автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: Мир искусства в художественном творчестве Л.Н. Толстого
Полный текст автореферата диссертации по теме "Мир искусства в художественном творчестве Л.Н. Толстого"
РОССИЙСКАЯ ЛКАДШЯ НАУК ИНСТИТУТ ШРОВОЯ ЛИШАХШ вмени А.У.Горького
На правах рукошюя
ПЛАСТОВА Tfiíüsa Ерьевна
ш 15сюгссш в ощшатБшт теорчесш л.н.толстого
Специальность 10.01.01.-Русская литература
Автореферат дассвртещга на сонсхашю ученой степени кандидата фалояолпескях наук
Ыосква-1993
Работа выполнена в Отделе русской классической литературы Института мировой литературы им. А.М.Горького РАН
Научный руководитель
доктор Филологических наук,профессор Л.Д.Громова /Опульская/
Официальные опповентн: доктор филологических иаук,**т>офессор Э.Г.Бабаев кандидат филологических наук,доцент U.K.Щербакова
Ведущая организация - Тверской государственный университет
Замта состоится icc,of^>^> 1993 года в /iT часов с . ааседаюш специализированного совета Д 002.44,01 но филолоическим наукам при ШЛИ Российской АН по адресу: I2I069,Москва,ул.Поварская,25 в
С диссертацией t/охно ознакомиться в научной библиотеке ШЛИ ям. А.:.иГорькото РАН.
Автореферат разослан "/<?" (^'/Л^'Л 1993 года. Ученый секретарь специализированного совета
ОЕЦАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Мир искусства - один из бесчисленных миров в художественном пространстве Л.Н.Толстого.За долгие года изучения творчества писателя опубликовано множество рг от,подробно я всесторонне освещающих искусство как одну из тем его повествования. Вцэ в конце 20-х годов в сборнике "Эстетика Льва Толстого "под редакцией О.Й. Сакулина Д!. ,1929/, в статьях Г.Райнова.И.Эйгеса.М.Фабрикйнта/ наряду с рассмотрением теоретических вопросов эстетики,большое м(.уга уделено теме искусства /музыка и живописи/ в художественных произве-деняях.Вопросн исхусстщ в творчестве Толстого подробно освещались в работах В.И. Срезневского и Б.М.Эйхенбаума.2 Эли-аоды,связанные с искусством,рассматривались >в комментариях х текстам Юбилейного собрания сочинений:статьи Н.М.Мендельсона/об "Альберте"/ и Н.К.1Удзия /о"Крейцеровой сонат "/,а Также в мемуарах а книгах.посвяшенншс творческой биогра^тя Л.Н, Толстого '.работы Е.Н. Гусева к А.Б.Гольденвейзера,С.Л. Толстого и др. В трудах по эстетике Толстого,в особенности в обстоятельном исследования К.Н.Лоиунова "Эстетика Льва . Толстого" /Ы,1972/,по«шэ вопросов эстетики,большбв виима-ние уделено анализу тепы искусства в худокес^'бнньа произведениях. В 70-е года искусство как художественный феномен, . как элемент поэтики рассматривалось в работах гсс..адователей-
* Райков Т. Эстетика Толстого и его искусство;ЭЙгео И. Воззрение Толстого на музыку; Фабрикант М, Толстой в изобразительное искусство.
*2 Срезневский В.И.Толстой. 1850-18б0,Ма?ариалы.етатьи.--Л. ,1927 ; Эйхенбаум Е.И. Лав Толстой.Книга первая. 50-ые года.-Д.,1926.
е * "
Г.Н.Ищука и Я.К.Гея.1 "Вопросы искусства,-шкал Г.Н.ыцук,-широко представлены на стралвдах первых художественных проязЕвденйй Толстого.Они появляются здесь не как дивертисмент, но кал важнейшая часть общего замысла" Впервые была выявлена связь темы искусства с проблемой творческого метода писателя. Значите, ¿ным вкладом в исследование данной теищ стали работы Э.Г.Еас _ева,в частности "Очерки эстетики и творчества Л.Н.Толстого" Д1.,IS8I /. В последнее время появляются статьи, посвяще нше какому-либо одному виду искусства-театру,музыке »танцу /работы И.Вштевской,Л.Морозенхо,Н.Бурна-шевой /. При.всей плодотворности а значительности этих исследований большинство из них рассматривают искусство в твор-¡ств" Толстого как тему или несколько тем.
