автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему:
Мон-кхмерские народы плато Тэйнгуен

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Лыу Ван Ан
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.07
Автореферат по истории на тему 'Мон-кхмерские народы плато Тэйнгуен'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Мон-кхмерские народы плато Тэйнгуен"

САНКГ-ПЕТЕРКУНГСКИЛ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Ка правах рукописи

Jluy Ван Ali

;лон-кхмзрсш народу mío тэякг/ан

(истошо-эмогршчесш очерк)

Спецяашюсть 07.00.07 - этнология (этнография)

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Саякг-Пзтврбург 1992

Работа выполнена на кафадра втнографии и антропологии исторического факультета Санкт-Потербургетаго государственного университета.

Научные руководителя - доктор исторических наук профессор)Р.§.Итс | ,

- доктор исторических наук профессор Л.Б.Гадяо

Официальные оппоненте - доктор исторических паук М.В.Крюков

г кандидат исторических наук А.М.Ренетов

Ведущее учреждение - Московский государственный

университет ем.М.В.Ломоносова

Зздята состоится " Щ~СУ(.Я 1992 г. в 1 \~час.

на заоедашг.1 специализированного совета К 033.57.40 по присуждению ученой степени кандздата ноух в Санкт-Петербургском государственно!! университете (199034, Санкт-Петербург, Менделеевская л::н:ш, 5, ауд. 70).

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке к,I.А.И.Горького Санкт-Петербургского государственного уки-верситета.

Автореферат разослан " 1ШК1 1952 г.

И.о.ученого секретаря

специализированного совета В.А.Козьмш

. Ддасеоташк посзяцена характеристике культура и бита рзяа этнических обдностей (пародов), говорящих на языках мон-кгкарскоЗ группы аэстроазиатской этнолингвистической семьи, когориэ насеяетт северные и шше народы горного влато Тэьн-гуеа, распотхешого на юго-запада Вьетнама.

Актуальность тема диссертации определяется, во-первах, ойацш научным интересом к пройжегле происхождения, этнической истории и культура мон-кхыэрсках народов, сыгравших значительную роль з история Йго-Вэсточной Азии и продолжающих оказывать замзткое визянке на развитие современных государств этого региона» и, во-вторзх, исюгочятечшш вниманием- к коренному населении пяаго ТэЗатуеа, в основном заселенному ион-кхмерами. со оторсйы правительства СЕВ, которое после объединения страви начало интенсивное экономическое освоение плато и,соответственна встало перед пройяемой преобразования традиционного уклада яизни горцев,

ТэЗнгуеа является одной кз са^ых слоя них по своему этническому составу частей Вьетнама. Здесь до настоящего временя сохраняются архаические форма хозяйственной деятельности и многие характерные для первобытнообиушной формации социальные институты. Из-за многолетних войн этнографическое изучение населения плато до недавнего времени было затруднено и поэтому остается одной из наименее исследованных областей страны. В начале 80-х годов в связи с принятием Государственной про. рамны исследования ТаЯнгуея впервые началось планомерное экспедиционное изучение этого края, в процессе которого во вьетнамской научной печати появится целнй ряц статей и монографий,- посвященных отдельным этническим группам горцев и в-том числе некоторым моя-юмэрскам общности.. Представленный в диссертации обобцаадий эти исследования: сводний историко-этнографический очерк призвая дать материал для дальнейшего планирования экономической и социальной политики в насаленных ион-кхмерами районах плато и тем самим способствовать оптимизации мехнациозальных отношений в СРВ.

Степень изученности проблемы. источники. Первые упоминания о населении Тгйнгуея содержатся в тяискюс эпиграфических памятниках, относящихся к рубежу I и П тис.н.э., а такяе в

средневековых кхмерских хромках, где все этнические группа, е£с8ляовде плато, как правило, именуются обобщенно одним термином - "дикари" или герцы". С ХУ1 з. сведения о населении плато появляется в письменных памятниках вьетоз, а в ХУЛ в. с приходом на плато первых христианских миссионеров она проникает и в Европу.

До 1975 г. практически все материалы о населении.плато, включая такае и мон-кх^ерекке группы, концентрировались в европейской, глагшлл образом французской, литературе. В.основ-, ном онч собирались военными, слявдшк колониальной администрации я членаки христианских .миссий. Этими лицами была собрана ценная икфоргация, характеризующая этнографическое состояние региона в хонпе - начале XX вв. (П.Дуришбург, М.З. Кэжин, X.Петре, Р.Гуеата к др.;. В первой полотне XX в. были издали монографий о ряде ион-юсмерских общностей плато, созданные сотрудниками йракцузсксй аколн изучения Дальнего Востока (Д.Гулемине - о баиаргх, И.З.Кегяина - о оедантах, Ж.КоВДэминаса - о кыоатах, 1.Дурна - о кохо). И, хотя а 1337г. вшло в свет первое вьетнамское.исследование, посвященное населению Тэйнгуен ("Ной Конгтуи"), и затем в 40-е - 60-е года окло издано несколько статей вьетнамских авторов {Н!гак Аня, Нгуен Хну Гхау, Вя Хоанга, Нгуен Куох Дока и др.')', поовяцен-ных огюгаескж проблемам пяато, приоритет в этногрг^яческом изучении региона оставался у европейских и американских ис-следовататей.

