автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.06
диссертация на тему:
Погребальные комплексы тюркской культуры Саяно-Алтая (2-я половина V-XI вв. н.э.): системный анализ и социальная интерпретация

  • Год: 2011
  • Автор научной работы: Серегин, Николай Николаевич
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Барнаул
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.06
Диссертация по истории на тему 'Погребальные комплексы тюркской культуры Саяно-Алтая (2-я половина V-XI вв. н.э.): системный анализ и социальная интерпретация'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Погребальные комплексы тюркской культуры Саяно-Алтая (2-я половина V-XI вв. н.э.): системный анализ и социальная интерпретация"

4844986

На правах рукописи

Серегин Николай Николаевич

ПОГРЕБАЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ ТЮРКСКОЙ КУЛЬТУРЫ САЯНО-АЛТАЯ -я половина V-XI вв. н.э.): СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ И СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

Специальность 07.00.06 - археология

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Барнаул - 2011 1 2 МАЙ 2011

4844986

Работа выполнена на кафедре археологии, этнографии и музеологии ГОУ ВПО «Алтайский государственный университет»

Научный руководитель:

д0К|0р исторических наук, профессор Тишкин Алексей Алексеевич

Официальные оппоненты:

доктор исторических наук, профессор Плетнева Людмила Михайловна кандидат исторических наук Корусенко Михаил Андреевич

Ведущая организация:

ГОУ ВПО «Горно-Алтайский государственный университет»

Защита состоится 27 мая 20II г. в 15.00 часов на заседании объединенного совета по защите кандидатских и докторских диссертаций ДМ 212.005.08 при Алтайском государственном университете по адресу: 656049, г. Барнаул, пр. Ленина, 61, ауд. 416 (зал заседаний Ученого совета).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Алтайский государственный университет».

А втлпаАЙПОТ поэлгпои //

1 ^идимш» м

Ученый секретарь диссертационного совета, доктор исторических наук

В.В. Горбунов

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы. Важным источником для реконструкции этногенетических и социальных процессов на территории Саяно-Алтая в раннем средневековье являются погребальные комплексы тюркской культуры (2-я половина V - XI вв. н.э.). В ходе их исследования накоплен значительный объем информации по истории кочевников. Вместе с тем, в большинстве работ, посвященных анализу памятников, приоритетное внимание уделялось решению проблем хронологии и периодизации, классификации и типологии предметного комплекса и др. В стороне оставались вопросы, связанные с анализом и интерпретацией погребальной обрядности населения тюркской культуры. Такая ситуация в значительной степени определила и фрагментарное рассмотрение социальной истории раннесредневеко-вых номадов. Имеющиеся выводы и наблюдения о специфике этнокультурного взаимодействия в рассматриваемом регионе, а также об устройстве общества кочевников сделаны главным образом при изучении письменных источников и не аргументированы материалами из раскопок археологических памятников. Целенаправленное исследование обозначенных аспектов истории носителей тюркской культуры Саяно-Алтая на основе результатов системного анализа погребальных комплексов способствует реконструкции процессов этно- и социоге-неза общности номадов, оказавшей значительное влияние на формирование и развитие объединений скотоводов центрально-азиатского региона в раннем средневековье.

Цель работы - комплексная характеристика погребальной обряд-

нл/ти I» п11лтпч'Уттп ллтмп» «пи лпгопичитт! иплапоитит ттп»м»(Ч|»лм 1 (УЛ. а «1 г* ^пии«« а у] лц,1/1 ^Ц(1Шшнии ишииЦПИ ии^^ I п^рп^пип

культуры Саяно-Алтая.

Для ее выполнения поставлены следующие задачи:

1) обобщить и систематизировать накопленные сведения по изучению погребальных комплексов и социальной организации населения тюркской культуры Саяно-Алтая;

2) осуществить анализ всех элементов погребального обряда носителей тюркской культуры (провести классификацию наземных и внут-римогильных конструкций, выделить и дать характеристику основных компонентов ритуала погребения, рассмотреть традицию сооружения кенотафов, обозначить специфику околокурганных объектов);

3) определить характерные особенности и направления эволюции погребальной обрядности населения тюркской культуры в различных регионах Саяно-Алтая;

4) провести половозрастной анализ и выделить социально значимые показатели погребальной практики раннесредневековых кочевников;

5) охарактеризовать социальную структуру й общественную организацию населения тюркской культуры Саяно-Алтая.

Объектом исследования выступает тюркская культура.

Предметом работы являются погребальные памятники раннесред-невековых кочевников Саяно-Алтая.

Территориальные рамки исследования включают Алтай. Туву и Минусинскую котловину. В географическом плане данные регионы являются частью обширной Алтае-Саянской горной страны (Ревякин, 2001). В археологической литературе для определения историко-культурной области, охватывающей Алтай, Туву и Минусинскую котловину, традиционно используется обозначение «Саяно-Алтай» (Савинов, 1973; Овчинникова, 1990; Трифанова, 2006; Мухарева, 2007; и др.). В указанных регионах исследована основная масса погребальных комплексов тюркской культуры. Для сравнения привлекаются материалы раскопок памятников раннего средневековья в Монголии, Восточном Казахстане, Тянь-Шане и др.

Хронологические рамки работы определяются периодом существования тюркской культуры (2-я половина V - XI вв. н.э.). В развитии данной общности на территории Алтая выделены следующие этапы: кызыл-ташский (2-я половина V - ¡-я половина VI вв. н.э.), кудыргин-ский (2-я половина VI - 1-я половина VII вв. н.э.), катандинский (2-я половина VII - 1-я половина VIII вв. н.э.), туэктинский (2-я половина VIII - 1-я половина IX вв. н.э.), курайский (2-я половина IX - 1-я половина X вв. н.э.), балтарганский (2-я половина X - XI вв. н.э.) (Горбунов, Тишкин, 2002, 2003; Тишкин, Горбунов, 2002, 2005; Тишкин, 2006, 2007). Формирование общности тюрок относится ко времени заката культурных традиций, связанных с гегемонией в северной части Центральной Азии объединения кочевников, известных в китайских хрониках как жуаньжуани (Кляшторный, 2005, с. 49-50) или жужани (Крадин, 2000, с. 80). Наиболее поздние памятники тюркской культуры датируются XI в. Начало II тыс. н.э., традиционно обозначаемое как предмон-гольское время, связано с господством в районах, непосредственно примыкающих к Саяно-Алтайскому нагорью, монголоязычных найма-нов (Кляшторный, Савинов, 2005, с. 302).

Источниковая база исследования. Работа построена на анализе раскопанных погребальных памятников тюркской культуры Саяно-Алтая. Итоги их изучения представлены в многочисленных научных статьях и монографиях, авторами которых осуществлена публикация результатов полевых исследований (Евтюхова, Киселев, 1941; Левашова, 1952; Грач, 1960; Гаврилова, 1965; Вайнштейн, 1966; Савинов, 1982; Могильников, 1990; Мамадаков, Горбунов, 1997; Поселянин, Киргине-ков, Тараканов, 1999; Овчинникова, 2004; Худяков, 2004; Кубарев, 2005;

Тишкин, Горбунов, 2005; и мн. др.). Помимо опубликованных использовались также не введенные в научный оборот материалы из отчетов, хранящихся в архивах Москвы и Барнаула. Всего учитывались результаты раскопок 71 памятника Алтая, 20 некрополей Тувы и 18 могильников Минусинской котловины, на которых исследовано в общей сложности 310 погребений тюркской культуры. Информация о некоторых объектах в связи с разрушением или ограблением памятников фрагментарна. Поэтому на различных этапах работы анализировались только те погребения, материалы раскопок которых включают необходимые для полноценного анализа показатели.

Для достижения заявленной в диссертации цели привлекались сведения из письменных источников (тюркских рунических текстов и китайских династийных хроник) в переводах Н.Я. Бичурина (1950), С.Е. Малова (1951, 1959), Н.В. Кюнера (1961), Лю Маоцая (2002) и др., а также паботы исследователей, осуществивших интерппетацик> обозначенных материалов (Бернштам, 1946; Гумилев, 2002; Кляшторный, 1964; Кычанов, 1997; Жумаганбетов, 2003; Горбунов, 2006, 2007; и др.). Использовались результаты антропологического изучения костных останков из погребений тюркской культуры (Алексеев, 1960; Богданова, 1980; Поздняков, 2006; и др.). При интерпретации отдельных элементов обрядовой практики кочевников привлекались материалы исследований «поминальных» объектов (Евтюхова, 1952; Грач, 1961; Кубарев, 1984, Войтов, 1996; Матренин, Сарафанов, 2006; Суразаков, Тишкин, Шелепова, 2008; и др.) и петроглифов раннего средневековья (Горбунов,

IQQ9' U»T,<.ii»/..>ti ТПГП • X^rv-.nor.o опт... mí

1 У / V, tvvr, l.tJAMpVUU; fcWV I ] tt

Методология и методы исследования. Работа основана на системном подходе, базирующемся на принципе диалектической взаимосвязи части и целого, а также частей в целом, при изучении объектов как динамичных, эволюционирующих систем. Его предметный аспект предполагает проведение структурно-компонентного анализа посредством корреляции результатов использования различных методов (Блау-берг, Юдин, Садовский, 2001, с. 559; Блауберг, 1997, с. 235; Каган, 1991, с. 19-20). Применение данных методологических положений на конкретном археологическом материале исходило из восприятия погребального обряда и каждого памятника как упорядоченной, целостной, динамичной системы взаимосвязанных элементов, обладающих для целого определенной значимостью. В рамках системного подхода автором также использовались рациональные положения эволюционизма (изменчивость и наследственность) и диффузионизма (заимствование, перенос и смешение).