АущагйШИЬ данной работа состоит в попытке всестороннего рассмотрения искусства как элемента художественной структуры толстовских произведений, как слшяого и целостного а своем единства мира. Ключ к такому пониманию дает сам Толстой: "Сущность эстетического чувства,возбукдаемого в нас живописью ...есть воспоминание об образ ах.Сущность эстетического чувства,возбужденного музыкой .есть несознанное воспоминание о чувствах . о переходах из одного чувства в Другое. Чувство поэзии есть сознательное воспоминание о жизни с ее образами и чувствами" /1.180/.3
Научная: новизна работы состоит в системном подходе ж
х 11цук Г.Н. Социальная природа литература и искусства в понимании Толстого. -Калинин,1972 ; Гей Н,К. Художественное« лятературы.Поэтяка.Стняь.-М.,1975.
2 йоук Г.Н. Указ,работа.- С.32.
3 Здесь и далее произведения,дневники и письма Л.Н.Толстого цятяруатся по изд.¡Толстой .Е.Н.Поли. собр. соч./ТЭбилеЙ-ное гздалие/.-М., 1928-1958,с указанием тома и страницы.
творчеству Толстого. Понятие системы как совокупности взаимозависимых, взаимообусловленных элементов используемся б настоящее время в самых разша науках /математике,семиотике, лингвистике и др./ и,как показачи работы Н.М.Бахгяна.мояе?
т
быть о успехом использовано в литературоведеш. . . "Творчество писателя,- писал ¡й.Б.Хралченко, - представляет собой системное единство,Системное прежде всего потому,что ко;?до-го талантливого писателя отличает свой круг тем,ялой,образов.Это верно и тогда,когда круг этот очень сиро,.,когда художественные искания писателя отмечены своообра—юй унявер-сальностьо. Системными свойствам! творчество талантливого писателя обладает еще я вследствие того,что на всех созданных им произведениях лежит выразительный отпечаток его ху-. дожественной индивидуальности"
Оьределейная традиция изучения творчества Толстого предполагала особый акцент на противоречивости но только ¡1~ло-сорских взглядов,но и всего творческого пути писателя. Безусловно, такой подход бил довольно плодотворным. Но все же нельзя не в..деть и его односторонности. "Какими бы острыми ни били противоречия, выявляющиеся в процёссо эволюции крупного мастера, они обычно не разруиаот единства , системности его творческой деятельности . Саш .;о сеое противоречия в этом случае являются характерными признаками особого литературного явления,отличадаегося от дру.их худо-
* См.: Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - ?.!., 1979.
2 Храпченко М.Б. Художественное творчество. Действительность. Человек. - А!., 1578. - С. 328. -3-
.;TJ<bHi:ux феноменов"*.
Системный подход позволяет /вплоть творчество писателя .' единстве,понять значимость отдельных его элементов,их евлзь, lipniirii к новому,более глубокому познанию семантики произведений и всего творчества в ; злом
Апробалля работ;;. Ре ..ультата исследования обсуждались на заседаниях Отдела русс jfi классической литературы ;ШИ РАН. Наиболее ватише положения диссертации били &!>ормулиро-ваны в докладах,сделанных ил конвенция молодых ученых ИМЛИ "Русская философская (мель и русская литература XIX - XX веков",заседания научной группы Музея Л.й,Толстого,освещались в публикациях.
Структура работы. Реферируемая диссертация состоит из чведония,трах глав,заключения и библиографии. Объем работы ISO страниц . Библиография включает 175 наименований.
Во введении обосновывается выбор тома,оценивается степень ее изученности, формулируются цели и задачи исследования, определяются методологические принципы.
¿еыа первой главы - "Восприятие искусства как хугожесг-веняш'. призм в трилогии "Детство","Отрочество","Юность" и романе "Война и м- /*. В первой разделе рассматривается вопрос о худскественних истоках творчества Толстого, о романтн-
1 Хралчекко М.Б. Художественное творчество. Действительность. Челог.ек. - И.,1578. - С. 328.
^ См.: Громов 1' П. Повествование Чехова как художественная система // Современные проблеют литературоведения и языкознания. - U., IS74.
ческом идеале я его художественном sonлощении е т^члогш.
