автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.06
диссертация на тему: Метрика газелей Амир Хосрова Дехлеви (на примере "Тухфат ас-сигар")
Полный текст автореферата диссертации по теме "Метрика газелей Амир Хосрова Дехлеви (на примере "Тухфат ас-сигар")"
РГб од
2 О СЕН №
МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
ТАШКЕНТСКИЙ' ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ
На правах рукописи
ТУЙЧИЕВА ГУЛХУНОР УШТШЕВНА
МЕТРИКА ГАЗЕЛЕЙ АНИР IOCPOBA ДЕХЛЕВИ (на пршера "Тугфат ас-сигар")
10.01.06 - Лйторатура народоз аарубопшх стран Азии и Афрзки ■
А в т о р о ф ар а т
диссертации на соискание учоной сгоношх кандидата • фзлологпчосках шзук
Тапзонт - 1993
Работа выполнена на кафедре литературы стран Зарубежного. Востока факультета восточной филологии Института Востоковедения.
Научный руководитель - доктор филологических наук,
профессор ШШХАВДОВ Ш.Ц.
Официальные оппоненты:
ШУМОВ Н. - профессор кафедры теории перевода ТашГУ.д.ф.н.
ХАСАЮВ С. - д.ф.н., директор Государственного цузея литературы им.Навои АН РУз
Ведущая организация: Институт рукописей Академии наук Республики Узбекистан
Защита диссертации состоится " ¡¿> " С£И/ий£У1Л. 1993 г. в /¿~00 час, на заседании Специализированного совета Д 067.70.21 по филологическим наукам (литературоведение) при Ташкентском государственном институте востоковедения (Ташкент-60, ул.Лохути 15, ТацРИВ)
С диссертацией можно ознакомиться В библиотеке ТашГИВ. Автореферат разослан " " 1993г.
Ученый секретарь Специализированного совета, кавдидат филологических наук, доцент !
и
Т.А.МУХТАЮВ
ОНДАЯ ХАРАиГЕШСТША РАБОТЫ
Квантитативная система стихоалоаения - аруз имела свои древние и закономерные истоки в персидско-тадгакской лгтературе.Аруз, заняв монопольное полокение, применялся в творчестве всех представителей персидско-тадЕикской классической поэзии и тем самым он доказал свою йизнестойкость и универсализм. Для установления путей становление персидско-тадшкского аруза, его трансформации в практике поэзии важно изучение аруза в творчестве отдельных авторов. Изучение аруза авторов, отдельно рассматриваемых от лите-ратуно-критической концепции их эпоег, с дальнейшим сравнением фактов исследования с существовавшим официальных каноном, в некоторое степени расширило бы наши знания о функционировании аруза, выявило бы пути, по которым аруз трансформировался -з практике поэзии. В этой связи изучение метрики газелей Амнр ХосрсЕа Дех-леви (1253-1325), великого персоязычного поэта Индии, представляет больной интерес.
В теоретических трудах по персидако-тадшпсскому арузу наследие поэта специально и полностью не привлекалось. Такав в персипско-тадшшскпм арузоведенпи мало работ по исследованию метрики отдельного автора. Хотл будущее стиховедение долкно быть теснее связано именно с более чутким и индивидуальным изучением явлений лроисходяпщх в кандом конкретном случае.
Постанозка и решение вопросов возникновзния аруза, его трансформации и особенностей через приз»,чу творческого наследия Амгр Хосрова Дехлевл, наряду с установлением частотно-статистической картины метрики газелей, метрическим исследованием текстов газелей, как представляется, кокет дать определенные сведения о реальном состоянии аруза эпохи поэта.
"Для любой национальной литературы очонь Еагш- осмысление ее худосественного опнта"^, осмысление се средств,постоянно дей-ствушщх в поэтическом произведении, а число которых ми вводим и метрику, всегда является актуальным и необходимым,так как содержание и форма "два аспекта неделимого целого, два полвса.меи-ду которыми располагается все всаикно обусловленные элементы про-
I Храпченко М. Историческая поэтика.Основные направления исслодо-вантм//Бопросы литературы,1382.-С.79-80.
т
изведения" . Существование поэтического произведения немыслимо вне его формы, а метрика является важным атрибутом стихотворения.
В существующих работах по каноническому арузу и арузу конкретных авторов не бьию анализа меттачиской структуры поэзии Ашр Хосрова Дехлеви. Изучение метрики газелей поэта осуществляется по следующим причинам:
а) неисследованность проблемы;
б) изучение метрики поэта равноценно изучению метрики всей эпохи;
в) углубленное исследование фонетических единиц долшс внести ясность в вопрос трансформации аруза;
г) изучение иатрики необходимо при составлении критических текстов.
Объектом исследования является газельная лирика Адар Хосрова Дехлеви, которая изучается в челостности содераания и формы этого нанра. С одной сторэны рассматривается метрика газелей со всеми проблемами, связанными с арузоы Аыир Хосрова Дехлеви, и с другой, в ход исследования подключены проблемы, находящиеся Еа • стыке стиховедения и литературоведения.
Материалом для исследования служит первый диван top Хосрова Дехлеви "Тухфаг ас-сигар", включающий в себя 128 газелей на персидском языке и существующий критический текст газелей первого дивана2. Кспользозаны рукописные материалы, имещие отношение' к вопросам метрики газелей поэта: ДОРН 386, ДОРН 387 (Государственная публичная библиотека им.Салтыкова-Щедрина, Ленинград) и Add 2II04 (Британский музей, Лондон).
