автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему:
Моздокские кабардинцы (историко-этнографическое исследование)

  • Год: 1995
  • Автор научной работы: Болова, Ильзита Мухтаровна
  • Ученая cтепень: кандидата истор. наук
  • Место защиты диссертации: Махачкала
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.07
Автореферат по истории на тему 'Моздокские кабардинцы (историко-этнографическое исследование)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Моздокские кабардинцы (историко-этнографическое исследование)"

¡Государственный коштгет Российской Федсрашя» по высшему сбрэзожадапо

<-_Дагесгаиский государственный университет км D.H. Леиипа_

Дисоертацкопиый совет К.063.61.01

/ -j i';:

На правах рукописи

Белова Пльзнта Мухтароши

Моздокские кабардинцы

(историко-этнографическое ксслсловшше)

Специальность - 07.00.07 - Этнография

Автореферат

диссертации на соискание ученой стелят кандидата исторических наук

Махачкала - 1995

Работа вьщовдеца на кафедре всеобщей истории Кабярдшю-Бадкарасаго государст asi университета.

Научный руководитель - доктор всюрычесжих наух, профессор Б.А. Калека.

Офнцкякыгме ощюадшл: доктор исторических саук. срофессорц/'У'Z&édP&f' кандидатucropirí«cK3iüваук рУ/ С-/ yZ^S/iT/J*

Ведущее учреядадиг • кафеяра всториа Дгтсстгиа Датотгеискш-о ведагкгнчеса государственного униагрситетг.

Защита состоятся па засдаша дассерлвдюиш

ссасгга К.063.61.01 по врисуадавоЬ учеаой спепеаз кандадата исторических ваух с Дагестаиасои госудорстаеаноц уш&ераггсге вы. В.ИЛепша (367025, r.Maxa'acaca, уг.Созетск 8).

С диссертацией иохио озиакоишься

Автореферат разослан

Учений секретарь диссертац ионного совета-каядцдаг исторщескях наук

Н.И.Боеовиш.

Общая характеристика работы.

Актуальность исследования. Многие страницы истории народов Северного Кавказа изучены достаточно хорошо, о каждом из них имеются исторические документальные сведения, написаны монографические работы, защищены диссертации. Но о своеобразной группе переселенцев -моздокских кабардинцах - сведения скудны, литература почти отсутствует. До сих пор в исторической науке нет о них каких-либо обобщающих исследований.

Постановка данной темы обусловлена рядом причин. Во-первых, в истории известно немало случаев, когда часть этноса оказывалась за пределами территории формирования, и тем самым ее развитие определялось иными факторами. Между тем в общем контексте науки чрезвычайно важно исследовать "осколки" этнических групп, волею истории оказавшихся вне исторической, географической родины формирования этноса. Актуальность этой задачи увеличивается в случае перемещения его части в иную этнокультурную, языковую, религиозную среду. Таким "осколком" кабардинского этноса является этнографическая группа "моздокские кабардинцы". Интерес к этой теме возрастает еще в связи с тем, что после их переселения прошло немало времени. Во-вторых, в виду мозаичности населения Моздока, образовавшегося с самого начала как многонациональное поселение носителей различных культур, языков и религиозных верований, культура и быт переселенцев претерпели определенные изменения. Исследование собственно этнических и этнокультурных процессов у этой группы в силу вышеназванных факторов имеет и чисто научный интерес. Сама история поставила эксперимент, осмысление результатов которого, несомненно, явится определенным вкладом в разработку теории этноса. Кроме того, настоящее исследование дает богатый материал для анализа и прогнозирования сложных этнических и этнокультурных процессов в целом.

Степень изученности проблемы. Первые сведения о моздокских кабардинцах мы находим в статьях Д.Ильина "Свадьба у православных черкесов"1 и И. Бет конского "Моздокские крещеные осетины и черкесы, называемые "казачьи братья"1.

I

Первая статья была опубликована в газете "Кавказ" в 1868 году и посвящалась подробному описанию свадебных обрядов православных кабардинцев.

Работа И.Бентковского написана на архивном материале и содержит ряд сведений о переселенцах.

Нами почерпнут материал из работы Б.А.Алборова "Говор осегин-иронцев Моздокского района" (Известия И-го Северо-Кавказскою Педагогического института им.Гадиева, Орджоникидзе, 1932 г. Т.1), в которой содержатся общие сведения о переселенцах, их занятиях, заселении хуторов, языке. Ногайский язык в данной местности являлся интернациональным. На его освоение, по мнению автора, не могло не повлиять и то обстоятельство, что торговая дорога на Астрахань и на Черный Рынок лежала через Ногайщину. Влияние же русскою языка среди переселенцев было слабо, так как мало общались с русскими, отмечает автор.

Интересные сведения по теме нашего исследования мы находим в таких работах, как "Материалы по диалекту моздокских кабардинцев" Г.Ф.Турчанинова5, "Материалы фольклорной экспедиции в район Моздока и Малой Кабарды" под редакцией С.Ш.Аутлевой4, "Семья и брак у адыгских народов" М.А.Мерегукова5, а также в сборнике "Народные песни

' Цкыщ Д. Гва;о>ба у православных черкесов И Кшьа* 1868.. .4)111.

> Ьситмяшкый П. Мо(дсжс1:не ^решены? осс-шны и ч^клы. на^ьшаеиыс "ки шчм! о|и)|ъя п С'г«»р1Ч1оаьсы«<г 1у6срмс».не дедоыосш. 1880. -N»4,6.