Согласно концепции Е.М.Эйхенбаума, Толстому чуж^а романтическая традиция, и худояник-реаляст сознательно отказш-алея от наз. Вслед за Б.М.Эйхенбаумом этого мнения прадорхиаа-лись Б.Бурсов, А.Сабуров. Согласно другой кон^лщаи (И.Эйгес, Г.Н.йщук, Н.К.Гей, В.Ю.Троицкий, В.И.Сахаров), Толстой воспринял , использовал творческий опыт романтизма. Вывод этот гажен на только для понимания конкретных проблем тгорчества Толстого. В работах исследователей, особенно с 7^-х годов, было восстановлено понимание непрерывности литературного процесса, связи Бремен, без которой невогыо:кно оценить ни процесс е целом, ни отдельные его фрагмента.
Романтизм - господствующий стиль искусства и дух казни во времена детства и ранней юности Толстого. Несомненно, он отвергал романтические шаблоны, ирончзаронал над эпигонами романтизма, но сам еысокиЙ дух романтической эпохи, ее идеала и ее мироощущение были ему, несомненно, близка. Анализ ранних произведений ("Записки о Катказа", "Набег", "Юность") показывав'!, чч. как фон, как цитата, как чужое слово, эпоха романтизма присутствует в раннем творчестве Толстого. Но, по-видимому, Толстому близка и сама романтическая форма выражения, романтическое мышление. Фабульные хс„ы "Казаков" (бегство Оленина из привычной среды, жажда романтических приключений, /шбовь к Марьяне, жизнь среди народа j казачьей станице, полной неповторимого колорита, народные типы) роднит эту вещь о вораинами русского романтизма, такими как "Цыганы" и "Герой нашего времени".
Как неоднократно отмечали исследователи, с наибольшей -5-
силой романтическое иыплешю и романтическая поэтика ;рояв-ляются там, где речь идет об искусстве. В повести "Детство" присутствуют по сути дела все элементы романтической поэтики. Детство для повеотюЕателя - недостижимый, навсегда утраченный идеал. Этим идеалом мир Детствг останется наЕсегда в художественной системе Толстого, сквозной темой пройдет че-ре~ гее его творчество. С~5раз Николеньки ИртеньеЕа возникнет в последнем романе - "Воскресение", неся с собой целый поток чуЕств, ассоциаций.) В повести "Детство" для повест-Еователя, ужо взрослого человека, единственный путь в детство - воспоминания. Воспоминания о чувствах в поэтической системе Толстого связаны с музыкой. Именно поэтому музыка г~нимавт в пергой книге такое вахное место. Музыке посвящены больше по объему и очень значительные по содержанию отступления в ранних редакциях. Из окончательного варианта вместе с отступлениями как бы убирается развернутая мотивация« но романтическое "самочувствие" повествователя остается, а возможно, даже усиливается. "Эволюция от первоначальных варнак .ов произведения свидетельствует о сдвига к романтической поэтике", - отмечал Н.К.Гей*.
Вряд ли моино 'прямую говорить о романтическом дво смиряя с его непримиримыми противоречиями и борьбой в толстовской трилогии. Между тем дуализм бытия, представление о хизш* душ а тела (что более соответствует готической, средневековой концепции бытия) в г глогии несомненно присутствует.
1 Гей Н.К. Художественная литература. Поэтика. Стиль. -М., 1975. - С. 365.
В ряду пошзиЕшихся с разницей е несколько лет произведений, использующих форму автобиографии, мемуаров (фрагмент "Сон Обломова" И. А. Гончаров а, повесть П.Кулиш "История Ульяны Терентьевны", "Семейная хронига" и "Детские годы Багрона-Ещка" С.Т.Аксакова) трилогия Толстого выделится тем,что в ней нет бытописания. Обыденная жизнь, быт, которые так опоэтизированы у Аксакова и Гончарова, не только из составляют основу аоевстеогания Толстого, ьо е определенном смысле прогигостоят главкой лдез писателя. Мир душ и ..лр обыденной жизни четко разделен. Мир дуии героя Еыделен к*..* самостоятельная а важнейшая тема повествования, «о заметил еда Н.Г. Чернышевский, один из парных критиков Толстого, писавший о "тайнах жизни человеческого духа"* в"Детстве". Духовная жизнь Николеньки Иртеньева связана прежде всего с музыкой, о игрой матери.
Присутствует в трилогии и один из основных элемек.ов романтической поэтики - романтическая ирония. Этот стилистический ход, как показывает анализ текста, доеольно часто используется Тс. ¿тым. Возникают пряные стилистические параллели с Э.Т.Гофманом ("Крейслериана"), о Гоголем ("Мертвые дуии").
