершения. И дело не столько в разных точках зрения, существующих среди ученых, сколько, скорее всего, в отсутствии системы и обоснованной методологии накопления знаний в этой области.
В последние годы появились философские работы, в которых особо подчеркивается усиление противоречий между современными поколениями, обращается внимание на нерешенные вопросы развития отношений между ними в связи с новыми задачами общества. Особенно это касается многочисленных проблем передачи от поколения к поколению социокультурного опыта.
Целый ряд аспектов этой проблемы, в том числе осмысление по-
1. См.: Кон И.С. Социология личности. - М., 1967.
2. См., например: Смирнов ГЛ. Советский человек.
3. См.: Егоров В.К. История есть смена поколений.
- С.109.
- М., 1980.
знавательной функции культурного наследия поколений, постоянно находятся в поле зрения сектора философских проблем культуры Института философии АН РФ. Здесь подготовлены коллективные труды^, в которых выявлены показатели и критерии прогресса и регресса в процессе преемственности развития культуры; предложена философская интерпретация закономерностей наследования культуры; разработан вопрос о функциях и механизмах освоения культурных ценностей цро-шлого; раскрыта специфика наследования культуры в профессиональной и обыденной сферах культуры; проведено сравнение социальных институтов общества, обеспечивающих трансмиссию социокультурного опыта и т.д.
Высоким философско-теоретическим уровнем отличаются исследования проблем преемственности Э.Баллера . Его труды раскрывают содержание понятия "преемственности" в широком контексте философской и исторической проблематики. Представляется важным, в частности, вывод автора о том, что связь зигзагов исторического развития с преемственностью нельзя выводить только из причин социально-политического порядка. Кроме того, рассматривая преемственность в развитии духовной культуры, Э.Баллер вплотную приближается к методологически важному для логики нашего исследования положению о том, что фактор понимания лвдьми своего исторического бытия и ценностей культуры имеет объективное значение.
Для анализа преемственности поколений в отечественном военном строительстве, на основе которого можно определить состояние и допущенные деформации в передаче опыта от одних поколений к другим, важное значение имеют источника по проблемам строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, нравственного и героико-патраотического воспитания нынешних поколений защитников Родины"^.
1. См.: Категории и понятия марксистско-ленинской теории культу-_ ры. - М., 1985; Культура и мировоззрение. - М., 1985. Вып.1-2;
Культурный прогресс: Философские проблемы. - М., 1984; Марксистско-ленинская теория культуры. - М., 1984; Освобовдение духа. - М., 1991 и др.
2. См.: Баллер Э.А. Преемственность в-развитии культуры. - М., 1969; Социальный прогресс и культурное наследие. - М., 1987.
3. См.: Армия и общество // Сост. и общ.ред. Чалдымов М.А., Чер-касенко А.И. - М., 1990; Армия в современном обществе. Материалы Всесоюзной научной конференции. - М., 1985; Военная реформа. История я перспективы. - М., 1991; Герасимов A.B., Лоза Г.Г.
- е -
В последние годы расширяются исследования сущности и содержания духовной жизни Вооруженных Сил, ее отдельных элементов и путей повышения эффективности функционирования в современных условиях. В этих исследованиях накоплен большой теоретический и практический материал, создающий необходимые предпосылки для дальнейшего теоретического анализа проблемы социокультурной преемственности поколений в отечественном военном строительстве*. В контексте рассматриваемых в диссертации вопросов заслуживают внимания результаты
Социальная защищенность советского военнослужащего. - М.,1991; Городничев В.К. Офицерское собрание как форма демократизации отношений в Вооруженных Силах. - М., 1991; Диалектика политических и военных средств в защите социализма (материалы творческой дискуссии). - М., 1989; Каневский Б.М., Шабардин П.М. Проблемы современной военной политики. - М., 1989; Кваша А. Демографические проблемы военной реформы // Вестник статистики. - 1991. - J6 8; Киршин Ю.Я., Попов В.М., Савушкин P.A. Политическое содержание современных войн. - М., 1987; Ковалевский В.Ф. Профессиональная культура офицера // Военная мысль. -1990. - й 6; Мамонтов Ю.В. Армия: целостность, система, организация. - М., 1986; Новое мышление и военная политика. Материалы докладов международной научной конференции. - М., 1989; Политическое содержание современных войн. - М., 1987; Серебрянников В.В. Армия и политика // Свободная мысль. - 1992. -№ 2; Армия и общество. - М., 1992; Шабардин П.М. Армия в современной политической борьбе. - М., 1988; Шахов А.Н., Шахов М.Н. Демократизация воинской жизни (вопросы и ответы). - М., 1990 и др.
I. См.: Абрамов В.Н. Развитие политической культуры личности в условиях воинской службы: Автореф.дис. ... канд.филос.наук. -М., 1985; Актуальные проблемы укрепления морального духа социалистической армии. - М., 1989; Каверин Б.И. Методологические проблемы исследования связи общественного сознания и мировоззрения личности советского воина. - М., 1988; Квиткин П.В. Влияние армии на развитие духовной жизни советского общества: Автореф.дис. ... канд.филос.наук. - М., 1991; Козырев Н.П. Культурно-просветительная работа в советских Вооруженных Силах как фактор формирования духовных потребностей воинов: Автореф. дис. ... канд.филос.наук. - М., 1990; Кондратов В.Д. Воинские
научных исследований, посвященных анализу различных проблем наследования поколениями людей культуры й ео воздействия на военное строительство1.
Вместе с тем, целостного философского исследования, посвященного проблемам социокультурной преемственности поколений в отечественном военном строительстве, еще не осуществлялось. До недавнего времени исследования по этим вопросам так или иначе сводились в основном к проблемам военно-патриотического воспитания^. В анализируемых трудах, по мнению автора диссертации, недостаточно разработаны вопросы о характере и содержании преемственности поколений, противоречиях, через разрешение и преодоление которых обеспечивается социокультурная преемственность поколений. Общим недостатком для них зачастую является описание отдельных проблем, а не исследование тенденций, характеризующих и определяющее направленность и содержание социокультурных процессов, происходящих при смене поколений. Слабо исследованы проблемы преемственности поколений в различных видах человеческой деятельности.
Актуальность темы, предпосылки ее теоретического изучения служат основанием для определения цели и задач диссертационного
ритуалы как фактор формирования морально-политических и боевых качеств советских воинов: Автореф.дас. ... канд.филос.наук. -M., 1989; Ксенофонтов В.Н. Идеологические отношения и их проявление в духовной жизни советских воинов. - M., 1989 и др.
1. См.: Ашев Г.А. Культура воинской деятельности. - M., 1984; Давидов В.П., Фирсенков В.А. Воспитание общей культуры советских воинов в интересах морально-политической и психологической подготовки. - M., 1987; Костиков H.A. Культура воинского быта социалистической армии. - M., 1985; Культура, человек и картина мира. - M., 1987; Классическое наследие и современность. -M., 1981; Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука.
- M., 1983; Проблемы философии культуры. - M., 1984; Философия и история культуры. - M., 1985; Суров В.Г. Грани наследия. -M., 1985 и др.
2. См., например: Бублик Л.А. Военно-патриотическое воспитание советской молодежи: теория, система, опыт. - M., 1976; Дерюгин Ю.И. Призывной возраст. - M., 1991; Патриотическое сознание: сущность и формирование. - Новосибирск, 1985.
исследования. Цель заключается в исследовании социокультурных проблем преемственности поколений в отечественном военном строительстве и разработке на этой методологической основе философской концепции теории социокультурного наследия поколений в отечественном военном строительстве, а также соответствующей программы ее практической реализации.