* Т>рчлщ1Ж* Г' Ф М«1срмады по дмад<жгу мсмдоьсыи кабдрдлидгв УЗ КЫШИ - Мад&'тк Г<». 1.1 1 Лмюч* С 111 Фи.аььл<ф>иа 1к"Л1|ц,и в район Моздока н Малой Кабарлы // Нхшкь КВНМН -Нмьш.. Л>70. Выи 1

* 1>\ов М Л. С<ии и брак у начатии и.-,]!.!.!.'* - Мейкон 1^79

и инструментальные наигрыши адыгов"1, в который вошли многие песни и инструментальные наигрыши моздокских кабардинцев.

В исследовании также использованы труды С.Броневского "Новейшие географические и исторические известия о Кавказе"2, П.С. Буткова "Материалы для новой истории Кавказа"5, собранные с 1722 по 1803.г.г. Для нас представляют интерес общие сведения о Кавказе, характеристика общественного строя народов, представленные первым автором, в работе П.С.Буткова - характеристика Кизлярского крах.

Определенные сведения по истории Моздока находим в работе В.Н.Кудашева "Исторические сведения о кабардинском народе"4.

По исследуемой теме нами почерпнут материал для исторической части в работах Б.В.Скитского "Холопий вопрос и антирусское движение кабардинских князей в пору "независимости" Кабарды 1739-1779 г.г."5, Н.А.Смирнова "Политика России на Кавказе в ХУ1-Х1Х в.в."'

В указанной работе также находим материал о политике России на Кавказе в ХУШ-Х1Х в.в., в том числе о положении Кабарды, месте и значении Моздока в политике России.

Особо ценный материал по интересующей нас теме содержится в первом томе сборника документов "Кабардино-русские отношения в XVI-XVIII в.в."7, откуда нами извлечены архивные данные по истории Моздока, о первых переселенцах, заселении района, в целом о политике русского царизма на Северном Кавказе.

Из трудов современных этнографов богатый материал но исследуемой теме находим в работах Б.А.Калоева® "Моздокские осетины",

' Народные песни н инструментальные наигрыши вдогов - М., 1990.

2 брокерский С. Новейшие географические и исторические твсст* о Кавказе - М., 1823.

-1 Рутеов П.С. Материалы для новой истории Кавказа • СПб.. 1869. 4.2.

4 Кудашсв В.Н. Исторические сведпт» о кабардинском пароле - Киев. 1913.

5 Скитский Б.В. Холопий вопрос и антирусское движение кабардинских кнач'И в пору "негльи-симостн' КаЛардн 1739-1774 Г.г. - Владикавказ. |<Ш.

* Смирной Н.Л. Политика России на Кавказец ХУ1-Х1Х в.«. • М.. 1958.

7 Кабардино-Русские отношени« в Х\'1-.\УШ в».. М„ 1957. Т.2.

* Калоев Б.А. Из истории Моздока и моздокски* осетин // Извести« СО НИИ • Орджоникидзе, 1*4/6.

: ■ Т. 25:

Калоен Б.А, Земледелие народов Северного Кавказа • М- 1981;

"Из истории Моздока и моздокских осетин" и другие. Одна из групп моздокских осетин - осетины-цайта - переселились в Моздок с начала его основания, при этом в городе и на отдельных хуторах селились совместно с другими переселенцами, в частности с кабардинцами. В указанных трудах содержится богатый материал из истории Моздока и о заселении его горцами.

Интересные сведения по истории Моздока с начала его основания, о переселении кабардинского князя К.Кончокина со своими подвластными, принятии им крещения, о количестве переселенцев и многое другое мы находим в работах В.М.Гамрекели "Документы по взаимоотношениям Грузии с Северным Кавказом в XVIII в."', Н.И.Гриценко "Города СевероВосточного Кавказа"2, В.Лариной и И.Бежанова "Моздок" (исторический очерк)3, В.И.Лариной "Основание Моздока и его роль в развитии русско-осетинских отношений", "Очерки городов Северного Кавказа"4.

В целом все эти исследования затрагивали отдельные вопросы истории Моздока и жизни переселенцев и содержали скудные сведения о моздокских кабардинцах.

Цель и задачи исследования. Цель диссертационной работы -предпринять попытку историко-этнографического описания моздокских кабардинцев на основе анализа и широкого использования аркпьных, опубликованных, полевых, историко-эгнографических и литературных источников.

Диссертант поставил своей задачей рассмотреть следующие вопросы:

Калое* Б А. Моздокские осетины. Хозяйство и хозяйственный бмт II Кавказский эшо|рыфичеекмн cfiopiMií, Vil . М.. 1ЭД0:

Б. А. Скотоводство народов Северного Кавказа - М., 1993. 1 Гакгрекеди В.М. Документы »о юаимоотношениям Грузии с Северным Кавказом в XVIII и.. Тбилиси,

? Г|чик*<ко И.И. Город* Северо-Восточного Кавказа - Ростов, 1984. 1 Ларина В , Бежа нов И Моздок (исторический очерк) - Орджоникидзе 19'»

* /lapmitá Ii И (Хтюнание Моздока и «о роть » yd íkhihií рихкемкгтткkuí опкчиешш ' I / líkt Inf CO Hill! Ордаомикид*-, l«57;

Ларнн.1 В И Очерки городов Северного Капккз* - Орджоникидзе. 1^59.

-исследование истории переселения, состояния хозяйства, материальной и духовной культуры, общественного и семейного быта:

-показать сохранившиеся традиции к обряды, специфические особенности, отличающие данную группу от основного этноса, последствия этнокультурных контактов с сопредельными народами. Хронологические рамки диссертации - XIX - начало XX века - период, когда в культуре, обычаях, традициях, сознании переселенцев произошли определенные изменения, вызванные новыми условиями их жнзнн н межнациональными контактами.

Историческая часть исследования охватывает более длительный период - вторая половина XVIII века (начало переселения моздокских кабардинцев) ло настоящего времени.

Методологической основой диссертационного исследования являются принципы историзма и научного детерминизма, предопределившие изучение вопроса в непосредственной связи с конкретными историческими условиями. В работе за основу взят комплексный подход исследования.