Изучение метрики газелей Амир Хосрова Дехлеви имеет определенную цель, предусматривающую решение следующих задач:
а) определить принципы метрического изучения стихотворных текстов Ашр Хосрива Дехлеви;
б) установить частотно-статистический анализ вазнов газелей первого дивана;
в) сличить установленные исследованием вазны газелей со схемами, зафиксированные в рукописях;
1 Тоыашевский Б.Б.Стилистика и стихосложение.-Л.:Учпедгиз, 1959.-С.8.
2 Уусаев Б.М. Текстологическое исследование газелей "Тухфат ас-сигар" ¿мир Хосрова Дехлеви -КД.-Т.,1969.
г) проанализировать соотнесенность текстов газелей с метрическими схечаю, зафиксированные з рукописях;
д) изучить звуковую структуру аруза поэта;
в) обобщить метода средневековых арузоЕедов в установлении а обозначении вазнов;
ж) выявить мастерство поэта в метрических фигурах: ]) определить особенности композиционно-семантической стр^х-туры, образной системы газелей л их тематики;
и) на основании выиэуказанных факторов дать общую характеристику метрики газелей, исходя из критериев современного арузоведе-ния.
Научная новизна диссерташш опроявляется тем, что впервые в арузоведекпи комплексно исследуется метрическая структура газелей Аиир Хосрова Дехлеви. Определяется специфика аруза поэта. Показано, что аруз поэта - явление эволюционирующее, способное к аз?*8вешшм и совершенствованию. Выявлено новаторство поэта в вопросах фонетики аруза, в метрических фигурах и схемах. Впервые даются сведения о математическом методе обозначения зазнов и проводится сличэниэ метрика газелей о зафиксированными з коллийатах поэта зазпамп газслоЗ. Подробно исследуются особенности композиционной , семантической и образней структуры ранней лирики поэта.
Г, .это.ггпка.пс.оладрвашщ заключает з себе метод описательно -аналитического изучения ясточникоз, частотно-статистического анализа всзнов, композиционно-структурного исследования текста. В метрическом изучении текста газелей основывались на метода сравнительного обобщения фактов.
Теоретическая тт практическая значимость работы вытекает из задач диссертации. Исследование аруза Ампр Хосрова Дехлеви позволило определить реальное состояние кзтрики его эпохи, определить пути трансформации аруза. В работе показано, что Хосров Дехлеви в употреблении вазноз аруза в раннем своем творчестве не выходил за рамки традиций, но все пэ откосился к вопросу творчески, о чей свидетельствуют впервые примененные им метрические схемы. Делаются выводы о том, что поэт более свободно чувствовал себя в звуковой организации ритма газелей и в рукнообразовании. Изучение этого вопроса позволяет утверадать, что трансформация аруза шла путем расширения функциональных возможностей фонетики аруза, которые объяснялись средневековыми учеными только в пределах канона. Вывода диссертанта имеют значение для исторического стиховедения и
теоретического арузоведения. Результаты исследования могут быть применены в составлении учебных пособий по пероидско-тадкикскому арузу, по истории классической, дерсидско-тадшкской литературы. Материалы частотно-статистического анализа вазнов газелей Аьзир Хосрова Дехлеви прш..-няззгся диссертантом при чтении специального курса "Поэтика и аруз" на Ш курсе ирано-афганского отделения факультета восточной филологии Института Востоковедения.
Апробация работы. Основные полозения диссертации докладывались на евегодных научных конференциях профессорско-преподавательского состава, на конференциях молодых ученых, на 1У всесоюзной школе ыолодых Еостоковедов (Москва, 1986 г.), на республиканской конференции "Актуальные проблемы филологии и истории стран Ближнего и Среднего Востока" (Тбилиси, 1987 г.), на мегвузовскоЁ конференции молодых ученых (Ленинград,1991 г.; Алма-Ата, 1990 г.) и других конференциях. Результаты исследования были представлены в тезисах и статьях, опубликованных в научных сборниках.
Структура диссертаттк соотоит из введения, грех глав, заключения, библиографии и четырех приложений.
Содержание диссертации. Во введении обосновывается актуальность темы, формируется пели и задачи исследования.
Первая глава названа "Apys и вопросы структурального изуче-. нея лирики Амкр Хосрова Дехлеви". В ней рассматриваются вопросы возникновения системы груза, взаимодействие современной теории стихослокения и канонического аруза, определяются принципы структурального изучения лирики поэта, дается представление об изученности метрики Амир Хосрова Дехлеви. Первая глава диссертации представляет собой попытку анализа путей возникновения квантЕтатив-ности в перспдско-тадЕикской литература. Рассмотрение разных то-, чек зрения на возникновение аруза, на проявление особенностей квантитативности привело нас к следующим выводам:
I. Персидско-тадтшская квантитативная систегга стиха - аруз, такге как тюркский и арабские арузы, имеет свои древние и самобытные истоки возникновения и первоначально его развитие шло самостоятельно.
. 2. Несмотря на самостоятельный характер возникновения пэр-' сидско-тадЕикский аруз претерпел очень больпое влияние теории Ха-янля ибн Ахмада, в результате чего ускорился цроцесс формирования стихотворной системы, а затем была создана н сама теория парсид-ско-тадБЕЕСкого аруза.
3. Вопросы возникновения квантитативной системы в напнональ-
ных поэзиях, наряду со специфическими особенностями, присущими каэдой из конкретных литератур, тлеют и некоторую общую закономерность своего роздения, который охватывает процесс механизма возникновения стихотворной системы вообще.
