автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему: Молодежные "электронные" субкультуры как социокультурный феномен
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата культурол. наук Родионов, Сергей Викторович
Введение.
Глава I. Молодёжные субкультуры и субкультурная теория.
Введение.
§1.1 Анализ и критика субкультурных теорий.
§1.1.1 Функционалистский подход.
§1.1.2 Ранние субкультурные теории.
§1.1.3 Бирмингемская школа.
§1.1.4 Марксизм и неомарксизм в теориях субкультур.
§1.1.5 Альтернативные подходы к исследованию молодёжных субкультур.
§1.2. Механизмы формирования, конструкты, функции и типология молодёжных субкультур.
§1.2.1 Причины формирования молодёжных субкультур.
§1.2.2 Классификация молодёжных субкультур.
§1.2.3 Компоненты молодёжных субкультур.
§1.2.4 Функции молодёжных субкультур.
§1.3 Генезис молодёжных субкультур.
§1.3.1 Послевоенная социокультурная и демографическая ситуация.
§1.3.2 Появление рок-н-ролла. Первая фаза контркультурного молодёжного движения.Л.".
§1.3.3 Вторая фаза контркультурного молодёжного движения.
§1.3.4 Кризис послевоенной контркультуры: от гармонии к хаосу и назад. Панк, постпанк, растафаризм и хип-хоп.
§1.3.5 Диско - предшественник "танцевальной" культуры 90-х годов.
Глава II. Философия "электронных" субкультур.
Введение.
§2.1 Социокультурные предпосылки и развитие субкультур, связанных с электронной музыкой.
§2.1.1 О социокультурной роли электронной музыки.
§2.1.2 Экспансия субкультур, основанных на электронной музыке.
§2.2 Идеология, эстетика и этика "электронных" субкультур.
§2.2.1 Идеология "электронных" субкультур.
§2.2.2 Эстетика "электронных" субкультур.
§2.1.3 Этика "электронных" субкультур.
§2.3. Тенденции ассимиляции "электронных" субкультур.
§2.3.1 Презентация "электронных" субкультур.
§2.3.2 Некоторые аспекты активности "электронных" субкультур.
§2.3.3 Реакция "электронных" субкультур на ассимиляцию.
Введение диссертации2000 год, автореферат по культурологии, Родионов, Сергей Викторович
Актуальность темы исследования.
Молодёжь сегодня - это доминанта любого общества завтра, поэтому исследования любых процессов в среде молодёжи актуальны. Здесь важны не только магистральные, но и боковые ветви, ибо субкультура сегодня может стать культурой завтра.
Мир второй половины XX века претерпевает глубокие и важные изменения, главным источником которых является научно-техническая революция. Перемены в обществе, как правило, стимулируют возникновение новых субкультур. Для данного исследования представляют интерес молодёжные субкультуры, как наиболее динамичные и чутко отражающие социальные изменения.
Ещё Конфуций говорил, что для того чтобы узнать, как управляется страна и какова её нравственность, нужно прислушаться к её музыке. Опыт всей истории человечества показывает, что ни одно общество, ни одна социальная группа и даже ни одна нормальная личность не обходилась без музыки. Об этом говорит А.Сохор: "Очевидно, музыка объективно необходима людям, то есть у человечества (на всех уровнях его структуры) существует потребность в ней. Эта всеобщая потребность конкретизируется в виде потребностей тех или иных обществ, групп и личностей в различных родах и стилях музыки, жанрах, отдельных произведениях"1.
Молодёжные субкультуры часто определяются или ассоциируются с конкретными музыкальными жанрами или направлениями. Сегодня стало очевидно, что музыка и соответствующие технические средства имеют единую историю развития, в значимой мере движимую механизмом взаимной стимуляции. Не случайно время рождения новых молодёжных субкультур совпадает по времени с появлением новых музыкальных инструментов. Так, научно-технический прогресс в производстве электронно-музыкальных инструментов и музыкальных компьютеров есть одна из основных причин возникновения специфических субкультур, связанных с электронной музыкой. (В данной работе для обозначения этих субкультур предлагается термин "электронные" субкультуры.)
Одним из специфических феноменов "электронных" субкультур является рэйв (от англ. rave - бредить, в узком смысле рэйв - длительная танцевальная акция, на которой звучит электронная музыка). С появлением рэйва и так называемого "танцевального движения" акценты в системе ценностей молодёжной среды настолько смести
1 Сохор А. Социология и музыкальная культура. М.: Советский композитор, 1975, С. 134. лись, что рок перестал занимать главенствующую роль после десятилетий безоговорочного первенства. Это явление привлекало интерес журналистов, главным образом, в плане музыкальной стилистики, особенностей танцевальных вечеринок и угрозы распространения наркотиков среди молодёжи. Хотя феномен рэйва требует особого изучения, так как являет собой достаточно сложный комплекс проявлений, где музыка и танцевальные вечеринки - лишь наиболее очевидные из них. Рэйв нельзя рассматривать как квинтэссенцию культуры современного буржуазного общества, как рок в своё время; и вряд ли он когда-либо выйдет за пределы молодёжной культуры. Но это явление привлекает внимание как эклектично впитавшее в себя современные веяния культурной жизни и последние достижения науки и техники. И с этой стороны феномен интересен как отражение социокультурных перемен в эпоху третьей НТР, на рубеже веков. Наиболее интересные и заметные аспекты рэйв-культуры проявляются, помимо весьма специфической музыки, в образе жизни и времяпрепровождении, в символике и ритуалах, в языке и литературе, в стиле поведения и одежды.
Изучение рэйва и связанного с ним танцевального движения, а также других популярных ныне субкультур помогает понять мотивацию социального поведения молодёжи, её отношение к жизни и основным её ценностям. Через несколько лет современные тинейджеры вольются в ряды "среднего класса" и будут определять государственную политику, управлять экономикой и творить культуру по собственному разумению. Поэтому изучение этого молодёжного феномена уже в процессе его эволюции представляет собой немалый интерес для исследователя.
Степень разработанности проблемы.
Достаточно трудно определить, что такое культурологическое исследование. Как термин, оно охватывает такой широкий диапазон понятий, что они не всегда раУ зумно сочетаемы в рамках одной работы. По мнению В. Кэгла , культурологическое исследование придаёт особую ценность "сырой" информации, касающейся современной культуры, вне зависимости от того, на каких позициях стоит исследователь - позициях политических и экономических теорий, семиотики, структурализма и постструктурализма, общей философии, феноменологии, феминизма, психоанализа, марксизма, пост-марксистских теорий, и постмодернизма. В то же время, не обязательно, чтобы каждое культурологическое исследование обозначало предмет исследования в пределах каждой дисциплины, особенно, если они взаимосвязаны. Таким образом, контекстуальная сторона нашего исследования обладает приоритетом относительно теоретической.
2 Cagle V.M. Reconstructing pop/subculture. - L.: Sage Publications. 1995. P. 21.
Поэтому для исследования "электронных" субкультур мы часто будем помещать субкультурную теорию в контекст.
Впервые мысль учёных обратилась к проблемам, которыми сегодня занимается музыкальная социология, в глубокой древности. Платон в "Государстве"3, развивая теорию идеального государства, исключительное значение придаёт воспитательной роли музыки. Аристотель в "Политике"4 выстраивает ценностную иерархию и значение функций музыки для различных по количественному составу и социальному положению слоев общества.
