автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Мордовская эпическая поэма

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Киркина, Елена Николаевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Саранск
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Диссертация по филологии на тему 'Мордовская эпическая поэма'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Киркина, Елена Николаевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ПОЭМНЫХ ТРАДИЦИЙ

МОРДОВСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ИХ СООТНОШЕНИИ С НАРОДНО-ЭПИЧЕСКИМИ ТРАДИЦИЯМИ

1Л. Эпическая поэма как "форма времени".

1.2. Мордовская поэма 20-50-х годов XX века: обусловленность эпических традиций жанра "народным реализмом" национального устно-поэтического эпоса.

ГЛАВА 2. СТАНОВЛЕНИЕ ЭПИЧЕСКОЙ ПОЭМЫ КАК

САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЖАНРОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОРДОВСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60-90-х. гг. XX ВЕКА 2.1 Эпические поэмы В.К.Радаева как литературная разновидность эпоса.

2.2. «Масторава» как литературнопоэтический свод мордовского народного эпоса.

 

Введение диссертации2001 год, автореферат по филологии, Киркина, Елена Николаевна

Исследование эпической поэмы, ее формообразующих признаков, поэтики и общественной значимости в развитии национальных литератур в историко-культурном отношении связано с решением целого ряда проблем. С одной стороны — собственно литературных, касающихся вопросов дифференциации жанров, характера преемственности эпической поэмы, как жанра репрезентативного. С другой — культурологических, раскрывающих уровни «исторического сознания людей, а также специфику их исторического мышления» [173, 494], эволюционировавшего по ходу времени.

Мордовская эпическая поэма тесно связана с традициями национально-народного эпоса. Как жанр поэтический, эпическая поэма — это объемное стихотворное произведение со значительным эпико-нравственным и героическим содержанием, воплощающимся, как правило, в специфической форме, соединяющей возможности поэтики народного эпоса и реализм профессиональной литературы.

В мордовской литературе эпической поэме принадлежит огромная роль. По сути дела, с нее в профессиональной мордовской литературе начинается складывание традиций реалистического эпоса. На переломных этапах, в 20-30-е годы XX в., эпическая поэма осмысляла мироощущение мордвы, освещала подъем национально-освободительного движения, обобщала вековую борьбу мордовского народа за социальное и национальное освобождение, воедино сплавляла традиции национальной культуры с духовными национальными ценностями.

В становлении и развитии мордовской эпической поэмы много общего с поэмами народов Поволжья. В 1920-30-х годах во всех литературах народов этого региона целями социальной и национальной свободы были пронизаны почти все первые поэмы историко-героического, романтического и даже социально-бытового характера. Таковы, в частности, поэмы мордвина Д.Морского «Нувази» (1930), М.Безбородова «Сказка-быль» (1929), чуваша С.Эльгера «Под гнетом» (1923), удмурта М. Петрова «Былое» (1935), коми В. Лыткина «Идут» (1927) и другие.

Для абсолютного большинства первых поэм, претендующих на эпическую повествовательность, мордовской и других национальных литератур Поволжья был характерен идущий от традиций народного эпоса принцип «стяжения времен», отразившийся, например, в поэмах мордвина П. Кириллова «Утро на Суре» (1934), марийца С. Чавайна «Октябрь» (1928), удмурта М. Петрова «Слово к родному народу» (1938), коми Тима Веня (В. Чисталева) «Время обновления земли» (1927).

В этих поэмах авторы, показывая прошлое и революционную современность своих народов, основной акцент делают на изображение исторических вех в его судьбе. По-своему это отразилось даже в поэмах на бытовые темы, особенно в произведениях мордвина Д.Морского «Ульяна Сосновская» (1929), чуваша Я.Ухсая «Перевал» (1950), марийца П.Першута «Муравьиная свадьба» (1958) и коми-поэта А.Размыслова «Первая любовь» (1941).

Несмотря на схожесть становления поэмно-эпических традиций в поволжских литературах, в каждой из них имелись свои самобытные черты.

В критике каждой из национальных литератур своеобразие поэм эпического характера определялось общими критериями, сложившимися в теории общероссийской академической науки, в частности, мыслью о том, что «поэма призвана отражать высшие проявления народной жизни, создавать сильные национальные характеры, проникать в исторические судьбы народа с такой глубиной, которая постигает скрытую от обычного взгляда суть событий и проявлений национального духа, замечать все проявления внутренней и внешней жизни нации в ярких типических свойствах» [96, 70].

Плодотворное развитие и обновление мордовской эпической поэмы стимулировало и рождение научного интереса к этому жанру. Первые шаги в этом направлении были сделаны в учебных пособиях по литературе и в «Очерках истории мордовской советской литературы» (1956). Именно в них была заложена основа историко-литературного изучения национальной поэмы с точки зрения ее идейно-тематической содержательности. И все-таки до сих пор мордовское литературоведение не располагает историей развития национальной эпической поэмы, еще мало изучены ее традиции как жанра, особенно в условиях современного развития.

Иначе говоря, в мордовском литературоведении эпическая поэма практически еще не становилась объектом специального исследования. Хотя и была в центре внимания литературной общественности: многие произведения поэтического эпоса получили высокую оценку в критике и периодической печати, горячо обсуждались на читательских конференциях.