При написании работы использовались общеисторические методы познания (сравнительно-исторический, хронологический). В ходе исто-

риографического исследования применялись историко-генетический и ретроспективный методы. Широко использовались методы и подходы, традиционно применяемые в археологических исследованиях. Для извлечения и интерпретации информации, заключенной в погребальном обряде, применялись: планиграфический анализ погребально-поминального комплекса, морфологический метод, типологический метод, а также приемы статистической обработки результатов изучения археологических памятников. В классификационных построениях, а также при реконструкции социальной структуры и организации населения тюркской культуры Саяно-Алтая использовались подходы, базовые принципы и категориальный аппарат, представленные в работах Л.С. Клейна (1991), B.C. Ольховского (1991, 1995), A.A. Тишкина (1996), С.А. Васю-тина (1998): A.A. Тишкина и П.К. Дашковского (200.1), A.R. Кондрашо-ва (2004), С.С. Матренина (2005) и др.

При реализации социологического анализа исходным было положение о том, что общество - это многоуровневая система, в горизонтальной проекции которой находится половозрастная, семейно-брачная, а в вертикальной - социальная, имущественная, профессиональная, властная генетические структуры (Сорокин, 1992). Важной методологической посылкой работы выступила идея «опредмечивания» социального статуса, согласно которой в представлениях средневекового населения общественное положение человека полностью сохранялось после смерти, находя выражение в различных показателях погребального обряда (Васютин, Крадин. Тишкин, 2005).

Научная новизна. В "работе представлены результаты ранее не предпринимавшегося историографического исследования различных аспектов изучения общности раннесредневековых тюрок Саяно-Алтая. Впервые осуществлен системный анализ основных элементов погребального обряда номадов. Обозначены направления эволюции обрядовой практики на всех этапах существования рассматриваемого объединения кочевников. Важным направлением исследования стало решение вопросов, связанных с определением особенностей развития тюркской культуры в различных районах ее распространения. Проведено изучение устройства общества кочевников тюркской культуры Саяно-Алтая на основе анализа всех имеющихся групп источников. В диссертации реализована специальная комплексная программа социального исследования, что позволило осуществить реконструкцию структуры и отдельных аспектов общественной организации населения тюркской культуры.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что обработанные данные и полученные выводы могут быть использованы при создании обобщающих научных трудов по этно-

культурной и социальной истории Саяно-Алтая, подготовке спецкурсов и публикации соответствующих учебно-методических пособий для ВУЗов, осуществлении реконструкции этносоциальных систем кочевых народов Центральной Азии и сопредельных регионов в средневековье, а также разработке моделей взаимодействия центра и окраины империй номадов различных территорий Евразии. Предложенные практические наработки и приемы систематизации, анализа и интерпретации материала могут использоваться в ходе реализации исследований, направленных на реконструкцию основных аспектов жизнедеятельности конкретных обществ древности и средневековья по материалам археологических памятников.

Исследование выполнено в рамках реализации Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», проекты «Комплексные исторические исследования в области изучения Западной и Южной Сибири с древнейших времен до современности» (шифр 2009-1.1-301-072-016), «Реконструкция социальной организации и системы жизнеобеспечения кочевников Южной Сибири поздней древности и средневековья» (шифр 2010-1.2,1-300-028-022), а также научно-исследовательских проектов РГНФ (№08-01-00355а; №09-01-60103 а/Г; №09-01-94702 м/мл).

Апробация исследования. Основные наработки по проблемам, рассматриваемым в исследовании, представлены автором при прочтении докладов и сообщений в период с 2004 по 2010 гг. на международных, всероссийских и региональных конференциях, проходивших в

Кяпи^ипр Ип1Л/ТГ1*Р ^Т1'11П1 {Г^ирплоп ^пасипопл^ Ылг^пр Нлвплн. ---г----; • -('-V ' ------------ ----------------... -------

бирске, Омске, Рубцовске, Санкт-Петербурге, Томске, Ховде. Из них можно отметить следующие форумы с международным участием: «Древние и средневековые кочевники Центральной Азии» (Барнаул, 2008 г.); «Природные условия, история и культура Западной Монголии и сопредельных территорий» (Ховд, 2009 г.); «Роль естественно-научных методов в археологических исследованиях» (Барнаул, 2009 г.); «1 Международный Конгресс средневековой археологии евразийских степей» (Казань, 2009 г.); «Евразийское культурное пространство. Археология, этнология, антропология» (Иркутск, 2010 г.); «XV Международная Западно-Сибирская археолого-этнографическая конференция» (Томск. 2010 г.). Полученные результаты продемонстрированы в 26 различных публикациях по теме диссертации, в том числе одной монографии и четырех статьях в журналах, рекомендованных ВАК.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения, перечня архивных материалов, библиографического списка, списка сокращений и приложения, в котором представлены текстовые, табличные и иллюстративные материалы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обоснована актуальность темы, объект и предмет исследования, определены цели и задачи, территориальные и хронологические рамки, источниковая база, обозначены методология и методика изучения материалов, научная новизна работы, значимость полученных результатов, апробация и структура диссертации.

Глава Г. История и историография изучения погребального обряда а социальной организации кочевников тюркской культуры Саяно-Алтая 1.1. История археологических исследований погребальных комплексов тюркской культуры. Начало раскопок погребальных памятников тюркской культуры на территории Саяно-Алтая относится ко 2-й половине XIX в. Такие объекты были исследованы В.В. Радловым в 1965 г. на Алтае. В 1920-1940-х гг. погребения тюркской культуры в указанном регионе, а также в Минусинской котловине и, в меньшей степени, в Туве, раскопаны экспедициями под руководством С.А. Теп-лоухова, С.И. Руденко, М.П. Грязнова, C.B. Киселева, В.П. Левашовой. Полученные МиТсризль! стзл«« основой для фор'«"ровз]!"л ряда лзтор-ских концепций по средневековой истории Саяно-Алтая.

В 1950-1970-х гг. наиболее интенсивные раскопки проводились в Туве. Погребальные комплексы тюркской культуры исследовались С.И. Вайнштейном, А.Д. Грачом, Г.В. Длужневской, М.Н. Комаровой, A.M. Мандельштамом, Б.Б. Овчинниковой, Ю.И. Трифоновым. Работы в Минусинской котловине проводились Э.Б. Вадецкой, A.A. Гаврило-вой. М.П. Грязновым, Л.П. Зяблиным, Ю.С. Худяковым. Меньшие по объему, но не уступающие по значимости полученных материалов, полевые исследования осуществлялись на Алтае. Погребения тюркской культуры в это время были раскопаны С.И. Руденко, A.A. Гавриловой, Д.Г. Савиновым, С.С. Сорокиным. В конце 1970-1990-х гг. уже на территории Алтая проводились наиболее масштабные исследования памятников раннего средневековья. Комплексы рассматриваемой общности в указанном регионе, а также в различных районах Минусинской котловины, раскопаны А.П. Бородовским, A.C. Васютиным, С.М. Ки-реевым, Ю.Ф. Кирюшиным,, В.А. Кочеевым, В.Д. Кубаревым, Л.Р. Кыз-ласовым, О-В. Лариным, Ю.Т. Мамадаковым, O.A. Митько, В.А. Мо-гилышковым, В.И. Молодиным, А.И. Поселяниным, А.И. Соловьевым, A.C. Суразаковым, Ю.В. Тетериным, A.A. Тишкиным, Ю.С. Худяковым. Во 2-й половине 1990-х гг. объем археологических работ, в силу ряда причин, значительно сократился. В начале XXI в. отдельные погребения раннего средневековья на памятниках Алтая исследованы К.Ю. Кирюшиным, В.И. Соеновым, Ю.С. Худяковым, П.И. Шульгой.

Таким образом, на сегодняшний день на территории Саяно-Алтая раскопано более 300 погребений тюркской культуры.

1.2. Итоги изучения погребального обряда тюркской культуры.

Погребальный обряд тюрок описан в династийных хрониках. Долгое время произведения китайских авторов оставались единственным источником для изучения ритуальной практики кочевников 2-й половины I тыс. н.э. Появление объективных суждений о погребальном обряде населения тюркской культуры было связано с интерпретацией результатов раскопок некрополей раннего средневековья. Отдельные замечания в обозначенном направлении высказаны С.А. Теплоуховым (1929). Формирование представлений о специфике погребального обряда населения тюркской культуры в первой трети XX в. в значительной степени связано с изучением материалов раскопок могильника Кудыргэ (Руденко, Глухов, 1927). Итоги хронологической и этнокультурной атрибуции раннесредневековых памятников Алтая и Минусинской котловины представлены в работах Л.А. Евтюховой (1948) и C.B. Киселева (1949). Ряд важных замечаний об особенностях обрядовой практики номадов 2-й половины I тыс. н.э. высказала A.A. Гаврилова (1965), осуществившая классификацию погребений кочевников.