Достижение поставленной цели связано с решением ряда исследовательских задач, главными из которых являются:
- определение понятий "поколение" и "преемственность поколений", уточнение их содержательного наполнения;
- научная проработка, уточнение сущности и содержания метода культурно-исторической генетики применительно к социокультурным процессам развития отечественного военного строительства;
- системный анализ механизма социокультурной преемственности поколений в отечественном военном строительстве, возможностей, направлений и путей его совершенствования;
- исследование диалектики общего и особенного процесса социокультурной преемственности поколений в отечественном военном строительстве, выявление его проблем и противоречий на современном этапе;
- уточнение, разработка и корректировка понятийно-категориального аппарата формируемой теории социокультурного наследия поколений в отечественном военном строительстве;
- разработка теоретических и практических рекомендаций, выражающих концептуальную роль социокультурной преемственности поколений в отечественном военном строительстве.
Решение указанных задач, на наш взгляд, позволит изучить характер, содержание и механизм социокультурной преемственности поколений в отечественном военном строительстве, раскрыть роль наиболее актуальных проблем освоения, развития и внедрения опыта предшественников современными участниками военного строительства, разработать и обосновать практически приемлемые рекомендации для повышения эффективности работы с личным составом Вооруженных Сил, подрастающим поколением.
Общетеоретическую и методологическую основу диссертационного исследования составили выводы и обобщения вышеназванных и других отечественных и зарубежных исследователей проблем преемственности поколений. Существенное значение для исследования выдвигаемых в диссертации задач имеют работы В.И.Гидаринского, В.С.Горбунова,
А.И.Дырина, О.В.Золотарева, В.Н.Иванова, Б.И.Каверина, Н.А.Костикова, В.Н.Ксенофонтова, В.Ф.Самойленко, Е.В.Сарычева, В.В.Чебана, а также раскрывающие те или иные аспекты и особенности отечественного военного строительства и межпоколенческих проблем исследования А.А.Балаховского, К.А.Воробьева, Г.В.Бондаренко, В.К.Город-ничева, В.П.Давыдова, И.С.Даниленко, Ю.Я.Здотникова, Б.М.Каневского, В.Ф.Ковалевского, Ю.В.Мамонтова, Н.В.Михалкина, Ф.Г.Сейраня-на.
Выводы и обобщения диссертант осуществлял также на основе рассмотрения конкретных событий, фактов, имевших место в военной истории России, изучения позиций, которые занимали по вопросам взаимоотношения поколений российские военачальники и военные теоретики С.Ф.Ахромеев, М.В.Грулев, М.И.Драгомиров, М.И.Кутузов, Д.П.Парский, Г.А.Потемкин, П.А.Румянцев, М.Н.Тухачевский, М.В. Фрунзе и др.
В качестве основных методологических принципов при написании диссертации взяты прошедшие проверку временем и практикой требования диалектического метода, положения системно-деятельностного подхода. Особое значение в ходе работы над диссертацией придавалось методу культурно-исторической генетики, предполагающему выявление прежде всего наиболее существенных и устойчивых социокультурных связей и отношений, присущих отечественному военному строительству на всей глубине его истории. Эмпирическую базу диссертации составили материалы конкретно-социологических исследований, проведенных в последние годы Центром военно-социологических, психологических и правовых исследований Вооруженных Сил Российской Федерации.
Структура и основное содержание диссертации.
Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и списка используемой литературы.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, показана степень ее разработанности, определяются цель и задачи, научная и практическая значимость диссертационной работы, формулируются основные положения, выносимые на защиту.
В первой главе - "Преемственность поколений как объект исследования" рассматриваются подхода различных ученых к проблемам преемственности поколений, выявляются исходные теоретико-методологические положения, позволяющие обосновать использование гносеологических возможностей понятий "поколение" и "преемственность
поколений" применительно к такой важной общественной проблеме как военное строительство, социокультурным его аспектам, в частности.
Во второй главе - "Специфика социокультурной преемственности поколений в отечественном военном строительстве" главное внимание сосредоточено на выделении, анализе и оценке социокультурных особенностей преемственности поколений в отечественном военном строительстве. Рассматривается содержание и механизм интериоризации духовных ценностей, характер их диалектического взаимодействия с ценностными ориентациями поколений на различных этапах военного строительства.
В третьей главе - "Роль социокультурной преемственности поколений в отечественном военном строительстве" обоснованы, ввделены и исследованы основные функции, характер влияния преемственности поколений на отечественное военное строительство. В главе анализируются основные регулятивы функционирования механизма социокультурной преемственности поколений в отечественном военном строительстве.
В главе четвертой - "Основы теории социокультурного наследия поколений в отечественном военном строительстве" обосновывается и раскрывается логический аппарат теории социокультурного наследия поколений в военном строительстве, рассматривается система понятий и категорий военной культурологии как формы теоретического знания о социокультурной преемственности поколений в отечественной военной истории.
В заключении сформулированы основные теоретические выводы диссертационного исследования, выдвигаются предложения и практические рекомендации по совершенствованию социокультурных аспектов отечественного военного строительства.
П. НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБОСНОВАНИЕ ПОЛОЖЕНИЙ, ВЫНОСИМЫХ НА ЗАЩИТУ
Научная новизна диссертации заключается в следующем:
- в разработке принципиальных положений теории социокультурного наследия поколений как методологической основы для решения проблем преемственности поколений в отечественном военном строительстве;
- в авторском использовании гносеологических возможностей теории социокультурного наследия поколений применительно к прак-
тике отечественного военного строительства;
- в разработке и вовлечении в научный оборот центральной для предлагаемой теории категории "поколение" через ее культурообра-зуиций смысл;
- в исследовании состояния и имеющихся деформаций механизма социокультурной преемственности поколений в отечественном военном строительстве на современном его этапе;
- в выдвижении, обосновании и разработке в своих основных элементах концепции военной культурологии - научной и учебной дисциплины, призванной дать целостное отражение социокультурного опыта поколений в отечественном военном строительстве;
- в социальной программе реализации основных положений теории социокультурного наследия поколений для обеспечения потребностей современного этапа отечественного военного строительства.
Основные теоретические положения и выводы, выносимые на защиту.
I. Определение понятий "поколения" - это генетически и исторически взаимосвязанные социально-демографические группы людей, отличающиеся друг от друга особенностями культуры и положением в обществе; "преемственность поколений" - объективно обусловленный конкретно-исторический процесс непрерывного воспроизводства общественных взаимосвязей и взаимоотношений, посредством которых поколения осуществляют отбор, сохранение, усвоение, передачу, переработку опыта социальной действительности, конкретную культуру и формы общения предшествующих поколений в целях собственного, а в конечном счете - социального развития.
Проведенный в диссертации анализ научных источников, рассмотрение особенностей поколений дают основания считать, что точка зрения на поколение как социально-демографическую группу научно обоснована. Тем не менее в диссертации особо рассматривается и обосновывается тезис о том, что духовная жизнь общества базируется на опыте прошлых поколений и, следовательно, на определенной культурной традиции, она требует активного использования созданных прошлыми поколениями культурных ценностей. В процессе социализации новые поколения воспринимают социальный опыт предшествующих поколений благодаря культуре, выступающей средством сохранения, социальной "трансляции", применения, совершенствования и в случае необходимости изменения этого опыта. Культура в этой связи
может быть рассмотрена как обобщающая характеристика деятельности поколений людей, слагаемая их целенаправленных уоилий по сохранению, освоению, потреблению и созданию мира человеческих ценностей, как материальных, так и духовных. В диссертации рассматривается феномен культуры как исторически определенных особенностей содержания и форм, образа и стиля жизни и деятельности поколений, развития их традиций. Отсюда следует вывод о том, что поколения не могут существовать без культурной традиции. Более того, традиция - непременное условие не только существования, но и развития поколений даже в случае создания качественно новой культуры: диалектическое отрицание включает в себя преемственность, усвоение положительных результатов предшествующей деятельности - этот общий закон развития действует и для поколений, имея для них особенно важное значение. У преемственности поколений, как у всякого диалектически развивающегося процесса, имеются устойчивая (консервативная) и развивающаяся (новаторская) стороны. Устойчивая сторона преемственности поколений - это культурная традиция, благодаря которой происходит накопление и трансляция человеческого опыта в истории, и каждое новое поколение людей в зависимости от своих потребностей, интересов и идеалов, целей и поисков смысла жизни может актуализировать этот опыт, опираясь в своей деятельности на созданное предшествующими поколениями. Это утверждение, экстраполированное на проведенное исследование, позволило внести в определение поколения культурную составляющую. Предлагаемая интерпретация сущности поколения как социального и исторического среза определенной общности лвдей, базирующейся на культуре, позволяет, на наш взгляд, глубже уяснить диалектику развития преемственности поколений в отечественном военном строительстве.
