автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.01
диссертация на тему:
Общественный идеал в русской социальной мысли начала ХХ века

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Иванова, Татьяна Борисовна
  • Ученая cтепень: кандидата социологических наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 22.00.01
Диссертация по социологии на тему 'Общественный идеал в русской социальной мысли начала ХХ века'

Текст диссертации на тему "Общественный идеал в русской социальной мысли начала ХХ века"

Санкт-Петербургский государственный университет

/'/:;' - /

/ На правах рукописи

ИВАНОВА Татьяна Борисовна

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ В РУССКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ

МЫСЛИ НАЧАЛА XX ВЕКА (H.A. Бердяев, С.Н.Булгаков, П.И.Новгородцев, С.Л.Франк)

Специальность 22.00.01 - теория, методология и история социологии

Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук

Санкт-Петербург , 1998

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................... 4

ГЛАВА 1. ОБЩЕСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ...........................................10

1.1 Историография изучения общественного идеала..................................10

1.2. Сущность общественного идеала............................................................16

1.3. Типология общественных идеалов.......................................................... 21

1.4. Особенности формирования и легитимация общественного

идеала........................................................................................................29

1.5. Значение общественного идеала в истории общества и развитии общественной мысли.............................................................................. 33

Выводы по I главе.................................................,,,...,„.................................37

Примечания......................................................................................................40

ГЛАВА 2. ХРИСТИАНСКИЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ В РУССКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ МЫСЛИ.....................................................46

2.1. Истоки и основные черты христианского общественного

идеала....................................................................................................46

2.2. "Относительность" в общественном идеале H.A. Бердяева..........57

2.3. "Христианский социализм" С.Н. Булгакова..................................69

2.4. Идеал "бесконечного личного совершенствования"

П.И. Новгородцева............................................................................78

2.5. Принцип иерархизма в общественном идеале С.Л. Франка........87

Выводы по 2 главе...................................................................................103

Примечания..............................................................................................106

ГЛАВА 3. ЗНАЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ИДЕАЛА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ ................................................................114

3.1. Возможности использования общественного идеала

в социологии......................................................................................114

3.2. Значение христианского общественного идеала социальных мыслителей "серебряного века" на современном этапе общественного развития...................................................................121

Выводы по главе 3....................................................................................140

Примечания...............................................................................................143

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................................................146

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..........................................................................150

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Тема общественного идеала получила значительное развитие в отечественной социально-философской и социологической мысли последних десятилетий, однако рассматривалась она несколько односторонне по причине заидеологизированности советского общества. В результате в отечественной науке отсутствует всесторонний анализ нравственно-религиозного общественного идеала, то есть идеала, центральным звеном которого выступают не те или иные политические и социально-экономические аспекты, а нравственно-религиозная компонента, которая признается здесь определяющей. Между тем на рубеже XIX-XX вв. целый рад мыслителей "серебряного века" высказывали идеи по проблеме общественного идеала, которые, при всем их различии, можно объединить понятием нового религиозного общественного идеала.

Анализ их взглядов па эту проблему представляется чрезвычайно актуальным и вызван социальной потребностью современного этапа общественного развития в новой объединяющей идее, способной сплотить общество и направить его развитие в конструктивное русло. Такого рода потребность диктует необходимость поиска духовных ориентиров, направляющих деятельность различных социальных слоев и групп общества.

Одним из таких духовных ориентиров и является общественный идеал. Его поиск обычно ведется на светской основе. Альтернативой такому "светскому" идеалу является религиозный общественный идеал.

Религиозный общественный идеал в настоящее время имеет большое значение как для российского общества, так и для всего мирового сообщества в целом, являясь возможной альтернативой во многом не оправдавшему себя чисто светскому общественному идеалу. И концепция общественного идеала российских социальных мыслителей начала XX в. может сыграть важную в общеметодолргическом плане роль в деле формирования такого альтернативного общественного идеала.