В 1950-1970-х гг. изучение погребального обряда населения тюркской культуры было связано главным образом с интерпретацией материалов масштабных раскопок, проведенных на территории Тувы. Особенности истории номадов в указанном регионе обозначены С.И. Вайнштейном (1966). Опыт реконструкции процессов этнокуль-тур!»ого оЗипМОДсистоИя и ДгПштИКп погребальной обрядности кочевников ТЮрКСКОИ культуры ПрСдСТЗоЛС!! В puvOTuX А.Д. Грача (1966). Итоги изучения средневековой истории Тувы подведены Л. Р. Кызласо-вым (1969), описавшим основные характеристики ритуальной практики населения рассматриваемой общности. Отдельные показатели погребений указанного региона рассмотрены Ю.И.Трифоновым (1973), Г.В. Длужневской (1976), Б.Б. Овчинниковой (1983). Комплексное изучение археологических памятников Саяно-Алтая представлено Д.Г. Савиновым (1982, 1984, Î987, 1994, 2005), который предложил выделение «курайской культуры алтае-телеских тюрков» и охарактеризовал динамику погребального обряда на каждом этапе ее развития. Обобщение материалов исследований археологических памятников тюркской культуры в определенной мере осуществлено В.А. Мо-гилышковым (1981). Результаты раскопок захоронений данной общности в Минусинской котловине представлены С.П. Нестеровым (1985) и Ю.С. Худяковым (1979, 2004). Характеристика погребального обряда раннесредневековых кочевников Алтая приведена Г.В. Кубаревым (1997. 2005). Опыт создания схемы поэтапного развития тюркской куль-

туры продемонстрирован в работах В.В. Горбунова и А.А. Тишкина (2002, 2003,2005 и др.).

1.3. Опыт рассмотрения социальной организации номадов тюркской культуры (по письменным и археологическим источникам).

Первые наблюдения, связанные с определением социальной дифференциации у средневековых кочевников Центральной Азии на основе изучения китайских хроник, сделаны в XVHI-XIX вв. (Бернштам, ¡946). Всплеск интереса к изучению истории номадов в конце XIX - начале XX вв. был связан с дешифровкой тюркской рунической письменности. Наибольший вклад в исследование общественного и политического устройства раннесредневековых кочевников Центральной Азии был внесен отечественными востоковедами. Специфика социально-экономических процессов в обществе восточных тюрок обозначена В.В. Бартольдом (1926). Итоги изысканий отечественных и зарубежных авторов к 30-40 гг. XX в. подведены в обобщающей монографии А.Н. Бернштама (1946), тщательно проработавшего письменные источники. Общественное устройство тюрок Центральной Азии развернуто представлено Л.Н.Гумилевым (1967). Некоторые аспекты социальной истории кочевников указанного региона по письменным источникам обозначены С.Г. Кляшторным (1964, 2005). Результаты анализа сведений китаиских династикных хроник и тюркских рунических текстов приведены в монографиях Е.И. Кычаксва (1997) и Т.С. Жумаганбетова (2003), рассмотревших в числе прочих вопросов и специфику устройства общества тюрок. Развернутая характеристика военной организации раннесредневековых номадов представлена Ю.С. Худяковым (1986) и В.В. Горбуновым (2006,2007).

Опыт социальной интерпретации материалов археологических памятников тюркской культуры ограничен. В большинстве работ приведены лишь отдельные замечания, связанные с «престижностью» различных категорий предметного комплекса, значимостью некоторых показателей обряда и др. C.B. Киселев (1951) выделил группы погребений тюрок Алтая, обусловленные социальным неравенством в обществе номадов. Половозрастная дифференциация в материалах погребальных комплексов раннего средневековья обозначена Г.В. Длужневской (1976).

В истории и историографии изучения погребальных комплексов и социальной организации тюркской культуры Саяно-Алтая представляется возможным выделить несколько этапов, для каждого из которых характерны определенные особенности методологии и методики работ, различная интенсивность практических и теоретических изысканий, уровень интерпретации материалов. Первый этап (середина XVIII в. - 1924 г.) -время первоначального ознакомления ученых с раннесредневековыми материалами Саяно-Алтая. Погребальный обряд и социальная организация раннесредневековых тюрок в это время были известны по сведени-

ям, приведенным в письменных источниках. Второй этап (1924 г. -1940-е гг.) - связан с осуществлением первых крупных раскопок погребальных комплексов тюркской культуры. В ряде обобщающих работ отражены результаты изучения обряда и социальной организации ранне-средневековых кочевников Саяно-Алтая. Продолжено исследование устройства общества номадов по письменным источникам. Третий этап (1950-е - 1980-е гг.) - характеризуется наибольшей интенсивностью археологических исследований погребений тюркской культуры. Масштабные работы на территории Тувы, Минусинской котловины и Алтая в эти годы были в значительной степени связаны со строительством крупных хозяйственных объектов. Накопленная источниковая база стала основой для исследований, посвященных интерпретации полученных материалов. Главной тенденцией третьего периода является преимущественное развитие региональной тематики. Четвертый этап (1990-е гг. - начало ХХГ в.) отличается снижением активности полеяых археологических исследований. Вместе с тем, повышается уровень интерпретации накопленных материалов. Важным достижением четвертого этапа стало выделение «социальных маркеров» погребального обряда кочевников.

Несмотря на значительное развитие знаний по истории тюркской культуры Саяно-Алтая, многие проблемы остаются раскрытыми лишь частично. Особое значение имеют вопросы, связанные с изучением социальной организации раннесредневековых номадов. Основным источником для реконструкции процессов социогенеза населения тюркской культуры являются погребальные комплексы. Их системному анализу посвящена следующая глава диссертационного исследования.

Глава II. Погребальный обряд населения тюркской культуры Саяно-Алтая

2.1. Наземные и внутримогильные конструкции. Важным элементом обряда древних и средневековых обществ являлось возведение специальных погребальных сооружений. Внешний вид конструкций определялся целым рядом факторов - этнокультурным своеобразием от-м«льНи!х гп\тп населения, ип!'подкым}| "словиямжж типом ведения хо= зяйства, мировоззренческими представлениями людей.

Начальным этапом в изучении погребальных сооружений тюркской культуры Саяно-Алтая стало проведение морфологического анализа и построение классификации наземных и внутримогильных конструкций. Источниковую базу исследования составили материалы 292 (100%) захоронений, раскопанных на территории Алтая (146 объектов), Тувы (60 объектов) и Минусинской котловины (86 объектов). Систематизация выделенных наиболее надежных и показательных признаков погребальных сооружений осуществлялась в рамках шестичленной схемы, таксо-

номические уровни которой наполнялись по принципу от наиболее общих к изменчивым чертам. I. Категория - погребальные сооружения тюркской культуры; //. Группа - определяет форму курганной насыпи (округлая или подквадратная), а также фиксирует случаи отсутствия надмогильного сооружения; III. Разряд — отражает наличие или отсутствие каменной выкладки (крепиды или ограды-стенки) по периметру курганной насыпи; /»'. Раздел — фиксирует наличие или отсутствие внутримогильной конструкции в виде перегородки; V. Отдел - определяет конструктивные особенности могильной ямы: простая яма с отвесными стенками, яма с приступкой, яма с уступами по всем стенкам, яма с подбоем, сочетание подбоя с приступкой, погребение в скальной нише; Va. Подотдел - уточняет устройство могильной ямы, учитывая наличие или отсутствие перекрытия; VI. Тип - фиксирует наличие или отсутствие погребальной камеры для человека или сопровождавшего его животного. Помимо приведенных признаков, на описательном уровне рассматриваются и дополнительные элементы конструкций.

В результате проведенного анализа выделен 51 тип погребальных сооружений кочевников тюркской культуры Саяно-Алтая. Наиболее распространенные традиции обряда номадов предполагали следующие сочетания признаков. Тип 30 (30,15%) - простая могильная яма под курганной насыпью округлой формы. Тип И (8,2%) - округлая курганная насыпь с каменной выкладкой по периметру и простая могильная яма. Тип 33 (6,85%) - отличается от наиболее массового типа 30 наличием приступки. Тип 48 (6,85%) - впускное погребение без дополнительных конструкций. Тип 24 (6,15%) - округлая курганная насыпь, сооруженная над могильной ямой с приступкой по одной из стенок и внутримогильной конструкцией в виде перегородки. Тип 20 (5,85%) - курган с округлой насыпью и простая могильная яма, разделенная перегородкой на две части. Остальные выделенные типы погребальных сооружений демонстрируют менее распространенные или единичные показатели обряда населения тюркской культуры Саяно-Алтая.

Осуществленная классификация позволила обозначить вариабельность погребальных сооружений тюркской культуры, степень встречаемости отдельных конструкций, их специфику для отдельных территорий распространения данной общности, а также способствовала решению вопросов, связанных с изучением гснсзиса и эволюции форм наземных и внутримогильных сооружений раннесредневековых номадов Саяно-Алтая.

2.2. Ритуал погребения. Основными показателями погребального ритуала населения тюркской культуры являются положение и ориентировка умершего, а также эти же характеристики для захоронения животного, сопровождавшего человека. В ходе анализа памятников обо-

значены два основных варианта сочетания обозначенных признаков. Первый, наиболее распространенный, представлен погребениями человека в сопровождении лошади или овцы (197 объектов). Из числа таких захоронений выделено две группы памятников, существенно различающиеся по ряду показателей. В первую включены погребения тюркской культуры Алтая и Тувы, во вторую - курганы, исследованные на территории Минусинской котловины. Стандарт погребального ритуала населения Алтая (63,9% объектов) и Тувы (68,18%) предполагал ориентировку человека в восточный сектор горизонта, противоположное направление лошади (овцы) и расположение животного слева от умершего. Наиболее распространенными показателями обряда кочевников Минусинской котловины (60,71% объектов) являлись западная ориентировка человека и сопровождавшей его лошади (овцы) и помещение животного справа от погребенного.

