автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.04
диссертация на тему:
Молодежная мода как культурно-эстетический феномен второй половины XX в.

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Добросмыслова, Ирина Геннадьевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.04
Диссертация по философии на тему 'Молодежная мода как культурно-эстетический феномен второй половины XX в.'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Добросмыслова, Ирина Геннадьевна

ВВЕДЕНИЕ

ЧАСТЬ 1. МОЛОДЕЖНАЯ КУЛЬТУРА КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКО

ЭСТЕТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

ГЛАВА 1. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ. ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ

ПОНЯТИЯ "МОЛОДЕЖНАЯ КУЛЬТУРА"

§1 Проблема взаимоотношения молодежной и официальной культуры

§2 Понятия «молодежь»,« молодость»,« поколение»

§3 Мода и стиль: общность и отличие

§4 Коммуникативная сущность моды

§5 Происхождение молодежной моды: молодежные субкультуры как племенные объединения

§6 Молодежные субкультуры сегодня

ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОГО АППАРАТА

АНАЛИЗА МОЛОДЕЖНОЙ КУЛЬТУРЫ

ЧАСТЬ 2. ЭСТЕТИКА МОЛОДЕЖНОЙ КУЛЬТУРЫ: ПРОШЛОЕ,

НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ

ГЛАВА 1. МОЛОДЕЖНАЯ КУЛЬТУРА: ИСТОРИКО-ЭСТЕТИЧЕСКИЙ

АНАЛИЗ

§1 Тедди-бойз. Точка отсчета

§2 Британский феномен: моды и рокеры

§3 Скинхеды. Культ агрессивной маскулинности

§4 Биты, битники, хипстеры. Рождение культуры и образа

§5 Альтернативная культура хиппи

§6 Панки: конец линейной истории молодежной моды

§7 Новые романтики и зарождение клубной культуры

§8 Рейверы, клабберы и поколение X

ГЛАВА 2. ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОЙ

МОЛОДЕЖНОЙ КУЛЬТУРЫ И МОДЫ

§1 Диалектика молодежной (уличной) и высокой моды

§2 Клабленд - возможность мультивыбора

§3 Мода 21 века

§4 Новые музыкальные стили как генераторы молодежных субкультур

§5 Эстетика культа молодости

§6 Реформаторский потенциал Иксеров

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по философии, Добросмыслова, Ирина Геннадьевна

Актуальность темы исследования. В культурно-эстетическом пространстве XX столетия возникли явления, ранее не существовавшие. Многие из них оказывают серьезное воздействие на жизнь общества, его самосознание и идеалы. К числу таких явлений относится и молодежная культура.

В изучении исторических, культурных и художественно-эстетических процессов наблюдается любопытная закономерность, на которую обратил внимание еще Ж. Ле Гофф1: наибольшие трудности ожидают исследователя тогда, когда он обращается или к слишком удаленной, или к совсем близкой эпохе. В последнем случае трудность связана прежде всего с отсутствием «культурной дистанции», так необходимой для более или менее адекватного постижения, объективной оценки исследуемого явления. В этой связи вполне закономерно то, что гораздо полнее изучены эстетические процессы первой половины XX века, а не ближайших к нам лет и десятилетий.

Художественно-эстетические и культурные процессы, индуцированные совсем недавними (50-100 лет) социально-историческими событиями освоены явно недостаточно. К такого рода событиям относятся и изменения в социальном устройстве общества, которые повлекли за собой появление в конце XIX - начале XX в. молодежи как отдельной социально-демографической группы и привели к формированию молодежной культуры со свойственными ей самосознанием, художественными ценностями и эстетическими установками.2

Молодежная культура предстает сегодня прежде всего как своеобразная художественно-эстетическая среда, со своей образностью и символикой.

1 Ле Гофф Ж. Другое средневековье: Время, труд и культура Запада, Екатеринбург, 2000 г., с.6-7.

2 Вероятность и значимость такого события предвидел еще Ф. Ницше, говоря, что в мир европейской культуры придут "веселые и дерзкие ребята . во плоти, осязательно, а не как в моем случае, в качестве схем и отшельнической игры в тени", которые "перевернут все ценности" [Цит. по [56], с.99].

Среда эта является внутренне неоднородной и состоит из многочисленных молодежных субкультурных образований. В отечественной литературе до сих пор фактически не было проведено системного структурирования и типологизации основных молодежных субкультур, их специфической эстетики и ментальности.

Экстериоризация эстетики и ментальности молодежных субкультур происходит, главным образом, в молодежной одежде, моде, стилях. Хотя происходящие в молодежной среде процессы в последнее время привлекают к себе пристальное внимание социологов, культурологов и эстетиков, многие аспекты развития и функционирования молодежной культуры и моды остаются малоизученными.