Этот механизм включает в себя .возможные путл появления кван-титативности в сгнхослозештп и представляет собой явление интернациональное. Механизм возникновения аруза у персоязычных народов включает в себя.два возможных пути - первый, образование метрических звеньев, оснозанных на вертикальном повторе метрически однородных отрезков, и второй, горизонтальное сближение к дальнейший отрыв от рифмованной прозы метрических групп. Первый путь возникновения связан с появлением признаков квантитативности- в простейших строфических моделях, второй дуть основа!: на структурных особенностях рифмованной прозы.
4. Взаимовлияние рискованной прозы и аруза .'.и; рассматриваем как действие двух самостоятельных видов искусства поэтической речи, которые в своем возникновении прошли этой синкретизма. Сада представляет собой определенный период в эволюции принципов квантитативиости, который связывает начало вознтшовения аруза с тем периодом, когда он стал сформировавшейся системой стихосложения.
Во взаимодействии канонической теории аруза и современного стихосложения определяется что, с одной стороны, происходит процесс пересмотра и реставрации самого канона, п с другой, процесс изменения квантитативной структуры самой поэзии, приводящей к образованию новых систем стиха.
Принципы структурального изучения лирики Амир -осрова Дех-^--ви определяются на основе того положения, что изучение поэтического произведения предполагает презде всего из-^чение стиха. Стих - это специфически окрашенная система речи, объединяющая в себе мэтрико-ритмические, интокационно-синтаксическце зв:"ковые начала, являющаяся совокупностью элементов стихосложения,искусством организации речи пру помощи звуков, музыкальное ¿-и, ваз на, ритма и киглиозиции. В то зе время стих - как речевое явление связал с общеязыковкми закономерностями, находящими специфическое употребление в стихе.
Таким образом, изучая форлачьное строение газели, нужно брать за основу не только ее чисто структуральные стороны, ко
и такие проблемы, как коьлозиционно-семантпчзский строй, синтаксис, звуковой состав метрики.
Структура есть прежде всего цельность, но эта дальность разделена внутри себя самой, и сна есть результат укомпанованности этих разделений на основе принятых в рядках этой структуры зако-номерностсй.
Таким образом, при структуральном анализе стихотворного произведения необходимо исследовать Есе кошоненты, относящиеся к художественной форме этого произведения в целом. Именно такая всесторонняя констатация и дальнейшее обобщение фактов структуры будет первым этапом - этапом выявления фактов. Затем наступт следующий этап - принцип сопоставления. Если в первом этапе подразумевается наряду с изучением вазна, ритма, рп<р.ты и других исконно формальных особенностей стиха к изучение особенностей стоящих между зтихосложенгтем и литературоведением, то второй этап представляет собой сопоставление данных фактов с официальной литературно-критической мыслью эпохи. Первый этап позволяет выявить данные об индивидуальном характере '.ворчества поэта, второй Ее этап раскрывает различие от общей теории, л тем самым делает вклад в эту теорию.
Втопая глава диссертации "Ранняя лирика Амир Хосрова Дехле-ви" состоит из трех разделов. В первом разделе рассматривается тематика газелей Амир Хосрова Дехлеви. В газельной лирике поэта.. представлена присущая и традиционная лирике его эпохи тематика: кроме чисто любовно-гедонических и пейзажных стихотворений, существуют газели с мотивами вина, вольнодумства,, прославления земного бытия суфизма. В ранней Ее газельной лирике Амир Хосров Дехлеви предстает ка:: лирик, рисующий жизнь влюбленного человека, жизнь, полную переживаний, страстей и боли, ожиданий и упреков, радостей свидания и горечи разлуки. Но его ганняя лирика - это, в основном, лирика реалистической направленности, которой не всегда присуща суфийская терминология, двусмысленность, иносказательность.
Тема любви в творчестве поэта появляется в сотнях газелей. Но повторение этой темы не надоедает, а позволяет выявить различную глубину' этого чувства. Мы как бы.имеем различные вариа- -ции на тему любви, и комбинаторика, связывающая различные моти-
вы и разную образность газели становится основой этих вариаций. С этих точек зрения, ранняя лирика поэта представляет собой классический пример газели.
В ранней лирике поэта тема любви развивается преимущественно как любовь-страдание. Изучение в тематическом плане 128 газелей первого дивана Мир Хосрова Лэхлевя выявило, что в основнг т о:;:г лирическо-^любовяого характера. Газели I, 13, 44, 53, 78 описывают природу, посвящены ноурузу; газель 48 тлеет философско- ' дидактическую; газель 99 философско-историческую; газели 80 и 73 филееофско-суфяйскую. окраску. Таким образом, 120 газелей из 128 посвящены описанию любви.
Второй раздел посвящен рассмотрению композицис.лю-семанти-ческого строя ранних газелей Амир Хосрова Дехлеви. Исследование позволяет выделить в ранней лирике поэта любовно-гедонические и пейзажно-дюбовные газели, перекликающиеся общностью своей структурной организации, образностью, лексикой.
По тематике любовно-гедонические газели условно разделяются на следующие разновидности: а) описывающие возлюбленную; б' выражающие страдания возлюбленного; в) в которых описание чувств возлюбленного сливается с мотивами природы. Условность такого разделения заключается в том, что она не исключает в каждой из газелей слияние мотивов. Но в то'же время один из этих мотивов остается доминирующим.
В пейзално-^тюбовных газелях, в отличие от чисто любовных, мотивы описания природа и ноуруза выходят на первый план, а лирические отступления часто используются в роли дополнительного мотива.