Отдельно рассмотрены одиночные погребения (без сопроводительного захоронения животного) - 50 объектов. Анализ памятников показал, что, несмотря на специфику некоторых показателей, они не являются инокультурными. Основные варианты интерпретации одиночных погребений - определенная этническая принадлежность людей либо их низкии социальным статус. Лошадь отсутствовала в большинстве детских погребении.

Систематизация показателей погребального ритуала населения тюркской культуры Саяно-Алтая позволила сделать ряд дополнительных выводов. 1. Помимо преобладающей восточной (в Туве и на Алтае) и западной (в Минусинской котловине) ориентировки погребенных выделяется северное направление, которое следует рассматривать как самостоятельную традицию. 2. Прямая зависимость между датировкой погребения и ориентировкой человека и животного отсутствует. 3. Отдельные специфичные элементы ритуальной практики раннесредневе-ковых кочевников связаны с традициями, отмеченными в ходе исследования поздних памятников булан-кобинской культуры населения Алтая «гунно-сарматского» времени. 4. Основные показатели обрядности, характерные для населения тюркской культуры, сформировались уже на ранних кызыл-ташском и кудыргинском этапах ее существования.

2.3. Традиция сооружения кенотафов. Помимо объектов, связанных с реализацией только погребальной или поминальной практики, имеются памятники, характер которых сложно определить однозначно. Примером такой ситуации являются кенотафы. Анализ погребальных комплексов тюркской культуры Саяно-Алтая позволяет выделить несколько вариантов «пустых могил». I. Классические кенотафы - характеризуются соблюдением всех основных норм погребальной практики, присущих населению рассматриваемой общности, при отсутствии само-

го умершего. 2. «Парные кенотафы» - отличаются тем, что «пустая могила», судя по зафиксированным показателям, предназначалась для двух человек. 3. «Кенотаф с зависимым захоронением» - его отличительной особенностью является наличие так называемого подчиненного погребения наряду с отсутствием основного, принадлежащего человеку, имевшему при жизни более высокий социальный статус. Отдельную группу объектов представляют «ритуальные» курганы, характеризующиеся отсутствием каких-либо сооружений под насыпью. Среди признаков, на основании которых возможна хронологическая и культурная атрибуция таких объектов, наиболее значимы следующие показатели: 1) особенности планиграфии памятников; 2) структура и размеры курганной насыпи; 3) предметы, обнаруживаемые в ряде случаев под наземной конструкцией.

Рассмотрение традиции сооружения кенотафов населением тюркской культуры способствует уточнению показателей, отличающих такие объекты от отдельных захоронений лошадей. Основными характеристиками последних являются: отсутствие сопроводительного инвентаря для человека и места для его погребения, отсутствие внутримогильного сооружения и погребальной камеры, предназначенных для умершего и др. Наиболее вероятной представляется связь рассмотренных объектов с захоронениями лошадей, совершавшихся носителями булан-кобинской культуры Алтая «гунно-сарматского» времени.

2.4. «Околокурганные» сооружения. Сложность погребального памятника определяет возможность выделения в его структуре нескольких уровней, к одному из которых относится организация сакрального пространства. Рассмотрение имеющихся материалов тюркской культуры Саяно-Алтая позволяет выделить несколько групп сооружений, располагавшихся рядом курганами в рамках одного погребального комплекса /. Каменные изваяния и крупные стелы, расположенные почти всегда с восточной стороны, вплотную к курганной насыпи. 2. Балбалы и невысокие стелы. Количество их варьирует от 1 до 57; зафиксированы на незначительном расстоянии, чаще всего с восточной, реже с западной стороны от курганной насыпи. 3. Каменные кольца. Находятся на небольшом расстоянии с восточной стороны от курганной насыпи и сгруппированы в ряд по линии Ю-С; количество варьирует от 1 до 10. 4. Каменные выкладки округлой или подквадратной формы. Как правило, отмечен один такой объект, располагавшийся на небольшом расстоянии к востоку от курганной насыпи. 5. Миниатюрные каменные четырехугольные «оградки». Находятся на небольшом расстоянии к востоку или к югу от курганной насыпи. 6. Небольшие каменные округлые или подквадратные «пристройки», располагавшиеся вплотную к ограде или крепиде кургана тюркской культуры. Какие-либо материалы

в обозначенных объектах отсутствовали. В ряде случаев зафиксированы угли и остатки кальцинированных костей животных, что свидетельствует об их возможном использовании в качестве жертвенников.

Возможности интерпретации традиции возведения «околокурганных» сооружений связаны с соотношением таких объектов с материалами исследований «поминальных» комплексов тюркской культуры. Каменные оградки также сопровождались балбалами, стелами, изваяниями и небольшими «пристройками» расположенными, в большинстве своем, с восточной стороны от основного объекта. В значительном количестве случаев «околокурганные» сооружения обнаружены рядом с кенотафами, захоронениями лошадей и «ритуальными» курганами - памятниками, которые не относятся к «стандартным» погребениям, Возможно, именно этим объясняется сходство в организации сакрального пространства этих объектов и каменных оградок, которые также могут рассматриваться как синкретичные «погребально-поминальные» комплексы.

2.5. Специфика развития тюркской культуры на различных территориях (по материалам погребальных комплексов). Изучение погребальной практики населения тюркской культуры Саяно-Алтая способствовало выделению стандартных показателей обряда кочевников, присущих значительному количеству объектов. Вместе с тем, обозначена вариабельность ряда компонентов наземных и внутримогильных сооружений, а также погребального ритуала. Такое разнообразие может быть обусловлено многими факторами. Ряд исследователей предлагают обозначать захоронения, раскопанные на территории Минусинской котловины, в рамках локального варианта тюркской культуры, отмечая особенности планиграфии памятников, редкость обнаружения «поминальных» объектов, использование огня в обряде, распространение керамических сосудов и др. (Митько, 1995; Митько, Тетерин, 1998; Худяков, 2004). Следует согласиться с данными наблюдениями и дополнить отличительные характеристики погребальных комплексов раннесредневековых номадов в указанном регионе. 1. Специфичные показатели погребальных конструкций: сооружение приступки по одной из стенок могильной ямы для помещения туда умершего человека, распространение могил с подбоем, помещение в могилу каменной «подушки» и др. 2. Стандарт погребального ритуала, отличный от показателей, зафиксированных в памятниках тюркской культуры Алтая и Тувы. 3. Отсутствие «классических» кенотафов. 4. Особенности детской погребальной обрядности. 5. Редкость «престижных» элементов предметного комплекса.

Итак, на территории Саяно-Алтая в раннем средневековье существовала единая тюркская культура, в рамках которой выделяется «минусинский» локальный вариант. Рассматриваемая общность прошла в сво-

ем развитии несколько этапов. Анализ памятников тюркской культуры позволил обозначить эволюцию обряда номадов. Погребальные комплексы раннего кызыл-ташского этапа (2-я половина V - 1-я половина VI вв. н.э.), исследованные на Алтае, сочетают традиции, фиксируемые в материалах булан-кобинской культуры «гунно-сарматского» времени и признаки, которые отражают появление нового населения, составившего один из компонентов при формировании тюркской культуры. Погребения, относящиеся к кудыргинскому этапу (2-я половина VI - 1-я половина VII вв. н.э.), также встречены чаще всего на Алтае, однако получили распространение и на сопредельных территориях. К этому времени относится окончательное формирование стандарта обряда носителей тюркской культуры. На последующих катандинском, туэктинском и курайском этапах развития данной общности (2-я половина VII - 1-я половина X вв. н.э.) погребальные сооружения и ритуал характеризуются наибольшей вариабельностью. Среди важных показателей, которые могут быть связаны с этнокультурными контактами, отметим появление подпрямоугольных наземных конструкций и подбоев. Характерными признаками позднего баптарганского этапа тюркской культуры (2-я половина X - XI вв. н.э.) являются распространение впускных погребений и появление скальных объектов. Количество памятников, относящихся к этому времени, весьма незначительно, что отражает упадок традиций рассматриваемой общности.

Глава III. Реконструкция социальной структуры

и организации населения тюркской культуры Саяно-Алтая

3.!. Изучение устройства общества кочевников тюркской культуры; источники, проблемы, методы. Возможности реконструкции социальной истории конкретных обществ древности и средневековья в значительной степени определяются спецификой источниковой базы. Поэтому важным этапом работы по изучению социальной организации населения тюркской культуры Саяно-Алтая является рассмотрение материалов, привлечение и анализ которых будет способствовать созданию объективней модели социума номадов. Сведения по истории тюрок Саяно-Алтая. приведенные в письменных источниках, а также материалы раскопок «поминальных» памятников рассматриваемой общности могут быть привлечены только на отдельных этапах работы. Наибольшее значение для изучения социальной структуры и организации населения тюркской культуры имеют результаты исследования погребальных комплексов. Ряд обстоятельств (ограбленность объектов, редкость антропологических определений, неравномерность распределения числа исследованных захоронений в рамках различных хронологических этапов и др.) определяют ограниченность количества погребений, исполь-

зуемых в ходе анализа. Это, в свою очередь, существенно уменьшает возможности применения методов статистического анализа, так как известно, что небольшие выборки в данном случае непрезентативны (Кра-дин, Данилов, Коновалов, 2004, с. 31).