Степень изученности проблемы. Молодежь и молодежная культура представляет собой широкое поле для разнообразных исследований. Несмотря на то, что и зарубежными, и отечественными исследователями уже предпринимались попытки изучения молодежной культуры, все они проводились как правило с социальной (зарубежные исследователи - Т. Роззак, М. Брейк, К. Лич) или, что характерно для отечественных авторов, идеологической позиции (Байчоров A.M., Быков В.М., Климов Ю.М.). В последнее время отечественными учеными осмысление молодежной культуры велось в 2-х направлениях: 1) философско-историческом (В.Ц. Худаверян, К.Г. Мяло), затрагивающем, как правило, социально-политические аспекты функционирования молодежной культуры; 2) эстетико-искусствоведческом (Д.В. Житомирский, А.Ю. Мельвиль, К.Э. Разлогов) - когда объектом исследования, становилось, например, авангардное искусство как форма молодежного творчества.

Отдельные периоды молодежной активности рассматривались зарубежными (М. Брейк, К. Лич) и отечественными (Мяло К.Г., Роднянская И.Б., Давыдов Ю.Н., Худаверян В.Ц.) исследователями, причем особое внимание последних привлекали формы молодежного протеста 1 960-х гг. Влияние молодежной культуры на общество и вытекающие отсюда социальные трансформации анализировались в работах А. Тоффлера, К. Мангейма, М. Султановой. Современные молодежные субкультуры были описаны в работах Р. Хойбнера и Т. Полемуса. Некоторые аспекты эстетической проблематики молодежных субкультур обсуждаются в молодежных периодических изданиях (см., например, журналы «ОМ», «Птюч», «Студенческий меридиан»).

Проблема самой моды в литературе разработана достаточно подробно. В работах, касающихся теории моды и модного поведения, (И. Кант, А. Смит, Шефтсбери, Г. Тард, В. Зомбарт, Г. Зиммель, Гоффман А.Б., Толстых В.И., Басин Е.Я.) мода описывается с антропологических, социально-психологических, экономических и эстетических позиций. Вместе с тем работ, посвященных собственно молодежной моде не так много (НеЬсНде О., Щепанская Т.Б., Топалов М.Н.). Как культурно-эстетическое явление, как сфера экстериоризации мироощущения молодежи, ее эстетических идеалов и ценностей, молодежная культура и мода остаются недостаточно изученными. Такая ситуация позволяет яснее обозначить предмет, цель, и основные задачи нашего исследования.

Предметом диссертационного исследования является молодежная мода как внешнее выражение, своеобразная экспликация молодежной культуры и, конкретнее, стили молодежных субкультур. Понятие «молодежная мода» несколько расплывчато, т.к. оно подразумевает не только моду на одежду, но и определенный подход к выбору музыки, литературы, кинофильмов и т.д. (ср., например, такие распространенные выражения как «модный молодежный писатель», «модное молодежное кино» и пр.) В предлагаемом исследовании наше внимание сконцентрировано, в основном, на одежде как одном из базовых параметров молодежной моды.

Цель и задачи исследования. Основной целью работы является культурно-эстетический анализ динамики молодежной моды второй половины XX века в целом и стилевых особенностей молодежных субкультур в частности. Специфику культурно-эстетического подхода к проблеме автор видит в том, чтобы, рассмотрев и проанализировав формы, цвет, материалы молодежной одежды, попытаться понять ее образность и символику, проследить не только на социальном, но и эстетическом уровне мировоззренческие установки, «идеалы» и специфические ценности молодежных субкультур.

В соответствии с этой целью ставятся следующие задачи:

• выделить проблемное "поле" исследования, рассматривая молодежную культуру как предмет культурно-эстетического анализа;

• разработать терминологический аппарат, позволяющий анализировать молодежную культуру с культурно-эстетических позиций;

• провести социально-исторический и культурно-эстетический анализ основных этапов развития молодежной культуры;

• попытаться прогностически смоделировать особенности и развитие молодежной культуры и моды начала XXI века.

Теоретическая и методологическая основа диссертации. Молодежная культура представляет собой сложное образование, требующее для своего анализа комплекса познавательных методов и установок из различных дисциплинарных областей (полевой этнографии, социологи, психологии, истории и др.). Замысел работы связан с изучением генезиса молодежной моды, стилевых особенностей молодежных субкультур (с акцентом на специфике одежды), описанием исходного культурного-эстетического материала, его анализом и, далее, обобщением. Для решения этой задачи необходимо использовать методы не только эстетического анализа феномена, но и понимающей социологии и культурологии - все те методы, которые позволяют исследователю осуществить "вхождение" в индивидуальный мир субкультуры, в сферу ее внутренних символов, смыслов и ценностей.

Для фиксации объективных характеристик молодежных субкультур особую значимость имеют методы этнографии (наблюдение, описание, классификация), эмпирической социологии, истории (в частности, сравнительно-исторический метод). При обобщении полученного материала следует использовать методы, позволяющие установить характер причинноследственных связей (динамика) и типологические особенности (статика) исследуемого феномена (структурно-функциональный подход, методы типологического анализа и прогностического моделирования). Центральным для автора является, тем не менее, художественно-эстетический анализ феномена, позволяющий посредством обращения к образности молодежной моды (форма, цвет, материалы одежды) выявить ее внутренние культурные смыслы.

