автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Миссионерская деятельность русской православной церкви в Северо-Западной Сибири в XIX - начале ХХ века

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Мавлютова, Гульнара Шакировна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Тюмень
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Миссионерская деятельность русской православной церкви в Северо-Западной Сибири в XIX - начале ХХ века'

Текст диссертации на тему "Миссионерская деятельность русской православной церкви в Северо-Западной Сибири в XIX - начале ХХ века"

/у /'-л

Тюменский государственный университет

На правах рукописи

Мавлютова Гульнара Шакировна

Миссионерская деятельность русской православной церкви в Северо-Западной Сибири в XIX - начале XX века

Специальность 07.00.02 Отечественная история

Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук

V/

Научный руководитель

доктор исторических наук доцент Половинкин Н.С.

Тюмень - 1999

Оглавление

Введение........................................................................................................................*

Глава I. Традиции православного миссионерства в Северо-Западной Сибири

в XVII-XV1II .................................................................................................................21

1. Этнический состав, численность, расселение и занятия коренного населения Северо-Западной Сибири.....................................................................21

2. Возникновение и развитие миссионерской деятельности в СевероЗападной Сибири в XVII - XVIII вв............................................................................38

Глава II. Развитие миссионерства в Северо-Западной Сибири в XIX- начале XX века..........................................................................................................................56

1. Политика правительства по христианизации населения...............................56

2. Организация миссионерского дела в XIX - начале XX века............................67

Глава III. Методы и результаты миссионерской деятельности русской православной церкви в XIX - начале XX века........................................................99

1. Формы и методы миссионерской работы.........................................................99

2. Культурно-просветительская деятельность миссионеров.........................112

3. Обдорское миссионерское братство во имя святителя Гурия, архиепископа Казанского и Свияжского Чудотворца.................................................................124

4. Влияние христианства на религиозные представления и традиционную обрядность................................................................................................................146

Заключение................................................................................................................174

Список источников и литературы.........................................................................179

ПРИЛОЖЕНИЯ...........................................................................................................200

Введение

Церковно-религиозная тематика в последнее время занимает все большее место в трудах представителей гуманитарных наук. Это вполне объяснимо, так как долгое время большинство подобных вопросов рассматривалось весьма односторонне и идеологически заданно.

Миссионерская деятельность была одной из сторон политики, которую осуществляла русская православная церковь среди неправославного населения страны. Христианизация нерусских народов России, в том числе Северо-Западной Сибири - сложная и противоречивая проблема, поскольку миссионерская деятельность затрагивала важнейшие, определяющие стороны жизни этноса, такие как мировоззрение, традиции, обычаи, уклад жизни.

Православная церковь действовала среди многочисленных народов Сибири, которые являлись представителями различных религиозных верований: язычества, мусульманства, буддизма. Для работы с ними церковью был выработан комплекс мероприятий, способствовавших обращению «иноверных» к православию.

В современном сознании политика христианизации нехристианского населения страны, которая осуществлялась до революции 1917 г. нередко воспринимается как насильственный процесс. Мы считаем, что этот вопрос требует более серьезного внимания. Учитывая сложившуюся на сегодня непростую ситуацию в области межнациональных отношений в России, необходимо учитывать имеющийся положительный опыт взаимодействия православной церкви с неправославными группами населения.

В советской исторической науке проблема сосуществования многочисленных народов в Российской империи рассматривалось с позиции «Россия - тюрьма народов». При этом, такая позиция уживалась с концепцией образования многонационального Российского государства,

согласно которой это государство обеспечивало безопасность народов от внешних вторжений и внутренних междоусобиц.

Миссионерская деятельность православной церкви в России направлялась и поддерживалась государственной политикой и государственным законом в отношении неправославных групп населения страны, что сочеталось с личной инициативой отдельных подвижников веры.

Изучение развития миссионерской деятельности среди хантов, манси, ненцев и селькупов, проживающих в Северо-Западной Сибири представляет большой научный интерес. Эти народы в течение длительного времени находились в постоянных контактах друг с другом, они имели немало сходных черт в генезисе хозяйственных и этнокультурных традиций, на протяжении трех столетий со времени присоединения к Русскому государству были объектом единой политики и населяли смежные административные территории в границах исторически сложившегося региона.

Дореволюционная историография миссионерской деятельности русской православной церкви в Северо-Западной Сибири берет начало в XVIII в.

