автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Методологические аспекты социально-философского анализа проблемы общественного идеала

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Савина, Любовь Викторовна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Тула
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Диссертация по философии на тему 'Методологические аспекты социально-философского анализа проблемы общественного идеала'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Савина, Любовь Викторовна

Введение.

Глава 1. Гносеологический аспект проблемы общественного идеала

§ 1. Формальное и содержательное в структуре общественного идеала идеала.

§ 2. Соотношение абсолютного и относительного в понятии общественного идея да.

Глава 2. Аксиологический аспект проблемы общественного идеала.

§ 1. Гуманистическое содержание категории общественного идеала

§ 2. Социальная детерминация нравственно-религиозных ценностей в понятии общественного идеала.

§ 3. Национализм и патриотизм в аксиологии общественного идеала

Глава 3. Праксиологический аспект проблемы общественного идеала

§ 1. Проблема практической осуществимости общественного идеала

§ 2. Конкретные пути достижения общественного идеала.

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по философии, Савина, Любовь Викторовна

Актуальность исследования. В конце XX века, совпадающем по времени с концом второго тысячелетия истории человечества, в период обострения кризиса цивилизации, включающего в себя как кризис гуманистических ценностей, так и кризис государства и права, возрастает роль социальной философии как рефлексии над социальной практикой людей. Особенную значимость приобретает философское осмысление целей и перспектив развития общества и анализ тех идеалов общественного совершенствования, которые должны стать нормативно-регулирующими факторами этого развития. Многие общественные идеалы, претендовавшие на глобальное, универсальное значение, обнаружили свою несостоятельность; в настоящее время критическому осмыслению подвергается и считавшийся наиболее соответствующим действительному ходу общественного прогресса идеал марксизма - коммунистический идеал бесклассового общества. Альтернативой этому идеалу служат новые модели, отражающие реалии современной социальной действительности, однако и они подвергаются критике за искажения принципов гуманизма и подавление личности в условиях техногенной цивилизации. Необходимость выработки нового общественного идеала, соответствующего изменившимся социальным условиям, составляет первый, общечеловеческий аспект актуальности темы исследования1.

Во-вторых, актуальность диссертационной работы обусловлена необходимостью углубления и уточнения имеющихся знаний по проблеме общественного идеала. Теоретические разработки данной проблемы в социальной философии явно недостаточны, несмотря на то, что сама проблема идеально

1 См.: Панарин A.C. Смысл истории // Вопросы философии. - 1999. - № 4; Филиппов А.Ф. Ясность, беспокойство и рефлексия: к социологической характеристике современности // Вопросы философии. - 1998. -№ 8; Шанин Г. Идея прогресса // Вопросы философии. - 1998. - № 8; Уорд, Барбара. Пять идей, которые меняют мир / Пер. с англ. - Нью-Йорк: Прегер. - 1961; Adler M.J. A vision of the future: Twelve ideas for a'better society/ - N.J., L: MacMillan, 1984; Трансформации в современной цивилизации: постиндустриальное и постэкономическое общество (материалы «Круглого стола») // Вопросы философии. - 2000. -№ 1.-С. 3-33. го общественного устройства традиционна для социальной философии. Актуальность диссертационного исследования составляет не только его соотнесенность с современной практикой общественной жизни, но и связь с современной теорией общественного идеала. Всесторонний анализ проблемы, включающий в себя познание, оценку и практическую осуществимость общественного идеала на основании конкретного эмпирического материала позволяют дифференцировать понятия «общественный идеал» и «утопия», уточнить критерии для различения двух важнейших категорий социальной философии. Необходимость подобных критериев выявляется при анализе со-циально-философской литературы последних лет.1

Кроме того, в современной социальной философии не всегда четко выявляются различные аспекты проблемы общественного идеала, хотя постоянно подчеркивается неразрывная связь познания и оценки, теории и практики. Такой подход к изучению социальной реальности прослеживается в диссертационных исследованиях последних лет2, что, вероятно, свидетельствует о его продуктивности.

В-третьих, проблема общественного идеала является традиционно актуальной для российской действительности, что проявляется и в настоящее время, определяемое как переходный период к демократическому правовому обществу. Провозглашение свободы в качестве принципа развития посттоталитарного общества привело к сложным и противоречивым процессам в общественном сознании, отсутствию в нем идей, способных объединить все

1 См.: Блох Э. Принцип надежды // Утопия и утопическое мышление: антология зарубежной литературы. -М.: Прогресс, 1991. - С. 49-78; Манхейм К. Идеология и утопия // МанхеЙм К. Диагноз нашего времени. -М.: Юрист, 1994. - С. 7-276; Исаев И.А. Политико-правовая утопия в России (конец XIX - качало XX вв.). - М.: Наука, 1991; Черткова Е.Д. Специфика утопического сознания и проблема идеала // Идеал, утопия и критическая рефлексия. - М.: РОССПЭН, 1996. - С. 156-187; Тимофеев В.А. Методологические проблемы современных утопий и утопизма Н Вестник СпбУ. - 1995. - Сер. 6. - Вып. 4 (№ 27). - С. 39-43; Кондратьев

B.П. Утопия и утопическое сознание: опыт социокультурного анализа: Автореф, дис. . канд. филос. наук. -Тула, 1998; и др.

2 См.: НикитинаН.Н. Духовно-практическая природа идеала личности: Автореф. дис. . канд. филос. наук. -Екатеринбург, 1992; Смирнов П.И. Ценностные основания общества: Автореф. дис. . канд. филос. наук.

C.-Пб., 1994; Сироткина Е.С. Ценности в мире человека: парадигмальный и социокультурный аспекты: Автореф. дис. . канд. филос. наук. - Саратов, 1996; Пронин С.Л. Ценностные основания человеческой деятельности: Автореф. дис. . канд. филос. наук. - М., 1998. общество для достижения выхода из кризисной ситуации. Такое положение можно считать своеобразной реакцией на господство официальной тоталитарной идеологии. Однако следует отметить, что скептицизм и негативизм по отношению к возможности идейной регуляции социально-политической реальности, отрицание необходимости норм, идеалов и ценностей в общественном сознании делает общество крайне нестабильным и неспособным к консолидации в трудный переходный период. Необходимость тщательного и обоснованного исследования идеалов, выступающих в качестве регулирующих норм и направляющих целей развития российского общества, подчеркивается в исследованиях современных ученых-философов.1

Кроме того, распад СССР в 1991 году сделал невозможной прежнюю постановку проблемы общественного идеала, так как для каждого из новых независимых государств из числа бывших республик данная проблема приобрела свои специфические национальные черты. Возникает потребность в разработке национального идеала для России, основанного на традициях и Л органически соответствующего особенностям российского менталитета. Поиск историко-культурных и государственно-правовых реалий, которые смогли бы стать основанием для новых теорий общественного идеала, ведется двумя способами: либо заимствование и критическая переработка существующих западноевропейских, американских, японских моделей обществен

1 См., например: В.М.Межуев. О национальной идее // Вопросы философии. - 1997. - № 12. - С. 3-14; Н.С.МудрагеЙ. Идеал - проблема выбора // Идеал, утопия и критическая рефлексия. - М.: РОСПЭН, 1996. - С. 115-135; Медушевский А.И. Конституционные кризисы в обществах переходного типа // Вопросы философии. - 1999. - № 12; Берлин И. Стремление к идеалу // Вопросы философии. - 2000. - № 5; Идеал, утопия и критическая рефлексия. - М.: РОССПЭН, 1996.

