автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.13
диссертация на тему:
Методология исследования жизненного пространства личности

  • Год: 2011
  • Автор научной работы: Говердовский, Леонид Александрович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Волгоград
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.13
Диссертация по философии на тему 'Методология исследования жизненного пространства личности'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Методология исследования жизненного пространства личности"

На правах рукописи

Говердовский Леонид Александрович

МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ЖИЗНЕННОГО ПРОСТРАНСТВА ЛИЧНОСТИ

09.00.13 - философская антропология, философия культуры

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

-1 ДЕК 2011

Волгоград - 2011

005004323

Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Волгоградский государственный университет».

Научный руководитель: доктор философских наук, доцент

Храиова Виктория Анатольевна

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

Петрова Ирина Александровна

кандидат философских наук, доцент Назарова Марина Петровна

Ведущая организация: Федеральное государственное

образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный федеральный университет»

Защита состоится 8 декабря 2011 г. в 14.00 ч. на заседании диссертационного совета Д 212.029.03 при Волгоградском государственном университете по адресу: 400062, г. Волгоград, проспект Университетский, 100, ВолГУ, ауд. 2-05В.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Волгоградского государственного университета.

Автореферат разослан « » ^ 2011 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

В.А. Храпова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Современная эпоха характеризуется как эпоха глобализации, унификации, дегуманизации. Все эти признаки в соотнесении с судьбой конкретного индивида образуют то, что принято называть антропологическим кризисом. Одним из его проявлений выступает деформация жизненного пространства человека: увеличение количества социальных ролей сопровождается их обесцениванием или (более корректно) девальвацией их ценностного содержания. Этот процесс до конца не осмыслен, но его негативные последствия уже проявляются в утилитаристских установках молодежи, прагматичности ценностных ориентации, снижении культурных потребностей. При этом материальные маркеры жизненного пространства свидетельствуют о его расширении: новые эффективные средства связи и коммуникаций, доступность любого вида информации, увеличение количества бытовых благ, возможность реализовать карьерные устремления и т.п.

Внутреннее противоречие конструирования жизненного пространства личности, его ценностные и овеществленные параметры в современном социуме нельзя разрешить, рассматривая каждую из этих сторон отдельно. В то же время целостного представления о сущности жизненного пространства личности и закономерностях его развития пока нет. Как правило, объяснительные гипотезы данного феномена разрабатываются в категориальном поле противопоставления личности и социума. При этом делается вывод о некомплементарности жизненного мира человека некоторым, если не всем, социальным интенциям. Размышления, построенные на анализе противоречий, всегда эвристичны, но не всегда соответствуют потребностям практики. Между тем именно правильный выбор методологии исследования жизненного пространства личности может помочь в решении многих социальных проблем и, прежде всего,

проблемы гармонизации отношений человека и общества.

Степень разработанности проблемы. Тема жизненного пространства личности на современном этапе становится одной из наиболее перспективных в разных областях знания. Это определяет многообразие методов ее исследования, позиций и подходов, позволяющих приблизиться к пониманию важнейших составляющих жизненного пространства, обеспечивающих гармоничное существование человека.

Началом разработки данной темы можно считать исследования в сфере геополитики Ф. Ратцеля и К. Хаусхофера, благодаря которым в научный оборот был введен термин «жизненное пространство», позволивший связать специфику жизни цивилизаций с условиями географической среды. Системообразующим элементом жизненного пространства для классиков геополитики выступает государство.

В философских работах, непосредственно обращенных к человеку, раскрывается связь жизненного пространства цивилизаций с ценностями культуры (В.И. Вернадский, Ф. Ницше, Г. Риккерт, 3. Фрейд, Т.-де-Шарден, О. Шпенглер, К. Юнг, К. Ясперс). Мир человеческих ценностей предстает как конституирующий фактор жизненного пространства.

Философские основания категории «жизненное пространство» заложены в феноменологии Э. Гуссерля, фиксирующего в понятии «жизненный мир» значимый для человека мир допредикативных истин, очевидностей, конституируемых в деятельности трансцендентальной субъективности. Жизненный мир трактуется в данном случае как изначальное открытое пространство человеческого существования.

В работах Г.-Г. Гадамера, П, Рикера, М. Хайдеггера вопрос о пространственной организации «бытия-в-мире» рассматривался как сущностная стратегия в жизнедеятельности человека. Герменевтический подход в данном случае позволяет осмыслить опыт ориентации в мире, возможность всякого познания в качестве опыта «быть вблизи» какого-то

сущего, удержания его «под рукой».

Под воздействием феноменологических размышлений А. Шюца в исследованиях П. Бергера и Т. Лукмана, А. Турена, А. Лефевра, П. Ансара заложена традиция изучения жизненного пространства как наполненного повседневными практиками взаимодействия мозаичного мира, конструируемого субъективностью.

Социальные измерения пространства исследовались в работах П. Бурдье, М. Вебера, Э. Гидденса, Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля, П. Сорокина, Ю.Хабермаса.

Психологические, индивидуально-личностные аспекты организации пространства в наибольшей степени разработаны авторами, предмет научного интереса которых - жизненная стратегия личности (К.А. Абульханова-Славская, Э. Берн, Ю.М. Резник, Л.Я. Рубина, М.Н. Руткевич, Г.А. Чередниченко, В.Н. Шубкин, Э. Фромм и др.).

В исследованиях социально-философского плана глубокую разработку получает тема противоречия человека и общества и отражение ее в рамках проблемы жизненного пространства личности (X. Ортега-и-Гассет, Р. Гвардини, Г. Маркузе, М. Фуко, Ж. Делез, Ж. Бодрийяр, М. Уолцер).

Обсуждение проблем жизненного мира, жизненного пространства как духовных образований, как мира ценностей, единого, целостного, личностного и, одновременно, надличностного ведется в работах с ярко выраженной антропологической направленностью (H.A. Бердяев, М. Бубер, Г. Буркхард, И.А. Ильин, Н.О. Лосский. А.Ф. Лосев, П.И. Новгородцев, B.C. Соловьев, Е. Трубецкой, П. Тиллих, С.Л. Франк, М. Шелер, В.Ф. Эрн, П.Д. Юркевич).

Значимый вклад в разработку аспектов теории жизненного пространства внесли представители саратовской философской школы (В.П. Барышков, В.Н. Гасилин, И.М. Гуткина, Е.В. Листвина, В.П. Рожков, В.Б.

Устьянцев, Ф.О. Филимонова, З.В. Фомина, М.Г. Шугуров, Е.Р. Ярская).

Несмотря на достаточно широкий контекст исследований жизненного пространства личности, в настоящее время не выработана методология, отвечающая требованиям современного процесса познания и адекватная практическим задачам человека и общества. Можно констатировать наличие альтернативных подходов, позволяющих описать отдельные грани исследуемого объекта, при отсутствии концептуального теоретического ядра, благодаря которому можно было бы объединить возможности разных методов исследования и продуктивно использовать накопленный потенциал. Актуальность данной темы, ее недостаточная разработанность определили цель и задачи диссертационной работы.

Цель исследования: обосновать выбор оптимальной методологии исследования жизненного пространства личности путем экспликации соответствующего понятия и компаративного анализа его философских интерпретаций.

Поставленная цель требует решения следующих задач:

1). Эксплицировать философское содержание понятия «жизненное пространство личности».

2). Провести категориальный анализ понятий «жизненное пространство» и «жизненная стратегия личности».

3). Описать модель жизненного пространства личности.

4). Доказать методологическое преимущество антропологической модели объяснения структуры и динамики жизненного пространства личности.

Объект исследования - жизненное пространство личности.

Предмет исследования - методология изучения жизненного пространства личности.

Гипотеза исследования. Жизненное пространство личности создается ею самой, благодаря реализации определенных жизненных

стратегий. Это пространство триедино, оно включает телесность, ценностную конфигурацию личности и установки на повседневную деятельность. Оптимизация жизненного пространства возможна путем его антропологизации, что предполагает гармонизацию ценностного мира личности и социума. Идеал такой гармонии описан в русской философской антропологии, стремление к нему позволяет избежать деперсонификации и возможной деструкции жизненного пространства личности в эпоху антропологического кризиса.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- предложена трактовка антропологизма, сочетающего в себе ответственно-активное отношение человека как к самому себе, так и к окружающему пространству;

- выявлена связь между стратегией освоения жизненного пространства и его результирующей моделью, жизненное пространство рассматривается как результат деятельности (в отличие от трактовки его в качестве масштаба деятельности);

- разработана динамическая модель организации жизненного пространства;

- обоснована необходимость учета наряду с социокультурными антропологических оснований как в процессе организации, так и в ходе исследования жизненного пространства личности;

- раскрыта инновационная роль ценностей как условия интенсификации освоения жизненного пространства.

Положения, выносимые на защиту.

1. Одним из возможных вариантов исследования жизненного пространства личности является опора на философскую антропологию, базирующуюся на идее антропологизма, предполагающего гармонизацию человека и окружающего его пространства в процессе интенсивного освоения человеком как самого себя, так и внешней по отношению к нему среды.