После объединения страны вютнамские учеше, используя опыт ь помощь советских коллег, качали систематический сбор материалов, характеризующих как историческую этнографию коа-юалзров к других групп, населяющих Тэйнгуен, так и происходящие на птато современные этнокультурные процессы. Били изданы труды Дакг Егй«и Вана, посвяденше этнической истории и традиционному хозяйству, Буй Миеь Дао и Чан Мань Ката - хозяйственной деятельности, Лыу Хунта, Фан Суав.Виена - традиционной социальной организации, Нгуен Кхак Тунга, Чу Тхаи Шона к Иго Лия Тхикя - жилицу и др. Б 80-х годах вкши в свет три коллективных монографии, содержащие описание трех провинций Тэйнгуен, а такке сборник статей авторе., участников экс-

ледиций, предпринятых в связи с Государственной программой исследования плато. В 80-х - начале 90-х годов несколько вьетнамских аспирантов, обучевяихея в российских -университетах, подготовили и защитили диссертация, посвященные вопросам этнографии пазних народов Тэйнгуен - Зам -Куанг Хоан (семье и браку), Ояв Суая Биен (социальной организации)» ХШ "акь Кат (хозяйству и материальной культуре), Као Тхэ Чгзь (лапищу).

В советской литературе специального исследования по теме диссертации нет. Однако нельзя не отметить значение для ее разработки целой серии исследований советских авторов, посвященных народам Юго-Восточной Азкп и, в частности, этнической история - М.Г.Левина,.Н.Н.Чебокоарова, Р.ЭЛ'тоа, А.М.Ре-шетова, Я.ВЛеснова, А.И.Мухякнова; археологии- - П.Й.Бориско-вского,.антропологии - НЛТ.Чебоксарова, этнической демографии - С.И.Брука, хозяйству и материальной культуре - Я.В.Чес-нова и А.Н.Лескинен, истории языка и культуры - С.Л.Арутюнова и С.З.Яхонтова и др, В 1985, 12Я7 и 1990 годах советские и вьетнамские этнографы провели нестолько совместных экспедиций на шгаго Тэйнгуен. Работн советских ученых шевт большое теоретическое и методологическое значение для автора данного исследования.

В основу диссертации исяспенн литературные материалы, материалы Архива-Института этнографии Вьетнама, а .такие информация, собранная автором во время двух экспедиций, проведенных на.плато Тэйнгуен в 1990 и 1991 годах. - : '.........

Автор ставия перед собой цель собрать, проанализировать и обобщить все накопленные к настоящему времени.наукой исторические и.агиографические сведения о мон-кхмарских народах (общностях) Гэйнгуея. В соответствии с этим з диссертации рассматриваются следу пцие. проблемы их истории и культура - . I) проблема формирования мон-юоиероиос общностеЗ, населявдих плато Тэйнгуен, к их территориальное размещение; 2) .традщи-онное хозяйство и тенденция его развития; 3) .специфические черты материальной.культура мон-юкерсхсиг. общностей .региона (поселение, жилище, одезда,. пища); 4).структура традиционной организации и еэ.современная эволюция; 5) специфические черта духовной культуры.

..Научная новизна диссертации заключается в том, что она представляет первое в историографии Дьетн-жа монографическое исследование практически всех мон-ххмерских этносов _ их отдельных групп, которые населиот Тэйягуен..и, соответственно,. первую попытку-определить реальнее значение традиционной культуры. мон-кшеров для формирования.и развития современной-полиэтнической вьетнамской социальной общности.--]} диссертации сделана такзе первая попытка дать обобщенную -характеристику .культуры кок-кхмеров Взе.т.нсвда.-с учетом последних работ, вьетнамских ж советских исследоЕателай как в.области.эмпирической этнографии, так л -в .области .теоретической этнографии . и .этносоциологин. Новизной; содержания характеризуются материалы полевых исследований автора, включенные в состав его основных источников.............- . .

Практическое значение диссертации определяется непосредственной сеязьи ее темы с Государственной программой исследования плато Тэшгуен, предусматривающей в качестве одной иг своих генеральных' задач подготовку базовых данных для-прогрессивных преобразований -экономики и культурч малочисленных народов..^ этнографических, .груш, населяющих западны е. провинции Вьетнама,- к которым относятся изучаемые мон - кхмерские общности. Влестз с тем материалы, собранные и-проанализированные автором, имена, помгвдо этого конкретного значения, и бачее.пародов - научно-практическое владение, так как они вводят £ фовд мировой этнографической науки, по существу новый .свод данных об..этнических образованиях, сохранивших до натах дней р&яиктовые пласты культуры, -а.также социальную организации, отрачаицув различные стадии развития общества в эпоху первобытнообщинной (первичной) формации. Материалы диссертации и ее выводы могут быть широко использованы в научно-исследовательской рз-йоте специалистами различного профиля - историкам^ востоковедами, этнографами-этнологами, лингвистами, археологами, социологами, антропологами и др., могут быть включены.3 грактику преподавания этнографии и этнологии, история стран Азии к историк мировой культуры.

.Теоратгческой и 'методологической базой работы послужили труды советски): и.вьетнамских ученых э о^асти истории со-

циального развития общества, а такяе в ойяасти теории культуры и-исторической социологии. Работа основывается на принципах историзма. Автором использована сравяптельяо-историчз-скш'1 и типологический метода, широко применяется рзаработанная советскими ученыгли концепция хозяйственно-культурных типов, метод системного анализа и комплексного подхода к характеристике разнообразных яультупяих явлений. Форш иоторя-ко-этнографического рчерка позволяет представить изучаете этнические общности во всей многогранной реальности их бытовой культуры, несущей на себе отпечатки их сложной этнической истории и разносторонних взаимосвязей с другими общностями Юго-Восточной Азии.