2 См., например: Подопригора В.И., Краснопевцева Т.И. Русский вопрос в современной России // Вопросы философии. - 1995. - № б; Мильдон В.И. Русская идея в конце XX века // Вопросы философии. - 1996. - № 3; Панарин A.C. «Вторая Европа» или «третий Рим» // Вопросы философии. - 1996. - № 10; материалы «круглого стола» - «Россия в условиях стратегической нестабильности (выступления Н.И.Моисеева, В.М.Межуева, И.Д.Бубнова, А.С.Ахиезера и др.); Пантин И.К. Проблема самоопределения России: историческое измерение // Вопросы философии. - 1999. - № 10; Львов Д.С. Образ новой России - истоки формирования // Вопросы философии. - 1998. - № 4; Чубайс И.Б. От русской идеи к идее Новой России // Вопросы философии. - 1998. - № 7; Осипов Г.В. Россия: национальная идея и социальная стратегия // Вопросы философии. - 1997. - № 10; Тульчинский Г.Л. Российский потенциал свободы // Вопросы философии. -1997. - №3; Хоружий С.С. Трудный возврат к главному // Вопросы философии. - 1997. - № 5. ного устройства (гражданского общества, открытого общества, информационного общества, «компьютопии», постиндустриального общества и др.)1, либо обращение к философскому наследию прошлого, изучение социальных теорий русских философов, создававших свои концепции в критическое для России и для всего мира время - в конце XIX - начале XX века. Второй путь кажется нам более продуктивным, так как он учитывает и российскую общественно-политическую специфику, и особенности российского менталитета, позволяя создать наиболее адекватную для нашей действительности теорию общественного идеала. Среди социально-философских теорий подобного рода наиболее ценными, на наш взгляд, являются те, в которых авторы соединяют в неразрывное целое национальное и общечеловеческое, абсолютное и относительное, личное и общественное. Такие концепции сохраняют свое значение не только для того времени, в которое они были написаны, но могут приносить реальную пользу и в другие времена.

Примером теории, имеющей, на наш взгляд, современное актуальное социально-философское, а не только историческое значение, является исследование проблемы общественного идеала в трудах П.И.Новгородцева (1866-1924) и его учеников: Б.П.Вышеславцева (1887-1954), И.А.Ильина (1883-1954) и Н.Н.Алексеева (1879-1964), составляющих, по мнению многих исследователей, своеобразную школу философии права.2 Теория общественного идеала П.И.Новгородцева - отправная точка для обсуждения и дальнейшей разработки данной проблемы как в начале 20-го века, так и в наше время: на нее ссылаются, с ней соглашаются или полемизируют социальные философы, исследующие проблемы общественного прогресса, общественного

1 См., например: Иноземцев В.Л. Теория постиндустриального общества как методологическая парадигма российского обществоведения // Вопросы философии. - 1997. - № 10; Кузьмин М,Н. Переход от традиционного общества к гражданскому: изменение человека П Вопросы философии. - 1997. - >к 2; Самарин А.И. На пути к отрытому обществу. Идеи Карла Поп пера и современная Россия // Вопросы философии. - 1999. -№ 6 и др.

1 См., например: В.В.Зеньковский. История русской философии. Т. 2, ч. 2. - Л.: ЭГО, 1991. - С. 126-133; История философии: Запад - Россия - Восток. - Кн. III. - М.: «Греко-латинский кабинет» Ю.А.Шичапина, 1998.-С. 325. идеала, утопического сознания, соотношения идеала и утопии.1 Основания для разработки проблемы общественного идеала у П.И.Новгородцева и его учеников представляются более близкими нашему переходному времени по сравнению с другими концепциями, содержащими анализ понятия общественного идеала, созданными в конце XIX - начале XX вв. (Вл.С.Соловьев, Н.А.Бердяев, С.Л.Франк и др.). В этой теории, по нашему мнению, нашли отражение наиболее значимые аспекты категории общественного идеала: его познание, оценка и анализ путей реализации, что придает подобному подходу характер теоретического основания современной концепции идеального общества для России. Категория права, являющаяся ключевой в социально-философских теориях П.И.Новгородцева, Б.П.Вышеславцева, И.А.Ильина, Н.Н.Алексеева, представляет собой одну из основных общечеловеческих ценностей, включая в себя ценности свободы, равенства, справедливости, гуманизма. Россия как часть мирового сообщества нуждается в теории, основанной на этих ценностях, тем более что традиционно в России категория у права была недостаточно глубоко разработана. Несомненную актуальность исследуемого в диссертации эмпирического материала выявляет также наличие в концепциях П.И.Новгородцева и его ближайших учеников и последователей гармонического сочетания гуманистических общечеловеческих и национальных, специфических аспектов. Это позволяет судить о «центристской позиции» авторов и их объективности.

Для настоящего общественно-политического момента в жизни России и пополнения Банка национальных идей теория общественного идеала, сочетающая в себе познание, оценку и рекомендации по осуществлению справед См., например: Исаев И.А. Политико-правовая утопия в России (конец XIX - начало XX вв.). - М.: Наука, 1991; А.А.Новиков. О парадоксах идеала // Идеал, утопия и критическая рефлексия. - М.: РОСПЭН, 1996. - С. 115-135; Сетницкий H.A. О конечном идеале // Горский А.К., Сетницкий H.A. Сочинения. - М.: Раритет, 1995 (работа написана в 1932 г.).

2 См.: Сигов К.Б. «Беззаконная комета» русской философии и критерий права И Философская и социологическая мысль, - 1993. - № 6. - С. 132-141. ливого и свободного Отечества, является не просто актуальной, а одной из наиболее практически ценных.

Степень разработанности проблемы. Проблема общественного идеала, одна из важнейших в социальной философии, впервые стала предметом систематического исследования в отечественной философии в начале 60-х годов XX века.1 Общественный идеал определялся как образец, норма, идеальный образ, от которого зависит способ и характер поведения человека и общества, как всеобщая форма целеполагающей деятельности; указывалось на то, что идеал обладает глубоким социальным значением. С середины 70-х годов проблема социального идеала заняла одно из центральных мест в исследованиях, что было связано с практикой идеологической борьбы, с попыткой обосновать преимущества коммунистического общественного идеала2,. место идеала в структуре идеологии, связь с социальным временем, диалектику цели и средств применительно к идеалу3. Уточнялось понятие «общественный идеал»4, разрабатывалась методология его социально-философского анализа5.

Тем не менее, советская социальная философия (исторический материализм) не выработала до конца 80-х годов единой концепции, что констатируется в монографии С.В.Туманова.6 С.В.Туманов в своем исследовании предпринял попытку всестороннего освещения проблемы, указав на непо

1 См.: Громов B.C. Проблема идеала в философии // Вопросы философии. - I960. - № 12; Ильенков Э.В. Проблема идеала в философии // Вопросы философии. - 1962. - № 10; а также Ильенковские чтения. - 18-19 февраля 1997 г. Тезисы выступлений. -М.: Мир книги, 1997.

2 Квасов Г.Г. Социальные идеалы личности и действительность. - М., 1974; Косолапов Р.И. Социалистический идеал: теория и реальность // Проблемы мира и социализма. - 1978, - № 2; и др.

3 Володин А.И. Утопия и история. - .М, 1976; Трубников H.H. О категориях «цель», «средство», «результат». - М., 1968; Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме. - Л., 1968.

4 Амелина Е.М. Понятие общественного идеала и его структура // Диалектика социального познания. - М., 1979.

5 Павлов В.Л. Философско-социологический анализ общественного идеала: Автореф, дис. . канд. филос. наук. - Киев, 1980; Татаринцев В.Г. Общественный идеал и социальная действительность: Автореф. дис. . канд. филос. наук. - Л., 1978; Черкашин Д.С. Диалектика коммунистического общественного идеала и действительности: Автореф. дис. . доктора филос. наук. - Киев, 1997; Шпак В.Ю. Социалистический политический идеал как фактор развития личности при социализме: Автореф. дис, . канд. филос, наук. -Ростов-на-Дону, 1973.