Чтобы быть эффективным, эстетическое изучение феномена молодежной культуры может, и должно, сопрягаться с его социологическим анализом. Так, например, еще в начале века испанский философ X. Ортега-и-Гассет пытался разрешить одну проблему в музыкальной области; после неудачных попыток сделать это, опираясь только на искусствоведческие методы, он обратился к социологии, которая помогла ему успешно решить задачу. Сам он писал об этой ситуации так: "Живая сила социологии искусства открылась мне неожиданно. Проблема была чисто эстетическая, и тем не менее я нашел, что наиболее короткий путь к ее разрешению - это изучение феномена сугубо социологического." [96, с.21 9].

Вместе с тем, в изучении такого многогранного явления как молодежная культура конечно же недопустим упрощенный социологизм, подменяющий культурно-эстетический анализ одномерной социологизацией. И наоборот, подход, использующий - и как бы уравновешивающий - эстетические и социологические исследовательские методы, кажется нам более оправданным уже потому, что появление молодежи и молодежной культуры в значительной степени было своеобразным ответом на глубинные изменения социального и индустриального плана (см., например, Часть 1, Глава 1, §2 настоящего исследования). Эти социальные ответы, однако, в молодежной среде зачастую трансформировались в сферу «молодежной эстетики», к которой мы и намерены в первую очередь обратиться.

Еще одна установка, о которой, думается, сказать необходимо, связана с этической установкой - своеобразным этосом исследования. Философскоэстетический анализ феномена молодежной культуры должен, как нам представляется, избегать категоричных оценок: задача исследователя молодежной культуры не в том, чтобы выносить приговор вкусам изучаемых субкультур, а в том, чтобы эти вкусы и связанные с ними модели культурно-эстетического поведения эксплицировать и, по возможности, объективно изучать. Свободный от поспешных оценок анализ скорее поможет понять складывающиеся в молодежной среде культурно-эстетические тенденции и ее реальное состояние на сегодняшний день.

Научная новизна исследования определяется замыслом дать целостную характеристику молодежной культуры, рассмотреть молодежную моду как культурно-эстетический феномен, выявить его влияние на общество и общественные идеалы, а также прогностически смоделировать моду начала XXI в. В историческом обзоре динамики молодежных субкультур мы попытаемся вычленить основные этапы эволюции молодежной культуры второй половины XX в. Хотя попытки развернутого теоретического анализа молодежной культуры в научной литературе предпринимались уже неоднократно, предложенный во второй главе (первой части) терминологический аппарат, позволяющий исключить путаницу и неоднозначность понятий, используемых при анализе молодежной культуры и моды, в целом ряде моментов оказывается весьма полезным для корректного описания молодежных субкультур.

Научно-практическая значимость работы определяется обстоятельным анализом социального и культурного контекста формирования эстетики молодежных субкультур на современном этапе. По мнению автора, адекватное понимание не только идеологем, но и эстетики молодежных субкультур может позволить избежать многочисленных просчетов и культурных конфликтов; среди последних немало тех, что вызваны и сугубо эстетическими проявлениями молодежной культуры.

Положения, сформулированные в диссертации, могут использоваться в учебных программах по культурологии и эстетике. Материалы диссертации

10 могут служить основой ряда специальных курсов: "Молодежная культура", "Эстетика молодежной культуры второй половины XX века" и др.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух частей (каждая из которых содержит две главы), заключения, списка использованной литературы и трех приложений. Предлагаемая структура работы ориентирует нас на то, чтобы сначала (часть 1, главы 1-2) обозначить проблемное поле исследования и выработать его инструментарий - дать характеристику основных понятий, которые кажутся необходимыми для анализа феномена молодежной культуры и моды, а затем, расположив основные молодежные субкультуры в хронологической последовательности, описать их, и наконец, обобщив полученный материал, попытаться спрогнозировать тенденции дальнейшего развития молодежных субкультур (часть 2, главы 1-2).

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Молодежная мода как культурно-эстетический феномен второй половины XX в."

