автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Менталитет и ценностные ориентации этнических общностей
Текст диссертации на тему "Менталитет и ценностные ориентации этнических общностей"
* / (> - / /
Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации
Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет
На правах рукописи
Пальцев Андрей Иванович
МЕНТАЛИТЕТ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЭТНИЧЕСКИХ ОБЩНОСТЕЙ
(на примере сибиряков)
Специальность 09. 00. 11.- Социальная философия
ДИССЕРТАЦИЯ
на соискание ученой степени кандидата философских наук
\ Научный руководитель
доктор философских наук профессор А.Т. Ханипов
\ \
Новосибирск - 1998
V
Оглавление
Введение.....................................................................................................3-12
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты анализа проблемы менталитета и ценностных ориентаций этнических общностей......................................................................13-66
1.1 Генезис понятия «менталитет» и его современная трактовка ..........13 -29
1.2 Структура менталитета.........................................................................29-45
1.3 Взаимосвязь менталитета и ценностных ориентаций.........................45-66
Глава 2. Влияние менталитета сибиряков на формирование их
ценностных ориентаций........................................................67-117
2.1. Сибиряки как субэтническая группа русского народа...................68-82
2.2. Социокультурные и природные факторы своеобразия менталитета сибиряков......................................................................82-99
2.3 Ментальные основы ценностных ориентаций сибиряков...............99-117
Заключение.................................................................................................118-123
Библиографический список использованной литературы.....................124-138
Приложения............................................................................................139-157
Введение
Актуальность исследования. Современная ситуация в России и ряде других стран мира высветила проблему, которая наиболее отчетливо проявляется в переломные для социальных общностей исторические периоды. Суть ее заключается в том, что существующие научные и мировоззренческие представления оказываются недостаточными для полного понимания их внутренних побудительных сил поведения в сегодняшней многослойной социальной жизни. Практическая значимость проблемы в современных условиях России проявляется в том, что социально-политические и экономические преобразования, осуществляемые без учета влияния фундаментальных устойчивых структур сознания социальных и этнических общностей на их поведение, приводят к результатам, не соответствующим первоначальному замыслу.
Потребность в глубоком понимании и объяснении феномена, который позволяет сохранять устойчивость и своеобразие социальных систем в процессе их развития, эффективно адаптироваться к изменениям социальной среды, побуждает философов искать теоретические объяснения этому общественному явлению. В качестве таковых можно назвать концепции "национального характера" (Н.О. Лосский), "духовного строя народа" (П.Е. Астафьев, H.A. Бердяев и др.), "культурно - исторического типа" (Н.Я. Данилевский), "социального характера" (Э. Фромм), "центральной зоны культуры" (Э. Шилз)1. Необходимость считаться с интеллектуальными и духовными факторами в экономической и социальной жизни стала основной мыслью в работе М. Вебера "Протестантская этика и дух капитализма"1, где он сформулировал определяющую роль мироощущений в выборе нового вида поведения групп людей.
1 Лосский Н.О. Характер русского народа. - М.: Ключ, 1990. /репринтное издание 1957 г./; Астафьев П.Е. Национальность и общечеловеческие задачи (к русской народной психологии) //Вопросы философии. — 1990, — N 12; Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. — М.: Наука, 1990; Данилевский Н.Я. Россия и Европа. — М.: Книга, 1991; Фромм Э. Человек для себя. — Минск, Коллегиум, 1992; Shils Е. Tradition. — London; Boston, 1981.
Несмотря на то, что указанные концептуальные объяснения позволили продвинуться по пути понимания закономерностей и механизмов, лежащих в основе поведения социальных (этнических) общностей, проблема оставалась.
