автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему:
Место и значение дастанов - притч в таджикской детской и подростковой литературе (на материале поэзии 1960—1990 гг.)

  • Год: 1997
  • Автор научной работы: Хусейнхода, Фарход
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Душанбе
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.03
Автореферат по филологии на тему 'Место и значение дастанов - притч в таджикской детской и подростковой литературе (на материале поэзии 1960—1990 гг.)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Место и значение дастанов - притч в таджикской детской и подростковой литературе (на материале поэзии 1960—1990 гг.)"

Академия наук Республики Таджикистан Институт языка и литературы имени Рудаки

РГ8 ОД

.j. 4Г)п-; На upa».. - рукописи

> УДК: 891.550.09-1.

ХУСЕЙНЗОДА ФАРХОД

МЕСТО И ЗНАЧЕНИЕ ДАСТАНОВ— ПРИТЧ В ТАДЖИКСКОЙ ДЕТСКОЙ И ПОДРОСТКОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

(на материале поэзии 1960—1990 гг.)

10.01.03. — Литературы стран нового зарубежья

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени капдидата филологических наук

Дуїл.чцбе — 1997.

Работа выполнена в отделе таджикского фольклора Института языка и литературы им. Рудаки АН Республики Таджикистан.

Научный руководитель: Б. ШЕРМУХАММЕДОВ — доктор

филологических наук, профессор.

Официальные оппоненты: Р. АМОНОВ — доктор филологических наук, академик АН и Заслуженный деятель науки Республика Таджикистан, Лауреат госпремии им. Абу Али Ибн Слно в области науки и техники, профессор.

А. ДАВРОНОВ — кандидат филологических наук, доцент.

Ведущая организация: Душанбинский государственный

педагогический университет им. К. III. Д;иураева.

Защита состоится « ^ 1997 г. в «> часов

на заседании Диссертационного совета Д.013.06.02 по защите дис-рертагпп на соискание ученой степени доктора филологических наук при Институте языка и литературы им. Рудаки АН Республики Таджикистан (734025, г. Душанбе, пр. Рудаки, 21)

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института языка и литературы им. Рудаки АН Республики Таджикистан.

Ученый секретарь Диссертационного совета, кандидат филологических наук

з

ОБЩАЯ ХЛРАКТЕК'СТШЛ PADOTU ■

Актуалыюст ь теньь Исследование жанрово-тематических и ХУЛО/Х'СТЕнІІНО-'СТИ.'иіСТИЧОСКІІХ особенностей дастанов - притч таджикской детской и подростковой литератур!! явллегся актуальним не только для отечественного литературоведения. Оно актуально и в более общем теоретико-методологическом и сравнительном плане: -на современном этапе распития детской литературы, которое происходит в тесной связи с фольклором и классической поэзией, не монео важким представляется изучение детских дястанов-притч в контексте с фольклором и письменними источника!.«, Ибо ВО ВЗПИМ0СЕЯЗИ И ВЗЕІИШДЄЙСТВИИ тіров И фар!«,

В первую ОЧ'фЄДЬ В ИХ. структурно-поэтической БЗЯИ1. JCT:леи, кроется решение многих вопросов, шдъигаешх на повестку доя наукой о детской и подростковой литературе.

Процессе, и ттути развития жанра дастана-притчи в таджикской детской литературе SO-x - 90-х годов, еистома образов и принципи создания стотъ ъ них, композиции я' изобразитедьшнс средств." худоадстьеиных приёкои, маоторетш и индивидуальный стиль - вот далеко но потиЛ перечень вопросов, которая затро-; нуты и»ш в работе 2 коноі*рг/1лческом їілзнє . Следует сказать, что ь тодкикеком днтуратурогодаїші вопрд^и яздютсвязсД фольклора и дитчр-угури, ояродолешія роли уст.-юго »•'•¡»/лого творчества и пр-эрсидско-талжикскоа поэзии .а р;®яитяч рдссматриездмого жанра стали объектси исследований сравнительно чеданпо. П имевшихся работах зптрагаг®отся резличішс асгяхта стаїг л.л-лнія н развития йіторатург .для детей, ее rwtipoPUT: ра'-'ноі-ндноотел,, /отекай и подроегкомя паоагнш и проза в целом: п данноГ- рлйт

1. гі.Саддоьа. иідридішнАйда яыстй теглодь. АКД, -Ду--:;к5о. 1966; Б.Шлрмух«чШдов. Haati халепа Яач. ««••.*«:!* тоцік.-Ду:».чЛу: Дониш, ІЗ'.’З; Лж- Вобокапоноьа. окд бо ?до>;?й

бачагонаи точик.-Дуетнб*: Мао; Т?<'6, //ее ?ге Т'/л^тсхпя детская литерат7Г;а.-ЛуианО:е: Маори:;., IS3I: Касуд 1Лулдод'.::о-нов. След вреі^ііг:.--Душанбе: I'r.-Jou, 1377; Р. Амоног, Лд-.?ибт ва бпчагон. -Душа:*'*-: Ир&ои I?3I; //‘■•¡’•і ї;о. Тгдрахи адаоиег*. сонетки ючвк. Дар в чади Ч- VI, ц. І. -Д/пчи-Ч*: Д-ліпа, 193?,; !( •Іойї'улл'і'-и. ґоль фт клора в итапог-Лі;!іші ц ра'ч-итт; та;;::’,!кедатской поз:-ви, ЛКД. - Д’г>!<ч>1?, І?-М; С. Сапдоя, ТГ'.'рч^'.ті") Лахути для доте Я н игсг Г(Д, ДуданО, Lr,.:'6;

Н. /•."¡v-i-'-j. Проі'г'-'ма сатира ;■ ¡'*.к!ра іг тад'.<п;акоР Д/'токсЯ пое- ' -Дуа-н'е, ПОТ; ". <'.’s*4yjur*":a*?-«jnt- <-¡tnuKii в гад-~'-!гоі! /■■.•токаї! :і:Эйин ЛІГД.-Луда)іб-, ТОГ1?. '

таджикская детская помла-притч» (дастш-притча) впервые рассматривается -отдольш. Вперьпе поэтическая структура афористических, нраьствешо-нчзвд&телышх форм дастана-притчк таджикской детской и подростковой поэзии рассматривается я вдейно-худо-КССТВеНКОМ единство с эстетическими и историло-атногологичешси-щи функциями ДАТСКОЙ ИОЧЗИ;;. В коигоксто таджикской. детской и подростковой поташ исс-чудуемого периода вперят сделано .нага попытке.! осмысления теоретических тюробл-л» композиции, скактос-троения и анализа афористического характера жанра дастаиа-

ПрИТЧИ. ' .

