автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Месяц Рамазан и жанр рамазания в татарской литературе

  • Год: 2007
  • Автор научной работы: Гиззатуллина, Розалия Набиулловна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Елабуга
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Диссертация по филологии на тему 'Месяц Рамазан и жанр рамазания в татарской литературе'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Месяц Рамазан и жанр рамазания в татарской литературе"

На правах рукописи

Яи-г^'Ь"

1 ИЗЗАТУЛЛИНА РОЗАЛИЯ НАБИУЛЛОВНА

МЕСЯЦ РАМАЗАН И ЖАНР РАМАЗАНИЯ В ТАТАРСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

10.01,02 - Литература народов Российской Федерации {татарская литература)

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

ОПЗОббЭ12

Елабуга - 2007

003066912

Работа выполнена на кафедре татарской литературы ГОУ ВПО «Елабужский государственный педагогический университет»

Научный руководитель:

доктор филологических наук, профессор,

ведущий научный сотрудник Института Востоковедения РАН СИБГАТУЛЛИНА АЛЬФИНА ТАГИРОВНА (г Москва)

Официальные оппоненты:

доктор филологических наук, профессор 111АГЕАНОВА ХАБИБА САДЫРОВНА (г. Тюмень)

кандидат филологических наук,

научный сотрудник ИЯЛИ им. Г.Ибрагимова

МУХАММЕТШИН ЗУФАР ГУМЕРОВИЧ (г. Казань)

Ведущая организация: Н абер еж1 ючел н и некий юс у дарственный педагогический институт

(г. Наб. Челны РТ).

Защита состоится 29 мая 2007 г. в 15,00 часов на заседании регионального диссертационного Совета при Тобольском государственном педагогическом институте им. Д.И.Мецделеева по адресу: г. Тобольск, ул. Знаменского, 58, каб. 217.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ТГПИ им. Д.И.Менделеева.

Автореферат разослан 28 апреля 2007 г Ученый секретарь

регионального диссертационного Совета кандидат филологических наук.

доцент

Ф.С. Сайфулииа

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы. Принятие ислама в IX -X вв открыло тюрко-татарам большие возможности приобщения к арабо-мусульманской культуре, положило начало проникновению в Волжско-Камский регион философских и литературно-художественных идей Востока, что сыграло существенную роль в развитии культуры, письменной литературы, научно- философской мысли среди населения Волжской Булгарии Как и любая другая религия, ислам содержит в себе общечеловеческие нормы морали, проповедует идеалы справедливости, любви, гуманности, нравственного совершенствования, осуждает жестокость, насилие, стяжательство. Широкое распространение среди татар религиозной литературы на арабском, персидском и тюркском языках показывает, что татарский народ во все времена ощущал себя частью большой культуры Востока Свободно пользуясь общим духовным наследием мусульманских народов, татары и сами создавали произведения с религиозным содержанием. Без сомнения можно сказать, что духовная литература составляет большой и весьма значительный пласт татарской культуры Актуальность данного исследования обусловлена тем, что религиозные произведения различных жанров на татарском языке ждут своего изучения уже многие годы Исследователи в последнее время стали утверждать, что у мусульманских народов существовала и существует художественная литература с религиозным содержанием, это такие произведения, где в художественно-эстетической форме описываются жизнь и деятельность пророков, святых, праздники и культовые традиции мусульман и тд В жанровом плане такие произведения представлены довольно богато, например, исследователь татарской религиозно-суфийской литературы А.Т. Сибгатуллина условно их разделяет на три большие группы: 1) произведения, восхваляющие Всевышнего (таухиды), 2) произведения, восхваляющие Пророка Мухаммеда (на 'т, сира, хшйа, шамать, маулид, миграджия и тд); 3) произведения, отражающие культ святых и мусульманские традиции (мунаджат, марсия, мадхия, рамазания и т.д)' Данный пласт духовного наследия до сих пор остается недоступным для широкого круга читателей.

В данной диссертационной работе исследуется один из таких малоизученных жанров художественной мусульманской литературы -

1 Сибгатуллина А Т Суфизм в татарской литературе (истоки, тематика и жанровые особенности) Автореферат дисс д-ра филол наук - Казань, 2000 -С 35-57

рамазания в частности и рассматривается тема священного месяца Рамазан в татарской литературе в целом Рамазания - общее название тех поэтических произведений, которые посвящены Рамазану, месяцу священного поста у мусульман. Ввиду того, что мусульмане считают этот месяц венцом для всех остальных месяцев, жанр рамазания был популярным как в письменной, так и устной литературе

Цель и задачи исследования. Основной целью диссертационной работы является выявление и изучение художественных текстов, относящихся к теме Рамазан, их анализ, определение общей специфики, тематики, художественных особенностей. Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи'

1. Найти и проанализировать в тюрко-татарской литературе художественные тексты, относящиеся к теме священного месяца Рамазан и к жанру рамазания

2 Изучить спорные моменты, существовавшие среди татарских улема по поводу соблюдения поста и других устоев шариата в особых географических условиях, не указанных в мусульманских первоисточниках.

3 Выявить своеобразие изображения в художественной литературе мусульманского поста, празднования «Рамазан байрама» и т д на различных этапах развития общества в средневековье, в эпоху развития просветительства среди татар, в период распространения национально-демократической идей, в эпоху «воинствующего атеизма» и на современном этапе, когда интерес к религии снова возрождается

В диссертации выдвигается гипотеза о том, что в тюрко-гатарской литературе в различные периоды ее развития тема о священном месяце Рамазан была довольно популярной, а рамазания как отдельный поэтический жанр существовал и существует поныне в устной и письменной литературе

Исследуемая тема представляет собой комплексную научную проблему, чтобы ее раскрыть, необходимо знание основ ислама, особенностей национального характера, эволюции исторических процессов татарского народа и его мироощущения

Основной источниковедческой базой в изучении данной темы стали труды таких татарских ученых, как Абдуннасыр Курсави (17761812), Абдуррахим Утыз Имяни (1754-1834), Шигабутдин Марджани (1818-1889), Ахмадхади Максуди (1868-1941), Галимджан Баруди, Ризаэтдин Фахретдинов (1858-1936) и др Особенно важную роль сыграли книги М Бигиева «Пост в длинные дни» и «Наставление людей на путь истины» Абдуннасыйра Курсави Широко были использованы художественные тексты на татарском языке

Степень изученности темы. Как уже сказано выше, кроме работы А Сибгатуллиной, в отечественном литературоведении жанр рамазания до настоящего времени не был конкретным объектом научного исследования Мы опирались на работы зарубежных, в частности турецких ученых (Н Пеколджай, А Гюзель, Э Артун и др.), где рассматриваются специфические особенности многих жанров религиозно-суфийской литературы2.

Важным подспорьем при исследовательской работе явились труды татарских философов и литературоведов Я Абдуллина, М Усманова, М.Гайнутдинова, X. Миннегулова, Н Хисамова, Р Мухамметшина, А.Сибгагуллиной, А Хайрутдинова, А Хабутдинова, А.Шарипова, А Юзеева, М.Юсупова, Ф Яхина, Дж. Зайнуллина, Г. Давлетшина, М.Шамсутдиновой, где конструктивно рассматриваются проблемы влияния ислама, его сюжетов, мотивов на развитие устного народного творчества, литературы, общественной мысли татарского народа В этих работах нашли отражение многие вопросы, связанные с проблематикой научного осмысления месяца Рамазан

Методологическую основу диссертации составляют труды ведущих отечественных литературоведов и исламоведов В работе использован принцип объективности и историзма в изучении культурного наследия, рассмотрения явлений на основе сравнительно -исторического метода.

