автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Михаил Александрович Машанов: миссионер и исламовед

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Хабибуллин, Марс Забирович
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Казань
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Михаил Александрович Машанов: миссионер и исламовед'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Хабибуллин, Марс Забирович

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ВЕХИ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ М.А.МАШАНОВА. 23

1.1. Страницы биографии. 23

1.2. Научно-педагогическая работа в

Казанской духовной академии. 49

1.3. Миссионерская деятельность.71

ГЛАВА II. ПРОБЛЕМЫ ИСЛАМА В ИССЛЕДОВАНИЯХ М.А.МАШАНОВА. 114

2.1. Развитие исламоведения в Казани во второй половине XIX века. 114

2.2. Становление М.А.Машанова как исламоведа. 140

2.3. Исламоведческие исследования ученого. 169

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по истории, Хабибуллин, Марс Забирович

Для советской исторической науки изучение истории религиозных учебных заведений, жизненного и творческого наследия работавших в них ученых и педагогов продолжительное время представлялись второстепенным явлением. И только в последнее время среди исследователей наметился интерес к этому направлению исторической науки. Причиной тому явились как возросшие религиозные потребности современного общества, так и возрождение духовного образования в России. Среди религиозных учебных заведений дореволюционной России выделялась Казанская духовная академия. Она являлась крупным научным, исламоведческим, образовательным и миссионерским центром, влияние которого распространялось не только на Среднее Поволжье, но и на всю восточную часть Российской империи. Именно здесь процесс изучения ислама приобрел особенности, свойственные "казанской школе", были выработаны присущие ей методы и приемы исследования, реализовывались на практике новые идеи и формировалась целая плеяда блестящих ученых. В ней работали такие представители казанского исламоведения как Н.И.Ильминский, Г.С.Саблуков, Е.А.Малов, Н.П.Остроумов, М.А.Машанов, М.Г.Иванов, Н.В.Никольский, П.К.Жузе.

Среди казанских исламоведов второй половины XIX - начала XX веков особое место занимает миссионер, педагог и общественный деятель Михаил Александрович Машанов (1852-1924). О его широком кругозоре, профессиональных качествах, своеобразных методах работы в преподавательской, миссионерской, общественной и научной сферах свидетельствуют многочисленные его научные труды, рецензии, отчеты и составленные им учебные программы. Жизнь и деятельность ученого наполнены интересными событиями, творческими успехами и значительными достижениями в области изучения мусульманства. Являясь хранителем и инициатором пропаганды научного наследия Г.С.Саблукова, наставником многих ученых, он внес заметный вклад в развитие казанского исламоведения второй половины XIX - начала XX веков.

В центре научных интересов М.А.Машанова были проблемы, связанные с основными вехами жизни и деятельности пророка Мухаммада, древняя история арабов, сущность мусульманского брака, богословско-правовых школ в исламе и др. В отличие от других миссионеров он не воспринимал ислам упрощенно и однобоко. Стремясь понять его основы, исламовед исследовал региональные особенности в образе жизни мусульманских народов. Ислам, по его мнению, объединяет различные общности с присущими им различиями. А необходимость изучения этих различий в современном обществе также придает исследованию определенную актуальность. Кроме того, знакомство с его жизнью и деятельностью позволит устранить некоторые белые пятна в процессе образования и исламоведения в Казанской духовной академии во второй половине XIX - начале XX веков.

Востоковедческая деятельность профессора М.А.Машанова дает возможность проследить процесс развития исламоведческих исследований в Казанской духовной академии и наметить некоторые тенденции в генезисе казанской школы востоковедения во второй половине XIX - начала XX веков.

Требует изучения и миссионерская деятельность исламоведа. Его деятельность в Братстве Святителя Гурия позволяет выявить основные тенденции в миссионерской работе, наметившихся на рубеже веков, проследить, как на практике реализовывалась политика российского государства по отношению к нерусскому населению казанского края. Ему принадлежит ряд работ и отчетов о миссионерской деятельности, в которых он излагает свое видение процесса обновления традиционных форм христианизации. Так, М.А.Машанов выступал за открытие специального миссионерского учебного заведения, где первостепенное внимание уделялось бы практической деятельности, участвовал в открытии миссионерского приюта, совершил большое количество пропагандистско-христианских командировок и т.д.

М.А.Машанов и как педагог внес огромный вклад в становление духовного образования в Казани. Являясь сторонником системы просвещения нерусских народов Н.И.Ильминского, он выступал за применение родного языка и национальных традиций при обучении в школах Братства Святителя Гурия. Результатом активной педагогической деятельности М.А.Машанова стало введение ряда прогрессивных новшеств в учебно-воспитательный процесс курируемых им братских школ. Ему приходилось организовывать для учителей педагогические съезды, знакомить с новой литературой, разрабатывать методические пособия. Его педагогический опыт требует всестороннего изучения, особенно в современных условиях, когда идет процесс возрождения традиций религиозного образования.

В годы революционных потрясений начала XX века М.А.Машанов проявил себя как активный общественный деятель. Придерживаясь либеральных взглядов, он выступал за проведение реформ в рамках существующего строя, участвовал в работе ряда комиссий по реформированию системы народного образования и положения церкви, состоял редактором ряда прогрессивных периодических изданий. Изучение вклада М.А.Машанова в этой сфере позволит представить его личные взгляды, выявить общую атмосферу общественно-политической обстановки в Казани в начале XX века.

Необходимо обратить внимание и на личные качества М.А.Машанова. Его трудолюбие, любовь и преданность избранному делу, трепетное и добросовестное отношение к предмету своих исследований, ум, организаторские способности, коммуникабельность, владение несколькими иностранными языками и профессионализм.

К сожалению, как в российской, так и в зарубежной историографии до сих пор нет специальных работ, посвященных жизни и деятельности М.А.Машанова. Между тем, многогранная научная, педагогическая, миссионерская, общественная и переводческая деятельность видного ученого Казанской духовной академии требуют всестороннего изучения.

Историография проблемы. Используемая литература подразделена нами на две группы: 1) отечественные издания; 2) труды зарубежных авторов.

Отечественные издания в свою очередь мы условно подразделяем на: 1) дореволюционные; 2) советского периода; 3) постсоветского периода.

В дореволюционной историографии можно выделить ряд изданий, поверхностно оценивающих роль и место М.А.Машанова в развитии исламоведческих исследований в Казани, его вклад в организацию миссионерской работы в крае, различные стороны общественной деятельности. К ним относятся исследования И.А.Бердникова, А.А.Благовещенского, И.А.Гвоздева, П.В.Знаменского, К.В.Харламповича, А.АДаревского и др1.

К оценке исследовательской деятельности казанского ученого обращался известный представитель отечественного востоковедения В.Р.Розен. В 18801890-е годы в "Записках Восточного отделения Русского археологического общества" (далее ЗВОРАО) были опубликованы рецензии В.Р.Розена на исламоведческие труды М.А.Машанова, Е.А.Малова, А.С.Архангельского.

В.Р.Розен считал, что для процветания русского востоковедения, как и других факторов русской культуры, необходимо устранение противоположности между кипучей работой в столицах и "вековой тишиной в глубине России" . Среди казанских исследователей он обратил внимание на М.А.Машанова. Оценивая работу исламоведа "Очерк быта арабов в эпоху Мухаммеда, как введение к изучению ислама", Розен выявляет несовершенство исследовательских приемов и методов, узость источниковой базы Бердников И. А. Краткий очерк учебной и ученой деятельности Казанской духовной академии за пятьдесят лет ее существования. 1842-1892 гг. - Казань, 1892; Благовещенский А.А. История старой Казанской духовной академии. 1797-1818 гг. - Казань, 1875; Гвоздев И.А. Двадцатипятилетие Казанской духовной академии. Историческая записка. - Казань, 1868; Знаменский П.В. История Казанской духовной академии за первый (дореформенный) период ее существования (1842-1870 гг.). - Казань, 1891-1892. - Вып. 1-3; Титлинов Б.В. Духовная школа в России в XIX столетии. - Вильно, 1906. - Вып. 2; Харлампович К.В. Казанская духовная академия (1842-1907) // Православная богословская энциклопедия. - СПб., 1907. - Т. 8. - С. 702-853; Царевский А.А. 50-летний юбилей Казанской духовной академии. - Казань, 1893.

2 Цит по: Бартольд В.В. Барон В.Р. Розен и русский провинциальный ориентализм. - М., 1977. - Т. 9. - С. 589. исследования. Однако, при этом он подчеркивает научный характер исследования: "Вполне сознавая, как много нужно энергии, выдержки и горячей любви к науке, чтобы при тех невыгодных условиях, в которые поставлены у нас ориенталисты вообще и провинциальные в особенности, посвятить себя вполне такому почти никого во всей России не интересующему о предмету, как древнеарабская жизнь." .

