автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.06
диссертация на тему:
Место и роль христианской этики в формировании духовно-ценностных ориентаций молодежи

  • Год: 1996
  • Автор научной работы: Столяров, Игорь Николаевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 22.00.06
Диссертация по социологии на тему 'Место и роль христианской этики в формировании духовно-ценностных ориентаций молодежи'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Столяров, Игорь Николаевич

Введение.

Раздел I. Понятие ценностей в философии и социологии

Раздел II. Нравственные ценности христианской этики и духовное развитие личности.

Раздел III. Особенности духовно-ценностных ориентаций современной молодежи (анализ результатов социологического исследования).

Раздел IV. Образование как фактор формирование духовноценностных ориентаций молодежи.

 

Введение диссертации1996 год, автореферат по социологии, Столяров, Игорь Николаевич

Диссертация посвящена исследованию духовно-ценностных ориентаций молодежи и определению места и роли христианской этики в формировании этих ориентаций. Актуальность темы исследования определяется значимостью процессов социальных изменений в нашей стране в последние два десятилетия XX века. Переход России к иному состоянию общества осуществляется, с одной стороны, через стремительную дезинтеграцию общественных групп и институтов, утрату личностной идентификации с прежними социальными структурами, ценностями и нормами, а, с другой - через кристаллизацию новой системы ценностей. Это находит отражение не только в распаде прежнего ценностного видения мира, но также в активном поиске, столкновении вновь возникающих различных ценностных систем, характеризующих вероятностный ход перспективного общественного развития. Именно это сочетание ценностной дезинтеграции общества и практического апробирования противоречивых систем новых ценностей характерно для современного этапа развития нашего общества. Оно проявляется как на личностном, так и на групповом уровнях.

Особенно неопределенными, размытыми и неустойчивыми являются ценностные позиции современной молодежи. Неустойчивость и размытость ее ценностных позиций проявляется в агрессивно-депрессивном поведении некоторых групп молодежи, в нервозном восприятии разнообразных явлений действительности, в грубости и невежестве по отношению к старшим, в совершении различного рода преступлений и других формах девиантного поведения.

С другой стороны, как свидетельствуют результаты социологических опросов, проводимых в различных регионах России у молодых людей существует обостренная потребность в идейной определенности, в понимании основных стратегических целей развития общества, в главных жизненных ориентирах, которые давали бы ощущение ясности, способности оценивать окружающие явления, отделять главное от второстепенного, действительно полезное и нужное для общества и человека на данном этапе от ложного, вредного и опасного. В связи с этим проблема ценностей и ценностных ориентаций молодежи является особенно животрепещущей не только в теоретическом плане, но и в практическом значении.

Проблема формирования духовно-ценностных ориентаций молодежи актуализируется и в связи с поиском выхода общества из дезинтеграционного состояния, из режима неустойчивого развития. Этот выход из кризиса не может быть быстрым в силу сложности причин лежащих в его основе. Основное время, определяющее период перехода к стабильности, будет связано с периодом социализации молодых людей. В связи с этим ученые указывают на то, что выход общества на путь устойчивого развития напрямую связан с человеком как ценностью, с изменением типа личности, с формированием новых субъективных качеств человека, нового уровня его духовности. Это обстоятельство определяет усилия ученых, направленных на поиск концепции формирования такого типа личности, стержнем которой должна бы стать новая система ценностей. В.П.Тугаринов еще в 60-е годы (годы очередной попытки социальной модернизации) писал, что "решение проблемы ценностей, если оно хочет быть эффективным, а не формальным, должно быть тесно связано с решением проблем личности, с изучением личностных ценностей, в том числе и молодежи. Ценности, будучи осознаны молодежью, определяют ее поведение и деятельность". (205.С.12.)

В основании концепции формирования нового типа личности, на наш взгляд, могла бы быть положена, до недавнего времени отвергаемая, система общечеловеческих ценностей, базирующаяся и на нравственных нормах и принципах мировых религий и, в частности, христианства.

Утверждение общечеловеческих ценностей, непосредственно соотносимых с межиндивидуальными и межгрупповыми отношениями, станет мощным стимулом к переоценке и демонтажу старой системы ценностных регуляторов общественных отношений. Ценностная перестройка в сознании молодежи произойдет только в том случае, если вновь формирующаяся система ценностей действительно проявит свою смыслообразующую и целенаправляющую роль, явится регулятором системы социальных отношений, результирующей которых станет единство благополучия общества и личности.

Актуальность диссертационного исследования определяется также потребностью в поиске такой системы ценностей, которая могла бы стать объединяющей общество идеей, способной одухотворить социальную жизнь. О потребности в такой идее говорят политики, пишут ученые, писатели, публицисты. Ими высказывается мысль о том, что большинство общества пойдет за той силой, которая даст захватывающую и одновременно реальную идею. Именно второе условие - реальность системы ценностей, их действительная адресованность человеку - основа объединения различных социальных групп и солидарного взаимодействия между ними. Идея солидарности может оплодотворить более чем вековую полемику "западников" и "почвенников" о путях развития российского общества.

На уровне обыденного сознания также существует большой разброс в понимании путей общественного развития и ценностных представлений. Ученые связывают этот разнобой в ценностных ориентирах с разрушением монистической системы мировоззрения, скреплявшей ранее в значительной степени все структуры общества. В свою очередь, мировоззрение имело в качестве предельных оснований систему идеологических ценностей, которая массированно внедрялась в общественное сознание средствами массовой информации, а также через систему социализации и просвещения.

Распад этого мировоззрения как аксиологически представленной картины мира, усваиваемой и превращаемой в систему общечеловеческих и личностных поведенческих регулятивов, был определен комплексом причин. Назовем лишь две из множества, анализируемых в научной литературе, причин. Первая причина связана с неадекватностью и несовпадением социальной реальности и провозглашенных идеологических целей и ценностных ориентиров, т.е. с расхождением объективной реальности и отражающей ее картины мира, с перерождением последней в иллюзорные представления. Это раздвоение потенциально единого целого породило напряжение, которое не могло не разрядиться: общественная реальность вошла в противоречие с идеологизированным мировоззрением и утверждаемыми им базисными ценностями. Вторая причина была в том, что фактором, способствующим кризису и фактическому крушению имевшейся картины мира явилось то, что "ни практики, ни теоретики не могли достойно ответить на мировоззренческий вызов времени, не поступившись базисными установками и ценностями, принятого ими мировоззрения. Сама теория долгое время насаждала различного рода мифы, дезориентируя людей и сама попадая под власть этих же мифов". (35 с.20).

Ответ на вопрос о том, какая система ценностей способствовала бы динамичному и цивилизованному развитию нашего общества невозможен также без ясности и в таких вопросах, как-то: где и как искать критерии истинности ценностных представлении, можно ли свести весь их разнобой на уровне как теоретического так и обыденного сознания к каким-то основным фундаментальным ценностям жизни и в чем искать объективные основы этих ценностей?