Тем не менее, несмотря на то, что со времён Конфуция, Платона и Аристотеля никто не сомневается в важности социокультурной роли музыки, природа этой роли до сего дня остаётся загадочной. По-видимому, музыка имеет не только социокультурную, но и биологическую природу, свидетельством чему является проводимая 20 - 22 мая 2000 г. в Рокфеллеровском университете в Нью-Йорке конференция "Биологические основания музыки". В анонсе конференции говорится о том, что в последнее десятилетие произошёл взрыв исследовательской активности в изучении восприятия и исполнения музыки и их корреляцией с работой человеческого мозга. Этот внезапный рост научных работ по музыке объясняется идеей, что музыка представляет уникальную возможность лучше понять организацию мозга. Как и язык, музыка есть комплекс закономерно организованной активности, которая специфична для человека и существует во всех человеческих сообществах. Организаторы конференции считают, что музыка связана со специфической архитектоникой мозга. Так что важность изучения музыки, пусть даже в её тупиковых направлениях, трудно переоценить.
Музыка - необходимый элемент молодёжных субкультур. Молодые люди реализуют своё поведение и мироощущение через призму музыки, которую они слушают. Фактически, молодежные субкультуры часто определяются или ассоциируются с конкретным музыкальным жанром и соответствующими идентификаторами: стилем одежды, сленгом, аксессуарами, характерными формами досуга и степенью конформности с установившимися социальными нормами.
Идеология протеста субкультур послевоенного времени, формировавшихся на основе рок-культуры, заставила говорить о контркультуре. Американские социологи Т. Роззак5, и Ч. Рейч6, занимаясь изучением молодёжной контркультуры, попытались
3 Платон. Законы. // Платон. Собр. соч. в 4 т. Т.4. - М.: Мысль, 1994.
4 Аристотель. Политика. // Аристотель. Собр. соч. в 4 т. Т. 1. - М.: Мысль, 1984.
5 Roszak Th. The making of counter-culture: Reflections on the technocratic society and its youthful opposition. -N.Y., 1969; Roszak Th. Where the wasteland ends: Politic and Transendence in Postindustrial Society. - N.Y., 1972.
6 Reich Ch. The greening of America. -N.Y., 1970. представить идейные тенденции 60-х годов в виде некого мировоззренческого целого, "континуума мысли и опыта"7, составляющими которого стали "новая левая" социология Ч.Р. Миллса8, фрейдо-марксизм Г. Маркузе9, психоанализ Э. Фромма10, философия "новой музыки" Т. Адорно11 и других представителей франкфуртской школы; "геш-тальт-терапевтический анархизм" П. Гудмена и "апокалипсический" или "соматиче
19 14 ский" мистицизм" Н. Брауна и Т. Ханна ; "дзен-буддийская психотерапия" А.Уотса и "оккультный нарциссизм" Т. Лири14, объединённые гипертрофированным неприятием западной культуры.
Г.С. Кнабе рассматривает рок-культуру первой волны как особый модус культуры - культуру противостояния, протеста, обозначая рокь как устойчивые, веками существующие "реакции на отчуждение от человека общественных институтов, культуры, морали, норм поведения - реакциями, соединившимися в одно целое и принявшими современный облик, но не изменившимися по существу"15. При этом автор статьи придерживается взгляда, что "рок выражает не просто определённую фазу европейской культуры, но именно фазу кризисную"16. Похожих взглядов придерживались многие авторы, рассматривающие рок в контркультурном ключе, считая что музыка играет роль демонстратора социального самочувствия, а сторонников того или иного музыкального течения представителями контркультурных формирований (П.С. Гуревич17, В.В. Ильин18, A.C. Панарин19 и др.).
Субкультуры 60-х - 70-х годов, в особенности рок-культуру, многие исследователи рассматривают как альтернативное проявление культуры, не заостряя внимание на их агрессивности по отношению к официальной. К ним относятся Г. Маркус20,
71 "У)
Д. Хебдидж , И.Л. Набок , Т.Б. Щепаньская . Фрагменты аналитических работ пе
7 Давыдов Ю.Н., Роднянская И.Б. Социология контркультуры. - М.: Наука, 1980. - С.37.
8 Mills R. Letter to the New Left. // New Left Review. - 1960, №5.
9 Marcuse H. One dimensional man. Studies of the ideology of advanced industrial society. - Boston, Beacon Press, 1964 ; Marcuse H. Counterrevolution and Revolt. - Boston, Beacon Press, 1972.
10 Fromm E. To have or not to be? - N.Y.: Harper & Row, 1976.
11 Adorno T.W. Philosophic der neun Muzik, - Frankiiiurt a.M.: Aufl, 1958.
12 Brown N.O. Life against death. - Midletown, 1969.
13 Hahn Th. Bodies in revolt. -N.Y., 1970.
14 Leary Th. The politics of ecstasy. - London, N.Y., 1970.
15 Кнабе Г.С. Феномен рока и контр-культура. // Вопросы философии. - 1990, №8. - С.55.
16 Там же.-С. 51.
17 Гуревич П.С. Музыка и борьба идей в современном мире. - М.: Музыка, 1984; Гуревич П.С. Спасёт ли мессия? - М.: Политиздат, 1981.
18 Ильин В.В., Панарин А.С. Философия политики. - М.: Прогресс, 1994.
19 Панарин А.С. Контркультура - предтеча духовно-этической революции современности // Контркультура и социальные трансформации. - М.: ИФ АН СССР, 1990.
20 Marcus G. Mystery train: Images of America in rock'n'roll music. - London: Omnibus Press, 1977.
21 Hebdidge D. Subculture: The meaning of style. - L.: Methuen, 1979.
22 Набок И.Л. Рок-музыка: эстетика и идеология. - Л., 1989. риода спада контркультурной активности представляют интерес как комплексные социокультурные исследования субкультурных феноменов, так и исследования динамики развития этих субкультур в последующие годы. Здесь можно назвать Н. Смелзера24, М. Брэйка25, М. Мид26, О. Галлана27. По словам М. Мид, "молодежь порой воспринимает современную ситуацию более адекватно, чем люди, сформировавшиеся в прежней историко-культурной реальности, и оказывает влияние на старшее поколение". Двунаправленность трансмиссии культуры стимулирует возникновение и развитие разнообразных молодёжных субкультур. По мнению О. Галлана, философия нового возраста состоит в том, чтобы насладиться молодостью и насколько возможно отсрочить момент принятия на себя обязательств как по отношению к другим людям (семья), так и по отношению к своему собственному будущему (йфводнщсвдйё шжгл{сн<0еГааранра1)О.Н. Давыдов и И.Б. Роднянская связывали молодёжные субкультуры с проявлением социального инфантилизма. Увеличивающийся разрыв между биологическим и социокультурным взрослением молодёжи свидетельствует о нарушении механизма социализации, вследствие чего определённая её часть ещё не может выполнять социокультурные функции взрослых по достижении возраста, когда она уже могла бы их выполнять. Авторы "Социологии контркультуры" выдвигают идею угасающего стремления молодёжи занять место старшего поколения, коль скоро её социализация слишком затягивается. "Таким образом, конкретной, фактической причиной бунта оказывается уже не затянувшаяся социализация, а нежелание прервать её, боязнь принятия взрослых обязанностей - главный синдром патологически затянувшегося периода инфантильности, превращающего биологически "перезревших", а
О о социально "недозревших" людей" в инфантилов" .
Особый интерес вызывают работы российских исследователей советского и постперестроечного периода. В исследованиях до середины 80-х годов внимание акцентировалось на классовых аспектах феноменов субкультур и массовой культуры в странах Запада. В частности, A.M. Байчоров утверждал, что массовой культуры не существует, а имеется лишь идеология массового общества и массовой культуры, что суть "маска, скрывающая существующие неравенство и эксплуатацию"29. А.К. Бычко30
23 Щепаньская Т.Б. Символика молодёжной субкультуры: опыт этнографического исследования системы. -Л.: Знание, 1989.
24 Смелзер Н.Дж. Социология. // Социс. - 1990, №12.
25 Brake M. Comparative youth cultures: The sociology of Youth Cultures and Youth Subcultures in America, Britain and Canada. - London, 1985.
26 Мид M. Иней на цветущей ежевике. - М., 1988.