Естественная необходимость ограничить круг рассматриваемых мыслителей вынудила нас остановиться на четырех социальных мыслителях "серебряного века" - H.A. Бердяеве, С.Н. Булгакове, П.И. Новгородцеве и С.Л. Франке. Все они, за исключением Новгороддева, принадлежали в свое время к течению так называемого "легального марксизма", но в дальнейшем отказались от него и

строили свой идеал на базе критики марксизма; все проповедовали христианский общественный идеал как идеал социалистический, ориентированный на развитие всего общества через развитие индивидов. Их идеал, безусловно, строился на базе христианства, но это был новый религиозный внецерковный общественный идеал, то сеть идеал, соединяющий в ссбс свстскос и религиозное начало, и именно этим он представляет наибольший интерес.

Это обстоятельство и делает актуальным и необходимым освоение духовного наследия российских социальных мыслителей начала ХХв. - Н. А. Бердяева, С.Н. Булгакова, П.И. Новгороднева и С.Л. Франка.

Степень разработанности проблемы. Избранная тема диссертации предполагает обращение к работам, связанным, во-первых, с изучением проблемы общественного идеала, а, во-вторых, с анализом трудов русских мыслителей "серебряного века" - Н.А.Бсрдясва, С.Н.Булгакова, П.И.Новгородцсва и С.Л.Франка, презде всего касающихся их философеко-социальных и социологических воззрений вообще и по проблеме социального идеала в частности.

Проблеме общественного идеала уделялось значительное внимание в истории сотщально-философской и социологической мысли. Она рассматривается в трудах Платона и Аристотеля, ей уделяется большое внимание в немецкой классической философии, она занимает видное место в марксистской и далее в советской философии. Несмотря на заидеологизированность и догматизм социально-философской мысли в советский период российской истории, и в это время были попытки серьезного анализа проблемы общественного идеала. Это можно увидеть в трудах таких философов как Э.В.Ильенков, В.Е.Давидович,

A.Г.Здравомыслов, С.В.Туманов, А.И.Яценко, Л.М.Путилова, В.Л.Павлов, Л.В. Константинова и лр-

/ Кроме того, для данного диссертационного исследования явились важными: в ({^первых, при анализе социальной сущности общественного идеала работы К. Маркса, П.А. Сорокина, П.А. Рачкова, А.С. Ахиезсра, Б. Вильсона, А Бирона и др., посвященные общетеоретическим проблемам социологии, работы К. Мангейма, П. Бергера и Т. Лукмана по социологии знания и общественного сознания; во-вторых, при рассмотрении вопроса о необходимости общественного идеала на современном этапе развития российского общества работы

B.Р.Арсеньева, Ч.С.Кирвеля, А.И.Солженицьтна, Т. Горичевой и др.; и, р.-третьих, работы В. С, Соловьева, Ф.М. Достоевского, явившиеся теоретическими предпосылками для концепции христианского общественного идеала.

Труды, посвященные научному прогнозированию, предвидению будущего также имеют важное значение для анализа общественного идеала. Среди ученых, работавших в этом направлении можно назвать И.В-Бестужева-Ладу1, А.М.Гендина2, В.Н.Ярскую3, Я.Ф.Аскина4, Э.А.Араб-Оглы5 и др.

Как зарубежные, так и отечественные философы и социологи занимались эмпирическими исследованиями проблематики общественного идеала, изучая ценностно-идеологические ориентиры различных социальных групп общества. Среди них наши ученые: М.ХТитма6, В.А.Ядов7, Н.Ф.Наумова8 и зарубежные: У.Томас, М.Рокич, Ф.Знанецкий, Я.Щепаньский9 и др. Все перечисленные источники явились ценными дня понимания и анализа проблемы общественного идеала.