В 1968-1974 годах вышла трехтомная «История мордовской советской литературы», в которой содержатся отдельные попытки определения жанрового своеобразия поэмы. В ней указывается, в частности на фольклор, как на один из источников развития. Внимание критиков обращается на отражение через фольклор типических особенностей национального характера, на роль народных сюжетов в формообразовании эпической поэмы, в особенности народных легенд, плачей, песен, сказа.

В 1969 году в исследовании Н.И. Черапкина «В братском содружестве» были рассмотрены некоторые мордовские поэмы в аспекте их эстетической общности с чувашской и марийской поэмами. Его монографическое исследование устанавливает исторически сложившиеся традиции поэм, благотворное значение русской литературы и родного фольклора для формирования их внутрижанрового многообразия.

В дальнейшем ряд поэм получил анализ в кандидатских диссертациях: «Творческий путь Никулы Эркая» П. Казаковой, «Творчество Михаила Безбородова» Ж. Конаковой.

Кузнецова О.В. в своей диссертационной работе «Формирование и развитие жанра поэмы в мордовской литературе» показала утверждение поэмы, как жанра в целом, т.е. исследователь не выделяла эпическую поэму как особую разновидность жанра.

В результате повышенного внимания критики к поэмному жанру такие произведения, как «Дед Богдан» С. Вечканова, «Сказка-быль» и «За волю» М. Безбородова, «Гале» А. Рогожина, «Ведет к победе» И. Кривошеева, «Мой товарищ» А. Мартынова, «Земля» А. Малькина вошли в новую программу и учебники по родной литературе для национальной (мордовской)средней школы.

Однако все эти работы не преследовали цель обобщения путей развития эпической поэмы как жанра. Наблюдения о ее специфике содержатся, например, в монографии А.Г. Борисова «Художественный опыт народа и мордовская литература» (1977), в книге А.В. Алешкина «Единство традиций» (1978), в которых были выявлены эстетические и художественные особенности ряда мордовских поэм в аспекте преемственности их национально-эпических традиций.

Все это говорит о том, что в мордовской критике и литературоведении эпическая поэма как жанр, как самостоятельная проблема еще не исследовалась, а рассматривалась лишь в общем ряду других жанров.

История жанра эпической поэмы в мордовской литературе, таким образом, еще не изучена, закономерности ее развития не обобщены, а типология намечена лишь отрывочно, что и делает диссертационное исследование актуальным для настоящего времени.

В данной работе предпринята попытка рассмотрения мордовской эпической поэмы как особого рода разновидности национального поэтического эпоса.

В современных условиях, когда в сфере изучения национальных и межнациональных отношений в науке на передний план выдвинулась разработка проблем возрождения культурных традиций народов России, тема настоящей диссертации приобретает важное историко-литературное значение.

Изучение путей формообразования эпической поэмы имеет непосредственное отношение к осмыслению проблем национального своеобразия, художественных перспектив дальнейшего развития мордовской эпической поэзии и обретения ею возможности воздействовать на развитие современной национальной культуры. Таким образом, тема данного исследования сопрягается с насущной потребностью нашего времени, исходящей из социальной необходимости глубокого и верного понимания значения нравственных ценностей в духовном бытии человека и общества. В связи с этим важность и актуальность темы данной диссертации вполне очевидны.

Цель и задачи исследования. Основная цель работы — проследить формирование и развитие мордовской эпической поэмы как жанpa, выделить в ее структуре основные жанровые разновидности и модификации.

Учитывая эти цели, в работе определились следующие задачи:

1. Проанализировать развитие жанра мордовской эпической поэмы, как особой разновидности национального поэтического эпоса мордовской литературы, установить ее генезис и формирование новых разновидностей в процессе развития национальной литературы, от истоков до современности.

2. Дать характеристику эпическим героям рассматриваемого жанра в связи с их жанровой функцией и историческим движением.

3. Выявить вклад в становление традиций мордовской эпической поэзии наиболее крупных мордовских поэтов — М. Безбородова, П. Кириллова, М. Бебана, Н. Эркая, В. Радаева и других авторов.

Научное изучение конкретных эпических произведений было произведено без разрушения их художественной целостности, т.е. единства всех сторон, при котором оно функционирует. Совершенно очевидно, что постижение сущности эпического амплуа каждого поэта невозможно без изучения конкретных произведений, носителей авторского мировоззрения, нравственно-эстетических установок и особенностей поэтического дарования. Из общего пласта поэзии необходимо было выбрать наиболее яркие эпические произведения, представляющие идейно-художественную ценность и отражающие основные тенденции эпоса.

Предметом исследования явились эпические произведения: И. Зорина, Т. Завражнова и С. Ларионова, Д. Морского, М. Безбородова, Я. Кулдуркаева, М. Бебана, П. Кириллова, Н. Эркая, В. Радаева, А. Шаронова. При выборе мы руководствовались прежде всего наличием фольклорно-эпических связей в творчестве поэтов. Таким образом, наш выбор художественного материала определяется целью работы.

Методология исследования. Теоретико-методологической базой диссертации стали современные концепции развития культурологических процессов в литературном развитии младописьменных народов России, т.е. выводы, связанные в национальных литературах с возрожденческими явлениями в культуре современных наций и народностей нашей страны.

В связи с этим в работе используются прежде всего возможности конкретно-исторической и сравнительной методологии. При научном исследовании, по словам М. Бахтина, «оправданы и даже совершенно необходимы разные подходы, лишь бы они были серьезными и раскрывали что-то новое в изучаемом явлении литературы, помогали более глубокому его пониманию» [17,323].