Научная новизна диссертации заключается в выборе актуальной темы, ранеее не являвшейся объектом специального исследования Данная работа является первым опытом развернутого изучения темы месяца Рамазан и жанра рамазания в татарской литературе Автору на основе сбора фольклорных, литературных и богословских произведений, фактического материала, археографических источников удалось определить художественную, идеологическую и эстетическую значимость темы месяца Рамазан и жанра рамазания в татарской литературе

Научная и практическая значимость работы. Данное исследование представляет теоретический и практический интерес для современного литературоведения Результаты исследования могут быть использованы при изучении истории татарской литературы, в разработке спецкурсов и спецсеминаров. Данная работа будет также полезной

2 Pekolcay N , Eraydm S Vb Islami Türk edebiyatmda §ekil ve nev'ilere giri§ -Istanbul, 1996 - 220 s , Güzel Abdurrahman Dini-tasavvufi Türk edebiyati - Ankara, Akcag yayinlari 2000 - 682 s Erman Artun Dini-tasavvufi Türk edebiyati -Cukurova 2002 - 400 s

школьным учителям и вузовским преподавателям при составлении программ, учебных пособий по истории культуры татарского народа и религиоведению.

Апробация работы. Основные положения и содержание диссертации нашли отражение в девяти статьях соискателя, опубликованных в научно - методических журналах и межвузовских сборниках, а также прозвучали в выступлениях на научно - практических конференциях в Елабуге, Нижнекамске, Тобольске, Казани, Москве.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии В заключении диссертации подведены итоги исследования, сделаны выводы

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы, рассматривается степень ее изученности, определяются предмет и объект, цели и задачи исследования, его теоретическая и методологическая основа, раскрывается научная новизна и практическая значимость работы.

Первая глава "Тема месяца Рамазан в богословской литературе, возникновение жанра рамазания» состоит из трех параграфов.

В первом параграфе дается краткий обзор духовной литературы на татарском языке, связанной с проблемами соблюдения мусульманского поста, это прежде всего "Тафсир-и Нугмани"-комментарии к Корану, своды хадисов "Тысяча и один хадис" и "Сорок хадисов", образцы выступлений-хутба религиозных деятелей, религиозно-дидактическое произведение "Насихате-с салихин" ("Наставления святых"), произведение Каюма Насыйри "Утыз вэгазь" ("30 проповедей"), адресованное "проповедникам для использования во время месяца Рамазан и в другое время". Также тема мусульманского поста поднимается в таких богословских трудах, как "Джэвамигуль Калем шархе" Ризаэтдина Фахретдина, "Фазаиле-ш-шухур" ("Полезные стороны некоторых месяцев") Джамалетдина Бикташи

Во втором параграфе "Полемика в татарской общественной мысли XIX в. - нач. XX в. о месяце Рамазан" дан анализ некоторых спорных моментов, существовавших среди татарских улемов по поводу соблюдения поста и других устоев шариата в особых географических условиях, не указанных в мусульманских первоисточниках

Необходимость соблюдения религиозных обрядов в непривычных для мусульман северных широтах, в связи с особенностями климата, проблема исполнения пятикратного намаза в летнее время года, когда

день необычайно длинен и сумерки практически не наступают, порождало множество вопросов, ответы на которые невозможно было найти в средневековых трактатах. Аналогичной являлась проблема, связанная с соблюдением поста в месяце Рамазан в условиях Крайнего Севера, где солнце не заходит или не выходит месяцами. Ссылки на религиозные авторитеты в данных случаях были невозможны, поскольку в Коране и сунне данные вопросы, в силу объективных причин, вообще не рассматривались3 Эти сложные проблемы суждено было решать татарским религиозным деятелям

Г.Утыз Имяни ал - Булгари в своем труде "Рисалэи эш-шэфэкъ" считал, что в тех местностях, где в летнее время сумерки так и не наступают, исполнение ночного намаза - "ясту" не является обязательным Противоположной точки зрения придерживались Абдуннасыйр Курсави и Шигабутдин Марджани, которые последовательно разрабатывали эту проблему и оставили труды о ней Рукописная статья А.Курсави ап-Булгари называлась "Рисала фи фардият салават ал-аша фи-л- биляд аллати ля ягиб шафак" (Трактат о разъяснении необходимости вечерней молитвы в местностях, где не наступают сумерки) Здесь он утверждал о необходимости пятикратного чтения намаза в течение всего дня в соответствии его времени.

В отличие от некоторых предшественников, Ш Марджани в своей работе "Назурат ал-хак фи фардият ал-аша ва ягиб-ш-шафак" (Обозрение истины относительно обязательности вечерней молитвы, когда не наступают сумерки) придерживался мнения о необходимости совершения вечерней молитвы в тех указанных случаях. Основательно изучив их труды, которые комментировались им по-новому, исходя из уровня своих знаний и сложивщейся социокультурной ситуации в регионе в середине XIX в., Марджани по-новому поставил и решил этот вопрос

По этому поводу М Юсупов пишет, что главное отличие концепции Марджани от предшественников (Г Утыз Имяни ал-Булгари и А Курсави ал-Булгари) состоит в том, что он предлагал обратиться к иджтихаду в том случае, когда в основных источниках фикха (Коран, сунна, иджма и кияс) невозможно было найти ответ на этот конкретно поставленный вопрос

Показательным примером иджтихада и конкретного правового решения, которое Муса Бигиев вывел на основе разработанной им самим методологии фикха, можно считать решение - фетву о посте - ураза в

1 Юзеев А Татарская философская мысль конца XVIII - XIX веков (Эволюция и представители) / А. Юзеев -Казань Изд-во Иман, 1998 -С 121.

условиях высоких географических широт Данная фетва под названием "Пост в длинные дни " была опубликована им в Казани в 1911 г. А. Хайрутдинов пишет, что данное исследование имело и важное социальное значение, поскольку ученый адресовал свою фетву мусульманам, проживающим в упомянутых районах, и тем, кто "всю свою жизнь проводит в тяжких трудах ради хлеба насущного и которых пост вообще окончательно выбьет из сил, лишив их последнего куска хлеба". Этим он преследовал гуманные цели "Если я объявлю этим несчастным, великое послабления ислама то воскрешено будет одно из величайщих дозволений шариата, ниспосланное для удобства, будут спасены от вреда большое количество мусульман, их семьи, а в сердцах человечества возрастет любовь к исламу"4

В третьем параграфе прослеживается отражение темы месяца Рамазан в татарском устном народном творчестве и средневековой татарской литературе Известно, что в легендах и преданиях религиозная тематика занимала довольно большое место. Например, в преданиях "Болгар шэЬэре"("Город Булгар"), которое относится к периоду Волжской Булгарии и "Казаннын кадимге планы вэ кадимге гыймарэтлэре" ("Старинный план Казани..") (ХУ1-ХУП вв) можно найти картины, связанные с гаидом (торжественным богослужением во время рамазан-байрама) Также присутствует тема утренней зари (сохэр) в таких дастанах (эпосах), как "Чура батыр", "Идегей", "Отважный Катиль".

Часто встречается религиозная (духовная) тематика в байтах. Мотивы байтов, посвященных личным трагическим событиям, русско-французской и первой мировой войнам, тесно связаны с темами месяца Рамазан, гаида, окончания поста Весьма распространена тема религиозных праздников, обрядов и ритуалов в игровых и коротких песнях (частушках), в пословицах и поговорках, в загадках и шутках (анекдотах).

В средневековой тюрко-татарской литературе тема Рамазана занимает довольно большое место Можно предположить, что она начинается с творчества среднеазиатских суфийских поэтов Ахмеда Ясеви и Сулеймана Бакыргани (XII в.) Ясеви в своих хикметах останавливается на теме самого прекрасного времени Рамазана-утренней зари, и пишет, что пост и намазы (молитвы) указывают человеку верный путь. В центре поэзии С Бакыргани находятся отношения Человека и Аллаха (Всевышнего) Симптоматичными, в этом смысле, можно назвать

4 Хайрутдинов А Г Введение // М Бигиев Избранные труды В двух томах Т 1 - Казань Татар, кн изд-во, 2005 - С 76

стихотворения "Расскаявшимся влюбленным", "Как сладки воспоминания Аллаха", "Жадность скажет.." "Бакырган китабы" ("Книга Бакырган") до Октябрьской революции издавалась среди татар несколько раз. В стихотворениях данной книги тема месяца Рамазан, утренней трапезы и торжественного богослужения по поводу окончания поста раскрыты широко и полно. Часто встречается призыв к утреннему приему пищи и намазу в стихотворениях тюркских поэтов Раджи, Иканый, Шамсутдин, Габиди, Ходадат.