Преемственность поколений выступает в качестве естественно-исторического закона, действующего на всем протяжении человеческой истории. Вот почему обращение к этой проблеме всегда связано с вопросами сравнения содержания процессов, происходящих на "стыке" поколений в различные периоды военного строительства. Общественное развитие есть условие и результат деятельности всех последовательно сменяющих друг друга поколений. Кавдое новое поколение, вступая в самостоятельную трудовую жизнь, застает существующий уровень развития социальных отношений, определенный уровень культуры как итог предшествующего общественного развития. Но но-
вые поколения не просто "вписываются" в имеющуюся культуру, в систему данных отношений, не просто приспосабливаются, адаптируются к ним, а непременно вносят в них нечто новое, свое, выступая тем самым как творцы истории. Естественно, при этом не происходит полного разрушения основных элементов культуры, сложившихся ранее социальных отношений: как было подчеркнуто, действует закон диалектического отрицания, преобразования старого в новое. Наличие определенного социального наследства, или иначе - результатов культуры предшествующих поколений, выступает в качестве объективного условия преемственности поколений. Однако это наследство создает лишь возможность преемственности, которая не может реализоваться в действительности иначе, как путем передачи социокультурного наследства предшествующими поколениями свети преемником и восприятия его наследниками. Таким образом, каждый момент истории (в том числе и военной) представлен как своеобразное единство ставшего и становящегося. Распредмечивание прошлого опыта и прошлых ценностей не есть ни их простое восприятие и воспроизведение, ни тем более разрушение. Оно есть реализация преемственности поколений, осуществляемой на основе диалогического общения между ними. Именно диалогического, поскольку человек при этом задает предшественникам свои вопросы и ищет в их опыте ответы на собственные проблемы. Такой подход к преемственности поколений в полной мере распространяется и на сферу отечественного военного строительства. Преемственность поколений здесь выступает проявлением всеобщего закона материалистической диалектики - отрицания отрицания. С одной стороны, деятельность каждого последующего поколения обусловлена деятельностью всех предшествующих поколений (объективная предпосылка преемственности). С другой стороны, меняющиеся условия бытия предопределяют новые элементы развития (отрицание отрицания). Го есть, преемственность поколений объективно необходимый процесс, устойчивая, повторяющаяся связь в историческом процессе, обладающая всеми основными признаками объективного закона. Но шесте с тем преемственность в кавдом конкретном случае отрицания сугубо специфична, что доказывается в диссертации на эмпирическом материале практики отечественного военного строительства,
2. Характеристика социокультурной роли преемственности поколений в отечественном военном строительстве. Преемственность поколений - необходимое условие общественного развития. Протекает она
1 I
в его границах, разделяясь на ряд потоков: существует преемственность в области политических, экономических, социальных, правовых, нравственных, воинских и т.д. отношений. В кавдом из этих пото- 1 ков преемственности поколений действуют свои особые социальные ! механизмы. Преемственность как объективная и необходимая связь между явлениями в процессе военного строительства является одной из наиболее общих его закономерностей. Каждый новый этап его развития, отрицая предшествующий, не просто отбрасывает старое, а впитывает, включает, использует то положительное, рациональное, что было накоплено на предыдущей ступени развития.
Па основе проведенного анализа автор ввделяет в структуре механизма социокультурной преемственности поколений в отечественном военном строительстве следующие основные составляющие: во-первых. наличие определенных результатов деятельности предшествующих поколений; во-вторых, передача их предшествующим поколением последующему; в-третьих, восприятие этого наследства поколением-преемником. Механизм преемственности поколений в отечественном военном строительстве в целом охватывает: I) деятельность государственных органов по научному познанию законов общественного развития, выработке политической линии и практическому руководству военным строительством; 2) воздействие объективных условий военного строительства и всего окружающего мира; 3) объективные и субъективные социокультурные факторы, оказывающие влияние на формирование субъекта военного строительства.
В диссертации сформулирован и проанализирован ряд принципов взаимообусловленности социокультурного наследия поколений и военного строительства. Среди них нам представляются наиболее важными следующие: социокультурное наследие поколений оказывает непрерывное влияние на военное строительство; это наследие несет в себе непреходящие духовные ценности, т.е. оно носит аксиологический характер, а, следовательно, влияет активно на поколения в ходе военного строительства; социокультурное наследие оказывает влияние на все сферы жизнедеятельности участников военного строительства, т.е. оно всеохватно, всеобъемлюще.
Реалистический анализ предшествующего опыта со всей определенностью поставил вопрос о недостаточности нашего знания о всей глубине отечественного военного строительства. Наука сегодня не располагает достаточно совершенным инструментом для исследования того, как осваиваются, перерабатываются, передаются духовно-нрав-
ствешшо ценности поколений. Многие проблемы современного этапа военного строительства, ошибки, приведшие к замедлению темпов модернизации, связаны в значительной мере с переоценкой зрелости субъективного фактора, недооценкой воздействия реальной и противоречивой действительности на сознание, психологию и поведение людей. В диссертации отмечается, что только при соответствующих изменениях в характере военного строительства, и только с закреплением при переходе от поколения к поколению традиций, норм и привычек возможно приобретение нового качества. Однако здесь еще не все благополучно и военная практика вправе ждать от общественных наук углубления понимания причин формирования существенного разрыва между идеалами и готовностью действовать в соответствии с ними.
Вооруженные Силы как социальная система детерминируются не только объективными, но и субъективными факторами. Виесте с тем следует обратить внимание на то, что субъективный фактор в свою очередь обусловлен помимо прочего преемственностью поколений. В диссертации подчеркивается, что в прошлом субъективное объективируется, и в этом плане прошлая человеческая деятельность противостоит настоящей в качестве объективного условия. Отсюда в работе сделан важный вывод о характере субъективной свободы - она связана не с ретроспекцией человеческой деятельности, напротив, в этом направлении субъективный фактор абсолютно не свободен, ибо прошлое не поддается изменению, а с перспективой и именно с возможностью и способностью предвидеть будущее и в соответствии с этим строить субъективную деятельность и, в частности, осуществлять управление военным строительством через знание особенностей функционирования механизма социокультурной преемственности поколений в отечественном военном строительстве.