В диссертации строго выдержаны методы объективно-исторического сравнения и сравнительного анализа.

Источниковая база исследования. В работе широко использованы материалы различных фондов Центрального Государственного архива (ЦГА) Республики Северная Осетия, Государственного архива Ставропольского края. Центрального Государственного архива Республики Дагестан, архива Кабардино-Балкарского научно-исследовательского инсгитута.

Особый интерес для настоящего исследования представляют материалы ЦГА Республики Северная Осетия. Нами изучены материалы фонда "Терское областное управление" - "Списки населенных мест Терской области к I января 1883 г."; "Дело о наделении землей жителей хуторов,

относящихся к городу Моздоку. Краткая история образования города Моздока", "Дело о землеустройстве и быте на хуторах города Моздока"; "Предложения Начальника Главного Управления наместника Кавказского о распределении участка земли М> 141 между казаками и хуторянами гор.Моздока. Список моздокских хуторов и жителей от 16 апреля 1877 г."

Интерес представляют собой материалы, содержащиеся в ф.23, on.i, д. 16 - "Письма жителей хуторои Исгшрово, Авалово, Давлаткнно и Нового Атаману Моздокского отдела Терской области об организации самостоятельного кабардинского общества". Здесь же хранится схема 141-го спорного войскового участка третьего участка Моздокского отдела.

Нас заинтересовали отдельные фонды Государственного архива Дагестана - "Кизлярская комендантская канцелярия", ведомости о количестве поселившихся в урочище Моздок.

Ценный материал по теме исследования сосредоточен в архиве Кабардино-Балкарского научно-исследовательского института. Нас заинтересовали фольклорный и этнографический фонды.

В фондах этого архива хранятся экспедиционные материалы, собранные в 50-60-х г.г. на хуторах моздокских кабардинцев известными кабардинскими учеными А.Шортаиовым, З.Кардангушевым, А.Налоевым, З.Аутлевон и многими другими - исторические предания о Моздоке и переселенцах, здравицы, исторические, лирические, шуточные песни, плачи, пословицы и поговорки, нартскнн эпос.

Основные главы диссертации написаны на основании миоючпелениого полевого этнографического материала, собранного автором в 1982-1990 г.г, на хуторах Авалово, Азанпсво, Губжоково, Соколоио, Графском Курского района Ставропольского края, городах Мощоке Республики Северная Осетия и Нальчике Кабардино-Балкарской Кч и>ó iitKii Сбор материала осуществлялся путем опроса как » форме ¡|)1лииид\альных бесед с информаторами, так н в форме групповых бесед.

В раскрытии темы диссертационного исследования важное значение имеют труды современных этнографов: В.К.Гарданова, Б.А.Калоепа, Я.С.Смирновой, Е.Н.Студенецкой, 'Г.Т.Шиковой, Г.Х.Мамбетопа, С.Х.Мафедзева, МА.Меретукова, А.И.Мусукаева, Б.Х.Бгажнокова1 и других.

Научная новизна и практическая значимость. Научная новизна данного исследования заключается в том, что это первая попытка целенаправленного и комплексного изучения истории и культуры указанной этнической группы, попытка показать на фоне сложной внутриполитической борьбы в Кабарде и политики царизма основные черты ее материальной и духовной культуры, а также последствия этнокультурных контактов с сопредельными народами.

Практическое значение исследования состоит в том, что это первая обобщающая, самостоятельная работа о моздокских кабардинцах. В связи с этим собранные в диссертации материалы и изложенные в ней выводы могут быть использованы при написании научных трудов по истории и культуре кабардинского народа, в практике преподавания основ истории и культуры кабардинского народа в системе общего образования и высших учебных заведений, а также при изучении этнокультурных процессов и этнических взаимоотношении в контексте более глобальных процессов. Работа нужна и широкому кругу читателей, интересующемуся историей Кабарды.

1 Гарданов O.K. Обшестьенный строй адьпткнхнародов (\Y1}I - перца! половина XIX в) - М,, 1967; Калоев Б. А. Указ, раб.;

Смирнова Я .С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа • М.,

Студенецкая 13. Н. К вопросу о национальной кабардинской оде аде//УЗ КБНИН - Нальчик. [94Н; Шнкова Т.Т. Об условиях и формах заключение брака у кабардинцев и дореволюционном прошлом (конец XIX - начало XX вв)// УЗ КЕНИИ - Нальчик. 1959". T.lfi:

Млчбсюв Г.Х. Некоторые традиции н обычаи кабардинцев и балкарцев, сватанные с аилишем // Пестннк КПШШ • Нальчик. 1970;

hjvv'.>:Зм> ык- промыслы в Кабарде и Балкарин - Нальчик, 19(>2;

Мак'рнальнаи кульпра селкжого нисететшх Кабардино-Паякэрип - И атьчгх 1971:

Из itt ii'pHU развита транспорта н средсга сватн Кабардино-Балкарии • Нальчик, |97i;

Мафедзсв С'.Х. Обряды н обрядовые игры адыгои - Нальчик. 1979;

Меро|уков М. А. Семь* и брак у адыгских народов - Майкоп, 1979;

Мусукаен А.И. Об обычаях и законах горцев - Нальчик, 1986,

[>га*иоков Б.Х. Адытхкт»! ттикет • Пальчик. 1973.

Апробация работы по мере ее подготовки проходила па кафедре всеобщей истории Кабардино-Балкарского государственного университета. Диссертация обсуждалась на совместном заседании кафедры всеобщей истории Кабардино-Балкарского госуниверситета и Кабардино-Балкарского научно-исследовательскою института, на заседании сектора истории народов Кавказа института этиологии и антропологии имени Н.Н.Миклухо-Маклая РАН. С докладами по исследуемой теме автор выступал на трех научных региональных конференциях, часть материалов изложена в научных публикациях.