27 Galland О. Un nouvel age de la vie // Rev. fr. de sociologie. - Paris, 1990, №31.
28 Давыдов Ю.Н., Роднянская И.Б. Социология контркультуры. - M.: Наука, 1980. - С. 150.
29 Байчоров A.M. От "разбитого" поколения к контркультуре: Парадоксы молодёжного протеста в США. - Минск: Изд-во БГУ, 1982. - С.89. напоминала о том, что идейный предводитель бунтарского движения Г. Маркузе около 10 лет возглавлял русский отдел ЦРУ США, и что все его радикальные идеи наиболее адекватно воплощаются в сфере эстетики и культуры и слишком далеко отстоят от главного - социально-экономического базиса. В числе авторов подобных работ можно назвать Г.Ю. Шестакова31, Т.В. Чередниченко32, Е.П. Смольскую33, А.В.Кукаркина34. Несмотря на идеологическую перегруженность и активное неприятие объекта исследования с соответствующими последствиями, ценным в таких публикациях является раскрытие механизмов создания массовой культуры в условиях капитализма, функционирования индустрии поп-музыки, формирования личности при постоянной идеологической обработке и специфике пропаганды. И совершенно точно описан процесс американизации массовой культуры^ как отражение политико-идеологической гегемонии США в буржуазном мире.
В эпоху гласности было, наконец, открыто признано существование субкультур в России, следствием чего явился всплеск работ на эту тему: С.Н. Иконниковой35, A.C. Запесоцкого36, С.Я. Матвеевой37, И.Ю. Сундиева38, И.Н. Андреевой39, И.Б. Громовой и В.Н. Леонтьевой40 и др. Было положено начало целому ряду специальных социологических исследований (НИЦ при Институте молодёжи, НИИ комплексных социальных исследований СПбГУ, Институтом социально-политических исследований и др.). Появились научно-аналитические обзоры, курсы лекций, а также коллективные сборники, а также коллективные сборники, тем более конструктивные и радикальные, чем глубже Россия погружалась в кризисное состояние41.
30 Бычко А.К. Критический анализ философских концепций молодёжного бунтарства. - Киев: Вища школа, 1985.-С. 114.
31 Шестаков Г.Ю. Музыка в буржуазной массовой культуре. - М.: Музыка, 1986.
32 Чередниченко Т.В. Кризис общества - кризис искусства: Музыкальный "авангард" и поп-музыка в системе буржуазной идеологии. - М.: Музыка, 1987.
33 Смольская Е.П. Массовая культура: развлечение или политика? - М.: Мысль, 1986.
34 Кукаркин A.B. Буржуазная массовая культура. - М.: Политиздат, 1978.
35 Иконникова С.Н. Советская молодёжь 80-х годов. - М.: Знание, 1989.
36 Запесоцкий A.C. Дискотека в досуге молодёжи. - JL: Знание, 1987; Запесоцкий A.C. Молодёжь в современном мире: Проблемы индивидуализации и социально-культурной интеграции. - СПб.: ИГУП, 1996.
37 Матвеева С.Я. Субкультуры в динамике культуры. // Субкультурные объединения молодёжи. - М., 1987.
38 Сундиев И.Ю. Неформальные молодёжные объединения: опыт экспозиции. // Социс - 1987, №5.
39 Андреева И.Н., Голубкова Н.Я., Новикова Л.Г. Молодёжная субкультура: нормы и система ценностей. // Социс. - 1989, №4.
40 Громова И.Б., Леонтьева В.Н. Контркультура как адаптивный механизм трансляции социального опыта.//Социс. - 1991, №10.
41 Молодёжь 95: Будущее России. - М.: НИЦ при Институте молодёжи, 1995; Молодёжь 97: Надежды и разочарования. - М.: НИЦ при Институте молодёжи, 1997; Западные молодёжные субкультуры 80-х годов (научно-аналитический обзор под ред. В.И.Оборонко). - М.: ИНИОН АН СССР, 1990; Гришин В.А. Субкультура и её проявление в молодёжной среде. Общественные самодеятельные движения: проблемы и перспективы. - М., 1990; Эффендиев А.Г. Основы социологии: курс лекций. - М.: 1993; Долгова Т.П., Клейберг Ю.А. Молодёжная культура и наркотики. - Тверь: Изд-во ТГТУ, 1997; Человек и общество: Молодёжный экстремизм. / Под ред. Козлова A.A., вып. 28 - СПб.: Изд-во СпбГУ, 1996.
Г.С. Кнабе42 констатировал, что: "Практически рок-музыка ни в одной своей форме сегодня не существует вне сложного технического воплощения, причём техника представляет собой не средство оформления вне её созданного и вне её существующего произведения, а внутренне необходимый компонент как бытия произведения в виде тиражируемых звукокопий, так и самого творческого процесса." Это в ещё большей степени относится как к электронной музыке, в которой весь творческий процесс основан на исключительно техническом воплощении, так и к субкультурам, формирующимся на её основе в целом (рэйв-культура, субкультура ночных клубов, танцевальное движение).
Появление электронной музыки неразрывно связано с научно-технической революцией, символом которой стал компьютер. А.И. Ракитов объясняет кризисные явления XX века в контексте трансформационных технологических процессов. Он смело заявляет, что "в последней четверти века человечество вступило в новую стадию своего развития - стадию построения информационного общества", и "понимание того, что это общество знаменует создание новой цивилизации и ведёт к сущностным трансформациям в системе современных культур, находится в самой начальной стадии"43. Наступление информационного общества было предсказано лидером постиндустриализма Д. Беллом44, позже появилась идея о "третьей волне" цивилизационных изменений в рамках информационного общества О. Тоффлера. В 80-х годах японский профессор Й. Масуда и его американский коллега Дж. Мартин зафиксировали возникновение информационного общества в наиболее развитых странах общества. Возникает вопрос: как эти события влияют на подрастающее поколение? Как показывают исследования Ш. Теркл45, дети, вырастающие в тесном общении с компьютерами и электронными игрушками, в психологическом, морально-духовном и мировоззренческом плане довольно существенно отличаются как от своих некомпьютеризированных сверстников, так и от детей предшествующих поколений. Профессор М. Маруама этих детей по аналогии с интеллектуальными компьютерами назвал "пятым поколением".46 Такие дети и пополняют ряды рэйверов.
Все молодёжные субкультуры вплоть до 80-х годов уже достаточно хорошо изучены. Однако "электронные" субкультуры до сих пор остаются вне поля исследований, и феномен рэйва ещё не подвергался анализу.
42 Кнабе Г.С. Феномен рока и контр-культура. // Вопросы философии - 1990, №8.
43 Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. - М.: Политиздат, 1991. - С.5.
44 D.Bell The coming of post-industrial society. - N.Y., 1973.
45 Turkle Sh. The second self. Computers and the human spirit. - N.Y., 1984.
46 Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. - М.: Политиздат, 1991. - С.236.
Итак, несмотря на древнюю традицию в социокультурном исследовании музыки, несмотря на значительный объём литературы, посвящённой молодёжным субкультурам, тема "электронных" музыкальных субкультур вообще и рэйва в частности остаётся terra incognita для культурологических исследований. Хотя публикации о рэйвах различных форматов: от мега-фестивалей до приватных вечеринок регулярно появляются в периодической печати, часто отнюдь не молодёжной, и соответствующая информация появляется даже в выпусках новостей центральных телевизионных каналов, не говоря уже о частных FM-радиостанциях, объектом внимания серьёзных исследований они, тем не менее, становятся крайне редко, если становятся вообще.