После трилогии "Детство", "Отрочесгео", ''Зность" романтические тенденции в творчестве Толстого сохраняются, всякий раз как бы приподнимая художественное создан! над гранью описательного, йытоеого повествования, и опять-таки с осо-
1 Чернышевский Н.Г. Поли.собр.соч.: В 15 г. - Ы., 19391953. - Т.З. - С. 426.
бой силой проявляются гам, где речь идет об искусстве (например, е финале "Утра помещика").
Таким образом, практически все элементы романтической поэтики и романтического мышления находят соответствие в художественной системе Толстого: романт-.ческий идеал и идеал, неизменно присутствую^.1 в его произведениях; пристрастие ро;..актйкоЕ к изображении : ¡утреннего икра человека, челоге-ческих страстей, что соответствует толстобокой "диалектике души"; романтическое двоеми^яз и деа мира толстовского по-вестюЕания; особый интерес к национальному характеру у романтиков и "мысль народная", пронизывающая Есе ггорчество Толстого. Романтическая традиция, однако, возникает е ТЕор-чотве Толстого не как анахронизм, повторение уже пройденного литературой пути, а как закономерная ступень в строительстве своей собственной философской и стилистической системы.
Роман "Война и мир" есть в определенно« смысле продолжение "Детства", "Отрочества" и "Юности", Здесь тоже речь идет о детях или о молодых людях, которые еще растут, развиваются ча 1-азах читателя и, как и Николенька Иртеньег, проходят определенные этапы в своем духовном развитии. "Войт и мир", при всей несоанеир-й верности исторической правде, на чем настаивал сам Толстой, не есть бытовой или в строгом смысле слова "исторический роман", а такой роман, как понимала ■■ тот жанр романтическая эстетика, то есть объединяющий "все обособленные види поэзии" и п: ходящий "в соприкосновение поэзию с философией и риторикой", способный "Еыразить душу са-иого автора" (Ф.Шлегель)^.
^ История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли: В 5 т. - П., 1967. - Т.З. - С. 251.
-8-
По отноиешц) к "Войне а мару",.можвт быть, о .ие большим основанием можно говорить о двоеыирии. Словосочетание "иной мир" очень часто встречается в тексте романа. В "самый задушевно-поэтический мир" переносит любимая соната княжну Марью, отражение этого духовного мара почувствует и полюбит е ней Николай Ростов. В наибольшей степени о "иным" миром связан князь Авдрей. Осознание э^ой связи, пришедшее к нему на полз Аустерлица, будет все время сопровождать его, проявляясь е различных эпизодах. Во Ерезд пения Наташи его поражает "вдруг живо сознанная ш страшная противоположность между Чем-то бесконечно великим и неопределимым, бывспш в ней, а чем-то узким и телесным, чем был он сам и даже была она". Смерть князя Андрея - "пробуждение" от жизни, соединение с тем иным миром, присутствие которого он всегда оздаал в себе. Метафорой смерти становится распускающийся цветок. "Свежий благоуханный цветок" распускается в душе героя "Люцерна" , когда он ссприкасается с даром музыки. Мир музыки и тот "иной"« идеальный мир, который существует параллельно миру материальному, совпадают. Музыка в романе - стихия пограничных состояний человеческого бытия: она, бреда, где рассудок нз в садах контролировать сознание, а ем завладевают сокрытые в обычных условиях силы. Странную музыку слышит раненый князь Андрей» музыкальный оой вддат в ночь перед последним своим боемИетя Ростов} Натаиа Роотова, как и герой "Детства" Няколенька ИртейЬев, способна под звуки музы 1 Еспомнать то, "что было прежде", чем она "была на овете''. "Если при какой-нибудь сцене, поступке, собат-гд, известной ситуации прозвучит соответственная музыка, то она как бы -9-
раскрывает нам их таинственный смысл и является их . ерным и лучшим комментарием"*, - писал Шопенгауэр, эстетикой которого Толстой был очень увлечен в период работы над "Войной и миром" .
В отличие от музыки, танец е :удогесгвекной системе Толстого не связан с запре. .ельшм ыиром. Это часть мира реального и даке быта. В "Boi.ia и мирз" танец - это стихия, которая полностью поглощает человека, раскрепощает его, пробуждает доселе дремавшие, скрытые силы его души. Пляска объединяет людей, к каким бы сословиям они на принадлежали, в единое цзлоа - народ.
Бальный танец у Толстого - это тоже выражение чувств, в та^це раскрывается душа героев. Именно такие функции несут сцены на балу (бал у Иогеля, вальс Наташ и Андрея, шконец, танец Наташ и А наго ля Курагина). Ганец каждый раз как бы выявляет истинную суть происходящего задолго до того, как ее раскрывает повествование, в в атом смысле становится особый языком, необходшым автору.