Принимая во внимание данную ситуацию, была разработана специальная программа исследований, учитывающая не только широкий опыт изысканий отечественных и зарубежных ученых, но также специфику имеющейся источниковой базы. Первый этап работы по реконструкции социальной структуры и организац и населения тюркской культуры Саяно-Алтая заключался в рассмотрении горизонтальной стратификации общества кочевников, нашедшей отражение в половозрастной дифференциации погребальной обрядности. Выделение признаков, вариабельность которых связана с полом и возрастом погребенных, позволило перейти к обозначению социально обусловленных элементов обряда. Данная работа проводилась на втором этапе исследования. Наконец, третий этап работы представлял собой интерпретацию полученных результатов. Моделирование социальной структуры и организации населения тюркской культуры Саяно-Алтая предполагало выделение социально-типологических групп в рамках рассматриваемой совокупности погребений и их характеристику.

Основой для изучения социальной структуры и организации общества тюркской культуры Саяно-Алтая стали материалы 204 погребений, исследованных на территории Алтая (95 объектов), Тувы (48 объектов) и Минусинской котловины (61 объект). Основным фактором в ходе отбора памятников из общего количества раскопанных на сегодняшний день могил (более 300) являлось наличие антропологической характеристики умершего либо возможности определения пола на основе показателей, выделенных в ходе работы. Учитывались не ограбленные погребения. а также частично потревоженные объекты, для которых сохранились характеристики, необходимые для полноценного анализа. В итоге рассмотрены 33 могилы, определенные как мужские, 40 женских захоронений и 31 детское. Результаты работы на каждом из обозначенных этапов представлены ниже.

3.2. Половозрастная дифференциация в погребальном обряде номадов тюркской культуры Саяно-Алтая. Рассматриваемые показатели обряда объединены в рамках трех блоков (погребальные сооружения. ритуал, сопроводительный инвентарь) и представлены с учетом такого разделения. При этом всецело учитывались результаты, полученные ранее в ходе анализа основных элементов погребальной практики для всей совокупности объектов.

Сопоставление типов погребальных сооружений, а также их отдельных конструктивных элементов с половозрастной принадлежно-

стью умерших продемонстрировало отсутствие, в абсолютном большинстве случаев, какой-либо зависимости между обозначенными показателями. Некоторые тенденции в этом плане, характерные для отдельных некрополей тюркской культуры, отражают локально-территориальное своеобразие групп кочевников. Ориентировка и положение умершего человека и сопровождавшего его животного также не были связаны с половозрастной принадлежностью погребенных. Среди признаков, вариабельность которых определялась полом и возрастом умерших, отметим следующие: параметры наземных и внутримогиль-ных конструкций; вид и количество животных, сопровождавших погребенного. Наиболее четким показателем половозрастной дифференциации в обществе номадов тюркской культуры Саяно-Алтая является комплекс предметов сопроводительного инвентаря. Проведенный статистический анализ позволил обозначить степень распространения конкретных находок в мужских, женских и детских могилах. Стандартный набор вещей в погребения^ мужчин предполагал наличие лука, присутствовавшего в 63,15% захоронениях, стрел (78,94%), наборного пояса (51,12%). ножа (57,89%), удил, псалиев (75,18%) и стремян (69,92%). Почти исключительно в могилах лиц мужского пола встречены клинковое оружие (25,56%), топор (3%), копье (3.75%), доспех (4,5%), тесло (30,82%), котел (3%), серебряный сосуд (4,5%), кочедык (6,01%) и китайские монеты (6,01%). В женских погребениях наиболее распространенными были серьги (50%) и другие украшения (22,5%), фрагменты шелковой одежды (20%). нож (52,5%), а также удила, псалии (62,5%), сл^еменэ (55?^) и укрзшения узды (32,5?/а). Отличительным показателей могил женщин являлись: металлическое зеркало (32,5%), пряслице (17,5%), игольник (¡2.5%). Возрастная дифференциация общества тюркской культуры нашла отражение главным образом в редкости или отсутствии большинства рассмотренных предметов сопроводительного инвентаря в погребениях детей. Самыми распространенными находками в могилах представителей данной возрастной группы являются нож (22,58%) и керамический сосуд (35,48%). Более чем в трети детских за-

« Г Л пп * \ г"

хоринении (лд,чоуо) какие-лиио вещи отсутствовали.

Рассмотрение возрастной дифференциации среди взрослых мужчин и женщин затруднительно в связи с отсутствием, в большинстве случаев. антропологических определений. Судя по всему, положение людей определялось не возрастом, а имеющимися заслугами и происхождением. Известны погребения юношей, включающие разнообразный и многочисленный сопроводительный инвентарь. В то же время, очевидно и то, что основное значение в обществе имели возмужалые и зрелые мужчины. В ряде случаев отмечается сохранение статуса лиц, находящихся, в преклонном возрасте. Последние утверждения справедливы и по от-

ношению к особенностям прижизненного положения женщин. Другой фактор, обусловивший вариабельность рассмотренных выше характеристик обряда, связан с различным социальным статусом умерших.

3.3. Социально значимые элементы погребального обряда тюрок раннего средневековья. В ходе реконструкции социальной структуры и организации конкретного общества по материалам археологических комплексов важным этапом является выделение так называемых социальных маркеров - элементов обряда, представляющих собой более или менее объективные показатели прижизненного статуса и положения человека. Проведенное изучение погребальных памятников тюркской культуры Саяно-Алтая позволяет утверждать, что вариабельность типов наземных и внутримогильных конструкций, а также ориентировки и по-доження умерших, не являются социально обусловленными признаками. Определенное значение, особенно для наиболее «элитных» объектов, имели такие характеристики, как параметры погребальных сооружений и количество захороненных лошадей. В целом, наблюдается высокая степень унификации черт, которые традиционно рассматриваются как социальные маркеры. В такой ситуации основным критерием для определения прижизненного статуса человека является качественно-количественный состав сопроводительного инвентаря. Корректное определение социальной значимости предметов не может быть интуитивным или основываться только на рассмотрении частоты встречаемости находок. Необходим учет комплекса характеристик и привлечение дополнительных источников и материалов. Основными являются следующие показатели: 1) материальная ценность предметов; 2) символическая значимость вещей; 3) закономерности распределения изделий в погребениях и особенности распространения конкретных находок; 4) общие тенденции развития кочевых обществ центрально-азиатского региона в раннем средневековье («престижная» экономика, роль военного дела, направления торговых связей).

Из совокупности предметов сопроводительного инвентаря были выделены «комплекс власти», включающий показатели военно-управленческого могущества и политического статуса, и «комплекс богатства», объединяющий признаки высокого имущественного положения, материального достатка. «Комплекс власти» в обществе кочевников тюркской культуры был представлен, главным образом, предметами вооружения (меч, кинжал, копье, боевой топор, доспех), а также, в меньшей степени, плетьми и стеками. «Комплекс богатства» включал предметы торевтики из цветных и драгоценных металлов: наборные пояса, металлические сосуды и зеркала, украшения конской амуниции, украшения костюма, а также шелковую одежду. «Социальные маркеры» для лиц обоих полов были различными.

3.4. Моделирование общественной организации населения тюркской культуры Саяно-Алтао. Основой для выделения социально-типологических моделей, представляющих собой группы погребений, являлся многоступенчатый анализ объектов, предполагавший последовательную корреляцию всех рассмотренных показателей обряда, но главным образом тех, которые были определены как социально значимые. Каждая из выделенных моделей характеризуется определенным набором маркирующих ее признаков. Мужские, женские и детские погребения рассматривались отдельно, что было обусловлено наличием выявленной половозрастной дифференциации в обрядности населения тюркской культуры Саяно-Алтая. Для объектов, объединенных в рамках выделенных социально-типологических групп, отмечена высокая степень унификации показателей, характерных для каждой из моделей. Вариабельность признаков в целом незначительна. Выделено девять мужских, четыре женских и три детских социально-типологических модели. Они отражают вертикальную структуру населения тюркской культуры Саяно-Алтая. В сочетании со сведениями письменных источников полученные данные позволяют представить некоторые аспекты социальной организации кочевников.

При рассмотрении социально-типологических моделей достаточно четко обозначилась не только имущественная дифференциация населения. но также различия в профессиональной деятельности погребенных. Представляется возможным в составе высших слоев общества ранне-средневековых тюрок выделить не только военную элиту, подробно охарактеризованную в письменных источниках но также группу лиц условно обозначаемых как управленческая элита. Абсолютное большинство погребений представителей высших слоев общества локализуется на территории Алтая, при этом некоторые объекты обнаружены неподалеку от мест сосредоточения «царских» курганов скифо-сакского времени. Помимо элиты четко выделяется слой профессиональных воинов. командующих подразделениями различного уровня. Наиболее многочисленные слои социума номадов представлены свободными общинниками, являвшимися также основой войска тюрок. Одна из выделенных моделей может быть сопоставлена с зависимым населением, не имевшим права на владение оружием. Женские и детские погребения тюркской культуры демонстрируют гораздо меньшую дифференциацию. Письменные источники содержат весьма ограниченную информацию по этому поводу. Судя по всему, положение женщин и детей определялось, главным образом, статусом мужчины и семьи в целом.

Итак, анализ и социальная интерпретация погребений тюркской культуры в сочетании с информацией письменных источников позволяют представить многоступенчатую структуру и организацию общест-

ва раннесредневековых кочевников Саяно-Алтая. Большое значение имела специфика развития общности на различных территориях рассматриваемой историко-культурной области. Очевидно, что помимо социальной дифференциации, в материалах памятников получила отражение полиэтничность состава населения. Обозначенные сложные процессы этно- и социогенеза населения тюркской культуры демонстрируют особенности истории периферии кочевых империй центрально-азиатского региона в раннем средневековье.