Научная новизна работы определяется следующими факторами: во-первых, в диссертации впервые проблемно анализируется и обобщается становление мордовской эпической поэмы, как жанра, начиная с ее истоков; во-вторых, впервые осуществляется попытка изучения мордовской эпической поэмы как самостоятельного репрезентативного жанра национальной литературы.

Научно-практическое значение диссертационного исследования состоит в том, что его конкретные положения и выводы могут быть использованы в ходе дальнейшего (исторического, сравнительного, типологического) исследования развития мордовской поэмы в целом. Анализ традиций и современной ситуации мордовской эпической поэмы, теоретические и методологические принципы диссертации имеют определенное значение для изучения этой жанровой среды в других

10 национальных литературах как однотипных, так и разнотипных с мордовской литературой. Ее основные положения могут быть использованы в общих и специальных вузовских курсах лекций, на семинарских занятиях, при написании курсовых и дипломных работ.

Апробация диссертации проходила в отделе литературы и народного творчества научно-исследовательского института языка, литературы, истории и экономики при Правительстве Республики Мордовия. По результатам исследования было опубликовано 4 статьи, сделаны доклады и сообщения на Всероссийской научно-практической конференции «История образования и культуры народов среднего Поволжья» (Саранск, 1997), на II Всероссийской конференции финно-угроведов (Саранск, 2000) и на ежегодных научно-практических конференциях МГПИ им. М.Е. Евсевьева (Саранск, 1994, 1997, 2000).

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Мордовская эпическая поэма"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, мордовская эпическая поэма как специфический жанр национальной литературы мордвы есть одна из ее наиболее монументальных форм эпической поэзии. Как форма поэтическая она представляет собой симбиоз разновременных напластований народно-эпических и литературно-эпических традиций словесно-художественной культуры мордовского народа. Путь развития мордовской эпической поэмы имеет как общие с другими национальными литературами нашей страны, так и свои оригинальные черты.

С самого начала развития мордовской литературы в ней стали формироваться специфические жанровые начала, которые наиболее полно воплотились в развитии именно поэмного жанра. Поэма возникла на основе традиций устного творчества народа.

Каждый этнос в своем сложном функционировании в различные исторические эпохи непременно выполняет эпические по своему значению задачи. Поскольку каждый народ - это исторический феномен, его феноменальность проявляется и в его творчестве. В этом смысле любой этнос эпичен и не мыслим вне эпоса действительности. Этнос и эпос в целом однопорядковые категории, они сопрягаются, как, скажем, причина и следствие. Каждый этнос в узком, фольклорно-профессиональном смысле, нам кажется, - это скорее исключительный, нежели типичный случай (весьма примечательно, что подлинно народных эпических произведений высокого порядка история знает не так уж много, во всяком случае, многократно меньше, чем количество этносов на исторической карте мира). Безусловно, любой этнос живет в эпической стихии, но чтобы его эпическое творчество выкристаллизовалось в четко ограненные, так сказать, классические формы эпоса, необходим целый ряд счастливых закономерностей, главными из которых нам кажутся: 1) внутренняя органическая целостность этноса, обусловленная мощным консолидационным процессом, протекающим на стадии чрезвычайно яркой, драматически насыщенным всевозможными коллизиями так называемой «героической эпохи», и порожденное ею единое этническое самосознание, выражающееся в общефольклорных эпических формах; 2) личность, способная проникнуться исторической значимостью идеи эпоса, подняться над эпическим массивом и организовать его в единый целостный свод.

При всей развитости эпических традиций в фольклоре мордовский эпос наличествует лишь как определенная потенция. Видимо, можно говорить о «дисперсном» состоянии эпоса, который рассеян в многочисленных чрезвычайно ярких и выразительных прозаических и поэтических текстах в их локально-территориальных вариантах, к сожалению, так и не ставших для всего мордовского этноса единым эпическим корпусом. Решающую роль здесь сыграло отсутствие субъективного фактора, организующе-завершающего начала, то есть не оказалось личности собирателя-творца, сопоставимого с Элиасом Лен-нротом, Фридрихом Крейцвальдом и другими. Когда же они появились в лице Я.Кулдуркаева, Н.Эркая, В.Радаева, А.Шаронова, эпоха эпоса уже, кажется, миновала. Главная идея мордовского народного эпоса - идея народа, борющегося за свободу, оказалась распыленной по различным былинам, вследствие чего и не получила концентрированного выражения в едином повествовании, т.е. мордовская скази-тельская традиция исторически длительное время эту идею не смогла выразить в каком-то завершенном виде. Однако, нельзя говорить о том, что в мордовской литературе отсутствуют эпические произведения.

Своеобразной формой перехода от фольклора к литературе явились поэмы-сказы Игнатия Зорина, «Мордовская история» и «Мордовская земля» Т.Завражнова и С.Ларионова. В 1930 году вышла поэма о жизни мордовского народа «Ульяна Сосновская» Д.Морского. В 1935 году на мордовском языке опубликована историческая поэма Я.Кулдуркаева «Эрьмезь», в 1958 году также на мордовском языке издан роман в стихах А.Куторкина «Яблоня у большой дороги», в 1940 году вышла в свет и до ныне пользуется популярностью мордовская драма П.Кириллова «Литова». На основе ее текста создана опера.

