автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему: Мифогенез и роль мифа в культуре общества потребления
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата культурологии Чадаева, Анастасия Георгиевна
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. МИФОГЕНЕЗ В КУЛЬТУРЕ
1.1. Философско-психологические трактовки мифа ^
2.1. Роль и особенности функционирования мифа в культуре
3.1. Принципы и механизмы мифогенеза
4.1. Мифогенез как тип культурогенеза £
5.1. Ремифологизация потлача как пример концепции мифогенеза 6 д
ГЛАВА II. ФУНКЦИЯ МИФА И МИФОГЕНЕЗА В КУЛЬТУРЕ ОБЩЕСТВА ПОТРЕБЛЕНИЯ
1.2.История развития концепции общества потребления %
2.2.Мифологические механизмы в эстетико-культурологических стратегиях постмодернизма и общества потребления ^^
3.2. Социально-экономическая функция мифогенеза в культуре общества потребления (на примере концепции постмаркетинга) 10$
4.2.Перспективы развития общества потребления (потребительский тотемизм) ^
Введение диссертации2006 год, автореферат по культурологии, Чадаева, Анастасия Георгиевна
Актуальность темы. Феномен общества потребления стал объектом научных исследований в ряде гуманитарных дисциплин во второй половине прошлого века. Первоначально оказавшись в центре внимания социальных философов, увидевших в нём качественно новый тип социокультурного порядка, этот феномен быстро привлёк к себе внимание психологов, культурологов, экономистов, социологов и политологов. Его осмысление актуализировало целый ряд вопросов, связанных с пониманием механизмов организации мира современной культуры, способов её внутренней дифференциации, а также выявлением новых технологий манипулирования человеческим сознанием.
Общество потребления возникло как феномен западноевропейской культуры. Не удивительно, что основные положения теории и методологии его исследования впервые были сформулированы именно западными учёными. Однако происходящие сегодня изменения в культуре (в частности, процессы «медийной глобализации») создали почву для информационной экспансии потребительских стереотипов в российскую действительность. Эта ситуация спровоцировала исследовательский интерес к феномену общества потребления в отечественном научном дискурсе, в том числе в рамках культурологических исследований.
В данной диссертации феномен общества потребления рассматривается сквозь призму проблематики мифа и мифогенеза. Такой подход является достаточно распространённым методом анализа современной культурной ситуации. Многие учёные исследуют процессы функционирования мифа в культуре общества потребления, опираясь на обширный теоретико-практический материал западных и отечественных теоретиков мифа. Однако в основном этот исследовательский ракурс используется для разработки отдельных маркетинговых технологий, мифологических подходов в теории рекламы и медиапланирования. Предпринятая в настоящем диссертационном исследовании попытка рассмотреть общество потребления как многоуровневую проблему в рамках мифогенетического подхода видится крайне актуальной для целостной реконструкции картины культурогенетических процессов, протекающих в культуре общества потребления.
Кроме того, тема диссертации «Мифогенез и роль мифа в культуре общества потребления» лежит на стыке теоретической и практической культурологии, входя в проблемное поле экономики культуры. Это выявляет дополнительный аспект актуальности работы, решения научно-практических задач, стоящих перед культурологией. В то же время несомненна актуальность теоретического осмысления тех процессов, которыми характеризуется динамика развития современной культуры, в том числе культуры общества потребления.
Степень разработанности проблемы. В отечественной культурологии отсутствуют работы, непосредственно соответствующие теме данного исследования. Тем не менее, отдельные его аспекты уже были рассмотрены в рамках целого ряда гуманитарных дисциплин (социальной философии, культурологии, психологии, эстетики, экономической теории)1 в
1 Бодрийяр Ж. Соблазн. М., 2000; Фуре В.Н. Радикальная социальная теория Жана Бодрийяра// Социологический журнал. N 1. М., 2002. С.5-40; Веблен Т. Теория праздного класса. М., 1984; Бурдье П. Социология политики. М., 1993; Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1995; Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. М., 2000; Фромм Э. Иметь или быть? Киев, 1998; Мафессоли М. Околдованность мира или божественное социальное // Социо-логос. Общество и сферы смысла. М., 1991; Дебор Г. Общество спектакля. М., 2000; Захаров A.B. Массовое общество и культура в России: социально-типологический анализ // Вопросы философии, 2003, № 9, С. 3 - 16; Барт Р. Рекламный менеджмент. М., 1998; Пивень И.А. Изменение «вещного» сознания общества как фактор культурного развития//Перспективы философии и философского образования в XXI веке. Новосибирск, 2002. С.132-134; Дорошин Б.А., Дорошина И.Г. Духовность и потребительство как альтернативные мировоззренческие парадигмы//ХХ1 век: Россия и Запад в поисках духовности. Пенза, 2003. С.18-20; Кучмаева И.К. Путь к всечеловеку. Мир как целое в концепции культуры М.М. Пришвина. М., 1997; Батищев Г.С.Введение в диалектику творчества. СПб., 1997; Гуревич П.С. Социальная мифология. М., 1983; Почепцов. Г.Г. Теория коммуникации. М., 2003; Флиер А.Я. Структура и динамика культурогенетических процессов. М., 1995; Косов A.B. Мифологизация и связи с осмыслением духовных и социокультурных последствий активизации потребительского фактора в современном обществе.