Анализу орудов российских мыслителей "серебряного века" посвящено большое количество философской, культурологической, религиоведческой и социологической литературы последних десяти лет. Сюда следует отнести работы А.А.Ермичева, С.С.Хоружего, И. П. Смирнова, М.А.Колерова, А.В.Гулыги, П.Сидорова и многих других. До этого периода религиозно-философские и циально-философские труды Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова, П.И.Новгородцева СЛ.Франка в советской социально-философской мысли рассматривались несколько предвзято и однобоко. Однако в это же время глубокое изучение

1 Бестужев-Лада И.В. Мир нашего завгра. М., 1986; Его же. Окно в будущее. Современные проблемы социального прогнозирования. М., 1970; Его же. Проблемы социального прогнозирования: Учеб. пособие. М., 1978; Его же. Социальное прогнозирование. М., 1969.

2 Гендин А.М. Предвидение и цель в развитии общества. Философско-социологические аспекты социального прогнозирования. Красноярск, 1970.

s Ярская В.Н. Научное предвидение: Вопросы методологии. Саратов, 1980.

4 Аскин Я.Ф. Проблема времени. Ее философское истолкование. М., 1966.

5 Араб-Оглы Э.А. Обозримое будущее: Социальные последствия НТР: год 2000. М., 1986.

6 Титма М.Х. Жизненные пути молодого поколения: Опыт й методика генетического исследования в социологии. Таллин, 1983; Его же. Жизненный путь поколения: его выбор и утверждение. Таллин, 1985.

7 Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л., 1979; Его же. Социальная идентификация личности в условиях быстрых социальных перемен / Социальная идентификация личности: Годичный отчет за 1994 г. по разделу подпрограммы "Человек в кризисном обществе" общегшститутской программы "Альтернативы социальных преобразований в российском обществе". М., 1994.

8 Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. М., 1988.

9 Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М., 1969.

взглядов российских мыслителей начала XX в. происходило за рубежом, в том числе в работах деятелей так называемого "русского зарубежья", таких как

B.В.Зенысовский, Н.П.Полторацкий, Г.П.Федотов, Ф.А.Степун и др. Большое значение для диссертационного исследования имело изучение полемики между славянофилами и западниками в XIX в., а также полемика начала XX в. между представителями различных, общественно-политических течений, в том числе но проблеме общественного идеала.

Однако, несмотря на большое количество работ, посвященных данной проблематике, отсутствует целостное рассмотрение проблемы идеала в трудах наиболее ярких представителей философско-социологической мысли начала XX в. и анализ их роли для современного этапа общественного развития, что потребовало проведения соответствующего исследования.

Цель и задачи исследования. Целью работы является анализ концепции общественного идеала российских мыслителей начала XX в. на примере творчества H.A.Бердяева, С.Н.Булгакова, П.И.Новгородцсва и СЛ.Франка, определение их места в истории российской социологической мысли и выявление значения этих концепций на современном этапе общественного развития.

Данная цель потребовала реализации следующих задач:

- анализ общественного идеала как проблемы исторнко-соииологического исследования:

- уяснение сущности и типологии общественных идеалов;

- выявление особенностей формирования и легитимации общественного идеала, его роли и места в современном обществе;

- рассмотрение религиозного общественного идеала в контексте русской социальной мысли (на примере творчества Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова, П.И.Новгородцева, С.Л.Франка);

- исследование возможностей социологии в определении общественного идеала.

Методологическая основа и теоретические источники диссертации. В качестве методологии в диссертации применяется схрукгурно-функциональньш подход для уяснения сущности, структуры и функций общественного идеала и сравнительный анализ при рассмотрении концепций общественного идеала Н.А.Бердяева,

C.Н.Булгакова, П.И.Новгородцева и С.Л.Франка. Кроме того, в работе используется методология самих социальных мыслителей религиозного

направления начала XX в., т.е. отказ от позиций религиозного индифферентизма и признание религиозной основы общественной жизни.

