автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.01
диссертация на тему:
Методология исследования политического сознания в теории Карла Мангейма

  • Год: 2006
  • Автор научной работы: Фурс, Виталий Александрович
  • Ученая cтепень: кандидата политических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 23.00.01
Диссертация по политологии на тему 'Методология исследования политического сознания в теории Карла Мангейма'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата политических наук Фурс, Виталий Александрович

Введение

Глава I. Основные этапы творческой эволюции

Карла Мангейма

§ 1. Ключевые периоды научной деятельности

§ 2. Влияние идейных течений первой половины XX века на становление исследовательских подходов социологии знания

Глава II. Методологические основания политической теории

Карла Мангейма

§ 1. Социология знания как метод анализа политического сознания

§ 2. Взгляды ученого на специфику политического знания

Глава III. Политическое сознание как центральный предмет теории Карла Мангейма

§ 1. Идеология и утопия как формы ложного сознания

§ 2. Учение о новой социальной технологии

§ 3. Научный анализ социальных функций религии

 

Введение диссертации2006 год, автореферат по политологии, Фурс, Виталий Александрович

Актуальность темы исследования. Одним из самых значимых аспектов современной политической науки является, несомненно, проблема методологии социально-политического анализа, объекта и границ политического знания. Несмотря на то, что научные дискуссии, посвященные данной проблематике, достаточно активно велись еще в конце XIX — начале XX века, ученые до сих пор не смогли достигнуть компромисса вокруг этих спорных вопросов.

Карл Мангейм известен в истории политической мысли как один из основателей социологии знания — науки о социальной обусловленности мышления, работая над которой ученый стремился создать новый подход к изучению политической действительности. Обращаясь к истории политической науки, мыслитель исследовал ее специфику, определил место политического знания в традиционной научной парадигме. Отвечая на вопрос «может ли политика быть наукой?», Мангейм продемонстрировал то, насколько сложным объектом для научного анализа является политика, и обосновал необходимость разработки новой методологии социально-политического анализа. По сути, Мангейм предложил собственный проект политической науки, одно из главных требований которой заключалось в независимости результатов исследования от оценочных суждений познающего субъекта.

Однако актуальность данной темы исследования обусловлена не только необходимостью реконструкции подхода Мангейма в рамках современного социально-политического анализа и расширением исследовательского инструментария политической науки, но также и тем обстоятельством, что методология исследования политического сознания, ставшая ядром теории Мангейма, была успешно использована ученым в процессе изучения таких объектов как идеология, утопии, социальные технологии, массовое общество, религия и др.

Подход Мангейма к исследованию идеологии не утратил своей актуальности и на современном этапе истории: по-прежнему в политической науке нет единого мнения относительно содержания понятия «идеология», а также критериев ее классификации. Кроме того, в международной политике и средствах массовой информации понятие идеология применяется, как правило, для разоблачения или негативной оценки идейных оппонентов и политических противников.

Практическая значимость методологии, разработанной Мангеймом, состоит также и в том, что ученый сумел предугадать многие политические и социально-экономические тенденции Новейшей истории: он предсказал крах тоталитарных режимов, развитие системы планирования, усиление роли средств коммуникации и системы образования в манипуляции массовым сознанием, определил возможные пути развития политического знания. Важно отметить, что прогнозы и выводы Мангейма основывались на научном анализе истории и текущих социально-политических процессов.

Особый исследовательский интерес представляют этические и социально-педагогические труды Мангейма, в которых были затронуты многие спорные вопросы нашего времени: следуя методологическим положениям «социологии знания», ученый выявил связь между социально-политическими кризисами и культурно-нравственном состоянием общества. Исходя из этого, ученый разработал программу нравственного воспитания граждан с целью создания подлинно демократического государства.

Кроме того, в политической науке не теряет своей актуальности проблема интеллигенции, ее роли в политическом процессе. Исходя из этого, представляется необходимым анализ политической теории Мангейма, важной составляющей которой является учение о роли интеллигенции в политической жизни общества: ученный, исследуя роль интеллигенции в истории, определил эту социальную группу как значимый субъект политики, главная функция которого заключается в интерпретации социальной действительности.