В заключении подведены итоги работы, отражающие степень достижения поставленной цели и сформулированных задач. Результатом диссертации стала комплексная характеристика погребальной обрядности и социальной организации населения тюркской культуры

Гяаип.Д Птяа Нплпрпрштр и^-тпипгпаАипр^пр илспрщооии»» птип.

—---- ■ •• .........|»»лиь «.^иь.»...*».

лило выделить четыре этапа в изучении обозначенных аспектов, а также обозначить перспективные направления дальнейших изысканий. Анализ материалов раскопок погребальных комплексов тюркской культуры способствовал выявлению традиций и направлений эволюции элементов обрядовой практики кочевников. Важным результатом стало утверждение о существовании ня территории Саяно-Алтая в раннем средневековье единой тюркской культуры, в составе которой выделяется «минусинский» локальный вариант. Реализация комплексной программы социального исследования позволила обозначить половозрастную дифференциацию в погребальной практике населения рассматриваемой общности, а также определить «социальные маркеры» обряда. Осуществлено моделирование структуры населения тюркской культуры Саяно-Алтая. Выделено девять мужских, четыре женских и три детских социально-типологических модели. Представленная схема дополнена сведениями письменных источников, что способствовало рассмотрению специфики социальной организации номадов региона. Несомненным является утверждение о достаточно высоком уровне развития общества тюрок Саяно-Алтая.

Наблюдения и выводы, сделанные в ходе работы, свидетельствуют о динамичности этнокультурных и социальных процессов на территории Саяно-Алтая в раннем средневековья. Анализ погребальных комплексов тюркской культуры, несмотря на фрагментарность информации, получаемой в ходе археологических исследований, позволил осуществить реконструкцию важных аспектов истории номадов. Полученные результаты могут быть дополнены и скорректированы в ходе продолжения исследований в указанном направлении с привлечением результатов комплексного изучения дополнительных групп источников.

По теме диссертации опубликованы следующие работы: Монография:

1. Тишкин, A.A. Металлические зеркала как источник по древней и средневековой истории Алтая (по материалам Музея археологии и этнографии Алтая Алтайского государственного университета) / A.A. Тишкин, H.H. Серегин. - Барнаул: Азбука, 2011. - 144 с. (авт. вклад - 4,5 пл.). Статьи в журналах, рекомендованных ВАК:

2. Серегин, H.H. Погребальные сооружения тюркской культуры Саяно-Алтая (систематизация и анализ) / H.H. Серегин // Известия Алтайского государственного университета. Сер.: История, политология. -2009. -№4/2 (64/2). - С. 190-194 (0,5 п.л.).

3. Серегин, H.H. Специфика развития тюркской культуры Саяно-Алтая (к вопросу о выделении локальных вариантов) / H.H. Серегин // Известия Алтайского государственного университета. Сер.: История, политология. - 2009. -№4/4 (64/4). - С. 225-228 (0,5 п.л.).

4. Серегин, H.H. «Околокурганные» сооружения тюркской культуры (систематизация и некоторые вопросы интерпретации) / H.H. Серегин // Известия Алтайского государственного университета. Сер.: История, политология. - 2010. - №4/2 (68/2). - С. 201-205 (0,5 п.л.).

5. Серегин, H.H. Погребальный ритуал кочевников тюркской культуры Саяно-Алтая / H.H. Серегин // Вестник НГУ. Сер.: История, филология. - 2010. - Т. 9. - Вып. 5: Археология и этнография. - С. 171-180 (1,0 п.л.).

Статьи и тезисы:

6. Серегин, H.H. Кенотафы тюркской культуры Алтая / H.H. Серегин Н Студент и научно-технический прогресс. Археология и этнография: мат. междунар. конф. / Новосиб. гос. ун-т. - Новосибирск, 2005. -С. 62-64 (0,15 п.л.).

7. Серегин, H.H. Опыт классификации погребальных сооружений тюркской культуры Горного Алтая / H.H. Серегин // Археология, этнология, палеоэкология Северной Евразии и сопредельных территорий:

. ___________ _____,1. / Л Г_____________у.____________ Т Г___„_______ *ЧЛЛ/Г

Mai. pti nun. иимц|. / rvpairiujtijwtinti lue. исд. yn-i. — праснимрск, ¿uuu. —

Т. И.-С. 59-62. (0,3 п.л.).

8. Серегин, H.H. Итоги изучения социальной организации населения тюркской культуры Саяно-Алтая / H.H. Серегин // Природные условия, история и культура Западной Монголии и сопредельных регионов: мат. междунар. конф. / Горно-Алт. гос. ун-т. - Горно-Алтайск, 2007. -Т. 1.-С. 86-90 (0,6 п.л.).

9. Серегин, H.H. Китайские монеты из погребений тюркской культуры Саяно-Алтая и Монголии / H.H. Серегин // Время и культура в ар-хеолого-этнографических исследованиях древних и современных об-

ществ Западной Сибири и сопредельных территорий: проблемы интерпретации и реконструкции: мат. всерос. конф. / Том. гос. ун-т. - Томск, 2008. - С. 190-193 (0,45 п.л.).

10. Серегин, H.H. Комплексное изучение металлических зеркал из раннесредневековых памятников кочевников Южной Сибири / H.H. Серегин // Культуры и народы Северной Азии и сопредельных территорий и контексте междисциплинарного изучения: Сборник Музея археологии и этнографии Сибири им. В.М. Флоринского: мат. всерос. конф. / Том. гос. ун-т. - Томск, 2008. - Вып. 2. - С. 197-205 (0,5 п.л.).

11. Серегин, H.H. Традиция сооружения кенотафов кочевниками тюркской культуры / H.H. Серегин /У Археология степной Евразии: сб. науч. трудов/Куз. гос. тех. ун-т. - Кемерово, 2008. - С. 144-153 (0,7 п.л.).

12. Серегин, H.H. Опыт и перспективы реконструкции социальной организации кочевников тюркской культуры Саяно-Алтая / H.H. Серегин // Теория и практика археологических исследований: сб. науч. трудов / Алт. гос. ун-т. - Барнаул, 2008. - Вып. 4. - С. 145-157 (1,1 п.л.).

13. Серегин, H.H. Проблема выделения локальных вариантов тюркской культуры Саяно-Алтая / H.H. Серегин // Социогенез в Северной Азии: мат. всерос. конф. / Иркут. гос. тех. ун-т. - Иркутск, 2009. -

Г> ПО Т] /А i п _ \

14. Серегин, H.H. Тюркская культура Саяно-Алтая: границы распространения и специфика локализации погребальных комплексов / H.H. Серегин // Туухийн товчоон: сб. науч. трудов / Ховд. гос. ун-т. -Улаанбаатар, 2009. - Т. IV. - С. 150-159 (0,8 п.л'.).

15. Серегин, H.H. Погребальный ритуал тюркской культуры Саяно-Алтая / H.H. Серегин // Природные условия, история и культура Западной Монголии и сопредельных регионов: мат. междунар. конф. / Ховд. гос. ун-т и др. - Ховд; Томск, 2009. - С. 43-49 (0,8 п.л.).

16. Серегин, H.H. Проблемы изучения элиты общества тюркской культуры Саяно-Алтая / H.H. Серегин // Актуальные вопросы истории Сибири: Седьмые научные чтения памяти профессора А.П. Бородавкина: мат. всерос. конф. / Алт. гос. ун-т. - Барнаул, 2009. - С. 9-11 (0,2 п.л.).

17. Серегин, H.H. Булан-кобинская и тюркская культуры Горного Алтая: проблема преемственности / H.H. Серегин // Полевые исследования в Горном Алтае на современном этапе (археология, этнография): сб. науч. трудов / Горно-Алт. гос. ун-г. - Горно-Алтайск. 2009. - С. 46-50 (0,55 пл.).

18. Серегин, H.H. Ранние стремена из коллекции С.И. Руденко / H.H. Серегин // Теория и практика археологических исследований: сб. науч. трудов / Алт. гос. ун-т. - Барнаул, 2009. - Вып. 5. - С. 172-177 (0,4 п.л.).

19. Дашковский. П.К. Погребальный обряд тюркской культуры Алтая и некоторые особенности религиозной системы кочевников / П.К. Даш-

ковский, H.H. Серегин // Мировоззрение населения Южной Сибири и Центральной Азии в исторической ретроспективе: сб. науч. трудов / Алт. гос. ун-т. - Барнаул, 2009. - Вып. III. - С. 35-62 (авт. вклад - 0,9 п.л.).

20. Серегин, H.H. Впускные погребения тюркской культуры Саяно-Алтая / H.H. Серегин // Культура как система в историческом контексте: опыт Западно-Сибирских археолого-этнографических совещаний: мат. междунар. конф. / Том. гос. ун-т. - Томск, 2010. - С. 264-266 (0,25 п.л.).

21. Серегин, H.H. Социальная значимость предметов торевтики в погребальном обряде населения тюркской культуры Саяно-Алтая / H.H. Серегин // Торевтика в древних и средневековых культурах Евразии: мат. всерос. конф. / Алт. гос. ун-т. - Барнаул, 2010.-С. 86-91 (0,45 п.л.).