Цель и задача исследования. .Опираясь на опит современной таджикской ДОТСКОЙ И подростковой ПОЭЗИИ И ее НераЗрЫЕНОЙ связи с трэдшпалЗ! псрсвдкско-тадаикской литература и устным народным тнорчостеом, исследуй результаты р зличшх исследований ь ото области, в диссертации ставятся цяль и задачи изучения характерных особенностей и многообразия жанра дзетэма-иритчи, анализа его портики, ШЯСНёЩШ ИСТ0р11Ч<ЗСКИ\ корней и определения их роли й места в таджикской детской поозил 1960-1Э90 гг. . •

Науч/ш^повизка^ Е таджикском литературоведении имеется рлд работ, затрагивающих и традиционными методами исследования рязредэ*«цих отдельны« аспекта изучения особенностей'кайра дас-тана (поом») н датской и подростковой „поэзии. В данной ра ото ваврБие особенности жанра рассмотрен» на примаро одного ища даетана б дотской литературе, о именно дазтана-притчи ь его многообразия. Рпэрше анализ . аЯмристлч^еких 15 нравствешю-чэзидательних дастанов - притч осуществлён в контексте с -современной таджикской летекой н яодросткоьой поэсией. .

Б диссертации рассмотрен целий ряд дастанов-притч таких, поэтов как Ыирсзид Ыираанар, Гульчехра Суж'Ядонпьч, Г**1фар %гр:ю, У<!айд РаджаО, Наримон Нано-гаде, Нумсн Разик, Али Бободкзн, Рог«;< Ходжи, Маиджуда Хакжова, Кастой Шерали, Гулчаьзр- Келди и др. ' ’

В рс.с-'те просдежинсется салзь тг.орчег.'тьч • соьрошквах Н -.ТОГ: С ул-П’иМ КароДг^М тШрЧ'ЧЛК-'-М К ГМрС.’ДСКО-Т.’ОЗ'-КСКОЙ

^кг:!ческг>е_знйче’гг:-.е работа. Гс»ек'ие П9сгаъ,К:;ШЯ прснЗ-мл-яг» Н1 поелузыги пор.спзрим к есес.т«^онкггоу изучению ' мгдогтЗДпь^МиЭидок’льидл хс>&гтгк«Й « а0д|>зег-

коъ'.й поэзии в дадьнеЛаом, их афористических и иноскпаатолыш». функции; работа мэкот продсташть интерес и как ир^л*-ччй и неиршентшй этап в деле сродттвльно-сопостаодтзльтго изучения паремий в перспектив». У'!;'т подлеченной мотодики исследования моя»г имчть оирчд-глёшшЯ интер^ои- при tufwuia« sanpa дзе-тана -:п;>&т*ы) притчи г; датской литературе других иарод&в.

Teor»ent4feCime И штодол&гические основа ИССЛеДОВУ!П'.Я. В сво*й работе диссертант опирается прегдо всего т тсо|*т»г«>сш) и методологические работ» таких изи^етшх латсрвтурсамдог« и специалистов но детской и подростковой поэаии кчк Н.И. Старцзь, Э.С.. Яиьовз, Ф.М. Ctmai, Т.В. Зуева, М. Л, Гаспар:«» P.A. Луканов, Н.Ш. Шукуров, Дя. Бобокалонова, Б. Шормухакмздов, А. Аминов и др.

Автором уделено особое внимании на последние достижения литературоведческой науки в изучении теории и истории поэтических жанров. •

Апробация работа. Диссертация обсуадонп на совместном заседании отдела фольклор и соцодвинсй т&довссксй лвт*ратури (S март 1996 г., протокол JM) и иа секции .яит»'рятурог:едсния !'нсти-тута языка и литература кч. Тудгат АН Ре-лг,'б/ппаг Ъдгз:кисш; (27 июня 1997 г., протокол JS3) и роко'-'.ондоьана к taaiiv. Отдельные положения работы нааш отраке:ш>. а ч^бтН’лаш, ы-'аад-них б ьиде научно-популярнпх броиш и няучпнх статей, список KOTOftix приводится в конце автореферата.

Структура диссертации. Диссорт ац:;л состоит на '-г.ед'лгая, ДНУХ ГЛа.р, :>еКЛК;ЧеНИЯ и библиографии.

- С0ЯЕР2ЛШЕ РАБОТЫ •

Во введении рассматривается сс^иянь азучшпегл ис.о-л.-.......и.

обосновиьаетоя актуальность и^ор.-ягоР т*ма. v. в-

чески^ принципы псследснанил. сир*долепи цел*, и '-адачл» ck-j'*

о H-iyiKvit и практической значим >сти ¡иботи.

Н[-ае :т.1 .¡«к- парилат-мише к.анри ( орр''-м--нп:-Х тпдкнкег-• 3 до:- '.i !i''Й пеомн: кг'ГН.-’’in v;'jухо;ии а

ус :Прл".Н " '■£' CTL-' И КЛГгХИЧ"’ Л','.-’'ератУ р1? .Ято - ЦП<:-

л ■ : ü и- ■: . ч г, ааеалн:, '-¡..¡аки, ■r1.,:ai-;>iя

I..".-' - 41!. ’ *-. • ft-. Ol'i ■•[! ;il- канр по:-»««, в

особенности достондои тамсилй (поомн-притчи). '

• Объясняется эта, проадв всего, многоплановостью данного у.анра0 идоЯзю-сшслсвой вместшостыо вбирающей в себя особенности всех внцюперечислошшх КаїфОП и таким доминирущим приэ-•наком, как непременная афористичность выводов, т.е. оптшаль-ность вираженая мысли, обеспечивающая краткость, сжатость, изящность., лаконизм» художественную зпвершенность и организованность -

НраьстЕошю-нагидатолышя функция жанре по омы-притчи» ви-ракащансн б афористической формо, обуславливает к теснив внтуршшнровие сьязи паремий, объясняет феномен иаремиологичэс-кой трансформации и вариативности. Последнее подтверждается анализом поатичиской, структури» идеЯно-астетического содержания, направленность» jeaiipa ноэми-нр^-чи на поучение, предупреждавши» , декларацию той или иной истины. связанных с общечеловеческими универсальными или отно-националышми про дета». Jie ниямн. Все ОТО Н С'чачителыюй степени ОПрУДОЛИыТ £)K8«fiiUWHTHOCTb смыслов иракгсьеііно-наїіидательннх. пойм, что, однако, не исключает раячко способи ьиргшишій той или иной оферистический мисли, сшллбтольсїьуадей о своеобразии восприятия действительности в творчестве каидого художника слова.

Особое внимание во введении уделено .-raies» їдоемстие.-шнм связям фольклор;:, классической и сов]«М8тюД литературы с ■ тъмор. - притчей для до той, в которых обнаруживаются характерные жанровые' особенности пяремиі*, йакліечіовднсп в идейно-смыслойсй насыщенности, в сжатости млели, я 'мяоиоетьешюсти наставлений и т.д.

Дабы подчеркну гъ арайствашо-назидатолишй и афористической характер поэмы-притчи, в диссертации также бельке-*; внимание УДЄЛЄИО ТёрШНОЛОТИЧвСКОМу CWiCJiy притчи (ТаМ'.-ИЛ), КГ<Й&ЫШ9 в структуру чо'їСроР позволяет подчеркнуть мпоі'оітлаповий характер ХйІфЙ, С-І-и Н»СЦ!Г‘ННОСТЬ ЖИ1ЄЙСКО? «удрость», что играет ведущую • рель ъ дчле ьосголакйя дотеП ч юношества.

ffepuaa глава, названная "Сод-'шанао у-_ іглптжа дастцюв-РёЧ4” » ЇІ.К-ЬЛ!'>Іпи; пналнву СОЛ -рЛПКіЛЬїи-тематической структурі ^•■¡чшои-Я'р'.пгч» & "Н-ЗЯ на -чекові; критического *<мкслсния дигера-турнї г<? материала ni теыг ссвешр#?ся веиркц Фзрмдр-’вдпзд тлэ-'КИЮЬНСГО героя 8 Д*ТСЪОЯ И ЯвДрЗсТКОВЛІ IlÎ.-’.-Ji?, ад ТИ ТЦОрЧСС-

- т .