Трудности практического решения проблем реализации социокультурной преемственности поколений в военном строительстве зависят от степени различий в общественных условиях жизни старых и новых поколоний. Эти различия базируются на изменениях, происходящих в материальном и духовном производстве человечества. С одной стороны, каждое новое поколение никогда не начинает с пустого места, оно осваивает культурные ценности, которые накоплены предшествующими поколениями. Извлекая из культурных ценностей прошлых эпох сконцентрировашгую в них творческую энергию человеческой мысли и труда, люди имеют возможность превратить ее в сегодняшнее
достояние и, более того, оделать активной силой для продвижения вперед. С другой стотоны. эти усвоенные материальные и духовные культурные ценности, полученные от прошлых поколений, оказываются для тех, кто их осваивает, основой для построения своего культурного здания. Отсюда, в двуедином процессе развития общества момент преемственности нельзя рассматривать как лишь консервативную сторону, а момент создания новых ценностей - как сторону, только отрицающую старые достижения. Напротив, именно необходимость сохранить достигнутое заставляет человечество одновременно отбрасывать другие элементы и достижения прошлых поколений. В свою очередь, производство новых ценностей зачастую продиктовано именно стремлением удержать те ценности прошлого, крторые сохранили свое значение и для новых поколений.
Обществу для его развития необходимо знать, какие изменения происходят в человеке, в его целях, потребностях и интересах людей при изменении общественного статуса конкретного поколения и вступления в жизнь новых поколений. В этой связи в работе раскрывается необходимость различения сущего и должного, как одного из стержневых вопросов избранной темы, имеющего важное теоретическое и практическое значение. Повышенное внимание к проблемам преемственности в развитии общества и человека во многом связано сегодня именно с переосмыслением исторического опыта, с задачами создания новых общественных структур, проведения военной реформы. Характерной чертой духовной жизни современного общества является активное включение в ее состав элементов культуры минувших эпох. Причем круг предметов и явлений прошлого, служащих объектом ретроспективного интереса, стал неизмеримо шире, чем когда-либо преЖ' де. Интерес этот ныне обретает все более значимый характер, так как освоение историко-культурных ценностей прошлых поколений тесно переплетается о насущной необходимостью патриотического, нравственного, эстетического воспитания поколений нынешних. Обращает на себя внимание тот факт, что в современной духовной культуре немалое мосто занимает та часть культурного наследия, которая в недалеком прошлом официальными органами негласно дозировалась. Появление новых, прежде вычеркнутых из военной истории имен, заполнение пробелов содержательных - по мере включения в обиход трудов философов, историков, писателей - способствует изменению всех уровней духовной культуры общества, меняют критерии оценок,
прежде всего нравственных. Безусловно, что важна и нужна правда о деятельности поколений в военной истории. Эта непростая задача усложгается тем, что необходимо преодолеть ряд сложившихся стереотипов в решении данной проблемы, осмыслить имеющиеся противоречия. Перед наукой оегодня стоит сложная и ответственная проблема - постижение особенностей наследования культуры в условиях, которые не имеют исторических аналогий по силе и глубине воздействия на военное строительство. Ее решение предполагает углубление научного подхода к анализу механизма социокультурной преемственности поколений - своего рода "приводного ремня" военного строительства. Осуществленный в диссертации анализ специфики преемственности поколений в военном строительстве и ее механизма развивает и углубляет диалектико-материалистическую методологию, которая помогает избавляться от стереотипов в военной теории и практике.
Б диссертации подчеркивается, что вопросы о том, что, как, в каком объеме сохраняется или отбрасывается в культурном наследовании, имеют чрезвычайно важное значение для понимания характера и содержания социокультурной преемственности поколений в военном строительстве. Если достаточно ясно, каким образом происходит, какое воздействие на живущие поколения оказывает отрицание в области материальной культуры, с необходимостью предполагающее позитивную преемственность, каким образом происходит и какое воздействие на поколения оказывает отрицание в сфере духовной культуры на крутом повороте истории, в условиях военной реформы, то сложнее обстоит дело в области сознания вообще, в психологии, морали. В характер преемственной связи мевду поколениями, в их взаимоотношения, ценности, созданные на прошлых этапах военного строительства (относящиеся и к материальной, и к духовной культуре) входят нередко в весьма многообразном, подчас не сразу уловимом переплетении различных культур. Ошибки в освоении культуры, потеря определенных ее достижений приводят к коллизиям, выражащимся в разрывах преемственности мевду поколениями. Самые застойные типы культур находятся в движении, изменении, при котором целые пласты ценностей, нормотмирают, заменяются другими, но культура сохраняет свою типологическую определенность, если сохранилась ее основа. Речь идет не о феноменологической оболочке истории, но ее культу-рообразуицих факторах, о том, что можно назвать "кодом культуры", который действует на нынешнем этапе военного строительства, но который сформировался на предыдущих его этапах. В диссертации под-
черкивается, что такой "код культуры" в военном строительстве есть сложное явление. Под ним следует понимать не только состав и содержание ценностей, преемственно передающихся в истории, но и само отношение "наследников" к этим ценностям, которое утверадает или отрицает такое их качество. Этим еще раз подчеркивается нелинейный, противоречивый характер развития, который нельзя объяснить без вычленения и исследования функций механизма социокультурной преемственности.
3. Обоснованные функции социокультурной преемственности поколений в отечественном военном строительстве. В диссертации выделены следующие функции: траноляционная, познавательная, компенсаторная, релаксационная и инновационная. Подчеркивается, что одной из основных является трансляционная, осуществляющая передачу из прошлого в настоящее, из настоящего в будущее социокультурных ценностей, норм, потребностей, предпочтений, способов поведения поколений - субъектов военного строительства. Эту функцию выполняет культура, представляющя собой сложную знаковую систему, которая сохраняет социальный опыт поколений. Однако в диссертации подчеркивается, что культура - не просто "кладовая" накопленного человечеством социокультурного опыта, а средство его активной переработки, отбора именно той информации, которая необходима данному сообществу дая формирования определенного типа личности. Задача нынешних поколений заключается не только в том, чтобы понять события, но понять и лвдей, а также понять, что лвди прошлого отличались от нас, "уважать" их мысли, чувства, дела.
Трансляционная функция преемственности поколений тесно связана с познавательной функцией, с определением научных критериев оценки тех или иных феноменов опыта прошлых этапов военного строительства. Вполне понятно, что уровень сознания участников военного строительства, их культурного развития, степень освоения ими культурного наследия поколений оказывают решающее воздействие на развитие военного дела. Ядро социально зрелой личности, как известно, составляют его убеждения и знания, совокупность мировоззренческих представлений, отмеченных такими чертами, как научность, историзм и т.д. Ввделение этих компонент мировоззрения в качестве первостепенных и важнейших основано на том, что именно научный подход к оценке явлений культуры прошлого и настоящего позволяет человеку наиболее четко и глубоко осознавать законы социально-политического и культурного развития.
Если к раскрытию роли преемственности поколений в сферах мировоззренческой и познавательной в той или иной мере обращались некоторые военные ученые, то компенсаторная ее функция изучена явно недостаточно. Вместе с том вполне реально заявила о себе необходимость анализировать воздействие отдельных явлений военной истории и культуры на общее настроение, самочувствие и мироощущение человека. К сожалению, и по сей день со стороны ряда исследователей звучит протест против потребности военного человека какую-то часть времени отдавать процессу переживания таких ситуаций в культуре прошлого, обратиться к которым сегодня он не в состоянии, но которые тем не менее имеют, на наш взгляд, важное значение для формирования и реализации его как личности культурной.
Обращение человека к излюбленным фрагментам военной истории в компенсаторных целях нередко ведет к осуществлению и другой функции социокультурной преемственности поколений в военном строительстве - релаксационной. Исследование влияния культурного наследия на личность в целях релаксации (т.е. снятия излиинего напряжения) часто строится исключительно на основе психологического редукционизма, т.е. на учете в первую очередь врожденных психических свойств человека: эмоциональности, темперамента, экстраве-ртной ориентации и т.д. Однако исследование релаксации предполагает также внимание к динамике формирования личности под влиянием ряда социальных факторов, ценностных установок, суммы предпочтений в военном деле. Такой подход позволяет установить культурно-содержательные, а не только личностно-психологические тенденции в процессе релаксации.