Возможно, такое положение дел обусловлено следующими причинами. С момента своего появления рэйв-субкультура была неразрывно связана с наркотиками, и изучение её особенностей упирается в серьёзную проблему наркомании. Акцентируя внимание на данном аспекте, публикация или репортаж о рэйве, как правило, на этом и заканчивается жёсткой и часто безаппеляционной критикой, представляющей инновацию как прикрытие операций "теневых экономистов". Этот подход к проблеме, весьма популярный в СМИ, как в западных странах, так и в России, создаёт определённое предубеждение. С другой стороны, учитывая как достаточную элитарность или, точнее, альтернативность рэйвов, так и отсутствие всеми признаваемых идеологических лидеров, информация о феномене существует в весьма разрозненном, запутанном и противоречивом виде. Кроме того, многие исследователи считают "электронные" субкультуры вторичными по отношению к предшествующим, рассматривают их как субкультуры с небогатой философией, и поэтому не стоящими внимания. Хотя парадокс заключается в том, что до сих пор субкультуры, основанные на электронной музыке, нигде не изучались как целостный феномен, а следовательно, никто не может определить его характерные признаки и формы. Нигде не анализируются процессы ассимиляции этих субкультур, и не изучается танцевальный бум 90-х годов. Автору данной работы также неизвестны исследования молодёжных субкультур как поля инновационных возможностей и анализ современного состояния молодёжных субкультур: и сохранившихся до 90-х годов, и новых, находящихся в процессе становления. На исследовании этих проблем и сосредоточено внимание автора.
Теоретические и методологические основы исследования.
Теоретико-методологической основой диссертационного исследования являются базовые установки синергетического подхода к социокультурным феноменам, рассматривающего культуру как открытую систему, в которой возможны процессы самоорганизации тех или иных субкультур. Сочетание диахронического и синхронического методов исследования позволяет провести как исторический, так и структурный анализ социокультурных явлений.
При анализе идеологии "электронных" субкультур мы обращаемся, в основном, к работам родоначальников философии киберпанка (У. Гибсона, Б. Стерлинга, Н. Стефенсона и др.), неоанархиста X. Бея, работам философа - "нью-эйджера" Т.Маккенны и основателя трансперсональной психологии С.Грофа. Мы также широко используем работы учёных, работающих в других исследовательских парадигмах (Чикагской, Бирмингемской и Франкфуртской школ социальных исследований и т.п.). Для анализа генезиса и ассимиляции "электронных" субкультур используется концепция меметики Р.Даукинса, К.Ламсдена и Е.Вильсона.
Для выяснения феноменологической стороны явления использовались работы музыкальных критиков А.Козлова, А.Сохора, публицистов М.Нестеровой, Д.Рашкова, М.Коллина, а также большой объём оперативных данных, имеющихся в глобальной компьютерной сети Internet.
Объект и предмет исследования.
Объект исследования-, молодёжные субкультуры как культурное явление. Особенное значение придаётся "электронным" субкультурам, т.е. субкультурам, основанным на электронной музыке.
Предмет исследования: феноменология молодёжных субкультур; мировоззренческие, эстетические и нравственные ориентации, существующие среди приверженцев субкультур, связанных с электронной музыкой; процессы ассимиляции "электронных" субкультур.
Цель и задачи исследования.
Целью диссертационной работы является аналитическое социокультурное исследование молодёжных субкультур последней четверти XX века. Для достижения поставленной цели предполагалось решить следующие задачи: провести сравнительный анализ существующих субкультурных теорий; раскрыть сущность и типологию молодёжных субкультур; дать описание генезиса молодёжных субкультур; выявить причины и условия возникновения "электронных" субкультур; описать феноменологическую сторону "электронных" субкультур в контексте анализа философских, эстетических и этических установок их носителей; провести анализ процессов инкорпорирования субкультур, связанных с электронной музыкой.
Научная новизна исследования.
1. Впервые в отечественной культурологии предпринята попытка комплексного анализа субкультур, связанных с электронной музыкой: рассмотрены их философские, эстетические и этические установки. Введён новый термин - "электронные" субкультуры.
2. "Электронные" субкультуры рассмотрены как культурное явление, отражающее трансформацию западного мира в процессе перехода к постиндустриальному, информационному обществу. Исследована их взаимосвязь с другими явлениями современной культуры.
3. Выявлены онтологические, феноменологические и типологические критерии субкультур, связанных с электронной музыкой. Выявлены основные виды проявления субкультурной активности. Впервые изучен генезис феномена, а именно: представлен оригинальный исторический обзор эволюции электронной музыки, рассмотрены процессы образования, распространения и подавления "электронных" субкультур, их феноменологические особенности; проведён сравнительный анализ субкультур хиппи и диско и "электронных" субкультур.
4. Впервые для анализа распространения "электронных" субкультур использована меметическая концепция репликатора в приложении к социокультурным процессам. Таким образом, в контексте данного субкультурного исследования проведена аналогия между механизмами существования и передачи генетической и культурной информации.
Положения, выносимые на защиту.
1. "Электронные" субкультуры - культурное явление, отражающее трансформацию западного мира в процессе перехода к постиндустриальному, информационному обществу, взаимосвязанное с другими явлениями культуры. С одной стороны, они неразрывно связаны с научно-техническим прогрессом в производстве музыкальных инструментов и музыкальных компьютеров. С другой стороны, возникновение таких субкультур суть очередной протест, реакция на однобокое развитие общества, подавляющий рационализм, прагматизм и сциентизм. В этом смысле движение рэйверов можно считать преемственным по отношению к движению хиппи.
2. Динамика развития молодёжных субкультур, также как и динамика противостояния культуры и контркультурь^носит циклический, волновой характер, свидетельствующий об устойчивом развитии системы культуры и отражающий общую закономерность волновой динамики таких важнейших онтологических характеристик "первой" и "второй" природу как космос-хаос, гармония-дисгармония. Средний период циклического процесса смены молодёжных субкультур составляет 10 лет. Детерминизм циклов субкультур дополняется индетерминизмом "точек бифуркации", определяющих конкретные формы развития субкультуры. Таким образом, динамика "электронных" субкультур подчиняется законам синергетики, рассматривающей культуру как открытую систему.
3. Субкультуры, связанные с электронной музыкой, имеют следующие основные онтологические и феноменологические критерии:
- преимущественная часть "электронных" субкультур 90-х представляет собой очередной эволюционный этап диско - танцевальной культуры 70-х;
- эклектичная идеология "электронных" субкультур инспирирована темпами и достижениями научно-технического прогресса, при этом большое влияние на неё оказали философия хиппи и "нью-эйдж";
- основным фактором консолидации "электронных" сообществ является интерес к электронной музыке, для которой характерны использование только электронно-музыкальных инструментов, атональность, минимализм, использование тембра в качестве доминантного формообразующего элемента музыкальной композиции.
4. В отношении анализа "электронных" субкультур применима меметическая концепция репликатора. В качестве мемов "электронных" субкультур - информационных квантов культуры - выступают сформулированные идеи (например, идея рэйва), лозунги, мода на стереотип поведения, музыкальные мотивы, стилистические особенности и т.д. В соответствии с концепцией меметики проведена аналогия между механизмами существования и передачи генетической и культурной информации для молодёжных "электронных" субкультур.
5. "Электронные" субкультуры есть унифицированные культуры, ассимилирующие массовую, популярную и элитарную культуры, появление которых было предсказано социологами в 70-х - 80-х годах XX века. Автономный мир хаус/техно/рэйв-субкультур сегодня может стать основой структурной организации культуры завтра, в которой элитарные области плавно, без разрывов и резких границ, перетекают в массовые, а достижения элитарных зон непосредственно транслируются на нижний уровень.
Теоретическая и практическая значимость работы.
Материалы и результаты диссертационной работы помогут разобраться в таком малоизученном явлении, как "электронные" субкультуры, его сущности, происхождении, типологии, взаимосвязи с другими проявлениями культуры, его воздействии на молодёжь; они могут быть использованы при подготовке учебных пособий, лекционных курсов по культурологии, социологии культуры, теории и философии культуры, психологии, в дальнейшем изучении феномена молодёжных субкультур.
Автор надеется, что результаты исследования могут быть использованы для разработки практических рекомендаций, необходимых для медицинских работников, психологов, правоохранительных органов и шоу-бизнеса.
