автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему:
Миссионерство и культурный подъем на Арабском Востоке в XIX - начале XX века

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Гудожник, Ирина Григорьевна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.03
Автореферат по истории на тему 'Миссионерство и культурный подъем на Арабском Востоке в XIX - начале XX века'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Миссионерство и культурный подъем на Арабском Востоке в XIX - начале XX века"

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК ИНСТИТУТ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ

На правах рукопаси ШОШЙК Григорьевна

МИССИОНЕРСТВО И КУЛЬТУРНЫЙ ПОДЪЕМ НА АРАБСКОМ ВОСТОКЕ В Ш - НАЧАЛЕ Л ЕЕКА

Специальность - 07.00.03 Взеойщая'история

(новое и новейшее время)

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Москва - 1993

Диссертация выполнена в Институте востоковедения РАН.

Научный руководитель

Официальные ошоненты

Ведущая организация

- доктор исторических наук, "профессор Р.Г.Ланда

- доктор философских наук А. А. Игнзтекко

кандидат исторических наук С.А.Кириллина

- Российский Университет Дружбы Народов

Защита диссертации состоится ¿-СНШнА 1393 г.

в ц.00 часов на заседании с со цпа лизир оеэ нн ог о совета по историческим наукам Д.003.01.01 в Институте востоковедения РАН (Москва, ул.Роадественка, д. 12).

С диссертацией ыояко ознакомиться в библиотеке Института востоковедения РАН (Москва, ул.Рождественка, д. 12).

Азторейзрат разослан " " tАА&л^ 1993 г.

Ученый секретарь специализированного совета, доктор исторгло снах наук

Б.Г.Сейранян

©

Еаститут востоковедения РАН, 1ЭЭЗ г.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Постановка проблема. Приступая к изучению влияния миссионерства на культурный подъем на Арабском Востоке, необходимо прежде всего определить понимание термина "миссионерство". Мисслонзрстзо чаще всего рассматривается как деятельность по распространению той или иной религии среди язычников шш приверженцев другой рзлигии. В отношении христианского миссионерства откечается, что оно имело цолыо "распространение зрис-тзанства среди нехристианских народов"*', или "рассказывало об Иисусе Христе тем, кто о нен не знает".^ Шире определение миссионерства в БСЭ: "одна из форм деятельности религиозных организаций и церквей, ийэщая целью обращение щаковеруицих и возвращение в лоно церкви, птпавпих от нее".^ Это определение вклотзет в категорию миссионерской деятельности создание униатских церквей., расцространение протестантизьга среди хрсс-тиан других направлений и в некоторой степени даие охватывает деятельность русской православной церкви, которая на Арабском Востоке не преследовала целей обращения в православие, а стремилась лишь оградить православных арабов от "инсславной пропаганда" - западного миссионерства. .

В работе исследуется христианское миссионерство на Арабском Востоке (Мащрике) - и прежде всего, в Ливане, Сирии, Палестине, а также в Ираке, где деятельность миссий имела кноговэковую историю и оставила заыеганй след в культурном развитии. Затрагиваются также некоторые моменты миссионерства

I) "Большая энциклопедия. Спб., 1Э03, т. 13, с. 221.

3) БСЭ: изд.3-е, М., 1974, т. 16, с.328

Г

в Египте - зфупнейтем центре культурного подъема, связанном с Мэщриком историческими я культурными связями, а также сходными особенностями работы мессий.

В данной работе миссионерство рассматривается не столько как религиозное движение, одно аз направлений деятельности церкви, а в основном - как фактор мегдународной политики, важное направление внешней политики европейских дергав, а позже США, на Арабском Востоке. Религиозная црянадлежность определяла не только верование, но и политические силами, вкусы ь области культуры и даже образ и стиль мналения. Мзссионерская деятельность поэтому способствовала не только укреплению позиций той алк иной церкви, но и через просветительские учрег-дения распространяла чнот-о светские идея. Цросветятильская работа миссий оказала определенное влияние на процессы в идеологии и культуре во второй' паповинэ XIX века.

Культурной подъем на Арабской Востоке во второй половине XIX - начале XX века проявился в различных аспектах лизни арабо-цусулькансксго общества - в литературе, просвещении, наука, идеологии, политике а В данной работе подробно рассматриваются лишь те стороны культурного подъема, на которые оказало влияние миссионерство - это прежде всего просвещение, современное образование, формирование незой интеллигенции, переосмысление отнозения к культурному наследи), историческому щш-лоиу, развитяе новых литературных форы, цпасен, а такте в определенной степени развитяе сознания и демократических настроений. _ _ "

Актуальность теаа исследования. Актуальность работа определяется тем, что религиозный фактор в культурно-интеллектуальном и полягическоа развитая играет все более важную роль.' Христианская интеллигенция проявляет больную политическую активность, и важно в этой связи выяснение дутой формирования ее идеологии, политических ориентация. Изучение влияния миссионерства на культурный подъем поиокет более глубоко понять современную внутриполитическую ситуация на Арабском Востоке, а такке факторы, оказавшие влияние на становление идейных ориантаций различных религиозных общин,

