автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему: Мусульмане южноазиатского происхождения в Великобритании
Текст диссертации на тему "Мусульмане южноазиатского происхождения в Великобритании"
Российская Академия наук
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера)
На правах рукописи
Котин Игорь Юрьевич
Мусульмане южноазиатского происхождения в Великобритании
специальность: 07.00.07 (этнография, этнология, антропология)
Диссертация
на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Научные руководители: доктор исторических наук
Л С.А.Маретина
кандидат филологических наук Н.Г.Краснодембская
Санкт-Петербург 1999
Оглавление Стр.
Введение. 3
Глава 1. Иммиграция южноазиатских мусульман и их хозяйственно-культурная 17 адаптация в Великобритании.
§ 1. Причины и характер иммиграции. 17 §2. Основные области выхода. Этнические, локальные и национальные
группы южноазиатских мусульман в Великобритании. 34 §3. Численность, расселение, демографическая и социальная структура
южноазиатского мусульманского населения Великобритании . 43
§4. Хозяйственно-культурная адаптация. 62
Глава 2. Роль традиционных социальных институтов южноазиатских мусульман в 69 процессе их иммиграции и адаптации.
§1. Семья. 69
§2. «Братство». 87
§3. Каста. 92
Глава 3. Влияние религиозных воззрений и бытовой культуры южноазиатских 103 мусульман на характер их культурно-бытовой адаптации в Великобритании.
§ 1. Ислам в Южной Азии и Великобритании. 103
§2. Роль религиозного фактора в процессе самоидентификации 121 южноазиатских мусульман в Великобритании.
§3. Бытовая культура и праздничная обрядность. 131 Глава 4. Южноазиатские мусульмане и проблемы современного
британского общества 143 § 1. Роль религиозно-культурных и этнорасовых особенностей южноазиатских мусульман в формировании их требований к
британским правительству и обществу. 143 §2. Участие южноазиатских мусульман в британской политической жизни. 160
§3. Культурная адаптация южноазиатских мусульман — часть процесса 174 трансформации британского общества в мультикультурное.
Заключение. 182
Список сокращений. 187
Список источников и литературы. 188
Приложения. 213
Введение.
Южноазиатское по происхождению население Великобритании (а это более полутора миллионов человек) - крупнейшее «цветное»1 меньшинство страны. Это также самая большая община (точнее общины) выходцев из Южной Азии (южноазиатов) за пределами индийского субконтинента. Их присутствие в Великобритании весьма заметно. В британских городах возведены согни мечетей, индусских храмов и сикхских гурудвар. «Азиаты» голосуют и избираются в парламент. В стране появилась мусульманская партия, издаются «азиатские» газеты, действуют культурные центры и т.д. Наконец, эмигрантские политические лобби в Англии оказывают существенное влияние на политику стран индийского субконтинента, а денежные переводы из Англии (преимущественно заработки южноазиатских рабочих и выручка мелких предпринимателей) способствуют экономическому подъему той или иной области Индии, Пакистана и Бангладеш. Большинство выходцев из Южной Азии в Соединенном Королевстве — британские граждане, многие родились в пой стране. Однако британская статистика относит их к особым государственно-политическим категориям, и исследователи применяют в отношении их политонимы «индийцы», «пакистанцы», «бангладешцы», а также топонимы «мирпурцы», «силхетцы», этнонимы «панджабцы» , «кашмирцы», «гуджаратцы», конфессионимы «мусульмане», «сикхи», «индусы», «джайны», «парсы»2.