Заключение

Замысел нашего исследования состоял в рассмотрении феномена молодежной культуры, его акцент был сделан на такой составляющей молодежной культуры, как молодежная мода. Подводя итог, сформулируем ряд положений, которые, как нам кажется, имеют центральное значение для всей работы:

- характер и значение молодежной культуры и моды, как ее неотъемлемой части, обусловливается не только ролью и местом молодежи в обществе, но и процессами, происходящими в культуре в целом. Для культуры XX века характерен своего рода возврат к первобытному противопоставлению "индивид - бытие", при котором происходит трагическое, экзистенциальное осмысление человеком своего положения в мире. Цивилизационные и глобализационные процессы оказывают разрушительное воздействие на традиционный быт, специфику, обычаи и ритуалы этнических субкультур. Последние ранее всегда выполняли роль опосредующего звена в исходной, сущностной оппозиции «индивид - бытие». В новой ситуации функцию этно и социокультурных образований все чаще берут на себя молодежные субкультуры; своими «племенными» стилями они предоставляют растерявшемуся в перегруженном информацией и различными наборами ценностей обществе молодому человеку своего рода «уютный дом», «теплое пристанище»;

- социально-политический аспект большую роль играл на начальных этапах становления и развития молодежной культуры. Ретроспектива молодежных субкультур позволяет говорить о постепенном отходе молодежных движений от идеологем контркультурного протеста к мистике т.н. «нового сознания» и далее - в собственно эстетическую область, где «протестующее сознание» выражается уже лишь в манере поведения и характере одежды, намеренно отличающихся от общепринятых норм и оппозиционных всему официальному; культурно-эстетический анализ основных этапов развития молодежной культуры показывает, что в молодежной активности можно условно выделить периоды «холостые» (традиционалистские, консервативные субкультуры) и «созидательные» (инновационные субкультуры). Под «холостыми» периодами молодежной активности предлагается понимать время расцвета молодежных образований сугубо эстетического характера, не повлиявших сколько-нибудь значительно на политическую и социальную ситуацию в обществе (тедди-бойз, моды, рокеры, панки, новые романтики) и просто бросающих вызов «официальной культуре» посредством одежды, музыки и манеры поведения. «Созидательные» молодежные субкультуры (битники, хиппи, поколение X) отличает претензия на определенную напряженность духовной жизни, попытка генерировать собственную идеологию, предложение альтернативного образа жизни, к которому призывают всех не согласных с современным укладом общества;

- культ молодости, заявляющий о себе в конце XX века, определяет возрастающее влияние уличной молодежной моды на дистиллят эстетических идеалов общества - Высокую моду. Инновации в сфере моды происходят сегодня, во многом, за счет перенятия эстетического опыта и образа различных молодежных субкультур. Таким образом, молодежная культура продуцирует художественные образы, которые впоследствии внедряются в массовую культуру, закрепляются в ней (например, в виде стилей в одежде или музыке). Значительная часть промышленности и шоу-бизнеса работает сегодня на молодежь. Можно сказать даже, что впервые за всю историю человечества молодежь стала оказывать заметное влияние на формирование идеалов и потребностей «взрослого» общества;

- современные молодежные субкультуры, в отличие от субкультур 5 070-х гг. формируются, главным образом, на основе определенного музыкального стиля и его эстетики. В конце 1980-х наметилась новая тенденция формирования молодежных субкультур на основе тех или иных

112 популярных в молодежной среде видов спорта (роллеры, скейтбордисты, серфингисты), которые также формируют собственные стиль и моду;

В заключении несколько слов необходимо о перспективах изучения феномена молодежной культуры и моды.

Данная работа не претендует на полноту исследования обозначенного феномена, так как представляет собой лишь весьма общее (но тем не менее целостное) его рассмотрение. Задачу более глубокого анализа темы осложняет ее слабая изученность. Автор понимает, что многие аспекты изучения проблемы остались недостаточно разработанными. Также как и не все молодежные субкультуры попали в поле историко-эстетического анализа молодежной моды. Тем не менее был сделан первый шаг к целостному понимаю феномена молодежной культуры и моды, что ставит новые исследовательские задачи, связанные с дальнейшим изучением процессов диалектического взаиморазвития молодежной и «взрослой» культуры, молодежной и высокой моды, а также с более подробным изучением существующих молодежных субкультур, основанном на семиотическом анализе их одежды и символики.

 

Список научной литературыДобросмыслова, Ирина Геннадьевна, диссертация по теме "Эстетика"

1. 80-е. Десять электрических лет // ОМ. - 1998. - июль-август. - С.67-84

2. Адорно Т.В. Проблемы философии морали. М.: Республика, 2000. - 239 с.

3. Алякринский О. Сага о Дине Мориарти (Джек Керуак и "разбитое поколение") // Керуак Д. Избранная проза. Киев: AirLand, 1995. - Т.1 В дороге. - С.373-388

4. Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке. Екатеринбург: Изд-во Уральского госуниверситета, 1 999г. - 41 6 с.

5. Байчоров A.M. От разбитого поколения к контркультуре: (парадоксы молодежного протеста в США). Минск: Изд-во БГУ им. Ленина, 1982. -142 с.

6. Басин Е.Я. Семантическая философия искусства. М.: РАН, Ин-т философии, 1 998. - 1 92 с.

7. Богданова O.A. Молодежная субкультура: причины возникновения и ценностные ориентации. Ростов-на-Дону: Ин-т нар. хоз-ва, 1 990. - 8 с.

