автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Модель мира в творчестве С. И. Танеева

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Аминова, Галима Ураловна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Красноярск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Модель мира в творчестве С. И. Танеева'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Аминова, Галима Ураловна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ПРЕЛОМЛЕНИЕ КОСМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ МИРА В ИНДИВИДУАЛЬНОМ

СОЗНАНИИ КОМПОЗИТОРА.

§ 1. Концепция Любви в русской религиозно-философской традиции.

§ 2. Мировоззренческие оснсшанря, творчества С.И. 'Пишена.'.I.:;.,г.

ГЛАВА И. ФИЛОСОФИЯ ЛТОБВИ В

ХОРОВОЙ МУЗЫКЕ С.И.ТАНЕЕВА.

§ 1. Соборная интонация в кантатах.

§ 2. Оппозиция соборности и индивидуализма в музыкально-поэтических циклах.

 

Введение диссертации1998 год, автореферат по философии, Аминова, Галима Ураловна

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Проблема познания и моделирования мира является одной из важнейших и вечных проблем философии и воспроизводится на каждом этапе ее истории. Постоянная значимость этой проблемы обусловлена необходимостью для человека определять свое место в мире, т.е. искать и находить в нем значение и смысл своего существования.

Современная познавательная ситуация характеризуется преодолением узких рамок традиционного западного теоретизирования, схемотворчества, в которое помещает нас классический рационализм. Акцент переносится на внутреннюю деятельность самого познающего субъекта, в связи с чем выстраивается познавательное отношение, требующее и нового категориального аппарата диалектики научного познания.

Одним из наиболее эвристичных для современной науки выступает понятие модели мира, в котором особое внимание уделяется методу моделирования, принимающему в философии всеобщие формы, выраженному в термине "модель мира". Понятие модели мира активно используется в научной литературе, хотя специальных исследований, связанных с местом данного понятия внутри философского мировоззрения, явно недостаточно.

Метод моделирования — один из основных общенаучных методов исследования, однако обычно речь идет о моделях научных объектов и моделях научных теорий, а не о модели мира в его целостности. Практически единственной концепцией с изложением типологии моделей мира является концепция Н.М. Чуринова [ 191,192]. На основании различения им двух типов модели мира, а именно — космической и универсалистской, возможно выделить следующие сущностные признаки, которые включает в себя та или иная модель:

1) быть прообразом, архетипом мира как сущего в его целостности; 2) быть схемой мира, т.е. воспроизводить его внутренние характеристики, связи и отношения. В этом случае мир предстает в качестве многоуровневой системы, состоящей из взаимосвязанных элементов;

3) транслировать, т.е. переносить информацию, получаемую в процессе исследования модели мира, на сам реальный мир, реальную культуру.

Особенностью современной эпохи является то, что сегодня невозможно решать познавательные проблемы, не включая в моделирование ценностные и этические аспекты. Философское моделирование мира должно стать основанием для выхода из кризиса, который фиксируется как на уровне теоретического мировоззрения, так и на уровне обыденного сознания.

Представляется, что преодоление кризиса возможно лишь в том случае, если сама философская теория будет обладать определенностью и укорененностью в культуре, представлять своеобразие и уникальность данной культуры, т.е. иметь национальный характер. В этом случае понятие модели позволяет раскрыть особость, неповторимость данного способа моделирования и показать его значимость. Наиболее интересной для рассмотрения проблемы моделирования мира является русская религиозная философия, где категория мира разрабатывается в нескольких направлениях; 1) связная совокупность множественного бытия в отличие от его единого начала, которое отождествляется с Богом; 2) реальность, данная в живом целостном опыте, явление Бога, теофания.