Достойно особого внимания объемное богословско-дидактическое произведение "Открытые врата в рай", написанное Махмудом бине Гали аль-Булгари. Четвертый раздел третьей главы ("Руза фазаиленец бэйаны ичиндэ турур") посвящен конкретно посту и его значению Здесь автор утверждает, что врата рая всегда открыты тем, кто постится

Тема священного месяца Рамазан продолжается в стихотворениях поэтов средневековья Котби, Габделмаджита, Сайфа Сараи Также эта тема нашла отражение в творчестве известного представителя духовенства Казанского ханства, государственного деятеля и писателя Кул Шарифа, по мнению которого в священный месяц Рамазан нужно быть бдительным, не пропускать утреннюю трапезу, со слезами просить Всевышнего и умолять, беспрестанно совершать зикр-упоминание Аллаха. В творчестве известного представителя суфизма в татарской поэзии XVII века Мавля Колыя можно выделить цикл хикметов, посвященных теме месяца Рамазан и времени утренней зари. М Колый призывает бодроствовать в эти священные часы Те же самые мысли и уверования находят отражение в стихотворениях Абдуррахима Утыз Имяни (XVIII в).

Вторая глава «Отражение темы Рамазана и жанра рамазания на разных этапах развития татарской литературы» состоит из трех параграфов

В первом параграфе «Тема месяца Рамазан в литературных памятниках XIX и начала XX веков» анализируется творчество таких суфийских поэтов I пол XIX в, как Абельманих Каргалый, Хибатулла Салихов, Шамсетдин Заки, которые в своих лирических произведениях подробно останавливались на теме утренней трапезы и призывали каждое утро встречать с мольбой и слезами Эта же тема (сэхэр) присутствует и в творчестве и Г Кандалый. Он в своей поэме "Рисалэи-л-иршад" ("Книга, поставляющая на путь истинный») в XIV главе дает наставления о том, как поклоняться Богу, быть бдительным во время утренней молитвы

Тема утренней зари отражается в творчестве Манди Кутыш Кыпчаки, который жил в XVIII в. В произведении «Вакъты сэхэр"

("Время утренней зари"), которое вышло отдельной книгой, наряду с духовной дидактикой преобладают и социальные мотивы Долго находился человек во сне, во время спячки его окружили неисчислимые пороки и беды. Но ночь проходит, скоро заря. А пока - самое время для пробуждения мусульманина, чтобы совершать добрые дела. "Вакьты сэхэр" - время бодроствования мусульман для выполнения одной из заповедей шариата - уразы (поста), время до восхода солнца символично и очень удачно употреблено автором книги М К Кыпчаки. Этот символ чрезвыйчайно точно характеризует переходный период от застойного к активному времени. Здесь следует также отметить, что призыв людей к активной деятельности, трудолюбию, высказывания против блаженства и накопления богатства направлены прежде всего не на критику равнодушного отношения людей к земным делам, а на поощрение безукоснительного выполнения всех указаний Бога

Одним из классических образцов жанра рамазания является стихотворение поэта XIX века Мавликая Юмачикова "Добро пожаловать, великий Рамазан" В произведении говорится, что по воле Аллаха ураза-пост является предписанием, которое должен соблюдать мусульманин. Затем в виде наставления перечисляются благодеяния, которые следует совершать в месяц Рамазан, описываются поучительные истории из жизни святых Следует отметить, М.Юмачиков, безусловно, был хорошо осведомлен в рамазаниях, которые среди народа были распространены как мунаджаты и свое произведение он написал под их влиянием К примеру, такие радифы и выражения, как "Рамазан отсилы продолжается месяц", "О, великий Рамазан'" часто встречаются в произведениях устного народного творчества

Достойно особого внимания стихотворение Гали Чокрыя "Тархибе Рамазан". Г.Чокрый это произведение пишет по возвращению из хаджа, потому что в книге описываются торжества дня разговения, которые отмечаются в мусульманских странах, в частности в мечетях и других учреждениях богослужения Мекки и Стамбула Основная особенность произведения «Тархибе Рамазан» в том, что от начала до конца здесь используется радиф «Мархаба» (те «Добро пожаловать'») Данное произведение Г Чокрыя можно рассматривать как полнокровный, весьма умело продуманный и социально содержательный образец жанра рамазания в литературе XIX века

В татарской литературе начала XX века к теме Рамазана обращался народный поэт Габдулла Тукай В стихотворении «Рамазан гаетендэ Иблиснец шэйтаннарына хитабы" ("Обращение к бесам в Рамазан-гаид") критикуются люди, которые, хотя и не держат пост, не соблюдают все его требования, по окончанию поста со всеми вместе отмечают гаид -

праздник разговения Стихотворение Тукая «Кадер киче» («Ночь предопределения») напрямую связано с Кораном, и его можно назвать поэтически озвученной на татарском языке семидесятой сурой Корана «аль-Кадр». Но все же Тукай не ограничивался рамками аятов, использовал мотивы, отсутствующие в Коране, что придало произведению новое социально-гуманистическое звучание.

Развитие темы Рамазан в татарской литературе непосредственно связано с социально-историческими изменениями в жизни самого народа Если в средневековье, когда в обществе существовало уважительное отношение к религии и все были верующими, в литературе существовал торжественный дух, связанный с приближением священного месяца, который объединял и роднил всех мусульман, то с конца XIX века отношение к нему начинает существенно меняться как в самом обществе, так и в литературе В художественных произведениях конца XIX - нач XX вв больше всего описывается жизнь шакирдов, проводивших всю юность и даже молодость в стенах медресе старого типа. Ежегодный пост, ифтары, праздники, связанные с уразой, для них становились какой-то отдушиной, сменой духа и образа жизни в их жалком и скучном существовании. Но ввиду того, что шакирды зачастую злоупотребляли гостеприимством и щедростью местного населения во время уразы и праздников, отношение к ним не всегда было положительным В произведениях Г Ибрагимова, Ф Амирхана, К Тинчурина и др. описываются негативные стороны жизни татарских шакирдов Например, в рассказе Г. Ибрагимова «Изгнание шакирда Заки из медресе» (1907) подробно описывается, как молодые шакирды в день праздника разговения надоедали односельчанам со своими «поздравлениями», что вынуждало последних обращаться порой за помощью к полиции и т д.

В период, когда общество начинает увлекаться социалистическими идеями, часть населения начинает полностью игнорировать религиозные традиции, в том числе праздники, связанные с постом.

Образы народного сна, зари, восхода солнца, оптимистический дух пробуждения явно указывают на присутствие традиций поэзии XIX века в творчестве Тукая и Гафури, во всей литературе эпохи стихи Тукая "Мужик йокысы", "Иттифакъ хакында" (1905), С.Рамиева "Тан вакыты" (1907), "Бел телен, эзлэ юлын " (1906) и множество других произведений этих и других поэтов начала XX века содержат в себе традиционные мусульманские образы и символы. В произведениях поэтов и писателей начала XX века М.Максуди Д Губайди, С.Г.Кадыйри, Ф.Сулеймании, Г Сунгати, С Кудаша, Г Шарифи преобразования в

обществе в результате революции также отождествляются с рассветом, утренней зарей, с восходом солнца

Второй параграф называется «Особенности отражения темы Рамазан в татарской литературе советского и современного периодов». В конце 20-х годов большевики под предлогом борьбы против "религиозного опиума" разрушали мечети, сносили минареты, которые в течение веков для татарского народа являлись нравственной опорой, источником культуры и просвещения. Такие эпизоды описываются произведениях. Ф.Бурнаша "Старик Камали", М.Магдеева "Человек уходит - песня остается", "Прощание", Г.Ахунова "Волжанка", Р.Батуллы "Синий цветок вдоль дороги", Г Тавлина "Бедствие", В Имамова "Соль на рану", Ф Байрамовой "Красный хребет", Н.Гиматдиновой "Минарет" В литературе 30-х годов становится популярной суровая критика религиозных деятелей - мулл и ишанов, которые во время Рамазана целиком находились на попечении населения, тк. каждый день их приглашали в гости, а во время праздников собирали куш от садака-подаяний Рассказ Шамиля Усманова «Жертва гаида» (1924) отражает противоречивые взгляды на ислам и соответственно на религиозные праздники, существовавшие в татарском обществе во время гражданской войны. Красногвардеец Хайруш прежде служил полковым муллой в царской армии Оставаясь верным своим взглядам, он во время праздника мусульманского поста читает наставления и бойцам Красной Армии, поздравляет их со священным праздником Далее он идет в ближайшее село с мечетью, где читают праздничный намаз, чтобы поздравить единоверцев, но становится жертвой- во время облавы местный мулла выдает его белым