Соесч другое значение алеет танац на сцене - балет. Опасение балета а оперы несет несомненное отрицательное отношение агтора, "роме того, "сцена Е театре" приобретает в художественном мире Толстого определенную смысловую значимость. Мотив фальши и неестественности, связанный у Толстого о театральным представлением, проецируется на отношения герое* ("Война и мир", "Аш ^ Каренина", "Воскресение").
* История эстетика. Памятники мировой эстетической мыс; ли. - Т.З. - С. 357.
-1С-
именно - спорой о "дидактика" а "частом искусстве", о "пушкинском" и "гоголевском" направлении в литературе, спором, который вышел за рамка чисто литературной полемики, стал идеологическим и привел к расколу "Современника". Спора о "чистом искусстве", о художника в середине 50-х годов,несомненно «стали идеологическим источником "Альберта". Второй источник - литературная традиция, прежде всего романтическая. Романтическое двоемириэ и ощущение невозможности достижения идеала и гармоний проходит через все редакции рассказа. Ро-кангачсскпЯ идеал, романтическое двоемириа, романтическая ирония - все элементы поэтики р дантизма присутствует в этом произведении. Вместе о тем, в "Альберте", как и в других вещах Толстого, явно высказано ироническое отношение к романтическим стереотипам. Кроме того; гак справедливо отмг-ил Н.К. Гей, стилистическая природа рассказа двойственна. Альберт - 8то а романтический горой, я "маленький человек" со веема атрибутами натуральной школа.
Й вое se w осмеливаемся утверждать, что главным источником "Альберта" стали я посредственные аззггекные впечатления автора, музыка. Рассказ у Толстого наполнен музыкальной стихией. Мир музыки - ото романтический "иной" мир, в кото-,роа яизет главный "врой. Этот мир противопоставлен миру обыденному, киру Делесова, Аленяка, Крапивина. С другой сторо- . на, 1 1Ьберта - это то, что соединяет людей в едином
чувстве, ока - язык, понятный всем: а-девицам в доме веселья, я слуге Делзсова. От-ор музыхалыак произведений, "исполняемых" или упомятеких в рассказе, отнвда не случаен. Seo ока, йак правило, нооят рсаантячоскпй характер as? гамеэзэ ta • -15-
романтические текста. Эта вещи были очень популярными в русском обществе Зл-50-х годов, и читатель, по мысли Толстого, должен быть, конечно, знаком с ниш.
Все «• тире редакции "Альберта" очень разные. Автор всякий раз по-новому ловогачивает тему, высвечивает ее грана. Важная особенность последней редакции в том, что все другие проблемы - социальные, нравственные и даже эстетические -уступают место непосредственному описанию игры и музыкальных впечатлений. В "Альберте", как и всегда у Толстого, ¡€.) искусства связан обобими поэтически значимыми нитями с миром обыденным, как бы мах дя в нем соответствия и параллели. Так, музыка переходит в тему сна (го же било и в "Детстве" и в "Война и маре"). Сон Альберта в финал о рассказа генетически и типе эгически сочетается с маленькой самостоятельной вещью "Сон", созданной практически одновременно с "Альбертом", бон в художестг чнной системе Толстого - метафора творчестве. духовной жизни. Определенную системную закономерность имеет у Толстого а параллель.музыка - голоо. В "Альберте", как и в "Детстве*, как а в последующих ведах Толстого, музыка "л)Воритм, то есть является языком, объединяющим души людей. 1
Написанная через тридцать лет после "Альберта" повесть "Крейцерова соната" имела, как и рассказ, множество источников. Б конць 70-х годов Толотой начал, но не закончил рас-оказ "Убийца жены", в котором можно Еидеть эмбрион "Крейце-ровой сонаты". Нравственная тема повести была раскрыта лли по крайней мере очонь серьезно намечена ухе в романе "Анна Каренина". Но нигде до "Крейцеровой сонаты" тема ненорыаль- ь
ного устройства семейной жизни не била впрямую связана с искусством. В ранней редакции (первом черновом наброски повести) о музыка нет речи - любовник героини но музыкант, а художник. Закономерно, что Толстой отказался от этого варианта. Живопись, по давней формуле Толстого, - воспоми-ание об образах, что не согласуется с внутренней логикой поессти. Музыка - воспоминание о чувствах; именно с чувствами связаны основные фабульные и смысловые ходы "Крейцероюй сонаты".