Но эти произведения также не смогли крупно воплотить в многовековой исторической сущности идею народа, борющегося за свободу.

Развитие мордовской эпической поэмы к настоящему времени привело к созданию книжно-литературного свода народного эпоса.

Неослабевающий интерес авторов эпических поэм и читательской общественности к подобного рода произведениям неизбежно приводит к ряду проблем национального литературного процесса. Разумеется, здесь могут быть разные подходы. Для нас в данном случае важным представляется прежде всего вопрос о характере влияния или воздействия эпической поэмы на мордовскую национальную литературу как особый тип литературного процесса.

Опыт обобщения истории возникновения и развития эпической поэмы в мордовской литературе, на наш взгляд, позволяет говорить о том, что национальная литература Мордовии во многом благодаря повышенному вниманию к народному эпосу и его книжной разновидности — эпической поэме по-прежнему остается литературой фольклорного эпика, несмотря на успешную и сравнительно давнюю уже сфор-мированность в ней развитых форм реалистической поэзии и прозы, в том числе и жанровых разновидностей исторического романа.

Национально-историческое и эстетико-нравственное содержание народного эпоса, на основе которого эпическая поэма складывалась в самостоятельное жанровое образование, повлияло прежде всего на становление поэм историко-революционного характера.

Репрезентативная притягательность национально-исторической содержательности эпической поэмы в мордовской литературе не ослабевала в военные и послевоенные годы ее развития (поэмы М. Бебана, А. Моро, И. Пиняева и других поэтов). Результатом активного воздействия традиций народно-поэтического эпоса и литературных ее форм на эпические жанры мордовской литературы стало в эти годы появление в ней стихотворных романов и повестей («Яблоня у большой дороги» А. Куторкина и неоконченная поэтическая трилогия Ф. Атянина «Шадось ушедсь» («Половодье») и «Варьхмодема ланга» («На рассвете», третья часть осталась незавершенной). Влияние народного эпоса и «книжных форм» народно-эпической поэзии сказалось в широком использовании авторами этих произведений принципа «стяжения времен», в трансформированном виде перешедшего в письменную литературу непосредственно из народного эпоса.

В дальнейшем особенно в 60-90-е годы, в мордовской литературе вновь наблюдается усиление интереса как литераторов, так и фольклористов к использованию поэтики и эстетики народно-эпических начал и традиций в целях создания произведений об этнической истории мордовского народа. В конечном счете это привело к созданию эпических поэм В.К. Радаева «Тюштя», «Пенза и Сура» и «Сияжар», охватывающих в своем сюжете огромный исторический период до середины XVI века включительно (вплоть до вхождения мокши и эрзи в состав русского централизованного государства).

Но на этом влияние традиций народного эпоса и ее «книжных форм» на жанровое развитие мордовской литературы не остановилось. По-своему это выразилось, в частности, на появлении в ней исторических романов сказового типа (роман-сказание «Пургаз» К.Г. Абрамова, повесть «Паловт» («Набат») И.И. Брыжинского, «Баягань сулейть» («Тени колоколов») A.M. Доронина.

Своего рода окончательным итогом воздействия народного эпоса и ее «книжных» форм на мордовскую эпическую литературу XX века явилась реализация национальными литераторами и учеными давней мечты целого ряда поколений писателей и ученых о создании литературного свода народного эпоса мордвы. Таким оригинальным произведением стала «Масторава» A.M. Шаронова, которая в отличие от всех других попыток мордовских литераторов по созданию такого свода в текстологическом смысле оказалась наиболее близкой к оригинальным эпическим произведениям, созданным комплексными усилиями народных сказителей.

Мордовская эпическая поэма как жанровая традиция не утратила своей жизнеспособности, входит в художественный арсенал мордовской литературы не как реликвия, не как памятник старины, а как действенная сила, помогающая рождению и созреванию новых традиций и новых художественных возможностей литературной культуры мордовского народа.

 

Список научной литературыКиркина, Елена Николаевна, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"

1. Абрамов Г. Сараклыч: Поэма. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1968. -16 с.

2. Адрианова-Перетц В.Н. «Слово о полку Игореве» и русская народная поэзия // Изв. АН СССР. Отд-ние лит. и яз. 1950. - Т. 9, вып. 6. - С. 409-418.

3. Адушкин Н. Эпос о красоте, мудрости и величии души народа// Изв. Мордовии. 1996. - 19 янв. - С. 3-4.

4. Азадовский М.К. Статьи о литературе и фольклоре. М.; Л.: Гослитиздат. - 1960. - 548 с.

5. Азбелев С.Н. Летописание и фольклор // Русский фольклор. М.; Л., 1963. - Вып. 8. - С. 3-28.

6. Акимова Т.М. О поэтической природе народной лирической песни.- Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1966. 172 с.

7. Алешкин А.В. Единство традиций. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1978. - 192 с.

8. Алешкин А.В. Эпос дружбы: (Типология жанра поэмы в литературе народов Поволжья). Саранск: Морд. кн. изд-во, 1985. - 184 с.

9. Алешкин А.В. Сказания мордовского народа // Вестн. Морд, ун-та.- Саранск. 1992. - №2. - С. 50-54.

10. Алешкин А.В. Поэтический эпос литератур, рожденных революционной эпохой // Проблемы современной мордовской литературы. -Саранск, 1980. С. 151.