Некоторые аспекты деятельности ученого нашло отражение и в исследовании С.А.Терновского, в которой он рассмотрел биографию историка в стенах Казанской духовной академии, правда, ограничился периодом до 1892 г. 4. В его работе имеется информация об основных сочинениях Машанова, его научной командировке на мусульманский Восток и некоторые сведения об его обязанностях в Братстве Святителя Гурия и Переводческой комиссии.

Другая работа этого периода, в которой упоминается М.А.Машанов, принадлежит преподавателю Казанской духовной академии И.И.Ястребову5. Он, подробно рассматривая деятельность архиепископа Владимира, вскольз обращает внимание на личность М.А.Машанова в связи с его активным участием в организации миссионерских курсов, открытых в Казани в 1898 г.

Для советской исторической науки 1920-1940-х гг. духовное образование и религиозно-научные исследования представлялись чем-то второстепенным, лишенным исторического будущего, социально далеким и, вследствие этого, не имеющим научного интереса. Этим обусловлено и отсутствие значительных работ в раннесоветский период даже по частным вопросам истории духовных академий. Существует лишь общая литература, по которой мы можем судить о представлениях советских исследователей о М.А.Машанове и казанском востоковедении. Так, Е.А.Беляев, проанализировав некоторые труды востоковеда, пришел к следующим выводам: "Автор собрал обширный и

3 Розен В.Р. Отзыв о книге «М.Машанова Очерк быта арабов в эпоху Мухаммеда, как введение в изучению ислама.-Ч. I. - Казань, 1885.»//ЗВОРАО.- СПб., 1888. - Т. II.-Вып. III. - С. 4.

4 Терновский С.А. Историческая записка о состоянии Казанской духовной академии после ее преобразования. 1870-1892 гг. Казань, 1892. - С. 423-427.

5 Ястребов И.И. Миссионер Высокопреосвященный Владимир Архиепископ Казанский и Свияжский. - Казань, 1898. интересный материал, но выводы его односторонни и ненаучны" и "только очень небольшое количество фактического и юридического материала. заслуживает некоторого внимания .

В 1950-1980-е гг. в изучении научно-исторического наследия казанского востоковедения произошли значительные сдвиги. В научный оборот был введен массив ранее не известного архивного материала, обновлена проблематика и тематика исследований. И, наконец, были выработаны новые подходы в исследованиях. Тем не менее, комплексные работы о М.А.Машанове не появились, его деятельность рассматривалась лишь в контексте казанского миссионерского востоковедения. Исследователи данного периода казанское востоковедение и его ведущих представителей оценивали во многом сквозь призму идеологических принципов, используя в основном избитые советские штампы7.

В 1950-1960-е гг. вышли работы Б.М.Данцига, И.Ю.Крачковского и Н.А.Смирнова8, посвященные истории арабистики и востоковедения в России дооктябрьского периода. В них нашло отражение и деятельность миссионерского противомусульманского отделения Казанской духовной академии и его отдельных представителей. Так, И.Ю.Крачковский пришел к выводу, что отсутствие научно-исследовательского интереса к казанскому миссионерскому востоковедению связано с его недостаточной изученностью. Последнее он объяснял тем, что преподавание восточных языков в Казанской духовной академии преследовало практические, а не научные цели и, следовательно, в ник не развивались серьезная филология и лингвистика восточных языков, а изучение ислама носило явный миссионерский оттенок9.

6 Беляев Е.А. Библиография по исламу на русском языке. Сборник статей. // Ислам. - М., 1931. - С. 152-153.

7 Киреев Ф. Личный архив Н.П. Остроумова // Вопросы истории. - 1947. - № 2. - С. 136-137; Лунин Б.В. Средняя Азия в дореволюционном и советском востоковедении. - Ташкент, 1965; Его же. Историография общественных наук в Узбекистане. Библиографические очерки. - Ташкент, 1974; Очерки истории исторической науки в СССР / Под ред. М.В.Нечкиной. - Т. 2-3. - М., 1960-1963.

8 Данциг Б.М. Изучение Ближнего Востока в России. XIX - начало XX в. - М., 1968; Его же. Данциг Б.М. Ближний Восток в русской науке и литературе: Дооктябрьский период. - М.: Наука, 1973; Крачковский И.Ю. Очерки по истории русской арабистики // Избр. соч.: в 6-ти т. - M.-JL, 1958; Смирнов Н.А. Очерки изучения тюркских языков в России: Дооктябрьский период. - М., 1982.

9 Крачковский И.Ю. Очерки по истории. - С. 40. 48, 122, 130-131.

Несмотря на это, при оценке деятелей казанского исламоведения исследователь отмечал, что благодаря научной деятельности Г.С.Саблукова в Казани до 1917 г. сохранялась преемственность в арабистике и исламоведении. В числе лучших его учеников он выделил М.А.Машанова, который с целью изучения редких мусульманских источников и современной жизни арабов ездил на мусульманский Восток. Высоко отзывался о деятельности ученого и Б.М.Данциг. Указав на огромную значимость отчета о его путешествии на Восток и ряда статей, он проводит мысль о том, что М.А.Машанову удалось достаточно обьективно и достоверно нарисовать реальные условия жизни на Востоке. Особенно в заслугу востоковеда он относит раскрытие жестокого колонизаторского отношения европейцев к арабам10. В то же время, Н.А.Смирнов характеризует труды казанских миссионеров как тенденциозные, лишенные всякой научной ценности и дает резкую оценку их отдельным представителям. Так, например, Н.П.Остроумова он называет "миссионером и колонизатором" и относит к черносотенному лагерю11. Деятельность М.А.Машанова он рассматривает в рамках анализа работы Миссионерского

1 о съезда, состоявшего в 1910 г. в Казани, на котором выступил М.А.Машанов .

Принципиально новые подходы в изучении казанского миссионерского востоковедения и ее представителей обозначились в 1980-1990-е гг. Отечественная историография ориенталистики этого периода в Казани включает немало серьезных исследований, основанных на разнообразных источниках и новых идеях. Необходимо здесь выделить коллективную монографию "История отечественного востоковедения с середины XIX века до 1917 года"13. В данном труде предпринимается попытка по-новому взглянуть на научную деятельность исламоведов Казанской духовной академии. В ней отмечается, что, несмотря на миссионерский подход в исследовании ислама,

10 Данциг Б.М. Ближний Восток. - С. 364-365. Смирнов Н.А. Очерки изучения. - С. 118.

12 Его же. Церковь в истории России. - М., 1967. - С. 288-290.

13 История отечественного востоковедения с середины XIX века до 1917 года. - М., 1997. казанские востоковеды внесли значительный вклад в его изучение. В их числе называется и М.А.Машанов14.

Интересные исследования, посвященные казанскому миссионерскому востоковедению, принадлежат Н.А.Мазитовой15. Надо отметить, что именно она впервые в отечественной историографии выделила изучение жизни и деятельности М.А.Машанова в самостоятельный предмет исследования. В своих статьях она поставила вопрос о вкладе ученого в российскую науку. Мазитова подчеркивала исключительность казанской школы, считая, что "сильной стороной исламоведов Казани XIX в является хорошее знакомство их с источниками, преимущественно с арабскими. Создав свою собственную серьезную рукописную базу и библиотеку, казанские исламоведы XIX в. создали и самостоятельную научную традицию"16.

Среди работ постсоветского периода большой интерес представляют

17 исследования Р.М.Валеева . В работе, посвященной Г.С.Саблукову, он указал на научный характер изучения ислама в Казанской духовной академии, в

18 частности его преподавателями Г.С.Саблуковым и М.А.Машановым . В более поздней работе автор снова обращает внимание на деятельность М.А.Машанова, но уже в контексте миссионерского востоковедения. Труды Р.М.Валеева, написанные на основе широкого круга архивных и опубликованных источников, расширили и углубили исследования истории казанского востоковедения, обозначили новые направления его изучения.

К работам более позднего времени относятся диссертационные исследования Д.Ш.Муфтахутдиновой, А.В.Журавского, К.С.Степанова,

14 История отечественного востоковедения с середины XIX века до 1917 года. - М., 1997. - С. 210.

15 Мазитова Н.А. Изучение ислама в Казани в конце XIX в. // Ислам в истории народов Востока: Сборник статей. - М., 1981. - С. 189-194; Ее же. М.А.Машанов и проблемы исследования ислама в Казани в конце XIX -начале XX вв. // Историография Ирана нового и новейшего времени. - М., 1989. - С. 89-98; Ее же. Востоковедение в Казанском университете в I половине XIX в. // Казанское востоковедение: тенденции, современность, перспективы. - Казань, 1997.