В произведениях Ш Камала "Матур туганда" ("Когда рождается прекрасное") и Ф Хусни "Утызынчы ел" "(30-ый год") описываются истории о том, как деревенская молодежь по случаю окончания поста устраивала праздник-концерт В своем произведении «Хатирэлэр урамы" ("Улицы воспоминаний") М.Амир вспоминает о школьных годах, об участии в литературных вечерах в месяце Рамазан, о посте среди пожилой части односельчан Среди учеников "советской школы" многие еще держали руза-пост. Учителя преследовали тех, кто постился, за эти "великие грехи" на школьных линейках отчитывали, а тех, кто украдкой держал пост, заставляли выпить воды

Таким образом, тема Рамазана в татарской литературе XX века нашла характерное отражение: атеистическая пропаганда, однобокая политика партии, классовая борьба и отрицательные взгляды на религию как на пережитки прошлого - все эти общие моменты способствовали изображению религиозности как трагедии отдельных личностей,

отдельных деревень и народа. В целом, эту идеологию народ принял удрученно, сохраняя в душе веру и поклонение Творцу.

В условиях перестройки многие известные поэты и молодые, начинающие авторы создали довольно большое количество произведений о месяце Рамазан Например, поэты Г.Сада, Л Шакирзян, Р.Валиев, X. Аюп в настоящее время стали активно обращаться к духовной тематике. Авторы-любители, к примеру, Х.Валиди, Р Исхаки, Д.Каюмова, Х.Фахретдинова, А.Кашфуллин, Д. Камалетдинова, А Хисамова, С Рахматуллин, Ф.Гарипова и др (в основном, это представители старшего поколения) создали целый пласт произведений, относящихся к жанру рамазания Их произведения, хотя в большинстве случаях не совершенны в художественном плане, но привлекают внимание широких слоев читателей своей искренностью, душевностью, открытостью и праведным восприятием бытия

В третьем параграфе рассматриваются жанровые особенности рамазания. Основные моменты в жанре Рамазания следующие-священность месяца Рамазан, польза и праведность поста, величие ночи предопределения и т.д Они прежде всего актуальны в таких произведениях фольклора, которые причислены к мунаджатам. Например, таков мунаджат-приветствие начала Рамазана

Изгелек кыш, бэхпгец артыр, Твори добро, счастьем обернется,

Йвздэ гшан нуры артыр Лицо светом веры озарится

Тэубэц кабул була торгам Раскаяние твое зачтется

Изге Рамазан ае бардыр В священный месяц Рамазан

Эй, Рамазан, Рамазан, Рамазан, Рамазан

Хуш килдец син, Рамазан1 Добро пожаловать, Рамазан'

В данном мунаджате выражается радость, восхищение к приходу месяца Рамазан, призывается совершать во время Рамазана богоугодные дела, далее приводятся поучительные примеры из жизни пророков и святых

В первой половине месяца Рамазан читались стихи с редифом "мэрхабэ" ("добро пожаловать'"), что выражало чрезвычайную радость мусульман в связи с приходом священного месяца Мэрхабэ, йэ нуре гайни, Мэрхабэ, мэрхабэ, йэ мэрхабэ1 Во второй половине этого месяца читались грустные стихи с редифом "ал-видагъ" ("прощай, до свидания'"), предвещающие конец месяца-праздника. В них выражалось сожаление о том, что Рамазан так быстро прошел, и нежелание с ним расставаться Ал-видагъ - слово

арабского происхождения, означает прощание с праздником. Раньше среди татар существовала красивая традиция: перед праздником ураза-байрам из минарета мечети читать стихи "Ал-видагъ". Этот ритуал был долгожданным, но грустным, потому что это значило, что мусульмане прощаются с месяцем Рамазан.

Элвидагу, элвидагу, шэнри рэхмэт, элвидаг! Ля иляне иллэллаш, ля пляне иллзллани!

(Прощай, месяц благодати, до свидания' Нет божества, кроме Аллаха).

Ай-най, Рамазан, утэсец инде, Алдагы елны квтэрбвз инде

(Мы с нетерпением будем ждать следующий месяц Рамазан) Как известно, именно в священный месяц Рамазан во время поста и молитв в пещере Хира пророку Мухаммеду явился ангел Жабраил и сказал- "Читай!" И из уст пророка стали изливаться строки Книги Аллаха - Коран. Это случилось на 26-й день месяца Рамазан - Лейлат аль-Кадр. Считается, что в эту ночь Аллах принимает решение о судьбе каждого человека, учитывая его благочестие и просьбы, высказанных в молитвах Поэтому Лейлат аль-Кадр принято проводить в мечети, читая Коран и вознося славу Аллаху, ангелам и просьбы Среднеазиатский суфий Сулейман Бакыргани, имея в виду, что в эту ночь мусульмане особенно усердно молятся Аллаху в чистосердечно каются, говорил принимай каждого человека как Хзыр Ильяса, проводи каждую ночь как Лейлят аль-Кадр".

О благотворном влиянии этого вечера на судьбы людей возвещают в духе ислама и мунаджаты на тему Рамазана

Ихлас белэн руза тотыйк, Чистосердечно будем молиться, Аныц савабы бик куптер Благочестие наше умножится

Такие мунаджаты, как "Хактан сэлам килгэндэ", "Рамазан рузасы", "Изге рамазан ае", "Руза тотьщ, меселманнар", "Рамазан шэриф", "Кадер кичэсе", "Дуслар, тэбрик итэм сезне'", "Хуш килдец, шэЬри рэхмэт!", "Гает кенендэ" из сборника К.Хуснуллина3 относятся к жанру рамазания Например, в основу мунаджата "Хактан сэлам килгэндэ" положен мотив о том, что в месяце Рамазан нельзя говорить грешные слова, нужно соблюдать пост, а в мунаджате "Изге рамазан ае" призывывается более усердно читать пятикратный намаз

В дни Ураза-байрам мусульмане в большом количестве собираются на ночные молитвы в мечети или идут друг к другу для вечернего разговения - ифтар. У татар-мусульман существует особый

5 Менэжэтлэр 11эм бэетлэр Тезучесе К Хеснуллин -Казан Раннур нэшр , 2001

14

ритуал ночных распевных молитв - таравих Первые двадцать дней таравих исполняется только на арабском языке, в последующие дни он исполняется на татарском языке. У просветителя и ученого Ахмадхади Максуди есть специальный труд, посвященный этому ритуалу-таравих, который называется «Исламские молитвы». А Т Сибгатуллина утверждает, что такие мунаджаты о таравих-намаз, как "Таравих тасбихе", относятся к жанру рамазания6.

Утренняя заря - то время, когда исполняются все желания. Мусульмане во время утренней зари мысленно общаются с Аллахом, молятся, желают всем добра и счастья. Молитва, которую читают мусульмане во время утренней зари, предполагает возможность осуществления эволюций.