8. Бодяшкин 0.0. Субкультура молодежи как социокультурный феномен // 2 -ая Межвузовская научно-практическая конференция студентов и молодых ученых Волгоградской области, 22 ноября-1 декабря 1995 г. Волгоград, 1995. Вып.1.

9. Бочаров В.В. Антропология возраста. Спб.: Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 2000. - 196 с.

10. Браунгарт М.М., Ричард Дж. Советская и американская молодежь: сравнительный взгляд. М.: Полис, 1 991.

11. Брычков А.Р. Молодежь США: от нигилизма к политике. М.: Молодая гвардия, 1 974. - 143 с.1 2. Бутрова Т. Пути политического театра к массовой аудитории//Искусство и массы в современном буржуазном обществе. М.: Советский композитор, 1989. - 319 с.

12. Быков В.М. От молчаливого поколения к бунтующему. Трансформация молодого поколения США. М.: Молодая гвардия, 1 974. - 95 с.

13. Бычко А.К. Критический анализ философских концепций молодежного бунтарства. Киев: Изд-во при Киевск. гос. ун-те, 1 985. - 1 50 с.

14. Вайнштейн О.Б. Одежда как смысл: идеологемы современной моды // Иностранная литература, 1 997. №7.

15. Вайнштейн О.Б. Поэтика дендизма: литература и мода // Иностранная литература, 2000. №3.

16. Васильев А. Новая мода: поиски// Harper's BAZAAR. 2000. - май-июнь. - С.1 88-1 90.

17. Васильев Ю.Г., Голубева T.J1. Воспитание музыкальной культуры молодежи/Жультура молодежи. Межвуз. науч. сб. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1989. - 101 с.

18. Вулф Т. Электропрохладительный кислотный тест: Роман/ Пер. с англ. -СПб.: Азбука Терра, 1 996. - 51 2 с.

19. Вылегжанина С.А. Знаки вокруг нас. Фрунзе: Илим, 1979. - 69 с.

20. Гессе Г. Избранные произведения/Пер. с нем.; Сост. и послесл. С. Апта. -М.: Панорама, 1995. 477 с.

21. Гладков П.В. Альтернативные ценности в современном американском обществе//Султанова М.А. Контркультура и социальные трансформации. -М.: Ин-т философии АН СССР, 1 990. 141 с.

22. Голыбина А.Г. Вкус и мода. М: Знание, 1 974.

23. Гофман А.Б. Мода и люди: Новая теория моды и модного поведения. М.: Ин-т социологии, 1 994. - 1 59 с.

24. Гофман А.Б. Экспансия молодежного стиля//Техническая эстетика. -1988. №10.

25. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М.: "КАНОН-пресс-Ц", "Кучково поле", 2000 г. - 304 с.

26. Гришин В.А. Субкультура и ее проявление в молодежной среде// Общественные самодеятельные движения: проблемы и перспективы. М.: НИИ культуры, 1 990. - 443 с.

27. Гроф С. Область человеческого бессознательного: опыт исследований с помощью ЛСД. М.: ИНИОН, 1993. - 312 с.

28. Гроф С. Путешествие в поисках себя: Измерения сознания, новые перспективы в психотерапии и исследовании внутреннего мира. М.: Изд-во трансперсонального ин-та, 1994. - 338 с.

29. Гуревич П.С. Приключения имиджа: Типология телевизионного образа и пародоксы его восприятия. М.: Искусство, 1991. - 219 с.

30. Гуревич П.С. Проблема субкультур в современной зарубежной культурологии//Субкультурные объединения молодежи: критический анализ. М.: ИФАН, 1 987. - 99 с.

31. Давыдов Ю.М. Эстетика нигилизма. (Искусство и "новые левые"). М.: Искусство, 1975 - 271 с.

32. Давыдов Ю.Н., Роднянская И.Б. Социология контркультуры: (Инфантилизм как тип мировосприятия и социальная болезнь). Критич. анализ. М.: Наука, 1980. - 264 с.

33. Дерунова A.A. Мода в условиях массовой культуры: Автореф. дис. канд. филос. наук. Ростов-на-Дону, 1998. - 27 с.

34. Доброхотова И.А. Беседа о моде или Зеркало, которое не лжет. Алма-Ата, Онер, 1991.-176 с.

35. Долгов K.M. Эстетика Ж.-П. Сартра. М.: Знание, 1 999. - 64 с.

36. Блина E.H. Современные молодежные субкультуры Великобритании. -Красноярск: Красноярск, гос. ун-т, 1995. -10 с.

37. Ермилова Д.Ю. "Эстетические проблемы дизайна одежды 70-90 гг. XX века". М.: ГАСБУ, 1995. - 1 58 с.

38. Житомирский Д.В. Бунт и слепая стихия (в мире поп-музыки)//Искусство и массы в современном буржуазном обществе. М.: Советский композитор, 1989. - 319 с.

