автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Современная мордовская поэма: традиции и новаторство

  • Год: 2004
  • Автор научной работы: Кочеткова, Наталья Николаевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Саранск
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Современная мордовская поэма: традиции и новаторство'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Современная мордовская поэма: традиции и новаторство"

На правах

Кочеткова Наталья Николаевна

СОВРЕМЕННАЯ МОРДОВСКАЯ ПОЭМА: ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО (1970-1990)

10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (финно-угорская)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Саранск 2004

Работа выполнена на кафедре финно-угорских литератур Мордовского государственного университета имени Н.П. Огарева

Научный руководитель - кандидат филологических наук

профессор М. Г. Имяреков

Официальные оппоненты - доктор филологических наук

профессор А. И. Брыжинский

кандидат филологических наук М. И. Малькина

Ведущее учреждение - отдел филологии и финно-угроведения

Научно исследовательского института гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия

Защита состоится 23 апреля 2004 г. в 13°° часов на заседании диссертационного совета Д. 212.117.09 по защите диссертаций в Мордовском государственном университете имени Н. П. Огарева по адресу: 430000, г. Саранск, ул. Большевистская, 68, аудитория 403.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Мордовского государственного университета имени Н.П. Огарева.

Автореферат разослан 23 марта 2004 года. Ученый секретарь диссертационного совета кандидат филологических наук доцент г

А.М.Гребнева

¡Ё22Н 25-3 ЫЩ

Общая характеристика работы

Актуальность исследования. В 1970 — 1990-е гг. мордовская поэма развивается как один из самых жизнеспособных жанров поэзии. Идейно-художественные и структурно-композиционные изменения, произошедшие в ней за последние три десятилетия, требуют дальнейшего осмысления и глубокого анализа. В связи с этим назрела необходимость исследования происходящих явлений в современной мордовской поэзии, объективной оценки произведениям, созданным в последние десятилетия. Поэтому современная мордовская поэма стала предметом нашего специального исследования.

Степень разработанности проблемы. Что касается теоретико-литературоведческого анализа особенностей национальной эпической поэзии в Мордовии, то он начался лишь в 1950-е гг. В «Очерках истории мордовской * советской литературы» (1956) была заложена основа историко-литературного

изучения жанра с точки зрения идейно-тематической содержательности. В двухтомном издании «Истории мордовской советской литературы» (1968) , уже даются попытки определения жанрового своеобразия поэмы. В

трехтомной «Истории мордовской советской литературы» (1968 - 1974) дается наиболее полная картина зарождения и развития литературы и здесь же анализируется роль отдельных поэтов в развитии национальной литературы. В этом плане особо следует выделить исследования отдельных мордовских критиков и литературоведов Н. Черапкина («В братском содружестве», 1969 и «Притоки», 1973), В. Горбунова («Поэзия - душа народа», 1973), А. Борисова («Художественный опыт народа и мордовская литература», 1977), А. Алешкина («Единство традиций», 1978 и «Эпос дружбы», 1985), М. Имярекова («Писатель и жизнь», 1992). В своих работах они рассматривают мордовские поэмы в аспекте их эстетической общности с чувашской и марийской поэмами, говорят о появлении национальной поэзии, отмечая ее черты, спорят об освоении национальной литературой народнопоэтической культуры: от прямого заимствования до творческого освоения ;» богатств фольклорного материала, делают попытки выявить эстетические и

художественные особенности ряда мордовских поэм в аспекте преемственности национально-эпических традиций, рассматривают типологию жанра поэмы в литературах народов Поволжья. Впервые ими был представлен наиболее полный анализ поэм, рассказов, романов, показана история создания произведений, их сюжетно-композиционное построение.

Ряд поэм был проанализирован в кандидатских диссертациях: «Творческий путь Никул Эркая» П. Казаковой (1973), «Творчество Михаила Безбородова» Ж. Конаковой (1974), «Формирование и развитие жанра поэмы в мордовской литературе» О. Кузнецовой. Так, О. Кузнецова отмечает, что

«история жанра поэмы в мордовской литературе не изучена, закономерности ее развития не обобщены, а типология намечена лишь отрывочно»'.

Цели и задачи исследования. Основной целью диссертации является анализ эволюции жанра мордовской поэмы, выявление основных тенденций ее художественного развития в жанровом ракурсе, а также рассмотрение отдельных поэм о войне, определение основных тенденций, характерных для современного состояния жанра с точки зрения идейно-тематической, жанровой, в аспекте традиций и новаторства, исследование национального и общечеловеческого, метода и стиля, творческой индивидуальности.

Для достижения поставленных целей предполагается решение ряда конкретных задач:

- выявить закономерности возникновения мордовской поэмы и показать ее динамику на последующих этапах литературного процесса;

- исследовать современное состояние жанра поэмы и рассмотреть на конкретном художественном материале ее жанровые особенности;

- установить, чем отличается современная поэма о войне от поэмы военного времени как в идейно-эстетическом, так и жанрово-стилевом плане.

Материалом исследования являются поэмы И. Калинкина, И. Кудашкина, А. Тяпаева, А. Мартынова, И. Девина, П. Любаева и др., чьи произведения во многом определяют художественный уровень современной мордовской поэзии, а также литературно-критические статьи, рецензии, посвященные отдельным поэтам и их произведениям, заслуживающим наибольшего внимания.

Теоретическую и методологическую основу диссертации составили научно-теоретические положения, выдвинутые в трудах ученых по проблемам литературы и искусства: А. Бушмина, Г. Поспелова, А. Абрамова, М. Храпченко, А. Алешкина, В. Горбунова, Н. Черапкина, О. Кузнецовой и др.

Научная новизна исследуемой проблемы определяется тем, что жанр поэмы в мордовской литературе относится к репрезентативным жанрам и поэтому представляет собой один из важных аспектов при изучении своеобразия национально-художественных традиций мордовской литературы в целом. В целях выявления идейно-эстетических, художественно-исторических корней, национального своеобразия произведения мордовских поэтов рассматриваются в теоретическом и описательном плане. Кроме того, в нашей работе впервые рассматриваются мордовские поэмы, изданные в 1970 - 1990 гг., не введенные пока в научно-исследовательский оборот.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что она вносит определенный вклад в исследование проблем современной мордовской литературоведческой науки, а также в применении и возможности дальнейшего исследования результатов анализа, полученных

' Кузнецова О.В. Формирование и развитие жанра поэмы в мордовской литературе: Авторсф. дне. ... канд. фнлол. наук. Саранск, 1982. С. 20.

в виде обобщений в вузовских лекционных курсах, спецкурсах и спецсеминарах. Работа может найти применение и в практике преподавания мордовской литературы в школах Республики Мордовия.

Апробация диссертации. Работа обсуждалась на заседании кафедры финно-угорских литератур Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева. Основные положения диссертации нашли отражение в статьях, опубликованных в республиканских литературно-художественных журналах, а также в докладах и сообщениях на научно-теоретических конференциях разных уровней: ежегодные Огаревские чтения (1999, 2000); конференции молодых ученых Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарева (2001); Всероссийская научная конференция финно-угроведов (Саранск, 2000).

Структура и объем диссертации. Структура исследования обусловлена поставленными задачами. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.

Основное содержание работы

Во введении обосновывается выбор темы и ее актуальность, анализируется степень научной разработанности, определяются цели и задачи, новизна, теоретическая и практическая значимость исследования.