Композиционно-семантическое единство газелей Амир Хосрова Дехлеви достигается: путем соблюдения правил внутреннего строения газели - единый метр, повторяющаяся рифла или редиф,строфика газели, использование художественных средств, а также на основе внешнего строения путем системного повествования, когда ключевые мотивы разных бейтов взаимно дополняя друг друта строят семантическое единство бейтов. Образное содержание каждого бейта в совокупности дает цельную картину газели. Образность бейтов выступает организующим началом семантической структуры газелей. По комбинаторике газели пергого дивана можно разделить по следую-
щнм особенностям построения:
а) многомотивность, подчиненная раскрытию одной главенствующей темы;
б) двучастотная, с двумя самостоятельными, но перекликающимися мотивами;
в) основанная на принципе "кольцо", соединяющем матлаъ и мактаъ газели;
г) основанная на переигрывании ключевого слова.
В ранней лирике поэта наблюдается постепенное установление п локализация канонической концовки с тахаллусом.
Третий раздел второй главы диссертации освещает вопросы струк туры образной системы рэчних газелей Ачир Хосрова Дехлеви.
• Образ возлюбленной - это образ женщины, которая обладает неземной красотой. Внешний её облик не индивидуализирован, так как жанр газели не знает искусства портрета. Красота возлюбленной,если её рассматривать в отрыве от контекста газели, рисуется трафа-ретно-каношгческпми приемами. Но в самой газели эти описания оживляются, так как они соединяются с мотивами газели, и уже служат конкретной идее газели. Хотя она обладательница общепризнанной красоты, характеристика её действий может быть и противоположной. Она может быть жестокой, коварной, бессердечной и т.д. Образ возлюбленной - это скорее - художественный образ, чем художественный характер, и в этом плане она лишена динамизма. Хотя образ возлюбленной в ранней лирике Ачир Хосрова Дехлеви занимает главенствующее положение по отношению к противоположному образу влюбленного,, в выражении своего душевного состояния она уступает образу влюбленного. Точно таку наряду с чертами, общими дп многих газелей Амир Хосрова Дехлеви образы возлюбленной и влюбленного в каждой из конкретных газелей наделены особыми индивидуальными качествами.
Характеристика влюбленного в ранних газеля:: Амир Хосрова Дехлеви дана довольно скудно. Он в основном представлен кяк мученик, полностью зависящий от своей страсти и возлюбленной. И в этом плане он лишен активности действий. В то Ее время это человек широкой души, добрый, мужественный; Характеристика внешнего облика влюбленного поднэстью отсутствует.
Анализ текста ранних газелей показал, что весь её корпус базируется на разработанной, традиционной системе мотивов, образов, лексики - общих для всей персидско-тадЕикской классической поэзии. Третья глава "Метрика газелей дивана "Тухфат ас-сигар" Амир
Хосрова Дехлэви заключает в :ебэ 73 машинописных страницы и имеет шесть подразделов. В главе делается попытка анализа как са-той метрической структуры ранних газелеС, так и комплекса вопросов так или иначе связанных с метрическим оформлением газелей.
В метрическом исследовании газзлей в первую очередь был лроведен частотно-статистический анализ вазнов газелей первого дивана. В раннем творчестве Ачир Хосрова Дехлеви из 19 основных бахров аруза были применены только 10, это - рамал.хазадж, хафиф, музари, рад-лз, мудатасс, мутакариб, мушакил, мунсарих, сари.Были использованы 51 разновидность производных вазнов этих 10 основных бахров.
Следующая таблица показывает степень употребления вазнов аруза в диване поэта.
Порядок бахров. !Общее !Кол-во !Му- !Му- лу- Общее
м употребленных в -'кол-во .'разновид.'оаб-.'сад- сам- кол-во
пп первом диване ¡употреб'ностек !Оа* !дас ,лан газелей
!ленного!данного ; I дивана
!бгтра !оахра |
I 2 ! 3 ! 4 ! 5 1 6 7
I. рамал 48 16 - 24 24 128
2. хаз ада 20 7 - 14 6 -
3. хафиф 20 ' 4 - 20 - -
4. г.гузарн' 17 8 - 17 -
5. радааз 10 5 4 6 -
6. мудатасс 5 4 5 -
7. мутакариб 4 3 _ 4 -
8. мушакил 2 2 2 - -
9. мунсарнх I I - I -
1и. сари I I I - -
ИТОГО: 128 51 65 63
Большая-часть газелей (48 из 128) первого дивана поэта написаны различны?.?и вазнами бахра рамал / - у —/. Употреблены 16 разновидностей производных вазг в рамал в форме мусаллас и мусачман. Рамал в форте с ал и и мурабба в диване не встречается. Вазгш рамал-и нусаддас-и махзуф /-у —/- у —/ - у -/ (17 из 48) и рамал-и муса-лглан-и махзуф /-у —/- у —/- у —/- у -/ (10 из 48) превалируют над всеми остальными.
3 диване 20 газелей написаны 7 разновидностями производных вазнов бахра хазадж, из них 7 газелей имеют вазн - хазадк-и му-садцас-и махзуф /у---/у---/у —/. Хазадд в форт мурабба
в диване не употреблен.
Количество употребленных в диване вазнов бахра хафиф так-. Ее 20. Кз них 15 написаны вазком хафиф-и мусаддас-и ь.ахбун-и махзуф~и макту /-у —/у - у -/—/, хафиф в форме мурабба и салим не встречается. Производные вазны хафифа представлены в 4 разновидностях.
В диване 17 газелей написаны в вазнох бахра музари, более употребительный вазн из этой группы - музари» мусрчмач-п ахраб-и
макшуф-и махзуго /— у/- у - у/у--у/ - (7 из 17) использован!.
7 разновидностей производных ва?"ов музари.