6 См.: Туманов С.В. Общественный идеал: диалектика развития. - М.: МГУ, 1986. — С. 9. средственную связь аксиологического аспекта общественного идеала с его познанием и осуществлением в реальной действительности, выразив надежду, что намеченный им подход к рассмотрению общественного идеала будет разработан социальными философами. Однако в дальнейшем последовал перерыв в изучении этой проблемы, непосредственно связанный с происшедшими в нашей стране глобальными изменениями во всех сферах общественной жизни, который продолжался до начала 90-х годов. Необходимость выработки новых общественных идеалов, создающих предпосылки для выхода из кризисной ситуации, сделала проблему общественного идеала одной из наиболее актуальных. Осмысление новых социально-политических реалий потребовало и пересмотра методологии социально-философских исследований, на что указывали отечественные ученые1, и непосредственной связи философии с политической жизнью общества.2

Обращение к философскому наследию прошлого, публикация не известных ранее широкому кругу исследователей произведений русских философов, особенно представителей «русского зарубежья», позволило значительно расширить проблемное поле исследований и найти новые предпосылки для создания теории общественного идеала. Для ученых, непосредственно занимавшихся указанной проблемой, были вновь открыты труды П.И.Новгородцева, С.Н.Булгакова, С.Л.Франка, причем именно сочинение П.И.Новгородцева «Об общественном идеале», опубликованное в 1991 году, положило, по нашему мнению, основание новому подходу к разработке общественного идеала. Первые публикации, содержащие анализ социально-философских взглядов П.И.Новгородцева, содержали в себе достаточно большую долю критики и имели неявно выраженную отрицательную оцен

1 См., например: Кемеров В.Е. Методология обществознания: проблемы, стимулы, перспективы. - Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1990. - 160 е.; Федотова В.Г. Судьба России в зеркале методологии // Вопросы философии. - 1995. - № 12.

2 Подобные вопросы обсуждались на заседаниях «круглого стола» по теме «Философия и политика» в 1996 г.//Вопросы философии,- 1996.-№ ку,1 П.И.Новгородцев обвинялся в скептицизме и его общественный идеал провозглашался не достаточно реалистичным; кроме того, обходили молчанием критику П.И.Новгородцевым марксизма как утопии. Проведенные в 90-х годах XX века исторические (А.В.Звонарев) и историко-философские (ВА.Н.Жуков) исследования2 дали оценку научным взглядам П.И.Новгород-цева в области философии права, в развитии идеи правового государства, в создании теории общественного идеала. Исследование В.Н.Жукова, раскрывая взаимообусловленность философских и правовых идей мыслителя, акцентирует внимание на социально-философской и нравственной стороне учения П.И.Новгородцева, показывая взаимосвязь познания и оценки общественного идеала в его теории. Следует отметить, что философские взгляды П.И.Новгородцева получают оценку именно в качестве социально-философских теорий, им присваивается социально-философский статус. Интерес к творчеству П.И.Новгородцева усилился в связи с переизданием его работ (в 1995 году появились его избранные сочинения), философские исследования ряда отечественных специалистов существенно раздвинули круг представлений о научном наследии П.И.Новгородцева. В них подверглись тщательному анализу праксиологические аспекты его теории: политические и юридические.3 В это же время формируется представление о П.И.Новго-родцеве как главе своеобразной русской школы философии права, несмотря на то, что первые упоминания о нем в таком контексте были сделаны гораздо ранее: Д.П.Левицкий4 и Н.О. Лосский5 представляли П.И.Новгородцева как главу новейшей идеалистической школы в русской философии права. s Сандригайло В.Л. Проблема общественного идеала в работах П.И.Новгородцева // Социология и социализм (Социальный идеал и исторический процесс). - М.: Наука, 1990.

1 Жуков В.Н. Социальная философия П.И.Новгородцева: Автореф. дис. . канд. филос. наук. - М.: МГУ, 1993. ; Звонарев A.B. Общественно-политические взгляды и деятельность П.ИНовгородцева: Автореф. дис. . канд. ист. наук.-М., 1996.

3 Например, Денильханов A.X. Политическая философия П.И.Новгородцева: Автореф. дис. . канд. полит, наук. - М., 1997.

4 Русская религиозно-философская мысль XX века / Науч. ред. Н.П.Полторацкий. - Питтсбург: Б/изд., 1975. -С. 298-305.

5 Лосский Н.О. История русской философии. - М.: Советский писатель, 1991. - С. 386-388,447-452.

Есть ли традиция исследования произведений Б.П.Вышеславцева, И.А.Ильина и Н.Н.Алексеева как социально-философ-ских? В отечественной социальной философии примером изучения наследия И.А.Ильина, в том числе его концепции идеального общественно-государственного устройства, является исследование И.Б.Булгак.'. Отдельные аспекты (аксиологические и праксиологические) социальной философии И.А.Ильина также разрабатываются в трудах современных ученых.2 В 1993 г. проводился Всероссийский семинар, посвященный философии И.А.Ильина, на котором теории общественного и государственного устройства, разработанные русским философом, также были отнесены к проблематике социальной философии.3 Однако работ, посвященных анализу целостной концепции общественного идеала в социальных теориях данной школы философии права, еще нет. Нет и социально-философских исследований теорий Б.П.Вышеславцева и Н.Н.Алексеева, традиционно причисляемых либо к этике (Вышеславцев), либо к философии права (Алексеев).

Таким образом, отмечая определенные успехи в разработке проблемы общественного идеала на новом этапе философами Москвы4, Санкт-Петербурга5 и других городов России6, приходится признать, что при наличии обширного и ценного в социально-философском плане материала, освещающего отдельные аспекты проблемы, целостная, систематизированная и всесторонне обоснованная теория еще не создана. Предлагаемая нами методология социально-философского анализа общественного идеала смо

1 Булгак И.Б. Социальная философия И.А.Ильина: Автореф. дис. . канд. филос. наук. - М.: МГУ, 1995.

2 Постников К.Р. Концепция тоталитаризма в политической философии И.А. Ильина: Автореф. дис. . канд. филос. наук. - М., 1996; Зернов И.Н. Концепция монархической государственности в социальной философии И.А.Ильина: Автореф. дис. канд. филос. наук. -М., 1998 и др.

3 Социальная философия Ивана Ильина: Материалы Российского семинара 9-10 апр. 1993 г. / Отв. ред. В.В.Козловский. - Спб., 1993, ч. 1 -65 е., ч. 2 .

4 См., например, Философия и революция: сравнив с достигнутым высокий идеал (к 200-летию Великой франц. Революции). - АН СССР. - Ин-т философии. - М., 1989. - 4. 1 ; 4. 2; Идеал, утопия и критическая рефлексия. - М.: РОССПЭН, 1996.

5 См.: Осипов И.Д. Проблема общественного идеала в русском либерализме // Вестник С-Пб.ГУ. - Сер. 6. -1993. -Вып. 3.

6 См.: Ивонин Ю.П. Между гармонией и восстанием (Проблема социального идеала в русской философии «Серябряного века»), - Новосибирск: НГАЭИУ, 1997.-Ч. 1. -297с.; Ч. 2,- 199 с. жет, по нашему мнению, восполнить этот недостаток. Она позволяет обобщить эмпирический материал и может служить основанием для разработки актуальной и социально значимой теории. Примером подобного социально-философского исследования может служить работа А.С.Карцова, обобщившего воззрения большой группы философов, принадлежащих к одному направлению (русскому консерватизму)' на проблему общественного идеала.

Итак, требуется проведение специального исследования, объектом которого является проблема общественного идеала, а предметом - методологические аспекты социально-философского анализа проблемы общественного идеала.

Цели исследования. Главной целью исследования является осуществление социально-философского анализа различных аспектов проблемы общественного идеала на примере социальных теорий русской школы философии права и создания на этой основе целостной концепции. Основная цель исследования предполагает решение ряда взаимосвязанных задач:

1) Применительно к гносеологическому аспекту общественного идеала:

- выявление соотношения абсолютного и относительного в структуре общественного идеала;

- определение формы и содержания общественного идеала.

2) В аксиологическом аспекте:

- определение социальной детерминации нравственно-религиозных ценностей, имплицированных в эмпирическом материале исследования;

- выявление гуманистического содержания общественного идеала;

- экспликация социально-детерминированных ценностей национализма и патриотизма в структуре общественного идеала.