В последнее время было защищено несколько диссертаций, посвященных феномену общества потребления, исследуемому в рамках проблематики мифа и мифогенеза." Однако ни в одном из перечисленных источников не присутствует последовательно проведённый собственно культурологический подход к вопросу о роли мифа и мифогенеза в современной культуре (в частности, в культуре общества потребления). Анализ культурологических исследований, в свою очередь, показывает наличие в них интереса к трансформациям форм человеческого сознания и социума. Однако изучение культурогенетических процессов, связанных с мифогенезом в обществе потребления, до сих пор не являлось предметом систематического внимания исследователей.
Объект и предмет исследования.
Объектом настоящего исследования является феномен культуры общества потребления. В качестве предмета рассматривается процесс создания и функционирования мифов (мифогенез) в культуре общества потребления.
Цель и задачи исследования. Основная цель исследования - выявить характер культурогенетических процессов, возникающих в рамках ремифологизация как социальный феномен. Калуга, 2001; Ильин И.П. Поструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996; Булгаков С.Н. Философия имени. СПб., 1998; Бычков В.В. Эстетика. М., 2002; Маньковская Н.Б. «Париж со змеями»: (Введение в эстетику постмодернизма). М., 1995.; Современные концепции эстетического воспитания. М., 1998; Дженкс Ч.А. Язык архитектуры постмодернизма. М.,1985; Панарин А. С. Стратегическая нестабильность в XXI веке. М., 2003; Бергфельд Г. Горизонты антиэкономики. М., 1997; й Кабалина М. И. Социальное мифотворчество в современной российской рекламе: Автореф. дис. канд. социол. наук: 22.00.06, М., 2003; Соловьев А.П. Онтологические и метафизические аспекты мифотворчества: Дис. канд. филос. наук: 09.00.01, Уфа, 2003; Шестов Н.И. Социально-политический миф: теоретико-методологические проблемы: Автореф. дис. д-ра полит, наук: 23.00.01, Саратов, 2002; Торичко P.A. Реклама как мифологическая коммуникативная система: Автореф. дис .канд. филол. наук: 10.01.10, Барнаул, 2001. функционирования мифа в культуре общества потребления. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач: создать одно из возможных рабочих определений мифа; выявить особенности функционирования современной системы использования мифа в культуре; построить рабочую модель мифогенеза; проиллюстрировать специфику мифогенеза как типа культурогенеза на примере ремифологизации феномена «потлач»; рассмотреть эволюцию концепции общества потребления сквозь призму концепции мифогенеза; рассмотреть процесс мифогенеза в рамках симулятивной системы использования мифа в обществе потребления.
Теоретико-методологическая основа исследования. Теоретическую основу исследования составляет тезис о том, что изменение статуса мифа в культуре общества потребления приводит к существенным трансформациям в сфере человеческого сознания и в способе организации социума. В диссертации использованы следующие методы исследования: феноменологический и постструктурный подходы к изучению проблематики мифа и мифогенеза; историко-феноменологический подход для описания культурогенетических процессов, протекающих в обществе потребления; герменевтический и семиотический анализ ключевых для темы данной диссертации терминов, до сих пор не включенных в научный оборот; философско-компаративистский анализ при изучении феномена потлача.
Научная новизна исследования. Впервые концепция мифогенеза использована в качестве инструмента для реконструкции культурного пространства общества потребления как целостного феномена. В работе предложены авторские определения мифа и мифогенеза. Особое внимание уделяется отечественной традиции осмысления мифа (в частности, философии имени) в разработке системной социокультурной модели функционирования мифов в обществе потребления. Главным итогом исследования стала реконструкция культурного пространства общества потребления как мифологически инструктируемого социума.
Научно-практическое значение исследования. Материалы исследования могут быть использованы в общих курсах по теории культуры, эстетике, философии культуры; в специальных курсах по эстетике постмодернизма, культуре потребления, экологии массовых коммуникаций и теории рекламы, организационной культуре; а также для написания монографии по данной теме.
Положения, выносимые на защиту.
1. В работе представлена авторская культурологическая модель мифа, определяющая его как живую саморазвивающуюся систему органических связей между объектами физического и символического миров.
2. Общество потребления является обществом мифогенеза - т.е. мифологически инструктированным социумом с принципиально новой моделью социально-экономической реальности.
3. Система потребительского стимулирования, работающая в логике мифогенеза, становится ключевой подсистемой общества потребления и выполняет задачу увеличения потребления (как на количественном, так и на качественном уровне).
4. В рамках процессов фрагментации и трайбализации в обществе потребления проявляется футурологическая модель рынка, где рыночными субъектами являются фирмы, представляющие собой группу «потребительских племён» с развитой системой квазиплеменных взаимосвязей.