В диссертации подчеркивается, что цель исследования релаксационной функции преемственности поколений заключена в выявлении возможностей преодоления стрессогенных ситуаций, чреватых психическими напряжениями и даже заболеваниями, которые меняют потребности, мотивы, эмоционально-волевые качества личности, ведут к обеднению, трансформации и сужению круга интересов, оскудению эмоциональных реакций, а порой к упрощению личности. Позитивный смысл анализа этой функции состоит и в том, что позволяет изучить механизмы кризисов, имеицих место в жизни каждого человека, и способы их преодоления в результате восприятия "жизненной силы", исходящей от тех или иных компонентов культурного наследия. Дает возможность военнослужащему вздохнуть от тягот и лишений военной
службы, что является довольно актуальным.
Становление духовно зрелой личности проявляется в ее особом творческом, инновационном поведении. От человека как персонифицированного носителя культурного наследия остается то небывалое, что он ровдает словом и делом. Современная военная практика постепенно обогащается возможностями для осуществления инновационной Функции социокультурной преемственности поколений. За последние годы многое изменилось в наших взглядах на мир, общество и самих себя. Сам факт этих изменений сомнений не вызывает, но причины, характер, смысл, направленность, равно как уже имеющиеся и ожидаемые результаты социальных трансформаций, порождают противоречивые, часто полярные оценки. Общественное сознание оказалось в состоянии неопределенности и, испытывая на себе в полном смысле гнет необъятного числа нерешенных социальных проблем, отсутствие новых способов их осмысления и решения и неэффективность прежних способов, все более обращается к дорациональным формам освоения действительности. Это проявляется в чрезвычайно широко и легко реализуемой возможности новое ввдавать за старое, старое же, освященное новым именем, каким-либо историческим авторитетом, по аналогии перестраивать в новое. Все это - результат, исход прежнего опыта военного строительства.
В нашем обществе на различных уровнях общественного сознания начинается смена конкретно-исторических парадигм военного строительства, начиная от изменения понимания роли военного человека в общественном процессе и наиболее фундаментальных понятий, представлений о целях и способах развития военного дела в целом. Долгое господство одной теории для многих людей и даже поколений неизбежно отрицало саму человеческую индивидуальность как результат и основу инноваций. Рано или поздно это привело бы к дискредитации государства и его институтов, Вооруженных Сил, в частности, в сознании индивида, в чем следует видеть закономерную обратную реакцию человека на такое же предыдущее отношение социального целого к человеку как своей части.
4. Исследованные рогулятивы социокультурной преемственности поколений в отечественном военном строительстве: культура как универсальный регулятив преемственности поколений, социальная память поколений, морально-боевые традиции, патриотизм поколений. Результаты исследования подтверждают вывод о том, что объективные закономерности истории есть закономерности смены исторически пре-
ходящих форм целенаправленной (и целополагаацей) творческой деятельности поколений людей. Объективированные результаты этой деятельности - будь то боевая техника и вооружение или способы построения Вооруженных Сил, ритуалы, традиции, материальные и духовные ценности - есть не что иное, как опредмеченная, воплощенная в этих результатах деятельность прошлых поколений, которая обретает то или иное социокультурное значение лишь будучи включена в живую ткань общественных взаимосвязей - в процесс реального военного строительства.
Кавдое новое поколение в наследуемых ценностях находит по содержанию и значению разнопорядковые величины, и позитивное, и негативное, однако особое значение в данном случае имеет вопрос о культуре и ответственности при выборе характера действий по отношению ко всему доставшемуся в наследство. И в позитивном, и в негативном наследии есть и более,и менее значительное, но нет совершенно ничего не значащего. Проблемы социокультурной преемственности поколений в отечественном военном строительстве, отношения наследников к наследуемому всегда связаны с проблемами исторического развития, именно поэтому речь в ходе военного строительства должна прежде всего идти о верности молодых поколений традициям старших поколений защитников Родины, о необходимости неуюшч-ного, осуществляющегося от поколения к поколению приращения социально значимых качеств на путях становления личности воина-патриота.
Диссертант обосновывает положение о том, что главное содержание процесса преемственности в военном строительстве - это формирование духовных качеств новых поколений, необходимых для того, чтобы эти поколения могли включиться в систему военных отношений, сложившуюся в предшествующем историческом развитии, и изменять, совершенствовать ее дальше или же осуществить ее преобразование в соответствии с требованиями объективных законов общественного развития. Вследствие этого исследование механизма социокультурной преемственности поколений в военном строительстве необходимо предполагает использование такого универсального регулятива как культура. Культура преаде всего выступает как система хранения и передачи социального опыта, основу которого составляет достигнутый обществом уровень развития сущностных сил человека. Этот уровень развития общественной сущности человека должен быть выявлен, закреплен и передан во времени, именно это и порождает необходимость
культуры. Существование и развитие общества требуют, чтобы отдельные ивдивиды и их действия были социализированы, т.е. соответствовали достигнутому уровню развития общества, чтобы отдельное превратилось во всеобщее, а всеобщее нашло себя в отдельном. Разрешение противоречия между дискретностью человеческой деятельности и непрерывностью истории общества, противоречия между отдельным и общим внутри такого целого, как история общества, и составляет главную функцию культуры, которая, с одной стороны, создает возможность общественно значимой деятельности отдельного человека, транслируя и раскрывая индивиду общественный опыт и его значение, а с другой - создает средства для интеграции в военное строительство достижений жизни и творчества отдельного человека.
Любая деятельность человека раскрывает свое культурное содержание в той мере, в какой в самом ее содержании выражена и репродуцируется способность человека владеть достигнутым всеобщим опытом, воспроизводить всеобщее во времени и пространстве, то есть в обществе, что предполагает определенную социальную память. Внимание человека, обратившегося к прошлому всегда выходит на проблемы уникальности истории, ее неповторимости. И для исторического познания, и для исторического прогнозирования, предвидения -это вопросы вопросов. Они имеют особое значение для военного строительства, осуществляющего сознательную деятельность на основе теоретических представлений и выводов из предшествующего опыта. Это важно понимать и учитывать как теоретикам, так и прежде всего политикам, военачальникам, планирующим и осуществляющим руководство военным строительством. Необходимо взыскательно-критическое отношение к ошибкам и недостаткам в деятельности предшествующих поколений в области военного строительства. И здесь в полный рост встает проблема социальной памяти, которая выступает регулятивом межпоколенческих проблем и в науке, и в массовом сознании. Автором делается вывод о том, что социальная память - это прежде всего функционирование средств сохранения социально значимой информации, без которых невозможно существование коллективов, социальных групп и всего общества в целом.
Эффективное решение проблем функционирования механизма социокультурной преемственности поколений в отечественном военном строительстве невозможно без целостного осмысления явления морально-боевых традиций как регулятива преемственности поколений. Это естественно, ибо в традициях выражается характерный для всей глуби-
ны военного строительства процесс аккумуляции и передачи социального и культурного опыта людей. Совериенно ясно, что традиции -это элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в обществе в течение длительного времени. Традиции один из самых важных регулятивов механизма социокультурной преемственности поколений в отечественном военном строительстве, оказывающий непосредственное влияние на восприятие, усвоение и практическое использование норм и ценностей для отторжения или утверждения опыта предшествующих поколений. Традиции закрепляют готовность человека направлять свои способности, знания и опыт на утвервдение нового в своей деятельности, в отношении к ценностям и опыту прошлых участников военного строительства.