Агпац-анац нэ кыла, Жрмга кичлэр дэ килэ Аларга телэк телэ Вакыты сэхзр эчендэ (Во время утренней зари пожелай своим родителям здоровья, благополучия)

В эпоху советского атеизма не было возможности сочинять и расспространять рамазания-мунаджаты На современном этапе, когда интерес к религии возродился, в изданиях религиозного содержания большом количестве появились рамазания-мунаджаты. Это доказывает, что если есть религия, то существуют мусульманские праздники. Если есть праздники, то мусульмане сочиняют мунаджаты, посвященные священному месяцу Рамазан

По этой причине мы обратились к творчеству современного автора Хамида Валиди. Он в своих мунаджатах обращает внимание на то, чтобы мусульмане признавали исламские праздники. X Валиди пишет "Религия и наука - это два крыла литературы Все мои произведения написаны благодаря моим стараниям и Божьему дару" Его мунаджаты "Ул айлар ае", "Бэхет елэшкэн ай", "Ураза-жэннэт ачкычы", "Була курсен", "Вэгьдэ Ьэм емет", "Ак емидлэр киче", "Саубуллашу", "Без аларнын дэвамнары" посвящены месяцу Рамазан, празднованию "Рамазан байрама", ночи Лейлат аль-Кадр Автор говорит, что на Лейлат аль-Кадр мусульманам не следует спать, а нужно молиться Молитвы в ночь предопределения намного благочестивее, чем в другое время: и кто

6 Сибгатуллина в Т. Татар эдэбиятында суфичылык (чыгаиаклар, тематика Ьэм жанр узенчелеклэре) филол фэннэре докт . дисс / Э Т Сибгатуллина -Алабуга, 2000 - Б 315

в этот вечер помолится, Аллах им отпускает грехи

Таким образом, рамазания - поэтический жанр, основное содержание которого определяют мотивы воспевания священного месяца Рамазан, призыва к посту и нравоучений мусульман Рамазания от других поэтических произведений отличается характерной структурой, содержанием и определенной тематикой. Размер жанра рамазания не нормирован, рифмы свободные, сам жанр находится между фольклором и художественной литературой, может исполняться как фольклорный жанр-мунаджат нараспев. Рамазания имеет, как правило, следующую тематику: волнительное ожидание начала месяца Рамазан, духовная близость мусульман, посещение мечетей, где читаются торжественные проповеди; утренняя трапеза и намаз; намаз Таравих (дополнительная молитва-сунна), ифтар (разговение), Лейлат аль-Кадр (ночь предопределения), гаид-байрам (торжественное богослужение по окончании поста) и др

В этом диссертационном исследовании произведения жанра рамазания разделены на две группы.

а) рамазания, основанные на богословские источники, аяты, суры и хадисы В них напоминается о благочестивости поста, что именно в этот месяц ниспослан Коран Эти произведения, как правило, очень сложны, написаны с использованием многочисленных арабско-персидских заимствований. Их авторы, в целом, наверняка были наставниками, а читателями - шакирды медресе По другому эти произведения можно назвать книжными рамазания В тюркской литературе они относятся к XVIII- XIX вв и встречаются в творчестве Сабита, Надима, Назыйма, Шаиха Талиба и т д. В татарской литературе эту традицию продолжил поэт Гали Чокрый.

б) рамазания, адресованные простому народу и написанные в легкой форме, на доступном языке. Такие произведения сохранились в большом количестве в устном народном творчестве и были причислены к мунаджатам. Мунаджаты, специально посвященные месяцу Рамазан, «Аль-видаг», «Пост в Рамазан», «Священный месяц Рамазан», «Мусульмане, поститесь'», «Ночь предопределения», «Поздравляю вас, друзья», «В день Разговения», «Добро пожаловать .» и др, по нашему мнению, являются яркими образцами жанра рамазания

Также нами обнаружены рамазании, написанные конкретными авторами, как М.Котыш Кыпчаки, Г. Чокрый, М Юмачиков, X Вал иди, Р.Исхаки и др. При этом с уверенностью можно сказать, что в современной литературе рамазания существует как полнокровный жанр

В заключении автором подведены итоги исследования и сформулированы основные выводы диссертации

богословская (духовная) литература в жизни татарского народа в течение веков играла и играет в настоящее время важную роль Обзор произведений духовной литературы дал возможность представить завидный уровень образованности, зрелость социально-нравственных взглядов и высокий моральный облик татарского народа.

знакомство с взглядами и научными доктринами о месяце Рамазан, об уразе-посте, изложенных в трудах богословов, углубили представления о духовной и обрядовой жизни татар - мусульман; анализ полемики о месяце Рамазан среди татарской общественности выявил серьезное отношение отечественных мыслителей к данному явлению

детальное рассмотрение специально написанных на тему Рамазан или же имеющих к этой теме отношение произведений, выявили отношение татарского народа к канонам шариата в целом Следует отметить, что это отношение под воздействием преобразований в обществе постоянно менялось

Таким образом, татарские рамазания-мунаджаты, совершенствуясь в течение многих веков, служили распространению исламской идеологии в широких народных массах, воспитывали в народе высокие нравственные качества Они сыграли определенную роль в выработке национальной психологии, национального характера татар

По материалам диссертации опубликованы следующие работы 1 Гиззатуллина, Р H Полемика о месяце Рамазан в татарской общественной мысли XIX - начала XX вв / Р Н. Гиззатуллина // «Ученые записки» Казанской государственной академии ветеринарной медицины им Баумана-2006 -Т 188 -С 230-237. 2. Гиззатуллина7Р H Фольклорда рамазаниялэр / Р H Гиззатуллина // Материалы международной тюркологической конференции «Языки и литература тюркских народов1 история и современность» -Елабуга Изд-во ЕГПУ, 2004 - С. 166-168

3 Гиззатуллина, Р H Мэулэ Колый ижатында рамазания жанры / P.H Гиззатуллина // Фэн Ьэм мэктэп - 2004 - №12 - С 56

4 Гиззатуллина 7 Р.Н. Воспитание будущих специалистов на традициях народной педагогики / Р H Гиззатуллина // Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Нижнекамск, 20 апреля 2004 года) /- Казань: РИЦ «Школа», 2004 - С.173-176

5 Гиззатуллина, Р.Н Халык авыз ижатында рамазан тематикасы / Р H Гиззатуллина // Фэн Ьэм мэктэп. - 2005. - №10. - С 62

6 Гиззатуллина, Р.Н. XX гасыр башы татар эдэбиятында тац алдыннан уяу булу мотивы / Гиззатуллина Р.Н. // Материалы VIII межрегиональной научно-практической конференции

"Сулеймановские чтения-2005" / - Тюмень: ИПЦ "Экспресс", 2005. - С.65-66.

7. Гиззатуллина, Р.Н Гали Чокрый иждтында рамазания жанры / Р.Н. Гиззатуллина // Материалы Всероссийской научно-практической конференции "Актуальные проблемы тюркологии "Тумашевские чтения" - Тюмень: ИПЦ "Экспресс", 2006. С. 52 -56

8 Гиззатуллина, Р.Н. Хэзерге поэзиядэ Рамазан ае темасыныц эхлакны тэрбиялэудэге роле / Р Н. Гиззатуллина // Материалы Республиканского научно-практического семинара

"Педагогические, воспитательные и творческие факторы модернизации досуговой сферы молодежи" // Специалист ССУЗ XXI века профессионализм, творчество, духовность - Елабуга,

2006 - С 120-125

9. Гиззатуллина, Р.Н. Рамазания-мунаджаты / Р Н Гиззатуллина // Материалы региональной научно-практической конференции «Проблемы филологии народов Поволжья» - Москва-Ярославль.

2007 (в печати)

Формат 60x84/16 Бум писч бел Печать ризографическая Объем 1,25 печ л Тираж 100 экз Заказ №_

Отпечатано в Центре Оперативной Полиграфии «RISO» 423570 РТ, г Нижнекамск, ул Вокзальная, дом 26, офис 8

 

Текст диссертации на тему "Месяц Рамазан и жанр рамазания в татарской литературе"

61:07-10/1614

ГУО ВПО «Елабужский государственный педагогический университет»

На правах рукописи

ГИЗЗАТУЛЛИНА РОЗАЛИЯ НАБИУЛЛОВНА

МЕСЯЦ РАМАЗАН И ЖАНР РАМАЗАНИЯ В ТАТАРСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (татарская литература)

На соискание ученой степени кандидата филологических наук

Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор Сибгатуллина А.Т.