Теоретическими источниками диссертации явились прежде всего труды Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова, П.И.Новгородцева, С.Л.Франка, а также работы В.С.Соловьева и других социальных мыслителей конца XIX - начала XX вв.

Научная новизна работы. Научная новизна исследования состоит в том, что в диссертации:

- проведен целостный анализ взглядов H.A. Бердяева, С.Н. Булгакова, 11.И. Новгородцева и C.JI. Франка как представителей социальной мысли религиозного направления начала XX в. по проблеме общественного идеала;

- дается новое определение общественного идеала как набора ключевых ценностей, харатстериз^ощих конечную целт» общественного развития, достижение которой осуществляется через структуру общественного идеала, формируемого на основе интересов, запросов и социальных, ожиданий конкретных членов общества, различных социальных групп, классов и слосв;

- предложена новая типология общественных идеалов, основанная на интегративном критерии, включающем в себя две важнейшие взаимоувязанные характеристики идеала: степень религиозности и степень его реализуемости;

- выявлено, что концепция общественного идеала социальных мыслителей начала XX в. построена па принципе единства религиозного, нравственного и социального элементов, в отличие от обычно применяемого чисто светского, научного подхода, исключающего религиозную компоненту;

- уточнена и конкретизирована предложенная М.С. Каганом и В. П. Брянским концепция новой социально-философской дисциплины - идеалогии, в качестве которых выступают как равноправные религиозное и светское ценностные основания, соотносящиеся друг с другом по принципу взаимной дополнительности.

Теоретическая и практическая значимости диссертационного исследования Теоретическая значимость исследования состоит в привлечении внимания научной общественности к нравственно-религиозному содержанию общественного идеала, к проблеме духовных оснований современного российского общества. Данная работа расширяет проблемное поле исследований как в отношении общественного идеала, так и в освещении интеллектуального наследия российских социальных мыслителей.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы при чтении лекций курса "История российской социологии", в курсе социальной философии, в самостоятельных спецкурсах, а также при подготовке учебных пособий по данным курсам.

Структура диссертации,. Работа состоит из введения, трех глав, объединяющих тринадцать параграфов, заключения и библиографии.

ГЛАВА 1. ОБЩЕСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1. Историография изучения общественного идеала

Проблема общественного идеала имеет довольно глубокие корни, уходящие в античность, в труды древнегреческих философов, для которых важно было теоретическое осмысление категории "общественный идеал". Два противоположных направления, господствовавших в представлении об общественном идеале, отражены в трудах Платона [1] и Аристотеля [2]. Если Платон представлял общественный идеал как "изначально заданный совершенный порядок вещей" и считал, что общество, развиваясь, все больше отдаляется от него, следуя по пути регресса, то по Аристотелю общественный идеал - это та конечная цель, к которой общество стремится в своем развитии, и существование которой обеспечивает движение общества вперед. В философии Просвещения мы видим уже слияние этих двух направлений, особенно в трудах Руссо, у которого теория "золотого века человечества" непосредственно соединена, с идеей "совершенного состояния общества в будущем" [3]. Это соединение двух направлений в трактовке общественного идеала стало возможным благодаря "акцентированию нравственно-рационалистического начала идеала" [4].

В немецкой классической философии доминирует углубление и абсолютизирование рационального подхода при анализе понятия "общественный идеал", при этом выявляется "неразрешимое противоречие между сущим и должным" [5]. Возникший на ее основе марксизм, а позднее советская философия рассматривала и анализировала идеал в рамках гносеологии, определив его сущность через феномен "опережающего отражения". Это можно увидеть в трудах Н.Н.Трубникова [6], Б.С.Украшщева [7], А.С.Ковальчука [8], А.Д.Урсула. [9], П.К.Анохина [10] и др.

Принципиально новый подход принадлежит Л.В.Константиновой, которая предлагает рассматривать общественный идеал не как феномен опережающего отражения, а как структурно-функциональный элемент любой социальной системы, занимающий определенное место