Пели и задачи исследования. Целью работ является выявление степени и путей воздействия христианского миссионерства на культурный подъем на Арабском Востоке. Для наполнения этой основной цели били поставлены следующие задачи:

- обрисовать в целом основные черты общественно-политических представлений в традиционной арабо-мусульыанском обществе, отношение мусульманского большинства 2 христианам, ях правовой статус;

- показать основные черты обдествгнно-кшггячэскей лизни региона в ИХ - начале XX века, основные направления реформ во внутренней л внешней политика, растущее влкянке Европы;

- оцроделить место миссаонзрской деятельности в общем потоке европейского влшезя, значение, которое црядавзюсь миссионерству в различных странах Запада и в России;

- выделить осногкнз исторические периоды развития европейского нисснонерства, сопоставить особенности религиозной и просветительской деятельности различных зтшстиаяскшс церквей; _

- р а стоить основные щггаг воздействия аиссвсзерства на фораировЕзие идволсгЕЕ ^овбй'гетвллзгещки, ег-о роль в развитии современного евр опайоког о просвэцсндя, в переоценке

культурного наследия;;

- выявить влияние миссионерства на ргьвизяе филологии и лнтрратурааго'творчэсета, пресен, на кдейко-солимчесЕув сторону, культурного подъема, развигиз сознания. *

Хровологическсэ рэкки. Истордчоокдй дер?од, в течение которого рассматривается цксслснероЕая деятельность и ее влияние на цультурннй подъел, - ограничен XIX - начален XX века, вплоть до Нарвой мировой во2нн. Именно в этот период миссионерская деятельность на Баианем Востоке достигла наибольшего за всю историю иасштвба, я злеяепс кзссиошрства на некоторые аспекты хизни общества Арабского Востока б.чло достаточно заметно. Шесте с тем, для более целостной картины и наиболее полного освещения теин рассматривается такав начальный период деятельности католических миссий с ЯП века я примерно с тор о га враме.та контакт с Европой, фи описании традицион-

ной политической культуры арабо-ыусульмэпского общества также используется матерязл, хасакцийся средних взкоз и дахе периода раннего ислама.

ются работы отечественных и зарубежных классиков востоковеда-ная, теоретические дзид'ссни но проблеым цивилизации и формации, выступления представителей общественной шсля.

Научная новизна диссертацЕл заключается прежде всего в самой постановке волоса, поскольку предметом исследования в отечественной востоковедении влияние миссионерства на культурный подъш не являлось. В дгссзртеции впервые дан ноиплек-снниТ сравнительный анализ деятельности разлячннх кйзсий, выявлены основные особенности миссионерской деятельности в различные иса'рргчесада дерлоды, обновшэ катоды работы миссий, ЕС поводы к цросвещению, воспитанию, религиозной проповеди. В работе рассмотрен« основные аспекты культурного подъема, на которые оказала Елияние европейская культура и оби^зстзен-но-палитапесгае шеяь, одниы из проводников которой наступило миссионерство. Щи исследовании юнмезнх прочем диссертации в научный оборот впервые введен ряд нсточнгагов.

- Практическое значение работы видится в той, что ееэлис обширного материала, выводы, сцелэннна в работе, могут быть использованы для продолжения изучения идэйно-политическжс л культурных процессов в регионе, а тайге могут быть внесены в учебные пособия, в "которых рассматривается культурный подъем и развитяо религиозной ситуации на Арабском Востоке.

йсточяиаш исследования поолухшш Сообщения Ййператзр-ского правое;явного палестинского общества, автобиографические запаски архимандрита П.Успенсксго, ливанского писателя м.Вуа£ке, впечатления и воспоиензнея"русских ученах, дипломатов - Хзтрсво В,3., Вазшш JC.M., Критского Л.Е., Крачксз-схого II. В., Евтковета К. А. Достоварноо представление о европейской нолветке дают постановления, официальные обращения, письма крупных политическая деятелей, собранные в сборнике "Великие дераавы и Бшшшй Восток Г774-1923".

т) ¿'Ьл Great powers "nd th« Л ear ¿ast; 1774-l^j.^.oy ^.о.^пйегзсг Dooiw/ibs" of .«oiiex-n h' rt'^y. -le.v Yori, IS>'o

Использованная литепатта. Среди исследовательских работ следует шделлть то, которые пэсвященн миссионерской деятельности тех или иных церквей. В отечественной историографии специально миссионерству па Арабской Востоке посвящены лишь несколько работ: вступление Я.А.Беляева к книге М. ель-Хэлялз и О.Зсрруха "Шссионары и империализм в арабских странах" (М., 19Б1), работа И.А.Гарцевг "Результаты и последствия шссонерской деятельности американских обществ в блин-нвБОСточных странах в конце XIX - кзчалз XX вэкз" (Л., 1988); статьи, посвященные деятельности русских учреждения А.S.Bspд-. ыикова, К.В.Оде-Васил1,евой, М.А.Старокадсмского, А.А.йшт-ризвекого. Особо следует выделить работу А,В.Куравсюого "Христианство и ислам" (М. е 1990),. посвященную эволюции в историческом масштабе взаимоотношений христианской Европы и арабо-мусульманского мира, их взаимовлияние з культурно-интеллектуальном плане, их движение навстречу друг другу.