Апробация работн. Отдельные части диссертации и ее ито--года® вариант в делом обсуадались на .эфедре этнографии и антропологии Санкт-Детербургского государственного.университета. Общее направление работн и основные выводы автора били предметам обсуждения тэкяе з Институте этнографии СЕЗ в апреле 1991 г.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения,. пяти'глав и заюглчения. К тексту прижшен альбом иллюстраций, заключительная часть которых представляет-материалы, собран-, кие автором во время экспедиционной работы яа плато Тэйкгуен.-

СОДЕЕЕАНИЗ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы, ее научная и практическая значимость,-характеризуется степень изу-. чеяностк, дается обзор источников, определяется цели и задачи исследования. . -

- Первая глава "Общая этяодемографическая характеристика' плато Гэйыгуен" посвянена-истории мон-кхмерских этнических-общностей, населяющих плато .Тэйнгуен, а-также их .демографи---ческой характеристике.и современной этносоциальной структура

Древнейшее лроилое моя-кхмерских народов связано с территория® Кяшого Китая, Северного Индокитая и Восточной Индии. Как мояно полагать на основании данных археологии, антропологии, лингвистики и-исторического фольклора, плато -Тэйкгуен было заселено в эпоху неолита, а в эпоху бронзы на его

.территория ^ке .обитали предки современных мон-кхмерских народов.-Разделенше в дальнейшем индонезийскилзычными группами, занявшими л су ральнуо часть плато (да, зараи и др.) , кон-кхмзры Тэйягуен образовали два обособленных массива - север-. яый и ваный, которые представляют две самостоятельные диалектные общности. - - -. На протяжении всего П тыс.н.э. плато -было территорией, за обладание которой соперничали различные политические обра- • сования, возникавшие в равнинных районах Индокитая.- В .течение Л1-ХУ ав. плато входило в состав государства Тямпа, создатели .которого тямн оказали больное влияние на его коренное население..Тимов сменили продвинувшиеся на плато с севера лао, а с юга - равнинные кокеры. В этот период жители плато заимствовали от соседей культуру заливного земледелия и умение добывать и обрабатывать яелезо. Тогда га, по-видимому, в Тэйнгу-ен возникли первые автохтонные политические.образования -союза племен: "королевство Огня к Воды''- и "королевство ма", с которых сохранились шгськеняие свидетельства и.устные предания. С ХУТ в Тэйнгуен стали проникать вьеты, политическое и культурное влияние которых в последующие столетия стало все более усиливаться. Самой яркой страницей истории мон-кхме-ров Тэйнгуен является их участие в восстании Тзйион, победа которого привела к значительному подъему Вьетнама. Однако фе-одачьное вьетскоз государство, считавшее Тэйнгуен своей провинцией, а его население данниками, враждебно относилось к обитателям плато. Особо отрицательные последствия имело.втор-кение иа шгато в начате XIX в. таев; оно способствовало замедлению соцкэлъно-окономического и культурного развития коренного населения Тэйнгуен.

С 1849 г. начинается история борьбы народов плато Тэйнгуен с ёьропейсетма колонизаторами. Она подаа примеров .совместных выступлений различных этнических групп, которые неиз-. менко поддергивали друг друга, отстаивая свободу и независимость своей.чеши от фра^дузских, а позднее американских агрессоров. Все они внесли значительный вклад в освобождение -'Вьетнама и его возроздениз. Б настоящее время на плато быстро идет процесс индустриализации. Этот процесс сопровождается

усилением еоишия на мон-кхмеров плато язкка и культура зьо-гов, которые в последние годы активно переселяются в Тбйнгу-es с равнины.

5а плато в настоящее вреда определяются восемь этнических общностей (народов), гозоредих на моя-квдэрсках язызах. Каздак такая общность является самостоятельной этначеско" единицей и, как правило, состоит из нескольких этнографических групп. В северной чг ти плат. > (провинция ЗетаЗ-Конгтум) :хнзут банарц (ПО таз.), еедангя (75 тыс.), зеченги (24 тнс.), а Tasse две калие общности - рлаш и.брао,(насчитывающие соответственно всего 160 з 300 человек), которые населяют только до одной деревне (Jle и Даюлз). Банары включают 7 этнографических групп (конгтум, тол о, .гол ар, уонгао, 'золанг, бонам.креи); седанги - S (сетенг, тодра, кнам, казонг, халанг, тачи); зечо-нги -4 (зе, ченг, -ве, бапонг). В южной части пяато (провян-ции Дарлак иЛамдонг) живут кохо (70 тыс.), мяоягп (46 тыс.) и ма (30 тыс.). Кохо вкличаго 5 этнографических групп (срэ, тил, ноп, лат, к-онг, тринг); мнонги - также 6. (гар, прех,тил, рлам, кояг,-буданг); га - 5 (нган, то, соя, крунг, хо&чг). .

Несмотря на некоторые различия, вызванная в основном длительным взаимодействием каждой сгдельной группы или общности-в целом с соседними народами. (вьет®:;, тямами, лао, таями,-гамерами, эдэ, заргжи и др.), по антропологическим характеристикам, по язнку, особенностям культуры, коя-кшорь. Тэйнгуен гредставляэт вполне определенное этническое единстзо, которое подцергизается их общим самосознанием и самоопределеюгам. В работе подробно англизируются различные точки зрения по вопросу о составе мон-ягмерсгапс народов Тэйнгуен, приводятся дачные об это- я экзоэтлотгах, сведения о современном рассолении.