В диссертации всесторонне проанализирован такой регулятив социокультурной преемственности поколений в отечественном военном строительстве как патриотизм. Воспитание патриотизма предусматривает передачу из поколения в поколение способов, приемов и путей патриотических по своей сущности чувств и действий, направленных на процветание и защиту Родины. Патриотизм как регулятив - устойчивое, повторяющееся общественное отношение, управляющее поведением людей. Патриотизм выступает как регулятор человеческих поступков и действий по отношению к отдельным индивидам и к обществу в целом. Поддерживаемый силой общественного мнения, воспитанием патриотизм способствует развитию нравственных отношений между поколениями лвдей, способствует реализации преемственности поколений в военном строительстве. Исследование позволило выявить характерные приметы времени по неправомерному сужению области работы по воспитанию патриотизма прежде всего у подрастающих поколений. Изучение проблем социокультурной преемственности поколений в отечественном военном строительстве, сохранения прогрессивных традиций военной истории и утверждения новых привело к выводу о необходимости особо сконцентрировать внимание государственных органов на воспитании ныне живущих поколений в духе патриотических проявлений личности по обеспечению надежной защиты Родины.
5. Основные положения и структура теории социокультурного наследия поколений в отечественном военном строительстве. Известно, что научное познание общественных явлений осуществляется в направлении не только изучения конкретного фактического материала, но и его философского обобщения. В нашем случае таким направлением
стала попытка обоснования теории социокультурного наследия поколений в отечественном военном строительстве.
Предметом теории являются объективные закономерности национального и общечеловеческого культурных процессов, "живые" памятники и явления материальной и духовной культуры, факторы и предпосылки, управляющие возникновением, формированием и развитием культурных интересов и потребностей людей, их участием в приумножении, сохранении и передаче культурных ценностей в ходе военного строительства. Автор посчитал целесообразным осуществить глубокую проработку социокультурного опыта отечественного военного строительства на основе методов системного анализа. Именно системный подход, с нашей точки зрения, должен стать основой "микрометодологии" социокультурной исторш военного строительства. Определение предмета теории чрезвычайно важно как в теоретическом, так и в методологическом аспектах. При этом приходится обрадаться к истории предмета и вместе с тем исходить из того, что развитие предмета нельзя понять без решения некоторых исходных методологических проблем теории.
С учетом отмеченных положений теорию социокультурного наследия поколений в отечественном военном строительстве по своему статусу можно определить как относительно самостоятельную область науки, разрабатывающую систему научно обоснованных, логически стройных, достоверных знаний о социокультурном опыте поколений на всем протяжении отечественной военной истории. Знания эти выражены в виде систематизированной совокупности научно установленных фактов, категорий, выводов, принципов и законов становления и формирования личности защитника Родины, воина-патриота. В предметном аспекте выражение статуса данной теории через законы и закономерности правомерно и предпочтительно потому, что именно они решающим образом определяют специфику исследуемого процесса и ключевые моменты его развития. При этом не имеет существенного значения, познаны те или иные из закономерностей или их еще предстоит раскрыть. В содержательном аспекте статуса теории социокультурного наследия поколений в отечественном военном строительстве можно увидеть два больших равноправных и относительно самостоятельных раздела. Первый - это отражение в категориях данной теории реального социокультурного процесса во всех его связях и отношениях, опыта его формирования и развития. Второй - это анализ теоретических знаний, накопленных о военном строительстве, т.е. своеобраз-
1Шй процесс исторического "самопознания", творческого исследования культурно-исторической ретроспективы. В практическом аспекте статус этой теории раскрывается посредством выработки научно обоснованных рекомендаций государственны органам, командирам, аппаратам по работе с личным составом по обучению и воспитанию военнослужащих, призывной молодежи; своевременного выявления новых требований и тенденций в решении этих вопросов; выработки предложений по быстрому внедрению в военное строительство перспективных научных исследований. Структурная организация теории должна быть ориентирована на новое мышление в научном познании. В качестве центральных направлений развития процесса наследования социокультурного опыта поколений в военном строительстве на сегодняшний день выступают: повышение роли органов по работе с личным составом в выработке комплексного подхода к решению актуальных проблем наследования культуры, к определению социально-культурных функций воинских коллективов в освоении ценностей отечественного и мирового фондов культуры, создание целостной научно коррегируемой системы управления этим процессом; обогащение Вооруженных Сил и системы допризывной подготовки молодежи за счет героико-латриотичес-кого опыта поколений; преодоление практики некомпетентного вмешательства в процесс наследования культуры, углубление единой системы непрерывного образования в целях подготовки качественно нового военного специалиста, обогащенного знанием достижений отечественной и мировой культуры; сосредоточении усилий военных обществоведов на теоретическом осмыслении закономерностей наследования культуры в рамках философской, экономической, исторической, социологической, этической и эстетической интерпретаций этого процесса в ходе военного строительства, ибо его успех существенно определяется тем, в какой степени учтены не частности, а закономерности наследования культуры; ориентация военных средств информации на освещение культурных феноменов отечественного военного наследия.
При условии объективно возрастающей материально-идеологической оснащенности воинских частей и подразделений деятельность субъекта наследования опыта поколений становится решающим звеном в преодолении диспропорций и конфликтных ситуаций, в деле превращения потенциального фонда наследия поколений в реально функционирующий, нацеленный на выполнение главной задачи отечественного военного строительства - создания мощных Российских Вооруженных
Сил и постоянного поддержания боевой готовности войск и сил флота на уровне, обеспечивающем безопасность государства. Немаловажную роль в этом, на наш взгляд, призвана оыграть военная культурология.
6. Предлагаемая автором учебная дисциплина - военная культурология. Для решения проблем социокультурного наследия поколений в отечественном военном строительстве исключительно важное значение приобретает целостное, располагающее всем арсеналом адекватных познавательных -средств его научное исследование осуществляемое в рамках особой области знания - военной культурологии. Она представляет собой относительно самостоятельную, логически обоснованную совокупность знаний о культуре военного строительства как системе со сложной внутренней структурой, состоящей из взаимодействующих элементов и находящейся в постоянном развитии и взаимосвязи с другими системами и обществом в целом. В нынешних исторических условиях приумножение интеллектуального потенциала, культуры участников военного строительства превратилось в один из решающих факторов его развития. В этой связи военная культурология как предмет для изучения в военных академиях и училищах, в воинских частях и подразделениях в состоянии: дать слушателям, курсантам и личному составу необходимый минимум теоретических знаний о сущности, структуре, функциях, закономерностях и основных исторических типах культуры; с помощью духовно-культурных ценностей помогать гармоническому сочетанию специальных и гуманитарных знаний; вырабатывать способность к творческому, критически осознанному восприятию разлитых социокультурных, культурно-национальных и других платформ, ориентироваться в мире культурных символов, направлений в искусстве, литературе, музыке и т.д.; воспринимать культуру как сферу подлинной свободы личности, решения ею "вечных" вопросов бытия чоловека; не впадая в "культурный фетишизм" (Н.Бердяев), вырабатывать осознанное восприятие социально-преобразующих функций культуры, понимание того, что любая материально-практическая; научная, воинская и иная деятельность человека невозможна вне культуры.