11. Алешкин А.В., Воронин И.Д., Макушкин В.М. и др. Русское слово у колыбели мордовской литературы // Проблемы современной мордовской литературы. Саранск, 1980. - С. 40-120.

12. Андреев Н.П. Фольклор и литература//Лит. учеба. 1936. - №2. -С. 64-99.

13. Аспект-89: Исследования по мордовской литературе. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1989. - С. 57-115.

14. Н.Астахова A.M. Исследования советского времени и роли фольклора в русской литературе // Вопросы советской литературы. М.; Л., 1956. - Т. 4. - С. 288-320.

15. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. 4-е изд. М.: Сов. Россия, 1979. - 318 с.

16. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Худож. лит., 1975.- 502 с.

17. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества/ Сост. С.Г.Бочаров. -М.: Искусство, 1979. 423 с.

18. Бахтин М.М. Формы времени и пространства в романе // Вопр. лит.- 1974. -№3. С. 133-179.

19. Бахтин В. О творчестве коллективном и индивидуальном // На рубеже Петрозаводск. 1954. - №3. - С. 67-73.

20. Безбородое М. Стихт и поэмат. Саранск: Мордгиз, 1958. - 208 с.

21. Безбородов М. Стихи и поэмы / Пер. с морд. мокша языка В.Щепотева. - Саранск: Мордгиз, 1958. - 88 с.

22. Беззубов В.В. Документы о жизни и научной деятельности М.Е. Евсевьева. -Саранск: Мордгиз, 1950. 152 с.

23. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений: В 12 т. СПб., 1903.- Т. 7. 637 с.

24. Белинский В.Г. Собрание сочинений: В 9 т. М.: Худож. лит., 1981.-Т.6.-678 с.

25. Беляев Г.В. От вечно живого корня. Сывтывкар: Коми кн. изд-во, 1983. - 192 с.

26. Бирюкова Jl.Г. Становление жанра современной поэмы: 1921 — 1925 г.: Автореф. дис. д-ра филол. наук. М., 1979. - 36 с.

27. Богатырев П.Г. Вопросы истории народного искусства. М.: Искусство, 1971. - 544 с.

28. Борисов А.Г. Художественный опыт народа и мордовская литература. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1977. - 190 с.

29. Борисов А.Г. Роль фольклора в становлении и развитии мордовской литературы (поэтические жанры): Автореф. дис. д-ра филол. наук. Саранск, 1986. - 36 с.

30. Брайтман С.Н. Русская лирика XIX — нач. XX вв. в свете исторической поэтики: Автореф. дис. д-ра филол. наук. М., 1989. -35 с.

31. Бушмин А.С. Преемственность в развитии литературы. Л.: Наука, 1975. - 160 с.

32. Васин К. Марийская литература // История советской многонациональной литературы. М., 1972. - С. 390-400.

33. Веселовский А.Н. Собр. соч. В 5 т. Т. 2, вып. 1: Поэтика сюжетов. -Спб., 1913. 148 с.

34. Веселовский А.Н. Собр. соч. В 5 т., Т. 5, М.; Л. - 1938. - 436 с.

35. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М.: Высш. шк., 1989. -404 с.

36. Взаимосвязи и взаимодействия литератур: Материалы дискуссии 11-15 дек. 1980. М.: Изд-во АН СССР. 1961. - 439 с.

37. Виноградов В.В. Проблема авторства и теория стилей. М.: Гослитиздат, 1961. - 614 с.

38. Водовозов Н.В. История древней русской литературы. М.: Просвещение, 1966. - 383 с.

39. Волков P.M. Эпическая традиция и личное творчество мастеровнародного слова // Доклады и сообщения Львовского ун-та. -Львов, 1947. Вып. 1. - С. 37-39.

40. Вопросы советской литературы. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1961. -428 с.

41. Восточные финны: Ист.-этнограф, очерки / Сост. И.Н. Смирнов. -СПб., 1898. 34 с.

42. Выходцев П.С. Русская советская поэзия и народное творчество. -М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1963. 352 с.

43. Выходцев П.С. Советская литература и устное народное поэтическое творчество // Русский фольклор: Материалы и исследования. -М.; Л., 1962. Вып. 7. - С. 3-26.

44. Гацак В.М. Поэтика эпического историзма во времени // Типология и взаимосвязи фольклора народов СССР. М., 1980. - 344 с.

45. Гацак В.М. Проблема изучения конкретно-национального и общего в фольклоре // Национальное и интернациональное в литературе, фольклоре и языке. Кишинев, 1971. - С. 186-195.

46. Гацак В.М. Изучение региональных общностей и национального своеобразия фольклора // Основные направления в изучении фольклора: Тез. докл. М., 1971. - С. 17-21.

47. Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4 т. Т. 1 / Под ред. и с предисл. М.Лифшица. - М.: Искусство, 1968. - 312 с.

48. Гете И.В. Об искусстве. М.: Искусство, 1975. - 623 с.

49. Гинзбург Л.Я. Литература в поисках реальности: Статьи, эссе, заметки. Л.: Сов. писатель, 1987. - 399 с.

50. Гинзбург Л.Я. О лирике. Л.: Сов. писатель, 1974. - 408 с.

51. Горбунов В.В. Поэзия — душа народа. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1974. - 296 с.