Необходимость научного анализа методологии исследования политического сознания, разработанной Мангеймом, обусловлена также и относительно малой степенью изученности данной темы. Заметим, что в настоящее время не существует единого мнения относительно того, к какой школе или идейному направлению следует относить Мангейма: в своей политической теории он синтезировал идеи К.Маркса, Г.Риккерта, В.Виндельбанда, М.Вебера, А.Вебера и др., развивал идеи П.Сорокина, З.Фрейда, К.Г. Юнга и др.

Степень разработанности проблемы. Политическая теория Мангейма стала объектом внимания многих исследователей, принадлежащих к различным направлениям политической науки. Отдельные фрагменты его теории нередко рассматриваются в рамках социологических, философских, исторических дисциплин. Это объясняется, прежде всего, тем, что исследования Мангейма охватывают широкий спектр научных проблем, актуальных в различных отраслях знания.

Однако методологическая часть политической теории немецкого мыслителя представлена не достаточно широко, как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Подходы Мангейма к исследованию политического мышления, периодически упоминаются в работах, посвященных общим методологическим проблемам социально-политических наук. К этой группе относятся следующие источники: «Американская социологическая мысль»1, «Категории политической

1 9 науки», С. Липсет «Политическая социология», Л.М. Семеренко «Современная западная политическая наука: формирование, эволюция, институциализация»3, «Политическая наука на рубеже веков»4, «Политическая наука: новые направления»5, «Принципы историзма в познании социальных явлений»6, В.П. Трокшина «Западноевропейская социология XIX - начала XX века»7.

В данных исследованиях рассматриваются общие методологические проблемы политического знания, описываются отдельные научные подходы, которые легли в основу социологии знания Мангейма. В некоторых работах проводится сравнительный анализ исследовательских принципов различных школ и течений.

Вторую группу составляют исследования и публикации, посвященные отдельным аспектам политической теории Мангейма. В статье П.Ю. Рахшмира «Диагнозы и рецепты Карла Мангейма»8 проводится общий обзор научных трудов мыслителя. Исследователь пытается определить степень влияния марксистского учения на методологию Мангейма, которое, согласно автору, проявляется, прежде всего, в учении о социальной обусловленности мышления. Политические взгляды Мангейма характеризуются как либеральные.

К этой группе также относятся следующие работы: В.А. Рудковский «Карл Мангейм об идеологии»9, С.В. Фоменко «Ричард Ливингстон и Карл

1 Категории политической науки. М., 2002.

2 Липсет С. Политическая социология // Американская социология: Перспективы, проблемы, методы. М., 1972.

3 Семеренко Л.М. Современная западная политическая наука: формирование, эволюция, институциализация. Ростов-на-Дону, 1997.

4 Политическая наука на рубеже веков. М., 2000.

5 Политическая наука: новые направления. М., 1999.

6 Принципы историзма в познании социальных явлений. М., 1972.

7 Трокшина В.П. Западноевропейская социология XIX — начала XX века. М., 1996.

8 Рахшмир П. Новый компаньён // Политическая мысль. 2000. № 15.

9 Рудковский В.А. Карл Манхейм об идеологии // Философия права. Ростов-на-Дону, 2002. №2.

Мангейм»1, Д. Рушемаер, «Критика «социологии знания» Карла Мангейма в американской социологии» , Д. Кетлер «Карл Мангейм. Структура мышления».3

В этих источниках частично затрагивается методологическая проблематика социологии знания, эпизодически рассматриваются подходы Мангейма к исследованию политического сознания главным образом в контексте исследуемой темы. Важно отметить, что отдельные положения методологии Мангейма косвенно упоминаются в исследованиях, посвященных феномену идеологии: Т. Иглтон «Идеология»4, Дж. Лэрриан «Понятие идеологии»5, Р. Боудн «Анализ идеологии»6, Л.М. Барботько «Тотальная идеология против тоталитарного государства»7.

Четвертую группу источников образуют политологические, социологические, философские словари и учебники, которые предоставляют общую информацию о политической теории Мангейма, а также методологическом аппарате современного политического знания: А.И. Соловьев «Политология: политическая теория, политические технологии»8, В.П. Пугачев, А.И. Соловьев «Введение в политологию»9, Панарин А.С. «Политология»10, «Политическая энциклопедия»11,

12 13

Культурология XX век» , «Зарубежная политология» , Т.А. Алексеева

1 Фоменко С. В. Ричард Ливингстон и Карл Мангейм // Вестник Омского университета. 1997. №1.