Исследования, изначально ориентированные на объяснение этих вопросов отразили мировоззренческий и ценностный хаос. Но в этом хаотическом движении мысли и поиске выхода из ситуативно сложившегося мыслительного тупика появилось конструктивное осознание двух фундаментальных положений: во-первых, стала очевидной недооценка роли религиозных ценностей в практической ориентации жизни общества, поведении личности, социальных групп и общностей; и, во-вторых, стала очевидной потребность в новых исследованиях, которые могли бы органически взаимодействуя с практикой, оказать действительно стабилизирующее влияние на взаимодействия людей, различных групп и общества в целом.

В последнее десятилетие в России осуществился поворот внимания ученых различных научных отраслей к религиозной аксиологии и религиозной этике. "Повторное обращение" к религии в России объясняется той реальной ситуацией, в которой она оказывалась не раз и особенно в последние десятилетия современной истории. Ситуация хаоса, развала, брожения умов, усиленного поиска смысла жизни всегда сильно стимулировала серьезные интеллектуальные попытки разобраться в сущности религии, ее роли в жизни человека и общества. Н.А.Бердяев в' 1940 году писал: "И опять с необыкновенной остротой стоит передо мной вопрос, подлинно ли реален, первичен этот падший мир, в котором вечно торжествует зло и посылаются людям непомерные страдания? Это обращает к религиозной теме, которая мучила меня всю жизнь., с детских лет меня мучают" "проклятые вопросы", которые Достоевский считал столь характерными для "русских мальчиков" (26 с. 168).

Проблема духовно-ценностных ориентаций является актуальной и в плане развития России как части мирового сообщества, в котором также происходят сложные динамичные и противоречивые процессы, когда с одной стороны, созданы невиданные до сих пор возможности развития человеческой цивилизации и, с другой стороны, одновременно с этим существует реальная угроза ее уничтожения. В связи с этим для всех стран мирового сообщества определяющим является преодоление цивилизационного кризиса, в основе которого находится человек - и как объект, испытывающий все тяготы внешнего воздействия, и как субъект, организующий и воспроизводящий кризисные ситуации в процессе общественного развития. Человек, постоянно, наращивая знания и умения, особенно в последние пятьдесят лет, продает их на "свободном рынке труда" и отчуждается от дальнейшей судьбы произведенных им "продуктов", которые могут быть использованы как во благо, так и во вред самому человеку, обществу, цивилизации. В то же время сознание, мировоззрение человека меняется крайне медленно, сохраняя интересы и цели жизни ( выживания), характерные для ранних форм сознания и систем ценностей .

Характер социальных связей и ориентиров человека определяется системой ценностей, сложившейся в индустриальный период и зависит от целей функционирования индустриальных структур и институтов, превращающих человека в средство их собственного воспроизводства. Система ценностей индустриальной культуры фактически обосновывает идентификацию человека с той или иной государственно-территориальной, социальной, национально-этнической группой. Здесь легко обнаружить главную цель объединения, истоки которого лежат в природно-биологической потребности выживания определенного сообщества, индивида, и связаны с защитой территории и интересов любой ценой. При этом главная ставка делается на молодежь, ее доверчивость, максимализм, ей задается "парадигма жизни, соответствующая идеологическим установкам ангажирующих ее групп. Они как бы "приватизируют" молодежь, навязывая ей свою систему ценностей.

В России негативные последствия социально-экономических реформ способствуют ограничению возможностей полноценного социально-гражданского становления молодежи, "размытости" ее социальных и духовно-нравственных ориентиров. Резко ослаблена роль институтов социализации молодежи, будь то семья, школа, система профессионального образования, средства массовой информации и коммуникации, общественные организации и др. Свое место в этом ряду пытается активно занять церковь, внося в усложнившийся процесс социального становления юношей и девушек нечто новое, ранее неведомое.

Однако ученые фиксируют впечатление невостребованности духовных устремлений молодежи со стороны официальных религиозных организаций (158; 229; др.). Подчеркивают неготовность религиозных организаций полноценно выполнять функции социального института. Чем более религиозные организации становятся видимым слоем общества (хотя в действительности они, как фиксируют социологи, все ж находятся вне реальной общественной жизни), тем более "религиозный интерес" общества вступает с ними в конфликт и реализуется в квази-религиозных феноменах.

Страна переживает подлинное нашествие экзотических религий. Уже прописались многочисленные миссионерские центры, которые пользуясь тяжелым финансовым положением, широко скупают эфирное время, арендуют лекционные залы, организуют постоянно действующие школы, семинары, лектории, издают обширную миссионерскую литературу, в том числе и учебники по истории религии, вовлекают молодежь в религиозные секты.

Особую тревогу у педагогов, родителей, ученых, богословов вызывает экспансия многочисленных религиозных образований (культов, нетрадиционных религий, "тоталитарных сект"): "Церковь унификаций", "общество сознания Кришны", "Церковь сайэнтологии", "Тайное общество почитателей Сатаны" и др. Применяя изощренную психотехнику, "культы" губительно влияют на психику людей, их личностное сознание. Аналогичные группы возникли и на почве православия ("Великое белое братство", "Богородичный центр", "группа Виссариона" и др.).

Нередко создается впечатление, - пишет И.Н.Экономцев, - что эти секты не представляют никакой угрозы. Но я не могу отделаться от впечатления, что мы присутствуем при зарождении новой мировой религии, глубинно противостоящей всем историческим религиям и направленной против человеческой личности. Это - неоязычество . Самое страшное заключается в том, что Россия вновь стала полигоном для испытания страшных идей, которые могут привести к катастрофе всемирного масштаба". (229 с.60).

Однако в средствах массовой информации господствуют самые дилетантские представления о таких новообразованиях. Проблемы обсуждаются на весьма поверхностном морализаторском уровне, идеализируется история церкви, вычеркивается богатое материалистическое и антиклерикальное наследие, насаждаются новые мифологемы по принципу "все наоборот". Если при господстве официального атеистического мировоззрения нравственное богословие, как и всякое другое религиозное учение, не могло получить широкого распространения, то теперь публично произносится и печатаются проповеди и статьи о христианской нравственности, о ценностных представлениях верующих. На наш взгляд, это, в свою очередь, должно стимулировать развитие религиозной аксиологии и ее возможностей оказывать влияние на формирование общей теории ценностей.

Вместе с тем необходимо уточнить едва ли не общепринятое представление о том, что Россия переживает бурное "религиозное возрождение", в том числе и в молодежной среде. Следует проанализировать, что на самом деле представляет собой это "возрождение", дань ли это моде или реальный процесс становления нового уровня духовности? Необходимо изучить комплекс преобладающих духовно-ценностных ориентаций молодежи, наличие в них христианских этических норм, формы и способы их усвоения. С этой целью нами был проведен конкретно-социологический опрос, результаты которого проанализированы и описаны в третьем разделе. При этом мы учитывали и результаты других социологических исследований, описанных в научной литературе.

В ходе научного исследования духовно-ценностных ориентаций молодежи и определения места и роли христианской этики в их формировании мы выявили ряд обстоятельств, с одной стороны способствующих эффективности исследования, а с другой - осложняющих научные изыскания. Осложняющим обстоятельством являются несовершенство используемого инструментария при проведении конкретно-социологических опросов и неразработанность методологических основ этой проблематики.