В первой главе - «Эволюция жанра поэмы в мордовской литературе» -дается определение жанра поэмы, рассматривается ее эволюция в мордовской литературе, а также дается обзор работ авторов, занимающихся проблемой жанра и вопросами традиции и новаторства, и выявляется степень их изученности в исследовательской литературе.

Современная поэма - это объемное стихотворное произведение с национально-исторической проблематикой, состоящее из цепи событий и переживаний, связанных авторской идеей, осмысленное на более высоком философско-эстетическом уровне художественного обобщения.

Современная мордовская поэма - явление прежде всего лироэпическое, глубоко самобытное и оригинальное по форме, что позволяет рассматривать ее в динамике развития поэтической мысли, выявляя историко-функциональное бытие части взаимодействия различных жанрово-стилевых исканий в рамках национальной формы.

Первая мордовская поэма «Мокшень мора Ленинть колга» («Песня мокши о Ленине») появилась в 1925 г. Ее автор - один из основоположников профессиональной мордовской литературы 3. Дорофеев. Будучи поэтом своего времени, он стремился показать всенародную любовь к В.И. Ленину. Хотя 3. Дорофеев не смог создать сюжет, не нашел необходимых средств художественной изобразительности, не развернул публицистической оценки событий, это произведение навсегда останется примером первых попыток освоения жанра.

Мордовская поэма, развиваясь на социально-революционной основе, за первое десятилетие советской власти все же сформировалась как жанр. Из сорока поэм, опубликованных за это время, выдержали испытание временем «Ефкс, кона ульсь» («Сказка-быль»), «Матовсь кяжяц» («Потушенная злоба»), «Волянкса» («За волю») М. Безбородова, «Ульяна Сосновская» и «Нувази» Д. Морского, «Валске Сура лангсо» («Утро на Суре») П. Кириллова, «Эрьмезь» Я. Кулдыркаева, «Гале» А. Рогожина, «Шутихин Гриша» А. Мартынова. Этим произведениям свойственны революционно-героическое начало, глубокая связь с народно-поэтическим опытом, освоение характерных признаков жанра и художественной культуры русской классической поэмы XX века.

Основной чертой мордовской, чувашской и марийской литератур 1930-х гг. является освоение крупных жанров - поэмы, повести, драмы, романа.

В этот период в литературах Поволжья была создана целая галерея произведений крупного жанра: более 50 поэм и 30 повестей, многие из которых, вошли в золотой фонд национальных литератур. Это поэмы И. Хузангая «Магнит-гора», И. Ивкина «Киркка Илене», Я. Ухсая «Свадьба» и «Золотая книга народов» - в Чувашии; И. Шабдара «Трактор», О. Ипая «Сердце жизни» и «Цветущая земля», И. Осмина «Дозор» и «Сердце матери», Я. Ялкайна «Ленин» и «Сын» - в Марий Эл; М. Безбородова «Сказка-быль» и «За волю», П. Кириллова «Утро на Суре» - в Мордовии.

В 1930-е гг. в разработке данной темы наметилась специфическая идейно-художественная тенденция, суть которой состояла в том, что в образной структуре и композиционном строе жанра на первый план выдвинулась диалектика индивидуальной судьбы человека в процессе утверждения новых социальных норм жизни. Энергично развивалась поэма с преобладанием эпичности, тенденцией к постижению сложного мира мыслей и чувств личности.

В 1920 - 40-е гг. поэма как жанр открывала путь к художественному решению значительных проблем послеоктябрьской действительности, способствовала зарождению и формированию в мордовской литературе других форм художественного эпоса, в частности прозаической повести и романа. Многие известные мастера большой прозы (П. Кириллов, Н. Эркай, А. Куторкин, М. Бебан) начинали работать над освоением жанровых форм поэзии, в том числе и поэмы.

В развитии жанровых форм мордовской поэмы 1930 - 50-х гг., имели место описательность и дидактизм, наблюдалась подмена художественно конкретного, индивидуально обобщенного лирическими образными средствами (поэмы «Концерт» С. Вечканова и «Пир» М. Бебана).

Выдвижению на первый план лирики в начале 1950-х гг. способствовала потребность и обязанность творческой личности более непосредованно

б

участвовать в решении мировых проблем. Приблизительно аналогичный процесс наблюдается и в поэме других поволжских народов.

В поэзии 60-х гг. мордовская лирика стала больше тяготеть к усилению «личностного начала и в содержании стихов, и в самой манере изложения мыслей и чувств»1.

Следует отметить, что в «чистом» виде жанр лирической поэмы в младописьменных литературах не имеет прочных традиций или, по крайней мере, еще не успел выделиться в самостоятельный жанр»2. Характерной особенностью этого жанра в современной мордовской поэзии является тесная соотнесенность лирического начала (как основного признака) с историческими судьбами народа, которые, как правило, у многих наших поэтов осмысливались через призму автобиографического материала («Поэма церазень колга» («Поэма о сыне») И. Девина, «Норовжорч» («Жаворонок») А. Мартынова, «Кортан седеем марто» («Разговариваю с сердцем») И. Калинкина, «Шумбрат, тядяй!» («Здравствуй, мама!») С. Кинякина и др. произведения последних лет).

В творчестве современных мордовских поэтов наряду с развитием ранее сложившихся традиционных жанров поэмы (эпических, преимущественно построенных на фольклорном материале - «Сияжар», «Пенза и Сура»

B. Радаева), историко-хроникальных («Кизот-вайгяльбет» («Годы-версты»)

C. Кинякина), успешно осваиваются и новые жанровые разновидности поэтического эпоса, такие, например, как лиро-философская поэма («Высота» И. Пиняева) или поэма-репортаж, представляющая собой лирико-публицистические раздумья о времени и о себе («Перекличка лет» А. Моро).

Еще одной из распространенных форм поэмного жанра в современной мордовской поэзии стала лирическая поэма, тяготеющая к романтическому типу изобразительности, идущей от традиций устно-поэтического творчества: «Иляса» («На чужбине») А. Малькина, «Нармоггне лиихть шинь стямав» («Птицы летят к восходу» И. Кудашкина.

Для 1970 - 1990-х гг. характерны идейно-эстетические поиски и поэтические формы, которые условно можно назвать «антилирическими». Но не стоит это считать возвратом к старым эпическим формам. Скорее, это стремление к поиску новых стилистических средств (поэма В. Кригина «Ниле вет, ниле шит» («Четыре ночи, четыре дня»), «Пиче вирь» («Сосновый бор» И. Калинкина).

Национальные поэты современности все чаще обращаются к героическим страницам истории, находят в современной жизни материал и смелее используют опыт зрелых литератур. (Поэма «Бессмертный подвиг» П. Гайни).

1 Алешкин A.B., Малькина М.И. На пути к человеку // Современная мордовская литература (60-80-гг.): В 2 ч. Саранск, 1993. Ч. 2. С. 6.

2 Алешкин А. В. Единство традиций. Саранск: Мордов. кн. нзд-во, 1978. С. 169.

Новаторские поиски молодых поэтов всегда носят косвенную связь с традициями. До сих пор не решена во всей полноте проблема традиций и новаторства применительно к развитию мордовской поэмы. В этом плане стоит отметить работы Н. Черапкина («В братском содружестве», 1969), В. Горбунова («Поэзия - душа народа», 1973), А. Борисова («Художественный опыт народа и мордовская литература», 1977), А. Алеш-кина («Единство традиций», 1978) и др.