Структура диссертации диктуется поставленными задачами, состоит из введения, пяти глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

Союзное содержание работы.

Во "Введении"обосновывается актуальность темы, научная новизна и практическая значимость, определена источниковая база, дан краткий историографический обзор проблемы, определены хронологические рамки, сформулированы цели и задачи исследования, намечена обусловленная ими структура диссертации.

В первой главе "Исторический очерк" исследуется история Моздока, переселения кабардинцев в Моздок, образование хуторских поселении.

С основанием Кавказской линии и городов-крепостей спит вопрос об освоении огромной- территории Предкавказья. Царское правительство серьезно было заинтересовано в укреплении своих позиций, разработке природных богатств территории горских народов, народов Закавказья, что должно было повлиять на развитие промышленных сил края. Крестьяне, в том числе и кабардинские, находившиеся под постоянным гнеюм своих владелицей, массами стали переходить и русские пределы. Такому процессу

еще больше способствовала усугубляющаяся борьба двух группировок внутри кабардинского общества - протурецкого настроя и русской ориентации. В этой сит; щии роль Моздока, ставшего со временем важным стратегическим и экономическим центром в Центральной части Северного Кавказа, значительно возросла.

Основание крепости Моздок внесло смятение в среду кабардинских князей. Моздок стал убежищем для беглых кабардинских холопов. Хотя они и прежде укрывались в русских крепостях от преследований своих владельцев, но только *сле основания Моздока значительно уменьшился риск быть пойманными и возвращенными своим угнетателям. Убегая в Моздок, они принимали здесь крещение и меняли свои фамилии на русские, освобождаясь тем самым, как христиане и русские, от власти своих владельцев. "Основание Моздокской крепости, - пишет Б.В.Скитский, -открыло легкую возможность холопьих побегов из Кабзрды в пределы России. Поток беглецов усилился, и классовый антагонизм заострился до крайности. Моздок ударил по самому больному месту кабардинских князей"'.

Одним нз первых переселенцев Моздока был кабардинский князь Кургоко Кончокин со своими подвластными. Немного позже внутриполитическая борьба усилилась, приток беглых кабардинских крестьян настолько увеличился, что в районе Моздока возникли целые кабардинские поселения.

Как свидетельствуют архивные материалы, моздокские кабардинцы сначала обосновались в самом Моздоке, затем освоили и близлежащие территории спорного войскового участка № 141. Незначительная их часть оказалась на городской земле. На участке располагалось 28 хуторов, и все они были приписаны к городу Моздоку.

' Скитский Б.В. Укат. руб. • С. 12

Кабардинцев-переселенцев можно разделить на три группы: кабардинские казаки ("казачьи братья"), кабардинцы- христиане и кабардинцы-мусульмане. Самоназвание данной группы, как и у адыгейце», черкесов и кабардинцев - "адыгз", но с обязательным добавлением "мэздэгу" ("моздокские кабардинцы").

Более архаичной частью населения является первая группа - "казачьи братья", переселившаяся в Моздок и его окрестности со времени основания крепости и вошедшая в состав Горской команды.

И.Бентковский в статье "Моздокские крещеные осетины и черкесы, называемые "казачьи братья"1 отмечает, '¡то общество "казачьи братья" составилось в Моздоке из бежавших кабардинцев п осетин. По прибытии в Моздок одни из семейства переселенцев записывался в казаки и тем самым избавлял остальных членов семьи от возврата прежним владельцам. Семейство, определенное в казаки, именовалось "казачьими братьями". Самоназвание этой группы - "къэзакъкъуэш" ("казачьи братья").

В этой же статье И.Бентковский продолжает: "... из всех горских выходцев, принявших в последствии христианскую веру, составились в Моздоке три отдельных общества: Осетинское, Черкесское и особое под именем "казачьей братьи". Такое наименование получили только ПО душ черкес, зачисленных и казаки.

Вторая группа - кабардинцы-христиане. Вероятно, они переселились одновременно с "казачьими братьями", но не пошли в состав казачьего сословия, именовались "чэрэстэн", "чэрэшэн".

О третьей группе кабардинцев мы, к сожалению, не располагаем архивными данными, в том числе и о времени их переселения. Но из анализа полевых материалов и литературных источников можно предположить, что это относится приблизительно ко второй половине XIX века. Хотя возможен и другой вариант: эта группа кабардинцев

> Ыгнткол-хнА II Vl.il раб. № 6.

переселилась задолго до официального основания Моздока. Об этом можно судить по народным преданиям, сказаниям и сообщениям наших информаторов, попес чующим о том, что до основания Моздока кабардинцы здесь выращивали различные культуры, но после завершения сезонных работ снова возвращались к местам своего постоянного места жительп на. В народе говорили: "Где пропадали? - Сидели в глухом лесу", -следовал отвез ("моэдок" ("мзздзгу") на кабардинский язык переводится "глухой лее").

В историческом г -ерке о Моздоке приводятся данные о количестве кабардинцев-переселенцев в разное время, основании хуторов, политике царизма в регионе, о последующих путях развития моздокских кабардинцев и истории Моздока в целом.

Во второй главе "Хатйспно" анализируется состояние скотоводства, земледелия, домашних кустарных промыслов и отходничества.