5. В условиях сакрализации потребительской деятельности и действующей логики престижной экономики в качестве инициационного ритуала для групповой идентификации можно выделить механизмы потребительского тотемизма.
6. Опыт редукции символического в обществе потребления создаёт особую симулятивную систему использования мифа в обществе потребления, которая приводит к фундаментальной мутации в сфере человеческого сознания. В связи с этим в работе ставится проблема экологии мифосферы как подпространства ноосферы.
Апробация работы. Основные положения, выносимые на защиту, были изложены на международной конференции «Философия в мировой политике» (Дипломатическая академия РФ, ноябрь 2004); IV Российском конгрессе «Философия и будущее цивилизации» (МГУ им. М.В.Ломоносова, май 2005); научной конференции «Актуальные вопросы культурологии» (ГАСК, март 2005); международной научной конференции «Россия и феноменологическая традиция» (Санкт-Петербург, сентябрь 2005). Диссертация выполнена на кафедре теории и истории культуры факультета культурологии ГАСК и рекомендована к защите. Содержание работы отражено в 6 научных публикациях.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения. Список литературы включает 179 наименований.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Мифогенез и роль мифа в культуре общества потребления"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данном диссертационном исследовании была изучена проблематика функционирования мифов в культуре общества потребления в рамках системно-культурологического анализа. Предложенный исследовательский ракурс позволил сместить акцент с чисто феноменологического на культурологический подход в вопросе идентификации мифа в современной реальности, в частности в распространённом делении на «современный» и «классический» мифы.
На основании философско-психологических трактовок мифа, определяющих его в качестве специфической категории человеческого сознания, диссертантом была предложена гипотетическая конструкция мифосферы как особого подпространства ноосферы. С точки зрения системно-культурологического анализа это положение позволило рассматривать различные системы использования мифа в культуре, в частности в культуре общества потребления.
В результате были выделены несколько основополагающих характеристик, описывающих систему использования мифа в культуре общества потребления. Во-первых, сознательное сближение критики мифа и мифотворчества. Процесс создания мифа изначально включён в жёсткие рамки, что приводит к симуляции творческого акта как такового. Во-вторых, это тенденция к социологизации мифа в культуре, в рамках которой происходит отождествление мифа как культурного феномена с его разновидностью - социальным мифом. В-третьих, тенденция к использованию мифов, связанных с описанием и объяснением технического развития современного общества. В-четвёртых, - конвейерность самого процесса производства мифа, отражающего общую установку в обществе потребления на создание и поддержание особой надстройки над социумом, детерминированной виртуальной реальностью (средства массовой информации).
На основании приведённых характеристик в работе была выявлена особая симулятивная система использования мифа в культуре общества потребления с общей установкой на его тотальную трансформацию. Специфика этих изменений раскрывается с помощью авторской культурологической модели мифа как живой саморазвивающейся системы органических связей между объектами физического и символического миров. Диссертантом указывается на внутренний разрыв этих связей с последующим встраиванием между ними особой прослойки, испытывающей влияния на средства массовой информации. Это приводит, по мнению диссертанта, к одновременному симулированию и физического, и символического миров.
В работе потребительская мифология была определена как особое подпространство мифосферы, где потребительские мифы строятся на размыкании органических связей между символическим и физическим мирами, а точнее утере свойства органичности внутриструктурной коммуникации. Было выяснено, что в результате редукции символического эмпирический объект, пройдя ряд механистических операций, объявляется трансцендентным. По мнению диссертанта, это положение качественно трансформирует миф, заполняя мифосферу пустыми мифоформами. Они в свою очередь формируют и определяют ландшафты модифицированного сознания, вырабатывая социокультурные институты потребительского измерения. В результате выявляется проблема экологии мифосферы, которая в перспективе может быть рассмотрена в рамках общей проблематики экологии человеческого духа.
Качественное изменение статуса мифа в культуре общества потребления, по мнению диссертанта, привели не только к существенной трансформации человеческого сознания, но и к значительным изменениям в способе организации социума. В работе были рассмотрены социокультурные последствия процесса демассификации в обществе. Был выделен новый тип сознания - постмассовый, который пронизывает все сферы и подсистемы общества. Постмассовый тип сознания в логике мифологической системы реализовывается в модели «нового трайбализма», отражающей определённую инволюцию от «общества» к «общности». Было выяснено, что трайбализация в обществе потребления затрагивает и социальную, и эстетическую сторону жизнедеятельности человека.
Мифологический характер процессов, протекающих в рамках этих изменений, в работе был раскрыт с помощью концепции постмассового эстетического сознания. Диссертантом было выделено несколько характеризующих его принципов. Это особый тип мифологического мышления (мыслить не понятиями, а образами). Мифологичность постмассового типа эстетики была выявлена в установке на повтор, в результате которого само произведение изначально ориентировано на тиражирование своих частей. Внутри постмассового эстетического типа сознания была обнаружена особая форма получения эстетического опыта -так называемая включённость в действие (в отличие от эстетизма как принципиальной дистанцированности восприятия). В перспективе изучение специфики постмассового эстетического сознания в рамках мифологического подхода может стать основой для разработки общей теории дизайна.