К примеру, А. Алешкин считает, что вопрос о традициях невозможно рассматривать отдельно от вопроса о новаторстве. Важное место в литературе занимает жизнь и происходящие в ней социально-исторические события. Благодаря им появляются общественные сегодняшние нужные проблемы, а в литературе - показываются те или другие наиболее типичные явления. Идейные и нравственно-этические критерии, принципы, приемы и другие средства, которые помогают художественно показать жизнь, в духовной жизни народа складываются на основе социально-исторических больших событий. Со временем в литературе остается только то, что, как называется, проверенно временем. Устойчивые идейно-художественные явления и признаки, в основе которых наблюдаются наиболее типические черты социально-эстетической мысли жизни и народа, мы и называем традициями. Поэтому традиции - это не только традиционные художественные средства. Корни литературного-художественных традиций рождаются из социально-исторической и духовной жизни народа.

Основные тенденции формирования и развития жанра мордовской поэмы могут быть сведены к следующему:

1. Мордовская поэма как жанр сформировалась под воздействием двух факторов - идейно-эстетического опыта русской классической и российской поэмы и традиций национального фольклорно-поэтического опыта.

2. По мере формирования новых общественных отношений и нового человека, поэма обогащается новым жизненным содержанием, которое получает свое выражение в постановке проблемы личности в социально-философском и нравственно-психологическом аспектах.

3. Современная мордовская поэма достигает новаторства благодаря развитию новых сложных философских и нравственных вопросов о человеке и истории, диктуемых нашим временем, а также современному уровню поэтического мышления - наибольшего обобщения и синтетизма явлений, масштабности слова, беспрецедентного использования условно-символических образов, большого разнообразия сюжетных форм и языковых решений.

Во второй главе - «Идейно-эстетическое и сюжетно-композиционное своеобразие поэм о Великой Отечественной войне» - репрезентативные начала национальной поэмы анализируются на материале поэм о Великой Отечественной войне. Определяются основные черты и тенденции поэмы периода Великой Отечественной войны, анализируются идейно-эстетические

особенности современной поэмы о войне по сравнению с поэмами, написанными в годы войны. Дается анализ произведениям А. Малькина, А. Мартынова, И. Девина, И. Калинкина, А. Тяпаева, П. Любаева и др.

Для определения основных тенденций, характерных для современного состояния жанра с точки зрения идейно-тематической, жанровой, а также в аспекте традиции и новаторства необходимо проанализировать произведения, написанные в годы Великой Отечественной войны.

Лучшим поэмам войны были присущи философичность, глубокий психологизм, аналитичность, органическое сочетание эпического и лирического начал. Мы имеем в виду прежде всего поэмы мордовских поэтов А. Мартынова, А. Малькина, удмурта П. Чайникова, чуваша С. Шавлы, марийца М. Казакова и другие, стремящиеся к постижению войны в целом, затрагивающие глубокие общенародные проблемы, осмысливающие войну широко, всесторонне. При всей общности идейно-художественных принципов, объединяющих их поэмы, каждая из них отчетливо выражает творческую индивидуальность автора и является важным этапом в ^ творческой биографии художника.

Для лирики военных лет характерно то соединение общего и частного, большого и малого, которое выступает как слияние общественного с личным. В ней тесно и органически переплетаются внутренние переживания солдата с осознанием великой исторической миссии русских людей, с осмыслением места человека в общем строю. В военных произведениях П. Кириллова эта философская проблема впервые в мордовской литературе получила четкое образное решение (поэма П. Кириллова «Моро авадон» («Песня о матери»).

Тема войны нашла свое отражение в произведениях И. Кривошеева, t П. Гайни, П. Любаева, С. Платонова, Э. Пятая, Н. Эркая, Г. Пьянзина и др.

«Монь ялгам» («Мой товарищ») А. Мартынова - наиболее крупное лироэпическое произведение в мордовской литературе о подвиге народа в Великой Отечественной войне. г' Сюжет поэмы построен таким образом, что фронтовые события и жизнь

в тылу взаимосвязаны. Действие вращается вокруг главного героя мордвина Вани Радайкина, интересы которого связаны с интересами всего народа. В поэме немало и других образов со своими взглядами на жизнь, но все они волею случая встречаются с главным героем. Все это помогает глубже раскрыть его образ.

Через поэму «Мой товарищ» главным лейтмотивом проходит аспект изображения героики народной жизни. Тема всенародной борьбы против фашизма, как и во всей многонациональной литературе, прошедшая через эпическую поэзию поволжских литератур, начиная от лирики до крупных стихотворных произведений, в этой поэме взаимодействовала с теми достижениями художественного отображения действительности, которые были характерны для предвоенного опыта марийской, мордовской,

удмуртской и чувашской литератур, в частности - со стремлением к широкому и синтетическому охвату жизни.

Грозные военные события отозвались в творчестве другого мордовского поэта А. Малысина. Его наследие эпично по своему содержанию, а лиризм выступает лишь как художественное средство. Талант А. Малькина раскрылся прежде всего в жанре поэмы. Написанные им двенадцать поэм подкупают глубиной мысли и чувства, лирическое, эпическое и драматическое в них взаимосвязаны.

В своих поэмах А. Малькин обращается к военно-патриотической теме. В частности, этой тематике посвящены такие его поэмы, как «Баллада комиссарть колга» («Баллада о комиссаре»), «Ару менельть ала» («Под голубым небом»), «Солдатонь рьвя» («Жена солдата») и др.

В наиболее удачном стихотворении военного времени «Тядязти» («Матери») рисуется образ матери, ждущей с фронта любимого сына. Этот образ нашел место в дальнейшем творчестве поэта и наиболее удачно раскрылся в поэме под названием «Поэма аф куломать колга» («Поэма о бессмертии»).

Поэмы А. Малькина национально-самобытны. В них он повествует о том, что довелось увидеть и услышать ему самому. Судьбы героев, эпически большие проблемы и даже интимные чувства поэт не отделяет от своей жизни.

В годы войны поволжской поэме, как жанру, были свойственны две прямо противоположные тенденции. С одной стороны, стремление почти к документальному фиксированию конкретного героизма («Мой товарищ» А. Мартынова, где прототипом главного героя стал герой Советского Союза Иван Радайкин, «Зоя» С. Шавлы, повествовавшая о мужестве чувашской девушки-радистки Зои Семеновой), а с другой стороны - изображение героики войны в духе традиций народно-эпического творчества («Богатырь эрзя» А. Мартынова, «Мать солдата» М. Уйпы, «Богатырское племя» И. Осмина и др.).

Появлялись и поверхностные произведения. Таковы, например, «Шайра» И. Осмина, «Петрусь» А. Мартынова, «Товарищ рядовой» И. Стрельникова - произведения слабые и национально ограниченные.

Лирический эпос времен войны стал выражением наиболее активного отношения поэтов к действительности. Отмечается движение поэмы от лирики к эпосу, и жанр поэмы времен войны обычно характеризуют как лироэпический.

Основной темой в творчестве современных мордовских поэтов остается тема мира на земле. Поэты используют новые художественные средства, свежие образы. Например, поэма И. Девина «Сембода сенем морясь» («Самое синее море»), представляет собой своеобразную форму лирического дневника. Через раздумья лирического героя о море художник

ю

выражает мысль о судьбах поколений, ушедших в историю, и о наших современниках.

Поэма И. Кудашкина «... А Волгась шуди» (« А Волга течет») насыщена размышлениями. Действие развивается пунктирно. Эпическая основа больше выполняет роль иллюстраций к авторским размышлениям.