Особое социокультурное значение обращения к религии проявляется также в том, что в настоящее время религия, задавая смысл жизни человеку, одновременно важна и для определения целей и содержания образования. Об этом пойдет речь в четвертом разделе нашего исследования.

Новая социальная и духовная ситуация, требует иного подхода к проблеме религии и ее роли в формировании духовного мира человека. Нам представляется, что самые плодотворные результаты в этом направлении могут быть достигнуты в том случае, если философский и социологический подходы в изучении места и роли христианской этики в формировании духовно-ценностных ориентаций молодежи не будут игнорировать теологического учения о нравственности.

В данной работе мы не ставим цель исследования сущности христианской религии, ее теоретического и эмпирического происхождения. Нас интересуют ее нравственные нормы, "откристаллизованные" в текстах Ветхого и Нового Завета, принципы и ценности, условия их усвоения и проявления в системе ценностных ориентаций личности.

При этом нам представляется уместной ссылка на высказывание известного русского философа С.Л.Франка о том, что "религия не только не противоречит науке, не только несовместима с последней, но и родственна ей и проистекает из одного общего духа с ней; и этот дух в свою очередь не только не противоречит так называемому "здравому смыслу", т.е. здоровому и практически плодотворному отношению к жизни, но при внимательном отношении к делу обнаруживается как единственное условие подлинно здорового отношения к жизни, спасающее человека от всякой ограниченности и слабости, от обывательского скудоумия." (214, с.70.).

Актуальность названных выше проблем и степень их разработанности предопределили объект, предмет, цель и основные задачи исследования. Объектом исследования является содержание духовно-ценностных ориентаций молодежи, тогда как предметом исследования -христианские этические нормы и ценности, их место и роль в формировании духовно-ценностных ориентаций молодежи.

Исходя из объекта и предмета, главная цель исследования состоит в том, чтобы на основе использования различных научных подходов выявить место и роль моральных заповедей христианской этики, записанных в Библии, в формировании духовно-ценностных ориентаций молодежи и определить в этой связи каковы наиболее эффективные пути и формы их усвоения.

Намечанная цель предполагает конкретные задачи исследования:

- проанализировать состояние и уровень разработанности проблемы ценностей и ценностных ориентаций в философской и социологической литературе;

- определить содержание нравственных норм и принципов, установок христианской этики и их роль в духовном формировании личности;

- выявить специфику духовно-ценностных ориентаций молодежи на основе анализа данных, полученных в ходе конкретно-социологического исследования;

- определить и обосновать каковы наиболее оптимальные и эффективные пути формирования духовно-ценностных ориентаций молодежи в процессе воспитания и образования.

Научная новизна диссертационного исследования состоит:

- в нетрадиционной трактовке роли христианской этики в формировании духовно-ценностных ориентаций молодежи;

- в том, что в отличие от предшествующих исследований, затрагивающих в той или иной степени эту проблематику, в нем подчеркивается позитивная роль христианской этики как одного из возможных путей духовного формирования молодежи;

- в постановке проблемы, которая до сих пор не была темой диссертационного исследования. Новизна исследования определяется также и тем, что в научный оборот вводятся данные, проведенного при участии автора диссертации конкретно - социологического исследования по проблеме духовно-ценностных ориентаций молодежи.

Методологической основой диссертационного исследования являются общая теория ценностей и совокупность различных методов познания: общефилософский, социологический, методы конкретно-социологического исследования (анкетирование, методы обработки, полученных в ходе опроса данных). В диссертационном исследовании также был использован метод интеграции знаний о роли христианской этики в обществе и жизни отдельной личности.

Теоретико-методологической базой исследования послужили работы западных философов и социологов по общей теории ценностей и по религиозной аксиологии (Э.Дюркгейм, М.Вебер, Г.Риккерт, Т.Парсонс. и др.), работы российских религиозных философов (Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, Л.Зеньковский, Н.О.Лосский, В.С.Соловьев, С.Л.Франк и др.), нравственные религиозные идеи, содержащие в произведениях Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, христианская этическая аксиология, в дореволюционный период излагаемая профессорами нравственного богословия Русской Православной церкви М.А.Олесницким, М.М.Тареевым, в наше время Патриархом Московским и Всея Руси Алексием П, протоиереем А.Менем, митрополитами Кириллом и Питиримом, священниками Б.В.Нечипоровым, И.Н.Экономцевым и др.

Теоретической базой исследования стали также труды современных отечественных философов, социологов, работающих в русле данной проблематики.

Практическая значимость работы определяется тем, что основные положения и выводы проведенного в диссертации исследования были использованы для комплексного социологического анализа жизнедеятельности молодежи Пензенской области, проведенного Центром социологических и социально-психологических исследований при Пензенском государственном техническом университете по заказу Комитета по делам молодежи администрацией Пензенской области.

Концептуальные подходы и методологические принципы, содержащие в диссертации, нашли свою реализацию в теме "Образование", изданного кафедрой социологии Пензенского государственного педагогического университета им.В.Г.Белинского учебного пособия для студентов "Социология" (Пенза, 1995 год).

Основные положения диссертационного исследования были использованы при составлении программ и проведении школьных факультативов "Основы духовности и нравственного поведения", "История христианской религии и культуры" в школах № 10 и № 29 г.Пензы, при чтении спецкурса "Духовно-ценностные ориентации молодежи" для классных руководителей и завучей по воспитательной работе на курсах повышения квалификации педагогических работников при Пензенском ИПК и ПРО.

Апробация работы. Основные результаты и некоторые частные вопросы диссертационного исследования опубликованы в статьях и тезисах выступлений:

1. "Духовно-ценностные ориентации студентов педвуза" (Вуз и школа: новые направления взаимодействия. - Материалы Региональной конференции (Пензенский государственный педагогический университет им.В.Г.Белинского). - Пенза, 1995. - 4.1 - С.35-38.

2. Духовная константа образования и воспитания молодежи (Вуз и школа: новые направления взаимодействия. - Материалы региональной конференции (Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г.Белинского). - Пенза, 1995. - Ч.П. - С.13-15.

3. Духовно-ценностные ориентации молодежи в условиях нестабильного общества (Проблемы социализации в нестабильном обществе; - Материалы Всероссийского научно-практического симпозиума (Пензенский государственный педагогический университет им.В.Г.Белинского, Пензенское отделение академии социальных наук). -Пенза, 1995. -4.1 - С 40-43.

4. Духовные ценности и устойчивость социальной системы (к проблеме преподавания наук об обществе) (Вуз и школа в новых условиях общественного развития России. - Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Пензенский государственный университет им. В.Г.Белинского). - Пенза, 1996. - Ч. С. 164-166.

5. Образование (Социология: учебное пособие. - Пенза, 1995. - С.47

51.

Основные идеи диссертации докладывались на Всероссийском семинаре симпозиуме "Проблемы социализации в нестабильном обществе" (октябрь 1995г, г.Пенза); на Региональной научно-практической конференции "Вуз и школа: новые направления взаимодействия " (Пенза, 1995); на Всероссийской научно-практической конференции "Вуз и школа в новых условиях общественного развития России" (Пенза, 1996).