В западной историография много работ, посвященных мис-сионзрской деятельности; достаточно полно освящена как религиозная, проповедническая сторона миссионерства, так и просветительская деятельность, работа учебных заведений, созданных миссиями. Обширный материал по истории протестантского миссионерства полупил освещение в работах Грзбилла Ж., Кука Г., Бэнродка С., Рихтера Д., Тибави А., Взвита Д. фактически все работы перечисленных авторов достаточно объективно и критически оценивают результаты деятельности различных протестантских миссий, обоснованно раскрывают как позитивные, так и отрицательные их стороны.

История католического миссионерства на Арабском Востоке, деятельность орденов осЕЭщается в работах йнэна р., Камазе Л.,. Шлачи М., Сшньоло Д., Сфер Паши А; Хадазрз Ж., аль-Хазрад-2Ш В., Фрэйзл Ч., а такта в сборнике "Иззуиты в Сарпи IB3I--1931". В работах,, посвященных католическому миссионерству, как правило, мзого места уделяется проповеднической деятельности католических орденов, в результате которой были созданы униатские общины, а такие истории развития связей этих общая с Es тягана'.:.

Деятельность русских светских-и церковных учреждений на Ближнем Востоке получила достаточно полное и всестороннее освещение в явите Дерека Хопвуда "Русское присутствие в Сщшж и Палестине".Связи России с "этим регионом автор начинает рассматривать с IOS2 года. Важное место в книге уделяется развитию политического сознания в среде православных арабов, zx борьбе с духоззвстзсм греческого происхождения, захвативши финансовый контроль в общанз.

Для изучения процессов трансформации ближневосточного общества, разлетных аспектов культурного подъема, а также внедрения западной полижеской культуры представляют интерес работы, посвященные идейно-политическим процессам на Арабском Востоке в Ш - начале XX вена. Б советской исторяограсуяи этой теме посвяагено немало сочинений, среди них-работы Зелеяова S.И., Зубова А.Е., Иванова H.A., Кириллиной С.А., Козлова Л.Н., Конклава Б.С., Лавина З.Й., Дуцкого 3*Б„, Оаилянской И.М., Зоновой Т.П., Фадеевой К, Л".; Шпакникова Г.А., развитие культуры, литературы, прессы рассматривается в работах Долининой A.A. j Крачковского Й.Ю., Крымского а.Е.

В зарубежной, в том числе арабской, историографии проблемам Арабского Возрождения, а аттической культуры, идеологии и просвещения на Арабском Востоке посвящены работы Е»Азури, ЬАнтониуса, Д.Д^андора, Д.Кзрлтона, С.Лавана, ДЛернера, Б.Льюиса, Д.Ростоу, Э.ПУШ, Х,аль-©хург, С.й2и. Абдуль Хад-жадага» А.Хаураш, Ф.Хури, Н.Шзраби и друтах. В большинстве ' этих раб о? рассматряваются взгляды наиболее крупных идеологов Арабского Востока XIX - начала XX века, их погадки по вопросам дальнейшего политического развития этого региона, по проблемам заимствования западного опыта; рассматривается также контакты с европейскими идеологами, которые оказали влияние на формирование позяцнй арабо-мусульманскях идеологов.

Атзобашя работы. Диссертация обсуждалась а была рекомендована к защите па заседании сектора Тэорешчэских проблем Отдела соцнально-аолигячэсгшх дсследоааннй Кютатута востоковедения РАН 8 шзи 1932 г. • Основные выводы диссертации были _}_

i) Hopwnod,Derec. The Russian presence ia Syria and ±-ulesti^e 184^-191^. Oxford, T969 " 6

изложены автором на конференции с международным участием в Ташкенте "Восток - Запад: этнокультурные особенности социализации личности" (1990 г.), а также в опубликованных работах (см.описок).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка источников и литературы, включающего 134 наименования.

Во введении обосновывается актуальность а научная новизна тема, вгссЫагриЕается содержание понятия миссионерства а культурного подъема на Арабском Востоке в XIX - начале XX века; формулируются цели и задачи исследования, историческис рамки, а такзе содержится обзор литература и источников.