Непосредственным поводом к написании повести, озаглавленной "КрейцероЕа соната", а не "Убийца жены", послужило музыкальное впечатление, а именно как установлено Л.Д. Опудь-ской*, исполнение сонаты Ботховсна, посещенной Крейцеру, .ианисткой Н.Д.Гельбвг и скрипачом Ю.И.Лясоттой лъ-гад 1887 года. В "Хрейдерог й сонате" Толстой вводит г повесть не просто музыкальцуо тану, ко тему очень знач гальцую и важную для себя, как бы преследующую его есю жизнь - тому Бетховена. Возникшая еще в "Детстве", "Отрочестве" и "Юности", продолженная затем в "Семейном счастии", тема эта приобрела особое звучание в "Крейцеровof сонате". Отношение Толстого к лузыкэ Бетховена гораздо сложнее, чем принято обычно думать, а вряд ли может быть выражено словами "отрицание" или "неприятие". Музыка Бетховена оказывала на него огромное воздействие и доказательством этому служат не только воспоыаш-1ия совр..леннг ое или признания самого Толстого, но прежде всего то, как описывается музыка Бетховена s художественных
* См.: Опульская Л.Д. Толстой. Материалы к бпогрлфаа о 1886 по I8S2 г~д. - М., 1979. - С. I20-I2I.
произведениях Толстого. Осуждение же Бетховена связано у Толстого прежде всего не с музыкальными, а скорее с общеэстетическими, дожа идеологическими моментами. Толстой считал Бетховена родоначальником упадка в музыка. Причина упадка искусства, по Толстому (что достаточно ясно ьиражено е трактате "Что такое искусство?"), - в утрате веры, кризисе религиозного сознания. Процесс этот был объективным. У старых ыузыкангов (у Баха, е частности) музыкальное произведете ук- при СЕоем создании было обращено к Eoi y, и содержание го, как, впрочем, и каноническая форма, были истинно религиозными. Но ужо в ХУИ Ееке музыка все Оолоо а более принимала светский характер, становилась выражением субъективных чувств. Эти тенденции уже ясно заметны е искуостве Гайдна и Моцарта. Но у Бетховена, о его культом мятежа, свобода, романтического бунта, они достигают апогея. Кроме того, от
строгого детерминизма Гайдна а назомной гармота Моцарта i
Бетховена отличает зели не отсутствие воры, "о по крайней мере сомнение.
Это очень важно для Толстого. "Она, музыка, сразу, непосредственно, переносит меня в то душевное состояние, в котором находился тот, кто писал музыку. Я сливаюсь о ним .ад-шов и вместе с ним переношусь из одного состояния в другое.." /27, 61/. Понимание Толстым специфики музыкального искусства очень близко к Шопенгауэру. "Музыка.», - писал Шопенгауэр, -в противоположность другим искусствам, ьовсе не отпечаток Иней» а отпечаток самой воли. Бот почему действие музыки -18-
настолько мощнее и глубже действия других искусств"*. Л.С. Выготский отмечал, что две черты подмечены в толстовском описании с исг-чочительной верностью: что "музыка действует катароически, то есть проясняя, очищая психику, раскрывая и вызывая к жизни огромные и до того подавленные силы". И вторая черта: "за музыкой признается какая-то принудительная
о
' власть" . Ыаяду тем анализ текста повести приЕел тс к выводу о том, что Крейцерова соната, музыка не имеет непосредственного отношения к убийству. Но музыка выполняет очень важную роль в повествовании. Вводя в повествование мотив высокого искусства, Толстой расскь. об убийстве жены -перегодит на сов сам иной уровень. Как будто раздвигается грана словесного повествования, выразительным средством становится сама музыка, воскрепаыая 5 музыкальной памяти читателя. Еозни-каст "многомерность" повествования, о которой писал Н.К.ГеЗ . Й-гак, музыка - иоточшш и, несомненно, одна из важнейших тем повествования в "КреЗцеравой сонате", без осознания которой невогмохцо понять эту вещь во всей ее глубине.
В "Альберта" я в "Кра'деровой сонате", пожалуй, острее, чем в других произведениях Толстого, поставлена проблема соотнопеная искусства и нравственной нормы. Проблема эта была важна для Голстг-о воегда. Уаэ в третьей редакции 10-й
т *
- ¡к?орш эстзтикя. Цшзтшах каровой эстетической тола. - Т.3. - С. 353.