Одной из попыток объяснить социальное поведение больших масс людей, исходя из признания его обусловленности не только участием факторов внешнего порядка, но и своеобразием их мышления, стала концепция ментали- ^ тета, возникшая на Западе. Уяснив эвристическую значимость понятия «менталитет», российские обществоведы достаточно широко его применяют в последние годы. Но несмотря на это, единого его толкования достичь не смогли. Уточнение содержания данного понятия создает новые теоретические возможности, позволяющие анализировать поведение социальных общностей, исходя из обусловленности его не только социально-экономическими отношениями, но и с точки зрения участия духовных образований социума. Происходящие в разных регионах России социально-экономические, политические, организационные и идеологические преобразования имеют свою этнопсихологическую и аксиологическую специфику. Среди факторов, её определяющих, значительное место занимают менталитет и социальные ценностные ориентации этнических (субэтнических) общностей. Исследование ментальных основ ценностных ориентаций сибиряков позволяет применить используемые категории для анализа духовной жизни конкретной субэтнической общности. Таким образом, настоящая работа находится в русле тех исследований, которые направлены на выявление существенного влияния менталитета на формирование социальных ценностных ориентаций и через это - на происходящие социально-экономические и политические процессы в обществе в целом.
Степень разработанности проблемы. Термин "менталитет" впервые употреблен в трудах американского философа, писателя Р. Эмерсона и французско- , го философа М. Блонделя. Значительный вклад в разработку обсуждаемой про-
1 Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма//Вебер М. Избранные произведения: - М.: Прогресс, 1990. С. 77.
блемы внесли французские исследователи М. Блок, Л. Февр, Ж. Дюби, Р. Ман-дру, Ж. Ле Гофф, А. Бюргьер, М. Ферро, Л. Брюль. Проблемы ментальности разрабатывались такими известными авторами, как Э. Фромм, К.Г. Юнг, М. Вебер, Т. Парсонс и др. Попытка переноса результатов западных исследований на отечественную почву была проделана в 70-80-е гг.1 Возможность продуктивного научного диалога между представителями "Анналов" и отечественными учеными была представлена на состоявшейся в 1989 году в Москве Международной научной конференции "Школа "Анналов" вчера и сегодня". Таким образом, исследование проблемы менталитета как специфического и сущест-\/ венно значимого феномена получило у нас развитие лишь в последние годы. Из этого, конечно, не следует, что российские обществоведы индифферентны как к самой проблеме, так и связанным с ней тенденциям мировой науки. В трудах таких разных мыслителей, как П.Е. Астафьев, М.А. Бакунин, H.A. Бердяев, A.A. Богданов, С.Н. Булгаков, Н.Я. Данилевский, И.В. Киреевский, В.О. Ключевский, П.А. Кропоткин, Н.О. Лосский, П.И. Новгородцев, С.М. Соловьев, ^ П.А. Флоренский, С.Л. Франк, П.Я. Чаадаев, A.C. Хомяков, были выделены особенности ментальных характеристик русского народа и исследованы их причины. Обоснование истоков самобытности русского народа и его духовного своеобразия стали предметом рассмотрения особой группы мыслителей русского зарубежья, выступившей под общим названием «евразийство». В контексте рассматриваемых в исследовании проблем представляют интерес идеи Л.П. Карсавина о соборной симфонической личности, Н.С. Трубецкого о туранском »
/у
элементе в русской культуре, П.Н. Савицкого о месторазвити^и . Некоторые идеи (например, о роли месторазвития в этно и социогенезе) евразийцев были
1 Под редакцией А. Л. Ястребицкой, А.Я. Гуревича и Ю.Л. Бессмертного была издана серия реферативных сборников, большинство из которых носило название "Культура и общество в средние века".
2 Карсавин Л.П. О личности. -Каунас, 1929; Трубецкой Н.С. О туранском элементе и русской культуре.//Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. Антология. -М., 1993; Савицкий П.Н. Русские среди народов Евразии (методологическое введение в проблему).//Русский узел евразийства. Восток в русской мысли. Сборник трудов евразийцев. -М., 1997.
восприняты Л.Н. Гумилевым1 и развиты в его исследованиях. Проблемы участия духовных факторов в поведении больших групп людей исследовались в рамках марксисткой парадигмы Г.В. Плехановым, Б.Ф. Поршневым, А.Н. Леонтьевым, А.Т. Ханиповым и др. Определение того, что представляет "менталитет", специфика российской ментальности3, явилось предметом рассмотрения на конференциях и "круглых столах", диссертационных исследований в 90-е годы4. ^ У
Попытка создания социально-философской концепции менталитета была предпринята журналом "Вопросы философии" в 1993 году на "круглом столе", посвященном обсуждению проблемы российской ментальности. На конференции отмечалась укорененность менталитета в языковых структурах, связь его с социальной и природной средой. Участники конференции указывали на то, что исследование менталитета остается одной из слабо разработанных тем в отечественной философской литературе. Последовавшие за этим изыскания проблемы менталитета не дали пока концептуального подхода к ее решению. Несомненный интерес представляют диссертационные исследования проблемы
1 Гумилев Л.Н. История людей и история природы, М., 1993; Гумилев Л.Н. От Руси до России: Очерки этнической истории. -СПб., 1992; Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации. — М., 1993; Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. —Л., 1990.