ких поисков и многообразно зтнра, в твкт определяется кязтте УСТНОГО Народного Т1:0р'!вСТна И классической ИОЗРИИ, ОСОбУННО их эстотичоских идеалов систем« образок и романтических красок, па СОДОрЧЛНИ**: И фирму СОЬрч-МИПЮЙ ДОТСКОЙ И ПОДРОСТКОВОЙ ИОЗМЫ-

пригш. Анализируя с'..-л^рж'лтолию-.^ма'П1Ч«сг.кй пласт поэда-П р!ГЧ!! Р. ИССЛОДУвйОЯ ПчрЖЭД» диссертант приходит К ВЫВОДУ о том, что поэты, творттю в данном жанрее аккумулировали ср.св вш'-мчни** ка елоду»адих 1фиастг«Я110-н-!У!!яатс?лыгмх проблемах; »в-обходпмость обротзни.ч знаний (А. Силки, "Олимчои мактабхен иуд"

- "Олтпюн попол в аколу"), созиданк? (У. Раджас, "Замин" ■-"геомлл"; ”. Хийдаршо "Хккояти замки* - " Рассказ о зсмло"; А.' Бахорй, "Саргузаати Усмон" - "Приклгтния Усмана"; Гульчохра, "Себя хубон" - "Красииа яблоки", "Бозор" - "Базар"), запита природы. (Али БоСнзякои, "Ба*си газу х«зум" - "Спор газа к дров”; И. ХаЯда^-ап. ”Су*<Зат <5о делМи" - Т*ес*гда с дельфином"), дружба-<Н. Ро.ещ "Дустй" - "Друябэ"; У. РаджаЯ» чДу хуруся кулаигй” -■Дяв петушка драчуна",, "1Гисоаи ч^имахоо, хи дар« пудэавд" -"Гпссхьз о родцимьл, ярэгрэтеьвмх ь ]Улаг".), частность <М. Шэра-ли, яМург-.1 с!!5.-аь'.-дл,льсс№")- дсбсозотоль (Г. Уарзо,

"Афс-йзи «.ч-иуртм дзри донм” - ',Сг.82»»-пер>)скк8Ица, три

курш< д лэтсоседглх", "Як П-'тра офтоб" - “Кайля солнца") я т.д.

Как мс-на'г-а.'ч «ссладовакио, Г! ^-••'у^г.ь.ушп утиоидеики ПОЛГиХИГОЛЬНОП »'брЭЯ, СО?-рУМ<'1ШаЯ ТЯДЗ*ИКСК»й Д^ТСКал И 1)ОД-’ рСО/ХОа:.'« .ГЛГ-Ур-'ЛЦК! !2<;р‘.-.М!.г/а С30Ш1В ПрОПеСС, НО улЯфУД^Ш) йг'.ТСрЛ ДИСООрГ.'!:;:«!, С 0»»*>&И С тем, •¡ГО ЗСТ>';*П!ЧеСКИЙ 'АПинх Г-ЛЮХН Ир»-!2гУ^.".ТГ-*-!ШО ЯОХОДИТ ОТрКГ-ЛШ* 2 0б|>ЭЗе НОЛОМ:?-: Г-ПСГО »43-

рзя. дншшП аонрос постоянно находился и находится й цс« гре ьш'/зния и тек лофтов, которые писали притчи.

, Анализируя иочш-притчи -гад-киксках исотов 60-143-х годов, с-р'.утьая их с аредыдуияки прочзыд'лга?;з: дмнис-го яалрч, чви»-С:1Н.,:!;г-,и б 30—10-х гид.эх, м; крщгли к г-,иноду, чго нсокя -яри гча эи •л *-т и-'-риад измек-ягия, и, доогн** чс-

т- . п.-чн:-, I- аду г.- сторону. Р^ос;-; с тем, как правильно эа?«-М. ”1;.чур:;с-., -но с.".-'.,- чт что н«''«др!г.'-<, ирсдотгв-

дни :• ’И’.’ из '-л -гн-:Яи!их отьотрл-шй худок«схр»П!Н01'5 ‘гг^ор-

Ч^ГйЛ, Т|» *,”•• ! '"'Г С<-:/Г’'' .Л.1 Ч-.-К-.Г. К- р-.-.-!''Л;ИД!1С-ОТИ 1СО:>?-.ИИ, ’«!-Р дьуп ЯИЯ ¡1 богатого :№?!;ешюго ¡1

творческого огшта"! как в целом в художественном творчестве вы-' сокрй пробы. _

В диссертации на конкретном материале аллегорических и иносказательных форм поэми-притщ показана важность и значение назидательной поэзии g литеру тр». для детей и подростков. Анализу подвергнута поэмн-прктчи Гулназара "Циссаи xypÿc" (Приключения петуыка"), А. Шари* и "Маллача" ("Рижвнький”2), Б. Рахим-вода 'Турбаи Худгшсанд" ("Своевольный котенок"), У» Раджаба "Киссан харгувш худеито" ("Рассказ о зайчике-зазнайке"), "Куча аз паи дона рафт" (•’Пошёл цыпленок по зерно"), М. Файзали "Дур.уя" ("Двуличный"), Г. Мирзо "<Гараштурук" ("Ласточка"), Н. {йко-заде "Рубохи зард алав кард" ("Рпкая лиса развела огонь1^ Нанисшные в аллегорической Форме и в русло назидательной поэзии, ати и ряд другие притч пользуктся огромной популярностью у . детей и подростков.

В диссертации подобно рассмотрена поэма И. Рахметова "Губон, ва гурт" ("Лиса и волк"), которая, как ш считаем, представляет собою творческую обработку знаменитой русской сказки "Колобок". Из анализа следует вывод о том, что при художественной обработке народных произведений иоати проявляли творческий подход и, дорабатывая сюжету народной поэзии с учётом восприятии и мироощущения сегодняшней детвора, умело ПОДЧИНЯЛИ ИХ -уху Ър':№ЛШ.