Общее количество употребленных вазнов бахра раджаз в диване разно 10, чадяаз в диване встречается и в форме салим. В диване только три газели написаны в правильной форме, это -радааз-н мусамман-я салим /— у -/— у -/— у -/— у -/,
хазада-п мусамман-и салил /у---/у •—. -/у - —/у---/ и
мутакарнб-и мусачман-и салит* /у —/у —/у--/у--/, все остальные 125 газелей нал,.саны в производных формах. Вазны радаа-за представлены в 5 разновидностях, а формы мурабба нет.
Вазны мудатасс, мутакариб, мушакпл, муксарих и сари представлены в диване в малом количестве - всего 13 вазнов, и форма мурабба и салим отсутствуют. Вазн мунсарих- и сари представлены в единичном экземпляре.
Количество газелей, написанных в форме мусадщас равно 65, в форме мусамман - 63.
В первом диване Амир ХосроваДехлеви употреблены совершенно ноше размеры, которые не зафиксированы в теоретических трудах по арузу:
1) хазада-и мупаыман-и ахраб-и -аштари-и мадзбуб
- - у/- - у/- у -/у -
2) хазада-и мусаддас-и ахраб-н макбуз-и махзуф-и мусаббаг
- - у/у - У -/у -
Картина частотно-статистического анализа метрики газе ней "Тухфат ас-сигар" ..¿лир Хосрова Дехлеви позволяет сделать следующие выводы: а) уяе в ранний период своего творчества поэт обла-да достаточными навыкали и знаниями в области теории и' практики персидско-тглзикского аруза; б) о новаторстве поэта в метрике газелей свидетельствует первые употребленные им метрические схемы; в) тяготение и пристрастие к тем или иным вазнам является преаде всего спецификой творчества поэта, такад и влиянием существующей литературной традиции; г) в диване проглядываются
особенности, присущие развитии всей классической персидско-таджикской литературы; д) в ранней лирике поэт болыпе тяготел к легки?,!, воздушным, игривым ритмам. Это объясняется выбранной поэтом любовно-гедонической тематикой, и конечно же юношеским возрастом поэта; е) частичное несоответствие отдельных мест изученных газелей с парадигмами этих гз газелей дает основание считать, что тексты были деформирована и отредактированы; з) сам поэт строго придерживался поатичзских канонов своего времени, новаторство поэта проявляется в новых метрических схемах, в использовании зи-хафов, в руккообразованпи и в фонетике аруза.
В диссертации приведена полная качественно-количественная характеристика Еазнов первого дивана
•Второй раздел посвящен сопоставительному изучению частотно-статистического анализа и зафиксированных в коллинатах вазнов газелей. В период правления Султана Хусейна' была произведена работа по определению и проставлению вазнов газелей.
Если графически изооразить соотношение количества газелей критического текста, рукописей и приведенных в них формул вазнов, то это будет выглядеть следугчим образом:
Рукописи ! Количество !газелей ру-. !кописи ! Количество .¡приведенннх ! формул ¡Количество газо-!лей критического ! текста
ДОРН 336 122 118 , 132
ДОРН 387 . 112 87 132
АоЫ 21104 124 .116 . 132
Сличение установленных нами вазнов газелей с данными, зафиксированными в коллийатах, дало следующие статистические результаты:
а) в 14 случаях из 128 наблюдается полное соответствие наших данных и данных всех трех рукописей;
б) в 22 случаях из 128 наблюдается полное соответствие с данными двух рукописей;
в) в 10 случаях наши формулы были идентичны с данными одной рукописи.
Вообще соответствий с данными из трех рукописей наблюдается 36 случаев из 128 газелей критического текста;
г) абсолютно разные, отличные от данных рукописей вазнн наблюдались в 4 случаях;
д) встречается случаи, когда наши данные и данные рукописей идентичны в бахре, но в захифаг они различны, их мы насчитали 48;
е) газели 36, 47, 53, 54, 66, 68, 69, 82, 98, III, 118, 127 „ могут считаться муталаввином;
ж) также есть случаи, когда совпадают между собой наши и рукописные данные в бахре и парадигме вазна, но в полном названии вазна они отличаются, таких случаев -19;
з) в 4 газелях рукописи вообще не указывают вазн (газели 44, 65, 71, 117), мы указали вазн этих газелей.
Кроме того, в газели 12 наблюдается такое положение, когда наши выводы совпадают с данными трех рукописей в названии вазна, но в парадигме имеем совершенно другой конечный рукн.
. Сопоставительное изучение наших и рукописных данных показывает, что установленные средневековыми учеными вазнн газелей Амир Хосро^а Дехлеви не всегда соответствуют тексту. Установленные формулы временами ошибочны, и они являются или результатом первоначального ошибочного определения вазна, или являются следствием небрежности при переписке коллийатов.
В третьем разделе рассматриваются цифровые знаки, относящиеся к определению вазнов газелей Амир Хосрова Дехлеви. В рукописях ДОРН 386, ДОРН 387 е Add 2II04 в проставленных формулах вазнов встречаются особые, поставленные в конце и над парадигмами цифровые знаки V (2), Г' (3), ? (4), Л (8) и W (12).
Цифровой знак "2" встречается во вах рукописях, в общей сложности 162 раза, из них в ДОЕН 386 - 96, в ДОРН 387, - 18 и • в Add 2II04 - 48 раз. Цифровой знак "3" встречается только в рукописи ДОРН 387 и всего четыре раза. Знак "8й встречается в двух рукописях - ДОРН 387 и Acid 2II04, всего пять раз. Цифровой знак "4" в общей сложности встречается 15 раз и использован во всех трех рукописях.
Проставление цифровых знаков в обозначении метров г' зелей практиковалось вначале в трактатах по поэтике, затем "перекочевало" в рукописи диванов. Проставлении цифровых знаков было свойственно для персидско-таджикского и тюркского арузов.