Главными занятиями переселенцев являлись скотоводство и земледелие, а "казачьи братья" одновременно несли и военную службу. До середины XIX века скотоводство оставалось ведущей отраслью хозяйства и было одинаково развито у всех описываемых кабардинцев. Крупными скотовладельцами были лишь немногие представители привилегированных слоев кабардинского общества. Среди кабардинцев-христиан - Шскемопы, Чниаевы, Мэокошл из хутора Губжоково. Папанцевы из хутора Луштрово, Хурановы - Тамазопо, среди кабардинцев-мусульман - Шепхужеп Инал Хажы (Инал Хажы куажэ), Юсуповы (х.Испнров). Джаннбековы (х.Долеткун) и некоторые другие. К сожалению, мы не располагаем архнппымн материалами о количестве скота у моздокских кабардинце». Мало сведений дает и полевой этнографический материал, хотя по имеющимся скудным данным можно судить, что самые состоя i е.зьные скотоводы держали в споем хозяйстве по несколько тысяч овец, более 200 голов крупного рогатого скота. 100-200 лошадей.Отдельные крупные

скотоводы в небольшом количестве (3-5 голов) держали и верблюдов, в основном двугорбых.

Особенно большую роль в хозяйстве данной этнической группы играло овцеводство. Это было связано с тем, что разведением крупного рогатого скота (в большом количестве) могли заниматься в основном зажиточные скотоводы, а овцеводство было более доступным занятием для всех слоев населения.

В отличие от остальных кабардинцев почти все кабардинцы-христиане занимались и свиноводством.

Характерная особенность скотоводства - отсутствие традиционной для адыгов отгонной системы, скот в течение года пасли на бурунах -естественных пастбищах.

Господствующей формой земледелия была переложно-залежная система. Характерная черта данной системы - сочетание земледелия и скотоводства. Основные. формы развития этой отрасли, состав в'Сращиваемых культур, орудия труда и т.п. мало чем отличались от аналогичных занятий адыгов. Сохранился большой культурный пласт, связанный с земледелием. Следует отметить, что в них проявлялось -много элементов христианских и мусульманских верований, основной целью которых было задобрить богов. Верования и обряды переселенцев, связанные с земледелием, были идентичны аналогичным обрядам кабардинцев Кабарды и других народов Кавказа.

В среде указанной группы было известно отходничество, но оно не получило у них достаточного развития. Являлось побочным занятием, было вызвано тяжелыми материальными условиями жизни и обуславливалось стремлением части крестьян накопить дополнительные средства для покрытия расходов по хозяйству. Самой распространенной фермой отходничества являлся извоз, именуемый моздокскими кабардинцами "чырэ", караван назывался "чзрыуан". Извоз являлся

сезонным промыслом, но для отдельных нз них он служил постоянным занятием,

Другая распространенная форма отходничества - наем малоимущих крестьян в близлежащих районах пастухами по договоренности на определенное время или в качесз-ве работников на период основных сельскохозяйственных работ.

Отходничество способствовало тесному культурному общению моздокских кабардинцев с другими народами региона, овладению языками, восприятию многих элементов их материальной и духовной культуры.

В третьей главе "Материальная культура" анализируются следующие вопросы: поселения и жилища, внутреннее убранства жилища, пища и домашняя утзирь, одежда и украшения. Изучение первого вопроса свидетельствует о том, что хутора переселенцез представляли собой выселки, заключавший каждый в себе от пяти до пятидесяти дворов (ЦГА СОР, ф.И, оп.11, д.93), при этом размещались мелкими поселками на значительном расстоянии друг от друга.

Вода в их жизни играла большую роль. Вот почему при основании хуторов важнейшее значение придавалось постройке колодца, на рытье которого уходило много труда н времени. Потому не случайно их названия происходили от ногайского слова "къуии" ("колодец").

Хутора имели свои особенности: здесь не было строго очерченных улиц, жилища располагались по кругу, в центре которого находился колодец.

Интересно отметить, что на хуторах почти каждая родовая группа (а иногда и семья) имела свой холм, курган - "1уащхьз", известный по имени рода или старшего в роду. Он складывался из глины, золы, мусора к, через ряд лет заросший травой, служил местом встреч и сходов мужчин (стариков и молодежи). Здесь решались важнейшие вопросы хуторян, касающиеся как всего общества, гак и отдельных его членов. Кроме того, с холма можно было наблюдать за всем происходящим на хуторе. Можно полагать,

что сооружение "1уащхьэ" - элемент местного значения, приобретенный кабардинцами на новом месте поселения.

В целом поселения и жилища моздокских кабардинцев имели много традиционных черт, характерных для кабардинцев Кабарды и адыгов и целом. Это относится, прежде всего, к усадьбе, ее плакировке, традиционному очагу, типу жилища.

Что же касается внутреннего убранства, то следует отметить, что оно напоминало убранство жилища кабардинцев Кабарды, отражало социальную и религиозную принадлежность хозяина, но имело и свои особенности. Так, обязательным атрибутом комнат кабардинцев-христиан являлась икона - "уэбраз", характерная только для дайной этнической группы.

В третьем параграфе изучаются особенности пищи. В отличие от других сторон материальной культуры трапеза моздокских кабардинцев отличалась консерватизмом, характерным для всех адыгов. В рассматриваемый период п пище данной этнической группы сохранилось много традиционных кабардинских блюд - "джэдлыбжьэ", "п1аст:>". лыц1ук!улыбжьэ. В то же время она' имела много нетрадиционного, заимствованного. Особенно -отличалась обрядовая пища кабардинцев-христиан. Ко всем религиозным праздникам они накрывали стол, готовили обрядовые лепешки ("хьальдж1!!"). При этом характерно, что поминальная пища готовилась в четном количестве, а к свадьбе и свадебным обрядам, наоборот, п нечетном.

В четвертом параграфе исследуется существенная часть материальной культуры "Одежда и украшения". Следует отметить, что и п женской, и в мужской одежде сохранились основные элементы традиционной одежды кабардинцев Кабарды и других народов Северного Кавказа, » то же время прослеживается влияние соседних народов - ношение безрукавок, украшенных монетами и подвесками, характерные для соседних ногайцев, женские присборенные юбки и кофты, получившие распространение у

русского населения и некоторые другие моменты. Одежда данной этнической группы имела и свои особенности: в отличие от кабардинок Кабарды, носившнк шапочки, моздокские кабардинки в основном носили платки. По сведениям наших отдельных информаторов, женские шапочки иногда встречались а среде кабардинок-христианок.