Вторая глава "Традиционное хозяйство", посвящена характеристике основных отраслей хозяйственной деятельности мон-кх-нерских общностей Тэйнгуен -.земледелию, животноводству, собирательству, охоте, рыболовству, ремесла!-! я про:,ислам, обмену и торговле. ... ....

Наибольшее значение в хозяйственной деятельности мон-кхме-ров Тэйнгуен имеет выращивание суходольного риса и кяубно-,

корнеплодов на освобожденных от, леса участках, занятие, называемое ила "мир" или "зиек". При этом на выбранном с совладением слоеной системы обрядов участке тропического леса вырубают деревья к после того, как они подсохнут, его Бккигатэт. В покрыващузо здултз золу сгжаэт семена риса, кукурузы, бобовых, тыквы, дыни, различных видов перца, хлопчатника, маниоку, таро, ямс и т.д. Вара-дивание на одном поле одновременно нескольких культур является особенностью подсечно-огн'вого . земледелия изучаемых народов. Зе.'дледельческие работы проводятся только з течение сезона доядеЗ - с марта по ноябрь. Глазными орудиями труда служат железный опор, ноя с длинной рукоятью, мотыга, заостренный кал для проделывания лунок под семена и бамбуковая трубка для внесения сешн з почву. После сбора одного-двух урожаев участок обычно забрасывается и еновь зарастает лесом. В диссертации подробно описывается земле-, дельческие работы - выбор участка, вырубка и выжиг деревьев, посадка семян, организация охраны полей, прополка, сбор урожая, а также обряды и представления, связанные о этими работке!. "

Относительно новой формой земледелия для мон-кшеров Тэй-нгуена (за исключением группы ерэ общности кохо) является заливное рисоводство, известное как "мир ок" или "ерэ гол", кот тороз в настоящее время поя/чает все большее распространение ка плато. Участки для устройства заливных полей обычно выбирается в долинах, в пойлах, на заболоченных местах. Для про-, ведения воды ка поля мон-кхмеры, подобно таям, мяо, яо и другим народам Юго-Восточной Азии, используют системы бамбукового водопровода. Почва на заливных полях обрабатывается мотыгами и стволами деревьев, -которые используются как бороны. . Для рыхления почвы под посевы используется так&е способ ее топтания копытами оуйвелов, издавна .применяема в Тэйнгуен. В последнее время начинают примениться все более эффективные методы заливного рисоводства. У вьетов приобретаются железные плуги к бороны.,- буйволы начинают- использоваться как тягло- -воя сила, вводятся более урожайные сорта риса, более.рациональной становится система обводнения, полей, практикуется заготовка рассада. В диссертации подробно рассмотрены методы за-

дивного земледелия, практик;/едав срэ (кохо), седангами, ма и мнонгами.

С традицией земледелия на лесных участках связано огородничество и садоводство мон-кхмеров. Огороды и сада представляют как бы приближенные к дорэзне поля. На них з настоящее врегсе выращиваются различные оеощныо культуры, сахарный тростник, табак, чай и долголетние растения - цитрусовые, бананы, хлебное дерево.

'Кявотногодство играет в хозяйстве мон-кхмеров второстепенную рань. Здесь отсутствуют специальные пастбища, не прак-тируется заготовка кормов. Разводят крупный рогатый скот -буйволов и быков, в некоторых ¡лестах - слонов, лоаадей. .Наибольшее значение имеет разведение сяиней, коз, собак, 1лясо которых используется в пшду, и птицеводство - разведение кур.

В качестве.одного из.важнейших дополнительных источников пищевых продуктов рассматривается занятие собирательством. Тропический лес, покрыващий плато богат съедобными растениями, в том числа дикими видами фруктов и овощей. 3 лесу собирают, кроме пищевых продуктов, лекарственные растения, мед, ведут заготовку древесины ценных пород. Сталь же балылое значение придают и охоте, которая ведется с целью получения мясной ищи и о целью промысла. Охотятся на- мелкую и крупную дичь, в том числе диких слонов, буйволов, оленей, хищников. При охоте.применяются арбалеты и луки с отравленными стрелами, копья, ловушки различных типов. Те группы мон-кхмеров, ■ котоше хивут вблизи ..водоемов, закидаются рыболовством. Рыбу ловят при помощи плетеных корзин, вершей, .сетей, сачков, бьют копьями, острогами. Сохраняются архаические, способы ...--сбор рыбы в золистом иле на рисовых полях после спуска воды и-сбор рыбы в специально отравляемых водоемах»-В-работе подробно . описываются .способы. охоты и .рыболовства,. снаряжение, ототня-. ков и рыболовов, орудия, связанные с этими видами деятельности верования и обряды. - .....'.