Посвященная памяти погибших земляков поэма «Алят» («Мужчины») А. Тяпаева представляет собой лирические раздумья поэта о величии подвига отцов, ушедших на войну. Здесь нет сюжета, а все произведение состоит из отдельных фрагментов.

Лирический герой Калинкина не был свидетелем минувшей войны, однако в произведениях поэта много образов военного времени и тематических параллелей. Художник, осмысливая диалектику отношений того, что есть, с тем, что было, что пережито, чем он сейчас живет, приходит к убеждению: деревенская «закваска» помогает ему ощущать прочность почвы под ногами и в жизни, и в поэзии.

В конце семидесятых годов А. Пудин создает поэму «Иванць, Иванонь церась» («Иван, сын Ивана»), в которой события войны переданы в русле народно-эпических традиций.

Современные мордовские поэмы характерны отражением основных, самых существенных черт действительности, связью с предшествующими временами, в частности, с Великой Отечественной войной. Для них характерна широта обобщений, масштабность художественного видения и мышления, его аналитичность и историзм. В них переплетаются, активно взаимодействуют два пласта времени: история и современность («Кизот-вайгяльбет») («Годы-версты») С. Кинякина, «Высота» И. Пиняева и др.).

О войне пишут не только бывшие воины. Глазами детей показали Великую Отечественную войну Д. Надькин (поэма «Кустемат» («Ступени») и А. Кадоркин (поэма «Давол» («Ураган»). Поэты рассказывают о поколении детей, чье безрадостное детство совпало с годами войны и было омрачено страшными событиями.

К теме Великой Отечественной войны обращаются не только мордовские поэты. Успехи, например, коми-поэмы последних лет также связаны с осмыслением темы войны (поэма С. Попова «Гай Саш»).

В поэме удмуртского поэта Н. Байтерякова «Солдаты вернутся» осмысливается эта же тема.

В третьей главе - «Национально-эпические традиции в современной мордовской поэме» - дается общая картина своеобразия национально-эпических традиций поэмного жанра и выявляется, что произведения И. Кудашкина, А. Тяпаева, И. Калинкина, А. Мартынова, С. Кинякина, В. Нестерова и др. подняли мордовскую поэтическую культуру на новый уровень.

Проблемная основа лучших поэм 1970 - 90-х гг. - исследование сложных взаимоотношении Человека и Истории. Одним из главных

интересов современной мордовской поэмы является познание ценностей национальной истории. Главными вопросами, затрагиваемыми в поэмах, становятся достижения национальной культуры и древнейшие достоинства и нравственные идеалы национального характера («Нармотгне лиихть шинь стямав» («Птицы летят к восходу»), « Монь морозе - пичень поразе» («Моя песня - сосновая роща») и «Лихтибрятне шавихть пайкт» («Родники бьют в колокола») И. Кудашкина, «Кортан седеем марто» («Разговариваю с сердцем») И. Калинкина, «Ару сельмот» («Чистые глаза») А. Тяпаева, «Глубинный свет» В. Егорова).

Общие для жанра формы развития, единство и незыблемость его основных видовых признаков, устойчивость идейно-эстетических принципов в сходных литературных направлениях и другие типологические схождения не делают поэмы единообразным подобием друг друга, не лишают их национального своеобразия, самобытности и оригинальности. Историко-литературная и социально-этническая специфика, национальные художественные традиции и сама личность авторов дают совершенно разные решения типологически единых процессов, тематики и образов, вносят в жанр, его художественную систему и архитектонику неповторимые черты и своеобразие. А своеобразного, неповторимого, специфического немало в истории мордовской поэмы.

Самобытен и оригинален в поэмах прежде всего национальный материал, национально-исторический герой. Уже первые опыты мордовской поэмы тесно связываются с героическими событиями современности, разрабатывается собственный идеал героического, дается национально-особенное понимание эпического характера. Самобытность мордовской поэмы определяется и питающими ее художественными национальными традициями, родным фольклором.

В развитии художественной литературы устное народное творчество сыграло огромную роль. Взаимоотношения народного творчества и письменной поэзии на протяжении многих веков претерпевали существенные изменения. Однако фольклор всегда оставался могучим источником, естественной почвой для развития литературы, формирования литературного языка. На основе литературных традиций развивалась и развивается наша мордовская литература, в том числе и поэма. Поэты опираются на фольклор и национальные традиции, раскрывая характеры своих героев.

Изучение фольклорных традиций в мордовской поэзии имеет непосредственное отношение к осмыслению проблем национального своеобразия. Например, большую идейно-художественную силу несет в поэме «Ару сельмот» («Чистые глаза») А. Тяпаева такая деталь, как кедры, привезенные на берег Мокши из Сибири.

Национальное своеобразие проявляется как в форме, так и в содержании художественного произведения. Для выявления национального своеобразия необходимо учесть особенности художественного менталитета,

традиции народа, религиозные и философские воззрения, этикет, народную педагогику. Для изучения национального надо учитывать и географическую среду, расовые особенности народа. Национальный характер, национальная самобытность вырабатывают особый взгляд на вещи, свое видение прекрасного, свое отношение к вечным темам поэзии («добро и зло», «любовь и ненависть» и т.д.). Например, светлая, оптимистическая поэзия А. Мартынова проникнута любовью к жизни во всех ее проявлениях, он умеет находить в каждом явлении, на первый взгляд даже обыденном, подлинную поэзию, своеобразную красоту и воспеть ее (поэма «Норовжорч» («Жаворонок»)).

Известно, что не бытовые особенности, не описание древних обрядов и обычаев составляют главное содержание и цель произведения, хотя эти особенности и являются важным и неотъемлемым элементом народного бытия и писатель не может обойтись без них. Определяющим, основным при оценке любого произведения является отношение автора к описываемым событиям, его идейно-политической позиции.

Например, в поэме «Нармоттне лиихть шинь стямав» («Птицы летят к восходу») И. Кудашкин выступает не как простой бытописатель, коллекционирующий экзотические древности, а раскрывает душу мордвина. Героя не покидают грустные мысли, с тоской в душе он думает о том, что оставил свое родное село, забыл запах душистой черемухи, шум полей. Просит прощения у родного края за то, что не может приехать, не может поклониться родной деревне.

Современные мордовские поэты решают проблему человека, его отношения к обществу и к себе. Особое место уделяют защите природы и ее кладовых богатств («Пиче вирь («Сосновый бор») И. Калинкина), где автор поднимает проблемы сохранения природы, развития деревни, с лирической проникновенностью описывает изменяющийся деревенский быт, сложные людские судьбы.

Показать образ современника, человека, который не боится трудностей удалось С. Кинякину («Кизот-вайгяльбет («Годы-версты»). В его поэзии мы находим глубокие чувства, новые интонации, мотивы, своеобразные художественно-изобразительные средства.

Поэтов волнуют морально-этические проблемы сегодняшнего времени («Сэпей медь» («Горький мед»), «Журавлиная ива» И. Калинкина; о нашей современной жизни, где идет борьба между добром и злом, поэма В. Нестерова «Кевть и эйхнень пачк» («Сквозь льды и камень»); социально-общественные мысли человека и его нравственно-этические искания пытается связать в один узел С. Кинякин («Сотке» («Узел»).