2 Выготский Л.С. Психология искусства. - Н... 1972. -С.242.
3 Гей Й.К. "Крейцерова соната" Л.Толстого как художест-. Еенная многомеркооть//Страници истории русской литературы.
Ы., 1971. - С. Кб. ;
-И-
глени "Детства" он высказывал мысль, близкую к выводам "Крейцеров ой сонаты": "Музика ецс у древних греков была подражательная, и Пла'/он в своей "Республике" полагал непременным условием, чтобы она выражала благородные чувства" А,183/.
Для русского демократического сознания середины XIX Еска прокрасноо и нравственное нераздельны. Черныиенский в СЕоей диссертации говорил, что прекрасное - это жизнь, какою она должна быть по кашам понятиям. Некрасов писал Толстому, что Альберту "нужен доктор, искусству о ним до.шть нечего"*. Для одетого же Альборт, несущий е мир прекрасную музыку, одно-лично нравственен и морален. Не случайно в ранней редакции, тобы подчеркнуть высоту своего гороя, создать необходимый контраст, автор "заставлял" его играть в дома веселья. Искусство в "Аоьберте" идеально и абсолютно; нравственные корны, принятые людьми, - о?носительни. Ъ "Альберте" несомненно ромаетическоо противоречие между искусством и обыденной ЖИЗНЬ".
В "Войне и мире" музика как часть мира идеального и обыденная жизнь о ее пр.• "ломами - две параллельные, непересе-кавду-'С гюскости. "Можно зарезать, украсть и Есо-таки быть счастлит. , думает. Николай Ростов во Еремя пения Наташ.
В "-¡рЫц* «ой сонате", на первый взгляд, искусство и нравогвеннля \ лрл& противостоят друг другу. И хотя сама музыка ,K;tri:iep)£a соната) не несет в себе ничего побужддюцего
ко чт- . что признавал я сам Толстой, проблема эта не пред-
*
* Некхзоов H.A. Поля.собр.соч. и писем: В 12 т. - Ц., 1943 - 1953 _ Т. X,- С. 372
О •
отавляотся до конца ясной. Искусство "на виновато" в совершившейся драме, но оно и не способно предотвратить ео. Пафоо романтической "оэтикл (в "Альберте") сменяется пафосом социальным. Толстому важно показать, что искусство и нравственный закон существуют е обществе отдельно др^г от друга. "Удивительное дело, какая полная бывает иллюзия того, чго ; красота есть добро" / 27, 21/, - говорят Толстой в "Крейцеров ой сонате", и это станет одним из основных тезисов трактата "Что такое искуоство?", осноеныэ идеи которого зарождаются именно в это время. В "Крейцеровой сонате" Толстой утверждает, что не только расхох. з понятие об искусстве, но я настоящее искусство {КрвЯцерова со на.а Бетховена) не несет в себе того нравственного смысла, который обычно люди склонны приписывать в-у.
Нравственный переворот начинает сов ера .ться в душе Позд-ныаева тогда, когда он видит в жене своей человека, сестру во Хрясте, когда он забывает "себя, свои права, свою гордость-1 /27,77/. Искусство, которое так сильно воздействует на душ людей, в том виде, в каком от существует, не способно остановить зло, воспитать нравственного человека. Именно об этом думает Толстой в период работы над "Крейцеровой сонатой": "Да, самг1 важное вчерашнее о том, что наука я искусство без религиозной основы - вздор и зло" /50,173/. Итак, меняет л отношение'к искусству, переоомсдяется сущность его бытия. Искусство в "Крейцеровой сонате" - часть реального мара, о определенным« социальными функциями. В романе "Воскросеяае" иокусотво тоже включено- в обдай дяогар-монлчнаЗ мар.
Третья глава посЕящена "Диалогам об искусстве в романе "Анна Каренина". £ этом романе искусство предстает как бы в деух ипостасях. Мир искусства - его отражение души автора, и е определенном смысле особое поэтическое средстьо. С другой стороны, это и отражение тех реальных процессов в жизни русского искусства, свидетелем которнх бил сам автор.