Апробация работы.
Содержание диссертации неоднократно обсуждалось на заседаниях кафедры культурологии Саратовского государственного технического университета в 1997 -2000 гг. и отражено в ряде публикаций. Основные положения, выводы и рекомендации работы излагались на Международной научно-практической конференции "Человек и общество: тенденции социальных изменений" (Санкт-Петербург, 24-26 сентября 1997 г.), Областной научной конференции "История - общество - личность" (Саратов, 26-29 марта 1998 г.), Республиканской научной конференции "Человек в социокультурном мире" (Саратов, 17-19 ноября 1998 г.), Областной научной конференции молодых учёных "Современные проблемы социологии" (Саратов, 31 мая 1999 г.), Областной научной конференции "Культура, власть, идентичность: новые подходы в социальных науках" (Саратов, 28 октября 1999 г.), Всероссийской научной конференции "Современная парадигма человека" (Саратов, 12-13 ноября 1999 г.).
Заключение научной работыдиссертация на тему "Молодежные "электронные" субкультуры как социокультурный феномен"
Заключение.
Молодёжь как социальная группа представляет собой феномен, инвариантный для индустриально развитых стран с высокой степенью урбанизации. Она объединяет различные субкультуры, сформированные отдельными возрастными группами, находящимися в переходной фазе и различающимися по своей структурной и статусной позиции. Дифференциация системы ценностей общества, культурные отличия различных социальных групп, отражающие динамическое разнообразие городской популяции, приводит к тому, что человек может придерживаться, как минимум, двух различных систем ценностей. Одна из них, как правило, связана со сферой досуга и рекреации. Сфера досуга имеет важнейшее значение для молодых людей, поскольку предоставляет им дополнительное (а иногда основное) культурное пространство для самоидентификации, самовыражения и самоутверждения. Рассогласование ценностных мотиваций доминантной культуры взрослых и субординативной молодежной культуры и разрушение механизмов культурной преемственности неизбежно приводят к отчуждению молодежи от взрослого поколения. Это, в свою очередь, способствует возникновению и существованию молодёжных субкультур.
Причины и механизмы возникновения молодёжных субкультур рассматриваются, в основном, в пределах функционалистского подхода и подхода в рамках теории конфликта. Эти подходы объединяет то, что теоретическим средством осмысления является понятие молодёжной субкультуры. Субкультуры рассматриваются как своеобразный буфер социальной адаптации молодёжи.
Функционалистский подход в социологии молодежи, рассматривающий молодежь как переходную, социализирующую фазу между детством и взрослостью не уделяет достаточного внимания социальной дифференцированности молодежи. Он неприменим для объяснения и предсказания инновативных процессов. В целом, подход к изучению молодёжных субкультур разумно рассматривать в зависимости от принадлежности к социальному классу, способа производства и социальных отношений соответственно теории конфликта. Однако, отрицательной стороной теории конфликта видится драматизация моментов субкультурного "сопротивления", так как в поле зрения исследователей попадают только наиболее зрелищные аспекты молодёжной культуры. Если рассматривать эти аспекты в более ординарном контексте работы, отдыха, семьи, школы, они теряют свою броскость. При этом различие между "конформной" и "неконформной" молодёжью нивелируется, а моменты "сопротивления" во многом уравновешиваются моментами инкорпорированности в доминантные системы ценностей с традиционными образцами потребления, этническими и сексуальными стереотипами.
Основным условием групповой интеграции субъекта молодёжной субкультуры является социально-психологическая идентификация с некоторым объектом, обеспечивающая взаимную связь индивидов в группе, дающая ощущение принадлежности к общему и целому, чувство безопасности и защищённости. Нередко, роль дополнительного консолидирующего фактора играет субъект-антагонист, определённость которого зависит от ориентации группы
Субкультуры внутри молодёжной культуры отличаются, в основном, системами ценностей и стилем одежды, стилем жизни, манерами, сленгом, статусными характеристиками, стартовым культурным капиталом. Дифференциация молодёжных субкультур основывается на различных системах ценностей и стилях жизни. Стиль в общих чертах характеризуется поведенческим кодом, образом чувствования, символикой одежды и артефактов, и сленгом, и определяется мировоззренческими установками, морально-эмоциональным настроем его носителей.
В целом, функции молодёжных субкультур сводятся к следующим:
1. Социально-психологической интеграции (удовлетворение потребности принадлежности к группе, устойчивому социальному окружению, обеспечивающему входящим в них индивидам более или менее общепризнанный социальный статус);
2. Индивидуализации (преимущественно коллективной: предоставление членам субкультур дополнительного жизненного пространства, поля для самовыражения и социальных отношений для общения друг с другом, представление альтернативных вариантов поведения и образа жизни);
3. Компенсации (субъективная реконструкция утраченных ценностей, смыслов; создание мифов, ритуалов, стиля жизни, отличного от предписываемого семьёй, школой, работой);
4. Культурной модификации и моделированию (проверка инноваций различных сфер человеческой деятельности в рамках отдельных групп; противостояние "старому миру" институализированных норм, ценностей, способов мышления, поведения и деятельности, отказ от ценностей, достигнутых за предшествующий исторический период).
Динамика развития молодёжных субкультур, также как и динамика противостояния культуры и контркультуры носит циклический, волновой характер, свидетельствующий об устойчивом развитии системы культуры и отражающий общую закономерность волновой динамики таких важнейших онтологических характеристик "первой" и "второй" природы как космос-хаос, гармония-дисгармония. Средний период циклического процесса смены молодёжных субкультур составляет 10 лет. Детерминизм циклов субкультур дополняется индетерминизмом "точек бифуркации", определяющих конкретные формы развития субкультуры.
Отличительным молодёжным феноменом 90-х годов XX в. являются "электронные" субкультуры (или хаус/техно/рэйв-субкультуры) - культурное явление, отражающее трансформацию западного мира в процессе перехода к постиндустриальному, информационному обществу, взаимосвязанное с другими явлениями культуры. С одной стороны они неразрывно связаны с научно-техническим прогрессом в производстве музыкальных инструментов и музыкальных компьютеров. С другой стороны, возникновение таких субкультур суть очередной протест, реакция на однобокое развитие общества, подавляющий рационализм, прагматизм и сциентизм. "Электронные" субкультуры есть унифицированные культуры, ассимилирующие массовую, популярную и элитарную культуры, появление которых было предсказано социологами в 70-х - 80-х годах XX века.
Одной из "электронных" молодёжных субкультур является рэйв-субкультура. Изначально она возникла в противовес массовой культуре, имея следующие цели и установки: разрушение с помощью ритуальной музыки и танцев "рыночного" сознания; освобождение, расковывание личности, её творческих потенций; стремление к открытости в общении, самовыражению и удовлетворённости. В рамках рэйва происходит интеграция молодёжи, основанная на взаимоуважении и иррациональном опыте. В этом смысле движение рэйверов можно считать преемственным по отношению к движению хиппи.
Кратко сформулируем основные черты философии рэйва:
1. Эскапизм, отказ от концепции захвата власти в пользу мистицизма и ритуала.
2. Использование технологии для ритуальных целей, создания виртуальных миров. В то же время протест против технократической направленности развития цивилизации, способной нанести непоправимый вред природе, как среде обитания человека, и самому человеку.
3. Движение, как в географическом, так и в экзистенциальном смысле, связанное с поиском мистических переживаний. Определяющая форма движения - коллективный танец.
4. Индивидуализм как реакция на обезличенность массового общества.
В отношении анализа "электронных" субкультур применима меметическая концепция репликатора. В качестве мемов "электронных" субкультур - информационных квантов культуры - выступают сформулированные идеи, лозунги, мода на стереотип поведения, музыкальные мотивы, стилистические особенности и т.д. В соответствии с концепцией меметики успешно проводится аналогия между механизмами существования и передачи генетической и культурной информации для молодёжных "электронных" субкультур.