В диссертационном исследовании также разработана авторская концепция мифогенеза, основанная на синтезе подходов метатеории сознания и концепции мифогенеза. Миф был рассмотрен как живая структура сознания. Само сознание было проанализировано в духе постструктурализма как разреженная среда текста и форм его прочтения. Такая трактовка определила сознание как способ пространственного существования текста (структуры, состояния сознания). В работе были выделены несколько особенностей пространственной природы сознания: неклассифицируемость, инобытийность, генеративность и целостность.
В основу авторской концепции мифогенеза как описания различных форм «бытования» мифа была положена лосевская диалектика мифа, согласно которой мифогенез представляет собой двухэтапный процесс: обретение индивидуальной сущности вещи (постановку её (вещи) в состояние вне всякого определения) и затем сотворение предметности через называние по имени. Лосевская трактовка довольно легко может быть переосмыслена в формате своеобразного витализма, в соответствии с которым миф живет в процессе постоянного транслирования, характеризующегося переходом с источника на «след». Таким образом, мифогенез был понят как первоначальный акт сотворения мифа и жизнь самого мифа.
В работе мифогенез включён в проблемное поле культурогенетики. При разработке концепции мифогенеза диссертант опирался на концепцию культурогенеза А .Я. Флиера, согласно которой генезис культурных форм представляет собой ряд последовательных операций. Это инициирование новации («социальный заказ», творческий поиск); создание самих новых культурных форм; «конкурс» их функциональной и технологичной эффективности; внедрение отобранных форм в социальную практику производства и интерпретирования. По мнению диссертанта, миф является одной из культурных форм и входит в поле научных изысканий культурогенетики. Исходя из данного положения, диссертант применил модель А.Я. Флиера к исследованию конкретных форм генезиса в культуре, в частности к изучению феномена потлача. В перспективе феномен потлача может быть использован в исследовании проблематики культурогенеза общества потребления.
Потребительский мифогенез был осмыслен как одно из измерений общей теории мифогенеза, используемый в качестве инструмента для выработки особого рода потребительского среза в сфере человеческого сознания. В этом смысле, потребительская деятельность рассматривается как базис общества потребления. В настоящей работе осуществлена попытка применить системный подход к изучаемым проблемам стимулирования, формирования и управления потребительским спросом. Было использовано понятие системы потребительского стимулирования, которое рассмотрено как ключевая подсистема общества потребления, в задачи которой входит увеличение потребления, как на количественном, так и качественном уровне.
Потребительский мифогенез предстаёт как ведущая брендинговая технология системы потребительского стимулирования, в рамках которой были предложены решения трёх маркетинговых задач. Это мотивация потребительской деятельности, мобилизация на потребительскую деятельность и удержание в системе потребительской деятельности. Реализация первых двух ступеней системы была осуществлена согласно логике первого этапа мифогенеза (создание бренда и помещение его в индивидуальный опыт потребителя). Третья ступень - удержание -рассмотрена в логике второго этапа мифогенеза (создание среды обитания бренда).
В диссертационной работе предложена авторская концепция бренда как тотема. Это положение позволило ввести в научный оборот термин «потребительского тотемизма», описывающий систему организации предприятия в контексте «нового трайбализма» при изменении статуса бренда в структуре компании. В работе было заявлено, что потребительский тотемизм является новым типом хозяйственно-уладовой религиозности, однако развитие этой проблематики возможно лишь в рамках отдельного исследования.
Общество потребления, по мнению диссертанта, оказывается обществом мифогенеза, существующим по законам мифа. Многие социокультурные процессы протекают под знаком симуляции, в частности процесс актуализации мифа в современной культуре. Это условие наложило особый отпечаток на формирование определённого типа сознания, управляемого потребительскими паттернами. Таким образом, осуществляется реконструкция культурного пространств общества потребления как мифологически инструктируемого социума. Изучение данного типа, форм создания среды его обитания становится особенно актуальным для современного культурологического знания.
Список научной литературыЧадаева, Анастасия Георгиевна, диссертация по теме "Теория и история культуры"
1. Аакер Д. Йохимштайлер Э. Бренд-лидерство: новая концепция брендинга. М., 2003
2. Аверкиева Ю.П. Индейцы северо-западного побережья Северной Америки (Тлинкиты) с. 35 У/Североамериканские индейцы, М., 1978.