2 Плеханов Г.В. К вопросу о роли личности в истории./ЛТлеханов Г.В. Избранные философские произведения. Т. 2. - М., 1956; Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. — М., 1996; Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975; Ханипов А.Т. Интересы как форма общественных отношений. —Новосибирск, 1987.
3 Французское слово тегйаШе женского рода — отсюда двойственность заимствованной формы: строгого различия между понятиями "менталитет" и "ментальность" в литературе не делается. Слово тег^аШе считается
I непереводимым на другие языки, хотя в английском есть слово тейаШеу, а в немецком МеМаШег ^ 4 Аутлева Ф.Т. Ценностно-нормативные ориентиры русской ментальности: социально-философский анализ. Автореферат дис... канд. филос. наук/ Российская акад. гос. службы при Президенте РФ. —М.: 1996;Высшая школа и проблемы духовно-нравственного становления личности: Тезисы межвуз. науч.-практ. конференции. Часть 1. — Новосибирск: Изд-во НГТУ. 1995. Российская ментальность (материалы "круглого стола"). //Вопросы философии. N 1, 1994; Сабиров В. Ш. Сотериологическое предназначение и смысл русской религиозной философии. Автореферат дис... доктора филос. наук/ Уральский Государственный Университет — Екатеринбург: 1996. ; Симонова Н.М. Феномен ментальности: национальный русский характер на рубеже 19-20 ве-ков.//Провинциальная ментальность России в прошлом и настоящем: Тезисы докладов 1 конференции по исторической психологии российского сознания 4-7 июля 1994 г., Самара. —Самара: Изд-во СамГПИ, 1994; Сиротина И.Л. Мемуаристика как источник осмысления менталитета русской интелегенции. Автореферат дис. ...кандидата филос. наук/Мордовский госуд. университет. — Саранск: 1995; Филд Д. История менталитета в зарубежной исторической литературе.//Менталитет и аграрное развитие России (19-20 вв.) Материалы международной конференции. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1996; Шевяков М.Ю. Менталитет: сущность и особенности функционирования. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. —Волгоград: 1994;
менталитета проведенные М.Ю. Шевяковым, И.Л. Сиротиной, В.Ш. Сабировым. Общим для этих исследователей является рассмотрение менталитета как системы способов: оценивания (М.Ю. Шевяков), воспроизводства смыслов (И.Л, Сиротина), восприятия, оценки и переживания действительности (В.Ш. Сабиров). Иной подход в определении ментальности представлен в диссертационных исследованиях Ю.Б. Смирнова и Ф.Т. Аутлевой. Понятие менталь-ность определяется ими как комплекс устойчивых свойств индивида. Единого понимания понятия "менталитет", таким образом, не выработано.
Многие исследователи менталитета (М.Ю. Шевяков, Ю.Б. Смирнов, Ф.Т. Аутлева, А.Я. Гуревич, Б.С. Гершунский1) указывали на его связь с ценностными ориентациями этнических общностей. Несмотря на то, что проблемы ценностей и ценностных ориентаций рассматривались рядом зарубежных (Р.Г. Лотцем, Э. Дюркгеймом, М. Вебером, У. Томасом, Ф. Знанецким, Э. Фроммом,
A. Маслоу, Р. Мертоном, Т. Парсонсом, Г. Олпортом, М. Рокичем2) и отечественных (В.П. Тугариновым, О.Г. Дробницким, В.А. Ядовым, А.Г. Здравомы-словым, Н.Ф. Наумовым, Н. И. Лапиным Л.Н., Егоровой, Ю А.П. Вардомацким,
л
B.Ю. Копыловым, Н.М. Клопыжниковой, В.В. Козловским ) авторов, многие
1 Аутлева Ф.Т. Ценностно-нормативные ориентиры русской ментальности: социально-философский анализ: Автореф. дисс. канд. филос. наук. — М.,1996; Гуревич А .Я . Исторический синтез и Школа "Анналов". - М., 1993; Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века: (В поисках практико- ориентиров, образоват. концепций). -М., 1997; Смирнов Ю.Б. Эволюция и особенности ценностно-нормативных ориентаций западноевропейской и российской ментальности: Автореферат дисс. кандидата филос. наук. — М.: Московский государственный университет, 1995. ; Шевяков М.Ю. Менталитет: сущность и особенности функционирования: Автореф. дисс. канд. филос. наук. — Волгоград, 1994. —23 с.