В натуральном хозяйстве мон-кхмеров домашние, промыслы и кустарные ремесла занимают видное место. Обитатели мон-гамер-ских деревень .сами, как правило, изготовляют все необходимые им бытовые вещи п практически не используют изделий, произво-

дящтгхся на стороне.-Наиболее развитыми видаки промыслов, которое у отдельных групп приобретают-характер специализации, ■ являются кугяэчное дело, гоячарстиэ,- ткачество, плетшие, г.рожзка затота.-3 работе приводится описание соответствующих производственных процессов, которые рассматривается.на

■ конкретных примере« их бытозанпя у отдельных групп. -Так, ку-зязчное. дело характеризуется на основе- данных сб этом вике - -промысла у седангоЕ, которые аироко практикует добычу железной руды-и переработку ее в. полуфабрикаты-крицы о последую--щей и' проковкой для получения чистового металла. Гончарство характеризуется на оскоге данных о гончарном промысле -у зе-ченгоз и кнонгов. Как и другие кон-кхмеры плато,' они не ис-

■ пользуют гончарного круга и изготовляет керамику (горпхк, котлы, кувпшщ, чаи и т.д.) способом налепа, а обжиг производят в костре на открыто:-! воздухе. Ткачестзо, плетение циновок, керзлн, домааней утвар?. из ¿аабука, ротанга и паяьмовнх листьев, плотницкое дело, зккзтая художественную резьбу, характеризуется на основе данных, полученных у разных групп на севере и аге.плато, так как зтк вида деятельности входят з комплекс повседневных занятий каждой езкък.

Меяду отдельными группами населения плато и меацу обитателями плато и равн:шы существует постоянное общение и обмен. Предметами обмена со сторона мон-кхмеров служат рис, ткши, кузнечные изделия, некоторые орудии труда, орз'зяе, продукты, полученные путей собирательства и охоты. От вьстов, кшероз и тямов в горы поступают промышленные изделия, морские продукты, украшения и т.п. Эквивалентами при обмене традиционно ечнт&ится буйволы, слоны, гончарные изделия. Сохранение оокена свидетельствует о слабом до настоящего времени развитая в кон-кхмерских обществах товарно-денежных отношений.

Тветья гааь "Материальная культура" посвящена описании поселении, жшща, хозяйственных и ритуальных построек, одежды и пищи. Будучи тесно связанной с современной хозяйственной деятельностью, материальная культура в то же время содержит информацию об этнической истории калкой конкретной группы к ее традиционных коитакт-ах с соседними общностями.

У мон-кхмероБ- Тэйнгуен представления о поселении (де-

ревке) совпадай: с представлениями о сельской об:цине, включая -л само место обзтанпя конкретной социально общности и ее производственную территорию, которые зл&сте обозначаются одним .термином "пяей", "буоя" или "срук". Собственно дерезни-поселения обычно располагается на ровный местах вблизи от водных источников в центре лесного массива', которий рассматривается как потициальчый резерв для разработки под посевные участки. Названия поселениям даится в соответствии с особенностями :-зх территории или производятся от имени их основателей, главках родов, входящих в обтдну, или от-каких-то ссбк-. тик, запечатленных в местном фольклоре. Размеры деревень обычно невелики и их население не превышает. 300-400 человек. Выделяются четыре типа планировки - I) .линейный, когда.гайке до--ма строятся рядом параллельно.один другому; 2) .нерегулярный ^беспорядочный), когда дома сзободно размещается на определенной территории; 3) круговой пли овальней, когда дома строятся по периметру .деревенско" гдададк-лицевым фасадом к об- - ■' кганому дому, и 4) гнездовой, когда все поселение состоит из. одного, двух- рзх, стоящих рядом домов. Деравни-поселенм . всегда имеют ограждение, За.ним располагается кладбище, родильные детки, некоторые'хозяйствеяние сооружения. . ■

Общей.конструктивно.! особенностью построек.в Тэйнгуен. является использование столбозого каркаса, на который опирается двускатная или четырехскатная крана без потолка. Каркас образуется из соединенных: продольными балками нескольких пролетов, каядыЗ-аз которых представляет сочленение двух.вертикальных столбов и связывающих их поперечных балок. Основным материалом дг/гя построек слу&лт дерево, бамбук, лианы и паль-т мовые листья. 3 местах соединения йалж и столбы скрепляются при помоек вырезанных в вертикальных столбах пазов и обвязок из бамбуковых .канатов л ллая. В работе подробно рассматриваются специфические, черты згилых построек, общинных домов и временных, в основном хозяйственных, сооруяений.

Наиболее распространенна.! типом гнлого дома в Тэйнгуен является дом, пол которого настилается на поперечные.балки, соединенные с вертикальными столбами каркаса па высота 1,01,5 м над уровней земли (свайный дом). Длина такого деда до-

отлгаег 100 м я более, он всегда, ориентирован длиной осьа о севера на иг. Его стены делаются из_ расщепленного бамбука и представляют перегородки, на несушке .никакой нагрузки. Круша покрывается травой или пальмовыми листьями. Крыша и каркас изготовляется отдельно и соединяется только при окончании строительства. Как ii разило, дом имеет несколько входов. Перед входами устраиваются платформы-помосты на столбах, к которым приставляются лестницы - стволы деревьев со ступенями-зарубками. Такие дома у кадцой отдальной общности или группы икегаг отличную традиционную внутреннюю плакировку, но обычно они разделяются на общее помещение (зал или корридор), где находится общий очаг, лежанка да. мужчин-холостяков и места для гостей, а также помещения, отделенные перегородками, для малых семей. Ниже пола-помоста содеркатся мелкие домашние животные и птица, хранится часть домашней.утвари. В диссертации рассматриваются особенности длинных свайных домов седангов, зеченгов, ма и мнонгов. В последние годы у всех групп отмечается тенденция к замене длинных домов небольшими (короткими), рассчитанными на одну малую семьи.