3. Адорно Хоркхаймер М., Адорно Т.В. Культуриндустрия. Просвещение как обман масс // Хоркхаймер М., Адорно Т.В. Диалектика просвещения. Философские фрагменты. М.-Спб., 1997
4. Баранов Г.С., Куклина В.А. Постмодернизм и реклама: мультимедийная реклама как результативный язык культуры эпохи постмодерна. Кемерово, 2002
5. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1994
6. Барт Р. Мифологии. М., 1996
7. Барт Р. Рекламный менеджмент. М., 1998
8. Барт Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры. М, 2003
9. Батай Ж. Проклятая доля. М., 2003
10. Ю.Батищев Г.С. Введение в диалектику творчества. СПб, 1997
11. П.Батищев Г.С.Найти и обрести себя/Вопросы философии.— 1995.— №3.—С. 95-129
12. Батурина A.A. Поведение потребителя // Аспирантский сборник НГПУ. Новосибирск, 2002. - ч. 1. - с.69-75
13. Бауман 3. Спор о постмодернизме // Социологический журнал. М., 1995. №4. С 73
14. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости: Избран эссе., М., 1996
15. Бергфлет Г.Горизонты антиэкономики. М., 1997
16. Бернд Ш., Эмпирический маркетинг. Как заставить клиента чувствовать, думать, действовать, а также соотносить себя с вашей компанией. М., 2001
17. Берроуз У. Падение искусства Зарубежная литература XX века. В 2-х книгах. М., 1997
18. Боброва С.П. Мифологическое сознание как система: Мифологическое сознание как система: Дис. . д-ра филос. наук:1. Иваново, 2003;
19. Бодрийяр Ж. О совращении. М. 1994. С. 324-353.
20. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М.,2000
21. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. М., 2000
22. Бодрийяр Ж. Соблазн. М., 2000
23. БодрийярЖ. Система вещей. М., 1995
24. Большой энциклопедический словарь http://slovari.net/contents.php?sl=bs&page=54.
25. Булгаков С.Н. Философия имени. СПб., 1998
26. Бурдье П. Социология политики. М., 1993
27. Быстряков И.К. Метафизика экономики: реальность, виртуальность, мифы// Философия хозяйства. М, 1999. N1. -z.il-81
28. Бычков В.В. Эстетика. М.,2002
29. Вебер М. Избранные произведения: Протестанская этика и дух капитализма. М., 1990
30. Веблен Т. Теория праздного класса. М., 1984
31. Вербицкий М. Heiter SkelterZ/Русский журнал. №3, 1999
32. Вернадский В. И. Научная мысль как планетное явление. М., 1991
33. Вилциньш P.O. Экономика и культура: мифологемы антагонизма// культура на пороге III тысячелетия. СПб., 1998
34. Вунд В. Миф и религия. СПб., 1913
35. Гембл П., Стоун М., Вудкок Н. Маркетинг взаимоотношений с потребителями. М., 2002
36. Голосовкер Я. Э. Логика мифа. М., 1987
37. Гриндер Дж., Бэндлер Р. Из лягушек в принципы. Воронеж, 1993
38. Гроф С. За пределами мозга: Рождение, смерть и трансцендениция в психотерапии. М., 1993
39. Гуревич П.С. Социальная мифология. М., 1983
40. Дебор Г. Общество спектакля. М., 2000
41. Делез Ж., Гватари Ф. Капитализм и шизофрения. Анти-Эдип. М., 1990
42. Джеймисон Ф. Постмодернизм и потребительское общество // Вопросы искусствознания. XI (2/97). С. 54-61
43. Дженкс Ч.А. Язык архитектуры постмодернизма. М., 1985
44. Дзенискевич Г.И. Роль тотемной символики в потлаче у тлинкитов с. 107// Советская этнография №3, 1987
45. Дианова В.М. Постмодернистская философия искусства: истоки и современность. СПб., 2000
46. Дорошин Б.А., Дорошина И.Г. Духовность и потребительство как альтернативные мировоззренческие парадигмы//ХХ1 век: Россия и Запад в поисках духовности. Пенза, 2003. С.18-20
47. Дурович А. П. Основы маркетинга. М., 2004
48. Зайцев, Д.С. Миф в культуре: Истоки и современность: Дис. . канд. культурол. наук: 24.00.01, Нижневартовск , 2003;49.3ахаров А. В. Игры с сакральным. М., 2000
49. Захаров A.B. Массовое общество и культура в России: социально-типологический анализ // Вопросы философии, 2003, № 9. С. 3 -16.
50. Ивушкина Е.Б.; Несмеянов Е.Е. Современная мифология. Ростов н/Д. 2000
51. Ильин И.П. Поструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996
52. Иноземцев В. JI. Экспансия творчества вызов экономической эпохе //ПОЛИС. Политические исследования. 1997. № 5.
53. Иноземцев B.JI. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. М., 2000.
54. История философии: Энциклопедия. М., 2002. С.632-634
55. Кабалина М. И. Социальное мифотворчество в современной российской рекламе: Автореф. дис. . канд. социол. наук: 22.00.06, М., 2003
56. Карлова O.A. Миф и мифологическое сознание: Гносеологические и онтологические основания: Дис. . д-ра филос. наук: 09.00.01 Красноярск, 2001;
57. Кассирер Э. Техника политических мифов// Октябрь. 1993. № 7
58. Кассирер Э. Философия символических форм. В 3-х т., СПб, 2002
59. Кастельс М. Становление общества сетевых структур//Новая постиндустриальная волна на Западе. М., 1999. С.496
60. Кирвель Ч. От технически-потребительской к духовно-экологической цивилизации. Минск, 2001.