Анализ знаков шйсазгчает, что знаки в вазнвх имеют двоякую функцию: в одних случаях они показывают, что парадигму метра следует повторить; в других случаях они больше обозначают количество повторяпдихся рукнов. В тех или иных случаях цифровые
знаки обозначали повторение или полустишия, гли одного рукна.или же комбинации рукнов; если в одних примерах учитывалась единица стиха - бейт, то в других учитывалась только мисра. Кроме того мы имеем единственный случай, когда цифровой знак заключал в себе полную схему метрической структуры всей газели.
В трактатах по поэтике также используется знак "6". В трактатах числительные не употребляются в середине метрической схемы, они используются либо в её нзтале, либо в конце и только в перечислении составных рукнов основных бахров. В коллпйатах ке цифры используются и внутри метрических схем ;троки.
Процедура проставления цифровых знаков не била ^ем-то обязательным в практике определения и обозначения формул вазнов. Но несмотря на это данный прием делал язык повествования лаконичным и ясным, избавлял теоретиков литераторы от изнурительных и монотонных повторов одних и тех же рукнов, служил краткому и точному изобрааеншз парадигм вазна. В диссертации приведен полный перечень встречающихся в коллпйатах цифровых знаков.
В четвертом разделе освещаются метрпко-фонетические особенности газелей первого дивана поэта. В системе аруз, так не как и в других системах стпхослогешгя, звуковые элементы занимают особое место. Так как слог в поэзии - явление поэтическое, служащее ее строительным материалом.
Анализ слоговой структуры метрики газелей /:-"ир Хосроза Де-хлеви выявляет качественную и количественную характеристику употребления слогов аругз в творчестве поэта.
В фонетике персидско-таджикского аруза различают три слога: краткий /у/, долгий /-/ и сверхдолгий Качественное разделе-нле слогов носит несколько условный характер, оно является неустойчивым, не имеет строгих правил.разграничения, и в зависимости ~>т. требований вазна, и в отличие от грамматических слогов эта классификация слогов аруза может видоизменяться, а главное - переходить друг в друга. Характер слогов в метрике конкретизируется в каждом отдельном вазне, т.е. толхт;о конкретный текст способеь дать реальную картину качественного различия слогов.
Изучение слоговой структуры газелей первого дивана ¿мир Хос-рова Дехлевн выявило следующую общую характорлстшсу её использования:
а) разбор слоговой структуры метров выявляет довольно сиро-
кое употребление всех слогов аруза;
б) в качестве сверхдолгие слогов выступают забытые слоги с долгой гласной, закрытые слоги с несколькими согласными;
в) сверхдолгие слоги, встречаются в середине строк, тогда они чаще обозначаются как долгий и краткий (газель 17, 2-бейт), а такке в конце строк, в составе риурм и редифов; в парадигме они обозначаются как сверхдолгий, или ка-; долгий слог;
г) в сверхдолгих слогах с несколькими согласными встречается прием удаления последней согласной буквы (газель 20);
д) некоторые слова с ташдидами читаются без ташдида, и наоборот, и это соответственно отражается в парадигме метра (газель 19, 1ч5ейт);
е) слоги с гласной "вав" встречаются и в качестве долгого, и в качестве короткого слогов (газель 9, 6-бедт);
ё) игзются случаи слитного чтения "адифа", расположенного в начале слов с предыдущим слогом или согласной буквой (газель 3,
1-бейт);
е) "хай-йе хавваз" в качестве гласнсй в конце слив может обозначаться „ как краткий (газель 4, 1-бейт) и как долгая слог (газель I, 1-беит);
з) предлог "аз" встречается в двух формах: "аз" и "зэ", и соответственно выполняет функции как долгого, так и краткого слогов (газель 10, 1-2 бейты);
и) "йай-Ее вахдат", "йай-йе накаре" и окончание П липа ед. • числа выполняют функции краткого и долгого слогов (газель ТО, 4-бейт);
к) встречаются случаи, когда по требованию вазна слога читаются с изафетом, или принимают конечную огласовку "зир", хотя они должны идти без них (газель ИЗ);
л) встречаются случаи, когда сверхдолгий слог выполняет функции краткого и долгого слога (у - ), например, в газели 60,
2-<5ейт.
Вышеуказанные особенности фонетики метрики газелей Амир Хос-рова Дехлеви являются характерными для персидско-таджикского аруза в целом. Но анализ выявт особенности, которые крайне редки, а шлйнно, выполнение одним долгим слогом (закрытый слог с краткой гласной) функций двух кратких слогов (газель 2, 1-бейт),или наоборот, равнозначность двух кратких слогов одному долгому (газель 95, 7-бейт), а также когда долгий слог оканчивающийся на букву "нун" выступает в роли долгого и краткого слога (газель 73,
I-бейт), выполнение кратким слогом функций долгого слога (газель 94, 7—deTiT) пли когда закрытый слог с долгой гласной и оканчивая-, щийся на букзу "яун"'могэт скандироваться з качестве краткого и долгого (у -) слога (газель 73, i-бейт).
Анализ подтверждает высокое мастерство поэта, который придерживаясь традиционно-канонических правил написания стихов, все se позволял себе ломать эти строгие и узкие рамки, используя различные варианты функционирования слогов аруза в рукно-образовании. Некоторое пренебрежение закономерностями теории арура и свобода в использовании слогов определяют новаторство поэта.
В пятом разделе, названном "Искусство муталавви;-? в творчества Ампр Хосрова Дохлеви" рассматривается метрическая фигура муталаввин на примере творчества Амир Хосрова Дехлевз.