В первой главе "Общественно-политическая жизнь на Арабском Востоке в XIX - начале XX века" анализируется обстановка, в которой действовали миссии, рассматривается основные черты традиционной политической культуры мусульманского общества, основополагающая роль религии в регламентация Есех аспектов жизни, нераочлененность светского и духовного начала верховной власти. Обособленное положение в арабо-мусульман-сипх государствах занимали зороастряйцн и "Леди Писания" -христиане различных сект и иудеи. Исходные принципы отношения мусульман к. "Людям Писаная" содержатся в Коране и были развиты з "Правилах Омара" - второго праведного халифа. Правовой статус неыусульмян был разработан в процессе функционирования мусульманского государства. Практически сразу после образования Османской империи немусуяьмане балл раздолеш на киллеты (нации) - административные и духовно-религиозные единицы, самостоятельно решавшие юридщчвекза в религиозные вопросы, касащнеся членов миллета. Хотя систе-да мвллетов помогла сохранить христианам и овреш свое культурное своеобразие и традиции, она .¿месте с тем способствовала национальному разобщению общества, конссрвацга религиозного дзяе-ния .в ущерб национальному единству.

В результате внутренних социально-политических процессов в середине XIX века значительно обострились иззконфес-сиональные отношения. Мехобщгпша противоречия впервые за

истории Арабского Еостока вылились в крова вуз резню в Олрии и ЛиЕэые, что оказало глубокое влияние на развитие самосознания и дальЕзйдшб идейно-политпческае ориентации сирийских христиан, в частности на развитие среди христианской ■'штеллигенцая идей светского национализма.

ИХ век в истории Осмзноксй империи и ео провинций был периодом реформ и преобразований, вызванные превде всего очевидные отставанием от европейских деряав в военной и экономической сфере. Реформы Селима Ш (1783-1807), Ьйхыуяе П ' (1808-1639) били направлены" на модернизацию армии, государственного" аппарата, ошщ расягаршк'дипломатические отаохокея о Западом. Болао^радикальшая л глубокими по своим ноолэдот-' валы явились реформы Мухашгэда "Ага: (1805-1849) в'Египте,"направленные на "поьэтюняэ бсеспособыостагармет. Один из заглзй--ших путей преобразований М.Али видел-в заимствовании западного опыта/ что открыло Египет;"для широкого европейского про- •■ никковения. Нопельзокание мысгечислэнннх европейских инструкторов, обучение больших груди молодежи в Европе в таких мао-лтябах ранее не проводилось. • - - - •--■-_

Реформ; Тапзиката (о 1839 т. до начала 1870-х гг.) способствовали упорядочению административного и государственного упраЕленая, "ускорению развития экономики, в такае развитию светского'образования, литературы, формированию'турецкой" интеллигенция. Шли проведаны'преобразования в'интересах иностранного -капитала и овязанной с нам местной буржуазии,' широко открыты деерн для западного проникновения в различных областях, В отношении христиан эти рефоргагбыли аналогична " мероприятиям, осуществлявшимся КбрагЕм-пашой'в период египетской оккупации в Сирии (1831-1840) - было упорядочено езн-"" мание налогов, губернаторам предано ша лось •предотвращать незаконные поборы христиан и' иностранных паломников; формально "Лвди Писания" были приравнены в правах к мусульманая."

В XIX веке в отличие от предыдущего периода огромное влияние на разните событий внутри Арабского Востока стали оказывать европейские державы. Экономика региона была пос-

тавлена в зависимость от ыекдувародного рынка. Это имело ка>-отрицательные, так п положительные последствия - например, увеличение слоя местной Оургуазии современного типа. В отличие от традиционного для арабо-мусульманского региона вкладывания денег в недвижимость и сокровища, эта новая буржуазия вкладывала средства в коммерцию - в европейскую торговлю, в развитие местного производства - например, шелкопрядение в Ливане. На европейской торговле вырос значительный слой местных посредников, среди которых преобладали христиане.

Контакты с османскима христианами была важным элементои внешней политики европейских стран з регионе. Консулы всячески содействовали в разрешении конфликтов христиан с местными властями, и христиане шли со своими проблемами в иностранные консульства, а не в османские учреждения. ЩзрокЬ распространилась практика перехода местных христиан в гражданство европейских стран. Протекция местным христианам распарилась после событий 1860 г."В этот период создаются благотворительные общества, фодды помощи восточным христианам, что расширило финансовые возможности миссионерской деятельности за счет пожертвований.

Участие христиан в новых сферах социадьно-энспомнчоской деятельности, контакты с европейскими представительствами отразились на ускорении культурного п социального развития христиан по сравнению с мусульманами, в своей месса больше связанными с традиционными для региона занятиям*. Ноше виды экономической деятельности предъявляли более высокие требования к образованию. Через учебу, благодаря получившим развитие путешествиям по Европе, широкой эмиграции последней трети XIX века арабская интеллигенция знакомилась с оценками мусульманского наследия европейскими мыслителями. Экономическое и политическое наступление Запада, широкое распространение современного западного образования - все это способствовало увеличению интереса не только к европейской технике, но и к европейскому рационализму, западному образу мышления.