Согласно переписи 1991 г. в Великобритании проживало 840 тыс. индийцев., 477 тыс. пакистанцев, 163 тыс. бангладешцев. Более 200 тысяч индийцев и пакистанцев попало в Англию через Восточную Африку. Несколько тысяч южноазиатов прибыло сюда из Вест-Индии вместе с неграми и мулатами из числа законтрактованных для работы в Англии ямайцев и тринидадцев. Выходцы из Южной Азии составляют значительные конфессиональные общины: мусульман, индусов, сикхов3, а также джайнов (около 20 тыс.) и парсов4. Они отличаются от коренных британцев внешним обликом, исповедуемыми религиями, языками, особенностями культуры и быта. Неслучайно все выходцы из Южной
' В Великобритании, где понятие «раса» трактуется в широком смысле, выходцы из Южной Азии, так называемые «азиаты» считаются особой расой. В обыденном сознании коренных британцев более темнокожие, чем европейцы, индийцы, пакистанцы, бангладешцы воспринимаюися наряду с неграми («черными») как «небелые» (non-white), «цветные» (coloured people) и противопоставляются «белым»—европейцам. Поскольку в английском языке слово «гасе» имеет и этнический оттенок, то существуют определенные сложности перевода его на русский язык. В отечественной литературе В.И.Козлов ввел понятие «этнорасовая общность» в отношении групп «цветного » населения Британии, в том числе - выходцев из Южной Азии.
" Об употреблении в этнографической науке понятий «полигоним», «конфессионим» и др. см.: 16, с.98.
3 по оценнкам 1984 г. их численность определялась следующим образом: мусульмане - 564 тыс., индусы -357 тыс., сикхи - 269 тыс .См. 305.
4 М. Бэнкс определяет число джайнов в Англии в 17 тыс. См.: 207, с.231.
Азии воспринимаются так называемым «белым» большинством как особая раеа-«азиаты». Многие ключевые понятия южноазиатской культуры являются общими для всех населяющих субконтинент народов, что наряду со сходством внешнего облика позволяет объединить их представителей за рубежом в одну общность. В то же время эта общность не является однородной. Ряд особенностей иммиграции и хозяйственно-культурной адаптации отдельных групп южноазиатского населения в Великобритании объясняется их религиозно-культурной спецификой. Эти различия столь значительны, что каждая крупная религиозно-культурная группа южноазиатов в Великобритании (мусульмане, индусы, сикхи, джайны, парсы) заслуживает отдельного исследования. Нами выбрана для рассмотрения крупнейшая религиозно-культурная группа (общность) южноазиатов в Англии и Шотландии5 - мусульманская, насчитывающая более одного миллиона человек.
Выбор южноазиатских мусульман в качестве объекта исследования объясняется рядом причин. Во-первых, это - крупнейшая из конфессиональных общностей южноазиатского происхождения в Великобритании. Во-вторых, регионально-культурная группа последователей ислама с индийского субконтинета составляет четыре пятых всех британских мусульман, а мусульмане являются крупнейшим конфессиональным меньшинством в Соединенном Королевстве и играют важную роль в его общественной жизни и политике. В-третьих, серия международных конфликтов вызвала волну исламофобии в Западной Европе, и, как следствие, - более пристальный интерес и, даже, предвзятое отношение здесь к этой группе. Как следствие этого, «исламский» фактор играет большую роль в современной внешней и внутренней политике Британии. В-четвертых, значительные мусульманские меньшинства существуют и в других развитых европейских странах, прежде всего во Франции и Германии, что позволяет привлечь материал данной диссертации для сравнения при исследовании этих меньшинств.
Южноазиатские мусульмане не представляют собой этнически и лингвистически однородной общности и представлены рядом этнических, локальных, кастовых групп. В Великобритании проживают мусульмане - панджабцы, кашмирцы, гуджаратцы, бенгаль-
3 Поскольку в Северной Ирландии проживает не более тысячи из полутора миллионов южноазиатов, зареги-
стрированных в Соединенном Королевстве, то в данном конкретном случае представляется возможным
остановиться более подробно на рассмотрении изучаемых групп в Англии и Шотландии. В данном исследовании для обозначения рассматриваемой страны расселения южноазиатов используются названия Великобритания, Британия и Соединенное Королевство . В случае, если данные и выводы по Англии как части Соединенного Королевства не противоречат данным и выводам по стране в целом, то для обозначения всей страны, согласно принятой в отечественной литературе традиции, употребляется также название Англия. Несмотря на административную автономию Уэльса, данные по нему в переписях объединены с данными по Англии. Уэльс тесно связан экономически с Англией и характер расселения южноазиатов там сходен с общеанглийским. Если не оговаривается особо, наблюдения в отношении этих групп населения Англии относятся и к их представителям в Уэльсе.