Мордовская поэзия на всех этапах своего развития идейно-эстетически обогащается в рамках того единства содержания и формы, где наиболее полно и естественно просто выражается внутреннее пережитое чувство, уходящее своими корнями в глубины народной жизни. Мотив

преемственности нравственно-эстетических традиций приобретает в поэме философскую насыщенность, являясь свидетельством исторической глубины осмысления действительности.

В заключении подводятся итоги исследовательской работы, делаются выводы об основных тенденциях развития мордовской поэмы 1970-1990-х гг. Указанный период - это активный период развития жанра поэмы в мордовской литературе, что находит свое выражение в следующем:

- Мордовская поэма 1970 - 1990-х гг. составляет новый, современный этап в истории жанра. Произведения этого периода отличаются большой актуальностью, общественным звучанием и художественными достоинствами. Поэма новейшего времени, хотя и не лишена некоторых противоречий, тем не менее, составляет один единый этап благодаря общей направленности проблемно-тематической и жанровой тенденции.

Современная поэма обращается к разнообразным темам существенным и важным проблемам нашего времени. Она сближает историю с современностью, связывает реальность жизни с символикой, стремится к цельному выражению своего отношения к миру, выявляет в индивидуальном типическое, социально значимое. Современной поэме присуща масштабность видения и мышления.

- Жанр поэмы в мордовской литературе относится к репрезентативным жанрам и поэтому представляет собой один из важнейших этапов при изучении своеобразия национально-художественных традиций мордовской литературы в целом.

- Традиционные национально-фольклорные формы в поэме соединяются с новейшим жанровым мышлением, увеличивают исторический кругозор и внутренний эпизм жанра. Изучение фольклорных традиций в мордовской поэзии имеет непосредственное отношение к осмыслению проблем национального своеобразия.

- По мере формирования новых общественных отношений и нового человека поэма обогащается новым жизненным содержанием, что получает свое выражение в постановке проблемы личности в социально-философском и нравственно-психологическом аспектах, преимущественно в жанре лирической поэмы.

- Содержание лирических поэм, в которых поэт-лирик ощущает себя гражданином всего мироздания, чувствует ответственность за судьбу народов планеты, и в которой переживание отличается полифонизмом, основано на внутренней теме лирических произведений. Внутренняя тема -это комплекс, гамма философских, исторических, публицистических, личных мотивов, переживаний, переплавливающихся в поток лирических идей. Полифонизм лирического переживания требует обилия изобразительных средств. Потому в современной лирической поэме много пластического материала, предметной детализации, эпоса как «своеобразного выхода» лирического переживания, остающегося конструктивным центром поэм.

- В «чистом» виде жанр лирической поэмы в младописьменных литературах не имеет прочных традиций или, по крайней мере, еще не успел выделиться в самостоятельный жанр». Характерной особенностью этого жанра в современной мордовской поэзии является тесная соотнесенность лирического начала (как основного признака) с историческими судьбами народа, которые, как правило, у многих наших поэтов осмысливаются через призму автобиографического материала. Таковы «Поэма церазень колга» («Поэма о сыне») И. Девина, «Норовжорч» («Жаворонок») А. Мартынова, «Кортан седеем марто» («Разговариваю с сердцем») И. Калинкина, «Шумбрат, тядяй!» («Здравствуй, мама!») С. Кинякина и др.

- Наблюдается устойчивая тенденция развития поэмного эпизма -переход от ясного эпического описания и предметного образа к широкому обобщению явлений действительности. В лучших поэмах эпическая основа

у подчиняется стремящемуся к глубокому идейному взгляду,

индивидуальному восприятию поэта, открывается по-новому, поэтически. Это результат сильной лиризации поэтического эпоса.

f - Идейно-художественное содержание современной поволжской

поэмы, в том числе мордовской, отражает высшие моменты народной жизни и сильные национальные характеры, воплотившие всю полноту нравственного сознания народа на самых крутых поворотах его истории.

- Продолжая лучшие идейно-эстетические традиции поэмы военных лет: традиции гуманизма, патриотизма, героизма, современная поэма осваивает и развивает их, углубляя категории героического и гуманистического через основную, магистральную тему лироэпического жанра - тему памяти - как основу гуманизма и в связи с концепцией мира и человека.

> - Будучи по природе жанром неоднородным и нестандартным, поэма

допускает смешение и взаимопроникновение родовых и жанровых структур, что ее только обогащает, совершенствует (эпическая поэма, лироэпическая поэма, лирическая поэма и драматическая поэма).

* - Успешно осваиваются новые жанровые разновидности поэтического

эпоса, такие, например, как лирико-философская поэма («Высота» И. Пиняева), или поэма-репортаж, представляющая собой лирико-публицистические раздумья, «о времени и о себе» («Перекличка лет» А. Моро).

- Новаторство всегда определяется передовыми идеями века, новыми героями и новым содержанием, что, безусловно, связано с поисками новых художественных средств. Наряду с необходимым присутствием новой общественно значимой тематики новаторство немыслимо без обновления стиля и жанра.

- Новаторство писателя - это совокупный результат действенного проявления его таланта, жизненного опыта, заинтересованного отношения к запросам своего времени, высокой общей культуры и, конечно,

профессионального мастерства, основанного на знании художественных образцов. Изучение опыта мастеров позволяет художнику найти свои, новые формы, наиболее полно отвечающие волнующим его идеям и темам.

- Эволюция поэмы представляет собой творческие поиски и новаторство в структурно-композиционном плане, области художественно-выразительных средств, обогащении языка и стиля произведения.

При всей традиционности в поэзии последних лет, несомненно, господствует дух обновления. При этом поэма выступает не просто как наиболее подвижный, но и как наиболее емкий по своим возможностям жанр.

1. Современные поэмы й. Кудашкина// XXVIII Огаревские чтения /Матер, науч. конф/ Г.В. Гришаков (отв. ред.). Саранск, 1999. С. 139-140.

2. Своеобразие поэм о Великой Отечественной войне// Социальные и гуманитарные исследования: традиции и реальности/ Межвуз. сб. науч. тр./ В.В. Шигуров (отв. ред). Саранск, 2000. С. 376-378.

3. Своеобразие поэм С. Кинякина// Финно-угристика на пороге III тысячелетия/ Матер. II Всерос. науч. конф. финно-угроведов/ М.В. Мосин (отв. ред.). Саранск, 2000. С. 337-340.

4. Атямъенксть кирдьса эсь лафтубрясон// Мокша, 2000. №3. С. 85-92.

5. Национально-эпические традиции и своеобразие современной мордовской поэмы// Материалы VI научной конференции молодых ученых/ В.В. Шигуров (отв. ред). Саранск, 2001. С. 66-67.

6. Фольклор и мордовская литература// Социально-гуманитарные исследования: теоретические и практические аспекты/ Межвуз. сб. науч. тр./Л.И. Савинов (отв. ред). Саранск, 2004. С. 102-105.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

Подписано в печать 19.03.04. Объем 1,0 п. л. Тираж 100 экз. Заказ № 545.

Типография Издательства Мордовского университета 430000, Саранск, ул. Советская, 24

с

РНБ Русский фонд

2007-4 18344

1 5 ДПР 2004

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Кочеткова, Наталья Николаевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. Эволюция жанра поэмы в мордовской литературе.

ГЛАВА 2. Идейно-эстетическое и сюжетно-композиционное своеобразие поэм о Великой Отечественной войне.

Г ЛАВА 3. Национально-эпические традиции в современной мордовской поэме.

