автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.06
диссертация на тему:
Многофигурные изображения Саяно-Алтая VII - III вв. до н.э.

  • Год: 2006
  • Автор научной работы: Рукавишникова, Ирина Викторовна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.06
Диссертация по истории на тему 'Многофигурные изображения Саяно-Алтая VII - III вв. до н.э.'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Рукавишникова, Ирина Викторовна

Вступление. Основные задачи исследования. стр.

§ 1 .Географическая и археологическая характеристика регионов. Выбор регионов.

§2 Историография вопроса стр.

§3 Обзор источников стр.

Глава I. Классификации многофигурных композиций Саяно-Алтая.

§1. Теория композиции и систематизационный подход, используемый в работе стр.

§2. Классификация многофигурных композиций звериного стиля пазырыкской культуры Горного Алтая стр.

§3. Классификация многофигурных композиций звериного стиля культур УИ-Ш вв. до н. э. с территории Тувы стр.

§4. Сравнение полученных классификаций двух вариантов звериного стиля стр.

Глава II. Хронологическое распределение выделенных типов многофигурных изображений стр.

§1. Хронологическое распределение выделенных типов многофигурных изображений на территории Горного Алтая. стр.

§2. Хронологическое распределение выделенных типов многофигурных изображений на территории Тувы. стр.

Глава III. Территориальное распределение типов многофигурных композиций, ГИС стр.

§1. Территориальное распределение типов многофигурных композиций, ГИС на территории Горного Алтая, на территории Тувы. стр.

Глава IV. Многофигурные изображения с предметов раннего железного века Тувы и некоторые композиции в зверином стиле из кургана Аржан II. стр.

§ 1. Многофигурные композиции Саяно-Алтая и материал из кургана Аржан II. стр.

Глава V Многофигурные изображения в материальной культуре древних обществ

§ 1. Развитие стиля через развитие многофигурной композиции. стр.

§2. О семантике отдельных многофигурных композиций. стр.

§3. Возможность применения подхода, используемого в работе для изучения многофигурных композиций других вариантов звериного стиля стр.

§4. Хронологический аспект исследования стр.

§5. Многофигурные композиции в контексте развития культур раннего железного века

Тувы и Алтая стр.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Многофигурные изображения Саяно-Алтая VII - III вв. до н.э."

Заключение.

Целью проделанной работы было выделить универсальную классификацию многофигурных композиций звериного стиля, проверить ее на разных вариантах звериного стиля.

Изучение искусства кочевников проводилось при помощи систематизации и сравнения изображений звериного стиля с многофигурными композициями на предметах, происходящих из памятников пазырыкской культуры Алтая и алдыбельской и саглыно-уюкской культур Тувы (VII - III вв. до н.э.).

Это исследование было посвящено выявлению всех возможных схем изображений и на основе этой систематизации, выделению относительной хронологии развития стиля, территориальной встречаемости изображений, разнообразия звериных образов, выявлению аналогий в изображениях звериного стиля сопредельных культур Центральной Азии, выявлению семантики многофигурных изображений, отражающих мировоззренческие основы и мифологические сюжеты в искусстве древних кочевников.

Интерес к яркому искусству звериного стиля ранних кочевников Саяно-Алтая сформировался давно, но системное изучение многофигурных композиций стало возможным лишь теперь, с увеличением количества находок, происходящих из погребальных комплексов VII - III вв. до н.э. с территории Горного Алтая и Тувы, которые дают соответственно два стилистических варианта подобных изображений.

Исследуемые изображения находились на предметах, происходящих из погребальных комплексов пазырыкской и алдыбельской и саглыно-уюкских культур Саяно-Алтая.

Изображения этих двух вариантов были систематизированы по отдельности, выявлена относительная хронология развития многофигурных композиций, особенности их территориального распределения, изучен набор образов. Были сравнены две системы, происходящие с сопредельных территорий.

Немаловажным обстоятельством является то, что новый материал из комплекса Аржан II усилил и разнообразил тувинскую выборку и его стало возможным систематизировать с использованием разработанной на других материалах классификации. Яркие изображения нового комплекса пополнили ранее выработанную систему и добавили новые типы многофигурных композиций.

Для анализа изображений и их картографического распределения была создана база данных в среде Microsoft Access, состоящая из двух основных таблиц: изображения пазырыкской культуры Горного Алтая и изображения культур Тувы раннего железного века, содержащие все необходимые признаки для каждого изображения.

Были отобраны многофигурные изображения, которые посредством визуального анализа композиции и при помощи принципов теории композиции, применяемой для исследования предметов искусства, были поделены на группы, подгруппы и типы. Изначально были проанализированы композиции пазырыкской культуры. Затем этот подход был проверен на тувинских изображениях.

В данном исследовании было применено сочетание искусствоведческого и археологического подходов для изучения аспектов археологической культуры.

Декоративное искусство орнаментально, но, также, оно содержит и изобразительные композиции, хотя они и зависят от формы предмета. К ним всем применима общая теория композиции, характерная для всех видов искусств.

Основные композиционные закономерности: симметрия и асимметрия, ритмическая организация, целостность, зависят от общечеловеческого мировосприятия, и на этой основе строятся все произведения искусств.