61. Ковалева Т. И. Миф как феномен социальной реальности: Автореф. дис. канд. филос. наук: 09.00.11, М., 1999;
62. Колпащиков JI.C. Культурно-художественное программирование сферы оператора(Методическое пособие). СПб., 1991
63. Кольев А. Политическая мифология. М., 2003
64. Кондратов A.M., Шилик К.К. Как рождаются мифы XX в. СПб., 1988
65. Косарев А. Философия мифа: Мифология и её эвристическая значимость. М., 2000, с. 131
66. Косов A.B. Мифологизация и ремифологизация как социальный феномен. Калуга, 2001
67. Котлер Ф. Армстронг Г. Основы маркетинга, 9-е издание. М., 2003
68. Кругин А. Экономика великой цели Как преодолеть барьер потребления, http://e2000.kyiv.org/theory/biblio/barrier.htm
69. Кругликов В.А. Незаметные очевидности: Зарисовки к онтологии слова. М., 2000
70. Культурология. XX век. Словарь. СПб., 1997. С.396-397
71. Кунде Й. Корпоративная религия. СПб., 2004
72. Кучмаева И.К. Путь к всечеловеку. Мир как целое в концепции культуры М.М. Пришвина. М., 1997
73. Нордстрем'К., Риддерстрале Й. Бизнес в стиле фанк. Капитал пляшет под дудку таланта. СПб., 2002
74. Ладыгина О.М. Культура мифа. М., 2000
75. Лазарев E.H. Искусство мифодизайна//Светомузыка в театре и на эстраде. Казань, 1992
76. Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., 1995
77. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М., 1930
78. Левин К. Теория поля в социальных науках. М., 2000
79. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1985
80. ЛеПла Ф.Дж., Паркер Л.М. Интегрированный брендинг. М; 2003
81. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М., Алетейя. 1998
82. Лосев А.Ф. Диалектика мифа М., 1994
83. Лосев А.Ф. Из ранних произведений./ Диалектика мифа. М., 1990
84. Маклюэн М. Галактика Гуттенберга: Сотворение человека печатной культуры. М., 2004
85. Маклюэн М. Понимание Медиа: Внешнее расширение человека. М., 2003
86. Мамардашвили М.К. Пятигорский A.M. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке. М., 1997
87. Мамардашвили М. К. Эстетика мышления. М., 2000
88. Мамардашвили М.К. О сознании //Его же. Необходимость себя. М., 1996
89. Манифест Интернационала Летристов. 1953, Париж//Русский журнал. №3, 1999.
90. Маньковская Н.Б. «Париж со змеями»: (Введение в эстетику постмодернизма). М., 1995
91. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества. М., 2002
92. Мафессоли М. Околдованность мира или божественное социальное // Социо-логос. Общество и сферы смысла. М., 1991
93. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 2000
94. Миллс Р. Властвующая элита. М., 1959
95. Мосс М. Очерк о даре // Общества. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии/М., 1996
96. Налимов В.В. Спонтанность сознания: Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. М., 1997
97. Ницще Ф. Рождение трагедии из духа музыки. М., 1912
98. Ноосфера: реальность или красивый миф?: материалы постоянно действующего междисциплинарного семинара Клуба учёных «Глобальный мир»/ Ин-т мировой экономики и междунар. Отношений, Ин-т микроэкономики. М, 2003
99. Ортега-и-Гассет. X. Восстание масс// Избранные труды. М., 2000
100. Осипов Ю. М. Между реальностью и виртуальностью по пути мифотворчества и.обновления// Философия хозяйства. М., 1999. N 2. С.8-31
101. Основы социального психоанализа. М., 1996
102. Панарин А. С. Стратегическая нестабильность в XXI веке. М., 2003
103. Ливень И.А. Изменение «вещного» сознания общества как фактор культурного развития// Перспективы философии и философского образования в XXI веке. Новосибирск, 2002. -с.132-134
104. Почепцов Г.Г Теория коммуникации. М., 2003
105. Ролик Р. Тезисы к комментариям (к основам эстетики) СПб., 1994
106. Романенко Ю.М. (Отклик на статью Ж.-Ж. Вюнанбурже «Принципы мифопоэтического воображения») Философия в отсвете мифа: метафизика как поэтика мысле-образов // Метафизические исследования. Вып. 15. СПб., 2000. С. 69-76
107. Ростовцева Л.И. Поведение потребительская культура/ МГУ им. М.В. Ломоносова. Центр обществ. Наук. Социол. Фак. М., 2002
108. Рудакова Н.В. Внутренние факторы поведения потребителей// Молодёжь в информационном пространстве. М., 2001. - ч.1. - с 105-117
109. Руднев П. Словарь культуры XX века. М., 1997
110. Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М., 1995