В качестве первой работы должно быть названо «Краткое описание о народе остяцком»,1 составленное в 1715 г. Григорием Новицким, который с 1712 г. по 1715 г. являлся участником миссионерских экспедиций Феодора (Филофея Лещинского) и описал их в своем труде.

О религиозном вероисповедании коренного населения Северо-Западной Сибири мы узнаем из работ П. Палласа, В. Зуева,2 которыми была совершена поездка из Тобольска по Иртышу и Оби до Ледовитого океана. Их сочинения были написаны на основе собственных наблюдений и широко используются современными исследователями.

Основные работы, вышедшие в первой половине XIX в. по СевероЗападной Сибири, в большинстве случаев также являлись результатом

1 Новицкий Г. Краткое описание о народе остяцком. Новосибирск, 1941.

2 Паллас П.С. Путешествие по разным провинциям Российского государства, ч. 3. СПб, 1788; Зуев В. Материалы по этнографии Сибири XVIII в. М.-Л., 1947.

непосредственных наблюдений над жизнью и бытом народов Севера. Среди них сочинения штаб-лекаря В. Н. Шаврова,3 члена Тобольской врачебной управы Ф. Белявского,4 ученого-лингвиста М. А. Кастрена.5

Характерными чертами работ того времени являлись описательность, идеализация деятельности церкви.

Специальные работы, посвященные миссионерству русской православной церкви в Северо-Западной Сибири, появляются в середине XIX в. Одним из первых исследователей этого вопроса был И. А. Абрамов. В 18421849 гг. он служил в Березове штатным смотрителем уездных училищ.6 В этот период Н. Абрамов работал в Березовском архиве, собирал предания старожилов, изучал нравы и обычаи населяющих Березовский край «инородцев». С 1848 г. являлся также членом-сотрудником Русского Географического общества.

Исторические изыскания Н. А. Абрамова нашли свое выражение в многочисленных статьях. Целый ряд его работ посвящен истории сибирской церкви, в том числе и ее христианизаторской деятельности. Это «Описание Березовского края», «О введении христианства у березовских остяков», «Проповедь Евангелия сибирским вогулам», «Христианство в Сибири до учреждения там в 1621 г. епархии», «Материалы для истории христианского просвещения в Сибири со времени покорения ее в 1581 г. до начала XIX столетия».7

3 Шавров В.Н. Краткие записки о жителях Березовского уезда. М., 1871.

4 Белявский Ф. Поездка к Ледовитому морю. М., 1833.

5 Кастрен М.А. Путешествие Александра Кастрена по Лапландии, Северной России и Сибири // Магазин землеведения и путешествий. М., 1860. Т. 6.

6 Кузнецов Е.В. Николай Алексеевич Абрамов // Тобольские губернские ведомости (далее Тоб. губ. вед.). 1870. № 45-54.

7 Абрамов H.A. Описание Березовского края // Записки РГО. 1857. Т. 12. С. 327-448; Он же. О введении христианства у березовских остяков // Журнал министерства народного просвещения (далее ЖМНП). 1851. № 12. С.1-22; Он же. Проповедь Евангелия сибирским вогулам // ЖМНП. 4.LVII. 1854; Он же. Христианство в Сибири до учреждения там в 1621 г. епархии // Странник. 1865. Кн.8. Отд.II. С.49-68; Он же. Материалы для истории

В основу исследований Н. Абрамов кладет не собственные наблюдения (хотя и они используются широко), а сведения путешественников (П. Палласа, В. Зуева, В. Шаврова, Ф. Белявского, М. Кастрена), сообщения, предания русских березовцев и материалы архивов. Он также тщательно обследовал Тобольские архивы - губернский, полицейского управления, семинарии, монастырские и др.

Статьи Н. Абрамова «О введения христианства у березовских остяков» и «Проповедь Евангелия сибирским вогулам» базируются на источниках, извлеченных из Тобольских архивов и старых бумаг Березовской воеводской канцелярии. Эти работы выдержаны в духе концепции автора: идеализации взаимоотношений русских (в том числе священнослужителей и пр.) и коренных жителей. Основная идея статей в том, что христианство «единственно путем убеждения» проникало «в мрачные страны Севера».8 В значительной степени материалы данных статей вошли в «Описание Березовского края».

У Н. Абрамова имеется также ряд статей, посвященных сибирским архиереям. В них рассмотрены отдельные этапы христианизации народов Сибири.9

Тема миссионерской деятельности русской православной церкви на севере Тобольской епархии нашла отражение в трудах церковных историков. В своей практической деятельности они были связаны с церковью (священники, преподаватели духовных учебных заведений и др.). Политика правительства рассматривалась ими через призму отношения к церкви, на первое место ставилась защита интересов церкви, ее прав, свободы ее деятельности.