_ Изучая и анализируя содержание и тематику поэм-притч, создл:&х в период 60-90-х годов, диссертант заключает, что благодаря творческим исканиям таджикских, детских поэтов в ¡этот период, происходит заметнее развитие и,обретает свои особенности другая разновидность поэма-иритчи - сатира и шор на детей. Благодари, к примеру, творческим исканиям (ёирсаада Миршакар "Кисс&и ("Рассказ с дикобразе”), "Чох,кан sajm чох" ("По-

пал в яму тот, кто её копал") и т.д..сатирическая форма назида-ша прочно утвердилась в таджикской детской поьзии,

Дальнейший процесс развития сатирических и мюристических по?м -йритч связан с ю^-нама У. Р.здкноа и Н. Бако-заде. Глубже

T. Cvky"^'"".^. Панду xïïuvÏT' фа^:аф:;фурушй пест. //Маориф' ва *.nr!«v.n. -’V70, 14 >:ву->ля. -

-J- о?:.; т ::ть, Ч”Ч пазмл "Мал-лача" А. Шарики Сила

р'у ■ '*г>Д с:зп;/.от-:м 55'.'П'м- чч'> доказало в дизеертацаи на

к:;? г м .’акгл.'гич'-еч.-.м v. лер!1 - ф.;.;.

проникла в образшй мир нраЕствешкьнпзидитолшой поэзии классикой И фожкпорв, ГфИСтЛЬНО вглядываясь п идейно-остьгичосхиэ о&хУпшости и воспитательную силу подобной личорзчу;«, v Рад-жаб и TI. Бчко-задо, а вслод за ними и цэлий ряд других ¡адхик-ских (гисзчолойсонливая поэш-притчи, преслоловали слацуиат дали: ко- ии^них . расширить горизонты творческих аосмохиостай, Síi-Jilílílií- нацелить сознание ребёнка и подростка на самоанализ r;p-<'fí. ПОЬ~ДО!ШЯ С уч"’ГОМ ХСрОКИХ и дурних поступков, И чаконой. в т;->?тгиу.. приыпъ датям с малолетства лпбовь к национальном традициям, тяготение к наг-ичатольно-философскому мнслопнра-»мги». ■

В диссертации на конкратних примерах показаны особенности и сво'гобр.г-и4- щпгсп'ыши-тзтятояьтх прип90-5раэи«х поэм К6ЖДОГО «3 рассмотренных поэтов и по возможности определена роль к м<-сто этих поэтов в развитии данного канра.

Так, в ряде »¡юизеедс-ниЯ У. Рчдкаба, нацеленных на воспи-тмш*5 я' р-бенке л»/>ри к труду, на пробуждение в нём чувства благодарности, добр:-даг^льетва, справедливости, нрарстевнио-морялькнх цршшююя и т.д. '"Киссаи орулки хо'^и» худбовар" -"Рассказ о даьерчирой сси", "Шабчарог" 'О ко тля чек", ."Циссяи ХаргуИИ худомтг." "РйСК'ЗЗ О СЙМОУРО{ЛШ!ОМ зайчика" и др. / в топких илоскасчьг.-дышх, порой окраяанних гоористическкмя ср/д-сткоми образах, ищглсов'ит рагдичиш характирчг.

(Эруяк лаб бе лес? м.;«д.

Бол смад коле ба д:<рд.

Зори о'у арац монд,

Дона шуд обаки сард.

(У. Г«ч^. "Ниссан оруяки хобик худбокф"- "Гасказ с дэ-верчин-.-Й оса")

Пчелка губи прикусила,

i Крмлшкк пр^чгил» Золь .

- ^ТруЯк.Н ü'jf.i 1:•••катились

И vacTur.'« будто соль!

Г- »«их 'уд «:-'.ть‘.нн > аи.алчзиру^гся 'сс-чно насупзш«, акту-••'■I, H'KM'ÜW» удеЛЯ<?ТСЯ На ТфЗВСТГУШЮ-

«■■;..!лмм~, mj ;■ -'ч-нь-'- :• г/. ! ■■.!•• ;;■• coijjy..-^, в чём, несомненно.

1. ■ у~.-Т\ •'.!• i. л ся Г! иодстр<чн>-м переводе аътора

¡ ■•' ’liiOií. Т'.'Г. ' *

проявляется влиянич как таджикской устно -поэтической, классической письмоиной, так я соье.текой датской литературы.

В диссертации по ходу анализа содержательно-тематических особенностей поэм-притч, сишоиазвшпшх аьто^юв, выявлено, что ОТДеЛЫШО произиедения» нашюашше иод влиянием устной народней ПОЭЗИИ И КЛаССИЧеСКОЙ ЛИТОрЯТУри, Пре ИМУЩе СТЬеШЮ несут в себе дна воснитательнмх начали: я) воспитание в ребёнке необходимого для чнлоичка чуг-.стна восприимчивости и умение отличить Дрброе от дурного; б) сопричастность к чужой боли, стремление’ исправлять ошибки ь самом начало их проявления, лмЗоы, к Родина и родному нанку. Замитну» лепту в этом наьраьдонии ь таджикскую датоку» и подростковую поэзию внесли М.Миршзкар, У.Радааб.Гуль-че.хра ул.-Пианона, Н. Бако-заде, Гулназир и др. Поомн шш&упом-ннутих питореш и диссертации подпора.»ути подробному анализу.

Польше*; место ь. первой гжла отнедено взаи.\&аизям и ь.:-.<'шм-л:лиянши устно-ноатического тиорчестьа и детской литературы. Опираясь на шсказнпания М. Горького о сборе и изучении образцов фольклора, автор диссертации отмечает своеобразие и многогранность еьлэоА. сказок и преданий с гфитчаки ь письменной детской поэзии.

Как.известно но I-м съезде писателей СССР б 1934 году М. Горький говорил "Собирайте вас Фольклор, учитесь на 1.<зм. обрабатывайте• его... Чем лучше ми будем знать прошлое, тем логче, тем более глубоко и радостно аоЯмом великое значение тьоримого наш настоящего"]

Эта мисль большою писателя стала декизом творческого изучения Фольклора. Соадчни« поам-нритч на осноне фолылоркых СМКоПОВ В МОТИЬОЬ С7ЧЛО ьедушим пршяишом тчмкикекой Детской поэзии на всех этапах её разимин. Ярким иоть»'ркд-ничм тому могут служить я многи ) пропанед.лшя тадкикских »•>очч>е иселедуомо-го н^ми периода. *

Б ./(»''•сертгн^т не ocHOiv* анадизн "традиция у отлого народного тнорч ;стиа ’И кла'1си<».".к-Л1 лм-ергл урм н'.дч-lj г.ияа*>т'.'я мцель и ■iv-.v,. что ,)ТП дна ое;к.!-о!! у:'!!-.-/-''!.: ■ ц;!т-‘'<ч:и'1, нптяещ;!-.* и ианр е-даотано-пр.и-и, и;--.", '¡'iir-'i-'r кой >•!■”, луда-

т; зрчметна, к-т.-р>й • т.;.jf.-yi■ т MK'iiVf-.-r, лиа

-—гг --,,,.у, ft, _ . T.:j. ,-с< :-iv"i-:-.-л: " , о.ч.;;. v,

нонин»ошт и философию народе. Одновременно фольклор и клЬсси* чоскол литератур» являются и ареенилом художественного ми^лсния народа, особенно этот твсис приемлем н отлошоїгаи фольклора. Поэтому, как утпорздаот льтор диссертации, Фолкьлор служил первоосновой оі,‘то гиче око го идаиля литературы нсех. времон. Это явленно полной №.'{А свойственно таджикской детской поэзии россма-трнвл- v.oro периода. Философия у стоного народного творчества о мире и челонеко, о добро и зло, человечности и низости» мужество и трусости послу тла идейным мостом мезду фольклором и современной литературой. Для подтверждения данной мысль, достаточно упомянуть такие произведения как "Шах-наме" йірдоуси, Мантиц-ут-тайр" ("Язык птиц") Шойха Аттара, "Еадоеъ ул-вакоеъ" ("Удивительняе еобития") ВосиФм, "Маснавии магнаті" ("^оральные мєснєеи") Гуки, глубоко уходящих своими корнями в народную поэзию, в историческую дрпкность.