16 Ее же. Изучение ислама в Казани в конце XIX в. // Ислам в истории народов Востока: Сборник статей. - М., 1981.-С. 194.

17 Валеев P.M. Из истории казанского востоковедения середины - второй половины XIX в.: Гордий Семенович Саблуков - тюрколог и исламовед. - Казань, 1993.; Его же. Казанское востоковедение: истоки и развитие (XIX -20-е гг. XX). -Казань, 1998.

18 Его же. Из истории казанского востоковедения. - С. 21.

Е.В.Колесовой и других19. В работе Д.Ш.Муфтахутдиновой анализируется миссионерская политика Российского самодержавия, проводимая в Поволжье через Казанскую духовную академию и Братство Святителя Гурия, с которыми тесным образом был связан М.А.Машанов. А.В.Журавский рассматривает историю Казанской духовной академии с 1884 по 1921 гг. и в общих чертах характеризует деятельность М.А.Машанова в нем. К.С.Степанов в своей диссертации анализирует внутрицерковные процессы в годы первой русской революции, в которых активное участие принимал и М.А.Машанов. Е.В.Колесова уделила внимание изучению исламоведения в миссионерском противомусульманском отделении Казанской духовной академии, где преподавал М.А.Машанов.

Для раскрытия избранной темы значительный интерес представляют работы Я.Алиева, М.А.Абдуллаева, А.Н.Кононова, Н.А.Кузнецовой,

20

А.К.Рзаева, М.А.Усманова и др.

Миссионерская деятельность Российского государства и церкви в Поволжье, функционирование Братства Святителя Гурия, а также деятельность М.А.Машанова в этой организации, получили отражение в трудах С.Х.Алишева, А.Г.Базанова, В.М.Горохова, Е.Ф.Грекулова, И.К.Загидуллина, Б.П.Кандидова, К.А.Каменева, М.А.Лившица, А.В.Лунина и др.21

9 Муфтахутдинова Д.Ш. Эволюция политики российского государства по отношению к мусульманам Поволжья и Приуралья. 2 пол. 16 - нач. 20 вв.: Дис. .канд. ист. наук. - Казань, 1999; Журавский А.В. Казанская духовная академия на переломе эпох . 1884-1921 гг.: Дис. .канд. ист. наук. - М., 1999; Степанов К.С. Русская православная церковь в политической жизни Казанской губернии в первые десятилетия XX века: Дис. .канд. ист. наук. - Казань, 2000; Колесова Е.В. Востоковедение в синодальных учебных заведениях Казани (середина XIX - начало XX веков): Дис. .канд. ист. наук. - Казань, 2000.

20 Алиев Я. Профессор А.К. Казем-Бек. - Баку, 1940; Абдуллаев М.А. Казем-Бек - ученый и мыслитель. -Махачкала, 1963; Кононов А.Н. Некоторые вопросы изучения истории отечественного востоковедения. - М., 1960; Его же. История изучения тюркских языков в России: Дооктябрьский период. - Л., 1982; Его же. Материалы к библиографии ученых СССР. - М., 1980; Кузнецова Н.А., Кулагина Л.М. Из истории советского востоковедения. 1917 - 1967 гг. - М., 1970; Рзаев А.К. Мирза Казем-Бек. 1802 - 1870. - Баку, 1965; Его же. Мухаммед Али Мирза Казем-Бек. - M., 1989; Усманов М.А. Казанское востоковедение и становление восточной археографии. XIX - XX вв. //Казанское востоковедение: традиции, современность, перспективы. - Казань, 1997. -С. 4-6.

21 Алишев С.Х Тернистый путь борьбы за свободу. - Казань, 1999; Базанов А.Г. Очерки по истории миссионерских школ на крайнем Севере. (Тобольский Север). - JL, 1936; Его же. Миссионеры и миссионерские школы на Севере. Исторические очерки. - Архангельск, 1936; Горохов В.М. Реакционная школьная политика царизма в отношении татар Поволжья. - Казань, 1941; Греку лов Е.Ф. Православная церковь - враг просвещения. - М., 1962; Его же. Церковь, самодержавие, народ (2 половина XIX - начало XX в.) - М., 1969; Загидуллин И.К. К вопросу отпадения крещеных татар Казанской губернии в мусульманство 1866 г. - Казань, 1990; Его же.

Таким образом, обзор отечественной историографии дает возможность говорить об отсутствии системных работ, посвященных раскрытию различных сторон жизни и деятельности М.А.Машанова. Авторы в основном рассматривают его деятельность в контексте развития Казанской духовной академии, казанской школы исламоведения и в рамках миссионерской политики Российского государства.

Определенные успехи в изучении проблем, посвященных религиозной политики Российского государства по отношению к нерусскому населению были достигнуты в западной историографии. Поэтому, вполне естественно при анализе миссионерской деятельности М.А.Машанова были использованы труды М.Батунского, А.Беннигсена, Ф.Беннигсен-Брайан, Р.Джераси, Р.Пайпса, П.Уерта22.

Среди них немалый интерес представляют статьи американской

23 исследовательницы Фанни Беннигсен-Брайан . Анализируя миссионерскую деятельность в Поволжье во второй половине XIX в., она приходит к заключению, что главной целью ее было "не обращение мусульман в православие, а в том, чтобы остановить распространение ислама среди уже принявших христианство и среди анимистов"24.

Изучением общей характеристики исламоведческих исследований казанских миссионеров занимался М. А.Батунский. Он показал, что в их работах отразилась система ценностей и норм русского православия, определившая их

Взаимоотношения православия и ислама в Среднем Поволжье // Межэтнические и межконфессиональные отношения в РТ. - Казань, 1993. - 4.2. - С. 155-159; Его же. Перепись 1897 года и татары Казанской губернии. -Казань, 2000; Кандидов Б.П. Религия и октябрьская революция. - М., 1930; Каменев С.А. Церковь и просвещение в России. - M., 1930; Лившиц M.А. Религия и церковь в прошлом и настоящем. - Минск, 1961; Его же. Религия и церковь в истории общества. - Минск, 1980; Лунин А.В. Церковь и октябрьская революция. - М., 1925.

22 Batunsky Mark. Russian missonary literature on islam // Zeitschrift fur Religions - und Geistesgeschichte. - 1987. -№ 38; Bennigsen, Alexandre, and Chantal Lemercier-Quelquejay. Islam in the Soviet Union. New York and Washington: Praeger, 1967; Беннигсен-Брайан Ф. Интерес к Востоку у нас в крови// Эхо веков. - 1996. -№ 3-4; Ее же. Миссионерская деятельность в Поволжье // Татарстан. - 1994. - № 1-2; Geraci Robert P. Window on the East. National and imperial identities in late tsarist Russia. - USA, 2001; Пайпс P. Россия при старом режиме. - М., 1993; Werth Paul W. Subjects for Empire: Orthodox mission and imperial governance in the Volga-Kama region. 1825-1881. - USA: University of Michigan, 1997.

23 Беннигсен-Брайан Ф. Миссионерская деятельность в Поволжье // Татарстан. - 1994. №1-2.

24 Там же. - С. 110. негативный подход к исламу в целом и поднимающемуся мусульманскому национализму в частности25.

Особого внимания заслуживает монография ученого Виржинского университета Р.Джераси, в которой он всесторонне анализирует миссионерскую политику, проводимую Российской империей. Он также рассматривает деятельность Казанской духовной академии, которая являлась проводником этой политики. Автор особое внимание уделяет системе просвещения нерусских народов Н.И.Ильминского. Среди ее сторонников он выделяет М.А.Машанова, деятельность которого, правда, освещается им лишь в контексте миссионерской политики Российского государства. Тем не менее в данном исследовании автор дает и некоторую оценку его основным трудам. Очень интересна оценка, данная Джераси главному труду М.А.Машанова "Очерк быта арабов в эпоху Мухаммеда как введение к изучению ислама". Автор критикует исламоведа за его стремление доказать, что религиозная система ислама возникла из язычества и содержала в себе свойства языческих верований26.

Молодой американский ученый П.Уерт в своем объемном исследовании рассматривает миссионерскую политику Российского государства с 1825 по 1881 гг., ее последствия и основных идеологов27. Анализируя деятельность миссионерского противомусульманского отделения Казанской духовной академии, он выделяет работу тех преподавателей, которые внесли весомый вклад в изучение Востока, Центральной Азии и ислама. При этом он

2 о положительно оценивает деятельность М.А.Машанова и Н.П.Остроумова . Миссионерская политика им рассматривается также в статье "Отпадение крещеных татар"29.

25 Batunsky Mark. Russian missonary literature on islam // Zeitschrift fur Religions - und Geistesgeschichte. - 1987. -№38.

26 Geraci Robert P. Window on the East. National and imperial identities in late tsarist Russia. - USA, 2001. - P. 91.

27 Werth Paul W. Subjects for Empire: Orthodox mission and imperial governance in the Volga-Kama region, 1825-1881.-USA: University of Michigan, 1997.