Все многофигурные композиции искусства пазырыкской культуры разделяются по принципу симметрии на группу симметричных и группу асимметричных композиций, внутри которых выделяется 28 типов. В каждой из этих групп по своему решается задача передачи времени в композиционном пространстве композиции, то есть формирование ритма.

Среди симметричных композиций в искусстве пазырыкской культуры присутствуют подгруппа симметрии относительно центра и подгруппа симметрии относительно вертикальной оси.

Среди асимметричных композиций выделяются две подгруппы по принципу формирования пространства: подгруппа центростремительных и подгруппа линейно-ритмичных композиций.

Все эти исходные композиционные схемы в пазырыкском искусстве очень вариативны и каждая подгруппа содержит различные отделы и типы композиций.

Исследуя эту систему многофигурных композиций, можно сделать вывод, что развитие композиционных схем в искусстве пазырыкской культуры происходило от использования симметричных схем к появлению и развитию усложняющихся и вариативных асимметричных схем.

Четыре исходных принципа построения композиции (симметрия-асимметрия, выделение композиционного центра, наличие ритма построения композиции, вписанность в «раму») свойственны и искусству пазырыкской культуры, и искусству Саянских культур. Классификация многофигурных композиций тувинского звериного стиля скифского времени позволяет выделить четыре подгруппы композиций: с центральной симметрией, с вертикальной осью симметрии, центростремительные асимметричные, линейно-ритмичные асимметричные. В саянском искусстве было выделено 19 типов многофигурных композиций.

Для оценки частоты присутствия разного количества многофигурных композиций в типах обоих вариантах были созданы таблицы типов. Они наглядно в долях демонстрируют наиболее и наименее распространенные типы.

Большинство основных типов, которые выделены среди пазырыкских изображений, представлены и среди тувинских, но отдельные вариативные типы здесь отсутствуют, и при этом добавляются специфические, присущие только тувинскому искусству.

Обе системы были проанализированы по принципу встречаемости звериных образов и характеру материала изделий. Для этого были созданы таблицы для каждого варианта классификаций многофигурных композиций.

Пазырыкские многофигурные композиции содержат больше образов, много заимствованных. Основные образы соответствуют тувинским. Среди вторых полностью отсутствует птичий грифон, а фиксируется только хищная птица.

Таблицы по материалу изделий свидетельствуют о том, что многофигурные композиции пазырыкской культуры находятся на предметах разных материалов, но больше предметов выполнено из дерева, кожи, войлока. Материал тувинских изделий, в основном, металлы и кость, есть и дерево (изделия из памятников Саглынской долины).

Верность подхода была проверена при исследовании нового материала из комплекса Аржан II, что дополнило выделенную классификацию еще двумя типами. Систематизация многофигурных композиций Тувы дала положительный результат при применении к их изучению того же метода, что и к пазырыкским изображениям.

В результате сравнения классификаций двух регионов был применен метод относительной хронологии. Для каждого из вариантов сформированы таблицы относительной хронологии, содержащих периоды развития стиля и разбивку по ним типов композиций.

Оба варианта были проанализированы и полученные выводы затем соотнесены с вариантами датирования памятников, изучаемых в работе археологических культур, откуда происходят те или иные изображения.

В работе были приняты хронологические рамки (УШ)УН-У вв. для даты первого хронологического периода развития археологических культур Тувы, для второго - У-Ш вв. до н. э. Для пазырыкской культуры У1-У(У1) и У1-Ш(Н) вв. до н. э. Изучение систем изображений предоставило сходные относительные хронологии развития стиля.

Обе системы включают в себя как сходные типы, так и различные. Это же показывает и территориальное распределение, где ареалы данных вариантов звериного стиля граничат с разными территориями, где присутствуют другие варианты звериного стиля.

Основная тенденция развития стиля состоит в уменьшении значимости простых композиционных решений и увеличении использования сложных асимметричных композиций, разрабатывающих как местные идеи, так и различные влияния. Эта тенденция обусловила появление условий для возникновения свободной композиции.

Искусства Горного Алтая и Тувы схожи в присутствии и там, и там некоторых композиционных типов, хотя конкретные изображения могут различаться по характеру образов и материалу, а тенденции развития сходны. Но все же, это разные самостоятельные направления развития звериного стиля.

Пазырыкское искусство со своим репрезентативным материалом представляет нечто более цельное, быть может, укладываясь в более узкие рамки существования. В пазырыкском искусстве ярко проявляются заимствованные иранские цитаты в построении композиций, но разрабатываются они вариативно.

Искусство Тувы более разнородно и, по-видимому, его развитие укладывается в более широкие хронологические рамки. В новых композиционных типах Саянское искусство использует свою внутреннюю, самобытную традицию, с большой ролью и центральноазиатской составляющей. Оно разнообразно по сложносоставным схемам и во втором периоде разрабатывает свободную композицию. Между тем, пазырыкское искусство, в отличие от тувинского, характеризуется более разнообразной разработкой подгрупп композиций.