христианского просвещения Сибири со времени покорения ее в 1581 г. до начала XIX столетия // ЖМНП. 4.LXXXI. Orfl.V. 1854. № 2. С. 15-38; № 3. С.39-56.

8 Абрамов H.A. О введении христианства... №11. С.87.

9 Он же. Филофей Лещинский, митрополит Тобольский и Сибирский // ЖМНП. 1746. № 12. С. 1-18; Он же. Георгий Ящуржинский, архиепископ Тобольский и Сибирский // Странник. 1868. № 8. С.63-93.

Среди церковных историков выделяется протоиерей Александр Сулоцкий. В своих трудах, посвященных церковным персоналиям, он затрагивает вопросы миссионерства, непосредственного влияния этих личностей на миссионерскую деятельность православной церкви в Тобольской епархии.10 Деятельности же миссий в Березовском крае он посвятил специальную работу.11

О положении дел православной миссии и религиознром состоянии крещеных «инородцев» в 20-х гг. XIX в. в Тобольской епархии при архиепископе Евгении Казанцеве (1825-1831 гг.), - пишет Воронец Евстафий (Пожизненный, Действительный Член Всероссийского Православного Миссионерского Общества).12 Интересны рассуждения автора о том, каким должен быть миссионер, какими качествами обладать.

Церковные авторы обращались к миссионерской теме и в начале XX в., это работы: П. Головина, 3. Козлова, Е. Елисеева, В. Герасимова,13

10 Сулоцкий А. Архиепископ Евгений (Казанцев) как архипастырь Тобольский // Странник. 1872. T.2. С.97-152; Он же Жизнеописание Афанасия, архиепископа Тобольского и Сибирского // Странник. 1867. Январь. С.5-7.

11 Он же. Миссионерства Березовского края - Обдорское, Кондинское и в особенности Сургутское// Странник. 1869. Август. С.102-115.

12 Воронец Е. К вопросу о государственной постановке православных миссий в православной России (Открытое письмо к бывшему Наставнику) // Странник. 1891. Т.2. № 6-7. С.260-302.

13 Головин П. Кондинский Троицкий монастырь // Тобольские епархиальные ведомости (далее Тоб. епарх. вед.). 1892. № 1-2. С.9-26; №3-4. С.68-81; № 5-6. С.93-100; Козлов 3. Исторический очерк одноклассной церковно-миссионерской школы, за 65 лет (с 1844-1909 г.) ее существования // Школьный листок при Тоб. епарх. вед. 1910. № 16. С.121-126; Он же. Об инородческом Севере // Тоб. епарх. вед. 1911. № 6. С. 123-127; Он же. Из истории обращения инородцев Севера Тобольской епархии в христианство // Тоб. епарх. вед. 1911. № 15. С. 330-333; Елисеев Е. О епархиальной миссии // Тоб. епарх. вед. 1911. № 20; Герасимов В.Н. Древний и современный Ляпин // Сибирская торговая газета (далее Сиб. торг. газета). 1887. №113. 28 нояб. С.З; №114. 29 нояб. С.2; №115. 30 нояб. С.З.

миссионеров Иринарха (Шемановского) и Василия (Бирюкова).14 Последние, работая продолжительное время в Обдорской миссии, в своих исследованиях использовали материалы, хранившиеся в миссии. Их работы во многом носят документальный характер.

В 1860-70-е гг. С. С. Шашков и Н. М. Ядринцев - представители сибирского областничества, подвергли критике деятельность миссионеров в области школьного обучения детей аборигенов Сибири.15 Миссионерскую систему обучения они считали не только бесполезной в смысле образования, но и бесчеловечной.

Среди светских авторов одним из первых написал обобщающее сочинение по истории миссионерства в Сибири П. Сумароков,16 его труд был посвящен 300-летию присоединения Сибири к России (1881 г.). П. Сумароков выделяет два пути распространения христианства в Сибири, в существе своем неразделимые: проводимые приходскими священниками и церковными миссиями.17 На основе труда П. Сумарокова, Н. Городков в 1888 г. публикует статью, в которой кратко освещает историю христианизации «инородцев» Западной Сибири.18

14 Иринарх, иером. История Обдорской духовной миссии. 1854-1904 гг. М., 1906; Василий (Бирюков), иером. По поводу «Истории Обдорской миссии» (1854-1904)// Православный благовесгник. 1906. № 6. С.252-259; № 7. С.308-312. № 8. С.350-355; Он же. Состояние православного миссионерства в Западной Сибири после митрополита Филофея (Лещинского) до начала XIX в. // Православный благовесгник. 1907. № 3. С. 107-115; № 4. С. 165-170; № 5. С.216-224.