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Место и роль христианской этики в формировании духовно-ценностных ориентаций молодежи"

ЗАКЛЮЧЕН ИЕ

Начиная наше исследование мы говорили о том, что в последние годы возникла острая потребность в новом философско-социологическом осмыслении проблемы ценностей и ценностных ориентаций личности (групп, общностей, общества), в связи с происходящими социокультурными изменениями как в нашей стране, так и в целом в мировом сообществе, сопровождающимися глобальной динамикой мотивирующих ценностей, включающей в себя как распад прежних ценностей, так и возникновение новых ценностных систем. Эта ситуация создает уникальную возможность для изучения меняющихся и устойчивых ценностей. Ослабление официальной монополии на декларирование ценностей вовсе не означает исчезновения стандартов в этой области. Меняется набор предлагаемых обществу ценностей и механизм самого предложения. Вместе с тем не исчезло влияние социокультурных стандартов на целеполагание и декларирование ценностей.

Осущствляя поиск новых методологических подходов в исследовании ценностных ориентаций, следует учитывать изменившуюся духовную ситуацию в обществе, поставившую под сомнение необходимость отстаивания принципа примата светской жизни над религиозной. В обществе особую остроту приобретают проблемы поиска смысла жизни, веры, с которыми традиционно "работает" религия.

В последние годы христианская этика становится все чаще предметом анализа в философских и социологических исследованиях. Но за их пределами остается ценностный аспект, в основе которого лежит рассмотрение содержания и социального смысла системы христианских ценностей, с помощью которых можно было бы найти новые формы, средства, способы оздоровления общественной функции, ссовершенствования человеческих отношений и обеспечить на этой основе преодоление общественной неустойчивости, дисфункциональности и исторической недостаточности.

Выдвинутые в диссертационном исследовании положения, в которых раскрывается сущность нравственных ценностей христианской религии и их роль в духовном развитии личности, служат теоретической основой для преодоления упрощенных линейных подходов к пониманию религии и ее места в жизни человека, в том числе и молодого человека. Именно 1 христианские ценности в их современном преломлении во многом определяют цель и смысл жизни личности и потому могут выступать как высшие духовные ценности и особенно в своем аксиологическом аспекте.

Оригинальность, новизна постановки и решения проблемы нравственного воспитания современной молодежи в тех регионах России, где православие традиционно составляло часть народной культуры, на наш взгляд, заключается в нетрадиционном подходе к сути дела, свободном от односторонности догматизма как богословия, религиозной ортодоксии, так и вульгарно-упрощенного подхода к религии вообще и религиозной этике, в частности, свойственное воинствующим атеистам былых времен и совсем недавнего прошлого.

Следовательно, плодотворность научных исследований может быть обеспечена в том случае, если философский и социологический подходы в изучении места и роли религии в формировании духовного мира молодежи не будут игнорировать и теологического учения о нравственности, принципов, ценностей и норм христианской этики. Такой подход в научных исследованиях будет способствовать созданию наиболее эффективной концепции духовного воспитания и просвещения современной молодежи.

Теоретические положения и результаты конкретно-социологического исследования, рассмотренные в нашей диссертационной работе имеют, на наш взгляд, определенное значение для дальнейшей разработки проблемы формирования духовно-ценностных ориентаций молодежи, которая самым непосредственным образом вовлечена в процесс социокультурной детерминации. Анализ результатов конкретно-социологического исследования хотя и свидетельствует о слабом интересе молодых людей к христианским заповедям, тем не менее это не есть основание для прекращения теоретических и практических поисков в избранном направлении. Следующий шаг в своей работе мы связываем с исследованием нравственных исканий юных граждан России, осужденных за разного рода преступления и побывавших в заключении. Преступления не бывают без наказания, хотя бы это наказание и оказывается муками совести. Мы предполагаем распространить конкретно-социологическое исследование на эту категорию молодых граждан России с целью помочь им обрести себя, свое лицо, твердые нравственные ориентиры для полноценной жизни в обновленной реформами России.

Однако мы не питаем иллюзий на тот счет, будто моральной проповедью или проповедью высокой морали возможно искоренить в мире зло и изменить наш грешный мир к лучшему. Ведь христианство с библейскими заповедями: "не убий", "не лги", "не сотвори себе кумира" и т.д. , существует без малого две тысячи лет. И что же? Только в двадцатом веке человечество пережило две мировые войны и в мирное время число случаев агрессивной жестокости в отношениях человека к человеку, как свидетельствует мировая статистика и факты, как это не печально, не уменьшается, а увеличивается. Как видно доброе слово должно соединяться с добрым делом.

Дальнейшие научные исследования в русле нашей проблематики могут быть направлены на выявление гуманитарно-культурных функций религии в обществе, ее роли в самосознании и духовном совершенствовании личности. Результаты данных исследований могут послужить в качестве морально-этической аргументации формирующейся модели общественного устройства России, а также для обоснования нравственных принципов образовательных и воспитательных программ. В качестве таких принципов могут быть ценности христианской этики: принцип любви и солидарности между людьми, принцип ненасилия, принцип ответственности обучающих и обучаемых, принцип коррекции, исправления и смягчения негативных обстоятельств, воздействующих на процесс социализации личности. Эти принципы должны быть положены в основу гуманизации и гуманитаризации образования молодежи России.

 

Список научной литературыСтоляров, Игорь Николаевич, диссертация по теме "Социология культуры, духовной жизни"

1. Автономова Н.С.Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках. М.: Наука, 1977. - 269 с.

2. Ажыбекова К.А. Религиозность молодежи и проблемы социально -психологической адаптации. Автореф.диссер.конд.филос.наук. Изд-во ЛГУ.- 1990.- 13 с.

3. Американская социологическая мысль. М.: Изд-во МГУ. 1994. -496 с.

4. Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. М.: Прогресс, 1972. 392 с.

5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968,- 337 с.

6. Андреев Д. Роза Мира.М.: Товарищество "Клышников-Комаров и К", 1992.-282 с.

7. Андрианов Н.П. Советский образ жизни и атеистическое воспитание. М.:Политиздаат, 1981. 64 с.

8. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производстиво и потребление. М.: Мысль, 1988.-253 с.

9. Анисимов С.Ф. Роль нравственного просвещения в духовном формировании личности. М.: Знание, 1981. 64 с. (Новое в жизни, науке, технике, сер. Этика, № 3).

10. Анисимов С.Ф. Теория ценностей в отечественной философии XX века //Вестн.Моск. Ун-та, сер.7, философия. 1994. № 4. - С. 42 -67.

11. Анисимов С.Ф. Ценности реальные и мнимые (Критика христианского истолкования и использования ценностей жизни и культуры). М.: Мысль, 1970 183 с.

12. Антонов М.Ф. Время устраивать дом //Москва. 1989. - № 3. - С. 146 -161.

13. Антонов М. На переломе // Москва. 1988. - №3. - С. 3-26

14. Апресян Р. Г. Первичные детерминанты нравственного опыта // Вопросы философии. 1993. - № 8. - С. 32-45.