Для девушки, достигшей совершеннолетия, обязательным являлось постоянное ношение платка, для девушек-христнанох это не было обязательным, но и они нередко носили его, тем самым соблюдая традиционный кабардинский обычай - "адыгэ хабзэ", "адыгэ фащэ".

В четвертой главе анализируется состояние общественного н семейного быта моздокских кабардинцев. Изучение этих вопросов позволяет сделать следующие выводы: с одной стороны, общественный быт данной группы сохранил основные традиционные общехабардинсхие черты: общественное устройство, нормы обычного права, общественные институты, с другой стороны, общественный быт переселенцев имел ряд своих отличительных черт, вызванных новыми условиями жизни и межнациональными контактами. Такими можно считать отсутствие в традиционной форме обычая аталычества, отдельные элементы обычая гостеприимства, в частности, особенности застолья, тосты, примирение сторон при кровной мести.

Например, у моздокских кабардинцев в начале застолья первые семь тостов произносил сам тамада, после седьмого тоста приглашали хозяина дома, а честь которого произносился официальный тост. В ходе дальнейшего застолья тамада по своему усмотрению предоставлял слово гостям и приглашенным с учетом их возраста. Традиционными для них были тосты в честь рода, старших гостей, пожелания мира и благополучия присутствующим, их родным и близким. Обязательным для кабардинцев-христиан являлся тост "саулюк" - поминание умерших родных и близких.

В разделе "Семейный быт" рассматриваются вопросы: большая и малая семья, положение женщины, внутрисемейные отношения, воспитание

детей, свадьба, свадебные, похоронные обряды, религиозные верования, традиции н обряды.

Как свидетельствуют наши источники, в Моздокский район кабардинцы переселялись малыми семьями. С развитием основных отраслей хозяйства - земледелия, скотоводства, домашних кустарных промыслов, частично отходничества, торговли и товарно-денежных отношений - в среде переселенцев происходит образование больших семей -"унапьуэзэхэс" ("неразделенная семья"), сохранявшихся долго у данной этнической группы. Устойчивость такой формы семьи отвечала требованиям многоотраслевого хозяйства. Однако с активным развитием товарно-денежных отношений в начале XX века они снова распались на малые.

Семья в основном сохраняла традиционные адыгские черты. Хотя встречались отдельные элементы, отличающие данную группу от основного этноса. Такими являлись, с одной стороны, сохранение общего для всех кабардинцев названия фамилии - "льэпкъ", с другой стороны -заимствование всеми переселенцами названия этой родственной ячейки у народов Дагестана - "тукъум", что является, на наш взгляд, следствием взаимовлияния моздокских, кабардинцев и сопредельных народов и некоторые другие моменты.

Семья, внутрисемейные'отношения также сохранили традиционные адыгские черты, но имели и свои особенности. Например, по сведениям отдельных наших информаторов, ребенку при его рождении кабардинцы-христиане давали распространенные мусульманские имена, а при крещении - русские (Наурби - Николай, Нафият - Надежда, Алмаз-Ханум - Мария и т.д.). Крещение в их среде являлось одним из важных религиозных обрядов, причем оно происходило не на хуторах, а в Моздокской церкви.

Если в семье моздокских кабардинцев рождались только девочки, то им давали имена "Кыгпмш" (в переводе с ногайского языка "хватит девочек"). "Тезалэ" (в переводе с кабардинского - "пусть повезет") и т.п.

При рождении долгожданного для семьи и фамилии мальчика его обычно нарекали "Теувэж" (дословно с кабардинского переводится "успехов, благополучия"), "Тембулатом" (с ногайского языка переводится "Темир" - железо, "булат" - сталь) в знак пожелания крепкого, как железо и сгаль, здоровья, "Алибулатом" ("Али" - имя легендарного героя мусульман).

Если в семье не выживали дети, совершался ряд обрядов. Например, мальчику прокалывали ухо н он постоянно носил одну золотую серьгу. Если рождалась девочка с каким-либо родимым пятном - "менлы" (в переводе с ногинского языка "родимое пятно"), то ее нарекали "Мляша", мальчика - "Мэклы", "Мкай"', "Мканл".

Свадьба и свадебные обряды обеих групп кабардинцев имели много общего, но в то же время каждая из них обладала и своими особенностями. Так, например, обязательным моментом свадебных обрядов кабардинцев-христиан являлось церковное венчание, а кабардинцев-мусульман -регистрация брака, совершаемая эфенди с участием посредников со' стороны жениха н невесты. Для первой группы характерно наличие множества досвадебных обрядов, Сытиных со знакомством и общением породняющнхся сторон: фызл!ык1уз ("женщина-сваха"), л1ык1уэ ("сват"), ЬзэхэщЬ ("перемешать руками"), дыуэсафэ (дыуэ - "молитва", сафэ - не переводится), щыгьыныбз ("кринка одежды"), дак!уэ ("шитье")... Обряд бгьулнх ("бгьу)" - баранья туша, три хлеба или пирога), во время которого устраивали "ряженое дерево", также был характерен только'для данной этнической группы.

Идентичными для обеих групп моздокских кабардинцев являлись обряды хьыджзбзгмтыс ("девичник"), фыэышэмахуэ ("день перевоза невесты в дом жениха"), хььпех ("снятие покрывала с лица невесты") и другие.

Переселенцы на шпили свадьбу ногайским сломом "юЛ".

В отличие от многих других народов Северного Кавказа уже в начале XX века у них исчезли такие пережитки в семейно-брачных отношениях, как калым и многоженство.