28 Там же. - P. 369-370.

29 Его же. Отпадение крещеных татар // Татарстан. - 1993. - № 1-2.

Итак, в западной историографии существуют лишь общие работы по теме нашего исследования. Авторы уделяют большое внимание миссионерской политике Российского государства, отдельно не анализируя деятельность крупных представителей казанской школы востоковедения и исламоведения.

Основная исследовательская проблематика диссертации. На сегодняшний день важным является создание полноценной научной биографии ученого, в которой особое место должна занимать проблема формирования его мировоззрения. Безусловно, и социальное положение, особенности воспитания, уровень образования имели существенное значение в этом процессе. Их освещение позволит глубже понять мотивы выбора М.А.Машановым профессии, повороты в его карьере, восприятие им конкретных исторических событий и т.д.

Научно-педагогическая деятельность исламоведа была связана с Казанской духовной академией. Историческое развитие этого религиозного заведения, особенности и характер организации учебно-воспитательного процесса, поставили нас перед необходимостью изучения педагогической деятельности ученого в контексте процессов, происходящих в стенах Казанской духовной академии.

Миссионерская деятельность М.А.Машанова разворачивалась на фоне конкретных исторических событий, которые оказали огромное влияние на профессиональную карьеру ученого. Характерной чертой эпохи середины XIX - начала XX веков было осуществление властями реформирования страны, применение дипломатических методов миссионерской политики и т.д. В связи с этим, возникает необходимость изучения влияния официальной идеологии на деятельность и эволюцию общественно-политических взглядов М.А.Машанова.

Значительный интерес представляет рукописное исламоведческое наследие М.А.Машанова. Оно содержит множество трудов, лекций, рецензий, в которых рассматривается разнообразная исламоведческая проблематика.

Объектом исследования является творчество историка, педагога, миссионера и общественного деятеля второй половины XIX начала XX веков М.А.Машанова.

Предметом исследования стали как опубликованные, так и не опубликованные труды и рукописное наследие М.А.Машанова.

Хронологические рамки исследования охватывают период с середины XIX - до первой четверти XX веков и связаны с жизнью и деятельностью М.А.Машанова (1852 - 1924). Другим критерием выделения этого периода стало развитие самого казанского исламоведения, поскольку открытие миссионерских противомусульманских отделений в 1854 г. стало важнейшим толчком для изучения ислама и способствовало формированию системы подготовки православных миссионеров-востоковедов.

Эти хронологические рамки также дают возможность всесторонне рассмотреть миссионерскую, педагогическую и научную деятельность М.А.Машанова в Братстве Святителя Гурия, Обществе археологии, истории и этнографии, Северо-восточном археологическом и этнографическом институте.

Целью диссертационного исследования является изучение жизненного пути Михаила Александровича Машанова и определение его места в казанском исламоведении во второй половине XIX - начале XX веков.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: рассмотрение деятельности ученого в различные периоды его жизни; исследование его научно-педагогической работы; анализ миссионерской деятельности М.А.Машанова; изучение его исламоведческого наследия.

Постановка цели и задач и их реализация позволит выяснить позиции М.А.Машанова на многие научные проблемы, связанные с изучением ислама, некоторые аспекты миссионерской политики Российского государства; научной, преподавательской, общественной, переводческой деятельности ученого и оценить его место в казанском исламоведении.

Методологической основой диссертационного исследования являются основные принципы исторического познания: принцип историзма, требующий рассмотрения любого исторического феномена в его развитии, выявлении как специфических особенностей каждого явления, так и обуславливающих его факторов; принцип целостности, требующий подхода к изучению каждого явления как к системе взаимосвязанных элементов и причин, детерминирующих их; сравнительно-исторический принцип, позволивший изучить педагогическую, миссионерскую и научную деятельность ученого в контексте общего развития исламоведения в Казанской духовной академии. Сравнительный анализ деятельности и наследия М.А.Машанова с другими представителями казанского миссионерского исламоведения, а также сопоставление работ с трудами российских и зарубежных ученых дал возможность выявить научную значимость его исследований в истории российской ориенталистики; проблемно-хронологический принцип, способствовавший, с одной стороны, освещению педагогических, миссионерских и научных поисков ученого в определенной последовательности и взаимосвязи, с другой, раскрытию связанных с его исследовательской деятельностью проблем.

Источниковая база исследования. Источники разделены нами на две группы: 1) неопубликованные; 2) опубликованные.

Первая группа источников имеет особое значение для данного исследования, поскольку большинство трудов М.А.Машанова не было издано.

К неопубликованным источникам в первую очередь относятся архивные материалы. Их основная группа хранится в Национальном Архиве Республики

Татарстан (НА РТ). Здесь находится личный фонд М.А.Машанова (Фонд 967), который включает 183 дела. Содержащиеся здесь разнообразные документы позволяют определить взгляды ученого на вопросы, связанные с религиозной политикой, педагогической и научной деятельностью. Здесь содержатся отчеты М.А.Машанова о миссионерских поездках, научных командировках, учебных занятиях и курс лекций, прочитанный им в Северо-восточном археологическом и этнографическом институте. Рукописный фонд ученого состоит из 19 исследований.

Фондом, имеющим также прямое отношение к М.А.Машанову и его исламоведческим исследованиям, является фонд Казанской духовной академии (Фонд 10). В его материалах отложились сведения о системе подготовки миссионерских кадров в академии; организации научных командировок преподавателей восточных кафедр на мусульманский Восток; связях Казанской духовной академии с ведущими востоковедческими центрами России и мира. Здесь также сохранились как рецензии ученого на труды студентов, так и преподавателей Казанской духовной академии на его работы. Эти отзывы дают наглядное представление об отношении М.А.Машанова к научному исследованию, говорят о его основных требованиях.

Особый интерес для нас представляют и материалы, связанные с его работой в Духовно-цензурном комитете с 1894 по 1912 гг. Этот комитет, учрежденный в 1845 г., осуществлял свою деятельность в Казанском учебном округе. Комплекс его документов в составе фонда Казанской духовной академии содержит 129 единиц хранения за 1857 - 1906 гг. В него входят протоколы заседаний и другие документы, отражающие его деятельность.

В другом фонде, к которому мы обращались в ходе своих исследований, собраны документы о Н.И.Ильминском - ориенталиста, профессора турецко-татарского языка Казанского университета (Фонд 968). Нами были использованы неопубликованные письма Н.И.Ильминского к обер-прокурору Синода К.П.Победоносцеву, к Н.П.Остроумову, которые содержат характеристику некоторых преподавателей и выпускников противомусульманского отделения.

Очень интересную и ценную информацию о педагогической и научной деятельности М.А.Машанова в советский период, содержит фонд Северовосточного археологического и этнографического института (Фонд 1339). В нем отложились отчеты, сообщения и доклады о проделанной учебно-воспитательной работе ученым и т.д.

Из фонда Братства Святителя Гурия (Фонд 885) мы извлекли сведения о деятельности М.А.Машанова в этой организации. В фонде Переводческой комиссии Православного миссионерского общества при Братстве Святителя Гурия (Фонд 966) отложились материалы о работе ученого в данном учреждении. Информация о его деятельности в Комиссии по изданию Миссионерского противомусульманского сборника при Казанской духовной академии была извлечена из фонда Комиссии по изданию Миссионерского противомусульманского сборника (Фонд 1207). В диссертации использованы материалы Казанского Губернского статистического комитета (Фонд 359), членом которого состоял М.А.Машанов.

Опубликованные источники разделены нами условно на следующие подгруппы: 1) изданные труды М.А.Машанова; 2) материалы, связанные с его жизнью и деятельностью; 3) работы миссионеров об исламе; 4) периодическая печать.

Следует сразу оговориться, что нам представляется оправданным тезис М.В.Нечкиной о включении в число источников тех, которые объясняют эпоху жизни и творчества историка, его окружение, возможные связи с определенным классом, идейным течением30.

К первой подгруппе опубликованных источников относятся напечатанные труды, статьи и рецензии самого М.А.Машанова. Среди одиннадцати изданных работ ученого самой крупной является "Очерк быта арабов в эпоху Мухаммеда как введение к изучению ислама". В основном его печатное наследие представлено отчетами о поездках по Казанской губернии, различными заметками, трудами о заграничной командировке и т.д. Многие из них были опубликованы в периодических изданиях, поэтому, есть основание говорить об их доступности массовому читателю. Анализ его работ с учетом современных достижений исторической науки стал основой всего исследования.

Ко второй подгруппе мы отнесли законодательные акты Российской империи, нормативные акты, материалы делопроизводства Казанской духовной академии, Братства Святителя Гурия, Общества археологии, истории и этнографии и др.