3) Применительно к праксиологическому аспекту:

1 Карцов A.C. Проблема общественного идеала в русском консерватизме (II пол. XIX - I пол XX вв.): Ав-тореф. дис. канд. филос. наук. - С.-Пб., 1998.

- анализ проблемы осуществимости общественного идеала и соотношения общественного идеала и утопии;

- экспликация конкретных путей и способов достижения идеала.

Источники, использованные при написании диссертации, можно условно разделить на две группы.

В первую группу входят теоретические источники, раскрывающие общефилософские, социально-философские, общественно-политические и другие аспекты общественного идеала, соотношение общественного идеала и ^ утопии, а также методологические источники, освещающие вопросы методологии социально-философских, социально-политических, общефилософских исследований, а также методологии изучения идеалов общественного устройства.

Вторая группа источников представляет собой эмпирический материал, на основании которого осуществляется попытка создания целостной концепции общественного идеала, с помощью заявленного ранее методологического приема. В нее входят социально-философские труды П.И.Новгородцева, Б.П.Вышеславцева, И.А.Ильина, Н.Н.Алексеева и литера-щ тура о них.

Методология исследования. Методологической основной для разработки проблемы исследования послужили труды отечественных и зарубежных философов, в том числе и специальные исследования по методологии обществознания.1

Сложность и неоднозначность категории общественного идеала требует привлечения разнообразных методологических приемов, основным из которых является разграничение трех аспектов в понятии общественного идеала: гносеологического (познания), аксиологического (оценки) и праксиоло Например: Вороно C.B., Курбатова Л.В. К вопросу о методологии исследования идеалов общественного устройства. - Пермь: Изд-во Пермского политехнического университета, 1987. -28 е.; Кемеров B.E. Методология обществознания: проблемы, стимулы, перспективы. - Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1990. - 160 с. гического (практического осуществления). Этот прием основан на выделении в мировоззрении индивида (в данном случае - социального индивида) трех подсистем: познавательной, ценностной и поведенческой.' Общественный идеал должен включать в себя «смысл» (гносеология), «значимость» (аксиология) и «результат» (праксиология). Исключения праксиологического аспекта из понятия общественного идеала2 является, на наш взгляд, искажением его сущности и делает невозможным различение общественного идеала и утопии.

Кроме того, выделение трех аспектов в понятии общественного идеала выявляет критерии для сравнения четырех исследуемых авторов и объединения их в целостную теорию. В диссертационном исследовании применялся и компаративный метод, помогающий как сопоставить позиции философов друг с другом, так и сравнить общее и особенное в их теориях. Методология неизбежно учитывала и специфику метода философствования, присущего данной группе авторов. Общим методологическим основанием исследования являлось сочетание методов анализа и синтеза.

Научная новизна работы заключается в том, что осуществлена попытка методологической разработки проблемы общественного идеала на примере русской школы философии права, с целью создания целостной концепции. Более конкретно новизна работы заключается в следующем:

1) применен методологический прием, позволяющий осуществить четкую дифференциацию основных аспектов общественного идеала, что дало возможность придать исследованию системный и логический характер, выявить взаимосвязь взглядов отдельных философов как на проблему в целом, так и на отдельные ее составляющие;

1 Введение в философию. В 2-х ч. - М.: Изд-во политической лит-ры, 1989. - С. 25.

2 См.: Черткова Е.Л. Специфика утопического сознания и проблема идеала // Идеал, утопия и критическая рефлексия. —М.: РОССПЭН, 1996.-С. 174-175. ееой"

2) в гносеологическом аспекте понятия общественного идеал аявляется попытка разграничения абсолютного и относительного, формы и содержания;

3) в аксиологическом аспекте произведено обобщение взглядов философов и выявлена иерархия ценностей как у каждого из них, так и в целом; четко дифференцированы религиозные, гуманистические и национальные ценности;

4) в праксиологическом аспекте впервые осуществлено исследование выявления конкретных путей достижения общественного идеала и сделаны выводы о соотносимости общественного идеала с социальной реальностью и о его осуществимости;

5) существенно новым является анализ проблемы общественного идеала на примере философских теорий Б.П.Вышеславцева и Н.Н.Алексеева.

Исходя из научной новизны и содержания работы, формулируются следующие положения, выносимые на защиту;

1. В социально-философских исследованиях, анализирующих проблему общественного идеала, наблюдаются разночтения в определении этого понятия. Происходит замещение понятия «общественный идеал» другими, в частности, понятием «утопия». Это позволяет сделать вывод о недостаточной теоретической разработке проблемы общественного идеала и отсутствии критериев для его определения. Предлагаемый нами методологический прием может служить схемой научного исследования и указать на направление научного поиска. Этот методологический прием состоит в выявлении трех аспектов проблемы общественного идеала: гносеологического, аксиологического и праксиологического, между которыми существует неразрывная связь и определенная детерминация.

2. В качестве примера разработки проблемы общественного идеала в гносеологическом, аксиологическом и праксиологическом аспектах можно привести, на наш взгляд, социальные теории русской школы философии права (П.И.Новгородцев, Б.П.Вышеславцев, И.А. Ильин, Н.Н.Алексеев). Применяя заявленный ранее методологический критерий, можно сформулировать методологические основания для оценки социальных теорий этих ученых, а также для создания целостной концепции общественного идеала, имеющую большую теоретико-познавательную и в то же время практическую ценность для любой социальной ситуации, в том числе и для нашей кризисной переходной эпохи.

З.В гносеологическом аспекте общественного идеала наименее дифференцированным является понятие абсолютного общественного идеала. Его уточнение позволяет избежать отождествления абсолютного общественного идеала и утопии, а так же выявить содержательный и формальный аспекты общественного идеала.

4.Общественный идеал как способ духовного освоения мира и высшая ценность, преобразующая социальную действительность, содержит в своей структуре и аксиологический аспект. Выявление иерархии ценностей в проектах идеального социального устройства будущего служит средством для создания наиболее гуманистических теорий, гармонически сочетающих как нравственно-религиозные, так и национально-патриотические ценности.

5.При анализе праксиологического аспекта общественного идеала в русской школе философии права наблюдается разграничение понятий «утопия» и «общественный идеал», однако критерии для оценки и противопоставления этих понятий не выявлены полностью. Социально-философские теории представителей данной школы, выступающих с критикой утопий, сами не свободны от элементов утопизма, что позволяет характеризовать их концепции как идеальные общественные проекты. Идеальные общественные проекты представляют собой обоснование практических путей достижения идеального состояния общества, они не утратили свою актуальность. Научная и практическая значимость исследования состоит в том, что в нем раскрыта недостаточно изученная в настоящее время в социальной философии проблема; предпринята попытка дать целостное понятие общественного идеала, исходя из эмпирического материала. Методология, предложенная нами для анализа различных аспектов общественного идеала, может быть использована как при разработке смежных проблем социальной -философии (например, анализа утопических теорий), так и при оценке современных государственно-политических проектов будущего России. Актуальность темы исследования позволяет говорить не только о его научно-теоретическом, но и практическом значении. Материал диссертации может быть использован в дальнейшей разработке проблемы общественного идеала, а также для преподавания курсов социальной философии, истории русской философии, философии права, социологии и аксиологии.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на кафедре философии Тульского государственного университета. Основные и промежуточные результаты исследования излагались на следующих конференциях: Международной Толстовской конференции, посвященной 200-летию со дня рождения А.С.Пушкина (8-9 сентября 1999 г., г.Тула); научно-практической конференции, посвященной 2000-летию христианства (29 февраля 2000 г., г.Тула), на Всероссийской научной конференции «Философская культура и современная Россия» (19-21 сентября 2000 г., г.Тула) и нашли отражение в восьми публикациях. Материалы диссертации использовались при проведении занятий со студентами Тульского государственного университета.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Методологические аспекты социально-философского анализа проблемы общественного идеала"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результатом данного диссертационного исследования, таким образом, является достижение главной цели, поставленной в начале работы: осуществлен социально-философский анализ проблемы общественного идеала на примере социальных теорий русской школы философии права путем выделения трех проблематизирующих аспектов: проблемы; гносеологического, аксиологического и праксиологического. Такой вывод можно сделать, суммируя результаты решения ряда частных задач.