Автор стремится сформулировать ряд обязательных требований, выдвигаемых перед этой областью научного знания практикой военного дела. Во-первых, исследуя военное строительство в качестве объекта познания, военная культурология должна отразить все богатство и многогранность данного феномена, ибо военное строительство связано со всеми специфическими проявлениями человеческой деятельности. Во-вторых, развитие военной культурологии предполагает
- гэ -
усиление ее связей с другими культурологическими науками. В-треть-щ, военная культурология должна развиваться в общем процессе ин-тегративного взаимодействия общественных, военных и технических наук. Главное при этом - найти и суметь выработать должный баланс между рассматриваемыми явлениями. Представляется, что по мере реализации отмеченных требований будет расширяться объем военной культурологии, возрастать ее место в системе современной науки, ее роль в практике военного строительства. Развитие военного строительства на современном этапе ведет к стремительному возрастанию объема и удельного веса задач, требующих оригинальных творческих решений. В плане социально-культурном это непосредственно проявляется в усилении заинтересованности государственных и военных органов в повышен™ уровня образованности и культуры участников военного строительства. Важно, однако, иметь в виду, что осуществления этой задачи на современном уровне невозможно добиться экстенсивными методами: простым увеличением культурно-просветительных учреждений в воинских частях, часов для изучения культуры, расширением культурного обслуживания и объема информации. Решение вышеназванных проблем предопределяет необходимость иметь в Министерстве обороны РФ организующий орган в сфере духовно-культурного просвещения и героико-патриотического воспитания военнослужащих. Тагам органом может быть Управление культуры, которое могло бы включать в себя следующие отделы: общественно-гуманитарной и правовой подготовки; печати и информации; военных учреждений культуры и досуга; кино-видео-производства и военного телевидения; по связям с органами культуры, общественностью и религиозными конфессиями; технических средств культуры. В видах Вооруженных Сил, родах войск, военных округах и на флотах, по аналогии, могли бы быть управления культуры, в армиях и корпусах - отделы, в дивизиях и военно-учебных заведениях - отделения, в ротах (им равных), батальонах, полках, бригадах - от одного до пяти офицеров - организаторов культурно-воспитательной работы с нынешним статусом заместителей командиров по работе с личным составом. Для подготовки офицеров такой специальности целесообразно было бы иметь высшее военное училище (институт) культуры. Можно также рассмотреть возможность договорной подготовки кадров на базе МГУ имени М.В.Ломоносова, Московского государственного института культуры, региональных вузов культуры.
- -а?' -
7. Основные направления совершенствования механизма социокультурной преемственности поколений в отечественном военном строительстве. Эффективность военного строительства есть результат воздействия на него различных диалектически взаимосвязанных факторов и условий, характер которых и определяет основные направления совершенствования механизма социокультурной преемственности поколений. Переоценка прошлого опыта в условиях модернизации Вооруженных Сил требует новых подходов, во-первых, к проблемам морально-боевых традиций. В диссертации отмечается, что традиции - настолько бесценное достояние, что передачу их из поколения в поколение можно вполне отнести к важнейшим направлениям совершенствования механизма социокультурной преемственности поколений в отечественном военном строительстве. Воздействие традиций на сознание и поведение человека носит комплексный характер. Бережное отношение к морально-боевым традициям является важнейшим показателем культуры военного строительства. Важно в то же время не только бережное, но и вдумчиво-внимательное отношение к традициям. Причем внимательность подразумевает и соответствующее отношение к содержанию традиций, к их направленности. Значение традиций особенно возрастает по мере усиления субъективного фактора в общественном развитии. В условиях военной реформы необходимо четче представлять себе место своего поколения в процессе военного строительства, чем людям предшествующего периода, и<ответственность своего поколения за то, что передается поколениям последующим. В диссертации особо выделено, что взгляд свысока на прошлое, пренебрежение историческим опытом чреваты серьезными последствиями для отечественного военного строительства.
Во-вторых, не менее важным направлением совершенствования механизма социокультурной преемственности поколений в военном строительстве является военно-патриотическое воспитание его участников. Результаты исследования позволили сделать вывод о том, что военно-патриотическое воспитание будет давать отдачу в том случае, если органически вольется в концепцию духовного обновления нашего общества, станет неотъемлемой ее частью. Демократизация человеческих отношений, широкая гласность в освещении позитивных и негативных сторон всех сфер военного строительства, поворот оборонной работы непосредственно к человеку, ее нацеленность на формирование свободной личности, готовой отстаивать интересы своего Отечества
- вот главные отправные точки, с помощью которых следует, на наш взгляд, начать изменение работы в этой области. Целью военно-патриотического воспитания должно стать формирование оборонного сознания, проявляющегося в осознании социальной значимости объективной необходимости вооруженной защиты своей страны от посягательств извне. Дело военно-патриотического воспитания неизменно следует направлять в социальное русло, формировать желание творить благо для процветания Родины. Это важно сегодня, когда традиции бескорыстного служения Отечеству и другие добродетели, присуще нашему народу, потускнели и ослабли как регуляторы человеческих отношений, когда образовался дефицит духовности. Сегодня исключительно важно донести до сознания молодежи глубинный смысл традиций чести, благородства и достоинства, свойственных российским воинам на всей глубине военной истории. В диссертации обосновывается также, что при воспитании нравственных и патриотических качеств у молодежи, нельзя забывать о формировании у нее умений и навыков, необходимых для защиты Отечества. В условиях военной реформы это имеет большое практическое значение.
В-третьих, проведенное исследование побуждает самым серьезным образом всесторонне и заново рассмотреть проблему роли культурного наследия в современном военном строительстве. При этом приходится констатировать две диаметрально противоположные тенденции. Первая из гая - ослабление исторической памяти у определенной части российского общества, внимание которой всецело поглощено одним только настоящим. С этил связано своего рода "историческое высокомерие" - склонность видеть в прошлом не более чем "предысторию" настоящего, взгляд на историю сверху вниз, неумение подойти к лвдям минувших эпох как к равноправным участникам диалога между прошлым и современностью. Вторая тенденция, противоборствующая первой, - растущий интерес к военной истории, потребность приобщиться к культурному наследию предшествующих поколений, пони-мате того, что усвоение этого наследия - неотъемлемая сторона самосознания современного общества. В процессе осмысления своего места в обществе человек пытается соотнести свои познания с социокультурным опытом предшествующих поколений. Причем уровень развития самосознания детерминирует оригинальность и самостоятельность восприятия культурных ценностей прошлого. И напротив, высокая степень переведения этих ценностей в сферу личностно освоенных является непременным условием в прогрессе самосознания, что так акту-
ально в условиях реформы армии.
В-четвертых, процессы, происходящие на стыке поколений, сходство и различия между ними, передача наследства от поколения к поколению, содержание самого наследства - все это вопросы, которые можно успешно исследовать только объединенными усилиями рада научных дисциплин..Среди них важное место занимает социология. В диссертации отмечается, что по вопросам взаимоотношений поколений в отечественном военном строительстве специальные исследования практически отсутствуют. Научно управляемому военному строительству нельзя ограничиваться характеристиками поколений только на данный период времени. Не менее важно знать и жизненные установки, ценностные ориентации поколений при переходе из одной возрастной общности в другую, то есть понимать, какие изменения происходят внутри самих поколений. Еще одна сторона данного направления совершенствования механизма социокультурной преемственности поколений заключается в том, что для общества существенное значение имеет то, как относятся к тем или иным экономическим, социально-политическим, культурным проблемам поколения, действующие на разных этапах военного строительства.
В-пятых, исследуя в диссертации вопросы совершенствования механизма социокультурной преемственности поколений в отечественном военном строительстве, автор отмечает, что вдет ли речь о преемственности материальной или духовной культуры, об общем или особенном у отдельных поколений в потребностях, интересах, о сходном или различном в сознании, поведении - исследователь всегда имеет дело с психологическими факторами, пронизывающими всю систему преемственности и наследования. Из предметов материальной культуры, из богатства духовного наследия, из того, что непосредственно осязаемо, и из того, что подчас неуловимо, но от этого ничуть не менее значительно, складывается то, что мы называем наследием предшествующих поколений. В нем важно все, что формирует климат, нравственно-психологическую обстановку военного строительства. Поэтому в диссертации обосновывается необходимость учета в воспитательной работе тех психологических факторов предыдущих поколений, которые оказывали благоприятное влияние на отечественное военное строительство.