У мнонгов,'ма, кохо под влиянием других народов Тэйнгуе-на выработался также иной тип постройки - наземный дом, стоящий на нешсоком земляном цоколе. Дня этих домов характерна овальная Счерепахообразная") крыиа, края которой спускаются почти до земли. Его внутренняя плакировка практически не отличается от планировки свайного дома, за исключением только одной существенной особенности - в его центральном помещении находится рисовый амбар, который представляет настил, поднятый на главных столбах дома под крышу. . . . . В традициях строител; зтва зшшх домов северных районов соорузается главный, общинный, дом деревни (роонг.мрао, кот). Гребень, его крыш обычно имеет поднятые, концы, которые украшены вырезаннышиз .дерева головами буйволов,, птиц и изображениями, солнца. Внутри него выделяются места для проведения обрядов, для хранения фетишей деревни - священного камня шш топора, для собраний глав общины, приема гостей-и для пребывания мужчин-холостяков, которые проводят там свое свободное время. Характеризуя приемы строительства и „описывая разлкч-

ные типы построек, автор приводит материалы о строительных обрвдах л обрядах, связанных с духами-покровителями итлнх и общественных сооружений (выбор места для поселения, выбор места дая гилого дома, выбор деревьев дая основных столбов каркасной конструкции, .установка столбов рисового амбара, вход в.новый дом, завершение строительства и. др.).

Традиционная одснда мон-кхмеров Тзйнгуена изготовляется в основном из домотканной хлопчатобумажной .ткани, которая сменила более архаическую одежду, изготовлявшуюся из луба некоторых деревьев.. Неяспй кишите состост яа несшитой юбки, прямоугольного полотнища размером 1,0x2,0 м, которое обертывается вокруг бедер, и короткой рубахи (кофты). Муже- . кой комплекс включает набедренную повязку (кусок ткани, имеющий длину 3,0-4,0 м и ширкну 0,15-0,20 м, который обертывается вокруг бедер и пропускается меаду ниг так, чтобы его концы свободно спадали спереди я сзади) и такую же как у женщин рубаху, но более длинную, а таксе накидку, которую носят только в холодное зремя и при работе в.лесу. Юбки и набедренные повязки ойычяо окрашиваются ..в темно-синий цвет посредством индиго. Характерной особенностью и мужчин л яекцик ыоя-кхмзреких групп Тзйнгуен" является обычай ходить о открытой грудью. Обувь кон-кхмеры не употребляют. В прошлом представители обоих полов носили.длинные волосы, которое при помощи шилек из бамбука, слоновой кости или .из металла, укладывали на голове в сложные прически, напоминающие рога. Зо зремя ритуальных действий украшали голову перьями. Сейчас мужчины,как просило, коротко стригут волосы, а женщиш покрывают их головным платком таи плетеной иt, рисовой солода шяпой. У всех групп сохранилось пристрастие к украшения:.! - браслетам, серьгам, ояерельям, кольцам.. Обмен браслетами - один из ваянейких этапов свадебной церемонии. У седангоз и брао до сих пор сохранился обычай татуировки тела. Практически у всех мон-кхмо-рских групп .существует обычай подпиливания и чернения зубов, представляющий реликт инициадионной обрядности.

Главное место в пищевом рационе всех кон-кхмерских обд-ностей занимает растительная дкца и в первую очередь рко. Но существу вез растительные продуют, так se как а маони., и

рыбные служат лдш дополнением или ириправой к нему. Мясо тлеет самостоятельное значение только при приготовлении оорядо-ьой плщи. Молоко и моление продукты мсн-кхмераьи не употребляется. В дг с^рга^ги подробно рассмотрев способа приготовления традиционных блэд из риса, овощей, мяса и рыбы. Приводятся сведения о приготовлении и употреблении традиционных -алкогольных налитков (рыо., ка!:), традиция курения и газанпя бе-ть,л. ...

Четвертая глаза "Традиционный общественный, строй" содержит характеристику социальной культуры мон-кхнерсках общнос-. тей Гз&чгуен , которая рассматривается на уровне обедшы, родового коллектива и семьи.

Каядая деревня-поселение у мон-кхмеров представляет практически автономную сельскую общину или территориальное сообщество, которые до недавнего времени били единственнга.ст политическими образованиями во всех заселенных мон-кхмерами районах плато.. В состав обашнк обычно входят одна или несколько родовых групп. Их объединяет совместное проливание ча общин-■ ной территории, совместное владение общинной собс-ченностью, общее управление' и признаваемое Есеш группами обычное право, обпве. религиозные представления и обрядовые традиции, а в .недавнем прошлом.также и необходимость совместной обороны а, . соответственно, единая военная организация. Зег.шя у мон-кхме-роз считалась собственностью общины и распределялась ее администрацией в.соответствии с потребностями и возможностями наядой родовой группы. Передача земли от одной группы другой (в .том числе и се продета) допускались, но только в пределах обвдны и с санкции ее администрации. Орудия труда, оружие, постройки, скот раерматрив тась как частная собственность родового коллектива.или его отдачьных членов, они не были подконтрольны общинз....