2 Ruschemeyer D. Die Nichtrezeption von Karl Mannheims Wissenssoziologie in der amerikanischen Soziologie. Koeln, 1981.

3 Kettler D. K. Manheim. Strukturen des Denkens. Frankfurt a.M., 1980.

Eagleton T. Ideology. L-NY., 1991.

3 Larrain J. The Concept of Ideology. L., 1990.

6 Boudon R. The Analyses of Ideology. L., 1989.

7 Барботько Л.М. Тотальная идеология против тоталитарного государства // Вопросы философии. 2000. № 4.

8 Соловьев Л.Я Политология: политическая теория, политические технологии. М., 2001.

9 Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1995.

10 Панарин А.С. Политология. Учебник. М., 1997.

11 Политическая энциклопедия. М., 1999.

12 Культурология XX век. СПб., 1997.

13 Зарубежная политология. М., 1998.

Современные политические теории»1, «Власть. Очерки современной политической философии Запада» и др.

Проанализировав российскую и зарубежную научную литературу можно сделать вывод о том, что методология исследования политического сознания Мангейма не достаточно изучена. Большинство исследований носят эпизодический характер и затрагивают данную проблематику лишь в рамках исследуемой проблемы. Необходимо отметить, что в зарубежной научной литературе эта тематика представлено несколько шире, чем в российских источниках.

Кроме того, важно подчеркнуть, что в рамках истории политических учений данная проблема не разрабатывалась.

Цель диссертационного исследования — определить эвристический потенциал методологии социально-политического анализа Мангейма с точки зрения ее возможного применения в современных политологических исследованиях.

Поставленная цель достигается посредством постановки и решения следующих задач:

- проанализировать основные этапы развития политической теории Мангейма, выявить субъективные и объективные факторы, повлиявшие на эволюцию социально-политических идей мыслителя;

- определить степень влияния основных философских и социально-политических концепций, а также идейных течений первой половины XX века на формирование политической теории Мангейма;

- исследовать теоретико-методологические основания социально-политического творчества немецкого ученого;

1 Алексеева Т.А. Современные политические теории. М., 2000.

2 Власть. Очерки современной политической философии Запада. М., 1989.

- выявить характерные особенности и специфику подхода Мангейма к политическому знанию;

- продемонстрировать эффективность методологии «социологии знания» в исследовании феноменов идеологии и утопии;

- реконструировать новую социальную технологию Мангейма с точки зрения определения ее роли в массовом обществе;

- рассмотреть специфику подхода мыслителя к анализу социальных функций религии;

Научная новизна исследования. Научная новизна данной диссертационной работы состоит в том, что в ней впервые в отечественной политологической литературе:

• комплексно изучена политическая теория Мангейма, обозначены ее основные направления, раскрыта логическая структура; изучены методологические основания научного творчества мыслителя.

• проанализированы ключевые моменты формирования политической теории Мангейма, выявлены субъективные и объективные факторы, повлиявшие на содержание и тематику научных исследований мыслителя;

• определена степень влияния идейных течений первой половины XX века на эволюцию взглядов мыслителя;

• впервые рассмотрены политические идеи Мангейма в историческом контексте, в сопоставлении с учениями идейных оппонентов и единомышленников — представителей различных исследовательских школ;

• рассмотрены прогнозы ученого относительно возможных путей развития европейской цивилизации, проанализированы общественно-политические тенденции и процессы, которые ученый сумел предугадать;

• предпринята попытка определить исследовательский потенциал методологии Мангейма;

• определены место и роль политической теории К. Мангейма в истории политической мысли;

• выявлена специфика подхода Мангейма к изучению политического сознания.

Рабочая гипотеза основывается на том, что методология исследования политического мышления, разработанная Мангеймом, имеет широкий эвристический потенциал и требует трансляции в современных политологических исследованиях.

Положения, выносимые на защиту:

1. Исследования Мангейма, относящиеся к разным периодам научной деятельности, носят последовательный и систематизированный характер, имеют общие методологические основания и образуют в целом структуру теории.

2. Основные аспекты политической теории Мангейма формировались под влиянием неокантианства, марксизма, социологической школы: значительное влияние на взгляды Мангейма оказали идеи Г. Риккерта, В. Виндельбанда, К. Маркса, М. Вебера, А. Вебера, П. Сорокина.