цы, небольшие группы пуштунов и малаяльцев6. В стране заметно присутствие нескольких крупных земляческих групп южпоазиатских мусульман. Мусульмане компактно переселялись в Соединенное Королевство из пенджабских округов Фейсалабад, Атток, области Мирпур в Кашмире, бангладешского округа Силхет. Поэтому в городах Британии можно найти районы концентрации локальных групп фейсалабадцев, мирпурцев, силхет-цев, гуджаратцев и т.д.
Помимо конфессионимов, этнонимов и топонимов в отношении выходцев из Южной Азии в Великобритании употребляются полигонимы «индийцы», «пакистанцы», «бангладешцы». Использование этих терминов в ряде случаев представляется полезным, однако существуют объективные сложности разделения южноазиатских мусульман по государственно-политическим группам. Во-первых, до 1972 г. Восточная Бенгалия входила в состав Пакистана, и, следовательно, до этого срока (а реально, до 1981 г. - времени очередной общебританской переписи) невозможно разделить статистику по выходцам из Западного Пакистана и уроженцам Восточной Бенгалии. Во-вторых, раздел Индии в 1947г. произошел по конфессиональному признаку, поэтому многие уроженцы Индии, переселившиеся в Пакистан до своей эмиграции в Англию, отнесли себя к пакистанцам. Пакистанцами считают себя и некоторые мусульмане - эмигранты из Индии. В-третьих, к пакистанцам в переписи Великобритании 1991 г. отнесли себя почти триста тысяч британских кашмирцев, преимущественно мирпурцев. Технически они могут считаться и индийцами, ибо окончательного решения по кашмирскому вопросу пока нет. В-четвертых, невозможно разделить на индийцев и пакистанцев бежавших из стран Восточной Африки мусульман южноазиатского происхождения, главным образом членов мусульманских каст
у
меманов, бохра и ходжа.
Английские исследователи уже предпринимали попытки выделения из общности южноазиатских мусульман групп пакистанцев, бангладешцев, индийцев8 и их отдельного изучения. Однако специфика расселения в Британии пакистанцев и бангладешцев, а также отдельных этнических групп южпоазиатских мусульман такова, что но отдельности они представляют собой лишь локальные группы в населении ряда городов. Только взятые как единая религиозно-культурная общность, южноазиатские мусульмане представляют существенный фактор общественно-политической жизни Великобритании. Более того, именно южноазиатские мусульмане составляют большинство (четыре пятых) британских
6 Последние две группы—немногочисленны.
7 Л.А.Демкина условно называет эту категорию восточноафриканского населения индопакистанцами. См.:36.
8 См. обзор литературы.
мусульман. Именно они из всех южноазиатских и мусульманских групп наиболее активно выступают по проблемам внутренней и внешней политики английского правительства. В подавляющем большинстве случаев именно выходцы из Южной Азии имеются в виду, когда политики говорят о британских мусульманах. Во всех странах Южной Азии господствуют одни и те же течения в исламе, действуют близкие по духу мусульманские организации, имеющие общие корни, активны одни и те же суфийские братства. Этнические же, национальные и локальные группы часто включают и иноконфессиональный элемент.9
Хотя южноазиатские мусульмане в Великобритании не представляют собой однородной в этническом или языковом отношении группы, они, как правило, разделяют представление о своей принадлежности к «азиатам» и мусульманам, имеют многие общие черты культуры и быта. В то же время существуют достаточно четкие границы, отделяющие их от остальных мусульман с одной стороны, и индусов, сикхов, джайнов, парсов - с другой. Ог первых их отличают «фенотипические, визуальные различия..., которые делают межгрупповую дистанцию более значимой, чем весь остальной набор культурных и политических характеристик»/160,с.9/. Одновременно, многие культурно-бытовые установки, обряды и запреты четко выделяют южноазиатских мусульман из среды других выходцев с субконтинента. Эти особенности сказались на характере идеологических и политических движений в странах субконтинента.