В первом случае мир и Бог рассматриваются отдельно, во втором — в их единстве. При этом главной особенностью русской философии является то, что на протяжении всей ее истории этот мир моделировался как живой космос: системно, организованно, упорядоченно. Принципом же моделирования является .здесь не принцип индивидуальной свободы, свободы воли, а принцип совершенства и красоты. В связи с этим философия как моделирование в его всеобщих формах принимает ярко выраженный эстетический характер. Действительно, среди русских философов кроме тех, кто занимается чистым теоретизированием, находятся такие мыслители как митрополит Илари-он, Феодосий Печерский, Сергий Радонежский, Андрей Рублев, Кирилл Белозерский, Серафим Саровский; в XIX в. —А. Хомяков, Ф. Достоевский, Л. Толстой и многие другие.

Продолжая традиции отечественного стиля философствования, диссертант выбирает для анализа аудиальное мышление русского композитора С.И. Танеева, который размыкает границы чувственного представления искусства и поднимается до философского обобщения. Танеев ставит и решает проблемы мироустройства и смысла человеческого существования в мире. Выявить это и помогает понятие модели мира, причем не само по себе, а в различении космического и универсалистского типа моделирования.

Космическая модель мира предполагает всеобщность совершенства, гармонии и красоты. В соответствии с таким ее атрибутом как представление о кругообразности, шарообразности, сферовидности мира, идеалом теоретизирования в согласованном с этой моделью информационном проекте науки выступает диалектика, утверждающая единство и всеобщую связь явлений.

В свете другой, универсалистской, модели, мир предстает в качестве своеобразной машины, т.е. как нечто по своему устройству воспроизведенное в терминах свободы воли индивидуума. Первичную социальную машину (с "человеко-винтиками") — человеческую модель всех специализированных машин —

Л. Мэмфорд назвал Мега-машиной [111]. Соответствующий универсалистской модели технологический проект науки приводит к отделению человека от его органической сферы — природы. Поэтому цель человеческого развития здесь сводится к техническому и научному прогрессу самим по себе.

Принцип диалектического единства, который в другой терминологии может быть назван принципом всеединства ("Все во всем.") впервые был провозглашен Анаксагором, показавшим, что чувственность и идеальность космоса — две стороны одних и тех же реальностей (вещей, событий, процессов). Далее, Аристотель вводит смысло-образ единства всех особенных реальностей — Ум, в котором Мыслящее и Мыслимое совпадают. Этот Ум — основа целостности и всего космоса, и отдельных вещей, событий, процессов, взаимоотношение которых и составляет его жизнь.

Задача человеческого существа, исходя из космического проекта науки, — деятельное настраивание себя на внутреннее совершенство, заданное объективно и живо. Поэтому познавательный компонент этого настраивания — символ, суть которого "сводить воедино" (в отличие от абстрактно-логического понятия технологического проекта). Символ предполагает глубоко органичную внутреннюю, энергийную взаимосвязь всех событий космосй. Обнаружение и раскрытие символа — цель человеческого отношения к миру, через которую человек энергийно-дея-тельно настраивается на внутрикосмическую гармонию.

Христианство еще более углубляет и конкретизирует эту живую космичность мира в ее соотнесенности с человеком. Универсальный символ христианства — живая страдающая, умирающая и воскресающая Личность Богочеловека, соотнесенность с которой для каждого человека абсолютна в силу сотворения человека по образу и подобию Бога.

Обостренное внимание к конкретно-онтологической "живой Истине", — столь свойственное русской религиозной философии, предопределяет особое видение ею будущего мира, а именно — поиск религиозного пути спасения человечества. Русская философия органически не приемлет самоуничтожения культуры, конец мира как "завершение внутренне необходимого развития", предсказанное О. Шпенглером, или "демонию сверхчеловека" Ф. Ницше, отрицающего актуальное человеческое бытие, и тому подобные идеи, порождаемые духом фатализма, присущего европейской философии рубежа Х1Х-ХХ вв. Обоснование же этого неприятия русская философия черпает в религиозном начале.

Религия как корень культуры становится для русской философии основной формой постижения единства мира, целостности бытия. Христианство, открывающее высшее понимание жизни, дает русским мыслителям ключ к решению проблемы преодоления антиномичности бытия.