52. Горбунов В. Литература, рожденная Октябрем // На пути роста.1. Саранск, 1969. С. 3-68.

53. Горький М.А. О литературе. М.: Сов. Россия, 1980. - 479 с.

54. Гусев В.Е. Эстетика фольклора. Д.: Наука, 1967. - 320 с.

55. Гусев В.Е. Фольклоризм как фактор становления национальных культур // Формирование национальных культур в странах Центральной и Юго-Восточной Европы. М., 1977. - С. 127-135.

56. Далгат У.Б. Литература и фольклор. М.: Наука, 1981. - 304 с.

57. Далгат У.Б. Введение // Роль фольклора в развитии литератур народов СССР. М., 1975. - С. 3-15.

58. Девяткина Т.П. Мифология мордвы. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1998.

59. Dugantsu М. Eposet Sijazjar. Litteraturens roll i mordvinernas kamp for nationell identitet. Truckt: Reprocen - tralem, HSC, - 1999. -114 s.

60. Евсеев В.Я. К вопросу о взаимодействии карело-финской и русской эпической поэзии // Вопросы литературы и народного творчества. -Петрозаводск, 1959. С. 30-36.

61. Евсеев В.Я. О русских источниках в стилистике и поэтике финно-угорской эпической поэзии // Рус. фольклор. Л., 1974. - Вып. 14. -С. 46-60.

62. Евсевьев М.Е. Избранные труды. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1961. -Т. 1. - 382 с.

63. Евсевьев М.Е. Избранные труды. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1963. - Т. 2. - 528 с.

64. Евсевьев М.Е. Избранные труды. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1966. - Т. 5. - 344 с.

65. Евсевьев М.Е. Мордовская свадьба. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1939. - 272 с.

66. Елеонский С.Ф. Литература и народное творчество. М.: Учпедгиз, 1956. - 240 с.

67. Емельянов Л.И. Введение // Русская литература и фольклор (XI-XVIII вв.). Л., 1970. - С. 9-19.

68. Емельянов Л.И. К вопросу о фольклоризме древней русской литературы // Русский фольклор. М.; Л., 1962. - Вып. 7. - С. 26-43.

69. Емельянов Л.И. Об интерпретации художественного произведения //Рус. лит. 1981. - №1. - С. 150.

70. Забавина В.М. Кузьма Абрамов. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1966. - 88 с.

71. Зеньковский В.В. История русской философии: В 2 т. 2-е изд. -YMCA-Press, 1989. Т. 1.-469 с.

72. Зеньковский В.В. История русской философии: В 2 т. 2-е изд. -YMCA-Press, 1989. Т. 2. - 476 с.

73. Иванов В. Идейно-эстетические принципы советской литературы (Формирование и сущность). М.: Худож. лит., 1971. - 470 с.

74. Иванов В.И. Формирование идейного единства советской литературы (1917-1932). М.: Гослитиздат, 1960. - 375 с.

75. Иванов Д.А. Эпические жанры фольклора как средство характеристики героев из народа в творчестве В.Я Шишкова //Сибирский фольклор. Томск, 1965. - Вып. 1. - С. 84-98.

76. Инжеватов И.К. Василий Кузьмич Радаев // История мордовской советской литературы: В 2 т. Саранск, 1972. - Т. 1. - 414 с.

77. История Мордовской АССР. С древнейших времен до Великой Октябрьской социалистической революции / НИИЯЛИЭ; Общ. ред. М.В.Дорожкина. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1979. - Т.1. - 320 с.

78. История мордовской литературы: Учеб. для филол. ф-тов / Под ред. А.В.Алешкина и др. Саране к: Морд. кн. изд-во, 1981. - 385 с.

79. История мордовской советской литературы: В 2 т. / НИИЯЛИЭ; Ред. кол.: В.В.Горбунов, Б.Е.Кирюшкин, В.М.Пискунов. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1968. - Т.1. - 414 с.

80. Кавтаськин Л.С. Предисловие // Устное поэтическое творчество мордовского народа: В 8 т. Саранск, 1963. - Т. 1. - С. 3.

81. Калевипоэг: эстонский народный эпос. Таллин, 1961. - 356 с.

82. Канюков В. От фольклора к письменности. Чебоксары: Чуваш-книгоиздат, 1971. - 127 с.

83. Канюков В. Развитие литературы и народные художественные традиции. -Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1979. 192 с.

84. Квятковский А. Поэтический словарь. М.: Сов. энцикл., 1966. -376 с.

85. Киканс В.П. Современная советская поэма. Рига: Зинатне, 1982. -239 с.

86. Кириллов П. Стихт ды поэмат. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1957. -32 с.

87. Кириллов П. Утро на Суре / Авториз. пер. с морд. эрзя языка В.А.Цвелева. - Саранск: Мордгиз, 1941. - 37 с.

88. Кирюшкин Б.Е. Мордовский советский роман. Саранск: Морд, кн. изд-во, 1965. - 184 с.

89. Китайник М.Г. Д.Н. Мамин-Сибиряк и народное творчество. Свердловск, 1955. 168 с.

90. Кожинов В.В. Роман — эпос нового времени // Теория литературы: Роды и жанры литературы. М., 1964. - С. 97-172.

91. Коржан В.В. Есенин и народная поэзия. Л.: Наука, 1969. - 200 с.

92. Кравцов Н.И. Русская проза второй половины XIX века и народное творчество. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. - 88 с.