К III-II до н.э. на смену традиционному скифо-сибирскому звериному стилю на территории Южной Сибири начинает распространяться полихромный стиль, который достигает расцвета в гуннскую эпоху. При этом в III в. до н.э. композиции, характерные для раннекочевых сообществ региона, какое-то время сосуществуют с ранними образцами полихромного стиля, и специфика построения отдельных многофигурных композиций развивается и в во время развития стиля полихромных изображений.

Методом территориального распределения на картах Саяно-Алтая нанесены типы многофигурных композиций по выделенным периодам.

Это распределение на картах двух регионов всех изображений по двум хронологическим периодам позволяет увидеть полную картину распространения композиционных типов многофигурной композиции.

В результате получены наглядные представления о встречаемости тех или иных типов композиций в определенных зонах регионов, близких к территориям распространения сопредельных археологических культур. Это показывает направления поиска аналогий типам многофигурных композиций.

Каждый из регионов делится на некоторые территориальные зоны, в которых присутствует разная встречаемость выделенных композиционных типов. Регион Горного Алтая представляет более цельную схему распределения, территория Саян более эклектична.

Среди типов, фиксируемых мною на территории Тувы, встречаются типы из всех подгрупп, присутствующих и в Горном Алтае, но этих типов меньше по разнообразию. Немаловажным фактором большей вариативности композиционных типов среди изображений пазырыкской культуры является присущая только ей уникальная сохранность вещей из органических материалов. Таким образом, карта дает, во-первых, наглядное подтверждение развитию стиля к большему количеству и разнообразию, к вариативному использованию заимствованных схем.

На картах распределения типов изображений для второго хронологического периода выявляются некоторые зоны частоты их проявлений: Юго-Восточная и Юго-Западная зоны Горного Алтая, «центральная» (связанная с эпонимным могильником Пазырык). Ареалы этих зон достаточно условны, но частоты встречаемости специфических типов в них различаются.

Можно говорить о расширении территории встречаемости разнообразия типов во второй период, где присутствуют комплексы с многофигурными изображениями на социально значимых предметах и существование во второй период варианта зоны Юго-Восточной Горного Алтая, где стиль воспринимает влияния с Саян и Китая.

На территории Тувы выделяется аналогичным образом Западная территория (Саглынская долина), центральная (долина р. Хемчик-Бом, могильники Аймырлыг), Северная территория (Уюкская котловина).

Таким образом, и для территории Тувы можно эмпирически выделить условную зональность, где стиль воспринимает влияния разных вариантов искусства звериного стиля. Также выделяются признаки уникальности («загадочные картинки») в этом эклектичном тувинском варианте, которые встречаются по всей зоне этого региона. В Западной тувинской зоне, которая географически граничит с Юго-Восточным Алтаем, фиксируются черты, сходные с пазырыкским стилем. В то время как в Северной зоне заметно сходство со стилем, присущем тагарской культуре Хакасско-Минусинской котловины. Здесь же, как и в центральной зоне, встречаются центральноазиатские черты стилистики многофигурных композиций.

При комплексном изучении выделенных типов многофигурных композиций и выделении среди некоторых из них сюжетных схем, и выделенных сюжетов из письменных источников, возможно применимых к изучению Саяно-Алтайского искусства, сделаны выводы о семантике отдельных изображений и всей системы мировоззрения как для Саянского региона, так и для Алтайского для раннего железного веков.

Пазырыкский звериный стиль и тувинский имели внутри себя схожие и различные традиции. В пазырыкском искусстве ярко проявились заимствованные иранские цитаты в построении композиций и разрабатывались вариативно. В новых композиционных типах саянское искусство использовало свою неординарную традицию и центральноазиатскую. Оно разнообразно по сложносоставным схемам и во втором периоде существования стиля разрабатывало свободную композицию. Пазырыкское искусство отличалось изысканной разработкой подгрупп композиций.

Изучение искусства кочевников проводилось при помощи систематизации и сравнения изображений звериного стиля с многофигурными композициями на предметах, происходящих из памятников пазырыкской культуры Алтая и алдыбельской и саглыно-уюкской культур Тувы (VII - III вв. до н.э.).

Таким образом, в работе исследовались модели построения многофигурной композиции с целью выявления всех возможных схем изображений и на основе систематизации материала, выделение относительной хронологии развития стиля, территориальной встречаемости изображений, выявления разнообразия звериных образов, поиск аналогий в изображениях звериного стиля сопредельных культур Центральной Азии, выявление семантики многофигурных изображений, отражающих мировоззренческие основы и мифологические сюжеты в искусстве древних кочевников.

Таким образом, была создана классификация многофигурных композиций звериного стиля, которую можно использовать для изучения разных его вариантов.

Так же, можно сделать вывод о том, что метод изучения развития художественного стиля с точки зрения системного изучения археологических памятников вполне результативен, а представленная классификация данного варианта звериного стиля универсальна, и она позволяет выявить его разнообразие, сравнить с инокультурными вариантами.

 

Список научной литературыРукавишникова, Ирина Викторовна, диссертация по теме "Археология"

1. Акишев К.А. Курган Иссык. М. 1978.

2. Алексеев АЛО. Хронография Великой Скифии. СПб. 2003.