Можно с уверенностью сказать, что к концу 90-х годов хаус/техно/рэйв-движение как очередной этап развития альтернативной культуры было ассимилировано реальной общественной структурой и инкорпорировано доминантной системой ценностей. Произошёл и обратный процесс - система ценностей мэйнстрима, доминантной культуры, расширилась и трансформировалась. В частности, электронная музыка в чистом минималистском виде (минимум мелодии, отсутствие "живых" инструментов, редуцированный вокал) стала общепризнанной экстремальной формой музыкального мышления, повлияв на все современные музыкальные стили. В соответствии с концепцией цикличности молодёжных субкультур, следующую волну альтернативной культуры, основанной на духовных ценностях и несущей протест против рационализма технократического развития общества, следует ждать приблизительно через 10-15 лет.
Список научной литературыРодионов, Сергей Викторович, диссертация по теме "Теория и история культуры"
1. Андреева И.Н., Голубкова Н.Я., Новикова Л.Г. Молодёжная субкультура: нормы и система ценностей. // СоцИс. 1989, № 4. - С. 48-56.
2. Аристотель. Политика. // Аристотель. Собр. соч. в 4 т. Т.1. М.: Мысль, 1984.
3. Ашин Г.К., Мидлер А.П. О типологии культур современного буржуазного общества. // Философские науки. 1986, №3. - С. 100-108.
4. Байчоров A.M. "От "разбитого" поколения к контркультуре. Парадоксы молодёжного протеста в США. Минск: Изд-во БГУ, 1982. - 180 с.
5. Бакунин М.А. Избранные философские сочинения и письма. М.: Мысль, 1987. -573 с.
6. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Худож. лит., 1990. - 541 с.
7. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет. М.: Худож. лит., 1975. - 502 с.
8. Берроуз У.С. Джанки. Исповедь неисправимого наркомана. / Пер. с англ. СПб.: Система-Плюс, 1997. - 224 с.
9. Бобахо В.А., Левикова С.И. Социально-политические аспекты молодёжной субкультуры. // Вестник Моск. ун-та. Сер. 12. Политические науки. 1996, №2. - С. 35-45.
10. Бурлака А., Запесоцкий А. В ритме эпохи. (Очерки истории музыки "рок") СПб.: СПбГУП, 1994. - 84 с.
11. Бычко А.К. Критический анализ философских концепций молодёжного бунтарства. Киев: Вища школа, 1985. - 148 с.
12. Вебер М. Избранные произведения. / Пер. с нем. М., Прогресс, 1990. - 804 с.
13. Вульф В. Идолы. Звёзды. Люди. М.: Искусство, 1995. 256 с.
14. Герасимова И.А. Философское понимание танца. // Вопросы философии. 1998, № 4. - С.50 - 63.
15. Гибсон У. Нейромантик. / Пер. с англ. Адрес киберпанк-библиотеки в WWW:16. http://www.cyberpunk.ru: 8101/library/download/download.shtml. Дата доступа: 20.03.2000.
16. Гришин В.А. Субкультура и её проявление в молодёжной среде. Общественные самодеятельные движения: проблемы и перспективы. М., 1990. - С. 102.
17. Громова И.Б., Леонтьева В.Н. Контркультура как адаптивный механизм трансляции социального опыта. // СоцИс. 1991, №10. - С.78-88.
18. Гроф С. Холотропное сознание. / Пер. с англ. М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1996. - 248 с.
19. Гуревич П.С. Музыка и борьба идей в современном мире. М.: Музыка, 1984. -128 с.
20. Гуревич П.С. Спасёт ли мессия? М.: Политиздат, 1981. - 282 с.
21. Давыдов Ю.Н., Роднянская И.Б. Социология контркультуры. (Инфантилизм как тип мировосприятия и социальная болезнь.) М.: Наука, 1980. - 264 с.
22. Доз П. Эдриан Бут и панки. // Матадор. 1997, №2. - С. 92-94.
23. Долгова Т.П., Клейберг Ю.А. Молодёжная культура и наркотики. Тверь: ТГТУ, 1997.-64 с.
24. Дубров А. Об экстази. Адрес в WWW: http://www.rvh.khv.ru/people/farma/akim/extasi.htm. Дата доступа: 20.02.2000.
25. Западные молодёжные субкультуры 80-х годов (научно-аналитический обзор под ред. В.И.Оборонко). М.: ИНИОН АН СССР, 1990. - 32 с.
26. ЗЗ.Зыбайлов Л.К. От хеппенинга к видео. Тенденции и противоречия художественной культуры Запада. М.: Прометей, 1990. - 112 с.
27. Иконникова С.Н. Советская молодёжь 80-х годов. М.: Знание, 1989. - 132 с.
28. Ильинский И.М. Наш молодой современник. // СоцИс. 1987, №2. - С. 21-28.
29. Ильин В.В., Панарин A.C. Философия политики. М.: Прогресс, 1994. - 362 с.
30. Ионин Л.Г. Социология культуры. М.: Логос, 1996. - 304 с.
31. Канкулов А. Поколение X. // Ом. 1995, №2. - С.25-30.
32. Kapp Р. Спокойно. Спокойно. Ещё спокойнее. Интервью с Элтоном Джоном. // Ровесник. 1979, №2. - С. 31-32.
33. Кирчев К. Манифест киберпанка. Адрес киберпанк-библиотеки в WWW: http ://www.cyberpunk.ru: 8101 /library/download/download, shtml. Дата доступа: 20.03.2000.
34. Климовицкий С. Рейв на краю света, но не в России. Адрес в WWW: http://zabriski.ru/zippi.html. Дата доступа: 20.03.2000.
35. Кнабе Г.С. Феномен рока и контр-культура. // Вопросы философии. 1990, №8. - С. 39-61.
36. Козлов А. Рок. Истоки и развитие. М.: Мега-Сервис, 1998. 192 с.
37. Колачелло Б. Бесконечная вечеринка в Studio 45. // Ом. 1998, №30. - С.84 - 88.
38. Конрад Л. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества. // Знание сила. - 1991, №1. - С. 2-11.
39. Кропоткин П.А. Хлеб и воля. Современная наука и анархия. М.: Правда, 1990. -638 с.
40. Кузнецов С. Киберпанк и его создатель // Иностранная литература. 1998, №12.
41. Кукаркин A.B. Буржуазная массовая культура. (Теории. Идеи. Разновидности. Образцы.) М.: Политиздат, 1978. - 350 с.
42. Культура: История и современность. М.: Ин-т молодёжи, 1997. - 94 с.
43. Лапина Н.Ю. Динамика социального развития современной Франции: Социокультурные аспекты. М.: 1993. С. 18.
44. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М.: Республика, 1994. - 384 с.
45. Лем С. Модель культуры // Вопросы философии. -1969, №8. С. 56-67.
46. Лондонские клубы. Адрес в WWW: http://zhurnal.rU/fashion/innercity/l/london.htm. Дата доступа: 20.03.2000.
47. Лотман Ю.М. Клио на распутье. // Наше наследие. 1988, №5.
48. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М.: Гнозис, 1992. - 334 с.
49. Маркузе Г. Одномерный человек. M.: RFL-book, 1994. - 340 с.
50. Матвеева С.Я. Субкультуры в динамике культуры // Субкультурные объединения молодёжи. М., 1987. - С.20.
51. Меметика аналог генетики. Адрес в WWW: http://www.n-t.org/tp/in/dpl04.htm. Дата доступа: 20.03.2000.
52. Мертон Р.К. Референтная группа и социальная структура. / Пер. с англ.- М., 1991. -256 с.
53. Мид М. Иней на цветущей ежевике. / Пер. с англ.- М.: Наука, 1988. 531 с.
54. Мид М. Культура и мир детства. /Пер. с англ. М.: Наука, 1988. - 429 с.