2 Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. - М., 1990; Вебер М. Протестансткая этика и дух капитализма.//Избранные произведения: Пер. с нем. — M, 1990; Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник Пер. с англ. и нем. - M., 1990; Франкл В. Доктор и душа: Пер. с англ. - СПб., 1997; Фромм Э. Бегство от свободы: Пер. с англ. - M., 1995; Фромм Э. Психоанализ и этика. - М., 1993; Фромм Э. Психоанализ и религия; Искусство любить; Иметь или быть?: Пер. с англ. - К., 1998; Maslow A., (Ed.) New knowledge in human values. - N.Y.: Harper, 1959; Merton R., Social theory and social structure. - N.Y.: Fr. Press, 1949; Parsons T. The Social Sistem. Clencol. Free Press, 1951; Allport, Vernon, Lindzey., A study of values. Boston, 1960; Rokeach, M., The nature of human values. N.Y. - London, 1973.
3 Тугаринов В.П. Проблема ценностей в марксисткой философии. -М., 1965; Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов. Проблема ценности и марксистская философия. -M., 1967; Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности. - М., 1975; А.Г. Здравомыслов Потребности. Интересы. Ценности -M., 1986; Наумова Н.Ф. Социальные и психологические аспекты целенаправленного поведения. - М., 1988; Ручка A.A. Ценностный подход в системе социологического знания. - К., 1987; Лапин Н.И. Ценности в кризисном социуме. -М., 1991; Клопыжникова Н.М. Ценности российского крестьянства в условиях современных социально-экономических перемен: Автореф. дисс. к. социол. н. - Саратов, 1994.; Вардомацкий А.П. Ценности социальной группы и личности: Автореф. дисс. д. социол. наук. Минск, 1992. ; Копылова В.Ю. Ценности в кризисном об-
ее аспекты остались не исследованы. В частности, не изучены сущностные характеристики менталитета и механизм его влияния на формирование ценностных ориентаций вообще и в их конкретном проявлении у сибиряков. Исходя из этого, объектом исследования является общественное сознание. Предмет исследования составляют сущностные характеристики феномена «менталитет» и ценностных ориентаций этнических общностей. Целью исследования является определение сущностных характеристик менталитета и его влияния на формирование ценностных ориентаций этнических общностей в их конкретном проявлении у сибиряков. Эта цель обеспечивается в ходе решения следующих основных задач: - выявление социально-философского смысла понятия «менталитет» и обоснование необходимости введения этого понятия в систему категорий социальной философии;
- определение структуры и функций менталитета;
- установление значения этого понятия в общей системе социально-философских категорий;
- выявление факторов, обусловливающих своеобразие менталитета этнических общностей;
- исследование механизма влияния менталитета на формирование ценностных ориентаций;
- анализ социально-психологических характеристик сибиряков, их социальных ценностных ориентаций.
Методологические основы исследования. Выявление специфических качеств, присущих менталитету, потребовало тесного сочетания различных методов исследования: от общефилософских до специальных (таких, как сравнительный анализ однотипных процессов, категориальный синтез, конструктивно-типологический, метод соотнесения общего и частного, метод исторического и логического анализа и др.) с привлечением исследований ряда наук — со-
ществе. Вопросы теории и методики (на материалах всероссийского исследования "Наши ценности сегодня"): Автореф. дисс. к. социол. н. - М.: Московский гос. университет им. Ломоносова М.В., 1993. С. 18.
циологии, психологии, этнографии, истории, современных научных исследований в области духовной стороны жизни общества, теории социального детерминизма, теории мотивации социального действия. В этом смысле работа являетс