 

Введение диссертации2004 год, автореферат по филологии, Кочеткова, Наталья Николаевна

Актуальность работы. Являясь одним из ведущих жанров словесного искусства мордвы, поэма открывала и открывает широкие возможности для исследования общих закономерностей литературного развития, художественного единого процесса во всей совокупности жанров и видов литературы, решения проблем традиций и новаторства, героя и пафоса, национального и интернационального, метода и стиля, своеобразия творческой индивидуальности. Она позволяет глубоко проникать в социально-исторические основы национальной культуры мордвы. Опираясь на традиции родного фольклора и опыт русской классической литературы, этот жанр вбирает многогранный комплекс литературного процесса, своевременно реагирует на происходящие в жизни этноса события. Предметом изображения современной мордовской поэмы является герой с ярко выраженным национальным характером, внутренний мир которого раскрывает духовное богатство мордовского народа, вскрывает глубокие корни, связывающие его с родной землей.

Становление и развитие мордовской поэмы было близким с развитием жанра в типологически сходных литературах: марийской, удмуртской, коми, коми-пермяцкой. В начале двадцатого века поэма еще не являлась ведущим жанром, но уже с 1930-х гг. в так называемых младописьменных литературах начинается освоение крупных жанров - поэмы, повести, драмы, романа. В эти годы в литературе Поволжья и Приуралья было создано немало произведений крупного жанра, вошедших в золотой фонд национальных литератур. Мордовская поэма в 1930 - 1950-е гг. получает новое идейно-художественное наполнение, несмотря на ряд определенных трудностей, вызванных отсутствием опыта, литературной борьбой среди писателей, репрессиями и т.д.

До начала 1950-х гг. доминировал эпический тип поэмы. Видимо, это происходило потому, что лирическая поэма требовала не только повествования увиденного, но и глубоких размышлений о происходившем, а для этого необходимы и более разносторонние знания, более углубленное проникновение в суть вещей. Но, тем не менее, чем интенсивнее развивались жанры эпики в этот период, тем лиричнее становилась поэма. Аналогичный процесс наблюдался и в поэзии других поволжских народов.

В 1970 - 1990-е гг. поэма приобретает новые возможности, она развивается как один из самых жизнеспособных жанров поэзии. В поэтических сборниках этих лет и отдельных книгах опубликованы поэмы, в числе которых немало интересных, идейно и художественно значительных произведений. Большие заслуги в современном развитии этого жанра принадлежат нашим лучшим поэтам - И. Калинкину, С. Кинякину, И. Кудашкину, А. Тяпаеву, М. Моисееву, А. Мартынову, В. Кригину и другим. Их поэмы отличаются жизнеутверждающим пафосом и проникновением во внутренний мир героев со сложной неординарной судьбой. Связь с национальной почвой делает их произведения яркими, глубокими, интересными. Особую актуальность этот вопрос приобретает сегодня, когда внимание общества обращено к национальным вопросам. Время требует нового осмысления многих проблем литературы, через которые можно глубже понять национальный характер, жизнеспособность этноса. Поэзия, естественно, не может быть исключена из данного процесса.

Пик в углублении национально-поэтических традиций и создании произведений с большим идейно-эстетическим значением приходится на поэзию периода Великой Отечественной войны, которая унаследовала лучшие классические традиции (поэмы-сказы Ф. Беззубовой, поэмы

А. Малькина, А. Мартынова). На современном этапе в мордовской поэзии появляются поэмы И. Кудашкина «.А Волгась шуди» («.А Волга течет»), А. Малькина «Лямбе пильгокит» («Теплые следы»), А. Мартынова «Ванда», И. Калинкина «Пиче вирь» («Сосновый бор») и др. Будучи участниками и свидетелями войны, они очень ярко и точно сумели передать в своих произведениях горестные чувства детей, потерявших отцов на войне; матерей, ждущих сыновей с фронта; сестер, оплакивающих братьев, не вернувшихся с войны. Вместе с тем следует отметить, что мордовским поэмам этих авторов характерна особая философская насыщенность, данный жанр обрел большую глубину психологизма, значительность философских раздумий над событиями прошлого. Введение фольклорных элементов, контрастирующих средств (изображение красоты и гармонии природы и разрушительных сил войны), развитое ассоциативное мышление становится характерной чертой национальной эпической поэзии.

Таким образом, тема войны вызвала острый интерес к национальной истории, ее героическим страницам, выработала стих повышенной эмоциональности и драматизма.

Что касается теоретико-литературоведческого анализа особенностей национальной эпической поэзии в Мордовии, то он начался лишь в 1950-е гг. В «Очерках истории мордовской советской литературы» (1956) была заложена основа историко-литературного изучения жанра с точки зрения идейно-тематической содержательности. В двухтомном издании «Истории мордовской советской литературы» (1968) уже даются попытки определения жанрового своеобразия поэмы. В трехтомной «Истории мордовской советской литературы» (1968 - 1974) дается наиболее полная картина зарождения и развития литературы и здесь же анализируется роль отдельных поэтов в развитии национальной литературы. В этом плане особо следует выделить исследования критиков и литературоведов Н. Черапкина

В братском содружестве», 1969 и «Притоки», 1973), В. Горбунова («Поэзия - душа народа», 1973), А. Борисова («Художественный опыт народа и мордовская литература», 1977), А. Алешкина («Единство традиций», 1978 и «Эпос дружбы», 1985), М. Имярекова («Писатель и жизнь», 1992). В своих работах они рассматривают мордовские поэмы в аспекте их эстетической общности с чувашской и марийской поэмами, говорят о появлении национальной поэзии, отмечая ее черты, спорят об освоении национальной литературой народно-поэтической культуры: от прямого заимствования до творческого освоения богатств фольклорного материала, делают попытки выявить эстетические и художественные особенности ряда мордовских поэм в аспекте преемственности национально-эпических традиций, рассматривают типологию жанра поэмы в литературах народов Поволжья. Впервые ими был представлен наиболее полный анализ поэм, рассказов, романов, показана история создания произведений, их сюжетно-композиционное построение.

Несомненно, эти работы являются основой теоретико-литературоведческого анализа особенностей национальной эпической поэзии. Но, тем не менее, мордовская поэма нуждается в углублении своего аналитического начала, совершенствовании специфических форм психологического анализа, в выходе к живым общественно-социальным столкновениям и проблемам, чтобы обеспечить себе дальнейшее плодотворное развитие. В связи с этим назрела необходимость исследования происходящих явлений в современной мордовской поэзии, объективной оценки произведениям, созданным в последние десятилетия. Поэтому современная мордовская поэма стала предметом нашего специального исследования.

Цели исследования. Основной целью диссертации является анализ эволюции жанра мордовской поэмы, выявление основных тенденций ее художественного развития в жанровом ракурсе, а также рассмотрение отдельных поэм о войне, определение основных тенденций, характерных для современного состояния жанра с точки зрения идейно-тематической, жанровой, в аспекте традиций и новаторства, исследование национального и общечеловеческого, метода и стиля, творческой индивидуальности.

Для достижения поставленных целей предполагается решение ряда конкретных задач: выявить закономерности возникновения мордовской поэмы и показать ее динамику на последующих этапах литературного процесса; исследовать современное состояние жанра поэмы и рассмотреть на конкретном художественном материале ее жанровые особенности; установить, чем отличается современная поэма о войне от поэмы военного времени как в идейно-эстетическом, так и жанрово-стилевом плане.