22. Серегин, H.H. Вопросы этносоциальной интерпретации одиночных погребений тюркской культуры / H.H. Серегин // Древние культуры Монголии и Байкальской Сибири: мат. междунар. конф. / Бурят, гос. ун-т. - Улан-Удэ, 2010. - С. 251-254 (0,3 п.л.),

23. Серегин, H.H. Половозрастная дифференциация в погребальном обряде населения тюркской культуры Саяно-Алтая / H.H. Серегин // Древности Сибири и Центральной Азии: сб. науч. трудов. / Горно-Алт. гос. ун-т. - Горно-Алтайск, 2010. -№3(15). -С. 151-159 (1,0 п.л.).

24. Серегин, H.H. «Элитные» погребальные комплексы тюркской культуры Саяно-Алтая (вторая половина V - XI вв.) / H.H. Серегин // Культ предков, вождей, правителей в погребальном обряде: мат. всерос. конф. / Институт археологии РАН. - М., 2010. - С. 46-47 (0,2 п.л.).

25. Серегин, H.H. Реконструкция социальной организации ранне-средневековых тюрок Саяно-Алтая: источники, проблемы, методы / H.H. Серегин // Древние культуры Евразии: мат. междунар. конф. / ЙИМ'К РАН. - СПб., 2010. - С. 2М-293 (0.5 п.л.).

26. Seregin, N.N. Complex of «near barrow» objects of Turkic Culture / N.N. Seregin // III Northern Archaeological Congress: abstracts of international conference / Khanty-Mansiisk, Yekaterinburg, 2010. - P. 138-139 (0,15 п.л.).

Подписано в печать Печать офсетная. Бумага для множительных аппаратов Формат 60*90/16. Усл. печ. л. 1,5 Заказ К° "^"Тираж 100 экз. Бесплатно

Типография Алтайского государственного университета 656049, Барнаул, Димитрова, 66

м

 

Текст диссертации на тему "Погребальные комплексы тюркской культуры Саяно-Алтая (2-я половина V-XI вв. н.э.): системный анализ и социальная интерпретация"

61 12-7/298

ГОУ ВПО «АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

На правах рукописи

Серегин Николай Николаевич

ПОГРЕБАЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ ТЮРКСКОЙ КУЛЬТУРЫ САЯНО-АЛТАЯ (2-Я ПОЛОВИНА V - XI ВВ. Н.Э.): СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ И СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

специальность 07.00.06 - археология Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Научный руководитель д.и.н., проф. А.А. Тишкин

Барнаул-2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................3

ГЛАВА I. История и историография изучения погребального обряда и социальной организации кочевников тюркской культуры Саяно-Алтая............14

1.1. История археологических раскопок погребальных комплексов тюркской культуры...................................................................................................14

1.2. Итоги изучения погребального обряда населения тюркской культуры.....................................................................................................................30

1.3. Опыт рассмотрения социальной организации номадов тюркской культуры (по письменным и археологическим источникам)...............................55

ГЛАВА II. Погребальный обряд населения тюркской культуры Саяно-Алтая...........................................................................................................................75

2.1. Наземные и внутримогильные конструкции........................................75

2.2. Ритуал погребения...................................................................................89

2.3. Традиция сооружения кенотафов.........................................................106

2.4. «Околокурганные» сооружения...........................................................115

2.5. Специфика развития тюркской культуры на различных территориях (по материалам погребальных комплексов).........................................................122

ГЛАВА III. Реконструкция социальной структуры и общественной организации населения тюркской культуры Саяно-Алтая.................................133

3.1. Изучение устройства общества кочевников тюркской культуры: источники, проблемы, методы...............................................................................133

3.2. Половозрастная дифференциация в погребальном обряде номадов тюркской культуры Саяно-Алтая...........................................................146

3.3. Социально значимые элементы погребального обряда тюрок раннего средневековья...............................................................................158

3.4. Моделирование общественной организации населения тюркской культуры Саяно-Алтая............................................................................................173

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................192

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ... 200

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ..........................................................................252

ПРИЛОЖЕНИЕ I. Список погребальных памятников тюркской культуры

Саяно-Алтая.............................................................................................................254

ПРИЛОЖЕНИЕ II. Классификация погребальных сооружений.............275

ПРИЛОЖЕНИЕ III. Таблицы......................................................................283

ПРИЛОЖЕНИЕ IV. Социально-типологические модели погребений ... 314 ПРИЛОЖЕНИЕ V. Иллюстрации...............................................................319

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Период раннего средневековья является важным этапом в истории кочевников Центральной Азии. 2-я половина I тыс. н.э. ознаменовалась зарождением, расцветом и крушением целого ряда крупных политических образований номадов. Одной из наиболее ярких общностей центрально-азиатского региона является тюркская культура, носители которой стали создателями крупнейшей кочевой империй раннего средневековья. В связи с ограниченностью письменных источников, авторы которых описали, преимущественно, историю центра каганатов, этногенетические и социокультурные процессы, происходившие на периферии, в том числе, на территории Саяно-Алтая, остаются практически не известными. В такой ситуации основой для изучения и реконструкции истории данного региона являются результаты анализа археологических памятников. Наиболее информативными в этом плане представляются материалы раскопок погребальных комплексов тюркской культуры Саяно-Алтая.

В большинстве работ, посвященных анализу археологических памятников данной общности, основное внимание уделялось решению актуальных проблем хронологии и периодизации, определению специфики развития отдельных территорий, уточнению семантики «поминальных» объектов, классификации и типологии предметного комплекса и др. Вместе с тем, помимо обозначенных направлений, выделяются и другие аспекты, рассмотрение которых является не менее важным для понимания специфики истории Саяно-Алтая в раннем средневековье.

Одним из актуальных вопросов изучения империй номадов является проблема определения уровня развития кочевого общества. В настоящее время не существует работ, посвященных всесторонней характеристике номадов тюркской культуры Саяно-Алтая с этой точки зрения. Детальное изучение процессов социогенеза, происходивших в обозначенном регионе во 2-й половине I тыс. н.э., весьма перспективно. Осмысление результатов, полученных в этом на-

правлении, позволит лучше понять специфику развития обществ скотоводов Центральной Азии в целом. Остаются актуальными и вопросы, связанные с реконструкцией процессов формирования и упадка тюркской культуры, носители которой являлись представителями этноса-элиты в первых кочевых империях раннего средневековья. Значительный интерес представляет рассмотрение статуса, которым обладали тюрки в рамках других объединений номадов, утратив во 2-й половине VIII в. н.э. прежние позиции.

Не менее важным направлением работы остается изучение погребальной обрядности номадов. Памятники кочевников тюркской культуры Саяно-Алтая в этом плане рассматривались неоднократно (Кызласов JI.P., 1969; Могильников В.А., 1981; Овчинникова Б.Б., 1987; Худяков Ю.С., 2004; Кубарев Г.В., 2005; и др.), однако специального исследования до сих пор не предпринималось. В большинстве случаев археологи обращали внимание лишь на основные черты погребального обряда скотоводов, отличающие их от объектов раннего железного века, или ограничивались описательной характеристикой памятников. Нередко изучение проводилось в рамках отдельных регионов распространения культуры (Алтай, Тува, Минусинская котловина), без подробного сравнения с сопредельными территориями. Более эффективным подходом является рассмотрение тюрок Саяно-Алтая как единой общности и проведение анализа погребального обряда всей совокупности памятников. Такая постановка вопроса позволяет определить специфику развития культуры, а также объективно обозначить характеристики этнокультурной ситуации в регионе. Кроме того, изучение погребального обряда является неотъемлемой частью палеосоциальных реконструкций (Массон В.М., 1976; Алекшин A.B., 1986; Генинг В.Ф. и др., 1990; Ольховский B.C., 1995; и мн. др.).

До сих пор отсутствуют работы, посвященные подробному исследованию истории изучения погребальных комплексов тюркской культуры Саяно-Алтая, различных сторон обряда номадов и социальной организации раннесредневеко-вых кочевников. Не представлено историографических обзоров как по общим, так и по многим частным вопросам рассматриваемой тематики.

Целенаправленное исследование обозначенных аспектов истории кочевников тюркской культуры Саяно-Алтая будет способствовать реконструкции процессов этно- и социогенеза общности номадов, оказавшей значительное влияние на формирование и развитие объединений скотоводов центрально-азиатского региона в раннем средневековье.

Цель работы - комплексная характеристика погребальной обрядности и реконструкция социальной организации населения тюркской культуры Саяно-Алтая.

Для ее выполнения поставлены следующие задачи:

1) обобщить и систематизировать накопленные сведения по изучению погребальных комплексов и социальной организации населения тюркской культуры Саяно-Алтая;

2) осуществить анализ всех элементов погребального обряда носителей тюркской культуры (провести классификацию наземных и внутримогильных конструкций, выделить и дать характеристику основных компонентов ритуала погребения, рассмотреть традицию сооружения кенотафов, обозначить специфику околокурганных объектов);

3) определить характерные особенности и направления эволюции погребальной обрядности населения тюркской культуры в различных регионах Сая-но-Алтая;

4) провести половозрастной анализ и выделить социально значимые показатели погребальной практики раннесредневековых кочевников;

5) охарактеризовать социальную структуру и общественную организацию населения тюркской культуры Саяно-Алтая.

Объектом исследования выступает тюркская культура.

Предметом работы являются погребальные памятники раннесредневековых кочевников Саяно-Алтая.