93. Краткий словарь по эстетике. М.: Политиздат, 1963. - 544 с.

94. Кубилос В. Формирование национальных литератур // Вопр. лит. -1976. №8. - С. 21-56.

95. Кузнецов П., Лашко В. И.Н. Ульянов и просвещение мордовского народа. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1970. - 176 с.

96. Кузнецова О.В. Формирование мордовской поэмы как жанра // Очерки жанров мордовской литературы. Саранск, 1982. - С. 53133. (Тр. /НИИЯЛИЭ; Вып. 67).

97. Кузьмичев И.К. Литературные перекрестки: типология жанров, исторические судьбы. Горький: Волго-Вят. кн. изд-во, 1983. 208 с.

98. Ключагин П.А. Особенности формирования мордовской литературы: Автореф. дис. канд. филол. наук. Саранск, 1982. - 16 с.

99. Кулдуркаев Я.Я. Эрьмезь. Саранск: Мордгиз, 1935. - 92 с.

100. ЮО.Куторкин А. Покш ки лангсо умарина. Саранск: Морд. кн. издво, 1993.-240 с.

101. Куторкин А. Яблоня у большой дороги. 2-е изд. / Авториз. пер. с морд. эрзя П. Железнова и П. Панченко. - Саранск: Морд. кн. изд-во, 1991. - 182 с.

102. Лихачев Д.С. Возникновение русской литературы. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1951. - 240 с.

103. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Л.: Худож. лит., 1971. - 416 с.

104. Лихачев Д.С. У предыстоков реализма русской литературы // Вопр. лит. 1957. - Вып. 1. - С. 76-86.

105. Лихачев Д.С. Устные истоки художественной системы «Слово о полку Игореве» // Слово о полку Игореве. М.; Л., 1950.1. С. 53-92.

106. Ломидзе Г.И. В поисках нового. М.: Сов. писатель, 1963. - 351 с.

107. Ломидзе Г.И. Чувство великой общности. М.: Сов. писатель, 1978. - 352 с.

108. Луначарский А.В. Собр. соч.: В 8 т. М.: Худ. лит., 1964. - Т. 2. -702 с.

109. Мазепа Н.Р. Взаимодействие лирического и эпического в советской литературе (60-80-е годы): Автореф. дис. д-ра филол. наук. Киев, 1987. - 38 с.

110. ПО.Майнов В.Н. Очерк юридического быта мордвы. СПб.: Б. и., 1885. - 293 с.

111. Макушкин В.М. Начало пути. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1976. - 148 с.

112. Макушкин В.М. Обретение зрелости. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1985. - 224 с.

113. Маркелов М. Мордва. М.: Б. и., 1928. - 14 с.

114. Маскаев А.И. Мордовская народная эпическая песня. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1964. - 440 с.

115. Масторава: Кемгавксово евтамот эрзянь ды мокшонь раськетнеде / Эрзянь ды мокшонь кезэрень пингень мифтнень, эпической мо-ротнень ды евтамотнень коряс сермадызе A.M. Шаронов. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1994. - 494 с.

116. Медриш Д.Н. Литература и фольклорная традиция: Вопр. поэтики. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1980. - 296 с.

117. Мельников-Печерский П.И. Очерки мордвы. Саранск: Морд, кн. изд-во, 1981. - 136 с.

118. Микушев А.К. Эпические формы коми фольклора. Л.: Наука, 1973.-255 с.

119. Микушев А.К. Коми эпические песни и баллады. Л.: Наука, 1969. - 284 с.

120. Михайлов А.А. Поэты и поэзия: Портреты, проблемы, тенденции развития современной поэзии. М.: Просвещение, 1978. - 223 с.

121. Мокшин Н.Ф. Религиозные верования мордвы. Саранск: Морд, кн. изд-во, 1968. - 160 с.

122. Мокшин Н.Ф. Этническая история мордвы. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1979. - 280 с.

123. Мокшин Н. Еще одна точка зрения // Изв. Мордовии. 1996. -19 янв. - С. 3.

124. Мордва: Ист.-этногр. очерки / НИИЯЛИЭ; Ред. кол. В.И. Козлов и др. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1981. - 336 с.

125. Мордовское народное устно-поэтическое творчество / НИИЯЛИЭ; Под. ред. Э.В. Померанцевой и К.Т. Самородова. -Саранск: Морд. кн. изд-во, 1975. 432 с.

126. Морской Д.И. Ульяна Сосновская. М.; Л.: Гос. издат, 1930. -47 с.

127. Морской Д.И. Нувази. М.;Л.: Гос. издат, 1930. - 65 с.

128. На пути роста / Сост. В.В. Горбунов, Н.И. Черапкин. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1969. - 160 с.

129. Новикова A.M. Русская поэзия XVIII — первой половины XIX века и народная поэзия. М.: Просвещение, 1982. - 192 с.

130. Очерки истории марийской литературы: В 2 ч. Йошкар-Ола: Маркнигоиздат, 1963. Ч. 1. - 424 с.

131. Очерки истории марийской литературы: В 2 ч. Йошкар-Ола: Маркнигоиздат, 1960. - Ч. 2. - 412 с.

132. Очерк истории мордовской советской литературы / НИИЯЛИЭ; Ред. кол.: В.В. Горбунов, Ф.Ф. Советкин: М.И. Фетисов и др. -Саранск: Мордгиз, 1956. 226 с.