Вовлечение народов Тэйягуен в систему товарной экономики, хотя и не.привело еще к резкому изменении традиционных- . социальных шетитутоз, тем не-менее способствовало-расширению сфо^ры частно!5 собственности и,, как следствие этого, возникновению внутри общют.имущественного фактического социального неравенства. В настоящее врет внутри общин могут быть вгде-

лены четыре., социальные категория, из которых три первые ("богатые", "середняки/ и "бедные") представляет с: Годных полноправных общшнлков,. а. четвертая.- лиц, не тлевших никаких прав .в данной общине от роздекияили.лишенных их временно . вследствие каках-го объективных .или субъективных щ ьчан ("дамГ яля "дик", т.е. временные работники или домашние рабы)... "Богатые"-.- это члены.обидны, владение болыти-запасами риса, большим количеством буйволов, кувшиноз и котлов для..приготовления, напитков к пища, несколькими "рабами". "Середняки"..-зто обычные.общинники, ничем на выделяющиеся из среды односельчан, клеящие равные с другими шансы подняться в'категорию Чбогатнх" и опуститься в -категорию "бедных". "Бедные" - это люди, хотя и лмешке дом, землю, орудия производства, но не-владеющие значительным количеством скота, не кмевдие зозмоз-&ости .устраивать общественные жертвоприношения, иногда Еынуя-денные обращаться за помощью к односельчанам.. "Дики" - это либо приобретенные в другой общине военнопленные,-либо отданные, общинной админлетрацкз 2 з "рабство" неисправиаае долкникя, либо злостные трушителк обычного права. Они не имеют своей -собственности и работают чудом хозяйстве, где, пах правило, находятся ла вадежеяйк младших членов семьи.

Кз лиц, относящихся к категории "богатых" формируется администрация общин. 3 нее входят глава дерезни ("томплей", "куангбуоп"), его помощники - члены совета старейшин,, глаза " общинного дома (у северных ион-кхмеров ТэЕнгуен ), военачальник, "хозяин земли к леса" (у ма), колдун. Главе деревни от имени общины -решает все вопросы ее отношений с другими общи- -наш, организует переселения, охоты и группы, уходящие из деревни для.обмена, принимает гостей, следит за проведением обрядов и соблюдением норм обычного права, назначает членов общинного суда. Он избирается всеми членами общины. В своой деятельности оя опирается на совет старейшин, включающий глав родоз или больших семей. Военачальник (его функции иногда исполняет сам глава деревни) организует обороыу общинных земель, обучение юношей военкому делу, охрану оружия. Глава общинного дома отвечает за гостей деревни, руководит молодыми лвдьмл при организации общинных праздников и согерлснаи обря-

доь. "Хозяин земйи и леса" определяет участки территории для обработки, организует их защиту, определяет время начала и окончания земледельческих рас5от, следит за исполнением обряд-иостл, связсщиоН с земледельческими культами. Все члены администрации участвуют з повседневной трудовой деятельности общины и не получают никакого вознаграждения за исполнение должностных обязанностей. Попытка французских колонизаторов за-мьяжсь традиционную сггстему управления новой практически не мела успеха. Традиционная система лрододнает действовать и ь кади дни, равно как и яосмз обычного права, которые она охраняет.

У моа-кхмероа Тэйнгуен нар-зду с развитием институтов сельской общины продолжает.сохраняться институты родовой организации. Родственная группа ("ктум" - у банаров и седангов, "чоояг" - у зеченгов. "яао" - у ма, "клея" - у кохо и мнон-гов) состоит из нескольких больших (или малых) семей, живущих, как правило, по-соседству или даке в одаом длинном доме, связанных общностью происхождения от одного предка по материнской (татршшнейнне общности) или отцовской (патрглинейкые) линии. Основной ' экономической ячейкой общество в настоящее время выступает не. родозой коллектив, а отдельная семья, интересы которой защищает и поддерживает община (например, выделение общинных земель л пользование семьям), но в сфере брачных отношении и в обрядовой практике ведущую роль играет по-прежнему род. ....

. - ..У матрилднейннх общностей (кохо, мнонга) главами больших семей (от 20 до 50 человек) являются женщины'(матери семей), которые управляют всеми делали своей социальной ячейки. В такой семье дети получают фа;.алию матери. Имущество семьи .наследуется дочерями/ сыновья выделяются из семьи с выплатой ш только незначительной дали. Власть в семье наследуется либо старшей, либо младней дочерью. Все члены такой семьи работают ..шесте, но пицу готовят отдельно (по малым семьям) из продуктов, выдаваемых им матерью семьи. У патрпяинейных общностей (большинство групп мон-кхмеров) полновластным главой • семья (большой и малой) является.стариик мужчина, а после него - его- старший сын. В этих сетях женщина занимает подчи-

- -

нэнное положение. Пережитком матрялшейноста в -патряархаль-1шх семьях является обычай временного ярсшшания (иногда несколько лет/ нугчхкы после свадьбы, в доме жены или работа на семью гены ...Для. всех больших семей характерно прохпвание в -них значительного числа боковых родственников и лиц. связанных искусственным родсгвом. В последние■годы набладаотся интенсивный г.ропесс распада больших семей. Малая семья, включающая только родителей и малолетних детей становится самостоятельной единицей общества.