39. Житомирский Д.В., Леонтьева О.Т., Мяло К.Г. Западный музыкальный авангард после второй мировой войны. М: Музыка, 1 989. - 303 с.

40. Запесоцкий A.C. Молодежь в современном мире: Проблемы индивидуализации и социально-культурной интеграции. Спб.: Спб. гум. унт профсоюзов, 1 996. - 348 с.

41. Заплетина Н.И. Мода как фактор формирования культуры внешнего облика молодежи в условиях клуба: Автореф. дис. канд. пед. наук Л., 1991. - 16 с.

42. Зарубежные исследования международного молодежного движения. Сб. науч. тр. М.: ВКШ при ЦК ВЛКСМ, 1 982. - 241 с.

43. Захаржевская Р.В. Мода и гуманизм//Мода: за и против. М.: Искусство, 1973. - С.77 - 105

44. Землянухина Л.В. Эстетика, этнография, быт. М.: Легпромиздат, 1 994.

45. Зиммель Г. Избранное. Т.2 Созерцание жизни. М.: Юрист, 1 996. - 607 с.

46. Зомбарт В. Буржуа: Этюды по истории духовного развития современного экономического человека. М.: Наука, 1994. - 443 с.

47. Иваненков С.П. Проблемы социализации современной молодежи. -Оренбург: Печат. дом "Димур", 1999. 291 с.

48. Интерпретация проблем молодежи: западные концепции и варианты. -Харьков: Изд-во при Харьк. гос. ун-те, 1 989. 1 1 3 с.

49. Канкулов А. Поколение ZEN// ОМ. 1 999. - ноябрь. - С.72-75

50. Канкулов А. Поколение Х//ОМ. 1995. - декабрь. - С.54-59

51. Кант И. Соч. в 6-ти томах. М.: Мысль, 1 966. - Т.6.

52. Кантор K.M. Мода как стиль жизни//Мода: за и против. М.: Искусство, 1973. - С. 141-204

53. Керви А. Состояние "Beat"//Ex libris НГ. 1998. - 30 апр.

54. Керуак Д. Избранная проза. Киев: AirLand, 1995. - Т.1 В дороге. - 391 с.

55. Климов Ю.М. Поколение кризиса или кризис поколения? М.: Мысль, 1988. - 269 с.

56. Кнабе Г. Древний Рим история и повседневность: Очерки. - М.: Искусство, 1986. - 206 с.

57. Кожин C.B., Жарносенко Д.Н. Молодежная субкультура// Современные проблемы гуманитарных и естественных наук. Новосибирск, 1996. (Данные 1989г.).

58. Козлова Т.В. Костюм как знаковая система: Конспект лекций. М.: Моск. текст, ин-т им. Косыгина, 1980. - 68 с.

59. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984.

60. Кон И.С. Ребенок и общество. М: Наука, 1 988.

61. Контр культ Ур'а. М.: ИМА пресс: АДС "Конвент", 1991. - 1 84 с.

62. Контркультура, идеология и политика. Реф. сборник. М.: ИНИОН, 1976.

63. Контркультура // Культурология, Кр. Словарь. Спб: Петрополис, 1 995.

64. Контркультура // Культурология. XX век. Словарь. Спб: Университетская книга, 1997. - С.1 90-1 92

65. Косарев А. Ф. Философия мифа. М.: ПЕР СЕ, Спб.: Университетская книга, 2000 - 304 с.

66. Крючкова В.А. Мода как форма потребления//Мода: за и против. М.: Искусство, 1973. - С.235-251

67. Кузьмина М. Социокультурные основания изучения альтернативных культур//Молодежь и проблемы современной художественной культуры. Сб. науч. Трудов / Ленингр. гос. ин-т театра, музыки и кинематографии им. Черкасова. Спб., 1990. 147 с.

68. Культура // Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 1997. - С.229

69. Левикова С.И. Методические рекомендации к спецкурсу "Молодежная культура США'УМоск. гос. техн. ун-т им. Баумана. М., 1 996. - 55 с.

70. Левикова С.И. Переориентация морального сознания молодежи США 2 -ой половины XX века (50-80-е гг.): Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук/МГУ им. Ломоносова. М., 1989. - 23 с.

71. Ломтаидзе K.M. Критика современных англо-американских бурхуазных теорий о молодежи: Автореф. дис. канд. ист. наук. Тбилиси, 1 988. - 26 с.

72. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек текст - семиосфера -история. - М.: Языки русской культуры, 1 999. - 464 с.

73. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М.: Гнозис, 1 992. - 272 с.

74. Любимов Б.И. Проблемы молодежного движения 60-х годов в США в оценке американской прессы: Автореф. дис. канд. историч. наук. М., 1 979. - 22 с.

75. Макарова Я., Макарова Ю. Unisex: pro и contra//Harper's BAZAAR. -1997. май-июнь.