15. Арсенкин В.К. Кризис религиозности и молодежь: методологические аспекты исслеедования. М.: Наука, 1984. 264 с.

16. Архангельский М.Н. Моральные ценности и современность. М.: Знание, 1978. -64 с.

17. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти: Пер. с франц. М.:Прогресс, Прогресс-академия, 1992. - 526 с.

18. Афанасьева И.Г. Социалистические ценности и ценностные ориентации личности. М.: Изд-во МГУ, 1986. - 110 с.

19. Бабинов Ю.Л. О некоторых современных проблемах атеистического воспитания//Социально-политические науки. 1991. - №4,-с.58-65.

20. Бастрыкин П.И., Ширяев Э.Б. Мода, кумиры и собственное "Я". Л. : Лениздат, 1988.- 172 с.

21. Батищев Г.С. Истина и безусловные ценности: к критике аксиологического антропоцентризма // Гуманистические ценности современной культуры. М., 1988. -С. 18-24.

22. Батищев Г.С. Найти и обрести себя. Особенности культуры глубинного общения.//Вопросы философии. 1995. - №3. - С. 103-130.

23. Баткин Л.М. Макьявелли: опыт и умозрение //Вопросы философии. -1977. -№ 12. С. 105-120

24. Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник. 1984. - 1985. - С. 11325. Бауман 3. Философия и постмодернистская социология // Вопросы философии. - 1993. -№ 3. - С. 46-61.

25. Бердяев Н.А. Самопознание. М.: Мысль, 1991. 318 с.

26. Бердяев Н.А. Философия неравенствва. М.: ИМА-ПРЕСС, 1990. 285 с.

27. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989-607 с.

28. Бибихин В.В. Философия и религия //Вопросы философии. 1992. - №7. - С. 34-44.

29. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Канонические. М., 1991.

30. Блюмкин В.А., Гумницкий Г.Н., Цырлина Т.В. Нравственное воспитание (философско-этические основы).- Воронеж: Изд-во Воронеж. Ун-та, 1990. 141 с.

31. Блюмкин В.А. Мир моральный ценностей. М.: Знание, 1981. 64 с. (Новое в жизни, науке, технике, сер. Этика, № 8 ).

32. Богданова О.С. Черенкова С.В. Нравственное воспитание старшеклассников. М., 1988. 204 с.

33. Бойко В.И. Типология ценностных позиций и состояние кризисного сознания //Ценности социальный групп и кризис общества. М. : ИФАН, 1991. с. 59-73.

34. Бойко В.И. Ценности и технологии, устойчивого социального развития. Новосибирск, 1994. 50 с.

35. Брайан С. Общество и образование. М.: Прогресс, 1989г. - 197 с.

36. Буева Л.П. Сакральность духовного пространства человека // Культура, образование, религия. Материалы "круглого стола." /Педагогика. 1995. - № 5. - С. 51-57.

37. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. М.:Наука, 1968. -216 с.

38. Будь лицом: ценности гражданского общества. Под ред. В.И.Бакштановского, В.Ю.Согомонова, В.А.Чурилова). Т. 260 е.; т.2. -254 с. - Томск, Изд-во Томского Ун-та, 1993.

39. Булгаков С.Н. Два града: исследования о природе общественных идеалов. М., 1911. - т.1. - 1911. - 303 с; Т.2. - 1911. - 313 с.

40. Быстрицкий Е.К. Феномен личности: мировоззрение, культура, бытие. -Киев; Наукова Думка, 1991, 195 с.

41. Вардомацкий А.П. Сдвиг в ценностном измерении //СОЦИС. 1993. -№ 4. - С. 46 - 55.

42. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс. 1990. 804 с.

43. Вельш "Постмодерн" . Генеалогия и значение одного спорного понятия //Путь. 1992. - Mb 1. - С. 109-136.

44. Вести образования. 1993. - 7 июля.

45. Власкин А.Г. Ценности как предмет социологического исследования //Вестник Лениинград. ун-та, серия 6, вып.4. 1988.с. 41-45.

46. Водзинская В.В. Понятие установки, отношения и ценностной ориентации в социологическом исследовании //Философские науки. 1968.- № 2. С. 48-55

47. Войтыла К. Основания Этики //Вопросы философии м. 1991. № 1 С. 29-59.

48. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса. М.: Республика. 1994.- 367 с.

49. Гараджа В.И. Политика и религия //Наука и религия. 1991. - № 5. - С. 3 -5.

50. Гараджа В.И. Религия и образование //Культура, образование, религия. Материалы /"круглого стола"/ Педагогика. 1995. № 5.1. С. 61-63

51. Гараджа В.И. Социология религии. Учебное пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей. М.:Наука. 11995. - 221 с.

52. Госс Ж. Ключевые представления гуманистического и христианского ненасилия //Этика ненасилиия. М., 1991. С. 51-62

53. Громсв М.Н. Вечные ценности русской культуры //Вопросы философии, 1994. № 1 - С. 54 - 60.

54. Гуманизация образования Материалы "круглого стола") /ЮНС. 1992. - № 2. - С. 74 - 80.

55. Гуревич П.С., Ногинский E.J1. Антропологическое измерение культуры. Пенза. 1995. - 301 с.

56. Гуревич П.С. Феномен человека. М., 1993. - 201 с.

57. Гуревич П.С. Философия культуры . М., 1994. 196 с.

58. Гуров Ю.С. Проблемы конкретно-социологического исследования религиозности молодежи. Автореф. диссер.канд.филос.наук. М., 1968. - 13 с.

59. Гусейнов А.А. Этика ненасилия /Вопросы философии. 1992. - № 3 С. 72-82.

60. Гусейнов А.А. Мораль и насилие //Вопросы философии. 1990 - № 5. -С. 127-137.

61. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. /Пер.с анг. М.: Наука, 1993,-431 с.

62. Добреньков В.И., Радугин А.А. Методологические вопросы исследования религии. М.: Изд-во МГУ, 1989. 189 с.

63. Додонов В. И. Теоретико-методологические основы духовно-нравственного развития личности в наследии русских философов к XIX нач. XX вв. М., 1994. — 140 с.

64. Донцов И.А. Самовоспитаниие личности. М. : Политиздат, 1984. 285 с.

65. Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов. М.: Политиздат. 1967. -351 с.

66. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. М.: Наука, 1977. -333 с.

67. Дробницкий О.Г. Человек: его отношение к окружающему миру и проблема ценностей //Человек в социалистическом и буржуазном обществе. М. : Политиздат, 1966. - С.5 - 9.

68. Дубко Е.А. Стоимостная концепция моральный ценностей //Вестниик МГУ, сер. 7, философия, 1995. № 3. - С. 37 -44.

69. Духовная культура и формирование личности: Материалы научной конференции. Краснодаар, 1989, 138 с.

70. Духовность, художественное творчество, нравственность материалы "круглого стола") //Вопросы философии. 1996. - № 2.1. С. 3-41.