3. Антонова Е.В. Дикие животные в искусстве древних земледельцев востока (к семантике представлений о пространстве)//Центральная Азия. Новые памятники письменности и искусства, М. 1989.

4. Аржан. Источник в долине царей. Археологические открытия в Туве. 2004. Под ред. Федосеенко O.A. Санкт-Петербург.

5. Артамонов М. И. Скифо-сибирское искусство звериного стиля (основные этапы и направления)//Проблемы скифской археологии (МИА№177), М. 1971.

6. Артамонов М.И. Скифо-сибирское искусство звериного стиля (основные этапы и направления)//Проблемы скифской археологии, М. 1976.

7. Артамонов М.И. Скифо-сибирское искусство звериного стиля//МИА, №177, 1971.

8. Артамонов М.И. Сокровища саков. М. 1973.

9. Афанасьева В., Луконин В. Искусство Древнего Востока. М.

10. Баркова Л.Л. Изображение рогатых и крылатых тигров в искусстве древнего Алтая//АСГЭ, Л, 1981, вып. 22.

11. Баркова Л.Л. Изображения свернувшихся хищников на золотых пластинах из Майемира//АСГЭ, Л. 1983, вып. 24.

12. Баркова Л.Л. Курган Шибе и вопросы его датировки//АСГЭ, Л. 1978, вып. 19.

13. Баркова Л.Л. Курган Шибе. Предметы из погребальной камеры//АСГЭ, Л. 1980, вып. 21.

14. Баркова Л.Л. Образ орлиноголового грифона в искусстве Древнего Алтая//АСГЭ, Л. 1987, вып. 28.

15. Баркова Л.Л. Резные изображения животных на саркофаге из второго Башадарского кургана//АСГЭ №25.

16. Береснева В.Я., Ягман И.М. Симметрия и искусство орнамента//Ритм, пространство и время в литературе и искусстве, JI. 1974.

17. Бернштам А.Н. Историко-археологические очерки Тянь-Шаня и Памиро-Алтая// МИА. №26,1952.

18. Бобров В.В. Олень в скифо-сибирском искусстве звериного стиля//Автореферат диссертации на соискание научной степени кандидата наук. Н. 1973.

19. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства, М.1971.

20. Богданов Е.С., Кузнецов Д.В. Ордосские художественные бронзы//Археология, этнография и антропология Евразии. №2,2001.

21. Бойс Мэри. Зороастрийцы: Верования и обычаи. М. 1988.

22. Боковенко H.A. Степи Евразии в древности и средневековье. К 100-летию со дня рождения М.П. Грязнова. Т.2. СПб. 2002.

23. Вайнберг Б.И. Куюсайская культура раннего железного века в Присарыкамышской дельте Амударьи//Успехи среднеазиатской археологии. Вып.З. JI. 1975.

24. Вайнштейн С.И. Происхождение и историческая этнография тувинского народа. 1969.

25. Варенов A.B. Древнейшие зеркала Китая, отражающие этнокультурные контакты//Проблемы древних культур Сибири, Н. 1985.

26. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М. 2004.

27. Вишневская O.A. Культура сакских племен низовьев Сырдарьи по материалам Уйгарака//Труды хорезмской экспедиции. Т.8. 1973.

28. Волков В.В. Оленные камни Монголии. М. 2002.

29. Волкова E.B. Ритм как объект эстетического анализа (методологические проблемы)//Ритм, пространство и время в литературе и искусстве, JI. 1974.

30. Герчук Ю.А. Основы художественной грамоты. Язык и смысл изображения искусства. М. 1998.

31. Гончарова H.A. Теория изображения. На основе лекций В.А. Фаворского «О композиции». М. 1997.

32. Горбунов А.П., Самашев З.С. Вечная мерзлота хранительница древностей. Алматы 2000.

33. Грантовский Э.А. Ранняя история иранских племен Передней Азии,. М. 1970.

34. Грач А.Д. Древние кочевники в Центральной Азии. М. 1980.

35. Грач А.Д. Резные композиции в искусстве Тувы скифского времени//Новейшие исследования по археологии Тувы и этногенезу тувинцев, Кызыл 1980.

36. Грязнов М.И. Аржан. JI. 1980.

37. Грязнов М.П. Древнее искусство Алтая. M-JL, 1958

38. Грязнов М.П. Начальная фаза скифо-сибирских культур//Археология Южной Сибири. Кемерово, 1983.

39. Грязнов М.П. Памятники майемирского этапа эпохи ранних кочевников на Алтае//КСИИМК, вып. 18, М. 1947.

40. Грязнов М.П. Первый Пазырыкский курган, J1. 1950.

41. Грязнов М.П. Раскопки княжеской могилы на Алтае//Человек, № 2-4, 1928.

42. Дандамаев М.А., Луконин В.Г. Культура и экономика Древнего Ирана, М. 1980.

43. Дремов В.А. Центральноазиатские связи населения Горного Алтая в эпоху раннего железа по данным антропологии// Проблемы археологии и этнографии Южной Сибири, Б. 1990.

44. Дьяконов И.М. Архаические мифы Востока и Запада. М. 1990.