55. Молодёжь 95: Будущее России. М.: НИЦ при Институте молодёжи, 1995. - 238 с.
56. Молодёжь 97: Надежды и разочарования. М.: НИЦ при Институте молодёжи, 1997.
57. Набок И.Л. Рок-музыка: эстетика и идеология. Л.: Знание, 1989. - 32 с.
58. Немного из истории. Адрес в WWW: http://wwwl .ukg.kz/acidust/information/ little-fromhistory.html Дата доступа: 20.03.2000.
59. Нестерова М. Pills, Thrills and Bellyaches: 10 лет, которые изменили мир. Адрес в WWW: http ://www.mccme.ru/~sherman/arc/6/guest/10years.html. Дата доступа: 20.03.2000.
60. Новая технократическая волна на западе. М.: Прогресс, 1986. - 452 с.
61. Новиков Т.П. Интервью. // Ом. 1996, №3. - С.124-126.69.0боронко В.И. Западные молодёжные субкультуры 80-х годов. Научно-аналитический обзор. М.: ИНИОН АН СССР, 1990. - 32 с.
62. Панарин A.C. Контркультура предтеча духовно-этической революции современности // Контркультура и социальные трансформации. М.: ИФ АН СССР, 1990.
63. Петров Д.В. Молодёжные субкультуры. Саратов: СГТУ, 1996. - 16 с.
64. Петров Д.В. Понятие и типология молодёжных культур. // Закон возрастания роли культуры. Саратов.: Слово, 1998. - С. 138 - 149.
65. Платон. Законы. // Платон. Собр. соч. в 4 т. Т.4. М.: Мысль, 1994.
66. Портрет модного идеолога в конце времен. Адрес в WWW: http://fans.om.ru/2/psyco.html. Дата доступа: 20.03.2000.
67. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. / Пер. с англ. -М.: Прогресс, 1986. 431 с.
68. Пути за пределы "эго": Трансперсональная перспектива. / Под ред. Уолш Р., Воон Ф- М.: Издательство Трансперсонального института, 1996. 318 с.
69. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М.: Политиздат, 1991. -278 с.
70. Раппопорт С. Природа искусства и специфика музыки. // Эстетические очерки. Вып.4., М., 1978.-С.40.
71. Руднев В.П. Словарь культуры XX века. Ключевые понятия и тексты. М.: Аграф, 1997.-384 с.
72. Саркитов Н.Д. Субкультура. // Современная западная социология: Словарь. М., 1990.
73. Семёнов В.Е. Искусство как межличностная коммуникация: Социально-психологическая концепция). СПб.: Изд-во СпбУ, 1995. - 200 с.
74. Сквоты и сквоттеры. // Птюч. 1996, №11.
75. Смелзер Н. Социология. / Пер. с англ. М.: Феникс, 1994. - 688 с.
76. Смольская Е.П. Массовая культура: развлечение или политика? М.: Мысль, 1986.- 128 с.
77. Соболев Р. В стиле "диско" (Заметки о кино категории "Б") // Мифы и реальность: Зарубежное кино сегодня. Вып. 8. М., 1983. - 264 с.
78. Сохор А. Бит или не бит? В сб.: Поп-музыка. Взгляды и мнения. - Д., - М., 1977.
79. Сохор А. Социология и музыкальная культура. М.: Советский композитор, 1975. -202 с.
80. Социология молодёжи. / Под ред. Лисовского В.Т. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996. -460 с.
81. Спиерс P.A. Словарь американского сленга. М.: Русский язык, 1991. - 528 с.
82. Стерлинг Б. // Искусство кино. 1998, № 10. - С. 105 -109.
83. Сундиев И.Ю. Неформальные молодёжные объединения: опыт экспозиции. // Со-цИс. 1987, №5. - С. 56-62.
84. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. / Пер. с англ. М.: Политиздат, 1989. - 573 с.
85. Троицкий А.К. Рок-музыка в СССР: Опыт популярной энциклопедии. М.: Книга, 1990.-383 с.
86. Тэрнер В. Символ и ритуал. / Пер. с англ.- М.: Прогресс, 1983. 364 с.
87. Уолш Р. Дух шаманизма./ Пер. с англ. М.: Издательство Трансперсонального Института, 1996. - 288 с.
88. Устинов А. Алгеброй гармонию поверить. // Компьютерная неделя. 1998, №3. -С. 48.
89. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.
90. Фромм Э. Душа человека. / Пер. с англ. М.:Республика, 1992. - 429 с.
91. Фромм Э. Иметь или быть. / Пер. с англ.- М.: Прогресс, 1986. 238 с.
92. Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. / Пер. с нидер. М.: Прогресс, 1992.-458 с.
93. Человек и общество: Молодёжный экстремизм. / Под ред. Козлова A.A., вып. 28- СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996.
94. Чередниченко Т.В. Кризис общества кризис искусства: Музыкальный "авангард" и поп-музыка в системе буржуазной идеологии. - М.: Музыка, 1987. - 192 с.
95. Что такое просветление? Исследование цели духовного пути / Под ред. Д.Уайта- М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1996. 326 с.
96. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. / Сост. и послесловие Гусейнова A.A.- М.: Прогресс, 1992. 576 с.
97. Шендрик А.И. Духовная культура современной молодёжи: сущность, состояние, пути развития. (Социологические аспекты.) М., 1990.
98. Шестаков Г.Ю. Музыка в буржуазной массовой культуре. М.: Музыка, 1986. -125 с.
99. Щепаньская Т.Б. Символика молодёжной субкультуры: опыт этнографического исследования системы. JL: Знание, 1989. - 163 с.
100. Эстетика: информационный подход. М.: Смысл, 1995. - 205 с.
101. Эффендиев А.Г. Основы социологии. М.: 1993.
102. Юнг К.Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. - 304 с.
103. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994 527 с.
104. Abercrombie N., Warde A., Soothill К., Urri I., Wallby S. Contemporary British society (A new introduction to sociology). L.: Polity Press, 1988. - P. 424-430.
105. Adorno T.W. Philosophie der neun Muzik, Frankfuurt a.M.: Aufl, 1958. - S.39 - 48.
106. Afshar F. Der Kampf mit Der Drachen // Anleitung zur Socio-Logie. Stutgart: Metzler Verlag, 1990. - S.50-114.
107. Bell D. The coming of post-industrial society. N.Y., 1973.
108. Bell D. The cultural contradictions of capitalism. -N.Y., 1975.
109. Benjamin W. Allegorien kultureller Erfahrimg. Ausgewählte Schriften 1920-1940. -Leipzig: Reclam, 1984. S.410-412.
110. Brake M. Comparative youth cultures: The sociology of Youth Cultures and Youth Subcultures in America, Britain and Canada. London, 1985. - 204 p.
111. Brake M. The sociology of youth culture and youth subcultures: Sex and drugs and rock'n'roll? L. etc.: Routledge & Kegan Paul, 1985.- 190 p.
112. Brown N.O. Life against death. Midletown, 1969. - 235 p.
113. Cagle V.M. Reconstructing pop/subculture. L.: Sage Publications. 1995. - P.21-45.
114. Cashmore E.E. No future: Youth and society. L.: Heinemann, 1984. - 11 lp.
115. Clarke J., Hall S., Jefferson Т., Roberts B. Subcultures, cultures and class // Resistance through rituals: young subcultures in post-war Britain L.: Hutchinson & Co. 1976. - P.9-79.
116. Cohen A.K. Delinquent boys. N.Y., 1955 - 232 p.
117. Cohen St. Folk Devils and Moral Panics. The creation of the mods and rockers. Oxford, N.Y.: Blackwell, 1987. - 235 p.
118. Collin M. Godfrey J. Altered State: The Story of Ecstasy Culture and Acid House. New York: Serpent's Tail, 1998. 415 p.