Ш. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ, ЕГО АПРОБАЦИЯ
Значимость диссертации обусловлена предполагаемой степенью приращения научных знаний по проблемам реализации социокультурной преемственности поколений в отечественном военном строительстве и ее содержательной интерпретацией в контексте новых концепций, адекватных происходящим в обществе переменам, осмысляющих современную реальность не как ухудшенный или улучшенный вариант ожидаемого, а именно как новую культурную данность.
Практическая значимость исследования заключается, с одной стороны, в том, чтобы оптимизировать противоречивый процесс социокультурной преемственности поколений в условиях военной реформы. С другой стороны, она предполагает необходимость корректирования методологических оснований при анализе социокультурной преемственности поколений в отечественном военном строительстве. Практическая значимость работы в этой связи заключается в формулировке некоторых рекомендаций, имеющих как теоретический, так и практический характер.
I. Группа теоретико-методологических предложений заключается в следующем:
- продолжить разработку проблем социокультурной преемственности поколений, присутствуете в отечественном поенном строительстве на протяжении всей -глубины его истории и развития их неувядающей значимости для научно обоснованного его осуществления сегодня;
- представляется важным более углубленное рассмотрение тех или иных взглядов выдающихся военных теоретиков и государственных деятелей прошлого применительно к общему контексту современного этапа военного строительства;
- существует необходимость использования ряда фундаментальных теоретических положений, понятий, нравственных и эстетических ценностей из прошлых периодов отечественного военного строительства, развитие которых может сказаться принципиальным образом для его современного этапа;
- представляется исторически перспективным для отечественного военного строительства учитывать особенности преемственности поколений в условиях переломных кризисных эпох, когда происходит размывание устоявшихся духовных ценностей, представлений на военное дело;
- специальное внимание уделить аналитико-методологическому
I \
I ;
~ I |
1
исследованию всей совокупности воинской символики как исторически ! !
обусловленного способа отражения социокультурной преемственности ; |
поколений в военном строительстве; ! ;
- продолжить и углубить весьма перспективное направленно научного поиска, связанного с осмыслением морально-боевых традиций ! прошлых поколений как одного из важнейших источников обогащения и разумного напряжения современного этапа военного строительства;
- возникает потребность в сопоставлении структурно-функциона- , льных характеристик социальной памяти поколений на разных этапах военного строительства; ; •
- сосредоточить усилия военных кадров на реализации методоло- ; гических выводов и обобщений и сформировать в завершенном виде теорию социокультурного наследия поколений в отечественном военном строительстве;
- продолжить разработку теоретических оснований военной культурологии как научной и учебной дисциплины, аккумулирующий духовный опыт отечественного военного строительства.
2. Готппа рекомендаций практического характера:
- в процессе реформы высшей военной школы ввести в военно-учебных заведениях курс военной культурологии;
- объявить Всеармейский конкурс на разработку тематических планов, учебных программ и пособий по курсу "Военная культурология"; 1
- на базе военно-исторического управления Генерального штаба создать отдел для разработки и анализа комплекса проблем социокультурной преемственности поколений в отечественном военном строительстве;
- учредить ассоциацию военных ученых-обществоведов с целью постоянного анализа процессов социокультурной преемственности поколений в военном строительстве и регулярного издания обобщающих работ данной тематики;
- провести Всеармейскую научно-практическую конференцию, посвященную проблемам наследования социокультурного опыта отечественного военного строительства на всей глубине его истории;
- шире практиковать издание биографий российских военных деятелей, научных трудов военных теоретиков прошлого;
- создать областные и республиканские центры военно-патриотического воспитания подраставдего поколения, комиссии по оборонной работе среди населения при местных органах управления;
- для всех форм школ и объединений, занимающихся военно-патриотическим воспитанием подрастающего поколения, издать учебник "Военная история России";
- для пропаганды социокультурного опыта военного строительства создать Центр культуры и досуга Вооруженных Сил; Музей изобразительных искусств имени В.Верещагина с выставочным залом; Фонд культуры армии и флота; студию художественных фильмов Министерства обороны;
- с целью повышения престижа воинской службы Министерству обороны целесообразно разработать Кодекс Чеоти военнослужащего; предусмотреть систему героико-патриотического наименования войсковых соединений„(например: "Российские витязи", 'Ч^сские ратники", "Смоленские богатыри" и т.д.); учредить медали трех степеней, вручаемые от имени Министра обороны за 15, 20 и 25 лет службы в видах Вооруженных Сил; ввести в практику наименование военно-учебных заведений именами российских военачальников (например: училище имени Ф.Ф.Ушакова, М.И.Кутузова и т.д.);
- военным средствам массовой информации шире практиковать освещение межпоколенческих проблем в отечественном военном строительстве, опыт службы военных династий.
Апробация новых идей и практических рекомендаций диссертационного исследования осуществлена в различных видах учебно-воспита-телыюй и научно-исследовательской деятельности в Военной академии и Главном управлении Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, в научных публикациях. Наиболее актуальные идеи исследуемой проблемы положены в основу курса "Культурология", который читается автором в Военной академии. Ряд практических предложений по результатам исследования в порядке реализации представлен в Министерство обороны РФ. Отдельные теоретические положения диссертации были изложены автором в выступлении на Международной научной конференции "Вооруженные Силы и военная служба в правовом государство" (декабрь 1991 г.), на научно-практических конференциях и теоретических семинарах в ряде военных академий, МГУ им. М.В.Ломоносова. По проблемам преемственности поколений в отечественном военном строительстве автор диссертации выступал с научными докладами и сообщениями в главных и центральных управлениях Министерства обороны, с лекциями и беседа!,ш перед офицерским составом ряда воинских частей и учреждений.
Ключевые концептуальные идеи исследования нашли развернутое
отражение в следующих авторских научных публикациях:
- Преемственность поколений в отечественном военном строительстве: проблемы теории и практики // Монография. - М., ВА, 1992. -
14 п.л.;
- Основы культурологии // Учебное пособие. - М., ВА, 1992. -5 п.л.;
- Проблема преемственности поколений в современном обществоведении //Учебно-методический сборник. - Ы., ВА, 1992. - I п.л.;
- Патриотизм как общественное явление // Учебно-методическое пособие. - М., ВА, 1992. - 2,2 п.л.;
- О преемственности морально-боевых традиций Российского офицерского корпуса // Учебно-методическое пособие. - М., ВА, 1991. -2 п.л.;
- Современное поколение: потери и поиски // Учебно-методический сборник. - М., ВА, 1991. - I п.л.;
- Основы художественной культуры // Учебник. - М., 1993. - I п.л. (в соавторстве);
- Эстетическая культура // Учебное пособие. - М., ВА, 1993. -2,8 п.л.;
- Нравственная культура офицера // Учебное пособие. - М., ВА, 1994. - 1,2 п.л.;
- Краткий курс лекций по истории русской культуры // Учебное пособие. - М., ВА, 1994. - 3,2 п.л.
Всего по проблеме исследования автором опубликовано 14 работ общим объемом свыше 40 печатных листов.
Человек - существо целенаправленное и взор его обращен вперед в будущее, хотя все, что он имеет, сосредоточено в опыте прошлых поколений. Он точно путник, который редко оглядывается на пройденный путь и любуется только тем, что вновь открывается взору, даже если это мираж. А миражей в отечественном военном строительстве было немало, и каждый раз Российские армия и флот дорого платили за свои иллюзии. В жертву приносились и живые люди, и могилы отцов и традиции, и настоящее и прошлое. Автор надеется, что проведенное исследование откроет новые возможности для решения проблем социокультурной преемственности поколений в отечественном военном строительстве, более глубокого познания и учета ее роли в настоящем и будущем Вооруженных Сил России.
Подписано к печати 25.11.94 Формат 60x84/16
Объем 2,25 пвч.л._Уч.-изд. л. 1,9
Бесплатно Зак. 674