Преимущество символического понимания отношений человека и мира заключается в том, что символ (исходящий из принципа взаимоотношения всего со всем) предполагает востребование всех способностей и свойств человека, т.е. способствует раскрытию его целостности, достигаемой в "деятельном совершенстве", которое в конечном счете может служить и общественному благу. Высшим критерием в такой деятельности выступают не права и свободы человека, а прочные нравственные узы. В этом контексте осмысливается соборность как идеал русской национальной культуры в целом и как идеал художественной культуры рубежа Х1Х-ХХ вв. — в частности.

Таким образом, в проблематику онтологии вводится рассмотрение феномена искусства, а именно — хоровой музыки С.И. Танеева в связи с философией, культурой, религией, искусством, и собственно музыкальным искусством. Понятие модели мира позволяет осмыслить художественное творчество композитора как особого рода философствование. Такой подход определяет и актуальность, и новизну исследования. Целесообразность же обусловлена осознанием того, что в рамках музыковедения и только вскрыть смысл художественного текста невозможно, тогда как соединение музыковедческой и философ-ско-онтологической методологий позволяет анализировать текст, не разрушая его смыслоформу, т.е. не "анатомируя" произведение искусства (как это происходит чаще всего в искусствоведении), а утверждая его целостность. В связи с этим необходимым становится выработка нового метода в анализе музыкального творчества. Потребность в таком методе остро ощущается и в искусствоведении, и в философии.

В перспективе видится создание такого теоретического направления, которое органично связало бы онтологию, культурологию и искусствоведение. В сфере последнего обозначены подходы к синтезирующему знанию (учение об интонации В.В. Ме-душевского [105-108], концепция зримой сущности В.И. Жуковского [55-56]). В философии преимущественно обсуждаются вопросы об истоках, функциях искусства, о назначении его в жизни человека. При этом, однако, осмысление искусства в качестве духовного моделирования, где художественный язык — материальное проявление "инобытийной сферы", а также анализ с этой точки зрения конкретного музыкального произведения в философии отсутствуют.

ПРЕДМЕТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ является диалектика чувственной и рациональной сторон духовной жизни человека, в предельной форме выражающая собой "последнюю сущность мира" (А.Ф. Лосев) и отображенная в его космической модели.

ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ является творчество русского композитора рубежа Х1Х-ХХ вв. С.И. Танеева, его связь с русской культурой и непосредственно — с духовным Возрождением. Причастность этого великого мастера религиозно-философской традиции выражается как в круге типичных идей, так и в органичной включенности его творческих приоритетов в русло возрождающейся традиции хорового, "соборного" музицирования, шире — соборного творчества.

Существенной стороной трактовки искусства, изложенной в работе, является понимание искусства как языка, обладающего способностью "оплотнять", "овеществлять" философско-культур-ные идеалы культуры. Любой из языков искусства интонирует мироотношение мастера, мироощущение его национальной культуры, миросозерцание эпохи.

Этим, в частности, обусловлен многообразный характер восприятия творчества. Так, например, мы различаем готическую интонацию, взмывающую к горним высотам; театральную интонацию классицизма; чувствительную интонацию сентиментализма; лирическую интонацию героя романтиков и т.д.

В музыкальном искусстве, интонационном по своей природе, наиболее явственно проступает сущностная сторона культуры как идеалообразующей области жизни человека (Д.В. Пивоваров); соответственно, музыка может служить особенно продуктивной основой исследования философско-культурологической направленности. Этим определяется насущная необходимость и плодотворность рассмотрения музыкального творчества в русле философско-онтологической проблематики.

СТЕПЕНЬ ИЗУЧЕННОСТИ ПРОБЛЕМЫ. В современной научно ^-исследовательной литературе понятие "модель мира" находится в активном становлении, вызывая пристальный интерес как у философов (М. Вартофский, И.Б. Новик, В.Н. Садовский, Н.М. Чуринов и др.), так и ученых, не занимающихся сугубо философскими проблемами (М. Планк, Э. Шредингер, ,Л. Бриллюэн, С. Бир, H.A. Умов и др.). Однако наиболее разработанным это понятие оказалось в сфере естественно-научного знания (В.А. Штофф, Б.А. Бшнский, В.К. Лукашевич и др.), тогда как в данной диссертации оно является базовым для анализа музыкального текста.