Четвертый параграф посвящается похоронным обрядам. Пожалуй, больше всег о особенностей в семейных отношениях наблюдалось именно в этих обрядах. При этом большинство похоронных обрядов кабардинцев-мусульман были идентичны подобным обрядам кабардинцев Кабарды, а каба тннцы-христиане заимствовали ряд обрядов осетин и грузин. Похороны у этой группы совершались по христианскому обряду. Обязательным являлось отпевание покойника в церкви. Вдень похорон во дворе накрывали стол, к которому приглашали всех, кто приходил иа соболезнование. Мужчине преподносили стакан араки, и он пил "саулыкъ"-"тост за упокой души".

Близкими родственниками соблюдался траур в течение года или сорока дней, при этом женщины носили черную траурную одежду в течение одного года, мужчины не брились в течение трех недель. Жена носила траур по мужу п течение года, причем траурную одежду присылали ей из родительского дома (интересно отметить, что аналогичный обычай был щпссчен у грузин. Возможно, .моздокские кабардинцы и заимствовали этот обычай у них).

В последнем параграфе рассматриваются религиозные верования. Следует отметить, что верования кабардинцев-христиан и мусульман отличались друг от друга и были связаны с религией, которую они исповедовали. В то же время у первой группы наряду с христианством сохранялись элементы мусульманской религии. В частности, посещение церкви они называли "ннгп", использовали амулеты, написанные мусульманскими эфенди и знахарями, признали существование ангелок и назыпалн их искаженным кабардинским словом "мэлыч":

Наличие иконы - "уэбраз" в каждой семье являлось строго обязательным.

У обеих групп переселенцев встречались идентичные обряды. Такими являлись обряды о ниспослании дождя, в честь домового и некоторые другие.

Моздокские кабардинцы-мусульмане сохранили известные, распространенные обряды и традиции кабардинцев Кабарды, а кабардинцы-христиане переняли и отдельные обряды у соседних осетин. Это праздники "альарди", "къут", "хьор-хъор".

Характерно и другое: в религиозном культе кабардинцев-христиан встречалось много традиционных христианских обрядов - рождество, масленица, троица. "Рождество" - Хъуромэ (известно, что "Хъуромэ" -языческий обряд, моздокские кабардинцы в отличие ог других адыгов связывали его с рождеством Христа) - один из самых распространенных религиозных обрядов этой труппы. Праздник продолжался целую неделю, в течение которого устраивались молодежные увеселения, обходы дворов односельчан с пением обрядовой песни "Хъуромэ", в которой выражалась тревога за будущий урожай, пожелания здоровья и всех блат. От каждого двора молодежь получала вознаграждение натурой или деньг ами. К вечеру все участники шествия собирались вместе и устраивали веселую шумную трапезу, сопровождавшуюся песнями и танцами. При этом существовало поверье, что обряд Хуромы способствовал богатому урожаю, изобилию скота, приносил счастье и здоровье.

Многие праздники и обряды кабардинцев-христиан были связаны со сменой времен года, с началом или окончанием тех пли иных работ. Так, например, с наступлением весны, оживлением природы отмечался праыник "сырымэ" ("сармей" - "сыр" - "гарь", "мэ" - ''запах гари") - масленица, К празднику пекли большие круглые блины. Вероятно, они являлись воплощением самою солнца, согревающе! о землю с наступление*! айны.

Со сменой времен года был связан и другой праздник "чыкуг dii.ii. ' ( "растопка печи"). В этот день затапливали печи и пекли ipn блина

Считалось, что если не отмечать праздник, связанный с наступлением зимы и началом отопительного сезона, то в доме всю зиму не будет тепла.

Пятая глава "Духовная культура" посвящается изучению таких вопросов, как народное образование и культура, народная медицина, устное народное творчество, музыка и танцы, изобразительное искусство.

Имеющиеся у нас сведения о состоянии народного образования и культуры скудны, находились они на крайне низком уровне.

Определенное место в духовной культуре данной этнической г руппы занимала народная медицина, которая в течение длительного времени накапливала 'мпнрические знания о лечении и предупреждении различных заболеваний. Народные лекари умели успешно лечить рапы, переломы, вывихи, внутренние, кожные и другие заболевания. Они широко использовали травы, лечебные свойства меда, лука, чеснока, сливочного масла.

Особое место в духовной культуре занимало устное народное творчество, отличавшееся богатством тематики и разнообразием жанров -исторические предания, сказки, пословицы, поговорки, загадки, здравицы, песни. Анализ имеющихся источников показывает, что они имели много общего с аналогичным^ жанрами кабардинцев Кабарды. Интересно отметить, что о персонажах нартското эпоса представители обеих групп переселенцев помнят мало. Хотя еще в 1972 т. экспедиции Кабардино-Балкарского научно-исследовательского института удалось зафиксировать различные варианты нартското эпоса. К сожалению, наши полевые материалы уже не дают таких сведений. Видимо, это связано с уходом старшего поколения хранителей этнокультурных пластов духовной культуры.

Среди данной группы кабардинцев были популярны пани, пословицы, поговорки на ногайском языке (кстати, их можно и сегодня часто слышать, при этом сразу же делается перевод). Bor некоторые из них: "Coi создын ашкашм" ("Слово к слову ключ"). "Эшк берген кьой алыр. эш

бермегеи нэ алыр?" ("Козу подаришь, овцу получишь, а если ничего не подаришь, что можно получить?") и другие.