Восприятие западного мировоззрения было различным у

христиан и цусулшзн. Отличия заключаются в моральной стороне этого-процесса - христиане, как правило, без ущемления своей гордоста заимствовала идеи и теории, порожденные европейской мыслью; отличались танке теории, родившиеся на стыко евроиейсшиго и традиционного мировоззрения у мусульман и христиан. Основная теория, которая бнла пороЕдзнз в мусульманской срэде, яризывала к реформирования ислата еэ основе современной интерпретации его полеганий ели проповедовала возвращение к первоначальному яслаиу; В среде "христиан, в отлетае о а1 муоузаАзн, получили'широкое распространение идеи сенуляризма," сватскнь политические ксецощии. {фиге "того, среди ливанской, .интеллигенции появилась значительная трутша ':зап2.аднксз':: каг. ревулыгегташЕелгЕОй целенаправленной по-¡шяка" давани, а такве распростронэния вврспчйского образования и-культуры;..............................

Во втмзсй глаза "Миссионерство Европы; 'США и Рос ода на Арабское Востоке в ЗШ - качала'XX вгка" проводится сравни-.'" тельннй анализ содержания и итогов миссионерской деятельности по странам я •историческим лориодам.,' Мезду периодом раннего христианства, ксида" оно'распространялось из'Кчгинего'Вос-то^а в 'Европу; "И'Миссионерстзса'езрсЕсйа-ет -цроиоввдэикэя--на Арабском Востоке прошел"пэряод враада и непонимания. Безрезультатность крестовых походов и'растущие аыбадит Ватикана привели к новому атглу миссионерского даягения. Успехи" этого этапа мссиоперства, его содержание находилась в нолосред- " стванной зависимости от растущего превосходства Европы. Миссии действовали под покровительством я в тесном контакте с посольствами'дергав. Проповедническая сторона миссионерской деятельности, хоторая изначально была основной, имела определенные результаты, на Арабском Востока появились хтшсти-" ансюю общаны западного направления. Вспраки ожидзкяш миссионер озг генеральной целью которых было обращение мусульман, их религиозная проповедь нашла откяш: лишь среди восточных христиан. Востопно-христианскио общины восприняли " " пропаганду западных шссионеров по различным причинам - поли-

тическвм и экономическим, религиозно-духовные мотивы становились движущим фактором лишь л отдельных индивидуальны.;', случаях.

Созданные под влиянием католицизма общины оаняли заметное место в конфессиональной структуре Ливана и Сирии, а тагпк в Ираке. Благодаря росту численности местных католиков, Ватикан смог распространить власть в зтсы регионе. Долгое время, пока униатские общины одна за другой нз заявили о самостоятельности , новые патриархи в этих общинах утверждались Ватиканом. Успехи миссионерской деятельности позволяли создать два епископата - Вавилонский и Иерусалимский, ставные опорными пунктами распространения влияния Рима. Создание епископатов позволило католикам получить доступ к Сеяным местам Палестины, поставить некоторые аз них под свой контроль и таким образом получить возможность вмешиваться в дела Османской иьшарил.

Успехи протестантских миссий на Ближнем Востоке были менее зндчательнп, отчасти потому, чт-с они приступили к работе иамнаго позже катоикков, отчасти Ез-за определенной сухости-б обряд?х, еольности в догматике, которая была непонятна людям с восточным воображением. Однако даже протестантам за менее чем сто лег удалось создать набольшие местные общнны. В отлична от католических эти общиш не имела по причине малочисленности какого-либо веса в обществе Арабского Востока, хотя отдельные их представители сыграли взд-нуи роль в культурной а поэтической жизни.

Значительным своеобразием отличалась деятельность русской православной церкви на Арабском Бостоне. Она нз ставила целью создание новой конфессии, налротзз - укрепляла положение местных общий, прежде всего, православной, численность которой под действием западной миссионерской пропаганда значительно'уменьшилась. Относительно непродолжительная работа русских православных смогла все яе дать определенный стимул для культурного развития греко-православной общины, а также .для развития политического сознания основной, арабской части рядовых членов общины. Вместе с тем, по ряду причин, в том числе субъективного характера; русские

учреждения не добились таких результатов, как протестантские ели католические миссии.

В XIX веке между различными миссиями велась острая конкурентная борьба, лидерство"в которой являлось делом политического престижа той пли иной страны. Политическая конкуренция отразилась также на изменении целей миссионерства, перемещении акцента с религиозной на цросветительскую работу. В XIX веке была значительно расширена ссть католических учебных заведений. Притом религиозное Еоспвтаяие было не главным направлением в программе. Симпатии к католичеству у учащихся развивались как результат благодарности католической миссии за полученное образование и воспитание в европейском стиле. Наиболее значительных результатов католические миссии добились в начальном и среднем образовании. По количеству школ ни цротестанты, ни русские православные с ними соревноваться не могли. Например, только в Сирии в 1890-х гг. в 1293 католических школах обучалось 17566 учащихся, а ь протестантских школах со исем регионам Арабского Востока ь тот же период - около 15 тысяч. ' Католически школам в значительной степени принадлежит заслуга распространения французского языка на Арабском Востоке, который стал широко использоваться в государственных учреждениях, в торговых операциях с Европой.