3. Социологии знания, основные исследовательские принципы которой являются методологической базой политической теории Мангейма, представляет собой синтез исторического, идеографического и социологического подходов.

4. Политическая наука в теории Мангейма выступает как «наука об иррациональном», которая требует специального подхода, допускающего синтез и эволюцию научных методов и знаний по мере изменения политической действительности.

5. В процессе исследования феномена идеологии и утопии Мангейм опирался преимущественно на методы социологии знания — метод соотнесения, историко-филологический анализ.

6. Анализируя перспективы развития новой социальной технологии в условиях массового общества, Мангейм предугадал такие социально-политические процессы, как крушение тоталитарных режимов, развитие системы планирования и ее использование в мирных целях, возрастание роли научного знания в манипуляции массовым сознанием.

7. Мангейм исследовал социальные функции религии в одном контекстуальном поле с проблемой политического сознания.

Теоретико-методологическую базу исследования составляют ключевые труды Мангейма, научные публикации, в которых рассматриваются отдельные аспекты политической теории немецкого мыслителя, а также работы, затрагивающие проблему методологии социально-политических наук, феномена идеологии, тоталитаризма, массового общества.

Исходя из того, что в российской и зарубежной литературе сравнительно мало трудов, в которых представлены методологические основания теории Мангейма, в данном диссертационном исследовании в качестве теоретической базы использовались преимущественно первоисточники.

В диссертационном исследовании были использованы следующие общенаучные методы: исторический, сравнительный, логический, системный, метод анализа и синтеза, метод реконструкции.

В работе идеи Мангейма рассмотрены преимущественно в историческом контексте: особый акцент сделан на сравнительном анализе подходов к методологической проблематике, применяемых в рамках различных идейных течений, относящихся к разным периодам истории.

Практическая значимость исследования. Материалы и выводы, содержащиеся в данном диссертационном исследовании, могут быть использованы в учебном процессе в рамках общих курсов по истории зарубежной политической мысли XX века и специальных курсов по истории и методологии науки.

Апробация работы. Основные положения и отдельные аспекты диссертационного исследования нашли отражение в публикациях автора. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на кафедре истории социально-политических учений философского факультета МГУ им. М.В.Ломоносова.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Методология исследования политического сознания в теории Карла Мангейма"

Заключение

Характерной особенностью научного творчества Мангейма является тематическое разнообразие научных исследований. Несмотря на то, что ученый в своей политической теории затрагивает широкий спектр научных проблем, большинство его трудов сосредоточены вокруг одного и того же объекта - политического мышления; на разных этапах научной деятельности данный объект рассматривался в различных исследовательских контекстах. Так, на начальном этапе формирования политической теории, который приходится на немецкий период творчества ученого, проблема политического мышления была связана с вопросами социальной обусловленности знания и не отделялась от проблемы познания. Исследуя с помощью методов социологии знания связь между социальным положением познающего субъекта и его политической позицией, Мангейм предложил две концептуальные модели политического мышления. В методологической части теории ученый на примере пяти форм мышления доказывал наличие зависимости между структурой мышления и восприятием социально-политической реальности. В исследовании, посвященном феномену идеологии и утопии, проблема политического мышления рассматривается с иного ракурса: изучая исторические формы «ложного сознания», Мангейм акцентирует внимание на интересах антагонистических социальных групп, борющихся за политическое господство, на связи этих интересов с моделями мышления и политическим действием.

На завершающем этапе формирования политической теории, который совпадает с английским периодом творчества Мангейма, проблема политического мышления была тесно связана с анализом современной социальной реальности: ученый пытался понять причины появления тоталитарных режимов, определить нравственное и психологическое состояние общества 30-40-х годов XX века. Тогда в центре внимания Мангейма находились методы новой социальной технологии, позволяющие политическим элитам манипулировать массовым сознанием в условиях массового общества. Эффективность этих методов ученый показал на примере идеологической политики немецких национал-социалистов, которая во многом была направлена на создание моделей мышления, отвечающих требованиям и интересам правящей партии.