133. Paasonen H. Mordwinische volksdichtung. Helsinki, 1939. - Bd. 2.- 574 s.

134. Первый Всесоюзный съезд советских писателей. М.; Л.: ГИХЛ, 1934. - 124 с.

135. Петрухин А.И. Отражение мировоззрения народных масс в их устно-поэтическом творчестве: Автореф. дис. д-ра филос. наук.- Казань, 1966. 45 с.

136. Поляк Л.М. Роль фольклора в становлении реалистического метода А.Н. Толстого // Изв. АН СССР. Отд-ние лит. и яз. 1956. -Т. 15, вып. 4. - С. 353-364.

137. Поспелов Г.Н. Лирика среди литературных родов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. - 207 с.

138. Прасолова В.Н. Диалектика эпического и лирического в советской поэзии 60-80-х годов: Автореф. дис. д-ра филол. наук . -Киев, 1989. 22 с.

139. Пропп В .Я. Русский героический эпос. М.: Наука, 1958. - 604 с.

140. Пропп В.Я. Фольклор и действительность. М.: Наука, 1976. 326 с.

141. Путилов Б.Н. Героический эпос и действительность. Л.: Наука, 1988. - 223 с.

142. Радаев В. Сияжар. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1960. - 194 с.

143. Радаев В. Пенза ды Сура. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1972. -220 с.

144. Рахимова Э. Калевальский неоромантизм: Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1998. - 17 с.

145. Роль и значение литературы XVIII века в истории русской литературы. М.; Л.: Наука, 1966. - 460 с.

146. Русская советская поэзия и народное творчество. Л.: Сов. писатель, 1955. 418 с.

147. Русская советская поэзия: Традиции и новаторство. Д.: Наука, 1978. - 285 с.

148. Русские писатели о литературном труде: В 4 т. М., 1954. - Т. 1. -С. 185.

149. Самарин Г.О. О единстве литературы и фольклора // Вопр. лит. -1959. №12. - С. 116-175.

150. Самошкин А.Г. На крыльях песни // Судьба моя — Мордовия. -Саранск, 1984. С. 152-156.

151. Самошкин А.Г. Поэтэсь-сказителесь Игнатий Зорин // Сятко. 1982. №3. - С. 75-78.

152. Сидельников В.М. Народно-песенные традиции в творчестве современных лириков. Смоленск: Смолен, кн. изд-во, 1957.56 с.

153. Сидельников В.М. Писатель и народная поэзия. М.: Современник, 1974. - 192 с.

154. Сильман Т.И. Заметки о лирике. Д.: Сов. писатель, 1977. -223 с.

155. Сироткин М. Очерк устно-поэтического народного творчества. -Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1965. 132 с.

156. Сироткин М.Я. Очерки дореволюционной чувашской литературы. Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1967. - 240 с.

157. Сияжар. Сказания мордовского народа / Пер. с морд. С. Подел-кова. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1976. - 239 с.

158. Словарь литературоведческих терминов / Сост. Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев. М.: Просвещение, 1974. - 509 с.

159. Смирнов И.Н. Мордва: Ист.-этногр. очерк. Казань, 1895. 292 с.160161162163164165166167168169170171172173174

160. Современность и фольклор: Ст. и материалы. М.: Музыка, 1977. - 352 с.

161. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. -М.: Политиздат, 1976. 216 с.

162. Теория литературы: Роды и жанры литературы. М.: Наука, 1964. - 486 с.

163. Устно-поэтическое творчество мордовского народа. Очерки. -Саранск: Морд. кн. изд-во, 1975. 351 с.

164. Феоктистов А.П. Очерки по истории мордовских литературных языков. М.: Наука, 1976. - 260 с.

165. Флоренский П. Имена // Вопр. лит. 1988. - №1. - С. 37-49. Фольклорное наследие народов СССР и современность. - Кишинев: Штиинца, 1984. - 400 с.

166. Фроянов И.Я., Юдин Ю.И. Былинная история. СПб.: Изд-во С.Петербург. ун-та, 1997. - 592 с.

167. Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. М.: Худож. лит., 1977. - 446 с.143

168. Черапкин Н.И. В братском содружестве. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1969. - 384 с.

169. Черапкин Н.И. Притоки. М.: Современник, 1973. - 198 с.

170. Чистов К.В. Русские народные социально-топические легенды. -М.: Наука, 1967. 342 с.

171. Чистов К.В. О некоторых проблемах фольклористики // Сов. этнография. 1954. - №2. - С. 105-117.

172. Чичеров В.И. Вопросы теории и истории народного творчества. М.: Сов. писатель, 1959. - 312 с.

173. Чичеров В.И. Традиция и авторское начало в фольклоре // Сов. этнография. 1946. - №2. - С. 29-40.

174. Шаронов A.M. К вопросу об изучении русско-мордовских фольклорных отношений // Вопросы финно-угорского фольклора. Саранск, 1974. - С. 149-167. (Тр. / МНИИЯЛИЭ; Вып. 50).

175. Шахматов А.А. Из области новейшего народного творчества // Живая старина. 1909. - Вып. 2-3. кн. 70-71. - С. 163.

176. Шахматов А.А. Мордовский этнографический сборник. СПб., 1910. - 848 с.

177. Шотт И.М. Фольклор и творчество Янки Купалы. М.: Наука, 1968. - 182 с.