71. Духовные ценности как предмет философского анализа: Сб.ст. МГУ им. М.В.Ломоносова. Филос. фак-т, под ред. проф. Е.Г.Яковлева. М.: МГУ, 1985. - 144 с.

72. Дьяченко Г.Духовный мир. Рассказы и размышления, приводящие к познанию духовного мира. М.: Типография И.Д.Сытина. 1990. 360 с.

73. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод и значение. М. ; Кенон, 1995. 352 с.

74. Зеленина Л.М. ,Сидон Л.М. Философия образования и определение целей образования //Философия образования: состояниие, проблемы, перспективы (материалы "круглого стола") //Вопросыы философии. 1995. -№ 11. -С. 31.

75. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М.: Изд-во Свято-Владимирского братства, 1993.223 с.

76. Зыбковец В.Ф. От Бога ли нравственность (Наука и религия о происхождении нравственности). М. Госполитиздат, 1961. 147 с.

77. Иванов А.Т. Социологический анализ религиозности в трудовом коллективе и задачи атеистического воспитания. Автореф. дис. филосс. наук. М.: МГУ 1988.-23 с.

78. Ильин В.В. Человек в тоталитарном обществе //Социально-политический журнал. 1992. № 6. - С.З - 14.

79. Ильин И.А. Путь к очевидности. М.:Республика, 1993. 430 с.

80. Истины и ценности на рубеже XX XXI веков: материалы симпозиума (отв. ред. Б.М.Бессонов). - М.: Б.И. - 1992. - 248 с.

81. Иудин А.А. , Овсянников А.А. , Стрелкков Д.Г. Новое поколение: надежды, цели, идеалы. Государственный комитет по народному образованию. НИИ ВО. М., 1992. - 80 с.

82. Каган М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). -М.: Политиздат, 1974. 328 с.

83. Калиничева Э.В. Кристалл небес мне не преграда доле . Исторические очерки о закономерностях возникновения и развития атеизма. Л.Лениздат 1986. 191 с.

84. Кант И. Метафизические начала учения о добродетели. //Кант И. Соч. в 6-ти т. Т. 4. -М., 1965.

85. Кант И. Рецензия на книгу И.Шульца "Опыт руководства к учению о нравственности// Кант И. Соч. в 6-ти т. Т.1 - М., 1965.

86. Каримский A.M. Скиннер: социальный бихевиоризм //Современная американская социология / Под ред. В.И.Добренькова. М.: Изд-во МГУ, 1994.-296 с.

87. Климова С.Г. Изменение ценностных оснований идентификации (80-90-е годы) //СОЦИС. 1995. - № 1. - С.59 - 72.

88. Кинг M.JI. Любите врагов ваших //Вопросы философии. 1992. - №3. -С. 66-72.

89. Кириленко Г. Г. Мировоззрение и формирование ценностных ориентаций личности. М.: Об-во "Знание" , РСФСР, 1983. - 41 С.

90. Кленская И. Беседы о смысле жизни. М.: Просвещение, 1989. -205 с.

91. Кобецкий В.Д. Изучение атеистического мнения в трудовых коллективах Л. : Ленинград, орг. об-ва "Знание" РСФСР, 1984. 15с.

92. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни. М.: Мысль, 1984. 252 с.

93. Козлов В.Н. Роль ценностных ориентаций в формировании духовной культуры личности. Автореф. дисс. канд.филос.наук. - Спб, 1994.-13 с.

94. Козлова Н., Рылеева С., Степанов Е., Федотова В. Ценностные ориентации предпосылка переустройства общества // ОНС. - 1992.3. С 36-45.

95. Козлова Н. Социология повседневности: переоценка ценностеей // ОНС. 1992. -№3. -47-57.

96. Козлова О.Н. Духовная культура современного общества // Социально-политические науки. 1991. № 10. - С. 30 - 38.

97. Козлова О.Н. Введение в теорию воспитания. М.: Интерпракс, 1994.207 с.

98. Комплексный подход к анализу данных в социологии. М., 1989. 205 с.

99. Кон И.С. Дружба. Этико-психологический очерк. М.Политиздат, 1987.- 348 с.

100. Конкретные исследования современных религиозных верований. М. : Мысль, 1967.-244 с.

101. Копылова В.Ф. Ценности в кризисном обществе. Вопросы теории и методики. Автореф. дис.конд.филос.наук. - М., 1993. - 18 с.

102. Кравченко А.И. Введение в социологию. М.: "Изд-во на "Воробьевых", 1994. - 223 с.

103. Кропоткин П.А. Этика: Избранные труды. М.: Политиздат, 1991.496 с.

104. Крымский С.Б. Контуры духовности: новые контексты идентификации //Вопросы в философии.-1992.-№12,- С. 21-29.

105. Кьеркегор С. Страх и трепет: Пер. с дат. М. - Республика, 1993. - 383 с.

106. Кюнг X. Куда идет христианство //Путь. 1992. - №2. - С.144 -160.

107. Лапин Н.И. Ценности как компонент социокультурной эволюции современной России //СОЦИС. 1994. - № 5 . - С.З - 9.

108. Лапин Н.И. Ценности население и реформы в кризисной России //СОЦИС. 1993. - № 9. - С. 17-28.

109. Левицкий С. Трагедия свободы //СОЦИС. 1991. - № 4. -С.

110. Лившиц Г.М. Критика В.И. Лениным идеалиизма и религии. Минск; Наука и техника, 1983. - 280 с.

111. Лисовский В.Т. Эскиз к портрету . Жизненные планы, интересы, стремления советской молодежи (по материалам социологического исслеедования) 21.: Мол. гвард., 1969. - 208 с.

112. Личность и ее ценностные ориентации. Инфлрм.бюлл., № 40 М, 1969.,-80 с.

113. Личность и социальные ценности //Социология в СССР в 2-х т. Т.1.-М. , 1966. - С. 143.

114. Лозовой В.А. Самовоспитание личности: философско-социологический анализ. Харьков: Основа, 1991. - 208 с.

115. Ломов Б.Ф. Личность в системе общественных отношений //Психологический журнал. 1981. Т.2. - № 1 - С. 3 - 17.

116. Лопухин А.П. христианское учение о нравстввенности Спб, 1890 Т. 1 - 1890 — 488 с.

117. Лосский Н.О. Бог и мирвое зло. М.: Республика , 1994. - 432 с.

118. Лосский Н.О. Свобода воли //Избранные произведения. М. :Правда, 1991,-396 с.

119. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М.: Изд-во политической литературы. 1991. - 368 с.

120. Льюис К. Любовь, страдание, надежда Притчи., тракты: пер. с анг. М. : Республика, 1992 432 с.

121. Манхейм К. Христианские ценности и изменение социальной Среды (Фрагмент из кн. нем со "Диагноз нашего времени", изд. в Лондоне) // ОНС. 1993. - № 5 . - С. 180 - 191.

122. Мень А. Библитя (об изучении памятника мировой культуры) //Наше наследие. 1990. -№ 1. - С. 131 -141.

123. Мень А. Феномен человека /Публ. Н.Григоренко; Подгот. к печ. А.Андреева //Знание сила. 1993. - № 1. - С. 83 - 87.