Территориальные рамки исследования включают Алтай, Туву и Минусинскую котловину. В географическом плане данные регионы являются частью обширной Алтае-Саянской горной страны (Ревякин B.C. 2001). Алтай пред-

ставляет собой горную страну, граница которой идет от низовьев Бии на запад в сторону Змеиногорска, а от него поворачивает на юго-запад в сторону Верхнего Иртыша. К Алтайским горам на западе примыкают отроги Тянь-Шаня и степи Казахстана, на севере - Кулундинская степь, Салаирский кряж и Кузнецкий Алатау, на востоке - Западный Саян (Кирюшин Ю.Ф., Тишкин A.A., 1997, с. 93). Тува, отделенная от Алтая с запада горными системами, включает Восточно-Тувинское нагорье и Тувинскую котловину, расположенную в верховьях Енисея. Данный регион ограничен с севера Западным Саяном, с востока - Восточным Саяном, с юга - хребтом Танну-Ола, и с запада - Шапшальским хребтом (Тушинский Г.К., Давыдова М.И., 1979, с. 543). Минусинская котловина с юга и востока отделена Западным и Восточным Саянами, с запада - Кузнецким Алатау, а на севере заканчивается красноярской тайгой (Вадецкая Э.Б., 1999, с.

5).

В археологической литературе для определения территории, охватывающей Алтай, Туву и Минусинскую котловину, традиционно используется обозначение «Саяно-Алтай» (Савинов Д.Г., 1973; Овчинникова Б.Б., 1990, Трифа-нова C.B., 2006; Мухарева А.Н., 2007; и др.). Именно в этих регионах зафиксирована основная масса археологических памятников тюркской культуры. Рассмотрение Саяно-Алтая в рамках единой области обусловлено единством историко-культурных процессов, имевших место на обозначенной территории в раннем средневековье.

Во 2-й половине I тыс. н.э. территория Саяно-Алтая представляла собой северную окраину кочевых империй Центральной Азии. В связи с этим в ходе работы для сравнения целесообразным являлось привлечение широкого круга материалов, полученных в ходе раскопок погребальных и «поминальных» объектов кочевников раннего средневековья в Монголии (Евтюхова JI.A., 1957; Худяков Ю.С., 2002; Гунчинсурэн Б. и др., 2005; Кубарев Г.В. и др., 2005; Тур-бат Ц., 2005; и др.), Восточном Казахстане (Арсланова Ф.Х., 1969, 1987; Ахин-жанов С.М. и др., 1987; Трифонов Ю.И., 1985; и др.), Тянь-Шане (Табалдиев К.Ш., 1996; Худяков Ю.С., Табалдиев К.Ш., 2009; и др.) и др.

Хронологические рамки работы определяются периодом существования тюркской культуры (2-я половина V - XI вв. н.э.). В развитии данной общности на территории Алтая выделены следующие этапы: кызыл-ташский (2-я половина V - 1-я половина VI вв. н.э.), кудыргинский (2-я половина VI - 1-я половина VII вв. н.э.), катандинский (2-я половина VII - 1-я половина VIII вв. н.э.), туэк-тинский (2-я половина VIII - 1-я половина IX вв. н.э.), курайский (2-я половина IX - 1-я половина X вв. н.э.), балтарганский (2-я половина X - XI вв. н.э.) (Горбунов В.В., Тишкин А.А., 2002, 2003; Тишкин А.А., Горбунов В.В., 2002, 2005; Тишкин А.А., 2006, 2007). Формирование общности тюрок относится ко времени заката культурных традиций, связанных с гегемонией в северной части Центральной Азии объединения кочевников, известных в китайских хрониках как жуаньжуани (Кляшторный С.Г., 2005, с. 49-50) или жужани (Крадин Н.Н., 2000, с. 80). Наиболее поздние памятники тюркской культуры датируются XI в. Начало II тыс. н.э., традиционно обозначаемое как предмонгольское время, связано с господством в районах, непосредственно примыкающих к Саяно-Алтайскому нагорью, монголоязычных найманов (Кляшторный С.Г., Савинов Д.Г., 2005, с. 302).

Источниковая база исследования. Работа построена на анализе погре-альных комплексов тюркской культуры Саяно-Алтая. Итоги их изучения представлены в многочисленных научных статьях и монографиях, авторами которых осуществлена публикация результатов раскопок. Выбор погребальных памятников в качестве основы для диссертационного исследования обусловлен тем, что данные комплексы являются одним из наиболее массовых и надежных источников, анализ которых позволяет реконструировать различные стороны жизнедеятельности древнего и средневекового населения. Их изучение имеет особую значимость для рассмотрения истории тюрок Саяно-Алтая в связи с весьма слабой степенью изученности поселений указанной общности номадов и дискуссионностью интерпретации «поминальных» объектов. Наиболее крупными некрополями тюркской культуры являются следующие комплексы, исследованные на Алтае: Балык-Соок-I (Кубарев Г.В., 2005), Кара-Коба-I (Мо-

тальников В.А., 1990, 1997); Катанда-3 (Мамадаков Ю.Т., Горбунов В.В., 1997); Кудыргэ (Гаврилова A.A., 1965); Курай (Евтюхова JI.A., Киселев C.B., 1941); Узунтал (Савинов Д.Г., 1982; 1987); Юстыд (Кубарев Г.В., 2005) и др.; в Туве: Аймырлыг (Овчинникова Б.Б., 1982, 1990, 2004); Аргалыкты (Трифонов Ю.И., 1966, 1967, 1968, 2000); Кара-Тал (Трифонов Ю.И., 1967, 1968); Кокэль (Вайн-штейн С.И., 1966); Монгун-Тайга (Грач А.Д., 1958, 1960); Саглы-Бажи (Грач А.Д., 1968) и др.; в Минусинской котловине: Белый Яр (Поселянин А.И., Кир-гинеков Э.И., Тараканов В.В., 1999); Ибыргыс-Кисте (Худяков Ю.С., 1998; 2004); Капчалы-П (Левашова В.П., 1952); Маркелов Мыс (Митько O.A., 1992, 1999; Тетерин Ю.В., 1999; 2000); Сабинка-I (Савинов Д.Г., Павлов П.Г., Паульс Е.Д., 1988); Тепсей-III (Комплекс археологических..., 1979; Нестеров С.П., Худяков Ю.С., 1979) и др.

Помимо опубликованных использовались также не введенные в научный оборот материалы из научных архивов г. Москвы (Научно-отраслевой архив Института археологии РАН) и Барнаула (архив Музея археологии и этнографии Алтая АлтГУ). Всего в ходе работы учитывались результаты раскопок 71 памятника Алтая, 20 некрополей Тувы и 18 могильников Минусинской котловины, на которых исследовано в общей сложности 310 погребений тюркской культуры. Информация о некоторых объектах в связи с разрушением или ограблением памятников фрагментарна. Поэтому на различных этапах работы анализировались только те погребения, материалы раскопок которых включают необходимые для полноценного анализа показатели. Так, при изучении наземных и внутримогильных сооружений тюркской культуры исследовались материалы 292 погребений, анализ ритуала погребения предполагал рассмотрение 247 могил, в ходе реконструкции социальной структуры и общественной организации раннесредневековых кочевников привлекались результаты исследования 204 объектов.

Для достижения заявленной в диссертации цели привлекались сведения из письменных источников. Большой объем информации по различным аспектам истории кочевников раннего средневековья представлен в тюркских руни-

ческих текстах. Важнейшими из них являются памятники в честь Кюль-тегина, Бильге-кагана, Тоньюкука, Кули-Чура, а также Онгинская надпись. Учитывались и «малые» надписи, обнаруженные в различных районах Саяно-Алтая. Переводы текстов осуществлены в разные годы С.Е. Маловым (1951, 1959), И.В. Стеблевой (1993), С.Г. Кляшторным (2006) и др. Большое значение для изучения социальной истории тюрок раннего средневековья имеют китайские династийные хроники Чжоу-шу, Суй-шу и Тан-шу, в специальных разделах которых приведены сведения о кочевниках центрально-азиатского региона. В диссертации использовались документы в переводах Н.Я. Бичурина (1950), Н.В. Кюнера (1961), Лю Маоцая (2002). Привлекались также работы исследователей, осуществивших интерпретацию обозначенных письменных материалов (Бернштам А.Н., 1946; Гумилев Л.Н., 2002; Кляшторный С.Г., 1964; 2005; Кы-чанов Е.И., 1997; Жумаганбетов Т.П., 2003; Ганиев Р.Т., 2006; Горбунов В.В., 2007; и др.).

Кроме того, использовались результаты антропологического изучения костных останков из погребений тюркской культуры Алтая, Тувы и Минусинской котловины. Они представлены в работах В.П. Алексеева (1960), В.И. Богдановой (1980), Д.В. Позднякова (2004, 2006) и др. Сведения, приведенные антропологами, имели большое значение для реконструкции социальной организации населения тюркской культуры по материалам раскопок погребальных комплексов. Для решения ряда проблемных вопросов, связанных с интерпретацией отдельных элементов обрядовой практики раннесредневековых кочевников Сая-но-Алтая, привлекались материалы раскопок «поминальных» объектов рассматриваемой общности: каменных изваяний, оградок, стел, балбалов и «княжеских комплексов». Итоги изучения таких памятников представлены в многочисленных статьях и монографиях отечественных исследователей (Евтюхова Л.А., 1952; Грач А.Д., 1961; Кубарев В.Д., 1984, 2002; Войтов В.Е., 1996; Мат-ренин С.С., Сарафанов Д.Е., 2006; Шелепова Е.В., 2009; и др.). При рассмотрении социально