Елабуга - 2007

эчтэлек

Кереш 3-12

1 Булек. Дини эдэбиятта Рамазан ае темасы, 13-71

рамазания жанрыньщ тууы

1.1. Дини эдэбиятта Рамазан ае темасы 13-31

1.2. Татар жэмэгатьчелегендэ Рамазан ае белэн 32-50 менэсэбэттэ туган кайбер бэхэслэр

1.3. Рамазан ае темасыньщ татар халык авыз 51-71 ижатында эшлэнеше Ьэм рамазания жанрыньщ туу алшартлары

2 Булек Татар эдэбиятыньщ усеш этапларында 72-136

Рамазан ае темасы Изм рамазания жанры

2.1. XIX гасыр Ьэм XX гасыр башы татар эдэби 72-92 ядкарьлэрендэ Рамазан ае темасы

2.2. Совет чоры татар эдэбиятында Рамазан ае 93 - 111 темасыньщ чагылыш хасиятлэре

2.3. Рамазания жанрыньщ теп узенчэлеклэре Изм 112-136 аныц хэзерге татар эдэбиятындагы урнэклэре

Йомгак 137-140

Эдзбият 141-154

Кереш

Ислам - башка диннэр кебек ук, узенэ генэ хас догматикасы, символлары Ьэм кагыйдзлэре булган диннэрнен, берсе. Ислам жэмгыять тормышын тэртипкэ салучы, кешелэрнец уз-узлэрен тотышын Ьэм узара менэсэбэтлэрен билгелзуче кагыйдэлэр тупланмасы да булып тора. Меселман деньясында ижтимагый-сэяси, эхлакый Ьэм фэлсэфи мэсьэлэлэрнец усеше Ьэркайчан ислам кануннары нигезендэ барган Ьэм бара.

Ислам (гар.) - буйсыну, узецне АллаЬыга тапшыру мэгънэсен адлата. 0лкэн кешелзр авызыннан еш кына берэр гамэл кылганда: "Аллага тапшырдым" дигэн сузлэрне ишетэсец. Алар уз эшлэренец нэтижэсен АллаЬынын ничек ярдэм итуенэ бэйле дип ышаналар [46, 55].

Ислам диненец биш баганасы:

1) эш - шэЬадэт - АллаЬныц берлегенэ Ьэм Мехэммэднец рэсуллегенэ ышану;

2) эс - салэт (намаз уку, гыйбадэт кылу);

3) эс - саум (ураза тоту);

4) эз - зэкят (ярлылар хакына салым тулэу);

5) эл - хаж (хаж кылу);

Бу биш талэпнец дуртесе эхлакый характерда, нигездэ, алар дини тормышнын; гадэт Ьэм йолаларын утэугэ игътибарны юнэлдерэлэр.

Гасырлар буена ислам дине терки - татар эдэбиятына, халы к авыз ижатына Ьэм язма эдэбият усешенэ кечле йогынты ясады.

Бу йогынты Ьэм идея-эчтэлек, Ьэм угет-нэсыйхэтчелек, Ьэм жанрлар эшлэнешендэ чагылыш тапты. Бугенге кендэ фэндэ дини-суфичыл рухлы матур эдэбият та булган Ьэм хэзер дэ бар дигэн фикер популярлык ала башлады. Мисал ечен, терек эдэбиятында Н.Пеколжай, Фоат Кепрелузадэ, Абдурахман Гузэл, Эрман Артун Ь.б. лар терки эдэбиятларньщ художестволы эшлэнгэн

купсанлы жднрларын аерып курсэтэлэр.

Терки - татар эдэбиятында дини - суфичыл юнэлешнец барлыгы Ьэм яшэве билгеле. А.Т.Сибгатуллина бу тер эдэбиятньщ аерым жанрларын алып тикшерде. Ул узенен; хезмэтендэ дини-суфичыл жанрларны еч тергэ булэ:

1) АллаЬыны мактаучы эсэрлэр;

2) Мехэммэд г.с. Ьэм башка пэйгамбэрлэрне зурлаган эсэрлэр;

3) Дини культ Ьэм ритуал белэн бэйле булган эсэрлэр.

Галимэ, тэухидлэр; сиратен - нэбилэр яки сирэлэр; мигъращнамэлэр яки мигъращиялэр; тэзкирэтел-эулиялэр; мэдхиялэр, мэулидлэр, нэгытълэр, мвнакыйбнамэлэр; рамазаниялэр; дини дастаннар, кыйссалар; мвнэщэтлэр; мэрсиялэр; кыйссасел - энбиялэр нэм дин тарихы китаплары; тэсаувыф тэгълиматын ацлаткан эсэрлэр; дини эдэбиятыбыз эченэ шулай ук тэфсир, гакаид, фикъны, хэдис китаплары, хвтбэлэр, вэгазълэр кебек жанрларньщ татар эдэбиятында да зур урын алып та Ьаман ейрэнелмэвен искэртте. [93,233].

вченче тергэ кергэн жанрлар арасында ул Рамазан ае белэн бэйле эсэрлэрне махсус бер жанр итеп карый Ьэм рамазания дип атый.

Рамазания жанрыньщ кайбер узенчэлеклэренэ тукталып урнэклэр китерсэ дэ, галимэ жанрныц бетен усеш тарихын Ьэм узенчэлеклэрен, эдэби кыйммэтен алып тикшерми.

Без, исэ, узебезнец хезмэтебездэ тубэндэге бурыч Ьэм максатларны куябыз:

1) Дини эдэбиятта Рамазан ае темасыньщ чагылышын курсэту.

2) Татар жэмэгатьчелегендэ Рамазан ае белэн менэсэбэттэ туган кайбер бэхэслэрне ачыклау

3) Рамазан ае темасыньщ Ьэм жанрыньщ татар халык авыз ижатында бирелешен анализлау.

4) Борынгы Ьэм урта гасыр эдэбиятында Рамазан ае темасыньщ теп узенчэлеклэрен, идея-проблематикасын билгелэу.

5) XIX йез азагы Ьэм XX гасыр башы эдэбиятында Рамазан ае темасыныц меЬим моментларын, идтимагый фэлсэфи фикер усешенец теп тенденциялэрен курсэту.

6) Совет чорында Рамазан ае белзн менэсэбэтле каршылыклы фикерлэрне ачыклау.

7) Хэзерге эдэбиятта Рамазан ае темасыныц халкыбызныц рухи йезен Ьэм акыл хэзинэсен саклауга Ьэм устеругэ керткэн елешен ачыклау Ьэм нэтижэлэр ясау.

7) Эдэбиятта бирелгэн текстларны анализлау юлы белэн Рамазан ае темасыныц Ьэм жанрыныц теп сыйфатларын ачыклау.

Эш барышында бу проблемаларга кагылышлы терле чыганакларга мерэ^эгать итэргэ туры килде. Болар, нигездэ, Коръэн тэфсирлэре, хэдис китаплары, дини - рухани эдэбият, халык авыз иж;аты, XIX йездэ басылып чыккан гарэп язулы китаплар булдылар. Без, шулай ук, дини тематиканы максат итеп куйган Ьэм бугенге кендэ дэ чыга килуче вакытлы матбугатка мерэжэгать иттек. Мисал эчен, "Иман нуры", "Рисалэ", "Меслимэ", "Алабуга нуры", "ШэЬри Казан", "Ватаным Татарстан", Мэгърифэт", "Заман-Татарстан" газеталары, "Аргамак", "Казан утлары", "Сеембикэ" журналлары" Ьэм терле елларда чыккан "Татар меселман календарьларе".

Диссертациягэ тикшеругэ алынган теманын актуальлеге, яцалыгы татар эдэбиятында беренче тапкыр рамазания жанрын Ьэм Рамазан ае темасын чагылдырган башка тер эсэрлэрнец идея-эстетик Ьэм эдэби кыйммэтен билгелэу, аларныц язылу Ьэм халык арасында таралу шартларын ейрэну белэн бэйле.

Моца кадэр эдэбиятыбыз тарихында Рамазан ае Ьэм рамазания жанры махсус ейрэну объекты булганы юк иде эле.