Для того чтобы провести подлинно научное исследование такого сложного явления как политическое мышление, Мангейм разработал собственную методологию, в основу которой легли исследовательские подходы Г.Риккерта, В.Виндельбанда, К.Маркса, М.Вебера, А.Вебера, П.Сорокина. Разрабатывая социологию знания которая, с одной стороны, выступала в качестве учения об экзистенциональной обусловленности мышления, с другой, как эмпирическая база, мыслитель сумел объединить исследовательские принципы антагонистических идейных течений первой половины ХХ-го века: он попытался найти компромисс между идеями неокантианства, марксизма, различных социологических школ. Следует отметить, что этот синтез сопровождался дальнейшим развитием идей предшественников и современников. Признавая, что социология знания находится лишь на начальной стадии своего развития и нуждается в существенной доработке, Мангейм сосредоточил внимание на методах, позволяющих исследовать центральный объект его политической теории -мышление. Поэтому наибольшее развитие получил метод соотнесения, а также метод историко-филологического анализа.

Здесь необходимо отметить еще одну важную особенность политической теории Мангейма: ключевые работы ученого имеют единую теоретико-методологическую базу, а также концептуальную связь, их отличает логическая последовательность и систематичность. Поэтому продуктивность использования данной методологии можно определить только в процессе комплексного анализа всех направлений политической теории Мангейма.

Используя методы социологии знания, Мангейм изучил истоки, содержание и основные формы идеологий и утопий. Важно отметить, что исследовательские принципы данной методологии позволили ученому подойти к феномену идеологии с новых позиций: идеология предстала как непосредственный объект научного анализа, избавленный от оценочных суждений. Заслуга Мангейма состоит в том, что он впервые в истории политической науки поместил учение об идеологии в строго очерченные теоретические рамки. Он выявил исторические формы идеологий, разработал их классификацию, изучил политические функции идеологий, раскрыл причины зарождения и закономерности развития форм идеологического сознания. Важно отметить, что исследования Мангейма в этой области были подкреплены богатым фактическим материалом, а также конкретными историческими примерами. Благодаря такому подходу Мангейма в западной политической науке принято считать одним из основоположников позитивистского направления в исследовании феномена идеологии.

Кроме того, большое значение для политической науки имеет концептуальное новшество Мангейма - противопоставление идеологии другой форме ложного сознания - утопии. В этом концепте проявилось его понимание политической истории: она предстала, прежде всего, как история закономерно сменяющих друг друга форм ложного сознания -идеологии и утопии. Кроме того, Мангейм, исследуя особенности утопического сознания, сделал понятие «утопия» категорией политической науки.

Важно отметить, что тема идеологии не потеряла своей актуальности и в наши дни, понятие «идеология» постоянно присутствует в политических дискуссиях, широко используется (в различных контекстах) в борьбе за власть. Однако в политической науке наибольшее распространение получила концепция идеологии, разработанная Мангеймом.

Особый интерес вызывает концепция политической науки, предложенная Мангеймом. Дискуссии вокруг проблем, затронутых ученым в этом направлении, продолжаются и в наши дни: остаются актуальными вопросы, связанные с объектом и методом политической науки, местом политического знания в современной научной парадигме. Одно из первых исследований, в котором Мангейм применил метод социологии знания, было направленно на изучение истории и перспектив политической науки. Отвечая на вопрос «Может ли политика быть наукой?», Мангейм определил круг проблем и трудностей, с которыми сталкивается политическая наука. Первая трудность обусловлена спецификой самой политики: она трактуется как динамичная, развивающаяся «иррациональная среда», изучение которой невозможно с помощью традиционных научных методов. Исходя из этого, Мангейм предложил проект новой дисциплины - политической социологии -динамично развивающейся науки, осуществляющей синтез знания, принимающей во внимание особенности политической сферы. Главной особенностью этой дисциплины является то, что она постоянно находится в процессе становления, развивается в потоке социальных событий, являясь при этом частью этого потока. При этом, политическая социология, как подчеркивал Мангейм, не может быть замкнутой, четко ограниченной областью знания, она создается в результате синтеза существующих на текущий момент противоположных социальных тенденций.

Другая проблема политического знания, обозначенная Мангеймом, связана с положением познающего субъекта в социальной иерархии, а также с социальной обусловленностью стилей мышления. Эти факторы, во многом, способствуют формированию частичного видения политической реальности. Мангейм пытался разрешить данную проблему с помощью «свободно парящей интеллигенции» - социальной группы, обладающей, по мысли ученого, способностью к адекватному восприятию и анализу социально-политический явлений.