Материалом исследования являются поэмы И. Калинкина, И. Кудашкина, А. Тяпаева, А. Мартынова, И. Девина, П. Любаева и др., чьи произведения во многом определяют художественный уровень современной мордовской поэзии, а также литературно-критические статьи, рецензии, посвященные отдельным поэтам и их произведениям, заслуживающим наибольшего внимания.

Теоретическую и методологическую основу диссертации составили научно-теоретические положения, выдвинутые в трудах ученых по проблемам литературы и искусства: А. Бушмина, Г. Поспелова, А. Абрамова, М. Храпченко, А. Алешкина, В. Горбунова, Н. Черапкина, О. Кузнецовой и др.

Научная новизна исследуемой проблемы определяется тем, что жанр поэмы в мордовской литературе относится к репрезентативным жанрам и поэтому представляет собой один из важных аспектов при изучении своеобразия национально-художественных традиций мордовской литературы в целом. В целях выявления идейно-эстетических, художественно-исторических корней, национального своеобразия произведения мордовских поэтов рассматриваются в теоретическом и описательном плане. Кроме того, в нашей работе впервые рассматриваются мордовские поэмы, изданные в 1970 - 1990 гг., не введенные пока в научно-исследовательский оборот.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что она вносит определенный вклад в исследование насущных проблем современной мордовской литературоведческой науки, а также в применении и возможности дальнейшего исследования результатов анализа, полученных в виде обобщений в вузовских лекционных курсах, спецкурсах и спецсеминарах. Работа может найти применение и в практике преподавания мордовской литературы в школах Республики Мордовия.

Апробация диссертации. Работа обсуждалась на заседании кафедры финно-угорских литератур Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева. Основные положения диссертации нашли отражение в статьях, тезисах, опубликованных в республиканских литературно-художественных журналах, и в специальной печати, а также в докладах и сообщениях на научно-теоретических конференциях разных уровней: ежегодные Огаревские чтения (1999, 2000); конференции молодых ученых Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарева (2001); Всероссийская научная конференция финно-угроведов (Саранск, 2000).

Структура и объем диссертации. Структура исследования обусловлена поставленными задачами. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Современная мордовская поэма: традиции и новаторство"

Заключение

Современная поэма - это объемное стихотворение с национально-исторической проблематикой, состоящее из цепи событий и переживаний, связанных авторской идеей, осмысленное на более высоком философско-эстетическом уровне художественного обобщения.

В большей части современных поэм преобладает лироэпическая основа, о чем свидетельствуют рассмотренные выше произведения. Неоспорим факт усиления философского начала в современной российской поэме на тему Великой Отечественной войны.

Завоеванием лироэпоса стало углубленное изучение состояния души героев, психологизм, социальная заостренность проблем и тем. Это жанр глубокого серьезного содержания, затрагивающий и решающий проблемы человечества. И как на один из самых важных ее признаков надо указать на двуплановость поэмы. Два пласта времени исследуют авторы: время историческое и современное.

Поэму наших дней нельзя уложить в классическую схему. Она находится в непрерывном развитии, в поиске своей жанровой формы. Все это хорошо видно на примере мордовской поэмы, которая формируется и развивается в диалектической соотнесенности с социально-историческими и духовными запросами времени.

Изучив созданные за последние несколько десятилетий мордовские поэмы, исследуя самые характерные разновидности жанра и отдельные удачные произведения, мы пришли к следующим общим выводам:

Мордовская поэма как жанр сформировалась под благотворным воздействием двух факторов — идейно-эстетического опыта русской классической и российской поэмы и традиций национального фольклорно-поэтического эпоса.

Становление мордовской поэмы происходило путями, близкими с развитием жанра в литературах восточно-европейских финно-угров: марийцев, удмуртов, коми, коми-пермяков.

Мордовская поэма 1970 — 90-х гг. составляет новый, современный этап в истории жанра. Произведения этого периода отличаются большой актуальностью, общественным звучанием и художественными достоинствами. Поэма новейшего времени хотя и не лишена некоторых противоречий, тем не менее она составляет один единый этап благодаря общей направленности проблемно-тематической и жанровой тенденции.

Проблемная основа лучших поэм 1970 — 1990-х гг. — исследование сложных взаимоотношений человека и истории. Одним из главных интересов современной мордовской поэмы является познание ценностей национальной истории. В частности, таковыми являются поэмы на тему Великой Отечественной войны. Если в поэмах периода войны главным было прославление героев, изображение победных боев («Монь ялгам» - «Мой товарищ» А. Мартынова; «Поэма аф куломать колга» - «Поэма о бессмертии» А. Малькина; «Аванень» - «Матери» П. Кириллова), то в дальнейшем осмысливаются не только победные бои, но и горечь утрат, тяжесть поражений. Остро звучит тревога за человека и судьбу мира («Поэма церазень колга» - «Поэма о сыне» и «Сембода сенем морясь» - «Самое синее море» И. Девина; «Курмозь мода» - «Горсть земли» В. Волкова; «.А Волгась шуди» - «. А Волга течет» И. Кудашкина; «Шумбрат, тядяй» -«Здравствуй, мама» и «Отцовский характер» С. Кинякина; «Алят» -«Мужчины» А. Тяпаева; «Кустемат» - «Ступени» Д. Надькина; «Горе матери» и «Ванда» А. Мартынова).

Идейно-эстетические идеалы, составляющие пафос современных мордовских поэм о Великой Отечественной войне, находят живой отклик в сердцах читателя-современника. Главными вопросами, затрагиваемыми в современных поэмах, становятся достижения национальной культуры и древнейшие достоинства и нравственные идеалы национального характера

Нармоттне лиихть шинь стямав» («Птицы летят к восходу»), «Лихтибрятне шавихть пайкт» («Родниковый звон») и «Монь морозе -пичень поразе» («Моя песня - сосновая роща») И. Кудашкина, «Журавлиная ива» И. Калинкина). Многие из поэм представляют современное бытие человека и народа как результат человеческого опыта. А ряд других поэм подходит к историчности художественной мысли с обратной стороны, обобщая закономерности жизни посредством концепции современного человека («Кизот-вайгяльбет» («Годы-версты») С. Кинякина; «Высота» И. Пиняева). Поэма развивает проблемы защиты окружающей среды («Пиче вирь» («Сосновый бор») И. Калинкина; «Норовжорч» («Жаворонок») А. Мартынова), становления личности («Сэпей медь» («Горький мед») И. Калинкина), любви («Кортан седеем марто» («Разговариваю с сердцем») И. Калинкина, «Ванда» А. Мартынова).

В творчестве современных мордовских авторов успешно осваиваются новые жанровые разновидности поэтического эпоса, такие, например, как лирико-философская поэма («Высота» И. Пиняева); поэма-репортаж, представляющая собой лирико-публицистические раздумья, «о времени и о себе» («Перекличка лет» А. Моро); лирическая поэма, тяготеющая к романтическому типу изобразительности, идущей от традиций устно-поэтического творчества («Иляса» («На чужбине») А. Малькина; «Пиче вирь» («Сосновый бор») И. Калинкина). Для 1970 - 1990-х гг. характерны такие идейно-эстетические поиски и поэтические формы, которые условно можно назвать «антилирическими» («Ниле вет, ниле шит» («Четыре ночи, четыре дня») В. Кригина). Одной из особенностей изображения героического в мордовской поэзии наших дней является стремление авторов эпических произведений к поиску героического начала в жизни современника («Ару сельмот» («Чистые глаза») А. Тяпаева; «Бессмертный подвиг» П. Гайни).