111. Сальникова Е.В. Эстетика рекламы. Культурные корни и лейтмотивы. М., 2001
112. Семаан Н.В. рекламная коммуникация: от реальности к мифу: Автореф. Дис. Канд. Филол. Наук/МГУ им. М.В. Ломоносова. Фак. Журналистики, каф. экон. Журналистики и рекламы. М., 1997
113. Силантьева М.В. Философия культуры H.A. Бердяева и актуальные проблемы современности. М., 2005
114. Силантьева М.В. Экзистенциальная диалектика H.A. Бердяева как метод современной философии. М., 2004
115. Силичева О.В. Личность и миф: становление мифологической компоненты сознания современной личности: Автореф. дис. . канд. филос. наук: 09.00.13, 2001;
116. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1935
117. Современные концепции эстетического воспитания: М., 1998 Фромм Э. Иметь или быть? Киев, 1998
118. Соловьев, А.П. Онтологические и метафизические аспекты мифотворчества: Дис. канд. филос. наук: 09.00.01, Уфа , 2003
119. Сорель Ж. Введение в изучение современного хозяйства. М., 1908
120. СорельЖ. Размышление о насилии. М., 1907
121. Социологический словарь: массовое общество и общество потребления http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/144642.html
122. Тарт Ч. Состояние сознания// Магический кристалл. М., 1992
123. Теоретические и методологические исследования в дизайне. М., 2004
124. Тони Р.Г. Стяжательсткое общество. М., 2001
125. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследование области мифопоэтического. М., 1995
126. Торичко P.A. Реклама как мифологическая коммуникативная система: Автореф. дис .канд. филол. наук: 10.01.10,Барнаул,2001
127. Тоффлер Э. Раса, власть и культура // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986. С.283
128. Тоффлер Э. Будущее труда // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986
129. Ульяновский A.B. Коммуникативное качество (Communicative Quality)/ Труды международной конференции «Графикон-93». 1317 сентября, 1993, СПб том 1-2. С.241-243
130. Ульяновский A.B. Мифодизайн рекламы. СПб., 1995
131. Ульяновский A.B. Мифы в рекламе//Экспресс-Сервис, 1999 №9
132. Федоровских А. А. Трансформация сакрального и профанного в обществе: миф-религия-идеология : Дис. . канд. филос. наук : 09.00.11 Екатеринбург, 2000
133. Федоровских A.A. Трансформация сакрального и профанного в обществе: миф-религия-идеология: Дис. . канд. филос. наук: 09.00.11, Екатеринбург, 2000;
134. Фидлер J1. Пересекайте рвы, засыпайте границы // Современная западная культурология: самоубийство дискурса. М., 1993
135. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. М., 2002
136. Флиер А.Я. Структура и динамика культурогенетическитх процессов. Докт. дисс. по философии., М., 1995
137. Флоренский П.А. Имена. Социальная философия имени//Характер и имя. М., 1992
138. Флоренский П.А. Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии М., 2000
139. Фрезер Дж. Золотая ветвь, тт. 1-4, М.,1928
140. Фрейд 3. Тотем и табу. М., 1998
141. Фромм. Э.Бегство от свободы. М., 1990
142. Фуре В.Н. Радикальная социальная теория Жана Бодрийяра// Социал. Журн. J. of sociology. М., 2002. N 1. С. 5-40
143. Хейзинга Й. Homo ludens. М., 1992
144. Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996
145. Цветков Э. Тайные пружины человеческой психики, или как расширить сферу своего влияния. М., 2000
146. Чучин-Русов А.Е. Новый культурный ландшафт: постмодернизм или неоархаика? // Вопросы философии. 1999. №4
147. Шеллинг Ф.В. Философия искусства. М., 1966.
148. Шестов Н.И. Социально-политический миф: Теоретико-методологические проблемы: Дис. . д-ра политол. наук.: 23.00.01 Саратов, 2002;
149. Шмит Б. Эстетика маркетинга: стратегия менеджмента, создания бренда и имиджа компании. М., 2005
150. Эко У. Открытость произведения искусства// Некоторые проблемы современной зарубежной эстетики. Сб. переводов и рефератов. В 2ч. М., 1976. 4.2
151. Эко У. Инновация и повторение. Между эстетикой модерна и постмодерна// Философия эпохи постмодернизма. Сб. обзоров и рефератов. Минск, 1996
152. Элиаде М. Аспекты мифа. М., 2001
153. Элиаде М. Космос и история. М., 1987
154. Этциони А. Масштабная повестка дня. Перестраивая Америку до XXI века.//Новая технократическая волна на Западе. М.,1986
155. Юнг К. Архетип и символ. М., 1991
156. Юнг К. Проблемы души нашего времени. М., 1994
157. Литература на иностранном языке.