2. Пространство жизни личности можно рассматривать как целостность, обладающую определенным внутренним строением. Архитектоника жизненного пространства представляет собой триаду телесного пространства, ценностного пространства (пространства самоопределения) и повседневного пространства, сформированного в результате социализации и инкультурации.

3. Транзитивным понятием, объясняющим метод конструирования жизненного пространства, является понятие «жизненная стратегия личности». Оно систематизирует и иерархизирует личностно значимые ценности, вокруг которых и создается жизненное пространство личности.

4. Антропологическим основанием стратегии освоения жизненного пространства является этос самоосуществления, в котором раскрывается независимость человека, его открытость миру, самовосполняющаяся природа.

5. Системообразующим ядром этоса выступает любовь, трактуемая как чувственность, чувствительность, восприимчивость. Антропологические аспекты данного состояния выражаются в способности человека вступать в непосредственный контакт с окружающим миром и активно взаимодействовать с ним.

Методологическая база исследования. Методологическую основу работы составляет философская антропология с ее принципами открытости, незавершенности бытия человека и мира, синергетические представления о самоорганизации бытия, нелинейности процессов и многовариантности их развития, герменевтический и феноменологический подходы.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Теоретическая ценность исследования состоит в выборе и обосновании методологии исследования жизненного пространства личности. Предложенный подход дает возможность обнаружить интегративное

единство системы персональных ценностей и ожиданий социума. Это позволяет признать необходимым более широкое изучение философской антропологии в контексте преподавания гуманитарных дисциплин.

Выводы диссертации могут быть учтены не только в учебном, но и в воспитательном процессах. Материалы исследования возможно использовать в качестве методологического обоснования при разработке научных программ по подготовке кадрового состава руководителей всех звеньев, социальных работников, преподавателей, журналистов и юристов.

Апробация работы. Результаты исследования нашли отражение в выступлениях и докладах на международных конференциях «Проблемы современного общества глазами молодежи» (Ставрополь, 2010), «Психолого-педагогические технологии повышения умственной и физической работоспособности, снижения нервно-эмоционального напряжения у студентов в процессе образовательной деятельности» (Белгород, 2011), «Право, философия, социология и политология: теоретические и практические аспекты научных исследований» (Ростов-на-Дону, 2011). Материалы диссертации обсуждались в рамках научных семинаров аспирантов и соискателей, а также на заседаниях кафедры философии Волгоградского государственного университета.

Структура и объем диссертационной работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, семи параграфов, заключения и списка использованной литературы. Структура работы отражает логику постановки цели и решения задач при исследовании методологии жизненного пространства личности.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обосновывается актуальность выбранной темы исследования, дается характеристика степени ее научной разработанности, формулируются цель работы и адекватные ей задачи, дается

характеристика методологической основы исследования, раскрывается его научная новизна, теоретическая и практическая значимость, сформулированы положения, выносимые на защиту.

Первая глава - «Философское содержание концепта «жизненное пространство личности» - посвящена философскому и социокультурному анализу понятия «жизненное пространство личности» и содержит три параграфа.

В первом параграфе «Жизненное пространство личности: категориальные варианты описания» отмечается, что получившие наибольшее развитие социологические и биологические подходы к исследованию жизненного пространства личности не отвечают требованиям современного познавательного процесса. Только их синтез, осуществляемый в рамках философской антропологии, позволяет приблизиться к пониманию ряда вопросов, возникающих перед человеком и обществом. В работе рассмотрены различные трактовки термина «жизнь» как основания изучения феномена жизненного пространства. Исследовано семантическое наполнение понятия «жизненная стратегия личности» как транзитивного, связывающего в категориальном поле философии понятия «жизнь» и «жизненное пространство». Жизненная стратегия определяет способ конструирования личного жизненного пространства, задает принципы иерархизации ценностей, составляющих жизненное пространство. Автор отмечает, что в современном контексте термин «стратегия» означает способность управлять возможностями рассматриваемого объекта в пределах неких пространственно-временных параметров с целью максимального раскрытия присущих ему качеств. Личность выступает активным субъектом своей жизни, способным к самоорганизации и саморегуляции. Жизненная стратегия личности отражает единство составляющих личностного жизненного мира, ситуативность в изменении собственной жизни, ориентированной на запросы и требования будущего.

и

Установлено, что жизненное пространство являет собой среду самореализиции личности, в которой человеческая природа самоосуществляется и самовосполняется. В ходе продуктивной активности самореализующаяся личность участвует в воспроизводстве социальных процессов, устанавливает связи с окружающим миром. Пространство ее деятельности, помимо предметной маркированности, наполняется такими общественно значимыми результатами, как ценности, нормы, отношения.

Во втором параграфе «Жизненное пространство личности: от замысла к реализации» рассмотрены качества и свойства жизненного пространства, особенности его конструирования.

По мнению диссертанта, жизнь является необходимым, а жизненная стратегия личности - достаточным условием конституирования жизненного пространства. Особенности жизненной стратегии личности определяются социокультурными параметрами общества и социально-психологическими характеристиками человека. Процесс конструирования жизненного пространства определяется свойствами субъекта (конкретно-чувственным мировосприятием, способностью к критической рефлексии), обусловленными его трансцендентальной свободой.

Пространство жизни личности являет собой целостность, обладающую определенным внутренним строением (архитектоникой): триада телесного пространства, ценностного пространства (пространства самоопределения) и повседневного пространства, сформированного в результате социализации и инкультурации. Телесное пространство составляет онтологический исток и системополагающий элемент пространства жизни. Ценности поддерживают внутреннюю цельность личности, которой присущ уникальный образ жизни и духовный облик. Область ценностных переживаний, доступных для человека, является показателем уровня его душевного развития и перспектив роста. Пространство повседневности - область межсубъектных взаимодействий,

протекающих в режиме реального времени, сфера общепонятных знаний, общедоступных навыков. Это сегмент реализации эмоциональных переживаний, устойчивых отношений, чувств долга, ответственности.

Телесная организация характеризует способность к самомобилизации, волеизъявлению, психической устойчивости в процессе самоосуществления. Ценностное пространство задается когнитивными состояниями, способностью к критической рефлексии, результатом которой становятся цели и средства. Наличие ценностного идеала позволяет расставлять приоритеты целей и средств, превращая стратегию поведения в программу деятельности. Пространство повседневной жизни представляет собой контекст, обуславливающий возможность и необходимость контроля, коррекции, а также вариативности в осуществлении программ жизнедеятельности.

Жизненное пространство личности является полем, объемлющим ее актуальные возможности. Это область персонального бытия, поддающаяся сознательным изменениям и построению, согласно принятым установкам и ориентирам.

В третьем параграфе «Человек и социальная среда: аспекты взаимодействия» обозначены тенденции развития современного общества, рассмотрена проблема общественного контроля над отдельным человеком, трактуемая как специфическая черта современного социума, и выявлено ее влияние на бытие человека.

Исследования Г. Маркузе, М. Фуко, Ж. Делеза, Ж. Бодрийяра обращают внимание на изменение форм и увеличение, по сравнению с предыдущими историческими эпохами, общественного контроля над деятельностью человека с целью преобразования каждого индивида в «управляемого и экономически полезного». Это ограничивает внутреннюю свободу, то есть личностное пространство. Контроль над человеком осуществляется на осознаваемом и бессознательном уровнях,

господствующие властные структуры производят коррекцию взглядов и управление человеком.

Влияние дисциплинарного общества» на индивида становится не таким тотальными, ввиду использования техник самосозидания. С их применением у человека появляется альтернатива: либо, подвергаясь дисциплинаризации, развиваться в соответствии с ее законами, либо самостоятельно осуществлять операции над собственным «Я» путем самоанализа, внутреннего и внешнего самосовершенствования. Таким образом, общество недвусмысленно предлагает субъекту социального действия сделать выбор между контролем или самоконтролем.

Атрибуция ответственности может быть как внешней (с точки зрения общества), так и внутренней (с точки зрения собственного «я»). По содержанию требований, предъявляемых к человеку как носителю ответственности, она может и не различаться: например, добросовестный труд есть одновременно общественная обязанность и нравственный долг. Но в первом случае подразумеваемым субъектом социального контроля и атрибуции является общество, коллектив, а во втором - сам человек. С точки зрения самосознания, это субъектное различие - перед кем человек отвечает за свои действия - существенно: в первом случае речь идет об обязанности, во втором - о нравственном долге. Ответственность, тем самым, оказывается объективно-субъективной.

Наряду с общественным контролем возможен и самоконтроль, самоанализ, который не несет в себе одномерности, дивидуальности, а, напротив, с точки зрения диссертанта, предоставляет человеку возможность вписать свою оригинальную неповторимость в сложный процесс воспроизводства социального. Под дивидуализацией в работе понимается социальный процесс, оказывающий влияние на человека со стороны общества и проявляющийся в формировании ценностных ориентации, потребностей согласно предварительно заданным образцам, которые, в

свою очередь, подрывают индивидуальность человека.