1. Уточнено понятие общественного идеала, его конечно-целевой характер, вскрывающий метафизическую природу его абсолютности и относительности. Проведено разграничение понятия абсолютности в двух аспектах: абсолютности как соотнесенности с Абсолютом и абсолютности в диалектическом единстве с категорией относительности. Сделаны выводы о наличии в теории общественного идеала школы философии права как сходных (соотнесение идеала с метафизическим, чаще всего религиозным Абсолютом(, так и отличных (в плане противопоставления абсолютности и относительности общественного идеала) положений.

При анализе содержания и формы общественного идеала применяемая в данном исследовании методология позволила рассмотреть категорию «содержания» как концепцию, теорию, выявляющую, какие именно элементы социальной реальности включает в себя понятие общественного идеала, категория «формы» обозначает способ реализации идеального содержания в формах социальной действительности. По содержанию общественные идеалы можно разделить на две большие группы: социальные и политические. В концепциях исследуемой нами школы социальные идеалы (идеалы свободы, равенства, справедливости и вселенской солидарности) П.И.Новгородцева и Б.П.Вышеславцева отчасти противопоставлены политическим, государственным идеалам И.А.Ильина и Н.Н.Алексеева. Однако это противопоставление говорит не о коренном противоречии их взглядов на общественный идеал, а лишь о том, какой этап его воплощения они имели в виду - заключительный или относительный (временный).

2. Применительно к аксиологическому аспекту теории общественного идеала выявлена следующая иерархия ценностей: гуманистические ценности содержатся в основании концепций общественного идеала всех исследуемых философов. Это позволяет говорить о гуманистическом подходе к проблеме общественного идеала. Между тем в их теориях наблюдаются и своеобразные подходы к аксиологии. Теория общественного идеала П.И.Новгородцева обнаруживает своеобразную эволюцию его взглядов и переоценку ценностей - от общечеловеческих гуманистических к национально-религиозным. Эти ценности («святыни») приобретают в аксиологической иерархии его теории самый высокий статус. Основной ценностью в концепции общественного идеала Б.П.Вышеславцева является свобода в ее христианском понимании (как добровольное следование заповедям Божиим и свободное творчество). В его иерархии ценностей общечеловеческие ценности отождествляются с христианскими и национальными. Идеал «безвластной организации» имеет религиозно-нравственное обоснование как идеал соборности, духовного общения и взаимного служения, подобный христианской общине. В социальной философии И.А.Ильина нравственно-религиозные ценности определяют понятие общественного идеала, являясь основанием всей аксиологической иерархии. Они определяют национальные ценности, содержание которых адекватно общечеловеческим. Идея государства как «духовной общины» определяет традиционный, по мнению И.А.Ильина, тип идеального государственного устройства для России - самодержавной монархии. Н.Н.Алексеев в своей концепции общественного идеала также использует нравственно-религиозные ценности, выделяя, как и Б.П.Выше-славцев, ценность свободы, связывая ее с познанием Истины и служением этой Истине. Аксиология общественного идеала Н.Н.Алексеева, основанная на библейских традициях, приводит к иным выводам о возможном государственном идеале для России: этот философ отрицательно оценивает монархию как государственное устройство, основанное на языческом мироощущении. Его государственный идеал - идеократическое государство, построенное на основании ценностей православия.

3. В праксиологическом аспекте категории общественного идеала выявлена тесная взаимосвязь познания общественного идеала и его оценки с общественной практикой. В концепциях П.И.Новгородцева, Б.П.Вышеславцева, И.А.Ильина и Н.Н.Алексеева четко дифференцированы понятия «общественный идеал» и «утопия», однако смысл этой дифференциации и аргументация варьируются. П.И.Новгородцев предполагает, что осуществление утопических программ на практике может привести к растворению личности в обществе и утрате ее индивидуальности. Б.П.Вышеславцев, отрицательно оценивая утопию, считает ее воплощение утверждением тоталитаризма. Он предлагает свой вариант общественного идеала, достижение которого он обосновывает, исходя из христианского осмысления окружающего мира и нравственного закона личности. И.А.Ильин и Н.Н.Алексеев, критикуя утопию, разработали наиболее полно праксиологический аспект своих теорий общественного идеала. Они считали свои идеалы конкретными и практически осуществимыми, что было связано с преобладанием в аксиологии их концепций национализма и патриотизма.

Тем не менее, полемизируя с утопиями, философы данной школы сами были в своих теориях не свободны от утопизма. Мы предлагаем оценивать социально-философские теории общественного идеала, подобные концепциям И.А.Ильина и Н.Н.Алексеева, как идеальные общественные проекты, предполагающие их реализацию при наличии соответствующих условий.

4. Выявлены следующие пути осуществления общественного идеала, которые предлагали философы исследуемой нами школы:

П.И.Новгородцев предлагал разные пути воплощения в жизнь идеала, имеющего абсолютный характер и непосредственно связанного с человеческой личностью: от нравственного самосовершенствования и воспитания до «воцерковления» всей общественной жизни. В государственной области пути могут быть следующие: усовершенствование властного аппарата, творческое и критическое осмысление западноевропейского опыта, использование заимствованных моделей государства и права с учетом национальных особенностей. В осуществлении общественного идеала принимают участие все члены общества. Способ осуществления идеала - нравственно-правовой, отождествляемый с религиозным.

Б.П.Вышеславцев предлагает лишь самые общие принципы осуществления абсолютного идеала свободы: совершенствование властной субординации и улучшение системы координации в обществе, постепенное ослабление властвования и развитие самостоятельности членов общества. Он предлагает выделение и отбор лучших людей, но не дает этому ведущему слою никакой характеристики. Идеал достигается при помощи веры и любви: и естественно, и сверхъестественно.

Концепции общественного идеала И.А.Ильина и Н.Н.Алексеева содержат указания на необходимость совершенствования личности и Божественный Промысел, также как и теории П.И.Новгородцева и Б.П.Выше-славцева. Однако данные философы подробно и детально описали возможные способы и пути достижения идеального общества и построения идеального государства. В процессе движения к идеалу принимают участие все члены общества, но особая миссия и главная роль - у ведущего слоя, элиты; разработана специальная идея «ранга». Пути достижения идеального общества в теориях И.А.Ильина и Н.Н.Алексеева: установление сильной государственной власти, сочетающейся с инициативой граждан, совершенствование законов, соблюдение равновесия между внутренней и внешней свободой, учет конкретных национальных особенностей. Все реформы должны носить эволюционный характер, пытаясь сохранить «добрые» традиции.

5. Единая концепция общественного идеала в русской школе философии права имеет место в действительности, так как это цельная, непротиворечивая теория, складывающаяся в логически непротиворечивую систему взглядов. Характерными чертами этой концепции являются: абсолютность общественного идеала, гармонически сочетающаяся с обоснованием наиболее соответствующих этой абсолютности конкретных политико-правовых и государственных реалий; разработка проблемы общественного идеала исходя из интересов личности, тесная связь теории и практики; наличие в концепции идеальных общественных проектов, предназначенных для осуществления справедливого и совершенного общественного строя именно в России. Все это придает единой концепции общественного идеала большое теоретическое и практическое значение.

6. Существенным результатом исследования является использование методологии выделения трех аспектов проблемы для выявления критериев отличия общественного идеала и утопии. Включение праксиологического аспекта в общественный идеал и выделение понятия «идеального общественного проекта» позволяет преодолеть смешение двух категорий социальной философии - утопии и общественного идеала.

Косвенным результатом исследования явилось существенное уточнение понятия «утопическое сознание» и разведение его с понятием «идеальное сознание», что позволяет преодолеть тенденцию к неоправданному расширению сферы утопического сознания, под которым понимается любое отличие от категории сущего.