Изучение деятельности М.А.Машанова в различных учебных заведениях и обществах Казани, а также выявление организации преподавания восточных дисциплин и постановки учебно-воспитательного процесса, потребовало привлечения таких источников, как законодательные акты. Нами использовались Полное Собрание законов Российской империи, именные и синодальные указы, циркуляры, уставы духовных академий, вводившие и регулировавшие востоковедческое образование в Казанской духовной академии. Важнейшими и определяющими для исследуемой темы актовыми источниками являются академические уставы 1884 и 1910-1911 гг., которые оказали влияние на профессиональную деятельность ученого и на постановку миссионерского образования в академии.

Для выявления данных о педагогической и научной деятельности М.А.Машанова были использованы материалы текущего делопроизводства Казанской духовной академии. К ним, прежде всего, относятся "Протоколы заседаний Совета Казанской духовной академии" (1871-1920 гг.). Они ценны тем, что именно здесь были обнаружены его биографические материалы. Это

30 Нечкина М.В. Методологические и теоретические проблемы истории исторической науки. -С. 137.

Калинин, 1980. формулярные списки о службе, дела о преподавательской работе, научных командировках.

Важными источниками в изучении деятельности ученого являются "Приложения к протоколам заседаний Совета Казанской духовной академии" и "Отчеты о состоянии Казанской духовной академии" (1872-1915 гг.). В них содержались важные статистические и фактические данные об учебном заведении: избрание новых почетных членов Совета Казанской духовной академии, изменения в педагогическом составе, присуждение ученых степеней, краткое описание лекционных занятий Машанова и др.

В диссертации были использованы "Памятные книжки Казанской духовной академии" (1895-1914 гг.) и "Годичные акты Казанской духовной академии" (1895-1914 гг.), "Отчеты о состоянии Казанских миссионерских курсов" (1899-1916), "Памятные книжки Казанских миссионерских курсов" (1899-1916) и др.

Кроме преподавания в Казанской духовной академии, М.А.Машанов очень активно и плодотворно занимался миссионерской деятельностью в Братстве Святителя Гурия. При изучении его работы в этом обществе нами были использованы "Протоколы общих собраний Братства Святителя Гурия " (1875-1914 гг.), "Отчеты о деятельности Братства Святителя Гурия" (1873-1914 гг.), "Общие отчеты казначея Братства Святителя Гурия", "Приложения к отчету о деятельности Братства Святителя Гурия".

Для уточнения биографических данных ученого нами были изучены документы, отражающие его деятельность в Обществе археологии, истории и этнографии, это: "Отчеты Общества археологии, истории и этнографии" (18871894 гг.), "Протоколы заседаний Совета Общества археологии, истории и этнографии" (1887-1906 гг.).

В третью подгруппу мы включили труды таких миссионеров, как П.К.Жузе, Я.Д.Коблов, Е.А.Малов, Н.П.Остроумов, Г.С.Саблуков и др. В них получили отражение многие аспекты изучения мусульманской религии, которые разрабатывались преподавателями, выпускниками и студентами академии. Эти труды представляют собой богатейшее наследие, по которому мы можем судить о характере исламоведческих исследований в Казанской духовной академии и о месте в нем М.А.Машанова.

В четвертую подгруппу мы включили периодическую печать. В исследовании были использованы "Православный Собеседник", "Миссионерский противомусульманский сборник", "Церковно-общественная жизнь" и др. В перечисленных изданиях были опубликованы рецензии, статьи и труды М.А.Машанова31.

Следовательно, неопубликованные и опубликованные источники составили основную часть использованных в работе материалов. Большая часть биографических сведений и трудов исламоведа была выявлена нами в его личном фонде. Информация о научной и педагогической работе профессора содержатся фондах Казанской духовной академии и Северо-восточного археологического и этнографического института и др. Среди опубликованных источников необходимо указать напечатанные труды самого М.А.Машанова и делопроизводственную документацию ряда учебных заведений и организаций, в которых работал ученый. К сожалению, из-за недоступности информации, в диссертации не освещены важные моменты из жизни М.А.Машанова, в частности, его детские годы, учеба в школе и в Тобольской духовной семинарии.

Научная новизна исследования:

1. В научный оборот введен новый пласт архивных документов и комплекс неизученных опубликованных источников.

2. Был проведен анализ всего рукописного наследия М.А.Машанова.

31 Машанов M.A. Отзыв о сочинении Я.Д.Коблова Антропология Корана в сравнении с христианским учением о человеке. - Богословско-полемическое исследование // Православный Собеседник. - 1908. - Март. - С. 1-32; Его же. Отзыв о сочинении П.К.Жузе Полный русско-арабский словарь //Православный Собеседник, - 1908. -Октябрь. - С. 254-259; Его же. Мухаммеданский брак в сравнении с христианским браком, в отношении их влияния на семейную и общественную жизнь человека // Миссионерский противомусульманский сборник -Казань, 1876. - Вып. X.; Его же. Современные движения в исламе // Церковно-общественная жизнь. - 1906. - № З.-С. 90-92 и др.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Михаил Александрович Машанов: миссионер и исламовед"