Первое определение и сведения о муталавзпне довли до нас из трактата "Хадаик ас-знхр" (1156) Рашид ад-Дина Ватвата. В более ранних трудах упомгпаниД о.муталаввине нет. ГДуталазЕин представляет собой полгмэтрическое поэтическое искусство, когда стих мо-до скандировать дзумя и более визнамп.
•.В первом диване Ампр Хосрова Дехлеви встречается целые бейты, и дазэ газели, которые могут служить примером для муталаввина. Из 126 персидские газелей.в II монко наблюдать муталаввин - газель 36, 3-бейт, 47/4, газель 53, 54/9, 66, 68, 69/2, 32, 98/2, II8/2, 127/6. В днваяе в основном встречается муталаввлн-п мураккаб,который является одним из слоаных его разновидностей.
Ь'уталаввлн-п мураккаб характеризуется тем, что бейт моано скандировать двумя или более вазнами без.всяких изменений и манипуляций с текстом.•
Вообще муталаввин бывает пести видов: муталаввин-я мудганнах - в нем слова с конца строки переставляется на её начало; мута-лаввпя-и музаййал - когда па один слог уменьшается строка; мута-лаввин-и маазкус - когда в строке, в рамках бейта переставляется • целые словосочетания (по Ванзу Каши'фи), манмадъ ул-бахрайп - когда из бейта отбрасываются целые словосочетания без ущерба для смысла стиха, и создается новый вазн; талаввун маъат-тавших - в нем из каздой строки одного стиха соединяются в отдельный бейт словосочетания, создается новый бейт с новым смыслом и вазном.
Искусство муталаввин, имеющее место в первом диване Амир Хоо-
рова Дехлеви, доказывает высокое мастерство поэта, который хорошо овладел и мастерски применял в своем творчестве закономерности персидско-тадкикской средневековой повтшсн.
В вестом разделе освещается общая характеристика изучения метрики газелей. В его диване получщш применение следующие 22 рукна, разные вариапии которых образуют разные метрические схемы: - у - - у -; - -; у у - -;у у - у—; у у - у; у - ;
---; ; у---; у —; у - у -; - -у; у- -у; у
- У - у; - У — у - у у у ~; -. Ритм газели Amp Хосрова Дехлеви основан на определенном группировании вышеуказанных рукнов, газели дивана написаны в 51 вариапии этих 22 рукнов.
Метрическая структура газелей подтверждает ранее доказанное полокекне о степени употребления вазнов аруза в классической пор-соязычной поэзии. Анализ выявляет виртуозность и высокое мастерство поэта в метрическом оформлении стиха. Это проявляется в искусстве муталаввин, в свободе и вольности поэта в использовании фонем и рукнообразовании, в новых метрических схемах, созданных поэтом.
Для Амир Хосрова Дехлеви в процессе творчества рэпающее значение имела общая музыкальность, ритмическое звучание чем соответствие его газелей тем или иным вазнаы.
Анализ подтверждает мысль, что приспособление арабской теории аруза к перейдено-таджикской поэзии шло путем расширения фуш:-циональных возможностей слогов аруза, кх универсализм способствовал вводу текста в заданную метрическую схеуу.
Газелям А\тр Хосрова Дехлеви свойственен нзоскллабизи. Но этот принцип сохранен на во всех газелях.
Количество бейтов в газелях дивана имеет следующее соотноаз-ние: газели из у бейтов в первом диване встречаются 44 раза, пз 6-24 раза, из 5 - 1У. из 9 - 17, из 8 - 12, из 10 - 5, пз 11 -4, из 4 - 2, из 12 - I раз. Следовательно Амзр Хосров Дехлсвл в ранней лирике предпочтение отдавал сз^ти и езми-бейтнкм газелям.
В заключении приводятся итоге исследования по трем основным моментам: по вопросам аруза, по композиционно-семантическому строю и по метрике газелей поэта. Отмечается, что аруз Амир Хосрова Дехлеви представляет собой явление развивающееся, меняющееся, cay поэт предстает смелым и талантливый знатоком аруза, как виртуоз ыетрпческой техники, как новатор, позволяющий себе критически по-
рекраивать догматически поло-зния канона, как независящий творец, относящийся к своай деятельности строго п ответственно.
В ПшлоЕештях приводятся таблицы всех вазнов газелей Ливана "Тухфат ас-снгар", сшсок несоответствий критического текста и вазнов газетой, сгшсок штфровых згчков, зафиксированных в кол-/П&атах и переводы цитированных газелей.
Но тема диссертации опубликованы следующие работы:
1. Налимий туркий сеър тузилшгл //Узбек тйли ва адабиёти,
1986, Ш, -С.28-35.
2. О цифровых знаках, относящихся к определению мэтров газелей Акзр Хосрова Д8хлави//Четвер?ая всесоюзная школа молодых востоковедов.. Тез: сы, Т.П. Литературоведение. - 1386.-С.64-6о.
3. Частотно-статистпческпй анализ метрики дивана "Тухфат ас-сигар" Ачир Хосрова Дехлеви//Тезисы докладов республиканской конференции аспирантов и молодых научных сотрудников...-Тбилиси,
1987.-П.49-50.
4. О метрике газелеЗ дивана "Тухфат ас-сигар" Агар Хосрова Дохлевп//Амир Хосров Дехлеви.-ташквнт:Таш1У,1987.-С.9-14.
5. Работы по изучению творчества Амир Хосрова//Ачир Хссров Дехлетзи. -Таикент: Т^иГУ, 1987. -С. 57-66.
6. Композиционно-семантический строи ранних газелей Амир Хосрова Дехлези//Тезнсы мепвузсвской конференции молодых ученых, часть П, Гуманитарные науки, Алма-Ата, 1Р°0.-С.170.