45. Дэвлет M.А. Работы Тоджинской экспедиции//АО 1971, М.1972.

46. ДэвлетМ.А. Петроглифы на дне Саянского моря. М. 1998.

47. Жегин Л.Ф. Язык живописного произведения. М. 1970.

48. Завитухина М.П. Древнее искусство на Енисее. Л. 1983.

49. Заднепровский Ю.А. Взаимодействие кочевников и древних цивилизаций и этническая история Средней Азии//Взаимодействие кочевых культур и древних цивилизаций. М. 1989.

50. Заднепровский Ю.А., Зайцева Г.И. Радиоуглеродные даты памятников ранних кочевников восточной части Евразии//Скифо-сибирский мир, Кемерово 1989.

51. Зинченко С.А. // К столетию C.B. Киселева. Сборник тезисов докладов международной научной конференции. М. 2005.

52. Зобов P.A., Мостопатенко A.M. Время и пространство//Ритм, пространство и время в литературе и искусстве, Л. 1974.

53. Иванов C.B. Материалы по изобразительному искусству народов Сибири XIX н. XX в. М.-Л. 1954.

54. Иванов C.B., Махова Е.И. Декоративно-прикладное искусство киргизского народа. М. 1960.

55. Ильинская В. А. Современное состояние проблемы скифского звериного стиля//Скифо-сибирский звериный стиль в искусстве народов Евразии, M. 1976.

56. Ильинская В.А. Некоторые мотивы раннескифского звериного стиля//СА №1,1965.

57. Итина М.А., Яблонский Л.Т. Саки Нижней Сырдарьи. М. 1997.

58. Каган М.С. Морфология искусства. Л. 1972.

59. Кадырбаев М.К. Памятники тасмолинской куультуры // Маргулан А.Х., Акишев К.А., Кадырбаев М.К., Оразбаев A.M. Древняя куультура Центрального Казахстана. Алма-Ата. 1966.

60. Кадырбаев M.K. Восточный казахстан//История Казахской ССР. Алма-Ата. Т.1 1977.

61. Канторович А.Р. Классификация и типология элементов «зооморфных превращений» в зверином стиле Степной Скифии//Структурно-семиотические исследования в археологии. Т.1. Донецк. 2002.

62. Килуновская М.Е. Золотые изделия скифского времени из Тувы//Элитные курганы степей Евразии в скифо-сарматскую эпоху: Материалы «круглого стола». Санкт-Петербург, 22-24 декабря. СПб. 1994 С. 106-109.

63. Килуновская М.Е. Петроглифы на скалах Кара-Тага (проблемы стиля и содержания)//Мировоззрение, археология, ритуал, культура. Сборник статей к 60-летию Марка Лазаревича Подольского. СПб. 2000.

64. Килуновская М.Е. Типология и хронология памятников искусства скифского времени Тувы//Евразия сквозь века. С-Пб., 2001.

65. Кирюшин Ю.Ф., Степанова Н.Ф., Тишкин A.A. Скифская эпоха Алтая. Часть II. Погребально-поминальные комплексы пазырыкской культуры. Барнаул, 2003.

66. Кирюшин Ю.Ф., Тишкин A.A. Основные этапы изучения скифской эпохи Горного Алтая // Итоги изучения скифской эпохи Алтая и сопредельных территорий, Б. 1999.

67. Киселев С. В. Древняя история Южной Сибири. М. 1949.

68. Киселев C.B. Из работ Алтайской экспедиции ГИМ в 1934 году //СЭ, №1, 1935.

69. Клейн Л.С. Археологическая типология. Л. 1991.

70. Ковалев A.A. Древние кочевники на границах китайских государств//МША8. №2, 2001.

71. Ковалев A.A. Древнейшие датированные памятники скифо-сибирского звериного стиля (тип Наныпаньгэнь)//Древние культуры Центральной Азии и Санкт-Петербург. С-Пб. 1998.

72. Ковалев A.A. О связях населения Саяно-Алтая и Ордоса в V -III вв. до н.э.//Итоги изучения скифской эпохи Алтая и сопредельных территорий. Барнаул, 1999.

73. Кокорина Ю.Г., Лихтер Ю.А. Логическая система изучения декора//Вестник Московского университета, сер.8, История 1999 №2

74. Королькова Е.Ф. Теоретические проблемы искусствознания и «звериный стиль» скифской эпохи. С-Пб. 1996.

75. Королькова Е.Ф. Звериный стиль в оформлении гривен скифо-сарматской эпохи// Ювелирное искусство и материальная культура. СПб, 2001.

76. Кубарев В.Д. «Савроматы» на Алтае//Археология, этнография и антропология Евразии. №2,2002.

77. Кубарев В.Д. Древнее искусство Алтая и Монголии//Конференция «Искусство и культура Монголии и Центральной Азии», М. 1981.

78. Кубарев В.Д. Древние зеркала Алтая//Археология, этнография и антропология Евразии. №3,2002.

79. Кубарев В.Д. Древние кочевники Восточного Алтая. Н. 1997.