Американские пресвитерианские миссии больше, чем католические миссии, были ориентированы на развитие арабского классического языка и литературы, что объясняется стремлением сблизиться с местным населением, эффективнее вести устную проповедь протестантизма. Внимание к арабскому языку переросло в интерес к арабской, культуре, распространение знаний, касапцихся культурного наследия, среди христианского населения. Отсутствие стремления навязать американскую или вообще западную культуру выгодно отличало американские протестантские миссии от католических, целью которых в деле црос-вещения было развитие европейских ориентаций и привязанностей. Другим отличием американских пресзитараан от католичес-__________ i

I) Сообщения И1Ш0, 1.2, Спб. 1891, с.101.

ких миссионеров был подход к обучению и воспитанию. Если католики добивались прямого без обдумывания восприятия, тс американских пресвитериан поклонение авторитетам не цеш;лсс.:.. предпочтение отдавалось развитию собственного мнения у уча-щехся.

Наиболее важным достия&чием амерзканских миссионеров было создание в 1866 г. Сирийского протестантского колледжа, переименованного з .1520 г. в .Американский унлгерситет в Еей-рутв, - первого пасшего учебного заведения нз Арабском Востоке. Вслец за нем иезуита в 1880 г. создали Университет Святого Иосифа. Оба этз университета снгралв рекаюцую рель в воспитании арабской христианской интеллигенции, формировании взглядов деятелей культурного подъема.

Культурно-инггллектуалънсе а политгчоское злияня= миссионерства на общество, в котором действовали миссии, яеляотся наиболее яркой стороной их деятельности. Религиозная проповедь, хотя и била основной целью, не дала позитивных результатов для развития Арабского Востока. Созданные общины дополнительно усложняли конфессиональный состав наезлоявя. усилили внутреннюю напряженность, появилось недоверие, настороженность в отношениях кезду христианскими общинами. И напротив, просветительская, культурная деятельность миссий стету-гарозала бурное интеллектуальное развитие.

Работа миссий финансировалась в основном за счет доб ровольгах пожертвований, в сборе которых гассионерч проявляли много изобретательности. Некоторая часть средств поступала и от правительств целевым образом на определенные проекты. Все эти огромные суммы никак нельзя считать лишними в .метрополиях, где социальные проблемы были не менее острима, чем проблему христианского населения Арабского Востока. Т^гл яе кзнее, люда во" многих странах Европа, в России ? С1ьА давали деньги для помощи своим единоверцам в Османской империи. Такая заинтересованность в их судьбе объясняется в лом возросшим вниманием западных стран к этому регион?.

В третьей главе "Воздействие миссионерстве ы кул_:'7рный подъем на Арабском Востоке" рассматриваются отельные стороны культурного подъема, на которые миссионерство -лазало наи-

более заметное влияние: это прежде всего модернизация системы образования и формирование современной европейски образованной интеллигенции, развитие новых фор:»! литературного творчества, пересмотр отношения к филологическому наследию, а такие в некоторой степени развитлз самосознания и демократических устремлений христиан.

В Сирии, Ливане, Палестине, Ирака перше "учебные заведения современного типа с программой обучения, соответствен--завшэй западным треоованиш, бюш создапн миссионерами. Благодаря преподаванию иностранных языков, учащиеся получали доступ к западной литературе; а "через нее узнавали новую-длят них систему критериев и оценок окружающей жизни. "В мисоконвр-ских школах; особенно в протестантских, учебно-зоопитатэль-' ный процесс был направлен'на "развитие ишпленик," вообрадзгая, чем принципиально отличался'от традиционных "куттабов в общинных школ," где все было.построено на заучивании.:

Практически в миссионзрских шпэлах могли полутать пбра-~ зова ни э дети из ллбнх семей; 1&, "кгоне-могли'платить-зе учебу, "но проявляли большие способности, могля получить стипэн-даю, иногда кет для учебы в Европа. ОвЕИМ из крких прЕмеров нгляется ливанский писатель ЛиНуайме, получивший'пре^ясное для того времени образование совершенно бесплатно;

Обучение в миосиоаерохих учебных заведениях было' наи-" более'приемлемо для новых"экономических структур", "новых ви--дов коммерческой деятельности, посреднической торговли о Европой. По типу школ и колледжей "миссионеров стали создаваться "аналогичные по програшэ 'обучения национальныо школы.-"" Выпускники Ьйронитокого колледзз "в Риме уже в средние века открывали шйолы'я "холле дки при монастырях; В ХЕХ вэке-собственные школы создаются в "греко-^католических сбщинях. Вч-пуокншси протестантских учебных заведений "я -члены местных •протестантских общин• также'создавали национальные учебные" -взведения. Например; Бутруо аль-цуотзне создал~п:1863 г. Национальную школу,-ставшую центром Боепитания молодежи в-духе -арабского патриотизма. В 50-х тг. XIX века была создана сеть "Школ Глазго" по инициативе местных протестантов братьев Са-либи. В Египте также первые национальные коптские школы были

созданы выпускником англиканской школы Кириллом Реформатором. В среде мусульман, хотя л появлялись в 1880-е гг.'частные школы, весомый вклад в развитие современной системы образования могли внести лишь цектралиьованнкэ реформк египетских правителей Мухаммеда Али, йбрагзма-наш, Саида-пзш, а в 80-е гг. - реформы Стамбула о развития частной системы образования.