В 70-х годах Толстой особенно сближается с художниками, становится частым посетителем Еыставок. Именно это время отменено особым интересом к личности художника, к проблемам удожоствснной жизни. Сопоставляя образ художника Михайлова о реальным образом художника-разночинца второй половины XIX века (по воспоминаниям современников), своры Михайлова с Голеншдевыи и Вронским с реальной полемикой в русском художественном мире, ш приходам к выводу, что Толстому-удалось отразить не конкретный спор о человеке-Боге или Боге-человеке (например, свой собственный спор с И.Н.К-чыским), а глобальную си'^вцшо в русском искусстве, которая сложилась задолго до толстовского романа (творчество А.Иванова, картина Н.Н.Ге "Тайная вечоря") и продолжилась,как бы реализуя предсказанные Толстым процессы. Так, отзывы критики о картине Ге "Что есть истина?" (написана в 1890 г,} удивительным образом совладают о содержанием а даже формой споров в толстовском романе. Споры эти были связаны для Толстого о ооновоподагаодам процессом в русском обществе, а именно, с осознанием кризиса религиозного сознания. О выделении светского искусства аз когда-то единого религиозного, о пагубных последотв ях этого для искусства и жизни общества Толстой писал в трактате "Что такое искусство?". Тема эта олышна у
о
Н.Б.Гоголя, а позднее - у Ф.М.Достоевского. О кризисе Еерм, утрата религиозного сознания и последствиях этого писал Б.Соловьев. Те же лроцессы, но значительно позже обнаружат пра-воольшные философы - С.Н.Булгаков и П.А.Флоренский.
Спор о живописи е романе Еажен для автора не только как выявление позиций сторон и выражение собственного мнения, но ; и как предмет изображения. Именно так решает Толстой вопрос о жанроЕой и исторической живописи, в котором (правда, в разное время) приняли участие Н.В.Гоголь, ф .¡«.Достоевский, А.П.Чехов. После споров у картины Михайлова "Христос перед Пилатом" Анна, Вронский я Голени ев оказываются поред картиной, изображаете?, дух мальчиков. И зга картина не вызывает споров, а соединяет их г едином чувстве, что, по Толстому, и есть главное назначение искусства.'
Другое значение искусства в романе связано о его смысловой.« поэтической функцией. Мальчик с задумчивым взглядом : на картине Михайлова оказывается связанным незримыми нитями с оставленным Анной'сыном.
Особое значение в художественной структуре романа приобт ретавт портрет1. Портрет у Толстого, как и музыка, не есть часть быта, деталь интерьера. Портрет - как бы вход в иной, особый мар. Продет «ленив о портрете как од образе дуиа очень дрвЕнее. Прямым литературным предшественником Толстого здесь был Н.Ь.Гогс .ь. Портрет Анны в кабинете Каренина - не столько собственно еа портрет, сколько образ ее, воспринимаемый Карениным. Он прапис. наст чертам и выражениям ее то значения,
* См.: Бабаев Э.Г. Очерки эстетики и тво^.естза Л.Н. Толстого. - И., 1^31. *
которые соответствуют его отношению к ной /портрет- "воспоминание об оораэах"/. Портрет Анны,написанный Михайловым,выражает истншiy суть этой ховдины.Глядя на этот портрет, понял я оппаадат ее Лепян,лвбкмнй и самый близки!' антору ге-poll. Портрет Анны,который ш.-.от Вронский,несомненно,имеет мета.'орлческиА смысл, ¿ро некий не может до коша понять Анну, "снять покровы",что в художественной системе Толстого означает постижение сути вещеЯ а имеет глубокое,всеобгошкщее 8Ь_лыШ8, Поело гибели Анны Вронский не может вспомнить тот е образ,который он любил. "Воспоминание об образах",изобразительна ряд - важная часть на только идеологического, смыслового плана романа, но и его художественной структуры, поэтики.
В заключении диссертации подводятся итоги исследования и делаются вывода. Мир искусства - один из значимых компонентов художественной системы Толстого,важный ис эчник многих i
его ппоизводе1...Й. Иокусство дня него язык,способ художественного воздействия. Именно это во многом определило суть художественного метода Толстого - одного из самых удивительных к до сих пор ив разгаданных явлений в русской культуре XIX века.
По теме диссертации опубликованы следующие работа :
1. Л.Н.Толстой в иллюстрациях я письмах А.А.Пластова/УЛсно-полянский сборнак.-Тула, 1992 / С.155-161, 0,5 п.л, / * .
2. Диалоги об искусстве в романе "Анна Каролина*.-Деп. в ИНИОН Российской АН * 48200 от 2a.06.93. /I п.л,/
3. А.Пласгов - яллвстратор //Художник.-1989.- »3/1 п.л./
4. Новые реальности искусства в эстетике Л.Н.Толстого //На-Ъ чало.- Л 3 /0,7 п.л./ /в (фоизводстье /
-24- '