80. Кубарев В.Д. Курганы Сайлюгема. Н. 1992

81. Кубарев В.Д. Курганы Уландрыка. Н. 1987.

82. Кубарев В.Д. Курганы Юстыда. Н. 1991.

83. Кубарев В.Д. О назначении зооморфных наверший из курганов Пазырыка и Уландрыка//Скифо-сибирский мир. Искусство и идеология, М. 1987.

84. Кубарев В.Д. Пазырыкские сюжеты в петроглифах Алтая//Итоги изучения скифской эпохи Алтая и сопредельных территорий, Б. 1999.

85. Кубарев В.Д., Черемисин Д.В. Волк в искусстве и верованиях кочевников Центральной Азии//Традиционные верования и быт народов Сибири, Н. 1987.

86. Кубарев В.Д., Якобсон Я. Петроглифы северо-западной Монголии. 1999.

87. Кузьмина Е.Е. Скифское искусство как отражение мировоззрения одной из групп индоиранцев//Скифо-сибирский звериный стиль в искусстве народов Евразии, М. 1976.

88. Кузьмина Е.Е. Сюжет борьбы хищника и копытного в искусстве «звериного стиля» Евразийских степей скифской эпохи//Скифо-сибирский мир. Искусство и идеология, М. 1987.

89. Курочкин Г.Н. Гипотетическая реконструкция погребального обряда скифских царей УШ-УП вв. и курган Аржан//Скифо-сибирское культурно-историческое единство, Кемерово 1980.

90. Кызласов Л.Р. Древняя Тува. М.1979.

91. Ларичев В.Е. Время в образах искусства скифо-сибирского мира// Археология, этнография и антропология Евразии. №3, 2001.

92. Леви-Строс К. Структурная антропология. М.2001.

93. Литвинский Б.А. Археологические открытия на восточном Памире и проблема связей между Средней Азией, Китаем и Индией в древности. М.1960.

94. Литвинский Б.А. Древние кочевники «Крыши мира». М. 1972.

95. Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура. М., 1991.

96. Лотман Ю. М. Структура художественного текста. М. 1970.

97. Луконин В.Г. Художественная культура древневосточных рабовладельческих обществ//Художественная культура в докапиталистических формациях, Л. 1984.

98. Луконин В.Д. Искусство Древнего Ирана, М. 1977.

99. Мандельштам A.M. Исследования на могильнике Аймырлыг// Древние культуры Евразийских степей. JI.1983.

100. Мандельштам A.M. заметки об археологических памятниках усуней//Культура и искусство Киргизии: Тезисы докладов Всесоюзной научной конференции. JT. 1983.

101. Марсадолов Л.С. Археологические памятники IX-III веков до п. э. горных районов Алтая как культурно-исторический источник (феномен пазырыкской культуры)// Автореферат диссертации на соискание научной степени доктора культурологии. С-Пб. 2000.

102. Марсадолов Л.С. Исследования в Центральном Алтае. С-П. 1997.

103. Марсадолов Л.С. Пазырыкский феномен и попытки его объяснения// Итоги изучения скифской эпохи Алтая и сопредельных территорий, Б. 1999.

104. Марсадолов Л.С. Хронологическое соотношение пазырыкских и семибратных курганов//АСГЭ, Л. 1987, вып.28.

105. Марсадолов Л.С. Хронология курганов. Автореферат, Л. 1985.

106. Марсадолов Л.С., Зайцева Г.И. Соотношение радиоуглеродных и археологических датировок для малых и средних курганов Саяно-Алтая 1 тыс. до н.э//Итоги изучения скифской эпохи., Б.1999.

107. Мартынов А.И. О мировоззренческой основе искусства скифо-сибирского мира// Скифо-сибирский мир. Искусство и идеология, М. 1987.

108. Мартынов А.И. Первичные цивилизации и скифо-сибирский мир (система взаимоотношений)// Итоги изучения скифской эпохи., Б. 1999.

109. Мартынов А.И. Скифо-сибирский мир. Степная скотоводческая цивилизация V-II вв// Скифо-сибирский мир, Кемерово 1989.

110. Маточкин Е.П. Архитипические образы в скифском искусстве Горного Алтая// Итоги изучения скифской эпохи., Б. 1999,

111. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа, М. 1976.

112. Минасян P.C. К вопросу о влиянии техники производства на происхождение некоторых особенностей скифо-сибирского звериного стиля//АСГЭ, 1988, вып.29.

113. Мифы народов мира. Т 1,2, М. 1994.

114. Могильников В.А. К характеристике раннего железного века северо-западных предгорий Алтая//Итоги изучения скифской эпохи., Б. 1999.

115. Могильников В.А. Население Верхнего Приобья в с.-в.п. 1 тыс. до н.э., М. 1997.

116. Молодин В.И. Некоторые итоги археологических исследований на юге Горного Алтая//Российская Археология №1,М.1997.

117. Молодин В.И. Древние культуры Бертекской долины, Н. 1994.

118. Молодин В.И. Пазырыкская культура (Горного Алтая): проблемы этногенеза, этнической истории и исторических судеб//Археология, этнография и антропология Евразии. №4,2000.