. "лир притчи а устном народном творчестве находил своё воплощение dOJI’je всего В фзрме сказки, которую условно можно обозначить термином сказка-днсган. ІЧ-роямч этих сказок, чак прошло, яьл>и,-тоя эт-арм и пткш, фсора и фауна природа. По с-той причин^ эти CKfti’Kit w«ауютсл а сказками-ш«тч¡¡ми. Автор дисоор-танки, сс-н-іаясі. на фундамент алшгй труд фольклористом странн "й-од тадлнк.’.ког. v «otc-j- ■** ■> 'Лее подроС!1'"1

ü iy».;ívj o:;sv.':iu;v ?íіj.-.,■*r::vїї•1 ■ > nep-xo-

дит к ■аі'і.".!і1-оік-г-'іД..-!Я:Г! C‘H:pv>v,!¡ü;JX ir;‘TOí;,

¡i'! ИХ ОСН'ЛМ.

Гуфт: "Гу парр.-.ядаи юд-.-я

С;.ДД'І ГЦ» га х,Ь'^! мур; <.-■,! vv;l;...

f'ytfatyj м'-кк'р надидч rrn'fcp

Х.<:4 и ад--рад бг, xf'a'; «З'-лу ’лр..,1' •

\ь. Га.'ии’.'ода "Ну'л1.";: ап - Т.-рл;»::-:: я

<'п '■•ка'-ал: '"Ну и r.wsa.t ги ;п.<цч

г Я 'чіг'цР ОК':-.:.';.Г-.і:ь.

К' i' ■'-" •« ТОГ'; .^ОГ-МД^Л';

’■то '.г h ;4. им-.:Т,..*’

” r/pJi^Cíú К rü!:\:«n JOS-;-- *

•?э;;>лн^fr-vx квэтс-в ди-л-r-?* а: ч;-м к ,-Ví'.\sy, гпо uru

‘^’Á'ür.T.ií'-s у, С.«ст'Ч-:іТ--;/::' И'.К.~?р '«к.

г'.'.'і.'г к.' Mripf-’í ’’lis , Г? ■' í,

использовали Фольклорные образы а мотиви двумя способами. -

Першій способ заключается в поэтизации сказок, рассказов и народних догонд без существенного изменения их сюжетной линии. Примером тому могут служить такие произведения» как "Мусина на рубоц" ("Горлинка и лиса") Боки Рахимаода6 "Шапарачка" ("Бабочка") А. Шукухи, "Мавлонпшак палав- кард" ("Кот Мэвлон сварганил плов") Н. Бако-заде и др.. . •

Второй способ использования фольклора заключается в обращений ниатон к народным сюжетам и мотивам, на основе которых создаются соьерешнно ноше' по своей идейной направленности и концептуальности произведения. В подобных тзорешіях также наб-лпдв»т‘.:и широкое использование пословиц, поговорок и народах несен, что способствует развитию эстетического вкуса, специфическому мышлению юного читателя, ых> духовному обогащении.

Рассматривая этот способ творческого осмысления поэтических образцов устного народного творчества в произведениях Ну--маїїй Розин«, Джури Хааима, Изотбека Идаева и др. современных детских поэтов, диссертант акцентирует внимание на то, как они используют итог' ва*ошй компонент0 влияющий на процесс воспитания детей и подростков. ■ '

Литературная обработка народных сказок и создание на этой основе дестанов- притч имели место ь таджикской детской, литературе и в период ее формирования. Иными словами, поомы-нритчи представленные для чтения детьми и подростками в 30--50-Є года наиболее выпукло били представлены именами 0. Айни, Лахути, Ы. Тур-чаде, М. Миршакара, А, Дехоти Д*. Сухайли и др. Опираясь на народные сюжеты, мотивы и образы» вышеназванные художники слова создали совершенно оригинальные произведения, в которых очень тонко, достоверно к во все? деталях охвачен объект изображения. Он открывает широкие горизонта дм сАаг-ащеки жанрового арсенала таджикской поэзии для д-п-ой. Этот- о:ыт п дальнейием был продолюн, что показана в диссертации путвм конкретного анализ.-- худокествечняіГ-; про;:зи<-де»пій, созданных к последние десятилетия. В адгг'М плане дис'л-ргант нріиодит к мшоду, что пакную ос л}- и развитии йпач-..-'*к~го ланра к таджикской датской , а имонн-) жанра да^гана -¡рптчи а •?(?• X.*-х годах, е:п> рал<\ пс^ти 'і''>)йл_о ІЬцк-о. >б.іГд :-іДі.'-л, Адачдъан Шукухи, Акобир ц!':р-її(І'ії, ІЬримої; Бак;• -; і'де и ;;:и; дрі;іі'.а-^ч.

* л

В диссертации подробному анализу м разбору подвергнута отдельные дастьни-притчи :<тих писателей, К примеру, сравнительное научение такт ноом-притч, кг* "Е;у?. ва гург" 1”Коуёл и -пол'."), "Лукмаи муфт" ("Яармоюй кусэчзк") У. Гаджаба, *Турги ^иллякор га буяаки доно" {"Улт; ьй ьолк и ум:шй козчл") Н. Розкка, "М'оонаи сегона, гч пурги дари хока" ("Сказок мудрых ларец, в кнхдой свой ксгоц"), " Гунчиикш;" -"Поробыоек") Г, Мирсо„ "Гурбача шикор раф'гна„•т" ("Котелок титул на охоту") А. Шарики. "РуСоци зард члян кврд" ("Т'ыжая лиса огонь развели") Н. Бако-задо. даёт нам полиса праио отметить особую роль их творчества в радвития дашого «мира, его заметного обогащения ном«« г-идами и формами )5 60-90 -в года.

В таджикской дотской гоэаии данного периода, как и в другие периода её развитая, и гольоование Асльмлора шло через поэтизации народных произведешь, которн*» затем иройдя сквозь призму художественного видения прсфэсеионадьннх писателей, отшлифованные И ПрИбЛИЖШШв К детскому Н0С!!]11«1ТИП, вошли в детскую таджикскую литературу. Ярким примером тому могут служит отделите дасташ-прггчч, принадлежало пору Убайда Раджабя. Создавая свои произведения, Убайд Т'пджпЗ широко использовал принципы счнтоза фольклорных образов» мотивов и сс-.-.осбов сюжетного /'¿остроекия. Этого же принципа, но с яеметноИ ноткой иронии, ТфИДерКИБООТСЯ И ДРУГОЙ, Нв Мв1!и0 ЛГ^УМНЙ ДОТЬОрОЙ, ПОЭТ 1{умон Го пик. Примером тому мгут слу кнть такие притчи Убайда Рвджабе как *Буа за гург” ("Козел и "Луцмзи муфг"

("Дармовой кусо:»") "Гурги хмллэкор ни С у з эки доно" ("Хктрий волк и ум!гнй кокел") Нумуна Рг -икр. Не-'пннтиросно отмотать, что первоосновой данных >ггюизведоний слутич <2шн>клор. Ток, в "Сьиду таджикского фольк ¡о) а" этп прмтчп в фольклорной эапис встречается в трех вариан,"х! ‘

Наблюдения привели нас к вньоду .) -¡ом, что друпт благо-тверным источником. питаьшим и питкдам диотлиы притчи в таджикский детской ДИ'герЧТуре НЮКЮТСЯ НОрОВОД, Ч^рвП ко. >р.’й ТКОрв-нич чцуги» народов ст\иуиятся достоянием •нсяяжских читателей.