Автор утверждает необходимость интенсификации жизненных стратегий в современном социальном пространстве. Интенсивная стратегия развития современного человека в диссертации представлена как этос. Данная стратегия интегрирует в себе «техники самосозидания», античные идеалы самоограничения и самоконтроля, этику ненасилия. При этом сам человек рассматривается как динамичное, самоизменяющееся образование, обладающее внутренними ресурсами и перспективами развития.

Дисциплинарное общество организует пространство, создает порядок, влияющий на личность извне, человек отвечает на это влияние самоорганизацией, и, основываясь на ощущении внутренней свободы, формирует собственные жизненные структуры. Дисциплинарное общество задает жесткие границы жизненного пространства, человек, выбирая варианты реализации программ, способен менять конфигурацию жизненного пространства, варьируя цели и ценности. Таким образом в диссертации раскрывается диалектика взаимодействий человека и общества в процессе реализации жизненных стратегий.

Во второй главе «Жизненное пространство современного человека: этос самоосуществления» исследованы тенденции формирования и изменения жизненного пространства в контексте современной жизни и её особенностей. В первом параграфе «Нормативные параметры жизненного пространства человека» рассмотрены особенности позиционирования человека в мире и обществе в свете современности, а также следующие из этого основы конструирования эффективной жизненной стратегии.

Диссертант полагает, что для воссоздания адекватного современности образа человека необходима направляющая идея, которая позволила бы интерпретировать всё многообразие проявлений человеческого. В качестве такой идеи рассматривается антропологизм. Антропологизм исходит из

того, что человек - незавершенное, свободно действующее существо, он постоянно находится в состоянии «зановорождения». Современный антропологизм не отделяет человека от мира, а раскрывает взаимообусловленность отношений «человек-мир». Антропоцентричные установки, свойственные техногенной цивилизации, в конечном итоге сводятся к идее власти над миром, то есть экстенсивной стратегии овладения через власть. Отказ от власти как самоцели ведет к тому, что человек ищет власть над самим собой, формируя интенсивные стратегии освоения пространства.

Специфика современного антропологического подхода состоит в умении раскрыть сущность человека как творца мира и самого себя. В русле идей Канта вновь ставится вопрос о том, что человек, как свободно мыслящее и действующее существо, делает или может и должен делать из себя сам. В последние годы возрос интерес к динамической, процессуальной природе человека, к пониманию его как развивающейся динамической целостности, стремящейся к реализации своих глубинных потенций. Потенциал - интегральная характеристика физических, психических, интеллектуальных, духовных способностей. В реальной жизни человек может сохраняться, развиваться, реализоваться или нет. Важно, что в отличие от физических систем, реализация его потенциала ведет не к снижению, а к созданию новых возможностей, развитию. Потенциал может раскрываться в разной степени в зависимости от внешних условий и внутренних интенций человека. В значительной степени внутренние ресурсы развиваются и формируются в процессе социализации.

В качестве стратегии развития современного человека как этоса понимается мировоззренческая установка, определяющая характер взаимоотношений человека с самим собой, обществом, природой. Актуальность интенсивной стратегии развития современного человека в качестве этоса вызвана, главным образом, контролем общества над

отдельным человеком, что является тенденцией развития современного общества и таит угрозу деиндивидуализации, а также ведет к кризису утилитаристских ценностей и усложнению экологической ситуации.

Во втором параграфе «Самоосуществление как сотворение жизненного пространства» рассмотрены актуальные для современности принципы формирования жизненной стратегии личности и конструирования личного пространства.

«Техники себя», трактуемые как техники самосовершенствования, самореализации, по мнению автора, выступают основанием для противостояния человека контролю со стороны современного общества, дальнейшее развитие которого угрожает исчезновению человека как оригинального и неповторимого существа. Интенсивная стратегия развития современного человека как этоса предполагает наличие у личности таких качеств, как самообладание, внутренняя дисциплина, самоконтроль, способность быть субъектом выбора собственного пути, ответственность (в том числе перед самим собой). Актуальность этих качеств в современном обществе неуклонно возрастает.

Оптимизация жизненного пространства личности в свете отмеченных изменений, по мнению автора, возможна как через противопоставление личности негативным социальным влияниям, так и на основе гармонизации человеческой телесности и духовности как предпосылки оптимизации отношений человека и среды.

Вместе с тем, показывая, что <сгехники себя» способствуют обретению человеком собственного, оригинального взгляда на мир, без которого формальные свободы теряют свое значение, диссертант утверждает, что интенсивное отношение к себе не должно исключать возможности полноценного участия человека в жизни общества, а, напротив, должно способствовать активизации его роли как социального субъекта.

В третьей главе «Антропологическая модель жизненного

пространства человека» анализируется структура жизненного пространства личности через призму философско-антропологических представлений и взглядов. В первом параграфе «Аксиология жизненного пространства человека» исследуется роль ценностей в структуре и формировании жизненного пространства личности.

Аксиология жизненного пространства личности имеет многогранный характер. Антропологическая модель жизненного пространства, фиксирующая представленность телесности в обыденном мире, обусловленную ценностными ориентирами, отражая его архитектонику, несет в себе черты человекомерной быгийственной основы, не связанной жестко с социальными параметрами. Тело способно служить разным целям, оно нейтрально вне социального контекста. Повседневный мир традиционен, реализуя программу самовоспроизводства. Рутинизация бытия «взрывается» человеком, задающим ценностное направление собственной жизни. Именно ценностные векторы выстраивают программы жизнедеятельности, преодолевающие экстенсивные процессы.

Дисгармония человека с социальным миром может быть преодолена соответствующим направлением ценностного вектора. Автор акцентирует внимание на том, что оптимизация жизненного пространства личности определяется не только и не столько наличием ценностных осей, сколько их ориентацией на конкретные действия.

В работе отмечается, что процессы, происходящие в настоящее время в сферах человеческой деятельности и в науках, обращенных к человеку, показывают, что целью культуры и цивилизации является не перестройка мира, как предполагалось во многих схемах, а перестройка человека как целостного существа, поскольку только он способен производить нечто, не только ориентируясь на законы природы, но и на законы, произведенные в собственном мире, выраженные в чистом виде в ценностях. Аксиологическое творчество индивида и есть конструирование им своего

жизненного пространства.

Ценностная интеграция человека в общество носит достаточно противоречивый характер, служа источником внутреннего напряжения, которое, в свою очередь, выступает источником развития не только единичного человека, но и сообщества людей.

Второй параграф «Антропологическое понимание целостности жизненного пространства человека» посвящен исследованию проблемы формирования целостного жизненного пространства личности в современном мире с позиции антропологического подхода. Фундаментальную опору в решении данного вопроса автор находит в трудах представителей русской философской школы, в традициях которой утверждение единства и целостности человека и мира.

Философская антропология предлагает объяснительную гипотезу комплиментарное™ жизненного пространства личности как системы индивидуальных ценностей и жизненного пространства социума, как системы ценностей общественных, ценностей общечеловеческой культуры. Аксиологическим инвариантом, по мнению автора, в данном случае выступает любовь - стержневое понятие и высшая ценность философской антропологии как средоточие культуры в целом и персональной духовной жизни человека.

Человеку свойственно стремление к порядку, но не к логическому, рациональному, а к осмысленно-чувственному, порядку впечатлений. Люди привыкли анализировать опыт, используя логические проявления ума, объективируя знания в системе социальных значений. Однако чувственные впечатления нередко вступают в конфликт с рационально обоснованным знанием, оказываясь стимулирующим фактором, заставляющим проявлять активность во внешнем мире. Чувственно обусловленная ментальная рациональность определяет повседневную жизнь человека.

Любовь, трактуемая в работе как чувственность, чувствительность,

восприимчивость, позволяет устанавливать и обнаруживать механизмы контакта человека с миром, улавливать разные проявления бытия, учитывать контекстуальные формы, создавать нетождественные смысловые и бытийственные структуры.

В видении автора, сформировавшемся под воздействием обретающих актуальность в современном контексте идей Г. Буркхарда и М. Шелера, любовь выступает ценностным стержнем, определяющим способность человека проникать во все сферы бытия, вступать в коммуникацию и создавать отношения, организуя наполненное гуманизмом пространство культуры.

В Заключении диссертации подводятся общие итоги исследования, излагаются наиболее важные теоретические выводы и намечаются перспективы дальнейших изысканий по теме.

СПИСОК РАБОТ, ОПУБЛИКОВАННЫХ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

Публикации в изданиях, рекомендуемых ВАК

1. Говердовский, Л.А. Противоположности различных жизненных стратегий: архаическая культура и цивилизация / Л.А. Говердовский // Гуманитарные и социально-экономические науки. - Вып. б, 2009. - С. 77-80.

2. Говердовский, Л.А. Жизненное пространство личности как философская категория / Л.А. Говердовский // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - Вып. 5, 2010. - С. 81-88.