119. Молодин В.И., Полосьмак Н.В. Пазырыкская культура на плоскогорье Укок-первые итоги и перспективы научных исследований//Итоги изучения скифской эпохи., Б. 1999.

120. Моран Анри де. История декоративно-прикладного искусства от древнейших времен до наших дней, М. 1982.

121. Мыльников В.П. Обработка дерева носителями пазырыкской культуры. Новосибирск, 1999.

122. Никулина Н. Искусство Ионии и Ахеминидского Ирана, М. 1998.

123. Новгородова Э. А. Искусство Древней Монголии//Конференция «Искусство и культура Монголии и Центральной Азии», М. 1981.

124. Новгородова Э. А. Звериный стиль в прошлом и настоящем//Декоративное искусство №5,1979.

125. Новгородова Э.А. Звериный стиль Монголии//Скифская эпоха Алтая. Тезисы докладов конференции, Б. 1986.

126. Новгородова Э.А. Древняя Монголия. М. 1989.

127. Окладников А.П. Петроглифы Горного Алтая, Н. 1980.1. Ордосские бронзы, 1986.

128. Основные аспекты изучения скифской эпохи Алтая. Библиографический указатель. Барнаул, 2003.

129. Переводчикова Е.В. О возможности исследования скифского звериного стиля как изобразительной системы//Проблемы истории античности и средних веков, М. 1980.

130. Переводчикова Е.В. Скифский звериный стиль как изобразительная система// Памятники Евразии скифо-сарматской эпохи, М. 1995.

131. Переводчикова Е.В. Язык звериных образов, М. 1994.

132. Погребова М.Н., Раевский Д.С. Ранние скифы и древний восток. М. 1992.

133. Полосьмак Н.В. Всадники Укока. Новосибирск, 2001.

134. Полосьмак Н.В. Исследование вещественного состава находок из «замерзших» могил Горного Алтая// РА №1, 1997.

135. Полосьмак Н.В. Стерегущие золото грифы. Н. 1994.

136. Полосьмак Н.В. Феномен алтайских мумий// Природа №11, М. 1995.

137. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. М., 2000.

138. Радлов В.В. Из Сибири. М. 1989.

139. Раевский Д.С. О природе иконографических схем звериного стиля скифо-сарматской эпохи//Прошлое Средней Азии. Душанбе. 1987.

140. Раевский Д.С. Модель мира скифской культуры. М. 1985.

141. Республика Алтай. Горно-Алтайск, 1992.

142. Республика в центре Азии Тыва. Кызыл, 1994. Ростовцев М.И. Скифия и Боспор. М. 1925. Руденко С. И. Второй пазырыкский курган. JI. 1948.

143. Руденко С.И. Культура населения Центрального Алтая в скифское время. M.,J1. 1960.

144. Савинов Д.Г. Карасукская традиция и «аржано-майемирский» стиль//Древние культуры Центральной Азии и Санкт-Петербург. С-Пб. 1998.

145. Савинов Д.Г. Образ фантастического хищника в древнем искусстве Евразии (в свете переднеазиатской теории М.И. Артамоновва) // Проблемы археологии. Выпуск 4. Сс-Пб. 1998.

146. Сагалаев A.M. Урало Алтайская мифология. И. 1991.

147. Самашев 3., Базарбаева Г., Жумабекова Г., Сунгатай С. Берел, 2000.

148. Самашев З.С. Новые исследования на могильнике Берель в Восточном Казахстане // Итоги изучения скифской эпохи., Б. 1999.

149. Самбу И.У. Могильник скифского времени в Енисейском каньоне. М. 1972.

150. Семенов Вл. А. Этапы сложения культуры ранних кочевников Тувы// Мировоззрение, археология, ритуал, культура. С-Пб., 2000.

151. Семенов Вл. А. Сыпучий Яр могильник алды-бельской культуры//Евразия сквозь века. С-Пб. 2001.

152. Семенов Вл. А. Хронология могильников озен-ала-белингского этапа//Древние культуры Центральной Азии и Санкт-Петербург. С-Пб. 1998.

153. Семенов Вл. А. Сулуг-Хем и Хайрыкан. Спб. 2003.

154. Смирнова Г.И. Всесоюзный симпозиум «вопросы присхождения и хронологии скифской культуры»// АСГЭ № 23.

155. Сорокин С.С. Отражение мировоззрения ранних кочевников Азии в памятниках материальной культуры// Культура Востока. Древность и раннее средневековье, J1. 1978.

156. Спицын A.A. Сибирская коллекция Кунсткамеры//3аписки отделения русской и славянской археологии РАО, т. 8, вып.1, СПб 1906.

157. Столяр А.Д. Первобытное искусство. М,. 1971.

158. Суразаков A.C. Горный Алтай и его северные предгорья в эпоху раннего железа//Проблемы хронологии и культурного разграничения. Горно-Алтайск, 1988.

159. Суразаков A.C. Железный кинжал из долины Ачик Г-А АО// CA, 1977 №3.

160. Суразаков A.C. К семантике изображений на Башадарском саркофаге//Скифская эпоха Алтая. Тезисы докладов конференции, Б. 1986.