И, наконец, третья трудность вызвана использованием оценочных суждений по отношению к исследуемому объекту, что неизбежно ведет к предвзятому отношению политических явлений. Эту трудность Мангейм пытался устранить с помощью методов социологии знания.

Как уже было отмечено, политическая теория Мангейма была тесно связанна с особенностями эпохи: многие исследования ученого стали реакцией на конкретные события. Так в работе «Диагноз нашего времени» нашли свое отражение социальные потрясения, политические, экономические кризисы, нравственный упадок первой половины XX века. Мангейм, обеспокоенный за дальнейшую судьбу Европы, стремился, с помощью методов социологии знания, выявить причины кризисов и потрясений, найти выход из сложившейся в Европе катастрофической ситуации. Важно отметить, что ученый оказался свидетелем развертывания тоталитарных режимов и связанной с ними идеологии, испытал на себе политический террор нацистского режима в Германии. В этом плане, большое значение приобретают прогнозы и рекомендации Мангейма, направленные на преодоление социальных кризисов, предотвращение появления тоталитарных режимов. Усматривая связь между социальными катаклизмами, с одной стороны, и с процессами, протекающими в глубинах общественного сознания, с другой, Мангейм предложил ряд конкретных, научно обоснованных мер: наибольший интерес представляет образовательная программа, направленная на воспитание в гражданах духа «воинствующего демократа». Достаточно неожиданной для политической науки 20-го века показалась идея Мангейма о необходимости объединения религии с политическим действием.

Заслуга Мангейма состоит в том, что он сумел спрогнозировать некоторые политические и социально-экономические тенденции: крах тоталитарных режимов, распространение системы планирования, возможные пути послевоенного развития Европы. Он предугадал судьбу политического знания, возрастание роли интеллигенции в политике. Данное обстоятельство подтверждает релевантность научного подхода к политике, разработанного Мангеймом.

Принимая во внимание эффективность методологии исследования политического мышления, разработанной немецким социологом, можно говорить о серьезном научном потенциале социологии знания, не смотря на ее незавершенный и, в некоторой степени, несогласованный вид. Отдельные инструменты и общие подходы социологии знания могли бы способствовать расширению методологической базы современного социально-политического анализа.

 

Список научной литературыФурс, Виталий Александрович, диссертация по теме "Теория политики, история и методология политической науки"

1. Адлер Ф. Сфера социологии познания // Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория. М., 1961.

2. Алексеева Т.А. Современные политические теории. М., 2000.

3. Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии // Полис. 1992. №4.

4. Американская социологическая мысль. М., 1994.

5. Анохина Н., Мелешкина Е.Ю. Социальная стратификация и политическая элита //Политический процесс: основные аспекты и способы анализа. М., 2001.

6. Антология мировой политической мысли. М., 1997.

7. Арендт X. Истоки тоталитаризма. М., 1996.

8. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993.

9. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.

10. Ашин Г.К., Понеделков А.В. Основы политической элитологии. М., 1999.

11. Баллаев А.Б. Социальный проект К.Маркса // Свободная мысль. 1997. № 7.

12. Баталов Э.Я. В мире утопий. Пять диалогов об утопии, утопическом сознании и утопических экспериментах. М., 1989.

13. Белл Д. Конец идеологии // Новое время. 1990. №27.

14. Белл Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Западе.

15. Блондель Ж. Политическое лидерство. М., 1992.

16. Боббио Н. Интеллектуалы и власть // Вопросы философии. 1992. № 8.

17. Бухаров А. С. Концепция деятельности в социологии К.Маркса и М.Вебера. М., 2002.

18. Василенко И.А. Административно-государственное управление в странах Запада: США, Великобритания, Франция, Германия. М., 2000.

19. Вебер А. Избранное: Кризис европейской культуры. СПб., 1999.

20. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

21. Вебер М. Политические работы. 1895-1919. М., 2003.

22. Власть. Очерки современной политической философии Запада. М., 1989.

23. Вятр Е. Социология политических отношений. М., 1979.

24. Гаджиев К. С. Методологические принципы политологии // Вестник Московского университета. Серия 12. Социально-политические исследования. 1994. № 3.

25. Ганнел Дж. Политическая теория: эволюция отрасли // Вестник МГУ. Серия 12. 1993. №1.