Проел», азшал пути ра::ьигия ¡креводчеоьх го искусства ь тад-жиг.сноЛ детской лит‘-рату1>е, диауфтанг оотпрляп? за собой право утк'ркдать, что "•> о том иг.пррзд особых у дт.ов добились М. Мир-

~~ <*»).<!» КЛСра* СТр. Г:..*, ТИП. 115.

. 14 •. такар. Гульчехра, УбаЯд'Радааб, Акобкр ИярлХ« и Ннримон Бако-заде. г>.»ло воссоздавая слог, русских поэтов, их умоние в иносказательной форме наставлять дтлру на путь истины, шпмназ-вачкие пс&ты помогали со::>: и друх’К!.*. ~ болве колодам собратья« НО перу, проникать Г« ТаШй! русской НР»ЯСТ1.«Ш1У-Ш1ОИДЬТ0ЛЬОЙ щит1.' I для детой и подростков. Ярким гюдт^орздениом тому могут служить .прекрасные переводи А. ШариДи "Еоробуиек" (Ю. Волков), „Бойна мшой с готом" (О. Заболоцкий), Гульчохрн "Кто отнщет колечко" (С. Маршак) и др. ‘

Чзроз по ре под происходил также и процесс создании оригинальных произведений, как ото случилось со скозской-притчой "Хирсаки гул ва рубохи иаккор" ("Глупый м«двеконок и хитрая лиса" ) «. Шарики, написанной послэ знакомства с русской литературой и фольклором. От от Фактор так»» получил в диссертации всесторонний и под^-оониП анализ.

В ойогамш, к уг.г"блэнии патетического идеала образов детской поэми-притчи в качестве одного «з основных факторов служила к • сама сот. .льчяя доГ^твитвлыюсть. Он» стала кы: б'.', благодатной ночвоя дкй создания проста ишо-нас»едатолыш нроизведекиД в этом хсг*иро - Это суждение на.хо;ит подкрогхлекмо в д!КС'-.-ртащп*. рядом примеров - "Воробыкек” П, Волкова {А. Узри.}«;. "ВиР.нп мшей с котом" н. Заболоцкого (А". Пйрп-!«), "Кто о тише т колечко” С. Мар«ака (1ульчехра) к др.

Пиитика таджикских народных пословиц к поговорок прикс-ча-тольил своим со£вр1з**нством, цело сообразном использованием в них худглг.с-стпекшк средств. Поэтому, наверное,. они являются н*:-¡¡‘ш-млемой частью датских дастшов-притч. Это обусловлов? ъь-да'.;. 4! Т'.'М обстоятельством, что образность ПроазГ)вД-ЛП!Й КЗДр.Ч! нар'дной мудрости отличается от образности других опических и лирических капрл; фалы-лора. Однако, по мнйни» дкссертыгт, инкрустирований ^[ористпчских канроь-шслокиц и погаьоргк ь дохелть.ягаую канг'у дзст<»нь-при?чи слугат обогыаешш их Обрэа-ИОСТИ И усиливает ИХ Н>:;'ИДаТ*-'Л1-Ну-Нра£!СТЬ0ПНуЮ струм.

Традиция конол’-ьох'ан’ля послоьиц и поговорок, '.Дорис'М'.ч-'.с • ки». ьиаказиьачий в со1-; --лной тг-дмккск лй ,’<'7п.ли-.---; я/р-Оерт лг-аала о? ."'“'ути л про:/.'лка-т ское ;сп-.л-.-гни*■ и ¡аз ып:!-- и ог^дя.-1. ’• -.-рт'-цни п. каьаао, что ■■х-~ ка хар'-г-о- \гл ■ Г -м У'?#:. Гадша^а и;.; -я V''''}

сказ о заносчивости и доворчиг-ой ос«'" - "Киосни ору."Ки гоби» худбовар", Бобо Ходки ("Оцу на наймун" - "Олань и оі>*аьшш’,),Ц. Идиева (Зури бехуда" - "Пустая трата сил") составляет реализа ция основной нрпствишо- назидательной мысли посредством пословиц и поговорок» коториу служат подъему и наупотанихі художественного эффекта. усилению поэтического восгфиягин.

По оконанию глави подъедены итоги чаблпдениям о тематическом МНОГООЙрОЗИИ И ИДвйї10-С0ЛЄркаТ>*‘Л1іГ0М рваНО-./бнрп:.!» дас-танов-притч. ■

Вторая глава диссертации, которан называется "*Ст;іль и ГфНёмЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ИУОбрВКОНУІя", ТЮСЕЯЩ01П 2ШІНЛЄН11Ю средств и Форм художественного игобрагешя в таджиксгкой iiosmo-Притч« ДЛЯ детой И подростков. ■'««аЛИЗУ ИХ место И роЯИ И ОТОЙ литературе. Но секрет, чт< в дотской поэзии одной аз основних. фОрМ вираження идеи является ікзнк й снос >6п построения речи, ибо сам способ и стиль изображения событий отличает детскую литературу от произведения, адресовании;: нарослим. .

В дас-тйнах-притчэх., адресованные цйтш и подросткам „ более легким и удобным является дсстижоігжі уалюс сравнений, кото-рио на основе простейших аналогий, ганба.ие ясно и конкретно раскопают сущность поэтической йоли ¡аїрі?кнеиого, ”е навязчиво, но вполне целенпир.ч&лотю и доходчиво пуражак/т дидактическую чуть изображаемого события, iis случайно таджикские детские поэ-ть ь своих притчах активно употреблял’ тн выразительные сродства, KOTOpHO СООТВеїСТВУЮТ'КОНКрОТНСІЛу гиражонию мысли и чувства, а также кппосредстзчннсму постдач-;ш действительности, а чор-.:з ной - ностчшюнчоЯ ц*ут. К примоаллитерация, ассонанс, повтор, аллегория, уподоблении, пиіербола, метафора я другии худож^ствешше ср',Дотва обесш:чинчк.т детским дастанам-притчам приьлекатолыюст) ритмики и м‘о,с\кичноеть, убедительность и, что но менее важно для притчи, ..ненавязчивую назидательность. Точно также, опрадодённу» аскетическую функцию выполнит подражательниц слова и е.чотюсочетркия, ри лооборазум-i';iv ■, iiop"? їіппоміяіаняйг, ударч бубна, дурпіе язнковув одшанш и ¡,«.i4‘:!'Ufj оборпТН. .