161. Суразаков A.C. Небесные кони пазырыкских вождей//Археология Горного Алтая, Горно-Алтайск 1988.

162. Степная полоса Азиатской части СССР в скифо-сарматское время. Археология СССР. М. 1992.

163. Таиров А.Д. Кочевники Урало-Иртышского междуречья в системе культур раннесакского времени восточной части степной Евразии//Степная цивилизация восточной Евразии. Древние эпохи. Астана, 2003.

164. Толстой И. И., Кондаков Н. Русские древности. Вып.З, 1889.

165. Топоров В. H. Об иранском влиянии в мифологии народов Сибири и Центральной Азии// Кавказ и Средняя Азия в древности и средневековье.

166. Тришина И.В. (Рукавишникова). Многофигурные изображения Саяно-Алтая, VII-III вв до н э// в печати.

167. Тришина И.В. (Рукавишникова) О центральносимметричных композициях Саяно-Алтая звериного стиля скифской эпохи//Археологические памятники раннего железного века юга России, МИА №6.

168. Тришина И.В. (Рукавишникова) Многофигурные композиции искусства пазырыкской культуры.//Российская Археология, №3.

169. Успенский Б.А. Семиотика искусства. М. 1992.

170. Фаворский В.А. Об искусстве, о книге, о гравюре. М. 1986.

171. Федоров-Давыдов Г.А. О сценах терзаний и борьбы зверей в памятниках скифо-сибирского искусства//Успехи среднеазиатской археологии. 1975, вып.З.,

172. Федоров-Давыдов Г.А. Искусство кочевников и Золотой Орды. М, 1976.

173. Феномен алтайских мумий. Новосибирск, 2000.

174. Франкфорт Г., Франкфорт Г.А., Уилсон Дж, Якобсен Т. В преддверии философии. Духовные искания древнего человека. М. 1984.

175. Фурсикова Е.Г. Симметричные композиции на металлических пластинах гунно-сарматского времени.//Древние культуры Центральной Азии и Санкт-Петербург. С-Пб. 1998.

176. Хаврин C.B. Тагарские бронзы//Мировоззрение, археология, ритуал, культура. Сборник статей к 60-летию Марка Лазаревича Подольского. СПб. 2000.

177. Хлобыстина М.Д. Многофигурные изображения в зверином стиле из Восточной Сибири // Бронзовый и железный век Сибири, Н. 1974.

178. Черников С.С. Золотой курган Чиликтинской долины// КСИА, вып. 98. 1964.

179. Членова Н.Л. К вопросу о первичных материалах предметов в зверином стиле// Проблемы скифской археологии, М 1976.

180. Членова Н.Л. Плавания по Телецкому озеру. КСИА №211.

181. Членова Н.Л. Тагарская лошадь. (О связях племен Южной Сибири и Средней Азии в Скифскую Эпоху)// Кавказ и Средняя Азия в древности и средневековье.

182. Членова Н.Л., Кубарев В.Д. Хронологические парадоксы Горного Алтая// Краткие сообщения археологии Средней Азии, Кавказа и Сибири, М. 1989.

183. Членова Н.П. Происхождение и ранняя история племен Тагарской культуры, М. 1967.

184. Чугунов К.В. Бронзовые наконечники стрел скифского времени Тувы// Мировоззрение, археология, ритуал, культура. С-Пб., 2000.

185. Чугунов К.В. Локально хронологические особенности культуры Тувы в серидине I тыс. до н. э.// Евразия сквозь века. С-Пб. 2001.

186. Чугунов К.В. Локально-хронологические особенности культуры Тувы в середине I тысячелетия до н. э.//Евразия сквозь века. С-Пб., 2001.

187. Чугунов К.В. Некоторые итоги исследований могильника Догээ-Баары П.//Круг знания, вып.2, Кызыл, 1999.

188. Чугунов К.В., Парцингер Г., Наглер А. Элитное погребение ранних кочевников в Туве // Археология, этнография и антропология Евразии. №2, 2002.

189. Чугунов К.В. С.С. Васильев, И.Ю. Слюсаренко, К.В. Чугунов Актуальные вопросы хронологии скифского времени Саяно-Алтая//Степи Евразии в древности и средневековье. К 100-летию со дня рождения М.П. Грязнова. Т.2. СПб. 2002.

190. Шорохов Е.В. Композиция: учебное пособие. М. 1986.

191. Шульга П.И. Этнокультурная ситуация в Горном Алтае и северо-западных предгорьях в У11-111 вв. до н.э.// Итоги изучения скифской эпохи., Б.1999.

192. Яценко С.А. Загадочные монстры пазырыкцев и китайская мифология эпохи Чжоу// Жречество и шаманизм в скифскую эпоху. С-Пб., 1996.

193. Borovka G. Scythian Art, London, 1928.

194. Chugunov К., Nagler A., Parzinger H., 2001. Der Ferst von Arzhan. Ausgrabungen im Skythischen Ferstengrabhegel Arzhan 2 in der Sudsibirischen Repablik Tuva/ In: Antike Welt. 32(6).

195. Rostovtzeff M., The animal stile in South Russia and China. Princenton, 1929.