Обобщая результаты исследования, можно сделать вывод о том, что примененный методологический прием позволил выявить интересующую нас проблематику не только в теориях философов, специально занимавшихся проблемой общественного идеала, таких как П.И.Новгородцев и отчасти

И.А.Ильин, но и не изучавшихся ранее Б.П.Вышеславцева и Н.Н.Алексеева. Методика выделения трех проблематизирующих аспектов понятия общественного идеала дала возможность провести анализ на основе определенных критериев и придти к конкретным результатам, представляющим несомненную новизну.

Проблема общественного идеала, существовавшая долгое время в контексте исторического материализма, имела ярко выраженный идеологический характер: четко фиксированная аксиология, зачастую отождествляемая с господствующей идеологией, не давала возможности полного познания данного понятия и искажала детерминацию праксиологического аспекта -обоснование конкретных путей достижения идеала. Для того чтобы выявить наиболее полно содержание понятия общественного идеала и возможные формы его адекватного отражения, построить систему иерархии ценностей, свободную от идеологической заданности и определить пути практического осуществления идеала, философские построения представителей школы философии права представляют несомненный интерес. Их концепция имеет значение не только для того времени, в которое они жили, а продолжают оставаться ценными и для сегодняшнего дня и для будущей России.

Теоретическое содержание и методология проведенного исследования позволяют сделать ряд рекомендаций, которые можно объединить в две группы.

Первая группа включает рекомендации по дальнейшему изучению проблемы общественного идеала в социальной философии. Данная проблема представляет собой чрезвычайно многогранное и сложное по структуре явление социальной реальности. Применяя методологию, предложенную в данной работе как схему и направление научного поиска, можно выявить и углубить все аспекты, включаемые в понятие общественного идеала, а также продолжить на новом теоретическом уровне исследования, посвященные анализу общественного идеала и утопии, их сравнению и противопоставлению.

Дальнейшая разработка данной проблемы имеет не только теоретическую, но и практическую значимость, особенно в настоящий исторический момент - не на рубеже веков, когда писали свои произведения П.И.Новгородцев и его ученики, а на рубеже тысячелетий, в условиях дальнейшего углубления глобального кризиса человечества. Поиски вариантов дальнейшего пути для России и для всего мира могут быть облегчены, если творчески и критически осмыслить богатый опыт прошлого. Здесь особенно важно сосредоточить все усилия на разработке теории общественного идеала, имеющего патриотическое и национальное содержание, и обосновать форму государственно-политического устройства, адекватно отражающую это содержание.

Вторая группа практических рекомендаций связана с применением результатов исследования для дальнейшего совершенствования учебного процесса в высших учебных заведениях. Основные положения и теоретические выводы диссертации могут быть использованы в преподавании социальной философии, истории русской философии, социологии, политологии. Проблематика, получившая освещение в диссертации, может быть полезной при подготовке специальных курсов, посвященных вопросам философий истории, философии права, аксиологии, политической философии.

 

Список научной литературыСавина, Любовь Викторовна, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Алексеев H.H. Евразийцы и государство // Евразийская хроника, Париж: б. изд. - 1927. - Вып.9. - С. 34.

2. Алексеев H.H. Идеал "Земного Града" в христианском вероучении // Путь. -1926.-№5.-С. 20-41.

3. Алексеев H.H. Идея государства: очерки по истории политической мысли, Нью-Йорк: изд-во им Чехова, 1955.- 407с.

4. Алексеев H.H. Науки общественные и естественные в историческом взаимоотношении их методов: Очерки по истории и методологии общественных наук. Ч. 1. - М.: Тип. Моек ун-та, 1912. - 270 с.

5. Алексеев H.H. Общая теория государства. Прага: Комиссия по обеспечению образования русских студентов в Ч. С. Р., 1925 г. Вып. 1.- 182 е.; Вып. 2.- 183-356 с.

6. Алексеев H.H. Основы философии права. Прага: б. изд. 1924 г.

7. Алексеев H.H. Право советской России. Прага: б. изд. 1925 г.

8. Алексеев H.H. Пути и судьбы марксизма: От Маркса и Энгельса к Ленину и Сталину, Berlin; Изд-во евразийцев, 1936. 102 с.

9. Алексеев H.H. Религия, право и нравственность. Paris (Париж): Ymca-press, 1930. - 105с.

10. Ю.Алексеев H.H. Русский народ и государство // Путь. 1927. - № 8. - С. 21-57.11 .Алексеев H.H. Русское западничество // Путь. 1929. -№15.- С. 81-111.

11. Алексеев H.H. Теория государства: Теоретическое государствоведение: Государственное устройство: Государственный идеал. Б-м. : Изд-во евразийцев, 1931. 187с.

12. Алексеев H.H. Христианство и идея монархии // Путь. 1927. - № 6. - С. 15-31.

13. М.Алексеев H.H. Христианство и социализм // Путь. 1931. - № 28. - С.32-68.

14. З.Амелина Е.М. Общественный идеал // Русская философия :Энц.словарь.-М.; Респусликд ^ I9S9

15. Ахиезер А. Дебри неправды и метафизика истины // ОНС: Общественные науки и современность. М., 1991. - № 5. - С. 28-36.

16. Бабинцев С.М. Миросозерцание И.А. Ильина. М.: Прометей, 1997. - 170 с.

17. Барулин B.C. Социально-философская антропология.-М.:Онега,1994.-256с.

18. Болотоков В.Х., Кумыков А.М. Феномен наций и национально-психологические проблемы в социологии русского зарубежья. М.: Логос, 1998.-261 с.

19. Боранецкий П. Социальный идеал: Основы социальной философии. Париж: б/изд., 1965. - 1365с.21 .Вазюлин В.А. Логика истории. М.: Изд-во Московского ун-та, 1988. - С. 145-205, 290-315.

20. Василенко Л.И. Введение в русскую религиозную философию: Курс лекций. М.: Издание Православного Свято-Тихоновского богословского института, 1999.-С. 112-126, 149-158, 165-168, 226-231,231-251.

21. Вехи; Интеллигенция в России: Сб. ст., М: Молодая гвардия. 1991. - 462 с.

22. Вороно C.B., Курбатова Л.В. К вопросу о методологии исследования идеалов общественного устройства / Пермь: Изд-во Пермского политехнического университета, 1987. 28 с.

23. Вышеславцев Б.П. Вечное в русской философии // Вышеславцев Б.П. Этика Преображённого Эроса. М: Республика, 1994. - С. 177-250.

24. Вышеславцев Б.П. Два пути социального движения // Путь. 1926. - № 4. -С. 96-105.

25. Вышеславцев Б.П. Кризис индустриальной культуры. Марксизм. Неосоциализм. Неолиберализм. Нью-Йорк: CHALIDZE PUBLICATIONS, 1982. -350 с.

26. Вышеславцев Б.П. О нечувствии и непонимании трагизма // Путь. 1933. -№38.-С. 82-83.

27. Вышеславцев Б.П. Парадоксы коммунизма // Путь. 1926. - № 3. - С. 83-90.

28. Вышеславцев Б.П. Проблема власти // Путь. 1934. - № 42. - С. 3-21.31 .Вышеславцев Б.П. Русский национальный характер // Вопросы философии. 1995. 6. - С. 111-121.

29. Вышеславцев Б.П. Философская нищета марксизма // Вышеславцев Б.П. Сочинения. М: Раритет, 1995. - С. 15-180.

30. Вышеславцев Б.П. Христианство и социальный вопрос. Paris (Париж): Ymca-press, Варшава: "Добро", 1929. - 37 с.

31. Вышеславцев Б.П. Этика преображённого Эроса. Проблемы Закона и Благодати // Вышеславцев Б.П. Этика Преображённого Эроса. М: Республика, 1994.-С.14-152.

32. Вышеславцев Б.П. Этика Фихте. Основы права и нравственности в системе трансцедентальной философии. М: Печатня А.П.Снегирёвой, 1914. -С. 113-209; 395-437.

33. Гаврюшин Н.К. Б.П. Вышеславцев и его «философия сердца» // Вопросы философии. 1990. - № 4. - С. 55-62.