В отечественном музыковедении работ, посвященных онтологической модели мира как фундаменту анализа творчества, не существует. Имеющиеся исследования, в основном, сосредоточены либо на сугубо структурном (Л.А. Мазель, И.В. Способин, В.А. Цуккерман, Е.В. Назайкинский и др.), либо на т.н. "интуитивном" (вернее — ассоциативном) анализе (Ю.А. Кремлев,

A.A. Алыпванг, B.C. Галацкая и др.).

Единственным исследованием в отечественной философии, где разрабатывается проблема "чувственного явления сущности" в сфере искусства и проводится анализ, основанный на особой онтологической модели взаимосвязи сущности и явления, выступает научная работа В.И. Жуковского и Д.В. Пивоварова "Зримая сущность". Некоторые ее положения послужили фактором кристаллизации ряда идей данной диссертационно работы.

Кроме того, в философское основание диссертации легли фундаментальные идеи русских религиозных мыслителей, а также соответствющие им принципы философского анализа. Диссертант опирался на классические труды Н.О. Лосского,

B.В. Зеньковского, Г.В. Флоровского, H.A. Бердяева, современные исследования А.Ф. Лосева, П.П. Гайденко, С.С. Хоружего, Ю.Н. Давыдова, В.А. Кувакина, A.A. Яковлева и др.

Выбор цели и задач данной диссертационной работы был осуществлен с учетом наличной изученности проблемы.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ. Целью диссертационного исследования является научное обоснование духовной близости хорового творчества С.И. Танеева, его этоса с творчеством сакрального типа, являющее собой конкретно-национальное воплощение космической модели мира.

Достижение цели обеспечивается решением следующих задач: рассмотрение космической модели мира в качестве прото-интонационного фонда танеевской музыки; выявление мировоззренческих оснований музыки Танеева; осмысление интонационного строя хоровой музыки Танеева в свете космической модели мира; установление объективных предпосылок сходства творческого метода Танеева и творческого метода древнерусской певческой культуры, реализующей принципы космизма.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. В качестве методологической основы диссертации выступают основные общенаучные методы познания — метод единства исторического и логического, метод восхождения от абстрактного к конкретному, а также используется диалектический метод познания. На его основе фиксируется единство индивидуального и надин-дивидуального, общего и единичного, конечного и бесконечного в содержании модели мира.

В качестве гносеологического основания содержания модели мира в творчестве С.И. Танеева диссертант опирается на теорию рефлексии Г. Гегеля, которая в интерпретации Д.В. Пивоварова послужила основой синтетической концепции идеального отражения реальности. Это позволило В.И. Жуковскому сформулировать особенности синтетического мышления и применить их для анализа визуального искусства. В данной диссертационной работе теория чувственного явления сущности используется при анализе аудиального искусства.

Поскольку Танеев был сыном своего времени, постольку его мироощущение и миропонимание диссертант раскрывает в контексте метода исторического и логического. Соответственно, диссертантом изучен и переработан объем литературы, включающей в себя русскую религиозную философию, в том числе работы по философским основаниям искусства.

Исследование собственно музыкального материала опирается на так называемый интонационный метод целостного анализа. Как известно, теорию интонационной сущности музыки одним из первых разработал Б. Асафьев. Ему принадлежит обоснование интонации как смысловой субстанции музыкального языка.

Такое развернутое и глубинное обоснование данной асафьев-ской посылки предпринял В. Медушевский в своем исследовании "Интонационная форма музыки", основной идеей которого является^ идея о взаимообусловленности протоинтонационной и аналитической сторон исследуемого феномена. Охватывая многомерный звуковой процесс, метод интонационного анализа обеспечивает концептуальное "прочтение" музыкального произведения как ОФОРМЛЕННОГО В ЗВУЧАНИЯХ МИРООТНО-ШЕНИЯ.

НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ. Впервые в философской онтологии понятие модели мира обосновывается изнутри отечественной культуры, фундаментом которой является русская религиозная философия.

В круг русских мыслителей вводится композитор С.И. Танеев. На основании анализа его музыкальных текстов, которые, будучи прочитанными, позволяют утверждать, что перед нами — реализация космической модели мира, выраженная в художественной форме, но являющаяся философской по содержанию.

Посредством объединения философско-онтологической и музыковедческой методологий произведен анализ конкретных целостных музыкальных сочинений, ярко характеризующих национальные идеалы, идеалы определенного времени. Наиболее значимыми результатами исследования представляются следующие:

1. Установлено, что в своем творчестве С.И. Танеев раскрывает основные принципы космической модели мира, и поэтому следует традициям русской религиозной философии, которая сохраняет свой космический характер из глубокой древности до наших дней.

2. Выявлено, что космическая модель мира реализуется прежде всего в основополагающем для русской философии принципе всеединства, где человек рассматривается как человек соборный. Причем это воплощение творится художником осознанно, то есть творчество трактуется им самим как богоданное и облагодатствованНое Святым Духом.

3. Показано, что реконструкция космической модели мира в творчестве Танеева требует особого языка, адекватно воспроизводящего своеобразие проблематики и содержательного поля русской религиозной философии, которая отказывается от абстрактно-логического теоретизирования западноевропейской культуры и обращается за средствами выражения к богопозна-нию и символически-художественному мышлению.

4. Предпринятый в данной работе анализ творчества Танеева служит обоснованием тезиса о том, что искусство (в частности — музыкальное), наряду с философией и религией, может быть одной из форм выражения Истины внутри космической модели мира, где интонация Красоты обращается к внутренней сути человека, или образу Божию в человеке. Господствующий в музыке Танеева принцип роспева есть проявление творчества соборного, предполагающего сопряжение высоких энергий множества душ в единое целое — своего рода соборное молитвова-,ние.

5. Выделено танеевское представление о мире как совершенном гармоничном космосе, что "прочитывается" в музыкальной символике, основными умозрительно-наглядными фигурами которой являются круг, полукруг (купол), шар, сфера, объемная спираль. При этом показано, что принцип, восходящий к аристотелевскому диалектическому представлению о мире, был воспринят Танеевым через идеал соборности, соответствующий национальной экзегезе.

Для Танеева идея Всеединства сущего определяла смысл человеческой жизни как Соборного делания. Такое философское осмысление мира объясняет то предпочтение, которое отдал композитор хоровым масштабным жанрам — циклу и кантате, наследующим жанровые модели культового пения как одного из атрибутов творчества в его подлинном, сакральном смысле, т.е. как духовной деятельности, направленной на воссоздание совершенного Богосозданного мира.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ. Теоретико-практическая значимость полученных результатов заключается в возможности использования их в философской онтологии, в исследованиях по философии искусства, социологии искусства, философии музыки, философии культуры, культурологии, МХК. Подходы и решения, представленные в диссертации, могут служить методологической основой для выявления мировоззренческого содержания художественного произведения.

Выводы диссертационного исследования могут быть использованы при чтении курса философии в вузах, при разработке спецкурсов, в системе самообразования.

15

АПРОБАЦИЯ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ. Полученные автором результаты обсуждались кафедре общественных наук и кафедре истории и теории музыки Красноярского государственного института искусств, кафедре философии Сибирского государственного технологического университета, основные положения обсуждались на кафедре философии Красноярского госуниверситета, на теоретическом семинаре кафедры теории и истории культуры Красноярского государственного университета, а также на научных конференциях в Нижнем Новгороде и Красноярске.

Основные положения диссертации изложены в шести научных публикациях.

СТРУКТУРА РАБОТЫ определена главной целью исследования и отражает логику, обозначенную в ряду поставленных задач. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.