Брак у ион-кхмерских народов Тэйнгуен экзогамный. Экзогамии строго соблкщается (за исключением нескольких групп ба-наров и седачгов, соблздаюцих экзогамию только до пятого колена). Кровосмешение считается одним из самих тяеких преступлений. Обычно брак замотается внутри деревни, а если за ее пределами, то предпочтительно с представителями одной этнической груши. Обычный брачный возраст у мнонгоз и'-седангсз 18-20 лет, у ка и кохо - 15-15. При выборе невест:-: или яенк-ха, кроме их личных качеств имеют значение пресппс семьи и . ее материалы^ полонение. При заключении б~<ака прздусматри-вается имущественная коми .сация за невесту (или кениха, у. матрилпнейкых общностей) .• выплачиваемая кивотнкми, утварыэ, • украпенкяки и пр. Широко распространены .обычаи левирата к сорората. У-всех групп мон-кхмзров преобладает, моногамия, ко полигамия не считается нарушением принятых общественных норм. У кохо,..ма, мноягоз допускается добрачное соаитольслво молодых ладей, у.остальных народов оно запрещено.

Пятая глава "Духовная культура" посвящена традиционным верования.: и связанной .с я. л семейной, обрядности мок-кхмеров. ' Для мон-кхмерских нардов Тэйнгуен характерно . сохранение всего комплекса архакчесхшх воззрений ка явления природы, на человека и на его. взаисо .'иоаение с окружат::',им миром. Анимистические представления находят свое выражение в ряде общи: космогонических концепций, по-видимому, возникших под влиянием более развитых религиозных воззрений соседних народов, и в убеждении о том, что вое вез к явления имеют своих духов-хозяе . Духи бывают добрые и злые, между духами существует система иерархического соподчинения. Наг viee

значительныма являются духи-хозяева грош (Глай), риса (Сри), гор, огня, леса. Человек наделен тремя душами (главная - в макушке головы, вторая - во лбу, третья - в теле), временное отсутствие кх вызывает болезнь, полный уход - смерть. Лвди, по представлениям мон-кхмеров, имеют своих прародителей и сородичей в окружаыдем их мире, нарушать целостность которых, убивать, использовать е пицу категорически запрещено. Именами этих, сородичей (тотемов) называется отдельные родовые группы. Так, у зеченгов.имеются роды оленя (Де), черного дрозда (Доанг), гриба (Прок), моста (Трорш), огня (Ун) ж др. У северных мон-кхмеров существует культ камня (или каменного . топора), эти йетши хранятся е обаднном доме и строго охраняются, так как с ними связывается благополучие общин. Есте- . ственное стремление избегать влияния вредоносных сил и подчинить сабе явления природа породило массу способов магического воздействия на них. В диссертации подробно описаны практикуемые моз-кхмераш виды магических действий. Особое внимание уделено также бытующим в Тэйнгуен шаманиетским воз зрениям и ритуалам.

Цикл обрядов, связанных с рождением человека, начинается у мон-кхмеров задолго до его появления на свет. В период беременности женщина постепенно все более входит в стадию запретов и ограничений. Роды происходят за пределами деревни в специальном родильном домике. Через семь дней (у мноагав) или дшхе через год (у северных групп) .ребенок признается членом рода и ему после соблюдения соответствующих обрядов дается. имя. Безымянные младенцы не погребаются на родовом кладбище. Дети рано включаются'в хозяйственную деятельность семьи и обрядовую глзнь рода. Их знакомят с традициями, обычаями, обучают навыкам .земледельческих работ, знакомят о лесом, .приучают .к собирательству, охоте, рыбной лоше, ремеслам. По достижении половой зрелости юнопа и девушки проходят цикл иници-ацяонных .обрядов, которые в основном совершаются публично перед обданнш домом, после чего они признаются полноправными членами обданы.

.Свадьбы обычно совершаются в свободное.от земледельческих работ время года. В цикл свадебных обрядов у всех групп

входят сговор, сватовство и сача свадьба. Инициатива заключения брака у матрнлнкейшпс групп принадлежит, как правите, де-вуике или ее роду. В диссертации подробно рассматривается сва-дебнге.обряди кохо, ка и мяонгов. Свадьба вызывает значительные расходы, продолжается от 4 до 7 дней, сопровождается целым рядом яертвоприашениь и воспринимается не только как дело двух родов, а как ватное общественное событие', в котором должна принимать участие вся обчкна.

. Точно такие общественный характер имеют и погребальные обряды. Они подробно описаны-в диссертации. Родовая группа.покойного на определенный период выключается из всех видов про-. изводственной и общественной деятельности. Культ умершего строго соблюдается в течение года и от него отступает только после совершения особого обряда "покидания могилы". Ззе погребальные обряды оопровойдазтея жертвоприношениями, среди которых особое значение придается ритуальному закланию буйвола. Этот ритуал 'тлеет ярко вырзяенный общественный характер и производится обычно на деревенской площади перед общественным домом в присутствии все: глав общины.

В заключении диссертации подводятся итоги анализа отдельных аспектов культуры мон-юалерокгх общностей, населяющих плато Тэйнгуея. Несмотря на локальные особенности, которыми характеризуется культура северных и клевых обздесстей, мон-кхмёрн ' Тэйнгуен • представляют единое образование, связанное не только близостью языков, но и единством системы традиционного хозяйства, единством материальной и духовной кулътурп, общм уровне социального развития. В целом ьто .культура ранних, земледельцев лесной зоны тропического пояса, которая, с одной сторож, сохраняет .реликта стадпашю более раннего хозяйственно-культурного комплекса, а, с. другой, включает в себя, ряд новаций, заимствованных у более. продвинут;; в хозяйственно-культурном отношении соседних народов Индокитая.и, прекде всего, ближайших соседей: кхмеров,тя?.юв и вьетов.