7. Искусство ыуталаввин (на примере творчества Амир Хосрова Двхлевп)//Тезисы докладов. Ыеквузовская конференция молодых ученых. -Ленинград, 1991.-и.40-41.
Metrics of thb ghazala by Amir Khuarau on the base of "Tuhfat-ua-Sighar".
The research given is devoted to the analysis of the metrical,composo-semantic structure ghazola of the firat divan by Amir Khuarau and consists of three chapters, the conclusion bibliography and four appendixes..
1. Aruz and the problems of the structural research of the Amir Khuarau lyrics.
In this chapter the problem of the origin of aruz are considering, the principles of the structural research of the poets lyrics are defined. The conclusion is made that Persian-Tadjik aruz is a system having its cnm sources of development, but it was greatly influenced by the theory of Ibn A'onsad trjforo its final formation.
Two mechanisms of the action of quantitation are giv<-n: the setting up of the metrical sections on the base of the vertical repeatition of the metrical hcmepeneous pieces: horizontal rapproachmant and further alienation from the rhymed prcae of the metrical groups.
2. Early lyrics of Amir Khusrau
The themes (subjects) composo-semantic structure, figurative system of the early ghazols by A.D. are examined love-hedonic and lcndscape-love ghasals are marked out.
According to the combination the ghaaals are divided due to the following features cf their atructures,
A) multi-motifizatio^,submitted to one main theme, b) two-parted with two separate, but transitory themesj c) baaed on the principle nar.ed "the ring"5 d) based or the play of words connected with the main words.
3. Metrics of the ghazals of divan "Tuhfat-us-Sighar" by Amir Khuarau.
This chapter consists of 6 parts, including sqch questions as frequency-statistic analysis of fene metres, comparative study (research) of the data of this analysis with the data fixed in the manuscripts. For the firat time the data of the math method of the representation of the metres are given;
the mastership of the poet in the poetic figure mutalatfwin are defined and phonetic base of the poot'a arua is examined and the nark (value) of the poet's metrics is given. 4« In the conclusion the material connected with the three main subjects is summed ups the problem of arua} composition and semantics of the ghazals and the metrics. 5. The appendixes given in the thesis consist of the fac-tural ( real) material and has practical value.
АМИР ХУСРАВ ДЕХЛАВИЙ ГАЗАЛЛАРИНИНГ ВАЗНИ
("Тухфат ас-сигар" асосида)
Ушбу тадкщот хинд сохири Амир Хусрав Дехлавий арузининг узига хос хусусиятларини хар томовлама урганишга багишланган булиб, уч боб,хулоса,библиография ва турт иловадан иборат.
Биринчи боб "Аруз ва Амир Хусрав Дехлавий лирикаси курилип тязимини урганиш маоалалари" деб номланган булиб, унда аруз форс-тожик заминида тащи таъсир натижасида эмас, балки мустакил тарзда келиб чикканлигк, араб арузи уни назарий бойитганлиги, аруз системам--икг кех-'б чикиши икки йуналишда ривожланганляги: вазндош гурухларнинг вертикаль такрори ва саждагн вазндош гу-рухл'арнинг бирикуви ва ыустакил ажралуви асосида содир буляши хакида, аруз ва сажнинг хар бири поэтик ироданинг мустакил шакл куринишлари эканлиги тугрисида, шеър вазнини урганиш мезонлари тугрисида хулосалар килинган.
Иккинчи боб "Амир Хусрав Дехлавий илк лиоикаси"га багишланган булиб, увда биринчи девон газалларининг тематик тахлили,
улар композицион-семантик курялиши, образлар таснифи каби масе-лалар урганилган. Газаллар уз курилишига кура кукидаги турларх'а ажратилган:а;бир бош мавзуни иродалашта буинсунган нупкотивлилгк; б)икки мустакил мавзунинг бири^увидан хосил буладиган икки 1ул*н-маляк; тОгазал матлаъ ва мактаъсини бирлаштирувчд "дойра" усуж ; г)бир сузнинг такрорига асосланган усул.
Шоир газаллари вазни тахлилига багишланган тадкикотнинг Ь боби 73 сахирадан яборат булиб, олти буллита £ :ратилган.3азнлах-нкнг куллашшш доираси статистик тахлил асосида белгиланган. Аруз назариясида хисобга кирмаган за шоир биринчи оор ишлатган вазнлар анЕкланган.Шунингдек, кулёзмалар асосида киёсий тахлил килинган.Кулёзмаларма вазн ифодаланишида кулланилган рактмлар мохияти очяб берилган. Алохида булимда шоир арузи фонетикаси урганилиб.бугинларнинг узига хос'иуодалгчиш тарзи белгиланган. к.оир ма\орати куталаввян санъатида ёркин намоёк булади.бу санъгт-нинг келиб чикиш вазиятляри.мазмуни ва турлари белгяланиб.шоир газахларида учраган муталаввин ходисаларига изох берилган.Иоир арузи хозирги за;,-он шеършунослиги ва-арузшунослиги нуктаи назади асосида тахлил килинган.
Хулосада уч асосий йуналиш:аруз назарияси, газаллар композицион-семантик куриляши ва шоир арузи б/йича тадкякот натижалари белгиланган.
Диссертацияда турт илоза келтирилган булиб, шоир арузи ва газаллар вазни билан боглик; бутун фантик материал жамлангандир.
Подписано в печать ¿¿.С?93 г. Заказ fc $9 Тираж 100 экз.
Отпечатано на ротапринте СПКБ. 700170.г.Таикент,А.Мухитдинова,26.