Без узебезнец хезмэтебездэ бетен терки-татар эдэбияты усеше тарихында азмы-купме билгеле булган рамазан ае темасына кагылышлы эсэрлэрне

тикшереп чыктык Ьзм уз бэябезне бирергэ омтылдык, шулай ук татарлар арасында билгеле булган эсэрлэргэ нигезлэнеп, рамазания жанрыньщ теп узенчэлеклэрен Ьэм усеш тенденциялэрен курсэттек.

Эдэбиятка Рамазан ае темасыньщ килеп керуе, Ьичшиксез, аньщ идея-эхлакый эчтэлеген баета, кешелэрнец уй-телэклэрен, рухи халэтен тирэнрэк чагылдырырга мемкинлек бирэ, эсэрлэрнец образ-сурэтлэр структурасына яцалыклар алып килэ, ниЬаять, эдэбиятыбызньщ милли сыйфатын билгели.

Без узебезнец диссертациядз тубэндэге гипотезаны алга куябыз. IX - X гасырлардан ук меселман деньясы эчендэ урын алган татар халкы рамазан аен изге айлардан санаган Ьэм аца карата аерым бер менэсэбэттэ торган. Бу менэсэбэт аньщ фольклорында Ьэм язма здэбиятында чагылыш тапкан. Безнец фикеребезчэ, рамазания жанры, ягъни меселманньщ изге ае булган рамазанны зурлау, мактау, аны пропагандалау максатында язылган фэлсзфи Ьэм лирик рухлы эсэрлэр, терки - татар халык авыз ижатында Ьэм матур здэбиятында куп гасырлар буена яшэп килгзн Иэм буген тагын бер тапкыр чэчэк ату чорын кичерэ.

Теманыц вйрэнелу дэрэжэсе.

Эгэр дэ Рамазан аеныц Ислам динендэ тоткан урыны белэн бэйле хезмэтлэргэ мерэж;эгать итсэк, теп чыганаклар булып Утыз Имэни1, Габденнасыйр Курсави2, ШиЬабетдин Мэржани3, ЭхмэдЬади Максуди4, Ризаэтдин Фэхретдинов5 хезмэтлэре тора. Без бу авторларньщ хезмэтлэрен диссертациянец эчендэ анализлаячакбыз.

Габдерэхим Утыз Имэни. Шигырьлэр, поэмалар (Тез. Э.Шэрипов). - Казан: Татар, кит. нэшр., 1985. -3976.

г Курсави Г. Кешелэрне тугры юлга кундеру / Г.Курсави. - Казан: Иман нэшр.. 1999. - 1506.

3' Мэржани Ш. Местэфадел-эхбар фи эхвали Казан вэ Болгар (Казан Ьэм Болгар хэллэре турында файдаланылган хэбэрлэр) / Ш.Мэржани. - Казан: Татар, кит. нэшр., 1989. - 4146.

4' Максуди д. Гыйбадэте исламия / Э.Максуди. - Казан: Матбугат йорты нэшр., 2004. - 1436.

5' Фэхретдинев Р. Ж^эвамигуль кэлим шэрхе. Гарэби-урыс хоруфатында беренче басма / Р.Фэхретдинов. - Казан: Иман нэшр., 1416c.li. (1995)-5706.

Шул ук вакытта, татар халык фэлсэфи фикерлэрне ейрзнгэн Я.Абдуллин, М.Госманов, Р.Мехэммэтшин, М.Йосыпов, А.Хабутдинов А.Хэйретдинов, Э.Шэрипов, А.Юзеев хезмэтлэре безнец ечен бик эЬэмиятле булды.

Аеруча М.Бигиевнец "Озын кеннэрдэ руза"1 эсэре, аныц ике томлык сайланма хезмэтлэре, Ьэм Г.Курсавиньщ "Эл-иршад ли-л гыйбад" китапларыньщ текстлары Ьэм анализлары басылып чыгу безнец ечен бик файдалы булды.

Икенчел тер чыганаклар итеп без уз хезмэтебездэ татарча басылып чыккан эдэби текстларны алдык Ьэм аларга анализ ясадык.

Бу елкэдэ безнец ечен "Татар эдэбияты тарихы" алты томлык академик басмасыннан Ьэм М.Гайнуллин, Х.Госманов, М.Гайнетдинов хезмэтлэреннэн файдалы фикерлэр таптык.

Элеге жанрлар арасына кергэн мэулидлэр турында М.Шэмсетдинова кандидатлык диссертациясе яклады. Ул мэулид жанрыныц татар халык арасында популярлык Ьэм даими устерелеп килуен эдэби текстларга нигезлэнеп раслады [182,19].

Лэкин татар эдэбият фэнендэ Рамазан ае темасы бер генэ автор тарафыннан да махсус алып каралмады.

Рамазан ае темасы Ьэм жанры махсус рэвештэ моца кадэр эдэбият тарихында тикшерену объекты итеп алынмаган. Гомумэн, рамазания жанры дигэн термин татар эдэбиятында 2000 нче елларда гына бирелэ башлады. Беренче буларак рамазания жанры турында мэгълуматлар Э.Т.Сибгатуллинаныц "Татар эдэбиятында суфичылык (чыганаклар, тематика Ьэм жанр узенчэлеклэре)" дип аталган докторлык диссертациясендэ бирелде. Ул анда рамазаниягэ жанр буларак ацлатма бирэ, аныц теп моментларына туктала, куп кенэ руханият галимнэренец эсэрлэреннэн езеклэр китерэ [93, 233].

Бигиев М. Избранные труды. В двух томах. Т.1. (Пер. с осман) / М.Бигиев. - Казань: Татар, кн. изд -во, 2005.-336с.

Лэкин меселман эдэбиятында, аеруча терки меселман эдэбият белемендэ элеге жанр куптэн билгеле.

Мэсэлэн, терек галимэсе Н.Пеколждй фикеренчз, рамазаниялэр язу традициясе терки эдэбиятта XVI гасырда башлана Ьзм иц матур урнэклэре XYIII-XIX гасырларга карый.

Куренекле рамазаниялэрдэн исэ терек эдэбиятында Сабит, Назим, Надим, Эндэрулла Фазыйл, Эндэрулла Васиф эсэрлэре кабул ителгэн. Моннан башка Шэйх Галиб, Сенбелзадэ ВэЬби, Кожа Рагиб, Эдирнэки Каниларньщ да рамазания язганнары билгеле [185,240-252].

Мисал ечен, Кожа Рагиб иц беренчелэрдэн булып ифтар турында язган. Язучы Надим узенец бэетендэ душэмбе кичтэ кешелэрнец яца ай курулэре Ьэм Истамбулда, игълан алынганнан соц, Ьавага туплар атылуы турында хэбэр итэ, э Назыймныц эсэрлэрендэ Рамазан кичлэренец меЬим бер елеше булган шэмнэр тасвирлана.

Рамазания - ислами терки эдэбиятларда Рамазан ае хакында язылган эсдрлэргэ бирелгэн гомуми исем. Меселманнарньщ Рамазан аена биргэн кыйммэт Ьэм эЬэмиятлэре йезеннэн, дини эдэбиятта бу тер эсэрлэр киц таралган. Рамазаниялэр, нигездэ, касыйдэ шэкелендэ язылган шигъри эсэрлэр.

30 кенлек Рамазан аенда тотылган ураза Коръэндэ нэкъ менэ шушы айда АллаЬы Тэгалэнец Дэбраил фэрештэ аркылы Мехэммэд пэйгамбэргэ вэхи итеп аятьлэр ицдеруе турында телгэ алынуы белэн бэйле.

Меселманга хажга бару мемкинлеге булмаса да, ул калган талэплэрне жиренэ житкереп утэгэн. Мэсэлэн, ислам д и ненец еченче баганасы - эс-саум (ураза тоту).

Ураза-кеннец кояш чыгып торган елешендэ ашамау, эчмэу, тэмэке, аракыдан баш тарту, кендез якынлык кылмау h. б. шундый тэкъвалыкка зыян салырдай эшлэрдэн тыелып тору. Меселман кеше уразаны АллаЬыга якынаю Ьэм уз-узен танып белу ечен тота [153, .96].