3. Говердовский, Л.А. Объем понятия «Жизненная стратегия личности» / Л.А. Говердовский // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - Вып. 1. 2011. - С.77-81.

В других научных изданиях

1. Говердовский, Л.А. Философское толкование понятия «жизненная стратегия личности» / Л.А. Говердовский // Проблемы современного общества глазами молодежи : материалы Первой междунар. науч. конф., 21 мая 2001 г. -ГОУ ВПО «Северо-Кавказский государственный технический университет» -Ставрополь: 2010.-С. 183-185.

2. Говердовский, Л.А. Антропологическое понимание целостности жизненного пространства человека / Л.А. Говердовский // Культура физическая и здоровье: науч.-методич. журнал. - Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2011, вып. 4 (34). -С. 17-20.

3. Говердовский, Л.А. Жизненное пространство современного человека: этос самоосуществления / Л.А. Говердовский // Психолого-педагогические технологии повышения умственной и физической работоспособности, снижения нервно-эмоционального напряжения у студентов в процессе образовательной деятельности: материалы Междунар. науч. конф., 16-19 июня 2011 г. - БелГУ : в 2 ч. - Белгород: ИПК, 2011.-Ч. 1.-С. 175-176.

Подписано в печать 1.11.2011 г. Формат 60x84/16. Бумага офсетная. Усл. печ. л. 1,5. Тираж 100 экз. Заказ № 119.

Отпечатано в типографии «ПЕРЕСВЕТ» г. Пятигорск, пр. Кирова, 78.

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Говердовский, Леонид Александрович

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1. ФИЛОСОФСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОНЦЕПТА

ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО ЛИЧНОСТИ»

1.1. Жизненное пространство личности: вариант категориального описания.

1.2. Жизненное пространство: от замысла к реализации.

1.3. Человек и среда: аспекты взаимодействия.

Глава 2. ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СОВРЕМЕННОГО

ЧЕЛОВЕКА: ЭТОС САМООСУЩЕСТВЛЕНИЯ

2.1. Нормативные параметры жизненного пространства человека.

2.2. Самоосуществление как сотворение жизненного пространства.

Глава 3. АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ

ЖИЗНЕННОГО ПРОСТРАНСТВА ЧЕЛОВЕКА

3.1. Аксиология жизненного пространства человека.

3.2. Антропологическое понимание целостности жизненного пространства человека.

 

Введение диссертации2011 год, автореферат по философии, Говердовский, Леонид Александрович

Актуальность темы исследования. Современная эпоха характеризуется как эпоха глобализации, унификации, дегуманизации и т.д. Все эти признаки в соотнесении с судьбой конкретного индивида образуют то, что принято называть антропологическим кризисом. Одним из его проявлений выступает деформация жизненного пространства человека: увеличение количества социальных ролей сопровождается их обесцениванием или (более корректно) девальвацией их ценностного содержания. Процесс до конца не осмыслен, но его негативные последствия уже проявляются в утилитаристских установках молодежи, прагматичности ценностных ориентаций, снижении культурных потребностей и недооцененности интеллектуальных возможностей.

При этом материальные маркеры жизненного пространства свидетельствуют о его расширении: новые эффективные средства связи и коммуникаций, доступность любого вида информации, увеличение количества бытовых благ, возможность реализовать карьерные устремления и т.п.

Внутреннее противоречие конструирования жизненного пространства личности в современном социуме - между его ценностными и овеществленными параметрами - нельзя разрешить, если рассматривать каждую из этих сторон отдельно. В то же время целостного представления о сущности жизненного пространства личности и закономерностях его развития пока нет. Как правило, объяснительные гипотезы данного феномена разрабатываются в категориальном поле противопоставления личности и социума. При этом делается вывод о некомплементарности жизненного мира человека некоторым, если не всем, социальным интенциям. Размышления, построенные на анализе противоречий, всегда эвристичны, но не всегда соответствуют потребностям практики. Между тем, именно правильный выбор методологии исследования жизненного пространства личности может помочь в решении многих социальных проблем и, прежде всего, проблемы гармонизации отношений человека и общества.

Степень разработанности проблемы. Тема жизненного пространства личности в настоящее время становится одной из наиболее перспективных для разных областей знания. Это определяет многообразие методов ее исследования, позиций и подходов, позволяющих приблизиться к пониманию важнейших составляющих жизненного пространства, обеспечивающих гармоничное существование человека.

Началом разработки данной темы можно считать исследования в сфере геополитики Ф.Ратцеля и К.Хаусховера, благодаря которым в научный оборот был введен термин «жизненное пространство», позволивший связать специфику жизни цивилизаций с условиями географической среды. Системообразующим элементом для классиков геополитики выступает государство.

В философских работах, непосредственно обращенных к человеку, раскрывается связь жизненного пространства цивилизаций с ценностями культуры (В.И. Вернадский, Ф. Ницше, Г.Риккерт, 3. Фрейд Т.-де- Шарден, О.Шпенглер, К. Юнг, К.Ясперс). Мир человеческих ценностей предстает как конституирующий фактор жизненного пространства.

Философские основания категории «жизненное пространство» заложены в феноменологии Э.Гуссерля, фиксирующего в понятии «жизненный мир» значимый для человека мир допредикативных истин, очевидностей, конституируемых в деятельности трансцендентальной субъективности. Жизненный мир трактуется в данном случае как изначальное открытое пространство человеческого существования.

В работах М.Хайдеггера, Г.-Г.Гадамера, П.Рикера вопрос о пространственной организации «бытия-в-мире» рассматривался через призму понимания как сущностной стратегии в жизнедеятельности человека. Герменевтический подход в данном случае позволяет осмыслить опыт ориентации в мире, возможность всякого познания как опыт «быть вблизи» какого-то сущего, удержания его «под рукой».

Под воздействием феноменологических размышлений А.Щюца в исследованиях П.Бергера и Т.Лукмана, А.Турена, А.Лефевра, П.Ансара заложена традиция изучения жизненного пространства как наполненного повседневными 4 практиками взаимодействия мозаичного мира, конструируемого субъективностью.

Социальные измерения пространства исследовались в работах П.Бурдье, М.Вебера, Э.Гидденса, Э.Дюркгейма, Г.Зиммеля, П.Сорокина, Ю.Хабермаса.

Психологические, индивидуально-личностные аспекты организации пространства в наибольшей степени разработаны авторами, предмет научного интереса которых - жизненная стратегия личности (К.А. Абульханова-Славская, Э.Берн, Ю.М.Резник, Л.Я. Рубина, М.Н. Руткевич, Г.А Чередниченко, В.Н. Шубкин, Э.Фромм и др).

В исследованиях социально-философского плана глубокую разработку получает тема противоречия человека и общества и отражение ее как проблемы в жизненном пространстве личности (X. Ортега-и- Гассет, Р. Гвардини, Г. Маркузе, М. Фуко, Ж. Делез, Ж. Бодрийара, М. Уолцер).

Обсуждение проблем жизненного мира, жизненного пространства как духовных образований, как мира ценностей, единого, целостного, личностного и, одновременно, надличностного ведется в работах с ярко выраженной антропологической направленостью (Н.А.Бердяев, М.Бубер, Г.Буркхард, С.Л.Франк, И.А.Ильин, П.Новгородцев, Е.Трубецкой, П.Тиллих, В.Ф.Эрн, П.Д.Юркевич, Н.Г.Чернышевский, В.Соловьев, Н.Лосский А.Ф.Лосев, М.Шелер )

Несмотря на достаточно широкий контекст исследований жизненного пространства личности, не выработана методология, отвечающая требованиям современного процесса познания, что и определяет основные задачи данной работы.

Цель исследования: обосновать выбор оптимальной методологии исследования жизненного пространства личности в современной философии путем экспликации основного понятия и компаративного анализа его философских интерпретаций.

Научные задачи исследования:

1) эксплицировать философское содержание понятия «жизненное 5 пространство личности»;

2) провести категориальный анализ понятий «жизненное пространство» и «жизненная стратегия личности»;

3) описать модель жизненного пространства личности;

4) доказать методологическое преимущество антропологической модели объяснения структуры и динамики жизненного пространства личности.

Объект исследования - жизненное пространство личности.

Предмет исследования - методология изучения жизненного пространства личности.

Гипотеза исследования. Жизненное пространство личности создается ею самой, благодаря реализации определенных жизненных стратегий. Это пространство триедино, оно включает телесность, ценностную конфигурацию личности и установки на повседневную деятельность. Оптимизация жизненного пространства возможна путем его антропологизации, что предполагает гармонизацию ценностного мира личности и социума. Идеал такой гармонии описан в русской философской антропологии, стремление к нему позволяет избежать деперсонификации и возможной деструкции жизненного пространства личности в эпоху антропологического кризиса.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- предложена трактовка антропологизма, сочетающего в себе ответственно-активное отношение человека как самому себе, так и к окружающему пространству;

- выявлена связь между стратегией освоения жизненного пространства и его результирующей моделью, жизненное пространство рассматривается не как масштаб, а как результат деятельности;

- предложена динамическая модель организации жизненного пространства, выступающая как результат реализации жизненной стратегии;

- обоснована необходимость учета наряду с социокультурными основаниями антропологических;

- представлена инновационая роль ценностей как условия интенсификации б освоения жизненного пространства.