У кабардинцев-христиан были известны обрядовые песни и песни вызова дождя. Интересными являлись песни, обращенные к Еле: "Уо, Еле, уо Еле, Еле - цоппай" (''О, Ела, О Ела, Ела - цоппай"). "Ела" - адыгская форма имени христианского Ильи-пророка, слово "цоппай" восходит к имени осетинскогдарома. Эту песню в народе еще называли "Щыблэ удж" (ритуальная пляска в честь бога грома), т.е. песня "Елэ • цоппай" существовала в единстве с обрядовой пляской вокруг убитого молнией или места, пораженного ею. Как считают авторы книги "Народные песни и инструментальные наигрыши адыгов", песня является одним из редких примеров троичного синкретизма, дожившего до нашего времени. Из всех адыгов песню удалось записать только у моздокских православных кабардинцев (следует отметить, что в целом их обрядовая поэзия сохранила многие древние черты, давно утраченные кабардинцами Кабарды).

У них были известны величально-поздравительные песни "Хурома", приуроченные к зимнему солнцевороту - кануну христианского праздника рождества. Обычно песни Хурома - "Уо, Хъуромэ" ("О, Рождество") проникнуты ликующе- праздничным настроением.

Уо, Хъуромэ ! О, Рождество !

Уо, хъуромашэ ! О, рождество приводящие!...

Интересно отметить, что в песнях Хуромы не упоминаются ни Христос, ни бог, пи языческие покровители. Пожалуй, это один т древнейших христианских обрядов, сохранившихся у этой этнической группы.

Если в устном народном творчестве моздокских кабардинцев и кабардинцев Кабарды сохранилось много общего, то в музыке и в мушкальном жанре произошло значительно больше изменений. С появлением гармоники наиболее ощутимы стали различия в м> шкальном

искусстве. В их музыке отсутствует частое чередование звуков в интервалах кванты, квинты, октавы, характерное для кабардинской музыки.

Особое место в искусстве занимали танцы, издавна являвшиеся средством физического, духовного воспитания, закалки, средством самовыражения, проявления индивидуальности, а также самобытной формой общения и развлечением.

В музыке и танцах переселенцев сохранилось много традиционных кабардинских элементов. В то же время появились и свои особенности, к которым можно отнести танец "лезгинка", известный в их среде под названием "к1ек1уэкГ, танец, напоминающий "удж", названия которого наши информаторы не помнят, лишь слышали о нем от людей более старшего поколения, и отдельные элементы старинного уджа.

По имеющимся у нас сведениям, изобразительное искусство моздокских кабардинцев было развито слабо. Но такое направление, как орнаментальное украшение достигло у них совершенства. Для данной группы характерными являлись растительный, зооморфный орнамент и линейно-геометрические изображения, реже встречались элементы тамгового орнамента.

Вышивка - одий цз старейших способов орнаментации, сохранившийся у переселенцев и получивший распространение главным образом в виде домашней работы для собственного потребления.

Особое внимание уделялось золотошвейному делу. Моздокские кабардинки с большим искусством украшали вышивками из золотых ниток элементы женской одеЖДы - рукава и борта Платья, кафтанчик, женскую обувь. •

Шитьем из золотых и серебряных ниток отделывался целый ряд вещей: покрывало адыгэпЬтеихъуэ ("кабардинское покрывало") вышивалось лучшими мастерицами, служило азрибутом внутреннего убранства жилшца, небольшие подушечки, украшения для хранения часов, фот<)| рафий и предметов женской принадлежности. -

Одним ш видов женского искусства переселенцев являлось изготовление басонных изделий.

В целом культура моздокских кабардинцев имела, с одной стороны, много общего с культурой кабардинского этноса, а с другой, отличалась спецификой, обусловленной как принадлежностью их к локальной этнической группе, так и влиянием традиций сопредельных народов.

В заключении диссертации содержатся основные выводы по теме исследования.

Сегодня, когда национальности, проживающие за пределами территории основного этноса, получили больше возможностей для реализации своих национально-культурных запросов, назрела необходимость разработки и реализации комплексной программы возрождения национальной культуры моздокских кабардинцев. На наш взгляд, она должна содержать следующие направления: изучение состояния современного материального быта и духовной культуры, внутрисемейных отношений, межнациональных браков, семейного быта и других аспектов ссмейно-быз'оиоП жизни, этнодемографических процессов, социальной структуры. Первоочередными в этом плане задачами являются введение различных форм обучения родному языку, разработка и реализация конкретных культурных программ.

За последние несколько лег наметились в этом плане положительные сдвнш. Так, например, шмелю оживились культурные контакты моздокских кабардинцев с представителями Кабардино-Балкарской Республики, инициатива в которых принадлежит обществ енно-культурным движениям республики при активном участии официальных органон власти. Окатывается конкрешая помощь в благоустройстве доро! на хуторах моздокских кабардинцев, становлении колхозов, при поступлении в учебные (введения республики, почт после пят.чесяшлепкч о перерыв» в С'ерноволской шкоде возобновилось обучение родному кабардинскому я тыку.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Социально-исторические вопросы экологического мышления (в соавторстве) II Экологическое воспитание и образование в ВУЗах, Тезисы докладов на И-й областной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, 1989. - С.38-40.

2. В ногу со временем. (I Ошхамахо - Нальчик, 1990. № 4. - С.77-79 (на кабардинском языке).

3. О моздокских кабардинцах. // Точка зрения - Нальчик, 1990. № 2122. - С.41-44.

4. О свадьбе и свадебных обрядах моздокских кабардинцев. // Тезисы докладов на 1-й Региональной научно-практической конференции "Женщина Кавказа и современность" - Нальчик, 1991. - С.28-30.

5.0 свадьбе и свадебных обрядах моздокских кабардинцев. // Проблемы экологии, экономики и культуры народов Северного Кавказа - Нальчик, 1992. - С. 128-140.

6.0 народной медицине моздокских кабардинцев. // Сборник докладов на Кабардино-Балкарской республиканской научно-теоретической койференции "Экология-2" - Нальчик (в печати).

7. Страницы устного народного творчества моздокских кабардинцев -Майкоп (в печати).