Олы шэхес Э.Максуди (1868-1941) "Эхкэми шэргияЬ" ("Шэригать хекемнэре") дигэн китабында тубэндэгелэрне яза:

"Бэндэлэрнец гамэллэре Ислам дине буенча сигез тврледер: фарыз, ващиб, свннэт, мвстэхэб, мвбах, хэрам, мэкърун, местэкрэн.

Шулар арасьшда свннэт (гарэпчэдэн-гадэт, иола) гамэллэр-хуплана торган эшлэр. Хэзрэти Мвхэммэд г.с. вммэтеннэн булган кешегэ свннэт гамэллэренец нэркайсын кылырга тырышу тиешледер" [66, 15].

Автор меэмин вэ меселман кешегэ кылу тиешле булган соннэт гамэллэрнец Рамазан аена кагылышлы булганнарыннан тубэндэгелэрне курсэтэ:

1.Рамазанда тац алдыннан сэхэр ашау.

2. Рамазанда кояш баегач, ахшам укыганчы авыз а чу.

3. Рамазанда тэравих намазларын уку.

4. Рамазанда аз булганда бер тэулек кадэр мэчеттэ гомер кичеру.

5. Гает фитра квнендэ тац аткач, кояш чыкканчы, бер татлы тэгам белэн ифтар кылу.

6. Гает кеннэрендэ яхшы киемнэр кию [66, 17].

Диссертациянец тикшеру объекты итеп борынгы чордан алып бугенге кенгэ хэтле булган язма эдэбият Ьэм фольклор эсэрлэре алынды. Без, шулай ук, аларны чагыштырма планда тикшеру очен татар язучыларыньщ бик куп эдэби эсэр урнэклэре белэн беррэттэн рухани, дини эдэбиятка да мерэжэгать иттек. Бу материаллар Рамазан ае темасыньщ Ьэм жанрыныц этик-эстетик эчтэлеген тулырак ачыкларга ярдэм итте.

бйрэну предметы булып безнец кул астыбызда даими рэвештэ тубэндэге рамазания текстлары булдылар: М.Иомачиковньщ "Мэрхабэ, шэИри Рамазан Ьэм тэравих тэсбихлэре", Г.Чокрыйньщ "Тэрхибе Рамазан" эсэре, XX гасыр эсэрлэреннэн Г.Тукайньщ "Кадер киче" шигыре, )^.3эйнуллин тезегэн "Хан кызы", К.Хеснуллинньщ "Менэжэтлэр", Х.Вэлидинец "Менэжэтлэр Ьэм дини

жырлар" жыентыкларына кергэн эсэрлэр, хэзерге журналларда басыла килуче рамазаниялэр.

Диссертациянец фэнни-гамэли кыйммэте шунда: татар эдэбиятында Рамазан ае темасы Ьэм рамазания жанры беренче тапкыр монографик планда ейрэнелэ, аларньщ теп юнэлешлэре Ьэм эчтэлеге билгелэнз, куренекле вэкиллэр хакында мэгълумат бирелэ. Диссертациянец нэтижэлэрен югары уку йортларында дин тарихы, татар эдэбияты тарихы Ьэм гомумэн халкыбыз тарихы курслары буенча лекция Ьэм семинар дэреслэре биргэндэ, махсус курслар укытканда, бу курслар буенча дэреслеклэр, методик кулланмалар тезегэндэ файдаланырга мемкин.

Диссертациянец фэнни-методологик нигезен эдэбият фэненец чагыштырма анализ, структуралы Ьэм системалы тикшерену методлары, бигрэк тэ тарихилык, миллилек принциплары тэшкил итэ. Методологик проблемаларны чишкэндэ татар язучылары, эдэбият Ьэм сэнгать галимнэре Утыз Имэни, ШиЬабетдин Мэржани, Галимжан Баруди, Габденнасыйр Курсави, ЭхмэдЬади Максуди, Ризаэтдин Фэхретдинов, М.Бакиров, Р.Ганеева, М.Гайнетдинов, Х.Мицнегулов, Х.Мэхмутов, И.Надиров, Ф.Урманчиев, Н.Хисамов, Ь.б.ныц хезмэтлэренэ таянып эш ителде.

Дидактик проблемаларны чишкэндэ Ш.Абилов, Р.Ганиева, М.Гайнетдинов, М.Госманов, Х.Мицнегулов, Э.Сибгатуллина, А.Хайрутдинов, Н.Хисамов, А.Хабутдиновныц, Э.Шэрипов, Ф.Яхин фэнни эшлэре ышанычлы таяныч булып торды. Эш барышында эксперименталь эзлэну-тикшеренулэр алып барылды.

Апробация. Тикшеру материаллары буенча диссертант тарафыннан Алабуга, Тубэн Кама, Темэн, Казан, Мэскэу шэЬэрлэрендэ уткэрелгэн конференциялэрдэ докладлар укылды. Шулай ук диссертация буенча теп нэтижэлэр тубэндэге мэкалэлэрдэ чагылыш тапты:

1. Гиззатуллина, Р.Н. Полемика о месяце Рамазан в татарской

общественной мысли 19-начала 20 вв. / Р.Н. Гиззатуллина // Ученые записки. Казанская государственная академия ветеринарной медицины им. Н.Э.Баумана -2006.-Т. 188. С.230-237.

2. Гиззатуллина, Р.Н. Фольклорда рамазаниялэр / Р.Н. Гиззатуллина // Халыкара тюркологик конференция материаллары "Терки халыкларыньщ теллэре Ьэм эдэбиятлары: тарихы Ьэм бугенгесе" - Алабуга. - 2004. - Б. 166-168.

3. Гиззатуллина, Р.Н. Воспитание будущих специалистов на традициях народной педагогики / Р.Н. Гиззатуллина // Материалы Всероссийской научно-практической конференции "Научно-методическое сопровождение модернизации образования: управление качеством подготовки специалистов". -Нижнекамск. - 2004. - С. 173-176.

4. Гиззатуллина, Р.Н. Мэула Колый иждтында рамазания жанры / Р.Н. Гиззатуллина // Фэн Ьэм мэктэп. - 2004. - №12. - Б.56-57.

5. Гиззатуллина, Р.Н. XX гасыр башы татар эдэбиятында тац алдыннан уяу булу мотивы / Р.Н. Гиззатуллина // Материалы VIII межрегиональной научно-практической конференции "Сулеймановские чтения - 2005". -Тобольск. - 2005. - С.65-66.

6. Гиззатуллина, Р.Н. Татар халык авыз иждтында рамазан тематикасы / Р.Н. Гиззатуллина // Фзн Ьэм мэктэп. - 2005. - №10. - Б.62-63.

7. Гиззатуллина, Р.Н. Гали Чокрый ижатында рамазания жанры / Р.Н. Гиззатуллина // Материалы Всероссийской научно-практической конференции "Актуальные проблемы тюркологии "Тумашевские чтения". - Тюмень. - 2006. -С.96-98.

8. Гиззатуллина, Р.Н. Хэзерге поэзиядэ Рамазан ае темасыныц эхлакны тэрбиялэудэге роле / Р.Н. Гиззатуллина // Материалы-республиканской научно-практической конференции "Педагогические, творческие и воспитательные факторы модернизации досуговой сферы молодежи". - Елабуга. - 2006. - С.120-125.

9. Гиззатуллина, Р.Н. Рамазания-мунаджаты / Р.Н. Гиззатуллина // Материалы региональной научно-практической конференции «Проблемы филологии народов Поволжья». - Москва - Ярославль: 2007 (басмада).

Фэнни хезмэтнец структурасы максатка Ьэм материалны ейрэнудэ кулланылган теп методларга нигезлэнеп билгелэнде. Диссертация керештэн, дурт булектэн, йомгак, библиографиядэн тора.

Керештэ кутэрелгэн проблемаларньщ актуальлеге, теманыц ейрэнелу дэрэж;эсе, фэнни яцалыгы, максат-бурычлары ачыклана, эшнец методик Ьэм методологик принциплары билгелэнэ.

Беренче булек