Положения, выносимые на защиту

1. Методологией исследования жизненного пространства личности является философская антропология, базирующаяся на принципах антропологизма, гармонизации человека и окружающей его среды в процессе интенсивного освоении человеком самого себя и среды.

2. Пространство жизни личности представляет собой целостность, обладающую определенным внутренним строением. Архитектоника жизненного пространства представляет собой триаду телесного пространства, ценностного пространства (пространства самоопределения) и повседневного пространства, сформированного в результате социализации и инкультурации.

3. Транзитивным понятием, объясняющим метод конструирования жизненного пространства, является понятие «жизненная стратегия личности». Оно систематизирует и иерархизирует личностно значимые ценности, вокруг которых и создается жизненное пространство личности.

4. Антропологическим основанием стратегии освоения жизненного пространства является этос самоосуществления, в котором раскрывается независимость человека, его открытость миру, самовосполняющаяся природа.

5. Системообразующим ядром этоса выступает любовь, трактуемая как чувственность, чувствительность, восприимчивость. Антропологические составляющие данного состояния обуславливают способность человека вступать в непосредственный контакт с окружающим миром и активно взаимодействовать с ним.

Методологическая база исследования. Методологическую основу работы составляет философская антропология с ее принципами открытости, незавершености, человека и мира, синергетические представления о самоорганизации бытия, нелинейности процессов и многовариантности их 7 развития, герменевтические и феноменологические подходы.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Теоретический смысл исследования состоит в выборе и обосновании методологии исследования жизненного пространства личности. Предложенный подход позволяет обнаружить интегративное единство системы персональных ценностей и ожиданий социума. Это заставляет признать необходимым более широкое изучение философской антропологии в контексте преподавания гуманитарных дисциплин.

Выводы диссертации могут использоваться не только в учебном процессе, но и в процессе воспитательном. Материалы исследования могут быть рекомендованы в качестве методологического обоснования при разработке научных программ для подготовки кадров руководителей всех звеньев, социальных работников, преподавателей, журналистов и юристов.

Апробация работы. Результаты исследования нашли отражение в выступлениях и докладах на конференциях «Проблемы современного общества глазами молодежи» (Ставрополь, 2010), «Психолого-педагогические технологии повышения умственной и физической работоспособности, снижения нервно-эмоционального напряжения у студентов в процессе образовательной деятельности» (Белгород, 2011), «Право, философия, социология и политология: теоретические и практические аспекты научных исследований» (Ростов-на-Дону, 2011). Материалы диссертации обсуждались на заседаниях кафедры философии Волгоградского государственного университета, на семинарах аспирантов и соискателей и заседаниях кафедры философии Волгоградского государственного университета.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы (180 источников). Объем работы - 137 стр.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Методология исследования жизненного пространства личности"

Выводы:

1 .Философская антропология предлагает объяснительную гипотезу комплементарности жизненного пространства личности, как системы индивидуальных ценностей, и жизненного пространства социума, как системы ценностей общественных, ценностей общечеловеческой культуры.

Аксиологическим инвариантом здесь выступает любовь.

2.Любовь, трактуемая как чувственность, чувствительность,

120 восприимчивость, позволяет устанавливать и обнаруживать механизмы контакта человека с миром, улавливать разные проявления бытия, учитывать контекстуальные формы, создавать нетождественные смысловые и бытийственные структуры.

З.Любовь выступает ценностным стержнем, определяющим способность человека проникать во все сферы бытия, вступать в коммуникацию и создавать отношения, организуя согретое человеческим теплом пространство культуры

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование подтвердило предложенную во Введении гипотезу о том, что жизненное пространство личности создается ею самой, благодаря реализации определенных жизненных стратегий. Это пространство триедино, оно включает телесность, ценностную конфигурацию личности и установки на повседневную деятельность. Ценностная конфигурация жизненного пространства способна гармонизировать его с окружающим социумом. Нельзя отрицать давления социума на жизненное пространство личности, порой, деформирующее и искажающее его. Но нельзя и абсолютизировать это противоречие. Оптимизация жизненного пространства возможна путем его антропологизации, что предполагает гармонизацию ценностного мира личности и социума. Идеал такой гармонии описан в русской философской антропологии. Как всякий идеал, он недостижим, но стремление к нему позволяет избежать деперсонификации и возможной деструкции жизненного пространства личности в эпоху антропологического кризиса.

Принципиальным для этого мы считаем понимание человека как этоса. В качестве интенсивной стратегии развития современного человека как этоса мы понимаем мировоззренческую установку, определяющую характер взаимоотношений человека с самим собой, обществом, природой. Интенсивная стратегия развития современного человека как этоса - интегративный элемент «техник себя», античных идеалов самоограничения и самоконтроля, этики ненасилия. При этом сам человек рассматривается как динамичное, самоизменяющееся образование.

Самовоплощение человека в индивидуальном жизненном пространстве с необходимостью связано и самовоспитанием и самоограничением. «Техники себя» выступают основанием для противостояния человека контролю со стороны общества, дальнейшее развитие которого угрожает исчезновению человека как оригинального и неповторимого.

Интенсивная стратегия развития современного человека как этоса

122 предполагает необходимыми такие качества как самообладание, самоконтроль, а также формирование человеческой ответственности, актуальность которых в современном обществе, учитывая тенденции его развития, проявляется все отчетливей и отчетливей.

Ценностная интеграция человека в общество носит достаточно противоречивый характер, служа источником внутреннего напряжения, которое, в свою очередь, выступает источником развития не только единичного человека, но и сообщества людей.

 

Список научной литературыГовердовский, Леонид Александрович, диссертация по теме "Философия и история религии, философская антропология, философия культуры"

1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская. М. : Мысль, 1991. - 299, 2. с.

2. Аврелий, М. Наедине с собой / Марк Аврелий. М. : Алетейа : Новый Акрополь, 2000. - 218, 1. с.

3. Аврелий, Марк. Размышления / Марк Аврелий ; изд. подготот. А. И. Доватур, А. К. Гаврилов, Ян Унт. М. : Наука, 1985. - 246 с.

4. Автономова, Н. С. Эпистемологическая концепция М. Фуко и ее эволюция / Н. С. Автономова // Французская философия сегодня. М., 1989. - С. 4564.

5. Агацци, Э. Человек как предмет философского познания / Э. Агации // О человеческом в человеке / сост. Е. В. Филиппова. ; под общ. ред. И. Т. Фролова.-М., 1991.-С. 59-79.

6. Адо, П. Духовные упражнения и античная философия / Пьер Адо ; предисл. А. Дэвидсона ; пер. с фр. при участии В. А. Воробьева. М. : Степной ветер, 2005. - 444, [2] с.

7. Аристотель. Политика / Аристотель // Сочинения : в 4 т. / Аристотель. -М., 1984.-Т 4.-С. 375-644.

8. Арон, Р. Избранное : введение в философию истории / Реймон Арон; отв. ред., пер. и сост.: И. А. Гобозов. М. : Per Se, 2000. - 543 с.

9. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество / Даниел Белл ; пер. с англ. под ред. В. Л. Иноземцева. М. : Academia, 1999. - CLXX, 783, 3. с.

10. Ю.Бергер, П. Социальное конструирование реальности : трактат посоциологии знания / Питер Бергер, Томас Лукман. М. : Моск. филос. фонд, 1995,-322,1. с.

11. Бергсон, А. Опыт о непосредственных данных сознания / А. Бергсон // Собрание сочинений : в 4 т. / А. Бергсон М., 1992. - Т. 1. - 328 с.

12. Бердяев, Н. А. Философия неравенства / Н. А. Бердяев // Философия свободы / Н. А. Бердяев. М., 1998. - С. 477-729.

13. Бердяев, Н. А. О назначении человека / Н. А. Бердяев. М. : Республика, 1993.-382,1. с.

14. Н.Бердяев, Н. А. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии / Н. А. Бердяев // Царство духа и царство кесаря / Н. А. Бердяев. -М., 1995.-С. 11-161.

15. Бердяев, Н. А. Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и объективация / Н. А. Бердяев // Царство духа и царство кесаря / Н. А. Бердяев. -М., 1995.-С. 164-286.

16. Бердяев, Н. А.Воля к жизни и воля к культуре / Н. А. Бердяев // Смысл истории / Н. А. Бердяев. М., 1990. - С. 162-172.

17. Блауберг, И. И. Бергсон / Блауберг И. И. // Современная западная философия / сост.: В. С.Малахов, В. П. Филатов. -М., 1991. С. 36-37.

18. Блауберг, И. И. Философия жизни / Блауберг, И. И. // Современная западная философия / сост.: В. С.Малахов, В. П. Филатов. М., 1991. -С. 327-329.