Яросв9?ительская активность мис-ся опер оз дала'значитель-' ныа результаты в Сирии, Ливане и Шластдав, где "процент христианского населения был больше, чем в Египте. Подавлявдеэ большинство учакдасся мзссяонэрокнх школ составляли хшсзяана, л после солдашя гяостранннх унивярслтетоз по уровню'образованности и'вообще грамотности мусульманское население стало значительно отставать от христиан. Б итоге в Ливане к 1935 г. среди маронатов бкло ^-"грамотных, а среди суннитов - 345?;

В работе"миссий по развитии образования важное мссто занимали просветительские я кэуаныэ общества, йнюдатнра в ях создан;® призадлегата американским протестантам, сззрешгези!- ' ся распространять 'знйшщ'срэли'взроелого населения, В'1847 г. било создано первое ^абзкеа" просветительское'общество■»-Общество но обретению наук к искусст^ деятельность которого " закстчалась в подготезко и чтении докладов- на различные научные тест, обсугдеюз дх, сборе книг дая'библиотеки."В дальнейшем били*создана еще'таи общества, которые образовывались на мзеед раапзвшхея. "Щос'Еетятеяьскгэ" общества пропаганда- " ровали"европейское просвещенца; научные'заимствования, а тэхг-1 28 рассматривали острые социальные "вопросы того"Ерзыэнн." "Аме-рнканские "миссионеры" всячески 'способствовали развития инициативы со созданию" обществ 'у'местной арабсякой'яцтеллягенцшг. Аналогичное ггоооветатапьское общество было создано иезуитами в 1850 г. " ; ...... ' , ' ......

В ЖЕсснонерскйх учебных заведениях. в'каучшх"общества2, в непосредственном контакте" с миссиями сформировались взгляды "многих деятелей культурного-подъема: Л Зейдака, Ш,Щумей-ля- Х.Хурн, ФЛйиста, Я.Сарруфз, А.Кзхака, Б.аль-Цустани,

I) Шс»7Д Тахер. Социальная история Ливана 1914-1325. Бейрут, 1972, с.184 (на араб.яз.)

• 15

Н.аль-Язидш, Ю.Вортабета, Хакки аль-Азма, М. Иуайка.

3 филологии и литературе культурный подъем состоял из двух направлений: традиционного и современного, которые раз-вгзались параллельно и переплетались в творчество отдельных писателей. Традиционное нацраздеки.е предполагало возрокдение арабской литератур*, изучение классических работ, пропаган-дирование чистоты классического арабского языка. Немалую роль в этом снграли миссионерские и местные христианское -колладли - Айн Барка, Айя 'Дра, русские -училища, в котррнх на высоком уровне было поставлено преподавание арабского языка и-литературы. Ршциатораш возрождения арабского классического наследия стали сирийские христиане, -в частзостги'Н.аль-йзилди (1800-1871). Современное направление заключалось в с оздаши работ практической ценности, по соврэмоьным- областям знаний, а та гае в развитии новых тем и жанров. В этом направлении_ христиане такжз длительное время лидировали. Иублшщстика, современная драматургия, новеллы, исторические регшш - практически все эти ганры появилась благодаря писагалями журналистам из христианских общин. С-середины XIX века е Сирил, а затем в Египте происходило бурьоё раазатиё свободной арабской прессы. Практически все сирийские и большинство'египетских 1 газет были основаны, редактировались и издавались бившими "выпускникам миссионерских учебных заведений,- христианской интеллигенцией, имевшей контакты с иностранными миссиями;

Развитие литературы и прессы птало возможным благодаря развитию печатного дела. В арабских провинциях Окланской Ш-" перии книгопечатание на арабском ¿зыка долгов время фактически отсутствовало. С начала ХК века издательское даю" начинают развивать религиозные миссии,-которыз;уввличгли праяззади-тзльность за счот вьеденля нового шрифтак печатной техники."

- • "Просветительская деятельность'таизеий; развитие европейского рационализма; изучение -национального"наследия и глас--сического'языка в определенной стапени'снэсобствовало развитию самосознания к политической-активности среди христиан. "' Впервые во второй половине XIX-вею в среде христианской'интеллигенции Сирии и Ливана были высказаны идеи. граадзнского общества, построенного не на конфессиональных, а на напиона-

льньх принципах, идеи культурной общности представителей различных общин на основе общих исторических судеб л культурного наследия. Христиане впервые стаи открыто высказывать требование равенства с мусульманами, отстаивала свои религиозные права - напртаер, требование выходного дня воскресенья для христиан. Определенный рост полстяческого сознания, прежде всего 2 сроде христианской интеллигенции, отразился на развитии демократических тенденций, свободолюбия, самостоятельности политических позиций, стремлении открыто их отстаивать. Важнейшим позитивным результатом влияния миссионерской деятельности не христианские общины стала активизация внутрисбщинной жизни, отт)5.аледзб к ее реформировал®. Борьба реформаторов против консервативного зишра прослеживается в христианских общинах Сирии, в частности, среда греко-цравославных'в коптских общинах Египта.