76. Макрей Д. Новое поколение Англии//Англия. 1964. - №1. - С.68-76

77. Мальцев Л.Л. Молодежная культура как предмет философско-эстетического анализа: Автореф. дис. док. филос. наук. Киев, 1995. - 23 с.

78. Мангейм К. Диагноз нашего времени. М.: Юрист, 1 994. - 700 с.

79. Мангейм К. Идеология и утопия. М.: ИНИОН, 1992 - 1 53 с.

80. Мангейм К. Очерки социологии знания. М.: ЦНЦОН РАН, 2000.

81. Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма: Монография. Спб.: Алатейя, 2000.

82. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Киев: ИСА, 1 995. - 308 с.

83. Мельвиль А.Ю., Разлогов К.Э. Контркультура и "новый консерватизм". -М.: Искусство, 1 981. 264 с.

84. Мельникова Л.Л. Роль и место контркультуры в духовной жизни современного американского общества: Автореф. дис. канд. филос. наук. -Минск, 1988. 18 с.

85. Мескин Д. Потерянное поколение. М.: Молодая гвардия, 1 937. - 95 с.

86. Молодежная культура и контркультура.//Силичев Д.А. Культурология: Учеб. пособие для вузов. М: Приор, 1 998. - С.297-305

87. Молодежная субкультура и положение молодежи в странах Западной Европы и США. Реф. сб. М.: ИНИОН, 1976.

88. Молодежные движения и субкультуры Санкт-Петербурга: (Социологический и антропологический анализ). Спб.: Норма, 1999. - 303 с.

89. Молодежь. Цифры. Факты. Мнения. С-Петербург: ТОО ТК "Петрополис", 1996, №1.

90. Монтень М. Опыты. М: Наука, 1 979. - 704 с.

91. Мяло К.Г., Под знаменем бунта: (Очерки по истории и психологи молодежного протеста 1 950-1 970-х гг.) М.: Молодая гвардия, 1 985. - 287 с.

92. Ницше Ф. Сочинения в 2-х т., 1 993. Т. 1. - 831 с.

93. Оборонко В.И. Социология молодежи сегодня. Теоретико-методологические аспекты//3ападные молодежные культуры 80-х годов. Научно-аналитический обзор. М: ИНИОН, 1990. - 32 с.

94. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс//Эстетика. Философия культуры. -М.: Искусство, 1 991. С.309 - 349.

95. Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства // Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991, С. 218 259.

96. Петрищев В.И. Великобритания: социальная среда и досуг молодежи. -Красноярск: Изд. центр. Краснояр. гос. ун-та, 1 999. 1 59 с.

97. Петров Д.В. Молодежные субкультуры/ Под ред. Ярской В.Н. Сарат. гос. техн. ун-т. Саратов, 1996. - 1 7 с.

98. Роднянская И.Б. История контркультуры в зеркале американской социологии // Социология контркультуры. М. 1980.

99. Розенталь Э.М. Парадоксы протеста: Очерки о молодежи Запада. М.: Изд-во Агенства Печати Новости, 1985. - 272 с.

100. Рубан Л.С. Молодежь в полиэтническом регионе: взгляды, позиции, ориентации. Астрахань: Ин-т социал.-политич. ислед. РАН, НИИ гуманит. пробл. Астрах, гос. пед. ун-та, 2000. - 91 с.

101. Рыбачук Н.Ф., Гуцу В.Г. Духовный мир молодежи: Опыт социологического исследования. Кишинев.: Изд-во Молдавск. гос. ун-та, 1991. - 82 с.

102. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто М.: Республика, 2000 - 598 с.

103. Семиотика и проблемы коммуникации: Сб. ст./АН Арм. ССР, Ин-т фил. и права. Ереван: АН Арм. ССР, 1981. - 156 с.

104. Символы в контркультуре: (Трансценденция и повседневность). -Харьков: Харьк. инж.-экон. ин-т, 1992. 22 с.

105. Славин В. Модернисты// ОМ. 1997. - июль-август. - С.84-87

106. Словарь искусств. М.: Внешсигма, 1996. - 534 с.

107. Совдагарова З.Л. Мода как эстетический феномен: Автореф. дис. канд. фил. наук. М., 1 982. - 24 с.

108. Сохор А.Н. Музыка как вид искусства // Вопросы социологии и эстетики музыки. Спб.: Советский композитор, 1981. - С. 1 1 1-230.

109. Социология молодежной культуры. Духовность провинции. Межвуз. науч. сб. тр./Тамбовск. гос. ин-т культуры. Тамбов: Изд-во МИКЦ, 1995. - 1 10 с.

110. Степучев P.A. Проблема костюма как семиотической системы в коммуникации человеческого общения: Конспект лекций. М.: Моск. ин-т легк. пром-ти, 1991. - 68 с.

111. Султанова М.А. Контркультура и социальные трансформации. М.: ИФ АН СССР, 1990. - 141 с.