124. Митрополит Питирим. Тело, душа, совесть (учение о человеке в христианской традиции и современное общество) III Человек . 1990. - № 1. -С. 10-15

125. Моисеев Н.Н. Мир XXI века и христианская традиция //Вопросы философии. 1993. - № 8. - С. 3-15.

126. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера . М. ; Мол.гвардия, 1990 . -351 с.

127. Миронов В.Б. Век образования. М.: Педагогика, 1990. - 175 с. 130 .Молодежь в условиях радикальных перем соверш. об-ва М. 1990. -95 с.

128. Моральные ценности и личность. Под ред. Битаренко А.И. , Николаичева Б.О. М. : МГУ, 1994. - 175 с.

129. Москаленко А.Т., Сержантов В.Ф. Смысл жизни и личность. -Новосибирск, Наука, Сибирское отделение, 1989. 22 с.

130. Мошкин С.В. , Руденко В.Н. За кулисами свободы: ориентиры нового поколения // СОЦИС. 1994. -№11. С.82-89.

131. Мудрагей Н.С. Идеал проблема выбора и воля к разуму //Вопросы философии. - 1995. - № 9 - С. 54-55.

132. Мчедлов М.П., Религиозная ситуация в России: реалии, противоречия, прогнозы (по материалам соц.исслед.) //Свободная мысль. 1993. - № 5. - С. 52 - 62.

133. Мысливченко А. Мятежный апостол свободы. Предисловие к книге "Бердяева Н.А. Философия свободного духа". М. : Республика, 1989. - С. 3-12.

134. Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. М. : Наука, 1988. 197 с.

135. Никитин Е.П. Духовный мир: органический космос или разбегающаяся Вселенная //Вопросы философии. 1991. - № 8.1. С. 3- 12.

136. Никитин Л. Ценности гуманизма универсальны /ЮНС . 1991. - № 6. -С. 80-84.

137. Никонов К.И. Критика антропологического обоснования религии. М.: Изд-во МГУ, 1989. 190 с.

138. Ноосфера, духовный мир человека. Вып. 3 J1. : Лениздат. 1989. - 239 с.

139. Ноэль Э. Массовые опросы: Введение в методику деемоскопии. М.: АРА - ЭКСТРА, 1993. - 272 с.

140. Образование в конце XX века (материалы "круглого стола") //Вопросы философии. 1992. - № 9 - С. 3 - 21.

141. О вере и нравственности по учению православной церкви. М. : Изд-во Московской патриархии, 1991. - 365 с.

142. Окулов А.Ф. Научное мировоззрение и атеистическое воспитание. М. : Политиздат, 1976. - 87 с.

143. Ольшанский В.Б. Личность и социальные ценности //Социология в СССР Т.1., М., 1965.

144. Орбели Р.А. Христианская социология //СОЦИС. 1991. - № 12.

145. Освобождение духа /Под ред. Гусейнова А.А., Толстых В.И. М.: Изд-во полит лит-ры, 1991. - 351 с.

146. Отчуждение в советском обществе: методологический аспект проблемы // СОЦИС. 1991. - № 5. - С. 18 -25.

147. Панин Д.В. В человеках благоволение. Философия. Социология. -М.:Издательское предприятие "Обновление", 1991. 416 с.

148. Патриарх Московский и Всея Руси Алексий. Христианский взгляд на человека и на образование //Вопросы психологии. 1993. - №2.1. С. 6-9.

149. Печчеи А. Человеческие качества. М. : Прогресс, 1985. - 310 с.

150. Пивоваров В.Г. Методика сбора и обработки первичной информации при обследовании проблем религии и атеизма// К обществу свободному от религии. М.: Политиздат, 1970. - С. 25 - 48.

151. Пимчев С.К. К разговору со священником о воспитании и о смысле жизни // ОНС. 1992. - № 2 - С. 158-167.

152. Пирогова И. Синдром негодяйства (О нравственном состоянии общества) //Патриот. 1995 - август (№ 34) - С.6.

153. Писманник М.Г. Индивидуальная религиозность и ее проявление. -М,: Мысль, 1984.-205 с.

154. Плеханов Г.В. Избранные философские произведения в 4-х том., Т. 1, М.: ОГИЗ, 1956. 738 е.; Т.2. - М: ОГИЗ, 1956. - 450 с.

155. Подшивалкина В.И. О жизненной позиции инженеров в условиях перехода общества к рыночной экономике //Интеллигенция в социальных процессах современного общества. -М. : ИСИ, 1992.1. С. 18-150.

156. Полный православный богословский энциклопедический словарь в 2-х том. Спб.; Изд-во П.П.Сойкина. Репринтное изд-е , 1992.

157. Поппер К. Открытое общество и его враги в 2-х том. T.l. М.: Феникс, 1992. 448 е.; т.2 - М.Феникс, 1992. - 528 с.

158. Прангвишвили А.С. Исследования по психологии установки. Тбилиси, 1967.-237 с.

159. Проблема человека в западной философии /Сост.Гуревич П.С., Отв. ред. Попов Ю.Н. М.: Прогресс, 1988. - 544 с.

160. Протоирей Мень А. Духовная жажда в современном мире //Малая церковь. М. : Изд-во Русский мир, 1992. - С. 9-22.

161. Разин А.В. Ценностная ориентация и благо человека //Вестник МГУ -сер. 7. Философия. 1996. - № 1. - С. 77-87.

162. Рачков А.П. Слово об общественном идеале, его понятия и ценности //Вестник МГУ,- 1995,- № 2,- сер. 7. философия. С. 19-37.

163. Религия и политика в посткоммунистической России (материалы "круглого стола") //Вопросы философии,- 1992.- №7. -С.6-34.

164. Религия и молодежь в современном мире. Методические рекомендации в помощь лекторам, пропагандиистам комсомольского политического просвещенимя. Д.: лениздат, 1980,- 33 с.

165. Религия, нравственность и молодежь. Методические разработки в помощь лектору, выступающему в молодежной аудитории. Пермь, 1985.33 с.

166. Религия, общество и государство. Материалы конференции 22-25 октября 1991г. М., 1991. - 143 с.

167. Риккерт Г. О системе ценностей //ЛОГОС. -1914. вып. 1., Т.1.- С. 4579

168. Рождественский Ю.В. религия и мораль /Культура, образование, религия (Материалы "круглого стола") // Педагогика. -1995. 1995,- № 5. -С. 51-52.

169. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М.: Изд-во АН ССС, 1957. 328 с.

170. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М.: Изд-во АН СССР, 1973. 128 с.

171. Ручка А.А. Социальные ценности и нормы. Киев: Наукова Думка, 1976.- 152 с.

172. Савицкая Э. Закономерности формирования "модели культурного человека" //Вопросы философии,- 1990,- №5.- С. 128-137с.

173. Саганенко С.Г. Надежность результатов социологического исследования. Л,: Наука, Ленинград, отд-е, 1983,- 189 с.

174. Саморегуляция и самопрогнозированеие поведения личности. Под.ред. В.А.Ядова, Л.: Наука, Ленингрд. отд-е , 1979. 264 с.