19. Бодрийар, Ж. Америка / Жан Бодрийар ; пер. с фр. Д. Калугин. СПб. : Владимир Даль, 2000. - 206 с.

20. Бодрийар, Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального / Жан Бодрийар. Екатеринбург : Изд-во Уральского университета, 2000. -95 с.

21. Бодрийар, Ж. Система вещей / Жан Бодрийар ; пер. с фр. М. : Рудомино, 1999.-222 с.

22. Бубер, М. Я и Ты / М. Бубер. М. : Высш. шк., 1993. - 173 с.

23. Булгаков, С. Н. Свет невечерний : созерцания и умонастроения / С. Н. Булгаков. М. : Республика, 1994. - 414,1. с.

24. Бурхард, Г. Непонятная чувственность. Набросок антропологии чувственности / Г.Бурхард // Это человек: антология / отв. ред. Гуревич П.С..-М. : Высшая школа, 1995.-С. 100-135.

25. Валеев, Д. Ж. Введение в этику. О нравственном потенциале культуры / Д.

26. Ж. Валеев. Уфа : Изд-во БГУ, 1998. - 148 с.125

27. Василюк, Ф. Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций / Ф. Е. Василюк // Психологический журнал. -1995.-Т. 16, №3,-С. 90-101.

28. Вернадский, В. И. Биосфера и ноосфера / В. И.Вернадский. М. : Айрис-Пресс, 2002. - 575 с.

29. Вернадский, В. И. Научная мысль как планетное явление / В. И. Вернадский ; сост. A. J1. Яншин. -М. : Наука, 1991. 272 с.

30. Гвардини, Р. Конец нового времени / Р. Гвардини // Феномен человека. Антология / сост. и авт. вступ. ст. Гуревич П. С.. М., 1993. - С. 240-296.

31. Геворкян, Г. А. О проблеме понимания / Г. А. Геворкян // Вопросы философии. 1980. - № 11. - С. 122-131.

32. Геродот. История / Геродот ; пер. Г. А. Стратановского. -М. : ACT : Хранитель, 2007. 670, 1. с.

33. Гидденс, Э. Элементы теории структурации / Э. Гидденс // Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас / пер. и ред. А. Леденевой. Новосибирск, 1995. - С. 40-72.

34. Гинзбург, Л. Я. О психологической прозе / Л. Я. Гинзбург. Л. : Сов. писатель, 1976. - 464 с.

35. Гоббс, Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского Т. Гоббс // Сочинения : в 2 т. / Томас Гоббс. М., 1991. -Т. 2.-С. 3-545.

36. Головаха, Е. И. Психологическое время личности / Е. И. Головаха, А. А. Кроник. Киев : Наук, думка, 1984. - 207 с.

37. Горин, Д. Г. Живой социум: социальные системы как феномены жизненного мира / Д. Г. Горин. Брянск : Придесенье, 1998. - 23, 1. с.

38. Григорьев, С. И. Основы построения социологической теории жизненных сил человека С. И. Григорьев // Социологические исследования. 1997. -№ 12.-С. 6-12.

39. Гумилев, Л. Н. Конец и вновь начало : популярные лекции понародоведению / Л. Н. Гумилев. М. : РОЛЬФ, 2001. - 382 с.126

40. ЗЭ.Гуревич, П. С. Философская антропология : учебное пособие / П. С. Гуревич. М. : Вестник, 1997. - 448 с.

41. Гусейнов, А. А. Античная этика / А. А. Гусейнов. М. : Гардарики, 2003 -270 с.

42. Гусейнов, А. А. Этика ненасилия / А. А. Гусейнов // Вопросы философии.- 1992. -№ 3. С. 72-81.

43. Давыдов, Ю. Н. Этика любви и метафизика своеволия : проблемы нравственной философии / Ю. Давыдов. М. : Мол. гвардия, 1982. - 287 с.

44. Делез, Ж. Фуко : пер. с фр. / Ж. Делез М. : Изд-во гуманит. лит., 1998. -171 с.

45. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Диоген Лаэртский. М. : Танаис, 1995. - 638,1. с.

46. Дробницкий, О. Г. Понятие морали : ист.-критич. очерк / О. Г. Дробницкий. М. : Наука, 1974. - 388 с.

47. Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда // Западно-европейская социология Х1Х-начала XX веков. М., 1996. - С. 256-309.

48. Жизненные силы русской культуры: пути возрождения в России начала XXI века : монография. / [Григорьев С. П., Семилет Т. А., Плахин В. Т.].- М. : Магистр-Пресс, 2003. 379 с.

49. Жизненный путь личности : (вопр. теории и методол. социал.-психол. исслед.) / Л. В. Сохань [и др.]. Киев : Наук, думка, 1987. - 277, [2] с.

50. Жизнь // Философский словарь / под ред. М. М. Розенталя. Изд. 3-е. -М., 1975.-С. 132.50.3еньковский, В. История русской философии / Василий Зеньковский. М. : ЭКСМО-Пресс, 2001. - 894, 1. с.

51. Ивин, А. Многообразный мир любви / А. Ивин // Философия любви : в 2 ч. / сост. А. А. Ивин. М., 1990. - Ч. 1. - С. 380-509.

52. Ильин, И. А. Аксиомы религиозного опыта : исследование. Т. 1-2 / И. А. Ильин. М. : Рарогъ, 1993. - 448 с.

53. Ильин, И. А. Путь духовного обновления / Иван Ильин. М. : Апостол веры, 2006.-446, 1. с.

54. Ильин, И. П. Два философа на перепутье времени / И. П. Ильин // Делез, Ж. Фуко / Ж. Делез. М., 1998. - С. 6-18.

55. Имамичи, Т. Моральный кризис и метатехнические проблемы / Т. Имамичи // Вопросы философии. 1995. - № 3. - С. 73-82

56. Исторический аспект обозначенной проблемы // Индия и античный мир / Г. М. Бонгард-Левин, М. Д. Бухарин, А. А. Вигасин. М. : Вост. Лит., 2002.-357, 2. с.

57. Иегер, В. Пайдейя : воспитание антич. грека : (эпоха великих воспитателей и воспитат. систем) / В. Йегер ; пер. с нем. М. Н. Ботвинника. М. : ГЛК Ю. А. Шичалина, 1997. - 334, 1. с.

58. Каган, М. С. О структуре современного антропологического знания / М. С. Каган // Очерки социальной антропологии / отв. ред. В. В. Шаронов. -СПб., 1995.-С. 30-40.

59. Касавин, И. Т. Холизм / И. Т. Касавин // Современная западная философия / сост.: В. С.Малахов, В. П. Филатов. -М., 1991.-С. 371.

60. Келасьев, В. Н. Психологические детерминанты жизненного пути /'/' Человек : индивидуальность, творчество, жизненный путь : сб. статей / под ред. Келасьева В. Н. СПб., 1998. - С. 83-93.

61. Социальная философия // Современный философский словарь / под общ. ред. В. Е. Кемерова. М. и др., 1996. - С. 505-507.

62. Кнабе, Г. С. Корнелий Тацит. Время. Жизнь. Книги / Г. С. Кнабе. М. : Наука, 1981.-206 с.

63. Козлова, Н. Н. Жизненный мир в контексте социальной антропологии: новое в исследовательском поле / Н. Н. Козлова // Социальная антропология на пороге XXI века : тез. и материалы конф., 20-21 нояб. 1997 г.-М., 1998.-С. 195-201.

64. Колесников, А. С. Формы субъективности в философской культуре XX века / А. С. Колесников, С. Н. Ставцев. СПб. : Санкт-Петербургское философское общество, 2000 - 112 с.

65. Кон, И. С. В поисках себя : личность и ее самосознание / И. С. Кон. М. : Политиздат, 1984. - 335 с.

66. Костюченко, Л. Г. Введение в теорию личности: социокультурный подход / Л. Г. Костюченко, Ю. М. Резник. М. : Изд-во НИГО, 2003. - 268 с.

67. Кравченко, А. И. Культурология : учебное пособие для вузов / А. И. Кравченко. М. : Акад. проект, 2001. - 670, 1. с.

68. Ксенофонт. Воспоминания о Сократе / Ксенофонт. М. : Наука, 1993. -379 с.

69. Ксенофонт. Киропедия // Сократические сочинения / Ксенофонт. -М., 2003.-Кн. 7.-С. 546-579.

70. Лазарев, Ф. В. Многомерный человек : введ. в интерв. антропологию / Ф. В. Лазарев, Брюс А. Литтл. Симферополь : СОНАТ, 2001. - 261, 2. с.71 .Левин, К. Теория поля в социальных науках / Курт Левин. СПб. : Речь, 2000.-364, 1. с.

71. Лосев, А. Ф. Человек / А. Ф. Лосев /У Философские науки. 1988. - № 10. -С. 66-77.

72. Лосский, Н. О. История русской философии / Н. О. Лосский. М. : Сов. писатель, 1991. - 478,1. с.