119. Dawkins R. The Extended Phenotype. N.Y.:Oxford University Press, 1982.
120. Dawkins R. The Selfish Gene. N.Y.:Oxford University Press, 1976.
121. Education and Youth. /Ed. By D.Marsland. L.: The Falmer Press, 1987. P.13.
122. Eisenstadt S.N. From generation to generation: Age groups and social structure. -Glencoe: Free Press, 1956. 357 p.
123. Featherstone M., Burrouws R. Cyberspace/cyberbodies/cyherpunk: cultures of technological embodiment. -L.: Sage, 1995. -P.10-16.
124. Fendrich J.M. Activists ten years later. A test of generational unit continuity.// J.Social Issues: Youth Generations and Social Change. 1974, №2. - P.97.
125. Focault M. Discipline and Punish. N.Y.: Pantheon books, 1977. 214 p.
126. Focault M. The History of Sexuality. N.Y.: Pantheon books, 1979. P.82.
127. French D. After the fall: what this country needs is a good counter-culture. In: Social realities. Dynamic perspectives/ Ed. by G.Ritzer. - Boston, 1974. - P. 126-136.
128. Friedmann F.G. Youth and society. London, 1971. - 268 p.
129. Frith S. Sound effects: Youth, leisure and politics of rock. L.: Constable, 1983. -294 p.
130. Galland O. Un nouvel age de la vie // Rev. fr. de sociologie. Paris. - 1990, №31.
131. Gibson Chris. Subversive Sites: Rave Culture, Empowerment and the Internet. Адрес в WWW: http://www.cia.com.au/peril/youth/chris 1 .pdf. Дата доступа: 20.03.2000.
132. Glass J.M. "Yippies": the critique of possesive individualism. // Polit. Quart., 1972, vol.43., № 1. P.60 -78.
133. Hahn Th. Bodies in revolt. N.Y., 1970. - 488 p.
134. Hakim Bey. The Temporary Autonomous Zone, Ontological Anarchy, Poetic Terrorism. New York: Autonomedia. 1991. Адрес в WWW: http://www.hermetic.com/bey/taz3.html. Дата доступа: 20.03.2000.
135. Hebdige D. Subculture: the meaning of life. L.: Methuen. 1979. - 195 p.
136. Holden S. The Evolution of a Dance Craze. // Rolling Stone. April 19, 1979. P.30.
137. Howard J.R. The cutting edge. Social movements and social change in America. Philadelfia, 1974.-P. 168.
138. James D.E. Power Misses. Essays across (un)popular culture. L.:Verso, 1996. -P. 241-242.
139. Kelly K.D. Youth, Humanism and Technology. N.Y.; London. 1972. 280 p.
140. Lash Ch. The Culture of Narcissism. -N.Y.: Norton, 1979. 174 p.
141. Leary Th. The politics of ecstasy. London, N.Y., 1970.
142. Leech K. Youthquake. The growth of counter-culture through two decades. L.: Sheldon Press, 1973. - 246 p.
143. Lumsden C.J., Wilson E.O. Genes, Mind and Culture. Harvard University Press, Cambridge, 1981.
144. Marcus G. Mystery train: Images of America in rock'n'roll music. London: Omnibus Press, 1977.-279 p.
145. Marcuse H. Counterrevolution and Revolt. Boston: Beacon Press, 1972. - 344 p.
146. Marcuse H. One dimensional man. Studies of the ideology of advanced industrial society. Boston, Beacon Press, 1964. - P. 35.
147. Mauss A. Peterson D.W. The cross and the commune : an interpretation of Jesus people. In: Social movements: a reader and source book / Ed. by R.R.Evans. Chicago, 1973. -158 p.
148. McGuigan J. Cultural Populism. L., N.Y.: Routledge, 1992. - P. 90 -92.
149. McKenna T. The Archaic Revival. San Francisco: Harper, 1992. - 243 p.
150. McKenna T. Maya Cosmogenesis. San Francisco: Harper, 1994. - 208 p.
151. McRobbie A. Shut Up And Dance: Youth culture and changing modes in femininity. // Cultural studies. 1993, №7. - P.406-426.
152. McRobbie A., Garber G. Girls in subcultures. // Resistance through rituals: Youth subcultures in post-war Britain, L.: Hutchinson & Co Publishers Ltd, 1976. - P. 209-222.
153. Mills R. Letter to the New Left. // New Left Review. 1960. №5.
154. Mills R. Young outsiders. L„ N.Y.:Routledge and Kegan Paul, 1973. - 208 p.
155. Moysey S. Marxism and subculture. // Youth subcultures: Theory, history and Australian experience. Hobart: National Clearing House for Youth Studues, 1993. - P. 12-17.
156. Neiser H.F., Mezger W., Verdin G. Jugend in Trance? Discotheken in Deutchland. -Heidelberg, 1979.-S. 100.
157. New Age. Адрес в WWW: http://www.holos.spb.ru/meta/russian/texts/newageh.htm. Дата доступа: 20.03.2000.
158. Parsons Т. Age and sex in the social structure of the United States. // American sociological revue. -N.Y., 1942. Vol.7, № 5. -P.504 516.
159. Partridge W.L. The hippie ghetto. The natural history of a subculture. N.Y., 1973. -346 p.
160. Pearson J.G. Hooligan: A history of respectable fears. L.: Macmillan Publ., 1983. -247 p.
161. Phillips B. Sociology: From concept to practice. N.Y., 1979. P.52.
162. Rampling D. Interview. // Muzik. 1998, №11.
163. Rave parties turn our children into drugged morons. // Daily News, 13 aug., 1998.
164. Ravers board. Адрес в WWW: http://www.hyperreal.org/raves/spirit/testimonials/ raves.html. Дата доступа: 20.03.2000.
165. Read H. Art and Alienation. L.: Faber & Faber, 1963. - P.30.
166. Reich Ch. The greening of America. N.Y.: Random House, 1970. - 410 p.
167. Reinolds S. Blissed Out. L.: Serpent's Tail, 1990. - P.9-109.
168. Resistance through rituals: Youth subcultures in post-war Britain. /Ed. By Hall St., Jefferson T. L.: Hutchinson University Press, 1975.
169. Roszak Th. The making of counter-culture: Reflections on the technocratic society and its youthful opposition. L.: Faber, 1971. - 303 p.
170. Roszak Th. Where the wasteland ends: Politic and Transendence in Postindustrial Society. -L.: Faber, 1972.
171. Rushkoff D. Media Virus: Hidden agendas in popular culture. N.Y.: Ballantine, 1994. Адрес в WWW: http://www.levitv.com/rushkoff/mediavirus.html. Дата доступа: 20.03.2000.
172. Slater Ph. Pursuit of lonelyness. L., 1970. P.97.
173. Supicic I. Music in society A guide to the sociology of music. - N.Y.: Pendragon Press, 1987.-P.343.
174. Tait G. Reassessing street kids: a critique of subcultural theory. // Youth subcultures: Theory, History and Australian experience. Hobart: National Clearing House for Youth Studies, 1993.-P.6-10.
175. The Criminal Justice Act. Адрес в WWW: http://www.gn.ape.org/tash/index.html. Дата доступа: 20.03.2000.
176. Theodorson G., Theodorson A. A modern dictionary of sociology. N.Y.: Crowell Company, 1969,-P.351.
177. Turkle Sh. The second self. Computers and the human spirit. N.Y., 1984. - P.4-62.
178. Willis P. Profane culture. L. etc.: Routledge & Kegan Paul, 1978. - 212 p.
179. Xenakis J. Hippies and cynics. // Inquiry, 1974, vol.1, № 16. P.7-9.
180. What do you really know about techno? Адрес в WWW: http://web.ict.nsk.su/house/ techno.html. Дата доступа: 20.03.2000.
181. Young J. The hippie solution: an essay in politics of leisure. In.: Politics and deviance: Papers from National Deviancy Conf./ Ed. By I.Taylor, L.Taylor. Harmondsworth, 1973.-P. 182-208.