Еще в XIX в. видный индийский мусульманский просветитель Сайид Ахмад Хан выступил с идеей особого пути и целей последователей ислама на субконтиненте. В начале XX в. мусульмане стали создавать отдельные торговые палаты, банки и собственную политическую партию - Мусульманскую лигу. Целый ряд мер английского колониального правительства, в частности, создание для мусульман отдельных избирательных курий, повлиял на дальнейшее политическое обособление мусульман. В 1930-х гг. идея особости и обособленности мусульман от других индийцев получила дальнейшее развитие в теории существования «мусульманской нации», разработанной философом и поэтом Мухаммедом Икбалом. Мусульманская буржуазия, заинтересованная в избавлении от более сильных конкурентов из числа индусов, джайнов и парсов, поддержала эту идею, и в 1940 г. создание государства мусульман было объявлено целью партии Мусульманская лига. В 1947 г. произошел раскол Индии по конфессиональному принципу. В северо-западной и северо-восточной частях некогда единой страны возникли провинции государства индийских мусульман — Пакистана. Хотя многие мусульмане остались в Индии, они осознают себя здесь «обособленной религиозно-культурной общностью» и в общеиндийском поли-
4 Так, например, часть пакистанцев в Великобритании—христиане.
тическом контексте « как правило, воспринимаются как нечто целое, объединенное религией, не имеющее национальных различий, отличное от индийцев других исповеданий -индусов, сикхов, джайнов и т.д.»/136,с.10-11/ В Великобритании южноазиатские мусульмане также выступают как особая религиозно-культурная группа со своими особыми требованиями к правительству и обществу.
Таким образом, как нам представляется, обоснованно объектом данного исследования выбраны мусульмане южноазиатского происхождения в Великобритании. Данная общность еще не стала предметом специального исследования в отечественной науке. Новизна данного исследования заключается в выборе для рассмотрения малоизученной группы британского населения. Актуальность же работы определяется значимостью темы международных трудовых миграций для всей Западной Европы в целом и Великобритании в частности, многочисленностью рассматриваемой общности (1 млн. человек или более 2 % населения страны), экономической и политической активностью ее представителей.
Описание этнических групп населения и современных этнических процессов является важнейшей задачей этнографии. Этнография является исторической дисциплиной, а главенствующий в этой науке сравнительно-исторический метод позволяет понять явления, в том числе этнические процессы современности, политические события, социально-экономические особенности, исходя из знания истории, специфики религии, культуры и быта рассматриваемых групп. С учетом указанных обстоятельств, данная работа предпринята как этнографическое исследование, и большое внимание в ней уделено религиозно-культурным особенностям южноазиатских мусульман, их хозяйственно-культурной адаптации в Великобритании. Полезным представляется также привлечение данных других дисциплин (социологии, социогеографии) для описания и объяснения явления. Таким образом, нами признается необходимость комплексного подхода к изучению проблемы при главенстве сравнительно-исторического метода, «позволяющего путем сравнения выявить общее и особенное в развитии стран и народов и причины этих сходств и различий»/175/.
Непосредственная цель диссертации — определить механизмы и направление иммиграции, области происхождения и районы расселения южноазиатских мусульман в Великобритании, выделить занимаемые ими социально-экономические ниши, рассмотреть особенности их хозяйственно-культурной адаптации к новым условиям, выявить их специфические проблемы и установить степень их влияния на общественную жизнь страны. Работа над данной темой поможет, таким образом, лучше понять современные этнические процессы, происходящие в Великобритании, Западной Европе, развитых капиталистиче-
ских странах в целом. Исследования в этой области с привлечением материала на макро- и микроуровнях уже ведутся, однако, анализ источников и литературы показывает, что многое в данном направлении еще предстоит сделать.
Несмотря на появление в отечественной литературе ряда публикаций по южноазиатской диаспоре, а именно, - трудо