34. Гаврюшин Н.К. Русская философия и религиозное сознание // Вопросы философии. 1994. - № 1. с. 65-67.

35. Гаврюшин Н.К. Слово об Ильине И Вестник высшей школы. 1990. - № 6.

36. Гайдадым Э.Л. Православно-теистические социальные утопии XIX в. // Философские науки. 1991. - № 12. - С. 65-78.

37. Гальцева P.A. Очерки русской утопической мысли XX века. М: Наука, 1992.-204 с.

38. Герчиков В.И., Трус JI.C. Идеалы социализма и демократии. АН СССР. Сибирское отделение, Новосибирск, 1984. Препринт. - 9 с.

39. Гессен И.В. Искания общественного идеала. Изд. 3-е, Берлин: Слово, 1922. -60 с.

40. Гиндев П. Философия и социальное познание.-М.:Прогресс,1977.-367с.

41. Горский B.C. Философские идеи в культуре Киевской Руси XI начала XII века, Киев: Наукова думка, 1988. - 216 с.

42. Гуревич П.С. Социальная мифология. М: Мысль, 1983. - С. 117-146.

43. Гуторов В.А. Социальная утопия как способ легитимизации политической власти в России // Вестник СПбУ. Сер. 6. - Вып. 2 (№ 13). - Спб.: Изд-во СпбУ, 1995.-С. 3-8.

44. Длугач Г.Б. Проблема единства теории и практики в немецкой кассиче-ской философии (И.Кант, И.Г.Фихте). М.: Наука, 1986. - 149 с.

45. Дубровский Д.И. Проблема идеального. М: Мысль. - 1983. - С. 36-50.

46. Евлампиев И.И. Бог и человек в философии Ивана Ильина // Ступени. -Спб, 1992.-№3.

47. Ендовицкий В.Д. О значении проблемы соотношения действительности и идеалов для концепции истории философии // Человек. Общество. Культура. Тула: Изд-во Тульского гос. университета, 1998. - С. 105-124.

48. Ермичев A.A. К достоинствам взгляда "со стороны" // Вопросы философии. 1995.-№2.-С. 76-79.

49. Ивонин Ю.П. Между гармонией и восстанием (Проблема социального идеала в русской философии «Серебряного века»). Новосибирск: НГАЭИУ, 1997. -Ч. 1.-297 е.; Ч. 2.-С. 199 с.

50. Идеал, утопия и критическая рефлексия. М.: РОСПЭН, 1996. - 302 с.

51. Из глубины: Сборник статей о русской революции, 2-е изд. Paris: Ymca-press, 1967. - 317 с.

52. Из глубины: Сборник статей о русской революции. М: Изд-во Московского университета, 1990. - 298 с.

53. Иларион. Слово о Законе и Благодати. М:Столица, Скрипторий. - 1994. -146 с.

54. Ильенков Э.В. Идеальное и идеал // Ильенков Э.В. Философия и культура.-М. Политиздат, 1994.-С.204-274

55. Ильенков Э.В. Искусство и коммунистический идеал: Избр.ст. по филос. и эстетике. -М.: Искусство, 1984.-349с.

56. Ильенковские чтения.!8-19 февраля 1997 года: Тез.выступл.-М.:Мир книги, 1997.-105с.

57. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. М.: Рарогъ, 1993. - С. 134-190.

58. Ильин И.А. О грядущей России: Избранные статьи, под ред. Н.П. Полторацкого. М: Воениздат, 1993. - 366 с.

59. Ильин И.А. О монархии и республике // Вопросы философии. 1991. - № 4,5.

60. Ильин И.А. О России. (2-е изд.). М.: Студия "ТРИТЭ" (Михалков). - Ро-сархив, 1995.- 31 с.

61. Ильин И.А. О русском национализме. Что сулит миру расчленение России: Сб. статей. Новосибирск: Рус. Архив, 1991. - 132 с.

62. Ильин И.А. О сущности правосознания // Ильин И.А. Собр. соч. в 10-ти тт. Т. 4. - М.: Русская книга, 1994. - С. 149-414.

63. Ильин И.А. Основы борьбы за национальную Россию. // Ильин И.А., Б. М.: Нац.-труд. союз нового поколения. Генеральное представительство в Германии, 1938. 66 с.

64. Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993.

65. Ильин И.А. Родина и мы. Смоленск: Посох, 1995.-511 с.

66. Ильин И.А. Творческая идея нашего будущего: Об основах духовного характера : Публ. речь, произнесённая в 1934 г. в Риге, Берлине, Белграде и Праге, Новосибирск: Рус. архив, 1991. 31с.

67. Ильин И.А. Что сулит миру расчленение России. М.: Пересвет, 1992. -63 с.

68. Исаев И.А. Политико-правовая утопия в России (конец XIX- начало XX вв.). М: Наука, 1991. - 272 с.

69. История философии: Запад Россия - Восток, под ред. проф. Н.В.Митрошиловой и проф. Русаковича. М: «Греко-латинский кабинет» Ю.А. Шичалина, 1998. - Кн.З. - С. 294-332, 349-363.

70. Кемеров В.Е. Методология обществознания: проблемы, стимулы, перспективы. Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1990. - 160 с.

71. Кларин В.М., Петров В.М. Идеалы и пути воспитания в творениях русских религиозных философов XIX-XX вв. - М., б/изд.,1996. - 123 с.

72. Козловский В.В. Социологические альтернативы в дореволюционной России // Вестник СпбУ. 1993. - № 4. - Серия 6.

73. Комаров Ю.С. Общество и личность в православной философии. Казань: Издательство Казанского университета, 1991. - 189 с.

74. Косолапое Р. Социалистический идеал: теория и реальность // Проблемы мира и социализма. 1978. - № 9.

75. Крапивенский С.Э. Социальная философия. М: Владос, 1998. - 411 с.

76. Крухмалёв А.Е. Ведущая роль рабочего класса в осуществлении марксистско-ленинского идеала бесклассового общества // Коммунистический идеал, реальный социализм и борьба идей. М., 1987. - С. 53-56.

77. Левицкий С.А. Б.П.Вышеславцев // Вышеславцев Б.П. Сочинения. М.: Раритет, 1995.-С. 5-14.

78. Лекторский В.А. Гуманизм как идеал и как реальность // Идеал, утопия и критическая рефлексия.-М.:РОССПЭН, 1996.-С.103-105

79. Лизогуб А.П. Идеал. Киев: Редакционно-издат. Отдел облуправления по печати, 1991.-С. 11-94.

80. Лисица Ю.Т. И.А.Ильин как правовед и государствовед // Вопросы философии. 1991.-№5.

81. Лисица Ю.Т. Проблемы государственного строительства и гражданского общества // Ильин И.А. Основы государственного устройства. Проект Основного Закона России. М.: Рарогъ, 1996. - С. 3-41.

82. Лосский Н.О. История русской философии. М.: Советский писатель, 1991.-С. 386-388, 447-452.

83. Лосский Н.О. История русской философии. В 2-х т.т. Л.: «Эго», 1991. -Т. 2.-Ч. 2.-С. 114-133.

84. Мильдон В.И. Русская идея в конце XX века // Вопросы философии. -1996. -№3.-С. 46-54.

85. Момджан К.Х. Социальная философия в конце XX века. М., 1991.

86. Момджян К.Х. Социум. Общество. История.-М.:Наука,1994.-239с.

87. Москаленко А.Т., Сержантов В.Ф. Идеал как форма проявления смысла жизни // Москаленко А.Т., Сержантов В.Ф. Смысл жизни и личность. Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1989. С. 102-115.

88. Мудрагей Н.С. Россия проблема выбора или Воля к разуму // Вопросы философии. - 1995. - № 9. - С. 43-53.

89. Никитина H.H. Духовно-практическая природа идеала лично-сти:Автореф.дисс. канд.филос.наук.-Екатеринбург,1992.-19с.