В дло-уртации подробно рассмотрены а с с названные вшо /y.r-o.'CTi-.HüiU” •-'•.'дств') и тиаасії автора о уели каждой кз этих а .ат:гигкк\ •Іягур !• ткани :и шг.иодэния подкренлени конкретными

примерами. Приводом шкоторке из ник.

?! ) сравнение :

' . Шронд'^д хорЗуза -

CMíiE '"'Upf.n бамазза, ксг/1 барин _ ба^лззат, ■

Эй, Еобо-девдсн, рахмат!

(II. Беко-зьдо, ’Рацмат" - "Спасибо") . Ол, и даню ьи взрастили. • -

Будто сахаром облили сладкая как (¿■"д Сача просится ит в рот. б) характеристик»«

До\зи мо cap то cap ¿вдар каиори бзрф аст.

Pyyjnjj^3Sf£2! дигар

Дзр иг-иври бар£ ест. •

(У. Радааб, "Замин* - "Земля")

/¿ame село со всех CTOJJOH _

Окутаио снегами 8змля и небо - возле Находится i¡ плену скега. а ) повтор >

Агар кунам нсл^л Дор, •

Бя х.в% хвпфу хавотир Чегви бизан пагохй.

Чегам бизан бвгохй.

(Гулшзар, "Киссак xypÿc" - "Приключения потутака")

. Кохи вдруг я опоздаю,

- Если время т узнан.

Поутру м>'ня буди,

В^ЧГфКОМ НъНЯ нови.

Пздъодя итоги сво’.м наблюдениям по использованию поэтами кокдой из фигур, диссертант пока:.'ивь0Т, что ь еоотьетствии с ХУД0Кг-':Т!Л10Ш! СамаС^ОМ НПТСрОВ, если В ОДН'.’М случче ОПрОДЛЯ -»еду» р:>ль играет №?<ф.-£.ч и сравнена* ("Рассказ о легкий Д-'ы-чо" У. ГадкаЯ», "Цс-лки* Л«. Кэрэсэдо, "Спор ¿ввр^й и птиц" 3. 4экпри, 'Союз it-;.:; ; и ы'лл и* ~ К. Бакс-задо и т.д.), то г других

»!{х)изй‘.'Д-.-врях, oeov mío в т«х, основу которых ,е:>ставлл»т иргда •

ния и народные сказки, на первмЯ план вистуиаот таюр^ола, аллегорические среДСТЕЗ, сказочнее ПТ:'ЦН ТуНЧ'.ЮгКЗК4 (’ЧЗОрОбИ-шек") Г. Мирго, "Шапаракча" ("Бочечка”) А. Іііукухи и т.д.

Немаловшсіуіо роль в детских и подростков чх то^мах-иритчах играет и отбор форм строфики. Выполняя функции композиционного и скжетостроитэлъного аспекта, строфические фэрмы несут в поэмах большую эстетическую нагрузку. Они наце.гавзкч’, напрш/ор, внимание читателя на желаемую нрсвствеуно-восяшта'гелъну» волну. На основе анализируемого материала диссертант вявляет, что современник дастпнн-притчи таджикских детских писателей обладі.чт многообразием строфических форм, начкняя от уу_бвп (А. Холит "Фрукты"), китаа (Мирхомуши "Фрукты"), месневи О* "Сямр

зверей и птиц”»'У. Радкаб "Сосед"), до мураббаъ - катрена (У. Радааб "Ночная пастьба", "Рассказ а легкой добыче", Дж. Карим-заде "Волки"), .

Большое место во второй главе диссертации отведено анализу стихотворных размеров, которыми пользовались поэты, создавая ту или ішую поэму-притчу.

В результате детального изучения творчества детских поэтов било выявлено, что датские даст.аш-нрнтчи, как правило, созданы с использованием возможностей разновидностей двух метрических систем: ’тоники, т.е. аруза, популярной для классического переидко-таджикского стиха и силлабгаш, наиболее употребительной в произведениях устного народного творчества.

Исходя из исследования огромного материала, диссертант приходит К Ві.’ВОДУ, ЧТО в большинстве даотенов-притч Т!.ДЖИКСКИХ поэтов для детей и подростков в последуем?!! період использованы семи- и пятисложные силлабические _ разборы, что двойственно природе и духу произведет^ для детеїТ и юношества. 5та струя особенно сильна, когда ос;'0?,у сюжета составляет сказочный зачин либо то или иная поэма-яритча представляет собою переработку сюкзтов и мотивов из устного народного репертуара, мифологических преданий. .

В своем виборе поэтами разновидностей силлабического размера автор диссертации стоит на их стороке, ибо в народных притчах и сказаниях, в героических и микологических преданиях гармони» фермы к содержания обеспечивает спллабика и к тому же от/ более прьемлглг для детского слух»; и чтеьия.

&т->т тозис двумя примерши* хотим,

СТМ^ТКТЬ,. ЧТО ДЛЯ ДиТСКОЙ ползки оооОо Хзр1ЖТ«р1Ш пяти- и

деми'яклодне разновиднозт»! силл&Згка.

АЗ К':''иН дли бОЗ - Ч

а) Чуч- V.иг"¡нод„ - ‘о

^арЧ'-1- ки ДОМ УфТ -

Д.-эрроь м*адрад! - н

(А. Цьрифи. "Мадлзча" - "Риза.-нький")

С той пор:,' телк-рь - 5 К‘гг ат мэжда. - 5 .

, К;;'с найдот сюр}"1 - 5

Пип и тут ко кча. - 5

Мургасро руб ох бурдазстс ~ 7 .

С) Дуротст, оммо вз7.урдзст„ - 7

Саг п-.чал додаст, мургая - 7 Аз захма лзедж иурдазот. ~ ?

{У. "‘ач&б.- "Н\*хсян "ад'.1лэт“-г5 РуСох,"

•-"Сказание- о ллс-.о;1 спр.'амдлик'ссти’*) Лизп иголку взяла - 7 Но съев К Саб*' УНОСЛЗ, ~ 7 Ссбака помриилч - 7 НООУИКИ ОТ Р'ь. не стало - 7В вкссгртйци показано тега» и то, у.екгсяг раэтк-тяциюстюл,; млтрики аруаа пользовались поэты, создэ^-зя г.оа.ш-п^иг-ш для £•»-• тей. Анзлта .иок&н&л, что в оди*1 случаэ, капрашр, £ цроаль пп\глткя, когда отход от арузв считьлся нврущ^ии'.-м зг-к'лин п?:>-йоси» тьорак пиукдгки били подчиняться эти требов&нмам (А, 7.:~ л*т, Мируол/пи, -Ькири), друге* посты просто СЛвД-ШЭЛИ прикипит ^руга. Остнлись еервими у го законам. В нааз ирокд "•'■римш-;-к р ::!н:*ыизюс*йк «руга диктонэлссь но только сдоим со,Т'^жа::иек