Формирование личности М.А.Машанова проходило в сложной общественно-политической и религиозной обстановке. Середина 1860 - начало 1870 гг. характеризуется усилением национально-религиозных процессов, обострением социальных противоречий. Связано это с тем, что к середине X I X века явственно проявилось отставание России от передовых капиталистических государств в экономической и социально-политической сферах.Международные события середины века показали ее значительное ослабление и во внешнеполитической области. Это в свою очередь отразилось на населении. Недовольство проявляли не только русские, но и нерусские народы, которые испытывали двойной гнет со стороны властей - экономический и религиозный. Поэтому, главной целью внутренней политики правительства во второй половине X I X века являлось проведение либеральных реформ во всех сферах государства. Буржуазные реформы второй половины X I X века имели прогрессивный характер. Были достигнуты успехи и в религиозной политике.Можно сказать, что становление мировоззрения М.А.Машанова проходило в условиях переломного периода. На смену жесткой христианизации нерусского населения приходят меры ненасильственного характера.Большую роль в жизни Михаила Машанова сыграл его отец, который служил священником в г. Петропавловск. Александр Машанов, воспитав сына в православньгх традициях, предопределил в последующем профессиональный выбор Машанова. После окончания Тобольской духовной семинарии, он как лучший выпускник был направлен его начальством в К ДА, где прошла основная часть его жизни и деятельности. Здесь исламовед получил прекрасные знания по противомусульманским предметам, что в дальнейшем позволило ему проводить плодотворную миссионерскую деятельность. Среди преподавателей академии, которые оказали большое влияние на формирование Машанова как исламоведа и миссионера, необходимо выделить Н.И.Ильминского, Е.А.Малова, Н.П.Остроумова и В.Т.Тимофеева. Под руководством Н.И.Ильминского он работал в Казанской Центральной крегцено-татарской школе. Машанов воспринял у своего начальника приемы и методы преподавания, на практике познакомился с его "системой просвегцения инородцев". Н.П.Остроумов преподавал ему "миссионерские предметы против магометанства": "Историю и обличение мухаммеданства", арабский и татарский языки. В.Т.Тимофеев вел у него практические занятия по татарскому языку, которые он впоследствии активно применял в своих миссионерских командировках. С Е.А.Маловым Машанов работал в БСГ. Безусловно, что сильная полемическая натура Малова оказала заметное влияние на развитие практической стороны деятельности Машанова.К ДА М. А.Машанов отдал почти 50 лет, сначала студентом, потом преподавателем и членом Совета. Лекторское мастерство, научная компетентность и внимательное отношение к студентам снискали профессору М.А.Машанову заслуженную любовь и уважение. Он воспитал ряд учеников, многие из которых стали видными учеными. Педагогическая деятельность историка сочеталась с активным участием в научных обш[ествах, различной административной и выборной работой. КДА стала вторым домом для М.А.Машанова. Он, не покладая рук, работал ради ее расцвета, искренно любил свою профессию и полностью отдавал себя избранному делу.Учеба в КДА, изучение противомусульманских предметов способствовали его сближению с БСГ, в рамках которого он проводил свою миссионерскую и обгцественную деятельность. В ней он состоял с 1874 по 1916 гг. С БСГ связана миссионерская, педагогическая, обш;ественная и переводческая деятельность Машанова. В рамках этой организации он совершил много командировок по Казанской губернии, целью которых являлась пропаганда христианства, ослабление влияния ислама и собеседования с отпавшими от православной веры. Именно подобные наблюдения, знакомство с представителями нерусских народов, с их нравственно-религиозным состоянием определили серьезное отношение М.А.Машанова к изучению ислама. Он полагал, что плодотворная критика ислама невозможна без его знания. Машанов строил свою миссионерскую деятельность, основываясь на "систему просвещения инородцев Н.И.Ильминского", которая рекомендовала использовать родной язык и национальные обычаи нерусских народов в процессе образования. Поэтому, в "Переводческой комиссии" при БСГ ученый активно осуществлял организацию переводческой работы. Кроме того, он организовывал съезды для учителей, посещал братские школы, составлял специальные учебные программы для нерусских детей.Миссионерская деятельность Машанова требовала серьезного изучения ислама. Результатом его активной практической работы стали исследования, направленные на опровержение устоев ислама. Первые труды исламоведа отличаются антимусульманским настроем. Среди них "Личность Мухаммеда в физическом и нравственном отношении", "Лкганые качества Магомета по суду магометанина и христианина", "Мухаммеданский брак в сравнении с христианским браком в отношении их влияния на семейную и общественную жизнь человека", "Мусульманское молитвословие и оценка его достоинства сравнительно с христианским богослужением" и др. Выводы автора в данных работах, как правило, не представляют научной ценности, поскольку они направлены на ущемление положения ислама и на его критику. В Мухаммаде он не видит основателя религии, в мусульманском браке не находит священности, любви и равноправия, а молитву называет системой выученных слов и действий. Таким образом, на начальном этапе его становления как исламоведа мы выявляем огромное влияние на творчество ученого противомусульмански настроенньк наставников.Самой крупной и единственной печатной работой ученого об исламе является "Очерк быта арабов в эпоху Мухаммеда как введение к изучению ислама". Остальные исследования представляют рукописное наследие автора.Отличительными особенностями исследователя были внимательное отношение к источниковому материалу, стремление к широким обобщениям, использование работ зарубежных авторов. Научная зрелость Машанова проявляется в использовании комплексного подхода для воссоздания многомерной исторической реальности Аравийского полуострова. Он рассматривает различные аспекты возникновения ислама в непосредственной связи с процессами этногенеза арабского народа. Этот регион предстает в его работе как место формирования единой народности и становления монотеизма, определившего впоследствии сущность государственного устройства под верховенством Мухаммада. Но в то же время, в данной работе остаются актуальными миссионерские взгляды Машанова. Несмотря на их наличие, серьезность исследования не подвергается сомнению. При написании данного труда у него возникает необходимость усовершенствования своих знаний в области арабского языка и изучения истории арабов. С этой целью он отправляется в заграничную командировку на мусульманский Восток, которая внесла значительные изменения в дальнейшие исламоведческие поиски историка. Машанов здесь усовершенствовал свои знания арабского языка, догматики, фикха. Главным является то, что он воочию столкнувшись с реальной действительностью мусульманского Востока того периода, с современным состоянием арабов, осудил жестокое несправедливое отношение европейцев к коренному населению. Он критикует этих христиан за нравственное падение, применение ими насильственных мер, несоблюдение основ морали и т.д.В последний период деятельности Машанов в своих научных изысканиях обращается к творческому наследию Г.С.Саблукова. В фонде ученого в НА РТ сохранилось большое количество трудов, заметок, рецензий, лекций великого востоковеда. Машанов часто использовал их в последний период своей исламоведческой деятельности при написании лекций (составивших 38 томов), которые стали результатом исследования ислама на протяжении всей его научной работы. В них он обобщил передовые взгляды в этой области и по новому поставил вопрос о роли и месте данной религии. Он развивал идею «местного колорита» ислама, основная суть которой, сводилась к изучению этнических особенностей народов, принявших мусульманство. Ученый приходит к выводу, что ислам - это упорядоченная стальная форма со своими учениями, построенная на культурных, традиционных различиях общностей.В годы революционньж потрясений начала X X века он принимал активное участие в политической жизни России, разделял многие взгляды либеральной интеллигенции. Об этом свидетельствуют его работа в периодических изданиях "Церковно-общественная жизнь" и "Инородческое обозрение", знакомство с уставными программами политических организаций, участие в мероприятиях по реформированию русской церкви. Он не находился в оппозиции по отношению к существующему общественному строю, а выступал лишь за умеренные реформы в ее рамках.М.А.Машанов принадлежал к младшему поколению востоковедов исламоведов КДА. В своей деятельности он стремился следовать заветам Н.И.Ильминского и Г.С.Саблукова. Он предстает перед нами, прежде всего, как арабист, хотя и занимался вопросами истории ислама и мусульманских народов значительно шире, чем только в области арабистики. Исламовед касался вопросов догматики и шиитских сект, истории ислама у ираноязычных и тюркоязычных народов. Как миссионер он ставил вопрос о полемике с исламом, но полемике научной, предполагая его критику с позиций христианства, которой должно предшествовать основательное изучение ислама по арабским источникам и мусульманской богословской литературе. Таким образом, М.А.Машанова можно смело отнести к ведущим казанским исламоведам, продолжавшим лучшие традиции казанской школы.СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ • Братство Святителя Гурия • Записки Восточного отделения Русского археологического общества • Казанская духовная академия • Национальный архив Республики Татарстан • Общество археологии, истории и этнографии • Северо-восточный археологический и этнографический институт

 

Список научной литературыХабибуллин, Марс Забирович, диссертация по теме "Отечественная история"

1. Отчет о состоянии Казанской духовной академии за 1877-1878 учебный год. -Казань, 1878. -С. 34-35.

2. НА РТ. Ф. 967. On. 1. Д. 17. Лл. 16-16 об.

3. НА РТ. Ф. 10. Оп. 2. Д. 1199. 124 с.

4. Гам же. Ф. 967. On. 1. Д. 3. 62 лл.

5. Протоколы заседаний Совета Казанской духовной академии за 1878 г. Казань, 1878. - С. 12.187 Гам же.-С. 13.188 Гам же.-С. 17.

6. Православный Собеседник. 1878. - Ч. I. - С. 217.

7. Герновский С.П. Историческая записка. С. 424.

8. Протоколы заседаний Совета Казанской духовной академии за 1881 г.-Казань, 1881.-С. 31-35.

9. Казанская духовная академия. Казань, б/г. - С. 810-811, 814; Устав и штат православных духовных академий 1884 г. - Казань, 1884. - С. 26.

10. Протоколы заседаний Совета Казанской духовной академии за 1888 г. Казань, 1888. - С. 261 -262.202 Там же. С. 283-284.

11. Протоколы заседаний Совета Казанской духовной академии за 1901 г. Казань, 1904. - С. 92-93.

12. НАРТ. Ф. 10. Он. 1. Д. 8451. Лл. 11-11об.; Там же. Ф. 92. On. 1. Д. 8925. Л. 27; Д. 8937. Лл. 20-21.

13. Ястребов И.И. Указ. соч. С. 319-320.

14. Протоколы заседаний Совета Казанской духовной академии за 1893 г. С. 477-478.

15. Протоколы заседаний Совета Казанской духовной академии за 1896 г. С. 14-15, 103-106.

16. НА РТ. Ф. 10. Он. 1. Д. 9547. Лл. 3-4 об.2,7 Там же. Д. 93 80. - С. 304-305.

17. НА РТ. Ф. 10. Оп. 2. Д. 1136. 207 с.

18. Протоколы заседаний Совета Казанской духовной академии за 1898 г. Казань, 1899. - С. 98.

19. Смирнов Н.А. Очерки изучения ислама в СССР. М., 1954. - С. 82.

20. НА РТ. Ф. 967. On. 1. Д. 2. Лл. 1-1 об.

21. Протоколы заседаний Совета Казанской духовной академии за 1909 г. Казань, 1911. - С. 266.

22. НА РТ. Ф. 10. On. 1. Д. 11056. Лл. 1-4.

23. Там же. Д. 11062. Л. 1; Протоколы заседаний Совета Казанской духовной академии за 1911 г. - Казань, 1913.-С, 265-266.

24. Валеев P.M. Казанское востоковедение. С. 311-312.

25. Журавский А.В. Казанская духовная академия. С. 173.

26. НА РТ: Ф. 10. On. 1. Д. 11556. Л. 2 об.

27. Там же. Д. 11069. Лл. 1-7.

28. Протоколы заседаний Совета Казанской духовной академии за 1914 г.Казань, 1916.-С. 140.

29. Муфтахутдинова Д.Ш. Эволюция политики российского государства по отношению к мусульманам Поволжья и Приуралья (вторая половина XVI начало XX вв.): Дис. .канд. ист. наук. - Казань, 1999. - С. 112-113.

30. Тагиров И.Р. Дорогой свободы и братства. Казань, 1987. - С. 36.

31. Уерт П. Отпадение крещеных татар // Татарстан. 1995. - № 1-2. - С. 106.

32. Машанов М.А. Обзор деятельности Братства Святителя Гурия за двадцать пять лет его существования. 18671892 гг. Казань, 1892. - С. 12.