112. Султанова М.А. Концепция контркультуры (США 60-80-е гг.): Автореф. дис. канд. филос. наук. М.,1993. - 21 с.

113. США глазами американских социологов. Кн.1 Социальные аспекты американского образа жизни. М.: Наука, 1982. - 264 с.

114. США глазами американских социологов. Кн.2 Политика, идеология, массовое сознание. М.: Наука, 1988. - 243 с.

115. Тард Г. Законы подражания. Спб.: Павленков, 1 892. - 370 с.

116. Тард Г. Социальная логика. Спб.: Соц.-псих. центр, 1 996. - 548 с.

117. Толстых В.И. Мода как социальный феномен. // Мода: за и против. М.: Искусство, 1973. - С.7-40

118. Топалов М.Н. К вопросу изучения неформальных групп молодежи//Молодежь и проблемы современной художественной культуры. Сб. науч. Трудов /Ленингр. гос. ин-т театра, музыки и кинематографии им. Черкасова. Спб., 1990.

119. Топалов М.Н. Социальные аспекты моды: Мода и цивилизация: Информационные материалы. М.: Институт социологии, 1 991. - С.28-391 22. Тоффлер А. Футуршок. Спб.: Лань, 1 997. - 461 с.

120. Унисекс.// ОМ. 1997. - апрель. - С. 113-115

121. Федорова И.И. Эстетика контркультуры как выражение кризиса буржуазного сознания: Автореф. дис. канд. филос. наук. Киев, 1 988. - 1 7 с.

122. Фишман Р.Б. Мода как социальное явление: Автореф. дис. канд. фил. наук. Свердловск, 1 990. - 1 9 с.1 26. Фролова Н.Т. А в моде ли суть? //Мода: за и против. М.: Искусство, 1973. - 287 с.

123. Фурцева С. Искусство и реклама//Искусство и массы в современном буржуазном обществе. М.: Советский композитор, 1 989. - 31 9 с.

124. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи, выступления: Пер. с нем. М.: Республика, 1 993. - 447 с.1 29. Хойбнер Р. Вызов неприкаянных: Модные волны и молодежные течения -теды, хиппи, панки, рокеры в западном мире. - М.: Молодая гвардия, 1990. - 302 с.

125. Худаверян В.Ц. В поисках альтернативы: (Идеологические проблемы в молодежных движениях Запада). М.: Знание, 1 985. - 39 с.

126. Худаверян В.Ц. Молодежь Запада 1980-х: (Идеологическая борьба и международное молодежное движение). М.: Знание, 1986. - 62 с.

127. Худоверян В.Ц. Современные альтерантивные движения: (Молодежь Запада и "новый" иррационализм). М.: Мысль, 1 986. - 1 50 с.

128. Художественная жизнь современного общества. Спб: Дмитрий Буланин, 1 996. - Т. 1 Субкультуры и этносы в художественной жизни. - 235 с.

129. Чередниченко Т.В. Кризис общества кризис искусства. Музыкальный "авангард" и поп-музыка в системе буржуазной идеологии. - 2-е изд. - М.: Музыка, 1987. - 187 с.

130. Чередниченко Т.В. Между "Брежневым" и "Пугачевой". Типология советской массовой культуры. М.: РИК "Культура", 1993. - 355 с.

131. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность М: Республика, 1992. -344 с.

132. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории -Т.1, М.: Мысль, 1993 663 с.1 38. Шубин Г.Г. Мода и эстетическая культура. М.: Знание, 1 987. - 63 с.

133. Щепанская Т.Б. Символика молодежной субкультуры: опыт этнографического исследования системы 1986-89гг. Спб: Наука, 1993. -341 с.

134. Элиаде М. Тайные общества. Обряды инициации и посящения. М.-Спб.: Университетская книга, 1999. - 356 с.

135. Ash J., Wilson Е. Chic thrills. A fashion reader. L: Pandora, 1992. -250 p.

136. Brake M. Comparative youth cultures: the sociology of youth culture a. youth subcultires in America, Britain a. Canada. L. etc.: Routledge a. Kegan Paul, 1 985. - 228 p.

137. Brake M. The skinheads. An English working class subcultures/ Youth&Society, Vol.6, №2, December 1 974.

138. Brake M. The skinheads. An English working class subcultures//Yoth&Sosiety. 1 974. - Vol.6. - №2. - Desember.

139. Brake M. The sociology of youth cultures and youth subcultures: Sex a. drugs a. rock'n'roll? L.: Routledge a. Kegan Paul, 1980.123

140. Clothes. A history of fasion as cultural manifestation from the 1930s to the present. Gross K.J., Stone J. L, 1994.

141. Leech K. Youthquake. L.:Sphere Books Ltd, 1976. - 246 p

142. Polhemus Ted. Stile surfing. What to Wear in the Third Millennium. L: Thames & Hudson, 1996. - 144 p.

143. Roszak T. The making of a counter culture. L: Faber&Faber, 1971. -303 p124