26. Гароди Р. Марксизм 20-го века. М., 1994.

27. Давыдов Ю.Н. Макс Вебер и современная теоретическая социология. М., 1998.

28. Даль Р. Почему несовместимы демократия и свободный рынок? // Рынок и демократия. М., 1994.2 9. Даль Р. Демократия и ее критики. М., 2003.

29. Даль Р. Введение в экономическую демократию. М., 1990.

30. ДильтейВ. Описательная психология. СПб., 1996.

31. Дильтей В. Сущность философии. М., 2001.

32. Дюркгейм Э. Социология. М., 1995.

33. Забаев И.В. Основные методологические понятия историко-социологической концепции Макса Вебера // Научные доклады МВШСЭН. Вып.2. М., 2005.

34. Зарубежная политология: Словарь-справочник. М., 1998.

35. Зейдель Г., Ильенков Э., Надменко JI. Георг Лукач. Молодой Гегель и проблема капиталистического общества // Вопросы философии. 1956. №5.

36. Зотов А.Ф. Современная западная философия. М., 2001.

37. Истон Д. Новая революция в политической науке // Социально-политический журнал. 1993. №2.

38. История политических и правовых учений. XX век. М., 1995.

39. Категории политической науки. М., 2002.

40. Культурология XX века. Антология. М., 1995.

41. Культурология 20 век. Словарь. СПб., 1997.

42. Кун Т. Структура научных революций. М., 2003.

43. Лебон Г. Психология масс // Психология масс. Хрестоматия. Самара, 1998.

44. Ледяев В.Г. Власть: концептуальный анализ // Полис. 2000. № 1-2.

45. Липсет С. Политическая социология // Американская социология: Перспективы, проблемы, методы. М., 1972.

46. Лукач Д. История и классовое сознание: Исследование по марксистской диалектике. М., 2003.

47. Лукач Д. К онтологии общественного бытия. М., 1991.

48. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1997.

49. Малкей М. Наука и социология знания. М., 1983.

50. Мангейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994.

51. Мангейм К. Избранное: Социология культуры. М., 2000.

52. Мангейм К. Очерки по социологии знания: проблема поколений состязательность - экономические амбиции. М., 2000.

53. Мангейм К. Очерки по социологии знания: теория познания мировоззрения - историзм. М., 1998.

54. Мангейм К. Проблема интеллигенции. Исследование ее роли в прошлом и настоящем. М., 1993.

55. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.З.

56. Матц У. Идеологии как детерминанты политики в эпоху модерна//Полис. 1992. № 1-2.

57. Мелешкина Е.Ю. Политическое сознание // Политический процесс: основные аспекты и способы анализа. М., 2001.

58. Мелешкина Е.Ю., Толпыгина О.А. Политическая культура // Политический процесс: основные аспекты и способы анализа. М., 2001.

59. Миллс Р. Властвующая элита. М., 1959.

60. Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология. М., 1998.

61. Моисеев Н.Н. Размышления о современной политологии. М., 1998.

62. МоскаГ. Правящий класс // Социс. 1994. №10.

63. Оберемко О.А. Чикагская традиция и политическая наука Г. Лассуэлла // Социально-политические науки.1990. №11.

64. Ортега-и-Гассет Хосе. Восстание масс // Вопросы философии. 1989. № 3.

65. Осипова Е.В. Социология Эмиля Дюркгейма. СПб., 2001.

66. Панарин А.С. О мире политики на Востоке и на Западе. М., 1999.

67. Панарин А.С. Политология: учебник. М., 1997.

68. Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1997.

69. Петров М.Н. Очерки истории политических и правовых учений: учебное Пособие. Новгород, 1997.

70. Политическая наука на рубеже веков. М., 2000.

71. Политическая наука: новые направления. М., 1999.

72. Политическая наука: теория, ретроспективные исследования. М., 1995.

73. Политический процесс: основные аспекты и способы анализа. М., 2001.

74. Политическая энциклопедия. М., 1999.

75. Поппер К. Нищета историцизма. М., 1993.

76. Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1992.

77. Поцелуев С.П. «История и классовое сознание» Д. Лукача: Теория «овеществления» и романтический антикапитализм

78. Вопросы философии. 1993. №4.

79. Принципы историзма в познании социальных явлений. М., 1972.