15 Шашков С.С. Сибирские инородцы в XIX столетии. М., 1887; Ядринцев Н.М. Сибирь как колония. СПб., 1892.

16 Сумароков П. Миссионерство в Сибири // Христианское чтение. 1883. № 9-10. С.411-435; № 11-12. С.561-593; 1884. № 1-2. С. 113-147; № 5-6. С.639-673; № 9-10. С.327-347; № 1112. С.657-685.

17 Он же. 1883. № 9-10. С.418.

18 Городков Н. Просвещение христианскою верою инородцев Западной Сибири // Томские епарх. вед. 1888. № 15. С. 10-18; № 17. С.1-16.

В дальнейшем исследователи продолжали обращаться к теме христианизации аборигенов. Ей посвящена работа П. Н. Буцинского «Крещение остяков и вогулов при Петре Великом», вышедшая в 1893 г.19 Исследователь использовал архивные материалы, опубликованные источники, труды Г. Новицкого, П. Палласа. Христианизация освещается им с позиции православной церкви.

В это же время вышла книга Т. А. Догуревича,20 в которой помимо очерка о распространении христианства в Западной и Восточной Сибири, автор рассматривает религиозные верования народностей Тобольского Севера, их быт и нравы.

Также, в конце XIX в. появляется ряд работ, авторы которых жили или путешествовали на севере Тобольской губернии. Это сочинения И. Рослякова,

B. Бартенева, А. Якоби, К. Носилова.21 Их исследования интересны тем, что авторы непосредственно соприкоснулись с местными условиями жизни.

Необходимо также отметить работы, вышедшие в начале XX в. Это статья А. Дунина-Горкавича «О деятельности Обдорской духовной миссии», автор используя материалы Тобольского епархиального общества проанализировал расход денежных средств миссии за период с 1897 по 1906 гг. и книга В. Павловского «Вогулы», в ней освящена история христианизации манси, эволюция их религиозного сознания.22

19 Буцинский П.Н. Крещение остяков и вогулов при Петре Великом. Харьков, 1893.

20 Догуревич Т.А. Свет Азии: Распространение христианства в Сибири в связи с описанием быта, нравов, обычаев и религиозных верований инородцев этого края. СПб., 1897.

21 Росляков И. Обдорская миссия и ее деятели // Сиб. листок. 1894. № 37. 19 мая. С. 2; № 38. 22 мая. С.2; № 39. 26 мая. С. 2; № 40. 29 мая. С. 1- 2; Бартенев В. На крайнем северо-западе Сибири. Очерки Обдорского края. СПб., 1896; Якоби А.И. Угасание инородческих племен Тобольского Севера. СПб., 1900; Носилов К. Кондинский монастырь и его миссионерская деятельность на севере // Православный благовесгник. 1898. Т. 2. № 11.

C.112-117; № 12. С.164-171.

22 Дунин-Горкавич. A.A. О деятельности Обдорской духовной миссии // Памятная книжка Тобольской губернии на 1908 год. Тобольск, 1908. С.79-87; Павловский В. Вогулы. Казань, 1907.

Таким образом, исследователям дореволюционного периода удалось собрать значительный фактологический материал по истории миссионерства Северо-Западной Сибири. Большинство авторов рассматривали миссионерскую деятельность православной церкви в Северо-Западной Сибири с позиции необходимости данного процесса в интересах государства и коренных жителей этой территории.

В советской исторической науке первая работа по христианизации народов Северо-Западной Сибири вышла в 1936 г. «Очерки по истории миссионерских школ на Крайнем Севере», автор ее - А. Г. Базанов.23 Целью его исследования было изучение миссионерских школ на Тобольском Севере с XVIII в. по 1917 г. Под влиянием господствующей в то время концепции С. В. Бахрушина о насильственном присоединении, завоевании Сибири автор односторонне освещает процесс христианизации. На наш взгляд, А. Г. Базанов без достаточных доказательств выдвинул версию о том, что миссионеры являлись в юрты аборигенов в сопровождении вооруженных казаков, с пушками, от грохота которых дрожала «мать-земля».24

Эта работа была написана на этапе становления советской историог