158. Arrow К. The Production and Distribution of Knowledge. — Silverberg G., Soete L. The Economics of Growth and Technical Change: Technology, Nations, Agents. Aldershot — Brookfield (Vt.), 1994
159. Baudrillard J. Ecstasy of Communication // The Anti-Aesthetic. Essays on Postmodern Culture / Ed. H. Foster. Port Townsend: Bay Press, 1983. P. 126—133
160. Baudrillard. J. The consumer society: Myths a/ structures. L. etc.: Sage, 1998 - XI, 208p.
161. Bell D. The Coming of Post-industrial Society. A Venture in Social Forecasting. N.Y., Basic Books, Inc., 1973
162. Bennet L. Culture communication and political control. Culture Political Change. New Brunswick, 1983
163. Berleant A. The Aesthetics of Environment. Philadelphia, 1992
164. Bourdieu P. Distinction. A Social Critique of the Judgement of Taste. L., Rourledge, 1994. P. 23
165. Crawford R. In the Era of Human Capital. L. — N.Y., 1991
166. Davy G. Foj juree// Traveaus de L'Annee socioloque. P. 1922
167. Drucer Ph. Cultures of the North Pacific Coast. San-Francisco, 1965
168. F. Boas Social organizations and secret societies of the Kwakiutil Indians/ Washington, 1897
169. Linstone H.A., Mitroff I.I. The Challenge of the 21st Century. Albany (NY), 1994
170. Martin W.J. The Global Information Society. N.Y., 1995
171. Mulgan G.J. Communication and Control: Networks and the New Economics of Communications. Oxford, 1991, p.174
172. Naisbitt J. Megatrends: Ten New Directions, Transforming Our Lives. N.Y., 1984
173. R. Benedict Patterns of culture. London, 1935
174. Spranger E. Lebensformen. Berlin. 1925. S. 410
175. Swanton J. Social Conditions? Belief and Linguistic Relationship of the Tlingit Indians// 26-th Annual Report Bureau of American Ethnology, Wash, 1908
176. Toffler A. The Third Wave. N.Y., 1980
177. Tourain A. La société post-industrielle. P., 1971
178. Heilbroner R.L. Behind the Veil of Economics. Essays in Worldly Philosophy. N.Y.-L., 1988
179. Wiener A. Magnificent Myth. Patterns of control in post-industrial society. Oxford, 1978
180. M. К. Мамардашвили, A.M. Пятигорский. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке. М., 1997. С 82
181. М. К. Мамардашвили, A.M. Пятигорский. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке. М., 1997.С.80
182. Мелетипский Е.М. Поэтика мифа. М., 2000, С.25
183. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 2000, С.26
184. Самоё само. А.Ф. Лосев Миф, число, сущность. М., 1994
185. Лосев А.Ф. Из ранних произведений./ Диалектика мифа. М., 1990
186. Лосев А.Ф. Из ранних произведений./ Диалектика мифа. М., 1990. С. 395, 400-401
187. Лосев А.Ф. Из ранних произведений./ Диалектика мифа. М., 1990. С. 403
188. Лосев А.Ф. Из ранних произведений./ Диалектика мифа. М., 1990. С. 424-443
189. Лосев АФ. Диалектика мифа. М, 2001. С.214
190. Лосев АФ. Диалектика мифа. М., 2001. С.212
191. Лосев АФ. Диалектика мифа. М., 2001. С.213 13Лосев А.Ф. Диалектика мифа. М., 2001. С.219-228
192. Кассирер Э. Философия символических форм. М., 2002 15Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М, 2000. С. 46 16Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 2000. С.48 ;7БартР. Мифологии. М., 1996
193. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1994. С. 82-8319Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1994. С. 8920Почепцов. Г.Г. Теория коммуникации. М. 2003. С. 103
194. Налимов В.В. Спонтанность сознания: Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. М., 1997 36Шеллинг Ф.В. Философия искусства. М., 1966. С. 105 37Барт Р. Мифологии. М., 199638Культурология. XX век. Словарь. СПб, 1997, С.396-397
195. Хюбнер К Истина мифа. М., 1996. С. 383
196. Барт Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры. М, 2003. С 226473енкин С. Ролан Барт — теоретик и практик мифологии // Барт Р. Мифологии.М.,1996 С. 14
197. Гуревич П.С. Социальная мифология. М., 1983. С.88
198. Гуревич П.С. Социальная мифология. М., 1983. С.89
199. Гуревич П.С. Социальная мифология. М., 1983. С.9355Bennet L. Culture communication and political control. Culture Political Change. New Brunswick, 1983. P.40-41
200. Bennet L. Culture communication and political control. Culture Political Change. New Brunswick, 1983.P.40
201. Bennet L. Culture communication and political control. Culture Political Change. New Brunswick, 1983. P. 41со
202. Кассирер Э. Техника политических мифов// Октябрь. 1993. № 7. С.160 59Сорель Ж. Размышление о насилии. М., 1907. С.57 60Сорель Ж. Введение в изучение современного хозяйства. М., 1908, С.26
203. Гуревич П.С. Социальная мифология. М., 1983, С.83
204. Кругликов В.А. Незаметные очевидности: Зарисовки к онтологии слова. М., 2000 63Леви-Стросс К. Структурная антропология. М. 1985, С.18764Барт Р. Мифологии. М., 1996
205. Лосев. Из ранних произведений/ вст. ст.А.А. Тахо-Годи, Л.А. Гоготишвили. М., 1990. С.666