80. Проблема сознания в современной западной философии. М., 1989.

81. Проблема человека в западной философии. М., 1998.

82. Психология Фрейда и постфрейдисты. М., 1997.

83. Пугачев В.П. Субъекты политики: личность, элиты, лидерство. М., 1991.

84. Пугачев В.П. Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1995.

85. Рассел Б. Человеческое познание, его сферы, границы. М., 1957. 8 6. Рикерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998.

86. Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск, 1995.

87. Салмин А. М. Современная демократия: генезис, структура, культурные конфликты. Опыт Франции в сравнительной ретроспективе. М., 1992.

88. Салмин A.M. Современная полития под знаком Аристотеля // Полис. 1992. №6.

89. Самсонова Т.Н. Чарльз Мерриам: у истоков создания «новой науки о политике» // Социально-политический журнал. 1996. №5.

90. Селезнев Л.И. Политические системы современности: сравнительный анализ. СПб., 1995.

91. Семеренко Л.М. Современная западная политическая наука: формирование, эволюция, институциализация. Ростов-на-Дону, 1997.

92. Серль Д. Современная философия в Соединенных Штатах // Путь. 1995. №8.

93. Сирота A.M. Неомарксизм: попытка реставрации // Вопросы философии. 1998. №8.

94. Сморгунов Л.В. Основные направления современной политической философии. СПб. 1998.

95. Согрин В. Идеология в американской истории: от отцов основателей до конца XX века. М., 1995.

96. Соловьев А.И. Политология: политическая теория, политические технологии. М., 2001.

97. Соловьев Э.Ю. Биографический анализ как вид историко-философского исследования // Вопросы философии. 1981. №8.

98. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. СПб., 2000.

99. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.101.Сумерки богов. М., 1990.

100. Тихомиров O.K., К. Поииер и психология // Вопросы психологии, 2005, №2.

101. ЮЗ.Токвиль А. Демократия в Америке. М., 1992.

102. Трокшина В.П. Западноевропейская социология XIX -начала XX века. М., 1996.

103. Утопия и утопическое мышление. М., 1991.106.Феномен человекам., 1993.

104. Философия XX века. М., 1997.

105. Фоменко С.В., Ричард Ливингстон и Карл Мангейм // Вестник Омского университета. 1997. №1.

106. Фрейд 3. Избранное. М., 1991.

107. О.Фрейд 3. Психоаналитические этюды. М., 1997. Ш.Фромм Э. Бегство от свободы, М., 1990.

108. Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1998.

109. Фуко М. Интеллектуалы и власть. М., 2002.

110. Фукуяма Ф. Конец истории // Вопросы философии. 1990. №3.

111. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб., 2000.

112. Пб.Хабермас Ю. Теория коммуникативного действия //

113. Вестник Московского университета. Серия 7. 1993. №4.

114. Хайдеггер М., Письмо о гуманизме // Время и бытие. М., 1993

115. Христианство. Словарь. М., 1994.

116. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997.

117. Шацкий Е. Утопия и традиция. М., 1990.

118. Шелер М. Избранные произведения. М., 1996.

119. Шелер М. Положение человека в космосе// Проблемачеловека в Западной философии. М., 1998.

120. Шелер М. Ресентимент в структуре моралей. М., 1999.

121. Шмачкова Т. В. Из основ политологии Запада// Полис. 1991. №2.

122. Шмиттер Ф. Размышления о гражданском обществе и консолидации демократии. // Полис. 1996. №5.

123. Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия. М., 1995.

124. Щюц А. Американская социологическая мысль: Р.Мертон, Дж. Мид, Т. Парсонс. М., 1994.

125. Юнг К. Коллективное бессознательное. М., 1995.

126. Юнг К. Человек и его символы. М., 1997.

127. Юревич А.В. Ученые в политике // Полис. 1999. №2.

128. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

129. Eagleton Т. Ideology. London-New York, 1991.

130. BoudonR. The Analyses of Ideology. London, 1989.

131. Kettler.D. K. Manheim. Strukturen des Denkens. Frankfurt a.M., 1980.

132. Larrain J. The Concept of Ideology. London, 1990.

133. Ruschemeyer D. Die Nichtrezeption von Karl Mannheims Wissenssoziologie in der amerikanischen Soziologie. Koln, 1981.