175. Сержантов В.Ф. , Гречаный В.В. Человек как предмет философского и естественнонаучного познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. - 216 с.

176. Сикорский Б.Ф. Перспективы в свете гуманистических идей западной философии. Учебное пособие. Курск, Изд-во Курского ун-та, 1993. - 123 с.

177. Слободянюк С.С. Личность как ценность (критика религиозной концепции личности), М.: Мысль , 197 №№. 128 с.

178. Слободчиков В.И. Реальность субъективного духа //Человек. 1994.-№5.-С. 21-39.

179. Современная американская социология. /Под.ред В.И.Добренькова М.: Изд-во МГУ, 1994,- 296 с.

180. Современная цивилизация и моральные ценности,- М., 1982.163 с.

181. Сорокин П.А. Система социологии Т.1. Социальная аналитика: Учение о строении простейшего (родового) социального явления. М.: Наука, 1993.-447 с.

182. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество.- М.:Политиздат, 1992.-543 с.

183. Социальная идентификация личности. М.: ИСИ РАН, 1993. -167 с.

184. Социальные отклонения. М.: Юридическая литература, 1989. - 365 с.

185. Социально-философские аспекты критики религии. Л.ГМИРИА, 1981. 158 с.

186. Социлогия сегодня. Проблемы и перспективы: Амереканская буржуазная социология сер. XX века /Под ред. Г.В.Осипова. М.: Прогресс, 1965. - 684 с.

187. Сохранит ли человечество человечность. Доклад независимой комиссии по гуманитарным вопросам. М. , 1989 . - 54 с.

188. Спасибенко С.Г. Поколения как субъекты общественной жизни //Социально-политический журнал. 1995. - № 4,- С. 101 -122.

189. Специфика морали и нравственного воспитания личности. -Свердловск: Изд-во Ургу, 1983. 142 с.

190. Справочник атеиста.- Киев: Накова думка, 1986.- 519 с.

191. Сравнительный анализ систем ценностей различных социальных групп (по материалам исследований в Москве и Мосмковской области). М.: ИС, 1991. -87 с.

192. Сусленко В.В. Методологический анализ ценностных ориентаций.-Томск, 1978.-24 с.

193. Тажуризина З.А. Актуальные вопросы истории атеизма. М. : Изд-во МГУ, 1979.-208 с.

194. Татарова Г.Г. Типологический анализ в социологии. М: Наука, 1993,101 с.

195. Тельнов А.А. Ориентация личности как предмет социологического исследования. Автореф. диссер. канд. филос. наук.-М., 1970.- И с.

196. Тейяр де Шарден. Феномен христианства //Глобальные проблемы и общечеловеческие ценностии. М., 1990.- С. 103-109.

197. Титаренко А.И. Развитие этики: панорама идей //Вопросы философии,- 1984,-№6. С. 109-113.

198. Толстой JI.H. Путь жизни,- М.: Республика, 1993,- 431 с.

199. Толстой Л.Н. Собр. соч. в 22-х том., М., 1988,- 380 с.

200. Тугаринов В.П. Проблема ценностей в марксизме.-М.: Политиздат, 1967,-23с.

201. Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме,- Л.: ЛГУ, 1968. 124с.

202. Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры,- Л.: ЛГУ, 1960. 137 с.

203. Уайтхед А. Избранные работы по философии: Пер. с анг. /Общ.ред и вступ.слово М.А.Кисселя.- М.: Прогресс, 1990. 716 с.

204. Угринович Д.М. Введение в теоретическое религиоведение,- М: Мысль, 1973,- 239 с.

205. Угринович Д.М. Психология религии. М.: Политиздат, 1986.35 с.

206. Уледов А.К. Духовное обновление общества. М.: Мысль , 1990.- 335 с.

207. Ушинский К.Д. Собр.соч. в 11-ти том., Т.2. М,- Изд-во А.Надемин, Пед.наук РСФСР, 1948, - 739 с.

208. Федоров Н.Ф. Сочинения,- М.: Мысль, 1982, 711 с.212 .Фиолетов Н.Н. Очерки христианской апологетики. М.: Братство во имя Всемилостивого Спаса, 1992. - 192 с.

209. Филимонов Э.Г. Элбакян Е.С. Религия в системе духовных ценностей современной российской интеллигенции (по данным социолог, иссл. //Кентавр. 1993. - № 5. - С. 59-68.

210. Франк С.JI. Духовные основы общества .- М. : Республика, 1992.- 511 с.

211. Франк С.Л. Религия и наука //Малая церковь .- М.: Русский мир, 1992.-с. 51-71.

212. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс 1990. 366 с.

213. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции,- М.- Наука, 1989,- 456 с. 218 Фролов С.С. Социология. Учебное пособие. М.: Интерпракс, 1994. -230 с.

214. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. Пер. с нем.- М.: Республика, 1993. 447 с.

215. Целикова О.П. Нравственная целостность личности. М.: Наука, 1983,- 158 с.

216. Ценности культуры и современная этика. М.: ИФАН, 1990.- 132 с.

217. Ценности социальных групп и кризис общества: Сб.ст. Отв. ред. Л.А.Беляева. М.: ИФАН, 1991. - 153 с.

218. Чупров В.И. Социология молодежи на рубеже своего 30-летия //СОЦИС,- 1994,- № 6,- С.50-58.

219. Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии.: М.:Политиздат, 1991,-464 с.

220. Шахнович М.И. Библия в современной борьбе идей,- Л.: Лениздат, 1988,-238 с.

221. Шелер М. Формы знания и образования /Философская антропология: страницы классики// Человек,- 1992,- №5,- С. 66-76.

222. Шердаков В.Н. Иллюзия добра: моральные ценности и религиозная вера,- М.:Политиздат, 1982. 287 с.

223. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М.: Республика, 1992. 448 с.

224. Экономцев И.Н. Роль церкви в нравственном воспитании в государственной школе /Культура, образование, религия (материалы "круглого стола"//Педагогика.- 1995.- № 5 . С.60-62

225. Ядов В.А. О соотношении теоретического и эмпирического подходов к социологическому исследованию //Проблемы методологии социологического исследования,- Л.: Лениздат, 1970,- С. 137-165.

226. Ядов В.А. Социологическое исследование. Методология, Программа. Методы,- Самара: Изд-во Самарский ун-т, 1995. 329 с.

227. Яблоков И.Н. Основы теоретического религиоведения. Учебное пособие.- М.: Космополис, 1994. 223 с.

228. Ясперс К. Смысл и назначение истории. Пер. с нем., 2-е изд.- М.: Республика, 1994 527 с.

229. Gibbs J.C. Moral Maturity. NY.; 1992. - 500р.

230. Kraft, Ch. Christranity in culture. NY, 1979 - 5000 p.

231. Parsons T. Social struc ture and Personality. NY ., 1970 -56H p.

232. Parsons T. Social System. NY, 1951 -151 p.

233. Skinner P. Science and Human Behavior. NY, 1965 - ЪЪЧ p.

234. Stumph. S.E. Socrates to Sartre. A history of philosophy. NY, 1988. -3000p.