73. Лотман, Ю. М. Внутри мыслящих миров : человек-текст-семиосфера-история / Ю. М. Лотман. М. : Языки рус. культуры : Кошелев, 1996. -XIV, 447 с.

74. Лукманова, Р. X. Природа как сфера смыслополагания человеческого духа / Р. X. Лукманова // Мировоззренческие основания человеческой деятельности на рубеже XXI века : материалы науч.-практ. конф.1. Уфа,1997.-С. 126-127.

75. Максим Исповедник. О любви в четырех сотнях / Святой Максим

76. Исповедник). СПб. : Церковь Успения Богородицы, 1991. - 77 с.129

77. Маньковская, Н. Б. Эстетика постмодернизма / Н. Б. Маньковская. СПб. : Алетейя, 2000.-346, 1. с.

78. Марков, Б. В. Храм и рынок. Человек в пространстве культуры : науч. изд. / Б. В. Марков. СПб. : Алетейя, 1999. - 296 с.

79. Маркс, К. Капитал. Критика политической экономии. Т 2. Кн. 2. Процесс обращения капитала / Карл Маркс. М. : Политиздат, 1969. - 648 с.

80. Маркс, К., Энгельс, Ф. Сочинения. / Карл Маркс, Фридрих Энгельс. 2-е изд. - Т. 20. - М.: Государственное издательство политической литературы, 1955.-С. 82.

81. Маркузе, Г. Эрос и цивилизация ; Одномерный человек : исслед. идеологии развитого индустриального общества / Герберт Маркузе. М. : АСТ, 2002.- 526,1. с.

82. Мерло-Понти, М. Мое тело / М. Мерло-Понти // Феноменология восприятия / Морис Мерло-Понти ; пер. с фр. под ред. И. С. Вдовиной, С. Л. Фокина.-М., 1999.-С. 15.

83. Миле, Ж. Опыт как само-техника / Ж. Миле // Социо-Логос постмодернизма : альманах Российско-французского центра социологических исследований Института социологии Российской Академии наук.-М., 1996.-С. 98-121.

84. Милль, Д. С. О свободе. / Д. Миль ; пер. с англ. А. Фридмана // Наука и жизнь,- 1993,-№ 11.-С. 10-15 ;№ 12.-С. 21-26.

85. Моисеев, Н. Н. Судьба цивилизации. Путь разума / Н. Н. Моисеев. -Москва : Яз. рус. культуры, 2000. 223, 1. с.

86. Наумова, Н. Ф. Жизненная стратегия человека в переходном обществе / Н. Ф. Наумова // Социологический журнал. 1995. - № 2. - С. 4-13.

87. Нерсесянц, В. С. Правовое государство: история и современность / В. С. Нерсесесянц // Вопросы философии. 1989. - № 2. - С. 3-19.

88. Никитаев, В. Новый гуманизм: субъект против индивида (размышления над «Эрой индивида» Алена Рено) / В. Никитаев // Логос. 2003. - № 3. -С. 64-85.

89. Ницше, Ф. Антихристианин / Ф. Ницше // Сумерки богов / сост. и общ. ред. А. А. Яковлева. М. : Политиздат, 1990. - С. 19.

90. ЭО.Ницще, Ф. Воля к власти : опыт переоценки всех ценностей (1884-1888) : перевод. / Фридрих Ницше ; под ред. Г. Рачинского, Я. Бермана. [М.] : ИЧП «Жанна», 1994. - 362,1. с.

91. Ницще, Ф. Человеческое, слишком человеческое / Ф. Ницше // Сочинения : в 2 т. / Ф. Ницще.-М., 1990.-Т. 1.-С. 231-491.

92. Орлова, Э. А. Жизненный мир как категория социальной антропологии / Э. А. Орлова // Социальная антропология на пороге XXI века : тез. и материалы конф., 20-21 нояб. 1997. М., 1998. - С. 208-209.

93. Ортега-и-Гассет, X. Восстание масс ; Дегуманизация искусства ; Бесхребетная Испания / Хосе Ортега-и-Гассет. М. : АСТ, 2008. - 348, 1. с.

94. Панков, В. Д. Пространственность человеческого бытия / В. Д. Панков. -Тамбов : Тамб. гос. ун-т, 1996. 101 с.

95. Пигров, К. С. Современность как революция / К. С. Пигров // Революция и современность : сб., посвящ. памяти доц. каф. соц. философ, и философ, истории В. А. Почепко. — СПб., 2001. С. 56-82.

96. Питирим. Тело, душа и совесть (Учение о человеке в христианской традиции и современность) / Питирим // О человеческом в человеке. М., 1991.-С. 343-358.

97. Поздяева, С. М. Социальная утопия: тип сознания, идеал и эксперимент / С. М. Поздяева, И. В. Фролова. Уфа : Изд-во БГУ, 1997. - 156 с

98. Раевский, С. О. Аналитическая психотерапия как забота о себе / С. Раевский // Хрестоматия по глубинной психологии / ред.-сост. Л. А. Хегай. М., 1997. - С. 324-340.

99. Юб.Резник, Т. Е. Жизненные стратегии личности / Т. Е. Резник, Ю. М. Резник // Социологические исследования. 1995. -№ 12. - С. 4-13.

100. Резник, Ю. М. Введение в социальную теорию. Социальная эпистемология : пособие / Ю. М. Резник. М. : Ин-т востоковедения РАН, 1999.-325 с.

101. Резник, Ю. М. Жизненные стратегии личности : (опыт комплекс, анализа) / Ю. М. Резник, Е. А. Смирнов. М. : Независимый ин-т гражд. о-ва, 2002. -259 с.

102. Резник, Ю. М. «Социология жизни» как новое направление междисциплинарных исследований / Ю. М. Резник // Социологические исследования. 2000. - № 9. - С. 38-46.

103. Рефлексия // Философский энциклопедический словарь / редкол.: С. С.

104. Аверинцев и др.. 2-е изд. - М., 1989. - С. 555-556.132111 .Роберте, М. Исторические исследования / М. Роберте // Международный журнал социальных наук. 1998. -№ 20. - С. 91-104

105. Ромащенко, С. В. Внутреннее и внешнее в информационных потоках человека / С. В. Ромащенко // Информационная цивилизация : пространство, культура, человек : научное издание / под ред. проф. В. Б. Устьянцева. -Саратов, 2000. С. 135-137.

106. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. -Изд. 2-е. М. : Педагогика, 1976. - 416 с.

107. Руткевич, М.Н. Общественные потребности, система образования, молодежь./ М.Н. Руткевич. М. : Политиздат, 1988. - 222 с.

108. Сагатовский, В. Н. Антропологическая целостность: статус и структура / В. Н. Сагатовский // Очерки социальной антропологии / отв. ред. В. В. Шаронов. СПб., 1995. - С. 41-56.

109. Сапронов, П. А. Русская философия: проблема своеобразия и основные линии развития / П. А. Сапронов. СПб. : Гуманит. акад., 2008. - 476, 3. с

110. Сахно, Е. Г. Власть потребления и кризис социализации / Е. Г. Сахно // Социальный кризис и социальная катастрофа : сб. материалов конф. -СПб., 2002. С. 167-172.

111. Сенека, Л. А. Нравственные письма к Луцилию / Луций Анней Сенека. -М. : Наука, 1977.-383 с.

112. Сенека, Л. А. О гневе / Луций Анней Сенека // Философские тратктаты / Луций Анней Сенека ; пер. с лат., вступ. ст. и коммент. Т. Ю. Бородай. -СПб., 2001.-С. 103-179.

113. Сидорина, Т. Ю. Философия кризиса : учеб. пособие для студентов гуманитар, и негуманитар, направлений и специальностей вузов РФ / Т. Ю. Сидорина.-М. : Флинта, 2003.-454, 1. с.

114. Сокулер, 3. А. Мишель Фуко и его концепция «власти-знания» / 3. А. Сокулер // Философия науки. М., 1998. - Вып. 4. - С. 174-182.

115. Соловьев, В. Смысл любви // Сочинения : в 2 т. / Владимир Сергеевич Соловьев. 2-е изд. - М., 1990. - Т. 2. - С. 493-547.

116. Сорокин, П. А. Кризис нашего времени / П. А. Сорокин // Социальная и культурная динамика / Питирим Сорокин. М., 2006. - С. 786-888.

117. Социальная философия : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «философия» / под ред. И. А. Гобозова. М. : Савин, 2003. - 522 с.

118. Степанова, А. С. Путь к самому себе : о культурно-историческом смысле «Размышлений» Марка Аврелия / А. С. Степанова // Исследования и публикации по истории античного мира / под ред. Э. Д. Фролова. СПб., 2002 - С. 245-252.

119. Столяров, А. А. Стоя и стоицизм / А. А. Столяров ; отв. ред. В. В. Соколов. М. : Ками груп, 1995. - 441 с.