Наблюдается устойчивая тенденция развития поэмного эпизма -переход от ясного эпического описания и предметного образа к широкому обобщению явлений действительности. В лучших поэмах эпическая основа подчиняется стремящемуся к глубокому идейному взгляду, индивидуальному восприятию поэта, открывается по-новому, поэтически. Это результат сильной лиризации поэтического эпоса.

Лиризация как одна из важнейших основ развития современной поэмы с начала 1950-х гг. становится организующим ход жанра фактором. С одной стороны, видоизменяя эпические структуры и накладывая на них печать индивидуальности поэта, она выступает как прямое жанровое проникновение поэмы и лирики. Поэмность лирической речи вытекает из расширения интересов творческого «Я», из значительности составляющих основу лирических обобщений исторических явлений и философской насыщенности поэтической мысли.

В жанровой структуре современной мордовской поэмы определенное значение имеют жанрово-стилевые формы мордовского народного творчества. Традиционные национально-фольклорные формы в поэме соединились с новейшим жанровым мышлением, увеличили исторический кругозор и внутренний эпизм жанра. Изучение фольклорных традиций в мордовской поэзии имеет непосредственное отношение к осмыслению проблем национального своеобразия.

Современная мордовская поэма - это явление прежде всего лироэпическое по своей сути, глубоко самобытное и оригинальное по форме, что позволяет рассматривать ее в динамике развития поэтической мысли, выявляя историко-функциональное бытие части взаимодействия различных жанрово-стилевых исканий в рамках национальной формы.

Мордовская поэма 1970 — 1990-х гг. - диалектическое единство жанровой соотнесенности традиций и новаторства. Обновления исторического опыта жанра она достигает на основе лучших достижений прошлого. Традиции поэтического эпоса 1920-х гг., поэтический опыт военных лет, последующие открытия М. Бебана, А. Моро, Н. Эркая, М. Безбородова легли в основу художественных поисков поэтов двух последних десятилетий. Современная мордовская поэма достигает новаторства благодаря развитию новых сложных философских и нравственных вопросов о человеке и истории, диктуемых нашим временем, а также современному уровню поэтического мышления - наибольшего обобщения и синтетизма явлений, масштабности слова, широкого использования условно-символических образов, большого разнообразия сюжетных форм и языковых решений.

Современное состояние мордовской поэзии свидетельствует о росте художественного мастерства и таланта поэтов, удачного сочетания национального и общечеловеческого, эволюции национальной литературы по пути более углубленного исследования духовного мира нашего современника, разнообразного анализа сложной российской действительности средствами поэзии, обогащения литератур народов Поволжья и Приуралья национальными, самобытными красками.

Таким образом, в мордовской поэзии 1970 - 1990-х гг. продолжается почти вековой путь мордовской поэмы. Благодаря жизненной значимости, освоению художественных достижений прошлого и настоящего и большому жанровому разнообразию развитие поэмы становится очень динамичным и открывает новые перспективы, доказательством чему являются созданные в последние годы многочисленные произведения, свидетельствующие о жизнестойкости и новых возможностях мордовской поэмы: «Кизот-вайгяльбет» («Годы-версты») и «Сотке» («Узел») С. Кинякина; «Нармоттне лиихть шинь стямав» («Птицы летят к восходу»), «Лихтибрятне шавихть пайкт» («Родниковый звон»), «Монь морозе - пичень поразе» («Моя песня -сосновая роща»), «.А Волгась шуди» («. А Волга течет») И. Кудашкина; «Иван, Иванонь церась» («Иван, сын Ивана») А. Пудина; «Пиче вирь» («Сосновый бор») и «Журавлиная ива» И. Калинкина; «Высота» И. Пиняева; «Кевть и эйхнень пачк» («Сквозь камень и льды») В. Нестерова и др.

 

Список научной литературыКочеткова, Наталья Николаевна, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"

1. Абрамов А. М. Лирика и эпос Великой Отечественной войны. Проблематика, стиль, поэтика. 2-е изд. М.: Сов. писатель, 1975. 556 с.

2. Абрамович Г. Л. Введение в литературоведение. М.: Просвещение, 1975.352 с.

3. Алешкин А. В. Арьсемат = Размышления. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1989. 198 с.

4. Алешкин А. В. Время новых героев: Заметки о современной мордовской поэме // Край мордовский: Лит. худ. сб. № 2. Саранск,1977. С.214-225.

5. Алешкин А. В. Единство традиций. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1978. 192 с.

6. Алешкин А. В. Кадсы лемонц модать лангс.= Оставит имя на Земле. // Мокша. 1993. № 5. С. 25-27.

7. Алешкин А. В. Кода шачендыхть традициятне = Как рождаются традиции//Мокша. 1971. № 5. С. 81 84.

8. Алешкин А. В. На пути к человеку / А. В. Алешкин, М. И. Малькина // Современная мордовская литература (60 80-е гг.): В 2 ч. Саранск, 1993. Ч. 2. С. 5-25.

9. Алешкин А. В. Поэзиясь и кельгомась = Поэзия и любовь // Мокшень правда. 1995. 24 июня.

10. Алешкин А. В. Поэма бронзовай солдатть колга = Поэма о бронзовом солдате // Мокшень правда. 1967. 20 янв.

11. Алешкин А. В. След на земле // Дружба народов. 1967. № 10. С. 247 -275.

12. Алешкин А. В. Сонь тяштец аф мады = Не угаснет его звезда // Мокша.1978. №2. С. 65 -68.

13. Алешкин А. В. Эпическая поэзия младописьменных народов

14. Поволжья. Саранск: Изд-во мордов. ун-та, 1983. 83 с.

15. Алешкин А. В. Эпос дружбы. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1985. 182 с.

16. Антология мордовской поэзии. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1987. 496 с.

17. Байтеряков Н. Черемуха в цвету / Пер. с У&ЩУ Г. Фролова. М.: Современник, 1977. 107 с.

18. Баков X. И. Национальное своеобразие адыгской поэзии и проблемы творческой индивидуальности художника: Дис. . д-ра филол. наук. Карачаевск, 1995. 333 с.

19. Бардин П. Я. Иван Алексеевич Калинкин // Современная мордовская литература (60 80-е гг.): В 2 ч. Саранск, 1993. Ч. 2. С. 120 - 130.

20. Беззубова Ф. И. Песни нового времени: Стихи и поэмы / Пер. с мордов.-эрзя И. Рыжикова. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1980. 124 с.

21. Белая Г. А. Стиль памяти. Проблемы традиции в наших спорах // Новый мир. 1983. № 9. С. 22 23.

22. Богданов А. Н. Теория литературы в связи с проблемами эстетики / А. Н. Богданов, А. Н. Гуляев, Л. Г. Юдкевич. М.: Высш. школа, 1970. 379 с.

23. Богомолов А. А. Геройде поэма = Поэма о герое // Изнямо. 1947. № 2. С. 97 99.

24. Борисов А. Г. Художественный опыт народа и мордовская литература. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1977. 189 с.

25. Борисов А. Г. Традициясь и новаторствась = Традиция и новаторство // Мокша. 1964. № 4. С. 55 59.

26. Брыжинский А. И. В едином строю. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1984. 120 с.

27. Брыжинский А. И. Вейкине стройсэ = В едином строю // Сятко. 1980. № 3. С. 72 75.

28. Бушмин А. С. Методологические вопросы литературоведческих28,29