33. Загидуллин И.К. К вопросу отпадения крещеных татар. С. 77.ь| Брайан-Беннигсен Ф. Миссионерская деятельность в Поволжье // Татарстан. 1994. - № 1-2. - С. 110.

34. Брайан-Беннигсен Ф. Миссионерская деятельность. С. 110.

35. Машанов М.А. Заметка о религиозно-нравственном состоянии крещеных татар Казанской губернии Мамадышского уезда. Казань, 1875. - С. 5.259 Тоже.

36. Машанов М.А. Заметка. С. 31.

37. Муфтахутдинова Д.Ш. Эволюция политики. С. 119.

38. Базанов А.Г. Очерки по истории миссионерских школ на крайнем севере. Л., 1936. - С. 8.

39. Отчет Братства Святителя Гурия за 14 братский год. Казань, 1880. - С. 20.

40. Алишев С.Х. Тернистый путь борьбы за свободу. Казань, 1999. - С. 98.

41. Машанов М.А. Обзор деятельности Братства. С. 190.

42. НА РТ. Ф. 967. On. 1. Д. 8. Отчет о поездке в деревню Никифорову, Мамадышского уезда для увещания отпавших от христианства. 18 лл.

43. Машанов М.А. Обзор деятельности Братства Святителя Гурия. С. 190-191.

44. НА РТ. Ф. 967. On. 1. Д. 8. Лл. 15-15 об.283 Там же. Лл. 16-16 об.

45. НАРТ. Ф. 967. On. 1. Д. 21. Л. 1.286 Там же,- Лл. 2-13.

46. НАРТ. Ф. 967. On. 1. Д. 21. Лл. 21-22.289 Там же.-Д. 8.Л. 1.

47. НА РТ. Ф. 967. On. 1. Д. 13. Л. 1293 Там же. Д. 12. 43 лл.294 Там же. Д. 6. 136 лл.295 Там же. Л. 36 об.

48. Отчет о деятельности Братства Святителя Гурия за 22 год. Казань, 1889. - С. 30.

49. Отчет о деятельности Братства Святителя Гурия за 25 год. Казань, 1893. - С. 34.

50. Каменев С.А. Церковь и просвещение в России. М., 1930. - С. 78.

51. НАРТ. Ф. 968. On. 1. Д. 201. С. 25.

52. Двадцатипятилетние Братства Святителя Гурия 4 октября 1892. Казань, 1892. - С. 12-13.

53. Горохов В.М. Реакционная школьная политика царизма в отношении татар Поволжья. Казань, 1941. - С. 109.

54. Общий отчет казначея Братства Святителя Гурия за 26 брат. год. Казань, 1893. - С. 7.

55. Отчет о деятельности Братства Святителя Гурия за 26 брат. год. Казань, 1893. - С. 35.3,0 Тоже.311 Там же. -С. 35-36.

56. Отчет о деятельности Братства Святителя Гурия за 35 брат. год. С. 27.319 Там же.-С. 28.

57. Даулей Р.П., Машанов М.А. В защиту крещеных инородцев. Казань, 1903.

58. Краснодубровский Г.С. Инородческая школа Казанского края // Московские Ведомости. 1903. - №№ 286289.

59. Примечание профессора М.Машанова к статье Краснодубровского "Инородческая школа Казанского края". -Казань, 1903.-С. 17-24.

60. Горохов B.M. Руссификаторская школьная политика царизма в отношении татар Поволжья: Дис. .канд. ист. наук.-Казань, 1939.-С. 91-92.

61. Даулей Р.П., Машанов М.А. В защиту крещеных инородцев. С. 14.328 Там же. -С. 15.

62. Отчет о деятельности Братства Святителя Гурия за 36 братский год. Казань, 1904. - С. 6.

63. Отчет о деятельности Братства Святителя Гурия за 37 братский год. Казань, 1905. - С. 4.334 Казань, 1905.

64. Багин С.А. Об отпадениях в магометанство крещеных инородцев Казанской епархии и о причинах этого печального явления // Православный Собеседник. 1910. - Январь. - С. 125.

65. Багин С.А. Об отпадениях. Март. - С. 400.339 Тоже.

66. Протоколы заседаний Совета Казанской духовной академии за 1906 г. Казань, 1907. - С. 184.

67. Geraci Robert P. Window on the East. National and imperial identities in late tsarist Russia. USA, 2001. - P. 298299.

68. Журавский А.В. Казанская духовная академия. С. 54.

69. НАРТ. Ф. 10. On. 1. Д. 10643. Л. 6.

70. Степанов K.C. Русская православная церковь в политической жизни Казанской губернии в первые десятилетия XX века: Дис. . .канд. ист. наук. Казань, 2000. - С. 72.

71. Горохов В.М. Реакционная школьная политика. С. 81-82.

72. HA РТ. Ф. 10. On. 1. Д. 10643. Лл. Юоб.-11; Отчет о состоянии Казанской духовной академии за 1905-1906 уч. год. С. 30.

73. Степанов К.С. Русская православная церковь в политической жизни Казанской губернии в первые десятилетия XX века: Дис. .канд. ист. наук. Казань, 2000. - С. 68-69.

74. Миссионерский съезд в г. Казани 13-26 июня 1910 г.-Казань, 1910.

75. Машанов М.А. Современное состояние татар-мухаммедан и их отношение к другим инородцам. Казань, 1910.-С. 14-17.361Тамже.- С. 18-19.362 Там же. С. 25-29.

76. Смирнов H.A. Церковь в истории России. М., 1967. - С. 288.

77. Третье Собрание Полного свода Законов Российской империи. СПб., 1881-1913. - T.XXV. - № 26125.

78. Загидуллин И.К. взаимоотношение православия и ислама в Среднем Поволжье. // Межэтнические и межконфессиональные отношения в РТ. 4.2. -К., 1993. - С. 158.

79. Багин С.А. О пропаганде ислама. С. 251.

80. Исхаков Д.М. Современный национализм татар // Панорама форум. - 1997. - № 13. - С. 33.

81. Багин С.А. О пропаганде ислама. С. 388.371 Тоже.

82. Мазитова H.A. М.А.Машанов и проблемы исследования ислама в Казани в конце XIX начале XX в. // Историография Ирана нового и новейшего времени. - М., 1989. - С. 89.

83. Кононов А.Н. Некоторые вопросы изучения истории отечественного востоковедения. М., I960. - С. 3; Его же. История изучения тюркских языков в России: дооктябрьский период. - Л., 1982. - С. 7.

84. Валеев P.M. Казанское востоковедение. С. 160.

85. Данциг Б.М. Изучение Ближнего Востока в России. XIX начала XX в. - М., 1968. - С. 26.

86. Материалы для истории факультета восточных языков С.-Петербургского ун-та. Т. I. - С. 143.

87. Формирование гуманистических традиций отечественного востоковедения до 1917 года. М., 1984. - С. 5.

88. История отечественного востоковедения. С. 35.

89. Batunsky Mark Russian missionary literature on islam // Zeitchrift fur Religions und Geistesgeschichte. 1987. № 38. - p. 261.

90. Смоленский С.В. В защиту просвещения восточно-русских инородцев по системе Николая Ивановича Ильминского. С.-П., 1905. - С. 5.

91. Знаменский П.В. На память о Николае Ивановиче Ильминском. Казань, 1892. - С. 82-83.

92. Крачковский И.Ю. Очерки по истории русской арабистики. Т. 5. - M., 1958. - С. 126.

93. Его же. Гиргас и его роль в создании русской арабистики. Т. 5, - М.-Л., 1958. - С. 97.

94. Данциг Б.М. Русские путешественники на Ближнем Востоке. М., 1965. - С. 209-210; Бартольд B.B. Обзор деятельности факультета. - Спб., - Т. 4. - С. 125-126.

95. КрачковскийИ.Ю. Очерки. С. 125.

96. НАРТ. Ф. 968. On. 1. Д. 1. Лл. Моб.

97. Крачковский И.Ю. Очерки. С. 127-129.

98. Валеев P.M. Из истории казанского востоковедения. С. 48-75.

99. Беляев Е.А. Арабы, ислам и Арабский халифат в раннее средневековье. М., 1966. - С. 1.

100. НАРТ. Ф. 967. On. 1. Д. 161. Л. 5.

101. Крачковский И.Ю. Очерки по истории. С. 129.

102. ЗВОРАО. Т. 8. - СПб., 1893. - С. 365.

103. Протоколы заседаний Совета Казанской духовной академии за 1911 г. Казань, 1912. - С. 46.

104. Аравия, колыбель ислама. Ташкент, 1910; Коран. - Ташкент, 1912; Догматы Корана. - Ташкент, 1912; Шариат. - Ташкент, 1912; Введение в курс исламоведения. - Ташкент, 1914.4,0 Смирнов Н.А. Очерки изучения ислама в СССР. М., 1954. - С. 118-119.