90. Новгородцев П.И. Восстановление святынь // Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М: Пресса, 1991. - С. 559-580.

91. Новгородцев П.И. Демократия на распутьи // Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М: Пресса, 1991. - С. 540-558.

92. Новгородцев П.И. О путях и задачах русской интеллигенции // Новгородцев П.И. Сочинения. М; Раритет, 1995. - С. 348-366.

93. Новгородцев П.И. О своеобразных элементах русской философии права // Новгородцев П.И. Сочинения.- М.: Раритет, 1995. С. 367-387.

94. Новгородцев П.И. Об общественном идеале // Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М: Пресса, 1991. - С. 13-522.

95. Новгородцев П.И. Общественный идеал в свете современных исканий // Новгородцев П.И. Сочинения. М.: Раритет, 1995. - С. 340-347.

96. Новгородцев П.И. Политические идеалы древнего и нового мира. -Вып. 1-2. М: Типогр. лит. тов-ва Кушнерёв и Ко, 1913-1914. - В. 1 - 95 е.; В. 2-96 с.

97. Новгородцев П.И. Право на достойное человеческое существование // Новгородцев П.И. Сочинения. М: Раритет, 1995. - С. 321-327.

98. Новгородцев П.И. Существо русского православного сознания // Новгородцев П.И. Сочинения. М: Раритет, 1995. - С. 407-423.

99. Нуйкин А. Идеалы или интересы? М.: Книга, 1990. - 144 с.

100. Осипов И. Д. Проблема общественного идеала в русском либерализме // Вестник СпбУ. Сер. 6. - 1993. - Вып. 3.

101. Осипов И.Д. Философия русского либерализма XIX нач. XX вв. -Спб.: Изд-во С.-Петербургск. ун-та, 1996. - 192 с.

102. Панарин A.C. «Вторая Европа» или «Третий Рим» // Вопросы философии. 1996. -№ 10. - С. 19-24.

103. Патриотическое сознание: сущность и формирование.-Новосибирск:Наука, 1985.-254с.

104. Пивоваров Ю.С. Может ли спасти Россию самодержавная монархия? // Вопросы философии. 1991. - № 6.

105. Подопригора В.Н., Краснопевцева Т.Н. Русский вопрос в современной России // Вопросы философии. 1995. - № 6. - С. 65-74.

106. Полторацкий Н.П. Исследование И.А.Ильина «О монархии» // Русское возрождение. 1978. - № 1.

107. Полторацкий Н.П. Монархизм и непредрешение И.А.Ильина // Русское возрождение. 1979. - № 7-8.

108. Полторацкий Н.П. Монархия и республика в восприятии И.А.Ильина. -Нью-Йорк: Содружество. 1979, - 86 с.

109. Полторацкий Н.П. Русская религиозная философия // Вопросы философии. -1992. № 2.

110. Пронин С.Л. Ценностные основания человеческой деятельно-сти: Автореф. дисс. .канд. филос .наук. .-М., 1998. ■-16с.

111. Россия в условиях стратегической нестабильности (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1996. - № 9. - С. 3-42.

112. Русская идея, В 2-х тт. Искусство. - 1994. - Т. 1. - 539 е.; Т. 2. - 684 с.

113. Русская философия права. Антология. Спб: Алатейя, 1999. - С. 417-424; 406-414.

114. Русская философия. Малый энциклопедический словарь М.: Наука. -1995. - 624 с.

115. Русский узел евразийства. М.: «Беловодье». - 1997. - С. 484-488, 502, 505-511.

116. Сетницкий H.A. О конечном идеале // Горский А.К., Сетницкий H.A. Сочинения. М.: Раритет, 1995. - 351с.

117. Сигов К.Б. «Беззаконная комета» русской философии и критерий права // Философская и социологическая мысль. 1993. - № 6. - С. 132-142.

118. Смирнов П.И. Ценностные основания общества: Автореф.дисс. канд.филос.наук.-СПб.,1994.-31с.

119. Современная русская идея и государство. М.: Обозреватель, 1995. -183 с.

120. Социальная философия Ивана Ильина: Материалы Рос. Семинара 9-10 апреля 1993 г. Отв. ред. В.В.Козловский. Спб., 1993. - Ч. 1. - 65 е.; Ч. 2 -60 с.

121. Социология и социализм: (Социальный идеал и исторический процесс). М.: Наука. - 1990. - 163 с.

122. Стефанов Н. Общественные науки и социальные технологии.-М. :Прогресс, 1976.-252C.

123. Строгецкий В.М. Культура и политические ценности. Античность. Запад. Россия. М.: Издательство «Магистр». - 1997. - 47 с.

124. Татаринцев В.Г. Генезис и первоначальное развитие общественного идеала // Низшее и высшее, системы и элементы в процессе развития. -Челябинск, 1988. С. 102-115.

125. Тимофеев В.А. Методологические проблемы современных утопий и утопизма // Вестник СпбУ. Сер. 6. - Вып. 4 (№ 27). - Спб.: Изд-во СпбУ,1995.-С. 39-43.

126. Тихонов В. Будущее человеческой цивилизации и России. М.: Палея,1996.-С. 17-86.

127. Трубецкой E.H. История философии права. Киев: Лит. Императорского университета св. Владимира. - 1893. - 158 с.

128. Уорд, Барбара. Пять идей, которые меняют мир / Пер. с англ. Нью-Йорк: Прегер. - 1961. - 189 с.

129. Устрялов Н.В. Проблема прогресса.- 2-е изд., доп. М.: 1998. - 50 с.

130. Федотова В.Г. Практическое и духовное освоение действительности.-М.:Наука, 1991.-134с.

131. Федотова В.Г. Судьба России в зеркале методологии // Вопросы философии. 1995. - № 12. - С. 21-34.

132. Философия и революция: сравнив с достигнутым высокий идеал (к 200-летию Великой франц. революции) / АН СССР. Ин-т философии. -М., 1989. -Ч. 1. -112 е.; 4.2. - 117 с.

133. Философия истории. Антология. М.: АО Аспект-Пресс, 1994. - С. 57-116.

134. Флоровский Г.В. Из прошлого русской мысли. М.: Аграф, 1998. - 431 с.

135. Чернякова Н.С. Ценностная природа истины: Автореф. . канд. филос. наук. -М-, 1995.-32 с.

136. Четвёркин В.А. Современные концепции естественного права. М., 1988.

137. Чинакова Л.И. Социальный детерминизм. Проблема движущих сил развития общества. М.: Политиздат, 1985. - 159 с.

138. Шаронов Д.И. Концепция органической демократии И.А.Ильина // Вестник МГУ, сер. 12. Социально-политические исследования. - М., 1994. -№ I.

139. Ширяев Ю.И. Социальная однородность общества: основные признаки и пути формирования.-Киев:Наукова думка, 1986.-208с.

140. Шпак В.Ю. О специфике общественного идеала // Вопросы общественных наук. Ростов-на-Дону, 1973.

141. Якушев В.Г. Сущность и значение прогрессивного социально-политического идеала // Вестник Белорусского университета. Сер.З: Философия - 1978. - № 1.

142. Яценко А.В. Антиутопия Платона // Вестник СПбУ. Сер. 6. - Вып. 3 (№ 20). - Спб.: Изд-во СпбУ, 1994. - С. 32-33.

143. Adler M.J. A vision of the future: Twelve ideas for a better society, N.Y., L: Macmillan, 1984.-P. 261 p.

144. Berlin J. Russian Thinkers. N-Y, 1979.

145. Darm. Russian philosophy: Traditional-and-trentemporary account. Studies in Soviet thought., vol.22, Dordrecht. Boston, 1981.

146. Krirorian, Yervant Hochannes. The pursuit of ideals. - Springrield (11), Thomas, 1970.-P. 109-113.

147. Moon J. D. The moral basis of the democratic welfare state // Democracy and the welfare state, Prinston (N. Y.), 1988. P. 27-52.

148. Walters K.S. The sane society ideal in modern utopianism, Lewiston etc: Mellen, 1989. -324 p.