ХУД- даст 1!'Л1К2ГО МГГГОри^ЛЙ, |Ю Н 5К'ЛМШ»Ы* р«ЗДО0бр-''.?иТ Ь Т*ДИИКУ

гти.^злгжлшя. В атом шюмм, о ч*м подроОдо скаг>й»::> ь ди ’о.-рто-ЦНП, :;*СДу»Л(3»А Ш»,ГМ!.1 П.'ШГКИ ПОЭГОН У.' !'Э,Г:'Е<>в. Р. Ыиряо, ГуД1Ч.-хр7, А. Ь'абддкгим, Д*. Хоыими, МирпекПрч, кот«ri.ri.-0K-

¡!'| 'ЛШТС-ГЗ ЬС/Г;МгЧ1,СТ*.:Й ТОНИКИ (арУ1’й) В ОИЛЛ'.Л!К;!, '-'”!!-•

«»» зш?<. тз.т'г. ..•‘■:о{ч> и русского стихсс-лс:*-! :ы. " •

П :‘Д0С1 № л>.-ток ото елу/.а нои-5ос:со п;ги мо'.^-т^я

десяти - дведцптисломшв разновидности ¡)р;;за„ лойяли '¡нучили; ■ 13-15 -■шсдолпну бвхрн:

Ба гумонаш» хк чйц-ч»х.к булйул, л) Пост ии тлн-гап'ЭД бувад ж пул.

V V - - | V - V - ; - -фоъюютуи I 1Ча!*ЮЬИДуи 1 !£.эълуи (Л, Бобочон, "Мукгфли’ змзл” - "Награда по 'заслугам") . Мка кажется тртль соловья,

Пиоврзтйлась в ничто Ш1»эд ш*л.

Як са^зр дукмчи мувофл^, ко];г .

4) Гурги гушна йцсн суг5х.оц.чр

Бл ЧУ» '-»з устох”!ш га}» «».<гг Х&Ч чкю ^«сппк хоиз.

. . фиьилотун 1 ма2/лидун I фаьлоа

(У. Раччб, "Лукти му^г* - "Дирнопой кусо-юх")

Как-то утром серий щспулеч в тюигх,

Что" яовграк оЗе'личии. л.1а чобя.

Лть горсть костей он обнаружил ' • Однако в кс-миате у с(-Ои,

Наряду с покмгом художественно-стилистических обретений твджикского днстана-ирптчи для детой и :юц{кк:тков в диссертации тз№д дана харрктеристакэ тех конкро'сшь Щ'изчдений Ш. Бако-заде - "Алояк л Булояк”, "Союз сорп.п я полота"; А. Жарюйг -'"Пошла лиса ив лтоту", А. Бюсори - "К./рами и лягушка" и др.), которые грэшат недостатками но г "ншонк*! н «г.)бр;ниюй фрт рифмовки и метрики. .

Как понгондо анализ ндоЯно-худ «е-т^мпых « струхтурно-

• ПОЙТИЧОСКЦХ особеьзюстеЯ , г-с танов-Праги ¡гроизводиния этого ряде стирает грань м^гду человек«.« к онруодкдой его природой. В миро дотеки* представлений и скапок. гоп.’/еднииЯ в форме притчи. ЧОЛОЬьК сливается о природой ИЛ» '¡уде-'шм образ Л возшжоет и? г.-;'*), яклдясь к^-ким космическим су цветном, рчзруашетш обичного физического СУДЧСТГ-ОВКНИЯ рваЛЬИ<ЛЧ> человека. ХУДОЯК'С-№:ШШг> ср^дотап, ^ЮрИСТИЧчСНпе Ч фр«;3.00.’юптчески& едини ЦП ЙЧНКЙ, Д1Ш< ритм VI рЛЗМчГр С*Т1«Э, КОТОринИ ЮЛЬЗ.УОТСЛ ПОЭТ, КПК

с ('с.',новитс}; мсыдокм кз ,ча триада а той глчьи, споссОствуадт раз-

вктию восбряаения и фантазии в датском сознании. А это немаловажно для произведении,, конечной нем создчзшя которого является Боепитание челрЕвка ч^рсз ненавязчивую дндахтаку. Как примечательно отметить, к форла здесь работая на содержанке, играет большую воспитательную ,р'?ль.

S заключении надъедены итоги исследования, обобщены основные тенденции развития кайра дэстанй-прлтчи, а такте изложены некоторые наблюдения по прогнозирован:!» путей дальнейшего развитая тадэткской детской и нодроеткоШ! поэзии.

Автор подчерки ti 'j .; т, что художественно-эстетические поиски, начатие в 20-30-е годн, получили «лодотвотлсе продолжение в вО-ЭО-х годах. В дастчах-иритчах. созданных дли детей и подростков, появились свокие характеры и образы, канр обрело стилевое многообразие. ?ае,ниреине тематики произведений, созданных в исследуемом- «ипрэ и периоде, обогащение их новыми изобразительным! средства ч,. ко-Ш'-чтуальность„ использование в них воз-Mojaíocreñ басен, пословиц, поговорок свидетельствуют о перспективах развития этогс канра тад^жокой детской литература.

Кок показало ксад.-довань.; являясь важнейшим худокествен-Н13Л ИСТОЧНИКОМ, устное народное творчество сигрвло огромную рель в вознпкисвенни, формировании и развитии зканра дастана -притчи в тьдижской- Датской литературе. Творческое освоение фольклоргшх традиций К: народной í.jstkkii способствовало расширения технического круга таджикской детской поэзии, представленной экакром дастана-пратчи, обогащению se образной система, соъерешенсхт-онакгео композиционных и стилевых приемов. То же самое иокно адресовать и влиянию традиций письменной персидско-тадаикской поэзии, без которого не достигло <5ы большого успеха ни одно маломяльски удачно созданное произведение в канре.

Автор подробно анализирует метрические особенности жанра дастан-нритчи, делая акцент на преимущественном использовании поэтами возмокностей силлабического стиха. Вместе с тш автор акцентирует свое внимание ца отдельных недостаткам в творчестве ряда датских писателей и конкретизирует некоторые из них как ^зктори, мешзадю развитию данного жанра: а ммонно-ааматнов ос-лабл("Ш<: нроветвенно-нпзидателъной направленности, появление мал* •и^ф.ин’исна.’и »-я произведений, в которых налицо примитивная AiuiüM’CHf, ка:-- tíríi'VTh и бедность языка, ешрхорьтость рй-|ш и

ритмики. Но В лучших произведениях ТПДМ’-КСКОЯ ДАТСКОЙ ШЕРУ.И, созданшх в жанре дастан-прптчи как убоадон в это« диссертант Еесомнепен след глубокого ОСОВвКНЯ ТрадНЩ'Л ОТ'З'ШСТЁеНЖ'К. 11 мировой литературы, опыта устно-поэтического творчества тндмж-ского народа, поэзии классикой.

По теме диссертации опубликованы следукиу-е работ;

1. Притча и оо особенности (на тадж.яз.)-Душанбе, ГЭЭ5, 2 п.д.

2. Казидашю и детская литература (на тадж.яз.;-Дуаанбе, 1996,

3 п.ли •

3. Дотекая литература и природа, (на гада.яз.}, //журя. "Адаб"' 1996, «06. 0,2 II.Л.