105. История отечественного востоковедения. — С. 40.

106. Валеев P.M. Из истории казанского востоковедения. С. 8.

107. Крачковский И.Ю. Очерки. С. 122.

108. Batunsky Mark Russian missionary. P. 257.

109. Валеев P.M. Казанское востоковедение. С. 340.4,9 НА РТ. Ф. 10. Он. 1. Д. 1302. Л. 1.

110. Павлов П.П. Обзор фонда Казанской духовной академии: Дис. .канд ист. наук Загорск, 1985. - С. VIII.

111. Православный Собеседник. 1872. - Ноябрь. - С. 368.

112. Православный Собеседник. 1877. - 4.1. - С. 190, 431; - 1877. - Декабрь. - С. 76-96; - 1878. - Февраль. - С. 217-242; - 1878. - Март. С. 333-352; - !878. - Октябрь. - С. 97-121; - 1878. - Декабрь. - С. 303-327.

113. Батунский М.А. Православие, ислам и проблемы модернизации в России на рубеже XIX XX веков // Общественные науки и современность. - М., 1996. - № 2. - С. 83; Миропиев М.А. О положении русских инородцев. - Спб., 1901.

114. Яблоков А.П. О сущности и характере мухаммеданского богослужения сравнительно с христианским богослужением // Православный Собеседник. 1887. - Ч. 1. - С. 81.431 Там же. -С. 82, 103.

115. Православный Собеседник. 1893. - Август. - С. 309-354.435 Там же. С. 354.

116. Православный Собеседник. 1894. - Ч. 2. - С. 312-339.437 Там же. -С. 354.

117. Православный Собеседник. 1895. -Ч. 1. - С. 398-408; - Ч. 3. - С. 453-477.

118. Там же. Ноябрь. - С. 298-398.

119. Крачковский И.Ю. Очерки. С. 129.

120. Православный Собеседник. Ч. 1. - С. 1-54.

121. Жузе П.К. Ислам и просвещение // Православный Собеседник. 1899. - Ч. 3. - С. 537.

122. Крачковский И.Ю. Очерки. С. 130.

123. Воронец E.H. К вопросу о свободе веры и о современных внутри России, отпадениях от христианства в мухаммеданство // Правосланый Собеседник. 1877. - 4. 1. - С. 253-254.

124. НА РТ. Ф. 10. On. 1. Д. 6464. Лл. 1-1 об.

125. Протоколы заседаний Совета Казанской духовной академии за 1872 г. Казань, 1872. - С. 28.

126. НА РТ. Ф. 10. Оп.1. Д. 6464. Лл. 12-13.

127. Протоколы заседаний Совета Казанской духовной академии за 1872 г. Казань, 1872. - С. 29; НА РТ. Ф. 1207. On. 1. Д. 1.

128. Миссионерский противомусульманский сборник. Казань, 1873. - Вып. I. - С. 3-4.455 Там же. С. 6.

129. Казань, 1873. Вып. I. - 50 с.457 Там же.-С. 100-139

130. Остроумов Н.П. Критический разбор мухаммеданского учения о пророках // Миссионерский противомусульманский сборник. Казань, 1874. - Вып. IV. - С. 6-7.

131. Хрусталев А.А. Очерк распространения христианства между иноверцами Казанского края // Миссионерский противомусульманский сборник. Казань, 1897. - Вып. V. -104 с.

132. Казань, 1875. Вып. VI. - 148 с.

133. Раев П. Признаки истинности православного христианства и лживости мухаммеданства // Миссионерский противомусульманский сборник. Казань, 1875. - Вып. IX. - С. 5.465 Казань, 1876.-Вып.X.

134. Об этом сочинении более подробно смотри во 2-ом параграфе II главы.

135. Цит по: Крачковский И.Ю. Очерки по истории.-С. 130.

136. О ней подробно в 3-ем параграфе II Главы.

137. НА РТ. Ф. 967. On. 1. Д. 3. Лл. 36 об.-37.

138. Петрушевский И.П. Ислам в Иране в VII XV веках. - Л., 1966. - С. 16.

139. HA РТ. Ф. 967. On. 1. Д. 3. Л. 37 об.

140. Остроумов Н.П. Что такое Коран? Ташкент, 1883. - С. 85.

141. Коблов Я.Д. Правда о Мухаммеде. Краткая история жизни Мухаммеда. Казань, 1903. - С. 16.

142. Вагабов М.В. Ислам и вопросы атеистического воспитания. М., 1984. - С. 17.

143. Бартольд В.В. Сочинение. Т. VI. - С. 121-122.493 Там же. -С. 417.

144. HA РТ. Ф. 967. On. 1. Д. 4. Л. 3.497 Тоже.498 Там же. Л. 6.

145. НА РТ. Ф. 967. On. 1. Д. 3. Л. 52 об.

146. Там же. Лл. 53 об. - 55 об.504 Там же. Л. 54 об.505 Там же. Л. 60.

147. Петрушевский И.П. Ислам в Иране. С. 28.

148. Вагабов М.В. Ислам и жеенщина. М., 1968. - С. 46.

149. Шайдуллина Л.И. Арабская женщина и современность. М., 1978. - С. 20.5,8 Вагабов M.B. Ислам и семья. М., 1980м9 Его же. Ислам защитник рабства женщин. - Махачкала, 1962. - С. 11.

150. Бартольд В.В. Ислам. Пг., 1918. - С. 36.

151. Его же. Сочинения. Т. VI. - М., 1966. - С. 648.

152. Бартольд B.B. Сочинения. Т. VI. - М., 1966. - С. 648.529 Там же. С. 650.

153. Машанов М.А. Мухаммеданский брак.

154. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право

155. Машанов М.А. Мухаммеданский брак. С. 94-95.

156. Керимов Г.М. Шариат: закон жизни мусульман. М., 1999. - С. 101.536 Там же.-С. 109.

157. НА РТ. Ф. 967. On. 1. Д. 3. Л. 11.540 Там же.-Лл. 16 об-17 об.

158. Машанов М.А. Мухаммеданский брак. С. 216.

159. НА РТ. Ф. 967. .On. 1. Д. 16. Лл. 116-117.

160. НА РТ. Ф. 967. On. 1. Д. 7. Л. 24.

161. НАРТ. Ф. 967. On. 1. Д. 185. С. 185.

162. Материалы о ханифах М.А.Машанов взял из работы немецкого ориенталиста Шпренглера.

163. Остроумов Н.П. Что такое Коран? По поводу статей гг. Гаспринского, Девлет- Кильдеева и Мурзы Алимова. -Ташкент, 1883. С. 85.

164. Миропиев М.А. Критика отрицательных начал ислама, мешающего сближению мусульман с другими народами // Миропиев М.А. О положении русских инородцев. Спб., 1901. - С. 20.

165. Протоколы заседаний Совета Казанской духовной академии за 1885 г. Казань, 1885. - С. 53.

166. Беляев Е.А. Библиография по исламу на русском языке: Дореволюционные издания // Ислам. Сборник статей.-М., 1931.-С. 152.569Geraci Robert P. Window on the East. National and imperial identities in late tsarist Russia. USA, 2001. - P. 91.

167. Мазитова Н.А. М.А.Машанов и проблемы исследования ислама. С. 91.

168. Беляев Е.А. Библиография по исламу. —С. 152.

169. Машанов М.А. Европейские христиане на мусульманском Востоке. Казань, 1889. - С. 99.577 Там же. С. 98-99.

170. HA РТ. Ф. 967. On. 1. Д. 9. Лл. 195.379 Там же. Лл. 11-115.580 Там же.-Лл. 11-12.

171. НА РТ. Ф. 967. On. 1. Д. 9. Л. 186.583 Там же. Л. 187.

172. НА РТ. Ф. 967. On. 1. ДД. 26-39.586 Там же. ДД. 40-41, 47-90.

173. Там же. ДД. 42-46, 91-112.

174. HA РТ. Ф. 967. On. 1. Д. 23. Л. 25.593 Казань, 1908.

175. Протоколы заседаний Совета Казанской духовной академии за 1905 г. Казань, 1907. - С. 6.

176. НАРТ. Ф. 10. Оп. 2. Д. 1051.

177. Мазитова Н.А. М.А.Машанов. С. 95; НА РТ. Ф. 967. On. 1. Д. 121. Л. 93.

178. Прозоров С.М. Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. Вып. I. -M., 1998. - С. 4.

179. Прозоров C.M. Ислам на территории. С.4.

180. НА РТ. Ф. 967. On. 1. Д. 120. Л. II.

181. Мазитова H.A. M.A.Машанов и проблемы исследования ислама. С. 96.