120. Табачникова, С. В. Мишель Фуко историк настоящего / С. В. Табачникова // Фуко, М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности / Мишель Фуко. - М., 1996. - С. 396-443.

121. Тернер, Б. Современные направления развития теории тела / Б. Тернер //

122. ГГТ ТППТП 1 А А Л Л !• /■ у—1 Ч А ■* /•'7lmiMb. 1УУ4. - J№ о. - ь. и /-Ю/

123. Тимофеев-Ресовский, Н. В. Краткий очерк теории эволюции / Н. В. Тимофеев-Ресовский, Н. И. Воронцов, А. В. Яблоков М. : Наука, 1977. -301 с.

124. Тищенко, П. Д. Био-власть в эпоху биотехнологий / П. Д. Тищенко. М. : ИФРАН, 2001.-177 с.

125. Тойнби, А. Дж. Постижение истории : избранное / А. Дж. Тойнби ; пер. с англ.Е. Д. Жаркова ; под ред. В. И. Уколовой и Д. Э. Харитоновича. М. : Айрис-Пресс : Рольф, 2001.-637, 1. с.

126. Тоффлер, Э. Третья волна / Элвин Тоффлер. Москва : ACT, 2009. - 795 с.

127. Тоффлер, Э. Футурошок / Элвин Тоффлер. СПб. : Лань, 1997. -461 с.

128. Тощенко, Ж. Т. Социология жизни как концепция исследования социальной реальности / Ж. Т. Тощенко // Социологические исследования. -2000.-№2.-С. 3-12

129. Унт, Я. «Размышления» Марка Аврелия как литературный и философский памятник / Я. Унт // Марк Аврелий. Размышления / пер. А. К. Гаврилова. Л., 1985. - С.93-114.

130. Уолцер, М. Компания критиков и политические пристрастия XX века : перевод с англ / М Уолцер. М. : Идея-Пресс, 1999. - 360 с.

131. Устьянцев, В. Б. Пространство личности: опыт философско-социологического исследования / В. Б. Устьянцев // Личность в пространстве России. Саратов : Приволжское кн. изд-во, 2000 - С. 5-17

132. Финогентов, В. Н. Философские основания нового века / В. Н. Финогентов. М. : Прогресс, 2004. - 175 с.

133. Франк, С. Л. Духовные основы общества / С. Л. Франк. М. : Республика, 1992. - 510, 1. с.

134. Фрейд, 3. Психоаналитические этюды / Зигмунд Фрейд. Минск : Беларусь, 1991.-604, 2. с.141 .Фролов, С. С. Социология / С. С. Фролов. М. : Наука, 1994. - 255, 1. с.

135. Фромм, Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. М. : Прогресс, 1989. - 272 с.

136. Фромм, Э. Иметь или быть? / Э. Фромм. Киев : Ника-Центр, 1998. - 400 с.

137. Фуко, М. Власть и тело / М. Фуко // Интеллектуалы и власть : статьи и интервью, 1970-1984/Мишель Фуко.-М., 2002.-Ч. 1. С. 161-171.

138. Фуко, М. Герменевтика субъекта : курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1981-1982 учебном году / Мишель Фуко ; пер. с фр. А. Г. Погоняйло. М. : Наука, 2007. - 676, 1. с.

139. Фуко, М. Дисциплинарное общество в кризисе / М. Фуко // Интеллектуалы и власть : статьи и интервью, 1970-1984 / Мишель Фуко. -М., 2002.-Ч. 1.-С. 319-323.

140. Фуко, М. Забота о истине : беседа с Ф. Эвальдом // Воля к истине: по ту сторону власти и сексуальности : работы разных лет / М. Фуко. М., 1996. -С. 309-326.

141. Фуко, М. История сексуальности-Ш. Забота о себе / Мишель Фуко. М. ; Киев : Рефл-бук, 1998. - 282, 1. с.

142. Фуко, М. Использование удовольствий. История сексуальности. Т. 2.1 М. Фуко // Воля к истине: по ту сторону власти и сексуальности : работы разных лет / М. Фуко. М., 1996. - С. 269-306.

143. Фуко, М. Рождение клиники / Мишель Фуко. М. : Смысл, 1998. - 307, 2. с.

144. Фуко, М. Слова и вещи : археология гуманит. наук / Мишель Фуко. М. : Прогресс, 1977.-488 с.

145. Фуко, М. Субъект и власть / М. Фуко // Интеллектуалы и власть : статьи и интервью, 1970-1984 / Мишель Фуко. М., 2002. - Ч. 3. - С. 161-212.

146. Фуко, М. Что такое Просвещение / М. Фуко // // Интеллектуалы и власть : статьи и интервью, 1970-1984 / Мишель Фуко.-М., 2002.-Ч. 1 С. 335-359.

147. Хайек, Ф. А. Дорога к рабству / Ф. А. Хайек ; под ред. А. Прохорова ; пер. с англ. : М. Гнедовского, И. Пилыцикова ; послесл. Р. Капелюшникова. М : Новое изд-во, 2005. - 264 с.

148. Холл, К, Линдсей, Г. Теории личности. / К. Холл, Г. Линдсей. М. : 1997.-С. 20-21.

149. Хоружий, С. С. Практики себя Электронный ресурс. : (разговор с

150. Татьяной Иенсен 3 октября 2000 г.) / С. С. Хоружий // ИСА. Институт136синергийной антропологии. Режим доступа: //http: www.synergia-isa.ru/lib/download/prop/2.doc. - Загл. с экрана.

151. Хоружий, С. С. Заметки к энергийной антропологии / С. С. Хоружий // Вопросы философии. 1999. - № 3. - С. 55-84.

152. Хоружий, С. С. О старом и новом / С. С. Хоружий. СПб. : Алетейя, 2000.-477 с.161 .Швейцер, А. Культура и этика / А. Швейцер. М. : Прогресс, 1973. - 343 с.

153. Шелер, М. Избранные произведения. / М. Шелер. М. : Гнозис, 1994. -С. 113-115.

154. Шелер, М. Положение человека в Космосе / М. Шелер // Проблема человека в западной философии. -М., 1988. -С.31-95.

155. Шестов, Л. Киргегард и экзистенциальная философия : (глас вопиющего в пустыне) / Лев Шестов. М. : Прогресс : Гнозис, 1992. - XVI, 302 с.

156. Шибутани, Т. Социальная психология / Т. Шибутани. М. : ACT ; Ростов н/Д : Феникс, 1999. - 538, 1. с.

157. Шюц, А. Структуры повседневного мышления / А. Шюц // Социологические исследования. 1998. - № 2. - С. 129-137.

158. Элиас, Н. О процессе цивилизации : социогенет. и психогенет. исслед. / Норберт Элиас. М. ; СПб. : У нив. кн., 2001. - Т. 1: Изменения в поведении высшего слоя мирян в странах Запада. - 2001. - 330, 1. с.

159. Элиас, Н. О процессе цивилизации : социогенет. и психогенет. исслед. / Норберт Элиас. -М. ; СПб. : Унив. кн., 2001. Т. 2: Изменения в обществе. Проект теории цивилизации. - 2001. - 380, 1. с.

160. Энциклопедический словарь по культурологии / Авдеев В. И. и др.. -М. : Центр, 1997,-477,1. с.

161. Эрн, В. Борьба за логос : опыты филос. и крит. / Владимир Эрн. Москва : Путь, 1911.-VIII, 2., 361, [2] с.171 .Эрн, В. Григорий Саввич Сковорода : жизнь и учение / В. Эрн. М. : Путь, 1912.-4., 342, 1. с.

162. Юнг, К. Г. Архетипы и символы : перевод / Карл Густав Юнг ; предисл. А. М. Руткевича. М. : Ренессанс, 1991. - 297, [2] с.

163. Юнг, К. Г. Различие между восточным и западным мышлением / Карл Густав Юнг // Сознание и бессознательное : пер. с англ. : сборник. / Карл Густав Юнг. СПб., 1997. - С. 500-522.

164. Ярошевский, М. Г. История психологии : от античности до середины XX в. : учеб. пособ. для вузов / М. Г. Ярошевский. М. : Академия, 1996. -409, 1. с.

165. Ясперс, К. Духовная ситуация времени / К. Ясперс // Смысл и назначение истории / К. Ясперс. М., 1994. - С. 288-418.

166. Hjelle, L. A. Personality theories : basic assumptions, research, and applications / Larry A. Hjelle, Daniel J. Ziegler. New York : McGraw-Hill, с 1976.- XVIII, 362 p.

167. Samp, M. An introductory guide to post-structuralism and postmodernism / Madan Sarup. Hemel Hempstead, Hertfordshire ; New York : Harvester Wheatsheaf, 1988. -viii, 171 p.

168. Schutz, A. Strukturen der Lebenswelt / Alfred Schiitz, Thomas Luckmann. -Neuwied : H. Luchterhand, 1975. 331 p.

169. Thomas, W. L. The Polish Peasant in Europa and America / Thomas W. L. and Znaniecki Fl. Chicago, 1918-1920. - 366 p.