В га&яр*ении отмечается, что миссионерство явилось одним из аспектов западного влияния наряду с экономической я политической экспансией Задала, а таете ярямшя культурными контактами арабо-мусульманских деятелей о учеными, политичес-кили лидерами, мыслителями Запада. В активном предвидения западной культуры деятельность миссий играла роль лишь одного из многоколейных каналов.

Трудность процесса трансформации арабо-нусульманского общества была обусловлена его неподготовленностью к восприятию западной цивилизации, которая изначально отвергалась как порондение христианского мира. Кроме того, культура, система ценностей арабо-глусулт.макзкого общества во многих аспектах была принципиально несовместима с западными представлениями, слшнвшшяся к концу XII века. Дуть их адаптации, згиванкя в общество Ближнего Востока лажал через создание современной системы образования, воспитание новой интеллигенции. Миссионеры породили тягу к западной культуре, сделала ее ближе з понятнее. Правда, тяга к западной культуре перешла у определенней части христиан - црезде всего маронитов и униатов Ливана - з идеализации к слепое поклонение Франции и даже в стремление перейти под ее политическое управление.

Другим на менее важным моментом, подготовивиим почву

для культурного подъема было распространение рационалистического мировоззрения, нового для арабо-мусульманского мира критического подхода к действительности. Если в приобщении к западной культуре•основную роль сыграли католические миссии, то в развитии нового мировоззрения ведущая роль принадлежала протестантам. В их учебных заведениях больше внимания уделялось естественно-научным знаниям, что способствовало развитию материалистических взглядов, методы преподавания и воспитания были направлена на развитие самостоятельного подхода я выработку собственных позиций;" " ....... '

Миссионерство способствовало культурному подъему не только непосредственным, тфяаш образом." будучи одним из "проявлений западного политического проникновения, миссионерство провоцировало так бы в ответ "некоторые идейные • течения} например, такие как Бационализн, антизападвичеотво; ~Во~многпх" -христианских общинах,"в'которых дейотзовали"мзссгонеры, б результате раззитяк саиосойнашя, которому способствовали сами миссионеры, -появилось ■ стремление о:й£сявваться от их не вязче-"" вой опеки, виеиательстьа БО"Енущэешше'дела"общяна. Воеболь-шее раздражение вызывала яришганда Е-мЕсснонарских толах,~~ ~ и местные общины были'вируаденн ооздагватьсвоишколы; по уровню'преподавания не "уступащио мисслонзрскак, ■ чтобы взять в свои руна Боепитание поцрастащэго поколения. -

В течение многих веков работа миссий не могла хоть "как-то воздействовать на зраясформвцшо общества Арабского Востока. -Миссионерство начинает играть'эффектЕБнуюрольв этом процессе- в; период растущего презослодства" Ездада, 'когда-'на шгссио^ нерскую деятельность было обращено особое"внимание и состой роны западных-стран, и со стсроны-местного христианского 'населения, которое стретлось с помощью мисокК укрепить свои

политические и экономические позиции; " ;........

культурный подъем на Арабском Востоке" был порожден тлу= бокими изиененляма в жигни"общества, на него оказали влияние -* многие факторы, ттрелдэ'всего внутренние процессы "в истории региона. Расширение активное и: миссий в XIX зеке совпало по •времени с культурным подъемом, который не являлся цельи иис-

сионерской деятельности. Однако миссионерство будучи одним из эффективных канзлов европейского культурного и политического влияния, оказало воздействие на формирование взглядов новой арабской интеллигенции, деятелей культурного подъема. Столкновение с европейской идеологией, носьтеляш которой были миссии и их учреждения, породило новые идеи, взгляды, позиции в арабо-мусульмансксм мире.

По теме диссертации автооом были опубликованы следущге работы:

1. Роль иностранных учебных заведений в развитии системы образования Сирии и Ливана в 2УШ - начале XX зека//Страны Азии в 80-х годах: политика, экономика, идеология/Сборник статей. М., Институт востоковедения, 1930 - 1,0 п.л.

2. .Запада)« миссионерстЕО и политическая культура ливанского общества. Тезисы к У конференции молодых востоковедов. М., 1989 - 0,5 п.л.

3. Этнорелигиозные особенности формирования политической и организационной культуры в Сирии. Тезисы к УП конферещки молодых востоковедов. М., 1991 - 0,5 п.л.

Подписано к печатк^йи/)(?.У^ 1993 г. Отпечатано на ротапринте в Формат бумаги 30x42/4.

Производственном комбинате , Объем 3 п.л. Литературного фонда Зак. Тир. "100